Социальный патронат семьи и детей. Социальный патронат: еще один шаг к массовому развалу семей

О принятом в первом чтении законопроекте по поводу социального патроната рассказывает , Директор Общественного центра правовых экспертиз и законопроектной деятельности, член Центрального Совета Ассоциации родительских комитетов и сообществ «АРКС».

Социальный патронат

Многие люди заблуждаются относительно социального патроната, веря на слово тем, кто утверждает, что социальный патронат – это система профилактики социального сиротства, что он поможет сохранить неблагополучные семьи, поправить в них положение, чтобы не изымать детей.

На самом деле, если мы посмотрим на текст самого законопроекта, то убедимся: ситуация несколько иная.

Согласно законопроекту, социальный патронат назначается в том случае, если к семье не может быть применено лишение или ограничение родительских прав. Необходимо учитывать, что ограничение или лишение родительских прав применяется сегодня как раз к семьям алкоголиков, наркоманов, развратников, а также к семьям, в которых создается угроза жизни или здоровью детей.

Таким образом, в законопроекте речь идет не о семьях, где действительно требуется вмешательство: алкоголиков, наркоманов, асоциальных личностей, а о нормальных, благополучных семьях.

Согласно законопроекту, патронат будет назначаться над теми родителями, которые «создают своими действиями или бездействием условия, препятствующие нормальному развитию и воспитанию детей». Что такое «нормальное воспитание и развитие» в законе не оговаривается и относится на усмотрение органов опеки и попечительства.

Таким образом, социальный патронат рассчитан на добросовестных родителей, которых органы опеки и попечительства по собственному усмотрению могут признать неправильно, ненормально воспитывающими своих детей. Он может коснуться любой семьи.

Это очень важный момент, который вызывает наибольшую настороженность со стороны общественности.

Органы опеки при этом могут не только признавать семью социально-опасной, давать обязательные для исполнения предписания по содержанию и воспитанию детей, по защите прав несовершеннолетних. Они также вправе в любой момент изъять ребенка из семьи на реабилитацию без решения суда или вышестоящего административного органа. Они сами приобретают статус органа государственной власти.

Более того, в законопроекте прямо указано, что «в случае возникновения достаточных оснований для лишения или ограничения родительских прав во время или после осуществления социального патроната орган опеки и попечительства ОБЯЗАН предъявить иск в суд о лишении родителей (одного из них) родительских прав либо об ограничении их в родительских правах».

Исходя из этих положений, мы понимаем, что этот законопроект может привести к еще более массовому разрушению семей, чем то, которое имеет место в настоящее время.

Большое лукавство этого законопроекта заключается в том, что в нем написано, как будто социальный патронат назначается исключительно на добровольной основе, только с письменного согласия родителей. Но никто не говорит о том, что если родитель не дает добровольно письменного согласия, то социальный патронат может быть назначен в принудительном порядке через суд (если не найдутся основания для лишения или ограничения родительских прав).

То есть, отказ от социального патроната повлечет за собой направление дела в суд и возможность постановки вопроса о лишении или ограничении родительских прав.

Это лишь повысит необоснованные исковые претензии к родителям.

И уж конечно, родителям нет ни малейшего смысла судиться с органами опеки и попечительства. Ведь в лучшем случае они всё равно получат социальный патронат, только принудительно, либо потеряют детей.

Уже сегодня по всей стране действует практика, когда органы опеки и попечительства сначала отбирают детей, а чтобы их вернуть, предлагают родителям подписать соглашение о сотрудничестве, угрожая в случае отказа подать иск о лишении/ограничении родительских прав.

Мало кто из родителей готов противостоять этой системе, да ещё с риском потерять детей. Но разве полученные таким путем заявления можно считать добровольным согласием?

Нужно отдельно отметить, что, согласно законопроекту, деньги из федерального бюджета, которые выделяются на его реализацию, направляются исключительно в органы опеки и попечительства для оплаты армии чиновников, которые будут надзирать за семьями. Но ни одной копейки не направляется в семьи на исправление той трудной ситуации, в которой они находятся. Согласно законопроекту вся помощь заключается лишь в предоставлении воспитательных и психологических методик и технологий, так называемой «социальной реабилитации». Понятно, что кроме обязательных предписаний, как родителям обеспечить права своих детей, ничего не последует. Говорить о том, что семьи получат какую-нибудь реальную помощь государства – заблуждение.

Мы часто можем видеть
печальные результаты социального патроната в зарубежных странах. Большое количество детей уже отобрано из семей с целью защиты «прав детей». Детей отбирают, если родители не обеспечивают выполнение требований социальных органов (опеки, ювенальных органов и т.п, в каждой стране они называются по разному). Так, недавно, в Швейцарии у кровных родителей были отобраны два брата – близнеца с формулировкой «избыточный вес детей». Сначала родителям было предписано снизить вес детей по определенной схеме. Родители длительное время жили под видеокамерами с тем, чтобы доказать, что они выполняют все предписания социальных служб. Но мальчики не похудели и были изъяты из семьи.

Сегодня те же правовые механизмы предполагается ввести и в нашем государстве. Это и есть ювенальная система западного образца.

При назначении социального патроната органы опеки и попечительства приобретают право входа в квартиры законопослушных граждан с проверками в прямое нарушение конституционных гарантий о неприкосновенности жилища.

Социальный патронат может быть назначен и по заявлению ребенка, достигшего десятилетнего возраста, если он считает, что родители нарушают его права. То есть если родители куда-то не пустят ребенка, будут заставлять делать уроки, что-либо запрещать, он всегда будет иметь право пригласить органы опеки, которые дадут родителям предписание о том, как правильно воспитывать своих детей, чтобы их права были защищены.

Причем, правила эти нигде не прописаны и устанавливать их будут исключительно сотрудники органов опеки и попечительства, вероятно исходя из широких либеральных прав детей, декларируемых международными актами.

Общественность, эксперты считают, что законопроект нарушает принцип автономии семьи и невмешательства кого-либо в дела семьи, установленный в статье 1 Семейного кодекса РФ.

По поводу этого принципа Конституционный Суд РФ в своем определении (N 875-О-О от 26.05.2011) указал, что он является конкретизацией положения статьи 38 Конституции РФ о защите государством семьи, материнства, отцовства и детства.

То есть, данный законопроект вступает в противоречие не только с семейным законодательством Российской Федерации, но и нарушает конституционное право граждан на охрану семьи.

Вы прочитали статью Социальный патронат: шаг к развалу семей . Читайте также.

Социальный патронаж над семьями, оказавшимися по совершенно разным причинам в тяжелом положении - один из важных вопросов современного общества. Его решением занимаются определенные государственные учреждения и общественные организации. Из-за сложившейся в стране ситуации и увеличении проблем безнадзорности семей число, которым требуется эта услуга, постоянно увеличивается.

Под патронажем подразумевают обслуживание, предоставляемое индивидуальным клиентам и группам риска. Выполняется постоянный надзор, посещаются жилища клиентов, оказывается им определенный вид помощи.

Социальный патронаж

Социальный патронаж это вид технологии, позволяющей найти решение кризисной жизненной ситуации, предполагающей сопровождение семьи и детей, столкнувшихся с подобной проблемой. Здесь объединены диагностические, контрольные, адапционно-реабилитационные функции. Его действие направлено на установление и поддержку длительных связей с семьей, своевременное обнаружение ее проблемных ситуаций и оказание незамедлительной помощи.

Социально педагогический патронаж устанавливают над семьей, оказавшейся:

Как свидетельствует сложившаяся практика, специалисты занимаются патронажем неблагополучных семей в том случае, если их члены не выполняют свои обязанности, самостоятельно не справляются с жизненными трудностями и проблемами. Также, подобная процедура устанавливается, если эти лица:

  • социально нездоровы или присутствуют признаки их риска для общества;
  • общественно изолированы, замкнуты;
  • в состоянии хронической социально психологической дезадаптации;
  • с ослабленной связью с социумом и внутри семьи или полным ее отсутствием;
  • лишены ресурсов, чтобы осуществить личностный и общественный рост, или не умеют пользоваться ими. Это могут быть их материальные, духовные, профессиональные формы.

Нужно ли ставить семью на патронаж, решает организация, занимающаяся его контролем, или межведомственная комиссия, в функции которой входит контроль этой процедуры.

Выполнение обязанностей возлагается на специалиста, представителя межведомственной комиссии, службу патронажных сестер, по решению которых семья была взята под контроль. Они имеют право (если в этом есть необходимость) вносить коррективы в пункты плана их деятельности с неблагополучными лицами.

Постановка на патронаж семьи принимается на основе реально необходимого и обоснованного решения. Не стоит его принимать со спешкой, может ее члены нуждаются в консультационных услугах, поддержке или отдельных реабилитационных профилактических мероприятиях.

Руководствуясь материалами социального педагога, службы организовывают работу на следующих принципах социального патронажа:

  • системность (взаимосвязанность действий, дополняющих друг друга);
  • комплексность (работа выполняется не в одиночном порядке, а комплексно);
  • оптимизация;
  • объективность;
  • профилактическая направленность;
  • пропаганда о единстве семьи.

Основные виды социального патронажа

Определяют следующие виды социального патронажа семьи:

  • медицинский;
  • психологический патронаж;
  • педагогический;
  • экономический;
  • правовой.

Медико-социальный

Этот вид устанавливается в отношении больных и физически неполноценных членов семьи, включая и детей-инвалидов, которым нужен ежедневный уход. Его содержание составляется в зависимости от категории подопечных. Это может быть доставка лекарства и продуктов, гигиенические услуги и кормление, уборка жилища, ночные дежурства и другие функции, которые нужны для нормальной жизнедеятельности человека с отсутствием возможности самостоятельного удовлетворения необходимых потребностей.

Главной задачей работника, занимающегося медико-социальным патронажем, (в частности медсестры участковой) является выполнение указанных услуг и установление доверительного отношения с клиентом и терпимости.


Социально-психологический

Специалисты, занимающиеся социально психологическим патронажем, оказывают социальную и психологическую помощь для лиц групп риска, проживающих в конфликтных или стрессовых условиях, с хронической психологической дезадаптацией и эмоциональным напряжением, с проблематичным воспитанием детей. В их круг обязанностей входит консультирование, поиск альтернативных путей выхода из конфликтной ситуации совместно с клиентами, выполнение посреднических функций между клиентом и окружающими его людьми. Служащие оказывают помощь по снижению его тревожности, квалифицированно вводят в процесс изменений, предусмотренных в плане, близких ему лиц.


Социально-педагогический

Его основная задача - оказание всесторонней и действенной помощи специалистами социальной службы, руководствующимися собственными педагогическими возможностями, как для детей, так и для родителей, оказавшихся в особо трудной ситуации. В рамках социально-педагогического патронажа они повышают компетентность родителей, формируют положительную мотивацию на поиск выхода из кризисного положения, восстанавливают отношения между родителями и детьми, формируют их общественную позицию, направленную на нормальное человеческое развитие.

Социально-экономический

В его рамках оказывают материальную помощь продуктами, талонами, одеждой и в других формах, выдают пособия. В целом, это разновидность социального патронажа семьи.

Социально-правовой

Эта услуга по предоставлению систематического наблюдения за клиентами с целью обнаружения угрозы насилия, его применения к детям, женщинам, пожилым людям, инвалидам. Оказание им помощи на основе методов социального патронажа.

Социальный

Работники в рамках социального патронажа семьи занимаются:

  • визитами в семьи, изучением и выяснением причин сложившейся проблемы;
  • оказанием конкретной (в некоторых случаях экстренной) помощи, которая способна решить кризисную жизненную ситуацию;
  • оказанием профилактических мер, удовлетворяющих потребности, стабилизирующих благоприятные перемены и закрепляющих успехи, уменьшающих или устраняющих факторы риска с помощью обучения, посредничества, побуждения;
  • объединением действий специалистов соответствующей службы с целью устранения проблем семей.

Социальное сопровождение и его виды

Такой формой покровительства обеспечиваются семьи (если возникает необходимость) родители, попечители, опекуны и другие представители несовершеннолетних. К нему привлекаются уполномоченные организации, которые имеют юридическое право оказывать психологический патронаж. Сопровождение семьи может быть:

  • бытовым;
  • медицинским;
  • психологическим;
  • социально-педагогическим патронажем;
  • трудовым;
  • правовым.

Кроме основных видов сопровождения ряд учреждений патронирования занимаются выполнением срочных общественных услуг: предоставлением горячего питания, необходимой одежды и обуви, оказание юридических услуг, содействие в процессе получения временного жилища.


Контролирующий орган

Так как термин «социальный педагогический патронаж семьи» имеет значение обслуживание клиентов, состоящих в группе риска, на дому, поэтому подобная процедура контролируется структурами:

  • отделением социальной защиты населения;
  • службами по делам детей;
  • центрами социальных служб.

Контроль качества формируют и реализуют в соответствии с законом Российской Федерации от 21 июля 2014 года № 256-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам проведения независимой оценки качества, оказания услуг организациями в сфере культуры, социального обслуживания, охраны здоровья и образования».

Социальный патронат - эффективная форма социальной помощи семьям и детям, попавшим в трудную жизненную ситуацию. Он рассчитан на тех, кто не может самостоятельно решить свои проблемы. В центрах социальной помощи такие семьи смогут получить консультации и поддержку по ряду вопросов. Работники социального патроната будут оказывать им психологическую, педагогическую, юридическую, экономическую и даже медицинскую помощь.

Система патроната направлена на оказание помощи семье на ранних этапах неблагополучия, что позволяет стабилизировать ситуацию в ней. Система содержит эффективные технологии реабилитации кровной неблагополучной семьи, предотвращая ее деградацию и лишение взрослых родительских прав.

Технологии превентивного патроната предполагают прежде всего межведомственное взаимодействие по профилактике социального сиротства, в которое включены все учреждения, имеющие прямое отношение к работе с семьей и детьми. Задачей такого взаимодействия является раннее выявление семейного неблагополучия, укрепление семьи, помощь в развитии и воспитании детей, организация досуга. Базовые учреждения, которые могут принимать участие во взаимодействии: учреждения культуры, учреждения дополнительного образования, центры помощи семье и детям, центры «Семья», центры психолого-педагогической реабилитации, общественные организации, образовательные учреждения для детей, центры занятости, учреждения здравоохранения и т.д.

Технологии социального патроната имеют целью предотвращение социального сиротства в рамках межведомственного взаимодействия различных учреждений. Первоочередное внимание уделяется реабилитации кровной семьи после процедуры лишения родительских прав и возвращение ребенка в родную семью. Базовым учреждением по реализации этих технологий в соответствии со своим функционалом благодаря кадровому потенциалу могут быть социально-реабилитационные центры.

Технологии семейного патроната направлены на обеспечение права детей н а воспитание в семье. В случае, если реабилитация кровной семьи и возврата в нее ребенка невозможны, рассматриваются возможности устройства ребенка в ближайшее семейное или социальное окружение, что облегчает адаптацию ребенка к новым условиям жизни и позволяет избежать травматизации психики ребенка. В процессе семейного патроната происходит установление родственной опеки над ребенком, реализуются семейные формы жизнеустройства ребенка. Этап определения ребенка-сироты на воспитание в замещающую семью (усыновление, опека, попечительство, приемная, семейный детский дом).

Виды семейного устройства детей. Существует форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей:

  • усыновление (удочерение);
  • опека (попечительство);
  • приемная семья;
  • учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (дома ребенка, детские дома, школы-интернаты и т. д.).

Кроме того, законами субъектов Российской Федерации могут быть предусмотрены иные формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей. В настоящее время в разных регионах России существуют такие инновационные формы устройства детей, как детские деревни «SOS», приходские детские дома, патронатные семьи, а также активно развивается такая форма реабилитации ребенка, как семейно-воспитательная группа.

Пример. Детские деревни-SOS (СОС-киндердорф) - это особый гуманный тип детского дома с семейным воспитанием. В детских деревнях воспитывают детей в соответствии с общечеловеческими нравственными ценностями и культурными традициями каждой конкретной страны вне рамок определенной религии. Первая детская деревня была создана в 1949 г. австрийским педагогом Германом Гмайнером .

Во всем мире в основе деятельности детских деревень лежат следующие основные принципы: мать в детской деревне - глава семьи. Работа в этом качестве - одновременно призвание и профессия. На эту роль по конкурсу отбирают одиноких женщин, готовых отдать свою любовь обездоленным детям. Перед тем, как возглавить семью, мамы-воспитательницы проходят необходимое обучение; в детской деревне воспитываются дети разного возраста, родных братьев и сестер при приеме в детскую деревню никогда не разделяют; каждая семья постоянно проживает в уютном отдельном доме, самостоятельно ведя хозяйство. Деревня состоит из 12-15 семейных домов. Детская деревня - это не просто комплекс зданий для постоянного проживания воспитанников и мам-воспитательнип, но прежде всего это общество единомышленников; руководство нетрадиционным детским учреждением осуществляет директор детской деревни, который со своей семьей живет в деревне, активно помогая каждой семье.

То, какая форма устройства подходит для ребенка, во многом определяется его социально-правовым статусом. Например, усыновить можно ребенка, про родителей которого (или единственного родителя) точно известно, что они умерли, неизвестны, лишены родительских прав, признаны судом недееспособными, дали согласие на усыновление, либо по неуважительным причинам не проживают более шести месяцев с ребенком. Если же, к примеру, ничто из вышеперечисленного не относится к родителям ребенка, его нельзя усыновлять, но можно, например, поместить под опеку (попечительство) до того момента, пока статус ребенка не прояснится.

Общепризнанный международный опыт показывает, что оптимальным для развития ребенка методом его жизнеустройства является семья. Воспитание в государственном учреждении не удовлетворяет потребности ребенка в родительском тепле и заботе. Выпускники детских учреждений, как правило, совсем не подготовлены к жизни вне коллектива, у них не хватает необходимых знаний об устройстве общества, в котором им предстоит жить. Все это в полной мере можно получить только воспитываясь в условиях семьи, поэтому в настоящее время провозглашается приоритет семейных форм воспитания детей: усыновление, опека, приемная семья, патронат. Рассмотрим подробнее эти формы устройства ребенка.

Усыновление является приоритетной формой устройства детей, оставшихся без попечения родителей. С правовой точки зрения, усыновление - это установление между усыновителем и усыновленным ребенком правоотношений (личных и имущественных), аналогичных существующим между кровными родителями и детьми. Закон приравнивает усыновленного ребенка к родным детям усыновителя.

Процедура усыновления в России определена в Семейном кодексе Российской Федерации (статьи 124-144).

Согласно Семейному кодексу, усыновителями могут быть совершеннолетние лица обоего пола, за исключением:

  • лиц, признанных судом недееспособными или ограниченно дееспособными;
  • супругов, один из которых признан судом недееспособным или ограниченно дееспособным;
  • лиц, лишенных по суду родительских прав или ограниченных судом в родительских правах;
  • лиц, отстраненных от обязанностей опекуна (попечителя) за ненадлежащее выполнение возложенных на него законом обязанностей;
  • бывших усыновителей, если усыновление отменено судом по их вине;
  • лиц, которые по состоянию здоровья не могут осуществлять родительские права;
  • лиц, которые на момент установления усыновления не имеют дохода, обеспечивающего усыновляемому ребенку прожиточный минимум, установленный в субъекте Российской Федерации, на территории которого проживают усыновители (усыновитель);
  • лиц, не имеющих постоянного места жительства;
  • лиц, имеющих или имевших судимость, подвергающихся или подвергавшихся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконного помещения в психиатрический стационар, клеветы и оскорбления), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, а также против общественной безопасности;
  • лиц, имеющих неснятую или непогашенную судимость за тяжкие или особо тяжкие преступления;
  • лиц, проживающих в жилых помещениях, не отвечающих санитарным и техническим правилам и нормам;
  • лиц, не прошедших подготовки (кроме близких родственников ребенка, а также лиц, которые являются или являлись усыновителями и в отношении которых усыновление не было отменено).

Лица, не состоящие между собой в браке, не могут совместно усыновить одного и того же ребенка.

Усыновление настолько серьезно влияет на судьбу ребенка, что его согласие войти в семью усыновителя приобретает первостепенную важность. Согласие ребенка, достигшего возраста десяти лет, является безусловно необходимым, без него усыновление не может быть произведено. Мнение ребенка, не достигшего десятилетнего возраста, также должно быть рассмотрено с того момента, когда ребенок в состоянии его сформулировать и выразить.

Для передачи ребенка на усыновление в случаях, установленных законом, может потребоваться согласие его кровных родителей. Порядок изъявления родителями согласия регулируется ст. 129 Семейного кодекса РФ. При усыновлении ребенка несовершеннолетних родителей, не достигших возраста 16 лет, необходимо также согласие их родителей или опекунов (попечителей), а при отсутствии родителей или опекунов (попечителей) - согласие органа опеки и попечительства.

Факт усыновления составляет семейную тайну усыновителя и усыновленного. Усыновитель сам устанавливает, раскрывать эту тайну, или нет. Лица, разгласившие тайну усыновления ребенка против воли его усыновителей, привлекаются к уголовной ответственности. В течение трех лет после усыновления происходит постоянный контроль за проживание ребенка органом опеки и попечительства.

Опека и попечительство. Самой распространенной формой устройства ребенка на воспитание в семью остаются опека и попечительство - принятие в дом ребенка на правах воспитуемого в целях его содержания, воспитания и образования, а также для защиты его прав и интересов. Опека устанавливается над детьми, не достигшими 14 лет, а попечительство над несовершеннолетними - от 14 до 18 лет. Ребенок сохраняет свои фамилию, имя, отчество. Биологические родители не освобождаются от обязанностей по принятию участия в содержании своего ребенка.

Опекун или попечитель назначается органом опеки или попечительства. Опекунами (попечителями) детей могут назначаться только совершеннолетние дееспособные лица. Не могут быть назначены опекунами (попечителями) лица, лишенные родительских прав. При назначении ребенку опекуна (попечителя) учитываются нравственные и иные личные качества опекуна (попечителя), способность его к выполнению обязанностей опекуна (попечителя), отношения между опекуном (попечителем) и ребенком, отношение к ребенку членов семьи опекуна (попечителя), а также желание самого ребенка. Опекун имеет все права и обязанности родителя в вопросах воспитания, обучения, содержания ребенка, и ответственности за ребенка.

Не назначаются опекунами (попечителями) лица, больные хроническим алкоголизмом или наркоманией, лица, отстраненные от выполнения обязанностей опекунов (попечителей), лица, ограниченные в родительских правах, бывшие усыновители, если усыновление отменено по их вине, а также лица, которые по состоянию здоровья не могут осуществлять обязанности по воспитанию ребенка.

В силу того, что опека и попечительство устанавливаются над детьми разных возрастов, опекун, в отличие от попечителя, имеет право и обязан совершать от имени подопечного сделки, за исключением тех, что должны быть совершенны только лично и нести имущественную ответственность за вред, причиненный подопечным. Попечитель же, в отличие от опекуна, имеет права и обязан давать согласие на совершение подопечным сделок. Кроме перечисленного есть еще несколько отличий правового характера, зафиксированных в Гражданском Кодексе РФ.

Поскольку опека и попечительство над несовершеннолетними детьми назначается с целью обеспечения их права на семейное воспитание, опекуны и попечители обязаны проживать с ребенком одной семьей. Исключение из этого правила предусмотрено только в отношении несовершеннолетних, достигших 16-летнего возраста. В этом случае орган опеки и попечительства может разрешить подростку проживать отдельно, если такая необходимость связана с получением образования или работой.

Дети, находящиеся под опекой или попечительством, сохраняют право на общение со своими родителями и родственниками, если это не противоречит интересам ребенка (это уже решает опекун или попечитель).

Для установления опеки или попечительства также необходимо согласие ребенка, если он достиг десятилетнего возраста.

Прекращение опеки происходит при достижении ребенком возраста 14 лет. При этом опека автоматически трансформируется в попечительство. Попечительство прекращается при достижении ребенком совершеннолетия, вступлении его в брак до 18 лет и в других случаях, например, в случае смерти опекуна или попечителя.

Приемная семья - форма воспитания ребенка (детей) в семье у приемных родителей-воспитателей. Такая семья заменяет пребывание ребенка в детском доме или приюте на домашнее воспитание и создается на основе договора между приемным родителем (родителями) и органами опеки.

Приемная семья образуется на основе договора о передаче ребенка (детей) на воспитание в семью. Договор о передаче заключается между органом опеки и попечительства и приемными родителями (супругами или отдельными гражданами, желающими взять ребенка на воспитание). Количество детей в приемной семье, включая родных и усыновленных детей, не превышает, как правило, восьми человек.

Приемные родители по отношению к принятому на воспитание ребенку или детям осуществляют права и исполняют обязанности опекуна или попечителя и несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на них обязанностей в порядке и на условиях, которые предусмотрены федеральным законом и договором.

При передаче ребенка в приемную семью орган опеки и попечительства руководствуется интересами ребенка. Помещение ребенка, достигшего возраста десяти лет, в приемную семью осуществляется только с его согласия. Безусловно, при подготовке заключения орган опеки и попечительства принимает во внимание личные качества людей, желающих взять на воспитание ребенка в семью, их способность к выполнению обязанностей по воспитанию детей, взаимоотношения с другими членами семьи, проживающих совместно с ними.

При принятии на воспитание ребенка с ограниченными возможностями здоровья в акте органа опеки и попечительства о назначении опекуна или попечителя указывается о наличии у них необходимых для этого условий.

Приемному родителю ежемесячно выплачивается вознаграждение, а также денежные средства на содержание приемного ребенка, а время функционирования приемной семьи засчитывается в общий трудовой стаж. Средства, предусмотренные на вознаграждение приемным родителям, выплачиваются одному из приемных родителей, указанному в их совместном заявлении, с момента передачи ребенка (детей) на воспитание в приемную семью. В приемную семью передают детей, которых невозможно передать на усыновление или опеку, в связи с отсутствием необходимого для этого у ребенка юридического статуса или если не удается найти ему опекунов или усыновителей.

Патронатное воспитание является новой формой семейного устройства детей, при которой права и обязанности по защите прав ребенка разграничены между патронатным воспитателем и органом опеки и попечительства (или его уполномоченным учреждением). Эта форма устройства пока что не вошла в федеральное законодательство и регулируется законами ряда регионов. Мы не будем на нем подробно останавливаться, рассмотрим лишь основные моменты.

Патронатное воспитание является более гибкой формой устройства детей и позволяет жить в семье ребенку любого возраста как при наличии у него установленного статуса сироты или ребенка, оставшегося без попечения родителей, так и непосредственно сразу после изъятия из семьи (вместо помещения его в приют).

В договоре, заключенном между органами опеки и попечительства и патронатным воспитателем, определяются права и обязанности как семьи, так и учреждения. Наличие такого договора является юридической основой для профессионального сопровождения ребенка в течение всего времени его воспитания в семье. И ребенку и семье гарантированно предоставляется юридическая, социальная, психологическая и любая иная помощь - в зависимости от потребностей ребенка.

Семейно-воспитательная группа (СВГ) является структурным подразделением приюта (реабилитационного центра), которое обеспечивает условия семейного воспитания ребенка, а также является подготовительным этапом в оформлении таких форм семейного жизнеустройства ребенка, как опека, усыновление, приемная семья.

Помещение ребенка из учреждения в СВГ позволяет:

  • провести социально-психологическую реабилитацию ребенка в условиях семьи как наиболее благоприятных для полноценного воспитания ребенка, его физического, психического, интеллектуального развития;
  • подготовить несовершеннолетнего к последующей передаче его на усыновление, в приемную семью или под опеку (попечительство);

Ребенок, находящийся в СВГ, является воспитанником детского учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации (приюта). Воспитатель СВГ зачисляется в штат учреждения, ему выплачивается заработная плата.

СВГ следует рассматривать как один из этапов создания приемной семьи.

При разных формах устройства предъявляются одинаковые требования к состоянию здоровья лиц, принимающих ребенка в семью. Законом регламентируется требование, чтобы эти лица не лишались прежде родительских прав или не были ограничены в родительских правах, никогда не были отстранены от обязанностей опекуна, не были усыновителями в ситуации, когда усыновление было отменено по вине взрослых.

  • См. подробнее: URL: www.sos-kinderdorf.at

Социальный патронаж – форма социального обслуживания на дому, представляющая собой посещение клиентов с диагностическими, социально-реабилитационными целями. Социальный патронаж раскрывает ресурсы семьи, способствующие выходу из трудной жизненной ситуации. Социальный патронаж в зависимости от цели проведения подразделяется на три вида: первичный, плановый, комплексный.

Первичный социальный патронаж осуществляется для выявления, постановки на учет и оказания экстренной помощи клиенту.

Плановый социальный патронаж организуется с целью контроля в отношении неблагополучных семей. Плановое посещение клиента позволяет выявить возможные изменения, которые произошли в его семье со времени последнего посещения.

Комплексный социальный патронаж проводится одновременно несколькими сотрудниками учреждения социального обслуживания (например: специалист по социальной работе и медицинский работник) с целью комплексного подхода к разрешению трудной жизненной ситуации клиента. Во время данного вида патронажа специалист по социальной работе наблюдает за клиентом в домашних условиях, изучает быт, взаимоотношения в семье, знакомится с режимом, питанием, особенностями и традициями семьи, узнает о самочувствии клиента в момент проведения патронажа. В случае если требования к социально-гигиеническим, социально-бытовым условиям проживания клиента не выполняются им самим или его членами семьи, специалист по социальной работе и медицинский работник в ненавязчивой форме дают советы-рекомендации, организуют режим сна и бодрствования, адекватный возрастным особенностям клиента. Важно объективно определять общее состояние клиента. Необходимо выяснить, какими навыками самообслуживания он обладает.

Если во время проведения социального патронажа специалист по социальной работе определяет, что клиент не обучен навыкам самообслуживания, соответствующим его возрасту, то для него разрабатываются рекомендации-советы, проводятся обучающие занятия-тренинги по освоению приемов и методов, содействующих социально-бытовой адаптации. При социальном обслуживании клиента на дому медицинский работник организует соответствующий уход, выполнение медико-социальных проце­дур.

Обследование жилищно-бытовых условий проводят с учетом определенных норм. Результаты несоответствия установленным нормам фиксируются специалистом по социальной работе в акте обследования жилищно-бытовых условий семьи. Данные нормативы обследования жилищно-бытовых условий семьи приведены в учебном пособии Основы социальной работы. / Под ред. Н.Ф. Басова. – 3-е изд., испр. – М., 2007.

Социальный патронаж включает следующие этапы: подготовительный, основной, заключительный.


1. Подготовительный этап предполагает планирование посещение семьи клиента (договоренность с клиентом о времени и дате визита), определение цели патронажа, выбор методов социальной диагностики, как правило, чаще применяется стандартизированное интервью (специалист по социальной работе заранее разрабатывает сценарий проведения, продумывает и фиксирует вопросы), наблюдение.

2. Основной этап – посещение клиента на дому, проведение социальной диагностики (фиксировать необходимую информацию специалист может в тетради социального патронажа, где указывается фамилия, имя, отчество клиента, адрес, жилищно-бытовые условия семьи, наличие условие для отдыха, питания, организации досуга клиента) оказание консультативной помощи, социальных услуг.

3. Заключительный этап – подведение итогов социального патронажа, который включает анализ результатов социальной диагностики, разработка рекомендаций специалистом по социальной работе по выходу из трудной жизненной ситуации, оказание экстренной помощи, если клиент пережил экстремальную ситуацию. Происходит оформление результатов социального патронажа в виде акта обследования жилищно-бытовых условий семьи, в случае первичного дополнительно заполняется социальная карта клиента.

Социальный патронат - форма индивидуальной профилактической работы с ребенком, нуждающимся в государственной защите, и его семьей (т. е. форма социального обслуживания).
Необходимо наличие конкретного специалиста (куратора, роль которого сегодня выполняет социальный работник или социальный педагог), который мог бы «вести» семью и ребенка, направлять его на консультации к юристам и психологам, собирать информацию от других специалистов о нем, быть в курсе всех проблем, стать посредником между семьей и различными ведомствами: милицией, органами опеки, комиссией по делам несовершеннолетних и т. д. Только таким образом можно выбрать стратегию и тактику социальной реабилитации клиентов и успешно осуществить ее.
Необходима организация районных комплексов, включающих в себя службы, состоящие из специалистов, которые могут оказать весь спектр услуг.
Данная схема работы по месту жительства была опробована на базе территориального комплекса социальной защиты детей и подростков в г. Санкт-Петербурге (1994 г.).
В структуру комплекса входит ряд подразделений.
Служба социальной работы с семьей - занимается выявлением дезадатированных детей на территории района, сотрудничает с различными учреждениями, органами правопорядка и общественными организациями. В функции этой службы входят так же анализ факторов социальной дезадаптации, изучение особенностей личностного развития и поведения детей, анализ жизненных ситуаций в семьях, определение причин возникновения конфликтов, корректирование семейных отношений. Кроме этого, специалисты способствуют изменению отношения детей к учебной деятельности, восстановлению их социального статуса, оказывают помощь в профессиональной ориентации, получении специальности и трудоустройстве родителей.
Специалисты службы взаимодействуют с ИДН, РОНО и др., проводят первичный прием клиентов, накапливают информацию, проводят необходимую социальную работу с семьями и отдельно с детьми, корректируют деятельность других служб комплекса, осуществляют индивидуальный подход, т. е. учитывают реальную жизненную ситуацию.
Юридическая служба консультирует клиентов по всем юридическим вопросам, составляет документы, необходимые для защиты прав клиента, отстаивает интересы клиентов.
Психологическая служба проводит психодиагностику, информирует социальных работников о психических особенностях клиентов, вырабатывает конкретные рекомендации по предотвращению и разрешению конфликтных ситуаций.
Психотерапевтическая служба проводит коррекционную работу с детьми и семьями индивидуально и в группах.
Медико-социальная служба оказывает первичную медицинскую помощь, осуществляет медицинское патронирование детей и семей, направляет при необходимости на госпитализацию. Дает рекомендации по работе с клиентами с учетом медицинских показаний.
Стационар дневного пребывания выполняет функции социальной гостиницы: питание, культурные и образовательные мероприятия.
Школа восстановительного обучения ликвидирует пробелы в образовании детей.
Представленная структура может быть изменена в соответствии с конкретными
социальными проблемами того или другого района.
Можно выделить группы клиентов, которым требуется помощь специалистов по социальной работе.
Формально благополучные семьи, в которых по разным причинам есть дети, склонные к безпризорности, проявляющие отклонения от норм поведения в школе и на улице. Социальный работник должен ограничиться рекомендательной практикой, выступать в качестве посредника, информируя родителей о путях решения их проблем через специалистов.
Социально неблагополучные семьи при формально благополучных детях. Конфликтные семьи, где родители систематически культивируют агрессивный стиль во взаимодействиях сторон и высока социально-психологическая дезадаптация их детей. Семьи, где родители испытывают экономические затруднения. Аморальные семьи. Здесь необходимо активное посредничество,
совместная деятельность с правоохранительными органами, организация социально- экономической поддержки, воспитание членов семьи.
Дети из семей, неосторожно или намеренно расстающихся со своим жильем. Задача социального работника - предотвратить возможность манипуляций с жильем, использовать полномочия органов опеки и прокуратуры, а при случившемся факте - информировать соответствующие инстанции.
Семьи, где дети подвергаются насилию. В случаях физического и сексуального насилия социальный работник организует вмешательство специалистов кризисной службы, органов прокуратуры, эвакуирует ребенка. Проводит воспитательную работу с родителями.
Группа школьных проблем (отказ от посещения школы, фактически изгнанные из школы).
Дети и подростки из благополучных семей, большую часть времени проводящие в местах криминального риска, на тусовках.
Несовершеннолетние бомжи из аморальных семей, из семей, где в настоящее время у детей отсутствуют возможности проживания.
Несовершеннолетние проститутки, беременные женщины.
Дети, склонные к употреблению алкоголя, к наркомании и токсикомании.
В Санкт-Петербурге организована Служба уличной социальной работы. Ее основные функции:
- первичная социальная работа в местах скопления детей;
формирование банка данных об уличных детях, неформальных сообществах;
координация деятельности различных социозащитных структур;
информационно-методическое обеспечение социальной защиты детей семей;
экспериментальная работа с опасными и экстремистскими молодежными сообществами.
Структура службы:
Оперативный отдел занимается поиском и организацией первичной адаптации детей, основная работа на улице;
Отдел социального сопровождения - юристы, психологи, педагоги, социальные работники;
Мобильная школа восстановительного обучения;
Методический отдел;
Диспетчерская служба социальной помощи.
Приведенная схема организации социальной работы по месту жительства позволяет максимально эффективно обеспечить комплексную защиту прав детей и решить многие проблемы семей.

Еще по теме 3.2.6. Социальный патронат:

  1. § 2. Підстави виникнення та припинення патронату над дітьми. Договір про патронат
  2. § 1. Поняття патронату над дітьми та його відмінність від інших форм влаштування дітей, позбавлених батьківського піклування
  3. Классы и классовый подход в исследовании социальной структуры.Понятие страты и стратификации, стратификационный подход в изучении общества, марксистские и немарксистские концепции социальной структуры.Многомерность социальной стратификации. П.А.Сорокин и его теория социальной мобильности.4 Вертикальная и горизонтальная социальная мобильность.Социальная стратификация и социальная мобильность.
  4. Социальные изменения как естественные и постоянные процессы общественной жизни в любой социальной системе и ее элементах. Направленность социальных изменений.Социальное развитие, социальный прогресс и социальный регресс. Революция и эволюция как формы социальных изменений.Теория общественного прогресса в марксисткой школе социологии.Г.Спенсер, Э.Дюркгейм, Ф.Теннис и их вклад в теорию эволюционного развития общества.Теории индустриального (Р. Арон, У.Ростоу) и постиндустриального общества (Д.Белл
  5. Личность как центральный элемент социальной системы. Структура личности.Понятие личности, социальная сущность личности.Личность как субъект и объект социальной жизни.Процесс социализации - понятие, сущность, факторы, этапы. Социальная адаптация и интериоризации.Социальный тип личности.
  6. 2. Социальные нормы как одно из средств социального регулирования. Понятие и признаки социальных норм. Виды социальных норм: нормы морали, обычаи, корпоративные и религиозные нормы, юридические нормы (позитивного права).