Подлинная история волчка. История игрушек: Юла(Волчок)

В Хануку в еврейских семьях обязательно достают из шкафов дрейдлы. Эти небольшие волчки – простые деревянные или яркие, светящиеся, порой даже проигрывающие ханукальные песни – один из самых любимых атрибутов праздника, особенно для детей. Но подлинное происхождение дрейдла известно далеко не всем.

Дрейдл – это небольшой четырехгранный волчок, с которым принято играть в дни Хануки. В еврейской литературе встречаются упоминания о том, что с подобными волчками дети в Древней Палестине играли еще в эпоху Маккавеев, однако, судя по всему, эта версия совершенно не исторична. Ведь изначально этот волчок был известен под своим идишским названием «дрейдл», имеющим германские корни. В древнееврейском языке слова для обозначения этого предмета не было.

Хотя точное происхождение дрейдла не установлено, чаще всего высказывается версия, что волчок подобной формы изначально был распространен на территории современной Ирландии (или, возможно, Британии). В конце римской эпохи он попал на территорию Германии. В эпоху раннего средневековья в Европе подобные волчки использовались для азартных игр в харчевнях и на постоялых дворах. На четыре грани волчка были нанесены первые буквы латинских слов, означающих «ничего», «половина», «всё», «положить в банк». В Германии волчок стали называть «трендель». На него наносились уже первые буквы немецких слов, означающих то же самое. Когда игру с волчком заимствовали евреи, они, естественно, стали писать на нем буквы своего алфавита: ש – штел арайн (положить в банк); נּ – ништ (ничего); גּ – ганц (всё); הּ – хальб (половина). Если игроку выпадал נּ, он не получал ничего. Если выпадал גּ, он забирал все монеты или фишки из банка. Если הּ – забирал половину банка. ש – должен был удвоить ставку.

Впоследствии, когда дрейдлы распространились среди неашкеназских общин, не пользовавшихся идишем, значения этих букв попытались переосмыслить. Распространилась версия, что буквы символизируют государства, пытавшиеся поработить евреев в древности: Вавилонию, Персию, Грецию и Рим. Кто-то заметил, что гематрия (метод раскрытия «тайного смысла» при условии, что буквы можно заменить числами. – Прим. ред.) этих четырех букв составляет 358, что равняется гематрии слова «Машиах» («Мессия»). Однако все эти предположения были забыты, когда появился обычай в дни Хануки играть в азартные игры.

В эпоху раннесионистского движения и возрождения иврита для волчка было придумано «аутентичное» ивритское название – севивон. Это слово, происходящее от глагола «лесовев» (вращать, крутить), изобрел пятилетний сын Элиэзера Бен-Йехуды. Было переосмыслено и значение четырех еврейских букв. В диаспоре они стали означать выражение «Нес гадоль хая шам» («Великое чудо было там»). В Израиле же букву ש заменили на פּ, чтобы можно было прочитать: «Нес гадоль хая по» («Великое чудо было здесь»). После замены буквы волчок уже невозможно было использовать в своей изначальной функции для игры на деньги, и он превратился просто в детскую забаву.

В магазинах иудаики можно приобрести дрейдлы, изготовленные из пластика, никеля, олова, дерева и других материалов. Современный дрейдл – настоящее чудо техники. Он распевает традиционные ханукальные песенки, светится и подмигивает всеми цветами радуги. Неудивительно поэтому, что он стал популярным объектом коллекционирования. На протяжении многих лет дрейдлы собирает дантист на пенсии Микки Лангсфельд из Пенсильвании. По словам коллекционера, дрейдл может пригодиться даже в самой неожиданной ситуации: «Однажды мы с семьей зашли в ресторан Grumpy’s, расположенный в горах Элк. Там отличная еда, но обслуживают очень медленно! Чтобы скоротать время, мы решили сыграть в дрейдл на орехи!»

Кэрол Бреман Немо из Атланты тоже коллекционирует дрейдлы. «Каждый раз, когда я лечу в Израиль, я обещаю себе, что на этот раз я покупаю последний волчок», – смеется она. Ее коллекция насчитывает 350 экземпляров, среди которых можно найти огромный волчок из меди и даже дрейдл, по форме напоминающий здание синагоги «Микве Исраэль» в городе Саванна, штат Джорджия. Немо завещала свою коллекцию Еврейскому музею Атланты.

Подписывайтесь:

Проректор по научной работе нью-йоркского Университета Хофстра Герман Берлинер собрал коллекцию из 375 волчков. Он признается, что всё еще находится в поиске идеального дрейдла. «У меня нет любимых экземпляров, каждый раз, когда я делаю уборку и смахиваю с них пыль, у меня появляется новый любимчик», – признается Берлинер. Его родители эмигрировали в США в 1938 году из гитлеровской Германии, поэтому особый интерес для коллекционера представляют довоенные немецкие дрейдлы. Оказавшись однажды в Гонконге, Берлинер с женой зашли в сувенирную лавку, где их внимание привлекли изысканные резные изделия из нефрита. Миссис Берлинер заказала местным умельцам нефритовый дрейдл, который подарила мужу, чем несказанно его обрадовала. Богатые коллекции дрейдлов хранятся в чикагском институте еврейских исследований «Спертус», в музее нью-йоркского Иешивы-Университета и в Большой синагоге Бухареста.

Сегодня в светских еврейских семьях волчок утратил первоначальное традиционное значение, но все-таки ежегодно в дни Хануки дети изготавливают симпатичные разноцветные дрейдлы из картона и заостренных спичек и вспоминают о великом чуде, которое – в зависимости от их местоположения – случилось здесь или там.

Одна из древнейших игрушек «волчок», с точки зрения физики, представляет собой простейший гироскоп, являющийся главным элементом различных навигационных приборов.

Существует и более сложная конструкция волчка, содержащая внутри винтовой механизм для раскручивания. Такой волчок называется «юла».

У юлы сверху есть ручка. Поставив юлу на какую-либо твердую поверхность, и поднимая и опуская ручку, можно придать юле большую скорость вращения Юла раскручивается с помощью винтообразного осевого стержня. Во время опускания этого стержня винтовой передаточный механизм, состоящий из винта и гайки, преобразует вращательное движение в поступательное или наоборот.

Юла является единственной разновидностью волчка, который содержит в себе механизм.

Юла была изобретена в конце 19 века. В 1880 году немецкий фабрикант-игрушечник Лоренц Больц из Циндорфа поставил сверху игрушечного волчка вращающуюся ручку. Надо было только потянуть за шнур, обвязанный вокруг волчка. А в 1913 году появилась первая юла от компании Bolz.

Лоренц Больц вставил в пустотелый волчок механизм с винтом и гайкой. Юла Больца приводилось в движение винтовым стержнем с ручкой на конце, на которую нужно было несколько раз надавить. При вдавливании стержня-винта внутрь юлы он заставляет через трещотку, установленную внутри юлы, вращаться юлу только в одну сторону. Когда винт вытягивается из юлы, то она продолжает вращаться по инерции.

Несколько движений «туда-сюда» и юла раскручивается до большой скорости. И может вращаться, будучи вертикально установленной, достаточно долго, пока трение точки опоры юлы о поверхность, на которой она вращается, не замедлит вращение, и юла, в конце концов, не упадет на бок.

Следующий из династии Больцев - Петер Больц сделал юлу музыкальной. Он проделал в корпусе юлы отверстия, через которые проходил воздух, и юла начала издавать жужжание. К 1937 году юла-непоседа уже могла воспроизводить звуки разных тональностей и наигрывать детские песенки.

Юла даже удостоилась чести стать памятником. Это десятиметровая юла, лежащая на боку, возле нидерландского городка Остерхоут.

ТАКОЙ ВОЛЧОК НЕ КУПИШЬ, СДЕЛАЙ САМ!

Делаем волчок-центрифугу. Вам понадобятся бусинки. Вырежьте из картона кружок (можно взять пластмассовую крышку). Проткните ее в середине спичкой. К краям прикрепите на ниточках бусинки. Ниточки не должны быть ни слишком короткими, ни слишком длинными. Когда волчок будет крутиться, то бусинки, нанизанные на нитки будут располагаться вдоль радиусов кружка, натягивая нити и наглядно обнаруживая действие центробежной силы.

Кстати, ты изготовил маленькую центрифугу, и бусинки на ней, вращаясь, испытывают такие же нагрузки, что и космонавт при тренировке на центрифуге перед полетом в космос.



Знаете ли вы?

Антенны из дерева

По мнению индийских специалистов, в качестве телевизионных антенн лучше всего использовать... кокосовые пальмы. Исследования показали, что их древесина прекрасно проводит слабые высокочастотные сигналы.

Кроме того, в отличие от металла пальмы не боятся коррозии.

Человек-невидимка

Герою знаменитого романа Герберта Уэллса «Человек-невидимка» удалось так изменить оптический коэффициент преломления своего тела, что он стал невидимым.

Каким, по вашему мнению, должно быть значение этого коэффициента? Мог ли человек-невидимка видеть что-нибудь сам?


Любознательным

Часы на вершине горы

Почему часы с пружинным заводом на вершине горы идут иначе, чем на морском побережье?

Оказывается...
Так как на вершине горы давление меньше и вязкость воздуха понижена, то часы там должны идти быстрее.

Глушаченкова Анна

презентация о создании игрушек

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

МОУ ” СОШ № 12 г. Ржева

История игрушек имеет такую же длинную летопись, как и история самого человека. Можно сказать, что игрушки появились одновременно с появлением человека. Надо же было как-то занимать детей в первобытном племени – и их мамы давали им всякие камушки, деревяшки необычной формы – это и были первые игрушки. Самая древнейшая из всех игрушек – это кукла. Какие только формы она не имела и как только не видоизменялась на протяжении истории! Самые первые египетские куклы имели настоящие волосы, подвижные руки и ноги, одежду и головные уборы жрецов.

Погремушка. Небольшой сосуд, наполненный сыпучим материалом, который при встряхивании издает характерный шуршащий звук. Напевая колыбельную, играя с ребенком или успокаивая его, матери используют погремушку, что бы привлечь внимание младенца, заинтересовать его, отвлечь от плача, или убаюкать негромким, ритмичным шорохом.

Изначально погремушки делали из глины, бересты, дерева, лозы и других материалов; внутрь помещали горох, мелкие камушки, песок и т.д. Были и "природные" погремушки, например из головок спелого мака. Пока ребенок был мал, и не мог удержать погремушку в руках, родители подвешивали ее над люлькой - иногда просто связку деревянных ложек.

Волчок. История этой игрушки насчитывает несколько тысячелетий. Костяные волчки находили на стоянках первобытных людей, где они вероятнее всего имели культово-ритуальное значение. Африканские племена делали волчки из кусочков тыквенной корочки, североамериканские индейцы из восковых пластинок. Были войлочные волчки, берестяные, деревянные, кожаные, костяные. В Россию волчки пришли с Востока, из Китая и Японии, где они являются частью национальной культуры. Только в Японии существует более 1000 разновидностей волчка самых разнообразных форм и размеров (от 0,5 мм до 90 см). Запускают волчки вращая пальцами, при помощи веревки или бросая особым образом

Мяч. Одна из самых древних и любимых игрушек в мире. Уже в античности мячи шили из кожи и набивали чем-нибудь: мхом, перьями, семенами инжира, волосом, песком и т.д. А южноамериканские индейцы порой делали мячи из… человеческих голов. Естественно, гоняли такой мячик только взрослые. Играли человеческими головами и европейцы: В 1213 году что британские воины в честь победы над норманнами провели "футбольный" матч, использовав вместо мяча отрубленную голову вражеского полководца.

Надувать мяч воздухом придумали римляне. Такие мячи называли "фоллис" и изготавливались из пузырей животных. В Шотландском музее Стирлинга Смита храниться старейших из найденных мячей такого рода. Возраст его составляет 450 лет. Камера мяча изготовлена из свиного мочевого пузыря и покрыта сверху кусками оленьей кожи. Считают, что в XVI веке мяч принадлежал шотландской королеве Марии Стюарт. Самые ранние детские мячи на Руси относятся к XIII веку, найдены при раскопках древнего Новгорода, сделаны из бересты или тряпок. Были и мягкие мячи, наподобие подушек, внутрь которых вшивались завернутые в бересту камушки. Получался мяч-погремушка, "два в одном". Мячи вырезали и из каповых наростов. Для придания упругости, шар-заготовку на одну-две недели закапывали во влажную землю, и затем смолили.

Скакалка. Простейшая игрушка с которой можно выдумать много интересных забав. Первое документальное упоминание о скакалках относиться к раннему Китаю. Дети использовали ее для игры в "сто прыжков". К сожалению, правила этой игры до наших дней не сохранились. Прыжки через скакалку ("skipping") часто совмещаются с чтением стишков или пением песенок. Наибольшей популярностью скакалка пользовалась в Голландии: дети усложнили игру, перепрыгивая сразу через две независимо вращающиеся веревки.

Обруч. Обручи большого размера, сплетенные из виноградной лозы гоняли по земле специальными палками-погонялками еще дети египтян более 3000 лет назад. В средние века дети перебрасывались кольцами, ловя их на деревянные шпажки, играя в серсо, набрасывали обручи на палочки-мишени и т.д. Гораздо позже появился любимый девочками хула-хуп, обруч для вращения на талии. Название пошло от гавайского танца "hula" и английского слова "hoop" - обруч. О хула-хупе цивилизованный мир узнал в 1957 году. Его идею американцы подсмотрели у австралийских племен, которые до них крутили бамбуковые обручи более 1000 лет. "Изобретение" имело огромный коммерческий успех: за первые два года продаж было реализовано более 100 млн. обручей.

Йо-йо (yo-yo). Изображение этой игрушки встречается еще на греческих вазах с возрастом около 3000 лет. Вполне возможно, что сама игрушка намного старше. В XVII веке йо-йо попал в Европу из Китая, и стала забавой аристократов. Американцы узнали о йо-йо от филиппинцев, которые использовали его как эффективное оружие. Охотник привязывал камень к кожаному ремню или гибкому корню растения и ложился на ветку дерева в ожидании добычи. Когда зверь проходил под ним, охотник бросал камень вниз - так, чтобы, взлетая обратно вверх, он затянул ремень на шее животного. В случае промаха орудие, как на пружинке, возвращалось в руки, а при удачном броске, животное задыхалось, задушенное ремнем.

Пластилин. Испокон веков дети использовали для лепки глину. Всем известный сейчас пластилин был изобретен в середине прошлого века Джо Маквикером. Причем изобретатель изначально изготовил вещество, предназначенное для… чистки обоев. И отослал его для испытаний своей родственнице, работавшей воспитательницей детского сада. Неизвестно, как проявил себя пластилин в чистке обоев, но детям вещество, не пачкающее руки и более пластичное, чем глина, пришлось по нраву. В 1955 году пластилин появился в продаже именно в качестве материала для детского творчества. Благодаря своему изобретению Джо Маквикер стал миллионером в 27 лет.

Игрушки-головоломки. Первые геометрические головоломки появились в Древней Греции. Для их решения необходимо было сложить в первоначальную форму перепутанные части разрезанной геометрической фигуры. В аналогичной древней Китайской головоломке Танграм, из кусочков нужно было собирать различные фигурки животных, предметов и людей. По некоторым сведениям китайские головоломки древнее греческих и их возраст составляет более 4000 лет. В сказке Г-Х. Андерсена "Снежная королева", мальчик Кай как раз занимался решением Танграма, складывая слово "Вечность" из кусочков льда. Ближайшим родственником Танграма является разрезанная на кусочки картинка - пазл. Придумал его в 1767 году учитель Джон Спилсбери. Он разрезал на отдельные кусочки-графства карту Англии и использовал их в качестве учебного пособия на своих уроках.

Механические головоломки. В 1974 году венгерский скульптор Эрно Рубик создал игрушку, которая стала одной из лучших игрушек XX века. Это кубик Рубика. Только за первый год было продано 100. млн. игрушек. Несколько позже стали появляться подобные головоломки: "змейка", "пирамидка", в основе которых лежал тот же механизм, что и в кубике. К головоломкам-игрушкам можно отнести кораблики в бутылках (многие и сейчас не знают, как они там оказываются) и игрушки-розыгрыши.

Конструкторы. Относятся к категории детских развивающих игрушек. В 1955 году датская компания LEGO выпускает на рынок детский конструктор, состоящий из разноцветных пластмассовых кубиков, которые можно соединять друг с другом, получая бесчисленное количество комбинаций. Сама компанию была основана плотником Оле Кристенсеном в 1937 году и изначально специализировалась на выпуске деревянных игрушек. Интересно, что название компании он придумал, сложив вместе два датских слова": "leg" (играй) и "godt" (хорошо). И лишь по прошествию нескольких лет Кристиансен узнал, что слово "lego" на латыни означает "соединяю".

Солдатики. Первые миниатюрные фигурки воинов, вырезанные из дерева, археологи нашли в египетских захоронениях. Если умирал ребенок знатного египтянина, то вместе с ним в загробный мир отправлялась его игрушечная армия. У греческих и римских детей солдатики также были в почете. Государства вели постоянные войны, и игра в солдатиков возникла как один из видов подражания детьми делам взрослых. Был найден даже игрушечный макет "Троянского коня", начиненный крошечными глиняными солдатами и офицерами. Солдат вырезали из дерева, но чаще лепили из глины или воска, т.к. лепка гораздо быстрее пополняла игрушечную армию.

Солдатики, как относительно доступные игрушки появились в XVIII веке в Германии. Ремесленники использовали в качестве материала олово (или более дешевый свинец). Производство игрушечных солдат достигало грандиозных масштабов. Только пять Нюрнбергских заводов за один день выпускали 500тыс. фигурок. Немецкие солдатики были плоскими, а изготавливать объемные армии начали французы.

Игрушечное оружие. Макеты оружия для игры и упражнения возникли вместе с появлением самого оружия, и с ним же эволюционировали. Дети аристократов и дворян бегали, само собой, не с палками. Их с ранних лет готовили к войне, игра была скорее набором предварительных упражнений на обязательную тему. Оружие детей в точности копировало настоящее, но было меньше по размерам и весу, под стать своему маленькому владельцу. Изготавливались также и детские доспехи, состоявшие, минимум, из шлема и нагрудника. Известен даже набор игрушечных дуэльных пистолетов, для высокородных отпрысков.

Куклы. Возраст самой древней найденной куклы оценивается в 30-35 тыс. лет. Сделана она из мамонтовой кости и имеет подвижные конечности. Но эти древние фигурки вовсе не были игрушками. Изначально куклы изготавливались для обрядовых целей. Куклы-обереги клались в колыбель младенца, чтобы не подпустить к нему злых духов. Свадебные куклы приносились на брачной церемонии в дар богине плодородия. Были куклы, сопровождавшие умерших в загробный мир. Нередко кукла "шла в комплекте" с определенным заговором, например, что бы ребенок хорошо спал, над куклой, кладущейся к нему в люльку, шептали: "Сонница-бессонница, не играй с моим дитятком, а играй с этой куколкой!"

Мягкая игрушка. Из всех видов кукол мягкие игрушки самые молодые и появились как вид в XIX веке. Поначалу мамы сами шили из лоскутков ткани и ваты объемные фигурки (в основном различных животных) своим детям. К концу века стали появляться фабрики по их изготовлению. Одно из самых старейших предприятий отрасли, фирма "Steiff", в 2005 году отметила свое 125-летие. 27 октября в США и ряде западноевропейских стран отмечается день рождение Тедди, игрушки, стоящей особняком в мире кукол. Речь идет о плюшевом медведе, ставшим для многих людей символом уюта и детства.

Заключение "Скажи мне, во что ты играешь, и я скажу, кем ты будешь". Психологи так до сих пор и не могут придти к единому мнению по поводу того, вредно или полезно увлечение куклами. Одни считают, что дети, играя в куклы, репетируют моменты будущей взрослой жизни, а для взрослых это своего рода психологическая отдушина от повседневной жизни. Другие же наоборот, полагают, что кукла отвлекает от реальности и переносит человека в мир иллюзий, что негативно сказывается на социальной адаптации индивидуума.

Демидов М.С. 1

1 Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Волчковская средняя общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза Ф.А.Сорокина

Зайцева Н.С. 1

1 МБОУ Волчковская СОШ

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

1. Введение

Почему я выбрал эту тему?

У каждого человека есть своя малая родина, которая является частью нашей страны России. Я очень люблю своё село и хочу, узнать о нём всё и рассказать моим друзьям и одноклассникам. Мне хотелось бы, чтобы через мой проект ребята узнали об истории этого замечательного села. Многие из моих сверстников думают, что село - это грязь, безработица и, вообще, что-то неинтересное и скучное. Я хочу развеять их общее мнение, узнать и рассказать о своём селе - Волчки, в котором живу с рождения.

Существует древняя и мудрая пословица «Не знающий истории будет блуждать, не знающий родства будет бедствовать», поэтому исследование истории села и своего рода является актуальной и важнейшей задачей каждого человека. А на карте нашего района много местностей, о которых мы сейчас знаем только по воспоминаниям наших бабушек и дедушек, о них практически не осталось никаких сведений, кроме их названия.

Я решил исследовать историю нашего села. Мне хотелось узнать, что могут рассказать названия отдельных уголков села об истории малой родины. Поэтому я проведу своё маленькое исследование.

Для этого мне надо - научиться работать с дополнительной литературой, находить полезную информацию, учиться анализировать и делать выводы.

Я предположил, если узнать историю села то можно объяснить происхождение отдельных уголков села, улиц. Это моя гипотеза.

Поставил перед собой вопросы, на которые надо искать ответы.

Наметил план действия.

Для поиска ответов я обратился за помощью к толковому словарю, поговорил со старожилами села, встретился с работниками библиотеки, посетил краеведческую комнату в школе, посетил сайты интернет, побывал в Волчковском сельском совете, обратился за помощью к учителю истории.

Цель моей исследовательской работы:

    Познакомиться с историей села Волчки, узнать, как из истории села объяснить происхождение отдельных уголков села, улиц.

Задачи, которые я буду решать в ходе исследования:

    Формировать опыт исследовательской деятельности:

Познакомиться с историческими документами по созданию села Волчки в школьном музее, в библиотеке.

    Находить полезную информацию:

Узнать когда и как возникло село.

Происхождение названия села.

Узнать о происхождении отдельных уголков села, улиц.

    Научиться работать с дополнительной литературой.

    Учиться анализировать и делать выводы.

Основополагающий вопрос: Почему село так названо?

Объект изучения: Окружающий мир.

Предмет изучения: история моего села.

Метод исследования: поисковый, исследовательский.

План моих действий:

    Обсудить тему в классе

    Искать ответы на вопросы. Через библиотеки и Интернет найти документы и фотографии об истории моего села.

    Отсканировать старые фото и сделать снимки современного села.

    Подготовленный материал показать своим одноклассникам.

    Основная часть.

О селе моём любимом

Будет разговор,

О селе родном и милом,

Где мы все живём!

Для начала я решил узнать, знают ли мои одноклассники, почему наше село так названо - «Волчки»? Для этого я провел опрос. (Приложение 1) Выяснилось, что большинство ребят не знают и не задумывались, почему село имеет такое название, трое решили что Волчки - это село которое названо от слова «волки». В то же время моя старшая сестра сказала, что она знает ответ на этот вопрос. Поэтому я решил сам пойти в сельскую библиотеку, школьную библиотеку (Приложение 2), в музейную комнату школы (Приложение 3), поискать в Интернете и выяснить историю села в котором я родился и живу. Вот, что я выяснил.

«Селение Усть речки Волчок и Матыра» — так называлась деревня, расположенная при устье левого притока Матыры — речки Волчок. Волчком деревня стала именоваться во второй половине XVIII века, когда была построена церковь и деревня стала селом. Волчки же появились после Великой Отечественной войны в официальных бумагах, откуда перекочевали на карты области и в книги. Новая вариация в корне исказила смысл названия, оторвав его от названия речки. Волчок - водоворот в течении реки, особенно при впадении в неё притока. Волчки, волчики - холмы, покрытые лесом, овражистая, неровная местность. Приток Матыры получил название от водоворота, ибо никаких холмов и оврагов в округе нет. Волчок - гидроним, то есть название водного объекта, широко распространённое в бассейнах Дона, Оки и Днепра, там, где жили восточные славяне. К известным хищникам название села не имеет никакого отношения.

    1. Первые сведения.

Первое упоминание о деревне Усть речки Волчок и Матыра содержится в ревизских сказках (переписных листах) 1719 года. Её жителями, вероятно, и основателями были служилые люди из-под Козлова (Мичуринска), с Белгородской укреплённой черты, по ревизии причисленные к однодворцам. Это были Фома Емельянов сын Борщёв, 1670 года рождения, и Иван Мартынов сын Жихарев. Жихаревы тесно связаны с историей села Волчок. Жихаревы жили в Волчке до 1918 года. Ещё в середине 1950-х годов пожилые люди называли центр Волчка «Жихарево». Через Жихарево ездил в село Знаменское к Рахманиновым Г.Р. Державин слушать церковный хор (из альманаха «Знаменское»). По этой же дороге не раз проезжал на родину известный композитор С.В. Рахманинов.Основанная однодворцами деревня Усть Волчок с 20-х годов XVIII века превращается в поселение крестьян нескольких помещиков.

2.3 Волостное село.

Во второй половине XVIII века Волчок был селом со своей церковью (Приложение 6).

Село Волчок оказалось на торной дороге из Тамбова в Сокольск (Липецк) и Воронеж, что способствовало его росту. самыми крупными помещиками были Жихаревы, Измайловы, Засецкие, Карпачёвы. В 1782 году в Волчке было 540 жителей, а в 1858 году - 658 крепостных крестьян в 75 дворах и 33 государственных крестьянина в 5 дворах. Волчок становится центром волости (из статьи И.Ф. Гульшина «Селение Усть речки Волчок и Матыра»).

В 1855 г. в Волчке на средства прихожан была построена церковь. Большую материальную помощь в построении храма и приобретении для него разных вещей оказал помещик Н. Никифоров. У нас в селе есть улица «Никифоровская», названная по фамилии этого помещика. В том же 1855 году на общественные средства построена земская школа. (Приложение 6)

С начала XX века за селом закрепляется название Волчок. В 1912 году в нём было 149 крестьянских дворов и 925 жителей. В их владении было 1073 десятины земли, включая луга и выгоны. Большая часть земли после реформы 1861 года осталась у помещиков. Так к началу XX века помещикам Измайлову, Ширинкину, Никифорову, Лазову и другим принадлежало около 3,5 тысячи десятин, да с полтысячи десятин оказалось в руках купцов И. Смирнова и Ф. Хвостова. Им принадлежало 4 мельницы, в том числе водяная, просорушка. Смирнов имел конный завод упряжной породы, магазин, склад товаров. Дом купца И.Смирнова даже и сейчас находится в хорошем состоянии. Он стоит на той же улице, где я живу. До этого исследования я ничего об этом не знал. Занимался он и разведением садов, которыми интересовался великий преобразователь природы И.В. Мичурин. (Приложение 6) В селе были расположены агрономический участок Козловского уезда, земская и церковная школы, больница, кредитное товарищество, а также почтово-телеграфная контора.

    1. Образование на селе

В середине XVIII века грамотных людей в сёлах почти не было. Чтению и письму обучал священник на дому, детей помещика - домашний учитель.

В 1881 году в Волчковской волости проводилась подворная перепись, по которой оказалось:

Домохозяев - 610,

Мужского пола - 1902 душ,

Женского пола - 1889 душ крестьян,

Грамотных мужиков - 94,

Грамотных женщин - 2,

Грамотных мальчиков - 3,

Грамотных девочек -.

(Из сборника статистических сведений по Тамбовской убернии. Том 2. Козловский уезд». 1881 г.)

Первая школа называлась школой грамотности. Курс обучения в ней был рассчитан на один год. Дети учились письму, счёту, чтению, получали знания по Священному писанию.

В 1855 году в селе Волчок появилась земская школа, построенная на общественные деньги.

В 1901 году деревянное здание земской школы сгорело. На средства крестьян начали строить новую школу.

В 1918 году земская и церковно-приходская школы объединились в единую трудовую советскую школу первой ступени.

В 1931-1932 годах на её базе была открыта Ш(кола) К(олхозной) М(олодёжи), с 1934 она была преобразована в неполную среднюю, а в 1936-м стала средней школой. Первый выпуск средней школы состоялся в 1939 году.

В этой же школе уже четвертый год учусь и я.

В этом году нашей школе исполняется 80 лет! (Приложение 6)

2.5 1905 - 1917 годы.

В 1905 - 1906 гг. крестьянские волнения охватили сёла: Ивановка, Плоское, Тютчево, Александровка, Волчок и ряд прилегающих к ним деревень. Восстания проходили под лозунгом «Борьба за землю» и «Снятие батраков с работы».

Руководили крестьянским движением члены эсеровского кружка: Хохлов Д.М., по специальности каменщик, Иванова Л.Е. - фельдшерица с. Волчки, дочь помещика Дмитриева - Анна Ивановна и управляющий этого имения. (Из «Политико-экономической характеристики Волчковского района». 1935 г.). Во время Первой мировой войны многие мужчины ушли на фронт.

2.6 Жизнь села после установления Советской власти.

Советская власть была установлена в Волчках в декабре 1917 года. Первыми коммунистами в нашем селе были Хлопов, Шлеина, А.С. Путилина. К.В. Павлова была председателем сельского совета. Председателем ревсовета был Войков, секретарём партячейки - Спицын.

После революции земля была передана в руки крестьянам. Каждый получил по 15 десятин. В 1918 году в Волчках были организованы народная полиция и земельный отдел. Село было центром волости. Первая коммуна на селе была создана в имении Измайлово (М. Лазовка). (Приложение 5) Организатором её был Головинский О.М.

В 1935 году из состава Шехманского района выделился Волчковский район, на территории которого образовались районные органы государственной власти и управления, в том числе и земельный отдел райисполкома. В его ведение были переданы колхозы на территории Александровского, Больше-Знаменского, Богушёвского, Волчковского, Дмитриевского, Ивановского, Красносельского, Плоскинского, Рахманинского, Таракановского и Тютчевского сельских советов. Село Волчок - центр одноимённого района.

2.7. Село в годы суровых испытаний.

Около 400-т волчковцев ушло на фронт в годы Великой Отечественной войны. Они героически сражались с фашистскими захватчиками. 165 человек из них не вернулись домой. Многие из наших земляков награждены орденами и медалями, в том числе Борис Артемович Антонов, Александр Петрович Белов, Василий Васильевич Булыгин, Василий Захарович Дёмин, Наталья Григорьевна Дроздова, Александр Трофимович Зайцев, Яков Александрович Логунов, Александр Яковлевич Медведев и другие. А Сорокину Фёдору Алексеевичу было присвоено звание Героя Советского Союза. Его именем названа одна из улиц села Волчки. С 2011 года Волчковская средняя общеобразовательная школа, в которой я обучаюсь, была переименована в муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Волчковскую среднюю общеобразовательную школу имени Героя Советского Союза Ф.А.Сорокина. Более двухсот волчковцев не вернулись с поля брани. В самом центре нашего села установлена мемориальная плита с именами погибших героев. (Приложение 6)

От жителей бывшего Волчковского района в фонд обороны поступило личных средств на сумму 211254 руб., около 3-х миллионов рублей внесено на строительство танковой колонны «Тамбовский колхозник» и эскадрильи боевых самолетов. Уже в декабре 1942 года от комиссара П.П.Куткевича, бывшего управляющего Волчковской МТС пришло благодарственное письмо. «Родные наши земляки, - писали воины, - мы узнали о вашем великом патриотическом почине, и все тамбовцы нашей части собрались на митинг. Каждый из нас думал: не подведу земляков… Танки «Тамбовский колхозник» раздавят своими гусеницами мерзкую фашистскую гадину. Не жить немцу на русской земле, не есть ему русского хлеба». (Приложение 6)

Когда закончилась война, в Волчковскую среднюю школу вернулись учителя - фронтовики: Белевитин Виктор Павлович, Белов Иван Петрович, Гуреев Николай Александрович, Евстигнеев Александр Романович, Пуляев Николай Кузьмич, Яковлев Евгений Николаевич.

2.8. Возрождение села.

Кончилась война. Постепенно мелкие колхозы укрупнялись. В 1963 году Волчковский район был ликвидирован, его территория передана в состав Петровского района, за исключением Грачёвского, Ивановского и Степного сельских советов, отошедших в состав Мордовского района.

В1961 году завершилась электрофикация села. Улучшилось сообщение с районным и областным центром.

Численность населения на 01.01.2016 г. составляет 1586 человек, 697 из которых проживает в Волчках. Об этом я узнал, посетив сельскую администрацию села Волчки. Познакомился там с документацией. (Приложение 4)

За годы своего существования наше село сильно изменилось. Оно изменилось внешне, приобрело современный благоустроенный вид, изменилась численность и состав населения. В настоящее время в Волчках находятся организации и учреждения, обслуживающие население: сельский совет, средняя и музыкальные школы, Дом культуры, библиотека, больница (поликлиника, стационар, отделение сестринского ухода), аптека, ветеринарный участок, электроподстанция, отделение связи и АТС, торговый центр, крестьянско-фермерские хозяйства, самым крупным из которых является КФХ «Матыра». В 2003 - 2006 годах была проведена реконструкция школы. (Приложение 6)

Известные уроженцы и жители села: партийно - хозяйственный деятель К.А. Марков, Герой Советского Союза Ф.А.Сорокин, Кавалеры орденов Ленина А.Р. Стефашина и Д.А.Гуреев, Заслуженный работник сельского хозяйства, Кавалер ордена «Знак Почёта» В.Ф.Сорокин. Не каждое село может похвастать людьми подобного масштаба.

    1. Происхождение отдельных уголков села, улиц.

В предыдущей главе я описал историю моего села Волчки. Читая и изучая материалы об истории моего села, я обнаружил, что встречаются знакомые слова-названия. (Приложение 5). На основе полученных сведений об истории села я составил такую хронологическую зависимость названий улиц, отдельных уголков:

Улица Никифоровская - это бывшее поместье помещика Н.Никифорова;

Деревня Лазовка (близ села Волчки) - это бывшее поместье помещика Лазова;

Деревня Мосоловка (близ села Волчки) - это бывшее поместье помещика Мосолова;

Местечко Засецкое - (близ села Волчки) - это бывшее поместье помещика Засецкого;

Деревня Киткино - (близ села Волчки) - это бывшее поместье помещика Киткина;

Деревня Анцифоровка - (близ села Волчки) - это бывшее поместье помещика Анциферова;

Деревня Богушевка - (близ села Волчки) - это бывшее поместье помещика Богушевского;

Деревня Хвостовка - (близ села Волчки) - это бывшее поместье купца Ф.Хвостова;

Деревня Таракановка - (близ села Волчки) - это бывшее поместье помещика Тараканова;

Д.Павлово - Титово - (близ села Волчки) - это бывшее поместье д.Павловка помещика Титова;

Улица Почтовая (бывшая улица имени Сорокина Ф.А.) - улица на которой находилось почтово-телеграфное отделение;

Улица имени Сорокина Ф.А. - в память о Герое Советского Союза Ф.А.Сорокина;

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Волчковская средняя школа имени Героя Советского Союза Ф.А.Сорокина - названа в память о Сорокине Ф.А., Герое Советского Союза в Великой Отечественной войне.

3. Заключение.

В результате исследования я выяснил:

Исследовательский проект «История моего села» - это живой и интересный труд. У нашего села есть история. Всякому человеку присуще желание знать свой край, свой отчий дом, место, где живёшь, учишься и трудишься. Это не только простое любопытство, но и святая обязанность. Своим проектом мне хотелось рассказать сверстникам, что нужно знать историю своей малой родины, чем она живет сегодня, с уважением относиться к прошлому. Я могу с уверенностью сделать вывод, что, узнав историю моей малой родины, я узнал и объяснил происхождение отдельных уголков, улиц села. Моя гипотеза подтверждена.

Мне хотелось возродить память о прошлом, славных страницах истории моего села, предках.

Я планирую продолжить исследования в данном направлении и собрать более подробную информацию о селе, в котором я живу.

4. Список используемых источников и литературы:

    Архивные материалы //Народное образование Тамбовской губернии за 1900-1901 учебный год: Справочник.

    Архивные материалы //Сборник статистических сведений по Тамбовской губернии. - Т.2: Козловский уезд. - Тамбов, 1881.

    Архивные материалы //Справочник Тамбовской губернии на 1913 год.

    Воспоминания жителей села Волчки.

    Гульшин И. По почину земляков. // «Сельские зори».

    Гульшин И. Селение Усть речки Волчок и Матыра. // «Сельские зори».

    Интернет сайт http://uistoka.ru/122317.

    Интернет сайт http://www.karta-rus.ru/.

    Интернет сайт http://tambovgrad.ru/Tambovskaya-oblast/25-Volchki-selo.html.

    Интернет сайт http://regionlib.ru/petrovskoe/selo-volchki/.

    Историческое краеведение: История Тамбовского края: Учебное пособие для учащихся 7-9 класов. - Тамбов: ООО «Издательство Юлис», 2007. - с.61,82,85,86

    Краснослободцев В.К истокам, к светлым своим истокам… // «Сельские зори». - 2002. - 2 октября.

    Муравьёв Н.В. Из истории возникновения населённых пунктов Тамбовской области. - Воронеж: Центр. - Черноземное книжное издательство, 1988. - с.28.

    Политико - экономическая характеристика Волчковского района //Архивные материалы ЦДНИТО.

    Попова Т.А. Сказы о земле Тамбовской. - Тамбов, 2004. - с.23.

    Решение исполнительного комитета Волчковского районного совета депутатов трудящихся №366. //Архивные материалы ТОГУ «ГАТО».

    Сохранский Л.В. Легенды и предания Тамбовского края. - Тамбов, 2004. - с.107.

    Старейшее село Поматырья // «Сельские зори». - 1994. - №88.

    Тетерева Ию Сколько бы лет ни прошло… // «Сельские зори».

Приложение 1.

Провел анкетирование одноклассников

Составил диаграммы опроса

Почему село так названо?

Приложение 2

Ищу ответы через библиотеки

Посетил Волчковскую сельскую библиотеку

Посетил школьную библиотеку

Приложение 3

Ищу ответы в школьной музейной комнате.

Приложение 4

Поиск информации в администрации Волчковского сельского совета

Приложение 5

Приложение 6

История села в фотографиях

Устье реки Волчок

Река Матыра

Развалины барского дома помещика Титова

Деревня Павлово - Титово

Дом купца И.Смирнова

Строительство земской школы в селе Волчок

Здание Волчковской средней школы 80-е годы

Здание бывшее церкви прихода «Неопалимая Купина»

Общешкольное мероприятие у памятника В.И.Ленину

Памятник В.И.Ленина в наши дни

Реконструкция Волчковской средней общеобразовательной школы

МБОУ Волчковская СОШ в наши дни

Вахта памяти

Стелла в память участникам войны в центре села

Школьники МБОУ Волчковской СОШ участвуют в акции

«Бессмертный полк»

Я нес фотографию моего прадедушки Мананникова Николая Васильевича