Увеличение пенсионного возраста в беларуси. Закон

На основании указа 137 от 11 апреля 2016 года «О совершенствовании пенсионного обеспечения» в течение ближайших шести лет (а именно, с 2017 по 2022 годы) будет приводиться в действие пенсионная реформа. Ежегодно с первого января 2017 г. минимальный возраст для оформления будет увеличиваться на 6 месяцев и к началу 2022 года составит 58 лет для представителей женского пола и 63 года - для мужского. Кроме того, в соответствии с указом 534 от 31 декабря 2015 ежегодно на те же шесть месяцев будет возрастать минимальный , необходимый для оформления пенсии по возрасту (сейчас он составляет 15 лет, а к 2025 достигнет отметки 20).

Причины увеличения пенсионного возраста в Беларуси в 2017

Еще от Советского Союза Беларуси «досталась» , которая не менялась на протяжении десятков лет. Однако социально-демографические условия сегодня существенно изменились: достаточно большое количество выходящих на пенсию граждан находятся еще в трудоспособном состоянии (как в плане здоровья, так и в плане профессиональной пригодности), в то время как рождаемость заметно снижается, что приводит к сокращению количества работающего населения.

На начало 2016 года в Республике Беларусь насчитывалось более 2 миллионов 350 тысяч пенсионеров, начало 2017 года - более 2,5 миллионов и их количество возрастает с каждым годом, увеличивая нагрузку на . Сохранив прежнюю систему, вероятнее всего, в ближайшее время пришлось бы увеличивать пенсионные отчисления с работающих граждан (сейчас 1 % уплачивает сотрудник и 28 % - работодатель) и/или уменьшать размер самих пенсий. Так, к 2030-му году расходы на пенсионное обеспечение выросли бы примерно на 20 процентов по отношению к 2015-му. В связи с этим и был подписан вышеупомянутый указ, приведение в действие которого позволит сохранить пенсионные расходы на нынешнем уровне, по крайней мере, в течение ближайших 5-8 лет.

Изменение пенсионного возраста в Беларуси в 2017 году

Напряжение пенсионной системы с каждым годом растет. По данным на январь 2017 года пенсионные расходы в Беларуси составляют около 9% ВВП. В стране насчитывается 2619,3 тысячи пенсионеров, из которых 665,8 тысячи человек продолжают работать. С февраля текущего года изменился бюджет прожиточного минимума, соответственно расходы на выплату минимальных трудовых и социальных пенсий также выросли. С целью уменьшить напряжение пенсионной системы, в стране начато поэтапное повышение пенсионного возраста.

Для снижения пенсионной нагрузки на государство во всем мире в последнее время постепенно увеличивают минимальный возраст для выхода на заслуженный отдых. Увеличение пенсионного возраста в Беларуси в 2017 произойдет впервые с момента становления суверенной республики и позволит приблизиться к среднемировым показателям. А именно, в большинстве стран в настоящее время установлен на отметках 60-65 лет, причем зачастую он одинаковый для представителей обоих полов. В нашей же стране до 2016 года включительно мужчины отправлялись на пенсию по достижении 60 лет, женщины - 55.

Ввиду последних новостей мужчины, родившиеся с 1-го января по 30-е июня 1957, и женщины - того же периода 1962 года первыми испытают на себе изменения пенсионной системы. По старым нормам они должны были уйти на заслуженный отдых в 60 и 55 лет, соответственно, а именно в первой половине 2017 года. Однако, так как 1 января 2017 пенсионный возраст увеличится на шесть месяцев, граждане, попадающие в эти временные рамки, должны будут проработать еще полгода и оформить пенсию уже во второй половине 2017, а точнее, по достижении 60,5 лет для мужчин и 55,5 - для женщин.

Таблица пенсионного возраста в РБ с 2018

Ежегодно реформа, связанная с изменением пенсионного возраста, непосредственно затронет около 100 тысяч жителей Беларуси, половина из которых выйдет на пенсию позже на полгода, вторая половина - на год. Для пояснения принятых изменений и детального описания случая каждой категории граждан, которым предстоит на себе испытать переходный период применения реформы, была составлена следующая :

С 55 лет до 58 для женщин и с 60 до 63-х для мужчин - прошло немногим более двух лет. Но пенсионный возраст увеличится на 3 года для тех, кто выйдет на пенсию после 1 июля 2022 года. До тех пор - в период с января 2017 года по декабрь 2022-го - минимальный пенсионный возраст каждые полгода повышается на 6 месяцев. Кроме того, для получения пенсии по возрасту каждые полгода повышается на 6 месяцев срок необходимого страхового стажа. Сейчас он должен быть 16,5 лет, а к 2025 году - не менее 20 лет.

Как восприняли перемены в обществе

Большинство белорусов это нововведение не одобряют, но и не протестуют против него. Такую реакцию населения социолог Елена Артеменко объясняет, в частности, тем, что после череды экономических кризисов, начиная с 2008 года, у белорусов снижались ожидания от государства и его социальной направленности, а все негативные тенденции в экономике списывались на кризис в мировой экономике или в РФ.

Со ссылкой на данные НИСЭПИ (опрос прошел в июне 2016-го, уже после подписания указа о повышении пенсионного возраста), Артеменко отмечает, что только 19 процентов опрошенных поддержали увеличение пенсионного возраста, а 70 процентов отнеслись к этому негативно.

Конечно, люди всегда недовольны, когда государство урезает социальные гарантии, отмечает в интервью DW Екатерина Борнукова, академический директор Центра экономических исследований BEROC: "Многие чувствуют себя обманутыми, особенно люди предпенсионного возраста - государство всю жизнь обещало им одно, а дает другое. Говорят и о том, что некоторые мужчины не доживают до пенсии".

Есть ли запрос на повышение пенсионного возраста?

Наблюдения экспертов подтверждает и блиц-опрос десятка минчан, согласившихся ответить на вопросы DW. Марина, сотрудник одного из институтов Академии наук, в знак протеста против повышения пенсионного возраста вышла из профсоюза: "Считаю, что мои интересы ущемлены. Обидно при стаже 38 лет перерабатывать год. Пенсию мне назначат в 56 лет". Назначат, - потому что об уходе с работы Марина даже не думает. Как и большинство собеседников DW, она рассматривает пенсию как дополнительный к зарплате доход около 150 долларов в эквиваленте: "К моему среднемесячному заработку в 300 долларов - это не роскошь, а необходимость".

Аналогичное мнение высказывает и строитель Сергей с гораздо более высокой зарплатой. Реформа ему категорически не нравится, на пенсию он выйдет в 63 года: "Несмотря на механизацию, приходится иногда и мешок с цементом поднять, и на строительных лесах на большой высоте работать, а это и сегодня уже тяжелее, чем даже 5 лет назад". При сравнении средней зарплаты и средней пенсии становится понятно, что при выходе на пенсию доходы падают более чем на 60 процентов. Поэтому большинство пенсионеров работают в первые годы после выхода на пенсию.

Среди приветствующих реформу - минчане не занятые тяжелым физическим трудом, часто с высоким социальным статусом. Госслужащая Ольга будет "даже рада, если пенсионный возраст в Беларуси повысят до 68, как в Англии. Сам статус пенсионера не радует. Претендующие на мое место коллеги на работе не будут косо смотреть на меня в мои 55, ожидая пока я освобожу путь для их карьерного роста".

Социолог Елена Артеменко называет серьезной проблемой незащищенность людей старшего возраста на рынке труда (непродление контракта в связи с приближающейся пенсией, трудности при поиске работы). По ее словам, при повышении пенсионного возраста уязвимая группа расширилась: нижняя граница уязвимого возраста вряд ли увеличивается, а верхняя отодвигается до 58 лет для женщин и 63-х для мужчин.

Проблему не решили, а отсрочили?

Многие эксперты - белорусские и из международных финансовых институтов - уверены, что пенсионный возраст в будущем придется повысить, а возраст выхода на пенсию мужчин и женщин уравнять. "Запланированного повышения пенсионного возраста недостаточно, - утверждает Екатерина Борнукова из BEROC. - Расчеты показывают необходимость увеличения пенсионного возраста до 65 лет для всех".

Контекст

Кроме того, по оценкам экспертов, в обществе однозначно есть запрос на более четкую связь между пенсией, взносами и стажем. Сейчас пенсии в Беларуси выплачивают за счет взносов работающих и нанимателей в Фонд социальной защиты (ФСЗН) в размере 1 и 28 процентов соответственно. Нынешней реформой, уверена социолог Елена Артеменко, проблема дефицита ФСЗН не решается, а откладывается, потому что доля населения старшего трудоспособного возраста продолжит увеличиваться (сейчас - 25 процентов, к 2050 году достигнет 35 процентов).

Но если бы пенсионный возраст не подняли, замечает Екатерина Борнукова, дефицит ФСЗН сейчас был бы еще больше, и государству пришлось бы значительно снизить пенсии. По ее мнению, негативных последствий в данный момент больше от новых требований по стажу, из-за чего многие оказались в пенсионной ловушке, получая лишь социальную пенсию, которая ниже прожиточного минимума.

Для решения проблем с пенсиями, резюмирует Елена Артеменко, нужны масштабные реформы - уход от исключительно распределительной модели, дополнительные механизмы накоплений работниками лично и предприятиями: "чтобы снизить риски бедности для самих пенсионеров, стоило бы менять механизмы расчета пенсий: в частности, повышать их в зависимости не от увеличения заработных плат, а исходя из инфляции".

Смотрите также:

  • Демография и география

    В шести областях Беларуси проживают в общей сложности 9,5 млн человек, из них горожан - 7,4 млн. Трудоспособное население - 5,5 млн, однако Белстат насчитал экономически активных граждан на миллион человек меньше. Более четверти белорусов - пенсионеры. Средняя продолжительность жизни у мужчин 67 лет, у женщин 79 лет.

  • Как живется белорусам: цифры и факты

    Социальная поддержка за счет штрафов?

    Из бюджета 2017 года более 900 млн долларов (11% расходной части) будет выделено на социальную поддержку населения - помощь семьям с детьми, содействие в обеспечении жильем, выплату пенсий и поддержку молодежи. Это больше, чем в прошлом году. Почти столько же - 13,7% от общего объема - запланировано направить в доходную часть бюджета за счет штрафов.

    Как живется белорусам: цифры и факты

    Зарплата в 500 долларов: "Украдите, найдите, откопайте!"

    Средняя зарплата к 2017 году достигла 400 долларов, но ее покупательная способность упала за год на 4,5%. К февралю Александр Лукашенко пообещал жителям страны заработок в 500 долларов, пригрозив уволить министров за неисполнение его указания. Столько белорусы уже получали в 2014-м и в 2010-м годах перед президентскими выборами, но экономический кризис потом "съедал" треть долларового эквивалента.

    Как живется белорусам: цифры и факты

    Кто сколько зарабатывает

    Самая высокая средняя зарплата у белорусов, занятых в сфере IT-технологий: до 1750 долларов. У работников воздушного транспорта, финансистов и депутатов парламента - до 1,3 тыс долларов. Работники здравоохранения и образования получают от 270 до 320 долларов. Меньше всех получают труженики села (около 250 долларов) и работники библиотек (220 долларов).

    Как живется белорусам: цифры и факты

    Бедность не порок?

    Среднемесячный доход на душу населения в размере 300 долларов и выше имеют лишь 13% населения Беларуси. 6% жителей располагают доходами ниже бюджета прожиточного минимума, то есть, менее 87 долларов. К малообеспеченным относятся более 4% домашних хозяйств.

    Как живется белорусам: цифры и факты

    Новые рабочие места и безработица

    В 2016 году в Беларуси было уволено на 100 тыс человек больше, чем принято на работу. На бирже труда зарегистрировано 45 тыс безработных - 1% экономически активного населения. Пособие по безработице составляет 13 долларов в эквиваленте. Власти обещают создать 50 тыс рабочих мест, но независимые экономисты считают эту задачу невыполнимой без проведения реформ и улучшения условий для бизнеса.

    Как живется белорусам: цифры и факты

    Как выживать пенсионерам

    Самая социально незащищенная категория населения - пенсионеры. Средняя пенсия по возрасту - около 150 долларов. Однако большинство пожилых людей получает в месяц не более 120 долларов. Белорусские власти в 2016 году решили ежегодно на 6 месяцев увеличивать возраст выхода на пенсию. К 2022 году он постепенно вырастет с 55 до 58 лет для женщин и с 60 до 63 лет для мужчин.

    Как живется белорусам: цифры и факты

    Рост стоимости услуг ЖКХ

    С 1 января стоимость коммунальных услуг для семьи из 3 человек, проживающей в двухомнатной квартире, достигла 40 долларов, исчерпав установленный властями годовой лимит повышения в 5 долларов. Рост тарифов ЖКХ является одним из условий МВФ для выдачи Минску кредита на 3 млрд долларов. К концу 2017-го белорусы будут возмещать 75% затрат на ЖКХ, а к концу 2018-го - 100%.

    Как живется белорусам: цифры и факты

    В лидерах по росту цен

    Беларусь - на первом месте по росту цен на постсоветском пространстве в 2016 году. После деноминации, проведенной 1 июля и убравшей с белорусских рублей четыре нуля, цены на непродовольственные товары выросли в среднем на 10%, а на некоторые продукты питания и услуги - на 20-30%.


Михаил Пастухов

Кто позаботится о пожилых людях.

Ежегодно в первый день октября отмечается Международный день пожилых людей. Как на этом фоне смотрится наша страна?

Стареем и нищаем

По данным Национального статистического комитета, на начало 2018 г. в Беларуси насчитывалось 2593,7 тысячи пенсионеров. Из них почти 650 тысяч продолжали трудиться. При этом средний уровень трудовых пенсий белорусов составляет 335 рублей.

Повышение с 1 января 2017 г. пенсионного возраста приостановило на время рост армии пенсионеров, но не решило основных проблем, обусловивших принятие этого решения. Число трудоспособного населения, занятого в экономическом развитии страны, неуклонно сокращается, в среднем на 20 тысяч человек ежегодно.

К тому же в Беларуси с начала 90-х годов наблюдается депопуляция населения, то есть смертность преобладает над рождаемостью. По прогнозам Министерства труда и социальной защиты, при существующих тенденциях к 2030 году на 1000 жителей трудоспособного возраста будет приходиться 841 чел. в нетрудоспособном возрасте (для сравнения: в 2010 г. - 693 чел.).

В последние годы в Беларуси увеличилась на пару лет продолжительность жизни, достигнув на 1 февраля 2018 г. средней отметки 74,3 года (68,7 - для мужчин и 78,9 - для женщин). Правда, такой рост позволил нашей стране занять, по оценкам Всемирной организации здравоохранения, лишь 98-е место среди 183 стран мира. При этом удручающей является разница в продолжительности жизни мужчин и женщин, а также практически полное вымирание мужчин пенсионного возраста в сельской местности.

Социальная обеспеченность большинства пенсионеров в Беларуси оставляет желать лучшего. Ситуацию не смогли улучшить добавки к пенсиям на 10% с 1 августа 2018 г., как и доплаты лицам старше 75 лет. За чертой бедности (с доходами ниже бюджета прожиточного минимума - 214 рублей) в первом полугодии находилось 5,8% населения (почти 550 тысяч человек). Это - по данным Белстата.

А если перейти на учет многодетных домашних хозяйств, то доля малообеспеченных «душ» оказывается гораздо выше (27,9%). На таком же уровне влачат свое существование и многие пенсионеры, которые получают 200 - 250 рублей пенсии от родного государства.

На фоне ситуации в пенсионной сфере Беларуси привлекательной кажется жизнь пенсионеров во многих странах Европы. В Греции, куда зачастили белорусские любители отдыха, размер минимальной пенсии составляет 360 евро. На таком же уровне находятся пенсии в прибалтийских республиках. На уровне 1000 евро получают немцы, французы, шведы, норвежцы, финны, швейцарцы. Приятной добавкой для европейских пенсионеров служит «накопительный итог», составляющий 50 и больше тысяч евро.

Повысить еще раз?

В то время как в Европе власти озабочены тем, чем занять пенсионеров, в Беларуси думают над очередным повышением пенсионного возраста. Уже не один раз в коридорах власти говорили о такой необходимости после 2022 года, когда в полном объеме перейдут на новые условия пенсионного обеспечения.

Планируется «омолодить» наших дорогих женщин, уравняв их в правах с одногодками-мужчинами. Этот процесс может растянуться на десятилетие: с 2023-го по 2032-й гг. По мнению экспертов, выравнивание пенсионного возраста мужчин и женщин позволит «...не допустить увеличения дефицита Фонда социальной защиты населения и при этом сохранить пенсии на нынешнем уровне (не менее 40% от среднемесячной зарплаты)».

И это - не все новации, которые власти собираются предложить будущим пенсионерам. В частности, прорабатывается вопрос о введении накопительного страхования. Это означает, что работников будут заставлять делать дополнительные отчисления в фонды, которые будут аккумулировать средства и выплачивать долю работника после его выхода на заслуженный отдых.

Следует признать, что практика накопительных пенсий широко используется за рубежом. Однако там обеспечена устойчивость валюты. В наших же условиях нет уверенности в том, что отложенные работником накопления станут для него бонусом в старости. Опыт сберкнижек СССР может повториться в отдельно взятой стране.

Ряд экспертов, в том числе директор Союза предпринимателей и нанимателей имени Макса Кунявского Жанна Тарасевич , предлагает пересмотреть размеры отчислений в ФСЗН для работников и нанимателей в сторону их постепенного выравнивания. Наконец, предлагается разрешить желающим покупать недостающий страховой стаж, как это делается, например, в Турции.

Рецептов пополнения Фонда социальной защиты населения немало, вплоть до перечисления в него средств от продажи алкоголя, табака, оружия, нефтепродуктов, конфискованных товаров. Как говорится, была бы на то воля властей.

Наши предложения

Представители инициативной группы по созданию общественного объединения белорусских пенсионеров, в том числе автор этой статьи, 1 октября, в Международный день почитания пожилых людей, направили письмо министру труда и социальной защиты Ирине Костевич . В нем они высказали свою озабоченность положением пенсионеров в нашей стране. В частности, отмечается, что более полумиллиона пенсионеров вынуждены продолжать работать из-за низких размеров пенсий.

При этом у них вычитают взносы в ФСЗН, но трудовой стаж им не засчитывается. Подписанты не согласны с тем, что в страховой стаж не включается время службы в армии, учебы в институте, нахождения в декретном отпуске, работа за пределами страны. Обращается внимание на ничтожный уровень индексации пенсий в сравнении с галопирующей инфляцией и ростом цен. Кроме того, в письме выражается несогласие с почти полным упразднением льгот для пенсионеров, в том числе на проезд в общественном транспорте, на приобретение лекарств.

В этой связи мы предлагаем сделать хотя бы минимальные шаги в целях улучшения положения пожилых людей, а именно: 1) исключить всякие поборы (вычеты) для работающих пенсионеров; 2) включить в страховой стаж все периоды, связанные с трудовой деятельностью и выполнением общегражданских и семейных обязанностей; 3) привязать индексацию пенсий к уровню инфляции и росту цен; 4) вернуть законные льготы пенсионерам.

Конечно, увеличивающаяся армия пенсионеров создает для властей много проблем, прежде всего финансовых. Но опыт других стран показывает, что эти проблемы могут разрешаться взвешенно, на достойном уровне и с уважением к старшей возрастной группе. Для этого необходимо провести комплексную пенсионную реформу, целью которой должно быть не ограничение прав пенсионеров, а создание более благоприятных условий для их жизни. С тем, чтобы старость была не жалким прозябанием, а новым этапом интересной и творческой жизни.

Новое повышение пенсионного возраста, в первую очередь для женщин. Напомним, в нашей стране с января 2017 года началось поэтапное повышение общеустановленного пенсионного возраста. В этом году на заслуженный отдых выйдут мужчины и женщины по достижении 61 года и 56 лет соответственно. Каждый год необходимый возраст будет повышаться на полгода. сайт посмотрел, во сколько выходят на пенсию в Беларуси и странах-соседях.

Фото носит иллюстративный характер. Фото: Вадим Замировский, TUT.BY

В Беларуси общеустановленный пенсионный возраст ежегодно повышается на полгода. Предполагается, что к 1 января 2022 года мужчины будут выходить на пенсию в 63 года, а женщины — в 58 лет.

Для этого нужно выработать страховой стаж. До 2014 года страховой стаж составлял 5 лет, с 1 января 2014 его увеличили до 10 лет, а еще через год — до 15 лет. В 2015 году необходимый страховой стаж уже составил 15 лет и 6 месяцев. Ежегодно эта планка будет увеличиваться на шесть месяцев — до 20 лет.

Белорусы, которым не удалось наработать нужный для получения трудовой пенсии страховой стаж, могут оформить социальную пенсию: мужчины — с 65 лет, женщины — с 60 лет. Сейчас размер социальной пенсии — 103 рубля, или 50% от бюджета прожиточного минимума.

Сейчас власти допускают очередное повышение пенсионного возраста. Тема дефицита ФСЗН, БелаПАН, на этой неделе выносилась на рассмотрение группы экспертов, которая собиралась в Совете Республики. В заседании приняли участие руководящие работники министерств и ведомств.

На официальном уровне также рассматривается возможность дальнейшего повышения пенсионного возраста для женщин.

— Предложение, которое было озвучено в Совете Республики, заключается в том, чтобы продолжить повышение пенсионного возраста для женщин. Новый этап повышения пенсионного возраста в этом случае может начаться в 2023 году, — сообщили в парламентских кругах.

Новое предложение, с которым власти вышли на этой неделе в ходе заседания группы экспертов в Совете Республики, предполагает реализацию следующего этапа повышения пенсионного возраста для женщин. По оценкам государства, увеличение пенсионного возраста для женщин с 58 до 63 лет, которое можно осуществить в 2023 — 2032 годы, позволит не допустить увеличения дефицита ФСЗН и при этом сохранить пенсии на нынешнем уровне (не менее 40% от среднемесячной зарплаты).

В России также хотят пенсионный возраст. В ближайшее время в Госдуму России будут внесены предложения о повышении пенсионного возраста. Об этом заявил Дмитрий Медведев, которого накануне назначили премьер-министром России, сообщает РБК. Эксперты предлагают повысить пенсионный возраст до 63 лет у мужчин и 60 лет у женщин. Сейчас мужчины в России уходят на отдых в 60 лет, женщины — в 55.

В Украине пенсионная реформа начала работать еще осенью 2017 г. С 1 января 2018 г. изменились нормы трудового стажа для выхода на пенсию по возрасту. Теперь в 60 лет пенсию смогут получать те граждане, у которых есть 25 лет страхового стажа. В 63 года — те, у кого от 15 до 25 лет страхового стажа, а для 65 и старше потребуется всего 15 лет стажа.

В Польше понизили пенсионный возраст 1 октября 2017. Теперь женщины уходят с работы в возрасте 60 лет, а мужчины — 65 лет. До этого в стране действовала пенсионная реформа 2012 года, которая предусматривала повышение возраста до 67 лет для обоих полов.

Реформой также предусматривается, что в будущем ежегодно минимальный стаж будет увеличиваться на 1 год. Таким образом, к 2028 году он должен достичь 35 лет для мужчин и 30 лет — для женщин. Однако согласно законодательству, при этом возраст выхода на пенсию остается неизменным — 60 лет. Например, если стаж является меньше 25, но больше 15 лет, выйти на пенсию можно будет в 63 года.

С 2011 года Литва постепенно поднимает пенсионный возраст: в 2026 году женщины и мужчины будут выходить на заслуженный отдых в 65 лет. До этого мужчины в Литве становились пенсионерами в 62,5 года, женщины — в 60 лет.

В Латвии пенсионный возраст с 1 января 2014 года ежегодно увеличивается на три месяца — в 2018 году для мужчин и женщин он составляет 62 года, а с 1 января 2025 года этот возраст достигнет 65 лет. При этом страховой стаж должен составлять не менее 15 лет, с 1 января 2025 года — 20 лет.

В Эстонии пенсионный возраст постепенно повышается, и в 2018 году составляет 63 года и 6 месяцев. Переходный период продлится до 2026 года, когда пенсионный возраст составит 65 лет.

Пенсионный возраст – количество прожитых лет, по истечении которых гражданин обретает право на пенсию и заслуженный отдых. До 2016 года женщины в Беларуси становились пенсионерами в 55 лет, мужчины – в 60 лет – данные показатели были утверждены еще в советские времена и являлись одними из самых низких в мире.

В связи с увеличением продолжительности жизни и ростом количества пенсионеров относительно числа трудоспособного населения, финансовая нагрузка на Пенсионный фонд РБ значительно возросла. Это привело к необходимости повышения возраста выхода на пенсию, что нашло свое отражение в президентском указе «О совершенствовании пенсионного обеспечения» от 11.04.2016 г.

Таблица выхода на пенсию

Актуальная таблица пенсионного возраста в Беларуси:

Дата рождения Пенсионный возраст (лет) Период выхода на пенсию
мужчины женщины мужчины женщины
01.01-30.06.1957 01.01-30.06.1962 60,5 55,5 01.07-31.12.2017
01.07-31.12.1957 01.07-31.12.1962 61 56 01.07-31.12.2018
01.01-30.06.1958 01.01-30.06.1963 61,5 56,5 01.07-31.12.2019
01.07-31.12.1958 01.07-31.12.1963 62 57 01.07-31.12.2020
01.01-30.06.1959 01.01-30.06.1964 62,5 57,5 01.07-31.12.2021
01.07-31.12.1959 и младше 01.07-31.12.1964 и младше 63 58 01.07-31.12.2022

Согласно нововведениям, возраст выхода на пенсию для белорусских граждан с 1 января 2017 года и до 31 декабря 2022 года повышается на 6 месяцев ежегодно.

В 2018 году пенсионерами становятся мужчины с датами рождения от с 1 июля по 31 декабря 1957 года, и женщины – с 1 июля по 31 декабря 1962 года. Соответственно, их возраст – 61 и 56 лет.

По окончании реформы пенсионный возраст для женского населения составит 58 лет, для мужского – 63 года. Дальнейшее повышение в данный момент не предусмотрено, однако такая возможность сейчас анализируется специалистами заинтересованных ведомств (особенно в отношении женщин).

Каждый год реформа будет затрагивать интересы примерно 100 000 человек, из которых каждые 50 000 тысяч будут ожидать пенсию дополнительные полгода, а оставшиеся 50 000 – год.

Кто не получит трудовую пенсию?

Следует помнить, что речь идет именно о трудовой пенсии, право на которую имеют не все. Для этого требуется не только достигнуть пенсионного возраста, но и выработать минимальный страховой стаж, продолжительность которого установлена действующим законодательством. Под страховым стажем подразумевается интервал времени, в течение которого из заработной платы гражданина производились отчисления в Пенсионный фонд РБ (либо приравненные к нему периоды деятельности в соответствии с действующим законодательством).

До 2013 года включительно данный показатель составлял 5 лет. С 1 января 2014 года его увеличили до 10 лет, а еще через год – до 15 лет. Сейчас данная планка увеличивается ежегодно на 6 месяцев – это будет происходить до тех пор, пока минимальный страховой стаж, необходимый для получения трудовой пенсии, не составит 20 лет.

Граждане, не выработавшие минимальный страховой стаж, получат только социальную пенсию по возрасту. Она выплачивается мужчинам после 65 лет, женщинам после 60 лет, и равняется 50% прожиточного минимума (в 2018 году это 103 рубля).

А как в других странах?

В большинстве стран Европы, в Японии и США срок выхода на пенсию варьируется в пределах 60-65 лет, причем он является одинаковым для женского и мужского населения.

В России сегодня пенсионерами становятся мужчины и женщины соответственно 60 и 55 лет. Однако уже приняты правительственные документы, предусматривающие доведение пенсионного возраста в течение 2019-2028 года соответственно до 65 и 60 лет.

В Польше показатель был понижен с 1 октября 2017 года: вместо 67 лет для граждан обоих полов он составляет 60 лет для женского, и 65 – для мужского населения.

В Литве, Эстонии и Латвии в настоящее время проходит пенсионная реформа, которая завершится к 2026 году (в Латвии на год раньше). По ее окончании возраст выхода на пенсию мужчин и женщин будет составлять 65 лет.

Во всех странах, где проходит реформа, основными причинами ее проведения называются увеличение количества стареющего населения относительно числа трудоспособных граждан. В странах бывшего СССР это преимущественно обусловлено последствиями демографического кризиса 1990-х годов, приведшего к снижению рождаемости.