Причины детского непослушания. Особенности родительского воспитания

Кто из родителей не хочет, чтобы их ребёнок был умным, весёлым, самостоятельным, и при этом, как ни удивительно, послушным? Ведь малыш ещё ничего не знает об окружающем мире, думают родители, ему нужен совет, помощь и поддержка, а иногда и прямые указания взрослых. Непослушание воспринимается родителями как верх глупости, иногда даже как саморазрушающее поведение, и обязательно пресекается. Но если ребёнок не слушается родителей, у этого могут быть гораздо более глубокие причины, чем глупость или «вредность».

Кризисы развития ребёнка

Развитие ребёнка, как физическое, так и психологическое, происходит не постепенно, а резкими скачками. Всем хорошо известны скачки роста, или периоды вытяжения перед школой и в подростковом возрасте, когда ребёнок быстро вырастает за короткий период. Такие же скачки происходят и в психике – личность тоже вырастает, подчас настолько быстро, что родители не успевают на это отреагировать. Существует несколько самых распространённых кризисов:

  • Кризис года. Первое столкновение со словом «нельзя» и понятием запрета.
  • Кризис трёх лет. Развитие способности к обобщению, и на этом фоне восприятие себя как конкретного существа.
  • Кризис семи лет. Формирование абстрактного мышления, способности сравнивать, восприятие себя как личности.
  • Подростковый кризис. Половое созревание, появление самостоятельности, независимости от родителей.

Возрастные рамки кризисов весьма условны – кризис семи лет не начинается ровно в семь и не заканчивается в восьмой день рождения. Более точное возрастное определение – 5-9 лет, то есть дошкольный или младший школьный возраст. Время начала и конца кризиса, его продолжительность – разные у всех детей, зависят от многих причин, в том числе и от реакции взрослых.

Кризис дошкольного возраста связан с очередным важным этапом в развитии детской психики – появлением способности к абстрактно-логическому мышлению, характерному для взрослых. С появлением этого типа мышления у ребёнка появляется самооценка и честолюбие, умение сравнивать результаты своей деятельности с идеальным результатом, сравнивать своё поведение с поведением других людей. Очень показателен в этом плане тест с лесенкой – малышу предлагается нарисованная лесенка со ступеньками, отражающими качество выполнения какого-либо действия (плохо, хорошо, лучше всех и т.д.) и предлагается расположить на этой лесенке себя, то есть, самому оценить, как он что-либо делает (поёт, рисует, убирает игрушки). До кризиса дошкольного возраста здоровый ребёнок располагает себя на самой верхней ступени – он уверен, что с любым делом справляется лучше всех. Дошкольник оценивает себя более объективно, одновременно с этим появляется новое для него понятие – уровень притязаний, и на этом этапе развития он очень высок (ребёнок хочет учиться на одни пятёрки, побеждать во всех соревнованиях, уметь что-то, чего не могут его друзья). В этом возрасте дошкольник может забросить свои прежние увлечения, мотивируя это тем, что у него не получается, но при этом могут появиться и новые занятия. Например, ребёнок, который раньше любил петь, вдруг замечает, что у одноклассника красивее голос, и теряет интерес к пению, а через несколько дней уже увлечённо плетёт фенечки из бисера. Новое увлечение привлекает своей новизной, но насколько стойким оно окажется – вопрос времени и отношения родителей.

Школа и подготовка к ней является важным фактором, стимулирующим наступление кризиса – она даёт возможность сравнивать свои успехи с другими детьми, статус школьника считается более высоким, чем дошколёнка, в школе появляется необходимость соблюдать правила и заниматься по расписанию. Кроме того, в жизни ребёнка появляется новый авторитетный взрослый – учитель. И часто бывает так, что на уроках чадо ведёт себя хорошо, а дома не слушается родителей. Почему так происходит, и что в этом случае делать взрослым?

Симптомы кризиса семи лет

Кризис семи лет – весьма условное название, и гораздо правильнее его называть кризисом дошкольного и младшего школьного возраста. Его признаки можно условно разделить на положительные, нейтральные и отрицательные. К сожалению, родителей больше волнуют отрицательные признаки, и на их фоне не все замечают развитие мышления у ребёнка, формирование интереса к глобальным проблемам, появление новых увлечений. Среди отрицательных симптомов кризиса выделяют:

  • Негативизм – ярко выраженное несогласие с любым утверждением взрослых, даже очевидным.
  • Спор – отказ выполнять поручения взрослых.
  • Пауза – отсутствие реакции на просьбы, поручения, требования взрослых.
  • Упрямство – возникает как продолжение спора, когда ребёнок продолжает настаивать на своей позиции, несмотря на то, что для родителей проблема уже исчерпана.
  • Непослушание – отказ от привычных обязанностей и правил, которые раньше ребёнок выполнял без особых проблем.
  • Хитрость – скрытое нарушение установленных правил. В младшем школьном возрасте хитрость ещё не является способом избежать наказания и не принимает формы злостной лжи.
  • Настойчивая требовательность – бесконечное напоминание о том, что родители что-то обещали.
  • Капризы – обычно это симптом более ранних кризисов, но иногда возникает и в семи-восьмилетнем возрасте.
  • Болезненное восприятие критики – также возникает довольно редко.

Самое важное, о чём нужно помнить родителям – если малыш вдруг перестал слушаться, то это не потому, что он хочет намеренно причинить вред себе или окружающим или сделать на зло. Перед школой и в младших классах происходит осознание себя как личности, появление собственной внутренней позиции, а значит, те правила, которые до сих пор казались очевидными, требуют проверки на прочность и переосмысления. Дитя подвергает сомнению авторитет родителей затем, чтобы убедиться в его необходимости и стать более самостоятельным. В школе непослушание ребёнка может проявляться не настолько сильно, как дома, ведь школа – гораздо менее привычная обстановка, и соблюдение правил здесь играет роль психологической защиты.

Что делать родителям?

  • В первую очередь, не следует поддаваться на провокацию. Поведение ребёнка может вызывать раздражение, но поддаваться ему, повышать голос и давить на него – верный путь к затягиванию кризиса. Если чадо не реагирует на просьбу или отказывается её выполнять, то настаивать на этом бесполезно, но если на время оставить его в покое, то скорее всего он выполнит то, чего от него хотят. Для ребёнка такое поведение выглядит как проявление его самостоятельности – он действует не по чьей-то указке, а сам.
  • Школьнику нужно дать возможность столкнуться с неприятными для него последствиями своего непослушания. Например, если ребёнок отказывается вовремя идти обедать, то он поест тогда, когда захочет, но разогревать еду и мыть за собой посуду ему придётся самому. Главное в этой ситуации – очевидность последствий. Это не должно выглядеть наказанием.
  • Стоит обратить внимание на положительные изменения в характере школьника. Если он взял на себя какое-либо дело по дому, его нужно за это похвалить, а делать это занятие обязанностью – не стоит, чтобы ребёнок не начал воспринимать его, как правило, которое необходимо нарушить.
  • Детская хитрость в восемь лет – это игра, а не попытка уйти от наказания. Если ребёнок видит, что его хитрость раскрыта, он выполнит поручение именно так, как нужно. Настоящей ложью хитрость станет только тогда, когда школьник увидит в ней выгоду для себя.
  • Родителям необходимо быть последовательными в поощрении и наказании. Ребёнку нужно видеть границы дозволенного, и эти границы должны быть четкими. При этом правил не должно быть много, но они должны выполняться неукоснительно. В этом плане психологи советуют обозначить поведение дитя четырьмя цветовыми зонами:
    • Зелёная – зона разрешённых действий (можно выбрать, на что потратить карманные деньги);
    • Жёлтая – зона действий, разрешённых при соблюдении определённых правил (можно играть за компьютером только после того, как сделаны уроки);
    • Оранжевая – зона действий, которые в большинстве случаев не разрешены, но из них могут быть исключения (во время поездки можно лечь спать позже обычного);
    • Красная – зона категорического запрета (нельзя ругаться матом).
  • Последовательность в поведении родителей. Если взрослые устанавливают правила, то и сами должны их выполнять. Только так маленький человечек поймёт, что правила нужны не для ограничения его свободы.
  • Один из важнейших пунктов, — с ребёнком нужно разговаривать, как со взрослым. Нужно напоминать о том, что он теперь не маленький. Вместе с тем, нужно показать школьнику, что быть взрослым – это не привилегия, а изменение круга прав и обязанностей, появление ответственности за свои поступки.
  • Если чадо проявляет желание анализировать свои поступки, переживания, проблемы, то нужно помочь ему, даже если он делает это, постоянно проговаривая одну и ту же ситуацию. Так ребёнок сможет лучше понять себя, развить способность к самокритике, научиться проявлять свою зарождающуюся самостоятельность более продуктивно. Не стоит забывать, что малыш не слушается в первую очередь из-за неумения высказать свою позицию по-другому.

Ребёнку важно знать, что взрослые видят, как он растёт, примеривает на себя взрослые дела. Но точно так же ему важно видеть и то, что расширение круга прав влечёт и расширение круга обязанностей, что кроме внешних атрибутов взрослого поведения есть и ответственность за свои поступки. Школьнику нужно понять, что самостоятельность не должна быть самоцелью.

Положительные признаки кризиса

Непослушание – самое простое проявление самостоятельности, которое может позволить себе ребёнок. Но кроме него есть и другие изменения в его поведении, которые имеют положительный или нейтральный характер. И для того, чтобы приходилось меньше пресекать непослушание, стоит обратить внимание и поощрять у ребёнка такие изменения:

  • Самостоятельность и самостоятельные занятия. Чадо может по собственной воле взять на себя какое-либо дело по дому. Насколько стойким окажется такое стремление – вопрос времени. В этой ситуации ребёнку важно делать что-то без просьбы, как взрослый. По этой же причине может измениться сфера его интересов, и новые увлечения могут оказаться более стойкими, чем те, которые были до кризиса.
  • Общие вопросы. Ребёнок начинает интересоваться отвлечёнными темами, не имеющими прямого отношения к повседневной жизни – политикой, космосом, биологией, семейной историей. Это показатель появления у него абстрактно-логического мышления, расширения его внутреннего горизонта.
  • Стремление в школу. В семь-восемь лет большинство детей любит школу, стремится получать хорошие оценки. Статус школьника для ребёнка очень привлекателен, ведь это следующая ступень в жизни, школьник – это почти взрослый.
  • Подражание взрослому поведению. Чадо копирует в основном внешние признаки, это своеобразная игра во взрослого. В споре с родителями он приводит логичные, по его мнению, аргументы, услышанные от взрослых, начинает много и пространно рассуждать о своём поведении и переживаниях. Со временем стремление к подражанию ослабевает, но в такой форме можно научить ребёнка действительно логично рассуждать, осознавать мотивы своих поступков.
  • Повышенное внимание к внешнему виду. Оно возникает не только у девочек, но и у мальчиков. Ребёнку важно выглядеть так, чтобы казаться старше. Иногда это может принимать карикатурные формы. Это стремление не следует пресекать, аргумент родителей, что взрослым побыть ещё успеешь, вызовет скорее отторжение, чем желание к нему прислушаться.

Родителям следует замечать и закреплять положительные изменения в психике ребёнка, и тогда он станет стремиться к настоящей, а не показной взрослости, и, как это ни парадоксально, станет более послушным. Его несогласие с позицией взрослых приобретёт более осмысленный характер, станет сознательным, а значит, школьника возможно будет переубедить. Беспричинное упрямство и желание во что бы то ни стало сделать не так, как требуют взрослые, станет аргументированным мнением, которое можно изменить. Появится понятие ответственности, причём оно будет не навязанным извне, а выращенном изнутри, осознанным.

У многодетной мамы и психолога Ларисы Сурковой — пятеро детей, и с двумя старшими дочерьми она, можно сказать, уже пережила подростковый возраст. Открытия, которые были сделаны ею как мамой и специалистом, будут полезны тем, кто прямо сейчас занят воспитанием детей от 8 до 15 лет.

Каждую свою книгу о детях я могу начинать словами: «Это мой любимый возраст». И потому, что у меня есть собственные дети в каждой возрастной категории, и потому, что для меня каждый из этих периодов прекрасен по-своему. Но дети, входящие в ранний подростковый возраст, — это категория, которая вызывает у меня особые чувства по ряду причин.

Во-первых, я считаю, что этим детям, может быть, тяжелее всех. У них огромная загруженность: чем только они ни заняты кроме школы. На них давит бесконечное родительское «ты должен», но при этом им не выказывают доверия. А это очень важно для адекватной самооценки.

Во-вторых, у них начинаются изменения в гормональном фоне, что тоже дается непросто.

В-третьих, на них давит информационный поток: новости, мультики, фильмы и т.д. Это большая нагрузка, которой у нас с вами не было. Поэтому нашим детям гораздо тяжелее.

Как и когда начинается подростковый возраст?

В психологии подростками считаются те, кто достиг возраста 12-13 лет. Я не могу с этим согласиться в сегодняшних реалиях. Дети взрослеют раньше, в другие сроки формируются вторичные половые признаки и психоэмоциональная сфера ребенка. Так когда же сегодня начинается подростковый возраст? Удивить вас?

Первые признаки его приближения вы начнете замечать в 9-10 лет. Для меня это стало в свое время шоком, честно говоря, я не ожидала этого «гостя» так рано. Но именно в этом возрасте у современных детей начинаются первые гормональные перестройки. Постепенно становятся очевидными и изменения в теле, вызванные взрослением. Ваш вчерашний малыш становится похож на маленького неуклюжего олененка.

Юный человек и сам не понимает, что происходит с ним, с его телом, и это, конечно, сказывается на характере. Резкие смены настроения, нежелание слышать чужое мнение, постоянные протесты и споры — основные симптомы, сопровождающие ранний подростковый возраст.

Что делать? Выставлять рамки с одной стороны, проявлять мягкость и максимальное понимание, ласку — с другой. От любого покушения на личность и, как кажется детям, на «взрослость» вы получите жесткое усугубление отношений. Оговорите условия еще «на суше», то есть за пару лет до начала этого периода.

Ребенку в это время важно жить в привычных условиях, которые не «ломают» его психику, его образ жизни и привычки. Это поможет не усугублять и так непростое для всей семьи время. И обязательно помните — это все тот же ребенок, и объятия как минимум 4 раза в день никто не отменял!

После первых острых двух лет взросления вас будет ждать «бонус» — примерно год спокойной жизни. Ваше чадо немного привыкло к себе, своему телу и успокоилось.

Расслабились? Не стоит! Самое интересное впереди. После 14 лет гормоны начинают бушевать с новой силой. Меняются представления о мире, появляются новые авторитеты. Не сформированная до конца личность легко поддается чужому влиянию, резко меняет свое мнение, опираясь на иное. Родители находятся в напряжении и переживаниях.

И самое главное, способов влияния или наказания практически нет. Современная школа формирует у подростка к повышению голоса, крику. Дети живут за своеобразным экраном с надписью: «Поорет — перестанет». Примеры из книг, герои фильмов — все это не имеет значения, важна лишь оценка определенного социума, которому они безоговорочно доверяют. И вроде бы вы как родители все еще помните о мягкости и любви, но все чаще опускаете руки и плачете от безысходности.

Что делать? Вспомнить себя и переждать!

Почему наши дети так рано взрослеют?

Действительно, современные подростки превращаются во взрослых гораздо раньше. У девочек уже в 8-9 лет начинается рост молочных желез, а в 11-12 лет у 75% из них начинается менструация. Мальчики с 8-9 лет активно забивают в поисковик «голые женщины», а в 10-12 лет у них случается первая поллюция. Физически дети развиваются быстрее, а вот психологическое развитие редко опережает нормы, которые были прописаны 15-20 лет назад.

Конечно, вопрос «почему» — здесь ключевой. И самое интересное, что единого ответа на этот вопрос нет. Рассмотрим все основные теории.

Теория «Пищевая». Все зависит от питания. Это, пожалуй, теория-лидер. Большое количество некачественной еды, содержащей гормоны и ГМО. Сторонники «химической» теории считают, что изменения могут происходить уже на стадии беременности. Что же делать? Питаться здоровой и полноценной пищей всегда, а не так: ребенку — брокколи, а себе — пельмени и наггетсы из коробки.

Теория «Интеллектуальная». Есть мнение, что усиленный вклад в раннее развитие детей развивает не только мозг. За мозгом тянется и тело. В итоге к 7-8 годам дети не только умнее, но и крупнее физически. Их интересы выходят за рамки детских. По статистике, запрос в поисковике, связанный с сексом, дети вводят в трех случаях из пяти.

Теория «Социальная». Родители сами торопят детей. Включая их в круг обсуждения взрослых проблем, ругаясь и выясняя отношения при них. Сюда же можно отнести ранний перевод отношений в формат материальных и денежных ценностей. Все это торопит детей...

Плохо ли это? Каждый решает сам. Я сторонник того, что детство должно быть! И нет ничего плохого, если оно будет достаточно долгим, хотя бы и до 10-12 лет.

Как пережить подростковый возраст?

  1. Тяжелее всего переходный возраст детей отражается на семьях, в которых принят диктаторский стиль воспитания. Если родители годами требуют от ребенка безусловного подчинения, им непросто бывает смириться с тем, что чадо хочет принимать решения самостоятельно. А если учесть, что опыта самостоятельного принятия решений у подростка в таких семьях просто не бывает, ничего удивительного, что он совершает множество ошибок, взрослея.
  2. К стоит готовиться с детства. Ребенка необходимо учить думать, рассуждать, нести ответственность за свои действия: тогда есть шанс, что даже в подростковом возрасте он не будет слепо копировать чужие модели поведения, а будет принимать решения самостоятельно.
  3. Если подросток будет иметь всю необходимую информацию о том, что происходит с его телом, ему будет проще пережить изменения. Впрочем, к изданиям для подростков стоит отнестись внимательно: многие из них пропагандируют весьма сомнительные ценности.
  4. Четких временных границ переходного возраста нет. Помните об этом и имейте в виду, что это может случиться и в 9 лет, и в 13.
  5. Подростки нуждаются в уважении, они хотят, чтобы их воспринимали как взрослых. Родителям следует отказаться от жесткой авторитарной позиции и стараться общаться с детьми на равных, не приказывая им, а советуя. При этом важно донести до подростка, что за собственные решения он несет ответственность сам. Конечно, в критической ситуации родители придут на помощь, но будущий взрослый должен учиться самостоятельно отвечать за свои поступки и слова.
  6. Подростки очень чувствительны к насмешкам: не стоит смеяться над тем, что им дорого, каким бы абсурдным предмет увлечения ребенка ни казался взрослому. Понемногу нужно ослаблять контроль за выросшим ребенком, учиться доверять ему. Конечно, предварительно необходимо предостеречь подростка, сообщив ему о возможных последствиях его решений. Следует прилагать все усилия, чтобы понимать своих детей, и тогда есть вероятность, что испытание переходным возрастом вся семья пройдет с честью.
  7. Говорите, говорите и говорите с ребенком!

Обсуждение

Комментировать статью "Ребенок от 8 до 12 лет - уже подросток? Почему дети взрослеют раньше"

Подростковый период – нелегкое испытание для детей и их семьи. В этом возрасте привычные отношения с родителями резко меняются. Некогда послушный ребенок становится неуправляемым, резким или, напротив, замкнутым и отстраненным. У него появляются новые друзья, увлечения, интересы. И контролировать его становится все сложнее с каждым днем. Подобные изменения в поведении вызывают тревоги у родителей. Часто родители не понимают или не принимают изменения своего взрослеющего ребенка. Особенности...

Дети растут, и однажды наступает такой момент… когда они вырастают - не век же им расти? У них наступает трудный подростковый возраст. А мы не растем, и у нас в отношении ребенка ничего не меняется. То есть, мы понимаем, конечно, теоретически, что он стал подростком, что он взрослеет, но проявления подросткового возраста воспринимаем, как ухудшение поведения ребенка, ужасно отставая от жизни. Родители начинают бить тревогу - ребенок не слушается. В принципе, это беда извечная, почти с...

Раньше лагерь с 16- летними был нонсенс, Парочка детей по блату (дети сотрудников лагеря) могла оказаться, но не больше. Старшего сына отпускаю. Среднего тоже буду отпускать. Младшую лет до 12 -13) 16.02.2016 17:17:58, ДраКошка.

Подскажите, пожалуйста, когда ребенок становится подростком? В превью написано "от 12 лет ", но что-то меня уже Короче, по мне,это уже переходный возраст, просто у кого то он раньше,а у кого то он позже. Универсальных советов,имхо,нет, дети и характеры у всех разные.

Впервые! Новая программа "Хулиганский Петербург". Для кого? Для подростков от 12 лет! Когда? С 10 августа по 15 августа 2015 года. Всего пять дней! И мы собираемся без взрослых, берем родителей, если они готовы стать подростками) Четыре часа на скоростном поезде и мы: - Станем на миг птицами на крышах; - Войдем в образ ночных бродяг города; - Проникнемся авторской песней в легендарном квартирнике; - Нас ждёт осада крепости "Орешек"; - Закружим город в ритме уличных танцев; - Залезем в пещеры...

Напишу, давно собираюсь. Это будет о подрощенных приёмных детях с плохим социальным анамнезом. Я почти 8 месяцев назад стала приёмной матерью девочки 6,5 лет. При этом, у меня есть самодельная дочь на 11 месяцев старше. После того, как младшая дочь прожила дома около 2-х месяцев, я поняла, что эти две девочки живут в двух разных мирах. Старшая живёт в мире, где взрослые любят детей и заботятся о них. Младшая живёт в мире, где взрослые в лучшем случае - не обращают на детей внимание, а в...

Моей старшей дочери Любаше на прошлой неделе исполнилось 13 лет. Я все силюсь вспомнить, какой была в её возрасте. Особых проблем со мной у родителей – во всяком случае в 13 лет - точно не было! Любаша не такая, как я: она сейчас старше и сложнее меня той, 13-летней. Я сейчас, конечно, уже прочла изрядную порцию психологической литературы о пубертатном периоде, сложностях подросткового взросления и, признаюсь, была бы психика послабее, при слове "тинейджер" меня бы уже кидало в дрожь. Нет...

9. Одно из главных стремлений подростка - стремление к самостоятельности. Но самостоятельность предполагает полную ответственность за себя и посильную за жизнь семьи. Основная проблема заключается в том, что подросток стремится к ответственности только там, где она ему выгодна. Ваша же задача научиться делиться своей ответственностью с ним и в других «маловыгодных», на первый взгляд, областях. Вам необходимо дать ему...

И еще раньше было полно. В "Поющие в терновнике", в самом начале, пока они все еще дети, есть такой момент - у одного А это уже проблема для 12 летнего ребенка, а не 6 летнего. 1 и 2 Вам врачи исключили, остальные Вы почему -то категорически не желаете рассмартивать.

Переходный возраст ребенка – это тяжелый этап в жизни подростка и его родителей. Ребенок еще не понимает, что делать со своим взрослением, но твердо уверен, что он уже взрослый. А родители еще уверены, что их чадо слишком маленькое, чтобы совершать серьезные шаги и поступки. Они пытаются дать ему советы в жизнь, а он их не берет. Всему виной юношеский нигилизм. Полное отрицание накопленного человечеством опыта. Взрослеющий человек хочет сам приобретать этот опыт ценой ошибок и набитых шишек...

Детский творческий лагерь «СОЗВЕЗДИЯ» занимается программами детского оздоровительного и образовательного отдыха. Насыщенная культурно-развлекательная программа: развивающие спортивные мероприятия, тематические ролевые и бизнес игры, веревочные курсы, творческие мастерские, занятия иностранными языками. Танцевальные и музыкальные конкурсы, ток-шоу и викторины. Стать настоящим Президентом детской республики? Создать свой собственный бизнес? Стать олимпийским чемпионом? Сняться в главной роли в...

По вашему тексту получалось, что вы читали детям 10 и 12 лет. И мои дети взрослеют адекватно, а не потому, что " взрослыми они не стали, но старшими стали". у меня еще не подросток, 8 лет. но пока мне кажется, что чем он старше, тем легче. иногда я сама его трясу...

Здравствуйте Всем, кому не безразлична судьба детей находящихся в ДД. Мы живем на берегу Черного моря и в 2008 году забрали мальчика из Детского Дома г.Нижниго Новгорода. [ссылка-1] Расказ "Сережа верит в чудо" И вот прошло некоторое время и мы решили дать нащу любовь и заботу еще одному ребенку. Решили на этот раз взять девочку. Начали собирать документы в августе и получили 20 октября. Подали заявку в Департамент. Получили направление на посещение девочки 8 лет. И тут мы узнаем, что ребенок...

взрослеющие дети. Раз уж тут сегодня такая выставка взрослеющих детей... Мы перестали с ней быть такими непереносимыми-непереносящими,как раньше. второй никогда Популярные обсуждения в 2009 году. Почему то как только тема одаренности Красно Солнышко.

Раздел: -- посиделки (если подросток долго не засыпает). ребенок стал плохо засыпать. Ему 12 лет, 6-ой класс. ВСе нормально. Но раньше он только до подушки - и все. Почему бросил? Тебя это устраивает? 2. Для 12 ти лет ложиться в 23-30 нормально, ИМХО.

Как ваши дети взрослеют?. Образование, развитие. Подростки. Воспитание и взаимоотношения с детьми подросткового возраста: переходный возраст, проблемы в школе, профориентация Учительница сказала, что моя дочь не взрослеет. Ей скоро 12 лет.

Мамам взрослеющих девочек. ...затрудняюсь выбрать раздел. Ребенок от 7 до 10. Может быть, она достигнет своего потолка раньше, опять же -- все индивидуально. Грудное вскармливание Ребенок от 3 до 7 Подростки Взрослые дети (дети старше 18) Детская...

Если раньше такого не было и девочка был >. Посмотреть темы в других конференциях: Ребенок от рождения до года Ребенок от 1 до 3 Ребенок от 7 до 10 Подростки Взрослые дети (дети старше 18) Другие дети.

Раздел: (ребенок 8 -9 лет не хочет взрослеть и стареть). Но у неё есть своё объяснение- почему она не хочет взрослеть -люди взрослеют и умирают!Это в 8 лет такие мысли!Я очень Нина, я ответила Вам внизу:) 25.11.2000 12:41:09, Элла Прокофьева.

В последние годы все чаще выявляются случаи гипертензии у младших школьников, поэтому важно с самого юного возраста следить за показателями АД. Всем родителям важно знать, какое артериальное давление должно быть в норме. Даже, если возраст детей едва достиг 8 лет.

От чего зависят показатели давления

У детей показатели давления должны быть ниже, чем у взрослых. Это связано с тем, что стенки сосудов у них более эластичны. При сокращении сердца на них оказывается максимальное давление, а при расслаблении мышцы – минимальное.

Максимальное давление называется систолическим. Если его показатели у детей в возрасте 8 лет далеки от нормы, то это означает, что есть нарушения в работе сердца. При минимальном воздействии на стенки сосудов фиксируется диастолическое давление. Если отклонения наблюдаются в его показателях, то стоит обратить внимание на почки и сосудистую систему ребенка.


Какие заболевания можно выявить у детей 8 лет

Измерив давление, иногда обнаруживается у вашего ребенка ряд заболеваний. Если оно постоянно превышает норму, то это может быть проявлением гипертонии. К этой болезни способны привести следующие нарушения в работе организма:

  • сбой в работе центральной нервной системы;
  • нарушения функционирования щитовидной железы;
  • выраженная вегетососудистая дистония.

Читайте также: Как при беременности определить мальчик или девочка

Гипертензия приводит к кратковременным изменениям показателей АД. Она может проявляться после стрессов, физических нагрузок и эмоциональных всплесков.

Пониженное давление чаще всего вызывает гипотензия. Она проявляется при:

  • диабете;
  • нарушений в выработке гормонов щитовидной железой;
  • инфекционных заболеваниях.

Обратите внимание, что многие дети тревожно относятся к врачам, поэтому у них при виде медицинских работников может слегка повышаться давление. Хорошо иметь тонометр со специальной манжетой дома, чтобы контролировать состояние своего ребенка. Это поможет вам вовремя заметить нарушения в работе сердечно-сосудистой системы или выявить сопутствующие заболевания.

Как измерять давление у детей

В 8 лет эта медицинская процедура может вызвать тревогу у ребенка, поэтому постарайтесь держаться спокойно и превратите процесс измерения в игру. Дополнительные сложности возникают из-за того, что трудно удержать ребенка неподвижным. Во время проведения этого измерения, детей нужно обязательно просить не двигаться и не разговаривать, что поможет вам получить точные данные.

Перед первым измерением покажите школьнику тонометр. Если у прибора есть специальная груша, дайте малышу на нее надавить. Подробно объясните, что вы сейчас будете делать. Иногда для примера хорошо сначала провести эту процедуру себе. Это покажет ребенку, что бояться нечего и никаких неприятных ощущений он не испытает.

Правильно выбирайте время для измерений. Самые точные данные вы получите:

  • до обеда;
  • через час после принятия пищи;
  • не раньше чем через 60 минут после игр или физической активности;
  • через 2 часа после выполнения домашнего задания или контрольных.

Ребенку в 8 лет перед проведением измерения АД стоит предложить спокойные занятия, например, чтение или просмотр мультфильмов. Если у детей есть хобби, требующее долгого сидения и концентрации, то отвлеките их внимание на это увлечение. Такими занятиями могут быть: вышивка, вязание, моделирование, конструирование, рисование. Если вы планируете провести нужные измерения, то не давайте детям играть на планшете или компьютере. Современные компьютерные игры вызывают эмоциональные всплески в моменты побед или неудач. На показатели давления они часто действуют сродни физическим упражнениям.

Для получения точных данных вам понадобиться тонометр со специальной манжетой. Если у вас есть стандартный тонометр для взрослых, то вы можете докупить сменную манжету в любом магазине медицинской технике. Она должна закрывать собой плечо не более чем на 2/3.

Точные показания вы сможете получить только если повторите процедуру трижды. Между измерениями стоит выдержать интервал около 5 минут. Пока вы выжидаете время до следующего измерения поговорите с малышом, обнимите его. В 8 лет ребенку уже можно объяснить, что важно немного потерпеть и посидеть спокойно, чтобы цифры прибор показал точные.

Норма давления

Чтобы правильно оценить состояние своего ребенка, вам важно знать: какое АД должно быть в его возрасте. Педиатры утверждают, что дети в 8 лет не имеют никаких проблем, если:

  • верхний показатель колеблется от 100 до 122 мм рт. ст.;
  • нижнее находится в пределах от 60 до 78 мм рт. ст.

При этом их пульс (а современные тонометры замеряют и его) может колебаться от 78 до 118. Как видите, эти показатели уже наиболее приближены к тем, что считаются нормой у взрослых. Это связано с тем, что в восьмилетнем возрасте период активного роста прошел, а половое созревание еще не наступило.

При этом специалисты отмечают, что выход показателей АД за границы нормы может быть связан с рядом внешних факторов:

  • физической активностью в течение дня;
  • погодой на улице;
  • приемами пищи;
  • настроением.

Читайте также: Как ухаживать за пупком с прищепкой у малыша

Не стоит паниковать, если при отклонениях от нормальных показателей ребенок чувствует себя хорошо и не испытывает даже малейшего дискомфорта. Признаками серьезного заболевания могут являться:

  • сонливость;
  • апатичность;
  • отсутствие аппетита;
  • жалобы на головокружения, боли и тошноту.

Если вместе с этими симптомами вы зафиксировали изменение АД в любую сторону, то стоит вызывать педиатра или скорую помощь. Адекватное лечение может назначить только врач. Возможно, дополнительно вам придется сдать кровь для проведения исследования и пройти УЗИ сердца и сосудов.

Показатели АД у взрослых и детей отличаются. Но в последние годы возросло количество детей с увеличенным артериальным давлением.

Различают диастолическое (нижнее) и систолическое (верхнее) давление.

Какие бывают отклонения от нормы давления?

При расслаблении сердечной мышцы, на стенки сосудов производится минимальное давление, а при сокращении – максимальное. Разницей между этими двумя значениями является пульсовое давление.

При существенных отличиях показателей диастолического давления ребенка от нормы, которая соответствует его возрасту, существует опасность возникновения патологических явлений в почках или нарушений в сосудистой системе.

При отклонениях от нормы значений систолического давления, у ребенка наиболее вероятны нарушения в работе сердечной мышцы.

У детей хорошая эластичность стенок сосудов, поэтому и АД у них ниже, нежели у взрослых, причем чем меньше лет ребенку, тем этот показатель ниже.

Постоянной повышенное давление может вызвать у ребенка гипертонию. Это происходит при чрезмерно активной работе сердечной мышцы, при которой увеличен тонус небольших артерий. Гипертония характерна для гипертонической болезни, вегето-сосудистой дистонии, органических поражений центральной нервной системы, и патологий эндокринной системы.

Кроме того, в подобном состояний нередко у детей встречается и артериальная гипертензия. В этом случае происходят кратковременные повышения давления. Патология вызывается повышенным тонусом, либо спазмом кровеносных сосудов. Гипертензия нередко может возникать у детей при чрезмерной физической нагрузке или эмоциональном всплеске.

При пониженном АД у ребенке, спровоцированном, например, проблемами щитовидной железы, диабетом, инфекционными заболеваниями, то развивается вторичная гипотензия.

Нормы показателей артериального давления

Существуют показатели артериального давления, которые считаются нормальными для определенного возраста.

У новорожденных младенцев примерно до трех недель, верхнее и нижнее давления в норме сравнительно низкие.

  • Допустимая норма верхнего давления у младенца находится в диапазонеот шестидесяти до девяноста шести миллиметров ртутного столба, а нижнего сорок-пятьдесят мм рт. ст.
  • Нормальный диапазон ЧСС (пульса) у новорожденных до месяца –от ста десяти до ста семидесяти мм рт. ст.
  • До двух лет эти показатели быстро меняются, но к трем годам эта динамика становится не такой интенсивной, после чего и показатели возрастают умеренно.

В тринадцать-четырнадцать лет у девочек и пятнадцать-шестнадцать лет у мальчиков начинается период полового созревания и возрастание показателей артериального давления снова ускоряется.

  • Для ребенка пяти лет нормальным считается верхнее (систолическое) давление 100-114 мм рт. ст. и нижнее (диастолическое) – 60-74 мм рт. ст.
  • Для детей шести-семи летверхнее давлениедолжно находиться в диапазоне 100-116 мм рт. ст., а нижнеев диапазоне 60-76 мм рт. ст.
  • Для детей восьми-девяти лет нормальным будет диапазон АД верхнего (систолического) – 100-122 мм рт. ст. и нижнего (диастолического) – 60-78.
  • В десять лет нормальное АД составляет для верхних значений – 110-124 мм рт. ст., а для нижних – 70-82.
  • Для двенадцати лет эти показатели составляют для верхнего давления 110-128 мм рт. ст., а для нижнего – 70-84.
  • В тринадцать-четырнадцать лет верхнее давление должно находиться в диапазоне 110-136 мм рт. ст., а нижнее 70-86.

Из статьи вы узнаете, что является нормой давления у детей. Каким оно должно быть в разные периоды развития ребенка, зависит ли это от пола. Когда изменение артериального давления (сокращенно АД) у детей норма, а когда нужно обратиться за помощью. Как правильно измерить давление ребенку.

  • Нормальное давление у детей
  • Половые различия
  • Почему снижается давление
  • Почему повышается
  • Особенности техники измерения

Артериальное давление – показатель, зависящий от возраста человека. Наименьшие значения регистрируют у новорожденных (в первые 4 недели), когда артериальное давление находится в пределах 60–80 на 40–50 мм рт. ст.

По мере изменения работы сосудов и сердца, связанного с переходом на легочный тип дыхания, растет и АД – в течение первого года оно может достигать значения 90 на 70 мм рт. ст., но чаще лежит в более низких границах.

Нормальное детское давление от 1–2 до 8–9 лет около 100 на 70 мм рт. ст. Потом оно постепенно растет и к 15-летнему возрасту входит во «взрослые» границы.

Детям также присущи достаточно большие колебания давления, зачастую они составляют до 20–25 мм рт. ст., что связано с повышенной активностью ребенка.

Проблемами с АД в возрасте до 18 лет занимаются неонатологи, участковые педиатры и детские кардиологи.

Нормальное давление у детей

Сразу после родов у ребенка регистрируют самый низкий уровень АД, которое максимально быстро растет (в среднем до 2 единиц за сутки) на протяжении первых недель. В дальнейшем прирост показателя замедляется.

В педиатрической практике, в отличие от взрослого населения, нет единого нормального уровня давления – за границы приняты показатели, которые зарегистрированы у 90–94 % детей.

Таблица по возрасту ребенка, включающая физиологические колебания:

Также нормальное артериальное давление у детей разного возраста можно получить, пользуясь формулами для расчета:

Физиологические границы колебаний при формульной системе расчета – до 30 единиц в сторону увеличения.

Говоря о норме, необходимо заметить, что она всегда индивидуальна, особенно в отношении детского возраста. На уровень давления ребенка будут влиять многие факторы:

  1. Место проживания (в условиях горного или тропического климата наблюдается естественное снижение АД).
  2. Количество соли в пище (для детей в период грудного вскармливания – солевые предпочтения матери).
  3. Время рождения (у детей, рожденных ранее срока, АД ниже).
  4. Активность (чем активнее ребенок – тем выше его давление в младшем периоде, а при регулярных спортивных нагрузках у старших детей развивается физиологическое снижение АД).
  5. Соблюдение техники измерения.
  6. Рост (чем выше ребенок – тем выше давление).

С целью облегчения пользования таблицами с возрастными и половыми нормативами, в педиатрии есть правило:

  • считать допустимым АД в течение первых 10 лет цифры до 110 на 70 мм рт. ст.;
  • после 10 лет – до 120 на 80 мм рт. ст.

Когда эта норма артериального давления у детей нарушена – это повод использовать формулы и таблицы, чтобы убедиться в отсутствии патологии.

Половые различия

Не всегда присутствуют, но необходимо учитывать, что в зависимости от пола ребенка могут быть различия в АД:

  • от рождения до окончания первого года уровень давления у девочек и мальчиков одинаковый;
  • далее у девочек постепенно происходит его повышение, достигая максимальной разницы к 3–4 годам;
  • в возрасте пяти лет показатели сравниваются;
  • с пяти до десяти лет снова уровень давления девочек выше, чем у мальчиков;
  • после 10-летнего возраста лидируют мальчики, это первенство сохраняется до 17 лет.

Почему снижается давление у детей

Низкое давление может быть физиологической нормой. Это связано с особенностями функции нервной системы, когда ее парасимпатическая часть более активна. В таком варианте на фоне снижения АД нет нарушений в общем самочувствии ребенка.

Патологическое снижение АД имеет свои негативные проявления:

  1. Слабость.
  2. Снижение активности.
  3. Проблемы с аппетитом.
  4. Головокружение.
  5. Различной интенсивности боли в голове.
  6. Склонность к коллапсам и обморокам.
  7. Вегетативные нарушения.

Причина такого состояния – нарушение системы регуляции давления, которое усиливается под воздействием внешних факторов:

  • патология течения беременности (соматические заболевания у матери, инфекции, действие вредных агентов и пр.);
  • преждевременное рождение;
  • повышение уровня внутричерепного ликворного давления;
  • хронические инфекционно-воспалительные очаги;
  • личностные характеристики (эмоциональная неустойчивость, истеричность);
  • психоэмоциональное напряжение;
  • неблагоприятные социально-экономические условия;
  • недостаточный уровень физических нагрузок;
  • нарушение режима активности и отдыха;
  • период высокой неустойчивости уровня гормонов (11–14 лет).

Повышение уровня внутричерепного давленияПочему повышается давление

В определенных условиях повышение давления – физиологическая норма. Так происходит:

  • при любой стрессовой ситуации, когда повышен эмоциональный фон;
  • в ходе и сразу после интенсивной физической активности;
  • в случаях травматизма.

Особенностью такого состояния является временный характер изменения давления.

В случае патологической первичной артериальной гипертонии у детей отмечают умеренный уровень повышения давления («мягкая гипертензия»). Высокие цифры АД говорят о вторичном генезе патологии.

Симптомов изменения давления часто нет. Это случайная находка при плановом осмотре.

В случае выявления высоких цифр АД необходимо назначить ребенку дополнительное обследование для уточнения причины:

Поражение почечной ткани Гломерулонефрит – воспалительные изменения клубочков почек

Гломерулосклероз – трансформация ткани почек в соединительнотканную

Нефропатии любого генеза

Гидронефроз – увеличение чашечно-лоханочной системы почки со сдавлением клубочков и постепенным «отключением» органа

Недоразвитие ткани почек (гипоплазия)

Добро- и злокачественные новообразования

Синдром Альпорта – сочетанная патология почек, слуха и зрения

Сосудистые изменения Мальформации – сброс крови между артериальной и венозной системой

Нарушения развития аорты (коарктация, стеноз или недоразвитие брюшной части, открытый проток между аортой и легочным стволом)

Васкулиты – воспалительный процесс в стенке сосудов аутоиммунного характера

Сужение почечных артерий

Болезнь Такаясу – васкулит с вовлечением аорты и крупных артерий

Эндокринные заболевания Гипертиреоз

Повышенная функция коры надпочечников (гиперальдостеронизм)

Поражение нервной системы Опухолевые процессы

Инфекционно-воспалительные заболевания

Болезнь Дея – Райли – патология нервной системы с вегетативными проявлениями

Лекарственное действие Нестероидные средства против воспаления

Синтетические гормоны коры надпочечников

Препараты для снижения аппетита

Таблетированные контрацептивы

Стероидные средства

Другие причины Никотин

Отравление свинцом или ртутью (тяжелые металлы)

Особенности техники измерения

Измерение давления у детей имеет свои особенности, если они будут нарушены, существует высокий риск неправильной интерпретации результата.

Основные требования:

  1. Ширина манжеты тонометра – не менее 40 % от окружности руки.
  2. Манжета должна охватывать руку на 80–100 %.
  3. Провести измерение на обеих руках.
  4. Кратность – не менее двух раз.
  5. Контроль АД, в случае его изменения, осуществлять в домашних условиях утром и вечером на протяжении одной недели.
  6. Не проводить измерение сразу после кормления, активных игр или плача ребенка.
  7. Исследование делать только в положении лежа или сидя, после 20–30 минут покоя.

Показания к суточному измерению

У детей, в силу их повышенной активности и возбудимости, часто для установления диагноза патологического изменения АД проводят измерение в течение суток, чтобы избежать ошибок в диагностике.

Показания для мониторинга АД в домашних условиях на протяжении 24 часов.

У ребенка 8 лет речь становится связанной, уже хорошо развита моторика, он может передавать свои впечатления и мысли, легко овладевает умением писать и читать. Однако у чада еще преобладают элементы игры в деятельности, отсутствует возможность долгого сосредоточения, самоконтроля и самокритики. Как же правильно воспитывать такого ребенка?

Какой он – 8-летний ребенок?

Восьмилетние дети уже почти адаптированы к обществу У восьмилетних деток частота пульса составляет около 95 ударов в минуту. До восьмилетнего возраста у ребенка окончательно сформируется и структура ткани легких. Именно потому по достижении чадом восьми лет у него намного реже случаются такие заболевания, как пневмония, бронхит, а также респираторные инфекции. В 8 лет ребенок подрастет еще на 9-10 см. Увеличится на 2,5 см и окружность грудной клетки. Идеальная продолжительность сна ночью остается прежней: 8-10 часов. Мама восьмилетнего ребенка уже может определить, кто он - «сова» или «жаворонок».

Воспитание 8-летнего ребенка

В 8 лет ребенок уже может влюбиться... Буквально с первого дня старайся, чтобы твой ребенок четко придерживался режима дня. Тогда и в школе все будет ладиться и на отдых хватит времени. С правильным режимом дня чадо не будет переутомляться, у него будет крепкое здоровье. Если же дети постоянно недосыпают, мало гуляют на свежем воздухе, нерегулярно едят и к тому же ведут малоподвижный образ жизни, то их работоспособность резко снижается, они быстро устают, часто жалуются на головную боль, постоянно хотят спать. Родителям 8-ми летнего ребенка, надо правильно организовать его режим дня. Речь идет об обеспечении достаточной продолжительности сна и регулярного приема пищи, а также выделении определенного времени для отдыха, приготовления уроков, прогулок. В режиме дня чада обязательно предусмотри помощь в домашних делах. Ребенка нельзя отстранять полностью от его повседневных обязанностей под предлогом сильной загруженности в школе. Это отрицательно скажется на дальнейшем формировании характера чада. Между школой и домашними занятиями у ребенка обязательно должен быть перерыв не меньше 3 часов. Старайся, чтобы большую часть этого времени сын или дочка провели на свежем воздухе. И только хорошо отдохнув после школы, ребенок должен взяться за домашние уроки, причем не позже чем в 16 часов.

Половой вопрос

Воспитание ребенка 8 лет для родителей должно начинаться с повышенного внимания к половому вопросу. Если мама и папа пытаются устраниться от такого важного момента, то детки начинают получать все необходимые сведения у подростков, зачастую в очень искаженном виде. Поэтому на все вопросы чада по этому поводу родителям надо отвечать сразу. Беседа должна происходить в спокойной обстановке, не спеша, доверительно, доброжелательно. Ответив на вопрос, родители должны быть готовы к последующим. Удачи тебе в воспитании твоего 8-милетнего чада!

Период с 8 до 11 лет психологи называют одним из самых сложных. Его ещё нельзя назвать подростковым, но дети в этом возрасте уже и не младшие школьники. В силу целого ряда особенностей развития нервной системы у детей 8-11 лет поведение школьников часто становится неконтролируемым. Родителям требуется немало усилий, чтобы сохранить с ребенком дружеские отношения и в то же время заставить ученика ответственно выполнять свои обязанности.

Возрастные особенности развития нервной системы у детей и подростков

Особенности нервно-психического развития детей школьного возраста вызывают у родителей некоторое беспокойство. Связано это с вошедшим в жизнь ребенка 8-11 лет обучением в школе. Однако не стоит пугаться и переживать из-за того, что ученик ведет себя не так, как он по вашим представлениям должен себя вести в школе или дома. Это только возрастные особенности, обязательный этап развития ребенка. То, что он не может, например, сосредоточиться на одном задании и отвлекается, совсем не говорит о том, что он неспособен к обучению и вырастет недостаточно образованным.

Развитие нервной системы у детей и подростков происходит очень активно. Череп человека перестает расти примерно к 10 годам, и дальнейшее развитие нервной системы происходит за счет функциональной оставляющей. Головной мозг интенсивно развивается, формируются новые, более тонкие функциональные связи между его различными отделами, которые будут обеспечивать совершенную работу всего организма. Особенно активно развивается кора больших полушарий - часть мозга, которая отвечает за мышление, восприятие, контроль поведения и другие высшие формы деятельности мозга человека. Вес мозга ребенка этого возраста почти равен весу мозга взрослого. Высокая возбудимость головного мозга ребенка постепенно сглаживается, процессы возбуждения и торможения уравновешиваются. Ещё одна возрастная особенность развития нервной системы у детей 8-11 лет – ускоренное формирование отделов, отвечающих за двигательную активность ребенка, поэтому его движения становятся все более точными и разнообразными. Точнее работают органы чувств, зрительные, цветовые, слуховые ощущения приобретают большую четкость.

Психическое развитие ребенка 8-11 лет и его восприятие окружающего мира еще несовершенно. Он воспринимает предметы и явления неточно, как бы не полностью. Внимание ребенка обращают на себя какие-то случайные признаки, яркие детали, а целостное представление порой отсутствует. Родителей детей этого возраста порой удивляет такая избирательная наблюдательность. Ребенок может, например, не вспомнить, каких масти и размера была собака, но точно помнит, что у нее был красный поводок. В силу особенностей психического развития детей школьного возраста внимание в 8-11 лет носит непроизвольный характер. Они мгновенно и очень легко отвлекаются на любой внешний раздражитель. Звук сирены за окном, залетевшая в класс муха - и вот уже все дети отвлеклись от урока и наблюдают за мухой или вытягивают шеи, пытаясь разглядеть, скорая помощь или пожарная машина включила сирену. В силу своего психического развития дети в 8-11 лет не могут длительное время сосредоточивать и удерживать внимание на одном объекте. На занятиях в школе они утомляются уже к второму-третьему уроку, и удержать их внимание учителям становится трудно.

Группа продленного дня и чрезмерно насыщенные в эмоциональном и познавательном плане занятия также ведут к утомлению. Это отражается на их поведении дома при выполнении домашнего задания. Попытки взрослых заставить ребенка сконцентрироваться на выполняемом задании приводят к быстрому утомлению и едва ли благоприятно отразятся на его учебе. Поэтому родителям нужно разрешать ребенку периодически делать небольшие 10-15-минутные перерывы.

Особенности развития детей 8-11 лет: память, речь и мышление школьников

В силу возрастных особенностей развития память у школьников 8-11 лет в большей степени образная. Они лучше запоминают внешние особенности предмета, чем, например, их назначение или смысл. Изучая какое-то явление, дети усваивают его частями, а полное представление о нем и взаимосвязи его частей нередко не складывается. При развитии памяти у ребенка 8-11 лет учитывайте, что запоминание в этом возрасте носит преимущественно механический характер.

Дети лучше запоминают то, что произвело наиболее яркое впечатление или было несколько раз повторено. Поэтому и воспроизведение учебного материала детьми этого возраста менее точно, а полученные знания часто недолго удерживаются в памяти, уступая место новым, более ярким и свежим впечатлениям.

Одна из особенностей развития мышления школьников в этом возрасте – его образный характер. Дети лучше запоминают то, что сопровождается демонстрацией наглядного материала. Восприятие сложных абстрактных понятий вызывает у них значительные трудности, так как наглядно себе они их не представляют. Кроме того, у них еще недостаточно знаний об общих закономерностях природных явлений и отношений в обществе. Поэтому для развития мышления школьников при преподавании учебного материала на уроках или объяснении ребенку домашнего задания в первую очередь необходимы наглядность и разделение сложных понятий на отдельные составные части. Применение в обучении ребенка этого возраста игровых приемов все еще актуально и дает хорошие результаты. Постепенно формируется так называемый формально-логический тип мышления, основанный на рассуждениях, построении логических цепочек, представлении не явных, но возможных свойств предмета или явления, последствий того или иного поступка, а не только видимых характеристиках явления. Развитию формально-логического мышления способствует освоение ребенком сравнений, классификаций, способности к анализу и синтезу информации.

Развитие речи ребенка в 8-11 лет и его мышления происходит в тесной взаимосвязи. В этом возрасте словарный запас детей активно пополняется и достигает в среднем 4000 слов и более. Важно то, что именно в этом возрасте ребенком приобретаются навыки устного и письменного изложения своих мыслей. На развитие речи детей 8-11 лет как раз и направлены школьные сочинения. Характер ребенка этого возраста неустойчив, и в целом его формирование происходит согласно информации, заложенной еще в дошкольном возрасте. При дефектах в дошкольном воспитании дети нередко проявляют такие негативные черты характера, как грубость, эгоизм, развязность.

Развитие личности и эмоционально-волевой сферы школьника

Дети в возрасте 8-11 лет очень эмоциональны, и эмоции всегда отражаются на их лице и поведении. Они активно реагируют на происходящие события, их умственная и физическая деятельность, работа воображения всегда эмоционально окрашены. В силу своего эмоционального развития дети школьного возраста не сдерживают своих чувств и всегда откровенно выражают радость или грусть, страх или недовольство. Для детей этого возраста характерны частые смены настроения в течение дня, что отражает их реакцию на происходящие события, хотя в целом они веселы и беззаботны. Однако неудовольствие, несогласие могут выражаться очень бурно, хотя и кратковременно, со слезами и закатыванием истерики. Особенно это свойственно детям с так называемым демонстративным типом личности. В этом возрасте положительные или отрицательные эмоции вызывают не только игры и общение со сверстниками. Имеют значение и вызывают определенные реакции отношения со школьными учителями, их оценка успехов в учебе ребенка. При этом к чувствам других людей дети обычно равнодушны, у них еще не развита способность к сопереживанию (так называемая эмпатия). Очень активно у ребенка 8-11лет происходит развитие волевых качеств, чему способствует учеба в школе. Она тренирует терпение, настойчивость, дисциплинированность и т. п. Однако повышенная эмоциональность, двигательная активность детей в какой-то мере препятствуют этому. У некоторых детей, особенно тех, кому не уделяют достаточно внимания родители и учителя, воля развита в меньшей степени. Это может проявляться повышенной внушаемостью, недисциплинированностью. Из-за возрастных особенностей эмоционального развития школьников они могут поддаваться дурному влиянию своих сверстников или более старших детей, нарушая дисциплину и срывая учебный процесс в классе. Таким детям следует уделить повышенное внимание, направив его на выработку волевых качеств. Ребенок будет легче преодолевать возникающие трудности, чувствуя поддержку взрослых. Но некоторые дети могут проявлять такие качества только в присутствии взрослых, стремясь заслужить их расположение. Развитие эмоционально- волевой сферы школьника к 10-11 годам уже таково, что дети начинают проявлять волевую активность, руководствуясь в своих действиях собственными мотивами, а не только указаниями взрослых и выполняя их задания. Поначалу их волевые усилия распространяются только на ближайшие цели. Отдаленные цели требуют дополнительных промежуточных усилий, к которым дети этого возраста пока не готовы.

Основными чертами, которые они приобретают, являются произвольность и внутреннее планирование действий, т. е. ребенок уже не бежит куда-то, поддавшись сиюминутному порыву, мимолетному желанию. Он уже знает, что есть слово «надо», есть обязанности, которые он должен выполнить, уроки, которые ему нужно подготовить. И он уже учится планировать свое время, распределять его между выполнением обязанностей и своими желаниями.

На отношения с другими людьми, как взрослыми, так и сверстниками, оказывает влияние учеба в школе, поскольку она меняет уклад жизни ребенка, заставляет взять на себя определенные обязанности: необходимость посещать занятия, выполнять задание, осваивать новый материал. В целом у ребенка расширяется круг общения, появляются навыки общественного поведения: коллективизм, товарищество и др. В коллективе, состоящем из детей этого возраста, в силу усиленного развития эмоциональной сферы школьников начинает формироваться общественное мнение. Ребенок постепенно понимает значимость своих отношений с окружающими, осознает мотивы конфликтных ситуаций. Ему становится очень важно мнение сверстников, у него появляется страх, что его могут посчитать слабым, трусливым или обманщиком. Он начинает делать так, чтобы выглядеть соответствующим образом в глазах своих друзей и одноклассников. Появляются и чувства, которых он ранее не испытывал. Если ребенок добился в чем-то большего успеха, чем другие дети, у него возникает чувство
превосходства над ними, если же, наоборот, ему что-то не удалось, может возникнуть зависть к более удачливым или способным.

Ещё один важный аспект эмоционального развития личности школьника в этом возрасте – сильная подверженность влиянию авторитета, в роли которого выступает взрослый, устанавливающий определенный порядок. Именно его требованиям ребенок стремится в мелочах соответствовать. Страх нарушить Установленные авторитетом правила и вызвать его гнев приводит к тому, что некоторые дети становятся ябедами, пристально следящими не только за своим поведением, но и за остальными детьми, и подмечающими все их отступления от правил. Если ребенок все же нарушил установленный порядок, у него появляется чувство вины, стыда за свой промах. В целом же ребенок начинает чувствовать себя по-другому, уже взрослым, ответственным человеком, мнение которого важно для окружающих.

На эмоционально-волевое развитие школьников 8-11 лет оказывают влияние социальная среда, в которой он развивается (семья, педагоги, сверстники), особенности воспитания в дошкольном возрасте, активность в работе над собой и стремлении соответствовать поставленным задачам и в некоторой степени наследственность.

Статья прочитана 9 400 раз(a).