Секрет "загадочного" платья: почему люди видят его бело-золотым или сине-черным.

Ответ можно сверить, но после того, когда решите задачу.

Первый уровень.

1. В соревнованиях по гимнастике Аня, Вера, Галя и Наташа заняли первые четыре места. Определите, кто какое место занял, если известно, что Галя вторая, Наташа попала в призеры, но не стала победителем, а Вера проиграла Ане.

2. Пятеро одноклассников: Аня, Саша, Лена, Вася и Миша стали победителями олимпиад школьников по физике математике, информатике, литературе и географии.
Известно, что:
1) победитель олимпиады по информатике учит Аню и Сашу работе на компьютере;
2) Лена и Вася тоже заинтересовались информатикой;
3) Саша всегда побаивался физики;
4) Лена, Саша и победитель олимпиады по литературе занимаются плаванием;
5) Саша и Лена поздравили победителя олимпиады по математике;
6) Аня сожалеет о том, что у нее остается мало времени на литературу.
Победителем какой олимпиады стал каждый из этих ребят?

При решении таких задач удобно составлять таблицу:
физ мат инф лит гео
Аня 0
Саша 0
Лена
Вася
Миша
0 - значит, что Аня не победитель по информатике и т.д.

3. Три подруги вышли на прогулку в туфлях и платьях белого, зеленого и синего цветов.
Известно, что только у Ани цвета платья и туфель совпадают. Ни туфли, ни платье Вали не белые. Наташа в зеленых туфлях.
Определите цвет платья и туфель каждой из подруг.

4. В бутылке, стакане, кувшине и банке находятся молоко, лимонад, квас и вода.
Известно, что вода и молоко не в бутылке, сосуд с лимонадом стоит между кувшином и сосудом с квасом, в банке не лимонад и не вода. Стакан стоит около банки и сосуда с молоком.
Что где находится?

5. На столе лежат в четыре ряда фигуры: треугольник, ромб, круг и квадрат. Цвета этих фигур - зеленый, желтый, синий, красный.
Фигура красного цвета лежит между зеленой и синей, справа от желтой фигуры лежит ромб, круг лежит правее треугольника и ромба, причем треугольник лежит не с краю и, наконец, фигура синего цвета не лежит рядом с фигурой желтого цвета.
Какая фигура какого цвета?

6. Четыре юных филателиста: Митя, Толя, Петя и Саша - купили почтовые марки. Каждый из них покупал марки только одной страны, причем двое из них купили российские марки, один - болгарские и один - чешские. Известно, что Митя и Толя купили марки двух разных стран. Марки разных стран купили Митя с Сашей, Петя с Сашей, Петя с Митей и Толя с Сашей. Кроме того, известно, что Митя купил не болгарские марки. Кто купил чешские марки?

Второй уровень (задания из тестов ЕГЭ по информатике).

1. На столе лежат в ряд четыре предмета: ручка, карандаш фломастер и маркер.
Они окрашены в разные цвета: оранжевый, синий, желтый, зеленый.
Известно, что фломастер лежит правее и ручки и карандаша; синий предмет лежит между оранжевым и зеленым; слева от желтого предмета лежит карандаш; маркер и карандаш лежат не с краю; синий и оранжевый предметы лежат не рядом.
Определите, в каком порядке лежат предметы и какого они цвета.

2. В спортивный лагерь приехали три друга: Миша, Володя и Петя.
Известно, что каждый из них имеет одну из фамилий: Иванов, Семенов, Герасимов.
Миша не Герасимов, отец Володи инженер. Володя учится в 6 классе. Герасимов учится в 5 классе. Отец Иванова слесарь.
Определите фамилии каждого из них.

3. Кто-то из ребят принес букет и поставил его на учительский стол. Когда учительница пришла в класс, там было 4 человека.

Учительница поинтересовалась: "Кто принес такой замечательный букет?"
Петр сказал: "Это не я и не Андрей".
Вова сказал: "Это Пётр".
Рома: "Вова и Пётр оба шутят".
Андрей: "Вова говорит правду".
Учитель знает, что двое ребят всегда говорят правду. Кто принес цветы?

С самых первых дней после рождения человек встречается с миром разнообразных красок. Уже в 2,5-3 месяца ребенок эмоционально реагирует на цвета. Любой цвет, как и другие зрительные раздражители, получает отражение в мозгу с помощью зрительного . Около 90% информации о внешнем мире поступает в центральную через зрения. Цвет предмета зависит от того, какую часть солнечного спектра он поглощает и какую отражает, а также от спектрального состава падающих на него лучей. Человеческий глаз чувствителен лишь к лучам, длина электромагнитной волны которых колеблется от 380 до 800 нм. Все остальные волны попадают в рамки невоспринимаемых человеческим глазом радиоволн, рентгеновских, ультрафиолетовых и инфракрасных лучей.

Световой луч (луч белого цвета, источником которого является, например, Солнце) разлагается на семь составляющих его цветовых лучей спектра (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый). Если световые лучи полностью отражаются от предмета, он вызывает у нас ощущение белого, а если не отражаются, а целиком поглощаются, он воспринимается черным. При поглощении одной части спектра лучей и отражении другой его части предмет приобретает цвет в зависимости от длины волны отраженных лучей. Если предмет отражает избирательно электромагнитные волны длиной 780–610 нм, он вызывает у нас ощущение красного цвета, 610–590 нм - оранжевого цвета, 590–560 - желтого, 560-510- зеленого, 510-470- голубого, 470-450- синего, 450-380- фиолетового.

Отраженные лучи с определенной длиной волны попадают в глаз, проходят через роговицу, отверстие в радужной оболочке (зрачок), затем через хрусталик - своеобразную естественную линзу, попадают на сетчатку (ретину), которой завершаются чувствительные окончания зрительных нервов. Под действием лучей фоторецепторы сетчатки генерируют нервные импульсы и передают их по центростремительным нервам к зрительным центрам, которые расположены в затылочной доле коры головного мозга.

Место входа зрительного нерва в глазное яблоко образует на сетчатке так называемое слепое пятно, то есть место, где нет фоторецепторов. Поэтому если лучи от предмета попадают на слепое пятно, мы предмета не видим.

Сетчатка состоит из различных групп фоторецепторов, которые называются «палочками» и «колбочками». Палочек насчитывается около 130 млн, а колбочек - около 7 млн.

Колбочки чувствительны лишь к световым лучам сильной интенсивности (к дневному свету), а также к цветовым (хроматическим) лучам, то есть лучам спектра. Палочки же абсолютно нечувствительны к хроматическим цветам, но зато обладают высокой чувствительностью к световым лучам, которая в 200000 раз выше светочувствительности колбочек. Палочки возбуждаются лишь на свету слабой интенсивности (в сумерки, ночью, в темноте), но перестают возбуждаться на сильном свету. Поэтому палочки иначе называют фоторецепторами ночного (сумеречного) зрения, а колбочки - фоторецепторами дневного зрения.

Так как палочки обладают только светочувствительностью и функционируют на слабом свету, то с их помощью мы видим все в ахроматических цветах (черных, белых и серых). Не случайно в народе говорят: «Ночью все кошки серы». На ярком свету (например, днем при солнечном освещении или вечером при сильном искусственном источнике света) функционируют колбочки, обладающие не только свето-, но и цветочувствительностью. Поэтому на сильном свету мы хорошо различаем и световую и цветовую характеристики предметов.

Наибольшее количество колбочек концентрируется в том месте сетчатки глаза, которое называется желтым пятном. Оно расположено чуть выше слепого пятна и занимает центральную часть сетчатки глаза. Поэтому днем мы лучше видим те объекты, лучи от которых попадают в район желтого пятна. Иначе говоря, днем центральное зрение является наиболее острым и эффективным: мы лучше различаем те предметы и их расцветку, которые расположены по оси нашего зрения, проходящей через середину хрусталика и желтого пятна.

Ночью и в глубокие сумерки лучше видны предметы, расположенные под углом 12–14° к зрительной оси (смотришь вперед, а видишь лучше сбоку). Это объясняется тем, что основная масса чувствительных к слабому свету и ахроматическим цветам фоторецепторов (палочек) расположена на периферии сетчатки глаза, куда могут падать лучи от предметов, расположенных на каком-то расстоянии (сбоку, снизу, сверху) от оси нашего зрения. Вот почему, если ты едешь на велосипеде без фонаря по широкой, гладкой и асфальтированной дороге в глубокие сумерки или ночью, ты лучше различаешь гладкую поверхность дороги с боков, чем впереди себя. Поэтому у тебя возникает огромное желание повернуть руль в сторону, что ты иногда и делаешь. Запомни: в сумерки, ночью на слабом свету наиболее острым является боковое зрение.

В общее правило о том, что палочки нечувствительны к цветовым лучам, нужно внести незначительное уточнение: они способны «видеть» синий конец спектра, характеризующийся наименьшей интенсивностью цветовой волны, лучше колбочек, но к темно-красным и другим лучам совсем нечувствительны. Колбочки же - наоборот. Поэтому в полутьме синий цвет нам кажется ярче красного, а на свету красный - ярче синего.

Как же мы различаем цвета?

Существует несколько гипотез. Наиболее распространена гипотеза трехкомпонентного цветового зрения Гельмгольца.

В колбочках сосредоточены специальные виды с чувствительностью к различным цветовым лучам спектра. Предполагают наличие трех видов : а) того, который чувствителен только к лучам красного цвета; б) чувствительного только к зеленым лучам; в) чувствительного к синим лучам. Если все эти три цветовых луча смешать (совместить), то, меняя соотношения их интенсивности и действуя смешанными цветовыми лучами на сетчатку глаза, можно вызвать ощущение любого другого цвета. Попадая на сетчатку, цветовые лучи начинают действовать на определенные , которые как бы раскладывают поток цветовых лучей на основные элементы спектра (красный, зеленый, синий), анализируют интенсивность этих элементов и генерируют обобщенный электрический сигнал, который по зрительным нервам передается в мозг, где и происходит анализ и синтез поступившей информации в форме определенных цветовых ощущений.

На сетчатке происходит своеобразный биохимический процесс: колбочек поглощает фотоны света, заряжается энергией и передает ее в зрительный центр головного мозга, где и формируется цветовой образ данного предмета. Особую роль играет в цветоощущении , чувствительный к зеленым лучам. Это было доказано еще в 30-е гг. советским ученым С. В. Кравковым. Он помещал человека перед экраном, на который проектировал различные цвета, и одновременно определял реакцию испытуемого на звуки, цветочные запахи и другие раздражители. В результате таких экспериментов С. В. Кравков определил, что при наличии на экране зеленого цвета человек становится более чувствителен к звукам, запахам и ко всему, что его окружает.

Существует мнение, что зеленый цвет понижает давление в глазных сосудах, что зрение под его влиянием становится зорче. Глаз как бы отдыхает на зеленом фоне, набирает силу, а затем легче приспосабливается к восприятию других цветов. Почему же глаз так «неравнодушен» к зеленому цвету?

На этот вопрос биологи отвечают, ссылаясь на дарвиновскую теорию происхождения человека. Человек произошел от представителей млекопитающих - обезьян, млекопитающие - от земноводных, а земноводные - от рыб, которые обитали тысячелетиями в желто-зеленой воде. Сам человек а также его древние генетические предки постоянно жили в зеленом мире растений. Смотреть на ярко-красное солнце человеку было трудно, да и некогда: засмотришься на яркое светило - попадешь в лапы хищника. Были дела и поважнее: надо было добывать пищу, строить жилище, приспосабливаться к . Люди вглядывались в зеленую от водорослей воду при ловле рыбы, смотрели на траву и листву, добывая себе пищу, скрывались от врагов в зеленых зарослях. Естественно, глаз лучше всего приспособился к зеленому цвету и его оттенкам. Таким образом в середине видимого спектра оказалась зона желтовато-зеленых лучей с длиной волны от 550 до 570 нм - средневолновой участок. А по бокам - желтый и голубой, оранжевый и синий, красный и фиолетовый. Чем дальше цвет от средневолнового участка, тем в большей степени утомляет он наши глаза.

Великий немецкий мыслитель и поэт Иоганн Вольфганг Гёте в очерках о цветах писал, что отдельные цвета вызывают особые душевные настроения, а некоторые краски вызывают в людях радость. На основании своего опыта он утверждал: желтый и красно-желтые цвета рождают бодрое, деятельное настроение, а сине-красный - чувство беспокойства и тоски.

Интересный пример приводит известный американский писатель Теодор Драйзер. Перекраска одного лондонского моста из мрачного черного цвета в успокоительный зеленый (цвет покоя и надежды) способствовала тому, что в три раза сократилось число самоубийств, происходящих на этом мосту.

Выработана целая система рекомендаций по применению цвета в архитектуре и строительстве, особенно при окраске интерьера - внутренних стен различных помещений. Например, стены комнат с окнами на север красят в теплые тона: красный, оранжевый, желтый. Это способствует созданию уюта и по ассоциации вызывает ощущение тепла и солнечного света. Интерьер комнат, окна которых обращены на юг, для смягчения ослепительного блеска солнца и уменьшения ощущения зноя окрашивают в холодную гамму цветов: зеленый, синий, голубой.

Немецкий психолог Г. Яниш изучал влияние цвета на эмоциональное состояние детей. Его данные легли в основу оформления одной детской клиники. В ней врачи ходят в оранжевых халатах (тонизирующий цвет), а медицинские сестры в голубых (успокаивающий цвет). Специальное исследование психологов выявило значительное доверие маленьких пациентов к медицинскому персоналу.

Цветовое оформление помещений влияет не только на эмоциональное, но и на физическое состояние человека. Советский ученый Г. Джибладзе в работе «Принципы эстетического воспитания» приводит результаты своих наблюдений. Оказалось, что после перекраски стен школьных классов в светлые тона улучшилось здоровье ребят, снизилось число учащихся, заболевающих из-за перенапряжения зрительного .

Французский ученый М. Дереньер разработал классификацию действия различных цветов на эмоциональное состояние человека (см. начало статьи).

Каждый может вспомнить, как неприятно было находиться в комнате с темными стенами и какие приятные эмоциональные переживания вызывает помещение, окрашенное в светлые тона. Карл Маркс назвал чувство цвета «популярнейшей формой эстетического чувства».

По психофизиологическому действию различают три основные группы цветов: к первой группе относятся возбуждающие, активные цвета (красный, оранжевый, желтый), ко второй - тормозящие, пассивные цвета (голубой, синий, фиолетовый), к третьей - нейтральные (белый и серый). Зеленый цвет считают слаботормозящим (успокаивающим), а желтовато-зеленый (салатовый)- слабовозбуждающим.

Длинноволновая часть спектра (красный, оранжевый, желтый) при возникающих по ассоциации ярких и эмоционально насыщенных действует возбуждающе, а если эти слабы, то характер их действия тонизирующий.

Коротковолновая часть спектра действует также в соответствии с силой и яркостью возникающих по ассоциации . Синий и фиолетовый цвета могут действовать угнетающе (при ярких ) или, как зеленый и голубой, успокаивающе (при слабом ).

О сильном психофизиологическом влиянии цвета говорят некоторые примеры, приведенные в книге С. М. Иванова «Человек среди автоматов». Автор рассказывает об эксперименте, во время которого две группы людей были помещены в окрашенные по-разному комнаты: одна группа - в голубую, а вторая - в оранжевую. В этих комнатах поддерживалась одинаковая температура (15°С). «Голубые» ощущали холод и поеживались, в то время как «оранжевые» чувствовали себя в тепле.

Хочется рассказать и о таком интересном опыте, который провели советские психологи в школе на уроке геометрии. Одни и те же задачи напечатали на бумаге разных цветов и раздали ученикам: одна группа учеников получила задачи на красной бумаге, вторая группа - на белой, третья - на зеленой. При анализе решений оказалось, что больше всего ошибок сделала «красная» группа, «белая» допустила среднее число ошибок, а вот задачи, написанные на зеленой бумаге, были решены с наименьшим числом ошибок. Поэтому стены классов, а также парты чаще всего красят в салатовые цвета. Они увеличивают производительность длительного труда в отличие от красного цвета, который настолько активизирует нервные процессы возбуждения, что по закону последовательной индукции в нервных сравнительно быстро начинает развиваться процесс торможения, охраняющий нервные мозга от полного физиологического истощения.

Красный цвет содействует повышению продуктивности кратковременного труда. Когда тебе нужно за короткое время многое успеть сделать, а ты занят интеллектуальным трудом и работаешь за столом, покрой его красной скатертью или бумагой. Однако будь внимателен, так как, быстро выполняя определенную работу, ты можешь сделать много ошибок. Но если тебе предстоит длительная и напряженная работа, тогда целесообразно покрыть стол скатертью или бумагой салатового цвета. Знание перечисленных факторов необходимо всякому, кто хочет научиться продуктивно работать.

Впечатление от цвета меняется в зависимости от его соседства с другими цветами, а также от характера освещения. Например, при освещении лампами накаливания красные цвета становятся более чистыми, чем при дневном свете, а оранжевые краснеют, голубые зеленеют, синий и фиолетовый приобретают пурпурный оттенок и темнеют.

В природе нет чистых цветов, нет скучного однообразия красок. Есть гамма, в которой преобладают одни цвета, а другие занимают более скромное место. Цвета природы воспринимаются в своем естественном сочетании с другими цветами, с фоном, на котором рассматривается объект. У каждого цвета есть дополнительный цвет. При их смешении, то есть если взаимодополнительные цвета действуют одновременно на одни и те же точки сетчатки глаза, возникает ощущение серого цвета. Например, для синего дополнительным является желтый, для красного - голубовато-зеленый, для фиолетового - лимонно-желтый.

Как показали интересные опыты советского психолога Л. А. Шварц, предварительное ощущение определенного цвета повышает в 2-3 раза чувствительность зрительного к цвету дополнительному (примерно на 30 мин). Это объясняется тем, что предварительное ощущение определенного цвета вызывает возбуждение в тех функциональных зрительных структурах коры мозга, где этот цвет отражается, то есть где возникает его образ. В силу закона одновременной индукции нервных процессов в соседних функциональных структурах мозга, в которых должен отражаться цвет дополнительный, активизируется тормозной процесс, и эти функциональные структуры активно восстанавливают свой энергетический потенциал - отдыхают, повышая чувствительность к соответствующему дополнительному цвету. Вот почему, если тебе нужно долго и напряженно всматриваться в предмет определенного цвета для того, чтобы заметить в нем какие-то изменения или детали, посмотри перед этим на что-то, окрашенное в дополнительный цвет, или представь себе этот цвет. Данный прием поможет тебе увидеть в цветном предмете то, чего ты можешь не заметить, не прибегая к нему.

Если ты хочешь лучше рассмотреть зеленый или голубовато-зеленый предмет, посмотри раньше на красный, если ты хочешь рассмотреть лучше красный предмет, посмотри перед этим на голубовато-зеленый. Помни, что чувствительность к желтому цвету возрастает под влиянием предварительного ощущения синего, чувствительность к синему усиливается предыдущим рассматриванием желтого цвета, ощущение фиолетового цвета становится сильнее под влиянием предварительного наблюдения лимонно-желтого, а лимонно-желтые предметы повышают чувствительность к фиолетовым.

Знание перечисленных механизмов сознательного управления остротой цветового зрения бывает очень необходимо не только учащимся, которым, например, приходится рассматривать через микроскоп детали окрашенных в определенные цвета микроорганизмов, или учителям, которые часами до боли в глазах исправляют ошибки в диктантах или сочинениях, написанных фиолетовыми чернилами. Знание этих механизмов в еще большей степени необходимо для научной организации производства.

Теперь, когда ты уже знаком с характером психофизиологического воздействия цветов на человека, ты можешь, представляя определенный цвет или глядя на него, произвольно вызывать у себя то или иное состояние: например, представляя красный или оранжевый цвет, несколько согреться, активизировать свою деятельность, зеленый - успокоиться и отдохнуть, голубой или синий цвет - вызвать ощущение прохлады, преодолеть назревающую эмоциональную вспышку. А еще лучше, если ты будешь представлять не просто те или иные цвета, а картины природы, вызывающие у тебя по ассоциации яркие об отдыхе, о тепле, спокойствии или прохладе. Например, представь себе, что ты на зеленом лугу собираешь васильки, над тобой голубое-голубое небо, впереди окаймленная кустарником и лесом синяя гладь реки. Это цветовое поможет тебе успокоиться и отдохнуть. Если же тебе холодно и хочется согреться, представь, что ты лежишь на пляже, под тобой горячий желтый песок, а над головой знойные оранжевые лучи огненно-красного солнца - и ты почувствуешь, что тебе стало теплее. Почаще прибегай к подобным приемам психологической тренировки, она - важный элемент умения управлять собой.

Примечателен такой пример. Ученик испытывал сильное волнение перед уроком английского языка. Для того чтобы как-то справиться с волнением, которое мешало ему отвечать на вопросы учителя, он перед уроком вызывал у себя состояние расслабления , а затем представлял салатовые стены класса и себя, стоящего у зеленой доски и спокойно отвечающего. И это помогало ему подавить волнение.

Очень эффективно цветовое в борьбе с бессонницей. Еще в XIV ст. философ и врач Арнольд из Виллановы сказал в своем «Кодексе здоровья»: «Источников гладь и трава - глазам утешенье». Мудрый врач хотел этим сказать, что зрительное восприятие голубых водоемов и зеленой успокаивает человека. Поэтому, если необходимо успокоиться, если трудно уснуть, постарайся представить лес, луг, речку, водную гладь.

У одной десятиклассницы в результате сильного переутомления во время сдачи выпускных экзаменов возникла бессонница. Она начала заниматься АТ, но эффект не наступал. Вечером в постели девушка несколько раз повторяла словесные формулы, но не засыпала (обычно наступает после произнесения нескольких формул). Тогда она попробовала представлять цвета, вызывающие определенные состояния. Проговорив фразы АТ, она с закрытыми глазами представила зеленый цвет, располагающий к отдыху, голубой, вызывающий состояние покоя, и оранжевый, навевающий тепло. При этом в ее сознании, словно во , возникала картина солнечного дня, зеленого луга с цветами, голубого неба. Незаметно для себя она заснула. был спокойный, а утром девушка почувствовала себя отдохнувшей и бодрой.

Итак, ты познакомился с некоторыми правилами сложного умения управлять собой. Если ты серьезно решил заняться , то есть научиться в совершенстве владеть собой, тебе помогут наши рекомендации.

Вероятнее всего, все помнят то самое платье, которое поставило весь интернет на уши. Люди бурно обсуждали и спорили, какого же оно цвета - бело-золотого или сине-черного. Теперь исследователи решили подойти к этому вопросу с научной точки зрения.

Что узнали ученые?

Исследования ученых привели к выводам, которые свидетельствуют о том, что разница в восприятии цвета человеком во многом зависит от того, как человеческий мозг вообще воспринимает цвета при дневном свете. Уже давно было известно, что формы и цвета предмета могут рассматриваться двумя людьми совершенно по-разному. Однако именно платье стало одним из самых драматичных и нашумевших примеров. И теперь с помощью исследования цветов в этом платье стало ясно, что на известный вопрос о том, видят ли все люди цвета одинаково, ответ необязательно будет «да».

Постоянство цвета

В рамках одного исследования ученые попросили почти полторы тысячи человек взглянуть на фотографию платья, которую они никогда до этого не видели, и сказать, какого оно цвета. 57 процентов опрошенных сказали, что оно имеет сине-черный цвет, тридцать процентов сообщили, что цвет платья - бело-золотой, 11 процентов описали его как сине-коричневое, а 2 процента выбрали другой ответ. Некоторые испытуемые сообщили, что они видели уже совсем другие цвета, когда посмотрели на фотографию позже во второй раз. Различия в восприятии цвета происходят из-за того, что мозг составляет представление об освещении, подстраивает цвета таким образом, чтобы у одного предмета они выглядели одинаково при любом свете. Это свойство известно как постоянство цвета. Люди, которые видели бело-золотой цвет, думали, что платье освещено ярким дневным светом, поэтому их мозг игнорировал более короткие синие волны. Те, кто увидел сине-черный цвет, предположили, что платье освещено теплым искусственным светом. Интересно, что пожилые люди с большей вероятностью видели бело-золотое платье. Причиной этому может быть тот факт, что пожилые люди более активны в течение дня, в то время как молодые люди начинают свою активность ближе к вечеру.

Дневной свет против искусственного освещения

Другая группа исследователей предложила пятнадцати добровольцам посмотреть на платье, но его вывели на экран с высоким разрешением при контролируемом освещении и четких настройках экрана. Вместо того, чтобы увидеть стандартные цвета платьев, испытуемые сообщили, что видят целый спектр оттенков. Причем если яркость света повышалась, они видели белое платье, а если понижалась - синее. Исследователи обнаружили, что чаще всего люди сообщали, что видят те самые цвета, которые можно найти в дневном свете, который обычно голубоватый в полдень и желтоватый ближе к вечеру. Таким образом, данный феномен не был бы возможен, если бы платье было, например, красного цвета. Именно синий и желтый (золотой) цвета создали такую шумиху вокруг данного платья, в иной ситуации на него никто не обратил бы внимания.

Новое свойство цвета

Третье исследование было проведено на 87 учениках колледжа, которым также было предложено сообщить цвет платья. Примерно одинаковое количество людей сказали, что видят сине-черный и бело-золотой цвета. Затем исследователи инвертировали изображение так, чтобы светлые полосы были чисто золотыми, а темные - синими. И в повторном исследовании 95 процентов участников сообщили, что видели светло-желтые полосы. Таким образом, было открыто новое свойство цвета, которое касается восприятия синего и желтого цветов. Людям больше свойственно воспринимать цвет как белый или серый, если в нем изменяется содержание синего. Однако это не так заметно у других цветов, таких как желтый, красный или зеленый.

Хочешь обновить свою систему или тебе просто очень нравится новый дизайн "винды", тогда у тебя ничего другого не остается, кроме как windows 8 купить . Ключики уже недорогие, так что пора становиться законопослушным и ставить на комп только лицензионный софт.

Свет – это лишь малая часть широкого спектра электромагнитного излучения, которое мы не способны видеть. Данный спектр включает в себя радиоволны, микроволны, инфракрасное излучение, видимый свет, ультрафиолетовые, рентгеновские и гамма-лучи. Из всего перечисленного наши глаза могут воспринимать только видимый свет, который мы интерпретируем как цвета. Цветовой тон, как правило, определяется частотой колебания световых волн в пространстве. Чем ближе эти волны расположены друг к другу, тем выше частота их колебаний. Радиоволны обладают наименьшей частотой и наибольшей длиной волны. Что касается гамма-лучей, то здесь всё с точностью до наоборот.

Чтобы увидеть цвет во всей его красе, нам нужен источник света, (например, фонарик, экран телевизора или солнце), а также твёрдая поверхность, от которой он мог бы отражаться. Трудно представить, как бы мы жили, если бы цветов не существовало, ведь они помогают нам отличить, скажем, ежевику в густом кустарнике от медведя, спящего в высокой траве в паре метров от нас.

1. Спектр видимого света

Как правило, свет – это невидимая энергия, путешествующая в пространстве. Чтобы мы могли его увидеть, он должен пройти сквозь плотные частицы пыли, дыма или водяного пара в виде облаков либо тумана. Также наше зрение способно уловить свет тогда, когда он падает на какой-нибудь твёрдый предмет (дерево, рука, луна и так далее), отражается от него и попадает в наши глаза. Исаак Ньютон заметил, что, проходя через призму, луч света преломляется и образует цвета, которые всегда идут в одном и том же порядке: красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, индиго и фиолетовый.

Сетчатка глаза состоит из светочувствительных клеток двух типов – палочек и колбочек. Палочки отвечают за выявление интенсивности и яркости света, а колбочки – цвет и резкость. Существует три вида колбочек, максимумы чувствительности которых приходятся на красный, зелёный и синий участки спектра. Названные цвета являются основными; в результате сочетания любых двух из них получаются вторичные цвета: жёлтый, голубой и пурпурный. Все эти оттенки в разных комбинациях и разной интенсивности дают нам множество цветов, которые мы знаем и видим каждый день.

Предположим, что весь электромагнитный спектр – это расстояние между Нью-Йорком и Лос-Анджелесом, около 4000 километров. В таких масштабах длина видимого светового спектра будет составлять всего пару сантиметров. Представьте, сколько в мире есть вещей, которые мы не видим!

2. Необходимость темноты

Иоганн Вальфганг фон Гёте заметил, что если смотреть на тёмные предметы, расположенные на светлом фоне, сквозь призму, то можно увидеть вокруг них цветное свечение, которое представляет собой переход от белого к жёлтому, красному, чёрному и от чёрного к синему, голубому, белому. В результате наложения этих двух условных границ друг на друга образуются вторичные цвета, или перевёрнутый спектр.

Цвет – это, по сути, контраст между темнотой и светом. На одной стороне мы имеем тёплые цвета (жёлтый и красный, переходящие к чёрному и белому), на другой – холодные (голубой и синий, которые теперь сменяются сначала белым, а после чёрным).

Наблюдая за красивым закатом, вы замечали, как вечернее небо меняет свой цвет на оранжевый, а солнце приобретает красноватый оттенок? Это обусловлено тем, что когда солнце садится за горизонт, его лучам приходится преодолевать более плотные слои атмосферы. На самом деле красный цвет – это эффект затемнения яркого света, проходящего через среду с большей оптической плотностью.

Если мы развернёмся к солнцу спиной, то сможем увидеть тень Земли и пронаблюдать за тем, как голубое небо постепенно становится цвета индиго – тёмно-синего с оттенком фиолетового. Чем больше света в атмосфере, тем ярче цвет неба. На самом деле то, что мы наблюдаем над головой, когда на улице стемнеет – это мрак и пустота необъятного космоса!

3. Цветные тени

Если посмотреть на окно несколько секунд, а потом закрыть глаза, то можно увидеть его негатив – светлую раму с тёмной серединой. С любым другим цветным предметом будет точно так же. Дело в том, что каждый цвет имеет свой определенный дополнительный цвет: красный – голубой, зелёный – пурпурный, а синий – жёлтый.

Если вы направите на вазу два различных источника света, расположенных на небольшом расстоянии друг от друга, то у неё появятся две тени. Если один из источников света будет красным, то противоположная ему тень получится такого же цвета, а другая – голубого. В действительности же обе тени серые, а то, что мы видим перед собой – не что иное, как оптическая иллюзия.

4. Какого на самом деле цвета предметы?

Всё зависит от освещения, ведь сами предметы сделаны не из света. Предположим, у вас есть зелёная рубашка. При дневном свете она сохраняет свой цвет. Что произойдёт, если вы, к примеру, окажетесь в помещении с красным освещением? Какого цвета она станет? Обычно при слиянии красного с зелёным получается жёлтый цвет, но в данном случае мы имеем красный свет и зелёный краситель, которым окрашена рубашка. Зелёный краситель – это результат смешивания синего и жёлтого пигментов, которые не отражают красный свет. Из-за этого рубашка будет казаться чёрной. В помещении, где нет света, вы, глядя на неё, также подумаете, что она чёрная, в принципе, как и все остальные предметы, на которые не падает свет.

Другой пример. Ответьте на такой вопрос: «Почему банан жёлтый?». Когда на банан падает белый свет, содержащий все цвета видимого спектра, вы видите только жёлтый, поскольку все остальные цвета попросту поглощаются поверхностью фрукта. В некотором смысле бананы могут быть любого цвета, ведь мы воспринимаем лишь тот, который отражается в наших глазах. Но если не жёлтого, тогда какого же? Ответ: синего! По крайней мере, теоретически. Цвет не является свойством предмета; все, что мы видим – это всего лишь интерпретация нашего мозга.

5. Розовый цвет

На цветовом круге первичные и вторичные цвета расположены в альтернативном порядке. Каждый вторичный цвет получается в результате смешения соседних основных цветов. Так, например, жёлтый – это слияние красного и зелёного цветов, голубой – зелёного и синего; розовый – синего и красного.

Вы когда-нибудь задумывались, почему в радуге нет розового цвета? Ответ прост – розового света не существует! Есть жёлтый, голубой, а розового нет. Вот почему красный и синий находятся на противоположных концах видимого спектра. Розовый цвет, по сути, олицетворяет собой всё, что нам не дано увидеть во Вселенной.

6. Вантаблэк

Все мы знаем, что чёрный цвет стройнит фигуру, придаёт нашему образу элегантности и утончённости. Но вы слышали когда-нибудь о новом чёрном, Вантаблэке (англ. Vantablack)? Глядя на него, вам кажется, что вы смотрите в огромную чёрную дыру! Как бы странно это ни звучало, но его практически невозможно увидеть, сделать это реально только на каком-либо фоне, поскольку он поглощает всего лишь 0,035% видимого света.

Вантаблэк был изобретён британскими учёными совсем недавно. Его планируют использовать для создания сверхчувствительных телескопов, современного оружия и самолётов по технологии «стелс».

7. Мой красный цвет отличается от вашего!

Когда вы и ваши друзья смотрите на кого-то в красном платье, в курсе ли вы, что для них оно может казаться синим или зелёным? Как узнать, кто из вас прав?

На свете есть тысячи людей, которые видят мир в иных красках из-за болезни, называемой дальтонизмом. Они могут не различать красный, зелёный или синий цвета.

С помощью красного, жёлтого, зелёного и синего цветов в различном сочетании мы можем описать все остальные цвета видимого спектра, например: фиолетовый – это красновато-синий, лаймовый – желтовато-зелёный, оранжевый – красновато-жёлтый, бирюзовый – голубовато-зелёный. Но какое название вы бы дали красновато-зелёному или сине-жёлтому цветам, только не смешанным, а состоящим одновременно из двух оттенков, которые компенсируют друг друга в глазах человека? Не знаете? Почему? А потому, что таких цветов не существует; их называют «запрещёнными».

Всё сводится к тому, как мы воспринимаем цвет. Колбочки в наших глазах различают красный, зелёный и синий цвета по длине волн, которые иногда могут пересекаться. Когда зелёные накладываются на красные, мы обычно видим жёлтый цвет, при другой частоте – либо зелёный, либо красный. Цвет не может быть зелёным и красным одновременно. То же самое касается синего и жёлтого.

В 1983 году учёные Хьюит Крейн и Томас Пиантанида совершили невозможное! После ряда экспериментов им удалось воссоздать безымянные цвета. Из красных и зелёных полосок (а также жёлтых и голубых), расположенных рядом друг с другом, они сделали изображения, глядя на которые определённое время, можно было увидеть, как границы между цветами стираются, а сами они смешиваются, образуя новые, доселе неизвестные оттенки, не поддававшиеся описанию.

9. Что видят животные?

Все мы слышали, что собаки – дальтоники, а летучие мыши слепы, однако это не совсем так. Летучие мыши могут видеть, правда, не особо хорошо, а собаки являются дальтониками лишь по нашим, человеческим меркам. У людей есть три цветовых рецептора, в то время как у собак только два, поэтому они не могут видеть красный цвет. Кальмары способны различать лишь синий цвет; значит ли это, что они являются дальтониками? Змеи почти не воспринимают «обычные» цвета, зато хорошо видят в инфракрасном диапазоне. Пчёлы могут различать синий, жёлтый и ультрафиолетовый цвета. А бабочки – вообще уникальные создания. У некоторых из них есть пять цветовых рецепторов: три таких, как у людей, и два дополнительных, при помощи которых они способны видеть цвета, недоступные для человеческого глаза.

10. Свет, исходящий от человека

Учёные из Киотского университета обнаружили, что люди излучают свет, однако он в тысячу раз менее мощный, чем тот, который мы видим невооружённым глазом. Они также пришли к выводу, что «аура» человека становится максимально яркой приблизительно в 4 часа дня, и связывают это с побочными продуктами нашего обмена вещества – свободными радикалами.

Чем больше расстояние между источником света и наблюдателем, тем тусклее свет, но это не потому, что свет теряет свою яркость по пути или поглощается различными предметами. Всё дело в энергии, которая имеет свойство рассеиваться в пространстве. Солнце одинаково светит под любым углом, поскольку свет распространяется во всех направлениях в равных количествах. С увеличением времени и расстояния свет становится всё более и более рассеянным, пока, в конченом счёте, не превращается в миллиарды одиночных фотонов, передвигающихся во всех направлениях.

Также свет несёт в себе определённую информацию. Вот откуда мы знаем расположение звёзд и галактик, из чего они сделаны, как двигаются и так далее. Те же самые правила применимы к свету, исходящему от человека.

Материал подготовила Rosemarina

P.S. Меня зовут Александр. Это мой личный, независимый проект. Я очень рад, если Вам понравилась статья. Хотите помочь сайту? Просто посмотрите ниже рекламу, того что вы недавно искали.

Copyright сайт © - Данная новость принадлежит сайт, и являются интеллектуальной собственностью блога, охраняется законом об авторском праве и не может быть использована где-либо без активной ссылки на источник. Подробнее читать - "об Авторстве"

Вы это искали? Быть может это то, что Вы так давно не могли найти?