Страхи родителей за детей. Мамины страхи

: Время прочтения:

Как родители усиливают страхи ребенка (или даже создают новые) и как с этим справиться. Для родителей дошкольников, младших школьников и специалистов, которые занимаются с детьми.

Страх не только оберегает нашу жизнь от опасности, но и способствует развитию эмоциональной сферы, ума, воображения, мотивации. Без этой базовой эмоции ребенок не научится заботиться о себе и о близких, не сможет оценивать свои возможности и ограничения, развивать волевые качества и даже достигать цели.

Иногда ребенок сам выбирает, чего бояться, иногда страхи родителей передаются их детям.

Для начала разберем, какие страхи помогают ребенку развиваться и познавать мир, а какие являются болезненными, могут укорениться надолго и мешают ему и всей семье.

Страхи-помощники

Во взрослом возрасте мы все знаем, чего нужно бояться, а что не требует особого внимания. Этого не скажешь о детях: у них нет ни опыта, ни знаний об окружающем мире, да и справляться с эмоциями они пока не умеют. И в дополнение обладают таким необычным свойством, как магическое мышление. Это значит, что ребенок с высокой готовностью принимает необычные и чудесные явления, а также верит в свои способности влиять на окружающий мир мыслями, чувствами, желаниями.

Поэтому в норме страхи часто посещают детей, и проявляется это иногда интенсивно: в виде плача, упрямства, замирания. Но сегодня один страх, завтра другой. Обычно они длятся недолго (один-три месяца) и проходят сами собой. «Нормальные» страхи мало зависят от поведения родителей и отражают нормальное развитие психики. Сюда входят различные боязни, реальные и не очень:

  • укусит собака
  • мама навсегда оставит в садике
  • утащит чудовище
  • кто-то нападет из темноты
  • врач сделает больно
  • украдут грабители

Почему страхи укореняются в детях

Иногда страхи остаются с ребенком надолго, сопровождаются истериками, появлением навязчивостей, плавно разрастаются и переходят на другие сферы.

Например, сначала ребенок не хочет ходить в садик — боится одной конкретной воспитательницы. Потом начинает бояться оставаться без мамы или папы в любых других местах. И в конце концов не может находиться на улице, в публичных местах даже с родителями — и перестает вообще выходить из дома.

Что заставляет их укореняться так прочно и тормозить движение вперед? Можно выделить три основных причины:

  1. Травматическая ситуация или физическое насилие
  2. Особенности развития ребенка — расстройства шизоидного и аутистического спектра, ЭПИ-синдром, умственная отсталость; эти расстройства могут иметь необычную логику развития страха, страхи иногда сопровождаются повышенной устойчивостью и вязкостью (долго может говорить о пугающем объекте); малая мозговая дисфункция (ММД), в частности астенический синдром, проявляет себя в развитии неуверенности, тревожности, страха самовыражения, склонностью чрезмерно волноваться и избегать некоторых ситуаций
  3. Поведение родителей, которое усиливает страхи ребенка или создает новые

Ситуация с насилием и психическое нездоровье — это сложные темы, которые требуют обязательной помощи специалиста. Невозможно придумать универсальные рекомендации, которые будут уместны в каждом из этих случаев, опыт и знания психолога тут незаменимы. А вот с третьим пунктом можно начать работать самостоятельно.

Детско-родительские страхи

Родители часто удивляются, когда наблюдают у ребенка страх. У них самих таких страхов нет:

  • они не боятся людей и общительны
  • не боятся врачей и уколов
  • не боятся собак
  • отлично держатся на воде

Но проблемы ребенка тонко отражают те области, которые мы (педагоги, родители) можем в себе не замечать. Требуются дополнительные усилия, чтобы оценить свое поведение и изменить его ради спокойствия и адекватного развития ребенка. Такие ситуации я объединяю в четыре группы:

  1. Трансляция родительского переживания ребенку: «Смотри, как я волнуюсь!»

Слияние: «Твой страх — мой страх»

Ребенок заражает страхом родителя. В результате малыш наделен большей властью и большей ответственностью.

— Мой сын боится собак!

— А вы как к собакам относитесь?

— Я их не боюсь и никогда не боялась.

— Опишите, как это происходит.

— Когда ребенок видит собаку, начинает убегать, кричать, прятаться за меня. Я их сама начинаю бояться, когда с ребенком. Как видим собаку, стараемся перейти на другую сторону улицы.

Ребенок может пойти дальше и начать исследование границ взрослого: «А этого он тоже испугается? А вот этого?» Например, начнет бояться кошек или голубей (реальная ситуация). Здесь родитель вряд ли присоединится и не будет прятаться от кошек и голубей, страх ребенка постепенно угаснет. А если новый страх тоже будет правдоподобным — ребята со двора, воспитатель в саду? Поэтому важно не идти на поводу у ребенка и не уходить от пугающей ситуации.

Оставить ребенка наедине со страхом, предложить справиться самостоятельно — тоже не вариант, хотя нам часто кажется, что это поможет:

  • бросить в воду исподтишка, застать врасплох
  • заставить пройти мимо собаки, прикоснуться к пауку

Ребенку показывают, что родитель не дает разрешение на страх, а значит, страх — плохое чувство, его нужно прятать. Он остается наедине с переживаниями, но уже многократно усиленными, обильно приправленными обидой и напряжением.

В первом и втором случае взрослым руководит страх. Но это, конечно, не страх собаки (пауков, темноты), а тех эмоций, которые испытывает ребенок, бессилия, ощущения, что родитель не знает, как с ними справиться.

Суть этих эмоций такова, что с ними не нужно справляться. Нет такого способа, чтобы ребенок быстро перестал бояться пугающего объекта — можно только постепенно учить его преодолевать негативные переживания. Для этого достаточно выслушать, подтвердить, что такой страх имеет право на существование, что, может, вы и сами немножко пугаетесь, или, наоборот, не пугаетесь, но вы рядом, готовы защищать его. Победить страх нужно вместе: не обходить собаку закоулками, но пройти мимо крепко взявшись за руки, подбадривая ребенка.

Хороший посыл, который может дать взрослый:

  • «Собака страшная, но я ее не боюсь. Я рядом, я тебя защищаю»
  • «Одному (без мамы) в садике страшно. У тебя это в первый раз. Тут новые игрушки, смотри. Я обязательно вернусь вечером»

Трансляция переживания: «Смотри, как я волнуюсь!» (страх от родителей к детям)

А вот обратная ситуация. Не ребенок заражает родителя, а взрослый — ребенка.

Малыш потерялся в большом торговом центре. В течение получаса-часа он нашелся. Было дано объявление по громкоговорителю. Ребенок плакал, мама тоже вся в слезах. Женщина продолжала переживать и делиться тревогой с ребенком в течение дня. Позже часто вспоминала этот день, предостерегала мальчика и рассказывала, какие страшные вещи могут произойти, когда малыш расстается с родителями. К психологу обратились с тем, что ребенок боится оставаться без мамы в общественных местах, в садике, на подготовке.

Родители делятся переживаниями с ребенком, чтобы освободиться от напряжения и тревоги, но не всегда это осознают:

  • «Не лезь к тому мальчику — ударит»
  • «Куда ты пошел — упадешь»
  • «Ну вот ты опять упал. Я же говорила тебе быть аккуратнее, а ты меня не слушаешь. Я же переживаю»
  • «Дети бывают жестокие, никто тебе не поможет, будь осторожен. Держись от этой компании подальше»

Без этих фраз не обойтись. Это эффективный способ, чтобы ребенок учился оценивать, что опасно, а что нет. Но здесь нужна мера. Каждый родитель хочет, чтобы ребенок знал, что потеряться может быть опасно и лучше не теряться. Но вряд ли мы желаем, чтобы ребенок впадал в панику каждый раз, когда остается один.

Чтобы так не происходило, следуйте нескольким правилам:

  • говорите о своих переживаниях от первого лица: «Я очень за тебя переживала»
  • говорите не более 15-30 секунд; в крайнем случае — 5-15 минут, если ситуация была в самом деле опасная и требует выхода эмоций, но больше со стороны ребенка
  • предлагайте позитивный выход из ситуации или давайте позитивный настрой: «Зато мы друг друга нашли», «Теперь ты знаешь как справляться с такой ситуацией», «Ты герой»

Перекладывание ответственности: «Прими решение сам»

Ребенок страшно боится уколов. И вот пришло время очередной прививки.

Какой только подход к нему не применялся: уговоры и обещания сладостей, строгая интонация, обещания, что будет не больно, и правдивая информация, что будет больно, но совсем чуть-чуть, что мама будет рядом, угрозы, что потом будет хуже и уколов придется ставить гораздо больше...

Ничего не помогало, ребенок еще сильнее закатывался в истерике. Он не мог уйти, потому что в будущем уже маячили сорок уколов вместо одного, но и не мог решиться на такой шаг. Медсестра была в растерянности.

Тогда в дело вмешался доктор. Он резко подхватил мальчика, положил себе на колени и быстро сделал инъекцию. Все присутствующие замерли от неожиданности. Но надо было видеть, как на лице ребенка осталось только легкое удивление от того, как быстро и нестрашно всё произошло.

Взрослые пытаются повлиять на ребенка с помощью уговоров и убеждения, потому что боятся, что нанесут травму, испугают еще больше, если не заручатся его согласием. А согласия тем меньше, чем больше уговоров. Но ведь нормально, что ребенок избегает неприятных и страшных вещей. Жизнь в дальнейшем их будет предоставлять в большом количестве не спрашивая.

Оптимальный вариант — проиграть пугающую ситуацию дома, отрепетировать поход к врачу, репетитору или парикмахеру. Тогда ребенок сам с легкостью и удовольствием отправится на приключение. Репетиция сработает не всегда, поэтому важно говорить уверенным голосом, показать, что ребенок справится. В таких ситуациях допустимо директивно направлять ребенка несмотря на крики и начинающуюся истерику, но делать это нужно доброжелательно и с любовью, избегая насмешек, угроз и заигрывания.

Самые бесстрашные дети — это те, кого не спрашивают, но кого поддерживают.

Тут все просто: угрозы, критика, гиперконтроль

На консультации мальчик 6 лет. Мама говорит, что он очень робкий, стеснительный, не любит знакомиться с детьми, боится оставаться с чужими людьми, боится оставаться в садике, не хочет ходить на занятия, потому что боится строгого воспитателя. Дома со своими ведет себя раскованно и даже балуется.

Мальчик мне и правда показался робким, но во время занятия стал более открытым и живым. После занятия выбежал в коридор, радостный, к маме. Наблюдаю, как мама его одевает: «Ты неправильно надел. Тише, люди смотрят. Прекрати баловаться — стой смирно, когда тебя одеваю! Повернись. Сколько можно говорить одно и то же... Будешь наказан за такое поведение. Не пойдем к бабушке в гости!» За пять минут было высказано около десяти замечаний, при том, что ребенка я практически не слышала, и мне казалось, что замечания мамы не совсем соответствовали реальным проступкам ребенка.

Страх от родителей к ребенку? Почему? Этот стиль воспитания называется доминирующая гиперпротекция. Родитель контролирует каждое движение ребенка, всегда или только в ситуациях, когда действительно нужно вести себя осторожно. Но когда ребенок оказывается в такой ситуации, вместо того, чтобы справиться с ней, он теряется и начинает испытывать сильную тревогу.

В ситуации «веди себя тише, люди смотрят» окружающие выступают как некоторая угроза. Они обязательно будут критиковать и осуждать ребенка, и непонятно, как себя вести, чтобы им понравиться. Поэтому лучше держаться от них подальше и вообще остаться дома.

  • «Что люди скажут?»
  • «Надо помочь ребенку адаптироваться»
  • «Нельзя, чтобы ребенок кому-то помешал»
  • «Ребенок сам не справится»
  • «Нужно, чтоб никто не заметил недостатков у ребенка»
  • «Нужно делать замечания, чтобы тебя считали хорошей матерью»
  • «Плохое поведение ребенка означает, что я плохая мать»

Родитель может бояться осуждения, страшится оказаться плохим родителем. Это приводит к тому, что повышается чувствительность к малейшему отклонению от нормы в поведении у своего ребенка.

Чтобы справляться с такими ситуациями, научитесь отслеживать эту тревогу и понимать, чем она вызвана. Хотя бы в некоторых ситуациях дайте себе разрешение понаблюдать за поведением ребенка, не подсказывайте и не бросайтесь помогать. Посмотрите, как он справляется самостоятельно, в чем его трудности и как реагируют окружающие (обязательно отрицательно?).

Спокойствие и наблюдательность родителя — залог того, что ребенок будет успешно справляться с трудностями.

Нормальные родительские чувства, беспокойства, опасения за своего малыша – это правильно и естественно. Однако, как и все переживания, эмоции, они должны находиться в рамках «золотой середины».

Согласитесь, что полное не проявление материнской любви или отцовской заботы воспринимается в нашем обществе людей как асоциальное поведение. Даже у зверей и птиц отсутствие инстинктов заботы о потомстве чаще проявляется, как патология, а не норма.

Но у маятника есть две стороны размаха. На другой стороне амплитуды в нашем случае находится гипертрофированная любовь, панический страх за ребенка, который превратился в фобию и мешает жить не только родителю, который ею болен, но и ребенку в большей степени.

Психология родительских фобий

Все хорошо в меру

Мы выяснили, что все (даже страх) хорошо в меру. По сути, чувство опасности дано нам природой, чтобы уберечься от этой опасности:

  • боязнь высоты не позволяет прыгать с самолета без парашюта;
  • страх боли не разрешает хвататься за раскаленный утюг.

Но любое лекарство может стать ядом, если не знать меры. Перебор с инстинктами, когда у человека дрожат колени на высоте трех ступенек.

Страх за ребенка – отличное чувство, помогающее и дальше существовать нашей цивилизации. Откуда же берутся вредные фобии и отклонения, мешающие этому процессу?

Слияние

Примерно с рождения до школьного возраста мамочка испытывает постоянный страх за жизнь малыша, как за частичку себя. Психологи называют это явления слиянием.

После девятимесячного слияния физического между ребенком и матерью остается пуповина эмоциональная, общее биологическое поле, которое объясняет многие интересные явления.

Вам вдруг нестерпимо захотелось заглянуть в детскую. Так и есть – ваш малыш только что научился вставать и почти перегнулся через перила кроватки. Часто обостренная в этом направлении интуиция помогает родителям предотвратить многие опасности.

Современные психологи согласились с существованием духовной связи и советуют не противиться желанию взглянуть на ребенка, когда оно вдруг возникает. Вместе с тем найдите разумную границу между интуицией и паникой, которая заставляет маму не выпускать из рук своего «младенца» до его глубокой старости.

Боязнь страха

Именно страх перед этими страхами вызывает такое заболевание, как послеродовая депрессия. «Жила-жила без проблем, а теперь навалилась ответственность, с которой я никогда не справлюсь!»:

  1. Только родившая женщина отказывается от ребенка, боится взять его на руки, приложить к груди.
  2. Одновременно она испытывает муки совести, жалость к младенцу и боязнь ответственности.
  3. Отключается сознание от окружающего мира, женщина абстрагируется, пытаясь спастись в эмоциональной пустыне.

Страх за здоровье ребенка

Сопереживания

Находясь на одной биологической волне с младенцем, невозможно не чувствовать его эмоции. В одном научно-популярном журнале описывали аппарат, который подключал врача к нервно-психологическим процессам больного и он все чувствовал, как его пациент. Это давало ему возможность поставить точный диагноз.

Так и с молодой мамочкой. Только ей не нужны приборы. Они уже настроены на одну волну. С этого момента существует опасность взрослой женщине проникнуться беспомощностью младенца, «заразиться» его переживаниями, испытывая панический страх за маленького, как за частичку себя.

Это здорово, что вы сочувствуете, сопереживаете малышу. Значит, вы точно знаете, что его тревожит, почему он плачет, что у него болит, и можете вовремя помочь. Но, проваливаясь в его сознание целиком, испытывая постоянный стресс на равнее с новорожденным, вы рискуете стать такой же беспомощной истеричкой.

Бояться, что заболеет, понимать, что ему холодно и укрыть, это нормально. Но вывозить летом в коляске, завернутым в ватное одеяло – это тот случай, когда страх причинить вред своему ребенку как раз и становится причиной этого вреда.

Паранойя

Очень часто, добиваясь безопасного поведения от малыша, родители запугивают его, проецируя свой страх. Но вы-то знаете, что электрический ток не только убивает, а утюг не только обжигает, а потому не бежите в панике от электроприборов и газовой плиты.

Если вы не хотите, чтобы ваш наследник вырос всего боящимся параноиком, постарайтесь после каждого «нельзя» произносить «потому что» и объяснять, как это действует.

Представьте себя ребенком, окруженным одними опасностями в совершенно незнакомом мире. И так все ново и неизвестно, а еще мамочка прямо излучает флюиды страха. А ведь это в ее власти превратить окружающие младенца предметы из врагов в друзья.

Чтобы страх за здоровье ребенка не превратился в опасную фобию, необходимо постоянно работать над собой. А чтобы вас не мучили навязчивые страхи, почаще смотрите в сторону ребенка.

Добавка страха для смельчаков

Иногда ребенок растет совершенно бесстрашным. Все мамины «нельзя, потому что» вызывают только любопытство и желание проверить. Страх за такого шалуна мучает вдвойне. Как убедить малыша в том, что вы всегда правы? Как заставить прислушиваться и верить?

Для таких юных естествоиспытателей существует только один путь – собственный опыт, подтверждающий мамины предупреждения.

Пример . Как мама не объясняла, что утюг горячий, как не прятала его на недосягаемую высоту, но ручки маленького сорванца все равно тянулись к опасному предмету. Устав постоянно носить его с собой на кухню и снова возвращаться к глажке, она просто поставила электроприбор на минимальную температуру и спряталась за дверью. Крику и слез было море, пальчики чуть покраснели. Их тут же подставили под струю холодной воды. Больше с утюгом проблем не было.

Как справится с тревогой

Первое и самое важное – это понимание того, что ваш страх за детей может принять патологический характер. Вы сами можете этого не замечать. Вам кажется, что все правильно и рационально. В этом особенность психологических заболеваний.

Если у человека болит зуб или сыпь на коже, он это прекрасно чувствует и видит. А если у него развивается фобия, он может просто считать это нормальным состоянием.

Не отмахивайтесь от советов и замечаний родственников и друзей. Им виднее.

Знание — сила

Чтобы преодолеть лишние тревоги порой достаточно всего лишь тщательно изучить недостающую информацию. Сегодня все возможные симптомы болезней и отклонений от нормы у детей описаны в Интернете, объяснены и имеют множество способов их устранения.

Необходимо не только изучить приемы оказания первой медицинской помощи в различных критических моментах (высокая температура, инородное тело в дыхательных путях, ожог, ушиб и т.д.), но и приобрести необходимые для этого медикаменты

Совет : не доверяйтесь первой попавшейся статье. Прочитайте много, изучите
проблему, поймите ее, посоветуйтесь с врачом, а потом сделайте свои выводы. Тогда вас не напугает обычная ветрянка, и вы не упадете в обморок от небольшой царапины на пальчике ребенка.

Послеродовая депрессия

Трудно самостоятельно избавиться от послеродовой депрессии. В этом должны обязательно помочь опытные психологи. Надо знать, что эта проблема не возникает внезапно, как чертик из табакерки.

Симптомы заболевания всегда проявляются задолго до родов. Близкие люди должны это заметить и принять меры еще на стадии беременности. Что поможет:

  • совместные покупки красивого белья для новорожденного;
  • УЗИ! Посмотрите какой у вас малыш! У него ручки, ножки, он улыбается, ворочается, сосет палец;
  • фотографии не рожденного еще ребенка, альбом, пустые места для других фото, странички, где надо будет поместить первый локон, написать первое слово и т.д.;
  • общение с плодом. Он чувствует поглаживание, реагирует на громкий звук, он уже есть и будет;
  • школа будущих мам, где учат ухаживать за новорожденным, заворачивать, менять памперсы, кормить.

Именно понимание, привыкание к мысли, что малыш уже есть, он уже живет, и вам осталось только родить его на свет, поможет женщине не заметить «вдруг навалившейся ответственности» и избежать депрессии.

Золотая середина и вредные крайности

  1. Разрешите своему чаду исследовать мир , расширяйте его доступные границы. Предварительно опуститесь на уровень вашего ползающего карапуза и осмотритесь. Сразу становится понятно, какие шкафчики надо закрыть, углы укрыть мягкими наконечниками, электрические розетки крышками. Обезопасив малыша от прямых угроз, можете отпускать его в первое путешествие.
  2. Нельзя быть только препятствием на пути познания и открытий . Реально волноваться за будущее малыша – это не защищать его от опасностей, а вместе изучать их. Ведь, если ваш сын не увидит открытый огонь, он не узнает, что тот жжется. Покажите, объясните, расскажите. Пусть он видит, что это опасно, но вы не боитесь. Разрешите маленькой дочери погладить котенка, но предупредите, что он может поцарапать.
  3. Аргументируйте запреты не тем, что вы беспокоитесь. Объясняйте причину вашего «нельзя» понятными словами. Пример. Видишь, какая горячая сковорода. Она сердится и шипит: «Не трогай меня, я горячая, обожгу!». А мы сейчас положим на нее котлетку и поджарим. Трогать не будем. Да?
  4. Старайтесь гасить свои беспричинные тревоги и страхи. Мы выяснили, что эмоции матери и ребенка настроены в резонанс. Если вы волнуетесь, малыш тоже чувствует беспокойство.
  5. Ловите сигналы интуиции . Не отмахивайтесь от них. Но и не придавайте им сильного значения – это может быть ложной тревогой. Просто спокойно проявляйте бдительность.
  6. Мама всегда лучше всех знает , что надо и что можно ее ребенку. Если вам многодетная соседка советует обливать малыша холодной водой, не кидайтесь сразу к ведру. Прислушайтесь к своему чутью. Только вы чувствуете, насколько можно расширять детские границы познания мира и, не травмируя психику, получать уроки жизни.

Трудно совсем побороть страх, и не нужно. Он помогает вам и вашему ребенку. Просто держите его в «золотой серединке».

Видео: Как избавиться от паники

Очень часто родители, обеспокоенные тем, что у их ребенка появились те или иные страхи, стараются «помочь» ему быстрее от них избавиться. Кого-то волнует, не вырастет ли их сын отъявленным трусом, а дочь истеричкой. Для кого-то непереносимо то, что ребенок ноет, плачет, чего-то требует. Некоторых тревожит вероятность столкнуться со своими скрытыми за ежедневной рутиной страхами, детскими тревогами, которые радостно активизируются, соприкоснувшись со страхами собственного ребенка. А иногда мы просто растеряны и не знаем, как правильно реагировать на ситуацию, когда ребенок проявляет страх, как дать ему в этот момент точку опоры и сделать этот опыт максимально легким.

Нельзя приуменьшать или обесценивать страх ребенка

«Да нечего тут бояться, подумаешь какой-то жук!» — такие «безобидные» фразы говорят большинство взрослых напуганному малышу, пытаясь его успокоить. Однако, послание, которое получает таким образом ребенок мало влияет на страх, который остается для него все той же объективной реальностью возбуждения его нервной системы со всеми регуляторными процессами, которые природным образом запускаются в его теле (как и в теле каждого из нас в моменты страха). Послание убеждает ребенка в том, что его чувства неправильные, неуместные, а значит и с ним что-то не так. Невозможность соотнести то, что я чувствую с тем, что я понимаю создает у ребенка еще большее напряжение и тревогу.

Лучше признать вместе с ребенком тот факт, что он испугался этого жука. Чем больше мы говорим о его чувствах и о самом пугающем объекте — тем быстрее незнакомое и пугающее становится понятным и обыденным, а страх постепенно уходит.

Нельзя переубеждать ребенка

«Мама, эта собака злая! Я ее боюсь!» Порой так хочется быстро переубедить ребенка — что ты! Собака добрая! А ты уже такой большой и смелый, ты же ее совсем и не боишься — правда?

Ребенок оказывается в серьезном замешательстве: с одной стороны он переживает сейчас страх перед этой собакой, с другой — уверенность в том, что мама — это человек, который знает как устроен мир, к словам которого он максимально открыт весь период детства. Мама — это пример на который он равняется для освоения этого мира. Получается, что внутренний конфликт от этой неразрешимой задачи накладывается на уже имеющееся нервное возбуждение ребенка. Он может начать отстаивать свою позицию или согласиться с маминой, но подавленный страх вернется с удвоенной силой, даже если прямо сейчас удалось его скрыть.

«Закалять» мужество — ошибка

«Ты же мужчина! Нечего нюни разводить! Воды он боится! Вот полезай и перестанешь бояться!» — приговаривает папа, затаскивая силой своего упирающегося и рыдающего сынишку. Иногда родители оставляют ребенка в темной комнате в целях профилактики или борьбы со страхом темноты. К чему приводят подобные «закалки» — к страху, переходящему в ужас от того, что самые близкие люди, к которым ребенок привязан, а следовательно, ориентирован природным инстинктом стремиться к ним за защитой в ситуациях опасности (о чем ребенку сигнализирует его страх), полностью игнорируют его и его переживание. Помощи ждать не придется, доверять — нельзя и более того, доверять — опасно!

Нельзя кричать и проявлять агрессию

Испуганный ребенок нуждается в поддержке, понимании, ориентировании и помощи в интеграции пугающего опыта. Если же родитель в такой момент сам ведет себя агрессивно — кричит, шлепает, дергает за руку — ребенок переживает двойной страх. Страх ситуации заставляет его тянуться к заботящемуся о нем взрослому, чтобы получить защиту и ориентирование в напряженной ситуации, исследовать ее под защитой того, кто лучше ориентируется в мире. Однако, агрессия взрослого также вызывает у ребенка страх, что подсказывает ему на уровне инстинкта стремиться прочь от пугающего, а значит, опасного объекта!

Страх ребенка — это не каприз

Ребенок не может регулировать свой страх волевым усилием, способность к которому у него, к тому же, только начинает развиваться. Поэтому никак нельзя рассматривать детский страх как форму каприза. Для ребенка его переживание — реальность. Страх требует исследования и разрядки, а не взывания к приличному поведению.

Нельзя наказывать за «трусость»

Наказание всегда вызывает страх. Страх умноженный на уже имеющийся страх вряд ли приведет ребенка к мужеству. Мужество рождается изнутри как способность признать, прожить свой страх и действовать в ситуации сознательно, а не под влиянием импульса или чужого волевого воздействия.

Нельзя полностью изолировать объект страха из жизни ребенка

Желание уберечь ребенка от страхов в попытках «защитить слабую нервную систему» малыша — еще одно частое заблуждение. Порой взрослые стараются избегать любых ситуаций, где ребенок может встретиться с пугающими его объектами. Хотя нервная система ребенка действительно нуждается в заботе и защите от перевозбуждения, стоит позволять ребенку сталкиваться с объектом страха при поддержке заботливого и спокойного взрослого, готового озвучивать все происходящее и на уровне чувств, и на уровне событий для малыша.

Каждый эпизод страха, с которым сталкивается твой ребенок, может помочь ему поверить в себя, стать смелее, научиться доверять тебе и окружающему миру, дать ему опыт действовать даже тогда, когда нет уверенности в себе. Каждый эпизод страха может дать тебе шанс научить ребенка доверять и находить в себе точку опоры.

Страх приходит ночью. Подкрадывается и безжалостно сдавливает сердце железной хваткой. Дышит ли крошка? Женщина бросается в соседнюю комнату, склоняется над кроваткой, прислушиваясь к дыханию младенца. Проо дыхание ребенка во сне советую почитать в этой статье . Грудная клетка крохи равномерно поднимается и опускается, кулачки поддергиваются во сне, личико умиротворенное. Уф, отлегло…

Неконтролируемый страх за детей , постоянная озабоченность в будничных ситуациях являются причиной судорожной напряженности мышц, головных болей, расстройств сна, проблем с сердцем или желудком. Женщины страдают этим намного чаще мужчин. Отчасти это объясняется тем, что матери проводят с детьми больше времени и не стесняются откровеннее выражать свой страх - мужья предпочитают отмалчиваться. Но страх за детей не пройдет никогда - это пожизненная тревожная озабоченность.

Когда дети становятся старше, страх не исчезает, напротив, он растет по мере возрастания самостоятельности детей. А как развить эту самостоятельность читайте здесь . А когда они становятся взрослыми и у них появляются дети, страх «по наследству» переходит на внуков. Пугающая перспектива - при том что с биологической точки зрения страх выполняет важную функцию: сигнализирует об опасности. Кто не знает и не чувствует страха, тот неосторожен.

В основе родительского страха лежат привязанность и функция защиты: моему детенышу грозит опасность, и я должна (должен) ему помочь. Это предполагает известную осмотрительность. Родители должны чувствовать, где подстерегает опасность, сохранять бдительность. У того, кто способен на это, потомство получает явное преимущество в выживании. (Если зайчиха не будет бдительной, орел унесет зайчонка!) Страх - архаичная, глубоко укоренившаяся в природе животных и человека модель реагирования, служащая выживанию. Страх за ребенка заставляет родителей своевременно вмещаться, прежде чем их отпрыск, к примеру, свалится вниз головой с горки для катания. Страх заставляет матерей внимательно следить за ребенком, когда тот учится ходить.

К сожалению, страх приводит и к тому, что мать подросшего ребенка все еще боится выйти с ним на улицу, в самых черных красках представляя, что может случиться с малышом вне дома.
Особенно бурно страх проявляется на переходных этапах - когда дети поступают в школу, когда начинается период полового созревания, когда ребенок начинает учиться в какой-нибудь профессиональной школе или университете. Иногда он дает о себе знать, когда ребенок впервые влюбляется. За этим часто скрываются страх потери, боязнь разлуки. Одно утешает: каким бы неотвратимым и хроническим ни был страх за детей , сам по себе он не опасен. Действительно опасна только потеря радости жизни как следствие капитуляции перед страхом.
Но мы надеемся, что для его преодоления вам хватит сил и здравого смысла.

Учитесь бороться и справляться с негативными эмоциями

Каждый шаг, отдаляющий ребенка от родителей, означает уменьшение возможностей оберегать сына или дочь, ограждать их от неприятностей. Но людей можно защитить только до известной степени. Невозможно предусмотреть все случайности. Ребенок имеет право на взросление — со всеми рисками и опасностями, которые несет с собой этот процесс. Признать это и достойно жить в соответствии с этим фактом очень трудно. Но родителям никуда от этого не уйти. Условно говоря, когда ребенок в 18 лет получает водительские права, вы, к сожалению, не всегда сможете ездить рядом с ним. Как тогда справляться с тревогой? Рецепта на все случаи не существует, однако психологи по опыту знают; кто понимает причину страха, тот меньше боится, тому легче встретить страх лицом к лицу. Если внутренне представить себе несчастье как свершившийся факт, можно настроить себя на принятие реалистичных контрмер и заранее подготовиться к негативному исходу.

Тот, кто последовательно, до конца обдумывает свой страх, становится менее чувствительным — и более бдительным. Психологи и психиатры хорошо справляются с такого рода чрезмерными страхами, требующими лечения. Чем раньше обратиться к психотерапевту, тем лучше будет результат лечения. К примеру, психотерапевт может порекомендовать курсы релаксации мышц, чтобы снять стресс и судорожную напряженность. После этого надо исследовать истоки собственного страха. Врач научит распознавать и выключать пусковые механизмы страха. Один из таких механизмов стал настолько привычным, что большинство практически не осознает его. По телевидению постоянно показывают несчастные случаи и катастрофы. Жестокость, смерть, ужасы становятся частью повседневной жизни, а это ведет и к возрастанию страха.

Невероятные факты

Фобии являются результатом как сочетания внешних событий, так и генетической предрасположенности.


Фобии человека

1. Аллиумфобия – боязнь чеснока

Аллиумфобия - это сильная боязнь чеснока, которая выражается в том, что человек избегает есть чеснок любой ценой и его бросает в дрожь при одном только виде или запахе чеснока.

Кроме людей, аллиумфобия вероятно свойственна вампирам и комарам. Так в фильме "Дракула" профессор Абрахам Ван Хельсинг использует чеснок, чтобы отогнать злых духов. А запах чеснока, выдыхаемый человеком, может отпугнуть комаров.

2. Дидаскалейнофобия – страх ходить в школу

Дидаскалейнофобия характеризуется нелюбовью к школе и свойственна примерно 5 процентам населения.

Корень страха кроется в трудностях обучения, неспособности справиться с напряжением учебного процесса или травмирующими событиями, например при травле одноклассников.

Дети и подростки, страдающие этой фобией, отказываются ходить в школу, жалуются на выдуманные болезни, избегают контактов с остальными.

3. Сокерафобия – боязнь родителей мужа или жены

Сокерофобия характеризуется постоянным опасением, тревогой и страхом при мысли о том, что вам придется общаться с кем-то из родителей мужа или жены .

Пентерафобия – это страх тещи или свекрови, и она, как правило, является результатом ложных ожиданий того, что теща или свекровь окажется такой же, как мать. От этой фобии страдает немало молодоженов.

4. Погонофобия – страх бороды

Погонофобия происходит от греческих слов " pogono", означающего "относящееся к бороде" и "phobia" – "страх".

Некоторые люди ассоциируют бороду с неухоженностью, негигиеничностью или неотесанностью у мужчин, и это отталкивает их.

Некоторые женщины также считают, что мужчина с растительностью на лице символизирует "подозрительную склонность к индивидуализму и пренебрежению".

Фобии и страхи

5. Эуфобия – страх услышать хорошие новости

Мы знаем, что все любят хорошие новости и не любят плохие, но есть люди с эуфобией, которые боятся любого рода хороших новостей .

Одной из возможных причин называют опасение, что за так называемыми хорошими новостями могут скрываться какие-то неприятные вести. Такой человек намеренно окружает себя негативными или пессимистическими представлениями. Поведенческая терапия может помочь таким людям обрести уверенность и оптимизм.

6. Гиппопотомонстросескиппедалофобия – боязнь длинных слов

Одно это слово состоит из 33 букв и произошло от корня "sesquipedalian", означающего "длинное слово". Слова "hippopotamus" и "monstrum" добавили, чтобы усилить страх.

Одними из причин этой фобии называют трудности с запоминанием или умственной обработкой многосложных слов и страх перед конкурсами на проверку словарного запаса или орфографию. В современном мире, когда многие люди перестали читать, эта фобия может частично развиться.

7. Калигинефобия или венустрапфобия – боязнь красивых женщин

Некоторые люди страдают от непрекращающегося страха, тревоги, смущения и даже депрессии в присутствии красивых женщин . Это может быть результатом травмирующего события в прошлом, связанного с красивой женщиной, низкая самооценка или комплекс неполноценности.

Фобию также связывают с телевидением и кино, где часто изображаются привлекательные женщины, что влияет на деятельность человек и отвлекает от работы.

Список фобий

8. Гексакосиойгексеконтагексафобия – боязнь числа 666

Число 666, которое считается "числом зверя ", ассоциируется с катастрофическими последствиями.

В литературе, и музыке дьявольское число 666 оставило неизгладимый след. В тяжелых случаях человек может намеренно избегать любых сочетаний чисел, напоминающих 666, например, свадьбы 6.06.2006.

Также человек может нервничать или неуютно себя чувствовать, связывая какие-то случайные события с этим числом.

9. Вестиофобия – страх ношения одежды

Вестиофобия – это неприязнь к ощущению одежды на своем теле .

Люди с этой фобией предпочитают одеваться в просторную одежду или вообще не одеваются. Некоторые связывают эту фобию со случаями укусов насекомых (пауков или ос), спрятавшихся в складках одежды.

Иногда спровоцировать вестиофобию может ношение тяжелой одежды длительное время. Могут возникать такие симптомы, как чувство сдавленности или удушения, тошнота, дрожь и паника.

10. Пнеуматифобия – страх духов

Эту фобию можно разделить на подкатегории: спектрофобия (боязнь предзнаменований), фазмофобия (страх привидений), демонофобия (боязнь демонов), богифобия (боязнь страшилищ), сатанофобия (боязнь Сатаны), стигиофобия или хадефобия (боязнь Ада), и виккафобия (боязнь ведьм).

Могут развиться такие симптомы как паранойя, панические атаки, тошнота, потоотделение, нервный срыв, чувство преследования духами. Истории о призраках, демонах, оборотнях, популяризированных в литературе и на телевидении, могут усугубить эту фобию.