Развитие ребёнка от года до двух. Прогресс в развитии ребенка от одного года до двух лет

  • Вес ребенка в начале второго года жизни в 3 раза больше, чем на момент появления на свет.
  • Рост также существенно увеличивается – от 25 до 29 см.
  • Развивается центральная нервная система , и в особенности головной мозг. К концу первого года жизни его размер составляет уже 60% от «взрослого».

Крупная и мелкая моторика детей

Движения вашего годовалого ребенка стали намного увереннее и разнообразнее – теперь он самостоятельно стоит, и, возможно, сделал свои первые шаги. Ну а если этого пока не произошло – держите наготове свою видеокамеру, ведь совсем скоро вам удастся запечатлеть этот великолепный момент.

К своему первому дню рождения малыш уже обладает некоторыми навыками, которые позволяют ему почувствовать себя самостоятельным:

  • кушает ручками либо неуверенно держит ложечку;
  • помогает родителям одеть себя;
  • листает книжки с любимыми сказками.

информация В этом возрасте ребенок уже начинает понимать назначение некоторых предметов ежедневного пользования – расчески, ложки, телефона, даже если еще не совсем научился управлять ими.

Сон и питание

К этому возрасту детки уже переходят на «ночной сон», но, скорее всего, послеобеденный отдых еще надолго останется в их привычке.

информация Пищеварительная система ребенка уже достаточно развита, для того чтобы он . Если вы до сих пор практикуете – вы можете задуматься об отлучке (но это не обязательно), ведь теперь ваше чадо получает все питательные вещества из продуктов.

Но будьте внимательны, не оставляйте ребенка одного во время трапезы - в этом возрасте очень велик.

Развитие ребенка после года

  1. Не понимает функцию простых бытовых предметов в возрасте 15 месяцев.
  2. Не имитирует никаких «взрослых» действий к концу этого периода.
  3. В 18 месяцев ребенок не ходит.
  4. К 24 месяцам не может составить простое предложение.

важно Врачебная практика показывает, что зачастую вышеуказанные проблемы появляются именно по причине недостаточного общения и обучения. Развитие детей является важной задачей для каждого родителя, ведь инвестируя свои силы, время и любовь в вашего малыша, вы даете ему пропускной билет в отличное будущее.

Уважаемые читатели сайта Малышата, здравствуйте! Мы растем, растем, растем Развитие ребенка до двух лет . Кроха заметно подрос, ему уже год!!!

  • Малыш многому научился, со многими вещами познакомился. Но впереди еще столько всего интересного, столько достижений и замечательных открытий.
  • На втором году жизни у крохи совершенствуются такие основные движения, как ходьба, ползание, и даже бег.

Бежим мы, пока держась за руку взрослого, но… Мы!!! уже бежим.

Год и месяц

  • может самостоятельно пройти по лежащей на полу доске, шириной 30 - 35 см.
  • Он с огромным удовольствием ползает по полу. Но этого ему уже мало, поэтому начинает преодолевать препятствия. Перелезает на четвереньках через бревно или не очень высокую лавочку.
  • Прекрасно понимает, обращенную к нему просьбу взрослого - показать глаза у зайчика, руки, ножки у куклы. И не просто понимает, но и показывает глаза, ноги, руки.
  • Хорошо различает предметы или игрушки одинаковые по форме (курочка, петушок).
  • Четко выговаривает слова «мама, дай».

Год и два месяца

  • Переступает через небольшие предметы, лежащие на полу. Например, веревку, кубик или палку.
  • Начинает понимать картинки, рисунки (кошка, собачка, мяч, корова).
  • Учиться аккуратно пить из чашки, самостоятельно держать ложку в правой руке и кушать густую кашу, а чуть позже и любую пищу. Хотя сначала ложкой чаще всего выбивается барабанная дробь на столе, но это уже первое умение и навык ребенка.

Год и три месяца

  • Малыш пробует подниматься на горку. Естественно родители должны быть рядом, должны быть начеку.
  • Самостоятельно перекидывая ноги, перелезает через бревно.
  • Держит в руках мяч диаметром 50 – 60 см, и старается бросить его вперед двумя руками. Если с малышом играть каждый день, то мячик может отлететь на расстояние до 50 сантиметров.

Год и четыре месяца

  • У крохи хорошо развивается память и мышление. Он подбирает и раскладывает одинаковые по форме предметы – маленькие, большие; по цвету –желтые, красные, синие.
  • Словарный запас увеличивается, ребенок хорошо понимает смысл простых предложений, сказанных мамой или папой. При этом идет интенсивное речевое общение, малыш старается грамматически правильно произносить слова, фразы. В два года правильно строит небольшие предложения, а в три - правильно согласовывает окончания слов в предложении.

Год и пять месяцев

  • Прекрасно пользуется словами, если он что-то хочет или ему что-то нужно. Речь ребенка становится средством развития памяти и мышления.
  • Поднимается вверх по наклонной доске. Но пока не самостоятельно, пока с помощью взрослого, ребенка нужно держать за руку.
  • Может перешагнуть веревку, палку или кубик, приподнятые от пола на высоту 5 – 10 см.

Развитие ребенка до двух лет

Год и семь месяцев

  • Малыш понимает сюжет картинки, фото или рисунка.
  • Бросает уже не двумя, а одной рукой сначала правой, потом левой, малые мячи (диаметром 15 – 20 см) в горизонтальную цель (обруч, корзину или коробку диаметром 60 см). Цель при этом положена на пол, на расстоянии 20 – 40 см от ног ребенка.

Год и восемь месяцев

  • Развивается координация движений руки. Кроха берет в руки кубики, и учиться делать сюжетные постройки. Аккуратно ставит кирпичики друг на друга, получается башня, или рядышком, получается дорожка, трасса или поезд. После этого может выложить стол, кроватку, ступеньки.
  • В речи вместо слов «гав-гав», «ко-ко» появляются слова «собачка», «курочка».
  • Во в ремя игры ребенок старается подражать старшим братьям, сестрам или родителям.

Год и десять месяцев

  • Геометрические формы, такие как шар, куб, пирамида для малыша уже знакомы, он хорошо их различает.
  • Понимает разговор взрослых об каких-то событиях. Например, весело или не очень реагирует на предложение пойти к бабушке и дедушке, поиграть или пойти погулять. Реакция малыша зависит от того, нравиться ли ему такое действие или не очень.
  • Учится аккуратно кушать, мыть руки с мылом, пользоваться полотенцем или салфеткой, частично одевается. Именно в этот период кроха приучается к опрятности и чистоплотности. Но ребенок еще очень маленький и эти навыки пока не прочны. Поэтому заигравшись, может забыть попроситься на горшок, не нужно его ругать, лучше почаще напоминать об этом.
  • Теперь ребенок уже взрослый!!! Он может подняться на опрокинутую вверх дном коробку или ящик, высотой 15 см и самостоятельно сойти с нее.
  • Перешагнуть через кубик или палку, поднятую над полом на высоту 15-20 см.

Год и одиннадцать месяцев

  • Все больше развивается речь малыша, он учиться правильно называть свои действия «сел, упал».
  • Его речь состоит из предложений с двумя-тремя словами. Начинает употреблять слова « я, он, она, малый, большой».
  • Именно в этом возрасте надо много говорить с детьми и побуждать их повторять разные слова и фразы. Задавать простые вопросы и учить отвечать на них.

Два года

  • Когда малышу исполняется два года, он может самостоятельно забираться на стул, подниматься по лестнице, держась за перила. Уверенно бегает, охотно залезает на горку и спускается с нее. Быстро ползает, охотно пролезает под дугой, рейкой или веревкой, натянутой на высоте 50 см над полом. Подпрыгивает на месте, может перешагивать из обруча в обруч, положенных рядышком.
  • Играет с огромным удовольствием, во время игры может толкать игрушки впереди себя и также тянуть их за собой на веревочке.
  • Любит играть с песком, водой, строить небольшие песочные горки и туннели. Свободно наклоняется, вперед, поднимает предмет или игрушку, и при этом уже не падает.
  • У малыша все больше проявляет такая черта как любознательность, часто задает взрослым вопрос «а что это»?
  • Может выполнить простые поручения, например, принести мишку или куклу, подать кубик или мяч.
  • Взрослым нужно заниматься, играть с детьми в спокойной обстановке от 6 до 10 минут. Этого времени достаточно, чтобы малыш весело поиграл и не устал.

Важно отметить и тот факт, что малыш от года до двух лет может абсолютно спокойно манипулировать родителями и старшими сестрами или братьями, и не стесняется это делать.

  • Все он хочет увидеть и потрогать, сунуть свой маленький носик, может дразниться. Громко протестует, если не получает желаемого.

Малыш от года до двух лет еще не способен, не умеет ждать. Поэтому он требует пристального к себе внимания, часто перебивая разговор взрослых.

  • Если в магазине понравилась какая-то игрушка ребенок будет требовать от родителей купить ее здесь и сейчас, никакие уговоры на него не действуют.

Поэтому малыш от года до двух летможет запросто устроить истерики на рынке или в магазине. Но об этом позже, будет написана отдельная статья.

А сейчас родителям нужно запастись огромным терпением и пониманием. Пониманием того, что у крохи еще плохо развита система самоконтроля, и он не может, не способен думать логично.

Уважаемые взрослые, если Вам была полезна статья Развитие ребенка до двух лет , поделитесь с друзьями, нажмите на кнопочки. Спасибо

*********************************************

Наступает новый этап в его, да и в вашей жизни. В литературе по психологии и педагогике обычно подробно рассказывается о первом годе жизни, поскольку именно тогда происходят самые значительные изменения в развитии ребенка, а потом – о трехлетках, ведь именно в три года происходит знаменитый психологический кризис. Но период от года до двух лет не менее важен в развитии личности.

Малыш уже многое может понять, но пока ему очень сложно выразить словами свои мысли и желания. А как много хочется сказать! Помогите ему. Для этого нужно целенаправленно заниматься развитием речи своего карапуза. Чем лучше вы будете понимать друг друга, тем меньше у малыша останется поводов для капризов и истерик.

Давайте разберемся, как развивается речь в этом возрасте.

Стадия первая: первые слова

От года до полутора малыш начинает очень активно передвигаться в пространстве и накапливать новый опыт. Этот опыт обязательно отражается и в речевом развитии.

Обычно первые слова появляются в возрасте 9,5 месяца – 1 год 6 месяцев. Чаще всего они обозначают самых близких людей: мама, папа, баба, дядя, тетя. Легко малыш воспроизводит и звукоподражательные слова: ав-ав (собака), тик-так (часы), му-му (корова) и т.д. Нередко вместо целого слова ребенок произносит начальный или ударный слог (ко вместо кошка или бура вместо Чебурашка ). Но поскольку эти «слова» обозначают конкретные вещи и произносятся в определенной ситуации (при виде кошки или Чебурашки), мы можем назвать их словами, а не случайными слогами.

Замечено, что одни дети больше «любят» существительные, обозначающие предметы и людей, а другие – предпочитают глаголы, связанные с социальным взаимодействием – «уходи», «хочу», «дай» и т.д.

Первые слова имеют широкое обобщенное значение. Однако это совсем не то обобщение, к которому мы привыкли, называя куклу, мишку и мячик игрушками. Ребенок пока выделяет какой-нибудь один признак, и объединяет по нему самые разные вещи. Так, словом «ням-ням» годовалый ребенок называет всякую еду, а также посуду, из которой его кормят. Проголодавшись, он тоже кричит «Ням-ням!» (=хочу есть!), а, увидев на улице подростка, жующего жвачку, комментирует: «ням-ням» (=ест).

Маленькая Лиза словом «уна» (луна) называла все предметы округлой формы – оладьи, круглые пятнышки на оконном стекле, круги в книгах, почтовые штемпели на конвертах, круглые тисненые рамки на книжных переплетах, букву «О». А Федя решил обобщить звучащие предметы. Словом «ко-ко», которое сперва в его словаре обозначало кукарекающего петуха, Федя стал называть звуки скрипки, пианино, аккордеона, любую музыку и музыкальные игрушки. Обобщающим принципом может стать и текстура: словом «гав-гав» Катюша называла не только собаку, но и всех пушистых животных, мягкие домашние тапочки и даже фотографию старика в меховой шубе.

«Ы?»

В этот же период дети очень любят показывать пальчиком на интересующий их предмет с вопросительным словом «Ы?». Нередко родителей это раздражает, они считают, что так вести себя неприлично. Но такой жест очень важен для развития речи! Ни в коем случае не запрещайте это делать, и, более того, помогите крохе освоить такой жест, если в этом есть необходимость.

Известный российский психолог Л. С. Выготский считал, что указательный жест изначально был просто неудавшимся или незаконченным хватательным движением. «Ребенок пытается схватить слишком далекий предмет; его руки, протянутые к предмету, остаются висеть в воздухе… Здесь есть движение, объективно указывающее на предмет, и только. Но когда мать приходит на помощь ребенку и осмысливает его движение как указание, ситуация существенно изменяется. Указательный жест становится жестом для других».

Таким образом малыш делает удивительное открытие: все вокруг имеет свое название – каждый, каждый предмет! «Ы?» с указательным жестом – это жадный вопрос: «Что это?» Это – кошка, а это – дом, а это – большой самосвал… Пассивный словарь (т.е. слова, которые ребенок понимает, но не может воспроизвести сам) с каждым разом становится все богаче, и когда-нибудь непременно из пассивного превратится в активный (активный словарь – это те слова, которые ребенок произносит).

Тактика ваших действий

Как и прежде, главное – общайтесь со своим малышом! Поймав его заинтересованный взгляд или указательный жест, называйте предметы, которые вас окружают, комментируйте свои действия. Не стесняйтесь говорить вслух и на улице – вашему крохе очень важно услышать от вас, что происходит в песочнице, куда торопятся прохожие и какого цвета платье у той красивой тети.

Постарайтесь, чтобы ваши комментарии не оставались только звуком, а имели какое-то подкрепление в телесных ощущениях, движении. Малыш гораздо лучше запомнит слово «дерево», если потрогает ладошкой шершавую кору, слово «платочек» – когда сам попытается завязать платок на кукле, слово «колокольчик» – если позвенит настоящим колокольчиком.

Старайтесь «представить» ребенку новое слово в разнообразных сочетаниях с другими словами и предметами. Например, показывая молоко, покажите, как оно выглядит в стакане или в кастрюле, в которой вы собираетесь варить кашу. Комментируйте свои действия: «Мама наливает молоко в стакан», «белое молоко, вкусное», «выпей молоко» и пр.

Полезно рассматривать и обсуждать не только различные предметы, но и картинки с их изображением. Ведь к этому возрасту малыши уже достаточно неплохо идентифицируют предмет и его образ. Сравнивайте реальные вещи с картинками. Что общего, чем они отличаются? Например, увидев в журнале фотографию девочки в красной шапке, найдите шапочку своего крохи и сравните: «У девочки шапка, и у Алеши шапка. У девочки шапка красная, а у Алеши – желтая» и т.д.

Первые обобщения

Постепенно малыш устанавливает связь не только между конкретным предметом и словом, но и между другими такими же предметами и этим словом. Как это происходит?

Вот, например, эксперимент, который был проведен психологами с маленькими детьми.

В эксперименте участвовали две группы детей в возрасте от 1 года до года и 3-х месяцев. В первой группе каждому ребенку в течение двух месяцев почти каждый день 10 раз на пять секунд показывали незнакомый ему предмет – книгу и говорили: «Книга! Книга!» Дети каждый раз обращали взгляд и поворачивали голову в сторону предмета. За время наблюдения эта реакция была повторена 500 раз.

С детьми второй группы также применяли одну книгу, но ребенок под руководством взрослого производил с ней разнообразные действия. «Вот книга!», «Открой книгу!», «Закрой книгу!» и т.д. Малышам давалось всего 20 различных команд; в каждую из них входило слово «книга», и каждая требовала определенной двигательной реакции. Эти двигательные реакции повторялись лишь 50 раз за все время наблюдений.

Затем в обеих группах были проведены контрольные испытания. Во время этих испытаний перед ребенком раскладывалось много различных предметов: кубики, куклы, игрушечные звери, несколько книг, отличающихся по величине, толщине, цвету обложки и пр. Взрослый обращался к ребенку со словами: «Дай книгу!» Важно было выяснить, какую книгу выберет ребенок. Лишь ту, которую он видел раньше, или любую другую, объединив предметы понятием «книга»? Дети из первой группы брали только одну книгу – ту, которую они видели в течение двух предыдущих месяцев, и отдавали ее экспериментатору. Когда их просили взять еще книгу, то они или брали первый попавшийся предмет (это могла быть кукла, заяц и т.д.) или же не делали ничего. Значит, для детей этой группы слово «книга» осталось названием одного конкретного предмета и обобщающего значения не приобрело. Так что большое число повторений, даже с одновременным показыванием соответствующего предмета, еще не способствует развитию обобщения.

И поэтому – учите кроху действовать с различными предметами, обязательно называя вслух эти действия. Ту же книжку можно принести, показать кукле, открыть, закрыть, пролистать, положить на стул, найти в ней интересную картинку и пр. Почаще обращайтесь к малышу с различными простыми просьбами. Он будет очень рад помочь вам, а заодно обогатит свой словарный запас и получит первый опыт обобщения.

Потешки и прибаутки

Разнообразные потешки и прибаутки в каком-то смысле – идеальные первые художественные тексты, которые ребенок воспринимает буквально с молоком матери. Ведь в них описывается реальный жизненный опыт, окружающий мир, комментируются различные природные явления и пр. При этом четкий ритм и напевность потешек помогают малышу легко усвоить новые понятия и порой сделать то, что не очень хочется, но необходимо. Например, умываться можно под такую потешку:

  • Водичка, водичка, умой Ване (Маше) личико,
  • Чтобы щечки краснели, чтобы глазоньки блестели,
  • Чтоб смеялся роток, чтоб кусался зубок.

Заодно проведем и первый урок по строению тела и покажем, где у нас личико, щечки, глазки, роток и зубок. Потом, после умывания, можно еще раз повторить потешку, на этот раз изображая, как нужно умываться, не забывая ни про глазки, ни про щечки.

Ваш малыш – малоежка, и накормить его – целая проблема? Возможно, придет на помощь другая потешка:

  • Пышка, лепешка в печке сидела, на нас глядела, – в рот захотела.

Или такая:

  • Уж я Танечке пирог испеку,
  • Уж я внученьке румяненький.
  • На нем корочка пшеничная,
  • А начиночка яичная,
  • А помазочка медовая,
  • Моя внученька бедовая.
  • Эти потешки можно читать во время еды.
  • Надевая на кроху рубашечку, приговаривайте:
  • Тетка Агашка, сшей мне рубашку:
  • Надо нарядиться, еду прокатиться!

Рассказывают потешки и о природных явлениях. Например, о дождике:

  • Дождик, дождик, пуще!
  • Дадим тебе гущи,
  • Дадим тебе ложку:
  • Хлебай понемножку!

А затянувшийся дождь попробуйте «прогнать» такой потешкой:

  • Дождик-дождик,
  • Полно лить,
  • Малых детушек мочить!

В потешках подчеркиваются и новые умения малыша: например, овладение ходьбой:

  • Катя, Катя, маленька,
  • Катенька удаленька,
  • Пройди по дороженьке,
  • Топни, Катя, ноженькой.
  • Заинька, походи,
  • Серенький, походи,
  • Вот так, вот сяк походи
  • Вот так, вот сяк походи!

Первые шаги, конечно, невозможно представить без многочисленных падений и ушибов. Погладьте ушибленное место, приговаривая:

  • У кошки боли,
  • У собаки боли,
  • А у Андрюши не боли,
  • У Андрюши боль на березку улети.

В такого рода потешках есть, кроме всего прочего, и глубокий психотерапевтический смысл. Они позволяют отвлечься от боли, а значит – снять напряжение, которое связано с болью. Такое психологическое лечение вполне действенно для малыша.

Кстати, знаете ли вы, что самая, пожалуй, известная пальчиковая игра «Сорока-сорока», не заканчивалась покачиванием бездельника-мизинца:

  • Ты дров не рубил,
  • Воды не носил,
  • Не будет тебе каши.

Игра имеет продолжение. Взрослый говорит:

  • Пошел сам искать:
  • Здесь водичка холодненькая (поглаживая запястье малыша),
  • Здесь тепленькая (поглаживая локоток),
  • Здесь горяченькая(поглаживая плечо),
  • А здесь – кипяток, кипяток, щекоток! (взрослый щекотит ребенка под мышкой)

Ведь смысл этой потешки не только в развитии мелкой моторики. Она дает ребенку радость телесного контакта, возможность почувствовать свои пальчики, локоть, плечо, в конечном итоге – сформировать представление о своем теле.

Есть особые потешки и для того, чтобы уложить ребенка спать. Они могут стать частью вашего ритуала, который готовит малыша ко сну. Например, в кроватку можно положить пушистого игрушечного котенка, который будет «баюкать» своего маленького хозяина:

  • Приди, котенька-коток,
  • Приди, серенький хвосток,
  • Приди, котик, ночевать,
  • Приди с Дашенькой играть.
  • Уж как я тебе, коту,
  • За работу заплачу:
  • Шубку новую сошью
  • И сапожки закажу.

Стадия вторая: первые фразы

На самом деле, первые фразы, как ни странно это звучит, были заключены уже в одиночных словах. Ведь одиночные слова для малыша – это целый комплекс различных идей. Так, слово «мама», произнесенное в различных ситуациях, с меняющейся интонацией и в сопровождении разных жестов, может означать: «Я хочу к маме», «Мама, завяжи мне шнурок» или «Вот моя мама». Ребенок нашел на полу красивую пуговку, поднял ее и приглашает маму полюбоваться: «Мама! Мама!» А когда он упал, то в его жалобном хныканье тоже звучит: «Ма-ма-а-а!»

Однако после того, как вашему малышу исполнится полтора года, вы, скорее всего, услышите от него первую «настоящую» фразу: «Мама, дай!» или «Папа, иди!» и пр. Примерно в 1 год 8 месяцев – 1 год 10 месяцев кроха хорошо усваивает повелительное наклонение глагола и формы множественного числа, а к двум годам – падежные формы существительных (хотя окончательно этот процесс закончится к 3-4 годам).

У девочек соединение слов во фразы происходит несколько раньше, у мальчиков – на два-три месяца позже. После того, как будет произнесена первая фраза, развитие речи обычно идет очень бурно. Почти каждый день можно услышать от малыша все новые и новые фразы. Однако имейте в виду, что кроха, как и прежде, нуждается в вашем внимании и ответе. Если же ответа нет или он односложный и не эмоциональный, то интерес к речевой деятельности теряется, и развитие затормаживается.

Очень важно показывать ребенку, что вы его понимаете, и «переводить» его первые неуклюжие словечки на обычный, правильный взрослый язык.

Вот пример. Мама на кухне готовит обед. Малыш наблюдает за ней, сидя на высоком детском стульчике.

«Но!» – говорит кроха, увидев нож, которым мама собирается резать овощи. «Да, это нож», – соглашается мама.

«Болёй!» – добавляет ребенок.

«Большой нож» – «переводит» мама, незаметно соединяя оба слово в словосочетание, и добавляет: «Большим ножом будем резать капусту». Такой «перевод» будет способствовать более быстрому и успешному соединению слов в предложение.

Сюжетная игра и речь

Бывает, что малыш в возрасте от года до двух не разговаривает и при этом никак не играет. В этом случае, прежде всего, постарайтесь научить его играть.

Вы можете сочинять и показывать малышу простые и короткие сценки с игрушками. Например, мишка упал и заплакал, или кукла потеряла мячик и ищет его. Попросите ребенка помочь своим маленьким друзьям.

Те же потешки и прибаутки, о которых мы говорили выше, можно разыгрывать и с игрушками. Например, так:

  • Большие ноги шли по дороге:
  • То-о-оп, то-о-оп, то-о-оп, то-о-оп (произносится медленно, низким голосом).
  • Маленькие ножки бежали по дорожке:
  • Топ-топ-топ, то-о-оп (произносим высоким голосом и быстро).

Сравните ножку малыша и ногу взрослого, покажите, как кто ходит. А теперь найдите две похожие игрушки разного размера (двух мишек, зайчиков или кукол), постройте для них из кубиков разные дорожки (широкую и узкую) и пусть ваши игрушечные герои ходят то медленно, то быстро. Смотрите, сколько понятий усвоит ребенок из такой немудреной забавы: большой, маленький, медленно, быстро, широкий, узкий!

Ловкие пальчики

Тренировка тонких движений пальцев оказывает большое влияние на развитие активной речи ребенка. Этот феномен давно известен психологам и логопедам. И они не устают повторять, как важно развивать мелкую моторику рук. В этом помогут и разнообразные пальчиковые игры, и манипуляции с бумагой (ее можно рвать на мелкие кусочки, мять, комкать), и откручивание-закручивание крышек на банках и бутылках.

Как всегда, неисчерпаемый ресурс в этом отношении – обычная кухня. Моему ребенку, например, очень понравилось прятать маленькие игрушки из киндер-сюрпризов в миску с сухим горохом или чечевицей, а потом отыскивать их на ощупь (будьте внимательны, в киндер-сюрпризах нередко попадаются мелкие детали, которые, разумеется, малышу давать нельзя). Горошинки мягко массажируют маленькие пальчики, и кроха получает множество приятных тактильных ощущений. Попробуйте сами!

Можно рисовать пальчиками на подносе, на котором тонким слоем насыпана мука или манка. Можно поиграть с ватными палочками, по одной вытаскивая их из баночки, а потом засовывая обратно. Можно цеплять разноцветные прищепки на пластмассовую банку или коробку, а потом отцеплять их и бросать в ту же банку.

Оглянитесь вокруг, и, возможно, вы найдете новую интересную и полезную забаву для своего крохи.

Малыш не говорит. Что делать?

В разговоре о развитии речи от 0 до 12 месяцев мы уже говорили о том, что нужно быть осторожным с модным ныне ранним обучением. Это касается и возраста от года до двух лет. Подчас родители буквально с пеленок начинают знакомить своего малыша с геометрическими фигурами, буквами, цифрами, забывая при этом о реальных, жизненных предметах и ситуациях, окружающих ребенка. Ведь буквы и цифры – это абстракция, которая возможна только в результате большого опыта, а его у ребенка нет, как и нет физиологической возможности для абстракций такого уровня.

Его мозг пока не созрел для подобных действий. В результате такого раннего обучения речевое развитие малыша сбивается с заложенного природой курса. В этом случае стоит на время отвлечься от многочисленных кубиков и сложных интеллектуальных программ. Гуляйте, играйте, пусть ваше общение будет живым и эмоциональным. Для малыша сейчас это гораздо важнее, чем все новомодные методики раннего интеллектуального развития.

Если к двум годам ваш ребенок не начал говорить, прежде всего, постарайтесь выяснить, пытается ли он общаться какими-то другими способами – с помощью жестов, интонаций, «тарабарского» языка. В этом случае первые «настоящие» слова, скорее всего, вот-вот появятся. Если же малыш никак не пытается установить контакт с окружающим миром, нередко родители замечают и другие особенности ребенка: он играет в одни и те же шаблонные игры, повторяет стереотипные движения, не всегда откликается на свое имя, не смотрит в глаза, не отвечает на множество обращенных к нему вопросов, не чувствует вашего состояния. Зачастую у таких детей речь развивается трудно и поздно. Особое внимание нужно обратить, если раньше ребенок пытался общаться с вами и другими детьми, а потом внезапно перестал это делать.

В этом случае, не откладывая, обратитесь за помощью к хорошему психологу.

Удачи вам и терпения, и совсем скоро вы будете вести со своим малышом вполне полноценные диалоги.

Инесса Смык

По материалам журнала «Аистенок»

Прошёл год, ребёнок становится всё более интересным и предсказуемым. Мама лучше понимает, почему капризничает и чего хочет её любимое чадо. Малыш пробует произносить первые слова, понимает просьбы и неустанно познаёт окружающий мир. Разберёмся, что является в развитии нормой для . Учтём, что каждый ребёнок развивается по своему индивидуальному пути: в чём-то он опережает своих сверстников, а где-то отстаёт. Не стоит волноваться по этому поводу. Придёт время, и ребёнок всему научится. Скорость развития детей может зависеть даже от пола: учёные доказали, что девочки примерно на 3 месяца развиваются быстрее мальчиков. Однако из этого правила в жизни есть множество исключений.

Малыш в 1 год активно познает мир

Независимо от индивидуальности, в развитии существуют критерии определения физического и нервно-психического детского развития, которые нужно знать, чтобы вовремя отреагировать в случаях отклонений, обратившись к специалистам.

Общая характеристика развития ребёнка к одному году

В первую очередь обращают внимание на здоровье. Физическое состояние характеризует вес и рост ребёнка. К году он вырастает примерно на 25 см до 75-78 см. У него активно развивается психомоторика и рефлексы. Он пробует вставать на ножки и ходить, держась за окружающие предметы.

Интерес ко всем проявлениям жизни выражается радостными эмоциями, в том числе по отношению к людям, стремится познать новые предметы и явления.


Ребенок в 12 месяцев самостоятельно стоит, держась за опору

Он хорошо различает свои и чужих. Хорошо знает своё имя. Любопытство является побудительной силой к передвижению, поэтому за ребёнком нужен глаз да глаз. Его первые шаги сопровождаются бесчисленными падениями, поэтому ему нужна ваша поддержка. Меняет позы: будучи на четвереньках, легко передвигается во всех направлениях и меняет направление.

Ребёнку 13 месяцев (1 г. 1 мес.)

После 1 года и 1 месяца до начинает говорить, иногда произнося стройные, но не совсем понятные предложения. Часто ребёнок тем самым имитирует взрослую речь и её интонации. В это время его развитие зависит от количества и качества общения. Чем больше с ним играть, разговаривать, петь и читать, тем развитей у него будет память, богаче словарный запас. У него формируется набор слов, которые он понимает, но пока не произносит. Он с лёгкостью покажет, к примеру, котика, если его об это попросить.


В 13 месяцев малыш может играть самостоятельно довольно долго

Примерно в это время малыш постигает назначение вещей, различает их не только по форме и размеру, но по цели использования. Он становится более независимым от родителей, некоторое время он может оставаться один, играя.

После 13 месяцев некоторые дети встают на ножки, а самые смелые ухитряются нести при этом какой-нибудь предмет. Родителям, пока ребёнок не освоится в новом для него положении, необходимо убрать все опасные предметы вокруг.

Прошло 14 месяцев (1 г. 2 мес.)

До 1 года двух месяцев ребёнок осваивает окружающее пространство, узнаёт свойства предметов. Его интересуют подвижные игрушки и вещи. Он уже не несёт в рот предметы, как раньше. Жесты становятся всё более понятные для окружающих, требования громче и выразительней. В своём поведении он копирует поведение взрослых. Если вокруг него всегда была спокойная обстановка, он переймёт этот тип поведения.


Малыш в 14 месяцев пробует все делать сам

Малыш, как губка, впитывает всё, что происходит вокруг, с интересом наблюдает за действиями мамы. Он хорошо поддаётся обучению.

Пятнадцать месяцев (1 г. 3 мес.)

После 1 год и 3 месяцев ребёнок точно понимает, что несъедобные предметы не нужно тянуть в рот. Ему нравится толкать перед собой коляску или везти за собой нагруженный игрушечный грузовик и т. п., играть с кубиками. Он сможет собрать башенку из нескольких кубиков. Если дать ему пирамидку, он разберёт её и соберёт, не соблюдая размеров колец.

К 15 месяцам у ребёнка формируется словарный запас из 5-6 простых, часто употребительных слов: баба, деда, папа, мама, рыбка, дай. Из-за неумения произносить слова он активно даёт понять, что ему нужно, жестами.


В 15 месяцев малыш может кушать сам

Дети в этот период ходят без помощи родителей. Не нужно сразу бежать к ребёнку, если он не удержался на ногах, тогда он будет понимать свою ответственность за дальнейшие действия, не будет ждать помощи.

По просьбе родителей он выполнит до трёх действий: «найди то-то», «положи туда», «принеси то-то». При этом он понимает не интонацию, а смысл слов, и хорошо понимает принадлежность вещей. Различает своё, мамино, папино, может распределить вещи по кучкам.

Ребёнку исполнилось 16 месяцев (1 г. 4 мес.)

К 1 году 4 месяцам малыш наращивает скорость движений. Он активно осваивает навыки бега, с интересом изучая движения свои ног. Он хорошо удерживает игрушки, но если уронит, то остановится, осторожно присядет на корточки и сам поднимет её, самостоятельно, пока неуклюже, выпрямляясь.

После 16 месяцев ребёнок забирается на низкие сидения диванов, стульев и кресел и слезает обратно.


В 16 месяцев ребенок проявляет стойкий интерес к книгам

Попробуйте дать ему в руки карандаш, он обхватит его ладошкой и попытается что-нибудь «изобразить», абстрактно, на радость взрослым.

Ребёнок уверенно с помощью двух рук держит чашку, но поставить её на ровную поверхность пока не может. Ложку он берёт всей ладошкой и неумело пытается ею нести себе пищу в рот. В это время нужно следить, чтобы у него в руках не оказались острые предметы: вилки, ножи и пр.

17-19 месяцев (1 г. 5-7 мес.)

После 1 года 5 месяцев у большинства детей наблюдают взрыв развития речевых навыков. Он умеет выразить свою обиду, повторяя поведение того, кто дольше всего находится рядом с ним. Малыш знает, что его пугает, и даёт понять это окружающим. Раньше страхи были неопределёнными.


В полтора года надо малыша приучать к горшку

После 1 года 6 месяцев ребёнка очень интересуют мелкие предметы и детали. Это признак развития мелкой моторики. Любимое занятие - что-то открыть и закрыть, открутить и прикрутить, досконально изучить отверстия. Он показывает, где у него глазик, ручка, носик, ножка, животик и т. д. Его страшит тёмное пространство.


К 18 месяцам малыш должен уметь ходить

До полутора лет ребёнок

  • должен научиться ходить;
  • знать несколько слов;
  • различать своих и чужих людей;
  • плакать или волноваться в отсутствие мамы.

Если этого не происходит, нужно обратиться к врачу, чтобы предупредить отставание и помочь малышу.


В полтора года дети активно играют друг с другом

Если всё идёт хорошо, ребёнок расширяет диапазон понимания вещей и явлений по критерию «можно - нельзя». Он может активно сопротивляться требованиям родителей: не хотеть есть пить, ходить на горшок, противиться сну. Сфера эмоций до двух лет претерпевает изменения. Ребёнок не просто активно познаёт окружающий мир, но стремится к общению с другими детьми, постигая правила общения. Он доверяет родителям и ищет в них защиту.

Ребёнку 20-21 месяц (1 г. 9 мес.)

После 1 года и 8 месяцев развитие ребёнка позволят взрослым затевать с ним творческие и интеллектуальные игры в любом месте на кухне, во время прогулок, в общественном транспорте и т. д. Никаких пособий и предметов для этого не нужно, понадобится только фантазия. Игра «Кто я?» заключается в изображении взглядом, звуками, жестами жука, птицу, кота, кого-то из близки, а ребёнок должен угадать, кто это.

С полутора лет до 1 году 8 месяцам он может знать до 100 и более слов, легко запоминает людей, места, предметы. С ним интересно общаться, объяснять всё, на что он обращает внимание.


В 20 месяцев дети понимают смысл игры

После 1 года и 9 месяцев изменяется фигура ребёнка, до двух лет он становится стройнее. Его слова становятся понятнее для окружающих. Речь пока состоит только из простых предложений. Он уже способен руководить эмоциями, например, остановить плач. Желания его порой неразумные и неисполнимые, но с ним можно договориться. Его чаще посещает страх, в действиях он почти всегда проявляет осторожность. По неизвестным причинам для него может стать страшным какой-либо предмет или игрушка. Его творческая жажда может обернуться разрисованной стенкой. Воевать не нужно, разумнее оставить ему для этого место.

Во время еды малыш отвоёвывает свою независимость. Ест он аккуратней, повторяя за взрослыми, пользуется кухонными приборами: ложкой, чашкой, вилкой, тарелкой. Движения его целенаправленны. На этом этапе специалисты рекомендуют потерпеть и не делать особых поправок в поведении ребёнка. Он должен привыкнуть самостоятельно есть.

22-23 месяца (1 г. 10-11 мес.)

После 1 года и 10 месяцев ребёнок сильно привязан к родителям, он болезненно переживает их отсутствие. Игрушки его не сильно интересуют, ему больше нравится возня со «взрослыми» предметами. Есть самостоятельно малыш не так любит, как в компании. Его можно постепенно . Он сможет самостоятельно одеть на себя что-нибудь, подолгу изучает заинтересовавший его объект или предмет.


В 22 месяца надо предлагать игры на развитие моторики

Родителям нужно постараться, чтобы у ребёнка была возможность утолять жажду познания.

Для развития воображения рекомендую поиграть с ним в игру «Наоборот», построенную на антонимах. Взрослый называет явление или предмет, а ребёнок должен придумать и назвать нечто противоположно. Например, «огонь - вода», «темно-светло» и т. д. Он усваивает повелительное наклонение, употребление множественного числа, склонение. Девочки начинают разговаривать немного раньше мальчиков, быстрее соединяют слова во фразы.

К 1 году 11 месяцам до двух лет ребёнок социализируется, он учится общаться и его интересуют такие же, как он. В этом возрасте у детей различают три линии поведения «на - дай», обособление, созерцание.


В два года ребенок активно пользуется жестами и словами

Заниматься с ребёнком до двух лет лучше только в форме игры. Он бессознательно оттачивает свои моторные навыки и потому помногу раз повторяет одно и то же действие. Перебирает кубики и с удивлением познаёт, что их ставят не только один на другой, но и в ряд, их можно положить куда-нибудь, переложить с одного места на другое. Современные исследования показали, что в этот период, независимо от пола ребёнка, нужно купить куклу средних размеров, до 40 см. Хорошо, если у неё двигаются ручки - ножки, закрываются глаза, чтобы её можно было сажать, укладывать спать, переодевать. Куклу используют тогда, когда с ребёнком нужно договориться о чём-то, объяснить, избежать каприз и др.

Ребёнку 2 года, в каких случаях нужно обратиться к психологу

В период от одного до двух лет самое важное - это то, что он учится говорить. Первые слова усваиваются медленно, между годом и 7-11 месяцами скорость усвоения достигает до 25 слов в месяц. Важно показывать ребёнку, что вы его понимаете. Если не поддерживать его эмоционально, интерес к разговорам может утратиться.

Если до двух лет ребёнок не начал говорить, нужно уделить этому больше внимания: больше гулять и разговаривать. Если он говорит на непонятном языке, значит, скоро появятся членораздельные слова.


Нормы развития дошкольников

У него выразительный взгляд, и мастерски умеет обратить на себя внимание. Умеет пользоваться указательным жестом, подтвердить несогласие мотанием головы из стороны в сторону, и согласие - киванием.

Важно в это время вместе разглядывать картинки в книжках, разговаривать, петь или давать слушать музыку. Он с интересом слушает сказки и с радостью узнаёт в картинках знакомые предметы и животных.

Развитие ребёнка от года до двух лет является неправильным:

  • если ребёнок играет в одни и те же игрушки и не интересуется новыми;
  • не смотрит в глаза;
  • не всегда откликается на своё имя;
  • не чувствует настроения взрослых и не понимает, о чём его просят.

В этом случае нужно, не откладывая, обратиться к психологу.

Каждому детскому возрасту свойственны те или иные особенности нервной системы, учитывая которые, маме или другому воспитателю проще находить с подопечным "общий язык". Сегодня мы поговорим об основных законах, по которым действует психика малышей . Зная их, мамы, мы надеемся, будут получать больше удовольствия от общения со своими крохами.

Негибкость внимания

Эту очень свойственную маленьким детям особенность психологи еще называют ригидностью внимания , или застреванием. Родители же порой всерьез считают своего ребенка вредным, с плохим характером и даже делающим нечто им назло. О чем же идет речь? О проблемах с переходом от одного к другому, с переключением . Для малыша от года до двух, до двух с половиной лет это действительно очень непростая вещь.

Вот вы сидите в песочнице, а теперь нужно встать и пойти домой. Ребенок не то чтобы не хочет идти вместе с вами, но совершить этот переход — оторваться от того, чем занят сейчас, — он не может. И это не плохо, это не направлено лично против вас и не является личным качеством ребенка. Это : ему трудно переключиться с одного на другое, у него "реле заедает". Это нельзя изменить, это перерастется само собой. Где-то к двум с половиной годам с переключением становится значительно легче.

А к особенностям этого возраста — от года до двух с половиной, иногда до трех — можно только приспособиться. Знать, что ребенку свойственно застревать. Знать моменты, в которых это случается конкретно у вас. Обычно ситуаций "застревания" считанное количество, они повторяющиеся, и в течение месяца-другого они примерно одни и те же. Разумно эти трудные моменты вычленить и "не наступать на одни и те же грабли": знать эти ловушки — т.е. в какие моменты ваш ребенок склонен орать из-за того, что ему сложно переключиться. Да, это нормально, что он орет, когда он не может переключиться, а вы его заставляете. Его физически "клинит", когда вы предлагаете ему быстро перестать делать одно и начать делать другое.

Физиологически эта "переключалка" должна созреть к двум с половиной, к трем годам. Бывают частичные отставания от этих сроков. Но если "застревание" продолжается и дальше, скорее всего, это не возрастное свойство, а какое-то свойство темперамента, которое очень похоже — есть люди с плохой переключаемостью. У маленького ребенка это все обострено до невозможной степени.

Итак, вы знаете, какие именно моменты перехода для вас особенно сложны, — теперь можно их всячески смягчать . Хорошо, если хватает сил и фантазии смягчать с помощью игр, "отвлекалочек". Имейте в виду: вы не прогибаетесь под ребенка в этот момент, вы не теряете своего достоинства, своих принципов жизненных. Вы только лишь говорите с ним на его языке. Вы знаете, что малышу трудно уйти из песочницы, и вы играете с ним: вот он уже полетел, как будто он — самолетик. Или побежал за мячиком. Вы пытаетесь каким-нибудь способом снять зацикленность с этого действия. Уйти просто так сложно, а побежать за собачкой, которая мимо идет, или догонять друга, или догонять маму, — это проще. Негибкость внимания сохраняется довольно долго. И как раз у детей спокойных сохраняется дольше и серьезнее.

Нет ощущения времени

Еще один стандартный совет, который в большинстве случаев работает хотя бы какое-то время, — это правило трех звонков , предупреждение. Но и предупреждение в этом возрасте воспринимается малышом не так, как, например, старшим дошкольником.

Вот вы говорите: "Через десять минут мы пойдем гулять". Но ребенок не знает, что такое десять минут. В раннем возрасте дети не понимают и не чувствуют длительности временных промежутков . Что такое пять минут, ребенок тоже не знает. Ощущение времени у него еще не включилось и включится очень не скоро. Ребенок от года до двух живет как бы в бесконечности. У него время очень насыщенное и гораздо более растянутое, он не чувствует промежутков.

Мы с вами, в основном, чувствуем, когда прошло пятнадцать минут, когда прошли полчаса. У ребенка чувство временных интервалов включается от шести с половиной до семи лет, на границе школьного возраста. До этого только какие-то упорядоченные спокойные детки могут чувствовать интервалы. У большинства детей чувство времени формируется позже.

Поэтому если вы говорите: "Я тебе двадцать минут назад сказала, чтобы ты убирал игрушки!" — то это совершенно непонятно ребенку. Ребенок не знает, что такое двадцать минут, что для вас это значит и почему вы так нервничаете, что двадцать минут уже прошли. Логика взрослых ему недоступна. Так что в первую очередь эти десять, двадцать минут должны стать для ребенка осязаемы .

Чтобы сделать время осязаемым, есть песочные часы (только укрепленные неподвижно). Есть заведенные будильники. Что такое "десять минут", он не поймет, что такое "мы играем до тех пор, пока не прозвенит звоночек", полуторагодовалый не поймет. Двухлетний скорее всего поймет, а двух-с-половиной-летний поймет очень хорошо. Он может также понять что-то, конкретно приуроченное к вашим действиям: "Ты играешь, пока мама пылесосит".

Но опять же, до двух лет причинно-следственные связи у детей не выстраиваются. Они это услышали. Они даже могут это повторить, если хорошо говорят, но потом, когда вы пылесос выключите... Если ребенок вам двадцать раз проговорил эту фразу, и вы подумали, что вы договорились, — это вы подумали. На самом деле это ничего не значит. Все это из разряда вещей, которые являются как бы работой на будущее, инвестициями. Когда-то это заработает. Когда-то у ребенка дозреют какие-то связи, и он начнет выстраивать логические последовательности.

А сейчас мы делаем так. Первый звонок: "Через десять минут мы пойдем гулять". Второй звонок: "Скоро пойдем гулять", вот уже сейчас. И третий звонок: "Мы собираемся". Не меньше! Ребенок не знает промежутков, но на 10-12-й раз он поймет, что означает, когда вы так говорите. Подумает: "Ага, скоро она начнет меня дергать". Будет предупрежден.

Консерватизм, любовь к стабильности

Итак, вы помните о сложностях переключений-переходов для своего ребенка. И в будни все "ямки" уже известны, вы знаете, где малыш упрямится и застревает. Вы даже научились приспосабливаться к ребенку и идете на уступки. Но вот в выходные дни — вы пытаетесь нагрузить их разными делами, впечатлениями, поездками — ребенку нужно много раз переключиться, больше, чем в обычный день, он выбит из режима. Если количество переходов в полтора-два раза превышает их привычное дневное количество у ребенка, к вечеру резко повышается вероятность истерики. Большое количество переходов — это серьезная перестимуляция , серьезная перегрузка впечатлениями.

Это работает даже не до двух лет, а до четырех, до четырех с половиной лет. С возрастом ребенок способен вынести большее количество переходов от одного к другому. Что считать переходами? Это режимные моменты плюс смена рук: сидели утром с мамой, потом пришла няня, няню сменила бабушка, бабушку сменил папа. К вечеру ребенок невменяемый. Переходом является смена обстановки. Побыли дома с утра, потом поехали в торговый центр, потом — к бабушке, от бабушки — в бассейн, еще куда-нибудь заехали по дороге в гости. Одни переходы — и непременная истерика к концу выходного дня.

Вообще, маленькие дети — большие консерваторы . Они любят традиции, они любят, чтобы все было узнаваемо, и чтобы день был похож один на другой. Они любят режим. Для них режим является таким внешним скелетом, за который дети держатся. И если они выбиты из привычной обстановки, выбиты из режима, они себя чувствуют очень неуютно, нестабильно, как рак-отшельник без панциря.

Это будет работать довольно долго, до трех — трех с половиной лет. Если вы хотите вырастить ребенка со стабильной психикой, нужно стараться придерживаться режима. Обычно взрослым это тяжело, потому что для многих взрослых, особенно взрослых неритмичных, жизнь по режиму — это по сути своей как постоянный "День сурка". Просыпаетесь — и каждый день у вас одно и то же.

Но ребенку необходима эта стабильность. Если нет стабильности, он чувствует себя выбитым из колеи. Это связано с тем, что огромное количество информации о мире ребенку неизвестно. Он живет, и вокруг него 80-85% неизвестного. А режим и домашний мир — это то, что он знает, где он чувствует себя уверенно. Вопреки представлениям родителей, стремление к новизне у детей этого возраста есть только в исследовании физического мира. А вот стремление к новым впечатлениям появляется позже, после трех с половиной лет.

Любовь к стабильности — это бич коротких поездок. Если вы любите выехать на несколько дней или на неделю-другую, то высока вероятность, что первые пять-семь дней ребенок будет привыкать к изменившейся ситуации. Потом наступит короткий период, когда он уже привык, а вы еще отдыхаете, а потом — возвращение, после которого неделю или больше он будет привыкать к прежним домашним условиям. Есть редкие-редкие исключения детей, которые переключаются быстро, и детей, которые просто выросли в путешествиях, и для них это "пройденный" вариант.

Быстрое формирование и угасание новых навыков

Еще одна особенность. У ребенка очень медленно формируются какие-то навыки, не совсем свойственные возрасту, с опережением идущие, и очень быстро теряются. Формирование новых навыков идет очень медленно, а потеря их идет очень быстро при отсутствии каждодневной тренировки. Например, ребенка раньше, чем нужно. Приучали-приучали, потратили рекордное количество сил; ребенок на три дня остался с бабушкой или с няней — все навыки потеряны полностью.

Закрепление идет долго, а потеря идет быстро. Это связано с физиологией, потому что нервный след образуется медленно и очень быстро затухает, пропадает при отсутствии подкрепления, при отсутствии повторения этого действия. Поэтому если вы хотите добиться навыков, не совсем соответствующих возрасту, типа приучения к горшку, или знания форм и цветов, или знания букв, — вы это можете сделать колоссальными усилиями при ежедневном повторении. Как только вы перестали повторять, ребенок навык потерял.

Если навык соответствует возрасту, он возникает быстро и уже не уходит. Это такая очень верная проверка того, своевременно вы даете что-то или нет. Когда ребенок дозрел, когда есть чисто физическая основа, он моментально схватил, и это осталось.

Полевое внимание

Следующий момент — большая истощаемость. То есть время рабочего диапазона ребенка, время, на которое он может концентрировать свое внимание, сосредотачиваться, очень мало. Длительность концентрации внимания ребенка раннего возраста равна календарному возрасту плюс-минус одна минута .

Если ребенку два года, он может сосредоточиться на три минуты; довольно часто, но на три минуты. Это неплохо. Если ребенок готов сконцентрироваться на или на рисовании только на две-три минуты, значит, вам нужно большое количество подходов по три минуты. Это не является выпадением из возрастной нормы. Чем младше ребенок, тем меньше время, на которое он способен сосредоточиться.

А произвольное внимание — когда ребенок хочет и может сосредоточиться — появляется довольно поздно. Это наработка конца дошкольного возраста. Произвольное внимание созревает к шести с половиной — семи годам, когда ребенок может довольно долго, путем сознательных усилий удерживать свое внимание на каком-то предмете. Это, собственно, признак готовности к школьному обучению: сосредотачивать свое внимание на том, чего от него хотят, удерживать его значительное время.

У маленького ребенка внимание полевое . Его что-то привлекло, пусть даже дольше, чем на три минуты, он с этим играет. Потом его привлекло что-то другое, перетянулось внимание, как магнитное поле, — он не может вернуться, он не может сознательно переключиться туда. Очень часто родители недовольны качеством внимания детей. А на самом деле просто запросы у родителей неимоверные. Если ваш ребенок готов часами слушать книжки, вам просто повезло. А если он подбежал, четыре строчки послушал, и его унесло, то это нормально. Другое дело, что по четыре строчки вы должны читать много раз за день.

Настроение

И еще одна особенность, она добавочная, но очень важная. Если у ребенка все в порядке, у него нет физических недомоганий, основное время бодрствования он будет находиться в радостно-приподнятом настроении .

Это вроде бы не такая очевидная вещь, но она очень показательная. В принципе, детки этого возраста при всех сложностях — это очень солнечные существа, радостные, радующиеся. У них положительные эмоции преобладают. Если у вашего ребенка это не так, то либо что-то серьезно не в порядке с воспитанием, либо малыш не совсем здоров.

О физических особенностях малышей второго года жизни мы поговорим .