Развитие детей от 0 до года. Нормы физического развития

Девять месяцев в мамином животике подошли к концу. Роды позади, кроха лежит на маминой груди в нежных объятьях, слушая ее умиротворяющее сердцебиение. Милое создание природы, таящее неимоверную силу! Сколько тебе предстоит попробовать и продемонстрировать в новом мире. Добро пожаловать, малыш! Статья о самых значимых успехах малютки в каждый месяц его жизни до 1 года.

Очень подробно развитие ребенка расписано в книге профессора А.М.Казьмина .

Развитие от 0 до 1 месяца. Что должен уметь ребенок в 1 месяц

Сплю и ем!

Минуты тишины и огромного счастья от знакомства с мамой перебивает чувство голода. В родзале проявляются первые умения: поиск груди, сосание и глотание материнского молока. Врождённые рефлексы (поисковый, сосательный, глотательный и др.) помогают ребёнку адаптироваться в новой среде.

К месяцу силы младенца прибывают, он учится поднимать голову, лёжа на животе. Взгляд становится более осознанным. Дитё реагирует на голос матери, громкие звуки и яркие цвета. Большую часть суток кроха проводит во сне.

Что должен уметь ребенок в 2 месяца

Моя первая улыбка!

Лёжа на животе, малыш держит голову поднятой в течение некоторого времени. Ножки и ручки расслабляются и находятся в более активном состоянии. Ребёнок знакомится с пальчиками, пробует их на вкус. Его могут беспокоить кишечные колики.

Можно наблюдать осознанную улыбку малютки. Он лучше видит и следит за интересующим предметом на расстоянии 40 см. Подражая взрослому, показывает язык, тем самым демонстрируя общение с ним.

Что должен уметь ребенок в 3 месяца

Крепыш растёт!

Крошка стал сильнее, перекатывается с живота на бок, порой со спины на живот и наоборот. Начинает знакомиться с ножками, тянет их в рот. Кишечные колики позади и не беспокоят в этом периоде.

Грудничок требует больше внимания. Начинает хныкать, капризничать, гулить. Получив желаемое, дарит улыбку или заливисто смеётся.

К игрушкам проявляется больший интерес, он их двигает кулачками и может даже ухватить. Реагирует на звуки погремушек, при этом поворачивая голову.

Что умеет малыш в 4 месяца

Хочу и беру!

Вундеркиндику удается захватить заинтересовавшую его погремушку одной рукой. Когда она больше не нужна, малыш бросает её. Лежа на спине, уверенно приподнимает плечи в попытке сесть. Часто в этом возрасте дети становятся на четвереньки, тем самым готовясь освоить ползание.

В речи прослеживаются слоги и впервые можно услышать слово «мама».

Умение ребенка в 5 месяцев

Зубатая улыбка

Гипертонус мышц к этому периоду проходит. Чадо осваивает ползанье. При поддержке стоит на выпрямленных ногах или сидит. Позже ребёнок одолеет все эти процессы самостоятельно. Отличает «своих» от «чужих». Умеет держать в руках мелкие предметы.

Речь становится разнообразнее, похожей на лепет. Начинают лезть зубы. Еда с общего стола привлекает внимание киндера.

Развитие ребенка в 6 месяцев

Я сижу!

Шестимесячный пупс сидит самостоятельно. Он крутится на животе, подтягивает ножки, ползает по-пластунски. Держась за опору, отлично стоит. Родные легче могут понимать его желания.

Виднеется первый зуб и зубатик готов к введению прикорма. Любит присутствовать при общей семейной трапезе. Появляется любимая игрушка. Начинает подражать звукам взрослых: может покашлять как дедушка или засмеяться как братик.

7 месяцев ребенку — что должен уметь

Вот мой носик!

По просьбе родителей показывает знакомые предметы, указывает на свои части тела. Любит играть в пальчиковые игры. Держит предметы в обеих руках, стучит ими друг о друга, перекладывает из руки в руку, бросает. Ползает увереннее и быстрее.

Листает страницы книг, рассматривает картинки. Подражает звукам животных. Пьет из кружки, ест с ложки. Понимает слово «Нет», но пока не прислушивается.

Что должен уметь делать ребенок в 8 месяцев

Я стою!

Восьмимесячный крепыш самостоятельно сидит, ползает быстро и далеко, стоит. Словарный запас расширяется за счет новых слов и словоподражаний. Привязан к маме как никогда и тяжело переносит разлуку. По просьбе близких подаёт или находит знакомые вещи. Детеныш замечает отражение в зеркале и любит с ним поиграть. Берёт мелкие детали, захватив их указательным и большим пальцем, напоминая работу пинцетом.

9 месяцев умение малыша

Покажи, я повторю!

Карапуз в совершенстве овладел ползанием, перелазит через возвышенности. Держась за опору, ходит в бок, садится из положения лёжа и наоборот. Повторяет многие движения взрослых: хлопает в ладоши, берёт телефонную трубку, услышав «Алло!».

В речи больше слогов и звуков. Имитируя разговор родных, связывает звуки в целые предложения и украшает их соответствующей интонацией. На лице уже легко считывается настроение. Что-то удалось – обворожительная улыбка, потерпел неудачу – глаза полны слёз и ротик в грустном изгибе.

10 месяцев — что должны уметь делать мальчики и девочки

Первые шаги

Делает без опоры первые шаги. Расстояния увеличиваются, походка становится увереннее. Умеет самостоятельно надеть что-то из своего гардероба, почистить зубы, расчесаться.

Показывает характер, пререкается, если что-то не нравится. Энтузиазм растет вместе с деткой. Посидеть в кастрюле или одеть её на голову – неудивительные забавы непоседы. Проявляет любовь к музыке, пританцовывая или подпевая в такт.

Что умеет ребенок в 11 месяцев

Где мой носик не бывал?

Многие дети начинают ходить без поддержки, взбираются по лестнице с помощью родителей. Одевают кукол, кормят их и укладывают спать. Машинкой могут перевезти кубики из одного угла комнаты в другой. В речи больше слов, их недостаток компенсируется жестами. Общение с членами семьи становится понятнее и доступнее.

Любознательность крошки заставляет залезть туда, куда не стоило бы. Мебель в доме имеет особый вид без ручек и углов.

Ребенок 1 год развитие — что должен уметь

Самостоятельный человечек

Ребенок уверенно сидит, стоит, ходит, подползает под препятствие, с успехом выбирается из него, наклоняется за необходимой вещью. Малышу удаётся достичь понимания с родными, несмотря на малый словарный запас.

Принимает активное участие в играх с детьми. Машет рукой на прощание или в знак приветствия, посылает воздушный поцелуй.

Пролетели 12 месяцев вне маминого животика. Человечек стал самостоятельным: сидит, ходит, говорит, одевается, кушает, пьёт, играет. Пусть всё это под присмотром взрослого и не идеально, но крошка освоил эти умения и заслуживает самых высоких похвал.

(Visited 957 times, 6 visits today)

Новорожденному малышу за первые 12 месяцев жизни предстоит научиться многим вещам. Ведь он не умеет ни сидеть, ни стоять, ни поворачиваться, ни даже держать головку и улыбаться! Развитие малыша с каждым месяцем происходит все стремительнее. Практически каждый день он приобретает новые навыки и умения. Вот кроха в первый раз улыбнулся маме, вот научился уверенно держать головку, сумел дотянуться до красочной игрушки, вот в первый раз перевернулся со спинки на животик. На первом году жизни ребенок из абсолютно беспомощного новорожденного превращается в маленького самостоятельного человечка.

Очень часто у родителей возникают вопросы, касающиеся правильности развития их малыша и своевременности приобретения того или иного навыка. Таблица развития ребенка по месяцам поможет родителям ориентироваться в новых достижениях ребенка. Однако не стоит забывать, что каждый ребенок индивидуален, и календарь развития – не святая всех святых. Если развитие малыша на месяц отстает или опережает календарные данные, то это – нормальное явление и не нужно думать что с ребенком что-то не так.

Таблица развития ребенка по месяцам

Возраст ребенка

Физическое развитие

Поведение и приобретенные навыки

Вес, кг

Рост, см

1 месяц 4,1 – 4,3 53 – 54 — пытается поднять голову, лежа на животе- улыбается- может останавливать взгляд на предмете или лице взрослого

— кряхтит, издает отдельные звуки

— вздрагивает при резких звуках

2 месяца 5 – 5,3 56 – 58 — приподнимает и несколько секунд удерживает голову- следит за перемещением предмета- рассматривает близко расположенные неподвижные предметы

— отвечает на звук поворотом головы

3 месяца 6 – 6,3 59 – 61 — прислушивается к разговору взрослого- при общении с взрослыми активно проявляет радость- на руках у родителей может держать голову вертикально

— опирается на локти из положения, лежа на животе, несколько минут держит голову

— если взрослый держит за подмышки, крепко упирается ножками

4 месяца 6,5 – 6,9 62 – 64 — опирается на ладони и приподнимается из положения, лежа на животе- переворачивается на спину- хватает висящие игрушки (движения рук становятся целенаправленными)

— узнает родителей

— радость выражает смехом

— если слышит какой-то звук, оборачивается, ищет его источник

5 месяцев 7,4 – 7,8 64 – 68 — переворачивается на живот со спины- пытается ползти- берет игрушки из рук, крепко их держит

— отличает «чужих»

— если держать за подмышки, устойчиво становится на ножки

6 месяцев 8 – 8,7 66 – 70 — сидит- пытается ползти- перекладывает предметы из руки в руку

— ест из ложечки

— понимает, когда к нему обращаются по имени

7 месяцев 8,3 – 8,9 68 – 71 — хорошо сидит- ползает- хватает маленькие вещи и предметы всей ручкой

длительное время играет с игрушкой

— пьет из чашки с помощью взрослого

8 месяцев 8,5 – 9,5 70 – 72 — встает и переступает с ножки на ножку, держась за опору- садится, ложится- понимает вопрос «где?»

— делает «ладушки»

— радуется другим детям

— может самостоятельно держать и кушать твердую пищу, например хлеб

— понимает запреты родителей

9 месяцев 9,3 – 9,9 71 – 73 — встает- «танцует»- осознанно играет (машинку катает, коробочку открывает и закрывает, погремушкой гремит)

— находит предметы на вопрос «где?»

— подражает другому ребенку

10 месяцев 9,5 – 10,4 72 – 74 — ходит, держась за взрослого двумя руками- отвечает на просьбы «дай», «принеси», «открой»- играет в «ку-ку», «сороку»
11 месяцев 9,8 – 10,5 73 – 75 — самостоятельно стоит (8-12 мес.)- делает первые шаги- берет маленькие предметы двумя пальцами

— умеет собирать пирамидку, складывать кубики

12 месяцев 10,1 – 10,7 74 — 76 — ходит (10-14 мес.)- пьет из чашки- складывает мелкие предметы в емкость с маленьким отверстием

— «рисует» карандашами

— понимает значение называемых предметов

— узнает на картинках знакомые ему предметы

— понимает значение понятий «можно» и «нельзя»

«Чужие дети растут быстро» - известная всем поговорка. Однако свои малыши тоже спешат в развитии. Это подтвердят любые родители, у которых только вчера в семье родился ребенок, а уже сегодня он пытается сидеть и разговаривать.

Молодые мамы и папы не всегда успевают отслеживать достижения своего чада, только удивляются, с каким увлечением и азартом малыш познает окружающий мир. Чтобы проще было контролировать процесс взросления карапуза, существует таблица развития ребенка по месяцам до года, где кратко, но емко изложены основные достижения крохи.

Параметры веса, роста и окружности головы ежемесячно контролируют в поликлинике. Эти значения являются прямым отражением нормального развития ребенка. А его умения и навыки отмечаются и фиксируются родителями, ведь каждое достижение малыша является очередной ступенькой его взросления и познания окружающего мира.

Навыки развития и достижения ребенка месяцы
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14
улыбается Х Х
гулит Х Х Х
держит головку Х Х Х
удерживает предметы Х Х Х
переворачивается Х Х Х Х
садится Х Х Х
ползает Х Х Х
берет предмет Х Х Х Х
встает самостоятельно Х Х Х Х
ходит с поддержкой Х Х Х Х
стоит самостоятельно
Х Х Х Х
ходит самостоятельно
Х Х Х Х

Как понимать таблицу развития

Информация, изложенная в таблице развития ребенка до года, отличается от привычного вида и понимания, поскольку в ней содержится мало цифр. Только верхняя строчка включает в себя периоды развития малыша по месяцам.

Левый столбец представляет собой перечисление умений и навыков ребенка от первых гуления и улыбки до самостоятельной ходьбы и развития речи. А на пересечении возраста и навыка могут быть окрашенные или пустые клеточки. Например, в 2 месяца клеточки с умением ползать или сидеть самостоятельно неокрашенные, а в 7-8 месяцев этот навык появляется и закрепляется, поэтому клеточки закрашены цветом.

Понять таблицу развития ребенка совершенно несложно. Важно отметить, что напротив каждого навыка закрашены 3-4 клеточки разного возраста. Это связано с тем, что каждый малыш развивается по-своему.

Умение переворачиваться с живота на спину и обратно в 4-5 месяцев считается нормой, но если ребенок освоил этот процесс в 6 месяцев, это также нормально. Поэтому информацию в таблице стоит использовать как отправную точку для сравнения. И не переживать, если малыш в чем-то отстает. Сделать выводы об отставании в развитии может только педиатр на основании множества факторов взросления ребенка.

Особенности развития ребенка до 1 года

Взросление ребенка происходит постепенно, одни навыки следуют за другими. Малыш не может научиться произносить звуки и слоги раньше гуления, или брать мелкие предметы в ручки до тех пор, пока не научился брать крупные. Кроме такой последовательности, существует также возрастная зависимость. Карапуза в 4 месяца нельзя пытаться садить, его позвоночник еще не готов к такой нагрузке.

Рассмотрев таблицу навыков и умений ребенка до одного года, а также выяснив, что должен уметь малыш в своем возрасте, заботливый мама и папа могут помочь ему познавать окружающий мир. Для каждого возраста подходят свои игры и занятия, которые помогут развить и закрепить определенные навыки.

В последнее время популярным и модным становиться использовать методики раннего развития детей каждая из которых предлагает невероятные результаты, например, возможность читать и писать в два года. Однако при этом важно понимать, кому это больше надо – малышу или маме с папой.

Как заметили в своей книге «Любить без условий, растить без усилий» авторы Некрасова Нина и Некрасова Заряна: «Дети растут сами. И все случается в свой срок. Надо только не препятствовать этому естественному процессу, а поддерживать, помогать, оберегать».

Как меняется малыш в первые полгода

Сразу после рождения ребенка начинается его процесс адаптации к новой жизни. Первое время он будет много спать, просыпаясь только для кормления и осуществления естественных нужд, но постепенно время бодрствования будет увеличиваться. Когда малыш не спит, он с интересом рассматривает все, что его окружает. Уже через месяц-полтора он начнет узнавать людей, которые чаще всего находятся возле него – маму, папу, бабушку или старшую сестричку. Примерно в этом же возрасте он подарит родителям первую улыбку.

В возрасте двух-трех месяцев ребенок научится держать головку и находить источник звука, который он услышит. Именно поэтому детки так любят погремушки и колокольчики. На четвертом месяце жизни карапуз впервые перевернется со спины на живот, и с этого периода начнется развитиеего активности. В этом же возрасте малыш осознанно потянется за игрушкой и придет в восторг оттого, что смог схватить ее.

Ближе к концу первого полугодия малыш будет активно «общаться», копируя звуки, которые слышит. В этом возрасте он умеет перекладывать предмет из одной руки в другую, и делает попытки самостоятельного сидения.

Как развивается ребенок в возрасте от 6 до 12 месяцев

Второе полугодие жизни ребенка характеризуется повышенной активностью. Он пытается сидеть самостоятельно и даже учится садиться сам из положения лежа. В 7-8 месяцев малыш предпримет попытки самостоятельно ползти. Когда его позвоночник и мышечный корсет готовы к этому, родители могут помочь освоению такого полезного навыка.

Лариса, мама годовалой Ангелины: «Ангелина из тех детей, которые от этапа самостоятельного сидения переходят сразу на этап хождения. Она почти не ползала, и даже сейчас, в возрасте одного года, делает это редко и медленно. Сначала я переживала очень, пыталась научить ее ползать, но после нескольких месяцев бесполезных попыток пожаловалась нашему педиатру. Врач сказал, что бывают дети, которые минуют стадию ползания. Она развивается правильно и растет абсолютной здоровой, поэтому не о чем переживать. А свои первые шаги Аля сделала в 10 месяцев, и сейчас уже ходит почти уверенно».

В возрасте 8 месяцев ребенок учится складывать пирамидку, сортировать предметы по цвету и размеру, ставить кубики один на другой. Среди игр, которые больше всего нравятся малыша, можно назвать «Сорока-ворона», «Ладушки» и прятки. Они помогают развивать речь и коммуникативные навыки ребенка.

На девятом месяце жизни большинство детей впервые становятся на ноги, держась за опору. За несколько недель кроха научится уверенно стоять, потом сделает первые шаги у спинки кроватки или манежа. В возрасте 11-12 месяцев многие карапузы делают первый шаг без поддержки и опоры.

К этому возрасту речь ребенка продолжает активно развиваться, он уверенно произносит простые слоги, и может сказать свое первое слово. При этом все дети понимают речь взрослых, реагируют на простые просьбы и выполняют несложные действия, которые просит мама или папа.

Таблица развития ребенка по месяцам до года представляет собой краткое пособие по всем перечисленным и некоторым другим навыкам, чтобы помочь родителям сориентироваться в умениях своего карапуза. Но ориентируясь на эту информацию, важно помнить, что не каждый ребенок подходит под общепринятые стандарты, а отклонения от нормы не всегда являются признаком патологии.

Каждая семья счастлива, когда приносит ребенка домой из родильного дома. Однако вслед за радостью наступает и полоса волнений и вопросов: все ли в порядке с моим малышом, умеет ли он делать необходимое для своего возраста? Чтобы мама была уверена, что ее кроха правильно завязывает свои первые контакты с окружающим миром, ей важно научиться ориентироваться в этапах роста здорового ребенка. Критерии нормального развития, которые мы предлагаем, разработаны Мюнхенской академией раннего развития под руководством профессора Хелльбрюге и за много лет адаптированы к условиях Беларуси.

НАЧАЛЬНЫЙ ЭТАП: РАЗВИТИЕ НОВОРОЖДЕННОГО

Для новорожденного типично общее согнутое положение туловища. Все конечности согнуты в суставах, голова лежит не прямо, а с наклоном в сторону. Дело в том, что ребенок вынужден был довольствоваться такой позицией в лоне матери, чтобы занимать как можно меньше места.

Бодрствующий здоровый новорожденный преимущественно не лежит без движения, а энергично сгибает и разгибает конечности. Если положить ребенка на живот, то положение общего сгибания сохраняется, локти и колени подтянуты к животу, таз не лежит на поверхности, а приподнят над ней. Он медленно поворачивает голову с одной щечки на другую, а не лежит, уткнувшись в поверхность стола. Если в положении на животе новорожденному несильно нажать на стопы, то он скачком продвинется вперед. Это так называемое «рефлекторное ползание».

В этом возрасте у малыша должен присутствовать врожденный рефлекс автоматической ходьбы: при поддержки за туловище ребенок «марширует» ногами. Такое движение должно исчезнуть ко второму месяцу жизни, чтобы не помешать формированию будущей настоящей ходьбы.

Если дотронуться до ладошки малыша, он быстро сожмет все пальчики и захватит «добычу» на несколько секунд. Закрытая ладошка с прижатыми первыми пальцами является частью общей сгибательной позы бодрствующего здорового новорожденного.
Новорожденный реагирует на яркий свет и громкие звуки, морщит лицо, моргает глазами, демонстрирует «реакцию страха» с разбрасыванием ручек или даже начинает плакать.

В месячном возрасте маленький человек получает первые важные впечатления своей жизни через кожу. Он ощущает тепло и холод, мягкость прикосновений. Здоровый новорожденный успокаивается, как только его берут на руки и он может прижаться к теплому материнскому телу. Контакт через кожу наиболее интенсивен во время кормления грудью. Ребенок чувствует себя защищенным, ему передаются первые положительные знания, он приобретает опыт контакта.

Здоровый новорожденный кричит «во все горло», реагируя, таким образом, на каждое неприятное ощущение. С мощного крика начинается развитие речи.

1-Й ЭТАП: РАЗВИТИЕ В 1 МЕСЯЦ

Общее положение сгибания туловища сохраняется. Сразу после укладывания на живот, ребенок стремиться поднять голову и удерживает ее не менее 3-х секунд. За эти секунды голова покачивается в разные стороны, затем он кладет ее на поверхность на одну, то на др щечку. Если из положения на спине подтягивать ребенка за ручки до положения «сидя», то его голова запрокидывается назад. Мышечная сила еще не достаточна для удержания тяжелой головы. Если ребенок лежит на спине, можно заметить, что его головка все чаще удерживается по средней линии, а не отклоняется как у новорожденного то в одну, то в другую сторону. К концу месяца ребенок может удерживать такую позицию головы до 10-ти секунд.

Во время опоры на стопы в вертикальном положении ребенок выпрямляет ноги. Эта реакция еще автоматическая, сохраняется также и автоматическая ходьба.

В развитии хватания на первом месяце жизни не происходит ничего нового, хватательный рефлекс сохраняется, ручки все еще зажаты в кулачки.

Если подержать перед глазами ребенка красную игрушку на расстоянии 20-ти сантиметров, можно заметить, что ребенок фиксирует на ней свой взгляд. Получается это не сразу и сначала на очень короткое время. Чтобы убедиться, что ребенок действительно фиксирует взгляд на игрушке, надо перемещать постепенно игрушку с одной сторону на другую. Если ребенок переводит взгляд от средней линии в стороны до 45 градусов, то можно быть уверенными, что он уже различает значительно больше, чем свет и темнота в периоде новорожденности. Прослеживание игрушки редко удается с первого раза, поэтому рекомендует терпеливо проводить несколько таких проб.

Во время кормления грудью, лицо ребенка обращено к лицу матери. Он длительно наблюдает за ее лицом. Теплый контакт через кожу дополняется полным любви зрительным контактом. В этом гармоничном союзе мать должна полностью принадлежать ребенку и ничто не должно мешать этому контакту. Мамы, лишенные возможности кормить грудью, также должны держать малыша у груди, формируя у ребенка чувство безопасности и привязанности.

В крике ребенка через уже можно заметить разницу. Голод и боль (чаще всего в животе) могут вызвать громкий неустанный крик, в то время как усталость выражается немного приглушенным, жалобным плачем. У первенца мать отчетливо отмечает эту разницу на втором месяце жизни.

2-Й ЭТАП: РАЗВИТИЕ В 2 МЕСЯЦА

В положение на животе ребенок удерживает голову больше 10-ти секунд. Ребенок лежит с упором на предплечья, руки уже выдвигаются вперед до уровня лица, а не подтягиваются под грудь. Таз и ноги чаще лежат на поверхности, но еще сохраняется тенденция к сгибанию. При этом голова еще может периодически покачиваться в стороны от средней линии. При подтягивании ребенка за руки из положения «на спине», младенец может удерживать голову в положении «сидя» около 5-ти секунд.

В развитии ходьбы 2-ой месяц является переходной фазой. Рефлекторная опора на ноги и автоматическая ходьба угасают. Общая сгибательная установка на 2-ом месяце значительно уменьшается, а периоды, в которые ладонь бывает открыта, удлиняются и это происходит чаще.

Самым прекрасным событием 2-го месяца является появление улыбки. Когда мать наклоняется к ребенку и обращается к нему с ласковыми словами, ребенок сначала внимательно наблюдает за лицом матери и, наконец, в один из дней мать замечает, что рот ребенка начинает складываться в робкую несмелую улыбку. Эти первые проявления взаимной любви дают новые импульсы для матери и ребенка в их горячей взаимной привязанности.

На втором месяце ребенок издает звуки, которые вначале являются тихими и робкими, а затем становятся все более громкими и частыми. Появляется «гуление».

3-Й ЭТАП: РАЗВИТИЕ В 3 МЕСЯЦА

Ребенок уверенно лежит на животе, удерживая поднятую голову до 1-ой минут. Общее сгибательное положение тела исчезает, что позволяет ребенку вытянуть руки вперед и опираться на предплечья под углом 90 градусов в локтевых суставах, кисти рук полуоткрыты. При подтягивании за ручки голова не запрокидывается назад, а удерживается по линии тела. Руки «встречаются» по средней линии (перед лицом). При вертикализации упор на согнутые в коленях ноги.
Если вложить ребенку в руку погремушку, он е крепко удерживает, пробует вложить в рот, схватить другой рукой. Если водить игрушкой перед лицом ребенка, он будет следить за ней глазами, некоторые дети уже умеет поворачивать голову в направлении игрушки.
Улыбка появляется все чаще и становится составляющей поведения ребенка. До 6-ти месяцев жизни ребенок будет реагировать на лицо человека улыбкой. Важно отметить, что ребенок не улыбается предметам. Эта улыбка является социальной. «Гуление» становится более разнообразным и частым.

4-Й ЭТАП: РАЗВИТИЕ В 4 МЕСЯЦА

Ребенок уже не удовлетворяется своей опорой на предплечья в положении на животе, а активно использует окрепшие мышцы, отвечающие за выпрямление туловища. Голова и грудная клетка высоко поднимаются над поверхностью. Малыш упирается на раскрытые ладони, а ноги при этом выпрямляет. Энергичными движения раскачивает туловище. Активно берет в рот собственные ручки, которые становятся игрушкой и объектом исследования. Подносит их к лицу, часто осматривает, а через какое-то время, ему удается соединять их вместе. Ребенок открывает не только свои ручки, но и охотно обследует предметы, которые смог захватить.

К познанию окружающего мира присоединяется исследование ртом. Еще несколько месяцев малыш будет все вкладывать в рот.
Ребенок испытывает все возрастающее удовольствие от улыбки, а на 4-ом месяце улыбка превращается в веселый смех, чаще как реакция общения с родственными или родителями. В выражении радости при общении с родителями и родственниками принимает участие все тело малыша: ребенок улыбается и смеется ручками и лицом.

5-Й ЭТАП: РАЗВИТИЕ В 5 МЕСЯЦЕВ

Ребенок продолжает энергично раскачиваться на животе. Появляется упор на выпрямленный локтевой сустав. Ребенок может удерживать голову и конечности, опираясь на стол только туловищем - так называемое положение «рыбка».

В это время появляется очень важное движение самостоятельного поворота со спины на живот. Обычно это происходит, когда ребенок увидит новую интересную игрушки или интересующий его предмет и захочет обладать им. В это период опять доминирует сгибание конечностей, но в отличие от новорожденного, это сгибание является активным. При этом голова ребенка активно наклоняется так, что подбородок почти касается грудной клетки, а руки, сгибаясь, подтягивают туловище. Сокращаясь, мышцы живота и таза формируют сгибание бедер, так что бедра почти касаются живота. Все движение заканчивается сгибанием колен.

Способность опираться на ноги постоянно увеличивается. В этом возрасте достаточно поддерживать ребенка слега подмышки. Ноги при опоре выпрямляются и на несколько секунд удерживают вес тела. Если ребенок лежит на спине и ему показывают игрушку, он уже в состоянии поднести обе ручки в направлении предмета и дотронуться до него, хотя четкий захват еще не сформирован.

От 4-х до 6-ти месяцев кожа ребенка уже не играет ведущую роль в познании мира. Начинают преобладать зрительный и слуховой раздражители. Ребенок уже научился различать мимику и тон обращенной к нему речи. Выражение лица малыша отражает полное уныние или удивление, когда мама «сурово» обращается к нему. Это первый важный знак для родителей, что их поведение уже различается ребенком. Он понимает отрицательные эмоции.

В речи произошло мало изменений. Иногда ребенок «забывает» даже то, что умел произносить ранее. Однако есть и очень «догадливые» дети, которые повторяют усвоенные до этого звуки в различных комбинациях.

6-Й ЭТАП: РАЗВИТИЕ В 6 МЕСЯЦЕВ

В конце первого полугодия жизни ребенок, лежа на животе, опирается только на выпрямленные руки. Пальцы и ладони при этом полностью раскрыты, малыш больше не сжимает ручки в кулачки. Ладошки всегда держит перед лицом симметрично относительно туловища.

Если в позе на животе ребенку показать погремушку на высоте глаз, то он перенесет вес тела на одну руку, а свободной второй схватит игрушку. Может балансировать в этой позе больше 2-х секунд. А если игрушка лежит перед малышом и он хочет дотянуться до нее, то он максимально вытягивает руку, однако еще не способен продвинуться вперед.

Большинство детей в возрасте 6-ти месяцев умеют самостоятельно садиться. Если взрослый берет ручки ребенка, тот понимает это как приглашение к присаживанию.

В этом возрасте ребенок умеет захватывать и крупные и мелкие предметы всеми пальцами, перекладывать их из одной руки в другую. Первое, что он с ними делает – кладет в рот. Это движение не должно волновать родителей. Оно означает окончательную победу над «примитивным» рефлексом «хватания» рукой и свидетельствует о достаточно высокой степени координации движений.

Полугодовалый ребенок обладает хорошим слухом и сформированным вниманием. Он уже понимает, откуда доносится звук. Это можно проверить следующим образом: пошуршите тонкой бумагой около его ушка так, чтобы ребенок не видел. Малыш должен поворачивать голову в ту сторону, откуда идет звук.

На 4-ом месяце жизни мы говорили о социальной улыбке. На 6-ом месяце она становится дифференцированной: малыш улыбается знакомым лицам, в то время как на чужие реагирует не сразу.

На лице крохи отражается все больше эмоций, часто только дружелюбная мимика взрослого настраивает ребенка на улыбку и контакт. Если малыш не видит отца, или других близких людей несколько дней, то забывает их и рассматривает настороженно, как чужих.
В речи появляются цепочки звуков и слогов: «иии… «, «дааа…», мамама….» и другие. Это является лучшей музыкой для молодых родителей.

7-Й ЭТАП: РАЗВИТИЕ В 7 МЕСЯЦЕВ

Семимесячный малыш уже много и охотно встает на четвереньки и дотягивается до предметов, находящихся впереди от него и сбоку, пытается садиться. Значительно возрастают возможности рук. Чтобы лучше рассмотреть предмет, он берет его в обе ручки, перекладывает из руки в руку, вертит им, размахивает, стучит, пытается извлечь из него звук. Когда ребенок лежит на спине, он хватает свои ножки и играет с ними. Однако, основная форма движения в этом возрасте это быстрый поворот со спины на живот. Причем, поворот происходит с четким разделением движений между верхней частью тела и тазом, то есть в виде «винта». Вслед за этим движением, у ребенка формируются навыки ползания и сидения. С особым удовольствием поддерживаемый под мышки семимесячный малыш «танцует» на коленях у взрослого. Ножки при этом должны активно сгибаться и выпрямляться во всех суставах.

В семь месяцев ребенок начинает следить за падающим предметом. Кроха склоняет голову либо верхнюю часть тела и ищет его взглядом на полу. Таким образом, малыш уже понимает, что, выпав из рук, предметы никогда не летят вверх, а падают только вниз.
Так же ребенок уже умеет пить из чашки, которую держит взрослый, делает это быстро, прикасаясь губами к краю чашки.
В этом возрасте детки подолгу лепечут, произнося одни и те же слоги, а также охотно воспроизводят все звуки, которые усвоили к этому времени, например: «м-м-м», гласные в комбинации с «б», «г», «д», «х». Могут долго изучать губы взрослого, а через 1-5 минут повторить вслед за ним: «ба-ба», «ма-ма» и другие слоги. Очевидно, что такая речь не несет определенной смысловой нагрузки.
К концу месяца некоторые дети уже начинают ползать на четвереньках.

8-Й ЭТАП: РАЗВИТИЕ В 8 МЕСЯЦЕВ

В этом возрасте малыш отрабатывает движения, которые освоил ранее. Он долго и разнообразно занимается игрушками: толкает мяч, снимает крышки с предметов и так далее. Улучшаются функции кисти: удерживаемая вещь «путешествует» от середины ладони до кончиков пальцев. Ребенок может сам вставать, подтягиваясь за опору, приседать, ложиться на бок, поворачиваться на живот. Держась за барьер, переступает ногами и боком медленно идет. Многие дети начинают ползать на четвереньках, что позволяет им быстро добраться до нужного места или интересующего объекта. Этот навык является важным условием для формирования ходьбы к году жизни.

В восемь месяцев ребенок сам садится из положения на спине, слегка повернувшись на бок и оттолкнувшись одной рукой от поверхности. Однако пока еще не умеет сидеть подолгу, предпочитает упираться ручками, чтобы не упасть. Спина при этом согнута, чтобы было легче удерживать равновесие.

Малыш уже отличает близких людей от тех, кого никогда не видел или видел редко. Он не каждому позволяет взять себя на руки или трогать, отворачивается от чужих, часто с плачем. Описанная реакция страха на образ незнакомых людей является важным этапом его развития.

У ребенка появляется интерес к тому, что делают взрослые: он с любопытством наблюдает за матерью, которая выполняет домашнюю работу или пишет. Малыш реагирует на свое отражение в зеркале, завязывает с ним контакт – усмехается, заглядывает в глаза. В этом возрасте впервые появляется шепот, кроха открывает, что может говорить очень тихо, шептать и слушает себя с напряженным внимаем.
Восьмимесячный ребенок сам держит в руках излюбленные в этом возрасте печение, сухарик, корочку хлеба, осмысленно направляет их в рот, откусывает, подтягивает руки к чашке, которую держит взрослый, пьет, слегка придерживая чашку руками.

9-Й ЭТАП: РАЗВИТИЕ В 9 МЕСЯЦЕВ

В девять месяцев ребенок быстро и активно ползает в разные стороны, встает на колени, может играть, стоя на коленях, у дивана, стульчика. Передвигается вдоль опоры, придерживаясь только одной рукой, вполоборота, приставным шагом. Садиться, и сидит с ровной спиной, ножки при этом слегка согнуты. Функция кисти продолжает совершенствоваться: он может катать, вынимать, открывать, греметь, нажимать, сжимать. Если еще недавно предметы случайно выпадали из его рук, когда он видел что-либо более интересное, то сейчас малыш превратил этот процесс в веселую игру. Он целенаправленно роняет игрушки, изучает, как они падают, охотно повторяет это движение.

Девятимесячный карапуз на вопрос «Где?» указывает взглядом на знакомые предметы. Знает свое имя, на зов оборачивается, на чужое имя не реагирует. Уже может концентрировать внимание на тихих звуках: тиканье часов, сигнале телефона и слушать их продолжительное время.

Повышается выразительность речи ребенка и двойные слоги уже можно понимать как первые отдельные слова: «на-на», «да-да», «ба-ба», «па-па».

10-Й ЭТАП: РАЗВИТИЕ В 10 МЕСЯЦЕВ

Десятимесячный малыш быстро садится без помощи взрослого, сидит стабильно, с выпрямленными ногами и прямой спиной, может долго играть в такой позе, не теряя равновесия. Ребенок продолжает активно ползать на четвереньках, вставать у опоры и ходить вдоль ее приставным шагом, опираясь на пол всей стопой. Стопы у малышей плоские, так как своды стоп заполнены жировыми подушечками, а ноги часто имеют округлую форму. Это не должно волновать родителей, к 1,5 годам ось нижних конечностей исправиться под влиянием нагрузки. Ребенок с удовольствием ходит, если его водят с поддержкой за обе ручки, шагает как приставным шагом, так и чередующимся.

Функция рук продолжает улучшаться. Ребенок легко перекладывает предмет из руки в руку, ударяет друг о друга предметы разных размеров. Но самым главным в этом возрасте является формирование так называемого «пинцетного» захвата большим и указательным пальцами рук. Этот навык позволяет подбирать очень мелкие предметы (крошки хлеба, зернышки крупы, бусинки) и крепко, как пинцетом, удерживать их. Это начало координации движений пальцами, необходимое для развития в дальнейшем всей тонкой моторики.

Малыш начинает бросать предметы с замахиванием, а не просто выпускает их из рук как раньше. При этом он получает огромное удовольствие не только от звука падающей игрушки, но и от возможности активного влияния на нее. Чаще всего взрослые одобряют эту новую игру, их веселит поведение ребенка, они стимулируют его, подавая выброшенные предметы.

В 10 месяцев детки пробует повторять жесты взрослых: «пока – пока», «ладушки», «сорока кашу варила» и так далее.
Если несколько раз произнести слоги, то малыш воспроизведет их вслед за взрослым. Такая игра между ребенком и взрослым приравнивается к диалогу.

11-Й ЭТАП: РАЗВИТИЕ В 11 МЕСЯЦЕВ

Ребенок в этом возрасте легко залезает на диван, кресло, стул, спускается с них, подползает под препятствие. Многие детки в этом возрасте начинают самостоятельно ходить, но при этом часто падают. Поэтому основным средством передвижения продолжает оставаться ползание. Некоторые здоровые дети сразу начинают ходить, минуя ползание.

Малыш открывает для себя возможность достать желаемый предмет, потянув его на себя: он подтягивает машинку за веревочку, стаскивает скатерть со стола и так далее.

В 11 месяцев ребенок уже умеет есть из руки твердую пищу, пьет из чашки, удерживая ее обеими руками, но возможности пальцев кисти продолжают улучшаться. Формируется «щипцовый захват», с помощью которого он удерживает мельчайшие предметы. Разница в «пинцетном» и «щипцовом» захвате состоит в том, что в первом случае большой и указательный палец выпрямлены, а во втором случае – согнуты.

В этом возрасте ребенок пробует использовать усвоенные звуки и слоги для обозначения известных ему ситуаций, предметов, людей. Так, например, говорит «бу», когда играет с машинкой, или «ам-ам», когда видит маму, несущую еду. Многие малыши начинают выговаривать эти первые детские слова значительно позже.

12-Й ЭТАП: РАЗВИТИЕ В 12 МЕСЯЦЕВ

К этому возрасту большинство детей уже способно сделать несколько шагов без поддержки, а ползание используют в основном для игры. Если же ребенок передвигается, только держась за опору или руку взрослого, но невролог и ортопед не находят у него никаких нарушений, то это не должно быть поводом для беспокойства, малыш начнет ходить после года.

Детки в этом возрасте ходят широко расставив ноги, с легким наклоном вперед. Обращайте внимание на то, как ребенок ставит стопу: не должно быть опоры на пальцы и на внутреннюю поверхность ступни. Своды по-прежнему не определяются, так как заполнены жировыми подушечками.

Если в 11 месяцев малышу было безразлично, куда упадет брошенный им предмет, то сейчас он уже прицеливается: может вложить предмет в емкость, в руку взрослого, протащить через узкое отверстие.

Развитие речи сохраняется, как правило, на уровне 11 месяцев. Ребенок уже не издает бессмысленных слогов, а начинает произносить свои первые «детские» слова: ко-ко, гав-гав, ква-ква. Это начало настоящей человеческой речи.
Годовалому малышу нравится общаться с взрослыми и старшими детьми, у него формируется чувство юмора, он уже может пошутить. Он интересуется и своими сверстниками, однако пока дети только изучают друг друга, но не играют

С тех пор, как жизнь большой семьей сменилась отдельным проживанием вновь созданной семьи, у молодых мам появилась неуверенность и ощущение беспомощности после родов в правильности и своевременности развития новорожденного.

Не имея богатого опыта «няньканья» с маленькими детьми, женщину повергает в ступор буквально все, что связано с особенностями физиологического и психического развития своего малыша, особенно на первом году жизни ребенка.

Предлагаем вам краткий обзор про развитие ребенка до года. Первый месяц жизни, самый сложный в плане подстройки друг под друга молодой мамы и малыша, рассмотрим более подробно — по неделям.

Неделя первая, знакомимся

Органы чувств новорожденного. Долгожданное возвращение домой. Теперь малыш может в спокойной обстановке познакомиться с мамой, с новой стороны увидеть, услышать, обонять и осязать окружающий его мир, уже заочно знакомый ему по глухо доносящимся звукам извне во время внутриутробной жизни.

Зрение у только родившегося ребенка расплывчатое, он может различать лишь крупные предметы, расположенные вблизи, что является своеобразной защитой перед внезапно нахлынувшим многообразием красок и форм. Слух, обоняние и осязание у новорожденного достаточно развиты, эти органы чувств получили развитие еще при жизни внутри мамы.

Грудное вскармливание

В первую неделю после рождения очень важно наладить грудное вскармливание. Свыкнитесь с тем, что первое время после рождения ребенок в моменты бодрствования будет почти все время у вас на руках и постоянно требовать грудь.

Дело даже не столько в голоде, сколько в потребности ощущения разорванного с мамой единства. Прикладывание к груди в недельном возрасте, пожалуй, единственный и самый действенный способ успокоения плачущего ребенка.

Первое купание

Первое купание после рождения — самая пугающая молодых мама и пап процедура. Постарайтесь ее провести правильно и спокойно, чтобы не испортить все с первого раза и не вызвать неприязнь малыша к воде.

Физиологические особенности новорожденного, наиболее часто вызывающие беспокойство:

  • Срыгивания. Многие мамы переживают, что малыш часто и много срыгивает и не наедается. Срыгивания — нормальное явление для младенца до 6 месяцев.
  • Происходят они из-за несформированности пищевого тракта, незрелости нервной системы и неверной организации процесса грудного вскармливания, при котором заглатывается воздух.

    Для недельного малыша нормой является срыгивание после каждого кормления объемом не более 2-х столовых ложек и один раз в день «фонтаном». Проверить количество срыгиваемого молока можно, вылив на пеленку 2 столовые ложки воды и сравнив образовавшиеся от воды и молока пятна.

  • Потеря веса. В первые дни после рождения малышам на грудном вскармливании свойственна потеря веса. Это нормальное и временное явление. Вес они нагонят, когда полностью наладится кормление грудью.
  • Желтуха. Вы можете отметить, что спустя 2-3 суток после родов оттенок кожи новорожденного приобрел желтый цвет. Явление также нормальное, представляет собой адаптивный процесс, в результате которого в крови образуется избыток билирубина, окрашивающего кожу в желтый цвет. Если желтуха не носит патологический характер, то проходит самостоятельно за 7-14 дней.
  • Косоглазие. Иногда может показаться, что глазки новорожденного косят. Это происходит из-за слабости мышц глазного яблока и неспособности сфокусировать взгляд. Помогите малышу научиться пользоваться глазами — повесьте над кроваткой по центру крупную, яркую игрушку, и глазки станут двигаться синхронно через несколько дней или недель. В очень редких случаях косоглазие может затянуться до полугода, что еще не является поводом для беспокойства.
  • Вздрагивания во сне. Ваш малыш резко вздрагивает во сне? Вовсе не обязательно, что у него проблемы с нервной системой. Запеленайте на время сна его потуже, чтобы создать похожие условия существования во время беременности и крохе станет спокойней. Такие вздрагивания проходят в среднем к 3-4 месяцам после рождения ребенка.
  • Шелушение кожи. После родов у младенца не очень приглядный вид из-за специальной смазки, которая покрывает его тело для облегчения процесса родов и первоначальной защиты кожи от контакта с воздухом. Снимать ее первые 2-3 дня не надо. Потом она впитывается и кожа ребенка адаптируется к новым условиям, следствием чего становится шелушение.

Меню 9 мес. ребенка при грудном вскармливании

Не используйте моющие средства, при сухости кожи смажьте ее, лучше любым растительным маслом, предварительно стерилизованным на водяной бане. При прогулках обеспечьте изолированность малыша от порывов ветра и прямых солнечных лучей. При соблюдении этих рекомендаций шелушение вскоре пройдет.

Неделя вторая, осваиваемся

Прошла неделя. Для новорожденного — огромный срок, включающий в себя массу новых впечатлений, знакомства со своим телом и окружающим его миром. Заживает пупочная ранка. Кроха полностью приспосабливается к новому способу получения пищи. Количество кишечных испражнений нормализуется и составляет 3-4 раза в сутки.

Начинается прибавка в весе. Малыш все больше интересуется тем, что происходит вокруг и начинает прислушиваться к окружающим звукам и более внимательно разглядывать предметы. Рассмотреть все детали он может с расстояния 20-25 см. В это время начинает развиваться мимика — ваш любимец может даже порадовать вас первой улыбкой.

Сейчас омрачить ваше счастье могут начавшиеся кишечные колики, сопровождающиеся долгим плачем и поджиманием, сучением ножек. Можете приступить к борьбе с ними, но единого мнения врачей как о причине их возникновения, так и способах облегчения состояния не существует. Совет один: запасайтесь терпением, рано или поздно они прекратятся.

Неделя третья, маленькие победы

Третья неделя знаменуется первыми достижениями в жизни вашего малыша. Лежа на животике, он пытается приподнять голову и осмотреть окружающие предметы. Удается ему это пока ненадолго. Движения крохи становятся все более упорядоченными, он делает попытки дотянуться до подвешенных над ним игрушек.

Когда вы обращаетесь к нему, то малыш затихает, смотрит в лицо говорящего, реагирует на интонацию голоса и в ответ может гулить и улыбаться. В этот период кроху сложнее успокоить, для снятия напряжения переполненной новыми впечатлениями нервной системы, он может продолжительно плакать. Для некоторых малышей нормой становится 20-ти минутный плач перед засыпанием. Интонация плача становится все более требовательной.

Неделя четвертая, подводим итоги

Подходит к концу первый месяц жизни. Малыш из новорожденности переходит в стадию младенчества. Совершенствуется вестибулярный аппарат ребенка — он ощущает положение своего тела в пространстве, что позволит ему вскоре переворачиваться и захватывать предметы.

Мышцы-сгибатели все еще сильнее мышц-разгибателей и конечности находятся в полусогнутом положении.

Мышечный гипертонус является нормальным физиологическим состоянием для детей младше месяца.

По прошествии месяца после рождения ребенка вам необходимо пройти медицинский осмотр, на котором врачи оценят физиологическое развитие и соответствие его возрастным нормам.

Что должен уметь делать ребенок к завершению четвертой недели жизни:

  • фокусировать взгляд на рассматриваемом предмете, поворачивать голову в сторону исходящего звука;
  • узнавать родителей и оживляться при их появлении в поле зрения;
  • пытаться непродолжительно удерживать голову в положении лежа на животе.

Рост и вес

Приводим средние показатели, разработанные Всемирной организацией здравоохранения. В скобках будем указывать критические значения, свидетельствующие о необходимости проведения медицинского обследования. Все, что укладывается в этот диапазон, является вариантом нормы.

Второй месяц

Период характеризуется установлением подобия режима сна и бодрствования. Спит кроха по прежнему много, но теперь маме известно, когда и сколько примерно времени ему требуется на отдых. Сейчас он может крепко ухватиться за все, что попадает ему под ручки.

Что должен уметь делать малыш:

  • фокусировать взгляд не только на движущихся, но и на неподвижных предметах;
  • переворачиваться с бочка на спинку;
  • непродолжительно удерживать головку из положения лежа на животике, пытаться приподниматься на ручках, выгибая спину, поворачивать голову на звук;
  • демонстрировать рефлекс опоры: чувствовать опору под ножками и отталкиваться от нее;
  • демонстрировать «комплекс оживления» при появлении взрослых: улыбаться, шевелить ручками и ножками, выгибаться, «гулить», издавая протяжные гласные звуки.

Ответы на самые важные вопросы о прикорме маленьких детей

Третий месяц

Если развитие идет в соответствии со средними темпами, то ребенок в трехмесячном возрасте научился переворачиваться со спинки на животик и приподниматься с животика на ручках, удерживаясь в таком положении до нескольких минут.

Не волнуйтесь, если у вашего малыша не получается, он нагонит упущенное к 4-5 месяцам.

За счет увеличения подкожно-жировых отложений младенец приобретает округлые формы, на ручках и ножках появляются припухлости со складочками. Ребенок все тянет в рот и пробует на вкус. В три месяца вам нужно пройти второй по счету медицинский осмотр.

Умения и навыки:

  • комплекс оживления получает дальнейшее развитие, ребенок пытается разговаривать с помощью «агуканья» и очень рад видеть маму или папу;
  • переворот со спины на живот;
  • упор на руки с поднятием корпуса лежа на животе и удерживание в таком положении.

Четвертый месяц

У большинства деток к этому возрасту заканчиваются проблемы с кишечными коликами, и мамы могут вздохнуть спокойно, но не надолго — вскоре могут полезть первые зубки. Кому-то суждено и не дождаться долгожданной передышки.

Умения и навыки:

  • удерживание с легкостью небольших предметов;
  • лепет, гуление, произнесение слогов «ба», «ма», «па» и других;
  • реакция на свое имя;
  • уверенное удерживание головки при вертикальном положении на руках у взрослого;
  • захват, подтягивание к себе и проба на вкус заинтересовавших предметов;
  • первые попытки приседания.

Пятый месяц

Двигательная активность малыша настолько повысилась, что самое лучшее место для него сейчас — это пол, где он может с удовольствием проделывать всяческие трюки. Кроватка к этому времени ему успела уже наскучить. Теперь за непоседой нужен зоркий присмотр. У большинства начинают резаться зубки, что сопровождается зудом, беспокойством и обильным слюнотечением.

Что должен уметь делать ребенок:

  • переворачиваться со спинки на живот и обратно, подтягиваться на руках, делать первые попытки ползать и садиться;
  • играть с игрушками самостоятельно по 5-10 минут;
  • «разговаривать» слогами, отдаленно напоминающими человеческую речь.

Шестой месяц

Ребенок пытается ползать, и у многих это неплохо получается. Попытки сесть оборачиваются триумфом, но позвоночник еще не обладает прочностью, и долго сидеть карапуз не может. Он активно познает мир, проявляя капризность из-за беспокоящих его зубов. В шесть месяцев вам нужно пройти очередной медицинский осмотр.

Навыки и умения:

  • непродолжительное сидение в подушках, детском стульчике, коляске;
  • ползание;
  • смех, бормотания, и даже нечто похожее на пение;
  • прыжки на руках взрослого при поддержке за ручки, которые становятся любимым занятием карапуза.

Седьмой месяц

Ребенок к этому сроку научился понимать смысл многих слов, на заинтересовавшие предметы тычет пальчиком. Он понимает, что фокус с исчезнувшими вещами — всего лишь фокус, и их можно отыскать.

Многие карапузы начинают испытывать страх при расставании с мамой, что является высоким показателем развития психики.

Навыки и умения:

  • ребенок встает с помощью опоры и передвигается стоя;
  • уверенно ползает, но бывает и так, что период ползания малыш пропускает, и сразу начинает передвигаться, держась за опору.

Важность прикорма с 6 месяцев при грудном вскармливании

Восьмой месяц

Ваша кроха учится добиваться своего, проявляя настойчивость и измеряя рамки дозволенного. Он уже хорошо понимает слово нельзя, которое весьма огорчает маленького человека. Проявляются черты характера. У ребенка уже могут появиться 4-6 зубов, но четких сроков прорезывания нет, у всех детей процесс проходит индивидуально. Еще больше возрастает уровень недоверия к незнакомым людям.

Что умеет делать ребенок:

  • самостоятельно садиться;
  • кидаться игрушками и перекладывать их из одной руки в другую;
  • делать первые шаги, держась за руки взрослого.

Девятый месяц

Ребенок растет на глазах. Некогда беспомощный, теперь он старается все делать самостоятельно, несмотря на то, что это плохо получается. Хорошо получается у крохи сидеть, вставать и ходить с помощью опоры. Развиваются речевые навыки, некоторые детки уже произносят первые слова.

Ребенок может объясняться, пользуясь мимикой, жестами, слогами и словами. Хорошо копирует интонацию взрослых.

В 9 месяцев для оценки развития малыша необходимо пройти медицинский осмотр.

Что умеет ребенок:

  • держит ложку в руках и пытается самостоятельно кушать, пьет из кружки или поильника;
  • по просьбе взрослого берет предметы, которые ему называют;
  • самостоятельно садится, сидит, ползает и ходит с опорой;
  • трансформирует лепет в слова.

Десятый месяц

Получают дальнейшее развитие навыки и умения, полученные на 9 месяце жизни.