Женщины кавказа, роль и отношение к женщинам на кавказе. Почему кавказские девушки все чаще теряют целомудрие до свадьбы

Существует миф о том, что все кавказские женщины выходят замуж. Если не сами, то их обязательно выдают… И все же испокон веков «брали» туда не всех. У каких женщин было мало шансов стать замужними?

Вдовы и разведенные

Большинство мужчин Северного Кавказа брали в жены невинных молоденьких девушек. Недостатка в них обычно не было. Зачем же брать жену, принадлежавшую уже кому-то другому? Да еще, может быть, с детьми от другого мужчины? Разве что брат покойного мужа вдовы мог считать себя ответственным за ее судьбу и взять ее в жены.

Разведенных вообще часто сторонились. Если муж сам развелся с ней, значит, что-то не так – может, плохо выполняет супружеские обязанности или бесплодна… Если же сама женщина настояла на разводе – возможно, у нее слишком строптивый характер.

Сейчас отношение к вдовам и разведенным, конечно, несколько более либеральное, хотя в аулах они все-таки не являются желанными невестами.

Больные женщины

Первая задача женщины – выйти замуж и родить детей – так было на Северном Кавказе много веков. Если у женщины был какой-то физический изъян, хроническое заболевание, которые мешали ей выполнять обязанности по дому, или она по каким-то причинам не могла иметь детей, замуж ее никто не брал.

В наши дни происходит то же самое. У одной жительницы Ингушетии во время родов умер младенец, а самой ей из-за заражения внутренних органов ампутировали матку. После этого ее выгнали из дома мужа, так как она больше не могла выполнять свою основную «функцию».

Женщины, имеющие отношения вне брака

Отношения женщины с мужчиной вне семьи всегда не то чтобы не приветствовались, но находились под строгим запретом. Даже если женщина так и не выходила замуж, становилась вдовой или разводилась, она не имела права завести себе любовника. Иначе ее и любовника могли… убить. Называлось это «убийством чести», и делали это обычно родственники женщины – отец или брат.

Сегодня так называемый адат, по которому за аморальное поведение положено убийство, продолжает действовать, хоть и завуалированно. Не так давно Старопромысловский суд Грозного приговорил к 7 годам колонии местного жителя Султана Даурбекова за убийство родной дочери. Но чаще всего эти преступления маскируются под самоубийства или несчастные случаи и покрываются правоохранительными органами, сотрудники которых также нередко являются родственниками убитых женщин и сами принимают участие в убийстве. Конечно, подобные случаи единичны, в некоторых селах «убийства чести» вообще не практикуются… Но и замуж, особенно в ортодоксальную семью, девушку, подозреваемую в том, что у нее уже с кем-то были сексуальные отношения, не возьмут.

Женщины других национальностей

Семья дагестанца обычно была против, если он хотел жениться, скажем, на армянке или русской, даже если девушка жила рядом по соседству. Слишком уж различался уклад жизни в семьях разных национальностей. Русскую невестку сложно было научить подчиняться мужу, уважать его родных, выполнять многообразные обязанности по дому…

Сейчас межнациональные браки отнюдь не редкость, но, как правило, не практикуются в семьях ортодоксальных мусульман.

Эмансипированные женщины

Девушки, которые вели себя слишком дерзко и самостоятельно для мусульманской женщины, например, стремились получить образование, равное мужскому, никогда не котировались в качестве невест. Такую девушку могли и не взять замуж вообще.

Когда женщинам разрешили получать высшее образование, за «образованную» калым давали даже меньше, чем за «необразованную», потому что ожидали, что выпускница вуза станет качать права в семье мужа и не будет заниматься домом, детьми и хозяйством, как положено.

В наши дни среди жительниц Северного Кавказа много женщин с образованием и даже сделавших карьеру, которые никак не могут найти себе пару или же просто не хотят выходить замуж. Причем им может быть и тридцать, и сорок лет. Много матерей-одиночек. Они говорят, что мужчины, которые встречались им на пути, ленивы, ненадежны, не способны заработать даже себе на жилье. «И поэтому они ищут женщину покорную, бессловесную, трудолюбивую и не нищую, способную обеспечить им сносное, на их взгляд, существование», - рассказывает незамужняя жительница Нальчика.

Словом, времена и нравы все-таки меняются…

Сегодня нашим русским девочкам, росшим уже в атмосфере размытых нравственных ценностей и демократически-шизоидного отрицания качественного своеобразия людей, наций, картин мира, никто не объяснил, что люди, принадлежащие к разным культурам, имеют разные представления о том, что такое хорошо и что такое плохо. И если наличие добрачного сексуального опыта у девушки в Москве сегодня считается в порядке вещей, то по представлениям кавказцев это - позор, и девушки эти - не женщины, а проститутки, и отношение к ним кавказцев соответствующее, как к подстилке и скотине.
Никто не объяснил русским девушкам, также о кавказско-мусульманской родоплеменой традиции. Суть которой, в том, что представители Кавказской воюющей стороны (обладающей родоплеменным сознанием) на территории Русской стороны остаются - врагами Русских, и женщин противника(русских) считают своей военной добычей. "Портить девок"(лишать девственности и насиловать) - обычное занятие исламско-кавказских завоевателей. Эти русские девочки не знают, что нашим русским парням, оказавшимся в плену у мусульман(на Кавказе или Азии), отрезают детородные органы. Зато эти же детородные органы южан становятся на Русской Земле, для Русского Генофонда - Орудием Массового Поражения, через половой контакт кавказцев и азиатов с русскими девушками.
В среде пришельцев с Кавказа на Русскую Землю, считается мужской доблестью соблазнить Русскую девушку и бросить, сексуально поиздевавшись над ней и нередко отобрав жилплощадь, приведя на неё свою настоящую, этническую, кавказскую семью. Кавказская женщина в их менталитете - человек второго сорта (хотя мать почитается безусловно), Русская женщина - вообще не человек, скот. Зато их кавказские девушки не завязывают интимных отношений с Русскими, за такое проклянут и от общины отлучат, а то и вовсе убьют свои. Кавказцы рядом с девушками-славянками - картина, привычная для наших городов. А много ли вы видели кавказских девушек с нашими ребятами? В Традиционном Обществе женщина - хранительница национальных устоев семьи, главных основ жизни. И когда в массовом порядке, нравственно и социально, разлагается женское сообщество, наступает конец этносу, нации, расе.
А потому не уставайте говорить своим сёстрам, дочерям и внучкам глупым нашим Таням, Машам и Дашам:
БУДЬТЕ ОСТОРОЖНЫ! БУДЬТЕ ОСТОРОЖНЫ, ДЕВОЧКИ!
Ваш прекрасный принц в один НЕпрекрасный момент может обернуться к вам звериной рожей! Человек, выросший в родоплеменных традициях, видит в вас предмет для удовлетворения животного вожделения и средство уничтожения врага - своего, то есть нас: нашего Народа, Генофонда Русской Нации.
А теперь обращаюсь ко всем русским парням, мужчинам на Ставрополье всё чаще и чаще стали пропадать русские девушки недавно пропала 15-летняя девочка, матери у нее не было, был только отец, который работал на кирпичном заводе. Через некоторое время отцу все-таки правоохранительные органы решили "утешить", они ему сказали, что дочь его нашли в каком-то притоне в одной из кавказских республик, сказав, что она жива, но они ничего не в состоянии сделать и вызволить ее оттуда не смогут, так как у тех, кто содержит данный притон очень много связей и высокое положение в обществе. Вот так вот, что стало с этой девочкой неизвестно, впрочем, таких случаев множество, до сих пор не найдена 15 летняя Анастасия Погребняк её фото можно посмотреть тут

С началом осени на Кавказе открывается сезон охоты на невест. И хотя местные власти пытаются искоренить старинный обычай при помощи законов, штрафов и проповедей духовных лиц, он, как говорят правозащитники, не только не искореняется, а наоборот, становится более дерзким.

Зарина Басаева баюкает своего младшего сына. Зарине 19 лет, а она уже мама двух мальчишек: Аслана , которому ещё нет и двух лет, и полугодовалого Исмаила . «Так получилось. Замуж я не спешила. Оканчивала 11 класс. А он меня украл», — рассказывает Зарина.

Зарину украл муж, когда девушка училась в 11 классе. Фото: Из личного архива

Он — это нынешний муж Зарины, 34-летний Ахмад . До замужества Зарина видела его лишь однажды: на торжестве общих друзей, куда девушка пришла вместе с сестрой и тётей. «Он мне не понравился тогда. Пытался завязать разговор. Я ему сказала, что он старый дядька. А у меня планы большие. Он ответил грубо: "Моей будешь". Через месяц его друзья украли меня прямо с уроков. Я плакала, пыталась убежать. А он мне угрожал: если имам придет, а я скажу, что не добровольно пошла, он меня убьёт. Стало страшно. Я согласилась».

Судьба Зарины похожа на многие судьбы девушек, проживающих на юге России. Сезон охоты на невест в этом регионе открывается, как правило, осенью. Как говорят, правозащитники — старинный кавказский обычай не только не забыт, скорее наоборот, становится более популярным.

«Мне всё равно, кого она любит»

«Кражей невест на Большом Кавказе мужчины занимались издревле. Это старинный обычай, и для жителей этого региона вполне нормальный», — говорит житель Дагестана Магомед Рагимов . Свою жену Магомед тоже украл. «Ждать не мог. Мне тридцать исполнилось. Надо было срочно жениться. Она меня знала, её брат был моим другом. И я ей нравился, она потом призналась. А то, что плакала в начале — это от счастья», — утверждает Магомед. По словам Магомеда, украсть невесту для южного мужчины — это доказать самому себе своё достоинство.

Истории похищения девушек похожи. Невесту выслеживают, подкарауливают момент, когда она находится одна, хватают, сажают в машину и увозят. «Самым дерзким похищением считается то, когда мужчина ворует девушку рядом с родительским домом», — рассказывает Магомед Рагимов.

— А если она не любит, или любит другого? — спрашиваю я Магомеда.

— Да уже без разницы, с кем она общается и кого любит. Если я решил её украсть, то я это сделаю, — отвечает он.

Нет выбора

По данным правоохранительных органов, за прошлый год на Северном Кавказе было принято около сотни заявлений от похищенных с целью женитьбы девушек. 10 из них дошли до суда. В соседней с Кавказом Волгоградской области возбуждено одно уголовное дело по факту похищения девушки. Как пояснили в правоохранительных органах, отдельной статистики по похищенным невестам они не ведут.

Кавказские правозащитники уверяют, что истинные цифры значительно выше. «Многие случаи похищения девушки с целью замужества до правоохранителей не доходят. Особенно если похищенная живёт где-нибудь в селе. Родители девушки боятся огласки. Считается, что если девушку похитили, то она уже запятнана. И чтобы избежать позора, девушку выдают замуж за её похитителя. А раз есть согласие, дело прекращается».

«Семья всегда выступает против похищения девушки. Может разгореться большой скандал: даже убить могут, — рассказывает правозащитник Светлана Кузнецова . — Так год назад в Ингушетии похищение девушки обернулось убийством троих человек. Родственник похищенной оказался сотрудником полиции. Разговор между родственниками жениха и похищенной девушки, как правило, ведётся на повышенных тонах. В данном случае скандал перерос в стрельбу в центре Назрани и убийство».

Обычно гасят конфликт между семьями старейшины рода. «Парни, ворующие девушек, нехорошо поступают с родственниками девушек. У меня на днях внучку украли. Если бы жених пришёл ко мне домой, как говорят у вас, просить руки моей внучки, я бы согласился», — говорит 70-летний Рамзан Курбанов . Он старейшина рода, у него было 4 жены, и, как признаётся старик, всех их он умыкнул.

— А что будете делать теперь, заберёте внучку?

— Нет, зачем забирать. Свадьбу сыграем. Пусть живёт.

«Сам закон поставил родственников похищенной с целью брака девушки в узкие рамки. Были случаи, когда родители похищенной забирали свою дочку назад. Но чаще всего похищения заканчиваются браком», — говорит правозащитник Светлана Кузнецова.

А я по любви хочу!

«Мне 16 было, когда он меня украл. Воровал два раза. Первый раз у него не получилось. Я упала на асфальт, царапалась, кусалась, кричала. Тогда мне удалось от него сбежать. Я родителям ничего не сказала: меня бы грязной посчитали. Второй раз у него получилось. Он меня схватил и прямо в машине изнасиловал. Потом бросил в каком-то доме. Куда ж я от него пойду. Поэтому, когда имам меня спросил, согласна ли я пойти за него замуж, я кивнула», — вспоминает Айшат .

Айшат воровали дважды, один раз ей удалось сбежать. Фото: Из личного архива

К сожалению, бывают случаи, когда справиться с эмоциональным надрывом девушка не может. Так, в июле 2014 года в небольшом селе Чухонастовка Камышинского района Волгоградской области повесилась 17-летняя мусульманка. По словам местных жителей, девушка буквально была в шоке от знакомства с новоиспечённым супругом. Улучив минутку, юная невеста вышла во двор и, накинув на шею петлю, свела счёты с жизнью.

Месяцем ранее в селе Усть-Погожье Дубовского района Волгоградской области четверо молодых мужчин похитили 17-летнюю школьницу. По официальным данным Следственного управления следственного комитета по региону, мужчины несколько часов караулили девушку. Дождавшись, когда она выйдет из ДК, помощники жениха избили брата школьницы, а её саму силой усадили в автомобиль и увезли в Волгоград. Школьницу привезли в квартиру, где её уже ждал будущий муж. Молодой человек несколько часов уговаривал девушку пойти под венец. Поняв, что без согласия на брак её не отпустят, девушка согласилась, но с одним условием — похитители должны отвезти её в полицию, где она лично скажет следователю, что идёт замуж по доброй воле. Мужчины согласились и отвезли её в Дубовку в следственный отдел, где уже лежало заявление от родных. Теперь «жениха» и его друзей подозревают в похищении несовершеннолетней группой лиц по предварительному сговору или в пособничестве этому. Им грозит от 5 до 15 лет лишения свободы.

Против законов России и шариата

Власти Кавказских республик призывают изживать спорную традицию при помощи закона, шариата и миллионных штрафов. Так, в Чечне и Ингушетии похититель девушки должен заплатить родственникам миллион.

«Деньги не главное. Мы пытаемся донести до молодых людей, что похищение человека — это тяжёлая статья Уголовного кодекса, — говорит следователь из Ингушетии Ахмад Евлоев . — К сожалению, сколько ни бывал на судах, видел, как дела прекращались по примирению сторон. А я так считаю, если устроить показательный суд сразу над десятью похитителями и дать им лет по 15 каждому, молодым людям таким образом жениться расхотелось бы. А у нас клановость: все люди братья и родственники, с ними враждовать нельзя. Были у меня случаи, когда девушка, испугавшись своих родственников, оговаривала парня. Однако в ходе следствия выяснялось, что молодые любят друг друга и заранее договорились о похищении».

Некоторые молодые люди думают, что воровать невесту не противоречит мусульманским законам. Однако мусульманские духовные лица отрицают это. «Воровать запрещено. Это против шариата, — заверил нас имам Абдулла-хазрат Бата , — такого в Коране нет. Это древний обычай, а бывает, что девушки сами с парнями договариваются. Но для того, чтобы заключить брак, должно быть обязательно согласие девушки, иначе такой брак будет недействительным. Также обязательно и согласие родителей».

Без согласия девушки никах — мусульманский религиозный брак — не проведут, к примеру, в Турции и Алжире.

«Это в первую очередь неуважение к собственным родителям, — считает мусульманка Амина , — по правилам нужно посвататься. Нас с мужем имам сначала послал в ЗАГС, и только потом был религиозный брак. Именно для того, чтобы не прелюбодействовали под маркой религии. И насколько я знаю, самому имаму, который проведёт никах до официального брака, грозит серьёзное наказание, вплоть до лишения сана».

Молодые люди к духовным лицам прислушиваются, но соблюдать законы не спешат. Кражи невест на Северном Кавказе и в прилегающих регионах продолжаются. Большинство из них заканчивается свадьбами, и лишь некоторые судом и разводом.

Я не люблю стереотипов, но в моем вузе было много кавказцев (ну а куда деваться, если вуз московский), и соответственно кавказских девушек. Какие-то из них одет в мини, и даже декольте, какие-то укутаны так, что даже жарким летом видно только лицо.

Поступая, я жил в общаге на ВДНХ, а в те годы студенческие власти делали бизнес, забив нелегалами все общаги, что только могли (часто за счёт студентов). Там, когда я ходил на кухню, видел девочку, лет 14 (максимум). Когда я пересекался с ней по коридору, она отскакивала на другой край, и проходила мимо почти прижавшись к стене. В самой кухне, когда я заходил, девочка отходила к окну, держа со мной приличное расстояние, дожидаясь когда я налью воды или поставлю чайник и уйду, только потом продолжала готовить. Чуть позже узнал, что эта девочка, которой по всем признакам ещё в школу ходить, была женой какого-то совсем зрелого мужика, который жил в комнате, и почти никуда не выезжал, постоянно болтая по телефону и решая "мутки". Я был наслышан о кавказских нормах жизни, но практика шокировала меня.

Однако самое неприятное было потом. Девушки с Кавказа, не все, но большая половина очень горды традициями, своими табу, исламом и прочим. Даже более того, многие татарки, туркменки, калмычки и бурятки, да и прочие нацменьшинства, старались подражать кавказским, заимствуя сленг, акцент и "исламские" темы. При этом они и клубились, и "встречались" с пацанами, и в общем-то жили полноценно, хотя частенько слыша их громкие диалоги, и реже общаясь на прямую, слышал, как они с высока смотрят на нас, прочих жителей страны, упирая на такие стереотипы как "русские бабы - шлюхи", "русские мужики алкаши", "наши парни ваших отмудохают", в наиболее запущенных случаях "русские под кавказом ходят", "ислам, ислам, мы мусульмане, у нас так не положено" хотя поведение их часто не соответствовало некоторым исламским нормам для женщин... мягко говоря.

После более близкого знакомства с традициями, взглядами на мир, общество в котором они живут, моё отношение поменялось. Если сначала я испытывал острое ощущение несправедливости к личности женщин и девочек на Кавказе, то потом уже понял, что "каждому своё".

классный коммент! прям мой профиль.

и что самое интересное, вы же так и не узнали друг друга - ни кавказцы тебя, ни ты кавказцев/калмыков/бурятов. Живете в одном пространстве, но в разных измерениях. Ты к ним не ходил и они к тебе не просились. Те с забитой стереотипами головой, а ты не понимаешь, почему они считают себя лучше и с чего они вообще это взяли. каждый по свою сторону баррикад.)))

знаешь, ровно для того, чтобы люди из разных регионов начали общаться с москвичами, я в 2010 сделала свой лекторий о народах России. По сути, это стало местом, где опасающиеся "странных" приезжих москвичи встречались с приезжими разных национальностей, которые в свою очередь были напуганы разговорами о холодности, равнодушии и презрении со стороны местных.

у нас было классно, люди реально общались, реально узнавали про другие обычаи, приезжие расслаблялись и с удовольствием делились всеми секретами с москвичами. многие подружились.

Ответить

Нет, я общался с кавказцами, не дружил, но общался, и девушка у меня была осетинка, не в этом дело. Я писал скорее о... Ну как сказать. Вот у русских господствует представление о себе как о великой всем пососать дающей державе, о народе как о духовном, где живут самые великие воины и передовые ученые, и т.д. и т.п. На факты того, что в истории били русских много, открытий русские ученые на фоне достижений других мировых держав, добились не так уж и много, да и пьющая и криминализированая русская провинция не сильно то и духовно развита, они внимание обращать не хотят, обижаются и обзываются. А когда речь за ходит о последних событиях, люди которые говорят о том как плохо было в 90-е, голодно и бедно, оказываются готовы терпеть и не такое, ради международного величия по средством участия в непонятных военных авантюрах, и глупом противостоянии со всем миром.

У кавказцев примерно тоже самое. Я не ответил на вопрос, а ожидая, что накинут историй о реальных трудностях женщин и девушек на Кавказе, несправедливых, жестоких, а порой просто диких, хотел указать на то, что им не так уж плохо, как видится со стороны. То есть они в некоей зоне комфорта, и большинство (не все конечно) предпочтут пусть не счастливо, пусть довольно скучно, но в своей зоне комфорта, не усложняя себе жизнь, вот и всё.

О недопонимании я не писал. Люди вы как люди, есть хорошие, общительные, умные, есть агрессивные, глупые, есть быдло такое же как русское, только с кавказкими оттенками, есть очень современные и продвинутые.

Ответить

Прокомментировать







Кавказ - самый многонациональный регион России, родина многих народов. Однако разнообразие культурных традиций, обычаев объединяет почтительное отношение к женщине. Уважение к женщине проявляется у всех народов Кавказа - христиане они или мусульмане, горцы или жители равнины.
Именно женщины передают из поколения в поколение нашу культуру, наши духовно-нравственные ценности. Поэтому проявление по отношению к ней грубой силы, наглости, всего того, что оскорбляет ее достоинство, встречало презрение и отпор у всех кавказцев. Недаром самой крепкой присягой среди горцев считалась присяга именем жены. Присяга эта связана с кебином - брачным договором. Если показание присягателя оказывалось ложным, то брак признавался недействительным. Как только жена узнавала, что муж присягнул ложно, она могла немедленно уйти из дома.
На Кавказе известны случаи массового примирения с участием матерей. Одно из таких преданий приводит абхазский ученый А. Гуажба. "Между убыхами и абхазами разгорелась вражда. Взаимным набегам не было видно конца. Но в те времена были очень мудрые люди, "умевшие примирить огонь и воду", и они решили положить конец вражде. Собрались с обеих сторон и со всех краев Западного Кавказа самые уважаемые и почитаемые старцы, и вот что они решили: со стороны правого устья реки Псоу лежит обширная равнина. Туда было доставлено с их согласия 500 молодых абхазок с грудными детьми и 500 убыхских матерей, Также с грудными детьми. Их поставили в ряд напротив друг друга с младенцами в руках, завязали глаза и обменяли младенцев. Потом женщин с детьми сразу развезли в родные аулы. Сделано это было для того, чтобы в дальнейшем абхазы и убыхи, зная, что с той и с другой стороны родная кровь, перестали мстить и совершать набеги".
Нередко горянки брались за оружие, чтобы защищать родной дом. Тамерлан захватил и разорил село Аркас. В бою почти все мужчины погибли. Женщин завоеватели связывали по рукам и ногам и клали на землю, а на обнаженную грудь бросали горящие угли. А наказание такое они понесли потому, что, переодевшись в одежды погибших мужчин, храбро сражались против завоевателей. На пятые сутки после падения Аркаса избежавшие наказания сельчанки достали оружие, переоделись в мужскую одежду и неожиданно ударили по войскам Тамерлана. Они так храбро сражались, что на их усмирение хромой полководец потратил еще два дня.
По легенде, Тамерлан потерпел сокрушительное поражение от войска под командованием девушки-горянки. Звали ее Патима, по прозвищу Парту, что в переводе с лакского означает "блистательная", "молниеносная".
В лакской эпической поэме описывается, как Парту Патима побеждает в единоборстве лучших бойцов из стана Тимура, а затем ее войско, воодушевленное этим примером, наголову разбивает армию прославленного Тамерлана, которого называли Потрясатель Вселенной.
Отношение к женщине в Дагестане всегда было особым. Все самые красивые обычаи и традиции держатся на них. У башлинцев есть поговорка: кто не послушает совета матери, тот не достигнет своей цели.

В горах Дагестана во многих аулах в старину существовал такой обычай: если мать усыновит кровника - кровомщение прекращается. Вмешательство женщины часто останавливало самую жестокую распрю. Для этого ей стоило только выступить вперед, снять с головы платок и бросить его перед дерущимися. Уважение к женщине выражается в многочисленных обрядах и обычаях , например, в присутствии женщины мужчины не смели затевать ссору, сквернословить. Когда женщина проходила мимо стоящих на годекане мужчин, они прекращали смех, чтоб она не могла подумать, что смех вызван разговором о ней. При появлении взрослой женщины, как в былые времена, так и в наши дни, принято вставать, что свидетельствует об уважении к ней.

Так как мужчины постоянно воевали и их в любой момент могли убить, в некоторых селах появилась интересная традиция: земля, дом и все богатство числилось за женским полом, у мужчины ничего, кроме оружия и коня, не было. При выходе девушки из одного села в соседнее, основное богатство - земля - переходило этому соседнему селу, поэтому девушек старались не выдавать замуж за пределы общины. Такой обычай существовал жителей села Щт- при женитьбе записывать все пахотные и покосные земли за невестой. В случае развода мужчина лишался земель и дома. Жена при разладах в семье смело говорила мужу: "Если не желаешь жить совместно, бери свою палку и убирайся на все четыре стороны!". Соседи мугинцев в связи с этим нередко их высмеивали.
В Осетии с древних времен честь и достоинство женщины всемерно оберегались. Достоинством мужчины считалось предупредительное, почтительное отношение к женщине, позором для него - проявление грубости, непристойного поведения в ее обществе, рукоприкладство. У осетин женщина пользовалась большим почетом , чем мужчина, если они вдвоем шли рядом, то женщина шла справа, если с нею двое мужчин, то между ними. Когда женщины проходили мимо сидящих мужчин, даже глубоких стариков, то они встали, приветствуя их. По осетинскому этикету, всадник, встретившийся с женщиной, должен был сойти с лошади еще до того, пока не поравняется с ней, и пропустить ее мимо себя, а потом только продолжать свой путь. Во время кровной вражды женщин никогда не убивали. Если же кто-нибудь и совершал подобное преступление, то он этим навлекал на себя величайшее презрение. Женщины старшего возраста находились на особом положении и пользовались большим всеобщим уважением. Наиболее авторитетные женщины принимали активное участие в решении важных общественных дел, они занимали равное положение с главой семьи.

Чеченцы всегда придавали большое значение женщине как хранительнице домашнего очага. И в этом своем качестве она наделена совершенно особыми правами. Самое страшное чеченское проклятие - "чтобы потух в доме огонь". Стоит кровному врагу прикоснуться к подолу любой женщины, как оружие, направленное на него, уберут в ножны: теперь он под ее защитой. Дотронувшись губами до груди женщины, любой автоматически становится ее сыном. Чтобы прекратить ссору или драку женщина давала своим детям вынести зеркало к рубящимся - это действовало как запрет на междоусобицу. Если по западной традиции мужчина пропускает женщину вперед в знак уважения, то по чеченской уважая и оберегая женщину, он всегда идет впереди нее. У этого обычая древние корни . В старину на узкой горной тропе могли быть очень опасные встречи: со зверем, грабителем, с кровным врагом. Вот мужчина и шел впереди своей спутницы, готовый в любую минуту защитить ее. Об уважительном отношении к женщине чеченцев свидетельствует обычай приветствовать ее только стоя. Если проходит пожилая женщина, долг любого человека, независимо от возраста, встать и поздороваться первым. Величайшим позором считалось непочитание матери и ее родственников. А для зятя почитание родственников жены - засчитывалось как добродетель, за которую он попадет в рай.
У ингушей также уважение к женщине, независимо от ее возраста и социального положения, считается высшим принципом нравственности. Женщины обычно располагали определенной свободой. В народном этикете закреплено требование всячески помогать ей и защищать ее интересы. Например, если женщина выполняет тяжелую работу, мужчина должен заменить ее. Когда женщина обращается к мужчине за помощью, тот считает своей беспрекословной обязанностью выполнить ее просьбу. Даже пожилые мужчины считают нужным встать, когда женщина, хоть и незнакомая; проходит мимо.
У черкесов есть такие поговорки: "Глаза, гневно глянувшие на мать, ослепнут"; "Опозорится тот, кто затеет склоку с женщинами".

Если мужчина в присутствии женщины нечаянно произнес грубое слово, по.обычаю, он должен загладить свою вину подарком. Большим позором для мужчины, в том числе и для мужа, считается поднять руку на женщину. Конный в знак уважения спешивался при встрече с женщиной. Адыгской женщине не позволялось заниматься тяжелой работой. Всякий проходящий мимо, заметив женщину, занятую непосильным трудом, приходил ей на помощь. Одним из интересных и важных компонентов адыгского этикета и рыцарского отношения к женщине был обычай, по которому мужчине, возвращающемуся с охоты или военного похода, полагалось отделить часть добычи женщине, которая встретилась в пути. Женщина - хранительница очага, выступает в адыгской семье и хранительницей необходимых порядков, которых требует этикет по отношению к свекрови и свекру, к старшим. Все черкесские женщины были освобождены от тяжелого физического труда.