Банк инноваций в доу. Цветотерапия в работе с детьми

Ц В Е Т О Т Е Р А П И Я


  • История цветотерапии
  • Язык цвета
  • О цветотерапии
  • Применение цветотерапии:
  • Диагностика нарушений;
  • Коррекция нарушений;
  • Профилактика нарушений.

5. Заключение


Цвет сам по себе что-то выражает - от этого нельзя отказываться… …Это надо использовать .

Винсент

Ван Гог


Наука о целительстве цветом называется Ц В Е Т О Т Е Р А П И Е Й .


- оптимальная адаптация внутренней и внешней среды человека друг к другу; развитие воли или внимания; памяти или воображения; ритма жизни или выносливости...

В общем, того, к чему стремится интеллект человека.


Символика цвета имеет давнюю историю.

Люди с незапамятных времен придавали особое значение чтению «языка красок»,

что нашло отражение в древних мифах,

народных преданиях, сказках,

различных религиозных и мистических учениях.


О ткрытие английскими учеными Дауном и Блунтом лечебных свойств ультрафиолетовых лучей (1877) ;

Открытие лечебного воздействия каждого цвета спектра американскими учеными Эдвином Баббитом и Плизантоном (1878) .


Ц В Е Т - это свет, без которого немыслимо наше существование.

Цвет, проникая в наш организм, вызывает определенные биохимические реакции в тканях, стимулирует важные железы, в том числе гипофиз. Эта железа порождает гормоны, управляющие функциями организма: сном, сексуальным возбуждением, обменом веществ, аппетитом. Мы воспринимаем цвет главным образом с помощью зрения, но неосознанно мы впитываем его через кожу, мышцы и даже кости.




Красный цвет - то цвет кровавый,

Эпизод он битвы правой.

Сделанная вмиг работа,

Солнца пламенный закат,

-И забьется сердце жарче,

И запомнится все ярче.

Красный - время для полета,

Огненный его наряд.


Красный цвет прежде всего ассоциируется с кровью и огнем. Красное символизирует радость, красоту, любовь и полноту жизни, а с другой стороны - вражду, месть, войну. Красный цвет издревле связывается с агрессивностью и сексуальными желаниями. Красное обозначает также власть, величие. Красный - цвет страстей. Если это любимый цвет, то такой человек смел, это волевой, властный тип, вспыльчивый и общительный. Красный цвет наиболее предпочитаем подростками.


Возбуждает и раздражает, стимулирует головной мозг, увеличивает аппетит. Связан с кровью. Способствует росту количества эритроцитов и гемоглобина в крови, стимулирует образование других клеток крови.

Создает ощущение телесного тепла

и реально увеличивает общее количество "внутренней теплоты". Помогает поддерживать здоровый цвет кожи, дает энергию нервной ткани и красному костному мозгу - органу кроветворения.

Переизбыток красного цвета может вызвать конъюнктивит.


Желтый - это цвет ментальный,

Осени листок прощальный.

Это мысли цвет и грусти - Беспредельность с ним твори.

А в ненастье желтый лучик,

Тот, что выйдет из-за тучи,

Невесомые опустит Нити счастья и любви.


Желтый - цвет золота, которое с древности воспринималось как застывший солнечный цвет. Это цвет осени, цвет зрелых колосьев и увядающих листьев, но также и цвет болезни, смерти, потустороннего мира. Желтый - символизирует спокойствие, непринужденность в отношениях с людьми, интеллигентность. Когда он любим, это означает общительность, любопытство, смелость, легкую приспособляемость и получение удовольствия от возможности нравиться и привлекать к себе людей.


Стимулирует нервные процессы, питает головной мозг, усиливает работу ума.

Эффективен как восстанавливающее средство

при умственном утомлении. Ликвидирует апатию и тревогу. Увеличивает силу понимания.

Возвышает ум и утончает восприятия.

Чрезмерное употребление этого цвета может вызывать избыточное накопление желчи в тонком кишечнике.


Цвет зеленый - возрожденье,

Равновесье, обновленье. Это юность и мечтанья, Лист, раскрывшийся весной.

Это луг, залитый светом

Ярким днем веселым летом,

Это выход из отчаянья

И лесной глуши покой.


Зеленый - цвет травы и листьев. У многих народов он символизирует юность, надежду, веселье, хотя порой - и незрелость, недостаточное совершенство. Зеленый цвет содержит в себе скрытую потенциальную энергию, отражает степень волевого напряжения, поэтому люди, предпочитающие зеленый цвет, стремятся к самоуверенности и уверенности вообще.


Уравновешивает, успокаивает, вселяет мужество, дисциплинирует ум и тело, помогает контролировать свои поступки. Дарует ощущение психической свежести и облегчает состояние при мучительных состояниях переживания чувства вины и тревоги. Смягчает эмоции, гармонизирует работу сердца. Чрезмерное использование этого цвета стимулирует концентрацию желчи и может явиться причиной возникновения камней в желчевыводящих путях.


Синий-синий купол звездный

Зачарует в день морозный,

На его печальном фоне

Звезд виднее чистота.

Синий милость и пощаду

Принесет глубоким взглядом,

В синем цвете даль утонет,

В синем - мудрость божества.


Синий цвет у многих народов символизирует небо и вечность. Он также может символизировать доброту, верность, постоянство. Синий - традиционный цвет истины и покоя в восточной философии. Синий - цвет неба, покоя, расслабления. Если он нравится, то это говорит о скромности и меланхолии.


Оказывает болеутоляющее действие. Эффективен при бессоннице,

рассеивает навязчивые мысли.

Это - цвет Чистого Сознания,

духовной бодрости и умственной трезвости. Охлаждает и тело, и ум.

Помогает исправлять болезни печени. Эффективен при снятии психоэмоционального возбуждения, смягчает агрессию, ликвидирует состояния страха и тревоги.


Цвет оранжевый огнем

Возвестит о дне своем.

Роскошь солнца, пламя свеч

Он напомнит среди стужи

Апельсина теплым цветом

И настурции букетом.

Его греющая речь

Мысли, творчеству послужит.


Оранжевый - любимый цвет людей, обладающих интуицией, и страстных мечтателей. Оранжевый – это цвет освобождающий, раскрепощающий, способствующий терпимому и доверительному отношению людей друг к другу.

Оранжевый цвет говорит о стремлении человека к самораскрытию и установлению контактов с окружающими.


Стимулирует чувства, создает ощущение веселья и благополучия, способствует лечению анемии.

Согревает и несет положительную целебную энергию. Придает энергию и силу гениталиям. Поддерживает здоровое состояние кожных покровов и слизистых оболочек.


Фиолетовый цвет тайны

Любим с детства не случайно,

Магдалину христиане

Нарядили в этот цвет.

В фиолетовых одеждах

Можем мы внушить надежду;

Им Нептун светиться станет

Среди близких нам планет.


Фиолетовый цвет

символизирует присущую человеку инфантильность и внушаемость, потребность в поддержке, опоре.

Фиолетовый – помогает познать мировые законы, получить озарение свыше. Считается вдохновляющим духовным цветом. Люди, предпочитающие фиолетовый цвет, тянутся ко всему таинственному, пытались найти разгадку необъяснимым явлениям.


Повышает функциональную устойчивость сердца, легких и кровеносных сосудов.

Увеличивает выносливость тканей и органов, помогает при невралгиях.

Создает легкость в теле и открывает двери к тонкому восприятию людей и предметов, а также способствует доступу целительных сил окружения в организм.


Разбеленный черный, затемненный белый -

Вот таким нежданно к нам приходит серый.

Серый- это мера, что несет отраду,

Сдержанная мудрость- и душа ей рада.

Утихает красный, отступает синий

И виток чугунный украшает иней.

Издали нам кажется, что сера ограда,

И прекрасней нету обрамленья сада.


Белый цвет символизирует чистоту, незапятнанность, невинность, добродетель, радость. Он ассоциируется с дневным светом. Белый - синтез всех цветов, поэтому он является «идеальным» цветом. В нем заложен многозначительный смысл. Этому цвету может отдать предпочтение человек с любым характером, он никого не отталкивает.

Черный цвет символизирует несчастье, горе, траур, гибель.

Черный - цвет неуверенности, символизирующий мрачное восприятие жизни. Постоянный выбор черного свидетельствует о наличии некоего кризисного состояния и характеризует агрессивное неприятие мира или себя


  • Это увлекательно, интересно, ресурсно и экологично.
  • Работа с цветом ускоряет прогресс в терапии.
  • Бессознательные конфликты и внутренние переживания легче выражаются с помощью зрительных образов, чем при рассказе о самих переживаниях.

Использование колористических упражнений служит средством для:

  • развития внимания к чувствам;
  • усиления ощущения собственной ценности;
  • повышения спонтанности и креативности.

  • непосредственно после приема пищи;
  • при алкогольном опьянении;
  • при приеме лекарственных препаратов.

Беременным и женщинам накануне (или во время) менструации следует проводить контрольное тестирование для цветовой коррекции каждого последующего сеанса.

Реально же ограничения цветотерапии определяют прежде всего цвета бессознания. Перед применением цветотерапии, необходимо проконсультироваться со специалистами!!!


Цвета вызывают определенные физиологические реакции в организме. Например, нельзя применять:

красный цвет при воспалительных процессах, повышенном артериальном давлении и угревой сыпи; голубой - при пониженном давлении. Особая осторожность должна быть в применении индиго , так как он воздействует на эндокринную систему. Опасно также подвергать себя воздействию какого-либо цвета слишком долго, особенно красного конца спектра. Желтый и оранжевый цвета нельзя использовать при психическом возбуждении (частый исход - головокружение).


Применение

цветотерапии

Диагностика

нарушений

в развитии

Коррекция

нарушений

Профилактика

заболеваний


Цветовой

тест

М. Люшера

Тест цветных

пирамид

Цветовой тест

Отношений

(ЦТО)

Методика

цветовых

порогов


Существует два варианта теста: краткий и полный. Краткий вариант ЦТЛ представляет из себя набор 8-ми цветов: - серого, темно-синего, сине-зеленого, красно-желтого, желто-красного, красно-синего или фиолетового, коричневого и черного. Полный вариант ЦТЛ - «Клинический цветовой тест» состоит из 7-ми цветовых таблиц. Тест представляет собой ранжирование цветов испытуемым по степени их субъективной приятности (симпатичности). Испытуемого просят отвлечься от ассоциаций, связанных с модой, традициями, общепринятыми вкусами и постараться выбирать цвета, только исходя из своего личного отношения.


Создан в 1952 году Р. Хейсом и Г. Хилтманом. Сущность - констатирование связи между субъективным предпочтением цвета и личностными особенностями человека, в том числе и интеллекта. Процедура теста заключается в оклеивании цветными квадратиками 3-х или большего числа схем-протоколов пирамид, содержащих 15 пустых квадратов. Оценка результатов включает подсчет частоты выборов основных тонов, без учета оттенков. По количеству использованных и не задействованных цветов в пирамидах определяется широта сферы эмоционального реагирования испытуемого. По форме пирамиды (характеру оклеивания ее цветами) выносится суждение об интеллектуальных особенностях личности.


Составители: Е.Ф. Бажин и А.М. Эткинд.

Методической основой ЦТО является цветоассоциативный эксперимент, базирующийся на гипотезе отражения существенных характеристик невербальных компонентов отношений к значимым другим и к самому себе в цветовых ассоциациях к ним.

Оборудование: 8-ми цветовая таблица Цветового теста Люшера. Стандартная процедура проведения ЦТО состоит из нескольких этапов:

1.Определение лиц, предметов и понятий, играющих в жизни испытуемого существенное значение

2.Этап тестирования.

3. Этап интерпретации результатов.



ЦВЕТНАЯ

ВОДА

ЗВУКОТЕРАПИЯ

ЛИТОТЕРАПИЯ

ОЧКИ С ЦВЕТНЫМИ

СТЕКЛАМИ

ЦВЕТНЫЕ ВАННЫ

ЦВЕТОПУНКТУРА

ХРОМОТЕРАПИЯ


Это терапия с использованием цветного освещения.

Лечение разноцветным освещением обычно проводится двумя способами:

1. Хромотерапия всего тела (особенно спины), в том случае, когда требуется возродить организм.

2. Хромотерапия какой-либо части тела или органа, который нуждается в лечении.

Для сеанса - лучше быть одетым в светлую одежду, тогда вы лучше впитаете в себя цвет.


это метод воздействия света на человеческий организм с помощью окрашенных лучей на меридианы человеческого тела.

Точки акупунктуры подвергаются воздействию не иголок, а цветных лучей. Продолжительность воздействия цветных лучей, расстояние между источником света и меридианной (с точностью до сантиметра) устанавливается индивидуально цветотерапевтом.


Для создания цветной ванны подойдет цветная соль для ванн или пищевой краситель. Ванны теплого спектра желательно принимать в первой половине дня, а холодных тонов как расслабляющие - в конце дня .

Синяя - отрешиться от повседневности и способствовать медитации.

Фиолетовая - вдохновит на достижение идеалов в жизни и работе.

Розовая ванна подарит уверенность в собственных силах. Голубая ванна поможет прийти в себя после трудового дня.




Зеленые камни,

несущие покой

(изумруд,

малахит,

нефрит)

Живая энергия

черных камней

(гагат, обсидиан,

акабар)

Красные камни

жизненной силы

(рубин, гранат,

ПАЛИТРА

ЦЕЛЕБНЫХ

КАМНЕЙ

Желтые камни

интеллектуалов

(цитрин, топаз,

янтарь)

Синие камни

мудрости (сапфир,

аквамарин, азурит)

Тайны белых

камней

(алмаз, жемчуг,

перламутр)


В емкость из цветного стекла наливают жидкость. Далее выставляют сосуд на солнечный свет. Получается двойной эффект от потребления соляризированной жидкости.

Красная вода - дает заряд энергии и согревает;

Зеленая - гармонизирует и стабилизирует;

Оранжевая - освежает;

Желтая - стимулирует;

Жидкости, заряженные голубым , синим или фиолетовыми лучами, успокаивают.



«Дома и стены помогают!»

Русская народная пословица

Правильное использование цвета в своем доме может значительно усилить помощь родных стен.


Физиология цвета: Хорошо лечит пищеварительную систему, обеспечивает ее работу. В основном воздействует на течение желчи, которая играет роль в поглощении и переваривании жиров. Улучшает память.

Профилактика заболеваний: диабет, кожные заболевания, истощение нервной системы.


Физиология цвета:

Лечит глухоту, катаракту, кровотечения, бессонницу. Является анестетиком. Помогает при ангинах, ревматизмах. Является анестетиком.

Профилактика заболеваний: ангина, ревматизм, тревожность и др.


Физиология цвета: стимулирует нервную систему, высвобождает адреналин, улучшает кровообращение, повышает количество красных телец в крови, увеличивает сексуальность и сексуальное влечение.

Профилактика заболеваний: пониженное артериальное давление, анемия, плохое кровообращение, простуда, насморк. Лучше применять красный цвет в сочетании с зеленым или голубым цветами.


Физиология цвета: чаще всего сердечные приступы возникают из-за скопившихся эмоциональных проблем. Причиной большинства сердечных заболеваний у мужчин среднего возраста является невозможность изменить что-либо в своей жизни, из-за недовольства своей профессией.

Профилактика заболеваний: болезни сердца, бронхит и болезни легких, грипп, клаустрофобия.



Тейя Крашек, Клиффорд Пиковер.

Гармонизирует все энергетические процессы,

наполняет жизненной энергией, защищает от электромагнитного излучения

и любых негативных энергий.

Можно размещать над экраном телевизора,

у монитора компьютера

Биогенезис


Маргарита Шевченко. Целебный рисунок

Обеспечивает эмоциональное равновесие,

улучшает обменные процессы в организме, способствует похудению. Можно размещать на кухне, над обеденным столом


Маргарита Шевченко.

Подключает ко всеобщему информационному полю. Способствует разрешению сложных проблем, раскрытию творческого потенциала,

развитию парапсихологических способностей. Можно размещать на рабочем столе, использовать для медитации.

Медитативный рисунок.


Маргарита Шевченко.

Очищает от негативных мыслей и эмоций, рассеивает страхи, укрепляет

энергетику. Защищает от внешних негативных энергий и влияний.

Можно размещать в прихожей, особенно эффективно прикреплять к входной двери

Ангел со звездами



  • Агостон А. Теория цвета и ее применение... М., 1982
  • Бажин Е.Ф., Эткинд А.М. Цветовой тест отношений (ЦТО). Методические рекомендации. Л., 1985
  • Гоникман Э.И. Ваш талисман (о целебных свойствах драгоценных камней) М., 2002
  • Егорова Е. Процветание по М. Люшеру: энергия цвета для здоровья и успеха. СПб,: Питер, 2007
  • Миронова Л.Н. Цветоведение. Минск, 1984
  • Серов Н.В. Лечение цветом. Мода и гармония. СПб: 1993
  • Серов Н.В. Эстетика цвета. Методологические аспекты хроматизма. - СПб, 1997
  • Шереметева Г.Б. семь цветов здоровья. Лечение цветом. М., 2001
  • http://www.colorzone.ru/
  • Boliachkam.Net
  • www.nutrition.ru/works/pages/natmed/colortherapy.htm

Организация: МБДОУ «Детский сад №1 «Светлячок»

Населенный пункт: Республика Татарстан, г. Менделеевск

Цель: познакомить педагогов с опытом работы по проведению и организации деятельности с дошкольниками с применением элементов арт-терапии.

1. Научить педагогов способствовать самопознанию ребенка, осознанию своих характерных особенностей и предпочтений;

2. Научить развивать у ребенка социальные и коммуникативные навыки поведения, мыслительную и речевую активность, мелкую моторику;

3. Формировать адекватную самооценку.

План работы.

1.Актуальность проблемы.

2.Виды арт-терапии для дошкольников.

3. Краткая характеристика элементов арт-терапии. (Сказкотерапия, песочная терапия, изотерапия, цветотерапия, терапия водой, музыкотерапия, игротерапия.)

4.Практическая часть: мастер - класс по использованию элементов арт-терапии в работе с дошкольниками.

В настоящее время педагоги дошкольных образовательных учреждений находятся на пороге новой эпохи в истории российского дошкольного образования. На данном этапе происходит пересмотр содержания дошкольного образовании

Общеизвестным фактом является то, что речевые нарушения у детей дошкольного возраста, не является исключительно логопедической проблемой. Речевые расстройства ограничивают познавательные возможности детей. Одновременно с речевой сферой страдает эмоциональная и сенсорно-перцептивная сфера ребёнка. У детей этой группы крайне низкая работоспособность. Работа с такими детьми, обычными методами и приёмами, не всегда даёт эффективные результаты. Поэтому, необходимо использовать новые технологии, одновременно обеспечивающие познавательное развитие детей и стимулирующую их речевую активность. Такой технологией, несущей особые коррекционные и развивающие возможности, на мой взгляд, является арт-терапия. Ознакомившись с методической литературой, материалами Интернета по этой теме я часто использую элементы разновидностей арт-терапии в работе с дошкольниками.

Арт-терапии является междисциплинарным подходом, соединяющим в себе различные области знания – психологию, педагогику, медицину и т.д. Есть преимущества, которые делают ее высококонкурентноспособной:

  • Во-первых, это то, что арт-терапевтическая среда психологически безопасна, безоценочна, свободна.
  • Во-вторых, продукт творчества ребенка – дает возможность дать ретроспективную оценку, проследить динамику развития.
  • В-третьих, арт-терапия создает возможности осознания собственной ценности. Немаловажным является и то, что арт-терапия является средством невербального общения. Это делает ее особенно ценной для тех, кто недостаточно хорошо владеет речью, кому сложно выразить свои мысли в словах;

Практически каждый ребенок может участвовать в арт-терапевтической работе, которая не требует от него каких-либо способностей к изобразительной деятельности или художественных навыков. Кроме того, продукты изобразительного творчества являются объективным свидетельством настроений и мыслей дошкольника, что позволяет использовать их как диагностику. Арт - терапия позволяет познавать себя и окружающий мир. В большинстве случаев арт-терапевтическая работа вызывает у детей положительные эмоции, помогает преодолеть пассивность и безынициативность, сформировать более активную жизненную позицию. Побочным продуктом терапии искусством является удовлетворение, возникающее в результате выявления скрытых умений и их развития.

Техники арт-терапии применяются при достаточно широком спектре проблем. Основными задачами в работе с детьми, являются:

  • Развитие познавательно-речевой активности, через использование средств арт-терапии.
  • Использование ресурсов сказкотерапии для развития, для решения целого ряда задач: обучения, воспитания, развития личности, коррекции речи, поведения.
  • Расширения кругозора детей, привития любови к культурному наследию через музыку, живопись, поэзию.
  • Стимулирование креативности, оригинальности мышления.
  • Развития уверенность в себе.
  • Гармонизирование эмоционального состояние.
  • Способствование развития детского коллектива.

2.Виды арт-терапии для дошкольников:

  • Изотерапия
  • Цветотерапия
  • Песочная терапия
  • Фототерапия
  • Игротерапия
  • Музыкотерапия
  • Вокалотерапия
  • Сказкотерапия
  • Танцевально-двигательная терапия

Важно, что для занятий арт-терапией не требуется специальной подготовки. Взаимодействие с детьми при помощи арт-терапии проходит очень плодотворно и интересно. НОД строятся на игровом сюжете, где дети выполняют определенные задания педагога. Эта замечательная форма позволяет включить в него ряд речевых игр, упражнений, заданий на коррекцию речи. Кроме того позволяет привлечь и заинтересовать малоактивных детей, повысить индекс позитивного самочувствия и психологического комфорта. Используя арт-терапию в ходе непосредственно образовательной деятельности я стремлюсь, чтобы ребенок был активным участником педагогического процесса, а не пассивным слушателем.

В своей работе можно использовать следующие элементы арт-терапии:

Сказкотерапия . Сказки в педагогической работе использовались издавна. Использование сказки в дошкольном возрасте способствует целенаправленному развитию речевой сферы. В увлекательной форме и доступными для понимания словами сказка показывает ребёнку окружающую жизнь, людей, их поступки и судьбы, показывает, к чему приводит тот или иной поступок героя. Эта уникальная возможность пережить, «проиграть» жизненные ситуации без ущерба для собственной жизни и судьбы ставит сказку в ряд с самыми эффективными способами воспитательно-образовательной работы с детьми.

Песочная терапия. Песок – прекрасный материал для работы с детьми любого возраста. Использование его в коррекционных целях далеко не ново. С огромным интересом дети участвуют в выполнении заданий педагога в «Юнгианской песочнице» с различными наполнителями (песком, манкой, гречкой, рисом, мелкими игрушками). Ее использование развивает мелкую моторику, позволяет закрепить речевые умения детей. Дети с большим удовольствием рисуют, строят, изображают в песочнице следы зверей, сюжеты рассказов, предметы на заданные звуки и при этом сопровождают свои действия с речью.

Цветотерапия. Педагогам необходимо владеть элементарной информацией о цветотерапии и использовать эти знания в учебно-образовательном процессе. Метод погружения в определенный цвет в настоящее время активно используется в практике работы ДОУ. С малоактивными, пассивными детьми педагоги используют для активизации задания с использованием красного цвета, оранжевого или жёлтого цветов. Это цветовые фотографии, задания с цветовыми фишками и т.д. Гиперактивным детям предлагаются упражнения с холодными оттенками цвета: голубым, синим или зелёным. Задания с цветом помогают развивать у детей внимание, сосредоточение.

Терапия водой . Вода – первый и любимый всеми детьми объект для исследования. Первое вещество, с которым с удовольствием знакомится ребенок, это вода. Она дает ребенку приятные ощущения, развивает различные рецепторы, предоставляет практически неограниченные возможности развития познавательной активности. Ценность технологии заключается в том, что игры с водой один из самых приятных способов обучения. Это дает возможность использовать эту технологию для познавательно, речевого развития, обогащения эмоционального опыта ребенка, при трудностях с адаптацией.

Музыкотерапия – один из методов, который укрепляет здоровье детей, доставляет детям удовольствие. Музыка способствует развитию творчества, фантазии. Мелодия действует особенно эффективно для наших гиперактивных детей, повышает интерес к окружающему миру, способствует развитию культуры ребенка. Музыкотерапия – метод психокоррекционного воздействия на человека, основанный на возможностях воздействовать музыкой на эмоциональное, волевое интеллектуальное и личностное развитие.

Игротерапия – воздействие на детей с использованием игр. Игра имеет сильное влияние на развитие личности ребенка, способствует развитию общения, коммуникации, созданию близких отношений, повышает самооценку. В игре формируется произвольное поведение ребенка, его социализация.

Практическая часть:

Воспитатель: Сегодня я хочу представить вашему вниманию несколько игр, которые помогут Вам не только почувствовать себя ребенком, но научиться быть самим собой, понимать чувства других и использовать эмоции в качестве средства общения.

Итак, представьте себе, что вы дети – дошкольники…

  1. Упражнение «Здороваемся ладошками».

Воспитатель: Я предлагаю Вам поздороваться необычным способом- ладошкой (воспитатели встают в круг и прикасаются ладошками друг к другу). Соединим свои ладошки с ладошками соседа и ласково скажем: «Здравствуйте!» (также можно здороваться мизинчиками).

222222.Упражнение. 2. Упражнение «Олени».

Воспитатель: Встаньте, пожалуйста, в два круга – внутренний и внешний, встаньте лицом друг к другу. Правым ухом потритесь о правое ухо партнёра, затем левым о левое, потопайте ногами. После этого внешний круг должен сместиться на одного человека. И так пока все не поприветствуют друг друга.

3. Упражнение «Свеча».

Воспитатель: Сейчас вам нужно встать в один круг и представить, что у меня в руках свеча. Посмотрите, как колышется ее пламя, какое оно красивое. Сейчас мы будем передавать свечу друг другу, почувствуйте тепло, которое от нее исходит. Возьмите себе немножко тепла, повернитесь к своему соседу справа от вас и, глядя на него, улыбнитесь скажите: « Я тебя рад видеть»

4. Упражнение «Лотерея» (игровая терапия)

Воспитатель: Хочу предложить вашему вниманию следующее упражнение. Перед вами волшебный сундучок, в нём сюрприз. Каждый участник по очереди достаёт записку с заданием, зачитывает и выполняет его.

  • отгадать загадку, (не лает, не кусает, а в дом не пускает)
  • рассказать стишок,
  • сказать комплимент соседу справа,
  • произнести скороговорку «Мама мыла Милу мылом»,
  • спеть куплет из любой песни,
  • пройти по залу, как модель.

5.Упражнение «Доброе животное»

Воспитатель: Давайте возьмемся за руки и представим, что мы одно животное. Прислушаемся к его дыханию. Все вместе сделаем вдох-выдох, вдох-выдох и еще раз вдох-выдох. Очень хорошо, а теперь послушаем как бьется его сердце. Тук – сделаем шаг вперед, тук – шаг назад. И еще раз тук- шаг вперед, тук – шаг назад. Зверь дышит очень ровно, спокойно. Мы с вами должны сделать глубокий вдох, а затем на выдохе громко и энергично произнести звуки:

"А" - воздействует благотворно на весь организм.

"Е" - воздействует на щитовидную железу.

"И" - воздействует на мозг, глаза, нос и уши.

"О" - воздействует на сердце и лёгкие.

"У" - воздействует на органы, расположенные в области живота.

"Я", "М" - воздействует на работу всего организма.

"Х" - помогает очищению организма.

"ХА" - помогает повысить настроение.

6.Упражнение «Сказка по кругу»

Воспитатель: Нам с вами предстоит выполнить очень интересное упражнение. Называется оно «Сказка по кругу». Я начну сказку, затем ее продолжит мой сосед справа и будет сочинять до тех пор пока я не скажу: «Дальше». Затем следующий игрок продолжит сказку.

7.Упражнение «Аплодисменты друг другу»

Воспитатель: Мы сегодня с вами плодотворно поработали, теперь я хочу снять у вас напряжение и усталость, поблагодарить вас за вашу работу. Давайте присядем с вами прямо на пол и будем аплодировать в ладоши. Но не просто аплодировать, а приглашать взглядом к началу аплодисментов. На кого я посмотрю, тот и начинает хлопать в ладоши, затем он в свою очередь приглашает к аплодисментам следующего участника и так далее.

В конце упражнения должны хлопать все участники нашего семинара.

8.Упражнение «Ритуал прощания»

Воспитатель: А попрощаться с участниками семинара я предлагаю следующим образом. Я протягиваю вперед свою правую ладонь, и каждый участник должен протянуть по очереди свою ладонь и положить ее сверху ладоней друзей. Когда будет положена последняя ладонь, мы все вместе с вами скажем дружно: «До свидания!»

Список используемой литературы:

  1. Киселева М.В. Арт-терапия в работе с детьми СПБ. Речь.2006г
  2. Копытин А.И., Корт Б.В., Техники телесно-ориентированной арт-терапии. М.»Психотерапия».2011г.
  3. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. Ярславль. Академия развития.1996г.
  4. Материалы интернет-ресурсов.
  5. Хухлаева О.В., Хухлаев О.Е., Первушина И.М. Тропинки к своему Я. М.Генезис.2004г.

Елена Пименова
Семинар-практикум для педагогов «Цветотерапия»

Цветотерапия для детей .

«Все мы родом из детства» . Эти слова принадлежат знаменитому французскому писателю, философу Антуану Экзюпери автору книги «Маленький принц» . Эти слова давно стали не только крылатыми, но еще стали устойчивым выражением, к которому часто прибегают психологи, когда хотят сказать, что многие наши проблемы пришли в нашу жизнь из нашего детства. Ведь именно в детстве закладывается фундамент наших будущих неудач или побед. Именно поэтому так важно вовремя поймать за хвост проблему еще в детстве, что бы она не улетела в будущее. Некоторые специалисты считают, что самым мягким и действенным способом разобраться в проблемах ребенка без ущерба для его внутреннего мира является цветотерапия .

Очень широкие возможности имеет цветотерапия для детского сада , где у воспитателей и психологов есть доступные способы выявления не только определенных психологических черт каждого ребенка, но и возможности своевременной коррекции выявленных проблем. Благодаря гармоничной атмосфере, которая создается цветотерапией , дети проявляют интерес к занятиям и реагируют на них очень эмоционально. При помощи палитры цветов удается выявить страхи, повышенный уровень тревожности, заниженную самооценку, неуверенность в собственных силах. Об этом свидетельствует выбор темных цветов ребенком . Черный колер может так же говорить о снижении зрения, а в возрасте около трех лет выражать протест. У старших детей предпочтение темным цветам говорит о наличии определенных проблем. По мнению исследователей при помощи хромотерапии психологическая помощь малышам оказывается наиболее естественными, нежными методами коррекции.

Игра – основной вид деятельности ребенка дошкольного возраста. В игре ребенок развивается, познает окружающий мир, приобретает опыт.

Одним из основных требований к подбору материала является цвет , т. к. по своему воздействию на организм человека он имеет колоссальное значение. Цвет служит мощным стимулятором эмоционального и интеллектуального развития детей. Необходимо учитывать, что дошкольное детство является еще и периодом интенсивного сенсорного развития. Ребенок и цвет – вещи взаимосвязанные. Ведь дети по своей природе более восприимчивы к многоцветью нашего мира и особо остро в нем нуждаются.

Цветотерапия – коррекция психоэмоционального состояния ребенка при помощи определенных цветов . Благодаря воздействию определенного цвета на ребенка можно добиться значительных результатов в преодолении апатии, раздражительности, чрезмерной активности и даже начинающейся детской агрессии, умении управлять своими эмоциями.

В психодиагностике существуют «цветные методы » , позволяющие составить портрет личности, определить ее актуальное психофизиологическое состояние и т. п. «Покажи мне свои любимые цвета - и я скажу тебе , кто ты», - примерно так говорил выдающийся швейцарский врач и психолог Макс Люшер, разрабатывая известный цветной личностный тест .

Назовите наиболее приятный для вас цвет . (Педагоги по кругу передают символическую фишку и называют свой любимый цвет ). Ваш любимый цвет отражает вашу индивидуальность, он может рассказать о вашем самочувствии, страхах, настроении и даже о благосостоянии. Предлагаю вам в помощь цветовые подсказки , которые смогут помочь вам в вашей работе с детьми. (Педагогам предлагается распечатанный материал «О чем говорит любимый цвет ребенка » ).

Цветотерапия для детей предполагает в первую очередь определение их любимого цвета , а затем наполнение этим цветом как можно большего пространства, которое его окружает.

Какие цвета обычно выбирают дети? Они выбирают яркие, насыщенные цвета - красный , желтый, зеленый. Это свидетельствует о том, что дети нормально развиваются, им интересно все новое, яркое, они динамичны и любознательны. А вот любимый белый или черный цвета могут сказать , что ребенок замкнут и предпочитает одиночество. Цветотерапия как раз и направлена на то, чтобы вернуть ребенка в счастливый яркий мир детства и радости.

Для того чтобы правильно воздействовать на ребенка, надо сначала научить его воспринимать и чувствовать цвет , т. е. воспитать культуру цвета .

Маленькие дети очень восприимчивы и впечатлительны, они требуют к себе особо бережного отношения. Поэтому необходимо создать в группе максимально комфортную обстановку. В первую очередь это касается интерьера группы, где ребенок проводит достаточно много времени. Предпочтение отдаются теплой цветовой гамме помещения группы. Дети в детском саду постоянно ощущает на себе воздействие замкнутого пространства, поэтому нужно зонировать помещение еще и с помощью цвета . Кроме этого, детей в группе окружает разнообразный яркий и красочный дидактический материал, к которому дети имеют свободный доступ и могут самостоятельно его использовать.

В детской цветотерапии значение цветов аналогично – зеленая гамма хороша при переутомлении, нервном напряжении, но избыток зеленого вызывает головную боль и тоску. Использование фиолетовой, голубой, синей палитры цветов применяется для успокоения, уменьшения тревожности, обеспокоенности, снятия болевых ощущений. Оранжевые и желтые цвета хорошо помогают , если самостоятельно ребенок долго не может сам успокоиться

Педагогам необходимо владеть элементарной информацией о цветотерапии и использовать эти знания в учебно-образовательном процессе. Метод погружения в определенный цвет в настоящее время активно используется в практике работы ДОУ. С малоактивными, пассивными детьми педагоги используют для активизации задания с использованием красного цвета , оранжевого или жёлтого цветов . Это цветовые фотографии , задания с цветовыми фишками и т . д. Гиперактивным детям предлагаются упражнения с холодными оттенками цвета : голубым, синим или зелёным. Задания с цветом помогают развивать у детей внимание, сосредоточение.

Если ребенок постоянно выбирает темные цвета , это указывает на то, что ребенок подвергся стрессу, у него преобладают какие- то страхи, которые он не может сам распознать и рассказать о них.

Проведем небольшой тест на выявление страхов у ребенка. Попробуем с помощью цвета выявить и уточнить преобладающие страхи у детей. Нарисуйте контурно два дома черный и красный. В черном домике живут страшные страхи, а в красном – не страшные. Нужно расселить страхи из списка по домикам.

1. Вы боитесь одиночества?

2. Заразиться и заболеть?

3. Непонимания со стороны окружающих вас людей?

4. Высоты.

5. Осуждения или критики в ваш адрес.

6. Поссориться с подругой, другом.

7. Кошмарного сна.

8. Плохой погоды.

9. Неуютного дома.

10. Нападения.

11. Перед тем как заснуть.

12. Острых предметов.

13. Темноты.

14. Сделать что-либо не так, неправильно.

16. Врачей.

19. Пожара.

Все перечисленные страхи делятся на несколько групп.

Медицинские страхи - боль, уколы, врачи, болезни;

Страхи, связанные с причинением физического ущерба - транспорт, неожиданные звуки, пожар, война, стихии;

Страх смерти (своей) ;

Страх темноты и кошмарных снов;

Социально-опосредованные страхи - людей, детей, наказаний, опозданий, одиночества;

Пространственные страхи - высоты, глубины, замкнутых пространств;

А теперь предлагаю нарисовать большой замок на черном домике, разорвать этот листочек выбросить и забыть о нем.

Еще один тест, который позволяет с помощью цветовой гаммы рисунка узнать особенности и нюансы отношения ребенка к своим членам семьи или к семье всей в целом, романтика привязанностей их и тщательно скрываемая нелюбовь, сомнения, тревоги и надежды как будто "закодированы" в цвете , которым разукрашен каждый персонаж. И нам, взрослым, необходимо найти шифр к коду, чтобы вовремя прийти на помощь, великодушно протянув всю руку, отчаянно хватающемуся за тонкую соломинку, по той или иной причине сникшему под прессом жестких будней и житейских неурядиц ребенку.

Как правило, все, что любимо и что нравится ребенку, рисуется им в теплых, ласковых тонах. Свою привязанность и романтические чувства к кому-то из присутствующих на рисунке дети, об этом не догадываясь сами, "выпячивают" ярким, сочным цветом , невольно привлекающим ваш взор. Обычно тот, кто нравится ребенку, наряжен им в особый праздничный наряд, который по своей расцветке напоминает радугу или одежду сказочной принцессы, приснившейся в волшебном сне.

И если даже ваш ребенок не использует всю гамму красок, имеющихся у него, он все равно, желая того или не желая, но выделяет хоть одним неординарным, бросающимся вам в глаза мазком любимого им родственника среди всех остальных.

Особенно нарядны мамы. Свою любовь к ним дети выражают конструированием для них таких моделей фантастической одежды, патенты на которые, наверно бы, закупили у них модные журналы. Помимо платьев, юбок, блузок, где рюшки, вышивки, воланы, у многих мам в ушах сережки, на шеях бусы и заколки в волосах. Почти все мамы в модной обуви и с необычными прическами. А если вы вглядитесь в цвет волос их , то чаще всего скажете : так не бывает - с каких пор волосы оранжевые, желтые и даже синие. Так не бывает в жизни, но бывает на рисунке, когда ребенок в половодье нежных чувств, выплескивающихся этим способом наружу.

Любимым папам тоже есть во что одеться. И очень часто их наряды практически не уступают маминым. Ребенок также ярко наряжает и всех других не безразличных ему родственников, рисуя самые мельчайшие детали их одежды. Когда ребенку в семье хорошо, он также празднично наряжен и излучает теплые тона.

Холодные тона, изображенные ребенком, - как красный цвет на светофоре , сигнализирующий "стоп". Остановитесь на минутку. Задумайтесь, что это значит. Спросите себя мысленно : "Почему?"

Холодные тона, как правило, свидетели конфликтных отношений между ребенком и рисуемым им этими тонами членом его семьи. Особенно информативен черный цвет , обычный черный цвет , чаще всего несущий информацию об эмоциональном неприятии ребенком того из родственников на рисунке, кого он им изобразил. И это неприятие бывает явным или скрытым. О явном неприятии вам, кроме цвета , подскажет еще ряд деталей. О скрытом вам придется догадаться, распутывая лабиринты чувств ребенка. И если черным цветом почему-то вдруг разукрашен родственник, которого ребенок любит, то, вероятнее всего, таким путем непроизвольно рисующий выплескивает на бумагу все то, что тайно беспокоит, волнует, мучает его по отношению к изображенному им члену своей семьи. И как бы только в этих случаях художник ни пытался уверить вас, что рисовал по памяти, почти с натуры, и у его отца действительно любимая рубашка - "черная", и мама тоже всем цветам предпочитает "черный цвет ", а у сестры и вправду косы "черные", вам надо тщательно проверить и понять причину его "реализма". Особенно когда на этом же рисунке другие родственники сказочно одеты и волосы их сказочно раскрашены.

Как правило, причина реализма в том, что, обожая маму или папу, ребенок как бы ни хотел, но вот не может и не в состоянии смириться с тем, что папа выпивает, дебоширит, является источником скандалов, а мама, занятая бесконечными делами, не замечает преданной любви ребенка. Сестра же просто вызывает ревность. А вдруг ей больше достается нежности и ласки.

Сигналом бедствия и неблагополучия для вашего ребенка может служить и контурное рисование им отдельных членов своей семьи или семьи всей в целом даже тогда, когда художник изображает контуры различными цветами , а не простым карандашом.

А еще цветотерапия позволяет раскрыть индивидуальность каждого ребенка, его ценные качества и таланты, что от него можно ждать, а чего требовать и не следует. О том, как работает метод цветотерапии с детьми , мы сегодня попробует поговорить.

Что такое цвет в жизни ребенка , в чем серьезность метода цветотерапии ? Цвет незаслуженно обходят стороной, хотя язык цвета помогает , во- первых диагностировать состояние человека не только взрослого, но и ребенка и во вторых цвет способен поддержать , то есть дать определенный настрой помочь ребенку или взрослому преодолеть какие то сложности. И в частности если мы говорим о детях, то дети они в первую очередь видят этот цвет вокруг себя , они не настолько закрыты как взрослые, они видят яркие краски, они любят радугу они любят выражать свои эмоции через цвет и не зря дети любят рисовать. Потому что через цвет они проявляют свою индивидуальность, свое состояние. Необходимо разрешать ребенку рисовать, создавать для этого условия, не ругать, если ребенок весь перепачкался краской.

Каким образом цвет влияет на человека и на ребенка в том числе? Каков механизм воздействия, потому что многие родители скажут : «Ну и что, подумаешь, он рисует и рисует» . Важно понимать, что цвет это не только картинка, это энергия. Каждый цвет несет своё послание и, глядя на определенный предмет, например на желтую чашку, на синие стены мы автоматически настраиваемся на определенное состояние. Именно поэтому использование цвета в одежде в интерьере является очень ресурсным. Кажется, что ничего особенного, но это действительно очень влияет на эмоциональное состояние человека.

Самое большее, о чем можно сказать, говоря о цвете это – цвет как настроение . У нас такое настроение, мы надели одежду такого цвета . Есть, конечно, какие- то предпочтения у каждого человека касательно цвета . Кто-то любит желтый, кто - то любит красный, розовый использует эти тона не только в одежде, он и в интерьере своего дома. И соответственно ребенок тоже имеет на это право и это обязано быть в его жизни, потому что дети воспринимают цвет более непосредственно и легко чем взрослый, потому что у детей еще не так закрыты все органы восприятия. Очень важно задумываться о том, какой цвет окружает ребенка , этот цвет обязан быть таким , который ребенка поддержит и ни в коем случае не сделает его более напряженным, более уставшим и более агрессивным. Это все очень важно. Цвет окружает ребенка с рождения. Когда рождается ребенок, родители выбирают цвета : девочкам розовый, мальчикам голубой или синий. Женщина ассоциируется с розовым цветом , мужчина с синим. И это не зря, потому что цвет передает изначальную природу мужчины и женщины. И когда мы привносим синий цвет в жизнь мальчика , мы ему даем некоторую авторитетность, опору. Розовый это ранимость, хрупкость, чувствительность изящество. Цвет передает энергетику в данном случае женскую или мужскую.

С помощью цветотерапии можно провести диагностику состояния человека, ребенка. Мы есть те цвета , которые мы выбираем и они отражают потребности нашего существа. Мы не можем выбрать то, что не является нами, мы не можем выбрать цвет , который нам не соответствует. Мы можем выбрать только то, что резонирует с нашим состоянием, с нашими вибрациями на сегодняшний день. Всё так же и у ребенка. Можно предложить ребенку много разноцветных листов бумаги , или карандаши, разноцветные фломастеры . И когда ребенок соприкасается с этим многообразием цвета в первый раз или не в первый раз он из всего этого многообразия выбирает те цвета , которые ему близки, которые его привлекают. И на основе этой выборки можно проводить диагностику, говорить о слабых, сильных сторонах о том какие таланты и дары находятся внутри ребенка. И может быть, он их не использует, и тогда нужно посмотреть на причины, по которым он до сих пор не раскрыл свою суть и помочь стать ребенку счастливее в каждом дне именно здесь и сейчас.

Поучимся, как посредством теста и рисунков, выбирая разные цвета можно узнать какие- то проблемы ребенка или скажем так, его плюсы или недостатки, какие- то предрасположенности. Диагностика позволяет выявить и таланты ребенка и то, что его тревожит. Ведь зачастую дети не имеют возможности или не знают, как рассказать о своих страхах, тревогах, переживаниях.

Каждый человек рождается со своим цветом , все мы были детьми и соответственно у каждого ребенка свой цвет . Как распознать этот цвет ? Какой цвет ребенка и что он несет ему? Дети, они как звездочки на земле, у них у всех есть свои дары и таланты и важно для взрослых не навязать детям свое мнение, о том чего они от него хотят, как они видят развитие его жизни, а помочь ребенку раскрыть особенности. Дети очень разные. Вот этот ребенок никогда не будет быстро собираться, у него другие темпы для него свойственно быть в размеренном состоянии. Вот девочка, для нее обязательно нужно, что бы объяснили, почему ей, что- то запрещают, иначе она не поймет и не воспримет это, потому что просто авторитетный родитель об этом сказал. Важно знать, что ребенок изначально из себя представляет. Детство тем и важно, что бы проблемы, которые в детстве уже начинают создаваться, не улетели во взрослую жизнь, а что бы определить их вовремя выявить и устранить.

У каждого цвета есть свое послание . Цветотерапия позволяет решить целый комплекс вопросов : помощь в принятии решений, в необходимости психологической помощи, в состоянии выбора, поможет охарактеризовать характер ребенка, его направления. Как уже говорилось, дети сразу показывают те цвета , которые им нравятся, а взрослый может обдумывать, колебаться в выборе.

Предлагаю начать практический тест, который называется домашнее тестирование детей, но можно и себя так же протестировать взрослому человеку. Тест очень простой, никаких сложностей в нем нет. Нужно попросить ребенка выбрать два цвета из всех предоставленных цветов и попросить нарисовать цветок двумя выбранными цветами . Неважно как ребенок нарисует цветок , главное, что бы он нарисовал его сам, без вашей подсказки. Не надо обладать какими- то навыками что бы нарисовать его. Пусть ребенок нарисует цветок как хочет . Но можно обратить внимание на то, каких размеров цветок относительно листа . Это говорит про то, насколько ребенок позволяет себе или насколько близкие позволяют занимать ему место в его жизни. Нужно обратить внимание со стебельком цветок или без стебелька . Посажен ли он в землю или не посажен. Каждый взрослый, мама, может проощущать для себя сами этот рисунок, потому что рисунок всегда, как и цвет , несет в себе энергию. Вот какое ощущение идет от того что нарисовано? Ребенок ассоциирует себя с цветком и видно как ему вообще в его жизни живется.

И на основе выбранных цветов мы можем описать некое состояние ребенка или свое собственное. То есть, увидеть для себя в каком периоде мы находимся. Есть цвета , нашей души которые с нами всегда изначально в течении жизни, но есть еще и цветовые периоды которые мы периодически проживаем. Один сменяет другой, и эти цветовые периоды несут свое послание и дают нам определенный ключик. Как сейчас модно говорить мэсседж. Когда мы можем понять, что происходит с ребенком и что с нами происходит и как можно ребенка или себя поддержать.

Например, красным цветом нарисован цветок , а стебелек зеленым. В контексте детей, мы можем говорить о том, что зеленый цвет это цвет роста , цвет внутренней потребности в расширении своего личного пространства. Но бывает так, что дети, которые выбирают зеленый, находятся в ситуации некой гиперопеки, или ситуации когда им мало чего позволено. То есть они как такие лошадки, которые гуляют внутри загона, а им бы хотелось на поле. Зеленый, это цвет роста , перемен, эмоциональности, образно выражаясь, позволение ребенку гулять на большей территории.

Красный цвет , это тема использования энергии в той или иной степени. То есть это может быть вопрос того, что энергии не хватает и тогда ребенок где то может быть зажимается, может от неуверенности в себе, а у него есть потребность выразить себя. Либо это ситуация когда энергии очень много и она порой выходит через край. Когда красный выходит за пределы своих границ можно говорить, что появляется агрессивность и злость и красный он указывает на то, что эта энергия нуждается в гармонизации.

Черный цвет выбирают дети , когда они закрываются от всех, уходят в себя или подверглись стрессу. Черный цвет это как бы защита своего внутреннего мира, не готовность показать что внутри, на душе. Даже у взрослых бывают периоды черного цвета . Черный цвет сам по себе не плох . Он хорош, когда нужно структурировать себя, когда хочется не показывать свои цвета . И для детей и для взрослых, это своего рода защита. Вы знаете, что внутри у вас все есть, но вы не хотите это все показывать. Многие из нас носят черную одежду, в этом смысле это все помогает. Но если человек постоянно находится в черной одежде, надо искать что этот человек в себе прячет, что он не хочет показывать и в чем причина этого, потому что цвет в одежде в том числе, он служит для выражения себя, для выражения своей индивидуальности. Любая женщина, тем более молодая девушка она обязана этим пользоваться, потому что это прекрасно, на это приятно смотреть и столько появилось яркой одежды. И может быть, если вы постоянно носите одежду черного цвета , имеет смысл как то черный цвет исследовать и понять, почему и что вы скрываете под черным цветом . Это может быть то, на что вы не хотите обращать внимания, на что закрываете глаза, маскируя себя черным. Или не хотите, что бы в вас увидели что- то другие.

Никто не говорит, что есть плохие цвета . Все цвета хороши . Потому что все они отражают наше внутреннее состояние. Но концентрированность только на одном белом или черном цвете не очень гармонично . Нужно понять, что беспокоит ребенка, или лично вас, высвободить подсознание от негатива. Цветотерапия хорошая вещь не только для детей, но и для взрослых. Очень приятная, незатратная очень эстетичная вещь.


Здравствуйте , уважаемые читатели и гости блога !

« Краски в общем вызывают в людях большую радость . Глаз нуждается в них так же , как он нуждается в свете . Опыт учит нас , что отдельные цвета вызывают особые душевные настроения . Чтобы вполне испытать эти отдельные значительные воздействия , надо глаз полностью занять одним цветом , например находиться в одноцветной комнате , смотреть сквозь цветное стекло . Тогда отождествляешь себя с цветом , он настраивает глаз и дух в унисон с собою ».
Иоганн - Вольфганг Гете

Задумывались ли вы о том , что цвет , оказывает влияние на нас ? Сейчас цветотерапия широко используется в диагностике эмоционального состояния человека .

Что такое цветотерапия ?

Это эффективный метод воздействия цветом на наш организм с целью восстановления его нормальной жизнедеятельности. Учеными доказано, что цвет вызывает определенные биохимические реакции в человеческих тканях, стимулирует различные железы и некоторые отделы головного мозга, в том числе и гипофиз. Последний стимулирует выработку целого ряда гормонов, которые отвечают за обмен веществ, сон, аппетит, наше эмоциональное состояние, сексуальное возбуждение и пр. Иначе говоря, то, как мы себя чувствуем, во многом зависит от цветов, которыми мы окружены. Поэтому медицина научилась использовать цвета во благо – для благотворного влияния на наше здоровье.

Немного истории

Цветотерапия как способ лечения использовалась еще в древнем Египте, Индии, Китае, на Руси и во многих странах мира. Например, китайские врачи при лечении желудка использовали желтый цвет, а больным скарлатиной рекомендовали носить красные шарфы. Аналогично при скарлатине поступали наши прадеды-славяне. Также наши предки считали, что для того, чтобы прошла желтуха, необходимо носить «золотые» бусы. В трудах знаменитого персидского философа и врача Ибн Сина, известного в Европе под именем Авиценна, находим упоминание о том, что больному, истекающему кровью, нельзя смотреть на красное, а нужно останавливать взгляд на синем, обладающем успокоительными свойствами. Подобных примеров история знает множество. Но оформляться в отдельное направление науки, занимающееся изучением целительных свойств цветов, цветотерапия начала лишь в XIX веке, когда английские ученые Д. Даун и Г. Блант доказали, что ультрафиолетовое излучение обладает лечебными свойствами и может использоваться для терапии кожных заболеваний и рахита. С тех пор метод лечения цветом стал настолько популярным, что сегодня часто используется в медицинской практике для борьбы с серьезными заболеваниями и скорейшего выздоровления.

Современные представления

В середине 50-х. гг., швейцарский ученый Макс Люшер оставил оригинальный цветовой текст. После многих экспериментов из 4500 тонов и оттенков были выбраны цвета, наиболее ярко влияющие на физиологию и психологию человека. Исследования, проведенные Люшером показали, что цвет может изменить функции некоторых систем человеческого организма. Например, оранжево-красный меняет частоту пульса, дыхания, давления крови и в общем оказывает возбуждающее действие. Темно-синий цвет, напротив, приносит успокоение. По мнению психологов, язык цветов универсален, он действует независимо от религии и национальности. Предлагаю Вам пройти сокращенный тест Люшера

Цвет в доме и офисе

Неудивительно, что цвет имеет колоссальное значение в дизайне помещений. Но важна здесь не только эстетическая составляющая, но и медицинская: различные цвета по-разному влияют на физическое и психическое самочувствие человека, поэтому при отделке дома или офиса необходимо учитывать «азбуку цвета». К примеру, если помещение выполнено в черных и серых тонах без ярких акцентов, у обитателей комнат через некоторое время развивается депрессивное состояние. И чем чаще и дольше люди пребывают «в объятьях» такой цветовой гаммы, тем тяжелее будут последствия. Самое верное решение – изменить дизайн помещения, а еще лучше – заранее продумать цветовое оформление дома или офиса. Чтобы убедиться в истинности того, что цвет обладает невероятным значением, достаточно вспомнить средневековые витражи из цветного стекла. Проходя через них, свет создавал в церквях праздничную атмосферу – и это несмотря на то, что архитектура тех времен была довольно мрачной.

«А з б у к а ц в е т а »

Что ж, выбор цветовых решений для дома и офиса зависит лишь от вашего состояния здоровья и темперамента. Осталось только узнать, какой цвет что обозначает и для лечения каких заболеваний используется.

Для сангвиников и холериков благоприятны белый цвет, синие и зеленые оттенки – они успокаивают и настраивают на созерцательный лад. Для флегматиков и меланхоликов наиболее подходят красный, оранжевый и желтый – цвета, оказывающие стимулирующее, бодрящее воздействие.

Белый – несет положительный заряд добра и удачи. Цвет дарит силу, энергию, выравнивает настроение и исцеляет от недугов. Оказывает лечебное воздействие на центральную нервную систему и способствует очищению организма от шлаков.

Красный – излучает тепло, оказывает возбуждающее действие на нервную систему. Он улучшает обменные процессы в организме, ускоряет кровообращение, нормализует пониженное кровяное давление, сердечную деятельность и повышает иммунитет. Используется для лечения ветряной оспы, скарлатины, кори, гнойных ран и дерматологических заболеваний. Переизбыток цвета может вызвать перевозбуждение, головную боль, усталость и покраснение глаз. Цвет противопоказан тучным, раздражительным и легко возбудимым людям.

Оранжевый – помогает раскрепоститься и освободиться от внутренних противоречий. Способствует терпимому отношению к окружающим, укрепляет волю. Цвет омолаживает, помогает восстановлению нервной и мышечной ткани. Используется для лечения болезней мочеполовой системы, селезенки, улучшает пищеварение, регулирует обменные процессы и оказывает влияние на работу эндокринных желез.

Желтый – стимулирует зрение и нервную систему, тонизирует, улучшает умственные и логические способности, внушает чувство оптимизма. Цвет полезен при нарушении работы печени, стимулирует желчеотделение, лечит кожные заболевания, спасает от бессонницы и возбуждает аппетит.

Зеленый – умиротворяет, успокаивает, обновляет. Цвет нормализует деятельность сердечно-сосудистой системы, успокаивает сильное сердцебиение, стабилизирует артериальное давление и функции нервной системы. Используется при лечении головных болей, утомлении глаз, нарушении зрения

Синий – ценится за успокаивающее воздействие на психику: оказывает положительный эффект при меланхолии, ипохондрии и истерии. Обладает снотворным эффектом, помогает в борьбе с инфекциями и лихорадками, спазмами и головными болями.

Фиолетовый – успокаивает нервную систему, его можно использовать при психических и нервных нарушениях. Цвет помогает при различных воспалительных заболеваниях, помогает при мигренях, нормализует состояние лимфатической системы. Благоприятен для духовного развития человека, у творческих людей повышает работоспособность. Длительность влияния цвета может вызвать состояние тоски и депрессии.

И если Вы еще не очень утомились , то я предлагаю вам представить , что вы разложили на столе бумажные листочки красного , голубого , желтого и зеленого цветов в любом порядке . А теперь представьте , что быстро взяли три наиболее понравившиеся цвета .

· Первый цвет , выбранный вами , раскроет , какими бы вы хотели стать в будущем и что вас ждет впереди .

· Второй – ваше сегодняшнее настроение .

· А третий поведает о ваших прошлых наклонностях и укажет на черты характера , которые вам самому не нравятся и вы хотели бы от них избавиться .

Итак , если вы выбрали :

Красный . Цвет огня и крови , энергии . Значит , вы страстная натура , динамичная , сильная , уверенная и в себе и склонная к верховодству над другими . Ваша энергия легко передается окружающим . В негативном плане людям , предпочитающим красный цвет , свойственны деспотизм , давление на других . Однако таким людям нужно чаще бывать у кардиолога , поскольку они подвержены сердечным заболеваниям . Те же , кто вообще исключил этот цвет , депрессивны . У них не все в порядке с нервной системой .

Голубой (синий ). Это цвета ночи , спокойствия . Они говорят о романтичности натуры , ее чувствительности , которая всегда ищет понимания и нежности . Любящие голубое стараются понять окружающих , помочь им , они обычно ходят с опущенной головой и держат себя так , как бы стыдливо . Типичные заболевания связаны с не урегулированным и неправильным питанием .

Желтый . Цвет солнца , говорящий об оптимизме , любвеобильности . " Желтые " любят общество , хватаются сразу за несколько дел и часто не доводят их до конца . Они больше всего подвержены заболеваниям дыхательных путей . Те , кому вообще не нравится желтый цвет – неисправимые пессимисты с замкнутым характером .

Зеленый . Цвет природы . Он указывает на устойчивый , спокойный , волевой характер , рационализм . Негативная сторона – мелочность , страх перед риском , излишнее сдерживание эмоции . Постоянный контроль над собой нередко приводит " зеленых " к заболеваниям костей и мышцы , проблемам сексуального плана . Те же , кто не выбрал зеленый цвет вообще , обычно мстительны и склонны к нарушению и ломке всех правил и норм поведения .

Цветотерапия

Цветотерапия

ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО СОХРАНЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ.

Мир полон красок и света.С самого рождения мы окружены цветом. Он сопровождает нас повсюду и всегда.Цветовая гамма всегда влияет на наше сознание и физическое самочувствие, на эмоции, хотим мы этого или нет.

Цвет - это инструмент, с помощью которого мы можем получить необходимые нам энергии. Но постоянное воздействие на наш организм одного и того же цвета приводит к дисбалансу жизненных энергий.

Цветотерапия - это немедикаментозный метод лечения, основанный на том, что каждая из биологически активных зон организма реагирует на один из цветов: воздействие цветом происходит на орган зрения, а через него и через зрительный анализатор - на нервную систему. Воздействие определенного цвета снимает энергетическую блокаду, являющуюся причиной функционального расстройства.

Немного истории цветотерапии:

С древнейших времен использовалось лечение цветом. Люди Египта, Индии и Китая применяли удивительные целительные свойства цвета. Существуют даже документальные подтверждения, что китайские врачи тысячи лет назад лечили болезни желудка желтым цветом, а пациенты, пытающиеся вылечиться от скарлатины, носили красные шарфы.

В средневековье в процессе постройки храмов использовали большие витражные окна, и через них проникали разноцветные целительные лучи.

Цветотерапия как самостоятельная наука берет начало с открытия английских ученых Дауна и Блунта в 1877 году терапевтических свойств ультрафиолетовых лучей, при помощи которых лечили кожные заболевания и рахит. Кроме того, вкладом в развитие науки стали произведения американских ученых Эдвина Баббита и Плизантона, в которых обозначено терапевтическое влияние отдельного цвета спектра. Например, Баббит считал необходимым лечить красным цветом бесплодие, желтым пользоваться в качестве средства против запоров, а голубым при нервных расстройствах.

Известный философ и педагог из Австрии Рудольф Штайнер, применял цвет в своих духовных учениях и основал антропософию (наука о духовном восприятии человека и его взаимосвязи с Вселенной). После чего были созданы школы изучения антропософии.

В зданиях школ по изучению антропософии были установлены окна с разноцветными стеклами с целью, чтобы ученики могли на себе испробовать терапевтическое воздействие цветных лучей. Сегодня во многих вальдорфских школах цвет применяют на каждой стадии развития детей. Например, в качестве методики на уроках для маленьких детей используют яркие и теплые тона, а для обучения старших применяются холодные тона.

Кроме того, врач Георг фон Лангдорф исследовал, что красный цвет расширяет сосуды, а синий — сужает в своем труде «Die Licht- und Farbgesetze und ihre therapeutische Anwendung, 1894».

Сегодня ученые также полагают, что цветотерапия — это одно из самых перспективных и надежных методов лечения и оздоровления, в то время как химиотерапия отойдет в прошлое.

Средневековые врачи, излечивали многие болезни при помощи цветотерапии. Главные основы цветотерапиии были придуманы еще в глубокой древности в Египте, Индии, Китае и Персии. Учеными современности были найдены помещения в египетских храмах, которые были устроены таким способом, что солнечные лучи преломлялись в семь цветов спектра. Этот чудесный свет использовался как богослужения и для лечения различных заболеваний. Пациента будто «купали» в комнате с необходимым цветом для восстановления здоровья.

Лечение с помощью света, проходящего через драгоценные камни, широко использовалось в древнем мире.

Русский ученый невропатолог В. М. Бехтерев также занимался изучением вопроса о взаимоотношениях органов человеческого тела и цветовых лучей. Он исследовал воздействие цветовых ощущений человека на скорость психических процессов, протекающих в его организме. После этого стало известно, что лучи, которые расположения ближе к тепловой части спектра, производят оживляющее действие. При этом желтый цвет практически не влияет на нашу психику, зеленный цвет замедляет реакции, а фиолетовый заметно угнетает психические процессы и настроение пациентов. Кроме того, В. М. Бехтерев в конечном выводе понял, что существует тормозящее действие голубого цвета при состоянии психического возбуждения, а также явление активации действия розового цвета при подавленности и психическом угнетении человека.

В нашей стране наука светотерапия появилась в начале XX века в Институте экспериментальной медицины, где была основана лаборатория светолечения, функционирующая по методике Нильса Финзена. Позднее при хирургической Академии было основано одно из отделений светотерапии. Там проводили терапию псориаза, волчанки и других кожных заболеваний. Но после революции о подобном методе лечения быстро забыли. Переоткрыт он был пермским врачом Иваном Павловичем Федоровым, которым были придуманы аппараты, которые благотворно лечили кожные заболевания синим цветом, а особенно — именно волчанку и псориаз. После этого был сделан ряд открытий о воздействии видимого цвета на психологию и подсознание.

В психодиагностике существуют "цветовые методы", которые позволяют составить портрет личности, определить его актуальное психическое состояние и пр. "Покажи мне свои любимые цвета - и я скажу тебе, кто ты" - примерно так говорил швейцарский врач и психолог Макс Люшер , разрабатывая свой знаменитый Цветовой личностный тест.
Итак, в настоящее время учеными-психологами доказано, что цвет оказывает сильнейшее влияние на самочувствие человека, его работоспособность и настроение.

Как же происходит влияние цвета на состояние человека?

Из всех человеческих органов чувств - зрение выражено наиболее сильно. Целых 83% обрабатываемой мозгом информации выпадает на него. В сравнении: на слух выпадает 11%, в то время как на обоняние только 3,5%. Поэтому неудивительно, что свет и цвет так сильно действуют на наше самочувствие и настроение. И наоборот, изменение нашего состояния, уюта, меняет наш характер и восприятие.

Глаз работает как механическая камера, при этом зрительный нерв проводит объективную картину окружающего в форме электрических импульсов к зрительному центру; само же видение обыгрывается в мозге. Глаз работает как механическая камера, при этом зрительный нерв проводит объективную картину окружаещего в форме электрических импульсов к зрительному центру; само же видение обыгрывается в мозге. Так, например, три вида цветочувствительных клеток-колбочек сетчатки могут распознавать только три основных цвета: красный, зеленый и фиолетово-синий. Исходя из обстоятельств, различно смешанные импульсы поступают в мозг, и он делает их осознанными, то есть ощущение цвета, происходит, именно, там.

Лечение цветотерапией можно проводить самостоятельно, достаточно четко представить себе тот или иной цвет или же попасть в среду, богатую этим цветом, и Вы сразу же почувствуете результат.

Наверняка, каждый из нас хотя бы раз видел радугу и может с легкостью назвать цвета радуги по порядку. Запоминать цвета радуги по порядку нас учили еще в детстве. Помните знаменитую фразу: Каждый Охотник Желает Знать Где Сидит Фазан? А ведь это не что иное как самая популярная мнемоническая фраза для того, чтобы запомнить цвета радуги по порядку. Первая буква каждого слова этой фразы соответствует первой букве в названии цвета. Посему, цвета радуги по порядку звучат так: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый.

Красный обеспечивает здоровье, физическую силу, выносливость, устойчивость, уверенность в себе повышает внутреннюю энергию, способствует активизации кроветворения, нормализации кровообращения и обмена веществ.
Оранжевый повышает уровень нейроэндокринной регуляции, помогает победить усталость, хандру, депрессию, неуверенность, тревогу и страх.
Желтый как символ солнца, снимает напряжения и даёт надежду. Он действует позитивно на печень и желчный пузырь, активизирует работу желез внутренней секреции и стимулирует восстановление слизистых оболочек. Поток жёлтого света символизирует тепло и уют и укрепляет нервную систему, повышает концентрацию внимания, улучшает настроение и память. Его влияние очень благотворно при нарушениях работы печени.
Зеленый способствует ритмичной работе сердца, отдыху глаз, оказывает умеренное противовоспалительное и противоаллергическое действие, полезен при сниженной функции почек, головокружении, нервозности.
Голубой цвет успокаивает и укрепляет внутренне. Он активирует лёгкие и бронхи, успокаивает головную боль и снимает раздражительность. К тому же он помогает при кашле. успокаивает, повышает иммунитет, благоприятно влияет на работу щитовидной железы.
Синий помогает при бессоннице, снимает страхи, вызывает ощущение комфорта и покоя, снимает напряжение, снижает артериальное давление, успокаивает дыхание.

Фиолетовый действует мягко, стимулирующе. Дает силу при энергетическом истощении, не дает места депрессии, пессимизму и бессилию. Этот цвет снабжает энергией, в которой особо нуждается пищеварительная система.Усиливает интуицию, нормализует состояние лимфатической системы, помогает при мигренях.

В каких случаях цветотерапия может помочь?

  1. как профилактическая и коррекционная мера при возникновении эмоционального выгорания учителей:
  2. если имеются различные расстройства сердечно-сосудистой системы, органов дыхания, пищеварения, мочеполовой системы и др., (возникновение которых связано со стрессами)
  3. при стрессах, неврозах - для снятия напряженности и предупреждения развития невротических и психосоматических расстройств
  4. при психоэмоциональных нарушениях: при снижении работоспособности и настроения, нарушение сна, раздражительность, плаксивость
  5. при бессоннице, зимней депрессии, эмоциональном напряжении и заболеваниях обусловленных им, в т.ч. психосоматических расстройствах
  6. для коррекции психоэмоционального состояния женщин с климактерическим синдромом (рекомендуются профилактические и лечебные курсы женщинам старше 40 лет)
  7. головные боли, повышенное и пониженное артериальное давление (вегето-сосудистая дистония, гипертоническая болезнь), повышенная метеочувствительность
  8. профилактические и коррекционные занятия с дошкольниками и детьми младшего и старшего школьного возраста:
  9. как профилактика и лечение глазных заболеваний: близорукость, дальнозоркость, катаракта (начальная стадия), глаукома (начальная стадия); при зрительном утомлении, при лечении и профилактике близорукости у детей (с 5 лет),
  10. для профилактики негативных последствий длительной работы с экранами мониторов
  11. развитие внимания, мышления, цветоразличение, снятие напряжения и страха
  12. укрепление нервной системы, повышение уверенности в себе и т.д.

1. Можно улучшить свое самочувствие очень приятным и предельно простым средством - использовать цветовую добавку для ванны. Суть такой процедуры заключается в том, что кожа воспринимает через воду мельчайшие колебания каждого цвета.

2. Так же действует и одежда определенного цвета. Если после утреннего пробуждения человек ощущает усталость, плохое настроение и депрессию, ему лучше выбрать одежду радостных, светлых, теплых оттенков.

3. Если же после утреннего пробуждения он испытывает избыток энергии, лучше надеть костюм успокаивающего зеленого или прохладного синего цвета.

4. Место, где в течение дня человек проводит больше всего времени, можно рекомендовать оформить стимулирующими тонами. Например, повесить картину или поставить небольшой предмет, цвет которого позволит зарядиться энергией.

5. При плохом настроении рекомендовать методику визуализации. Для этого ему предлагают воображаемой кистью окрасить помещение, в котором он находится в данный момент, в приятный для него цвет и погрузиться в состояние расслабленности.

Воздействие цвета на психику

Как правило, детские товары — пищевые продукты, книжки, игрушки среди других товаров выделяются сразу и все это за счет специфического цветового оформления. Вы, наверное, замечали, что детские товары в основном оформляются в трех цветах — это синий, желтый и красный. Эти цвета легко воспринимаются детьми, и они сразу обращают свое внимание на товары с этими оттенками. Бытует мнение, что детскую комнату лучше всего оформлять с использованием этих основных цветов. Было проведено множество исследований на тему «Воздействие цвета на психику ребёнка». И поэтому при оформлении предмета или помещения, помня это нужно правильно подбирать цвета.

Например, красный цвет может провоцировать чрезмерную активность, так как является сильным раздражителем.

Желтый цвет можно назвать гармонизирующим цветом, который вызывает радостные ощущения, но при этом ребенок остается послушным и сосредоточенным. К тому же желтый цвет сможет развить у ребенка аппетит. Благоприятно сказывается на неспокойных, нервных и возбужденных детях.

Зеленый цвет положительно сказывается на изменении и развитии характера у ребенка. Ребенок начинает проявлять живой интерес к учебе и к познанию окружающего мира. Также зеленый цвет наделяет ребенка уверенностью в себе и смелостью. Но если ребенок-флегматик, тогда лучше не увлекаться зеленым цветом.

Синий цвет передает глубину и чистоту, поэтому пробуждает воображение и вызывает интерес к так называемым «далеким мирам». Для того, чтобы привлечь или обратить внимание ребенка на конкретный предмет, достаточно использовать немного синего цвета.

Голубой цвет выражает легкость, свежесть и невесомость. На психику ребёнка он способен оказать расслабляющее и успокаивающее действие. Способен синий цвет и снизить давление. В конце рабочего трудного дня голубой оттенок в помещении может снять напряжение, однако не стоит и забывать, что излишний голубой цвет в помещении может вызвать чувство отчуждения и холода.

Оранжевый цвет укрепит сообщество людей собирающихся в «оранжевом» помещении. Особенно рекомендуется оформлять в оранжевые цвета зал или столовую, то есть те помещения, где чаще всего собирается вся семья. Оранжевый цвет может пробудить аппетит, поэтому смело оформляйте кухню оранжевыми оттенками. А вот в детской комнате оранжевый цвет поможет ребенку переносить одиночество.

Фиолетовый цвет ассоциируется с духовным совершенством и чистотой, изобилием и просветлением. Дарит чувство внутренней гармонии и покоя. Отлично сочетается с желтыми и розовыми оттенками.

Красный цвет может подарить радость, активизировать и возбудить, поэтому в детской комнате его использование следует ограничить, в противном случае он будет причиной неспокойного детского сна. А при гиперактивности ребенка советуется вообще не использовать красный цвет.

Теперь вы знаете, как влияют определенные цвета на ребенка, это позволит вам красиво и с пользой оформить детские комнаты, и комнаты где будут проводить время ваши дети. Также зная воздействие цвета на психику можно создать более комфортную среду обитания своего ребенка.

Стоит учесть, что в дневное время суток в игровой комнате должен преобладать яркий и светлый оттенок, ну а в ночное время суток в детской комнате должны преобладать темные тона, это создаст ребенку полноценный отдых. Для этого не обязательно иметь две комнаты, одну игровую, а вторую спальню, достаточно приобрести плотные портьеры, и закрывать ими окна в темное время суток, тем самым, обеспечив хороший отдых и полный покой.