Ребенку 1 и 6 месяцев развитие. Игра с пирамидкой

Физическое развитие ребенка в 1 год 6 месяцев несколько замедляется, но зато активно идет становление его личности и формирование характера.

Ваш малыш уже умеет...

Мальчики:

74-88,2 см.
9,6-14,4 кг.
46,0-51,6 см.
46,5-55,6 см.
74-87,2 см.
9,4-13,5 кг.
44,9-50,9 см.
47,1-54,5 см.

Физическое развитие ребенка в 1 год 6 месяцев

После первого года жизни за прибавкой веса малыша следят уже не так тщательно. Измерение массы тела и роста проводят 1 раз в три месяца. В этом возрасте могут быть значительные колебания в прибавке веса, так как малыш активно двигается, больше бодрствует, меняется его режим дня и рацион питания.

В возрасте до 10 лет показатель необходимой массы тела в среднем рассчитывают по формуле:

10,5 кг (средняя масса тела ребенка в 1 год) + 2 х n,

Где n – фактический возраст ребенка (в годах).

Если требуется более точное определение долженствующей массы тела, то прибегают к специальным центильным таблицам распределения массы тела в зависимости от возраста и пола ребенка.

Скорость роста ребенка, также с возрастом замедляется.

Так, в среднем до 4-х летнего возраста длина тела увеличивается по 8 см ежегодно.

Окружность головы ребенка до 5 лет увеличивается ежегодно на 1 см.

Окружность грудной клетки увеличивается ежегодно по 1,5 см до 10-ти летнего возраста.

Нервно-психическое развитие ребенка в 1 год 6 месяцев

Ваш малыш активно познает мир, он становиться всё более самостоятельным и независимым. Всё лучше координирует свои движения и овладевает новыми навыками.

Развитие двигательных навыков

Малыш ходит всё лучше и лучше и уже начинает бегать.

Во время ходьбы смотрит под ноги, чтобы меньше спотыкаться и падать.

Многие малыши в этом возрасте могут самостоятельно подниматься по лестнице. А вот спускаться без посторонней помощи пока получается не так хорошо.

Малыш может присесть на корточки, чтобы отдохнуть или поднять что-либо с пола. Самостоятельно может сесть на стульчик.

Пытается прыгать на месте и с продвижением вперед, перешагивает через небольшие препятствия.

Умеет подбрасывать мяч вверх, пинать его ногой.

Также Ваш малыш может уже открыть дверь в комнату и даже способен самостоятельно выбраться из манежа.

В этом возрасте для малыша очень важна физическая активность, она помогает научиться ему управлять своим телом, совершенствовать имеющиеся навыки и развивать координацию движения.

Психическое развитие ребенка

В 1 год 6 месяцев ребенок очень эмоционален и требователен, хочет всё делать сам.

Малышу интересно играть с любыми бытовыми предметами, порой даже больше чем с обычными игрушками.

Любит играть в компании, подражает взрослым.

Если ребенку дать лист бумаги и карандаши, то он с удовольствием рисует «каляки-маляки».

В этом возрасте ребенок очень психологически уязвим, самым большим потрясением для полуторагодовалого малыша может стать расставание с близкими людьми.

Также следует быть готовым к тому, что в этом возрасте малыши начинают более активно проявлять свои негативные эмоции. Самым простым способом показать, что малыш недоволен является истерика. Так, выражая сове недовольство, ребенок может начать кричать, плакать, махать руками, топать ногами, упасть на пол. В такие моменты важно попытаться понять, с чем же именно связано такое поведение. Постарайтесь отвлечь ребенка, не зацикливайтесь на этом. Помогите малышу найти другие способы выражения своих эмоций.

Появляются социально-значимые жесты и мимики. Малыш может пожалеть, если кто-то плачет. Радуется встречи, машет «до свидания» и так далее.

В этом возрасте дети легко переключаются с одного эмоционального состояния на другое. Быстро отвлекаются.

Малыши радуются своим достижениям и огорчаются, если у них что-то не получается.

Любят танцевать и повторять знакомые движения под музыку.

Познавательное развитие ребенка

  • Ваш малыш уже умеет ориентироваться как минимум в двух геометрических формах (шар-куб, кибик-кирпичек-прямоугольник).
  • Ребенок находит предметы по просьбе взрослого. Может подобрать предмет такой же формы, как на картинке. Пытается подбирать геометрический предмет в соответствии с формой на грани пособия (на игрушке).
  • Уже умеет ориентироваться в двух величинах (большой и маленький) и в двух-трех цветах.
  • Имитирует «чтение», переворачивает страницы, пытается что-то рассказывать.
  • Умеет катать перед собой коляску, тележку, тянет игрушку за веревочку.
  • В игре может повторять 1-2 знакомых, часто наблюдаемых действий: кормить куклу (игрушку), причесывает, умывает, укладывает спать и так далее.
  • Умеет обращаться с предметами в игре в зависимости от их назначения.
  • Проявляет ловкость и сообразительность, так малыш может подставить что-то, что бы залезть повыше и достать нужный ему предмет.

Речевое развитие ребенка в 1 год 6 месяцев

Расширяется словарный запас малыша. Ребенок начинает понимать всё больше новых слов и фраз. Выполняет знакомые действия по просьбе взрослого, такие как «положи», «возьми», «отнеси», «дай» и другие.

Малыш способен произносить до 40 облегченных слов. Умеет отвечать на простые вопросы.

Старается связать два и больше слов в предложение. Для большей выразительности свою речь малыш сопровождает жестами и мимикой.

Что должен уметь ребенок в 1 год и 6 месяцев

Как правило, к этому возрасту малыш окончательно осваивает навык пользования ложкой и чашкой. Пытается есть и пить самостоятельно.

Любит выбирать себе одежду.

Пытается самостоятельно расчесываться, одеваться, умываться.

Некоторые малыши начинают проситься на горшок.

Уход за ребенком на втором месяце

В 1,5 года ребенок стремиться к самостоятельности, не всегда у него получается задуманное, а задуманное не всегда адекватно и безопасно. Поэтому задача родителей в этом возрасте создание безопасной среды для малыша, а также условий, для совершенствования его социальных навыков и умений. Подстраховывать малыша надо незаметно для него, так чтобы он не потерял интерес к исследовательской деятельности.

Очень важны в этом возрасте прогулки на свежем воздухе, гимнастика и закаливающие процедуры.

Питание ребенка в 1 год 6 месяцев

После года у детей происходят существенные изменения пищеварительной системы: появляются коренные зубы, развивается жевательный аппарат, формируются слюнные железы, увеличивается объем желудка.

Следует помнить, что процесс жевания развивается постепенно, поэтому переход от густой пищи к твердой должен быть постепенным. Некоторые малыши могут лениться жевать кусочки пищи, в этом случае родителям необходимо проявлять настойчивость. Понемногу давать пробовать малышу салаты из натертых на терке овощей. В первые и вторые блюда добавлять небольшие кусочки пищи

Для полуторагодовалого малыша очень важно правильно распределять различные виды пищи в течение дня. Так, блюда, богатые белком, жиром, экстрактивными веществами следует давать в первой половине дня, так как они могут возбуждать нервную систему, тяжелее перевариваются, что может привести к нарушению сна.

В вечернее время лучше давать малышу каши, молочные блюда.

Порции в горячем виде у детей должны быть во время каждого приема пищи.

Свежие фрукты и овощи в этом возрасте ребенок может получать при любом кормлении.

После 1,5 лет дети, как правило, переходят на 4-х разовое питание. Интервалы между приемами пищи становятся неодинаковыми, но родителям следует придерживаться часов кормления. Например, завтрак - 8:00, обед - 13:00, полдник - 16:00, ужин - 19:00. Ну или подстроить режим питания ребенка под свой, привычный для всей семьи.

Обед должен быть самым сытным и состоять из двух главных блюд (первое и второе). Это может быть суп или борщ на первое и мясо или рыба с овощами на второе. Также во время обеда можно предлагать малышу салаты из сырых овощей.

Перед сном малыш может выпить молоко или кефир.

Необходимые обследования в 1 год 6 месяцев

Теперь Вы посещаете педиатра 1 раз в три месяца. На приеме врач оценивает физическое и нервно-психическое здоровье ребенка.

Начиная со второго года жизни, ребенка 1 раз в год должен осматривать стоматолог, если вы еще его не посетили, то самое время это сделать.

На втором году жизни лабораторное обследование (клинический анализ крови, мочи, анализ кала на копроскопию и яйца гельминтов) проводится 1 раз в год, при необходимости и наличии показаний, чаще.

В 1 год 6 месяцев (18 месяцев) - делается ревакцинация от полиомиелита, столбняка, дифтерии, коклюша (ReV1 - АКДС, ReV1 - ОПВ).

Как играть с ребенком в 1 год 6 месяцев

Какие игрушки подходят для данного возраста?

Для развития речи хорошо подходят различные картинки, книжки, кубики с изображениями предметов, животных, фруктов, транспорта. Книжки с потешками, стихами.

Для развития координации движений подходят мячи разных размеров, обруч, гимнастические палки, двигающиеся машины, каталки.

Для сюжетных игр отлично подойдут игрушечные животные, куклы, кукольная мебель, детская посудка, одежда, игрушечная ванночка, коляска, наборы фруктов, овощей и другие.

Для расширения знаний о предмета, формах, цветах понадобятся игрушки матрешки, неваляшки, пирамидка, цветные кубики, цветные колпачки (стаканчики), ленточки, совки, ведерки, формочки для песка, конструкторы, игрушки со вставными геометрическими фигурками (активный куб) и другие.

Для развития музыкальных способностей отлично подойдут музыкальные игрушки - стучалки, молоточки, ксилофон, барабан и другие.

В этом возрасте очень полезно развивать у малыша мелкую моторику, для это отлично подходят игрушки со шнуровкой, игрушки в которых нужно соединять детали, вставлять одни предметы в другие.

Во время любых игр и занятий с малышом не забывайте хвалить его за его успехи.

У Вашего малыша сейчас самый активный познавательный возраст. Он впитывает всё «как губка». Уделяйте своему ребенку как можно больше времени, отвечайте на его вопросы, учите его, объясняйте ему всё что ему интересно, дарите свою любовь и заботу. Всё что он получит от Вас сейчас, в дальнейшем он перенесет во взрослую жизнь.

Другая информация по теме


  • Развитие ребенка в 2 года

  • Развитие ребенка в 2 месяца

Ребенок в возрасте 1 года 6 месяцев до 1 года 9 месяцев: да здравствует самостоятельность!

За последние полгода малыш изменился: его тело вытянулось, выражение лица стало более осмысленным. На этом этапе крохе очень важно продолжить изучение мира, что возможно только при одном условии – постоянном присутствии рядом кого-то из родителей, выступающих гарантом безопасности.

Физиологическое развитие ребенка в 1 год 6 месяцев

Для полуторагодовалого непоседы все так же показательна двигательная активность. Малыш уверенно бегает, играет с мячом, преодолевает препятствия, приседает. Движения становятся более точными, а потому приносят искреннюю радость. Малыш уже смотрит под ноги, видит препятствия и огибает их.

Карапуз уверенно поднимается вверх по лестнице, становясь двумя ногами на каждую ступеньку, но для спуска ему еще требуется помощь взрослого. Крошка способен самостоятельно вылезти из манежа, открыть дверь, усесться на скамейку, то есть координировать все группы мышц для достижения поставленного результата.

Психологическое развитие в 1 год 6 месяцев

В это время происходит становление произношения. Малыш находится в поиске новых словосочетаний для того, чтобы объяснить взрослым свои желания и потребности. Упрощенные слова превращаются в полные («би-би» в «машину», «ба-ба» в «бабулю») за исключением тех, которые представляют собой сложное или длинное слово.

Большую часть дня крошка играет, практически не отвлекаясь на посторонние звуки. Повышается сосредоточенность и концентрация внимания.

Мама, будь рядом!

Маленький исследователь становится все более самостоятельным: дитя решительно отказывается от помощи старших. Чувство страха перед незнакомыми людьми отходит на второй план: постоянные знакомства на детской площадке и «диалоги» с чужими людьми дарят радость.

Большую часть дня ребенок проводит за игрой, во время которой практически не отвлекается на посторонние звуки. Повышается сосредоточенность и концентрация внимания.

Очень важно, чтобы в моменты освоения мира карапуз чувствовал поддержку кого-то из близких, лучше всего – мамы или папы. Отсутствие внимания может породить неуверенность, которая через несколько лет может перерасти в постоянную стеснительность, пассивность.

Маркеры роста

Полуторагодовалый карапуз должен уметь:

  • уверенно ходить, бегать, садится на корточки;
  • прыгать на месте и вперед;
  • пинать и подбрасывать мяч вверх;
  • играть с игрушками и бытовыми предметами, приглашать к забаве сверстников или взрослых;
  • ритмично двигаться под музыку, напевать;
  • срисовывать рисунки или заполнять лист каракулями;
  • иметь в лексиконе несколько десятков коротких слов.

Поведенческие тесты

Определить уровень развития помогут тест-игры:

  • если кроха вас обидел – попытается развеселить;
  • в момент потери интереса – попросит другую забаву;
  • при демонстрации незнакомого изделия – внимательно посмотрит на него, потом потрогает пальчиком, возьмет в руки.

Контролируйте эмоции!

С осознанным восприятием мира приходит множество эмоций, которые маленькому человечку не всегда удается держать под контролем. На смену старым капризам приходят новые.Справляться с разочарованиями становится все сложнее. Задача мамы, папы и остальных домочадцев – настраивать малютку на позитивный лад, хвалить за достижения и помогать переживать неудачи. Помните: выплеснутая злоба может нанести непоправимый вред самооценке крохи. В случае возникновения конфликтов объясняйте и критикуйте конструктивно, давая непоседе возможность загладить свою вину и достойно усвоить урок.

К возрасту один год и шесть месяцев у ребенка происходит становление речи — важнейшего инструмента, благодаря которому окружающие начинают воспринимать малыша как полноценного члена общества, способного заявить о себе. И кроха старается пользоваться новым умением, делает попытки рассказать окружающим о своих чувствах, желаниях. Важно в этот момент поддержать потребность именно говорить, а не переходить на язык жестов или пользоваться облегченными словами. Ваш ребенок вполне готов слушать и воспринимать сложные слова. И не за горами то время, когда он сам будет составлять предложения.

Как развивается малыш в полтора года — физическое развитие ребенка в 1 год и шесть месяцев

Нормы роста и веса, разработанные Всемирной Ассоциацией Здравоохранения

Мальчики

  • Рост — 79,6-85,0 см
  • Вес 9,8-12,2 кг
  • Окружность головы — 46,0-48,7 см

Девочки

  • Рост 77,8-83,6 см
  • Вес 9,1-11,6 кг
  • Окружность головы — 44,9-47,6 см

В полтора года ребенок:

  • уверенно ходит, перенося в руках предметы, огибая и (или) перешагивая через небольшие препятствия;
  • без опоры садится и встает со стульчика;
  • поднимется и спускается по невысоким ступеням;
  • может есть самостоятельно, держа ложку в кулаке, не только густые блюда, но и полужидкие, не проливая их;
  • сам пьет из кружки;
  • тянет за собой на веревочке игрушку;
  • спокойно реагирует на гигиенические процедуры: умывание, мытье рук;
    листает книгу;
  • нанизывает пирамидку из двух-трех колец, соблюдая размерность;
  • отличает катание и бросание мяча, причем по просьбе бросает вперед, вверх или вниз;
  • понимая, что не умеет что-либо делать, огорчается этому, например, может отказаться делать то, что до этого выполнить не получилось;
  • перекладывает предметы с места на место, собирает их в коробку или вынимает из неё;
  • выполняет простые просьбы окружающих, например: дай кружку, принеси мяч, иди ко мне;
  • произносит около сорока упрощенных слов;
  • различает простые геометрические формы круг и квадрат;
  • различает 2-3 цвета.

Как заниматься и во что играть с ребенком в полтора года — игры малышей в 1 год и 6 месяцев

Конечно, чтение продолжает быть источником новых слов и знаний, расширения кругозора. Не нужно бояться, что малыш не поймет каких-то слов в сказке или не воспримет сложное предложение. Ведь именно раз за разом прослушивание новых слов и речевых конструкций дает толчок дальнейшему развитию речи. Важно не увлекаться и не задаваться целью освоить как можно больше книг. Выберите 4-5 самых любимых и периодически их перечитывайте, постепенно добавляя новые. В возрасте год и шесть месяцев дети очень радуются, когда слышат уже знакомый текст, когда представляют, о чем пойдет речь дальше.

Активно беседуйте во время прогулок с малышом , употребляя как можно больше прилагательных, характеристик окружающих предметов.

Просто замечательно разыгрывать перед ребенком мини-сценки с двумя-тремя игрушечными персонажами (например, резиновыми). Это могут быть как бытовые сцены (сели игрушки, покушали и пошли гулять), так и знакомство, например, с голосами зверей, с их рационом, детенышами.

Приучайте кроху к гигиене: учите мыть руки, лицо, вытираться полотенцем, убирать игрушки, ходить на горшок

Лепка из соленого теста
Приготовьте массу для лепки: 4 столовые ложки соли, 2 стакана муки, вода. Должно получиться крутое тесто. Лепите из него с ребенком фигурки зверей, фрукты, овощи. Если малыш случайно проглотит кусочек, волноваться не о чем, масса безопасна. Высохшие поделки можно раскрасить краской.

Задуй свечку
Зажгите свечу и предложите ребенку задуть ее. Упражнение способствует развитию легких ребенка.

Прятки
Мама или другой близкий человек прячется, но при этом постоянно подает голос, например, произнося «ку-ку». Ребенок ищет.


Трудности воспитания ребенка в полтора года

Так как ваш малыш — это уже вполне сформировавшаяся личность, он может начать противится вашим желаниям и, наоборот, добиваться выполнения своих. Но, так как донести всё это до окружающих ему еще не по силам, он начинает внезапно упрямиться, капризничать и даже истерить. Необходимо постараться переключить на что-то другое внимание крохи, отвлечь.

Не старайтесь перенимать манеру упрощенного общения. Говорите «собака», а не «ав-ав», ведь вы учите своё чадо, а не оно вас.

Ребенок в полтора года всё еще очень эгоцентричен, он не готов делиться игрушками со сверстниками. Часто его поведение может быть непреднамеренно грубым из-за незнания принятых в обществе норм поведения.


Чем кормить малыша в возрасте полутора лет: рацион питания ребенка в 1 год и 6 месяцев

Родителям часто хочется порадовать малыша, угостив его сладеньким. Но с шоколадными конфетами всё же лучше не спешить. Шоколад часто вызывает аллергию, причем она может проявиться не сразу же, а дать о себе знать после двух лет. Лучше лакомиться мармеладом, вареньем, пастилой, медом.

Можно включать в рацион зелень: салат, петрушку, шпинат, зеленый лук. Если ребенку сразу же новые вкусы не понравятся, не настаивайте. Просто угостите еще раз через недельку, а потом — еще. Исследования утверждают, что человек должен от 7 до 14 раз попробовать новый продукт, прежде чем он ему понравится.

Примерное меню ребенка в полтора года

1-й день 2-й день 3-й день
Завтрак Селедочный паштет
Салат из протертой моркови с яблоками
Хлеб с маслом
Чай
Яйцо вареное
Каша пшенная на молоке
Хлеб с маслом и сыром
Чай с молоком
Суфле манно-тыквенное
Чай с молоком
Хлеб с маслом
Обед Картофельный салат с помидорами
Суп-пюре из цветной капусты
Рагу из курицы и моркови
Морс из ягод
Хлеб
Салат с зеленым горошком и морковью
Суп овощной с крупой
Тефтели рыбные паровые
Картофельное пюре
Сок
Хлеб
Салат из помидоров и яиц
Лапша молочная
Рулет мясной паровой, фаршированный омлетом
Кисель
Хлеб
Полдник Кефир
Булочка
Фрукты
Молоко
Вафли
Фрукты
Творог
Кефир
Фрукты
Ужин Зразы морковные с творогом
Молоко
Хлеб
Гречневая каша
Молоко
Хлеб
Запеканка капустная
Чай с молоком
Хлеб

Обычно в 1 год 6 месяцев самым заметным является прогресс в речевом развитии малыша - у большинства детей существенно улучшается как понимание чужой речи, так и качество собственной речевой продукции. "Правильные" слова, обозначающие какие-либо объекты окружающей среды все чаще используются вместо прежних "облегченных" слов ("машина" вместо "би-би", "собака" вместо "ав-ав" и т.д.) Некоторые из малышей (преимущественно девочки) в это время уже произносят первые простые фразы. Видимо растет и количество правильно понимаемых малышом инструкций. Так же, как и характер последних - ребенок 1 в год 6 месяцев нередко способен выполнить довольно сложную родительскую просьбу.

Нервно-психическое развитие ребенка в 1 год и 6 месяцев . Быстро развивающийся интеллект малыша позволяет ему решать первые в жизни логические задачи - например, большинство детей этого возраста могут без видимых усилий обобщать предметы по существенным признакам. Попробуйте выставить перед малышом ряд знакомых ему игрушек, среди которых будут, скажем, два плюшевых медвежонка (разных цветов), плюшевый же заяц и пластиковая кукла, а затем попросите его подать Вам медвежонка. После того, как малыш отдаст первого из двух медвежат, повторите просьбу. После отдачи второго повторите просьбу в третий раз. Удивленный взгляд малыша будет лучшим доказательством того, что его головной мозг способен справляться с решением не только конкретных, но и более или менее абстрактных задач: медвежат-то в ряду больше нет:)

Присмотритесь к тому, как малыш играет, оставаясь один: в этой сфере также произошли видимые изменения в сторону усложнения и совершенствования.

Случайно подсмотренная ребенком телепрограмма или фрагмент фильма вполне способны подвигнуть маленького человека к имитации увиденных действий. Как, впрочем, и увиденные бытовые сцены. Так что не стоит удивляться, если малыш вдруг (безо всяких, то бишь, просьб) принялся упорно расчесывать волосы куклы или нещадно изрисовал кукольное же лица разноцветными фломастерами - это может оказаться как эхом просмотра телепередачи типа "Фасон", так и следствием наблюдения за ежедневными косметическими манипуляциями мамы.

Успешно подражает маленький человек и действиям с игрушками, показанным взрослым во время игр-занятий. Вслед за Вами малыш будет с удовольствием громоздить друг на друга кубики и призмы, доставать из коробок и упрятывать обратно мелкие предметы. Стремительно совершенствующаяся тонкая моторика позволяет полуторалетнему ребенку осуществлять действия, требующие более или менее развитой координации движений пальцев - некоторые маленькие вундеркинды уже вовсю (и довольно продуктивно:) играют с пластиковыми блоками "Лего" или пластиковой же мозаикой.

Развивающаяся тонкая моторика в 1 год 6 месяцев помогает малышу овладеть и кое-какими бытовыми навыками - из тех, что раньше никак не поддавались усвоению. Например, такими, как самостоятельное стаскивание с себя колготок перед ежедневными водными процедурами или посадкой на горшок:) Или умение подчерпнуть ложкой из родительской тарелки заинтересовавший внимание юного исследователя фрагмент сосиски:) В целом же, во время еды ребенок полутора лет нередко способен более или менее уверенно управляться с ложкой и кружкой: место, отведенное малышу для трапез после таковых уже гораздо меньше напоминает полигон для бомбометания (где вместо бомб используются каши и паровые котлеты).

Совершенствуется и общая моторика ребенка - как утверждают специалисты, в это время малыш уже умеет переступать приставным шагом через три-четыре низких деревянных брусочка, разложенных на полу друг за другом:) Реально же некоторые из полуторалетних индивидов способны на гораздо более сложные действия - что-нибудь вроде... застывания в позе своеобразной "ласточки" (с опорой на голову, ручки и одну ножку; вторая при этом отчаянно задирается вверх:)) Или еще более замысловатые "фокусы":)

Степень моторной координированности ребенка в 1 год 6 месяцев зависит от многих условий - начиная от общего состояния здоровья и заканчивая генетическими особенностями организма. Так что не стоит переживать, если малыш не спешит демонстрировать головокружительные трюки, о которых с восторгом расказывают Ваши приятели, имеющие детей примерно того же возраста. Всему свое время - главное, чтобы ребенок был здоров и имел все необходимое для тренировки своей моторики. Под последним условием понимается наличие достаточного пространства для хождения, бегания и лазания, а также наличие внимательных и неленивых родителей:)

Полуторагодовалый возраст – важная веха в жизни ребенка. В этот период он совершает своеобразный скачок в развитии: начинает активнее разговаривать. Кроме того, малыш уверенно ходит, быстро бегает и всячески пытается проявлять свою самостоятельность. Разберемся, как организовать режим дня и питание малыша, в какие игры стоит с ним играть, чтобы помочь развиваться.

Физические параметры

Отечественные пособия по педиатрии содержат следующие нормативы роста и веса детей в 18 месяцев:

  • мальчики: рост – 78,5-86 см, вес – 10,2-13 кг;
  • девочки: рост – 77-84,5 см, вес – 9,8-12,2 кг.

Приведенные показатели являются ориентировочными, а не эталонными. Они необходимы, чтобы врач мог оценить общее физическое развитие малыша. Для точного определения соответствия веса тела ребенка его росту и возрасту используются центильные таблицы. Кроме того, принимается во внимание окружность головы и обхват грудной клетки.

В полтора года малыш уже выглядит иначе: пропорции его тела меняются в сторону «взрослых», однако показатели роста и веса остаются индивидуальными. Сравнивать их с данными таблицы можно лишь условно

Режим сна и бодрствования

Эта статья рассказывает о типовых способах решения Ваших вопросов, но каждый случай уникален! Если Вы хотите узнать у меня, как решить именно Вашу проблему - задайте свой вопрос. Это быстро и бесплатно !

Ваш вопрос:

Ваш вопрос направлен эксперту. Запомните эту страницу в соцсетях, чтобы следить за ответами эксперта в комментариях:

В 1 год 6 месяцев большинство малышей спит в дневное время один раз в течение 2-3 часов. Ночной отдых продолжается в среднем 10-11 часов. Длительность одного периода бодрствования увеличивается до 5-6 часов.

Некоторые дети в полтора года продолжают спать днем два раза по 1-1,5 часа - это нормальное явление. Не нужно резко менять режим дня ребенка (см. также: ). Стоит подождать, когда он сам будет готов перейти к одному дневному отдыху.

Особенности рациона

В 18 месяцев дети кушают 4 раза в день. Интервалы между трапезами составляют максимум 3,5-4,5 часа. Важно, чтобы малыш позавтракал не более чем через 60-90 минут после утреннего пробуждения. Его ужин не должен быть слишком поздним, минимальный промежуток между едой и укладыванием в постель – 1 час.

Желательно, чтобы кроха получал пищу примерно в одно время каждый день с небольшими отклонениями. Ориентировочный график питания:

  • завтрак – 8:00;
  • обед – 13:00;
  • полдник – 16:00;
  • ужин – 19:00.

Режим питания можно варьировать в зависимости от традиционного графика семейных трапез, однако интервалы между кормлениями увеличивать не рекомендуется. В 1,5 года гармоничное развитие ребенка зависит не только от сбалансированности блюд, присутствующих в меню, но и от их рационального распределения в течение дня.

Основные правила составления меню:

  1. В завтрак и ужин нужно включать кашу. В качестве дополнения к трапезе крохе можно предложить овощное блюдо или кисломолочный (молочный) продукт.
  2. Обед, являющийся самой питательной трапезой, должен состоять из двух блюд и свежего овощного салата. На первое стоит приготовить борщ либо суп, на второе – рыбу или мясо с гарниром из отварных (тушеных, запеченных) овощей.
  3. Каждый прием пищи можно дополнять сырыми фруктами и овощами. Другой вариант – их можно давать в виде перекусов.
  4. Вечером перед отходом ко сну ребенку следует предложить стакан кефира или подогретого молока.

Овощная пища для малыша остается превалирующей, ее можно прекрасно комбинировать с мясом и рыбой. Блюда в виде пюре тоже остаются, хотя чаще их заменяют нарезанными или свежими

Физическое и интеллектуальное развитие

В 1,5 года ребенок умеет делать очень многое. Базовые достижения одинаковы для мальчиков и девочек. Физическое развитие позволяет малышу совершать сложные действия. Основные моторные навыки :

  • ребенок может ходить не только прямо, но и по кругу, а также обходить препятствия;
  • он реже спотыкается и падает, поскольку учится смотреть под ноги;
  • многие малыши начинают быстро бегать;
  • кроха умеет присаживаться на корточки;
  • у него получается открывать дверь в комнату;
  • ребенок учится играть мячом – подбрасывать его в разных направлениях;
  • он может подняться по лесенке приставными шажками, но спуститься по ней без посторонней помощи ему тяжело.

В интеллектуальном развитии ребенка в полтора года происходит ощутимый прорыв. Малыш умеет:

  • с помощью карандаша или фломастера рисовать овалы, зигзаги, штрихи, прямые линии;
  • собирать сортер – вкладывать фигурки с различными очертаниями в соответствующие окошки;
  • находить предмет аналогичный тому, который взрослый показывает вживую или на картинке;
  • отличать кубик от мячика или кирпичика;
  • находить одинаковые предметы;
  • показывать вещи по просьбе взрослого;
  • ориентироваться в формах и размерах;
  • собирать пирамидку из 3-4 колец (после увиденного примера) (рекомендуем прочитать: ).

В этом возрасте для деток наиболее интересны игры с объемом, цветом и формой - они позволяют изучить свойства предметов и подготовить ребенка к получению новых навыков

В 1 год 6 месяцев значительно усложняются игровые действия ребенка. Он обладает способностью:

  • заменять подручными предметами реальные;
  • повторять некоторые действия взрослых и сверстников;
  • изображать «чтение» книги;
  • использовать один предмет, чтобы добраться до второго;
  • катить перед или за собой игрушку (каталку, коляску).

Бытовые умения , которыми малыш владеет в 1,5 года, облегчают повседневный уход за ним. В этом возрасте ребенок:

  • начинает приучаться к горшку;
  • пьет из чашки, лишь изредка обливаясь;
  • аккуратно самостоятельно кушает ложкой полужидкую пищу;
  • расстраивается, если испачкался.

Речевые навыки

В полтора года у ребенка происходит скачок в становлении речи. Он начинает хорошо понимать обращенные к нему фразы, а также произносить новые слова и словосочетания. Малыш осознает смысл многих предложений. Он способен показывать части тела по просьбе взрослого, а также выполнять указания. Например, ему можно сказать «возьми грушу со стола» или «открой коробку» - он совершит эти действия.

Словарный запас крохи, которым он активно пользуется, составляет около четырех десятков слов. Происходит постепенная замена младенческих вариантов названий на обычные формы: «мяу-мяу» становится «кошкой». Чтобы развивать речь малыша в правильном направлении, маме и папе следует перестать «лепетать», а говорить с сыном или дочкой на «взрослом» языке. Кроха может подражать родителям, повторяя слова, которые они часто употребляют.

В 18 месяцев не все малыши умеют строить фразы. Раньше с этим навыком справляются девочки. Многие дети, пытаясь составить синтаксическую конструкцию, помогают себе мимикой, взглядом и жестами - родителям стоит обязательно обращать на это внимание и стараться понять ребенка.

Развивающие игрушки

Полуторагодовалый ребенок активно впитывает новые впечатления и знания. В этом возрасте неосуществимо целенаправленное обучение. Развивать навыки малыша можно только в процессе игр, поэтому в режим дня обязательно нужно включить много увлекательных занятий. Для этого стоит обзавестись различными игрушками и подручными предметами.

Игровой развивающий инвентарь, который необходим малышу в 1,5 года:

  • для речи – книжки со стихами, кубики и карточки с изображениями транспорта, фруктов, овощей, животных, деревьев;
  • для сюжетных игр – наборы пластиковых фруктов и овощей, куклы, мебель, аксессуары и одежда для них, детская посуда, фигурки животных;
  • для координации движений – разные по диаметру мячи, машинки, каталки, обруч;
  • для музыкальных способностей – стучалки, барабан, ксилофон, дудки, детское пианино;
  • для мелкой моторики – шнуровки, игрушки, в которых нужно соединять детали;
  • для расширения кругозора (знаний о цветах, формах, свойствах предметов) – пирамидки, матрешки, неваляшки, игрушки для песочницы, сортеры, стаканчики и так далее.

Многое из перечисленного можно делать самостоятельно, просмотрев в глобальной сети видео с инструкциями. К этому занятию стоит привлекать малыша.