Повышение самооценки у подростков. Причины снижения самооценки подростка

Вы хотите укрепить чувство собственного достоинства своих детей, но у вас не получается делать это правильно? В этой статье вы найдете несколько простых способов, как повысить самооценку у ребенка и что поможет ее поднять подростку?

Самооценку следует воспитывать в детях. (неважно девочки или мальчика) с самого начала их детства. Так как наличие хорошего уровня самооценки имеет решающее значение, особенно в подростковом возрасте.

Она помогает ребенку, несмотря на трудности строить позитивный образ самого себя, не бояться экспериментировать и правильно относиться к сверстникам. Развивать чувство доверия к собственным способностям, а также к окружающему миру.

Как узнать самооценку ребенка, по каким признакам, можно понять какая она

Самооценка является основным элементом личного формирования детей. Детское развитие в обучении, а также хороших отношениях и построение личного счастья будет зависеть от их степени самооценки.

Когда ребенок приобретает хорошую самооценку, он чувствует себя компетентным, уверенным и ценным. Это помогает ему быть ответственным человеком, свободно общаться и относиться к другим соответствующим образом.

Напротив, ребенок с низкой самооценкой не будет доверять своим возможностям или другим людям. Детям и подросткам с низкой самооценкой характерны следующие черты:

  • Его поза и манера вести себя принимает закрытое положение. Например, с изогнутыми плечами, использует слабый тон голоса, ходит с опущенной головой, бегающий взгляд из-за боязни смотреть другим в глаза.
  • Ему кажется что другие не испытывают к нему интереса, поэтому он не пытается понять чувства других.
  • В группе дети с низкой самооценкой никогда не являются лидерами наоборот самоограничиваются.
  • Обычно такие дети не говорят о себе хорошо, а иногда и о других из-за зависти или тенденции сосредоточиваться на негативе.
  • У них есть трудности в принятии решений, потому что они не доверяют своим критериям.
  • Страх неудачи и разочарований мешают им делать что-то по собственной инициативе.
  • Они не способны к истинным дружеским отношениям, так как не верят во взаимность.
  • Часто хвастаются материальными вещами, чтобы завоевать уважение или признание своих сверстников
  • Обычно много фантазируют и переоценивают собственные способности, которые не поддаются проверке в школьной среде. А чтобы не быть обнаруженными во лжи говорят, что рассказанное ими событие произошло с ними не в этом городе, деревне либо стране.
  • Если заниженная самооценка у ребенка он будет чувствовать себя хуже других людей. Следовательно, будет вести себя более робко, критично или агрессивно.
  • Когда сталкиваются с новой или трудной задачей, то их неумение ее решить или преодолеть может сопровождаться слезами либо агрессией.
  • Они импульсивны.
  • Для них неудача является результатом их интеллектуальных способностей, а успех приписывается случайности. Поэтому им трудно поверить в искренность похвалы в свой адрес.
  • Им не хватает энергии.
  • Часто довольно таки неряшливы, потому что не беспокоятся о своем внешнем виде.
  • Их мало интересует собственное будущее.
  • Они пассивны и избегают трудных ситуаций, с которыми, по их мнению, им не справиться.
  • Он может быть застенчивым или наоборот, раздражительным, надменным, агрессивным.
  • Ему чужда собственная инициатива в отношениях с другими.
  • Плохо реагирует на критические замечания или суждения других (одноклассники, учителя, родители), отвечает на них злобно, категорически.
  • Когда самооценка у ребенка низкая он часто замыкается в себе, предпочитает одиночество.
  • Ему трудно справляться с разочарованиями и неудачами, это его деморализует. Сильно эмоционально расстраивается, когда получает критику в свой адрес. Либо испытывает сильное чувство неловкости из-за того, что стал чьим-то центром внимания.
  • У него плохое мнение о себе, имеет склонность преуменьшать или недооценивать собственные способности и ресурсы.
  • В его словах часто прослеживается пессимизм, как будто все действия, которые он должен выполнять, обречены на провал.
  • Часто сравнивает себя с другими, притом не в свою пользу.
  • Боится браться за любые поручения, особенно новые дела, а, желая скрыть свою боязнь, придумывает много отговорок либо задает слишком много вопросов.

Зная, как выглядят, ведут и чувствуют себя дети и подростки с заниженной самооценкой, спросите себя: «хотелось бы вам подобного будущего своему чаду»? Наверняка нет, тогда что можно сделать, чтобы поднять самооценку своим детям?

Как повлиять на развитие адекватной самооценки у ребёнка

Самооценка ребенка - это его настоящее зеркало, которое учит тому, кто он, какие навыки у него есть и как он развивается благодаря приобретенному опыту. Это результат отношения между характером и окружающей средой, в которой он развивается.

  • Важно, чтобы дома малыш чувствовал себя комфортно, а в семье всегда были любовь, взаимопонимание, доверие и уважение. Счастливые дети развиваются более гармонично и вырастают уверенные в себе.
  • Сосредоточьтесь на позитиве. Позитивный настрой родителей создает более здоровую и спокойную среду для ребенка. Эта атмосфера обеспечит ему большую безопасность и поможет научиться, даже в трудных ситуациях видеть положительную сторону.
  • Необходимо поощрять самостоятельность ребёнка. Чем раньше он научится оценивать свои силы в какой-либо деятельности, тем смелее в дальнейшем будет браться за выполнение разной работы. Во взрослом возрасте такие люди могут соотносить свои возможности с окружающей обстановкой и брать на себя то количество обязанностей, которое способны выполнить. Ценный навык в современном мире.
  • Запомните в том, как повысить самооценку и уверенность ребенку важно понять, что любить надо не за что-то, а просто так (сообщая об этом ребёнку). А вот хвалить следует за конкретные старания и достижения, даже самые маленькие, делая акцент на его сильных качествах.
  • Нельзя препятствовать проявлению детской инициативы. Вредны фразы: «У тебя это не получится» или «Ты сделаешь это плохо, давай лучше я». Такая позиция родителей сформирует у крохи лишь комплекс неполноценности, и в будущем он может испытывать страх перед любой деятельностью, так как посчитает, что не способен её выполнить.
  • Важно хвалить, но не перехваливать. Ведь можно воспитать зазнайку, если постоянно чрезмерно хвалить ребенка. Малыш будет думать, что он самый лучший и Земля вертится вокруг него, все для него. Если в поведении ребенка проявляются эти черты, необходимо провести с ним беседу по этому поводу, объяснив, что вести себя высокомерно по отношению к другим людям - плохо. Это не хорошая черта характера. Его отношение к людям должно быть таким, какое он хочет видеть к себе
  • Нельзя сравнивать своё чадо с другими детьми, иначе он может вырасти тревожным и неуверенным в себе. Всегда следует опираться на его индивидуальные особенности.
  • В том, как поднять самооценку у ребенка, запомните нельзя навешивать ярлыки. Любая критика должна относиться не к личности ребёнка, а только к его действиям. Не стоит бросать обвинения в стиле: «Не будь неумехой!» Гораздо благоприятнее фраза: «Ты же у меня способный, а сейчас ленишься. Попробуй ещё раз, и всё получится!»

  • Важно всегда демонстрировать веру в своего ребёнка. Это подкрепляет его самооценку и вызывает желание проявлять инициативу.
  • Необходимо приучать детей быть опрятными, следить за своим внешним видом. Если они привыкнут выглядеть достойно, то будут выше себя оценивать.
  • Нельзя игнорировать совершение ребёнком плохих поступков. Надо обязательно указывать ему на это и говорить, как следует поступать в подобных ситуациях, то есть направлять в нужное русло. Как родители вы не можете избавить свое чадо от совершения ошибок, они будут их совершать, но и учиться на них. Так детки научатся тому, что действия имеют последствия.
  • Повышение самооценки у детей возможно, только если вы поможете им учиться на своих ошибках. Учите детей рассматривать ошибки как способы научиться чему-то новому, положительному. Учите тому, что всегда лучше попробовать что-то и допустить ошибку, чем ничего не делать из-за боязни неудачи.
  • Важно помнить, что чрезмерная опека довольно часто провоцирует развитие низкой самооценки, поскольку ребёнок вырастает несамостоятельным и может даже не представлять своих способностей. Чем позже он начинает сталкиваться с трудностями, тем больнее обжигается.
  • Необходимо учить доводить начатое до конца. Чем больше завершённых дел в копилке у человека, тем выше его удовлетворённость собой.
  • Вознаграждайте усилия независимо от результата. Важно ценить усилия детей, независимо от того, преуспели они или потерпели неудачу. Так вы поможете ребенку понять, что его тяжелая «работа», даже если вышла неудачной всегда будет вознаграждена родителями.
  • Проводите время с детьми. Даже если очень вы заняты, постарайтесь провести качественное время со своими детьми. Вам это поможет построить лучшие отношения, а детям чувствовать, что их любят, поддерживают и ценят.

Как повысить самооценку подростку

Правильная, адекватная самооценка не означает быть самонадеянным. Это означает иметь реалистичное понимание своих сильных и слабых сторон. При этом пользоваться сильными сторонами и работать в проблемных областях.

Согласно многочисленным исследованиям подростки с адекватной самооценкой имеют более позитивный взгляд на жизнь и, следовательно, более счастливые, чем дети с низкой самооценкой.

При этом правильная самооценка ведет к большему успеху в школьных и социальных отношениях. А заниженная самооценка ведет к депрессии и стрессу.

Поэтому крайне важно научить детей и подростков навыкам противостоять детско-подростковым трудностям, не позволяя им влиять на их самооценку.

Хотя это непростая задача, родителям иногда нужно использовать все имеющиеся в их распоряжении средства для улучшения самооценки своих детей-подростков. Вот несколько советов для достижения успеха на этом поприще.

Спрашивайте мнение своего подростка

Тем самым, показав, что вы цените точку зрения и идеи своего ребенка. Это придаст им уверенности и побудит быть открытыми, не боясь делиться своими мыслями.

Нет ничего такого, что так повышало бы самооценку подростка, чем отношение родителей к ним словно к взрослым. Обычно они всякий раз польщены таким родительским доверием, когда их приглашают участвовать в мире взрослых.

Однако, формируя личное мнение у детей, избегайте навязывать им свои собственные идеи или видение других.

Поощряйте развивать свои таланты и интересы

Это следующий хороший способ, как поднять самооценку подростку. Пусть детский потенциал раскрывается в его интересах. Даже интересы, которые, по мнению родителей, считаются легкомысленными, могут обеспечить возможности для успеха.

Это необязательно, спорт, музыка или танцы, возможно, это некое хобби. Главное чтобы любое времяпрепровождение не мешало более важным обязанностям, таким как учеба, успеваемость, некоторая работа по дому.

Помогите подростку найти позитивные пути для укрепления чувства собственного достоинства и изучения своей идентичности.

Поощряйте участвовать в школьных мероприятиях и презентациях

Подростки хотят чувствовать себя ценными не только своими семьями, но и обществом в целом. Один из способов достичь желаемого - это возможность иметь важные и полезные социальные функции.

Когда подростки участвуют в школьных мероприятиях, выполняют общественные работы, они получают признание и одобрение других, что способствует повышению их собственной самооценки.

Научите детей позитивно относиться к самим себе

Это поможет им не винить себя в случающихся неудачах или своих недостатках. Некоторые примеры позитивного отношения:

  1. «Я обязательно смогу решить эту проблему, если просто больше приложу усилий».
  2. «Все нормально, если наша команда сегодня проиграла. Мы все старались изо всех сил, но не всегда получается всех победить, зато в следующий раз мы свое наверстаем».
  3. «Мне хорошо, потому что я помог другому человека, даже если он меня за это и не поблагодарил или не заметил мою помощь».

Такое отношение сочетает в себе методы релаксации наряду с позитивным взглядом и мысленными картинками, что естественно помогает детям развить собственную адекватную самооценку.

Будьте щедры на похвалу

Многим родителям свойственно желать, чтобы их дети добивались успехов и побеждали других. При этом чаще всего родители сосредотачиваются на том, в чем их дети подростки не преуспели или как они могли бы улучшиться.

Даже если подросткам нужно ставить цели, родителям также важно замечать то хорошее что они уже сделали.

Но особенно важно хвалить их за навыки, которые они сами решили развивать или, к примеру, за хорошую дисциплину. Даже если вкусы или устремления детей отличаются от родительских предпочтений все равно нужно уважать и признавать их ценность.

Чтобы самооценка подростка не была заниженной, а он себя чувствовал признанным и любимым, ему нужно и важно слышать слова родительского одобрения.

Однако не стоит преувеличивать с похвалой, забывая обо всем остальном. Честная похвала может мотивировать, тогда, как ее переизбыток имеет негативные последствия. Особенно если похвала всегда сопровождаются материальными вознаграждениями,

Стимулируйте принятие собственных решений

Подросткам нужно также учиться принимать собственные решения в соответствии с критериями, основанными на их личных ценностях, а затем уметь отвечать за них.

Поощряйте своих детей-подростков самим решать, каким жизненным целям ставить приоритет, а какие подождут. Это как с маленьким дитём, которое учится ходить.

Родители позволяют ему идти в том направлении, которое он предпочитает. Но смотрят, чтобы на его пути не было никаких препятствий, которые могут ему навредить.

Поэтому не стоит слишком сильно оберегать подростка от возможных трудностей. Если его чрезмерно оберегать, он будет расти с ощущением постоянного родительского контроля или «зоркого ока».

При этом так и не научится рассчитывать на свои силы и свое умение принимать те или иные решения даже по преодолению каких-то жизненных барьеров.

А это фундаментальный аспект не только чтобы обрести уверенность в себе, но и в том, как им поднять собственную самооценку.

Можно предложить подросткам помощь, но не брать все в свои руки. Аккуратно, тактично направляйте, подсказывайте, открывайте глаза на опасности, но при этом оставьте ему место для автономии решений.

(Это не относится к тому, если подросток выбрал плохую компанию или вредные привычки, так как там, в силу вступают другие родительские принципы).

Будьте реалистичны в своих ожиданиях

Каждый подросток уникален, по своему характеру, в своих интересах или способностях. Поэтому постарайтесь избегать нереалистичных ожиданий о нем, воздерживаясь от ненужного давления.

Если непрерывно сравнивать его с другими и притом не в его пользу, желая, таким образом, промотивировать своего подростка-ребенка то из этого вряд ли получится что-то стоящее.

Самооценка не поднимется у ребенка, скорее у него появится еще больше разочарований в отношении себя.

Заключение

Некоторые эксперты говорят, что низкая самооценка может привести детей к проблемам. Например, к депрессии, анорексии или употреблению наркотиков, в то время как хорошая самооценка может помочь ребенку чувствовать уверенность в своих способностях, а не манипулировать другими.

А также быть более внимательным к потребностям других и, кроме всего прочего, быть готовым отстаивать свои принципы и ценности. Поэтому родителям и учителям крайне важно знать способы повышения детской самооценки, описанные в данной статье.

Если мама проявит чуткость и понимание, то ей удастся помочь дочери повысить самооценку.

Как это сделать? Американские психологи, специализирующиеся на работе с подростками, дают 12 простых советов.

1. Принятие своего тела.

Мама часто сама не осознает, насколько большое влияние она оказывает на принятие или непринятие дочерью своего тела.

Никогда не спрашивайте свою дочь, не полнят ли вас джинсы; не говорите, что вы были плохой, потому что съели кусок пиццы, и теперь вам придется отказаться от десерта.

Самооценка мамы влияет на самооценку дочери.

2. Медиаграмотность.

Учите дочку медиаграмотности. Как это сделать? Вместе смотрите телевизор, обсуждайте увиденное. Помогите ей выработать критический взгляд, который поможет ей не воспринимать на веру всю информацию.

Поощряйте ее делать то, то она хочет и то, что ей нужно. Создавайте возможности для того, чтобы она могла высказвать свое мнение. Спросите, чего она хочет, пусть сама сделает выбор, а затем выполнить его в жизнь. Это очень важно для повышения самооценки девочки.

4. Командные виды спорта.

Исследования показывают, что у девушек, которые играют в командах, более развито чувство собственного достоинства. Они взаимодействуют друг с другом, видят перед собой достойный пример, и им не нужно самоутверждаться за счет чего-то другого.

5. Не одалживайте одежду вашей дочери.

Вы должны позволить ей иметь свой стиль. Очень трудно сохранять свою самооценку на должном уровне, когда твоя мама, согласно общепринятым стандартам и красивее, и стройнее, чем ты.

6. Отходите от похвалы за внешность.

Это касается и разговора с маленькими девочками. Старайтесь сбалансировать комплименты относительно внешности девочки с комплиментами тому, кто она и что она делает в этом мире.

На каждый комплимент, сделанный внешности дочери, должно приходиться по меньшей мере два, которые не связаны с ней. То же самое касается и других девочек, которые встречаются на вашем пути: подруги дочери, племянницы и т.д.

7. Помогите приобрести навыки, не зависящие от внешнего вида.

Привлекайте ее к деятельности, которая развивает чувство уверенности, а не фокусируются на хорошем виде и приобретении вещей.

Спорт, театр, музыка, изобразительное искусство – все это действительно может помочь девочкам выразить себя с помощью слов, творчества, а не через их внешний вид.


8. Хвалите свою дочь за ее усилия, а не исполнение.

Сместите фокус с результатов на приложенные усилия и развитие новых навыков. Мастерство укрепляет уверенность в себе и учит спокойно воспринимать неудачу.

9. Обратите внимание на журналы, которые находятся в вашем доме.

Исследования показывают, что после 15 минут просмотра модного журнала, настроение переходит от любопытства и энтузиазма до сравнения с собой и занижению самооценки.

10. Не обсуждайте других женщин.

И не давайте мальчикам и мужчинам в вашей семье делать это. Не позволяйте детям дразнить друг друга относительно еды или внешности. Не позволяйте этому прижиться в вашем доме. Это действительно вредно.

11. Папа, не относись к своей дочери, как к беспомощной.

Когда отец относится к дочке, как к хрупкому, беззащитному, маленькому существу, он как будто говорит: «Твое дело – выглядеть хорошо, а мужчина все сметет на своем пути и спасет тебя».

Вместо того, чтобы дать ей возможность и инструменты сделать что-то самостоятельно, чтобы она сама за себя говорила. Вы можете заниматься вместе с дочкой теми же делами, которыми бы занимались с сыном.

12. Убедитесь, что она знает, что вы любите ее, не смотря ни на что.

Она должна знать, что вы будете любить ее, независимо от того, как изменится ее внешность, как она будет одеваться или как будет себя вести. Потому что, хоть подростки и зависят от мнения своих сверстников, то, что думают о них родители, для них важно, как никогда.

ФОТО Getty Images

В подростковом возрасте зависимость от самооценки крайне велика, гораздо больше, чем считают взрослые. Сегодня требование соответствовать медийным стандартам красоты и быть физически совершенным оказывает на девочек и мальчиков большое давление. Исследования бренда Dove выявили такую картину: хотя всего у 19% девочек-подростков наблюдается избыточный вес, 67% полагают, что им нужно похудеть. И за этими цифрами стоят реальные проблемы.

Девушки используют нездоровые методы, чтобы сбросить вес (таблетки, голодание), а мальчики принимают препараты, помогающие набрать мышечную массу. Из-за комплексов подростки ведут себя в обществе скованно, неуверенно и стараются избегать обще­ния даже со сверстниками. Дети, которые слышат в свой адрес насмешки, переносят гнев на себя и свои физические «недостатки», становятся озлобленными, скрытными.

Не стоит ждать, что ребенок перерастет эти комплексы. Лучше постараться помочь.

Поговорите откровенно

Чтобы разговорить подростка, нужно понять его переживания. Вспомните себя в его возрасте и свои переживания. Вы стеснялись, а может, даже ненавидели себя, считали себя неуклюжими, толстыми, некрасивыми. Оглядываясь на свое детство, мы привыкли вспоминать сплошные радости, забывая о трудностях и неприятностях. И ребенок чувствует, что в сравнении с родителями он живет неправильно.

Хвалите вслух

Упоминайте в разговоре, каким вы видите ребенка в повседневной жизни, подчеркивая его лучшие стороны. Это будет для подростка поддержкой, в которой он так нуждается. Если ребенка высмеивают, он становится замкнутым, а если ребенка подбадривают, учится верить в себя.

Хвалите не только за внешность! Помимо комплиментов внешнему виду, ребенку полезно слышать от родителей похвалу за свои действия. Цените усилия, который ребенок прикладывает для достижения цели, а не результат. Объясните, что не все всегда получается так, как хочется. Но если концентрироваться на каждой неудаче, это не приблизит к успеху.

Относитесь к себе мягко

Матери не стоит критиковать свое отражение в зеркале в присутствии дочери-подростка, жаловаться на круги под глазами, лишний вес. Лучше поговорить с ней о том, как меняется тело девочки, какая красивая у нее походка и улыбка. Поделитесь с дочерью рассказом о том, как вы были недовольны собой в ее возрасте. Расскажите, как смогли пережить влияние извне или как кто-то значимый для вас смог справиться с комплексами. Еще один важный момент - моделирование: предоставьте ребенку возможность наблюдать, что вы к себе хорошо относитесь, себя цените, заботитесь о себе.

Формируйте систему ценностей

Объясните ребенку, что судить о человеке по внешнему виду - это поверхностно. Не критикуйте других в присутствии ребенка, он не должен принимать участия в таких разговорах или быть их свидетелем. Детское сознание очень восприимчиво, и подросток спроецирует на себя критику, направленную на других.

Объясните, что нас определяет не столько внешний вид, сколько личные качества и внутренний мир

Обсуждая внешние особенности, мы попадаем в определенную систему стереотипов и становимся зависимыми от них. И получается, что не «я живу», а «меня живут». «Меня живут» - навязанные размеры, параметры и представления о том, как я должна выглядеть.

Найдите достоинства

Подростки, с одной стороны, хотят быть как все, а с другой стороны - отличаться и выделяться. Учите ребенка гордиться своими умениями, особенностями и достоинствами. Задайте вопрос, что уникального он видит в каждом из членов семьи или друзей. Пусть он назовет свои достоинства и придумает, как подчеркнуть их.

Объясните, что нас определяет не столько внешний вид, сколько личные качества и внутренний мир, черты характера, наши умения, таланты, увлечения и интересы. Театр, музыка, танцы, спорт - любые хобби помогут выделиться на фоне других и поспособствуют развитию чувства уверенности.

Воспитывайте медиаграмотность

Помогите ребенку выработать критический взгляд, который поможет не принимать все на веру. Обсудите, справедливо ли сравнивать живых людей с искусственно созданными изображениями, и обязательно подчеркните, что необходимо уважать и ценить то, что делает нас уникальными.

Давайте возможность высказаться

Поощряйте стремление ребенка иметь свое мнение и высказывать его. Чаще спрашивайте, чего сын или дочь хочет, предоставляйте возможность делать выбор самостоятельно и помогайте претворять в жизнь идеи. Это дает шанс поверить в свои силы и в будущем вырасти уверенным в себе человеком.

Об эксперте

Лариса Анатольевна Карнацкая - психолог, доцент Московского социально-педагогического института, эксперт бренда Dove в вопросе уверенности в себе среди девочек-подростков, член Глобального консультативного совета Фонда «Формирование самооценки» Dove. В рамках программы Dove Self-esteem «За истинную красоту» профессиональные психологи и эксперты бренда проводят серию уроков по повышению самооценки и поднятия уверенности в себе. В 2016 году география классов расширится, и на этот раз они пройдут в 39 городах России.

Самооценка подростка является компонентом самосознания, включающим в себя оценку человеческих физических характеристик, нравственных качеств, способностей, поступков. Самооценка подростка представляет собой центральное образование личности, а также показывает социальную адаптацию личности, выступая регулятором ее деятельности и поведения. Однако следует отметить, что самооценка формируется в процессе деятельности, а также межличностного взаимодействия. В значительной степени от социума зависит формирование самооценки личности. Самооценка личности подростка отмечается ситуативностью, неустойчивостью и подвержена внешним воздействиям.

Как повысить самооценку подростку

Исследования самооценки подростков показали, что дети с низкой самооценкой подвержены . Причем в одних исследованиях установили, что низкое самооценивание предшествует депрессивным реакциям, а также выступает их причиной, а другие исследования отмечают, что депрессивный аффект выявляется вначале, после чего переходит в низкую самооценку.

Психологи отмечают, что уже с 8 лет дети проявляют активную способность к оцениванию личной успешности. Самыми значимыми оказались: внешность, школьная успеваемость, физические способности, социальное принятие, поведение. Среди подростков школьная успеваемость, а также поведение важны для оценивания родителями, а вот три другие важны для сверстников.

Повысить самооценку подростку возможно, когда ребенок будет ощущать от следующих значимых источников социальную поддержку: родителей, одноклассников, учителей, друзей. На вопрос, где подростки чувствуют наибольшую защищенность, дети дают ответ, что и в семье, и среди друзей. Исследования показали, что поддержка семьи, а также принятие подростковых устремлений в наибольшей степени оказывают влияние на общий уровень самооценки, а успехи в школе и факторы, связанные с учителями, имеют значение для самооценки способностей.

Психологи отмечают, что внимательное, теплое отношение родителей выступает необходимым условием в формировании и дальнейшем подкреплении положительной самооценки подростков. Негативное, жесткое отношение родителей приводит к обратному действию, и подростки, как правило, фокусируются на своих неудачах, у них наблюдается страх рисковать, они избегают участия в соревнованиях, им становится присуща , грубость, высокий уровень тревожности.

Как повысить самооценку подростку? Поменяйте отношение к ребенку: начните с ним общаться, применяя симметричный стиль, который основан на партнерских началах. Такое общение формирует у ребенка собственные критерии самооценивания, ведь самоуважение ребенка поддерживается как уважительным отношением родителей, так и оценкой эффективности его деятельности.

Как повысить самооценку – волнующий вопрос для многих людей. Зачастую люди чаще недооценивают свой потенциал и себя, чем переоценивают. То же отмечается и у детей. Из-за заниженной самооценки дети способны упустить множество возможностей.

Формирование самооценки у подростков начинается с семейного воспитания. Самооценка выступает главным регулятором поведения личности. От нее зависят критичность, межличностные отношения, требовательность, отношение к своим неуспехам и удачам. Подростки, сомневаясь, тратят личное время, а также теряют возможности для личностного развития и роста. Казалось бы, осознание и понимание этой истины должно только подстегивать к реализации заложенного потенциала. Но все происходит обычно наоборот, поскольку такое поведение для ребенка в краткосрочной перспективе выгоднее. Убеждая себя, что решение трудных задач невозможно, ребенок защищается от возникновения негативных эмоций, связанными с возможными неудачами. Неуверенность в своих силах гнетет ребенка как духовно, так и физически. Подросток быстро утомляться, ощущает себя обессиленным. В итоге происходит следующее: сомнения в личных силах провоцирует то, что простые дела ранее выполняемые, становятся непосильными.

Повысить самооценку подростку возможно, но для этого потребуются определенные усилия, как от родителей, так и от самого ребенка:

— научите ребенка, чтобы он перестал себя с кем-то сравнивать, всегда будет кто-то лучше него, кого превзойти будет сложно;

— объясните подростку, что ругая себя, съедая, он только ухудшит самочувствие;

— научите ребенка на все похвалы, комплименты отвечать спасибо;

— подбадривайте своего ребенка за маленькие успехи и хвалите за большие достижения;

— научите ребенка повторять положительные аффирмации, которые приведут к повышению самооценки и повысят уверенность;

— в общении с подростком всегда будьте на позитиве, оптимистично настроены, поддерживайте его в любых начинаниях;

— для повышения самооценки необходимо изучить совместно с ребенком книги по данной тематике, посмотреть видео, посетить обучающие семинары, послушать аудиозаписи; любая изученная информация не пройдет мимо мозга, и доминирующая информация повлияет на ребенка и как следствие поведение наберет уверенности; все положительные установки будут настраивать только на положительный лад, а вот отрицательные, наоборот. Поэтому направьте внимание подростка на просмотр телепередач, а также чтение книг с позитивной направленностью;

— обязательно найдите общий язык с ребенком, разговор по душам с вашим чадом поможет вселить уверенность у ребенка перед непростым начинанием, а также решением проблемы;

— всегда выслушивайте своего ребенка и умейте читать по выражению лица его состояние, переживания, иногда дети скрывают свои проблемы, пытаясь все решить самостоятельно, очень важно не пропустить такие моменты, чтобы он не наделал ошибок, поэтому очень важно быть для своего ребенка всегда другом;

— поддерживайте ребенка в его увлечениях, хобби, ведь именно от того, что лучше получается, растет самооценка, поскольку это приносит радость и удовольствие;

— иногда желанный гаджет, модная одежда могут помочь вашему ребенку утвердиться в среде сверстников и тем самым поднять самооценку, не отталкивайте просьбы ребенка о значимой для него покупке;

— научите своего ребенка жить так, чтобы не приходилось оглядываться ни на кого, пусть ребенок сам принимает решения в ответственный момент, а вы его всегда поддержите, даже если это будут и ошибки.

Как поднять самооценку подростку? Самооценка поднимется тогда, когда будет расти позитивный настрой, любовь и уважение к себе, а грустные мысли, промедление взрастят неуверенность и понизят самооценку. Психологи подметили, что в основе механизма самооценки лежат эмоциональные переживания, которые сопровождают деятельность подростка.

Уровень самооценки подростков значительно влияет, как на качественные показатели интеллектуальной деятельности, так и на время ее выполнения, особенно, если в ситуации отмечаются эмоциональные факторы: стресс неуспеха, ответственность за качество деятельности.

Адекватная самооценка подростка

Многие исследователи отмечают, что увеличение адекватности самооценки ребенка происходит в подростковом возрасте. Объясняется это тем, что подростки оценивают себя гораздо ниже по тем критериям, которые предстают для них наиболее важными, и это снижение говорит о большом реализме. Количество качеств, которые старший подросток осознает в себе превышает в два раза качества, присущие младшему школьнику. Старшеклассники, оценивая себя, охватывают все стороны собственной личности, и их самооценка превращается в более обобщенную. Помимо этого совершенствуются суждения относительно своих недостатков.

Подростки способны передать свое настроение, ощущение радости бытия, они раскрываются в учебной деятельности, в любимых занятиях, интересах, увлечениях. Подростки имеют ориентацию на идеальную самооценку, однако разрыв между их идеальной и реальной самооценкой для большинства из них выступает травмирующим фактором. Психологи подметили, что в содержании самооценки подростков зачастую превалируют следующие моральные черты: честность, доброта, справедливость. Высокий уровень подростковой самокритичности позволяет признать свои отрицательные качества и осознать необходимость избавления от них.

В подростковый период взрослый человек занимает в жизни ребенка совершенно особое место. Это связано со спецификой восприятия подростками облика других людей. И уже из-за восприятия, а также понимания другого человека подросток понимает себя. Психологи утверждают, что для подростков в образе воспринимаемого человека главными образом являются элементы облика, физические особенности, а затем прическа, выразительное поведение. С возрастом у детей увеличивается адекватность и объем оцениваемых признаков; расширяется круг используемых понятий и категорий; снижается категоричность суждений, а также возникает большая разносторонность и гибкость.

В подростковом возрасте общая самооценка у девочек значительно ниже, чем у мальчиков. Эта тенденция связана напрямую с самооценкой внешности.

Самооценка личности подростка

Известно, что нормальная самооценка способна сформироваться в коллективе, где в равной степени есть и одобрение, и конструктивная критика. Очень важно осознать, что пытливый разум ребенка на основании личностных взаимоотношений с окружающими познает мир, а также осознает свою исключительную индивидуальность. Попадая в сложную социальную группу, у подростка возникает желание иметь определенную позицию в системе личностных взаимоотношений. Если подростку не удается влиться в структуру коллектива, то дети тяжело зачастую переживают свою неудачу, однако в отличие от взрослых, они пытаются все исправить. Подобные трудности у подростков проявляются наиболее остро.

Манеры воспитания, жизненные условия, социальное происхождение — по-своему оказывает влияние на реализацию стремления к коммуникации. Из этого следует, что удовлетворение потребности в общении разными детьми реализуется неодинаково. По ряду признаков, чувствуя свое несоответствие, самооценка подростка испытывает негативную трансформацию.

У каждого подростка в коллективе происходят свои неповторимые ситуации, формирующие психоэмоциональный образ, содержащие представление о его личности. Развитие самооценки личности подростка может помочь избежать внутренних конфликтов. На путь асоциального поведения подросток встает в период поиска места в жизни и обществе. Этот период характеризуется не вполне сформировавшимися нравственными позициями. К этому периоду относится подростковый возраст, когда отмечается внутренний бунт, переходящий во внешний вызов. Если в свое время не обнаружить этот протест, а также не направить в необходимое русло подростковую энергию с бушующими гормонами, то можно получить массу неприятностей. Большое значение в определении жизненного пути оказывает поддержка близких, а также уверенность в себе.

Если ребенок чувствует свою бесполезность, а также ненужность обществу и родителям, то все морально-этические нормы и общественные институты не завлекут его «на сторону света». Таким образом, общество получает деструктивно настроенного подростка.

В этой ситуации доверительный разговор, а также вовремя сформировавшаяся нормальная самооценка помогут избежать проблем в переходном периоде.

Переходный возраст – важный период формирования личности ребёнка, в который он учится объективно оценивать свои силы. Родители и другие взрослые, окружающие его в это время, могут оказать немалое влияние на ребёнка: повысить самооценку подростку или же поспособствовать формированию у него ряда комплексов.

Сайт «Красивая и Успешная» сегодня познакомит своих читательниц с рекомендациями педагогов и психологов, касающимися помощи подросткам в формировании правильной оценки своих сил.

Влияние родителей на формирование самооценки подростка

В переходном возрасте дети начинают больше переживать за то, что о них думают ровесники и друзья, мнение родителей становится для них не столь важным. Тем не менее, именно на основании родительского отношения к себе дети-подростки получают основы представлений о собственных достоинствах и недостатках.

Поэтому маме и папе, а также другим взрослым родственникам, которые общаются с ребёнком практически каждый день и принимают активное участие в его воспитании, необходимо придерживаться ряда правил.

  • Никогда не сравнивать ребёнка с другими. Даже если эти сравнения будут из серии «…ты рисуешь гораздо лучше Пети и бегаешь быстрее Вани», никакой пользы ребёнку они не принесут и никак не помогут подростку повысить свою самооценку. С самого раннего детства нужно объяснять ребёнку, что каждый человек уникален. Сравнивать его можно только с ним самим в прошлом, помогая ему заметить даже очень маленькие достижения.
  • В критике следует избегать общей оценки личности ребёнка, говоря, что он «лапоть», «раззява», «грубиян», «неуч» и т. д. А уж такие слова, как «дурак», «идиот» родителям нужно вообще вычеркнуть из своих реплик в диалогах с ребёнком-подростком. Критиковать нужно лишь поступок или допущенную ошибку, но никак не самого подростка. Например, если мальчик получил в школе плохую отметку из-за того, что плохо подготовился к уроку, нужно объяснить ему, что во всём виновата лень, с которой ему нужно обязательно бороться. А пока он не переборет лень, доступ к компьютеру или планшету для него будет закрыт.
  • В вопросе, как повысить самооценку подростку, немалую роль играет отношение родителей к его личности. Гиперопека – одна из главных виновниц развития у детей старшего школьного возраста различных комплексов. Ребёнок должен учиться сам принимать решения и нести за них ответственность. В семье ребёнка-подростка следует воспринимать как взрослого, разрешая ему высказывать собственное мнение.
  • Важно научить ребёнка понимать, что совершенных людей нет. Поэтому не стоит бояться рассказывать детям о своих неудачах. Пусть они знают, что успехов в жизни добивались не те, у кого всё получалось с первого раза, а те, кто проявлял упорство и после первой неудачи не боялся пробовать ещё раз.
  • Похвала – лучшее из средств, чтобы поднять самооценку подростку, страдающему от комплексов. Мама всегда сумеет найти в сыне или дочери положительные качества, за которые он себя полюбит.
  • Ребёнку этого возраста, особенно мальчику, нельзя резко отказывать в просьбе купить хороший современный телефон. К сожалению, разбитая мечта о собственном гаджете не раз была причиной подростковых суицидов. Если на момент просьбы ребёнка семья испытывает материальные трудности, нужно попросить его о терпении, пообещав приобрести заветный телефон через определённый срок.
  • Сайт сайт выяснил у психологов, что также нельзя экономить на одежде подростка. Это младшего школьника можно одевать в вещи, которые ему достались от старших детей в семье, а мальчика или девочку в возрасте от 12 до 17 лет нужно стараться наряжать по моде: подростки, особенно девочки, придают ей очень большое значение. Для девочки переходного возраста вообще важно всё, что имеет отношение к её внешности.


Как повысить самооценку подростку девочке

Даже очень симпатичные после 11 лет начинают сомневаться в своей привлекательности, а уж если период гормонального всплеска сопровождается проблемами с кожей и волосами, самооценка у юных представительниц прекрасной половины падает очень низко. Они тяжело страдают из-за любого дефекта внешности.

Чтобы повысить самооценку подростку-девочке, мама и папа должны приложить некоторые усилия.

  • Если у девочки действительно есть дефекты внешности, нужно помочь ей их скорректировать или устранить. Например, в наше время вполне реально вылечить неправильный прикус или устранить проблемы с кожей.
  • Маме не стоит запрещать девочке пользоваться декоративной косметикой. Наоборот, она должна помочь дочери купить подходящую помаду, тушь, косметические карандаши и т. д.
  • Как повысить самооценку дочери-подростку, должен знать любой отец. Ведь именно от искренности его комплиментов будет зависеть отношение девочки к своей внешности. Папа, который называет дочь красавицей и принцессой, вкладывает настоящую жемчужину уверенности в себе прямо в её доверчивое сердце.

Существует также ряд общих психологических рекомендаций о том, как обрести уверенность в своих возможностях, с которыми не лишним будет познакомить подростков, страдающих от комплекса неполноценности.

Как помочь подростку повысить самооценку

Жизненный опыт показывает, что стать уверенным в себе может любой, даже очень застенчивый человек. Главное, чтобы он действительно этого захотел.

Поднять самооценку помогут следующие психологические приёмы:

  1. Аффирмации, или утверждения, вроде «я люблю себя таким, какой я есть» или «я заслуживаю уважения других людей». Такую аффирмацию можно распечатать крупным шрифтом и поместить на стене в своей комнате или же написать на небольшом листке бумаги и положить в кошелёк. Каждый раз перед сном и сразу после пробуждения аффирмацию нужно несколько раз повторить вслух.
  2. Общение с позитивными людьми. Чтобы повысить свою самооценку, подростку нужно чаще встречаться с друзьями, которые действительно его ценят и умеют оптимистично воспринимать окружающую действительность. А вот высокомерных, эгоистичных людей лучше по возможности держать на дистанции от себя.
  3. Занятие по душе. Психологи давно доказали: любимое дело спасает практически от любых жизненных невзгод. Интересное хобби также считается одним из самых лучших способов обретения уверенности в себе.
  4. Повысить самооценку застенчивым подросткам поможет также участие в благотворительных акциях, помощь другим людям.
  5. Умение правильно принимать похвалу и комплименты – тоже важный момент для формирования самооценки. В ответ на добрые слова следует кратко отвечать вежливым «спасибо». Не нужно умалять своих достоинств.
  6. Вызов своим страхам. Психологи утверждают, что любые страхи нужно преодолевать. Подростки испытывают множество страхов, но больше всего они боятся выглядеть смешными, нелепыми, непривлекательными. Чтобы помочь подростку повысить самооценку, нужно показать ему, что быть смешным – не так уж и страшно. Для этого можно предложить мальчику или девочке поучаствовать в весёлом спектакле в каком-нибудь смешном костюме. Игровая модель ситуации, вызывающей страх, поможет подготовиться к похожим обстоятельствам в жизни.

Родители должны понимать, что застенчивость многих – вовсе не особенность их возраста. Она присуща лишь детям с заниженной самооценкой, которые очень нуждаются в помощи и поддержке взрослых. Если не помочь такому подростку повысить самооценку, детские комплексы могут перейти в его взрослую жизнь и стать серьёзным препятствием на пути к успехам.

Копирование этой статьи запрещено!