Свадебный костюм русского народа в старину. Мужские свадебные костюмы

Во многих странах свадебное платье сохранило признаки национальных традиций. Это проявляется в цвете, фасоне и деталях, которые соответствуют обычаям и религиозным убеждениям. К примеру, в Турции вокруг пояса невесты повязывают красную ленту, символизирующую невинность, а в Эритрее обязателен венец из тёмного бархата и фиолетово-золотистый наряд. Конечно, в разных регионах невесты отличаются. Давайте взглянем, какие свадебные платья носят девушки по всему миру:

Болгарская девушка в традиционном свадебном платье в Родопских горах.


Когда турецкая невеста выходит из родительского дома на свадебную церемонию, её отец, брат или дядя повязывает красную ленту вкруг талии девушки. Эта лента символизирует невинность, приносит удачу и счастье.


На свадьбе в Рибново, Болгария, ближайшие родственницы невесты окрашивают её лицо в белый цвет и украшают красочными стразами, затем лицо прикрывают серебристыми нитями. Этот обычай имеет многовековую историю.


В Шри-Ланке наряд невесты сочетает восточные и западные традиции. Здесь надевают богато расшитые шёлковые сари и фату по европейской моде. Украшения должны включать нечетное количество камней, так как нечетные числа считаются благоприятными.


Ультраортодоксальные еврейки-невесты из скромности наряжаются в длинные платья, которые скрывают всё, кроме лица и кистей рук. Как правило, кружевные струящиеся юбки достают до пола.


Традиционно невесты в Таджикистане носят белые платья поверх брюк.


Индонезия состоит из около 8000 населённых островов и на каждом из них своя мода на подвенечные наряды. Чаще всего девушки одеваются в платья ярких цветов с тяжёлой вышивкой.


За три дня до свадьбы индонезийки могут раскрасить хной ногти, руки и ноги. Они рисуют птиц и цветы.


Пакистанские невесты для церемонии выбирают наряды глубокого красного, розового и фиолетового цвета.


Индийские невесты выбирают традиционный наряд лехенга-чоли чаще всего красного цвета и дополняют его шестнадцатью украшениями с головы до пят по канонам Солах Шрингар.


В Нубии невеста носит цветной платок на голове, прозрачную вуаль на лице и ещё белую фату, покрывающую голову.


В традиционных эритрейских свадебных нарядах есть короны из тёмного бархата и фиолетовые платья с золотистой вышивкой. Одеяние невесты сочетается с костюмом жениха.


Тувинский национальный костюм отражает кочевой образ жизни народа. Церемониальная одежда не стесняет движений даже во время верховой езды, сшита из ткани светлых тонов и богато декорирована.


Накануне тибетской свадьбы жених приносит невесте свадебное платье и украшения. В наряде может быть головной убор, серебряные монеты для украшения кос или амулет с небольшой металлической статуей Будды.


Для официальной церемонии палестинская невеста надевает пышное белое платье, но у неё обязательно должно быть платье, которое вручную вышила мать новобрачной специально для свадьбы.


В перуанской столице Лиме традиционно невесты наряжаются в красно-чёрные платья с многослойными хлопковыми юбками и декорированным подолом.


Западная мода просочилась в Иорданию, где невесты носят белые платья и ювелирные украшения из золота или серебра. Часто голову новобрачной покрывает зелёная шёлковая ткань. Цвет символизирует рост, гармонию и безопасность.


В Мали одеяние невесты называется кафтан и совпадает по цвету с дашики, костюмом жениха. Пара чаще всего выбирает белый цвет, но иногда встречаются наряды лавандового или фиолетового оттенка.


На протяжении тысяч лет невесты Кореи носят традиционный костюм ханбок. Он состоит из блузы с длинными рукавами и юбки с завышенной талией из хлопка или шёлка.


Японские невесты наряжаются в белоснежное кимоно и надевают специальный шёлковый головной убор tsunokakushi, который скрывает «рожки ревности» и символизирует её намерение стать послушной женой.


Марокканская невеста трижды меняет наряд на свадьбе. На приёме появляется в белом кафтане или платье. Её одежда отражает признаки региона, из которого она родом.


Нигерийские невесты выделяются яркими кружевными блузками и узорчатыми кафтанами, которые часто шьют из индийских тканей. Коралловые бусы и головной убор довершают образ.


В Чечне белое платье невесты украшают брошью и поясом на талии. Оно должно скрывать все её тело, подчеркивая скромность новобрачной. Голову покрывают белым платком.


Традиционные иракские невесты устанавливают рекорд по количеству переодеваний. Каждое из семи платьев разного цвета радуги. Красный символизирует любовь и романтику.


Итальянские невесты верят, что зелёный цвет приносит удачу и изобилие, поэтому могут надеть зелёное платье или зелёное украшение. Однако чаще всего выбирают белый наряд.



Адриан Муту, который ранее играл за итальянский футбольный клуб «Эллас Верона», и его невеста Александра во время свадебной церемонии в Бухаресте, Румыния.

Американские невесты не всегда носили белое. В 19-ом веке девушки наряжались в то платье, которое считали лучшим в своём гардеробе, а белую ткань невозможно было очистить вручную, поэтому её могла позволить себе лишь богатая прослойка.


Королева Виктория, выходя замуж в 1840 году, выбрала подвенечное платье из белого шёлка с кружевами, хотя до неё для свадебного платья традиционным считался красный цвет. Тогда женские журналы описали её образ как чистый и непорочный, а белый цвет стали выбирать невесты по всему миру.


Выбор свадебного наряда для представительниц многих народов уже определено религиозными убеждениями или древними обычаями, от которых девушки и их семьи не хотят отступать. Проявление наследия прошлого запечатляется в расцветке, фасоне или дополнительных атрибутах к одежде. Традиционные свадебные платья отдельных народов представлены в паблике Познавательно.

1.Болгария, Родопские горы.

Девушка, проживающая на территории Родопских гор, облачается в длинный наряд. Свадебное платье украшено орнаментом, вышитым вручную.

Болгарская невеста.

2. Индонезия.

На разных индонезийских островах у девушек свои предпочтения при выборе подвенечного наряда. Многие одеваются в яркие цветные платья, украшенные объёмной вышивкой.

Индонезийский свадебный наряд.

Рисунки птиц и цветов на основе хны – важный элемент образа индонезийской невесты.

Рисунки из хны.

В традиционном нубийском наряде присутствуют сразу 3 детали головного убора: платок с цветочным принтом, белая фата и прозрачная вуаль.

Нубийская невеста.

Выбор свадебного платья и украшений – удел тибетского жениха. Именно он за день до знаменательного события обязан принести своей любимой одежду для предстоящей церемонии.

Традиционное свадебное платье в Тибете.

Индийская невеста отдаёт предпочтение традиционному платью лехенга-чоли. Ярко красный цвет и 16 украшений – главные предписания канонов Солах Шрингар.

Лехенга-чоли — индийский подвенечный наряд.

В Тувинском национальном костюме отображается образ жизни кочевников. Церемониальную одежду отличает свобода действий – молодожёны могут в ней спокойно прокатиться на лошади.

Тувинский свадебный национальный костюм.

7. Турция.

Талию турецкой невесты перед началом церемонии перевязывают красной лентой, что является символом невинности, счастья и удачи. Данную роль отводят отцу, брату или дяде девушки.

Турция.

8. Болгария – Рибново.

Больше всего внимания девушки из Рибново уделяют своему лицу, которое разрисовывают специальной белой краской, а поверх неё приклеивают десятки блестящих страз. Вуаль делают из серебристых нитей. Обычай уходит корнями в многовековое прошлое.

Невеста из Рыбново, Болгария.

9. Шри-Ланка.

В наряде невесты из Шри-Ланки – отражено влияние востока и запада: традиционное свадебное платье, сари из шёлка, дополняет фата в европейском стиле. Аксессуары в виде нечётного количества камней обязательно должны присутствовать в подвенечном наряде.

Шри-Ланка.

10. Израиль.

Ультраортодоксальных евреек-невест выделяет их скромность. Длинное платье белого цвета скрывает её тело полностью. Только лицо и кисти рук девушки остаются в поле зрения.

Израиль.

11. Таджикистан.

Традиционный наряд невесты из Таджикистана – платье поверх брюк.

Свадебное платье в Таджикистане.

12. Пакистан.

Красный, розовый и фиолетовый цвета предпочитают пакистанские девушки. Вуаль из красочных бусинок – обязательный элемент подвенечного платья.

Пакистан.

13. Эритрея.

Одежда эритрейской молодой полностью идентична облачению жениха: бархатное пальто, украшенное золотистой вышивкой, и шляпа в виде короны.

Подвенечный костюм из Эритреи.

14. Палестина.

На официальную церемонию девушка надевает белоснежное платье. В свадебном гардеробе новобрачной обязательно присутствует одежда, сшитая вручную её матерю.

Палестина.

Традиционные платья красно-чёрного цвета выбирают столичные перуанки. Многослойная хлопковая юбка и декорированный подол – неотъемлемый элемент свадебного облачения.

Лима, Перу.

Европейскую моду на белые платья и золотые украшения позаимствовали иорданцы. Единственное отличие – шёлковая шаль, скрывающая лицо новобрачной.

Подвенечное платье, кафтан, должно совпадать по цветовой гамме с костюмом жениха. Лавандовый и фиолетовый оттенок часто преобладают в одеянии молодожёнов.

Мали.

У традиционного свадебного костюма ханбок очень древняя история – его носили несколько сотен лет назад. С тех пор он практически не изменился: шёлковая или хлопковая блуза в сочетании с юбкой с завышенной талией.

Корейское традиционное свадебное платье.

19. Япония.

Белоснежное кимоно с капюшоном – свадебная одежда японской девушки.

Японское кимоно.

Красивая брошь и пояс на талии – важный атрибут наряда чеченской невесты. Закрытое белое платье и платок подчёркивают её скромность.

Чеченский свадебный наряд.

Традиционно иракским невестам приходится переодеваться до семи раз. Каждый наряд символизирует определённый цвет радуги.

Ирак.

22. Нигерия.

Яркие кружевные блузы и узорчатые кафтаны вместе с коралловыми бусами и объёмным головным убором – традиционный нигерийский свадебный наряд.

Нигерия.

23. Италия.

Итальянки часто останавливают свой выбор на платье или ожерелье зелёного цвета, который приносит достаток и удачу.

Итальянская невеста.

24. Марокко.

Во время торжества марокканка переодевается трижды. Для официальной церемонии подобран белый кафтан или платье.

Марокканские свадебные традиции.

25. США, ХIX в.

Традиционное свадебное платье американской невесты 19-го века больше походило на обычный праздничный наряд из её гардероба. Действительно, небогатые девушки не могли себе позволить белую одежду, ведь она часто пачкалась. Именно поэтому американки выбирали лучшее, что было у них в шкафу.

США, 19-й в.

Другие посты

Мужской свадебный костюм. Начало XX в. Вятская губерния, Котельнический уезд

Костюмы женихов и севера и юга России не отличались большим разнообразием и богатством. По-видимому, не существовало различий между костюмами венчального и новобрачного периодов.

Традиционный свадебный наряд жениха состоял из плисовых, суконных, нанковых или льняных штанов, яркой шелковой, сатиновой или белой домотканой рубахи, тканого пояса, суконного кафтана «с борами» (с отрезной талией и вставленными по бокам клиньями), суконной или меховой шапки и, в отдельных местах, шейного платка, шубы. На венчании жениха часто подпоясывали богато вышитым или вытканным полотенцем. Платки, традиционно являющиеся принадлежностью женского костюма, в свадебном обряде использовались также как деталь одежды жениха.

Его передавала невеста жениху через сваху. Платок свидетельствовал о состоявшемся сватовстве. Весь предсвадебный период и во время свадьбы жених носил шелковый или ситцевый платок, повязанный на шее или выглядывающий из кармана, чтобы окружающие могли его видеть.

Костюм жениха из Котельнического уезда состоял из красной ситцевой рубахи «александринки», штанов из домотканого льна, длинного пояса из шерстяных нитей, сапог. Рубаха сохранила архаичный крой.

Она изготовлена из центрального, сложенного пополам полотнища с вырезанным на сгибе округлым отверстием для головы; по бокам пришиты более короткие скошенные полотнища. Рубаха имеет левосторонний грудной разрез, закрытый широкой планкой, и высокий воротник-стойку, застегивающиеся на несколько пуговиц с прорезными петлями. Рукава выполнены из прямых, слегка скошенных книзу полотнищ. Под рукава вшиты ромбовидные ластовицы. В верхней части центрального полотнища с изнаночной стороны рубаха продублирована светлым холстом.

Подчеркнутую нарядность рубахе придает вышивка яркими цветными хлопчатобумажными нитями, выполненная крестом. Она украшает воротник, нагрудную планку и концы рукавов. Мотивы узоров из гирлянд роз, бутонов, многолепестковых цветов заимствованы с модных эрокаровских образцов.

Штаны-«порты» из домотканой льняной ткани темносинего цвета в белую узкую полоску сшиты из двух сложенных по долевой нитке юлотнищ ткани со вставленными в них двумя клиньями, один которых заворачивается наперед, а другой назад. На одном из швов, соединяющих полотнища спереди, оставлена небольшая прореха. Штаны закреплены на шнуре-«гашнике». Их носили заправленными в сапоги, поэтому они шились укороченными.

Рубаха подпоясывалась поясом, плетенным на дощечках из разноцветных шерстяных и хлопчатобумажных нитей с узором из поперечных столбиков и продольных полос. Концы пояса украшены большими пышными кистями с помпонами.

Свадебная рубаха жениха из Суджанского уезда выполнена из белой домашнего приготовления хлопчатобумажной ткани в крупную красную клетку в сложной технике многоремизного ткачества.

Рубаха туникообразная, т. е. не имеет плечевых швов; к боковым сторонам центрального полотнища спереди и сзади пришиты по два более коротких, скошенных по одной стороне, полотнища, слегка закругленные по низу. Любопытно, что боковые полотнища пришиваются к переднему не прямой, а скошенной стороной. Рукава сшиты из цельных, зауженных книзу полотнищ. Под рукава вшиты ромбовидные ластовицы. На левой стороне груди — разрез, закрытый планкой. Воротник-стойка застегивается на две, грудной разрез — на одну пуговицу. В верхней части рубаха с изнанки дублирована холстом.

Узкий пояс, который повязывал жених поверх рубахи, сплетен на дощечках из шерстяных разноцветных нитей. Его концы соединены вместе, на них — несколько ярусов цветных кистей с белыми стеклянными бусинами.


Мужской свадебный костюм. Начало XX в. Рязанская губерния, Сапожковский уезд

Рубаха жениха из Сапожковского уезда имеет туникообразный крой. Тканые заготовки с красными браными узорными полосами для нее, так же как и для некоторых женских рубах, готовились заранее. По-видимому, для этой свадебной рубахи на ткацком стане было выткано три полотнища: одно — центральное длиной 174 см и два длиной по 136 см, которые разрезались пополам и из них кроились боковые полотнища и рукава.

На сгибе центрального полотнища вырезана горловина. Воротник-стойка застегивается на две пуговицы с воздушными петлями. Он сшит из белого холста, надставленного вверху и слева по линии грудного разреза полоской кумача, окаймленной черным шелковым шнуром. По линии горловины нашита узкая полоска кумача и синяя тесьма-вилюшка. К кумачовым полоскам крепятся золотистые металлические блестки. Многорядный браный узор на подоле и рукавах составлен из цепочек стилизованных цветов, косых крестов, гребенчатых и крюковых ромбов. По низу рукавов и к подолу пришито красно-белое, плетенное на коклюшках кружево с фестончатым краем.

Рубаху подпоясывали узким шерстяным пояском с двойными кистями, на концах кистей подвешены металлические блестки.

С подобной рубахой и поясом носили синие в продольную полоску порты, зауженные книзу, заправлявшиеся в сапоги или онучи с лаптями.


Мужской свадебный костюм. Начало XX в. Воронежская губерния, Бирюченский уезд

Мужская свадебная рубаха Бирюченского уезда по покрою близка женской рубахе той же местности. Она отличается длиной (102 см), пришитой к подолу цветной шелковой лентой, а также отсутствием «золотых ремней» и оборочек-«брыжжей» на манжетах. Так же как и к женской рубахе, обязательным дополнением к ней служило ожерелье-«грибатка», что является уникальным явлением в русском мужском костюме.

Русский народный свадебный костюм. С.В. Горожанина Л.М. Зайцева

Обязательные элементы одеяния на свадьбу русской девушки-простолюдинки — это рубаха и сорочка. Сорочку шьют из очень тонкой ткани и украшают кружевами, а рубаху выполняют из грубого домотканого полотна, расшивают цветами, птицами или другими орнаментами, свойственными для места её проживания.

Богатой вышивкой украшала свою рубаху и украинская невеста. Еще в наряде присутствовала дерига, запаска или плахта — кусок ткани прямоугольной формы, их специально оборачивали вокруг талии, и впоследствии стали тем, что мы сейчас знаем, как юбку.

Национальные свадебные платья белорусских невест — это та же сорочка или рубаха, узкий приталенный жилет, который сочетается с домотканой юбкой и фартук, декорированный так же, как и сорочка.

Невесты Африки

Особое значение невеста в Африке придает материалу. Традиционным нарядом невесты служит яркая цветная юбка «bubah» и жакет. Голова невесты оборачивается тканью таким образом, что напоминает чалму, из волос плетут косички, это означает, что невеста скромна и сдержанна. Традиционный наряд жениха состоит из жакета, туники и головного убора.

Невесты из Мексики

Мексиканская свадьба привлекает своеобразным переплетением испанских традиций и обычаев ацтеков, дошедших до нас из древних веков, и поэтому она яркая, красочная. Отделанные кружевом мантильи, платья со множеством оборок в стиле фламенко для девушек, брюки, жакет болеро в стиле матадора у юношей, служит напоминанием о том времени, когда единственный праздник в жизни человека была его свадьба, куда надевались самые лучшие яркие наряды. Яркие краски, характерные для мексиканской свадьбы, присутствуют везде — это и блюда традиционной национальной кухни, экзотические цветы, традиционные предназначенные для осыпания гостей сладостями и конфетти.


Невесты Китая

Основой, служащей для нарядов жениха и невесты в Азии служат шёлк и обязательный красный цвет. Красный и золотой цвет в Китае считаются символами счастья и богатства, поэтому им отдают предпочтение при выборе даже незначительных деталей, например свечей, конвертов с деньгами или упаковки для подарков. В разных провинциях Китая национальные свадебные платья резко отличаются друг от друга. Для Северного Китая платье невесты «cheung sam», обязательно красного цвета, облегающее фигуру и с высоким воротником-стойкой, то для Южного Китая предпочтительнее костюм «Hung Kwa», в который входит жакет и несколько юбок, причем одетых одна на одну. Китайская невеста украшает свое платье символической вышивкой. К примеру, золотые птицы символизируют в Китае брак, вышитые цветы считаются символом удачи и счастья. Лицо невесты покрыто вуалью из красной шелковой ткани, или кисточками из бисера, на голове свадебная диадема в виде феникса.

Следуя старой традиции, невеста должна сменить свадебное платье три раза за всю церемонию свадьбы и приема гостей. В красном платье невеста присутствует на самой церемонии бракосочетания, в белом на последующих приемах. Традиционный наряд жениха составляет темно-голубая рубашка, красный шёлковый пояс, сверху надевает длинный жакет из черного шёлка.На голову одевают тёмную шляпу с красными кисточками.

Невесты Японии

Традиционный наряд невесты Японии конечно же кимоно «shiromuku» белого цвета, сшитое из белого шёлка, парчовая накидка, всевозможные украшения и парик, обязательно украшенный или шпильками «kansashi», или заколками из серебра или гребнем. Парик иногда заменяют платком или шапочкой «tsuno kakushi», чтобы прикрыть так называемые «рожки ревности», присущие каждой японской невесте. Шапочка также символизирует почитание мужа и желанием скрыть свои недостатки. В руках невесты традиционный свадебный веер. Перед приемом гостей невеста меняет традиционное белое кимоно на наряд красно-белого цвета «iro-uchikake», украшенный золотом и серебром. Красный цвет, по мнению японцев, способен отогнать духов и символизирует супружеское счастье, а журавли — символ жизни.

В завершении вечера невеста одевает «furisode» — яркое кимоно для незамужних девушек, как бы прощаясь со своей холостой жизнью. Для свадебного кимоно выбор белого цвета очень важен. Белый цвет в Японии — символ нового начала, своим белым кимоно невеста подчеркивает, что в дом жениха она не привносит нечего своего. Наряду с красным и белым, убор невесты может быть любого другого цвета, только не фиолетового. Этот цвет считается предвестником скорого распада брака. Традиционно одежда жениха в Японии была и остается чёрного цвета, но наряды его семьи обязательно должны быть белыми.


Невесты Кореи

Наряд корейской невесты очень сложен и представляет собой несколько костюмов, которые надеваются друг на друга, подчеркивая благородство и аристократизм. «Wonsam» — наряд зеленого цвета, который одевают первым, далее следует «hwarrot» из шелковой ткани, это переводится как «платье с цветами». На обеих костюмах традиционные украшения вышивкой цветов и бабочек. На белые рукава наряда невесты,что означает чистоту и уважение, завязывают цветные тесемки, в соответствии с основными элементами восточной философии: красная — небо, синяя — земля, желтая — человечность.

Талия невесты обвязывается красным поясом с вышитыми птицами, на голову надевают черную шапочку с украшениями из драгоценных камней. Лицо невесты украшает традиционный макияж, на каждой щеке нарисована красная точка, служащая защитой от злых духов. Жених одет на свадьбе в одежду «faruotsu», традиционно темно-зеленого цвета, с отделкой из золота, рукава которой скреплены красными, желтыми и белыми тесемками. Черная шапочка и красный пояс, точно такие же, как у невесты, завершают наряд жениха.

Невесты Индии

Традиционным цветом индийской свадьбы является красный, поэтому сари невесты обычно красного цвета, вышитое золотом, обычно это восьмиметровая ткань, окутывающая тело целиком. Свадебное сари также бывает желтого, золотого или белого цвета, в зависимости от места проживания невесты. В некоторых штатах сари непременно принято украшать золотой каймой, символизирующей торжественность события, в некоторых невеста одевает на свои руки бесчисленное количество браслетов, которые принесут ей удачу. На голове невесты красная вуаль, на шее надето украшение из золота «thali» — символ её замужней жизни.

Шелковая рубашка и яркие праздничные брюки бежевого цвета, цвета хаки или цвета земли составляют наряд жениха. Изредка лицо жениха закрывают специальными белыми кисточками.

Арабские невесты закрывают лицо вуалью, что означает скорбь по девичеству, и наносят на руки и ноги сложнейший орнамент из хны.

Невесты Европы

Традиционный свадебный наряд для европейской невесты — белое платье. Существует примета, что на невесте должна быть надета одна старая вещь, одна новая и одна взятая взаймы и что-нибудь голубого цвета.

В Англии на руке невесты надета подкова, украшенная кружевами. Символизирует удачу пара старой обуви, обутая на свадьбу.

В Шотландии невеста получает в дар от жениха клетчатый платок, символизирующий его клан, и фамильный ремень, которым жених затягивает талию невесты. Платок набрасывается на плечи и закалывается булавкой из серебра, таким образом подчеркивая силу чувств . Традиционный наряд жениха на свадьбе — килт.

Невесты южно-европейских стран отдают предпочтение самостоятельно сшитым платьям, сохраняя их потом как фамильную драгоценность.

Национальные свадебные платья различных народом мира was last modified: Сентябрь 20th, 2016 by admin

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

Самые ранние сведения о древнерусской одежде восходят к эпохе Киевской Руси. Со времени принятия христианства (конец 10 века) крестьянский мужской костюм состоял из холщовой рубашки, шерстяных штанов и лаптей с онучами. Декоративный акцент в эту простую по покрою одежду вносил узкий пояс, украшенный фигурными металлическими бляшками. Верхней одеждой служили шуба и островерхая меховая шапка. С 16 века простота и малая расчлененность форм одежды бояр, придававшая фигуре торжественность и величавость, стали сочетаться с особой эффектностью декоративного оформления. Старинная русская одежда по покрою была одинакова как у царей, так и у крестьян, носила одни и те же названия и отличалась только степенью убранства.

3 слайд

Описание слайда:

Как известно, женский русский костюм не был одинаковым на всей территории России. На Севере носили рубаху, сарафан и кокошник, на Юге - рубаху, юбку-поневу и кичку. В прошлом отчетливо прослеживался средневеликорусский комплекс одежды. Для него характерны: женская рубаха с прямыми поликами, косоклинный (распашной) сарафан и более поздний прямой "московский", тип плетеной обуви (лапти, ступни), кокошник с закругленным верхом и пр. Рубаха называлась "рукава", (из-под сарафана видны были только рукава). Нижняя часть рубахи доходила до подола сарафана - называлась "стан" и шилась из более дешевого и часто не отбеленного холста. Распространенным кроем был крой рубахи с поликами (плечевыми вставками с озборенными у горловины) и ластовицами (ромбовидными вставками под рукавами, создающими удобства при поднятии руки.

4 слайд

Описание слайда:

Сарафаны до середины ХIХ века были большей частью косоклинные, распашные. К концу ХIХ века стали преобладать сарафаны прямые, круглые "московские". Название говорит о его городском происхождении. Появился он, видимо, в Москве как праздничный у богатого купечества, затем как московская "мода" распространился в другие города, а потом проник и в крестьянскую одежду, что подтверждается его повседневным бытованием.

5 слайд

Описание слайда:

Сарафаны из шелковых тканей с пышными букетами и гирляндами украшались золотным галуном, металлическим кружевом, серебряные и позолоченные пуговицы вдоль шва выполняли декоративную функцию. Такие сарафаны носили с белыми рубахами („рукавами") из линобатиста и кисеи, богато расшитыми тамбурным швом белыми нитями, или с шелковыми рубахами из „сарафанных" тканей с букетами. Праздничные сарафаны и рубахи высоко ценились, их тщательно берегли, передавали по наследству из поколения в поколение.

6 слайд

Описание слайда:

На Руси существовал общий для славян древний обычай, по которому всюду девичий головной убор отличался от головного убора замужней женщины, так же как и прическа. Девушка могла носить волосы распущенными или заплетать их в одну косу, а замужняя женщина должна была заплетать две косы и по обычаю не имела права показываться с непокрытой головой. Отсюда специфические формы головного убора - у женщины покрывающие волосы, у девушек оставляющие их открытыми.

7 слайд

Описание слайда:

Женщины носили кокошники полумесяцем, вышитые на бархатной или шелковой основе. Первый раз кокошник одевали в день свадьбы, затем носили его по большим праздникам до рождения первого ребенка. После этого женщины носили волосники и платки. Крепостные вышивальщицы или монашки в монастыре золотыми или серебряными нитями, бисером и жемчугом расшивали красный бархат. Бархатная заготовка кокошника натягивалась на твердую основу (на бересту, позже – на картон).