Военно патриотическая подготовка. Военное – патриотическое воспитание

,

учитель ОБЖ высшей категории

Военное – патриотическое воспитание

Престиж Отечества и национальное благосостояние не могут до бесконечности определяться достижениями прошлого, ведь производственные комплексы по добыче нефти и газа, обеспечивающие львиную долю бюджетных поступлений, ядерное оружие, гарантирующее нашу безопасность, промышленная и коммунальная инфраструктура – всё это создано большей частью ещё советскими специалистами, иными словами, это создано не нами. Настало время нам, то есть сегодняшним поколениям российского народа, сказать своё слово, поднять Россию на новую, более высокую ступень развития цивилизации.

Жизнь общества сегодня ставит серьезнейшие задачи в области воспитания и обучения нового поколения. Государству нужны здоровые, мужественные, смелые, инициативные, дисциплинированные, грамотные люди, которые были бы готовы учиться, работать на его благо и, в случае необходимости, встать на его защиту. В работе школы одной из главных задач является воспитание подрастающего поколения . Важнейшая составляющая процесса воспитания – формирование и развитие патриотических чувств. Без наличия этого компонента нельзя говорить о воспитании по-настоящему гармоничной личности. В свете этих задач повышается значимость военно-патриотического воспитания молодежи, так как именно оно должно внести весомый вклад, а в некоторых случаях и решающий вклад в дело подготовки умелых и сильных защитников Родины.

, как понятие и форма работы с подрастающим поколением - это чтобы каждый из нас знал свои корни, судьбу своего Отечества, гордился деяниями предков современников, осознавал историческую ответственность за происходящее в обществе и государстве, воспитание на традициях, тесно связано и переплетено с воспитанием патриотизма. Из поколения в поколение, укрепляясь и множась, передавались традиции мужества, верности воинскому долгу, выносливости, взаимной выручки, исполнительности, готовности к самопожертвованию, всего того, что составляет неотъемлемые качества молодого человека.

Героико-патриотическое воспитание молодёжи, подготовка её к защите Родины были и остаются важными направлениями государственной политики.

Образование удовлетворяет одну из самых важных человеческих потребностей и представляет собой социальное инвестирование, ведущее к росту материального производства в будущем. Оно повышает уровень жизни нашего нынешнего поколения и при этом содействует повышению ответственности будущих поколений.

Ни для кого не секрет, что сегодня особенно остро встала задача воспитания патриотизма у подрастающего поколения. И кому как не педагогам браться за изучение вместе с детьми своей родословной, истории родного края, страны, воспитания гражданина, обладающего не только любовью к своему Отечеству, но и имеющего политическую культуру, критичное мышление.

Стране нужны люди, способные сделать для своей Родины вклад, достойный памяти наших великих предшественников.

Обязанности по отношению к Отечеству выражает понятие «патриотический, гражданский долг», к вооружённой защите страны – «воинский», к товарищам – «товарищеский долг».

Труд педагога, занимающегося военно-патриотическим воспитанием, очень сложен и многогранен. Формирование у учащихся готовности к защите Отечества – вот основная цель военно-патриотического воспитания .

Вот почему в основе безопасности жизни человека лежит безопасность духовная!

Военно-патриотическое воспитание – эта тема вечная, но очень сложная. Не секрет, что у многих школьников уже сложилось негативное представление о военной службе. Военная служба в любой стране – и в нашей в особенности – всегда была делом государственной важности, делом высокого нравственного значения, как и во все времена, она и сейчас требует и глубоких знаний, и блестящей подготовки, и большой силы духа, требует мужества и отваги.

В силу своей специфичности военная служба относится к категории наиболее опасных профессий. Она требует от человека социально-психологической готовности к действиям в экстремальной ситуации, характеризуемых риском для жизни и здоровья, дефицитом времени на принятие решения, большими физическими и психологическими нагрузками.

Сложившаяся в настоящее время ситуация в сфере допризывной подготовки молодёжи характеризуется рядом негативных факторов. К основным из них можно отнести следующие: снижение показателей состояния здоровья и физического развития большей части призывников, слабая система подготовки к службе в армии, недостаточные объёмы спортивной подготовки, отсутствие единой скоординированной программы военно-патриотического воспитания, недостаточное развитие военно - прикладных и технических видов спорта.

Одной из основных причин низкого качества подготовки молодого поколения продолжает оставаться слабый уровень морально-психологического состояния основной массы граждан, связанный с отсутствием осознанной мотивации, а также - слабая материально-техническая база патриотического воспитания. Прежде всего, недостаточное финансирование на региональном и муниципальном уровне; патриотическая тематика должна быть больше представлена в СМИ.

Если мы создадим материально-техническую и нормативно-правовую базу военно-патриотической работы, обеспечим ее финансово, кадрами, методически, мы кратно увеличим количество вовлеченной молодежи, а значит сократим группы риска молодых людей, предоставленных самим себе, которые могут быть вовлечены в экстремистскую деятельность, в употребление наркотиков. Ключевой элемент допризывной подготовки – это обучение молодёжи основам военной службы и военно-учётным специальностям через РОСТО, как правопреемнике ДОСААФ. Не менее важную роль в военно-патриотическом воспитании играют месячники оборонно-массовой и спортивно-оздоровительной работы, военно-спортивные игры, военно-спортивные праздники, День Защитника Отечества.

Таким образом сформулированы три основных принципа , которые должны быть положены в основу работы военно-патриотического воспитания и допризывной подготовке молодёжи: это массовость, системность и единство организационной деятельности. Всё это делается для достижения главной цели – совершенствование военно-патриотического воспитания и повышения качества допризывной подготовки молодёжи.

Военно-патриотическое воспитание тесно связано с воспитанием патриотизма.

Патриотизм – это одно из самых глубоких человеческих чувств, вобравшее в себя за много веков, а может и тысячелетий, лучшие национальные традиции, моральные нормы, преданность идеалам своего народа, любовь к Родине, стремление служить её интересам, дальнейшему развитию, защищать её от любого агрессора . Если любовь к Родине – это проявление патриотизма, то защита Отечества – это долг и обязанность патриота. Это олицетворение и сопричастность с её историей, природой, достижениями. Проблемами, притягательными и неотделимыми в силу своей неповторимости и незаменимости, составляющими духовно - нравственную основу личности, формирующими её гражданскую позицию и потребность в достойном, самоотверженном, вплоть до самопожертвования, служении Отечеству.

Патриотизм представляет собой фундамент общественной и государственной систем, духовно-нравственную основу их жизнеспособности и эффективного функционирования гражданственности.

Военно-патриотическое воспитание – образовательная технология двойного назначения, поскольку всеми доступными формами вооружает юного гражданина важнейшими морально-психологическими качествами, необходимыми как будущему защитнику Родины, так и вполне мирному человеку. Ведь смелость, твердость характера, физическая выносливость необходимы как защитнику Родины, так и врачу, учителю, инженеру.

Разве не укрепляют силу воли, не вырабатывают у молодых людей терпение походы, состязания, военизированные игры. Как видим, задача подготовки защитников Родины, стоящая перед нами, педагогами, весьма сложная и ответственная.

Каждый учитель в школе должен пересмотреть как, с помощью каких средств, методов и приемов привить современному школьнику чувство патриотизма, которое гарантировало бы укрепление территориальной целостности России; любовь к ней; защиту Родины, как в мирное, так и в военное время (а не предательство и уклонение от службы в армии).

Военно-патриотическая работа со школьниками – это проверенный временем способ внушения молодым поколениям глубокого понимания нашей силы и веры в планетарную устойчивость России. Работа по военно-патриотическому воспитанию в школе идет по трем системообразующим направлениям:

I направление. Воспитание на боевых традициях народа и Вооруженных Сил .

1. Мероприятия по увековечиванию памяти павших в борьбе за независимость нашей Родины

Вахта памяти в День Победы

2. Проведение экскурсий, уроков Мужества, встреч с ветеранами Великой Отечественной

войны. Поздравление и выступление с концертами перед ветеранами войны и труда.

3. Празднование памятных дат, проведение выставок, викторин, конкурсов, просмотров

видеофильмов.

4. Проведение конкурсов строевого смотра, военно-патриотической песни, турниры по

стрелковому спорту, а также других праздничных мероприятий (концертов)

посвященных великим праздникам.

II направление. Военно-спортивные игры .

Движение «Школа безопасности» существует во имя благородной цели. Дети заняты полезным делом, приобщают к нему других школьников, учатся оказывать помощь себе и ближнему, попавшему в беду, знакомятся с работой спасателей, не будь которых, не откуда было бы ждать выручки в ЧС.

Прежде всего, это «Зарница – Школа безопасности», которая в комплексе решает задачи почти всех компонентов системы военно-патриотического воспитания. Практическая значимость игр чётко прослеживается с помощью обратной связи “ШКОЛА – АРМИЯ”. Опыт проведения игры “Зарница” показал популярность и важность этой формы военно-патриотического и физического воспитания обучающихся. “Зарница” оказывает положительное влияние на организационное укрепление коллектива класса, способствует развитию общественной активности детей, формирует качества, необходимые будущему воину, защитнику Родины. За последние пять лет команда учащихся МБОУ гимназии №63 занимала только призовые места.

Военно-спортивная игра «Зарница »: - это сильные, смелые, ловкие, умелые, и выявляет у ребят:

Пропаганда безопасного образа жизни и личности безопасного типа;

Нахождение оптимальных решений по преодолению ЧС;

Системное общение со взрослыми на равных компенсирует дефицит общения между

поколениями;

Вера в себя, в друга, вера в самую большую, самую сильную, самую любимую, самую

родную команду, которая называется – Россия

Моральную и физическую подготовку;

Это приобщение к военной службе;

(своё собственное и других людей);

Военно-спортивная игра “Зарница»

Строевая подготовка

Физическая подготовка

Туризм Месячник оборонно-массовой

и спортивно-оздоровительной работы.

Учебные сборы

III направление. Взаимосвязь школьного и воинского коллективов .

Работа по данному направлению осуществляется через руководство военно-прикладными кружками и секциями, совместную организацию оборонно-спортивных лагерей, военно-полевых сборов, встреч с военнослужащими. Данные направления являются военно-патриотическими воспитательными комплексами.

Основы военной службы

Гражданская защита

Не умаляя роли внеклассной и внешкольной работы с учащимися по военно-патриотическому воспитанию, считаю, что урок стоит во главе всего воспитательного процесса. Каждый общеобразовательный предмет объективно располагает большим патриотическим потенциалом. Считаю, что предмет ОБЖ должен стать одним из главных в школе, потому что опыт подтвердил – в современной системе военно-патриотического воспитания более активно должны применяться принципы личностно-ориентированного и практико-ориентированного воспитания, целостности формирования личности, единства обучения и воспитания. Труд педагога, занимающегося военно-патриотическим воспитанием, очень сложен и многогранен.

Специальный раздел в предмете ОБЖ – «ОСНОВЫ ВОЕННОЙ СЛУЖБЫ » призван закрепить уже имеющиеся у обучающихся знания по допризывной подготовке, привести их в систему, дополнив новыми знаниями, научить применять на практике, полученные на уроках знания и умения – иными словами, сформировать умения и навыки военно-прикладного характера.

Урок ОБЖ.

Основы медицинских знаний: «Медицина катастроф»

Уроки по разделу ОВС (основы военной службы) являются особенным звеном в системе военно-патриотического воспитания школьников. Кроме того, программа ОВС предполагает не только военную подготовку, но и психологическую. Уроки носят как обучающий, так и воспитывающий, развивающий характер. Для обеспечения более полной реализации целей учебно-воспитательного процесса необходимо наличие хорошо оснащенного кабинета по основам военной службы. От того, как будет поставлена работа по патриотическому воспитанию во всех школах нашей страны, и зависит во многом выполнение этой сложной проблемы современной жизни. Очень хотелось, чтобы данная система военно-патриотического воспитания была постоянно действующей и направленной на конечный результат: воспитывать гражданина – патриота своей страны

Мне кажется, что нам это удалось и мы на правильном пути. Вся работа, проводимая по военно-патриотическому воспитанию, дает свои положительные результаты. Ребята учатся в школе с увлечением, и это, пожалуй, радует больше всего. За последние годы не один выпускник нашей школы не пытался уклониться от службы в Вооруженных Силах России.

При встрече с выпускниками, которые проходят службу в армии, приятно слышать лестные отзывы о нашей работе в школе по военно-патриотическому воспитанию.

«Государство – это я!» изрёк когда-то французский монарх. У нас в России государство – это мы. Будем мы – будет и государство Российское. А для этого - те, кто стоит у государственного руля, должны обеспечить нашу безопасную жизнедеятельность , чтобы каждый учащийся знал , что есть такая профессия – Родину защищать! и что этой профессией за него никто другой овладевать не будет.

Защита страны – наше кровное дело,

Здесь каждый обязан себя проявить.

Что сделали предки, отцы наши, деды,


Введение

Организация и руководство военно-патриотическим воспитанием в школе

Военно-патриотическое воспитание в учебном процессе

Заключение

Список литературы


Введение


Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы. Под патриотическим воспитанием понимается постепенное формирование у учащихся любви к своей Родине, постоянной готовности к ее защите. Вместе с тем, воспитание патриотизма - это неустанная работа по созданию у школьников чувства гордости за свою Родину и свой народ, уважения к его великим свершениям и достойным страницам прошлого.

Экономическая дезинтеграция, социальная дифференциация общества, девальвация духовных ценностей оказали негативное влияние на общественное сознание большинства социальных и возрастных групп населения страны, резко снизили воспитательное воздействие российской культуры, искусства и образования как важнейших факторов формирования патриотизма. Стала все более заметной постепенная утрата нашим обществом традиционно российского патриотического сознания. Объективные и субъективные процессы существенно обострили национальный вопрос. Патриотизм кое-где стал перерождаться в национализм. Во многом утрачено истинное значение и понимание интернационализма. В общественном сознании получили широкое распространение равнодушие, эгоизм, индивидуализм, цинизм, немотивированная агрессивность, неуважительное отношение к государству и социальным институтам. Проявляется устойчивая тенденция падения престижа военной и государственной службы.

Патриотизм проявляется в поступках и в деятельности человека. Зарождаясь из любви к своей "малой родине", патриотические чувства, пройдя через целый ряд этапов на пути к своей зрелости, поднимаются до общегосударственного патриотического самосознания, до осознанной любви к своему Отечеству. Патриотизм всегда конкретен, направлен на реальные объекты.

1. Организация и руководство военно-патриотическим воспитанием в школе


Многие говорят, что современные подростки, юноши и девушки «не имеют ничего святого за душой», не ценят труд своих родителей, не помнят своих предков, не преклоняются перед памятью павших на фронтах Великой Отечественной войны.

Это не так. Их внешняя вульгарность, подражание моде - наносное, просто бравация и самоутверждение. Они нормальные, они всё понимают и всё ценят, и всё берегут. Они бываю настоящими, если с ними по-настоящему, если им доверяют.

Деятельная сторона патриотизма является определяющей, именно она способна преобразовать чувственное начало в конкретные для Отечества и государства дела и поступки.

За последние годы способствовало немало факторов: усиленное обсуждение в СМИ мнения об ошибочном пути развития России, отсутствие общей государственной идеологии, которая смогла бы стать базовой в деле такого воспитания.

Одной из важных задач государства является военно-патриотическое воспитание молодёжи, в основе которого, лежит подготовка молодых людей страны к службе в Вооружённых Силах РФ, воспитание любви к армии, формирование высокого чувства гордости за принадлежность к России, постоянной готовности к защите Родины. Каким должен быть выпускник школы, будущий защитник Отечества?

Это должен быть высокообразованный, физически развитый молодой человек, обладающий высокими моральными принципами. На это нацеливает нас национальная доктрина образования в РФ, утверждённая федеральным законом, которая является основополагающим государственным документом. Она определяет цели воспитания и обучения, пути их достижения посредством государственной политики в области образования, ожидаемые результаты развития системы образования на период до 2025 года. Наши задачи по подготовке молодёжи к службе в армии и военно-патриотическому воспитанию чётко определены в законе РФ в редакции 1998 года.

В марте 1998 года была принята новая редакция Закона РФО воинской обязанности и военной службе, которая вводит в стране обязательную и добровольную систему подготовки молодёжи к военной службе, военно-патриотическое воспитание, а также лечебно-оздоровительную работу, без чего невозможно воспитание здорового поколения России.

Прежде чем приступать к работе педагогический коллектив школы должен твёрдо знать основные задачи по военно-патриотическому воспитанию учащихся, которые перед ним состоят, это:

  1. Участие в реализации государственной политики в области военно-патриотического и гражданского воспитания детей и молодёжи
  2. Воспитание чувства патриотизма, формирование у подрастающего поколения верности Родине, готовности к служению Отечеству, и его вооружённой защите.
  3. Изучение истории и культуры Отечества и родного края.
  4. Участие в подготовке и проведении мероприятий по увековеченью памяти защитников Отечества.
  5. Передача и развитие лучших традиций российского воинства.
  6. Противодействие проявлениям политического и религиозного экстремизма в молодёжной среде.
  7. Физическое развитие учащихся, формирование здорового образа жизни.
  8. Участие в подготовке учащихся к военной службе.

Исходя из этих задач, составляем годовой школьный план по проведению мероприятий военно-патриотического воспитания.

Системность и целенаправленность работы по военно-патриотическому воспитанию в школе обеспечивается, прежде всего, тщательным планированием.

При составлении проекта плана, работаю в тесном взаимодействии с директором школы, учителями физкультуры, классными руководителями, учителями-предметниками, необходимо учитывать рекомендации военного комиссариата, общественных организаций. Только после этого план представляется директору школы на утверждение. Военно-патриотическое воспитание учащихся и выполнения плана осуществляется всем педагогическим коллективом.

военный патриотический гражданский конституционный

2. Военно-патриотическое воспитание в учебном процессе


Военно-патриотическое воспитание осуществляется, прежде всего, в процессе обучения. Занятия по предмету Основы военной службы, ОБЖ необходимо проводить по программе разработанной городским методическим объединением и военным комиссариатом города с учащимися 10-11 классов по 2 часа в неделю по разделам:

  1. Армия России - история и традиции.
  2. Тактическая подготовка.
  3. Огневая подготовка.
  4. Строевая подготовка
  5. Общевоинские уставы.
  6. Военная топография.
  7. ОБЖ и гражданская оборона, а также в конце учебного года планируются и проводятся 3-х дневные полевые занятия с юношами 10 классов.

На занятиях по Основам военной службы и ОБЖ учащиеся знакомятся со спецификой воинского труда, готовятся к выполнению обязанностей солдата, познают особенности службы в армии, воспитывают в себе качества необходимые защитнику Родины. Программа позволяет по каждой теме привлекать материал из жизни воинов в мирных условиях, при ведении боевых действий, использовать на уроках примеры из героического прошлого нашей армии и воспитывать у старшеклассников любовь к Вооружённым Силам.

На занятиях по огневой подготовке использую возможность показать превосходство нашего стрелкового оружия перед иностранным. Изучение военной присяги помогает раскрыть важнейшие требования к морально- боевым качествам воина, показать, какую самую высокую обязанность берёт на себя воин, принимая присягу и вступая в ряды защитников Родины.

Полевые занятия служат проверкой практических навыков и позволяют учащимся оценить свою подготовку к защите Родины.

На занятиях должна быть введена единая военизированная форма одежды для учащихся, урок начинать с построения взвода по отделениям, доклад командира взвода преподавателю, приветствие, осмотр внешнего вида учащихся.

То есть, урок необходимо проводить согласно требованиям строевого устава, приближённо к армейским условиям.

В патриотизме гармонично сочетаются лучшие национальные традиции народа с преданностью к служению Отечеству. Патриотизм неразрывно связан с интернационализмом, чужд национализму, сепаратизму и космополитизму.

Патриотическое воспитание школьников - это систематическая и целенаправленная деятельность по формированию у учащихся высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины. Самое главное приобретение человека в период детства и ученичества - это вера в себя, вера в то, что он знает и умеет, чувство собственного достоинства. Эти качества необходимо формировать в процессе патриотического воспитания посредством различных средств и способов. Героическая борьба, подвиги лучших сынов Отечества должны стать основой патриотического воспитания. Рассказывая о героических личностях, необходимо подчеркивать их нравственные устои и мотивы их действий, так как это может затронуть душу ребенка.

Овладение теорией и практикой военно-патриотического воспитания учащихся, всесторонняя подготовка их к военной службе, к выполнению своего долга к достойному служению Отечеству - одна из задач педагогического коллектива учебного заведения, военно-патриотической работы в гимназии.

Создание системы военно-патриотической работы в гимназии предусматривает формирование и развитие социально значимых ценностей, гражданственности и патриотизма в процессе воспитания и обучения, направленные на формирование и развитие личности гражданина и защитника Отечества.

Система военно-патриотической работы в гимназии (рис.1) включает в себя систему, комплекс мероприятий по формированию патриотических чувств и сознания учащихся. Патриотическое воспитание должно быть плановым, системным, постоянным и одним из приоритетных направлений в области воспитательной деятельности.

Система патриотического воспитания не может оставаться в неизменном виде. Ее изменение и развитие обусловлено как достижениями первоочередных задач системы патриотического воспитания, так и изменениями, происходящими в экономической, политической, социальной и других сферах российского общества, а также новыми условиями современного мира, что обуславливает гибкость в управлении системой военно-патриотического воспитания в гимназии.

Составной частью патриотического воспитания является военно-патриотическое воспитание молодежи в соответствии с Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе". Оно направленно на формирование готовности к военной службе как особому виду государственной службы. Военно-патриотическое воспитание характеризуется специфической направленностью, глубоким пониманием каждым гражданином своей роли и места в служении Отечеству, высокой личной ответственностью за выполнение требований военной службы, убежденностью в необходимости формирования необходимых качеств и навыков для выполнения воинского долга в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов.

Высокое качество уроков невозможно без хорошей учебно-материальной базы, поэтому в школе нужно вести работу по её созданию и совершенствованию.

В школах необходимо создавать военный кабинет, оборудованный красочными стендами по всем разделам предмета, техническими средствами. хорошо иметь видеосистему с набором учебных и художественных фильмов по военной тематике.

В настоящее время, прежде всего, нужно определиться с тем, что включать в план изучения в рамках курса ОБЖ, а что в рамках других предметов и курсов, и не смешивать несовместимое. Например, вопросы изучения военной службы, на наш взгляд, более правильным было бы вынести в отдельный предмет, как это было до распада СССР. Это позволило бы в большем объеме и с большей эффективностью изучать вопросы строительства Вооруженных Сил, традиций и символов армии и флота, отрабатывать строевые приемы, обучать основам тактики общевойскового боя, огневой подготовки, военной топографии и т.п.

Наряду с отмеченными недостатками, анализ содержания учебников и учебных пособий по курсу ОБЖ показал следующее. Во-первых, по форме они ближе к монографиям, где нет распределения материала по разделам, темам и вопросам в соответствии с бюджетом времени, выделенного как в целом на курс, так и на отдельный урок или лекцию. Их структура произвольная, по ним очень трудно давать задания учащимся. При изложении материала больше внимания в них отводится тому, что надо делать в тех или иных чрезвычайных ситуациях, и очень мало говорится о том, как это делать. Избыточность информации вкупе с поверхностностью делают материал трудно усваиваемым и неинтересным для учащихся.

В настоящее время в курс ОБЖ для старших классов пытаются втиснуть вопросы по основам военной службы. Иначе как профанацией это не назовешь. Действительно, школа и не учит воевать, но учит умению оберегать и защищать свой дом, семью, Родину. Кстати, региональные СМИ в Башкортостане активно поддерживают политику своего руководства - проводят военно-патриотические конкурсы, смотры патриотических песен "Когда поют солдаты", широко освещают и пропагандируют военно-прикладные соревнования "Витязь", призывают учащихся следить за памятниками и монументами. Весомый вклад в военно-патриотическое воспитание вносит радиожурнал "Армейский марш", рассказывающий о ветеранах Великой Отечественной войны, передающий репортажи и интервью с допризывной молодежью, с воинами-уроженцами республики в местах их службы. Поэтому не случайно, что военный комиссариат республики многие годы подряд занимает достойное место среди регионов России по призыву молодежи на военную службу.

Умелое использование общеобразовательных предметов в целях военно-патриотического воспитания служит одним из основных средств подготовки учащихся к защите Родины.

Уже в младших классах учащиеся осмысливают такие понятия, как Родина, Подвиг, Патриот, Воин-освободитель, узнают о победах российского народа, учатся любить родную природу.

В повседневной работе, на педагогических советах необходимо акцентировать внимание предметников на большие возможности для военно-патриотического воспитания на уроках любого предмета.

Изучение истории помогает учащимся усвоить основные положения о воине и армии, о воинах справедливых и несправедливых, о роли народных масс и личности в истории. Овладение историческими знаниями неразрывно связано с дальнейшим развитием и укреплением патриотических и интернациональных чувств.

Существенную роль в становлении гражданина и патриота своей страны играет литература. Анализ программ, действовавших в советской школе, показывает, что литературное образование было в значительной мере ориентировано на решение задач патриотического воспитания учащихся, на их подготовку к защите социалистического Отечества. Яркие образы защитников Родины, борцов за ее свободу и независимость учили любить Отечество, свой героический народ, показывали боевые и трудовые традиции.

Проведенный нами анализ действующих в настоящее время программно-методических материалов по литературе показал, что из школьной программы изъято большое количество произведений военно-патриотической направленности. Не входит в школьную программу "Повесть о настоящем человеке" Б. Полевого, не изучается "Молодая гвардия" А. Фадеева, мало кто из учащихся знает "Судьбу человека" М. Шолохова, "Русский характер" А. Толстого. Произведения, освещающие тему Великой Отечественной войны, изучаются поверхностно. В обзорную литературу входят произведения К. Симонова, А. Твардовского, Ю. Бондарева, В. Быкова, В. Кондратьева, В. Некрасова и др., но нет в этом списке произведений Э. Асадова, В. Каверина, В. Кожевникова, А. Чаковского и др. При этом обзорное изучение, в отличие от текстуального, не предполагает детального углубления. Один из пунктов Требований к уровню подготовки выпускников по литературе гласит: "Изучение литературы в школе призвано обеспечить воспитание высоких нравственных качеств личности, патриотических чувств, гражданской позиции". В связи с этим, на наш взгляд, необходимо на уроках литературы изучение романов и повестей, в которых остро звучит тема Родины: "Зарницы войны" Э. Асадова, "Выбор" Ю. Бондарева, "А зори здесь тихие..." Б. Васильева, "Март-апрель" В. Кожевникова, "Судьба" П. Проскурина, "Живые и мертвые" К. Симонова, "Война" И. Стаднюка, "Блокада" А. Чаковского и др.

На уроках литературы формируются нравственные идеалы молодёжи на примерах положительных героев художественных произведений, устанавливается живая связь далёкого прошлого с современностью, воспитывается чувство гордости за нашу Родину, её народ. Преподаватели русского языка и литературы могут активно использовать творческие работы учащихся на военно-патриотические темы.

В процессе изучения основ физики, химии, биологии географии, математики у учащихся формируется диалектическое понимание развития природы. Школьники знакомятся с применением законов физики,химии, биологии в военном деле, влиянием научно-технической революции на развитие военной техники, решают задачи, содержание которых отражена военная тематика.

Так, например: можно интересно провести открытый урок физики, на котором рассказать, как советские физики в годы войны за кратчайший срок изобрели способ размагничивания корпусов кораблей и тем самым спасли жизнь многих тысяч моряков от подрывов на минах. Можно также выступить на уроке и рассказать о применении достижении физики в современных видах оружия.

Перспективным направлением в обучении учащихся основам военной службы является применение в учебном процессе персональных компьютеров.

Наличие в школе хотя бы одного компьютерного класса, оснащённого современными компьютерами, позволит в полной мере реализовать эти возможности. Пока на уроках школьники могут играть в военные компьютерные игры, но это позволяет до разработки специальных обучающих программ, развивать у учащихся такие качества, необходимые будущему воину, как: быстроту реакции, навыки работы на сложной боевой технике.

Необходимо ориентировать юношей на выработку качеств необходимых солдату:

  1. высокая работоспособность;
  2. выносливость;
  3. чёткая координация и точность движений.

Посещение занятий по Основам военной службы и ОБЖ в комплексе с военно-патриотическим воспитанием положительно отражаются на учащихся. Они становятся более дисциплинированными, как в школе, так и вне её, поднимается их общефизический уровень, улучшается выправка и собранность, появляется интерес к выбору военной профессии.


Заключение


В заключение реферата, хотелось бы отметить еще один момент. Вся история России подтверждает тот факт, что вопросы военно-патриотического воспитания не должны рассматриваться изолированно от религии. Но представители традиционных конфессий не привлекаются к разработке образовательных программ, учебников и учебных пособий. В этой связи следует упомянуть об учебниках по граждановедению. Некоторые из них совершенно лишены того, что делает человека гражданином, - уважения к духовным истокам национальной культуры.

Без педагогических инноваций в содержании учебных программ, учебников и учебных пособий невозможно в настоящее время воспитывать патриотизм у учащихся. Здесь уместно привести мнение Т.И. Тюляевой о том, что "в сложной, неопределенной общественно-политической обстановке нельзя допустить существование духовного вакуума, поэтому, чтобы преодолеть кризис общественного сознания, необходимо в большей степени усилить внимание к воспитательному потенциалу учебников. Их содержание должно быть нацелено на воспитание чувства патриотизма, гражданственности, чувство национального самосознания, уважения к историческому и культурному наследию народов России..."


Список литературы


1.Закон РФ О воинской обязанности и военной службе. 1998 г

.О военно-патриотических молодёжных и детских объединениях

.Научно-популярный журнал Военные знания № 1-12, 2000 г. М.

.Информационно-методическое издание для преподавателей Основы безопасности жизнедеятельности, № 1-12, 2000 г.М.

.Гареев М.А. Полководцы Победы и их военное наследие (очерки о военном искусстве полководцев, завершивших Великую Отечественную войну). 2-е изд., испр. и доп. М., 2004.

.Островский В.П., Уткин А.И. История России. XX век. 11 класс. М., 2005.

.Бурлаков А.И., Похилюк А.В. О некоторых особенностях современных условий формирования патриотического сознания молодежи // Современный патриотизм: борьба идей и проблемы формирования. СПб., 2002.

.5. Устякин В.Н. Патриотическое и нравственно-эстетическое воспитание учащихся при изучении предметов гуманитарного цикла. Дис. ... канд. пед. наук. М., 2006.

.Райхлина Е.Л. Создание и функционирование педагогической системы патриотического воспитания старшеклассников в процессе изучения литературы: Дис. ... канд. пед. наук. Тула, 2003.

.Литература 5-11 класс: Программно-методические материалы / Сост. Т.А. Калганова. М., 2007.

.Лукьянова В.П. Педагогические условия патриотического воспитания старшеклассников в учебно-воспитательном процессе современной школы: Дис. ... канд. пед. наук. М., 2003.

.Тюляева Т.И. Об учебниках истории в общеобразовательных учреждениях РФ // Программно-методические материалы. История 5-9 кл. / Сост. Т.И.Тюляева. 4-е изд., стереотип. М., 2001.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Сегодня во многих школах практикуется военно-патриотическое воспитание учащихся. Любому государству необходимы физически здоровые, сильные, смелые, мужественные, дисциплинированные и инициативные граждане, которые в случае необходимости встанут на его защиту, даже не задумываясь. Важнейшим элементом воспитания молодежи должно быть формирование патриотических чувств, ведь без этого невозможно гармоничное и полноценное развитие личности.

Именно поэтому военно-патриотическому воспитанию школьников важно уделять особое внимание. В ходе мероприятий, посвященных формированию у младшего поколения чувств, ребята знакомятся с такими понятиями, как гуманизм, нравственность и чувство собственного достоинства. Кроме того, школьники изучают государственный строй своей Родины, структуру правительственных учреждений и аналогичные темы.

В данной статье мы расскажем вам, что именно представляет собой сегодня военно-патриотическое воспитание детей в школе, и в чем заключается его смысл.

Военно-патриотическое воспитание молодежи сегодня

Военно-патриотическое воспитание школьников в большинстве случаев представляет собой следующие мероприятия:

  1. Возложение цветов к братским могилам, посещение различных музеев и экскурсий, встречи с ветеранами, а также проведение различных мероприятий, связанных с празднованием Дня Победы, например, конкурсов военно-патриотической песни.
  2. Военно-спортивные коллективные игры.
  3. Знакомство учеников с основами допризывной подготовки, различными подразделениями вооруженных сил, особенностями службы в каждом из них и тому подобное. Об этом школьники узнают на уроках ОБЖ – основы безопасности жизнедеятельности или ОВС – основы воинской службы.

Главная цель военно-патриотического воспитания молодежи, безусловно, заключается в формировании патриотизма и чувства и преданности своей Родине. Между тем, нельзя недооценивать и такие функции указанных мероприятий, как подготовка мальчиков к будущей службе в армии, а также повышение выносливости и уровня физической подготовки у девушек и юношей. Также военно-патриотическое воспитание заставляет детей гордиться своей страной и соотечественниками и уважать историю своего государства. Наконец, подобные мероприятия способствуют формированию у молодых членов общества активной гражданской позиции и умения отвечать за свои слова и нести ответственность за свои поступки.


Статьи по теме

Весенние заклинательные песенки традиционно исполнялись для того, чтобы пробудить землю и ускорить наступление тепла. Они представляют собой обрядовые песни, имеющие характер заклинания. Далее расскажем, когда поют весенние заклички и какую роль они играют в жизни современной детворы.

Любящие мамы с удовольствием рассказывают или читают своим детям сказочные истории, так как это позволяет развивать фантазию ребят, учит их добру, честности, взаимопомощи. В этой статье приведем небольшой список повествований, которые нельзя оставить без внимания.

Высокий патриотизм считается важнейшим источником стойкости морального духа. Патриотизм - это одно из наиболее глубоких чувств, закрепленных веками и тысячелетиями обособленных отечеств. Это определение указывает на историческое развитие социального содержания патриотизма, опровергает идеалистическое объяснение его сущности как расового или биологического явления.

Вместе с тем объективно обусловлена необходимость новых подходов к военно-патриотическому воспитанию, учитывая ситуацию, возросшие интересы и запросы россиян, а также обстановку на международной арене, особенности нынешних взаимоотношений между государствами.

Глубокое понимание, необходимости укрепления обороноспособности страны, правильная оценка социальной значимости этого - важнейшее качество человека.

Если подходить к выяснению сущности военно-патриотического воспитания функционально, то оно, являясь составной частью идейно-воспитательной работы, представляет собой систематическую, целенаправленную деятельность по формированию у россиян высокого оборонного сознания, идейно-политических, морально-психологических и нравственных качеств, необходимых для вооруженной защиты Отечества. Одновременно это процесс овладения военно-техническими знаниями, физического совершенствования личности.

Опираясь на приведенное выше определение сущности военно-патриотического воспитания, следует отметить, что оно имеет свои более или менее очерченные границы, качественную определенность. Это позволяет выделить его специфические черты, цели, задачи, направления и средства.

Военно-патриотическое воспитание по своей направленности относительно общества выполняет свою главную социальную функцию - функцию активного, целенаправленного воздействия человеческого фактора на укрепление обороноспособности страны. По отношению к индивиду, классу или социальной группе исследуемая воспитательная система выполняет роль планомерного влияния на формирование гармонически развитой личности и, главным образом, ее оборонного сознания, чувства исторической ответственности за судьбы Родины, постоянной готовности к ее вооруженной защите.

С социологической точки зрения, как видно, можно говорить о собственно воспитательных функциях рассматриваемой системы. К ним следует отнести, во-первых, функцию военно-политической ориентации и формирования оборонного сознания, в процессе осуществления которой у подрастающего поколения формируются чувства патриотизма, политической бдительности, глубокое понимание каждым человеком своей социальной роли в укреплении обороноспособности страны и Вооруженных Сил, осознание этой роли как гражданского и воинского долга. Во-вторых, это функция формирования готовности трудящихся, особенно молодежи, к ратному труду защиты своего Отечества, глубокого осознания возрастания социальной значимости воинской службы, любви к Вооруженным Силам, профессии офицера, привитие морально-психологического иммунитета к трудностям, устойчивости поведения личности в экстремальных условиях воинской деятельности. В-третьих, следует отметить коммуникативную функцию, заключающуюся в обеспечении преемственности социального опыта старшего поколения в сфере вооруженной защиты Отечества. И, наконец, в-четвертых, функция формирования нравственных качеств, необходимых для защиты Родины, посредством чего создаются героико-нравственные духовные идеалы.

Думается, что все вышеназванные функции отражают основные составные компоненты процесса воспитания (политическое, трудовое, нравственное), их преломление в такой важнейшей области человеческой деятельности, как вооруженная защита Отечества. Безусловно, все функции диалектически взаимосвязаны между собой, взаимопроникают и дополняют друг друга. В то же время каждая из них имеет и свою качественную определенность.

Названные функции обусловливают и основные направления военно-патриотического воспитания. К ним можно отнести: широкую пропаганду необходимости защиты Отечества, политики Российского государства, направленной на обеспечение высокой обороноспособности страны, разоблачение агрессивных замыслов наиболее реакционных кругов; формирование у юношества любви к Вооруженным Силам и воинской службе, информирование широких слоев населения о новых качественных изменениях, происходящих в военном деле, российской военной доктрине, профессии офицера и так далее; воспитание молодого поколения страны на боевых традициях русского народа, армии и флота; формирование у всех; людей высоких морально-психологических и нравственных качеств, необходимых для вооруженной защиты Отечества; овладение военными знаниями, умениями и навыками; физическое совершенствование личности, подготовка ее к перенесению возросших трудностей воинской службы.

Таким образом, система военно-патриотического воспитания отличается сложными, организационными связями, которые находятся в тесном взаимодействии.

Исходя из собственно воспитательных функций рассматриваемой нами системы, можно выделить следующие подсистемы:

Военно-патриотическое воспитание в процессе преподавания общественных дисциплин в общеобразовательных школах, профессионально-технических училищах, техникумах и высших учебных заведениях;

Массовая военно-патриотическая и военно-шефская работа;

Начальная военная подготовка в общеобразовательных школах, лицеях и профессиональных колледжах, трудовых коллективах; деятельность военных кафедр высших учебных заведений; переподготовка воинов запаса;

Деятельность средств массовой информации и творческих союзов, направленная на военно-патриотическое воспитание населения.

Даже ближайшее рассмотрение этих подсистем говорит о функциональном отличии их друг от друга. В преподавании общественных наук превалирует, например, мировоззренческая функция, в начальной военной подготовке более ярко выражена по сравнению с другими функция привития молодежи военных знаний, умений и навыков, необходимых для вооруженной защиты Отечества, деятельность средств массовой информации прежде всего связана с военно-политическим информированием, усилия творческих союзов сосредоточиваются на формировании у людей социальной ориентации на героический нравственно-эстетический идеал.

Известно, что формирование оборонного сознания, постоянной готовности к защите Родины наиболее активно происходит в период службы молодых людей в рядах Вооруженных Сил. Здесь процесс военно-патриотического воспитания достигает наивысшей интенсификации, ибо на личность воздействуют не только все звенья воспитательной работы, но и сама воинская деятельность, условия, в которых она протекает, воинский коллектив.

Военно-патриотическое воспитание как целостная система активно взаимодействует с внешней (по отношению к ней) социальной средой. Механизм этого взаимодействия носит сложный характер, ибо многие трудно уловимые процессы, например спонтанно складывающееся общественное мнение, могут оказать не менее сильное воздействие, чем целенаправленная, хорошо отлаженная воспитательная система. Воспринимая различные факты противоречивости международной обстановки, люди дают им особую социальную оценку. Нарастающая или, наоборот, снижающаяся опасность войны оценивается ими в усиленном, гипертрофированном виде. В первом случае это чревато порождением неуверенности, беспокойства, даже паники, во втором пацифистскими настроениями. Вот почему система военно-патриотического воспитания должна быть постоянно нацелена на снятие этого дестабилизирующего влияния.

В то же время известные события могут вызвать повышение военно-патриотической активности. Так, например, события, связанные с ликвидацией последствий землетрясения в Армении, сопровождались активизацией патриотических и интернациональных чувств советских людей того времени. В эти периоды увеличивался поток заявлений от трудящихся, молодых воинов армии и флота в военные комиссариаты, государственные и общественные органы с просьбой направить их в регионы. Что здесь важно для воспитательной практики? Взаимодействуя с окружающей средой, в данном случае воспитательная система должна ориентироваться не на близлежащие цели, а на перспективные, решать не частные, а всеобщие, главные задачи. На практике это не всегда делается. Часто возникающие позитивные процессы угасают, не вступив во взаимодействие с системой воспитания. В других случаях эта взаимосвязь обрывается на уровне только «мобилизационных» усилий со стороны последней.

Таким образом, организуя процесс военно-патриотического воспитания, очень важно учитывать подобные процессы, для того чтобы своевременно корректировать формы и методы воздействия на формирование оборонного сознания людей.

Система военно-патриотического воспитания в Российской Федерации

Сущность, задачи и принципы военно-патриотического воспитания

Важнейшим источником жизнедеятельности государства, армии, личности, в том числе российского воина, является патриотизм. Трудно переоценить его роль в истории России, в утверждении национальной гордости и достоинства, защите Отечества, обеспечении национальной безопасности. Поэтому одно из центральных мест в системе воспитания воинов занимает государственно-патриотическое воспитание, суть которого заключается в формировании у личного состава армии и флота высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.

Патриотизм являлся и является характерной чертой менталитета российского народа, духовной основой развития российской государственности.

Прошлое нашей Родины убедительно свидетельствует, что во все времена государственно-патриотическая идея была одним из основных факторов, обеспечивающих жизненность общества. Своими истоками патриотизм уходит в древность, в период борьбы с многочисленными иноземными захватчиками, когда формировались традиционные моральные ценности нашего народа.

На патриотической основе произошло национально-государственное объединение Руси, что одновременно укрепило и саму патриотическую идею, прочно соединив ее с государственностью. Следует также подчеркнуть, что уже в начале XVII века «Устав ратных и пушечных дел» закрепил патриотизм как военно-профессиональное качество и норму поведения воинов. А в период реформаторских преобразований Петра I государственный патриотизм начал ставиться выше всех ценностей. Служба Отечеству, усердие в делах государственных были объявлены главной добродетелью и даже закреплены в «Табели о рангах» как непременное условие получения чинов, званий, наград. Это нравственное качество особенно ценилось среди российского офицерства. Патриотическая идея бескорыстного, самоотверженного служения Отечеству лежала в основе его нравственности и культуры. Офицерство по праву может быть названо в русской истории самым патриотичным слоем общества, а патриотизм - душой Русской армии.

Уже в XVIII веке в России начала складываться система патриотического воспитания, а в Русской армии - говоря современным языком, система военно-патриотического воспитания. Так, «Инструкция пехотного полка полковнику» предписывала командирам проводить работу по патриотическому воспитанию воинов посредством регулярного разъяснения и чтения уставов, артикулов, приказов, а также рассказов о славе и могуществе России. Как непреложное правило предполагалось, что каждый офицер будет ярким примером и носителем патриотизма. Все это, безусловно, нашло отражение в мужестве и героизме солдат, матросов, офицеров, генералов и адмиралов, проявленных ими в войнах, которые пришлось вести России. Военно-патриотическое воспитание являлось одним из факторов Победы советского народа в Великой Отечественной войне (1941-1945 гг.), 65-летие которой наша страна будет отмечать в наступившем году.

Следует подчеркнуть, что кардинальные изменения в стране в 90-е годы прошлого столетия негативным образом отразились на духовно-нравственной атмосфере в обществе, в том числе на патриотическом воспитании.

В государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы» отмечается, что «Основные задачи патриотического воспитания в нашей стране в последние годы решались в ходе реализации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы», основной целью которой было создание системы патриотического воспитания.

В настоящее время такая система в своей основе сложилась».

Однако реализация текущей программы патриотического воспитания, рассчитанной до 2010 года, в стране и в Вооруженных Силах происходит на фоне общественно-государственных трудностей и противоречий. Вот лишь некоторые из них:

1. Под маской духовной свободы обществу навязываются западные ценности, эгоцентризм вместо коллективизма, культ насилия вместо товарищеских отношений, жажда наживы вместо труда в его цивилизованном и благородном смыслах.

2. Имеют место попытки некоторых писателей и публицистов доказать, что в России патриотизм вызывает цепную националистическую реакцию. А между тем патриотизм в его рациональном, теоретически обоснованном виде ничего общего с национализмом не имеет.

3. Существенное ухудшение у значительной части россиян материальных условий жизни, отчуждение их от культуры, власти, управления экономикой, колоссальное социальное расслоение общества негативно сказываются на авторитете государственной власти.

5. Отрицательное влияние на формирование патриотизма в условиях Вооруженных Сил оказывают ослабление боевой мощи армии, процессы ее значительного сокращения, снижение престижа воинской службы, недостаточно высокое материальное положение военнослужащих и другие негативные факторы.

Вместе с тем в последние годы были приняты определенные меры, которые позволили активизировать работу по патриотическому воспитанию в стране и армии, решить некоторые проблемы в ее организации.

«Составной частью патриотического воспитания, - отмечается в Концепции патриотического воспитания граждан Российской Федерации, - является военно-патриотическое воспитание, направленное на формирование готовности к военной службе как особому виду государственной службы. Военно-патриотическое воспитание характеризуется специфической направленностью, глубоким пониманием каждым гражданином своей роли и места в служении Отечеству, высокой личной ответственностью за выполнение требований военной службы, убежденностью в необходимости формирования необходимых качеств и навыков для выполнения воинского долга в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов».

Патриотическое воспитание военнослужащих организуется и проводится в рамках единой системы воинского воспитания военнослужащих. В последние годы оно строится на основе Конституции Российской Федерации, законов Российской Федерации, указов Президента РФ, Концепции патриотического воспитания граждан Российской Федерации (2003 г.), государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы», Концепции воспитания военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации (приказ министра обороны РФ № 70 от 11.03. 2004 г.), ведомственной программы Министерства обороны РФ по реализации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006 - 2010 годы» (приказ министра обороны РФ № 28 от 19.01.2006 г.) и других документов.

В них получила дальнейшее развитие система патриотического воспитания, элементами которой являются субъекты и объекты воспитания, задачи, принципы, содержание, направления, формы и методы воспитания.

Практика новейшей отечественной истории подтвердила, что система патриотического воспитания не может оставаться в неизменном виде, она постоянно совершенствуется. Ее изменение и развитие обусловлено как достижениями первоочередных задач системы патриотического воспитания, так и изменениями, происходящими в экономической, политической, социальной и других сферах Российского общества, а также новыми условиями современного мира.

В соответствии с государственной программой субъектами патриотического воспитания являются федеральные структуры различных уровней, научные и образовательные учреждения, общественные организации, средства массовой информации, творческие союзы и религиозные конфессии, семья. В Вооруженных Силах такие субъекты - это органы военного управления, командиры и начальники всех степеней, штабы и службы, органы воспитательной работы, воинские коллективы, военные учреждения культуры, СМИ, общественные организации в воинских частях.

Объектами воспитания являются проходящие военную службу офицеры, прапорщики, мичманы, сержанты (старшины), солдаты (матросы), курсанты, слушатели военно-учебных заведений и женщины-военнослужащие.

Субъекты патриотического воспитания специфическими возможностями и средствами решают задачи патриотического воспитания определенных групп населения и граждан страны в целом.

Основными задачами военно-патриотического воспитания являются:

Формирование у граждан РФ патриотических ценностей, патриотического самосознания;

Воспитание верности боевым и героическим традициям Российской армии;

Утверждение в обществе сознательного отношения к выполнению конституционного долга по защите свободы и независимости России, обеспечению ее безопасности и суверенитета;

Активное противодействие антипатриотизму, манипулированию информацией, пропаганде образцов массовой культуры, основанных на культе насилия, искажению и фальсификации истории Отечества;

Формирование расовой, национальной, религиозной терпимости, развитие дружеских отношений между народами;

Привитие гражданам чувства гордости, глубокого уважения и почитания символов государства - Герба, Флага, Гимна Российской Федерации, другой российской символики и исторических святынь Отечества.

Военно-патриотическое воспитание проводится с учетом следующих основных принципов:

Единство национальных и интернациональных интересов народов России, что предполагает любовь россиян к своему многонациональному государству с уважительным отношением ко всем народам мира;

Комплексный подход, который предполагает скоординированную, целенаправленную работу всех государственных и общественных структур, с использованием различных форм и методов по патриотическому воспитанию граждан Российской Федерации;

Активность и наступательность, предусматривающие настойчивость и разумную инициативу в трансформации мировоззрения граждан и их ценностных установок, ориентированных на национальные интересы России;

Дифференцированный подход, предполагающий использование особых форм и методов патриотической работы с учетом каждой возрастной, социальной, профессиональной и других групп населения, различных категорий военнослужащих;

Органическое единство военно-патриотического воспитания с практической военной подготовкой, означающее неразрывность слова и дела, конкретной работы по обучению граждан военному делу, формированию у них военно-профессиональных качеств;

Всесторонний учет изменений и тенденций в развитии военного дела, международной военно-политической обстановки, предусматривающий осуществление военной подготовки на уровне современных требований и различных военных специальностей, с учетом конкретных военных угроз и опасностей для национальных интересов России.

Эти принципы взаимосвязаны и реализуются в единстве.

Основные направления, формы и методы работы офицеров по патриотическому воспитанию личного состава

В патриотическом воспитании военнослужащих существует ряд направлений по его организации и осуществлению, главными из которых являются следующие.

1. Формирование военно-профессиональных качеств, необходимых для военной защиты Отечества в ходе повседневного обучения, боевой подготовки. Эта сторона патриотического воспитания занимает важное место в повседневной деятельности командиров и офицеров-воспитателей. На занятиях по боевой и общественно-государственной подготовке, в процессе воинской службы они стремятся поддерживать патриотические начинания воинов, популяризируют примеры образцового выполнения солдатами и матросами своего воинского долга.

Воспитание на положительном примере, самоотверженном поступке является особенно сильным и действенным средством. И в этом отношении накоплен богатый опыт. Поощрение по службе, занесение в Книгу почета, пропаганда отличившихся на собрании, в стенной печати, фото- и радиогазете, в боевом листке и военной печати, издание листовок, специально посвященных передовым воинам, направление благодарственных писем родителям, на предприятия и в организации по месту прошлой работы и учебы солдат и матросов, вечера чествования отличников учебы, мастеров военного дела - все это создает позитивное общественное мнение, побуждает личный состав равняться на передовых, наиболее сознательных и активных защитников Родины.

Одновременно с воспитанием на положительном примере организуется кропотливая работа по исправлению отрицательных черт в поведении отдельных воинов. Командиры и начальники указывают таким воинам на их неправильные поступки, разъясняют, что патриотический долг требует не словесных заверений в любви к Отечеству, а конкретных патриотических дел. Они применяют разнообразные методы в интересах преодоления недостатков, активно используют в этих целях силы армейской и флотской общественности.
2. Важным направлением военно-патриотического воспитания является героико-патриотическое воспитание на основе изучения военной истории. Воспитывать историей - значит пропагандировать, сохранять и приумножать героическое прошлое и настоящее нашего народа и его Вооруженных Сил. Многовековой опыт свидетельствует, что чем глубже будешь знать историю своего Отечества с ее героическим прошлым, тем сильнее будет к нему чувство любви, тем точнее осмыслишь его настоящее и будущее.

Пропаганда героических подвигов соотечественников в процессе воинской службы проводится как в ходе боевой учебы, так и в часы культурно-массовой работы. Особенно сильное влияние на воинов оказывают встречи с героями, чьи рассказы о мужестве и самоотверженности глубоко западают в души молодежи.

Во многих Домах офицеров и клубах частей организуются встречи с ветеранами Великой Отечественной войны (1941 - 1945 гг.), ветеранами-«афганцами», участниками боевых действий на Северном Кавказе, а также участниками локальных войн. Там же организуется просмотр художественных и документальных фильмов на героико-патриотическую тему.
Важную роль в решении этой задачи играют музей и комнаты боевой славы, в которых воины знакомятся с героями и боевой историей, боевыми реликвиями и документами военных лет. Этим же целям служат книги истории частей (соединений), исторические формуляры, Книги почета.

Для пропаганды славных страниц многовековой истории народов России во многих частях и на кораблях проводятся лекции, доклады и беседы о знаменательных датах и днях воинской славы: Ледовом побоище, сражении на Куликовом поле, битвах под Полтавой и Бородино, обороне Севастополя, важнейших сражениях в годы Великой Отечественной войны и других.

3. Одним из направлений патриотического воспитания военнослужащих является воспитание на воинских традициях Российской армии. Воинские традиции являются частью национально-государственных традиций. Под ними понимаются устойчивые, исторически сложившиеся, передаваемые из поколения в поколение специфические формы общественных отношений в армии и на флоте в виде порядка, правил и норм поведения военнослужащих, их духовных ценностей, нравственных установок и обычаев, связанных с выполнением учебно-боевых задач, организацией военной службы и воинского быта. В основе их лежат такие воинские добродетели, как преданность Отечеству, верность гражданскому и воинскому долгу, воинская честь, храбрость, самоотверженность и взаимовыручка. Армия жива и крепнет, пока существуют в ее рядах носители этих понятий.

По сферам воинской деятельности различают: а) боевые традиции, отражающие опыт славных боевых побед; б) традиции процесса обучения и воспитания; в) традиции воинского быта Вооруженных Сил Российской Федерации.

Важное место в системе воинских традиций Российской армии занимают боевые традиции как элементы боевого наследия, сохраняющие свою актуальность для боевой подготовки войск и обеспечения победы в бою.

К основным боевым традициям Российских Вооруженных Сил относятся следующие: мужество и массовый героизм; верность военной Присяге, Боевому знамени и Андреевскому флагу; самоотверженность и самопожертвование в бою ради достижения общей победы; взаимная выручка и боевое братство; уважение командира и защита его в бою; презрение к предателям, предпочтение достойной смерти пленению; воинская доблесть; отдание воинских почестей погибшим в бою; забота о сохранении жизней подчиненных в бою и другие. Воин, поддерживающий эти традиции, готовый следовать им, не может не быть патриотом своей страны, ее верным и преданным сыном.

4. Наряду с воинскими традициями важную роль в формировании личности воина-патриота играют воинские ритуалы, под которыми понимаются исторически сложившиеся формы поведения военнослужащих в ходе обрядов, торжественных и траурных церемоний, совершаемых в повседневной жизни войск, во время праздничных торжеств, важных актов военной службы и других случая.

Воинские ритуалы воплощают в себе благородные идеалы и высокие цели служения российского воина своему Отечеству. Они охватывают три основные сферы воинских отношений - сферу боевой деятельности (принятие военной Присяги, вручение боевых знамен и государственных наград, торжественное чествование героев, захоронение с отданием почестей и др.), сферу учебно-боевой деятельности (заступление на боевое дежурство, строевые смотры, общие батальонные и полковые поверки, развод и смена караулов и др.), сферу повседневной деятельности (торжественные собрания и митинги, посвященные государственным праздникам, важным событиям в жизни страны, воинской части (корабля) и др.). Воинские ритуалы способствуют формированию у военнослужащих высоких моральных и боевых качеств, вызывают у них нравственный подъем, чувство гордости за принадлежность к Вооруженным Силам России, к своей части.

5. Важным направлением патриотического воспитания военнослужащих является разъяснение смысла и содержания национально-государственной символики Российской Федерации - герба, флага и гимна, а также государственных праздников. В этих целях используют такие формы работы, как тематические вечера, викторины, конкурсы, кинолектории, лекции, беседы, встречи с известными людьми и другие.

6. К числу важнейших направлений патриотического воспитания относится также воспитание на основе традиционных российских духовных ценностях, на морали и нравственности. Наш исторический опыт свидетельствует, что патриотическое единение людей основывается на принадлежности единому национально-духовному укладу с его моральными и нравственными ценностями, важнейшими из которых являются беззаветное служение своему народу, верность Военной Присяге, воинская доблесть, войсковое товарищество, честь, благородство, гуманизм и другие.

Русская армия всегда была одной из армий мира, которой были присущи благородные дела и устремления, а офицерский состав являл собой образцы высочайшей культуры. В мире всегда ценили российского солдата за проявление величайшей человечности, строжайшей дисциплины, лояльного отношения к мирному населению.

Воспитанная на ценностях высокой морали и нравственности, Российская армия нередко приходила на помощь другим народам в избавлении их от чужеземного ига, в восстановлении экономики и культуры, в выполнении миротворческой миссии. Убедительным подтверждением тому являются боевые действия Вооруженных Сил России в Южной Осетии и Абхазии по принуждению Грузии к миру, где российские воины убедительно доказали свою верность гражданскому и воинскому долгу, преданность своему Отечеству, проявив при этом мужество, стойкость и героизм.

При решении задач по патриотическому воспитанию военнослужащих используются и такие направления, как: постоянное взаимодействие воинских частей с государственными и местными органами власти, общественными организациями и военно-патриотическими объединениями; участие военнослужащих в поисковой работе в рамках Всероссийской Вахты памяти; проведение занятий по военному делу с допризывной и призывной молодежью и другие.

В практике военно-патриотического воспитания используются различные формы работы. К уже названным формам можно отнести: вечера боевой славы, уроки мужества, торжества с вносом боевых знамен, собрания, митинги, шествия, мероприятия с участием воинов-интернационалистов, патриотических клубов, уход за памятниками и мемориальными кладбищами, возложение в памятные дни к ним цветов, обсуждение военно-патриотических фильмов, проведение читательских конференций и другие.

Среди методов военно-патриотического воспитания наиболее популярными являются следующие методы: убеждения, примера, опоры на жизненный опыт воспитываемых, индивидуального подхода, сочетания интеллектуального и эмоционального воздействия.

Таким образом, в последние годы система военно-патриотического воспитания получила дальнейшее развитие. Она имеет четко определенные задачи, направления, формы и методы воспитания, которые позволяют успешно и эффективно формировать у военнослужащих качества, необходимые защитнику нашего Отечества.

Во вступительном слове следует подчеркнуть, что патриотическое воспитание военнослужащих является важнейшей составной частью всей воспитательной работы с личным составом, роль и значение которого в условиях кризисных явлений в стране и создания нового облика Вооруженных Сил РФ существенно возрастает.

При изучении первого вопроса необходимо раскрыть основные элементы системы военно-патриотического воспитания, обратив при этом особое внимание на его сущность и задачи.

В ходе рассмотрения второго вопроса целесообразно раскрыть основные направления, формы и методы работы офицерского состава по патриотическому воспитанию воинов, а также проанализировать состояние этой работы в части.

В заключение необходимо сделать краткие выводы, ответить на вопросы слушателей, дать рекомендации по изучению литературы.

1. Воспитание патриотизма: сущность, содержание, рекомендации. Учебное пособие. - М., 1998.

2. Воспитание патриотизма. Метод, пособ. Выпуск второй. М., 2003.

3. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006 - 2010 годы». - М., 2005.

4. Концепция воспитания военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации. Приказ министра обороны РФ № 70 от 11. 03. 2004.

5. Патриотическое воспитание военнослужащих на традициях Российской армии: Учебное пособие / Под ред. С. Л. Рыкова - М.: ВУ, 1997.

кандидат исторических наук, доцент,Виктор Стрельников