Прописи илюхиной 1 элементы букв. Технология В.А

Технология В. А. Илюхиной «Письмо с открытыми правилами» как средство формирования универсальных учебных действий учащихся начальных классов.

Основная цель российского образования Общественный договор Новые образовательные запросы семьи, общества, и государства Проблемы России Стратегия 2020 Новые технологии Широкое внедрение ИКТ-технологий во все сферы жизни Новая цель образования Воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России 2

Требования к результатам освоения основной образовательной программы ЛИЧНОСТНЫЕ МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ Самоопределение: Регулятивные: Основы системы научных знаний внутренняя позиция школьника; Самоидентификация; самоуважение и самооценка Смыслообразование: мотивация (учебная, социальная); границы собственного знания и «незнания» Ценностная и морально-этическая ориентация: ориентация на выполнение морально-нравственных норм; способность к решению моральных проблем на основе децентрации; оценка своих поступков управление своей деятельностью; контроль и коррекция; инициативность и самостоятельность Коммуникативные: речевая деятельность; навыки сотрудничества Познавательные: работа с информацией; работа с учебными моделями; использование знакосимволических средств, общих схем решения; выполнение логических операций сравнения, анализа, обобщения, классификации, Установления аналогий, подведения под понятие Опыт «предметной» деятельности по получению, преобразованию и применению нового знания Предметные и метапредметные действия с учебным материалом 3

Два пути современной школы: 1. Формировать, давать знания. 2. Развивать умения. Какой путь вам больше нравится?

Системно-деятельностный подход развитие личности учащегося на основе освоения универсальных способов деятельности. Основная педагогическая задача: организация условий, инициирующих детское действие Чему учить? обновление содержания образования Ради чего учить? Ценности образования Как учить? Обновление технологий образования

ФГОС: каким образом можно получить новый результат? ОРГАНИЗОВАТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧЕНИКОВ: способность к самоорганизации в решении учебных задач. прогресс в личностном развитии умение решать учебные задачи на основе сформированных предметных и универсальных способов действий (КИМы: вместо проверки знаний - проверка умений ими пользоваться!) СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИИ

Илюхина Вера Алексеевна директор ЮЗОУО ГОУ СОШ № 2006 Кандидат педагогических наук, Заслуженный учитель России, Отличник народного просвещения, Ветеран труда, Лауреат премии «Гран-при «Новая школа» , победитель конкурса «Учитель года -96» , лауреат Премии Мэра города Москвы в области образования - 2004 год. Член Экспертного Совета Министерства образования РФ, лектор МИОО. Автор методики обучения письму и корректировки почерка. Имеет порядка 150 -ти публикаций. Название ее книги «Письмо с секретом» объединяет творческих людей. По её прописям уже много лет обучаются первоклассники разных уголков России. Кредо: «Отдавая - приобретаешь» , «Времени не хватает тому, кто ничего не делает» .

…Ребенок очень многое вкладывает в свой почерк. Это нечто, что он отдает с любовью родителям или учителям. Какой-либо изъян в буквах или в почерке в целом следует рассматривать как сигнал тревоги. . .

Первый этап: развитие мелкой моторики на занятиях с дошкольниками в школе «Светлячок» Упражнения для развития мелкой моторики: работа с тренажерами, пальчиковая гимнастика; Штриховка альбомах для раскрашивания; Штриховка по трафаретам; Письмо простым карандашом в тетрадях в узкую линию

Второй этап: формирование навыка письма у учащихся 1 классов. Обучению письму по учебным пособиям В. А. Илюхиной: УМК «Школа России» «Чудо – пропись» ; УМК «Планета знаний» «Пропись» , «Прописи для читающих детей» .

Второй этап: формирование навыка письма учащихся 1 классов. Упражнения для развития мелкой моторики; Работа с тренажерами; Штриховка элементами букв с использованием гелевых ручек; Штриховка по трафаретам; Письмо простым карандашом, затем – ручкой; Изучение написания основных элементов письма, затем – букв, слогов, слов; Система стимулирования учащихся («Почетные обложки» , выставки лучших тетрадей)

Основные элементы письма. Точка начала Точка верхней и нижней письма буквы трети строки Наклонная палочка Крючковая линия «Качалочка» «Секрет» «Рыбка» «Клюшечка» Знак «Бугорок» «Гнездышко» «меньше» , «больше» Шалашик для гномика Марабаева Л. А.

Алгоритм написания наклонной линии «Ставлю ручку на верхнюю линеечку рабочей строки, опускаюсь по наклонной линии вниз…»

Алгоритм выполнения закруглений на нижней линеечке рабочей строки «Ставлю ручку на верхнюю линеечку рабочей строки, опускаюсь по наклонной линии вниз, выполняю «качалочку» …

Алгоритм написания крючковой линии «Ставлю ручку на верхнюю линеечку рабочей строки, опускаюсь по наклонной линии вниз, выполняю «качалочку» и поднимаюсь по крючковой линии до середины строки…»

Алгоритм написания «секрета» «Ставлю ручку на верхнюю линеечку рабочей строки, опускаюсь по наклонной линии вниз, выполняю «качалочку» , поднимаюсь по крючковой линии до середины строки, пишу наклонную линию вверх («секрет»)…»

Алгоритм написания: «Ставлю ручку на верхнюю линеечку рабочей строки, опускаюсь по наклонной линии вниз, выполняю «качалочку» , поднимаюсь по крючковой линии до середины строки, пишу наклонную линию вверх («секрет»), пишу по «секрету» наклонную линию вниз…»

Алгоритм написания завершается: «Ставлю ручку на верхнюю линеечку рабочей строки, опускаюсь по наклонной линии вниз, выполняю «качалочку» , поднимаюсь по крючковой линии до середины строки, пишу «секрет» , по «секрету» опускаюсь вниз, выполняю «качалочку» и поднимаюсь по крючковой до середины строки»

На основе соединения двух крючков между собой показан принцип соединения элементов и букв между собой

Способы проверки правильности написанного. Вводятся следующие графические знаки: знаки середина (-), одна треть сверху или снизу (х), просвет снизу, «шалашик» ( ), просвет сверху, «гнездышко» (v).

Приемы работы на уроках письма: Диктовка элементов букв и их соединений Игра «Переполох» Игра «Отметь место» Игра «Угадай-ка» Игра «Поле чудес» Игра «Повтори предложение»

Каллиграфические ошибки: % Несоблюдение интервалов между буквами в словах, неравномерность расстановки слов на строке % Буквы пишутся слишком размашисто или слишком узко, % Наблюдается разнонаправленность наклона или чрезмерный наклон вправо или влево, % Не соблюдается расположение букв относительно линий строки, т. е. нет линейности при письме, % Не выдерживается нужная высота букв, % Обнаруживается ломаность, вычурность письма, % Имеет место угловатость, «заборность» письма, % Не соблюдается связность букв при письме, % Наблюдается полная неразборчивость, «каша» . Указанные выше ошибки появляются вследствие недостаточной сформированности правильного графического навыка.

Третий этап: работа с родителями первоклассников. Просветительская работа по популяризации технологии В. А. Илюхиной ü Проведение тематических родительских собраний; ü Организация выставок письменных работ учащихся: – «Наши первые шаги» ; – «Наши успехи» ; – «Радость письма» ; – «Как хорошо уметь писать!» .

Четвертый этап: продолжение работы по совершенствованию каллиграфического навыка во 2, 3, 4 классах начальной школы üРабота в тетрадях по чистописанию, авторы В. А. Илюхина, Тикунова; üПроведение минуток чистописания; üСистема стимулирования учащихся: «Почетные обложки» , выставки лучших тетрадей, образцов почерка

Средняя скорость письма учащихся 1 – 4 классов: Конец 1 класса: 10 – 20 букв/мин Конец 2 класса: 25 – 35 букв/мин Конец 3 класса: 35 – 45 букв/мин Конец 4 класса: 45 – 55 букв/мин

НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ РЕГУЛЯТИВНЫЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ Умение организовывать свои дела: ставить цель, планировать, получать и оценивать результат Умение добывать, преобразовывать и представлять информацию ЛИЧНОСТНЫЕ КОММУНИКАТИВНЫЕ Умение оценивать свои и чужие поступки, стремление к созидательной деятельности Умение донести свою позицию, понять других, договориться, чтобы сделать что-то сообща ДЕЙСТВИЯ

Познавательные УУД Добывать Перерабатывать Представлять информацию Извлекать информацию из текста, таблиц, схем, иллюстраций Простые факты, Наглядные явления, Отдельные события, Образы понятий. Текст (краткий), Таблицы, схемы (простые) Выпускник получит возможность научиться строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей, использовать знаково-символические средства, в частности, схемы. 54

Регулятивные УУД Целеполагание и планирование Совместно с учителем «режиссером» определять проблему Действия по плану Работать по плану с использованием учебника Оценка результата Самооценка успешности в диалоге с учителем Выпускник получит возможность научиться в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи. 55

Коммуникативные УУД Донести Свои мысли устно и письменно, с аргументами Понять других Принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою Договориться Выполнять различные роли в группе (организатор, исполнитель…) Выпускник научится договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. 56

Личностные результаты Оценивать Отделять поступки от человека. Есть неоднозначные поступки Объяснять Однозначно оцениваемые поступки (хорошо/плохо) Самоопределяться В предложенных ситуациях делать выбор поступка В учебной деятельности три вида действий: - личностное, профессиональное, жизненное самоопределение; - действие смыслообразования, т. е. , «какое значение имеет для меня учение» , - нравственно-этическое оценивание личностный моральный выбор. 57

Технология формирования каллиграфических навыков В. А. Илюхиной «Письмо с открытыми правилами» способствует развитию красивого, грамотного письма, сказывается на формировании мира ребенка, помогает ему расти внутренне красивым человеком. Красивое письмо – это выражение отношения к другим людям.

Данная работа будет интересна учителям, которые хотят при обучении письму младших школьников применить методику В.А.Илюхиной

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Формирование каллиграфического навыка у младших школьников в период обучения грамоте по методике В.А.Илюхиной Учитель начальных классов МАОУ СОШ №17 Проскурина Т.Г.

Методика В. А. Илюхиной очень эффективна. Она имеет много своих плюсов: во-первых, экономичность обучения, быстрота периода обучения; во-вторых, положительная мотивация в действиях детей; в-третьих, развитие внимания, памяти.

Стержневые линии работы педагога по методике «Письмо с открытыми правилами»: Снятие психологической перегрузки учащихся в процессе обучения письму. Вовлечение детей в конкретные виды деятельности по ов­ладению графическим навыком и каллиграфическим письмом. Установка на эстетичность выполняемой учениками работы. Соблюдение учащимися санитарно-гигиенических норм.

Детальный анализ строения букв-знаков, проводимый первоклассниками с помощью учителя или самостоятельно. Осознание обучающимися всех деталей графики письма. Упражнения, тренировки учеников в процессе обучения письму.

Методы и приёмы работы: Наглядность (использование интерактивной программы написания букв). -Проговаривание алгоритма написания букв. -Упражнения для развития и совершенствования мелкой моторики рук. -Пальчиковые игры. -Массаж и упражнения для пальцев и кистей. -Сравнение печатной и прописной букв, их анализ.

Развитие графической зоркости путем анализа неправильно написанных букв. -Письмо по аналогии. -Классификация букв, сходных по написанию. -Управляемое обучение (письмо под прогова-ривание учителя, а затем самостоятельное). -Дополнительные образные обозначения элементов букв: « качалочка », «секрет», «ножка балерины», «клюшка», «узелок». -Графический диктант и др.

Знакомство с разлиновкой тетради

Подготовительный алгоритм написания букв 1. Написание прямых наклонных линий с соблюдением точных интервалов и их параллельности. 2. Умение делить наклонную линию на 2 и 3 части. 3. Умение правильно выполнять закругление на нижней линии рабочей строки. 4. Умение после закругления правильно подняться вверх в сторону, до середины строки – письмо крючковой линии.

5. Написание секрета – линии, которая продолжает крючковую линию от середины строки до верхней линии рабочей строки. Она пишется параллельно прямой наклонной линии. 6. Письмо вниз по секрету до нижней линии рабочей строки, т.е. написание второй наклонной линии, – спрятать секрет. 7. Завершение написания второго крючка.

Графические знаки Середина Просвет сверху – гнёздышко Одна треть сверху или снизу Просвет снизу – шалашик

Дополнительные обозначения Качалочка (44 буквы) Секрет (27 букв) Крышечка сверху (16 букв) Клюшка (15 букв) Петелька (12 букв) Плавный крючок (8 букв)

Дополнительные обозначения Крышечка снизу (9 букв) Кладём качалочку (7 букву) Перевёрнутая клюшка (5 букв) Длинная наклонная (3 буквы) Дужка (2 буквы)

Дополнительные обозначения Бугорок (5 букв) Острый крючок (5 букв) Острый уголок (5 букв) Узелок (6 букв)

Соединения букв … пишем секрет… (15 букв) … узелок, уходим вправо вверх на 1/3 пишем секрет… (13 букв) … крючок до середины, ломаем секрет (выписываем крышечку)… (7 букв) …узелок, уходим вправо вверх, с 1/3 ломаем секрет… (7 букв) … качалочка, бугорком уходим до верхней линеечки… (4 буквы)

Соединения букв узелок, бугорком уходим вправо вверх… (4 буквы) … крючок до середины, наклонная линия вниз, качалочка … (3 буквы) … крючок до 1/3, выполняем качалочку … (3 буквы) … крючок до середины, наклонная вниз, задерживаемся на строке… (2 буквы) … качалочка, крючок до 1/3 сверху… (2 буквы)

Помимо отработки написания элементов букв очень важно научить учащихся видеть форму буквы и буквосочетания в их целостном виде. Ученик должен уметь находить правильно написанную букву, объяснять, в чём заключаются ошибки и как их устранять. Для этого предусматривается пропедевтическая работа по развитию графической зоркости.

Каллиграфические ошибки Не соблюдаются интервалы между буквами в словах, неравномерно расставляются слова на строке Буквы пишутся слишком размашисто или слишком узко, Наблюдается разнонаправленность наклона или чрезмерный наклон вправо или влево, Не соблюдается связность букв при письме,

Не соблюдается расположение букв относительно линий строки, т.е. нет линейности при письме, Не выдерживается нужная высота букв, Обнаруживается ломаность, вычурность письма, Имеет место угловатость, « заборность » письма, Наблюдается полная неразборчивость, «каша».

Дидактические игры при обучении письму Диктовка элементов букв и их соединений Это упражнение способствует формированию внимания, развивает логическое мышление, терпение, усидчивость, трудолюбие, учит слышать учителя и воспроизводить его речь на бумаге. Диктант может состоять из отдельных букв, слогов, слов (3 – 4 буквы).

Графический диктант Учитель диктует описание буквы несколько раз, дети пишут под диктовку. Потом учитель спрашивает, сколько раз написана буква.

Найди пару каждому элементу Из данных элементов необходимо составить буквы и их записать.

Соедини по порядку Учитель предлагает детям порядок написания буквы в разбросанном виде. Детям надо соединить элементы в том порядке, в котором надо писать данную букву.

Ищи правильную букву Учитель предлагает несколько букв, из которых только одна написана правильно. Дети должны её найти. В остальных найти ошибки и их исправить.

Переполох Упражнение по нахождению графических ошибок в написании букв и их соединений.

Отметь соединения в буквах и элементах букв В слове надо самостоятельно отметить все места соединений букв и их элементов.

Угадай букву Упражнение помогает научить детей более точно изображать графически букву, предупреждает графические ошибки, учит самостоятельно анализировать буквы, развивает графическую зоркость, вызывает интерес к данной деятельности, делает технологический процесс более увлекательным.

Угадай слово Учащимся необходимо полностью написать слово, восстановив «стёртые» элементы.

Повтори предложение В тетради дан образец слова или предложения. Ученики должны повторить его, соблюдая высоту букв, ширину слова, интервал между словами.

Поле чудес На доске заранее записано слово. Каждая буква закрыта белой карточкой. По словесному описанию буквы дети должны угадать её название. Каждая отгаданная буква открывается.

Работа с карточками Детям предлагаются карточки со словесным описанием буквы. По команде учителя дети переворачивают карточку и стремятся быстро прочитать текст, осознать его, произнести закодированную букву.

Составь новое слово Нужно переставить буквы в слове так, чтобы получилось новое слово.

Наборщик Из букв данного слова надо составить новые слова.

Составь слова

Что должны уметь дети к концу букварного периода: Видеть ошибки и находить пути их исправления; Соблюдать необходимые пропорции в буквах, словах и интервал между словами; Уметь объяснять написание всех букв; Правильно соединять буквы между собой; Соблюдать основные пропорции при письме (ширина буквы равна её высоте); Правильно и безошибочно списывать печатный текст; Писать под диктовку простые предложения; Иметь в памяти все виды изученных орфограмм.

Работа с родителями Самое первое родительское собрание я посвящаю вопросу обучения каллиграфическому письму. Родители – мои большие помощники, и практически все они со временем овладеют данной методикой.

Список Интернет-ресурсов и используемой литературы: 1.. http://www.docme.ru/doc/110426/v.a.-ilyuhina.-pms._mo-s-sekretom 3. http://www.makeyourtoys.eu/articles_02secret.html 4. http://www.proshkolu.ru/user/anma1927-maan2009/folder/79000 5. http://nsc.1september.ru/article.php?ID=200301002 6. «Письмо с секретом. Преодоление трудностей» Книга для учителя. Илюхина В. А. Издательство: М.: Просвещение, 2008 7. Методическое пособие к «Чудо прописям» Илюхина В. А. Издательство М.: Просвещение, 2004 8. Первые уроки письма при подготовке к школе: начальное обучение. Илюхина В. А. Издательство Астраль, 2010 9. Газета «Первое сентября. Начальная школа», 2001г. (№13-18).

Предварительный просмотр:

Формирование каллиграфического навыка у младших школьников в период обучения грамоте по методике В.А.Илюхиной

Вспомните себя в первом классе или обратитесь к своим детям или внукам и спросите: какой предмет для начинающего ученика самый трудный? Конечно, письмо! Уж эти палочки-крючочки непослушные - скольких первоклашек заставили они плакать и часами корпеть над тетрадкой в косую узкую линейку... Потом, конечно, письмо одолевается, и страдания забываются, и мы пишем, словно дышим, - легко, как бы само собой. И большинство даже не задумывается, что усилия тогда, в первом классе, прилагали не только мы, но ещё больше - наша первая учительница.

Любому учителю хорошо знакомо чувство огорчения от вида исписанных ужасными детскими каракулями тетрадок. Откладывали ли вы «на потом» проверку тетрадей лишь из-за неразборчивого почерка ученика?

Формирование каллиграфического, аккуратного почерка – основная задача начальной школы, порой трудно решаемая. И пусть в 1-м классе мы сделаем скидку на то, что у малыша и рука ещё недостаточно окрепла, и навык письма не выработался. Но как оправдать корявый, непонятный почерк у старшеклассников? Не лучше ли своевременно научить ребёнка красивому письму?

В своё время передо мной так же встал этот вопрос.

Шёл 1999 год. В приложении «Начальная школа» к газете «Первое сентября» я прочитала статью, в которой Вера Алексеевна Илюхина, к.пед.н., победитель конкурса «Учитель года - 96», заслуженный учитель России рассказывала о некоторых особенностях формирования графических навыков у детей младшего школьного возраста. Я заинтересовалась этой методикой. Но не могла найти прописи. В 2001 году в этой же газете вышел цикл статей В.А.Илюхиной, в которых уже подробно описывался метод «Письма с секретом». В 2002 году я набирала 1 класс и решила работать по прописям В.А.Илюхиной «Письмо с секретом». Было страшно, но результат порадовал. У всех моих первоклассников сформировался к концу 1 класса каллиграфический аккуратный почерк. От этой работы чувство глубокого удовлетворения получали и дети, и родители, многие из которых поправили свой собственный почерк, и я, как учитель. А ребята по - прежнему продолжают писать красиво.

Слайд 2

Вера Алексеевна Илюхина предлагает методику обучения письму с проговариванием, анализом и сравнением элементов букв, которая способствует не только формированию графического письма, но и всестороннему развитию ребёнка в процессе обучения письму, его более быстрой адаптации к школе благодаря успехам в обучении.

«Самые большие трудности, доставляющие много огорчений – это уроки письма. Я считаю, что обучение письму должно стать частью эстетического воспитания, способом постижения прекрасного. Это особенно важно в период становления почерка, который совпадает с периодом становления личности. Убеждена, что такие положительные качества, как аккуратность, целеустремленность, внимание, чувство гармонии, желание доставить радость близкому тебе человеку своим трудом - все это можно с успехом формировать обучением письму", - так считает В.А. Илюхина. В своё время Вера Алексеевна пришла к выводу, что сложнее всего написать детям те элементы букв, где присутствует “овал”. И она предложила заменить его прямой линией, оставив овалы в основном только в верхней части буквы.

Система обучения письму Илюхиной называется «письмо с открытыми правилами». Под словосочетанием «открытые правила» подразумевается, с одной стороны, открытие, принятие и осознание детьми правил написания букв и их соединений; с другой стороны, под этим словосочетанием понимается как можно более полное открытие, детальное вычленение элементов букв с опорой в ряде рабочих моментов на математический расчет, доступный детям, определение главных из них, входящих в большинство буквенных знаков.

Слайд 3-4

Вот стержневые линии работы педагога по методике

1. Снятие психологической перегрузки учащихся в процессе обучения письму.

2. Вовлечение детей в конкретные виды деятельности по овладению графическим навыком и каллиграфическим письмом.

3. Установка на эстетичность выполняемой учениками работы.

4. Соблюдение учащимися санитарно-гигиенических норм.

5. Детальный анализ строения букв-знаков, проводимый первоклассниками с помощью учителя или самостоятельно.

6. Осознание обучающимися всех деталей графики письма.

7. Упражнения, тренировки учеников в процессе обучения письму.

На первый взгляд эти стержневые линии могут показаться уже известными, но в таком целостном виде они встречаются впервые. Данные стержневые линии пронизывают все этапы работы над каллиграфическим письмом:

1. Введение обучающихся в новую для них деятельность на уроках письма.

2. Ознакомление с основным алгоритмом письма.

3. Написание всех букв с использованием основного алгоритма письма.

4. Перевод графических умений в полноценный графический навык.

Принцип осознанного письма является в данной методике ведущим. В практике учителей наблюдается описание хода действия при первичном ознакомлении учащихся с буквами, однако эта деятельность осуществляется не системно, а от случая к случаю. Лишь благодаря принципу осознанности ребенок освобождается от необходимости действовать по методу проб и ошибок, в связи с этим успешнее происходит процесс формирования графического навыка.

В букварный период значительное место отводится подробному анализу буквы : обучающиеся находят в изучаемой букве известные элементы, разбирают все приемы соединений с последующими и предыдущими буквами, дают словесное описание. Они учатся под проговаривание алгоритма учителем (а затем самостоятельное) записывать буквы, их соединения.

Помимо отработки правильного написания той или иной буквы, дети учатся отличать правильное написание от неправильного, объяснять, в чем заключаются ошибки.

Для лучшего осознания ребятами написания букв и их алгоритмах используются обозначения «клюшка», «ножка балерины», «секрет», «узелок». Эти дополнительные обозначения легко запоминаются детьми и воссоздают в их сознании необходимые графические образы.

Используя методику В.Илюхиной, весь курс занятий распределен по принципу сходного написания строчных и заглавных букв. На занятиях ведется сравнительный анализ написания букв, отрабатываются соединения букв в словах.

Слайд 5-6

Методы и приёмы работы педагога по методике

«Письмо с открытыми правилами»:

Наглядность (использование интерактивной программы написания букв).

Проговаривание алгоритма написания букв.

Упражнения для развития и совершенствования мелкой моторики рук.

Пальчиковые игры.

Массаж и упражнения для пальцев и кистей.

Сравнение печатной и прописной букв, их анализ.

Развитие графической зоркости путем анализа неправильно написанных букв.

Письмо по аналогии.

Классификация букв, сходных по написанию.

Управляемое обучение (письмо под проговаривание учителя, а затем самостоятельное).

Дополнительные образные обозначения элементов букв: «качалочка», «секрет», «ножка балерины», «клюшка», «узелок».

Графический диктант и др.

Слайд 7

Методика первых уроков письма.

Первые уроки – очень важный период. Особое внимание учитель должен уделить знакомству с разлиновкой, со строчкой, объяснить назначение горизонтальных линий в тетради: рабочая строка, верхняя линия рабочей строки, нижняя линия рабочей строки, верхняя дополнительная строка, нижняя линия рабочей строки.

Необходимо постоянно упражняться в написании элементов, а далее и букв всем классом вместе по отчётливой команде учителя: поставьте ручку на 1/3 сверху, уйдите влево-вверх, задержитесь на строке, опуститесь по прямой наклонной линии вниз, задержитесь на строке, поднимитесь вверх, сомкните части.

При этих упражнениях достигаются различные цели: дети приучаются правильно сидеть при письме, соблюдать расстояние между грудью краем стола, равное ширине ладони, не наклоняться слишком близко к столу, класть правильно тетрадь, правильно держать ручку. Все эти привычки очень важны для обучения письма.

Дети приучаются писать в такт, по команде. Такт для пишущей руки - значит то же самое, что и для танцующей ноги. строгий размер в движении – вот вся тайна красивого и быстрого письма.

Рассмотрим самые важные этапы формирования графического навыка- основание элементы письма, которые и составляют ведущий алгоритм, являющийся основой в написании всех букв русского алфавита.

Слайд 8

Первая часть алгоритма – умение написания наклонные линии с соблюдением высоты, параллельности и заданного интервала.

Тут мы учим ребенка распределять внимание, а также учим самоконтролю.

Детям предлагается под диктовку (диктуется способ написания) написать точное количество наклонных линий. При этом учитель говорит, что количество наклонных линий он не скажет. Но если дети будут внимательны, то по окончанию смогут назвать точное их число.

Вторая часть алгоритма – умение делить наклонную линию на две и три части.

Учитель на образцах, на чертеже показывает, что такое половина (1/2) и третья часть (1/3) линии.

Третья часть алгоритма – выполнение закругления на нижней линеечке рабочей строки(«качалочка»).

Этот этап должен донести до сознания детей, что закругление составляет особый элемент написания крючка, который входит в состав буквы и и который является очень часто встречающимся элементом и в других буквах.

Четвёртой частью алгоритма – мы завершаем написание крючка – пишем крючковую линию.

После «качалочки» ручка должна двигаться вправо вверх по странице до середины рабочей строки, деля при этом угол, образованный наклонной линией и нижней линеечкой рабочей строки, примерно пополам.

Важно объяснить детям, что после «качалочки», которая завершается сразу, как только ручка отошла от нижней линеечки, ручка должна выписать прямую линию до середины.

Слайд 9

Пятая часть алгоритма – является одной из важнейших составных частей алгоритма в целом. Научение общему приёму соединений происходит на основе соединения двух крючков.

При подъёме по «секретику» мы продолжаем учить включать боковое зрение, т.е. переносить внимание на уже написанную прямую наклонную линию слева и стараться не отдаляться от неё.

Этот этап продолжает формировать безотрывное письмо, являющееся неотъемлемой частью скорописи. Важно, чтобы учитель хорошо усвоил разницу между принципом безотрывного письма и самим писанием. В конце 1 класса ученик должен научиться безотрывно писать одну-полторы буквы, а затем обязательный отдых, т.е. отрыв руки от листа бумаги.

Учитель обращает внимание детей на просвет между двумя элементами буквы и нижней линейкой (шалашиком).

Происходит объяснение того, что просветы между элементами букв образуются не только в нижней части строки, но и в верхней. (гнёздышки).

Седьмая часть алгоритма завершение написания второго крючка.

Хочу обратить внимание на графические знаки и дополнительные обозначения. (Слайды 10-13)

Очень важное значение при формировании навыка письма имеет правильное соединение букв. (Слайды 14-15)

Помимо отработки написания элементов букв очень важно научить учащихся видеть форму буквы и буквосочетания в их целостном виде. Ученик должен уметь находить правильно написанную букву, объяснять, в чём заключаются ошибки и как их устранять.

Для этого предусматривается пропедевтическая работа по развитию графической зоркости. (Слайд 16)

Хотелось бы обратить внимание на типичные каллиграфические ошибки (Слайд 17)

Указанные выше ошибки появляются вследствие недостаточной сформированности правильного графического навыка.

Классификация каллиграфических ошибок помогает учителю анализировать письмо учеников, выявлять недочеты и выработать тактику корректировки почерка . Учитываю данную классификацию, каждый учитель, оценив работы своих учеников по предложенным критериям, может определить, какой вид ошибок превалирует в его классе, и провести надлежащую работу по их устранению.

Данная таблица поможет учителю оценить сформированность каллиграфических навыков.

№ п/п

Критерии оценки

Кол-во человек

Правильно

  • Соблюдаются интервалы между буквами в словах, равномерно расставляются слова на строке
  • Соблюдается нужная ширина букв
  • Соблюдается наклон букв
  • Соблюдается расположение букв относительно линий строки, т.е. соблюдается линейность
  • Выдерживается нужная высота букв
  • Соблюдается стройность письма
  • Соблюдается округлость букв
  • Соблюдается связность букв при письме
  • Полная правильность формирования навыка

Ошибки

  • Не соблюдаются интервалы между буквами в словах, неравномерно расставляются слова на строке
  • Буквы пишутся слишком размашисто или слишком узко
  • Наблюдается разнонаправленность наклона или чрезмерный наклон вправо или влево,
  • Не соблюдается расположение букв относительно линий строки, т.е. нет линейности при письме
  • Не выдерживается нужная высота букв
  • Обнаруживается ломаность, вычурность письма
  • Имеет место угловатость, «заборность» письма
  • Не соблюдается связность букв при письме
  • Наблюдается полная неразборчивость, «каша»

Большую роль в процессе обучения письму играют дидактические игры. Предлагаю вашему вниманию несколько таких игр. (Слайды 18-33).

Что же должен знать и уметь учащийся к концу букварного периода:

(Слайд 34).

  • Видеть ошибки и находить пути их исправления;
  • Соблюдать необходимые пропорции в буквах, словах и интервал между словами;
  • Уметь объяснять написание всех букв;
  • Правильно соединять буквы между собой;
  • Соблюдать основные пропорции при письме (ширина буквы равна её высоте);
  • Правильно и безошибочно списывать печатный текст;
  • Писать под диктовку простые предложения;
  • Иметь в памяти все виды изученных орфограмм.

И ещё о роли родителей. Самое первое родительское собрание я посвящаю вопросу обучения каллиграфическому письму. Родители – мои большие помощники, и практически все они со временем овладеют данной методикой. (Слайд 35)

И ещё немного о применении информационных технологий в обучении письму. Эффективность такого обучения значительно повышается, если его использование будет не эпизодическим, а систематическим, на протяжении изучения всего курса. Для обучения письму малышей в первую очередь важна наглядность процесса написания букв и их соединений. Замечательно, если это традиционно сделает учитель на доске, но гораздо образнее, красочнее, эффектнее написание букв, соединений и слов можно реализовать на экране компьютера, используя современные программные средства. И я хочу предложить вашему вниманию презентацию «Письмо с секретом», в ней очень хорошо показаны все этапы написания букв.

Как говорят ученые, навык может формироваться двумя путями: стихийным и управляемым. Графический навык может тоже формироваться стихийно. В предложенных ученику указаниях может не быть всех предложенных ориентиров для действия. Во время работы ученик находится в поиске недостаточных ориентиров, однако пути поиска ему неизвестны, и он идет по пути проб и ошибок. В результате формирование навыка затягивается, и он не приобретает устойчивость. У В.А. Илюхиной навык формируется управляемым путем. Ученик следует четкому алгоритму написания элементов, букв и их соединений.


Предлагаемое пособие является практическим руководством для учителей начальных классов. Оно содержит теоретические основы, авторскую методику, интересные педагогические приемы и наблюдения. В настоящее время сотни учителей, обучая детей письму, применяют метод В.А. Илюхиной.

МЕТОДИКА ПЕРВЫХ УРОКОВ ПИСЬМА.
Первые уроки - очень важный период. Необходимо постоянно упражняться в выписывании элементов, а далее и букв всем классом вместе по отчетливой команде учителя: поставьте ручку на 1/3 сверху, уйдите влево-вверх, задержитесь на строке, опуститесь по прямой наклонной линии вниз, задержитесь на строке, поднимитесь вверх, сомкните части и т.д.

При этих упражнениях я достигаю различных целей: приучаю детей правильно сидеть при письме, соблюдать расстояние между грудью и краем стола, равное ширине ладони, не наклоняться слишком близко к столу, класть правильно перед собой тетрадь (угол между нижней стороной тетради и краем стола должен быть 25 градусов). Обе руки должны лежать на столе: локоть правой руки свисает на край стола на 1-2 см. ручку необходимо класть на среднюю фалангу среднего пальца, прижимать сверху большим и указательным пальцами на 1.5-2 см от края стержня (конец ручки должен быть направлен в правое плечо). Все эти привычки очень важны как для хода самого обучения письму, так и для здоровья ребенка. Они гораздо легче усваиваются детьми теперь, при первых легчайших упражнениях, чем впоследствии, когда эти упражнения уже сами по себе станут довольно трудными и займут все внимание ребенка.

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Письмо с секретом, Илюхина В.А., 1994 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

  • Образование, Прошлое, настоящее, будущее, Ахметов И.Г., 2018
  • Письмо с “секретом”, Из опыта работы по формированию каллиграфических навыков письма учащихся, Илюхина В.А., 1994
  • Практикум по педагогике, Казимирская И.И., Торхова А.В., Бычковский П.М., 1999

Следующие учебники и книги.

Технология В.А.Илюхиной

как средство формирования
универсальных учебных действий
учащихся начальных классов.

Илюхина Вера Алексеевна
директор ЮЗОУО ГОУ СОШ № 2006
Кандидат педагогических наук,
Заслуженный учитель России,
Отличник народного просвещения,
Ветеран труда,
Лауреат премии «Гран-при «Новая школа»,
победитель конкурса «Учитель года -96»,
лауреат Премии Мэра города Москвы в области
образования - 2004 год.
Член Экспертного Совета Министерства образования РФ,
лектор МИОО.
Автор методики обучения письму и корректировки почерка.
Имеет порядка 150-ти публикаций.
Название ее книги «Письмо с секретом» объединяет творческих людей. По её
прописям уже много лет обучаются первоклассники разных уголков России.
Кредо: «Отдавая - приобретаешь»,
«Времени не хватает тому, кто ничего не делает».

…Ребенок очень многое вкладывает
в свой почерк.
Это нечто, что он отдает с любовью
родителям или учителям.
Какой-либо изъян в буквах или в почерке
в целом следует рассматривать
как сигнал тревоги...

Этапы
работы по формированию
каллиграфического навыка

Первый этап:
развитие мелкой моторики на занятиях
с дошкольниками в школе «Светлячок»
Упражнения для развития мелкой моторики:
работа с тренажерами, пальчиковая гимнастика;
Штриховка альбомах для раскрашивания;
Штриховка по трафаретам;
Письмо простым карандашом в тетрадях
в узкую линию

Второй этап:
формирование навыка письма
у учащихся 1 классов.
Обучению письму
по учебным пособиям В.А.Илюхиной:
УМК «Школа России» «Чудо – пропись» ;
УМК «Планета знаний» «Пропись»,
«Прописи для читающих детей».

Второй этап:
формирование навыка письма
учащихся 1 классов.
Упражнения для развития мелкой моторики;
Работа с тренажерами;
Штриховка элементами букв
с использованием гелевых ручек;
Штриховка по трафаретам;
Письмо простым карандашом,
затем – ручкой;
Изучение написания основных элементов
письма, затем – букв, слогов, слов;
Система стимулирования учащихся
(«Почетные обложки»,
выставки лучших тетрадей)

Основные элементы письма.
Точка начала
Точка верхней и нижней
письма буквы
трети строки
Наклонная палочка
Крючковая линия
«Качалочка»
«Секрет»
«Рыбка»
«Клюшечка»
Знак
«Бугорок»
«Гнездышко»
«меньше», «больше»
Шалашик для гномика
Марабаева Л.А.

Написание прямых наклонных линий На этом этапе встречаются следующие ошибки:

Несоблюдение параллельности наклонных
линий

Алгоритм написания наклонной линии


рабочей строки,
опускаюсь по наклонной линии вниз…»

Деление наклонной линии на две и три части

Выполнение закруглений на нижней линеечке рабочей строки

Алгоритм выполнения закруглений на нижней линеечке рабочей строки

«Ставлю ручку на верхнюю
линеечку рабочей строки,

выполняю «качалочку»…

Письмо крючковой линии

Алгоритм написания крючковой линии

«Ставлю ручку
на верхнюю линеечку рабочей строки,
опускаюсь по наклонной линии вниз,
выполняю «качалочку»
и
до
середины строки…»

Письмо «секрета»

«Секрет» – прямая линия вверх
параллельно первой наклонной…»

Алгоритм написания «секрета»

«Ставлю ручку на верхнюю линеечку
рабочей строки,
опускаюсь по наклонной линии вниз,
выполняю «качалочку»,
поднимаюсь по крючковой линии
до середины строки,
пишу наклонную линию вверх («секрет»)…»

Письмо вниз по «секрету»

Алгоритм написания:

«Ставлю ручку на верхнюю линеечку
рабочей строки,
опускаюсь по наклонной линии вниз,
выполняю «качалочку»,
поднимаюсь по крючковой линии
до середины строки,
пишу наклонную линию вверх («секрет»),
пишу по «секрету» наклонную линию вниз…»

Завершение написания второго крючка (второй крючковой линии)

Алгоритм написания завершается:

«Ставлю ручку на верхнюю линеечку рабочей строки,
опускаюсь по наклонной линии вниз, выполняю
«качалочку», поднимаюсь по крючковой линии до
середины строки, пишу «секрет», по «секрету»
опускаюсь вниз, выполняю «качалочку» и
поднимаюсь по крючковой до середины строки»

Буква
и
вобрала в себя все основные
элементы, часто встречающиеся при
письме.

На основе соединения двух крючков
между собой показан принцип соединения
элементов и букв между собой

Способы проверки
правильности написанного.
Вводятся следующие графические знаки:
середина (-),
одна треть сверху или снизу (х),
просвет снизу, «шалашик» ( ),
просвет сверху, «гнездышко» (v).

Приемы работы на уроках письма:
Диктовка элементов букв и их соединений
Игра «Переполох»
Игра «Отметь место»
Игра «Угадай-ка»
Игра «Поле чудес»
Игра «Повтори предложение»

Игра «Угадай букву»
(узнать и дописать букву)

Игра «Восстанови слово»

Игра «Найди пару каждому элементу»

Игра «Угадай слово, соединив по
порядку»

Каллиграфические ошибки:

Несоблюдение интервалов между буквами в словах,
неравномерность расстановки слов на строке
Буквы пишутся слишком размашисто или слишком узко,
Наблюдается разнонаправленность наклона или чрезмерный
наклон вправо или влево,
Не соблюдается расположение букв относительно линий
строки, т.е. нет линейности при письме,
Не выдерживается нужная высота букв,
Обнаруживается ломаность, вычурность письма,
Имеет место угловатость, «заборность» письма,
Не соблюдается связность букв при письме,
Наблюдается полная неразборчивость, «каша».
Указанные выше ошибки появляются вследствие
недостаточной сформированности
правильного графического навыка.

Образец карточки для калькирования

Технология формирования
каллиграфических навыков В.А.Илюхиной
«Письмо с открытыми правилами»
способствует развитию красивого,
грамотного письма,
сказывается на формировании мира
ребенка, помогает ему расти внутренне
красивым человеком.
Красивое письмо – это выражение
отношения к другим людям.