Развитие мелкой моторики у детей. Развитие моторики у детей

Все мамы слышали о важности развития мелкой моторики рук у детей, но не все понимают, что это такое и какие манипуляции необходимо производить для того, чтобы ребенок нормально развивался. В данной статье мы рассмотрим особенности развития мелкой моторики у детей, а также основные способы развития в виде упражнений и игр.

Мелкая моторика: что это такое

Мелкой моторикой называют способность к воспроизведению точных движений кистей и пальцев для осуществления как простых, так и более сложных задач, необходимых в обычной жизни. Мелкая моторика заключается не только в простых движениях и жестах, но также включает в себя такие способности, как письмо и рисование, учиться которым необходимо достаточно длительное время.

Процесс развития мелкой моторики начинается сразу же после рождения. Изначально малыш долго всматривается в свои руки, со временем пытается понять, для чего они нужны, и постепенно порывается ими управлять.

Пытаться схватить предметы и удерживать их малыш начинает ладонью, со временем осваивая пальчики. Выделяют связь мелкой моторики с нервной системой младенца, развитие навыков связывают со зрением, памятью, вниманием и восприятием.

Знаете ли вы? Учеными был доказан факт зависимости развития мелкой моторики и речи. Этому есть вполне простое объяснение. Центры, отвечающие за речь и моторику, располагаются в мозгу малыша совсем рядом, поэтому, когда постоянно стимулируется моторный центр, в активность приходит и речевой.


Поэтому польза развития моторики заключается в быстром освоении речи. Если развивать моторику с раннего детства, это в дальнейшем повлияет на ловкость, аккуратность почерка и скорость реакции.

То, насколько были приложены усилия для развития мелкой моторики в детстве, позволит сформировать общее мнение о том, насколько ребенок готов к школе, насколько развито его логическое мышление, как он запоминает информацию, может ли концентрироваться, правильно и четко говорить.

Особенности развития мелкой моторики у детей

Каждому периоду жизни ребенка, начиная с 1 года и до 5 лет, соответствуют свои характерные особенности развития мелкой моторики. Для того чтобы понимать, правильно ли происходит процесс развития и необходимость в корректировке навыков, рекомендуется обратить внимание на приблизительные нормы для каждого возраста.

До 1 года

В период до 4 месяцев малыш пытается научиться справляться с движениями рук, дотягиваться до предметов, которые ему интересны, может отодвигать большой палец на 90 градусов. В таком возрасте ребенок одинаково контролирует как правую, так и левую руку.

У ребенка может быть ярко выраженный рефлекс захватывания чего-либо рукой, но данный процесс происходит неосознанно. Начиная с годовалого возраста, малыш начинает лучше контролировать руки.

Ранее сложные задачи, для выполнения которых задействовались обе руки, теперь даются ему более легко, для их выполнения необходима только одна рука. К примеру, он уже может вполне осознанно схватить игрушку одной рукой, причем чем старше ребенок становится, тем более мелкие игрушки его привлекают.

Важно! К годовалому возрасту в разы возрастает риск обструкции дыхательных путей, так как ребенок старается попробовать все на «зуб», а особенный интерес у него вызывают мелкие детали.

В возрасте 1 года малыши могут перекладывать игрушки из руки в руку, пинают мячик, пытаются переворачивать страницы в книжке.

До 2 лет

Руки ребенку в таком возрасте нужны уже только для того, чтобы играть, так как держаться ими, чтобы ровно сидеть, или удерживаться за опору во время хождения больше не нужно. До 1,5 лет детки также одинаково пользуются обеими руками, а ближе к двум годам определяют доминантную.

Двигать пальчиками ребенок может уже достаточно хорошо, большим пальцем пытается лопать пузыри, рисует, захватывая карандаш всей рукой, может брать кубик сверху пятью пальцами. К двум годам у малыша просыпается интерес к рисованию, но рисует он в основном кружочки, со временем у него начинают получаться вертикальные и горизонтальные линии.


До 3 лет

В этом периоде жизни малыша ребенок уже хорошо контролирует туловище и выполняемые движения, для совершения необходимых задач активно пользуется кистью и пальчиками, последние становятся еще более послушными. Ребенок для захватывания кубика пользуется уже не пятью, а тремя пальчиками.

После двухлетнего возраста манера рисования меняется, он держит карандаш перпендикулярно листу, у него хорошо получается рисовать круги, линии, пытается сложить из них какой-то рисунок.

К трем годам ребенок уже может использовать ножницы и разрезать лист бумаги на несколько частей. Большой интерес у малыша вызывают игры в песке, он уже способен аккуратно насыпать его в ведерко, лепить куличики.

До 4 лет

В этом возрасте малыш в процессе работы использует обе руки, к примеру, основной рисует, вспомогательной придерживает листик. Малыш пытается рисовать более сложные рисунки, может перерисовывать простейшие фигурки, которые увидел в книжке, у него получаются практически ровные вертикальные и горизонтальные линии.
Ему удается лучше справляться с ножницами - резать по нарисованным линиям. Малыш может строить небольшие башни из 3-5 кубиков. В этот период ребенок уже уверено пользуется пальчиками, может взять указательным и большим пальцами мелкую крошку или бусинку со стола.

До 5 лет

Выполнение необходимых движений осуществляется уже исключительно кистью, ребенок отлично раскрашивает рисунки, не выходит за контур, ножницами ребенок пользуется уже достаточно уверено, может без труда вырезать простые геометрические фигуры.

К 5-летнему возрасту ребенок уже уверено удерживает карандаш, как взрослый - тремя пальцами, это является признаком готовности к освоению письменных навыков, рисунки становятся более понятными, ребенок уже достаточно хорошо рисует людей, деревья, тучки, солнышко и другие простые элементы.

Особое место в данном возрасте занимает конструктор и пазлы. Если раньше соединять элементы в одну картинку не совсем получалось, к пяти годам ребенок уже может сложить небольшую картинку самостоятельно.

Как развивать мелкую моторику рук: упражнения и игры

Чтобы развить мелкую моторику, для деток разного возраста были придуманы специальные упражнения и игры, рассмотрим их подробнее.

Маленькие детки не могут выполнять упражнения самостоятельно или играть в игры, чтобы развивать мелкую моторику, поэтому им рекомендуют делать массаж ладошек и пальчиков.

  1. Изначально массируют каждый пальчик, начиная с мизинца. Производите движения от кончика пальца до ладони, тщательно массируя каждый сустав.
  2. Затем уделите внимание подушечкам пальцев, произведите массаж, слегка прижимая каждую подушечку.
  3. Далее выполняется массаж ладошек круговыми движениями указательного пальца.
  4. После этого ладонь малыша необходимо расположить в своей руке и большим пальцем производить легкие надавливающие движения в центр детской ладошки.
  5. Для выполнения следующих массажных движений необходимо использовать кольцевой спиральный массажер. Его надевают на кончик пальца малыша и выполняют движения вниз-вверх. Так поступают с каждым пальчиком.
  6. Для выполнения заключительного этапа используют массажные щетки, которыми проводят по ладоням ребенка.

Игра «Ладушки»

Старой, но не утратившей своей популярности является детская игра «Ладушки». Эту увлекательную потешку используют во время игры в ладоши, которая позволяет учить малышей держать пальчики ровно, производить хлопки ладошками, развивая тем самым мелкую моторику рук.

Играть в «Ладушки» достаточно просто. В процессе игры необходимо приговаривать: Ладушки, ладушки! (выпрямить пальчики малыша) Где были? (соединить ладошки ребенка легким хлопком) У бабушки! (разъединить ладошки) Что ели? (произвести легкий хлопок ладошками) Кашку! (разъединить ладошки) Что пили? (снова легкий хлопок в ладоши) Бражку! (разъединить ладошки) Полетели-полетели-полетели, (теперь произвести движения руками малыша, имитируя взмахи крыльями) На головку сели! (раскрытыми ладошками малыша коснуться его головы)

После года малыша можно учить перелистывать страницы в книгах и журналах. Выбирайте для этого книги с плотными станицами, чтобы облегчить процесс перелистывания для неопытных детских рук.
Благодаря таким упражнениям малыш старается задействовать два пальчика (большой и указательный), соединяя которые происходит хорошее развитие мелкой моторики.

Деткам постарше можно предложить игру в конструктор. Такая игра подходит деткам с 2-летнего возраста и старше, конструктор отличается размером элементов, наличием дополнительных деталей, фигурок. Выбирая конструктор для самых маленьких, необходимо обращать внимание на то, чтобы элементы легко соединялись и разъединялись, а их размер был большой.

Деткам постарше, наоборот, интересно собирать более мелкие детали, очень популярными и интересными являются наборы определенной тематики, созданные по мотиву мультиков или сказок, с наличием красочных фигурок и декоративных элементов.

Наличие множества элементов в конструкторе, которые необходимо соединять между собой, создавая разнообразные композиции, отлично развивает мелкую моторику ребенка, позволяет развивать память, пространственное видение, абстрактное и образное мышление.

Лепить из пластилина можно начиная с 2 лет. Для этого в продаже существует множество видов детского пластилина, различающегося по составу, цене и возрастной категории. Для самых маленьких можно приобрести тесто-пластилин, которое безвредно для здоровья даже в случае его проглатывания. Для экономии средств можно сделать домашний пластилин из соленого теста.

Для его приготовления необходимо использовать:

  • холодную воду - 1 стакан;
  • соль - 1 стакан;
  • растительное масло - 2 ч. л.;
  • пищевой краситель - на кончике ножа;
  • муку - 3 стакана;
  • кукурузный крахмал - 2 ст. л.
Процесс приготовления:
  1. В глубокой миске смешивают жидкие компоненты и соль до однородности.
  2. Постепенно добавляя крахмал и муку, довести смесь до густой консистенции, пригодной для лепки.

Хранить готовое тесто необходимо в плотно закрытом контейнере. Лепка хорошо тренирует мелкую моторику, благодаря тому что малыш учится отщипывать небольшие кусочки пластилина, скатывать их в шарики, трубочки, соединять между собой. Таким образом, максимально тренируются и напрягаются как пальчики, так и ладошки.

Кинетический песок

Кинетический песок является современным и достаточно популярным средством для развития мелкой моторики малыша. Он представляет собой массу, напоминающую влажный речной песок, позволяющий лепить куличи и строить замки или скатывать в шарики, жгутики, как обычный пластилин.

Кинетический песок относят к экологически чистому и безопасному материалу, он очень приятный на ощупь, с ним легко работать даже самым маленьким деткам.

Знаете ли вы? Кинетический песок является современным изобретением, впервые его произвели в Швеции, в продажу продукт поступил в 2013 году и оказался настолько популярным, что уже спустя 3 месяца на него обратили внимание и начали закупать зарубежные магазины детских товаров .


Рисовать, для того чтобы развивать мелкую моторику, можно, начиная с раннего возраста. Для самых маленьких существуют специальные безопасные пальчиковые краски, которыми можно разукрашивать рисунки или создавать шедевры самостоятельно.

Также в продаже представлен широкий ассортимент раскрасок, где пальчиковыми красками прорисовываются отдельные элементы рисунка, что очень хорошо развивает пальчики и ладошки.

Детки постарше могут раскрашивать картинки карандашами, фломастерами или красками. Для того чтобы разукрасить картинку, не выходя за контур рисунка, необходимо прикладывать немалые усилия, параллельно тренируя мелкую моторику.

Игра с бусами

Бусы разного размера и формы обязательно заинтересуют ребенка, особенно интересно будет деткам до 2 лет. Бусы можно надевать себе на шею, таким образом, малышу будет еще интереснее, а перебирая каждую бусинку пальцами, будет происходить развитие мелкой моторики.

Деткам постарше можно предложить сделать бусы самостоятельно. Для этого подготовьте ребенку самодельные или приобретенные бусины и нитку, на которую ребенок будет их нанизывать. Из бусин можно выкладывать дорожки, приклеивать их к бумаге, создавать картины, что будет не только развивать мелкую моторику, но и воображение.

Игры с крупами

Для развития мелкой моторики очень хорошо подходят игры с крупой. В качестве основного компонента игры можно использовать любую крупу, которая есть в доме, желательно использовать несколько видов, чтобы ребенок почувствовал пальчиками разные формы и размеры зернышек и крупинок.

Важно! Играя с крупами, ребенок из любопытства может попробовать зернышки или даже засунуть их в нос, поэтому будьте особенно внимательны и следите за малышом в процессе игры.


С крупой можно играть в разные игры. Маленьким деткам можно предложить пересыпать крупу из одной ладошки в другую, спрятать в емкости с крупой мелкую игрушку, чтобы ребенок ее нашел, насыпать ровным плотным слоем на столе мелкую крупу и порисовать пальчиками.

Деткам постарше можно предложить сделать аппликацию из разной крупы; соединить несколько круп между собой и предложить отсортировать каждую крупу в отдельную миску.

Собирать мозаики можно детям с 2 лет, им предлагают игры с большими элементами, которые нельзя проглотить, и малышу удобно держать их в руке. Мозаики позволяют тренировать не только мелкую моторику, но и воображение, когда малыш стремится создать какую-либо картинку с помощью родителей.

Деткам после 3 лет предлагают мозаики с более мелкими элементами, которые позволяют создавать большие композиции.

Пальчиковые игры

Под пальчиковой игрой подразумевают инсценировку рифмованной истории или сказки с помощью пальцев рук. Начинать играть в пальчиковые игры можно деткам с 1 года, используя только одну руку, повторить движения родительской руки под силу уже 2-летним деткам.

С 3-летнего возраста вовлекать в игру можно уже обе руки малыша и понемногу усложнить задачу, научив сменять одно движение рук другим.

Такие игры хорошо развивают мелкую моторику и готовят кисти и пальцы ребенка к письму и рисованию. Кисти рук становятся более подвижными, гибкими, исчезает скованность, что в будущем станет хорошей основой в процессе обучения письму.

Закручивание крышек

Отличным упражнением для развития мелкой моторики является закручивание и раскручивание крышек. Как правило, малышам очень нравится играть с бутылками, поэтому научите ребенка раскручивать и закручивать бутылки.

Видео: игра «закрути крышку» Для того чтобы ребенку было легко справиться с поставленным заданием, предоставьте им маленькие бутылки с небольшими крышками, которые помещаются в маленькой руке.

Начинать заниматься развитием детской моторики необходимо с раннего возраста. Как только малыш начинает удерживать в руках предметы, рекомендуют предлагать ему игрушки разной формы и текстуры.

Если предлагаемые игры или упражнения не вызывают у ребенка интерес, их всегда можно заменить другими более интересными развивающими занятиями. Если ребенку не нравятся те игры, которые вы предлагаете, в магазине всегда можно найти более красочные и интересные варианты либо проявить фантазию и сделать самостоятельно игрушки не хуже.

Также рекомендуют не оставлять малыша наедине с игрой, рассказывайте, что и как нужно делать, объясняйте, поддерживайте, если что-то не получается, и заинтересовывайте. Если вы покажете малышу, как увлекательно заниматься с вами, то в скором времени он обязательно проявит интерес к игре.

Видео: идеи для развития мелкой моторики

Важно! Если вы предлагаете ребенку какую-либо игру, приобретенную в магазине, обязательно смотрите на возрастные ограничения, которые указаны на упаковке, для того чтобы исключить возможность проглатывания некоторых элементов или возникновения других опасных для жизни малыша ситуаций.

Таким образом, развитию мелкой моторики у детей необходимо уделять особое внимание и начинать заниматься с малышом уже с раннего возраста. Существует множество игр, упражнений и других увлекательных занятий, которые можно выбрать в соответствии с возрастом, предпочтениями и возможностями малыша.

Ольга
Нетрадиционные методы развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста

.

Введение

1. Оснащение предметно

2. Игры и упражнения на развитие мелкой моторики рук .

3. Малоизвестные

Заключение

Нетрадиционные методы развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста .

С введением Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) образование в ДОУ рассматривается не как предварительный этап перед обучением в школе, а как самостоятельный важный период в жизни ребёнка, как важная веха на пути непрерывного образования в жизни человека.

Проблема развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста отражена в «Федеральном государственном стандарте дошкольного образования ». Представлена в целевых ориентирах на этапе завершения дошкольного образования «У ребенка развита мелкая моторика » Проблема развития ручной умелости и мелкой моторики рук важна и для личностного развития самого ребенка . Владея рукой, ребенок в процессе своего развития становится более самостоятельным, автономным и независимым от взрослого, что способствует становлению его инициативы в разных видах детской деятельности.

Новые образовательные программы для ДОУ нацелены, прежде всего, на всестороннее развитие ребёнка на основе особых, специфичных видов деятельности, присущих дошкольникам . То есть, на практике мы получили более игровой и разносторонний подход, приветствующий максимальную эксплуатацию инновационных и активных методов педагогического взаимодействия, более индивидуализированный и нацеленный на раскрытие собственного потенциала каждого ребёнка. Диктующая педагогика наконец-то полностью изжита и её заменит более современная педагогика развития , педагогика творчества и свободы.

Мелкая (тонкая) моторика рук - это способность выполнять точные скоординированные действия пальцами и кистями. Навыки мелкой моторики необходимы не только в быту, они оказывают большое влияние на процесс обучения ребенка. Именно поэтому при диагностике готовности к школе большое внимание обращают на то, как развита мелкая моторика дошкольников .

В быту нам ежеминутно приходится совершать действия мелкой моторики : застегивать пуговицы, завязывать шнурки, держать столовые приборы. Навыки мелкой моторики важны при обучении письму и рисованию : от степени развития этих навыков будет , в частности, зависеть почерк человека. Кроме того, развитие мелкой моторики тесно связано с развитием речи , так как зоны коры головного мозга, отвечающие за эти функции, расположены очень близко друг от друга.

Именно в дошкольном возрасте на развитие мелкой моторики следует обращать особое внимание : к тому моменту, когда ребенок пойдет в школу, его моторные навыки должны быть развиты на достаточном уровне, иначе обучение в школе будет представлять для него сложности.

Работая с детьми дошкольного возраста , я сталкиваюсь с такими проблемами детей , как слабое развитие кисти рук , слабое запоминание цвета, формы, нарушение моторики рук , у таких детей преобладает медлительность выполнения движений, наблюдается скованность. Ребенок при выполнении заданий начинает капризничать, у него ухудшается настроение.

Понимая важность этой проблемы, я поставила перед собой цель : развивать мелкую моторику детей дошкольного возраста через различные виды деятельности, посредством дидактических игр и игрушек. В группе создана необходимая предметно – развивающая среда , приобретены игры и пособия для развития мелкой моторики , многие сделаны своими руками.

Цель :

Развитие мелкой моторики и координации движений рук у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности, совершенствование условий для .

Задачи :

Улучшить координацию и точность движений руки и глаза, гибкость рук, ритмичность;

Улучшить мелкую моторику пальцев , кистей рук;

Улучшить общую двигательную активность;

Содействовать нормализации речевой функции;

- Развивать воображение , логическое мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие, творческую активность;

Создавать эмоционально-комфортную обстановку в общении со сверстниками и взрослыми.

Актуальность.

На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то , как развивается ребенок , свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, не успевают за ребятами на занятиях.

Таким образом, возможности освоения мира детьми оказываются обедненными. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку. С течением времени уровень развития формирует школьные трудности.

И, конечно, в дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи , формирования навыков самообслуживания и подготовки к письму. От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие . Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память , внимание, а также словарный запас.

2. Оснащение предметно развивающего пространства по развитию мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста

В нашей группе оснащено пространство предметно – развивающей среды для развития мелкой моторики рук – это :

Уголок изодеятельности, где дети могут самостоятельно лепить, рисовать, развивая творчество , воображение, самостоятельность и мелкую моторику рук .

Игрушки-шнуровки

Самые простые шнуровки предназначены для детей в возрасте от одного-трех лет . В игровой форме осуществляется развитие мелкой моторики рук , а, следовательно, поэтапная подготовка ребёнка к письму. Шнуровка даёт возможность придумать множество игр. Это и непосредственно шнурование, и возможность использовать элементы «шнуровки» в сюжетно-ролевых играх или изучать основные цвета. Игры-шнуровки созданы с целью развития мелкой моторики рук , усидчивости и глазомера. В процессе игры совершенствуется координация движений и гибкость кистей рук.

Кубики; различные деревянные пирамидки; конструктор- развивают мелкую моторику , способствуют конструированию, что развивает ловкость пальчиков и умение ориентироваться в пространстве; пазлы - собирая красочные картинки, малыш развивает не только мелкую моторику , но и внимательность, сообразительность, логическое мышление, координирование работы глаз и кистей рук; кубы – сортёры - ребёнок учится подбирать фигурки по форме и вставлять их в соответствующие отверстия. Благодаря таким занятиям малыш развивает мелкую моторику пальцев рук , а также знакомится с различными геометрическими фигурами и различными цветами; мозаика-способствует развитию мелкой моторики , сообразительности и творческих способностей ребёнка; фасоль и горох мелкая моторика рук .

В образовательной деятельности для развития мелкой моторики я использую :

Пластилин, при помощи пластилина ребёнок самовыражается не только творчески, но и развивает гибкость и подвижность своих пальцев, что, в свою очередь, способствует улучшению речи;

Рисунок из фасоли. На кусочке картона ребенок рисует простое изображение, например, человечка. После этого наносит клей на линии от карандаша и наклеивает фасоль. Работа с такими мелкими предметами как фасоль тренирует мышцы кисти и пальцев.

Мозаику - заранее готовлю тонкие полоски цветной бумаги. Ребенок рвет их руками на мелкие кусочки и выкладывает из них мозаику, предварительно смазав их клеем. Это упражнение особенно хорошо подходит детям, которые еще не умеют пользоваться ножницами.

Цветная манная крупа

Пусть ребенок нарисует простой контурный рисунок на листе бумаги и смажет его клеем. После этого, захватывая пальцами крупу, заполнит ей рисунок. Даст клею подсохнуть. В конце надо стрясти лишнюю крупу с картинки.

Лепка из глины и пластилина.

Рисование или раскрашивание картинок

Изготовление поделок из бумаги. Например, вырезание самостоятельно ножницами геометрических фигур, составление узоров, выполнение аппликаций. Ребёнку нужно уметь пользоваться ножницами и клеем.

Изготовление поделок из природного материала : шишек, желудей, соломы и других доступных материалов. Кроме развития мелкой моторики рук эти занятия развивают также и воображение , фантазию ребенка.

Нетрадиционные техники рисования : кистью, пальцем, зубной щеткой, свечкой и т. д.

В свободное время, вечерами мы играем с детьми в :

Сортировка семян (требуется рассортировать различные виды семян с помощью пинцета) ; переливание жидкостей и не только (начинать лучше с "переливания" семян, например, гороха. После этого можно учиться "переливать" песок, и только потом воду); застёгивание и расстёгивание пуговиц, кнопок, крючков (хорошая тренировка для пальчиков, совершенствуется ловкость и развивается мелкая моторика рук ); завязывание и развязывание лент , шнурков, узелков на верёвке (каждое такое движение оказывает огромное влияние на развитие мелкой моторики рук ребенка ); закручивание и раскручивание крышек банок, пузырьков и т. д. (также улучшает развитие мелкой моторики и ловкость пальчиков ребенка); любимая игра моих малышей «Сухой бассейн» . Ребенок погружает руку в разноцветные контейнеры от шоколадных яиц и на ощупь ищет игрушку, спрятанную там мною. Найденная игрушка доставляет огромную радость ребенку. Использование такого пособия многофункционально, это и мозаика и предметы – заместители в игре.

Например, из контейнеров от шоколадных яиц получаются хорошие погремушки в стиле Монтессори - педагогики. Для этого нужно взять четное количество одинаковых киндер - коробочек, наполнить их попарно разными сыпучими продуктами разного калибра : манной крупой, рисом, горохом, фасолью, крупными орехами (фундук) или каштанами. Задача ребенка – найти два контейнера с одинаковым звучанием.

Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста . Возьмите яркий поднос. Тонким равномерным слоем рассыпьте по подносу любую мелкую крупу . Проведите пальчиком ребенка по крупе. Получится яркая контрастная линия.

Важной работой по развитию ручной умелости являются пальчиковые игры, они эмоциональны, понятны, доступны и очень увлекают детей .

Эти игры способствуют развитию речи , творческой деятельности и укреплению здоровья.

Я создала накопительную папку пальчиковых игр, стараясь подбирать упражнения, опираясь на перспективное планирование образовательной деятельности, по сезонности и с большим разнообразием движением пальцев рук. Провожу пальчиковую гимнастику не только в образовательной деятельности, но и в режимных моментах, на прогулке.

Например, всем известная игра для малышей «Сорока-ворона кашку варила.» , есть пример массажа ладоней ребенка. Именно «Сорока-ворона» с ее круговыми движениями по ладони воздействует на пищеварение, а несильные нажатия на кончики пальцев стимулируют развитие речи . Интересно и то, что большое внимание уделяется мизинцу, и это тоже неспроста. Мизинец предполагается помассировать тщательнее других, так как считается, что на мизинце расположены точки, отвечающие за сердце, печень и почки. Игры с пальчиками и ладошками , которые сопровождаются стихами, положительно влияют на развитие речи , развития ритма у ребенка . Важно все игры проводить и на правой руке, и на левой.

Для детей такие игры остаются хорошей забавой. В процессе игры дети легко заучили движения и стихи.

И, конечно, игра «Камень, ножницы, бумага» , которая пришла к нам из Китая. Дети с четырех лет прекрасно понимают правила игры и с удовольствием играют в нее. Стоит отметить, что эта игра является самой любимой для многих детей .

Слова : камень, ножницы, бумага. Цу-е-фа.

На последние слова выкидывается ладонь, которая показывает определенный знак. Камень затупит ножницы, ножницы режут бумагу, а бумага заворачивает камень. Продемонстрируйте ребенку, как это происходит, чтобы он не запутался.

3. Игры и упражнения на развитие мелкой моторики рук .

Мною созданы игры и упражнения на развитие мелкой моторики рук , которые очень популярны в нашей группе и дети с большим удовольствием играют в них.

Игра «Тактильный мешочек»

Я подготовила одинаковые крышечки, их число должно быть четным. Можно взять крышечки от коробок сока или пластиковых бутылок, питьевого йогурта.

В качестве тактильного материала использовала наждачную бумагу, ковролин, ткань с разной фактурой (вельвет, джинсовая ткань, гобелен, мех, вязаная ткань, кожу, сетка от комаров и т. д. По размеру крышек вырезала по два кружка каждого материала и вложила кружочки в смазанные клеем крышечки. Сшила красивый мешочек из плотной ткани.

Правила игры : положите в мешочек несколько пар крышечек (начинать можно с двух пар, постепенно увеличивая их количество) .

Ребенок на ощупь распознает, что наклеено в крышечке, и вытаскивает одинаково наклеенные крышечки.

Упражнение с пипеткой

Для этого упражнения вам понадобится пипетка и небольшие емкости для наливания жидкости. Всасывание пипеткой воды. Развивает мелкие движения пальчиков и улучшает общую моторику рук .

Упражнение с пинцетом

В емкость пинцетом дети накладывают бусинки, горох, пуговицы.

Сортировка мелких предметов

Сортировка по цвету, форме, размеру мелких предметов , например, бусинок, пуговиц.

Помпоны и щипцы

Требуется сложить при помощи щипцов помпоны в бутылку.

Кукольная одежда на прищепках

Развешивание кукольной одежды и лоскутков ткани на веревочке с помощью прищепок также замечательное упражнение для развития мелкой моторики . Данный вид деятельности популярен не только у девочек, но и у мальчиков.

Коробочка с прищепками

Прищепки можно цеплять не только на веревочку, но и на картонную коробку. Для этих целей я использовала коробку из-под обуви. Чтобы сделать это упражнение более интересным и полезным я вырезала из картона геометрические фигуры и к ним цепляем прищепки.

Упражнение с дыроколом

Нужно вырезать из картона какую-нибудь фигурку, после чего проделать дыроколом отверстия по краю этой фигурки. Теперь нужно взять цветной шнурок или ленточку и продеть ее в отверстия.

Трубочки для коктейля

Разрежьте на мелкие кусочки разноцветные пластиковые трубочки для коктейля. Упражнение состоит в том, чтобы нанизывать на ниточку эти кусочки в определенной последовательности.

Уважаемые коллеги, я познакомила Вас с наиболее известными формам и методами работы по развитию мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста . Но для своей работы я выделила еще несколько нетрадиционных и малоизвестных метода , о которых Вам сейчас расскажу.

4. Малоизвестные нетрадиционные методы развития мелкой моторики рук

К нетрадиционным методам развития мелкой моторики рук относятся : массаж с помощью мячика Су-джок, аппликатора Кузнецова или игольчатых ковриков Ляпко (Иглотерапия, пуговичная терапия.

Нетрадиционный материал предоставляет широкие возможности для тренировки мелких мышц кисти в различных видах деятельности, носящих игровой характер.

Между непрерывной образовательной деятельностью я провожу динамические паузы с массажером «Су-Джок» .

Массажер “Су-Джок” – это уникальная тактильная гимнастика, которая оказывает тотальное воздействие на кору головного мозга, что предохраняет отдельные ее зоны от переутомления, равномерно распределяя нагрузку на мозг. Игровой самомассаж с массажером проводится в виде 5-ти минутных упражнений между основными частями занятия (динамических пауз) .

Упражнения на расслабление пальцев и кистей рук :

“Погладим котёнка” – плавные движения, иллюстрирующие соответствующее действие, выполняется сначала одной рукой, потом другой. (3-5 раз) .

“Зайчик” – и. п.: рука опирается на локоть; выпрямляются и разводятся в стороны указательный и средний пальцы, остальные пальцы зажаты в кулак.

“Кольцо” – и. п. то же; большой и указательный пальцы соединяются в кольцо, остальные пальцы выпрямляются и разводятся в стороны .

Примерные упражнений с применением массажера “Су-Джок”:

Прямолинейные движения колючего шарика :

– По тыльной и ладонной стороне кисти рук (предварительно попросить ребенка изобразить солнышко, расправив пальцы массирующей руки). Направление движения – от кончиков пальцев к лучезапястному суставу.

Круговые движения по ладони :

– Сначала одной руки;

– Потом другой руки.

Спиралевидные движения :

– По тыльной и ладонной поверхностей кисти руки подушечками двух-пяти пальцев (от кончиков пальцев до лучезапястного сустава) .

Зигзагообразные движения :

– По ладоням обеих рук (можно использовать игровой образ в общении с детьми : обратить внимание ребенка на то, что рука напоминает дерево : предплечье – это ствол, а кисть с растопыренными пальцами – крона).

Слабое покалывание всех пальцев :

– Подушечек одной руки;

– Подушечек другой руки

Иглотерапия

Термин «Иглотерапия» дословно обозначает лечение с помощью игл. Иглотерапия с детьми провожу с помощью аппликатора Кузнецова – игольчатого лечебно-профилактического массажера, который разработан в виде сборной конструкции, простейшим элементом которой является модуль, представляющий собой пластмассовую пластину с рабочей игольчатой поверхностью.

Техника игольчатого массажа : в игровой форме предлагаю ребенку положить руки на аппликатор. Причем такая игра должна содержать задания, при которых ребенок по-разному касается игольчатого массажера : то полной ладошкой , то одним пальчиком, то еле-еле, то со значительным усилием.

Так же можно разнообразить эту деятельность :

Предлагать прошагать по дорожке;

Искать отдельные модули в сухом бассейне, в песке, емкости с водой,

Использовать как фишки в настольно-печатных играх, жетоны в соревнованиях;

Закреплять знание цвета, счета, предложно-падежных конструкций, делить слова ни слоги и звуки, выкладывая схемы на столе из модулей массажера, играть в шашки.

Пуговичная терапия.

Любой педагог знает : чтобы завоевать доверие ребенка, надо обладать чем-то сокровенным и недоступным для него в обычной жизни. И таким предметом в нашей группе стала обыкновенная пуговица.

Большое разнообразие пуговиц позволяет нам использовать их для коррекционных и развивающих игр по ознакомлению и закреплению таких понятий, как цвет, форма, величина. Упражняясь с пуговицами, ребенок развивает координацию движений, добиваясь точного выполнения; развивает усидчивость и произвольность психических процессов, развивает аудиальный , визуальный и кинестетический каналы восприятия, так как упражнения выполняются в режиме : услышал, увидел, сделай.

Пуговичная терапия проста в применении, манипуляции с пуговицами не образуют пыль, не вызывают аллергии, не пачкаются, ими нельзя порезаться или уколоться. Пуговицы легко моются, обрабатываются как все пластмассовые игрушки в детском учреждении, а помощников по мытью пуговиц долго ни искать, не упрашивать не придется.

Приведу несколько примеров игр с пуговицами.

Поднимание пуговиц.

С помощью двух пальцев разных рук переложить пуговицы из коробки на стол, при этом в процессе должны участвовать все пары одноимённых пальцев обеих рук (по очереди) .

Усложнение : сочетать в парах разные пальцы обеих рук, например пара – указательный палец правой руки и мизинец левой руки. Игра на время : кто за определенное время соберет больше пуговиц?

Расти, пальчик!

Большим пальцем двигаем пуговицу по фаланге пальца от ногтя к ладони и обратно, заставляя «расти» каждый пальчик.

Усложнение : выполнение упражнения двумя руками одновременно.

Кто быстрее?

Положите пуговицу на указательный палец ребенка. Задача его товарища будет в том, чтобы переложить пуговицу на свой палец без использования других. Проигрывает тот, кто уронил предмет. Если детей достаточно много , можно разделить их на команды и устроить соревнования.

Передай пуговицу.

Передавать пуговицу из рук в руки по кругу.

Усложнение : менять способ передачи пуговицы.

Подбери пуговицу.

Подобрать пуговицу по размеру и цвету к соответствующему ей месту на картинке – шаблоне.

Криотерапия.

Криотерапия дословно - это лечение холодом. Но в нашем случае, положительный эффект дает не столько холод, сколько контраст температур, т. е. воздействие на кисти рук холода и тепла попеременно, контрастная терапия.

От холода происходит сокращение мышц, а от тепла – расслабление. Нормализуется мышечный тонус, сократительная способность мелких мышц кисти возрастает . Всё это способствует совершенствованию более тонких движений кисти руки, ведёт к выполнению чётких дифференцированных движений, соответственно развивается двигательная зона коры головного мозга и, как следствие, улучшает процесс развития речи . Проведение криотерапии не требует специального оборудования. Необходимы кусочки льда, которые заранее готовят. Проведение криотерапии с детьми имеет свои противопоказания и свою методику .

Противопоказания.

Нельзя проводить криотерапию детям с эписиндромом;

Осторожно применять криотерапию с длительно и часто болеющими детьми.

Криотерапия проводится в три этапа.

1. Криоконтраст. Дети берут кусочки льда из миски и перебирают их 10-15 секунд. Затем разогревают руки, это делается в тазу с тёплой водой или на пластиковых бутылках с горячей водой. Снова опускают руки в лёд. Криоконтраст проводят три раза. Затем насухо вытирают руки полотенцем.

Эту работу можно разнообразить, добавив в лед аромомасло, цвет.

2. Пальчиковая гимнастика (в основном на растягивание мышц) .

3. Развитие тактильной чувствительности :

Массаж руки с помощью шишек, Су-Джок шариков, щеток, поглаживание предметов разных фактур .

Методы развития мелкой моторики – криотерапия , иглотерапия и пуговичная терапия позволили достичь определенных результатов :

Дети легче усваивают и самостоятельно выполняют сложные пальчиковые упражнения и их комбинации;

У детей легче происходит развитие изобразительных и графических умений;

- развиваются внимание и память , которые тесно связаны с речевым развитием ;

Повышается интерес детей к занятиям с логопедом, психологом.

Кроме того, оба эти методы изначально имеют медицинскую направленность. А это значит, что положительный эффект от их использования подтвержден не только в процессе педагогического наблюдения, но и в процессе различных медицинских исследований.

Я представила вашему вниманию совсем малую часть игр, которые использую в своей работе.

Провожу работу по совершенствованию сенсорного восприятия и развитию руки на прогулке . Это, конечно же, игры с песком и снегом. Нравится ребятам рисовать палочкой на песке, но и ставить отпечатки ладошками , изображая цветочки или бабочки. Рисовать следы животных, автомобильные дороги, мир, который видит ребенок своими глазами. Это разнообразно, интересно и поучительно.

Заключение

Таким образом, развивая мелкую моторику и координацию движений рук у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности, совершенствуя условия для развития мелкой моторики пальцев рук детей дошкольного возраста , я добилась следующих результатов : улучшилась координация и точность движений руки и глаза, гибкость рук, ритмичность; мелкая моторика пальцев , кистей рук; улучшилось развитие воображения , логического мышления, произвольного внимания, зрительного и слухового восприятия, творческая активность; создана эмоционально-комфортная обстановка в общении со сверстниками и взрослыми.

Развитие моторики у детей – очень важная составляющая его общего развития. По мере взросления, начиная с рождения, младенец постепенно начинает познавать азы движения тела, головы, рук.

Для того чтобы стимулировать у малыша правильные двигательные навыки, врачами разработаны целые методики последовательного развития общей и мелкой моторики .

Что такое мелкая моторика?

Мелкая моторика – это совокупность движения рук с тремя основными системами организма – нервной, мышечной и костно-связочной. В разговорной речи мелкую моторику часто называют ловкостью рук , тесно связывая ее с быстрой реакцией и логическим мышлением. Занимаясь с ребенком, очень важно проводить занятия по мелкой моторике, особенно для детей дошкольного возраста.

Развивая двигательные функции ребенка, мы укрепляем память, зрительную и нервную систему. Известны факты, когда слабовидящие и незрячие дети имеют очень сильную моторику, являющуюся для таких людей замещающим фактором их развития. На ранних этапах развития необходимо провести диагностику моторики, чтобы определить насколько правильно развивается малыш, нет ли патологий в двигательной или нервной системе маленького организма.

Нарушение мелкой моторики, как правило, очень связано с , ведь за движение рук и ног отвечает речевой отдел коры головного мозга. Для того чтобы дать возможность малышу правильно развиваться, не отставая от сверстников, нужно практиковать с ним занятия лепкой, рисованием, сборкой конструкторов из мелких деталей, мозаики или пазлов.

Мелкая моторика и речь – две взаимосвязанные функции детского организма. В раннем возрасте на этапе становления речи, вы можете проводить занятия, связанные со строительством домиков из большого количества кубиков или нанизывание колец на стержень пирамидки. Хватательные движения малыша, понимание – куда и для чего он переносит кубики или кольца, и в какой последовательности он должен это делать быстро развивают мелкую моторику, а, как следствие, – умственные способности и речь.

Чтобы понимать, как правильно развивать мелкую моторику, необходимо определить – нет ли у ребенка отставания в развитии. Побывав на , обратите его внимание на движения, если вам кажется, что малыш ограничен в них или у него отсутствует координация. Ранняя диагностика и быстро принятые меры позволят родителям вовремя отреагировать на возможные отставания в развитии.

Моторика у детей в возрасте до года

В самом начале только что принесенный из роддома младенец совершает неосознанные подергивания ручками и ножками, не умеет держать голову и самостоятельно переворачиваться. Однако в первые полгода жизни новорожденный шаг за шагом осваивает новые движения , становится активнее.

Мелкая моторика ребенка будет развиваться гораздо быстрее, если вы окажете ему в этом помощь. В силах родителей дать своему чаду больше свободы, поощряя его двигаться. Распеленайте новорожденного и дайте ему как можно больше воли. Даже во время сна движение ног и рук будет укреплять мышцы малыша.

Мелкая моторика рук у детей появляется уже в месячном возрасте. Поднесите к ладошке малыша указательный палец и, почувствовав его, младенец сразу же сожмет кулачок. В двух-трех месячном возрасте развесьте над головой в кроватке или коляске яркие игрушки. Во время бодрствования малыш начнет бить по ним ручками, а со временем хватать их.

У детей развитие мелкой моторики рук происходит очень быстро. В возрасте 3-х месяцев новорожденный уже может сжимать руку, он недолго (до10-15 секунд), но достаточно уверенно будет держать в руке мелкую игрушку. Внимание в этом возрасте еще рассеяно, но хватательные движения с каждым днем становятся более уверенными.

До 6 месяцев , развивая мелкую моторику, регулярно занимайтесь с младенцем. Больше играйте с ним, заставляя делать какие-то движения руками, ногами, головой и телом. По несколько раз в день выкладывайте малыша на животик, на расстоянии вытянутой ручки раскладывайте некрупные игрушки. Вначале малыш будет рассматривать игрушки, а затем начнет тянуть к ним ручки, хватать, подтягивать к себе.

От 6 и до 10 месяцев необходимо подготовить малыша к ходьбе, ведь не пройдет и нескольких месяцев, как он начнет пытаться передвигаться самостоятельно. Для этого всячески укрепляйте ноги – делайте массажи, растягивающие упражнения, отталкивающие. В этом возрасте дети, как правило, уже достаточно устойчиво сидят в манеже. Положите малышу побольше игрушек. Мелкая моторика рук в том возрасте позволяет развивать и другие мышцы. Потянувшись за игрушкой, малыш укрепляет мышцы спины и торс, пытаясь встать, ухватившись за сетку манежа, – ноги.

От 10 месяцев и до года можно начинать тренировать движения поэтапно. Можно разбросать в манеже или кроватке небольшие игрушки и показать, как складывать их в одно место. Такие упражнения на мелкую моторику позволят малышу хорошо развивать координацию и акцентировать свое внимание.

Для того чтобы скоординировать у ребенка развитие двигательных функций, а может быть и ускорить этот процесс, с малышом необходимо регулярно заниматься. Даже просто находясь рядом с ребенком, подавая ему игрушки и рассказывая, что вы делаете, можно быстро обучить малыша не только ловким движениям, но и новым словам, правильному произношению.

Мелкая моторика у детей от года до 3-х лет

Развивая ловкость в возрасте года или двух лет, вы демонстрируете ребенку возможности его пальцев и рук. Постепенно малыш осознает, что такое осязание, когда берет в руки предметы различной формы и фактуры. Мелкая моторика для детей в этом возрасте представляет познание им процессов координации.

Именно такие дети впервые начинают самостоятельно застегивать пуговицы, шнуровать, пусть даже неправильно, ботинки, переливать жидкость из одной емкости в другую. Мелкая моторика дошкольников в этом возрасте чаще всего быстро развивается в процессе игр. Учите малыша, играя с ним, рассказывая сказки, басни и поговорки, разучивая считалки и стишки. В это время манипуляция и жестикуляция руками покажется ребенку естественным явлением.

Мелкая моторика в 2 года – невероятно важные шаги в общем развитии ребенка. Как известно, в этом возрасте малыш начинает активно разговаривать, все больше познавая мир. Учитывая то, что участки коры головного мозга, отвечающие за речь и за движения рук, находятся совсем рядом, занимаясь с малышом различными упражнениями, мы активно стимулируем его говорить. Это невероятно, но это факт – дети с повышенной физической активностью начинают разговаривать гораздо быстрее, и раньше всех – складывать отдельные слова в предложения.

В возрасте до 3-х лет малыш уже отчетливо знает названия многих предметов. В виде игры можно попросить сына или дочь помочь маме убрать в комнате. При этом занятия по мелкой моторике будут параллельно тренировать память, стимулировать мышцы по время нагибаний или приседаний за игрушками и предметами.

Развитие моторики 3 года можно проводить в виде игры, как и любое обучение в таком возрасте. Будет замечательно, если вы учтете пожелания ребенка, играя с ним в его любимую игру. Ведь именно это и поможет малышу беспрекословно принять некоторые изменения в правилах и акцентировать внимание на том, что нового предложите ему вы.

Мелкая моторика для детей 4-5 лет

Мелкая моторика дошкольников в возрасте 4-5 лет подразумевает развитие у ребенка многих движений уже в режиме автоматизма. Например, сидя за обеденным столом, маленький член семьи может поддерживать разговор со взрослыми и умело владеть ложкой или вилкой.

Единственное, с какими трудностями может столкнуться малыш – это с выполнением более точных координированных движений.

В этом возрасте дети с удовольствием играют в развивающие логические игры. Родителям необходимо повсеместно поддерживать такие стремления. Мелкая моторика для детей без логического мышления в этом возрасте просто невозможна. Дети с удовольствием занимаются лепкой, аппликацией выкладывают мозаику и при этом активно думают. Активизируя основные участки мозга, ребенок быстрее развивает моторику рук, что в значительной степени сокращает риски такого заболевания, как дисграфия.

Мелкая моторика у детей дошкольного возраста прекрасно развивается при помощи игр. Одной из эффективных в этом смысле для родителей может стать игра «Повтори движение». Вы садитесь с малышом друг напротив друга и показываете ему различные фигурки, созданные из ладоней и пальцев рук. Малыш должен повторить вашу фигурку.

Развитие мелкой моторики в 4 года требует принятия самостоятельных решений. Дайте ребенку больше свободы в этой игре. Пусть он подойдет к вам, внимательно рассмотрит, каким образом вам удается переплести или скрестить пальцы рук и попытается повторить так же.

Для следующей игры необходимо подготовить сосуд с горлышком меньше, чем основание. В него опускается знакомый малышу предмет, но так, чтобы он это не видел. Затем попросите ребенка опустить руку в сосуд и на ощупь определить – что именно за предмет там лежит.

Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста, благодаря такой игре, тесно связано с логикой мышления, воображением и памятью. Ощупывая то, что находится в сосуде, малыш непроизвольно вспоминает все знакомые ему предметы, сравнивает их и анализирует вероятность совпадений.

Татьяна Миронова
Консультация «Зачем нужно развивать мелкую моторику рук»

Ученые - нейробиологи и психологи, занимающиеся исследованиями головного мозга и психического развития детей , давно доказали связь между мелкой моторикой руки и развитием речи . Дети, у которых лучше развиты мелкие движения рук , имеют более развитый мозг , особенно те его отделы, которые отвечают за речь. Иначе говоря, чем лучше развиты пальчики малыша , тем проще ему будет осваивать речь.

Поэтому очень важно уже с самого раннего возраста развивать у ребёнка мелкую моторику . Но просто делать упражнения малышу будет скучно - надо обратить их в интересные и полезные игры.

Мелкая моторика рук - это разнообразные движения пальчиками и ладонями. Крупная моторика - движения всей рукой и всем телом.

Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память , внимание, а также словарный запас вашего малыша.

Сегодня у большинства современных детей отмечается общее моторное отставание , в особенности у детей городских. Вспомните, сейчас даже в детские сады просят приносить обувь на липучках, чтобы воспитателям не брать на себя труд учить ребенка завязывать шнурки. Еще 20 лет назад родителям, а вместе с ними и детям, приходилось больше делать руками : перебирать крупу, стирать белье, вязать, вышивать. Сейчас же на каждое занятие есть по машине. Следствие слабого развития общей моторики , и в частности - руки, общая неготовность большинства современных детей к письму или проблем с речевым развитием . Зависимость между развитием тонких движений руки и речи была замечена еще в прошлом веке Марией Монтессори, а до нее - и Сегеном, т. е. можно заключать, что если с речью не все в порядке, это наверняка проблемы с моторикой .

Однако даже если речь ребенка в норме - это вовсе не значит, что ребенок хорошо управляется со своими руками. Если в возрасте 4-5 лет завязывание шнурков вызывает у ребенка затруднения, а из пластилина кроме шариков и колбасок ничего не лепится, если в 6 лет пришивание настоящей пуговицы - невыполнимая и опасная задача - значит, и ваш ребенок не исключение.

Родители должны понять : чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новой информацией, нужно превратить обучение в игру, не отступать, если задания покажутся трудными, не забывать хвалить ребенка.

К сожалению, о проблемах с координацией движений и мелкой моторикой большинство родителей узнают только перед школой. Это оборачивается форсированной нагрузкой на ребенка : кроме усвоения новой информации, приходится еще учиться удерживать в непослушных пальцах карандаш. Что же делать, если обнаружилось недостаточно хорошее развитие тонкой моторики ? Во-первых, надо набраться терпения и постепенно, шаг за шагом, исправлять этот недостаток. А, во-вторых, заниматься развитием руки не время от времени, а систематически, каждый день. Особенно много об этом говорят в последнее время, создавая целые системы и пособия. А ведь можно сделать все намного проще!

Разминать пальцами тесто, глину, пластилин, лепить что-нибудь.

Нанизывать бусинки, пуговки на нитки.

Завязывать узлы на толстой и тонкой верёвках, шнурках.

Заводить будильник, игрушки ключиком.

Штриховать, рисовать, раскрашивать карандашом, мелками , красками.

Резать ножницами (желательно небольшого размера) .

Конструировать из бумаги («оригами» , шить, вышивать, вязать.

Рисовать узоры по клеточкам в тетради.

Заниматься на домашних снарядах, где требуется захват пальцами (кольца, перекладина) .

Хлопать в ладоши тихо, громко, в разном темпе.

Катать по очереди каждым пальцем мелкие бусинки , камешки, шарики.

Делать пальчиковую гимнастику

Можно использовать для этого обычные занятия ребенка. Посмотрите, как ребенок моет и вытирает руки. Приучите его тщательно мыть каждый пальчик, а потом также тщательно вытирать его полотенцем, хорошо массируя каждую фалангу.

Если у вас есть дача и приусадебный участок, воспользуйтесь этим и привлеките ребенка к сбору ягод. Когда вы готовите, например, пельмени или равиоли, пусть и ребенок вместе с вами лепит их, польза будет безусловная. Очень полезно умение вдевать нитку в иголку - попробуй, попади с первого раза, ведь дырочка такая маленькая, а нитка такая непослушная!

Хорошо, если ребенок учится сам завязывать шнурки на ботинках, плести косички из волос (это, конечно, больше подходит девочкам, застегивать и расстегивать пуговицы, даже самые тугие. Все это заставляет пальчики ловко действовать и очень пригодится в дальнейшем.

Конечно, существуют и специальные игры и упражнения для развития тонкой моторики руки . Некоторые из них известны вам давно. Помните игру в тени, когда, строя комбинации из пальцев, можно показывать различные теневые фигуры - собачку, зайчика, оленя, человечка. Эта игра - как раз то, что вам нужно . Наверняка вы помните и другую распространенную игру : на столе под салфетку прячут несколько мелких предметов , ребенок должен на ощупь определить, что это за предмет.

В детских журналах сейчас можно найти очень много развлекательно - развивающих заданий , например, когда требуется соединить точки и посмотреть, что за рисунок получится. К заданиям такого же типа относятся и различные лабиринты, дорисовка картинок, раскрашивание картинок и т. д. Важно приучать ребенка стремиться все делать аккуратно. Если у него не получается хорошо, не следует ругать его, торопить. Наоборот, его следует постоянно поощрять и вселять у него уверенность, что у него все получится. Надо только постараться.

Руки - инструмент тонкий, и «настраиваются» они в течение долгого времени. Очень полезны мозаики, аппликации, рисование карандашами, мелками , красками, а то и просто пальчиками, а также вырезание из бумаги. В общем-то, практически все действия, требующие работы руки и пальцев, способствуют формированию тонкой моторики руки .

Игры и упражнения на развитие мелкой моторики рук .

Лепка из глины и пластилина. Это очень полезно. Если во дворе зима – что может быть лучше снежной бабы или игр в снежки. А летом можно соорудить сказочный замок из песка или мелких камешков .

Рисование или раскрашивание картинок – любимое занятие дошкольников и хорошее упражнение на развитие мелкой моторики рук .

Изготовление поделок из бумаги. Например, вырезание самостоятельно ножницами геометрических фигур, составление узоров, выполнение аппликаций.

Изготовление поделок из природного материала : шишек, желудей, соломы и других доступных материалов. Эти занятия развивают также и воображение , фантазию ребенка.

Конструирование . Развивается образное мышление , фантазия, мелкая моторика рук .

Застёгивание и расстёгивание пуговиц, кнопок, крючков. Хорошая тренировка для пальчиков, совершенствуется ловкость и развивается мелкая моторика рук .

Завязывание и развязывание лент , шнурков, узелков на верёвке.

Закручивание и раскручивание крышек банок, пузырьков и т. д. также улучшает развитие мелкой моторики и ловкость пальчиков ребенка.

Нанизывание бус и пуговиц. Летом можно сделать бусы из рябины, орешков, семян тыквы и огурцов, мелких плодов и т . д.

Плетение косичек из ниток, венков из цветов.

Все виды ручного творчества : для девочек – вязание, вышивание и т. д., для мальчиков – чеканка, выжигание, художественное выпиливание и т. д. Научите своих детей всему, что умеете сами!

Как занять ребенка на кухне, чтобы успеть все приготовить.

Крупа на тарелочке. Насыпьте на большую плоскую тарелку два-три вида круп. Ребенок перебирает, щупает ее, сравнивает, а вы рассказываете, откуда она берется и что с ней можно делать (кашу, например) .

Покройте тонким слоем пластилина лист (картон, пластик) . Насыпьте малышу в разные тарелки гречку, рис, горох и покажите, как можно выкладывать узоры, вдавливая продукты в пластилин. 10 – 15 минут тишины вам обеспечено.

Самые вкусные игры – ссыпать вместе два-три сорта изюма, орехов, разных по форме, цвету и вкусу. И пусть он их разбирает.

Берем разные баночки и крышечки к ним. Ребенок должен подобрать крышки к баночкам. Желательно, чтобы крышечки были разных размеров, тогда ребенку легче их подбирать. Крышки могут быть одевающиеся, закручивающиеся. Это могут быть небольшие пластиковые бутылочки, баночки от детского питания и другие, которые вы можете найти у себя на кухне. Закрывая крышечки ребенок тренирует пальчики и совершенствуется развитие мелкой моторики рук .

На тарелочку налейте немного сока от ягод. Дайте ребенку несколько кусочков сахара-рафинада. Пусть малыш по очереди опускает кусочки в сок и наблюдает за тем, как сок постепенно поднимается вверх и окрашивает сахар в красивый цвет.

Поставьте перед ребенком две чашки. В одну насыпьте крупу, а другую оставьте пустой. Покажите ребенку, как набрать ложкой крупу в одной чашке и пересыпать ее в другую. Когда крупы в первой чашке останется мало, покажите, как нужно наклонить чашку , чтобы собрать всю крупу.

Дайте малышу формочки для льда, пипетку и воду. Чтобы было интересней, воду можно подкрасить соком. Пусть ребенок набирает жидкость в пипетку и переливает ее в формочки. Эта игра прекрасно способствует развитию мелкой моторики рук и концентрации внимания.

Насыпьте на плоское блюдо или поднос манку или другую крупу. Пусть ребенок рисует пальчиком по крупе, оставляя различные фигуры. Покажите малышу, как рисовать простейшие фигуры : квадратики, ромбики, кружочки.

Дайте малышу кусочек теста. Он с удовольствием будет лепить из него, улучшая при этом развитие мелкой моторики своих пальчиков .

Развивающая игра «Делаем бусы» . Потребуются макароны с крупным просветом и длинный шнурок. Задача для ребенка : нанизать макаронины на шнурок.

Помните, что любой процесс обучения требует массу терпения и труда. Будьте мудрыми, внимательными и любящими родителями. Не пренебрегайте навсегда уходящим временем – используйте его рационально. Ведь это такое счастье – наблюдать, как растет и развивается ваш ребенок ! И принимать непосредственное участие в этом увлекательном процессе.

Мозг человека – это сложная система организма, посылающая сигналы к действию. Центры, отвечающие за речь и движение пальцев рук, находятся в непосредственной близости друг от друга. Таким образом, развитие мелкой моторики у детей, стимулируют зону речи, а также помогает контролировать свои действия при помощи зрения.

Мелкая моторика – это координация и контроль движения пальцев рук либо всей кисти разными системами организма: нервной, костной, мышечной, зрительной.

Чем раньше, любящие родители начнут стимулировать моторику рук, тем быстрее будет проходить развитие крохи.

Маленький человечек приходит в наш огромный мир без каких-либо знаний и навыков. Даже движения пальцами он совершает неосознанно, мышцы ребенка слабы и неразвиты. Одна из первостепенных задач родителей – это помочь своему малышу освоиться, сформировать необходимые навыки:

  • развитие памяти и речи;
  • освоение рисования и письма;
  • формирование логического мышления;
  • развитие ловкости;
  • расширение кругозора;
  • развитие воображения и фантазии;
  • подготовка к навыкам ручного труда.

Ребенок до года

Существует мнение, что крохам до года нет необходимости развивать моторику пальцев рук. Но не следует забывать, что новорожденный стремится познать окружающий мир, который постепенно расширяется вокруг него.

К трем месяцам у ребенка формируется хватательный рефлекс. Сначала он тянется всей ручкой к яркому пятну, затем начинает хватать и сжимать пальчиками все что попадется.

Что могут сделать родители для развития мелкой моторики у малыша до года?

  1. Каждый день выполнять нежный массаж пальчиков и ладошек. При кормлении, осторожно поглаживать сжатые кулачки, аккуратно разжимая каждый пальчик. Малыш до года хорошо запоминает эмоции – положительные и отрицательные, поэтому приятное поглаживание будет действовать на него успокаивающе.
  2. Новорожденные всегда стараются ухватиться за протянутые пальцы рук, через некоторое время, почувствовав свою силу, они смогут приподниматься с помощью родителей и опираться только на свои пальчики.
  3. Когда у ребенка появится достаточно сил удержать игрушку, необходимо приобрести погремушку с волнистой поверхностью, которая станет первым помощником в развитии мелкой моторики.
  4. Детям до года очень нравится шелест бумаги. Покажите, что газетные листы и салфетки можно скручивать, мять, рвать.
  5. Полугодовалым детям уже можно покупать кубики, большой конструктор, пирамидку. Играя, малыши развивают свои пальчики.
  6. Для малыша от 6-7 месяцев до года большой интерес представляет все предметы на кухне. Позвольте ему поиграть под вашим присмотром с фасолью, макаронами, раскладывая и пересыпая их по разным мисочкам, тарелочкам и кастрюлькам.

Важно! Не оставляйте ребенка наедине с бумагой и мелкими предметами. Малыши очень любят пробовать все на вкус.

Игра и развитие мелкой моторики у детей

Маленького человечка нельзя заставлять силой что-нибудь выполнить. Итог будет один – слезы и капризы.

Запомните! Только при помощи игр мы развиваем мелкую моторику у малышей и тем самым способствуем расширению их кругозора.

1.Гимнастика для маленьких пальчиков.

Очень важно развивать гибкость пальцев рук, так как скоро малышу предстоит осваивать навыки письма. Гибкость также поможет формированию аккуратного и разборчивого почерка.

Инсценировка маленьких стишков и сказок будет способствовать не только развитию моторики рук, но и запоминанию, а также научит ребенка фантазировать. Простой стишок-потешку про шатающегося бычка со временем можно превратить в целое представление с добавлением слов и мелких театральных реквизитов. Например:

  • добавить разную интонацию – грустную или комедийную;
  • дорисовать на пальчиках глазки, носик, ротик, копытца;
  • построить шатающийся мостик.

Игра позволит ребенку ориентироваться, где находятся: верх, низ, право, лево.

Следите за временем! Не утомляйте ребенка, особенно если ему нет еще и года. Лучше прекратить игру через 3-4 минуты, чем стараться удерживать внимание.

2.Игры с мелкими предметами.

Лучше всего подойдут детям постарше, которые уже отличают предметы друг от друга и знают их свойства. Можно предложить ребенку на ощупь, с закрытыми глазами определить, что это такое.

Пуговицы, бусинки, камешки, орехи – все эти предметы можно перекладывать, пересыпать.

Бусинки и пуговицы можно нанизывать на нитку, а из семян и крупы – выкладывать картинки на столе.

Все дети обожают строить фигурки из песка. Необязательно сидеть на улице в песочнице, наберите в ведерко песок, промойте его. Для ребенка станет увлекательным занятие – поиск мелких предметов, спрятанных в коробке с песком. Это занятие принесет несомненную пользу для развития мелкой моторики рук.

Предложите пальчиками нарисовать на песочной поверхности простой рисунок или буквы.

4.Аппликация.

Покажите, что бумагу можно не только мять и рвать на мелкие клочки, а можно вырывать кусочки, которые затем приклеивать на другой лист бумаги, составляя узор.

Объясните малышу правила пользования ножницами, доверьте ему что-нибудь вырезать.

Не оставляйте ребенка наедине с острыми предметами. Если малыш начинает баловаться – заберите у него ножницы, спокойно объясните причину, не поддавайтесь на слезы.

Все малыши любят лепить. Материал для лепки – тесто, пластилин, глина.

Если вы боитесь, что пластилин и глина отправятся в рот, то тесто станет самым прекрасным материалом для первых фигурок. Если вы самостоятельно готовите тесто для пельменей или печенья, то даже кроха чуть старше года сможет слепить колобка или маленькую колбаску. Научите кроху пользоваться маленьким пластмассовым ножичком для теста, и процесс лепки станет занимательней. С детьми постарше вы можете собирать более сложные композиции из глины и пластилина.

6.Шнуровка.

Существует много разных игр с использованием шнуровки. Но намного интересней – будет изготовленная игрушка своими руками, например, из коробки от набора конфет. Через хаотично расположенные отверстия по очереди протягивайте шнурки (ленточку), создавая паутинку для паучка.

7.Завинчивание.

Дети с удовольствием будут закручивать и откручивать пробки у бутылок и баночек. Устройте соревнования.

8.Раскраски нашего детства.

Вспомните, как сами сидели за столом, неловко держа карандаш и чуть высунув язык, старательно раскрашивали картинку.

Приучайте своего ребенка к аккуратности с первого момента, тем самым вы способствуете чувствовать прекрасное, учите сочетать цвета, развиваете творческое мышление.

9.Рисование.

Учить рисовать можно начинать красками без кисточки. Макаем пальчик в краску и учим ставить первые следы и кляксы на бумаге.

Затем, даем ребенку карандаш, фломастер, ручку. Для начала можно научить:
  • обводить контур ладошки, стакана, формочек;
  • рисовать по намеченному контуру;
  • дорисовывать рисунок.

После, можно приступать к выполнению более сложных рисунков.

Способы развития моторики у малышей до года и после разнообразны. Главное правило – используйте игровые элементы, тогда обучение превратится в легкий и необременительный процесс.

Мелкая моторика рук играет важную роль в развитии памяти, речи, мышления. Игровой процесс поможет не только сформировать необходимые навыки, но и выявить скрытые таланты малыша.

Вам может быть интересно: