Внеклассное мероприятие "зимушка-зима". Внеклассное мероприятие "здравствуй, зимушка - зима" план-конспект на тему Сценки про зиму для начальной школы

ЗИМУШКА- ЗИМА

Внеклассное мероприятие

Цели: познакомить с названиями зимних месяцев по народному календарю, посло­вицами, поговорками, приметами, связан­ ными с ними;

развивать речь, чувство прекрасного через поэзию, изобразитель­ное искусство, музыкальные произведе­ния; расширять словарный запас;

приви­вать любовь к природе, к своей малой ро­дине.

Оборудование : репродукции картин В.И. Сурикова «Взятие снежного городка», И.Э. Грабаря «Февральская лазурь», «Зим­ ний пейзаж», Н.Д. Кузнецова «Иней», А.А. Пластова «Первый снег», Д.Я. Алекса­ ндрова «Зимняя сказка», И.И. Шишкина «Иней»; рисунки учащихся по теме «Зи­ мушка-зима» (см. третью сторону облож­ ки)",

плакаты с пословицами, поговорками о зиме, зимних месяцах;

костюмы для инсце­нировок, платочки для исполнения часту­шек;

снежинки для украшения зала, искус­ственные елки, украшенные снежком из ва­ты;

диск с презентацией, мультимедийный проектор, компьютер, магнитофон, диск с записью песен «Снег-снежок», «Зимняя сказка», «Три белых коня», «Новый год», музыки П.И. Чайковского «Времена года. Декабрь», песня военных лет;

карточки для игры «Зимний наборщик»;

подарки-суве­ниры для детей.

Ход праздника.

Учитель. Дорогие друзья! Нашу се­ годняшнюю встречу мы посвятим одному из прекраснейших времен года. Что же это за время года, вы узнаете, отгадав загадку.

Снег на полях,

Лед на реках,

Вьюга гуляет.

Когда это бывает? (Зимой)

«Матушка» - так в старину русский человек называл зиму. Не весну-красну, не лето теплое, не осень сытую, а именно зи му с ее холодами, снегами, метелями и бу­ ранами. Может быть, потому, что зима, словно родная матушка, прикрывает всю землю снежным «одеялом», защищая от лютых морозов. А какие прекрасные сти­ хотворения написаны поэтами о зиме! Послушайте.

Под музыку П.И. Чайковского «Времена го­да. Декабрь» ученики читают наизусть заранее подготовленные стихотворения.

Встреча зимы

Здравствуй, гостья-зима!

Просим милости к нам

Песни севера петь

По лесам и степям.

Есть раздолье у нас,

Где угодно гуляй:

Строй мосты по рекам

И ковры расстилай.

Нам не стать привыкать, -

Пусть мороз твой трещит:

Наша русская кровь

На морозе горит!

И. Никитин

Белый снег пушистый

В воздухе кружится

И на землю тихо

Падает, ложится.

И под утро снегом

Поле забелело,

Точно пеленою

Все его одело.

Темный лес что шапкой

Принакрылся чудной

И заснул под нею

Крепко, непробудно...

Божьи дни коротки,

Солнце светит мало,

Вот пришли морозы, -

И зима настала.

И. Суриков

Чародейкою Зимою

Околдован, лес стоит -

И под снежной бахромою,

Неподвижною, немою,

Чудной жизнью он блестит.

И стоит он, околдован,

- Не мертвец и не живой

- Сном волшебным очарован,

Весь опутан, весь окован

Легкой цепью пуховой...

Ф. Тютчев

Чудная картина,

Как ты мне родна:

Белая равнина,

Полная луна,

Свет небес высоких,

И блестящий снег,

И саней далеких

Одинокий бег.

А. Фет

Как поработала зима!

Какая ровная кайма,

Не нарушая очертаний,

Легла на кровли стройных зданий.

Вокруг белеющих прудов

Кусты в пушистых полушубках.

И проволока проводов

Таится в белоснежных трубках.

Снежинки падали с небес

В таком случайном беспорядке

А улеглись постелью гладкой

И строго окаймили лес.

С. Маршак

Учитель. Знаете ли вы, что среди многих миллиардов снежинок, выпадаю­щих зимой, не бывает двух совершенно одинаковых? В то же время, какой бы формы ни была снежная звездочка, каж­дая из них - шестилучевая или шестиг­ранная. Знаменитый астроном И. Кеплер в 1611г. опубликовал сочинение «Ново­годний подарок, или О шестиугольных снежинках». Он задал вопрос: «Почему все снежинки шестиугольные?» И отве­тил на него так: «Вещь эта мне еще не отк­рыта...» С той поры прошло четыре века, но ученые так и не могут отгадать эту за­гадку природы.

Исполняется песня «Зимняя сказка» (ел. М. Танича, муз. В. Шаинского).

Учитель. Сколько загадок придумано о зиме! Отгадайте некоторые из них. Ученик.

Назовите-ка, ребятки, Месяц в этой вот загадке: Дни его - всех дней короче, Всех ночей длиннее ночи, На поля и на луга До весны легли снега. Только месяц наш пройдет, Мы встречаем Новый год.

(Декабрь)

Учитель. Сейчас мы с вами сыграем в игру «Елочные украшения».

Проводится игра «Елочные украшения».

Я с ребятами сыграю

В интересную игру.

То, чем елку наряжаем,

Я детишкам назову.

Если я скажу вам верно -

Говорите «да» в ответ,

Ну а если вдруг неверно -

Отвечайте смело «нет»!

Разноцветные хлопушки? (Да.)

Одеяла и подушки? (Нет.)

Раскладушки и кроватки? (Нет.)

Мармеладки, шоколадки? (Да.)

Шарики стеклянные? (Да.)

Стулья деревянные? (Нет.)

Плюшевые мишки? (Да.)

Буквари и книжки? (Нет.)

Снег из ваты белой? (Да.)

Ранцы и портфели? (Нет.)

Туфли и сапожки? (Нет.)

Чашки, вилки, ложки? (Нет.)

Конфеты блестящие? (Да.)

Тигры настоящие? (Нет.)

Шишки золотистые? (Да.)

Звездочки лучистые? (Да.)

Ученики исполняют заранее выученную пес­ню «Новый год» (ел. и муз. А. Паутова).

Учитель. На Руси декабрь в старину называли стужайло, студень, зазимник. Это первый месяц зимы. Ему свойственны морозы и оттепели. Он «и замостит, и за- гвоздит, и саням ходу даст». В народе про декабрь говорят: «Декабрь год кончает, зи му начинает». Как понимаете эту послови­ цу? (Ответы учащихся.)

И художники в стороне от зимней темы не остались. Посмотрите на репродукции картин.

Демонстрация репродукций с картин В.И. Су­рикова, И.Э. Грабаря, Н.Д. Кузнецова, А.А. Плас­това, Д.Я. Александрова, И.И. Шишкина.

Ученица.

И снова сказка начинается,

Ведь к нам опять пришла зима.

Все белым снегом одевается,

И в шапках снеговых дома.

Декабрь для нас спешит, старается,

Он строит горки ледяные,

Зима лишь только начинается,

И ждут нас игры удалые.

Учитель. Зимушка приготовила для нас немало зимних игр, затей и веселых за­ бав. Давайте с вами поиграем в игру «Зим­ ний наборщик».

Я показываю вам карточки с определенным набором букв, а вы должны из этих букв составить слово.

АМЗЙ (зима)

ДОХОЛ (холод)

КАЁЛ (ёлка)

КЕНЖОС (снежок)

КИНСА (санки)

ВНОКГЕСИ (снеговик)

РОМЗО (мороз)

ЛОГОДЁД (гололёд)

Учитель . Молодцы, хорошо справились с заданием. Вот еще одно задание-загадка. Ученик.

Щиплет уши, щиплет нос,

Лезет в валенки мороз.

Брызнешь воду - упадет,

Не вода уже, а лед.

Даже птице не летится,

От мороза стынет птица.

Повернуло солнце к лету.

Что, скажи, за месяц это?

(Январь)

Учитель . У января на Руси тоже были свои названия: просинец зимы, перелом зи­мы, перезимовъе. В январе бывают самые сильные крещенские морозы: «В январе и горшок в печи замерзает». Но иногда быва­ ет и потепление. Погода проясняется, и не­ бо синеет (отсюда и просинен?). Дни становятся светлее и длиннее: «Растет день, рас­ тут и холода». О январе в народе говорят: «Году начало, зиме середка». Как вы пони­маете эту пословицу?

Ученица.

Месяц зимний, месяц снежный

Открывает первым год,

И со снегом и морозом

В гости к нам январь идет.

Он на реках и озерах

Всюду выстроил мосты,

И одел пушистым снегом

Все деревья и кусты.

Учитель . Сколько сказок, песен напи­ сано о русской зиме. Послушайте в испол­ нении девочек веселые частушки о зиме.

Ученицы.

Что случилось за окном?

Снег поземкой вьется.

Это зимушка-зима

Весело смеется.

Полетели с высоты

Белые пушинки.

Стали землю укрывать

Белые снежинки.

Наша русская молодка,

Раскрасавица-душа,

Белоснежная лебедка,

Здравствуй, зимушка-зима!

Пришла в белом сарафане

Из серебряной парчи,

И горят на ней алмазы,

Словно яркие лучи.

Ты пушиста и бела,

Ребятишкам всем мила,

Сделай горку нам скорей,

На реке каток залей!

На катке учу уроки

Зимним солнечным деньком.

Верно, цифры все пишу я,

Но не ручкой, а коньком!

    Отменили нынче школу,
    Ох, мороз! Поспи, сынок!

    Что ты, мама! Вот так случай,
    Побегу я на каток!

Я на лыжную прогулку

Одевалася сама,

Но пока я собиралась,

Уже кончилась зима.

Во дворе у нас стоит

Снеговик с метелкой,

Ночью темной сторожит

Дом он наш от волка.

Из снежинок чистых, белых

Я снегурочку леплю.

И весной ее не брошу -

В морозильник поселю!

Учитель . Чтобы отгадать название следующего месяца, послушайте загадку. Ученик.

Снег мешками валит с неба,

С дом стоят сугробы снега.

То бураны и метели

На деревню налетели.

По ночам мороз силен,

Днем капели слышен звон.

День прибавился заметно.

Ну, так что за месяц это?

(Февраль)

Учитель. Февраль - самый короткий месяц года - 28 дней, а високосный - 29. Это последний месяц зимы. В народе в ста­рину его называли вьюговей, лютый, боко- грей. Въюговей - назвали за снегопады, ме­ тели, вьюги, приходящиеся на эту пору. «У февраля два друга: метель да вьюга». «Вью­ги и метели под февраль налетели». Лютый зовется за морозы, иногда они доходят до тридцати градусов. Бокогрей - на солнеч­ ной стороне тепло, заметен «сугрев», сол­ нышко тепло нагоняет.

Ученик.

Исполняется песня «Снег-снежок» (ел. и муз. Е. Макшанцева).

Учитель. Как приятно длинными зим­ ними вечерами под завывание метели не только послушать сказку, но и посмотреть ее. Давайте заглянем в лес и посмотрим, что там делается, о чем зверье лесное перегова­ ривается. Слушайте и смотрите.

Инсценировки рассказов Н. Сладкова (гото­ вятся заранее, ученики одеты в соответствующие костюмы).

Заяц и Полевка

    Мороз и вьюга, снег и холод. Травку зеле­ную понюхать захочешь, листиков сочных по­грызть - терпи до весны. А где еще та весна - за горами да за морями...

    Не за морями, Заяц, весна, не за горами, а у тебя под ногами! Прокопай снег до земли - там и брусничка зеленая, и манжетка, и земляничка, и одуванчик. И нанюхаешься, и наешься. Как я!

Заяц и Оляпка

- О-о-ой, Оляпка, никак, купаться в по­лынье вздумал?

    И плавать, и нырять!

    А замерзнешь?

    У меня перо теплое!

    А намокнешь?

    У меня перо водоотталкивающее!

    А утонешь?

    А я плавать умею!

    А... а... а проголодаешься после купанья?

    А я для того и ныряю, чтобы водяным жучком закусить!

Заяц и Медведь

    Белка на зиму грибы запасает, Бурундук -орехи. А ты, Медведь, все без дела шатаешься.Вот засыплет снег землю - что лопать-то ста­нешь?

    Ты, Косой, за меня не волнуйся. Я зимой сам себя ем. На-ка, пощупай, сколько я сала под шкуркой припас - на всю зиму хватит. Я по ле­су не зря шатаюсь, я сало коплю. Что и тебе, Ко­сой, советую.

- Э-э, Медведь, какое там сало... Нам, зай­цам, в лесу не до жиру, быть бы хоть живу!

Учитель. Но зима - не только игры, забавы, веселый Новый год и школьные ка­ никулы. Зима - это урожай будущего года, запасы воды в водохранилищах; зима - время забот для тысяч людей, отвечающих за то, чтобы в домах было тепло, а на доро­ гах - чисто. Вспомните пословицы и пого­ ворки о зиме, назовите их.

Ученики. Зима без трех праздников не живет.

Зимний ветер - морозу помощник: пу­ще холодит.

Зимний денек с воробьиный скок.

В зимний холод всякий молод.

Зима - хранительница полей.

Зимой тулуп всякому люб.

Зимой солнце что мачеха: светит, да не греет.

Учитель. А еще были времена, когда русская зима становилась нашей защитни­ цей. Не зря в народе говорят: «Мороз и же­лезо рвет, и на лету птицу бьет».

Звучит мелодия песни военных лет.

Крепкие морозы 1941-1942 гг. встали в строй защитников столицы, помогли на­шей армии сдержать наступление германс­ких войск в Волоколамском направлении, не позволяя в полную силу развернуться немецкой технике. Этому способствовали два фактора. Первый - поддержка родной природы. Немцы собирались воевать с на­ми очень короткий промежуток времени, всего два-три месяца, поэтому они были очень легко одеты, да и климат Западной Европы отличается от нашего, российско­го. Немцы увязли под Москвой надолго. Зима 1941 г. оказалась очень суровой. Ка­кие бы ни были морозы, они для нас не бу­дут смертельными.

Глубина снега в сорок первом году дос­тигала одного метра. Вязли танки, и немцы вынуждены были держаться дорог. В райо­не населенных пунктов Дубосеково, Мыка-нино, Зубово, Строково произошли самые ожесточенные бои. В ночь на 20 декабря 1941 г. город Волоколамск был освобожден от немцев. Мороз в те дни достигал сорока градусов.

Второй фактор - человеческий героизм. Каждый день боев за Москву приносил но

вые примеры героизма советских воинов. Навсегда сохранится в памяти народа под­виг 28 героев-панфиловцев во главе с по­литруком В. Г. Клочковым. На железнодо­рожном разъезде Дубосеково они приняли на себя удар пятидесяти вражеских танков и в течение четырех часов вели беспример­ный легендарный бой. Тогда прозвучали ставшие широко известными в народе сло­ва политрука Клочкова: «Велика Россия, а отступать некуда - позади Москва».

С тех пор прошло более шестидесяти пяти лет. Мы живем в мирное время. Но и сейчас у нас зимой бывают сильные моро­зы, правда, не такие суровые. Зима есть зи­ма, она преподносит нам свои сюрпризы и подарки.

На память о сегодняшней встрече при­мите небольшие подарки.

Вручаются подарки под песню «Три белых коня» (сл. Л. Дербенева, муз. Е. Крылатова).

Работу выполнила:

учитель начальных классов

МОУ «СОШ с Ново-Захаркино

Духовницкого района

Саратовской области»

Беднякова О.А.

Внеклассное мероприятие

Викторина для учащихся начальных классов

Внеклассное мероприятие: Викторина «Зимушка - зима» проводится с целью расширения кругозора детей; развития познавательной активности и индивидуальных способностей учащихся. Возбуждает у ученика стремление к новым знаниям, любопытность и пытливость узнавать новое. Позволяет активизировать обучающихся, развивает творческую инициативу и творческие способности младших школьников, даёт детям право выбора, развивает зрительную и слуховую память обучающихся, способствует активизации инициативы и творческого самовыражения школьников.

Цели и задачи:

Обобщить знания детей о зиме; рассказать о зиме в занимательной форме;

Развивать творческие способности учащихся;

Воспитывать чувства товарищества, уважения друг к другу;

Воспитывать любовь животным и бережное отношение к родной природе;

Развивать индивидуальные способности учащихся; интерес к чтению, к поиску нового.

Ход мероприятия:

Ведущий: - Здравствуйте, ребята. Сегодня мы с вами собрались все вместе, чтобы провести викторину. А чему она посвящается, вы узнаете, если отгадаете мою загадку.

Загадка:

Назовите-ка, ребятки,

Кто хозяюшка загадки?

Щиплет уши, щиплет нос,

Лезет в валенки мороз.

Брызнешь воду – упадёт,

Не вода уже, а лёд.

Даже птице не летится,

От мороза стынет птица.

Снег мешками валит с неба

И вокруг сугробы снега.

Снегопады и метели

На наш Славянск налетели.

Двор в снегу. Белы дома.

В гости к нам пришла… (Зима)

Слайд 1

Ведущий: - В нашей викторине будут принимать участие две команды. (Представление команд и жюри)

Ну, что, команды готовы к соревнованию? Начинаем!

Слайд 2

1 задание: «Признаки зимы»

Выберите только признаки зимы:

(сосульки, листопад, мороз, гроза, снег, дождь, иней, град)

А какие признаки зимы мы наблюдаем у нас в Сибири?

2 задание: «Назови зимние месяцы»

- Выберите из данных названий месяцев только зимние:

(ноябрь, февраль, август, декабрь, март, сентябрь, январь, июль)

3 задание: «Пословицы»

Слайд 3

Названия, каких зимних месяцев пропущены в этих пословицах:

… месяц снегопадов, злых вьюг и первого тёплого солнца. (Февраль)

… год кончает, зиму – начинает. (Декабрь)

… году начало, зиме – середина. (Январь)

Расположите названия зимних месяцев в порядке их наступления в природе.

Ведущий:

Ребята, дети и взрослые очень любят зиму. А вы, можете сказать, почему?

Слайд 4

Физминутка: «Зимние забавы»

1.Катание на лыжах.

2.Игра в снежки.

3.Лепим снеговика.

Ученик:

Снежную бабу слепили на славу:

Всем детям на радость, себе на забаву.

В снежки поиграли, в снегу повалялись,

На лыжах катались и звонко смеялись.

Ведущий:

Ребята, но с приходом зимы не всем весело живётся. Как вы думаете, кому трудно зимой? Почему вы так думаете? Можем ли мы, люди, как-то помочь «братьям нашим меньшим»? (Ответы детей)

Слайд 5

Ученик:

Покормите птиц зимой,
Чтоб со всех концов

К вам слетались, как домой
Стайки на крыльцо.

Не богаты их корма
Горсть одна нужна.
Горсть одна – и не страшна

Будет им зима.

4 задание: Зимующие птицы»

Выберите из данных названий птиц только тех, которые остаются с нами зимовать:

(скворец, снегирь, ласточка, сорока, грач, голубь, стриж, ворона, дятел, воробей)

Ведущий: -Ребята, как вы думаете, все звери зимой впадают в спячку? (Ответы детей ). А вот кого еще можно встретить зимой на лесной полянке мы узнаем, отгадав загадки .

5 задание :Конкурс загадок «Лесные жители»

Слайд 6

*Зверька узнаем мы с тобой

По двум таким приметам:

Он в шубке серенькой зимой,

А в рыжей шубке – летом. (Белка)

*Хитрая плутовка,

Рыжая головка.

Хвост пушистый – краса!

А зовут ее… (Лиса)

*Горбоносый, длинноногий,

Великан ветвисторогий.

Ест траву, кустов побеги,

С ним тягаться трудно в беге.

Коль такого довелось

Встретить, знайте, это -…(Лось)

*Сбросил серенькую шубку,

Белую к зиме надел.

Прыг – и позади лужайка,

Спрятался от волка…(Зайка)

*Кто в лесу разбойник серый?

Кто зубами щелк да щелк?

Вы, конечно, догадались:

Это злющий, страшный…(Волк)

*Хозяин лесной, просыпается весной,

А зимой под вьюжный вой

Спит в избушке снеговой. (Медведь)

Ребята, но не для всех зима такая страшная. Как мы уже говорили, дети, и взрослые очень любят зиму. Ещё они любят зиму за то, что зимою мы отмечаем много весёлых и радостных праздников.

Слайд 7

6 задание: -Назовите зимние праздники.

(Новый год, Рождество, Святки, Коляда)

Слайд 8

Ведущий: -Во все времена, во всех странах, художники, фотографы, музыканты, писатели, поэты в своих произведениях искусств, старались передать неповторимую красоту зимы, её чарующее волшебство.

Ребята, как вы думаете, что делают художники для того, чтобы показать нам всю красоту русской зимы? (Ответы детей)

А что для этого делают композиторы?

Как изображают зиму фотографы?

Что делают писатели? Вспомните, какие рассказы о зиме вы

Читали?

А теперь, давайте, послушаем, как описывают зиму поэты в своих

стихотворениях.

7 задание: Конкурс стихов о зиме.

8 задание: Кроссворд «Зимушка-зима».

1. Их вяжут, вышивают на одежде. (Узоры)

2. В небе звездочкой летела,

На ладошке каплей стала. (Снежинка)

3. Холодное лакомство. (Мороженое)

4. Ни проехать, ни пройти -

Куча снега на пути. (Сугроб)

5. Теплая, пушистая защита от морозов. (Шуба)

6. Растет зимой, не летом

И сверху вниз при этом. (Сосулька)

7. Красавица какая,

Стоит, светло сверкая,

Как пышно убрана…

Скажите, кто она? (Елка)

8. Новогоднее украшение на макушке елки. (Звезда)

9. И не снег, и не лед,

А серебром деревья уберет. (Иней)

10. Какой это мастер на стекла нанес

И листья, и травы и заросли роз? (Мороз)

11. С нее сани едут сами. (Горка)

9 задание: «Скороговорки»

* Играл Егорка с Игорьком –

Скатился с горки кувырком.

* Везет на горку Саня

За собою сани.

Ехал с горки Саня

А на Сане сани.

* Купили Егорке

Салазки для горки,

Всю зиму, Егорка,

Катайся на горке.

Ведущий:

И в заключение я предлагаю вам поиграть в игру “Что мы делаем зимой?”

Что мы делаем зимой,
Дай, дружок, ты мне ответ.
Слушайте внимательно,
Отвечая “да” иль “нет”.
В снежки играем мы с друзьями?
Грибы по лесу собираем сами?
С горки на санках катаемся?
В деревне на речке купаемся?
По лесу на лыжах бродим?
А много цветов находим?
В саду своем грядки копаем?
И с Дедом Морозом мы пляшем?

Ну, что ж, молодцы, друзья!

Подведение итогов:


Зимний праздник для детей 1-4-х классов

Цель : Дать представление об играх, в которые можно играть на улице зимой.

Задачи:

1. Развивать воображение.

2. Развивать ловкость и меткость.

3. Развивать творческие способности.

4. Развивать координацию движений.

5. Развивать артистизм.

Оформление зала: Из кусков синтепона можно сделать сугробы; доску задрапировать тканью голубого и белого цветов; повсюду разбросать снежки из ваты, расставить санки, лыжи.

Этот праздник не стоит затягивать, так как часть его проходит на улице в холодное время года.

Действующие лица

Снежинка.

Зимушка-Зима.

Снеговик.

Снежинка — легкое платье белого цвета, на голове корона в форме снежинки.

Зимушка-Зима — белая шуба или широкое белое платье, шапка белого цвета.

Клест — клюв из папье-маше, крылья из бумаги.

Снеговик — белый костюм из синтепона, шарф, метла, на голове шляпа или пластмассовое ведро.

Декабрь, Январь, Февраль — можно нашить на костюмы снежинки, нарядить месяцы в шубы или тулупы, расшить костюмы мишурой.

Реквизит

Ватные снежки.

Снежная баба.

Баскетбольный мяч.

Канат или веревка.

Шляпы, шарфы.

Пуговицы.

Двое санок.

Две веревки.

Звучит легкая инструментальная музыка. Входит Снежинка. Снежинка: Здравствуйте, ребятишки, девчонки и мальчишки! Ну и похолодало на улице — как раз погодка такая, как я люблю! А к вам-то какая гостья спешит! Вот-вот в двери постучится. Отгадайте, кто?

Принесла с собою холода, метели,

Нарядила снегом землю и дома,

На прохожих шубы с шапками одела.

Догадались, дети? Это... Зима.

Стук в дверь. Входит Зима. Снежинка поет вместе с детьми песню «Здравствуй, зимушка-зима!»:

Вьюга белая метет —

Это зимушка идет:

Рукавом повела —

Все дороги замела.

Здравствуй, зимушка-зима,

Долгожданная зима!

Ты снежку не жалей —

Разгуляйся веселей!

Зима : Хорошо вы меня встречаете — песней доброй. Спасибо, ребята! Да, Мороз сегодня лютый — разозлился, видно. Да я разрешила ему побаловаться, поморозить. Зима все-таки. А я не одна. Снежинка, где мои помощники?

Снежинка : Зимние месяцы? Видела я их — они опять в снежки играют. Дурачатся на лесной опушке.

Зима: Ребята, надо их позвать! Давайте вместе дружно крикнем: Декабрь, Январь, Февраль!

Снежинка : Не услышат.

Зима : А мы попробуем!

Кричат. Никто не появляется.

Снежинка : Я же говорила, что не услышат. Можно спеть песню о них. Песня звонко поется, далеко слышно. Споем про них, ребята?

Дети поют песню «Три белых коня»:

Остыли реки, и земля остыла,

И чуть нахохлились дома.

Это в городе тепло и сыро,

Это в городе тепло и сыро,

А за городом зима, зима, зима.

И уносят меня, и уносят меня

В звенящую снежную даль

Декабрь, январь и февраль!

Зима раскрыла снежные объятья,

И до весны все дремлет тут.

Только елки в треугольных платьях,

Только елки в треугольных платьях

Мне навстречу все бегут, бегут, бегут.

И уносят меня, и уносят меня

В звенящую снежную даль

Три белых коня, эх, три белых коня —

Декабрь, январь и февраль!

Остыли реки и земля остыла,

Но я мороза не боюсь.

Это в городе мне грустно было,

А за городом смеюсь, смеюсь, смеюсь.

И уносят меня, и уносят меня

В звенящую снежную даль

Три белых коня, эх, три белых коня —

Декабрь, январь и февраль!

Перекидываясь снежками (их можно сделать из ваты) и толкаясь, вбегают месяцы.

Январь : Кажется, нас звали именно отсюда!

Февраль: Дети, вы нас звали?

Дети: ДА!

Декабрь:

А вот и Зимушка.

Здравствуй, зимушка-зима!

Белым снегом нас покрыло:

И деревья, и дома.

Свищет ветер легкокрылый —

Здравствуй, зимушка-зима!

Январь:

Вьется след замысловатый

От полянки до холма.

Это заяц напечатал —

Здравствуй, зимушка-зима!

Февраль:

Мы для птиц кормушки ставим,

Насыпаем в них корма,

И поют пичуги в стаях —

Здравствуй, зимушка-зима!*

Зима: Здравствуйте, дорогие мои месяцы, помощники мои и друзья! Почему вы задержались? Ребята давно собрались! Да и я вовремя пришла! А птицам действительно наши кормушки пригодятся — голодно им во время моего царствования.

Снежинка:

Бедным птичкам холодно,

Бедным птичкам голодно.

С мамой хлебушка возьмем

И на улицу пойдем.

Будем птичек мы кормить,

Белый хлебушек крошить.

Ночью может быть метель,

Клюйте, птички, поскорей.

Надо птичкам помогать,

Трудно птичкам зимовать.

Входит Клест.

Клест: Ничего, справляемся! Вот и птенцов даже в феврале высиживаем. Главное, чтобы шишки в лесу были. Мы семена шишек своим клювом — РАЗ! — и выщелкиваем! И дети сыты, и мы довольны!

Ребята, совсем забыл с вами поздороваться! Я — Клест. Прямиком из леса. Здравствуйте! А вас, месяцы, я видел — дурачились на лесной опушке.

Декабрь : Погода чудная! Мы играли в снежки! А пойдемте на улицу — там морозец!

Январь : Снеговик с нами развлекался!

Февраль: А теперь мы ушли — он один остался!

Снежинка:

Снеговик, снеговик

Жить на холоде привык.

Вы не бойтесь за него

И во мгле морозной

Оставляйте одного

Зимней ночью звездной.

В трубке у снеговика

Иней вместо табака.

И, метлой вооружен,

Он стоит, не дышит.

И часов домашних звон

Он сквозь стены слышит.

Зима: Ребята, и правда давайте пойдем играть на улицу — месяцы такие затейники! Снежинка, Клест, вы с нами?

Снежинка: Ну, конечно!

Декабрь: Ура! Объявляю праздник «Забавы Зимушки-Зимы!». Дети, одевайтесь теплее, мороз на улице. Дальше игровая программа проходит в школьном дворе — на улице. Нужно позаботиться, чтобы дети были действительно тепло одеты. В очень сильный мороз программу проводить не рекомендуется.

Дети выходят на улицу. У крыльца их встречает Снеговик.

Снеговик:

Я вас жду уже давно,

На дворе ведь не тепло.

Но к морозам я привык,

Ведь зовусь я Снеговик!

Будем с вами веселиться!

Будем бегать и резвиться,

Ну а чтоб не замерзать,

Предлагаю поиграть!

Игра «Не замерзнем в холода»

Дети выполняют движения, о которых говорится в стихотворении.

Топ, топ на месте —

Руки вместе, ноги вместе,

Топ, топ, вправо, топ, топ, влево,

Головою повертели: раз, два — надоело.

Руки в стороны — раз, два,

Снова вертит голова —

Вправо голову и влево, раз, два — надоело.

Прыг на месте, и еще.

Подняли одно плечо,

Им круги нарисовали,

Вот еще плечо подняли.

Опустили оба — раз!

Ноги в ход пойдут сейчас.

Правую вот так сгибайте,

От меня не отставайте,

А на левой прыг да скок,

И потом еще разок.

Ноги в стороны — раз, два!

Не замерзнем в холода!

Ну и как, теплее стало?

Если нет, начнем сначала! с

Снеговик: Разогрелись?

Дети: ДА!

Снежинка : Ну, скорей играть тогда!

Зима: А кто это снеговика слепил? Показывает на снеговика, вылепленного из снега.

Снеговик: Это не снеговик, это снежная баба — моя подружка. Я ее слепил, чтоб мне не скучно было. Да и вас она сейчас повеселит!

Игра «Защищаем снежную бабу»

Участники делятся на две команды. Одна команда защищает снежную бабу, игроки другой команды стараются попасть в нее баскетбольным мячом. После трех попаданий команды меняются местами.

Декабрь : Ну, так неинтересно — мячом бросаться. Зачем зимой мяч, когда есть снежки? Давайте стрелять по мишени!

Игра «По мишеням»

На стене иди заборе рисуется несколько мишеней, команды запасаются снежками и с условленного расстояния бросают по мишеням. Побеждает, наиболее меткая команда.

Зима: Ну и меткие вы, ребятки! Молодцы! А теперь проверим, насколько вы сильные.

Игра «Кто свалит великана»

Разновидность перетягивания каната. Канат пропущен через слепленного из снега снеговика. По команде ведущего две команды начинают перетягивание каната, пока снеговик не упадет. Проиграла та команда, из-за которой рухнул снеговик-великан.

Снеговик: Ай-ай-ай, мою бабу снежную сломали! Жалко-то как!

Снежинка: Да ты не печалься! Мы тебе сейчас не то что бабу, мы тебе самую модную подружку вылепим и детишек, сколько захочешь. У меня и наряды для них есть. Достает шляпы, шарфы, настоящие пуговицы, бусы.

Игра «Строим снеговичков»

Участники лепят снежную бабу и снеговичков, наряжают и украшают их. Получается целая снежная семья!

Клест:

Ну и модная семейка,

Это вам не телогрейки!

Шляпы, шарфы, бусы тоже —

На журнальных дев похоже...

Снеговик: Я доволен, вот и у меня семья появилась!

Зима: А моя семья — Мороз да месяцы зимние...

Декабрь : А давайте поиграем в игру, которую наш Мороз любит!

Игра «Мороз и воробей»

Считалкой выбираются Мороз и воробей:

Раз, два, три, четыре, пять,

Шел Мороз по тротуару,

Посох уронил в канаву,

Раз, два, три —

Посох ты достал — голи!

Воробей по веткам скачет,

Зернышки с земли клюет,

На кого сейчас покажет,

Тот в водящие идет.

Все остальные — это елочки. Каждая «елка» чертит вокруг себя небольшой круг.

Игра начинается по сигналу ведущего, воробей убегает от Мороза, чтобы тот не заморозил его. Спастись воробей может только под елкой, забежав в круг какого-нибудь игрока. Как только он прыгает в круг, он становится елкой, а прежняя «елка» — воробьем. Новый воробей покидает круг и ищет спасение под другой елкой.

Январь : Ох, набегались! Смотрите, а Зима санки везет.

Зима: Пока вы веселились, я наколдовала санки — двое саней! Следующая игра снова только для сильных!

Игра «Тянем-потянем»

К столбу, дереву или вкопанному в землю колу привязываются две веревки. На санки садится по одному игроку, каждый берет свободный конец веревки в руки. По команде ведущего игроки начинают подтягивать себя по веревке к столбу. Побеждает гот, кто доберется до столба быстрее.

Играют только желающие!

Снеговик : А я свою метлу пожертвую для другой игры!

Игра «Снежные наездники»

На площадке расставлены кегли. Нужно на метле «проехать» между ними, при этом не роняя и не задевая кегли. Можно провести игру как командную эстафету.

Снежинка: Ребята, вы такие быстрые и веселые!

Зима: Чего-то мороз крепчает. Пора, наверное, в школу!!!

Январь: Подожди, Зима! Мы сейчас попадем в сказку!

Игра-сценка «Импровизированная сказка»

Дети тянут листочки с именами персонажей: Дед Мороз, клен, береза, просека, пень, лед, Новый год, елки, луна, зайцы.

Все остальные поют песню «Шел по лесу Дед Мороз». Те, кому достались роли, изображают своих героев по тексту.

Шел по лесу Дед Мороз

Мимо кленов и берез,

Мимо просек, мимо пней,

Шел по лесу восемь дней.

Он по бору проходил —

Елки в бусы нарядил.

В эту ночь под Новый год

Он ребятам их снесет.

На полянках тишина,

Светит желтая луна...

Все деревья в серебре,

Зайцы пляшут на горе,

На пруду сверкает лед,

Наступает Новый год!

Все заходят в школу. Переодеваются в сухие вещи, пьют горячий чай.

Тема занятия: В гости к зиме.

Цель занятия: способствовать закреплению и расширению знаний учащихся о лесе и лесных животных; познакомить учащихся с изменениями в неживой и живой природе зимой; обобщить представления учащихся о зимней природе;

Задачи: учить помогать животным и птицам пережить зиму; воспитывать нравственно- эстетические качества; прививать здоровый образ жизни, познакомить с народными названиями зимних месяцев; расширять кругозор учащихся ; воспитывать любовь к природе, прививать любовь к русской поэзии, воспитывать чувства прекрасного, развивать познавательную активность. Показать красоту зимнего времени года; показать красоту родной природы в зимнее время года. Воспитывать любовь к отчему краю, к Родине; развивать наблюдательность, память; воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование: : рисунки на тему «Зима», карточки с пословицами, карточки со словами: декабрь, январь, февраль, студень, ветрозвон, лютовей, просинец, сечень, межень, снежень, ветродуй, бокогрей, кроссворд, выставка книг о зиме, костюм Зимы, Декабря, Января, Февраля.

Ход занятия.

I. Организационный момент.

Я рада нашей новой встрече,
Мне с вами интересно, друзья!
Интересные ваши ответы
С удовольствием слушаю я.
Мы сегодня будем наблюдать,
Выводы делать и рассуждать.
А чтобы урок пошел каждому впрок,
Активно в работу включайся, дружок! II. Сообщение темы занятия.

С неба падают снежинки, словно белые пушинки, покрывая всё кругом мягким бархатным ковром. Солнце полно светлой ласки, всё блестит, как в дивной сказке, пруд зеркальный недвижим под покровом ледяным. С каждым днем все холоднее,

Греет солнце все слабее,

Всюду снег, как бахрома, -

Значит, к нам пришла… (зима)

О каком времени года говорится? Сегодня мы подведем итог наших наблюдений за признаками зимы, ее проявлениями. III . Содержание занятия. 1.Признаки зимы. Давайте вспомним основные признаки зимы. Отгадайте загадки.

1. Что за звездочки зима

В тучу спрятала сама?

Словно крошечные льдинки,

Эти звездочки - … (снежинки)

2. Снег от холода стал синий, На деревьях - белый иней. Даже Бобик прячет нос, Ведь на улице… (мороз) 3. В зимний день на пруд легло Очень скользкое стекло. Нас в хоккей играть зовет Синий крепкий гладкий… (лед) 4. В белом бархате деревня — И заборы и деревья. А как ветер нападёт, Этот бархат опадёт. (Иней) 5. Кто, как только жарко станет,
Шубу на плечи натянет,
А нагрянет холод злой -
Скинет с плеч долой? Жаль озябшего бедняжку -
Всем ветрам и ветеркам
Он последнюю рубашку
Раздарил по лоскуткам. (Лес)

Что произошло в природе с наступлением зимы? Похолодало. Выпал снег. Замерзли реки. Что же такое снег? (Снег – это замерзший водяной пар.) Какие бывают состояния воды? (Снег, лед, иней) Снежинки – это замерзший водяной пар. Пар есть повсюду в окружающем нас воздушном океане. Весной, летом, осенью пар превращается в капли дождя, а зимой в снежинки. Чем тише морозная погода, тем красивее падающие на землю снежинки. При сильном ветре у них обламываются лучи и грани, и белые цветы и звезды обращаются в снежную пыль. Падая на землю, снежинки лепятся друг к другу и, если нет сильного мороза, образуют хлопья. Слой за слоем ложится снег на землю, и каждый слой сначала бывает рыхлым, потому что между снежинками содержится много воздуха. Светло-пушистая снежинка белая,

Какая чистая, какая смелая!

Дорогой буйною легко проносится,

Не в высь лазурную — на небо просится.

Под ветром веющим дрожит, взметается,

На нем, лелеющем, светло качается.

Его качелями она утешена,

С его метелями крутится бешено.

В лучах блистающих скользит умелая

Средь хлопьев тающих сохранно-белая.

Но вот кончается дорога дальняя,

Земли касается звезда хрустальная.

Лежит пушистая снежинка смелая.

Какая чистая, какая белая!

А как хорош пушистый снег,

Летящий с высоты!

Он повисает на ветвях,

Как белые цветы.

Звенят сосульки в тишине –

Осколки хрусталя,

Уснули реки подо льдом,

Под снегом спят поля.

Рисует поутру мороз

Узоры на окне.

Друзья, хорошая зима

У нас в родной стране.

2.Растения зимой Лес, поля, деревья и кустарники оделись в новый наряд. Стоит лес, околдованный чародейкою зимою. Русские поэты и художники очень любили воспевать такие картины природы.

Чародейкою Зимою Околдован, лес стоит –И под снежной бахромою, Неподвижною, немою, Чудной жизнью он блестит. И стоит он, околдован, – Не мертвец и не живой, – Сном волшебным очарован, Весь опутан, весь окован Легкой цепью пуховой… Ф. Тютчев

Белый снег пушистый В воздухе кружится И на землю тихо Падает, ложится. Темный лес – что шапкой Принакрылся чудной И заснул под нею Крепко, непробудно. И. Суриков

Заколдован невидимкой Дремлет лес под сказку сна, Словно белою косынкой Подвязалася сосна. Понагнулась, как старушка, Оперлася на клюку, А над самою макушкой Долбит дятел на суку. С. Есенин

Под голубыми небесами Великолепными коврами, Блестя на солнце, снег лежит; Прозрачный лес один чернеет, И ель сквозь иней зеленеет, И речка подо льдом блестит. А. Пушкин

Снег летает и сверкает В золотом сиянье дня. Словно пухом устилает Все долины и поля… Все в природе замирает – И поля, и темный лес. Снег летает и сверкает, Тихо падая с небес. С. Державин 3.Птицы и звери зимой. Стоит зима прекрасная Деревья в серебре. Пушистый снег, как звёздочки, Сверкают при луне. В лесу ни звука, тихо, Как будто кто-то взял И палочкой волшебной Все звуки сразу снял. Почему же тихо в лесу? А помогает ли снег животным в лесу? Жизнь продолжается под снежным покровом. Глубоко в земле, в своих коридорах, в поисках личинок и червей бродит не засыпающий на зиму крот. Под покрывалом снега прячутся лесные мыши. Пробежит изредка заяц.

Много есть у леса глаз.

Все тайком глядят на нас.

Волк сверкнул недобрым глазом.

Вот бы всех он слопал разом.

Заяц в ельнике притих:

«Ружья, может быть у них?»

Из-за пня лиса косится:

«Что вам дома не сидится?»

Где нам дома усидеть?

Как на свет не поглядеть?

Белка спряталась в дупло.

В нем и сухо, и тепло.

Запасла грибов и ягод

Столько, что не съесть и за год!

Под корягой, в буреломе,

Спит медведь, как будто в доме.

Положил он лапу в рот

И, как маленький, сосет.

Можно идти долго зимой по лесу и не услышать ни одного голоса, а потом на опушке встретить целую стаю синиц. Будут слышны тихие, неясные писки, и вдруг вырывается громкое гнусавое «хеее» – это синица-гаечка, непременный участник смешанных синичьих стай. Если рядом держится поползень, то время от времени он будет подавать звучное «теть…теть…теть». Многие зимующие птицы не доживают до весны из-за голода. Если мы будем подкармливать их зимой, то спасем им жизнь.

Каких зимующих птиц вы знаете? Кто такие «братья наши меньшие», и как мы можем им помочь зимой? (Это птицы. Зимой птиц надо подкармливать, устраивать птичьи «столовые».) На лапке, на ветке, сидит снегирек –

Чудесный веселый лесной огонек.

Да он не один! Ты наверх погляди –

Второй вот и третий на ветке сидит.

И во встрепенулась красотка лесная,

На ней загорелась гирлянда живая!

Эх, зима, зима большая, белая.

Думаешь, добрей ты и умней.

Как не стыдно! Что ты с птичкой сделала?

Силу, что ли, пробуешь на ней?

Мне-то что: есть шуба, шапка, валенки,

А у пташки – перышки одни

С холодом ей разве сладить, маленькой?

Мерзнет, вся взъерошилась, взгляни.

Ветер свищет, снег под крышей крутится.

Не стихает вьюга уж три дня.

Ты не бойся, пташка, что беру тебя.

Грейся тут в ладошках у меня.

У нас такой обычай –

Чуть выпадет снежок,

Дощатый домик птичий

Повесит на сучок.

Ни зерен, ни травинок,

Мороз трещит в лесах.

Иголки тонких льдинок

Белеют на кустах.

Но здесь, в лесу,

Среди седых ветвей

Готов обед веселый

Для птичек и зверей.

Покормите птиц зимой!

Пусть со всех концов

К вам слетится, как домой,

Стайка на крыльцо.

А теперь выходим на снежную полянку.

Здесь можно отдохнуть, поиграть в снежки.

Да вы посмотрите! Здесь и жители леса отдыхали, оставили свои следы. Кто же побывал на этой полянке?

Узнать, чьи следы птиц и зверей

Отгадайте загадки про тех, кто отдыхал на этой полянке:

Хожу в пушистой шубе,

Живу в густом лесу.

В дупле на старом дубе

Орешки я грызу. (Белка)

У косого нет берлоги,

Не нужна ему нора.

От врагов спасают ноги,

А от голода - кора. (Заяц) Летом ходит без дороги
Возле сосен и берез,
А зимой он спит в берлоге,
От мороза прячет нос.(Медведь)

Все деревья с интересом
Изучает доктор леса.
Если дерево ест жук,
Доктор сразу: ТУК ТУК ТУК! (Дятел)

4. Приметы зимы.

Наши древние предки были наблюдательны и знали, что по поведению животных и состоянию природы можно определить предстоящую погоду, и каким будет лето. Так создавались приметы.

Прочитаем их. Дым из трубы столбом — к морозу, дым из трубы стелется по земле без ветра — к снегу или дождю. Кошка мордочку прячет — к морозу, стенку царапает к непогоде, лежит брюхом вверх — к теплу. Курица стоит на одной ноге — к стуже. Зима снежная — лето дождливое; если зимой тепло — летом холодно. Зима морозная — лето жаркое. Если январь сухой и морозный, то лето — сухое и жаркое. Февраль холодный и сухой — август жаркий. Если звезды блестят ярко — к морозу. Мало звезд на небе — к ненастью (метелям). Кошка на печи — к морозу, кошка на полу — к теплу. Ворона ходит по дороге — к теплу. Если ночью был иней, днем снег не выпадет.

Иней на деревьях – к морозам, туман – к оттепели.

Ворона кричит – к метели.

Облака против ветра идут – к снегу.

Ель – не сосна, шумит неспроста.

Вороны летают и кружатся – к морозу.

Игра «Доскажи словечко» Кто раскрасил щёки детям
в красный цвет зимой, не летом?
А кто щиплет их за нос?
Угадали? (Дед Мороз)
Снежные шапки наденут дома,
Как только вернётся на землю … (зима).
Мне до слёз уж надоела слякоть,
Серые от дождика дома,
Хочется, чтоб белая в буранах,
Поскорей притопала … (зима).
Утирает Сашка слёзы:
Больно щиплются … (морозы).
Ветер шумит, снег … (летит).
Каждый очень — очень рад:
Всех засыпал … (снегопад).
Мои санки быстро едут:
Я лечу, как на торпеде.
Вот окончился полёт:
Приземлился я в … (сугроб).
Двор на двор игра идёт,
Ребятня встаёт на … (лёд)…
5.Встреча Зимы

Тройка, тройка прилетела, Скакуны в той тройке белы, А в санях сидит царица Белокоса, белолица, Как махнула рукавом - Все покрыла серебром. (Зима и Зимние месяцы -) Входит Зима. Здравствуйте, ребята! Я рада видеть вас. Я пришла не одна. Со мной пришли мои братцы, красавцы-молодцы! Кто же это? Отгадайте загадку – узнаете. Назовите-ка, ребятки, Месяц в этой вот загадке: Дни его – всех дней короче, Всех ночей длиннее ночи. На поля и на луга До весны легли снега. Только месяц наш пройдет, Мы встречаем Новый год . (декабрь) По каким признакам вы догадались, что это декабрь? Я – самый первый месяц зимы и последний месяц года. Снег лежит на земле, на крышах домов, сараев, на заборах и даже на ветках деревьев. Хорошо! Воздух чистый, свежий. И морозец уже пощипывает уши и нос. 22 декабря самый короткий день в году. День зимнего солнцестояния, самый короткий день, самая длинная ночь. А теперь дни прибавляются, а ночи уменьшаются. 23 декабря день равен ночи – День равноденствия. А ещё в самый последний мой день заканчивается старый год, и с наступлением полуночи в свои права вступает Новый год. Народ называет меня «студенец» за лютую, морозную пору, за длительную стужу. Есть и еще одно древнерусское название этого месяца — Лютень. Свое нынешнее имя декабрь получил в Древнем Риме от латинского слова «децем», что значит десять, т.к. он был десятым месяцем года. В России декабрь занял свое двенадцатое по счету место в 1799 году, более двести лет назад. Этот месяц в народе называют студень: на всю зиму землю студит. В русских говорах декабрь величают поэтически: ветрозвон, ветрозим, заморозь — первый месяц зимы с морозами, холодными ветрами и снегопадами. Декабрь ветром гнет, глаз снегами тешит, да ухо морозом рвет — лютует, потому и лютень. В декабре замерзают реки, поэтому он еще и ледостав. В этом месяце год кончается, а зима начинается. Декабрь — полночь года, самый теплый месяц, шапка зимы.

Щиплет уши, щиплет нос, Лезет в валенки мороз. Брызнешь воду – упадет Не вода уже, а лед. Даже птице не летится, От мороза стынет птица. Повернуло солнце к лету. Что, скажи, за месяц это? ( — январь -)

Я – второй зимний месяц. Январь – это самая середина зимы, пора лютого холода. «Январь-батюшка год начинает, зиму величает», — говорят в народе. В январе морозы, стужа, но бывает иногда и потепление. Погода проясняется, и небо синеет. Отсюда и пошло название месяца, которое дал ему народ -Просинец. Открывать год январь стал на Руси сравнительно недавно. Древние славяне, например, Новый год справляли 1 марта, а затем стали отмечать 1 сентября. Но более трехсот лет назад по указу Петра Первого Новый год стали отмечать 1 января. И про январь сложили пословицу: «Январь батюшка году начало, зиме середина». Январь — самый холодный месяц года, крыша зимы. У января есть древнее русское имя «просинец». Потому что небо в январе проясняется, показывает свою синеву. Поглядите, какими узорами разрисовал мороз стекла окон. Холодно. Пруды и реки закованы льдом. Поля и леса занесены снегом. Загляните зимним утром во двор. По снегу прыгают воробьи. От холода они нахохлились, распушились, стали похожи на шарики. Прыгают, подбирают крошки. Тут же разгуливают вороны, а между ними суетятся галки. Так все и смотрят, чем бы поживиться. В деревне зимой можно увидеть не только этих птиц. Сюда прилетают синицы, овсянки и осторожные сороки. Голодно им в лесу, они и летят поближе к жилью человека. Вон порхает с ветки на ветку синица. Посмотрите, как заглядывает она в каждую щелку на дереве, как старательно ищет, не спрятался ли там какой-нибудь жучок. Только нечасто удается найти ей такую добычу. Много крылатых друзей с трудом добывают еду в эту суровую пору.

Январь самый богатый на народные праздники месяц. На него приходятся встреча Нового года, Рождество, Крещение. Как называется период времени между Рождеством и Крещением? (Святки.) Праздничный вечер накануне Рождества или Крещения имеет свое название. Как называется этот вечер? (Сочельник.)

И г р а «Прилетели птицы» А теперь проверим, хорошо ли вы знаете названия птиц. Слушайте внимательно! Если я ошибусь, вы должна встать. Внимание! Прилетели птицы: Голуби, синицы, Аисты, вороны, Галки, макароны . Прилетели птицы: Голуби, синицы, Мухи и стрижи. Прилетели птицы: Голуби, синицы, Чибисы, чижи, Галки и стрижи, Комары , кукушки, Даже совы-сплюшки, Лебеди и утки. И спасибо шутке!

Снег мешками валит с неба,
С дом стоят сугробы снега.
То бураны и метели
На деревню налетели.
По ночам мороз силен,
Днем капели слышен звон.
День прибавился заметно.
Ну, так что за месяц это?
(— февраль -)

Февраль — последний месяц зимы. В народе говорят: «Февраль сшибает рог зимы. Уже не зима, но еще и не весна». За это народ дал ему свое название- Бокогрей. В Древней Руси февраль считали последним месяцем года, поэтому и назывался он «сечень», отсекающий год. Еще называли февраль «межень» — межа, т.е. граница между зимой и весной, февраль — «снежень» и «лютень» — от обильных снегопадов и лютых морозов. Из-за частых метелей и вьюг называли его «ветродуем». Было и ласковое прозвище у этого сурового месяца — «бокогрей», потому что во второй половине месяца начинало пригревать солнце.

На конец зимы приходится самый раздольный, веселый, разгульный народный праздник, посвященный проводам зимы и встрече весны. Как он называется? (Масленица.) Я Февраль, самый младший зимний месяц. Я самый снежный, самый метельный месяц. Снег все сыплет и сыплет, а ветер кружит его, вздымает и гонит белым крутящимся вихрем. Много снега выпало за этот месяц. Кажется, что зима решила всю землю упрятать в непролазных белых сугробах, сровнять бугры и овражки в полях, укрыть кустарники и даже молодые деревья. Дремлют они под снегом, там им теплее, чем на холодном ветру, в особенности когда разгуляется непогода. В такую пору все животные – звери и птицы – ищут, где бы спрятаться от ледяного ветра. Многим из них глубокий снег служит хорошим укрытием. Под снегом не так донимают мороз и ветер. От холода прячутся в снег тетерева и другие лесные птицы – рябчики, глухари. Снег служит надежным укрытием также для различных зверей и зверюшек. В наших лесах есть и такие звери, которые всю зиму спят, не вылезая из своего убежища. Зарывшись в опавшие листья, спит под снегом непробудным сном колючий ежик. Спит в глубокой норе барсук. А в самой чаще леса дремлет в своей берлоге медведь.

Физкультминутка

Что делал зимой?

Дай, дружок, мне ответ.

Слушай внимательно,

Отвечай «да» иль «нет»!

В снежки играли вы с друзьями?

(Дети хором отвечают.)

Грибы по лесу собирали сами?

С горки на санках катались?

В деревне в речке купались?

По лесу на лыжах бродили?

А много цветов находили?

В саду своем грядки копали?

И с Дедом Морозом плясали?

Друзья, не устали еще отвечать?

А через год зиму ждете опять?

Покажите, как играли в снежки. Катались на лыжах. На коньках. Любит русский народ зиму-зимушку. И на санках покататься можно, и в снежки поиграть. А длинными зимними вечерами под завыванье метели можно и сказки послушать, и книги почитать. А сколько у зимы придумано пословиц! Их у зимы множество.

Учащиеся называют пословицы и поговорки о зиме.

    Снег глубок – год хорош.

    Снегу надует – хлеба прибудет.

    Мороз не велик, да стоять не велит.

    Декабрь год кончает, зиму начинает.

    Береги нос в большой мороз.

    Много снега – много хлеба.

    Жаворонок – к теплу, а зяблик – к стуже.

    Декабрь мостит, декабрь гвоздит, декабрь приколачивает.

    Январь – к весне поворот.

    Январь – году начало, зиме середка.

    Январь – солнце на лето, зима на мороз.

    Февраль придет, все пути заметет.

Февраль – кривые дороги. Собрать пословицы: В феврале два друга — мороз да вьюга. Готовь сани летом, а телегу — зимой. Любишь кататься — люби и саночки возить. Мороз не велик, а стоять не велит.

6. Зимние забавы

Отгадайте кроссворд.

5

10

2

6

4

8

12

1

3

7

9

11

1. Во дворе замерзли лужи,

Целый день поземка кружит,

Стали белыми дома.

Это к нам пришла… (зима)

2. Снежный шарик сделать можно,

Это ведь совсем не сложно!

Лепим мы не пирожки:

Для игры нужны… (снежки)

3. Змейкой вьются по земле,

Воют жалостно в трубе,

Засыпают снегом ели.

Это - зимние… (метели)

4. Два стальных блестящих братца

По катку кругами мчатся.

Лишь мелькают огоньки.

Что за братики? (коньки)

5. Мы его слепили ловко.

Глазки есть и нос-морковка.

Чуть тепло - заплачет вмиг

И растает… (снеговик) 6. Все болеют за друзей,
Все кричат: `Ну, бей же, бей!
Шайбу! Шайбу! Мчись скорей!
Быстрая игра — … (хоккей)!
7. Она всех удивляет:
Наряд её пушистый,
И блёстками сверкает
Дождик … (золотистый).
8. Мы в морозный день с друзьями

Снег из шланга поливали.

Как появится ледок,

Значит, все - готов… (каток)

9. Ветви слабо шелестят,
Бусы яркие … (блестят) 10. В зимний день по снежной корке

Он меня катает с горки.

С ветерком промчаться рад

Мой веселый… (снегокат) 11. Словно перья белых куриц. Зимушки-зимы подруга, Северная гостья… (вьюга)

12. По сугробам возле речки

Едут длинные дощечки,

Ищут горочки повыше.

Назови дощечки! (Лыжи)

IV . Итог занятия Как вы относитесь к зиме? За что вы ее любите?

Использованная литература:

1.Времена года.» Стихи, рассказы, сказки. М., 1980

2. Будур Н,Панкеев И. «Большая книга Рождества» М.,2000 3. Соболев А.И. «Народные пословицы и поговорки» М., 1961

4.«Праздники в школе и дома» Сценарии, игры, викторины. М., 2000

5. Романовская. З.И. Литературное чтение. Живое слово. 2 класс. Учебник для четырехлетней начальной школы. Часть первая.

Сценарий зимнего праздника во 2 классе «Зимушка-зима»

Ход праздника

1-й ученик:

Внимание! Внимание!

Слушайте нас, дети!

Коли, Юры, Оли, Толи, Шуры, Пети!

Зимний праздник начинается.

И должны мы вам сказать:

Всем сегодня разрешается

Петь, играть и танцевать.

Ведущий: Начать наш праздник без главной его хозяйки мы не можем. Кто же она? Угадайте!

Запорошила дорожки,

Разукрасила окошки,

Радость детям подарила

И на санках прокатила.

— Действительно, Это Зимушка-зима. Встречайте ее.

(Под музыку песни «Три белых коня» выходит Зима, рассыпая по залу снег — белое конфетти)

2-й ученик:

Здравствуй, гостья Зима!

Просим милости к нам,

Песни севера петь

По лесам и степям.

3-й ученик:

Есть раздолье у нас,

Где угодно гуляй;

Строй мосты по рекам

И ковры расстилай.

4-й ученик:

Нам не стать привыкать —

Пусть мороз твой трещит:

Наша русская кровь

На морозе горит!

Зима:

Здравствуйте, гости дорогие!

Спешила я к вам с далекого Севера,

Нелегкий путь проделала.

Пришла, рассыпалась; клоками

Повисла на суках дубов.

Легла волнистыми ковами

Среди полей, вокруг холмов;

Брега с недвижною рекою

Сравняла пухлой пеленою...

Ведущий : А что интересное ты приготовила ребятам к этому празднику?

Зима: А припасла я загадки от Ольги Дружковой, чтобы проверить ребят на сообразительность и знание зимнего времени года.

— Стая белых лебедей

Разлетелась по земле,

Крыльями закрыли небо,

Все пронзили белым светом,

Стало холодно везде

От этих белых лебедей. (Снег)

— Яркие жемчужинки

В сундуках лежат,

Сверкают и дрожат.

Пока все белым-бело,

Жемчуга полным-полно.

А как солнце глянет —

Богатство все растает. (Снежинки)

— Сварливая старуха

Матрац выбивала,

Холодным белым пухом

Все небо застилала,

А как заснет старуха —

Не будет больше пуха. (Снегопад)

— Белая пустыня

Холодом стынет,

Острый месяц

По ней проплыл,

Режет краем лед,

С пустыней играет. (Каток и коньки)

— Он сковал моря и реки,

Он зимой, как камень, крепкий,

По нему скользить легко,

По нему коньки летят,

Бриллианты в нем блестят. (Лед)

5-й ученик:

Зима пришла...

За окном, где черных елок ряд,

Пушистые и легкие

Снежиночки летят

И белым мягким кружевом

Окутывают сад.

(Танец снежинок. Хореографическая постановка)

1-я снежинка:

Мы белые снежинки

Спустилися сюда.

Летим мы, как пушинки, -

Холодные всегда.

2-я снежинка:

Вот эта тучка белая

Была наш светлый дом.

С нее мы опустились

И здесь мы отдохнем.

3-я снежинка:

Прилечь на землю хочется,

Но ветерок-злодей

Все кружит нас, все вертит нас,

И все скорей, скорей.

Зима : Мои милые подружки снежинки, давайте споем зимнюю песню.

(Исполняют песню «Раз морозною зимой вдоль опушки лесной…»)

Ведущий : А сейчас объявляется конкурс «Кто больше соберет снежинок».

Ведущий: Любит русский народ зиму: и на санках покататься можно, и в снежки поиграть, и по льду промчаться на быстрых коньках, и на санках под горку крутую слететь. А еще ведь и рождественские праздники зимой отметить можно. А длинными зимними вечерами под завывание метели можно и сказку послушать.

Зима: А давайте проведем конкурс «Угадай сказку», но только чтобы в отрывках из сказок про зимнее время говорилось.

«Пришла зима студеная, со вьюгой да снежными сугробами. Зайка с холода и вовсе побелел, и надумал он себе избу строить...» («Лиса и заяц»)

«Ты, братец, ступай на реку, опусти хвост в прорубь, сиди да приговаривай: «Ловись, рыбка. И мала и велика!»» («Лесичка-сестричка и серый волк»)

«Зима. Хитрый Лис думает: «Замерзло озеро. Теперь уточка моя, никуда от меня не денется: по снегу куда ни пойдет, — наследит, по следу я ее и найду...» (В. Бианки, «Хитрый Лис и умная Уточка»)

«Придумала мачеха падчерицу со двора согнать: «Вези, старик, ее куда хочешь, чтобы глаза мои ее не видели... во чисто поле на трескучий мороз». («Морозко»)

«Мне бы лучше за мужиком погнаться. Его скорее дойму: полушубок старый, заплатанный, шапка вся в дырах, на ногах кроме лаптишек ничего нет. Аты, братец, как посильнее меня, за барином беги». («Два Мороза»)

«Ну, постой же, — думает зима, — дойму я людей. Шлет мороз за морозом, один другого злее. А люди затопили печки, пекут себе блины горячие да над зимою посмеиваются». (К. Ушинский. «Проказы старухи зимы»)

«Вот пришла зима снежная, намела сугробов до пояса, ребятишки на санках катаются, а старик со старухой на них из окна глядят да про свое горе думают». («Снегурочка»)

6-й ученик:

В зимний день хороший

Снег пушистый кружится.

Свежая пороша

Нас зовет на улицу.

Любим мы кататься

И играть в снежки.

(Игра в снежки, сделанные из бумаги и обмотанные скотчем, под веселую задорную музыку. Снежков должно быть приготовлено ведра 3—4)

Ведущий: Вам уже загадывала загадки Зима, но это были авторские загадки. Русский народ тоже сложил много загадок о зимнем времени года. А Зима сложила их в свою снежную шкатулку. Давайте попросим ее, чтоб она открыла крышку и загадала нам их.

Зима:

Есть загадки у меня

До того мудреные —

Кто загадку отгадает

Попадет в ученые.

Вот вам первая загадка —

У него за носом пятка. (Валенок)

В руках у Тани зима в стакане. (Мороженое)

Без крыльев, а летает,

Без корней, а растет. (Снег)

Гуляет в поле, а не конь,

Встает высоко, а не птица. (Метель)

Детки сели на карниз, а растут все время вниз. (Сосульки)

Скачет по лесу то взад, то вперед,

Воет, гудит и деревья трясет. (Вьюга)

Белой стайкой мошкара

Вьется, кружится с утра,

Не пищат и не кусают,

Просто так себе летают. (Снежинки)

За белой дверцей стужа, лед,

Там дед Мороз, друзья, живет. (Холодильник)

Весь искрится, весь играет,

Елки снегом украшает,

Щиплет щеки, щиплет нос.

Кто он? (Дедушка Мороз)

Тройка, тройка прилетела,

Скакуны в той тройке белы.

А в санях сидит царица,

Белокоса, белолица,

Как махнула рукавом.

Все покрыла серебром. (Зима)

На какой тройке я к вам прилетела? (Зимние месяцы)

(Звучит зимняя песня. Выходят три зимние месяца)

Ведущий : Этот месяц год кончает, а зиму начинает.

Декабрь:

В декабре, в декабре

Все деревья в серебре.

Нашу речку, словно в сказке,

За ночь вымостил мороз.

Обновил коньки, салазки,

Елку из лесу принес.

Ведущий: Этот месяц году начало — зиме середина.

Январь:

В январе, в январе

Много снегу на дворе.

Снег на крыше, на крылечке,

Солнце в небе голубом.

В нашем доме топят печки,

В небо дым идет столбом.

Ведущий : Этот месяц самый суровый.

Февраль:

Дуют ветры в феврале,

Воют в трубах громко,

Змейкой вьется по земле Белая поземка.

Ведущий : А теперь, ребята, покажем нашей хозяйке Зиме и ее лихой тройке нашу русскую сноровку.

(Игра «Передай, не бросай»)

Ведущий : Все мы рады проказам матушки-Зимы. Дети лепят снежную бабу, мчатся стрелой по прозрачному льду, катаются с гор на лыжах и санках. Весело всем. И только нашим пернатым друзьям в зимнее время приходится туго. Почему?

7-й ученик:

Морозы жестокие в этом году,

Тревожно за яблоньки в нашем саду.

Тревожно за Жучку в ее конуре.

Такой же морозище, как на дворе.

А больше всего беспокойно за птиц,

За наших воробышек, галок, синиц.

8-й ученик:

Вот в этот самый трудный час

Спасенья птицы ждут от нас.

Кормите их! Согрейте их!

Повесьте домик на суку,

Рассыпьте крошки на снегу,

А то и манной кашки...

И оживут, бедняжки!

9-й ученик:

По небу, весело скользя,

Взлетят пернатые друзья.

И пропоют, чирикая:

— Спасибо вам великое!

Ведущий : Все ли птицы остаются у нас зимовать?

(Игра с карточками: одни карточки нужно разместить под записью «Перелетные», другие — под записью «Зимующие»)

Ведущий : Принесла зима с собой стужу, голод, заморозила и птиц, и зверей. И людей. Пора бы нам и погреться. Кто умеет веселиться, тот морозов не боится. Покажите нам, ребята, веселый и задорный танец! (После танца начинается игра с залом)

Зима:

Что делаете зимой,

Дайте мне ответ.

Слушайте внимательно,

Отвечайте: «Да иль нет».

— В снежки играете с друзьями? (Да)

— Грибы по лесу собираете сами? (Нет)

— С горки на санках катаетесь? (Да)

— В деревне на речке купаетесь? (Нет)

— По лесу на лыжах бродите? (Да)

— А много цветов находите? (Нет)

— В саду своем грядки копаете? (Нет)

— А из-за деда Мороза пляшете? (Да)

— Друзья, не устали еще отвечать? (Нет)

— А через год меня ждете опять? (Да)

Ведущий : Скоро праздник Новый год, зимние каникулы, много еще развлечений подарит зима ребятам. А давайте представим, что было бы, если бы не было зимы? (Ребята отвечают) Предлагаю в заключение нашего зимнего праздника всем вместе исполнить разученную вами на уроках музыки песню «Кабы не было зимы».

А теперь мы пойдем на улицу, где состоится конкурс на самого веселого и наряженного снеговика. Каждый ряд нашего класса лепить будет своего снеговика.