Японская национальная обувь для женщин. Гэта и дзори национальная японская обувь

Гэта.
Это такие японские национальные "вьетнамки", как их любят иногда называть некоторые товарищи комментаторы.
Под катом будет около полусотни картинок разных гэта, как исторические модели, так и современные вариации.
Только не спрашивайте меня, пожалуйста, как это носить.

На всякий случай, не советую вам пробовать это носить без соответствующей подготовки и/или без присмотра старших товарищей.


Гэта - один из самых древних видов японской обуви. Когда именно "скамеечки" вошли в обиход - сказать сложно, но остатки деревянных обувок и каменные модельки находят в некоторых захоронениях периода Кофун (т.е. 3-6 века).

Вот, например, вырезанная из камня модель гэта (примерно 12 см длиной), найденная в захоронении Кагамияма на территории нонешней префектуры Киото.
Утверждают, что изначально гэта использовали для работы в полях. Но потом приспособились и просто гулять в этом, а также красоваться и выпендриваться.
За прошедшие века и даже тысячелетия дощечка с поперечинами многократно видоизменялась под разные нужды и потребности носителей.

Раз уж гэта были придуманы для работы в поле, то вот вам несколько вариаций так называемых "тагэта" (полевых гэта).


Хлюпать по рисовому полю и не тонуть в жидкой грязи - основная цель подобных конструкций.



Вариация на ту же тему.

Или так:

Поскольку "тапочки" эти не отличались изяществом и легкостью (особенно в сочетании с налипшей на них грязью), частенько к ним прилагались веревочки для управления.

Примерно так.

Модификацией этих рабочих тапок можно считать обувь для работы в глубоких, но не топких местах. В море, например.

Так называемые "нори-гэта" (нори знаете, да? суши в них заворачивают, водоросли такие). Камешки на нижней части - чтоб не всплывали.
Такие же конструкции использовались и при строительстве мостов, тем более, что высоту можно было сделать практически любой (в пределах разумного, конечно).

Обувь со встроенной стремянкой.
Утверждают, что высота "стремянки" варьировалась от 30 см до 1 метра. Как на них забирались - не знаю. Наверное, лестница прилагалась.


Вариация на тему нори-гэта. Если у вас прохудилась пара ведер - не выбрасывайте, пригодится.

Ну, а обычные прогулочно-общецелевые гэта выглядят так (вдруг кто не знает?):


Дощечка либо прямоугольной, либо овальной формы с двумя поперечинами-"каблуками" и лямками, в которые и вставляются ступни.
Интересно, что древние гэта делались на правую и левую ноги отдельно:

Остатки деревянных гэта из захоронения времен Нары (8й век).
Но уже к Хэйану перестали этим баловаться и вырезали одинаковые дощечки на обе ноги с симметричными дырками для лямок.
Новые гэта не различаются на правый и левый тапок, но в процессе носки лямки слегка вытягиваются по форме ног, а "каблуки" стачиваются в зависимости от особенностей походки, и гэта таки начинают различаться.

Верхняя прямоугольная двухкаблучная модель - наиболее универсальна. Такое носят и девочки, и мальчики всех возрастов. И на работу, и на праздник.

Высота "каблуков" вариьироваться может очень широко. От полного отсутствия (как на тагэта) до полуметра и выше.
"Каблуков" также может быть и два, и один, и три.


"Однозубые" гэта, также называемые "тэнгу-гэта" (тэнгу - это такой ооооочень длинноносый герой местной мифологии).


Вариации высоты однозубых гэта. Это, так сказать, среднее, для обычного потребителя.

А вот модели для духовно-развитых:


Обувь буддийских монахов. 60 см, говорят. Для особой духоподъемности.

Кстати, о монахах.
Образец обуви, хранящийся в храме Кйомизу-дэра в Киото:


Утверждают, что это принадлежало монаху Бэнкэю, герою времен очень позднего Хэйана. Железные гэта, весом 12 кг каждая тапочка. Желающие ноне могут попробовать примерить и походить.

Тоже для духовно-развитых, но в другой области:


Трех-каблучная вариация гэта для высокоранговых проституток типа таю и ойран. До 30 см высотой.

Более скромная вариация женских гэта, для молодых знатных девочек и девушек:


Это, конечно, современная модель, но мало отличающаяся от более ранних. Такое обычно носят девочки на праздновании 3-5-7.

Побогаче модель:


Модели примерно такой же высоты, но без рисунка и с бубенчиком, встроенным в носовую часть, носят майко (ученицы гейш) Киото. Такое называется "поккури" (имитация издаваемого при ходьбе звука) или "окобо".

Вот еще модель рабочих гэта, хотя и довольно специфическая:


Коробочкой и с оплеткой из рисовой соломы, чтоб не стучало. Это "бутай-гэта", в которых ходят по сцене головные артисты кукольного театра бунраку. Те, которые носят куклу и исполняют ее роль. Всякие вспомогательные артисты, заведующие движениями ног-подолов-хвостов и прочих второстепенных деталей носят на сцене плетеные из рисовой соломы вараджи, чтобы быть заведомо ниже головного артиста.

Примерно так это выглядит изнутри.

Обратите внимание: традиционные японские гэта имеют строго горизонтальную ровную поверхность. Но в начале 20го века европейские тенденции проникли и в эту область. И гэта начали приобретать плавные изгибы по форме ступни.


Это уже европейское влияние. Хотя тапки по-прежнему "на одну ногу".

Затейливая вариация столетней давности:


Гибрид, так сказать. И такое было.

В начале 20го же века гэта принимали участие в зимних олимпийских играх. В качестве беговых коньков, да.


Чтоб не терялись в процессе, их еще и веревочками подвязывали к ногам.



Тоже коньки. Видимо, особо сбалансированные.

Более практичная и удобная модель гэта на мокрое и холодное время:


С покрышкой на носовую часть и меховой оторочкой.

Это тоже, говорят, появилось под европейским влиянием:


Основа - как у гэта. Но лямок уже нет, одна перемычка через всю ступню.
Такие тут очень популярны в онсэнах и в качестве туалетных тапок.

Ну, а в наше время гэта бывают всякие. Традиционные по-прежнему в ходу, за исключением разве что тагэта и нори-гэта. Сейчас для работы в поле и в море есть способы и поудобнее. И коньки с гэта тоже мало кто пользует.

Некоторое количество фоток современных гэта разных видов и дизайна.


Вот такая художественно-зубчатая красотень.



Подобное тоже с какой-то стороны может считаться гэта. Вполне себе в рамках традиции. Только более нарядненькое. И со стразеками.


Это - так и вовсе почти традиционное.



Тоже практически никакой экстравагантности.



Модификация туалетных тапок, но с изгибом. Говорят, для здоровья полезно.

Вообще, тема какбэ ортопедических гэта чрезвычайно популярна.

Вот такоЭ, например.
Говорят, это растягивает мышцы задней поверхности ног, что способствует их (ног) стройности и здоровью. Профилактика варикоза, опять же.


Вариация на ту же тему.



Модель "кролик". Кавайненько, ага.



Поперек тоже можно. Из бамбука. Экологичненько по самые небалуйся.



На все пять пальцев тоже, говорят, полезно. Врастопырочку.


Модификация на тему Модель называется "Кяри". Явно инспирировано стилем популярной поп-певицы Кяри Памю-Памю.

Кстати, о певицах.

Туфли, выполненные японским дизайнером обуви Норитака Татэхана для Леди Гага.


Типа вот.
Утверждается, что идеей для этого... креатива послужили именно гэта. Нуачо...


Тоже креатив. Но на фоне предыдущего довольно скромненький и даже традиционный.



Тоже типа гэта. Эти точно сами не свалятся.


Для духоподъемности на современном этапе.

Еще дизайнерских гэта:

С перьями. "Феникс" называются.


С мехом. "Усаги", сиречь, "зайчик". Ну-ну.



"Тэнгу". Это, кажется, носить не предполагается в принципе.


И это тоже не для носить, а для красоты. Поставить и любоваться. Пыль только смахивать периодически.


А это даже для носить. Гэта от компании "кико ашиато".

Вся примочка - в оставляемых следах.


Закос под котика.

Косить можно по-разному.


В определенных кругах должно пользоваться бешеной популярностью.



Да-да, это тоже гэта. Удобно же: надевать можно с любой стороны. Способствует, говорят, развитию чувства равновесия и здоровью нижних конечностей.

Не, это, конечно, далеко не все. Это чисто по личному выбору.

Taби - японская национальная обувь, которая используется коренным населением с древних времен. Особенностью такой обуви является отделение большого пальца ноги от других небольшой выемкой. Обычно их носят с тапочками Дзори.





Таби носят как женщины, так и мужчины. для женщин обычно белые, а для мужчин – тёмно-синие. Хотя в наши дни по традиционным праздникам мужчины иногда выбирают другие цвета, которые походили бы к их кимоно. Таби с верёвочками, – усовершенствованный вариант тех, какие носили в XVIII веке. У современных таби есть металлические застёжки в форме ногтей.


Дзика-таби . У них такая же форма, как и у таби, за исключением резиновой подошвы. Их носят на улице. Они крепкие, в них легко двигаться.


Японские дзори были прототипом тех тапочек, которые теперь можно увидеть на пляжах всего мира. Придерживаются на ногах ремешками, проходящими между большим и вторым пальцами. Существуют также Роскошные дзори для женщин. Подошва состоит из пяти слоёв и лакирована сверху. Женские дзори отличаются разнообразием дизайна и цветов.


Существует и еще один, совершенно особый вид домашней обуви у японцев – это специальные «туалетные тапочки» тоирэ суриппа .
Они будут ждать вас при входе в японскую ванную или туалет. Механизм здесь следующий - заходите в туалет – меняете обычные тапочки на туалетные, выходите – совершаете обратную процедуру. Сделаны такие тапочки обычно из пластика или резины, но иногда бывают и «мягкие сверху», но все же прорезиненные внутри. Если в японском магазине вам придется выбирать тапочки, вы легко сможете понять, какие из них – «туалетные». Такой «фокус с переодеванием» преследует несколько целей – во-первых, так будет более гигиенично. А во-вторых, окружающие без лишних слов поймут, что в туалете кто-то есть. Самое главное – не забыть переодеть «туалетные» тапочки при выходе из данного заведения. Обычно иностранцы, не привыкшие к такой традиции, забывают поменять тапочки и становятся предметом «подхихикивания» со стороны японцев. Хотя и среди японцев есть невнимательные люди, которые забывают переодеть тапочки.


Сменная обувь в школе называются увабаки они одинаковы для всех. Хранятся при входе в школу: в вестибюле для них стоят специальные стеллажи. Каждый тапочек вдоль заднего шва подписан фамилией владельца, чтобы не путать с другими. Увабаки (как правило, белые) раз в неделю берут домой, чтобы выстирать, причем учитель настаивает, чтобы делал это сам ребенок, а не его мама. Учителя тоже переобуваются при входе в школу. А для гостей есть специальные гостевые тапки, такие ужасные на вид, что многие родители, приходя на собрание, берут тапки с собой или просто шлепают босиком - в школу в обуви нельзя.

Диетические тапочки . У них нет пятки, так что приходится ходить на цыпочках, а это поднимает тонус мышц и улучшает осанку. Сейчас пользуются огромной популярностью.Изобретены домохозяйкой, которая хотела помочь людям улучшить внешность
и поправить здоровье.


Поккури . Деревянные туфли на высокой платформе со скосом, просто покрытые лаком, разрисованные узорами или обтянутые тканью, - традиционная обувь майко, будущих гейш. Название звукоподражательное: такие звуки раздаются из-под полых подошв при ходьбе.


Гэта - обувь-скамеечка. Конструкция действительно причудлива: деревянная плоская платформа, которая лежит на двух вертикально установленных, находящихся на некотором расстоянии друг от друга брусочках (иногда довольно высоких). Эти деревянные сандалии держатся на ноге с помощью двух ремешков, которые протягиваются между большим и вторым пальцами ноги. В настоящее время их носят во время отдыха или в ненастную погоду. Гэта весьма неудобна по меркам европейцев, однако, японцы в ней не один век ходили, бегали, воевали – словом, вели активный образ жизни и ничуть не смущались неудобностью.

Традиционной японской одеждой можно подолгу любоваться. Изысканные кимоно, разноцветные юката, хаппи с их смелым дизайном и простые, но величественные хакама, - вся эта одежда родом из Японии. Однако существует одна область классической японской моды, на которую зачастую не обращают должного внимания: традиционная обувь!

Помимо своей главной функции, традиционная японская обувь ценится за уникальные эстетические качества. Давайте же рассмотрим некоторые типы обуви.

Гэта


Гэта - один из самых известных типов традиционной японской обуви, который вы запросто сможете узнать по характерному стуку при ходьбе.

Можно сказать, что гэта представляют собой деревянные сандалии. К ним прикреплён крепкий, но мягкий тканевый ремешок, называемый «ханао», который удерживает обувь на ноге. Типичные гэта состоят из плоской части, называемой «дай» и двух опорных частей, называемых «ха» (что означает «зубы»). Чаще всего гэта носят с юката, хотя иногда вы можете увидеть, что люди надевают их и с повседневной одеждой, например, с джинсами или шортами.


Хотя большинство гэта обладают двумя «ха», можно также увидеть так называемые «иппонба», у которых только одна опорная часть.


В последнее время дизайнеры любят экспериментировать с гэта, добавляя к ним современные узоры и интересные аксессуары.



Дзори


Дзори - ещё один тип японских сандалий. Большинство традиционных дзори изготовляется из соломы, однако также используются лакированная древесина, ткань и кожа. В последние годы обувь также изготовляется из синтетических материалов. Поскольку дизайн дзори бывает самый разный, их можно носить с разными типами одежды: от повседневных свободно сидящих дзимбэй до официальных кимоно .

Окобо


Это высокий тип гэта, которые обычно изготовляют из дерева и которые носят майко. Окобо майко обычно нелакированные. Лишь с наступлением лета ученицы гейш могут надеть чёрные лакированные окобо.


Цвет же ремешков означает ранг майко: красный носят новички, в то время как жёлтый цвет означает более опытную майко.

Таби / Дзика-таби


Таби представляют собой традиционные белые носки, которые носят с официальной одеждой, к примеру, с кимоно. В отличие от других носков, в таби большой палец отделён от остальных, что позволяет носить их с гэта или окобо.


Дзика-таби, хоть и имеют форму таби, представляют собой обувь. Их японское название (地下足袋) можно также перевести как «таби, которые касаются земли». Дзика-таби, изобретённые в XX веке, изготовляются из прочных материалов, таких как резина. Эту обувь часто носят фермеры, строители, рикши или садоводы.

Варадзи


Варадзи - это, возможно, самая простая обувь в данном списке. Эти соломенные сандали были повседневной обувью в древней Японии. Известно, что в эпоху феодализма эту обувь носили самураи и солдаты асигару. В современности же варадзи до сих пор носят буддийские монахи.

Традиционным материалом для варадзи является рисовая солома, однако их также изготовляли из конопли и хлопка.

Очень необычна исконно японская обувь, так же как и сама Страна Восходящего Солнца.
Вот, например, гэта - сандалии из древесины павлонии в форме скамеечки. Они делаются одинаковыми для обеих ног и состоят из дощечки-платформы, которая опирается на два бруска, расположенных поперек. В зависимости от размеров этих брусочков-опор гэта могут быть различной высоты. Два ремешка помогают гэта держаться на ноге. Они протянуты между двумя первыми пальцами ног. Обутые в гэта японки передвигались очень маленькими шаркающими шажочками. Такая походка являлись предметом особой гордости женщин этой страны.

Модели гэта

Глядя на ту или иную модель гэта, можно легко определить статус ее владельца или владелицы.

  • Каку гэта - модель, которую носят японцы среднего возраста, имеют прямоугольную платформу;
  • Гэта с закругленными углами предпочитают японцы почтенного возраста или священники;
  • Номэри гэта - обувь японских актеров (эта модель имеет чуть заметный наклон вперед).

Разнится отделка мужских и дамских гэта. Для мужчин Японии важно, из какой породы дерева изготовлена эта обувь, изящество нанесенной на гэта резьбы и качество лака. Нарядные гэта японских красавиц, как правило, обтягивались парчой с позолотой. Они выглядят зачастую как знакомые всем нам шлепанцы, хотя их зимний вариант имеет довольно высокие опоры. По женским гэта можно довольно легко определить, к какой возрастной категории принадлежит их хозяйка.

Японцы до сих пор свято чтут традиции. Это, конечно, касается и культуры ношения одежды и обуви: гэта надевают на праздник совершеннолетия (у японцев - это достижение двадцати лет), во время брачной церемонии, их носят гейши и все те представители японского общества, которые одеваются в кимоно.

Дзори - мягкие сандалии

В настоящее время костюм очаровательных японок обычно дополняют дзори - комфортные сандалии со стелькой из ткани. Каблуков дзори не имеют, но снабжены уплотнением в области пятки. Дзори - многофункциональны: их надевают на праздники с традиционным кимоно, но их хозяйкам хорошо в них и в каждодневной суете большого города. На ноге дзори поддерживают с помощью лямок между первым и вторым пальцами ног. Этот вид обуви изготавливается отдельно для левой и правой ноги. Материал для дзори может быть как натуральным (тростник и кожа), так и синтетическим (винил), что позволяет быть этим сандалиям еще более комфортными.

По давно укоренившейся японской традиции жители этой страны меняют обувь удивительно часто. Вне дома они обувают дзори, а, может быть, гэта (обычай ношения такой обуви веками культивировался в японской истории). Но немедленно снимают их, входя в помещение. Там они обувают суриппа (мягкие тапочки). А вот при входе в душевую или туалетную комнату в японских домах стоят тоирэ суриппа. По обычаю, входя в ванную комнату или туалет, следует переобуваться в стоящую перед дверью специальную обувь. Прежде всего, это делается из гигиенических соображений. И для японцев обязательно не забыть совершить обратное, покидая эти помещения.
Еще одним из важнейших правил поведения в японском обществе является требование снимать обувь при входе в храм синтоистов.

Национальная японская обувь за всю свою историю становления и развития, претерпела ряд больших изменений. Огромное влияние западных тенденций на развитие экономической и политической ситуации в стране, коренным образом повлияло и на внешний облик японцев, которые стали постепенно отходить от своей традиционной одежды, заменяя ее более европеизированным стилем.

На сегодняшний день европейские фасоны одежды наводнили шкафы каждого современного японцы. Узнать японца по походке можно теперь только на различных карнавалах и праздничных шествиях, приуроченных к национальным праздникам.

В чем отличительная черта походки японцев? Все дело в обуви. Национальная японская обувь, довольно необычная и специфическая для европейца, в современной Японии перестала использоваться для повседневной носки, не выстояв конкуренции с удобной и комфортной обувью европейских моделей.

Обувь в Японии

Одна лишь японская тенденция в мире обуви остается без изменений – никто не может похвастаться такой регулярной и частой сменой обуви, как жители японских островов. Для каждого случая у японца есть своя определенная обувь.

Для хождения по улице жители Японии надевают или гэта , которые в течение нескольких столетий являются необходимым атрибутом гардероба. Входя в дом, японцы переобуваются в мягкую обувку, которая называется суриппа . Идя в уборную, японец снова сменит обувь, и наденет специальные шлепанцы. Для посещения святынь и храмов применяется отдельная обувь.

История формирования обуви японца также необычна и интересна, как сама японская культура. Изначально дзори являлись универсальной обувью, которая подходила под любую одежду, и обувалась на все случаи жизни.

Гэта – специфическая обувь, называемая скамеечкой. Гэта представляет собой деревянную платформу, которая помещается на двух брусках дерева. Крепится такая конструкция к ноге с помощью специальных тесемок или веревочек, которые продеваются между большим и указательным пальцами.

В такой обуви невозможно было сделать широкий шаг, поэтому все японки ходили маленькими шагами, создавая эффект парения в воздухе. Именно такая походка являлась единственно приемлемой для японской женщины.

Форма и другие особенности обуви гэта

Несколько веков назад для изготовления гэта использовалось дерево. Несмотря на специфическую конструкцию, из которой, казалось, невозможно сделать что-то большее, гэта имела несколько стилевых разновидностей. Гэта могут иметь круглый носок, который носили, предпочтительно, пожилые люди и служители храмов, и гэта с прямоугольным носком, который носили представители среднего возраста.

Есть и другая разновидность гэта – номэри, которая отличается наклоном носка вперед. Такая обувь особенно цениться у эстрадных звезд и представителей творческих профессий.

Гэта имела не только разную форму носка, но и материал, который применялся для отделки обуви. Материал отличался от социального сословия человека, а также от времени года.

Гэта для мужчин имела менее эстетичный вид, нежели женские модели, но отличилась высоким качеством древесины, которая относилась к благородным породам дерева, а поверхность гэта украшалась резьбой из затейливых узоров. Женские модели, используемые для торжественных случаев, украшались парчовой тканью, и по своему внешнему виду очень походили на современные сланцы.

В зимний период, или для жителей горной местности, такие гэта делались значительно выше, чтобы уберечь ноги от холода. Сегодня современная японская женщина предпочитает носить на работу удобные сандалии из мягких материалов.

Дзори – своеобразная модель сандалий

Характерная черта дзори – отсутствие каблука, но наличие утолщения подошвы в области пятки. Дзори – один из самых комфортных видов обуви, обуваемый для ежедневной носки. Для изготовления дзори используется солома, кожа, различные синтетические материалы, например, винил.

Сегодня на улицах Японии уже не встретишь девушек и женщин, ходящих мелкой, шаркающей походкой. Японцы очень любят и уважают свои традиции, поэтому традиционная японская обувь является обязательной к надеванию во время различных религиозных обрядов, в частности, но обряд наступления совершеннолетия, которое наступает в Японии в 20 лет. Надевается такая обувь для прохождения обряда бракосочетания, и деятелями сцены и кино.

Видео: Изучение японских цифр

Читайте также

09 Мар 2014

Пожалуй, самой известной визитной карточкой Японии является действующий вулкан Фудзи. Он...

10 Мар 2014

Наиболее любимыми японцами произведениями народного творчества являются сказки. Любые сказки...