Сенсорное воспитание детей дошкольнго возраста через дидактические игры. Сенсорное развитие детей раннего возраста через дидактическую игру

Сенсорное воспитание детей через дидактические игры. Подготовила воспитатель МКДОУ «Детский сад №7» г.Лиски Воронежской области Чибисова Н.В. Раннее детство – это особый период в жизни ребёнка. В это время происходит стремительное психическое и физическое развитие, закладывается основа для дальнейшего формирования и становления ребёнка как личности. Сенсорное развитие ребёнка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме,цвете, величине, положения в пространстве,а также запахе,вкусе и т.п. Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном возрасте трудно переоценить. Именно оно служит основой познания мира. Видные представители дошкольной психологии и педагогики Я.А.Коменский, О.Декроли, Ф.Фребель, М.Монтессори, Е.И.Тихеева, А.П.Усова, А.В.Запорожец, Н.П.Сакулина и другие, справедливо считали, что сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания. Сенсорное воспитание занимает огромное место в педагогическом процессе. Оно осуществляется планомерно и систематически. В непосредственно образовательной деятельности -это включение задач сенсорного воспитания. Их связь, с содержательной для ребёнка деятельностью, позволяет педагогу формировать сенсорные процессы, содействовать умственному развитию детей. Практически действуя с предметами, ребёнок накапливает чувственный опыт. В повседневной жизни происходит обогащение личности ребёнка через непосредственное общение с природой, с явлениями общественной жизни, с миром предметов, созданных руками человека. Большое значение в сенсорном воспитании имеет формирование у детей представлений о сенсорных эталонах – общепринятых образцах внешних свойств предметов (термин «сенсорные эталоны» был предложен А.В.Запорожцем и нашёл широкое применение в работе по сенсорному воспитанию дошкольников). Эталоны цвета (В качестве которых выступают семь цветов спектра и их оттенки по светлоте и насыщенности) эталоны формыгеометрические фигуры эталоны величины метрическая система мер. Свои виды эталонов имеются в слуховом восприятии (это фонемы родного языка), свои – во вкусовом, обонятельном восприятии. Усвоение сенсорных эталонов- длительный и сложный процесс, не ограничивающийся рамками дошкольного детства и имеющий свою предысторию. Усвоение сенсорных эталонов- это использование их в качестве «единиц измерения» при оценке свойств веществ. В каждом возрасте перед сенсорным воспитанием стоят свои задачи, формируется определённое звено сенсорной культуры. Огромное значение сенсорное развитие имеет для детей от 0 до 3 лет, так как они знакомятся с миром через органы чувств. На втором-третьем году жизни ребёнка задачи сенсорного воспитания существенно усложняются. У него начинают накапливаться представления о цвете, форме, величине и других свойствах предметов. Важная роль, особенно в раннем возрасте, должна принадлежать дидактическим играм. Ранее упомянутые педагоги разработали разнообразные дидактические игры и упражнения по ознакомлению детей со свойствами и признаками предметов. Но анализ используемой программы и методы разработок, позволяет сделать вывод о необходимости разработки новых дидактических игр для закрепления и систематизации сенсорного воспитания. Особенности сенсорного развития детей раннего возраста связано с их мозгом, который активно развивается в этот период. Мозг является движущей силой познавательной деятельности малыша. Ребёнок, получая множество впечатлений, упражнений и материалов для восприятия, развивает зрение, слух, вкусовые ощущения, обоняние, осязание. Для развития сенсорного восприятия необходимо развитие мышления, воображения, запоминания, которые в дальнейшем необходимы для процессов анализа, обобщения, сравнения и умозаключения. Если не заниматься сенсорным развитием в ранний период,то недоработки отразятся на способности к обучению, причём они будут заметны в начальной школе, из-за недостаточной точности и гибкости восприятия. Но не нужно забывать, что сенсорное развитие у разных детей будет отличаться. У некоторых детей сильнее развито зрение. Такие дети легче запоминают образы, охотнее рассматривают, чем слушают, они любят рисовать,рано начинают писать. Другие, воспринимают всё на слух, любят музыку, слушают чтение взрослого, они рано начинают говорить, хорошо запоминают стихи. Следующая группа детей изучает всё на ощупь, находятся в постоянном движении, такие дети любят, чтобы их гладили и целовали, т.е. к ним надо часто прикасаться, они активны в движениях и не могут долго концентрировать внимание на одном предмете. Поэтому, мы уделяем внимание всем детям, как сильным, так и слабым. Как же происходит сенсорное развитие в раннем детстве? Оно происходит с помощью узнавания цвета, формы, величины предмета и т.д. Поэтому ребёнок всегда трогает предмет, берёт его в рот, чтобы понять, что он из себя представляет. Чтобы познать предмет со всех сторон, ребёнок использует зрение, слух, вкус, обоняние, осязание. Только благодаря жизненному опыту, наши дети, также как и мы когда-то, познают и обогащают представления о мире. Познание окружающей действительности у детей начинается с анализа информации, которую он получил благодаря наблюдениям, тактильным ощущениям, различию вкуса и запаха, услышанного звука. Но всё, что ребёнок потрогал, увидел, услышал, должно подкрепиться словесно взрослым. Ребёнок получит полную информацию о предмете, явлении, деятельности, если педагог использует все виды сенсорного воздействия на сенсорную систему ребёнка. Нельзя педагогу забывать об эмоциональном фоне, который создаёт благоприятные условия для усвоения информации и применения её в дальнейшем. Поэтому, в непосредственно образовательной деятельности с детьми раннего возраста по сенсорному развитию ставились и решались следующие задачи: -формировать умения детей ориентироваться в различных свойствах предметов: цвете (красный, жёлтый, синий, зелёный), величине (круг, треугольник, квадрат), форме (куб, шар, конус, крыша, кирпичик), количестве (много, один), различать величину: большой- маленький, узкий- широкий, высокий- низкий, длинный- короткий; -создать условия для обогащения и накопления сенсорного опыта детей в ходе предметно- игровой деятельности через игры с дидактическим материалом; -воспитывать у детей умение не отвлекаться от поставленной задачи, доводить её до завершения, стремиться к получению положительного результата. Литература: 1. Л.А. Венгер; Э.Г. Пилюгина; Н.Б. Венгер- «Воспитание сенсорной культуры ребёнка» М. «Просвещение», 1988г; 2. Э.Г. Пилюгина- «Занятие по сенсорному воспитанию» М. «Просвещение», 1983; 3. Предметная среда сенсорика. Экология. – Программа «Развития», Москва 2007 г.; 4. А.И. Максаков, Г.А. Тумакова «Учите, играя» М. «Просвещение», 1983 г. 5. Интернет-ресурсы. ...

Консультация для родителей

«Сенсорное воспитание детей через дидактические игры»

Подготовили: воспитатели группы: ,

Сенсорное воспитание – это развитие у детей процессов восприятия и представления о предметах и явлениях окружающего мира. На каждом этапе обучения формируется определенное звено сенсорной культуры.

На первом этапе – обогащение ребенка впечатлениями, при которых он мог бы следить за движущимися игрушками, хватать предметы разной формы и величины.

На втором этапе – накопление представлений о цвете, форме, величине. Он должен уметь сопоставлять предметы способом прикладывания.

На третьем этапе – выделять цвет, форму, величину, как особые признаки предмета.

На четвертом этапе – формирование устойчивых сенсорных эталонов, закрепленных в речи. Он должен вырабатывать представление о количестве и счете, уметь ориентироваться во времени.

На пятом этапе – знакомство с оттенками цвета, с вариантами геометрических фигур.

Для развития сенсорных способностей в первую очередь необходимо правильно подбирать игрушки и игры. Они дают не только обобщающую информацию о цвете. Форме, величине предмета, но и четкие элементарные представления о связях и отношениях вещей, их взаимодействий с окружающей средой. Хорошо подбирать игрушки, контрастные по одному из признаков и сходные по другим. Например: мячик и шарик различные по цвету и по фактуре: пластмассовые, резиновые, кожаные, пушистые и т. д. Такое разнообразие свойств не только привлекает внимание детей, но и подчеркивает различие и сходство признаков предметов, способствует развитию восприятия.

Красное и белое.

Когда и как нужно начинать ребенка учить различать цвета?

Нужно начинать учить ребенка различать цвета с 1.5-2 лет и даже раньше.

Приготовьте однородные предметы двух разных контрастных цветов: 5 желтых и 5 синих кубиков. Назовите малышу цвета и предложите вместе построить две башенки - синюю и желтую. Делайте это в такой последовательности:

1. Один-два раза покажите ребенку, как это нужно делать. Сопровождайте действия словами: это синий кубик, кладем его на синий. А это желтый: кладем его на желтый. Посмотри какие красивые башенки, синяя и желтая. Говорите четкими, простыми предложениями, уберите лишние предметы со стола, не создавайте путаницы.

2. Постройте башенки не до конца. Пусть малыш закончит их сам, доложив 1-2 кубика в каждую. Давайте ребенку по одному кубику, остальные уберите. Не нервничайте, если малыш поначалу будет ставить их куда попало, не соотносясь с цветом. Рано или поздно он непременно усвоит принцип.

3. Считайте этот этап завершенным, когда ребенок сможет без ошибок от начала до конца построить башенки сам. Затем вводите другие цвета, начиная с основных четырех: красного синего, желтого, зеленого

Спокойствие, только спокойствие!

Следующий этап - когда ребенок учиться по вашей просьбе приносить вам предмет соответствующего цвета. Если малыш не понимает пока слова: «Дай мне красный», то возьмите в руки красный кубик и скажите: «Дай мне такой же кубик». А само слово рано или поздно отложиться в его памяти, но не сразу. К двум годам ребенок должен ориентироваться в основных цветах, а в три года хорошо называть их.

Для продвинутых пользователей .

На следующем этапе малыш должен сортировать предметы разной формы и фактуры: в одну кучку - желтый зайчик и желтый кубик; в другую - красную машинку и красный платочек; и т. д.

Большой-маленький.

Детей младшего возраста необходимо учить обращать внимание на величину предметов, фиксировать внимание на их размере, раскладывать однородные предметы разной величины на две группы. Обучать пониманию и называнию слов «большой», «маленький». Эти задачи можно решить с помощью дидактических игр.


Найди нужное ведерко.

Перед ребенком два ведерка (большое и маленькое) и произвольно перемешанные большие и маленькие кубики. Взрослый поясняет ребенку, что ведерки разные: одно большое, другое маленькое. А эти игрушки (показывает большой квадрат) будем класть в большое ведерко, а маленькие кубики - в маленькое. Затем эти манипуляции должен провести ребенок, взрослый должен комментировать его действия.

Положи шарик в свой домик.

Выкрасить лотки из-под яиц в основные цвета спектра и таких же цветов пластмассовые шарики собрать в «чудесный мешочек». Взрослый достает из мешочка шарик и спрашивает ребенка какого он цвета (синий). Где домик такого же цвета? Положи туда же шарик.

Далее предлагает ребенку проделать то же действие самостоятельно. На первом этапе обучения детям предлагают только два цвета. По мере запоминания цветов игру проводят с 3-4 цветами. Эта игра учит детей обращать внимание на цвет предметов, группировать однородные предметы объекты по цвету.

Кубик на кубик.

Как заинтересовать малыша игрой с кубиками? Начинать надо с развития эмоционально-положительного отношения ко всему новому. «Увлекая малыша - увлекайтесь» сами!»-вот лозунг, подходящий для знакомства с кубиками. Заинтересовать малыша могут детские стихи, песенки, потешки, которые можно обыграть с помощью кубиков. Построить самолет, грибок для мышки, башенку для зайчика. Помните: ни один другой вид продуктивной деятельности не расширяет так границы познания, как работа со строительным матери-алом. Кубики помогают ребенку:

Познакомиться с сенсорными признаками предметов: формой, величиной, цветом и научиться оперировать ими;

Познакомиться на практике с пространственными соотношениями элементов: правее, левее, выше, ниже;

Развивать мелкую моторику рук и глазомер, учиться соизмерять мышечное усилие и тренировать координацию руки и глаза.



Сенсорное воспитание детей через дидактические игры. Сенсорное воспитание детей раннего возраста посредством дидактической игры (актуальность проекта и предполагаемая работа по самообразованию ) .О собое значение в настоящее время является вопрос о раннем развитии детей . Основным видом деятельности детей младшего дошкольного возраста является игра, в процессе которой развиваются его внимание, память, воображение, мышление, дисциплинированность, ловкость, мелкая моторика рук и т. дПоэтому с точностью можно сказать что, сенсорное воспитание составляет фундамент общего умственного развития ребенка дошкольного возраста, а также имеет самостоятельное значение , как полноценное восприятие необходимое для успешного обучения и развития ребенка в детском саду . С енсорное воспитание ребенка младшего дошкольного возраста – это прежде всего развитие его восприятия и формирования представлений о таких важнейших свойствах предметов как форма , цвет, величина, положение в пространстве, а также запах и вкус. Период первых трех лет – это период наиболее интенсивного психического и физического развития малышей. Успешность умственного, физического, здорового развития ребенка в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития , т. е. от того, насколько ребенок слышит, видит, осязает окружающий мир .С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания – запоминание, мышление, воображение – строятся на основе образов восприятия , являются результатом их переработки . Поэтому нормальное умственное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие .Р ебенок в первые годы жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств предметов , в частности игрушек и предметов домашнего обихода . И конечно, каждый ребенок, даже без целенаправленного воспитания , так или иначе, воспринимает все это . Но если усвоение происходит стихийно, без руководства взрослых, оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным. Здесь-то и приходит на помощь сенсорное воспитание – последовательное , планомерное ознакомление ребенка с сенсорной культурой .З начение сенсорного развития ребенка для его будущей жизни выдвигает перед теорией и практикой дошкольного воспитания задачу разработки и исполнения наиболее эффективных средств и методов сенсорного воспитания в детском саду .Огромную роль в развитие сенсорных способностей детей раннего возраста отводиться дидактической игре, так как ребенок практически все в этом мире познает через игру. Дидактические игры выполняют функцию – контроль за состоянием сенсорного развития детей .П роведенный мониторинг по развитию сенсорных способностей детей в нашей группе показал недостаточный уровень сенсорного развития по всем показателям, преобладали в основном низкий и средний уровень. В результате проведенного исследования, возникла необходимость в разработке и реализации проекта , направленного на повышение сенсорной культуры детей младшего дошкольного возраста .О сновные направления будущей работы по сенсорному воспитанию детей 2-3 лет : 1. Формирование практических способов ориентировки . « поисковая» , результативная проба, практическое промеривание, умение прослеживать за движением, пользоваться указательным и соотносящим жестом в ходе предметных и орудийных действий, при сравнении объектов,а также формирование системы «взор-рука» .Важно формировать зрительно – тактильное восприятие , когда ребенок узнает геометрические фигуры или величину предметов первоначально на ощупь, и потом только рассматривает их. Примеры дидактических игр : «Какой формы?» , «Волшебный мешочек» , «Найди на ощупь» , «Платочек для куклы» , «Узнай фигуру» , «Найди пару» , «Игры с прищепками» и т. д. 2. Формирование восприятия цвета . Для формирования у детей представлений о цвете полезны специальные занятия аппликацией, рисованием, лепкой, развитие восприятия цвета имеет важное значение в эстетическом воспитании ребенка . Работа по развитию представлений о цвете проводится поэтапно. На первом этапе ребенка учат сличению цветов дается инструкция : Дай такой же (по цвету) кубик, кружочек и т. д.) а втором этапе ребенок выполняет задание по словесной инструкции. На третьем он сам называет тот или иной цвет. Примеры дидактических игр : «Спрячь мышку» , «Подбери по цвету» , «У кого какое платье» , «Листочки для дерева» , «Собери маме бусы» , «Воздушные шары» , «Какого цвета не стало?» , «Разноцветные бусы» , «Разложи карандаши по коробочками » , «Бусы из соленого теста» и т. д. 3. Формирование восприятия формы . Раскладывание предметов на «кучки» с учетом величины, формы. Предлагаются специальные игры . С помощью зрительного соотнесения восприятия формы ребенок учиться выполнять эти задания. Если у ребенка еще не сложились представления о форме предмета , то упражнения начинаются с различения шара, круга и их размеров. Действия сопровождаются речью. Примеры дидактических игр : «Составь фигуру» , «Сложи узор» , «Найди такой же» , «Какой предмет лишний ?» , «Из каких фигур состоит?» 4. Формирование восприятия величины . Различие и раскрепления понятий большой – маленький проводиться на различных играх – упражнения на конструктивную деятельность : постройки башен из кубиков, игры со сборными игрушками. В этих играх не только формируются представления о величине предметов , но и развивается манипулятивная деятельность рук, воспитывается последовательность действий, развиваются пространственные представления . Проводятся также игры с матрешками и пирамидками. Примеры дидактических игр : «Башня» , «Что там?» , «Сбор фруктов» , «Самая длинная, самая короткая» , «В какую коробку?» , « Дальше-ближе » , «Разноцветные кружки» и т. д. 5. Формирование восприятия пространственных отношений. Первые представления о пространстве тесно связаны с развитием возможности самостоятельного передвижения , восприятия расположения частей тела (схемы тела. ) С ледует особо подчеркнуть, что доступность и полезность для каждого вида заданий определяется не только возрастом , сколько предварительной подготовкой , которую получили дети. Примеры дидактических игр : «Оденем куклу» , «Покажи, что назову» , «Где спрятана игрушка» , «Что изменилось?» , «Где я?» , «Прятки» и т. д. Ожидаемый результат по сенсорному воспитанию : Дети научаться различать основные цвета; Познакомятся с величиной и формой предметов ; У детей сформируются навыки самостоятельной деятельности ; Воспитается познавательный интерес, любознательность; Развитие у детей обследовательских умений и навыков; Развитие мелкую моторику рук; Повысится уровень педагогической компетентности родителей по формированию представлений о сенсомоторной деятельности детей ; Повысится самооценка детей , их уверенность в себе; У детей разовьются творческие способности, любознательность, наблюдательность; Сплочение детского коллектива.

Людмила Бендик
Сенсорное воспитание детей через дидактические игры

«Сенсорное воспитание детей через дидактические игры »

Сенсорное развитие представляет собой фундамент общего умственного развития ребенка, которое является, в свою очередь , неотъемлемым условием успешного обучения ребенка. Уже с рождения ребенок учится воспринимать предметы и явления окружающей среды при помощи органов чувств, тактильных приемов.

Огромная роль и значение сенсорного развития заключается в том, что оно является основой для интеллектуального развития ребёнка, развивает внимание, воображение, память, наблюдательность.

От того, как ребенок мыслит, видит, как он воспринимает окружающий его мир при помощи осязания, во многом зависит его сенсорное развитие . Насколько хорошо будет развит ребенок в раннем детстве, настолько просто и естественно он будет овладевать новым в зрелом возрасте.

В процессе практических действий с предметами, ребенок накапливает чувственный опыт. В повседневной жизни происходит обогащение личности ребенка через непосредственное общение с природой, с явлениями общественной жизни, с миром предметов, созданных руками человека. Дидактические игры выполняют функцию средств обучения - дети осваивают признаки предметов, учатся классифицировать, обобщать, сравнивать. В связи с тем, что ведущим видом деятельности дошкольника является игра, именно играя, ребёнок учится осязанию, восприятию , усваивает все сенсорные эталоны . Игра выступает средством сенсорного развития и воспитания .

Свою работу по сенсорному развитию я начала со сбора информации по данной проблеме, изучила педагогическую литературу по сенсорному воспитанию дошкольников .

В своей работе решаю следующие задачи :

Продолжать знакомить с цветами спектра : красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый.

Показать детям особенности расположения цветовых тонов в спектре;

Знакомить детей с величиной и формой предметов

Формировать навыки самостоятельной деятельности.

Свою деятельность выстраиваю поэтапно с учётом возраста детей . Дидактические игры включаю в образовательную деятельность, в совместную деятельность, в индивидуальную работу. Для формирования элементарных математических представлений я подбираю игры с математическим содержанием требующие умственного напряжения :

-игры головоломки ,

-игры шутки

-игры с занимательными вопросами : «Почему овал не катится?» , «Кто быстрее найдёт» , «Незаконченные картинки» , «Живые числа» , «Подбери по цвету» , «Один - много» . В 2015 году на педагогических чтениях выступала воспитатель и интересно рассказала о палочках Кюизенера, логических блоках Дьенеша. Мы тоже приобрели эти игры и специальные альбомы к ним. Детям очень интересно. Они яркие, занимательные, играть с ними детям очень нравиться.

Для организации совместной и самостоятельной деятельности детей я создала сенсорный уголок , который наполнила дидактическими играми познавательного направления на развитие цвета, для закрепления знаний о форме, величине, с учётом безопасности, эстетики, наглядности, доступности.

Ребёнок, увлечённый игрой, не замечает того, что учится, хотя то и дело сталкивается с заданиями, которые требуют от него мыслительной деятельности.

Дидактические игры включаю в работу с родителями в форме «игры на дом » . Я, объясняю родителям игру, а родители дома со своими детьми закрепляют её. Также для родителей была представлена выставка дидактических игр и авторских многофункциональных пособий, в процессе которых родители ознакомились с новыми играми, а также, вместе со своими детьми проигрывали их , обсуждали уже проведённые игры . Такая систематическая работа даёт свои положительные результаты.

Публикации по теме:

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «СЕНСОРНОЕ ВОСПРИЯТИЕ ДЕТЕЙ ЧЕРЕЗ ИГРЫ И ИГРУШКИ» Сенсорное развитие детей зависит от того, как ребёнок осваивает.

"Развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста через музыкально-дидактические игры"консультация для педагоговитоговая работа.

Добрый день уважаемые коллеги! Тема моего выступления «Развитие чувства ритма через музыкально-дидактические игры». Сегодня я поделюсь своим.

Опыт работы. "Обучение и воспитание дошкольников через дидактические игры". Воспитатель высшей категории Завалишина Елена Юрьевна 2016.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад Комбинированного Вида № 180” Отчёт по самообразованию на тему:.

Ранний возраст является наиболее значимым этапом для развития речи детей, где ведущая роль в этом принадлежит взрослым: родителям и близким.

«Учение в детстве так же прочно, как гравировка на камне…» Протагор «Детство – этап подготовки к будущей жизни». Общество, как правило,.

Бороденко Елена

СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ .

Сенсорное развитие детей 2-3 лет – необходимый и важный шаг в становлении личности. Ведущей деятельностью в этом возрасте является предметная . Малыш активно интересуется окружающим миром, с удовольствием рассматривают яркие игрушки. Кроме того преподнесение информации об окружающем мире в игровой форме намного быстрее заинтересует и привлечёт внимание крохи. Именно поэтому так важно предлагать ему различные игры , направленные на улучшение внимания, памяти, воображения, связной речи.

Развивающие игрушки .

Рамки-вкладыши впервые придумала Мария Монтессори. Она заметила, что в разные периоды жизни ребенок концентрируется на определенных занятиях. Например, в возрасте одного года – полутора лет дети любят подбирать предметы по форме и размеру.

Рамки-вкладыши развивают мелкую моторику , формируют умение зрительного соотнесения формы, закрепляю навыка соотносящего действия прикладывания.

Матрешка – это игрушка, развивающая первоначальные движения и восприятия. Она развивает зрительное восприятие и осязание, учит восприятию форм и цветов, способствует улучшению координации движений. Простая форма матрешки и экологичность делает ее отличной развивающей игрушкой для самых маленьких детей .

Матрешка относится к игрушкам, способствующим физическому развитию ребенка . Как и другие сборно-разборные игрушки, она тренирует мышцы рук и пальцев, способствует развитию мелкой моторики .

Матрешка – это дидактическая игрушка . Данный тип игрушек способствует умственному и сенсорному развитию и обучению детей , расширению общего кругозора. Играя с матрешкой, ребенок решает задачу, которая заключена в самой конструкции игрушки – собрать и разобрать матрешку. В процессе игры развивается внимание и память малыша, растет сообразительность и наблюдательность.

Мозаика. Очень хорошо для сенсорного развития помогают игры с мозаикой . Мозаика способствует решению коррекционных задач, так как фишки могут быть разного цвета, формы, величины, а для ориентировки существуют поля разнообразного размера. Мозаика замечательно развивает моторику рук у ребёнка. При создании различных изображений у ребёнка формируется образное мышление и воображение. Располагая фишки в определённой последовательности, у ребёнка формируется логическое мышление. И, несомненно, при собирании мозаики у ребёнка вырабатывается усидчивость, что благоприятно скажется на дальнейшем обучении.

Игры – шнуровки развивают координацию движения ручек, усидчивость, терпение. При помощи этих игр можно обучать ребенка счету, развивать логику , знакомить с новыми понятиями. В процессе игры ребенок освоит разные способы шнуровки - просто стежки, стежки крест-накрест. Научите кроху накладывать предметы на фон, совмещать дырочки, продевать сквозь них шнурок (это можно делать как сверху, так и снизу; можно нанизать предмет на шнурок и уже потом прошнуровать, завязывать бантики. Помните, что вторая часть - работы - отшнуровать детали - не менее, если не более сложна, чем первая.

Игра – шнуровка учит аккуратности и внимательности, ведь у каждой детали есть свое место. Ребенок приобретает навыки конструирования, составления орнаментов, научиться ориентироваться на плоскости.


Пирамидки собирали еще наши родители, деды и бабушки. Эта игрушка никогда не надоедает, дети любят возиться с колечками, нанизывая их на палочку. Сенсорное развитие детей дошкольного возраста , конечно, невозможно без наличия логических игр. Пирамидка способствует развитию абстрактного мышления, умения мыслить аналитически, сравнивать предметы между собой. Как правило, колечки у игрушки окрашены в разные цвета, чтобы вызвать у малыша существенный интерес. И как приятно ему наблюдать за сложением пластмассовых кружочков, особенно, когда все получается с первого раза! Но иногда приходится и потрудиться, что называется, попотеть.

Таким образом, сенсорное развитие детей дошкольного возраста включает в себя несколько важных компонентов : зрительное восприятие, ощущение, мышление, память, осязательные составляющие. Все они в совокупности представляют собой единую систему, благодаря которой ребенок продвигается в своем развитии , прогрессирует.


Публикации по теме:

Отчет по самообразованию за 2016 -2017 учебный год. Цель: повышение уровня познавательной активности детей среднего дошкольного возраста.

Сенсорное развитие детей раннего возраста (из опыта работы) Современные родители хотят, чтобы их дети умели читать, писать, говорить на иностранном языке. Но, к сожалению, нужно не меньше, а то и.

Пояснительная записка: Сенсорное развитие ребенка - это развитие восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов:.

На формирование моего опыта оказали влияние следующие факторы: - изучение методической литературы - изучение опыта коллег - посещение занятий.

Отчет по саморазвитию. «Развитие мелкой моторики рук через сенсорное восприятие окружающей действительности, детей раннего дошкольного возраста".