"воспитание гражданина в семье". Семья в современном обществе

Филиал «Колосок» муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Жердевская СОШ № 2»

« Воспитание патриота – будущего гражданина России »

Старший воспитатель

Емашова Нина Петровна

Современные условия жизни привели к ослаблению духовных связей между поколениями. Поэтому необходимо заложить в ребёнке (начиная с самого раннего возраста) интерес к культуре своей родины, помочь ему ощутить себя частью народа с многовековой историей.

Воспитание любви и уважения к Родине является важнейшей составляющей нравственно-патриотического воспитания.

Чувство Родины... Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям - к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.

Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе... И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.

В нравственно-патриотическом воспитании огромное значение имеет пример взрослых, в особенности же близких людей. На конкретных фактах из жизни старших членов семьи (дедушек и бабушек, участников Великой Отечественной войны, их фронтовых и трудовых подвигов) необходимо привить детям такие важные понятия, как «долг перед Родиной», «любовь к Отечеству», «ненависть к врагу», «трудовой подвиг» и т.д. Важно подвести ребенка к пониманию, что мы победили потому, что любим свою Отчизну, Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей. Их имена увековечены в названиях городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты памятники. Неверно полагать, что воспитывая любовь к семье, мы уже тем самым прививаем любовь к Родине. К сожалению, известны случаи, когда преданность своему дому уживается с безразличием к судьбе страны, а иногда даже с предательством. Поэтому важно, чтобы дети как можно раньше увидели «гражданское лицо» своей семьи. (Знают ли они, за что их дедушка и бабушка получили медали? Знают ли знаменитых предков? и т.д.)

Показать через малое большое, зависимость между деятельностью одного человека и жизнью всех людей - вот что важно для воспитания нравственно-патриотических чувств.

Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням.

Необходимо отметить, что в настоящее время у людей наблюдается интерес к своей генеалогии, к исследованию национальных, сословных, профессиональных корней и своего рода в разных поколениях. Поэтому семейное изучение своей родословной поможет детям начать осмысление очень важных и глубоких постулатов:

    корни каждого - в истории и традициях семьи, своего народа, прошлом края и страны;

    семья - ячейка общества, хранительница национальных традиций;

    счастье семьи - счастье и благополучие народа, общества, государства.

Большое значение имеют семейные экскурсии по району, городу или селу, посещение с родителями отдельных предприятий и учреждений района и т.д. Итоги таких экскурсий могут быть выражены в фотовыставке, совместном с ребенком выступлении или снятом фильме. Не менее интересно провести "мини-исследование", например, исследование не истории города вообще, а истории улицы (на которой находится детский сад или живут дети), или прошлого дома и судеб его жителей и т.д.

У каждого народа свои сказки, и все они передают от поколения к поколению основные нравственные ценности: добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие. Любой край, область, даже небольшая деревня неповторимы. В каждом месте своя природа, свои традиции и свой быт. Фольклорные произведения имеют национальную самобытность народа, богатый материал для воспитания любви к Родине.

Сегодня стало очевидно, что детский сад не в состоянии без взаимодействия с родителями решить очень многие важные воспитательные задачи. Семья имеет решающее влияние на развитие основных черт личности ребёнка.

В настоящее время эта работа актуальна и особенно трудна, требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными, и зачастую вызывают лишь недоумение.

«В вашей семье и под вашим руководством растет будущий гражданин Все, что совершается в стране, через вашу душу и вашу мысль должно приходить к детям», - эту заповедь А.С. Макаренко необходимо помнить.

Доклад для занятия родительского университета по теме

"Воспитание гражданина в семье"


В семье дети получают первые уроки гражданственности. Моральные нормы общества первоначально предстают перед ребенком в форме требований, предъявляемых к нему родителями, предстают воплощенными во всем образе жизни семьи, и, даже еще не осознаваясь, усваиваются как единственно возможный способ поведения. Именно в семье в основном происходит формирование привычек, жизненных принципов. От того, как строятся отношения в семье, какие ценности, интересы здесь находятся на первом плане, зависит, какими вырастут дети. Да, первые уроки гражданственности дает сама жизнь семьи.

Первостепенная задача семьи - научить ребенка жить среди людей, жить по нормам и принципам общества, тех самых, которые закреплены в Конституции. В.А. Сухомлинский утверждал: "Важнейшая мудрость жизни, которую должен постигнуть наш гражданин,- это человеческие взаимоотношения". В эти отношения ребенок вступает буквально с самого своего рождения. Следовательно, и гражданское воспитание начинается с первых же дней его жизни.

Отношения дошкольника не выходят за пределы непосредственных связей с семьей, товарищами по играм, соседями, воспитателями детского сада. Большой окружающий мир начинает входить в его жизнь из рассказов взрослых, он пока только начинает узнавать о нем. А вот отношение к людям у него уже формируется.

Сегодня общение ребенка ограничено кругом его семьи, по мере его роста оно будет все более и более расширяться. Какие традиции отношений с людьми перенесет ребенок из семьи в школу, а затем в наше общество в целом? Принесет ли он в общественную жизнь своекорыстные претензии эгоиста или будет думать, чувствовать и действовать как коллективист? Это во многом зависит от отношений, которые» сложились у ребенка в его самой первой социальной среде - семье.

Есть только один способ воспитать гражданина - включить его с самого рождения в отношения, соответствующие нашему строю, обществу, образу жизни, в отношения гуманности, справедливости. Эти отношения предполагают, с одной стороны, уважение всех окружающих к ребенку, с дру-гой стороны, его уважение ко всем окружающим.

Значит, семья должна быть подлинным коллективом, где каждый окружен любовью и заботой, каждый имеет и права, и обязанности, где не только взрослые, но и дети участвуют в ведении общего хозяйства, где потребности и взрослых, и детей удовлетворяются разумно. Семья, обладающая всеми признаками коллектива, говорил А.С. Макаренко, - это "организация воспитания и счастья". В такой семье радостно жить. В ней нет деспотизма взрослых и приниженности детей. В ней нет и людей, которые добровольно приносят себя в жертву остальным. Взрослые в такой семье - старшие члены коллектива, ответственные за него перед обществом. В ней каждый готов прийти другому на помощь.

Чтобы ребенок рос хорошим человеком, ему очень важно повседневно быть свидетелем и участником самых дружеских, самых справедливых отношений между членами семьи.

Он видит, как заботливы к нему родители, но это не создает у него ощущения собственной исключительности: ведь так же внимательны родители и друг к другу. Внимания к матери требует от него отец. Да и мать постоянно учит его, как проявлять заботу об отце, что сделать, чтобы его порадовать. Так в семье принято, это традиция, неписанный закон. И ребенок ухе в семье следует этому закону заботы всех о каждом и каждого обо всех, даже еще не зная, что это один из главных законов общественной жизни.

Семья - ячейка общества, и в ней, как в капле воды, отражаются отношения в обществе. Семья должна строиться на началах любви и взаимопонимания, заботы друг о друге. В.А. Сухомлинский говорил: "Я сразу вижу ребенка, родители которого по-настоящему любят друг друга: у него мир и покой"в душе, вера в добро, красоту человека, в слово воспитателя" .

А.С. Макаренко писал: "Если вы желаете родить гражданина и обойтись без родительской любви, то будьте добры, предупредите общество о том, что вы желаете сделать такую гадость. Люди, воспитанные без родительской любви,- часто искалеченные люди". У ребенка, воспитанного без родительской ласки, возникает ощущение, что мир вокруг него холодный и неприветливый. Весь окружающий мир в этом возрасте заменяют для ребенка его родители; холодны они - значит холоден весь мир, в котором ребенок появился, чтобы начать в нем жизнь. Он пугается этого мира, еще не зная его. У него рождается состояние страха и агрессивности по отношению к другим людям, он оказывается способным на жестокость, тогда как дети, воспитанные в условиях постоянных дружеских контактов с родителями, как правило, миролюбивы и покладисты.

На первый взгляд это звучит натяжкой, - то, что ласковые родительские прикосновения к ребенку, колыбельная песня, улыбка - все это уже начало социального воспитания. Но это так. У кавказских народов есть такая пословица: "Если человек плохой, значит, мать у колыбели не пела ему песен". Нет материнской ласковой улыбки, нежного взгляда, мелодичной песни - и у ребенка остается неразбуженной душа.

Исследования показывают: едва родившись, ребенок уже чувствует, какие руки его касаются - любящие или безразличные, и реагирует на недостаток родительской любви так остро, что это принимает характер психической травмы.

Родители любят ребенка красивого и некрасивого, здорового и болезненного, послушного и озорного - любят не за какие-то достоинства, а просто за то, что он есть на свете. Отец и мать замечают каждый, казалось бы, незначительный успех ребенка, они от души радуются этому успеху, и у ребенка возникает желание чаще доставлять им эту радость и чаще переживать ощущение того, что им довольны. Любовь близких является для него постоянным свидетельством ценности его бытия.

Все мы родом из детства, говорил Экзюпери. Все мы родом из нашего отчего дома, все мы вышли из наших семей, связаны с ними, как дерево связано с почвой, на которой выросло. Стремление человека внести в отношения с другими людьми теплоту и душевность имеет своим истоком сердечность отношений в родительском доме - доме его детства.

Познавая мир, ребенок познает и нас. Сначала он познает тепло наших рук, нашу улыбку, добрый взгляд. Потом он узнает, как мы ловки, быстры, хлопотливы в домашнем труде. Он с удовольствием отмечает про себя, что мы дружелюбны и приветливы с людьми. А когда он подрастет, его будет интересовать, как мы работаем, что для нас в жизни самое главное.

Мы хотим получить одобрение наших детей. Хотим, чтобы детям было за нас не стыдно, хотим быть для них примером. Пример родителей всегда у ребенка перед глазами, причем особенно он восприимчив к тем чертам характера, которые раскрываются в непосредственном общении с ним. Мать добра и справедлива к детям - этой доброте и справедливости они учатся у нее легко и естественно, потому что, обращенные к ним, эти качества становятся частицей их личного опыта Родительский пример становится примером доброты и справедливости.

Если у нас с нашими детьми дружеские, доверительные отношения, они начинают любить то, что любим мы, ненавидеть то, что мы ненавидим, наши убеждения становятся их убеждениями.

Пример родителей накрепко западает в душу: их готовность откликнуться на чужую беду, их умение трудиться не покладая рук, их приветливость и такт, их стойкость в борьбе с трудностями и жизненными невзгодами.

"Сынок, все, что ты делаешь, надо делать честно, на совесть, - говорит отец. - Делать так хорошо, как только можешь". Сын знает: эти слова - от души. Потому, что видит, каков сам отец в деле. Отцовское наставление навсегда западает в душу, потому что оно подкреплено примером его собственной жизни.

Все что есть у нас - это воспитано строем, школой, воспринято от родителей. И это духовное наследство изо дня в день передается подрастающему поколению. Передаем все то, что составляет силу, гордость, славу народа, и что бережно хранится в семейных традициях-. В семье, в быту, в межсоседском общении особенно отчетливо проявляется, насколько высок уровень нашей культуры. В семье над человеком нет контроля в такой мере, как на работе, где он на виду у десятков, а то и сотен глаз.

В семье, в быту человек ведет себя так, как для него стало естественным вести себя, здесь в полной мере проявляется то, что вошло в его плоть и кровь, стало его второй натурой, его действительной сущностью. Здесь человек раскрывается в тех своих качествах, которые стали для него органичны. Здесь проходит проверку истинный уровень нашей нравственности и гражданственности.

Проблема трудных детей и подростков - это всегда проблема трудной семьи. То, что семья неблагополучная, иногда прячется глубоко за ее стенами, тщательно скрывается от посторонних глаз. И обнаруживается, выявляется в том, какими растут в семье дети. Недаром существует изречение: не хвали человека за мудрость и добродетель, пока не увидишь, что получилось из его детей.

Каков взгляд родителей на людей - добрый, признательный или недоверчивый, отмечающий только недостатки? Недобрый взгляд даже в очень хорошем человеке отыщет что-нибудь плохое, и это плохое заслонит от него все хорошее: за деревьями можно ведь и не разглядеть леса. И ребенок усваивает, впитывает в себя как медленно действующую отраву этот недобрый взгляд на людей. Такой ребенок приучается смотреть на окружающих через пелену зависти, подозрительности. Родители порой и не задумываются о том, что одновременно у ребенка складывается и представление о себе - такое же в глубинной своей сути: еще неосознанно, но и себя ребенок ощущает как существо мелкое и неблагородное, способное на недостойный поступок.

Ребенку необходимо расти в атмосфере широких дружеских связей родителей с их товарищами по работе, соседями, их радушия по отношению к друзьям сына, дочери. Дом, открытый для всех, как душа, распахнутая настежь, дружелюбие, приветливость, искренняя симпатия родителей к окружающим людям - вот самая благодатная почва для духовного развития детей. Семье необходимо быть коллективом, ощущающим себя частью общества.

Особенно благоприятные условия для воспитания создаются в многодетной семье. В ней ребенок растет в коллективе, он с детства привыкает к мысли, что должен привыкать во внимание не только свои желания, но и желания братьев, сестер. Многочисленная семья, особенно такая, где совместно проживает несколько поколений, представляет собой могучий воспитательный коллектив, который направляет и контролирует поведение ребенка. В таких семьях дети следят за младшими, помогают старшим, учатся ответственности за свои поступки, правилам общежития, необходимости труда. Когда детям надо ухаживать за маленькими сестренками и братишками, за старенькими бабушками и дедушками, эти семейные, обстоятельства как бы сами по себе взывают к доброте ребенка, к его человеколюбию.

Но сейчас, по данным переписи населения, наиболее распространенным типом семьи является семья из супругов и одного ребенка. В них нет старших братьев, которые являются наставниками, нет младших, которых надо опекать. В таких условиях усложняется воспитание правильных взаимоотношений старших и младших, нет чувства привязанности к малышам, ответственности за них, взаимопомощи. Это ведет к тому, что ребенок становится объектом всеобщего внимания, чрезмерной заботы со стороны взрослых. И часто обожаемый "вундеркинд" на горе родителей очень быстро превращается в деспота.

Но слишком много помогать так же плохо, как и слишком мало. Очень важно не пропустить и не угасить первые попытки самостоятельности, активности. Возникшая активность ребенка легко гасится, если взрослые сами начинают выполнять за него нужные действия. Но она угасает и тогда, когда цель не достигнута без помощи взрослых. Помощь взрослого должна быть строго дозирована. Неумеренный руководящий нажим лишь тормозит процесс нравственного и психического развития, происходит деформация в процессе формирования воли. Тогда вырастают не в меру послушные, безынициативные люди, ни за что не отвечающие, ничем не интересующиеся.. Активность и чувство ответственности не возникают -сами собой: они только воспитываются.

Порядочность - понятие очень емкое, многогранное, но есть категории, без которых оно немыслимо, - это честность, правдивость, точность, верность слову. Вряд ли можно уважать человека, если ему не свойственны эти черты характера. А ведь все они не врожденные, а даются воспитанием, тренировкой в нравственном поведении. В основе характера лежат привычки, которые вырабатываются. Будешь к себе снисходителен, не будешь бороться с дурными привычками, станет нормой твоего поведения обман, забывчивость, опоздания, безответственность - и ты уже безнравственный человек, обуза для близких и общества.

Нравственное воспитание, воспитание гражданственности предполагает выработку у человека активной жизненной позиции, то есть сознательное сочетание общественных и личных интересов, умение подчинять личное общественному, чувство долга и ответственности, единство слова и дела.

Чтобы выработать высокие нравственные принципы у ребенка, необходимо, чтобы родители сами придерживались этих принципов. При этом важно не только создать положительный социально-нравственный опыт семьи, но и учитывать, как он усваивается самим ребенком: что из обстоятельств семейной жизни им принимается, что отвергается и почему. А последнее в свою очередь зависит от уровня психического и нравственного развития маленького человека.

Ответы на анкеты для родителей показали, что большинство родителей достаточно четко представляют себе задачи нравственного воспитания. Только очень небольшая группа родителей не могла сформулировать, какие качества характера они хотели бы сформировать в своих детях. О таких родителях А.С. Макаренко говорил: "В некоторых семьях можно наблюдать полное бездумье в этом вопросе. Просто живут рядом родители и дети, и родители надеются на то, что все само собой получится. У родителей нет ни ясной цели, ни определенной программы. Конечно, в таком случае и результаты будут всегда случайны, и часто такие родители потом удивляются, почему это у них выросли плохие дети. Никакое дело нельзя хорошо делать, если неизвестно, чего хотят достигнуть".

Нравственное воспитание тогда эффективно, когда за провозглашением высоких моральных принципов стоим адекватное им реальное поведение. В противном случае воспитание нравственности и гражданственности сводится к пустому морализированию.

Людям инициативным, социально ответственным свойственно одно качество, ценность которого все возрастает. Это морально-психологическая готовность к сложной и разнообразной работе. Человек, который морально и психологически не готов к изменениям, не может в должной мере содействовать прогрессу производства, науки и техники. Ояветственность, надежность, морально-психологическая готовность личности рождаются и укрепляются в тех ситуациях, когда трудно, когда надо найти выход и выполнить задачу. Создание нового в науке и технике, свершение в труде - это всегда преодоление невозможного, зачастую преодоление себя.

Ребенок видит, каким уважением у всех окружающих пользуются его родители, и ему хочется заслужить в будущем такое же уважение. Он понимает, что это уважение можно заслужить только честной, трудовой, достойной жизнью. Не столько из слов родителей, сколько из наблюдении за их поведением, ребенок выносит свои первые понятия о чести, долге, любви к Родине.

Родители сами должны жить полной, сознательной, нравственной жизнью гражданина - вот главный секрет воспитания. Макаренко писал: "Вы должны быть не только отцом и шефом ваших детей, вы должны быть еще и организатором вашей собственной жизни, ибо вне вашей деятельности как гражданина, вне вашего самочувствия как личности не может существовать и воспитатель".

И в заключение - несколько правил, разработанных психологами для детей-школьников:

1) Дорожи своим именем. Добрые дела могут быть неприметными, потому что доброе дело - это норма. А вот твой скверный поступок способен надолго запятнать твое имя.

2) Твое имя - это твоя честь и достоинство. Если ты не дорожишь своим именем, значит, ты не дорожишь именем семьи, именем родителей, именем твоего коллектива.

3) Научись уважать свое имя. А это значит, ты должен каждый день прибавлять к своей доброй славе такие дела и поступки, которые способны украсить твое имя.

4) Помни: богатство коллектива - это достоинство отдельных личностей, способных приумножать богатство добрых отношений и развивать формы общения.

5) Не торопись судить товарища, помоги ему научиться дорожить своим именем.

6) Умей вникнуть в чужую судьбу. Помни: сегодня человек мог совершить проступок, а завтра и всю жизнь он окажется способным на благородные дела.

7) Никогда не покидай отверженных. Если ты покидаешь человека, попавшего в беду, ты уничтожаешь лучшее, что есть в тебе.

8) Высшее призвание человека состоит в том, чтобы стать гражданином. Это означает способность разрешать острые противоречия, возникающие в жизни. Это значит быть причастным к судьбе своего народа, Родины.

Эпоха Петра I (1682-1725) изменила взгляды на образование и воспитание. За сравнительно короткий срок в России были созданы основы национальной системы образования. Допетровская Русь оценивала человека по принадлежности к определенному сословию, при Петре I впервые стали значимы личные достижения и заслуги перед Отечеством.

В эпоху Петра I в обществе стали складываться новые мировоззренческие ориентиры. Обучение этикету, иностранным языкам, приобщение к западноевропейской моде повлияло на быт и сознание людей. Преклонение перед всем «иноземным» не могло не сказаться на изменении подходов к воспитанию и обучению юношества. В XVIII веке в России появляются первые воспитательные общества. В XIX веке осуществляются разнообразные педагогические проекты творческого, свободного воспитания подрастающего поколения.

Опыт семейного воспитания являлся той почвой, на которой «вырастали» первые педагогические теории. Вначале они не выделяли специфики воспитания в семье, используя опыт семейного воспитания для общепедагогических выводов.

С появлением же общественного воспитания возникла проблема соотношения семьи и школы в общем процессе воспитания. Решалась она по-разному – в зависимости от господствовавшего общественного строя, от философских и социально-политических взглядов того или иного мыслителя или педагога-практика. Так, по убеждению Квинтиллиана – теоретика ораторского искусства в Древнем Риме, общественное (школьное) воспитание имеет больше достоинств по сравнению с индивидуальным (домашним). Он писал: «Кто обучался в одиночестве, тот, выступив со своими познаниями в жизнь, будет как был ослеплен ярким солнечным блеском и станет в тупик при всякой для него новости».

Чешский педагог XVII века Я.А. Коменский, выделив 4 ступени развития подрастающего поколения (детство, отрочество, юность, возмужалость) и, наметив для каждой ступени 6-летний период воспитания (6-летняя школа), указывал, что для детства такой школой является материнская школа в каждой семье. Я.А. Коменский выдвигает систему идей, связанных с признанием в природе ребенка великих даров: природное влечение к свету, знанию, добру, при этом роль воспитания определяется им как помощь ребенку в процессе его созревания. Это стремление войти в природу ребенка было выражено у него в установлении принципа «природосообразности».

Решительным сторонником индивидуального воспитания в семье под руководством гувернеров являлся английский философ XVII века Дж. Локк. Первейшая цель воспитания, по Локку, – добродетель, воспитание нравственного человека. Но этого нельзя добиться в школе: школа – «сколок с общества», а общество таково, что воспитывает людей безнравственных. Поэтому Локк решительно настаивает на воспитании и обучении не в школе, а в семье, где разумный и добродетельный воспитатель сможет воспитать такого же «джентльмена». В этих рассуждениях Локка наблюдается и трезвая оценка современного ему общества, и утопическая мечта о воспитании нравственных людей в безнравственном обществе. Педагогические идеи Локка о раскрытии естественных сил ребенка имели большое влияние в истории педагогической мысли. Для него дитя – это как бы чистая доска, то есть ребенок может воспринимать все, что вносит опыт. Из этих мыслей как их следствие явилась вера Локка в исключительное влияние школы.

Французский просветитель XVIII в. Ж.-Ж. Руссо утверждал, что «воспитывать детей должны сами родители». Вместе с тем в своем романе «Эмиль, или О воспитании» он искусственно устранил родителей Эмиля, объявив его сиротой и поручив заботам молодого приглашенного воспитателя. Тем самым Руссо пытался оградить Эмиля от воспитательного влияния старого феодального общества, чтобы сделать своего героя в будущем создателем новой семьи – семьи свободного общества. Все произведение Руссо впервые проникнуто любовью к ребенку и верой в добрые начала в нем. Считая главным естественным правом человека право на свободу, Руссо выдвинул идею свободного воспитания, которое следует за природой, помогает ей, устраняя вредные влияния. В связи с этим Руссо выступал против авторитаризма в воспитании, против приучения ребенка слепо повиноваться приказаниям взрослых. Детей должны ограничивать не правила и запрещения, установленные воспитателями, а непреложные законы природы, считал он. Отсюда вытекает отрицание наказаний, которые заменяются естественными последствиями неправильных поступков детей. Например, если ребенок опоздал на обед, то он или совсем его не получает, или ест холодным. Это приучает ребенка к естественной дисциплине и формирует сознание порядка, закона.

Основными факторами воспитания детей Руссо считает природу, людей и предметы окружающего мира. Природа обеспечивает развитие и совершенствование органов чувств и человеческих способностей, люди учат детей ими пользоваться, столкновение с вещами обогащает личный опыт ребенка. Важную роль Руссо отводит личности воспитателя, так как именно он помогает формировать интересы и взгляды ребенка, направляет всю его деятельность.

Резкая критика существующей цивилизации, ее ненормальных проявлений и требование Руссо вернуться к природе и заложенным в человеке естественным силам очень ценны. Руссо оказал огромное влияние на утверждение веры в природные силы ребенка в педагогической мысли. Вместе с тем, Руссо недооценивает влияние социальной среды на развитие ребенка, для него это отрицательный фактор. Но социальная среда есть важнейший проводник формирующих человека сил. Именно через нее ребенок получает наследие опыта жизни предшествующих поколений. У Руссо мы видим культ так называемого «естественного» развития индивидуума для того, чтобы он мог найти, прежде всего, самого себя. В то время как немецкий философ Натор подчеркивает, что человек должен быть воспитан не для индивидуальной жизни, а для жизни с другими, выдвигая, таким образом, идею общности, жизни для целого, но не для себя. Человеку необходимо помочь развить социальные функции для жизни в обществе.

Стремление изменить отношение общества к проблемам воспитания заставило французских философов XVIII века, в частности Гельвеция, отдать решительное предпочтение общественному (школьному) воспитанию перед семейным при условии, что школы будут изъяты из рук духовенства, и организация их будет передана государству. На тех же позициях стоял и английский социалист-утопист XIX века Р. Оуэн. Он отрицательно относился к семейному воспитанию, так как брак и семья, по его мнению, являются одним из трех зол капиталистического общества. Лицемерие семейных отношений, утверждал Оуэн, нравственно развращает людей. Детей должна воспитывать государственная система, построенная на новых началах, где все дети, находящиеся на попечении общины, получат одинаковое образование. Родители будут иметь доступ к ним, но широкая система общественного воспитания заменит семью.

Однако другие педагоги не противопоставляли столь резко школьное воспитание семейному. Швейцарский педагог И.Г. Песталоцци (конец XVIII – начало XIX в.), видя цель воспитания в выявлении «истинной человечности», подчеркивал, что к осознанию своей связи с человеческим родом каждый приходит в процессе семейного воспитания. Семейные отношения людей являются первыми и наиболее естественными отношениями.

Сила семейного воспитания, отмечал Песталоцци, в том, что оно происходит в процессе жизни – в отношениях близости, в делах и поступках, которые совершает ребенок. Из своих отношений к отцу, матери он усваивает первые обязанности перед обществом. В семье ребенок рано приучается к труду. Под влиянием семейных принципов и всего семейного уклада воспитывается твердость характера, гуманизм, сосредоточенный ум. Именно в семье ребенок наблюдает и испытывает чувство любви к родителям, и сам получает от них эту любовь и ласку. В семье осуществляется индивидуальный подход.

Не противопоставляя общественного воспитания семейному, Песталоцци указывал, что в общественном воспитании следует использовать те преимущества, которыми обладает домашнее воспитание. Сам Песталоцци обладал исключительным даром педагогического воздействия, умел подойти к душе ребенка, увлечь и овладеть ею. Ему пришлось взяться за воспитание беспризорных детей, и он поселился жить вместе с ними. Эта живая связь, умение привлечь к себе детей действовали бесконечно лучше других средств, и дети, находившиеся под его присмотром, очень сильно менялись. Песталоцци не только любил детей, но и верил в них, и этим больше всего способствовал тому, чтобы заменить школьную рутину живым воздействием при живом общении с детьми.

В XVII в. ценный вклад в развитие семейной педагогики внесли Епифаний Словинецкий и Симеон Полоцкий. Первый написал 164 правила для детей, назвав их «Гражданством обычаев детских». С.Полоцкий создал две книги - «Обет душевный» и «Вечеря душевная», в которых раскрывались основные каноны воспитания почтения к родителям, другим родственникам и т.д. С.Полоцкий – один из первых высказался против применения розг, суровых мер наказания.

Анализ семейного воспитания конца XVIII – начала XIX в. содержится в работах А.Н. Радищева (1749-1802), Н.И. Новикова (1744-1818). Авторы проводят мысль о том, что домашнее воспитание – сложное дело, выходящее за рамки семьи: дети воспитываются для жизни в обществе. Цель семейного воспитания – растить «счастливых людей и полезных граждан» (Н.И. Новиков), давать начальное запечатлевающееся на всю жизнь «образование ума и сердца сынов отечества» (А.Н. Радищев). Условия такого воспитания - духовное общение в семье, внимание к развитию тела, ума, добрых нравов ребенка, сочетание любви и требовательности.

Проблема семьи и домашнего воспитания привлекала внимание прогрессивной общественности, что отразилось в творчестве В.Г. Белинского (1811-1848), А.И. Герцена (1812-1870), Н.И. Пирогова (1810-1881), Н.А. Добролюбова (1836-1861) и других. В работах указанных авторов современное им семейное воспитание критикуется за присущие ему такие негативные черты, как подавление личности ребенка, пренебрежение его действительной жизнью, игнорирование природных особенностей, раннее обучение «разговорному чужому языку», телесные наказания. Одновременно высказывались предложения к совершенствованию воспитания детей в семье, предполагающие понимание ребенка, обеспечение развития его внешних чувств, формирование привычек нравственного поведения, развитие активности, самостоятельности мысли и действий и т.д.

Представители русской революционно-демократической мысли В.Г. Белинский, А.И. Герцен, Н.Г. Чернышевский, Н.А. Добролюбов, выдвигая задачу воспитания активного борца за переустройство общества, считали, что такой человек воспитывается и в семье, и в школе. Дома дети видят около себя житейские интересы, в классе проверяют свои наблюдения и, сообщая их родителям, получают от них новые указания и объяснения. Учение идет рядом с жизнью и содействует развитию здравого смысла и практического опыта, как считал Н.А. Добролюбов. Сущность единства семейного и школьного воспитания состоит, по мнению А.И. Герцена, в общественной значимости дела воспитания. Ребенок своим появлением на свет возлагает на родителей новые обязанности и выводит их из сферы узколичной жизни в сферу общественной деятельности.

Таким образом, следует отметить, что развитие общественного и семейного воспитания шло по трем основным направлениям.

Первое – это признание за семейным воспитанием ведущей роли. Именно в семье закладываются основы будущей жизни ребенка.

Второе – недооценка роли семьи. Обострение внутрисемейных противоречий в различные периоды исторического развития, вызванное теми или иными социальными, политическими и культурными условиями, приводит к снижению уровня престижа семьи как основы естественного воспитания человека.

И третье – общественное и семейное воспитание выполняют свое назначение только в единстве. Воспитание детей не личное дело родителей, а их гражданский долг.

Осознание неразрывной связи воздействия школы с влиянием семьи и среды привело к идее народности и самобытности воспитания, которая в России была разработана в педагогической системе К.Д. Ушинского.

К.Д. Ушинский понимает воспитание как целенаправленный процесс формирования «человека в человеке». Самое воспитание, учит он, должно приготовлять человека к труду, к жизни. Для этого необходимо, чтобы дети были умственно развиты, морально совершенны, физически здоровы. Он по-новому ставит вопрос о воспитании нравственности в семье. Педагоги старого времени, равно как и многие сейчас, вопросы нравственности детей сводят, в основном, к вопросам поведения в семье и в обществе.

В ответ на это Ушинский подчеркивает, что сущность нравственного воспитания в семье не в кодексе правил поведения. Задача нравственного воспитания заключается в том, чтобы создать внутреннюю направленность человека. По его мнению, поведение является производным и вытекает из внутренней установки личности. Задача воспитания в семье, как отмечает он, – пробудить внимание к духовной жизни. Надо научить ребенка любить красоту нравственных поступков. «Если ваш ребенок, – говорит Ушинский, – знает много, но интересуется вместе с тем пустыми интересами, если он ведет себя отлично, но в нем отсутствует живое внимание к нравственному и прекрасному – вы не достигли цели воспитания». Семье следует помогать ребенку в работе над развитием нравственной жизни. При этом родители должны глубоко вникать в духовную жизнь ребенка, переживать ее вместе с ним. «Создайте раньше материал нравственности, а потом ее правила», – советует Ушинский родителям.

Если люди не трудятся над нравственным устроением своей личности, то они, как правило, больше думают об удовлетворении своих физических потребностей и стремлении к наслаждениям. Чем быстрее и полнее будут удовлетворяться эти стремления, тем несчастнее и ничтожнее будет этот человек. «Если вы действительно хотите сделать человека несчастным, – говорит Ушинский, – то отнимите у него цель в жизни и удовлетворите всем его желаниям. Наслаждения – это цветы жизни, страдания – ее тернии, но это не сама жизнь. Кто над чем потрудился, тот то и имеет».

Таким образом, первой и основной задачей семейного воспитания К.Д. Ушинский считает подготовку человека к жизни. Согласно его мнению, воспитание является «созданием истории», оно – социальное явление.

Этот педагог выдвинул следующие идеи демократической и гуманистической концепции воспитания и образования: об основах создания подлинно народной школы, о народности в общественном воспитании, о роли родного языка в формировании личности ребенка в духе народности и патриотизма, о верном соотношении в обучении и воспитании общечеловеческого и народного начал. Эти идеи нашли отражение в педагогических трудах Л.Н. Толстого, П.Ф. Лесгафта, Н.И. Пирогова и других передовых представителей русской педагогической мысли XIX века. К.Д. Ушинский в своей статье «Педагогические сочинения Н.И. Пирогова» писал: «Н.И. Пирогов первый у нас взглянул на дело воспитания с философской точки зрения и увидал в нем не вопрос школьной дисциплины, дидактики или правил физического воспитания, но глубочайший вопрос человеческого духа».

С самого детства воспитание должно готовить человека к выполнению его назначения. Большую роль в воспитании ребенка, по его мнению, играют женщины. Ухаживая за колыбелью ребенка, следя за его первыми играми, научая его произносить первые слова, женщины закладывают краеугольный камень, они делаются главными зодчими общества. Чтобы правильно судить о ребенке, считает Пирогов, необходимо переселиться в его духовный мир. Дитя живет в собственном мире, созданном его духом, и действует, следуя законам этого мира. Поэтому воспитание не должно торопиться с тем, чтобы перенести его из его атмосферы в нашу. В статье «Быть и казаться» Пирогов указывает на необходимость поглубже проникнуть в тот особый мир, в котором живут дети. Сколько нового узнали бы все родители и педагоги. Самое большое право родителей и воспитателей, как отмечает Пирогов, заключается в том, чтобы развивать всецело и всесторонне все благое, что есть в ребенке от природы, без посягательства на личность, которая одинаково неприкосновенна и во взрослом, и в детях.

Человек легко ослепляется собственными достоинствами и недостатками. Поэтому с детства необходимо развивать в ребенке самосознание, пробуждать совесть. Тот, кто живет сознательной вдохновенной жизнью, приносит действительную пользу обществу. Что касается людей, которые живут только внешней, хотя бы и очень интенсивной жизнью, но в полном «самозабвении», то они ничего не дают для истинного развития человечества. Белки в колесе, так называет их Пирогов, забавны, думая, что бегут вперед.

Отсюда вытекает основное, с его точки зрения, положение, касающееся вопросов воспитания детей в семье: не уклоняться с пути целостной внутренней жизни, в которой должно быть сохранено единство мысли, слова и дела. И в этом отношении он призывает родителей и педагогов оберегать целостность детской души, не внося в нее искусственно и преждевременно раздвоение и неискренность. Призыв Пирогова «ищи быть и будь человеком» своевременен и для нашей эпохи.

В области теоретической педагогики начала XX века можно отметить появление замечательных трудов П.Ф. Лесгафта, посвященных вопросам семейного воспитания. Громадное значение имеют его работы в области воспитания детей раннего и дошкольного возрастов, изложенные в труде «Семейное воспитание ребенка и его значение». Предложенная им теория семейного воспитания, проникнута большой любовью к ребенку. По мнению Лесгафта, ребенок рождается ни добрым, ни злым, ни поэтом, ни музыкантом и т.п., а становится тем или другим благодаря воспитанию. «Испорченность» ребенка в большинстве случаев – результат не прирожденной умственной или нравственной тупости, а педагогических ошибок воспитателей. Лесгафт считает, что в нормальной семье ребенок становится гуманизирующим фактором нравственного совершенствования всех членов семьи.

Различные типы детей, наблюдаемые в школе (лицемерный, честолюбивый, мягко-забитый, злобно-забитый и др.), формируются прежде всего в различных условиях их семейной жизни и воспитания. В семье и школе необходимо создать нормальные условия для роста, развития и проявления всех положительных способностей детей. В школьном возрасте влияние школы более могущественно, чем влияние семьи, поэтому школа может и должна, считает Лесгафт, исправлять ошибки семейного воспитания.

Особую известность составили Лесгафту его замечательные лекции по теории физического воспитания. Будучи профессором анатомии, он еще в конце XIX в. создал в Петербурге курсы воспитателей и руководителей по физическому воспитанию. Все, кто проходил обучение на этих курсах становились не только хорошими специалистами-практиками, но и стойкими, преданными проводниками идей Лесгафта о бескорыстном служении интересам детей. В истории физического воспитания в России Лесгафту принадлежит исключительная роль: он не только научно обосновал педагогическое значение системы физического воспитания, но и сформировал важную педагогическую идею о воспитании тела ребенка. При этом следует подчеркнуть, что физическое воспитание не было для него самоцелью. Лесгафт был убежден, что дисциплина тела сообщает дисциплину и духу, вооружая тем самым личность навыками к выдержке и стойкости, так необходимыми любому человеку в жизни. Эта духовная сторона физического воспитания имеет (по Лесгафту) огромное значение в устроении социальной жизни человека.

Во второй половине XIX – начале XX в. теория семейного воспитания, уже как самостоятельная область педагогических знаний Н.В. Шелгунова (1824-1891), Я.Ф. Лесгафта (1837-1909), Я.Ф. Каптерева (1849-1922), М.И. Демкова (1859-1939) и других. В русской классической педагогике подчеркивается необходимость изучения семьи как естественной жизненной среды для ребенка, микрокосма того общества, которое ее создало. Домашнее воспитание рассматривается как первейшая обязанность родителей, а правильное и доброе воспитание – как священное право каждого ребенка. Под правильным воспитанием понимается всестороннее развитие самодеятельной творческой личности. Такое воспитание основывается на знании возрастных и психологических особенностей детей, что требует специальной подготовки родителей. Низкий уровень семейного воспитания, о котором писали исследователи того периода, во многом был обусловлен слабой подготовкой родителей, прежде всего матери, к воспитанию детей. В семьях, которые заботятся о воспитании детей, налажен уклад жизни, царит согласие и взаимное уважение; нравственное поведение взрослых - образец для подражания детей.

Ценный вклад в развитие педагогики семейного воспитания внесли работы П.Ф. Каптерева «Задачи и основы семейного воспитания» (1898 г.; 2-е издание 1913 г.), «О природе детей» (1899 г.), «Основные начала семейного обучения» (1898 г.) и др.

С 1898 года под его руководством и общей редакцией издавалась первая в России «Энциклопедия семейного воспитания и обучения». Об интересе общественности конца XIX в. к семье и домашнему воспитанию свидетельствует организация так называемого «Родительского кружка» (Петербург, 1884). Члены кружка ставили целью изучение опыта семейного воспитания и разработку теории вопроса. Кружок создал свой печатный орган - «Энциклопедию семейного воспитания». В течение 1898-1910 гг. под редакцией П.Ф. Каптерева было опубликовано 59 выпусков «Энциклопедии семейного воспитания», в которых обобщался опыт семейного воспитания. К сожалению, из поля зрения авторов «выпал» дошкольный возраст: освещались наиболее сложные вопросы семейного воспитания школьников.

Педагоги предреволюционного периода рассматривали семью как источник формирования у детей национальных чувств и идеалов. Акцент на этой стороне семейного воспитания был неслучаен: достаточно вспомнить историческую ситуацию накануне революции, напряженность жизни общества на переломе эпох, обусловленную социальными и национальными проблемами. Каковы национальные ценности семейного воспитания? Ученые (П.Ф. Каптерев, М.М. Рубинштейн, В.Н. Сорока-Росинский и др.) в качестве таких ценностей называли религию, труд, произведения народной культуры (сказки, песни, былины и т.д.). Религия скрепляет духовно семью в одно целое, что дает ей нравственное единство и одну общую цель, регулирующую и направляющую жизнь всей семьи. Произведения устного народного творчества, идущие из глубины веков, воздействуют на чувства и фантазию ребенка, формируют его национальную индивидуальность.

В 1912 году в России проходил I Всероссийский (и как оказалось – единственный) съезд по семейному воспитанию. Одна из его главных задач – помочь семье в воспитании детей. С развитием капитализма женщина включалась в работу «вне дома», следовательно, возникала проблема: как совместить эту работу с воспитанием детей и ведением хозяйства. По словам Н.И. Пирогова, мать является «главным зодчим общества». Деятельность женщины приравнивали к общественно-полезной деятельности, поскольку она готовит будущих полезных граждан. В то же время отмечалось незнание матерями того, как осуществлять физическое и духовное воспитание – «их этому не учили».

На съезде предлагались разные формы работы для оказания педагогической помощи семье: создание курсов для матерей, устройство публичных лекций, родительских клубов. Сторонником их был К.Н. Вентцель. Он считал, что клубы облегчат «подбор однородно настроенных и задающихся одними и теми же задачами в области воспитания личностей». Внутри клубов предлагалось организовать помощь родителям в воспитании детей. В 1905 г. начали возникать так называемые «семейные группы» (просуществовали до 1912 года).

Цель таких «семейных групп» – воспитание общественных качеств у детей, влияние их друг на друга, подготовка их в учебные заведения. Родители объединялись в группы в силу различных причин, например, из-за одиночества ребенка, нежелания отдавать его в детский сад, отсутствия поблизости учебного заведения и др. Возраст детей групп – от 4 до 10 лет. По оценке современников, дети охотно посещали эти группы, родители давали положительные отзывы о деятельности «семейных групп», занятия с детьми осуществлялись 5-6 раз в неделю от 2-х до 4-х часов в день по грамоте, арифметике, природоведению, искусству, проводились Фребелевские занятия, преподавался Закон Божий и другие предметы. В то же время отмечались некоторые правовые проблемы (нелегальное существование, трудности с помещением и т.д.). На съезде высоко оценивалась деятельность «семейных групп», которые развивали общественные качества у детей и сохраняли их индивидуальность.

Усилиями ученых конца XIX – начала XX в. было заложено начало семейного воспитания как научного направления: определены цели, задачи воспитания и обучения детей в семье. Семейное воспитание основывалось на важнейших принципах, присущих большинству русских семей: ее самобытности, прочности, родственной любви, теплоте отношений между всеми ее членами, общности духовных интересов. В литературе тех лет отмечалось, что все необходимое для жизни и блага человека, высокие нравственные качества зарождаются в нормальной семье, будущность ребенка – в руках семьи. Семья понималась как колыбель человеческой цивилизации, хранительница общечеловеческих, культурных и нравственных ценностей, семейное воспитание связывалось с развитием дарований человека.

Многие положения, сформулированные педагогами того времени, остаются актуальными до сегодняшнего дня. Например, воспитание ребенка как гражданина, имеющего обязанности перед семьей, государством, обществом. Своевременно звучит требование единого, целостного характера воспитания, опирающегося на специфику возраста, индивидуальные предпосылки и тенденции развития.

«Военно-патриотическое воспитание в школе» - Награда школе. Мои близкие на войне. Встреча с ветеранами войны. Экскурсии по местам боевой славы. Патриотическое воспитание. Карта добрых дел школы. Уроки памяти. Шефство над могилой ветерана ВОВ. Военно-патриотическое воспитание. Ветераны Великой Отечественной войны. Общественное движение «Добрые дети мира».

«Патриотическое воспитание детей» - Родная культура. «9 мая – День Победы». Родина начинается с любви к своему городу. Дети очень любят рисовать. Родная семья. Во время наблюдений, экскурсий, прогулок у детей формируются положительные эмоции. Чувство Родины… В беседах дети рассказывают о своей семье, семейных историях, традициях. Цель патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста.

«Патриотическое воспитание младших школьников» - Фольклор. Патриотическое воспитание. Мудрые мысли. Математический цикл. Формы работы. Гуманитарный цикл. Патриотическое воспитание на уроке. Коллективные дела. Технологии. Внеклассные мероприятия. Патриотическое воспитание младших школьников. Система классных часов. О. Уайльд. Значимость патриотического воспитания.

«Воспитание патриотических чувств» - Патриотизм. Патриотизм, несомненно, актуален. Задачи. Сформировать нравственные и социо-культурные представления о Родине и патриотизме. Назовите фильм Сергея Бондарчука, снятый по одноименному рассказу Михаила Шолохова. Прослушайте композицию Леонида Агутина. Главные роли исполнили Мел Гибсон и Хит Леджер.

«Гражданское образование» - Руководитель Администрации Президента. Обучение правам человека. Потенциальные участники процесса. Гражданское образование. Гражданское образование в России и ее регионах. Проект Федеральной целевой программы. Главная цель гражданского образования. Хороший союзник. Надежда. Образовательный форум. Ситуация в России.

«Патриотическое воспитание молодёжи» - Необходимо возрождение духовности. Воспитание человека-патриота. Гордость за своё Отечество. Воспитание будущего гражданина. Равнодушие, эгоизм, индивидуализм, цинизм. Экологическое воспитание. Поисковая работа. Мероприятия военно-патриотической направленности. Патриотическое воспитание молодого поколения.

Всего в теме 23 презентации

Сколько всего поменялось в жизни страны! А патриотизм? Может ли он стать иным? По данным многих педагогов, психологов и социологов, проблемы детства в наше время стоят очень остро. Не замечать, как существенно изменились наши дети за последние десять лет колоссальной “перестройки” всей жизни страны, может только не желающий видеть и слышать. Как же должно меняться содержание патриотического воспитания в условиях фундаментальных, социальных, идеологических, экономических и даже территориальных подвижек, происходящих в России на рубеже тысячелетий? Сегодняшний всплеск патриотических настроений. Что это? Некая компания, часть выстраданной национальной идеи? Правомерно ли говорить о новом патриотизме? И если он есть, то, каково его содержание? О чем следует рассказывать дошкольникам? О том ли, что Россия самая большая, самая богатая, самая сильная страна в мире? И можно ли теперь говорить все это, не покривив душой? Не сделать ли акцент на любви к малой Родине, к родному дому, детскому саду, привычному для нас пейзажу? А как быть, если дом беден, а двор грязен и неуютен?

Задач и вопросов, связанных с патриотическим воспитанием очень много. И не на все их у нас готов ответ. Патриотическое воспитание дошкольников – проблема архисложная в условиях современной России. Изменилась не только жизнь, но и мы сами. Мы гораздо больше, нежели раньше, знаем о себе и своей стране, больше видим, над большим задумываемся, обращаем внимание на те стороны российской жизни, которых еще лет десять назад просто не замечали, мы стали ответственнее. Надо признаться, у нас нет опыта патриотического воспитания в условиях многопартийной системы. У нас вообще нет систематизированного опыта в этой области, обоснованного сколько-нибудь обоснованными результатами: предыдущие десять лет ушли на преодоление стереотипов советского времени, когда понятие “патриотизм” и содержание воспитательных мероприятий определялось коммунистической идеологией советского государства.

На протяжении тысячелетней истории Российского государства содержание понятия “патриотизм” менялось. Каждая эпоха накладывала на него свой отпечаток. И одна из трудностей современного патриотического воспитания заключается в том, что это понятие требует очередного переосмысления. По мнению ряда отечественных социологов, патриотизм и любовь к Родине не являются синонимами. Патриотизм патриотизму рознь. В тоталитарных государствах патриотизм является средством обеспечения стабильности власти, и средством программирования поведения людей. Он служит превращению граждан общества в подданных государства.

В нашей стране на сегодняшний день сложилось гражданское общество – еще не очень сильное, но все-таки себя заявляющее. И наше государство ищет контакты с обществом, пытается выработать общие договоренности. Задачи гражданских объединений – быть в оппозиции и в сотрудничестве с властью. И власть, и население на сегодня находятся в становлении гражданского общества.

Возможно, именно в этом заключается главная причина столь радикального переосмысления содержания, целей и задач патриотического воспитания.

В новых социально-исторических условиях от гражданской активности и грамотности населения и народа зависит его судьба. Поэтому именно гражданское воспитание становится чрезвычайно важным. Система патриотического воспитания предусматривает формирование и развитие социально значимых ценностей, гражданственности и патриотизма в процессе воспитания и обучения в образовательных учреждениях всех типов и видов.

Иными словами, на современном этапе нужно воспитывать будущего гражданина, патриота своей страны. Как воспитать маленького гражданина?

Решая проблему воспитания маленького гражданина, главная цель работы – формирование у ребенка активной социальной позиции, воспитание гуманной, самостоятельной, интеллектуально развитой творческой личности.

Основные задачи:

  1. Формировать позитивное, ответственное отношение к себе.
  2. Формировать модели поведения ребенка во взаимоотношениях с другими людьми.
  3. Воспитывать гуманное, экологически целесообразное отношение ребенка к окружающему миру.
  4. Заложить основу системных знаний, сформировать коммуникативную компетентность, навыки работы с информацией.

Какие перспективы воспитания нужно заложить в построении модели гражданского воспитания дошкольника. Обратимся к анализу педагогической литературы, отражающей состояние выбранной проблемы, значимость ее аспектов.

Будущее общества зависит от того, как воспитывают нынешнее поколение. Эту мысль можно встретить едва ли не в первых письменных памятниках всех цивилизаций, а уже в Древней Греции она считалась прописной истиной. Как воспитывали гражданина в Древней Греции? Системы воспитания в разных районах Греции отмечались весьма существенно. Великий Платон рассматривал воспитание как формирование нравственности, помогающей человеку не уронить себя ни в дым побед, ни в дни поражений и быть достойным гражданином. При этом, по его мнению, нужно было приобрести определенные знания и культуру поведения. Чрезвычайно своеобразный подход к воспитанию был в небольшом государстве – Спарте. Законодатель Спарты Ликург создал свою систему воспитания – детей воспитывали, предоставляя полную свободу. Их учили не бояться темноты и одиночества, никогда не плакать и не капризничать. Молодые спартанцы должны были почитать и слушаться не только собственных отцов, но заботиться и обо всех пожилых людях. Питание было скудным, для того, чтобы юноши привыкли к постоянному голоду и могли его переносить.

Необходимым считалось воспитание строгости, умеренности, воздержания. Грамоте они учились лишь в той мере, в какой без нее нельзя обойтись. Воспитание в основном сводилось к выработке беспрекословного подчинения, умения переносить лишения и одерживать верх над противником. Их с малых лет приучали отличать хорошее от дурного. Тот, кто терялся при вопросах: “Кто хороший гражданин?”, “Кто не заслуживает уважения?”, считался не способным совершенствоваться нравственно.

Результаты спартанского воспитания общеизвестны. Спарта была знаменита самоотверженными воинами и храбрыми военачальниками, но они не подарили человечеству, ни одного поэта, музыканта, ученого. Печально, когда самой знаменитой личностью в истории страны остается не государственный муж, не философ и не деятель искусства, а ребенок, пожертвовавший своей жизнью ради достаточно спорных идей.

Обратимся к опыту гражданского воспитания в Доме сирот Януша Корчака.

Корчак был врачом, писателем, педагогом. И его жизнь – некое педагогическое евангелие, возвращение благой вести о ребенке. Более чем за полвека до появления Конвенции о правах ребенка он писал: “Ребенок имеет право на уважение”. Задолго до ратификации этой Конвенции европейскими государствами он на вверенном ему пространстве реализовал права детей на жилье, на заботу, на уход, на образование. Корчак считал: главная терапия по отношению к его воспитанникам заключается в том, чтобы учить их жить в соответствии с законом. Необходимо знать закон, уважать закон, пользоваться законом, искать у него защиты. Перед законом все равны. Это основной принцип демократии. Поэтому в доме сирот была создана – точнее, выращена – система самоуправления, не имевшая в то время аналогов.

В демократическом обществе гарантией прав гражданина является суд. Суд и судебный совет были главными органами самоуправления в доме сирот. Корчак сочинил специальный судебный Кодекс, включающий тысячу пунктов. В пунктах судебного кодекса перечислялись поступки, отклоняющиеся от допустимой нормы поведения, и предусматривались наказания за них. Это был один из самых гуманных судебных кодексов в истории права; большинство его статей гласило: “Суд считает, что виновного надо простить”. Корчак не любил читать детям нотации. Он считал, что образ жизни учит и лечит лучше всего. Бессмысленно рассказывать детям о чести, если педагоги высказывают к ним неуважение. Бессмысленно вызывать к их моральным чувствам, если они лишены элементарных прав.

Главный педагогический результат, к которому он стремился – разбудить в детях стремление к лучшей жизни, к жизни, которая складывалась в результате серьезной внутренней работы над собой.

В недавнем прошлом патриотическое воспитание определялось коммунистической идеологией советского государства. Многие воспитатели до сих пор помнят сценарии праздника “День седьмого ноября – Красный день календаря” и требования к организации “Ленинского уголка” в группах (портрет, столик, флажок в вазочке, классический набор книг – “Ленин и дети”, “Ленин и печник”, “Семья Ульяновых” и т.п.). До начала реформ программы включали раздел “Ознакомление с явлениями общественной жизни” (как часть направления “Ознакомления с окружающим”), в рамках которого выдвигались только задача патриотического воспитания детей. Проблемы патриотического воспитания подрастающего поколения выпали из поля зрения значительной части ученых и практиков более чем на десять лет. Даже в концепции дошкольного воспитания, датированной 1989 годом (см.: Концепция дошкольного воспитания // Дошкольное образование России в документах и материалах: Сборник действующих нормативно-правовых документов и программно-методических материалов. М., 2001), об этой важной стороне развивающейся личности ребенка сказано буквально следующее: “Формируется интерес к событиям общественной жизни в стране, в родном городе (с.236); побуждаются первые представления о Родине” (с.237). О воспитании начал патриотизма речи не ведется, возможно потому, что сама социальная действительность того времени была переполнена негативными явлениями. С середины 1980-х до конца 1990-хгодов в обществе не принято было говорить о Родине, любви к своей стране, патриотизме – это понятие приобрело нарицательное значение. Оно и понятно: изменилось содержание жизни, менялись ценностные ориентации, всем нам требовалось время для того, чтобы осмыслить, что происходит со страной, кто мы, чего хотим, какой мечтаем увидеть Россию, можем ли назвать себя патриотами и что такое истинный патриотизм.

Отрадно, что после некоторого перерыва педагоги нашли в себе мужество обратиться к вопросам патриотического воспитания. Появились программы, нацеленные на приобщение детей к истокам русской народной культуры.

После принятия государственной программы “Патриотическое воспитание гражданин Российской Федерации на 2001-2005 годы”, ориентированной на все социальные слои и возрастные группы граждан России, где предлагается учитывать опыт и достижения прошлого, современные реалии и проблемы, тенденции развития нашего государства. Заметно активизировалась работа исследователей и дошкольных образовательных учреждений, одна за другой стали проводиться научно-практические конференции по вопросам патриотического воспитания детей. Вышли в свет пособия по реализации государственной программы.

Изучив состояние выбранной проблемы в научно-педагогической литературе, пришла к выводу, что:

  1. Основные материалы посвящены теме – патриотическое воспитание дошкольников и мало методической литературы, касающейся воспитания у детей первых чувств гражданственности.
  2. Как правило, каждый детский сад работает в каком-то одном направлении. В одном учреждении накоплен интереснейший опыт работы по краеведению, в другом – по ознакомлению с народным искусством, в третьем – созданы великолепные условия и отработана методика патриотического воспитания путем изучения быта, традиций России и т.п., т.е. нет многоаспектного подхода к решению проблемы гражданско-патриотического воспитания дошкольников.

Поиск содержания, средств, методов, осуществляемый сегодня педагогами в целях совершенствования патриотического воспитания дошкольников, появление новых программ и исследований – явление, несомненно, позитивное, чем активнее поиск и больше идей, тем быстрее мы выйдем на новый уровень понимания одного из сложнейших направлений воспитательной работы дошкольного учреждения. В свое работе я пытаюсь создать эскиз системы гражданско-патриотического воспитания дошкольников. Предлагаемая модель создана на основе многоаспектного подхода в воспитании. Для реализации модели предлагается интегрированный подход:

  1. Включение форм работы во все виды детской деятельности: познавательную, продуктивную, игровую.
  2. Использование регионального компонента.
  3. Работа спланирована в сотрудничестве с семьей.
  4. Разработан собственный комплекс методических приемов, которые обеспечивают эффективное решение воспитательно-образовательных задач.

Данная модель построена на принципах развивающего обучения и основана на позитивной Я-концепции. Она состоит из нескольких направлений.

Первое направление: Я и моя семья

К основной задаче гражданского воспитания старших дошкольников причисляется:

Формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к родному дому, семье, прежде всего к матери и детскому саду.

Все начинается с родного дома и матери – хранительницы семейного очага. Эта задача традиционно решалась в дошкольных учреждениях, но сегодня ощущается необходимость усилить работу в этом направлении, сделать ее более содержательной2. Семья переживает не лучшие времена. Стремясь заработать на хлеб насущный, родители все меньше уделяют внимание детям и их воспитанию, растет число неполных семей.

Мы горим желанием воспитать любовь к Родине, а оказываемся не в состоянии воспитать у ребенка любовь к самому близкому – к родному дому и детскому саду, а ведь это основа основ патриотического воспитания, его первая и самая важная ступень.

Второе направление: Мир людей.

Это направление работы я определяю следующим содержанием:

  1. Родившись, человек становиться частью общества. Сначала – это семья, группа детского сада, соседи, но уже в этих маленьких сообществах действуют разные правила и традиции, которые выполняют все члены этого сообщества. В жизни также существуют правила: правила дорожного движения, правила безопасности, правила гигиены, правила поведения в общественных местах. В обществе взрослых, помимо правил, действуют законы. Выполнение законов обязательно для всех в равной степени.
  2. В основе работы по социальному развитию стоят задачи воспитания гуманных отношений, эмоциональной привязанности и доверие к близким взрослым и сверстникам, стремление к взаимопониманию.
  3. Чтобы дать ребенку возможность поближе узнать “мир людей” - взрослых и сверстников
    1. Необходимо эмоциональное насыщение, содержательное общение взрослого с ребенком.
    2. Важно создавать проблемные ситуации, направленные на развитие гибкого социального поведения.
  4. Для развития интереса к “миру людей” и обогащения их представлений о социальной действительности:
  5. Посещение музеев, театров, выставок, проведение экскурсий и прогулок, демонстрация фильмов.
  6. Межнациональные конфликты как следствие отсутствия культуры межнациональных отношений – печальная реалия сегодняшнего дня. Один из путей выхода из кризисных ситуаций в межнациональных отношениях – этическое воспитание, сориентированное на межнациональное общение.
  7. Знакомить детей с отдельными зарубежными странами и элементами их культуры, расширив в своем сознании границы мира (Проект “Дети планеты Земля”)
  8. Правовое воспитание – еще один путь воспитания личности ребенка. Дети должны знать о своих правах. Ребенок может требовать соблюдения своих прав, прав других людей.

Третье направление: Человек-труженик.

В процессе работы по гражданскому воспитанию должны решаться, на мой взгляд, более широкий круг задач. Это, обязательно, воспитание уважительного отношения к человеку-труженику и результатам его труда.

  1. В первую очередь нужно знакомить с трудом людей своего края, города (хлебороб, сталевар, формовщик, чеканщик). Воспитывать гордость за результаты их труда.
  2. Необходимо также и приобщение дошкольников к трудовой деятельности. Труд ребенка-дошкольника невелик и несложен. Однако он необходим для формирования его личности. Нужно способствовать трудовой деятельности детей, в основе которой лежит желание сделать что-то для друга, для воспитателя, для группы, для детского сада и т.д.
  3. Также следует организовывать систематически и в детском саду и дома труд с общественной мотивацией, направленного на общую пользу.

Четвертое направление: Экология.

Гражданское воспитание и экология. Какая может быть взаимосвязь между этими понятиями? Истинный патриотизм гораздо глубже, нежели любовь к определенной природной зоне. Законы природы не зависят от законов государства, от традиций народа, от его истории. Но воспитатель должен не только дать представление о природе и ее законах, но и научить видеть ее красоту, жить с ней в мире и добрососедстве, жить в ней , не нарушая ее ритма, защищать ее. Родившись, человек становиться не только частью общества, но и вступает во взаимоотношения с окружающей средой. и отношения эти во многом определяются культурой и традициями того народа, представителем которого ребенок является. Какую же культуру взаимоотношений с природой мы должны воспитать в ребенке, чтобы вырастить настоящего гражданина, патриота своей страны.

Пятое направление: “Родина моя – бескрайняя Россия”

Одно из направлений работы по гражданскому воспитанию – это воспитание любви к своей Родине. Дошкольник прежде всего должен осознать себя неотъемлемой частью своей малой Родины, потом гражданином России и не только жителем планеты Земля.

Нужно постепенно подвести ребенка к пониманию того, что у каждого россиянина есть своя малая Родина – местечко (город, село), привязанность к которому он испытывает с детства, и вместе с ним – большая Родина – Россия, Российская Федерация.

На сегодня существует проблема – Россия не знает Россию, и каждое новое поколение в массе своей знает еще меньше. Детей нужно знакомить со своей страной, и прежде всего, со своим родным краем, чтобы полюбить свою землю, на которой родился, и каждому из нас надо уметь быть ей полезным, а для этого надо многое знать, уметь с детства совершать такие дела, которые были бы на благо своего дома, детского сада, города, а в дальнейшем и всей страны.

Шестое направление: История.

Следующее направление работы, которое я закладываю в свою модель гражданского воспитания – историческая перспектива воспитания.

Как научить детей любить не придуманную нами Родину, а такую, какая она есть. Любить и беречь можно только то, что чувствуешь, знаешь, понимаешь. Что может заинтересовать ребенка чистотой, искренностью, красотой, глубоким содержанием? Это наша многовековая история.

Чем нам можно гордиться, так это своей историей. Мне хочется пробудить в детях чувство гордости за русских людей, давших миру великих полководцев и мыслителей, освободителей мира от фашизма, и первопроходцев космоса.

Нашим детям есть чем гордиться, они не должны расти Иванами, не помнящими родства.

Седьмое направление: Культура.

Патриотическое воспитание в детском саду – это процесс освоения, наследования традиционной отечественной культуры.

Сохранение Российской культуры во всем многообразии ее проявлений, национального колорита оказывает непосредственное влияние на развитие личности ребенка. Раздел “Культура” - еще одно направление в моей работе. Содержание этого раздела:

  1. Праздники: народные, обрядовые, посвященные памятным датам.
  2. Развлечения.
  3. “Святые наши имена” - освоение историко-культурного наследия с опорой на памятные даты именинного календаря (идея программы “Наследие”).
  4. Занятия по знакомству с местным народным промыслом.
  5. Одинаково интересным и важным для детей является знакомство с жизнью и творчеством отечественных художников, военачальников, писателей, композиторов и многих других достойных сынов и дочерей России. Дополнительно нужно сделать акцент на знакомстве с судьбой и творческим вкладом наших земляков в историю и культуру всей страны.
  6. Приобщение детей к богатствам русской литературы.

Список литературы:

  1. Государственная программа “Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2004-2005 г.г.”.
  2. Федеральная целевая программа “Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе”.
  3. Януш Корчак Товарищеский суд.
  4. Степанова Т. Как воспитывали гражданина в Древней Греции. //Обруч. 1995 - №1. – с.60-63.
  5. Суслова Э. Некоторые мысли о современном патриотическом воспитании дошкольника. //Детский сад от А до Я. 2003 - №3. – с.4-14.
  6. Как научить детей любить Родину. Под ред. Ю.Е. Антонов, Л.В. Левина, О.В. Розова, И.А. Щербакова. //М. 2003.
  7. Данилина Г.Н. Дошкольнику об истории и культуре России. //М.2004.
  8. Г.А. Лапшина Календарные народные праздники в детском саду. Выпуск 1. //Волгоград. Учитель, 2004.
  9. Т.А. Ковалева Воспитывая маленького гражданина. //М.2003.
  10. Навицкая М.Ю. Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду. //М. Линкопресс 2003.
  11. Защита прав и достоинств маленького ребенка: координация усилий семьи и детского сада. Пособие для работников дошкольно-образовательных учреждений. Под ред. Т.Н. Доронова, А.Е. Шиглина, Л.Г. Голубева и др. //М. Просвещение – 2003.
  12. С чего начинается Родина? Под ред. Л.А. Кондрыкинской //М. ТЦ Сфера – 2003.
  13. Дошкольное образование. Как растить гражданина. //№5 – 2004.