Русские народные игрушки названия. Стригушки, шаркунки, тряпичницы: Какими были детские игрушки в Древней Руси

Современные детские игрушки имеют давнюю историю. Наиболее древние из них это куклы. В первобытном обществе для игр использовали кости животных, предметы быта. Самая игрушка датируется возрастом 3500 лет. Она была найдена на территории юга Болгарии и представляет собой голову аиста на треноге из бронзы с добавлением серебра.

Материалами для изготовления безделушек обычно служили:

Камень, дерево

Игрушки славян

Самые первые куклы были сделаны из травы и скорее представляли , чем игрушку. Они использовались в ритуалах многих народов. У славян были распространены так называемые куклы-берегини. Они не имели лица и делались из травы, сена или лоскутков ткани.

Берегини украшали бубенчиками, которые звенели и звук их отгонял злых духов. Такие куклы должны были оберегать покой детей, отгонять хворь и привлекать добро в семью. Версий много, откуда взялось название берегиня.

Однако источников письменности в то время не было и достоверной информации нет. Берегиней славяне называли великую богиню, породившую все живое. Она считалась верховным покровителем рода человеческого. Возможно куклы служили ее уменьшенной копией.

В конце 17 века из металлов делали уже миниатюрные пушки, солдат, боевых коней. Развитию игрушечного промысла способствовала торговля с другими странами, городами.

Неизвестно кто и когда сделал первую игрушку. Ученые до сих находят разные захоронения детей с разными погремушками. Разнообразие форм и образов впечатляет. В большинстве случаев куколки у были оберегами в первую очередь.

Во-вторых, промысел детских игрушек приносил хорошую прибыль. В Древнем Египте и Древней Индии знатных особ нередко хоронили вместе с игрушками. Так фигурки кошек в Египте олицетворяли богиню ночи и луны, служащую преисподней Бастет. Фигурки кошек были оберегами от злых сил.

Аист на треноге, найденный в Болгарии также считается возможным божком, символом плодородия и защитником семьи. История игрушек отражает историю развития человечества и его ремесел. Им придавали таинственные свойства, нередко они оживали в сказках народов.

Мастера всех веков стремились сделать кукол больше похожими на человека. В Африке и некоторых странах Европы использовались в обрядах человеческого гипноза, жертвоприношения и исцеления.

Читайте, комментируйте, делитесь статьей с друзьями.

До новых встреч на страницах .

Славянские детские игрушки существовали еще тысячи лет тому назад. Изготавливали детские игрушки в то время из самых простых и подручных материалов из дерева и глины. В IX веке славянские племена изготавливали игрушки из дерева, но не только для забавы своим детям, но еще и для торговли на базарах и ярмарках, об этом говорят находки археологов. Называли это игрушки славяне патешками. Древние игрушки не сравнить, конечно же, с современным разнообразием конструкторов, кукол и машин и многим другим. Новгород считался крупным центром по торговле на Руси, куда съезжались купцы и торговцы с далеких стран, и здесь древние потешки пользовались спросом и популярностью, не уступали резным сундукам и деревянным ложкам.

Впервые упоминания о потешках появились в письменах в XVII веке. В них говорится, что эти игрушки покупались для царских детей в Троице - Сергиевском монастыре, и были они в виде птичек и лошадок.

Игрушки изготавливались в мастерских местными умельцами и играли ними и царские дети, и дети простых людей. Сохранились записи, в которых говорилось, что для детей Петра I было куплено 18 патешек в Москве, когда проходили торга - это были коровы, лошадки, лебеди, олени, птички, уточки, овечки и др.

Уже в те времена начали появляться наборы солдатиков, конечно это не современные игрушки, но большой прорыв для того времени.

Древние русские игрушки называли - «панки», их делали мастера в северной России до начала ХХ века. Слово «панк» пошло от слова «панг», что означает «ствол», потому что игрушку изготавливали из сплошного куска дерева. Это были схематические игрушки: фигурки зверей, птиц и человеческие изображения, без прорисовки точных деталей. Играя, ребенок представляет себе детали такой игрушки, у него развивается фантазия и побуждается воображение, по такому же принципу сделан и конструктор лего, собирая его, ребенок учится конструировать и придумывать.

В наше время такие самодельные игрушки используются в Вальдорфской школе. Методика этой школы направлена на творческое и духовное развитие ребенка, познание себя и всего мира, развить в нем творческие способности в это развитии и помогают образы самодельных игрушек.

Что нам дают деревянные игрушки?

Игрушки из дерева во всем мире считаются безопасными для детей и экологически чистыми.

  • Деревянные вещи и игрушки подарят вам и вашему ребенку умиротворение и помогут успокоиться. Есть поверье, что гуляя в лесу, можно обнять дерево и постоять возле него, оно поможет вам успокоиться, набраться сил, получить душевное спокойствие и силу. Если ваш ребенок будет играть с игрушками из дерева, он будет получать от них тепло и силу.
  • Преимущество деревянных игрушек в том, что они приносят очень приятные тактильные ощущения, а еще они теплые и гладкие. Играя с такими игрушками, ребенок будет развивать мелкую моторику и сенсорные ощущения.
  • Современные игрушки содержат в себе очень много электроники, деталей и очень функциональны, он это не всегда нужно ребенку. Простота и незатейливость деревянной игрушки позволит ребенку развить фантазию и воображение. Также она будет побуждать его к активным играм и изучению окружающего мира.
  • Деревянные игрушки это частичка, которую передали наши предки через поколения, и которую будем передавать мы. С такими игрушками передаются традиции и они дают ощущения, что вы приобщаетесь к древней культуре.
  • Деревянные игрушки более прочные, по сравнению с другими игрушками, если даже ребенок ударит ней, то она все равно останется целой. Такую игрушку не так просто сломать, как другие и они прослужат более долго.
  • Не кто не спорит о красоте деревянных игрушек они яркие и радующие взгляд. Изготовление таких игрушек вручную можно рассматривать как настоящее произведение искусств.
  • Детские игрушки не обошли вниманием и знаменитые философы. Аристотель предложил создавать игрушки из природных материалов это одновременно будет чем-то занимать детей и внедрять воспитательную функцию. А вот изобретением Аристарха стала - погремушка. Изобретением Лафарета стали деревянные кирпичики, с помощью, которых дети могли строить различные домики и постройки.

    Многие философы, такие как Локка, Платон и Фребель, считали, что те игрушки, которые становятся любимыми для ребенка, поспособствуют его умственному развитию и формированию характера.

    Деревянные игрушки связывают нас с обрядами наших предков, так многие фигурки являются воплощением природных сил в образе животных и людей. Куклы олицетворяют Берегиню (Мать-Землю), конь – солнце, птицы стихию воды или воздуха эти фигурки несут смысловую нагрузку в нашу жизнь. Глиняные свистульки, пришедшие к нам из древности, раньше использовали в обрядах, считалось, что свист отпугнет злых духов.

    По другой версии деревянные игрушки используются для подражания бытовой жизни взрослых, и не несут ни какого мифологического смысла.

    Вопрос о том, откуда произошла игрушка остается и сейчас открытым. Раньше понятия культовое и игровое значение были тесно переплетены между собой и потом когда постепенно стали забываться обряды, игрушки стали только предметом развлечения для детей.

    Со временем воплощённые раньше силы стихий в игрушки сейчас истолковываются по-другому, так Великая Берегиня стала – барыней или девушкой-красавицей, птички уже изображаются более конкретно – уточкой или курочкой, лошадь, выполняет работу, тянет воз или везет всадника. Медведю отведена роль весельчака и добродушного зверя, образ который пришел к нам из добрых сказок. Изменился окружающий мир, появились новые сюжеты, но образы, пришедшие к нам из древности, и сейчас пользуются мастера разных народов.

    В России, у детей из простых семей, игрушек было немного. А в некоторых крестьянских семьях игрушек не было совсем. В игре они использовали баночки, гвоздики, камешки, деревянные крашеные яйца и другие подручные игрушки. В старых книгах все-таки удалось найти некоторые сведенья об игрушках, которыми играли крестьянские дети.

    Вот одна история: « Когда то очень давно жила женщина в селе Богородском, и чтобы чем-то развлечь своих детей она сделала из дерева куклу и назвала ее Аукой, запеленала ее и отдала детям. Дети поигрались с ней и когда надоела, закинули ее на печь. Муж собирался ехать на ярмарку и взял с собой игрушку, чтоб показать ее купцу, который продавал разнообразные фигурки и безделушки. Аука понравилась купцу, он купил ее и заказан на продажу еще несколько кукол».

    Еще в XVII веке возле Троице-Сергиевой лавры купцы торговали разнообразные деревянными игрушками: мишками, конями и птицами. Уже тогда на базарах можно было встретить игрушки с движущимися деталями. Каждый мастер специализировался на своей диковинной игрушке, кто то вырезал только птиц, кто то зверей, а кому то удавалось фигурки людей. А некоторые мастерили щелкунчиков или орешников – это такие фигурки в виде стариков с искривлёнными носами, которыми кололи орехи.

    Были и мастера, которые делали «разводы». Это игрушка, у которой были раздвижные планки, на которых находились звери или люди. Другие мастера могли сделать животных с двигающимися лапами. Были и умельцы на все руки, которым поддавались все типы фигурок.

ТАРАХТУШКИ, то есть погремушки, делали из различного материала: из дерева в виде точеного шарика; на деревянной ножке, а внутрь помещали горох или мелкие камушки. Из березовой коры в виде 6- или 8-угольных коробочек; рог от козы или коровы, затянутый пузырем с горохом внутри. Пузыри домашних животных промывали, клали несколько горошин, надували, завязывали и сушили — тарахтушка готова.

СОЛОВЕЙ. Это глиняный горшочек, величиной с яблоко. Имеет носик, как у чайника, и несколько отверстий, наполняется водой и при вдувании образует мелодию, которая отвлекает и забавляет ребенка.

РЕВУНЫ. Получались из плодов акации и соломинок. Крепко натягивая листочек пырея, ленточку, листочек бересты, коры, стебельков, можно произвести пронзительный звук пищания.

КУБАРЬ. Небольшой деревянный шар или цилиндр на коротенькой ножке, похожий на волчок, пускали по полу, земле или по льду. При игре дети подхлестывали его кнутиком и этим заставляли вертеться его без конца. Иногда дети спорили, кто дальше угонит кубарь или перегонит его через песок, лужу или грязь.

ДЗЫК. Берут обыкновенную пуговицу, вставляют в дырочку тоненькую палочку, один конец которой заостряют, а за другой берут пальцами и приводят в движение — происходит легкое жужжание.

ФУРЧАЛКА. Берется тоненький кружочек или пластинка из дерева, свинца, кости; посередине делают две дырочки и протягивают две ниточки. Закрутив нитки, начинают быстро дергать их руками, то натягивая, то ослабляя. От этого происходит быстрое вращение и особый шум фурчания.

ТРЕЩОТКИ. Бывают двух видов: деревянный валик с рукояткой и трещотка из 10-15 дощечек.
Трещотка, кроме забавы, имела распространенное применение при охране фруктовых садов от птиц, а в дальнейшем как шумовой инструмент при исполнении песен.

ПИЛЬЩИК. Это довольно остроумная игрушка, напоминающая собой качание маятника. Была популярна в Туле, Нижнем Новгороде. ^ Пильщика ставят на край стола, а нитку с камнем опускают вниз. Дают легкий толчок по его голове, и он качается довольно долго, натягивая нитку о край стола.

СОЛДАТ С САБЛЕЙ. В плечо деревянного солдатика вставляли валик. К валику прикрепляли деревянную саблю или куриное перо. Ставят куда-нибудь на ветер, и когда он подует, солдатик делает движение саблей. Распространена в Вятской губернии.

ПЛЯСУНЫ. Из дерева вырезают двух человечков, у которых руки и ноги слабо привязаны нитками. Плясуны нанизываются на конский волос, который еле-еле заметен. При подергивании плясуны смешно двигаются, кажется, без видимой причины.
Свистулки

КУЗНЕЦЫ. Два деревянных бруска кладут один на другой, на них верхом усаживают две фигуры с молотками в руках, а в середине — наковальня. Затем бруски начинают разводить в разные стороны, и куклы двигаются, создавая эффект работы в кузне.

КОЗЮЛЬКА. В деревянный ящик величиною с портсигар укрепляют спирально вырезанную деталь, к ней приделывается иголка-жало и прикрепляется нитка. Нитка расположена в коробочке по лабиринту спирали, и, когда играющий дергает за конец, который торчит из коробочки, высовывается «козюлька» с игольчатым жалом.

МЕЛЕНКИ. Делают два или четыре крыла на подобие мельничных крыльев. Эти крылья надевают на валик, а валик — на палочку и выставляют против ветра. От ветра они свободно крутятся и приносят детям большое удовольствие.

ЦЫКАЛКА. Похожа на современный шприц, только дети изготовляли ее из твердого стебля дикого морковника, борца и тому подобное.
В нее набирали воду и устремляли довольно далеко.

ГЛИНЯНЫЕ ИГРУШКИ В ВИДЕ ХЛЕБОВ. В старой Рязани были найдены детские игрушки в виде хлебов. По этим игрушкам можно представить, каким был хлеб в то время. Дети, играющие с глиной, с большим реализмом передали Хорошо поднявшийся хлеб. Верхняя часть хлеба покрыта шахматными нарезками. Такими нарезками, должно быть, покрывались «чистые хлеба» для лучшего вкуса корки и для красоты.

КУКЛЫ. Куклы быстро Совершенствовались, от деревянных до восковых, глиняных и фарфоровых. Куклу всегда старались приблизить к реальному женскому образу и даже придумали движущиеся руки, ноги, глаза.

У славян кукла имела глубокий смысл — оберегала и походила на идола -Берегиню — пышную куклу и помещалась над крыльцом, на окнах. Позже на Русибыли популярны куклы-лихорадки. Хозяйка шила обязательно 12 штук — на 12 месяцев в году от 12 страшных болезней. Шила, чтобы угодить Лихоманкам, трясучкам, то есть задабривала духов разных болезней. Каждая имела свое имя-
Трясея, Ледея, Пухнея, Желтея, Коркуша, Грудица, Огнея, Глядея, Нивея.

У крестьян была популярна кукла-закрутка. Какая-нибудь тряпица свертывалась в скалку, перетягивалась ниткой голова и сверху покрывалась лоскутком, заменяющим платье. Иногда их называли «рясочки».

Каждая девочка умела делать и куклу-стригунок из соломы. Пучок соломы перекручивался и так получалась голова. Между двумя пучками просовывался меньший пучок — и получались руки. Оформляли куклу по-разному: и приделывали косу, и вязали платок, и из негодного тряпья даже изготовляли платья.

Совсем бедные дети вынуждены были делать кукол даже просто из поленьев, обмотав их чем-нибудь.

В Московской губернии делали кукол из глины и мела. У детей из зажиточных семей в ходу были куклы с фарфоровыми головками. Кукла всегда помогала развивать добрые, семейно-нравственные понятия и правила.

Есть такая примета: когда дети много и усердно играют в куклы, в семье будет прибыль; если же небрежно обращаются с игрушками — быть в доме беде. Верили, что кукла охраняет детский сон и оберегает ребенка, поэтому она всегда рядом с ним — и в играх, и во сне. Особенно поощрялась в народе игра с куклами у девочек, так как кукла считалась еще и символом продолжения рода. Например, народы Средней Азии верили, что кукла приносит хороший урожай, если девушка играет с ней до самого замужества.

В русской деревне тряпичная кукла — наиболее распространенная игрушка. Она была в каждом крестьянском доме, а в некоторых семьях кукол насчитывали до сотни.Тряпичные куклы дети начинали «вертеть» с пяти лет.

КУКЛА-ЗАКРУТКА.Свертывали в скалку кусочек цветной ткани, обтягивали лицо белой тряпицей и стягивали её на уровне шеи. Затем скатывали боковые остатки ткани, получались руки — вот и готова кукла. Наряжай! Надо сказать, что куклу делали с большим старанием, так как по ней судили о вкусе и мастерстве хозяйки.

Куклу наряжали, но лицо не рисовали. Такие куклы назывались «безликими». По народным поверьям, кукла с лицом как бы приобретала душу и могла повредить ребенку. Поэтому безликая кукла являлась одновременно и оберегом.

Раньше был обычай: как только женщина почувствует, что у нее будет ребенок, она начинала мастерить тряпичную куколку-закрутку: «Связывала поначалу тулово, потом приделывала ручки вместе с головушкой, а уж тоды наряжала простенько. Работала без иголки: не надо, чтобы руки прикасались к металлу. И вот соорудит такую куколку мама и за две недели до родов укладывает ее в люльку, и они обе уже ждут, когда появится ребеночек. А куколка оберегает люльку от дурного глаза. Вырастет ребеночек, играет в свою куколку-оберег, в которой сохранилось тепло маминых рук. Став взрослой, девочка сама за две недели до рождения своего ребеночка делает такую куколку-оберег».

Сделать такую куклу-закрутку несложно. Особенность работы состоит в том, что мы делаем куклу без иголки, только закрутка, только тряпочки и завязывание хлопчатобумажной ниткой.

Возьмем небольшой кусочек любой ткани, размерами примерно 20х20 см. Нижний край следует отогнуть на 2-3 см и не очень сильно закрутить. Свободный край бокового среза также выгнем наизнанку и получим только один открытый срез -вверху. В двух местах (условно на линии шеи и талии) перевязываем закрутку нитками. Вот и вышло у нас так называемое «тулово». Оно должно быть устойчивым, для этого и нужен подгиб внизу. Можно в закрутку «тулова» вставить тонкий ватный стержень.

Далее делаем голову вместе с руками. Возьмем такой же квадратик ткани, подложим для шеи кусочек ваты, накроем по центру лоскутком, слепим шарик — голову и крепко затянем нитку по линии шеи. А теперь сделаем руки. Подгоним срез и заберем лишнюю ткань внутрь рукава, а кисти рук перетянем ниткой. После того, как сделаем руки, затянем оставшуюся ткань на линии талии, при этом рукам можно придать любое направление. Кстати, одновременно с руками получается кофточка. Основа готова.

Теперь куклу можно и наряжать. Волосы и косы можно сделать из эластичного чулка. Натянем на голову куклы тонкую полоску, ее конец разрежем на три ленты и заплетем косу. Чтобы прическа не распадалась, повяжем голову лентой. Юбочку (одну или несколько) можно вырезать в виде круга — это юбка-солнце; сделаем в ней небольшое отверстие в середине и наденем на куклу. Чтобы юбка не стояла колоколом, обхватим её лентой-пояском на талии. Получился образ девушки. Если же накрыть куклу платком, получится образ женщины постарше.

Вся прелесть такой куклы в том, что делается она быстро, из самых доступных материалов и прямо во время игры. Образы и их количество могут быть придуманы прямо во время игры. А если куклу-закрутку выполнить аккуратно, она может служить и прекрасным сувениром.

ЗЕРНУШКА. Простая на внешний вид куколка — зернушка, но изготовленная с большой любовью, имеет глубокий символический смысл. Ее обычно дарили на Коляду, Рождество и иногда на праздники, связанные с урожаем. Кукла обязательно наполнялась зерном, желательно пшеницей или зерном всяких сортов одновременно, чтобы урожай был богатым на все виды зерновых культур. На Руси каша долгое время была основным видом питания, так как зерно имеет мощную жизненную силу, легко усваивается, доступно для взращивания на территории славян. Коли именно земля дает урожай — родит значит, то и образ, дающий этот урожай, женский.

Кукла делалась из мешковины. Небольшой мешочек наполнялся зерном, при этом женщины всегда пели песню или читали молитву. К туловищу-мешочку приделывалась голова без лица, повязывалась платком и тесьмой-пояском (с магическим орнаментом: вода, земля, зерно, солнце). Кукла — зернушка помогает человеку верить в удачный год, а вера помогает человеку сотворять все необходимое для чудо-жизни.


РУССКАЯ МАТРЕШКА. Русской игрушке, окрещенной матрешкой, рожденной в подмосковном Сергиевом Посаде, достались особая слава и любовь. Для жителей многих стран она стала поистине «русской девочкой», символом всего русского. И вполне заслуженно, ибо с завидной обобщенностью и с народным юмором, веселой выдумкой и красочной лаконичностью решены были мастером характер куклы, ее одежды и формы.

Случилось это так, как нередко происходит в народном искусстве, где на древнюю форму и традицию накладывается то новая роспись, то придумывается новая форма, а порой и новая функция. Фигурки такой формы существовали на Руси давно. И разъемная деревянная игрушка бытовала издревле. А вот матрешки еще сто лет назад не было.

В конце прошлого века мастер Василий Звездочкин вырезал куклу на славу, одел ее в передник и сарафан, нарядил в платок с цветочками, в руки дал петуха или платочек. И имя ей дал самое простонародное -Матрена. Успех к девочке Матрене пришел в 1900 г. на Всемирной выставке в Париже.

Древнейшая разъемная игрушка — прототип Матрешки, бытовавшей на Древнейшей Руси, — несла более глубокий смысл. Одни исследователи предполагают, что такая кукла женского рода с большим потомством есть сама богиня жизни, продолжения рода. Другие считают, что многооткрывающаяся кукла говорит о том, что человек, как и земля, имеет семь сфер — семь тел.
И эти тонкие тела прежде наши предки видели. И еще, древние мудрецы говорили, что семь поколений сохраняют память и генетические коды. Семь поколений из рода: в род зависят друг от друга, вот почему так бережно относились ко всем традициям и законам рода.

КУКЛЫ-ПЕЛЕНАШКИ делались из всего, что имеется под рукой. Пеленали и полено, и деревянную ложку, и пучок соломы.

КУКЛЫ-СТРИГУНКИ делались из соломы.

КУКЛЫ-НЯЖОШКИ из чистых тряпиц, чтобы ребенок перед сном мог ее обнять и даже поцеловать

Рассказ об игрушках для детей

Детям об истории игрушки

Игрушка, как атрибут детства

Егорова Галина Васильевна.
Должность и место работы: учитель обучения на дому, КГБОУ "Мотыгинская общеобразовательная школа - интернат", п. Мотыгино Красноярского края.
Описание материала: В данном рассказе кратко изложена история происхождения игрушки. Этот материал может быть полезен и интересен учителям начальных классов, воспитателям старших групп детских садов. Информацию об игрушке можно использовать на тематических классных часах.
Цель: Формирование представления об игрушке через рассказ.
Задачи:
- образовательные: рассказать краткую историю о происхождении игрушки;
- развивающая : развивать внимание, память, воображение, любознательность;
- воспитательная: воспитывать интерес к истории старинных игрушек, к русской культуре.
Содержание:
Что же появляется в доме с момента рождения ребенка? Конечно, игрушки. Причем, с детства его окружают яркие красивые погремушки, которые со временем переходят в мячики, пирамидки, кубики, кольца. Игрушки были необходимы детям во все времена.


По археологическим исследованиям и некоторым литературным источникам можно судить об истории игрушек древнего мира. В Древнем Египте игрушки в основном делали из дерева и ткани. До наших дней сохранились фигурки домашних животных, куклы, мячи.



Мастера Древнего Египта старались передать в игрушке реальность окружающего мира: игрушка-крокодил с открытой пастью, тигр со своей жертвой и многое другое. Некоторые игрушки могли рассказать даже о социальной структуре Древнего Египта: телесные наказания раба или работающий раб.
В античные времена в Греции и Риме игрушки были особым средством воспитания. До наших дней сохранились художественные игрушки из слоновой кости, янтаря, терракоты (куклы, фигурки животных). Было налажено ремесленное производство игрушек, которые хорошо продавались в разных странах. Многие игрушки того времени были с заводными механизмами, что говорит о высоком профессионализме мастеров.
Многие игрушки средневековья находятся в музейных коллекциях разных стран. Сохранились игрушки, принадлежащие представителям знати и их детям: кони в рост ребенка, доспехи, шлемы, щиты, мечи. В каждом богатом доме была кукла - хранительница домашнего очага. Сохранились целые кукольные дома с обстановкой, выполненной из дорогих материалов с украшениями из драгоценных металлов, камней. Такие куклы – талисманы делались в одном экземпляре, хранились как фамильные ценности и передавались по наследству.
Для детей бедноты игрушки изготавливались из недолговечного материала: соломы, коры, деревьев, глины. Поэтому до наших дней они не сохранились.


На Руси игрушки имели большое воспитательное значение. С ними передавалось по наследству мастерство, они готовили к жизни, развивали физически и духовно. Первыми игрушками были колокольчики, подвески с шумом, пестрые лоскутки, трещотки. А потом ребенок получал мячи, луки, волчки, свистульки, куклы. Расцвет игрушечных промыслов относится к 16 -17 векам, когда начали развиваться народные деревянные и гончарные игрушки. Популярными стали Гжель, Дымковская игрушка, Городецкая.




С развитием промышленности, средств передвижения менялось и содержание игрушек. Стали появляться автомобили, поезда и другой вид транспорта. Со временем появятся пневматические, магнитные, электрифицированные игрушки.
Развитие электронной промышленности дает новые возможности в создании сложной детской игрушки.

Рянняль Валерия

Давным-давно, когда в небе сверкали молнии грозного Перуна, добрый Сварог охранял небесный огонь, а Велес оберегал домашний скот и диких зверей, люди и боги не жили обособленно. Великие славянские боги хранили порядок во всём мире. Русалки, домовые, водяные, лешие оберегали реки, леса, дома. Но не всегда божества выполняли просьбы человека: слишком много у них было дел. И наши далёкие предки стали создавать новых богов из глины, камня и дерева. Минули века. Русь приняла христианство, а язычество тесно переплелось с фантастикой и закрепилось в мире детства: идолы стали куклами, шары Сварога – мячами, солнечные кони – детскими лошадками. Такова одна из теорий возникновения первых игрушек на Руси.

Детская игрушка – интереснейший элемент древнерусской культуры, так как он связан с реальной жизнью, окружавшей детей. Изучением народной игрушки занимались многие учёные. В наше время детская игрушка эпохи Древней Руси изучена и описана достаточно подробно, но, к сожалению, немногие люди знают, чем играли дети в далёком прошлом. Некоторые наши современники, очарованные многообразием и замысловатостью современных игрушек, ошибочно предполагают, что в старину никаких интересных детских игрушек и не было.

Чтобы просветить сверстников, взрослых знакомых и родных, мы решили с точки зрения культурологии, истории и лингвистики подробно изучить мир старинной детской игрушки, созданной нашими предками-славянами. Такова цель нашей работы.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Городская выставка-конференция школьников

«Юные исследователи – будущее Севера. ЮНИОР»

Социально-гуманитарные и экономические науки: культурология.

Старинная детская игрушка и её история

ученица 5 класса Б

Руководитель: Симоненко И.О.,

учитель русского языка

МБОУ г. Мурманска гимназия №2

Мурманск

2012

Введение………………………………………………………………..…….………….………......3

ДРЕВНЕРУССКАЯ ДЕТСКАЯ ИГРУШКА И ЕЁ ИСТОРИЯ……….…….…….……….…..4

1.1. Что мы называем старинной игрушкой?...................................................................................4

1.2. Предметы для детских игр, копирующие предметы взрослого мира, и их история…………………..……..…………………………………………….………………...5

1.3. Игрушки, придуманные взрослыми для детей, и их история……..…..……..….……….….7

Заключение…………………………………………………..…………………….…………….…12

Список используемой литературы…….……………………………………..……….…………..13

Приложение 1. Деревянные игрушки XI-XIII вв. …..………….……….………….………….14

Приложение 2. Русская игрушка ХI-ХIV вв. ………………………………………...………….15

В ВЕДЕНИЕ

Давным-давно, когда в небе сверкали молнии грозного Перуна, добрый Сварог охранял небесный огонь, а Велес оберегал домашний скот и диких зверей, люди и боги не жили обособленно. Великие славянские боги хранили порядок во всём мире. Русалки, домовые, водяные, лешие оберегали реки, леса, дома. Но не всегда божества выполняли просьбы человека : слишком много у них было дел. И наши далёкие предки стали создавать новых богов из глины, камня и дерева. Минули века. Русь приняла христианство, а язычество тесно переплелось с фантастикой и закрепилось в мире детства: идолы стали куклами, шары Сварога – мячами, солнечные кони – детскими лошадками. Такова одна из теорий возникновения первых игрушек на Руси [ 3 ] .

Детская игрушка – интереснейший элемент древнерусской культуры, так как он связан с реальной жизнью, окружавшей детей. Изучением народной игрушки занимались многие учёные. В наше время детская игрушка эпохи Древней Руси изучена и описана достаточно подробно, но, к сожалению, немногие люди знают, чем играли дети в далёком прошлом. Некоторые наши современники, очарованные многообразием и замысловатостью современных игрушек, ошибочно предполагают, что в старину никаких интересных детских игрушек и не было.

Чтобы просветить сверстников, взрослых знакомых и родных, мы решили с точки зрения культурологии, истории и лингвистики подробно изучить мир старинной детской игрушки, созданной нашими предками-славянами. Такова цель наше й исследовательской работы.

Для достижения поставленной цели нам необходимо решить следующие задачи:

1. Проанализировать материалы «Толкового словаря русского языка» С.И. Ожегова, Н.Ю. Шведовой [ 4 ] и «Толкового словаря живого великорусского языка» В.И. Даля [ 2 ] , чтобы определить и уточнить значение слова-понятия «Игрушка»;

2. Собрать, проанализировать и систематизировать материал по истории старинных детских игрушек;

3. По материалам «Этимологического словаря русского языка» М. Фасмера [ 7 ] и « Краткого этимологического словаря русского языка» Н.М. Шанского [ 9 ] выяснить историю происхождения необычных слов-названий предметов (игрушек) , придуманных взрослыми для детских игр и забав;

4. Сделать выводы по результатам исследования и познакомить с ними сверстников.

Методы исследования :

  1. Метод анализа словарных дефиниций (сопоставительный анализ статей словарей разной направленности);
  2. Метод анализа исторических источников;
  3. Метод синтеза по лученных данных.

ДРЕВНЕРУССКАЯ ДЕТСКАЯ ИГРУШКА И ЕЁ ИСТОРИЯ

  1. Что мы называем старинной игрушкой?

«Толковый словарь русского языка» С.И. Ожегова, Н.Ю. Шведовой отмечает: «Игрушка – 1. Это вещь, созданная для игры. Детские игрушки» .

В.И. Даль в «Толковом словаре живого великорусского языка» увлеченно пишет: «Играть, игрывать чем-то - шутить, тешиться, веселиться, забавляться, проводить время потехой, заниматься чем-то для забавы, от скуки, безделья; издавать и извлекать музыкальные звуки. Ребенок играет куклой, кошка мышью, а всяк любимою мечтою. Играть в горелки, в гулючки, в отгадышки, в свинки, в кости, в бабки. Игорщик, игровщик, игральщик - играющий, кто тешится, забавляется чем-либо, участвует в игре. Игрун, игрунок, игруша, игрунья, игрунишка, игрунчишка - шалун, баловник, шутник. Игрушка, игрушечка – вещица, сделанная для забавы, для игры или потехи, особ. детям; новг. бабка, арх. бабушка, вост. балушка, потешка, баловка; южн. цацка. Игрушечник - кто делает или продает детские игрушки. Игрушечница - коробок или ларец для храпенья игрушек».

На Руси детские игрушки были не очень разнообразны, да и пора детства у ребятишек в старину была короче, чем в наши дни: ребёнок (от «робёнок», «робъ», т.е. «раб», «работник», ) уже в 10-12 лет считался полноценным работником и помощником взрослых. Лишь маленьких детей баловали игрушками. Их изготавливали из того, что было под рукой: из остатков ткани, из глины и дерева.

Вместе с тем в жизни славян изготовление игрушек не было чем-то второстепенным. Большинство игрушек - самоделки, они изготовлены родителями детей или самими детьми с душой, а потому являются результатом индивидуального творчества наших далёких предков.

В рамках нашего исследования мы выделили 2 группы игрушек, которыми играли дети в старину на Руси. Рассмотрим классификацию подробнее.

  1. Предметы для детских игр, копирующие предметы взрослого мира, и их история

Игрушка в жизни ребёнка имеет большое значение. Одна из функций игрушки – развитие определённых навыков у ребёнка и приобщение к миру взрослых. Известно, что в старину в качестве игрушек использовались миниатюрные копии различных орудий труда: известна, например, находка железных топориков малых размеров. Часть игрушек производили мастера-ремесленники, другую часть - родители детей, третью - сами дети .

Археологи отмечают, что любимой игрушкой мальчиков в старину было игрушечное оружие: мечи, ножи, копья, кинжалы (см. Приложение 1) .

Среди различных видов оружия на Руси наиболее грозным был меч - символ воинской доблести, а отчасти и власти. Меч – дорогое оружие, его обладателями были профессиональные воины-дружинники. Русский меч в письменных источниках часто противопоставляется сабле кочевника и топору простолюдина. На мече клялись и принимали присягу, дорогие мячи передавались наследникам, а в отсутствие таковых их клали в могилу вместе с владельцами. Вот почему деревянные мечи-игрушки, изготовленные из сосны, были так распространены. В длину они достигали 60 см. Ширина рукояти соответствовала ширине ладони ребёнка в возрасте 6-10 лет.

Не менее распространенным, чем мечи, видом оружия на Руси были копья. Детские деревянные копья были похожи на настоящие, но иногда в качестве игрушечного оружия выступали просто заостренные палки.

Наряду с мечами, копьями и кинжалами как боевое оружие и орудие охоты использовали луки. Детские игрушечные луки и стрелы делали из орешника, можжевельника, дуба (см. Приложение 1) .

К детским игрушкам также относятся кнуты – палки длиной до 30 см с кольцом на конце. Сам кнут делали из кожи или палки. Такие кнуты нужны были для «езды» на игрушечной лошади и для вращения кубарей - деревянных игрушек.

Из сосновой коры взрослые для детей делали лодочки (их длина около 15 см; корма и нос заострены) (см. Приложение 2).

Девочки в старину, как и в наше время, играли игрушечной посудой размером от 1 до 5 см (см. Приложение 2). Это горшки, кувшинчики, сковородки, даже миниатюрные глиняные светильники. Часть этой посуды изготовлена вручную, но есть игрушки, изготовленные гончарами. Игрушечная глиняная посуда копирует формы столовой и кухонной керамики Древней Руси.

Особое место среди детских игрушек занимают лошадки , вырезанные из дерева (см. Приложение 1). Кони у славян считались главными животными, коней вышивали на рубахах и полотенцах: без коня не было хлеба.

В каждом доме для мальчика обязательно делали деревянного коня. В старину существовал обычай: когда малышу исполнялось 3 года, с его головы состригали прядь волос, а потом сажали на настоящего коня. Таким был обряд посвящения в мужчины-воины. Потом живого коня заменил деревянный: конь-каталка на колёсиках, кони-салазки, конёк-скамья или просто палка с верхним концом, оформленным в виде головы коня. И не имело значения, в какой семье рос мальчик (в крестьянской или царской) - игрушечный конь был обязателен. Сохранилось описание коня на колёсиках, которого подарили будущему императору Петру Первому, когда ему исполнился годик. Конь был сделан из дерева и обтянут настоящей жеребячьей кожей. А нагрудник украшали изумруды .

1.3. Игрушки, придуманные взрослыми для детей, их история

Существовали в старину и такие игрушки, которые были придуманы, изобретены взрослыми специально для детей. Эти предметы зачастую имеют интересную историю и названия.

Первая игрушка младенца – погремушка (грематушка ) , шаркунок (от вост.-слав. шаркать [ 7 ]) , писанка (см. Приложение 2) . Первые погремушки гремели над колыбельками малышей не для забавы. Они, по мнению наших предков, отпугивали злых духов. Погремушки были круглой формы, как солнце (ведь нечисть боится солнечного света), или крестообразной. Делали погремушки из глины и плели из бересты, а наполняли горошинами. Существовали погремушки на ручке и просто шарики с дырочками. Иногда на погремушку наносили рисунок-оберег. Такую игрушку называли писанкой , то есть «расписной игрушкой» .

Сегодня никто больше не верит в магическую силу погремушек, но они продолжают делать своё важное дело – развлекать малышей, развивать их пальчики, знакомить с миром, полным удивительных звуков.

С младенчества окружала ребёнка в старину и ещё одна игрушка – к укл а (слово заимствовано из лат. (c uculla ) через греч. (koukla ) и встречается в памятниках лишь с XV в.) [ 7 ], [ 9 ].

М нение, будто кукла была забавой только для девочек, ошибочно. В куклы играли все дети примерно до 7-8 лет. Первую куклу для девочки обязательно должна была сделать мама, а потом девочки и сами начинали делать кукол для своих младших братишек и сестренок. С 7-8 лет дети начинали помогать родителям по дому и в поле, но девочки с куклами не расставались, всюду брали их с собой. Особенно нарядные куклы могли переходить из поколения в поколение, передаваясь от матери к дочери.

Кукол наши предки делали и для игр, и для совершения обрядов (свадебные куклы). Причём обрядовыми куклами можно было играть детям, а игровые куклы ни в коем случае нельзя было использовать для обрядов. У русской народной куклы нет лица, чтобы в неё не вселилась зная сила. К укл у старались делать без использования ножниц, иголок, любых колющих и режущих инструментов. Лоскутки и нитки для куклы можно было только отрывать, а не отрезать. И сшивать тряпочки не разрешалось – только связывать и заматывать.

На Руси существовало большое разнообразие кукол [ 3 ] . Каждая имела особое название. Самой распространенной игрушкой были тряпичные куклы . Их делали из остатков ткани, иногда набивали соломой, шили для них сарафанчики и рубахи. С рождения ребёнка охраняла кукла-пеленашка. Её подкладывали в колыбель к ребёнку, чтобы обмануть злых духов: захотят они навредить ребёнку – найдут тряпичного младенца , а не настоящего . Играли с пеленашками и взрослые девочки. Пеленашка не имела рук, ног, но её можно было нянчить, ей можно было петь колыбельные и рассказывать сказки.

Интересную историю имеют куклы-мартинички (от названия месяца «март») . Они похожи на кисточки с двумя прядками-ручками. Мартинички всегда вязали парами для проводов зимы: белая кисточка обозначала уходящую Зиму, а красная – наступающую Весну-красавицу.

Были в русских деревнях ещё куклы-крупенички (от «крупа» индоевроп. происхождения – «мелкий, шершавый, хрупкий») [ 7 ]. На маленький мешочек с зерном (гречкой, горохом) надевали юбку и повязывали платочек. Получалась симпатичная куколка.

Изготавливали на Руси кукол и из соломы . Если их поставить на стол и легонько постукивать по столешнице, они пустятся в пляс.

Распространены были также куклы-столбушки. Их делали из столбика свёрнутой бересты. На него накручивали лоскутки наряда, пришивали рукава, приделывали косу.

Широко распространены были и деревянные куклы . Чаще всего это фигур ки с плохо обработанным плоским туловом. На лице фигур иногда изображали нос, глаза, рот. Ноги и руки у этих кукол отсутствуют. К аждый отец умел сделать подобную немудреную потеху. Стоило обтесать топором деревянную чурку, острым ножом привычными быстрыми срезами-намеками уподобить ее женской или мужской фигуре - и игрушка готова. Такими куклами играли в основном малыши лет до четырех. Деревянная кукла «выживала» в любой игровой ситуации. Такая игрушка да вала ребенку полную свободу для выдумки: её можно представить и матерью, и дочкой, и дедушкой. Незатейливая «болванка» преобража лась в игре в любой персонаж .

Старинные куклы не похожи на современных кукол-красавиц. Но в течение столетий они играли очень важную роль – охраняли и развлекали девочек, готовили их к роли будущих матерей и хозяек.

Старинн ой русск ой деревянн ой кукл ой многие считают матрёшк у [ 3 ] . Несмотря на свою популярность, появились они относительно недавно: в конце 19 века. Сестрой русской матрёшки можно назвать куклу-неваляшку , в округлое основание которой вкладывали кусочек металла.

Первую русскую матрешку в мастерских Саввы Мамонтова вырезал Василий Звездочкин, а образ русской девочки в сарафане придумал известный художник С. В. Малютин. Говорят, что русские мастера взяли за основу матрёшки японскую фигурку – бога счастья и долголетия Фукуруму. Форма его действительно напоминает матрёшку, а внутри находится 5 фигурок, вложенных одна в другую.

Считается, что назвали игрушку в честь девушки Мартёны, работавшей в доме Малютина.

Раскрывающаяся кукла быстро стала популярн ой в России и в мире, появились образы барынь в роскошных кокошниках и платках. Матрешки расписывали под героев русских народных сказок, известных исторических личностей . Русская матрешка олицетворяла собой продолжение рода, кроме того, она была и развивающей игрушкой, ведь совместить на матрешке причудливый узор и собрать ее по порядку для ребенка не такая уж простая задача. Жалко, что матрешка очень быстро из просто красивой игрушки превратилась в сувенир . В 1900 году на Всемирной выставке в Париже матрёшка получила бронзовую медаль. И для многих игрушка является символом России.

Из дерева на Руси вырезали не только кукол , но и фигурки различных животных и птиц (голубей и кур). В старину игрушки тщательно зачищали, но не окрашивали, чтобы сохранить естественный цвет и аромат дерева. К тому же цветная краска отвлекала бы внимание от вырезанных деталей. В XVIII веке деревянные игрушки стали делать подвижными, и появились кузнецы, по очереди бьющие молотом по наковальне, мужики, колющие дрова, курочки, клюющие зерна, фигурки зверей с двигающимися головами и лапами [ 3 ] .

Игрушки-статуэтки в виде животных, птиц, всадников и барынь изготавливали также из глины. Глиняные фигурки лепили еще до изобретения гончарного круга. Первоначально они служили талисманами, способными задобрить духов, помогающих человеку. В каждой местности изготавливали разные поделки, которые очень нравились детям. Самыми известными глиняными игрушками-статуэтками являются дымковские , филимоновские, каргопольские и хлудневские фигурки .

Из различных материалов на Руси изготавливали атрибуты для различных детских игр , з абав и командных состязаний.

В протяжении многих столетий ребятишки на Руси играли в забытую теперь игру - бирюльки. Перед игроками клали кучку маленьких вещичек - рюмочек, лесенок, молоточков, палочек сердечек (которые и именовались бирюльками (возможно, от «брать» [ 7 ] )). Требовалось маленьким крючком вытаскивать одну бирюльку за другой так, чтобы остальные не потревожить (чтобы кучка не развалилась). Существовало 2 варианта игрушки: крестьянский и господский. Деревенские ребята делали бирюльки из соломинок. Для игроков побогаче бирюльки изготавливали из дерева, а для знати – из слоновой кости. Сохранилось описание набора бирюлек, изготовленного в XIX веке из пальмового дерева мастером Андреем Журкиным. В маленькое деревянное яблочко величиной с лесной орех были сложены 32 бирюльки, каждая размером с крупинку. Они разлетались даже от дыхания игрока. Этот набор купил писатель Лев Николаевич Толстой.

Обычно в эту бирюльки играли , чтобы убить время. Со временем выражение «играть в бирюльки» стало обозначать - заниматься пустяками, ерундой, несмотря на то что и гра развивала четкость движений, глазомер, сосредоточенность.

На Руси особой популярностью пользовалась игра в кости. Фигурки (бабки ) делали из бабок - сус тавов коров, свиней . Сбивали фигурки битой. Игра была доступна детям младшего школьного возраста. Количество играющих - от 2 до 4 человек.

Ребята 6-7 лет играли также в блошки - выпуклые кружочки размером с пуговицу. Цель игры – нажать так на край «блошки» - прыгающей фигурки , чтобы она перевернулась на другую сторону.

На игру в «блошки» похожа игра в свинки . Из рассыпанной горсти свинок играющие по очереди выбирают 2 и сталкивают фигурки щелчком пальцев. Если при этом не задеты другие «свинки», то обе столкнувшиеся фигурки игрок забирает себе. Потом он снова стремится столкнуть две другие свинки , пока не выиграет все или не ошиб ё тся (промахн ё тся или косн ё тся других).

Чижик , жаворонок - игр ы для 4 - 10 человек. Чиж , жаворонок кладут в центр квадрата или круга или надевают на метровый колышек, вбитый в землю. Один из играющих битой ударяет по чиж у-жаворонку так, чтобы тот взлетел. Пока фигурка находиться в воздухе, её надо ударить битой еще раз, стараясь отбить как можно дальше от квадрата. Остальные стремятся поймать фигурку на лету. Кто поймал, сменяет бьющего. Если это не удалось никому и чиж -жаворонок упал на землю, то любой из тех, кто ловит, поднимает фигурку с земли и с этого же места бросает её в квадрат (круг). Попал - получает право бить. Лучший игрок тот, кто дольше был бьющим.

Блошка, свинка, чижик, жаворонок. Все эти фигурки получили метафорические названия, потому что дети сравнивали игрушки с животными и птицами, которые их окружали.

Ушли в прошлое и другие полезные предметы для забав. Фурчалка (от фурчать – «издавать бурлящие звуки» , фыркать или от фурчать, фура́ть , фу́ргать, фу́ркать – « бросать, швырять » , ), жужжалка – забава для детей 7-9 лет. В тоненьком кружочке из дерева, свинца, кости посередине дела ли две дырочки и протягива ли две ниточки. Для запуска игрушки необходимо надеть на указательные пальцы рук веревочку так, чтобы фурчалка оказалась посередине. Вращательными движениями закручивают веревку в одну сторону, затем начинают ее то натягивать, то отпуска т ь.

Малечина-калечина – палочка, которую игроки в вертикальном положении пытались удержать на одном пальце, не поддерживая другой рукой.

Популярны на Руси были ходули . Чего только на них не вытворяли ребята: бегали, прыгали через препятствие, плясали чечётку.

Придуманы в старину были также игрушечные музыкальные инструменты: из трубчатых костей животных и из глины делали разного рода свистульки , гудухи (см. Приложение 2). По происхождению они родные сестрички погремушек: ими тоже отгоняли нечистую силу. Древнейшие свистульки похожи на горшочек с дырочкой. Если в свистульку налить воду, звучание игрушки похоже на птичье пение.

Широко распространены на Руси были хлопушки. Они состояли из деревянной трубки длиной до 20 см и поршня-стержня с ручкой.

К детским деревянным игрушкам относятся и кубики , найденные при раскопках в слоях Х-ХI вв. Длина их граней 3,5 см.

Из дерева мастерили игрушки- вертушки (см. Приложение 1) . У части из них в центре – отверстия . Эти игрушки крутились от ветра. У других в центральное отверстие вставлялся деревянный стержень. При раскручивании его между ладонями игрушка поднималась в воздух.

Необходимо также упомянуть самую «старую» игрушку – мяч . Древние греки считали мяч самым совершенным предметом в мире, так как он имел форму солнца. В Древнем Египте деревянные мячики гоняли в честь богов. Каждая команда играла за определённого бога: чья команда выигрывала, тот бог сильнее. Североамериканские индейцы поклонялись мячу, как богу .

На Руси мячи не обожествляли. Считается, что слово «мяч» по происхождению исконно русское, образовано от прилагательного «мякъ» и родственно словам «мягкий», «мякиш» . Традиционные русские мячи мягкие, потому что их шили из тряпок (см. Приложение 2) . Обычно подбирались треугольники и квадраты разных цветов и сшивались вместе. Готовый мяч набивали овечьей или оленьей шерстью, поэтому он был довольно прыгучим. Иногда в мячик вкладывали камешки. Он гремел во время игры.

Крестьянские дети на Руси играли мячами из бересты. Лишь в 13 веке для изготовления мячей стали использовать кожу. Такие м ячи сшивали из трех кусков кожи - двух донцев и боковины; по швам делали подкладки из тонких кусков кожи, нередко швы обшивали бронзовой или серебряной проволокой. Диаметр этих кожаных мячей варьировал от 2 до 15 см . Ви димо, ими играли в разные игры - от лапты до игры в мяч ногами.

Играли крестьянские ребятишки деревянными шарами , которые вырезались вручную. Учёные предполагают, что они предназначал и сь для игры в шар-мазло, во время которой шары загоняли в лунку примитивными клюшками. Игра в шар-мазло была распространена и на Московской Руси в XVI в. Диаметр старорусских шаров - 5-12 см.

И ещё одна игрушка есть у всех народов. Это волчок (исконно русское; образовано от «волкъ». Игрушка получила своё название из-за характерного «воющего» звука). На Руси волчок состоял из плоского деревянного диска диаметром 7-8 см, в центральное отверстие которого вставлялась заостренная книзу ось. Наиболее крупные в олчки имели диски диаметром до 18 см. Родственником волчка является славянский волчок- кубарь (кубец, кубарик, юла, дзыга) . Некоторые учёные связывают название игрушки с др евнеиндийским kubhanyúṣ – «к рутящийся в танце » . Кубарь - это «толстенький» полый цилиндр с небольшим углублением наверху или шар с дырочкой в боку, крутящийся на острие. Кубари известны на Руси уже более тысячи лет. Кубарь – игрушка для детей 6-8 лет. Его раскручивали между ладонями, чтобы он получил вращательное движение, и пускают по поверхности. Чтобы кубарь продолжал крутиться и двигаться в нужном направлении, его подхлестывают кнутиком по ходу вращения. Кубарь с перехватом, можно также запускать с помощью веревочки или кнутика. В Новгороде Х-ХIII вв. кубарь был излюбленной игрушкой детворы .

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Изучая материалы книг по истории, словарей, я открыла для себя удивительный мир русской игрушки.

В ходе работы мы выяснили, какие игрушки существовали в старину на Руси. С учетом собранного теоретического материала мы создали собственную коллекцию старинных игрушек (… предметов).

С результатами исследования мы познакомили учащихся 6 классов гимназии №2, родных и близких.

Наша работа была написана с просветительской целью. Нам хочется, чтобы интерес к старинной русской игрушке возродился в нашей стране. Именно поэтому мы познакомили с историей старинных русских игрушек воспитанников детского сада №88. Ребята слушали нас с большим интересом. А ещё с большим интересом играли с тряпичными куклами, мягкими мячами, матрёшками, фурчалками, гудухами. Внимание, наш фотоотчёт.

Думается, что после нашей встречи девочки из детского сада попросят мам дома смастерить тряпичных кукол, а мальчишки заставят пап из пуговиц сделать фурчалку. Возможно, наша беседа заставит кого-то достать из серванта матрёшку-сувенир, чтобы подарить эту не только красивую, но и полезную игрушку малышу.

При подготовке выступления нам необходимо было найти игрушки, стилизованные под старину. Их поиск и изготовление позволили нам выяснить, что, к счастью, не все предметы для русских забав ушли из нашего обихода. Некоторые игрушки обрели новую жизнь в наше время, незначительно изменившись внешне.

Русская игрушка интересна современным детям. И нужно помочь ей возродиться.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Богуславская И.Я. Русская глиняная игрушка. – М.: Искусство, 1981. – 148 с.
  2. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка.– М., 1981. - 4 т.
  3. Лаврова С. Русские игрушки, игры, забавы. – М.: Белый город, 2007. – 48 с.
  4. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений. – М.: Азбуковник, 2006. – 944 с.
  5. Осетров Е. Краса ненаглядная. – М.: Малыш, 1985. – 48 с.
  6. Уткин П.И., Королёва Н.С. Народные художественные промыслы: Учебник для профессиональных учебных заведений. – М.: Высшая школа, 1992. – 159 с.
  7. Фасмер М. Этимологический словарь русского языка. – М., 2007. - 4 т.
  8. Федотов Г.Я. Дарите людям красоту: Из практики народных художественных ремёсел. – М.: Просвещение, 1985.- 255 с.
  9. Шанский Н.М. Краткий этимологический словарь русского языка. – М.: Русский язык, 1975. – 600 с.
  10. Древняя Русь. Быт и Культура / Под ред. Б.А. Рыбакова. – М.: Наука, 1997. – 368 с.

Приложение 1.

Деревянные игрушки XI-XIII вв. (составлена Р.Л. Розенфельдом)

1 - игрушечный меч; 2 - игрушечный меч; 3 - игрушечный меч; 4 - деревянный шар; 5 – вертушка; 6 - деревянный меч; 7 - деревянный меч; 8 - игрушка-коник; 9 - игрушка-коник; 10 - стрела; 11 - кинжал; 12 - копье; 13 - стрела; 14 - стрела; 15 - лук; 16 - лук; 17 - стрела; 18 - стрела; 19 - кубарь; 20 - кубарь; 21 - коник; 22 - коник; 23 - нож с рукоятью; 24 - нож с рукоятью; 25-28 - куклы; 29,31 – коники.

Приложение 2.

Русская игрушка ХI-ХIV вв. (составлена Р.Л. Розенфельдом)

1 - лодочка; 2 - птичка-погремушка; 3 - птичка-погремушка; 4 - топорик; 5 - птичка-свистулька; 6 - лодочка; 7, 8 - птичка-погремушка; 9 - птичка; 10 - топорик; 11 - лодочка; 12 - птичка; 13 - птичка-свистулька; 15 - топорик; 16, 17 - фигурка человека; 18 - головка овцы; 19 - пряслице-игрушка; 20-22 - хлебец; 23, 24 - фигурка человека; 25 - лошадка; 26 - мяч; 27 – кистень; 28, 29 - фигурка человека; 30,31 - лошадка; 32 - мяч; 33 - водовоз; 34 – туфелька; 35, 36 - сосудик; 37-41 - писанка; 42 - погремушка; 43 - сосудик; 44 - мисочка; 45 - олень; 46-49 - погремушка; 50 - сосудик; 51 - ведерко; 52 - сковородка; 53 - миска; 54-59 - горшок; 1,6,11 - сосновая кора; 2, 3. 5, 7-9, 12, 13, 16-18, 20-25, 28-31, 33-59 -глина; 4, 10, 15 - железо; 14 - кость; 26, 32 - кожа; 19 - камень; 27 – бронза.

Проанализировать материалы «Толкового словаря русского языка» С.И. Ожегова, Н.Ю. Шведовой и «Толкового словаря живого великорусского языка» В.И. Даля, чтобы определить и уточнить значение слова-понятия «Игрушка»; Собрать, проанализировать и систематизировать материал по истории старинных детских игрушек; По материалам «Этимологического словаря русского языка» М. Фасмера и «Краткого этимологического словаря русского языка» Н.М. Шанского выяснить историю происхождения необычных слов-названий предметов (игрушек), придуманных взрослыми для детских игр и забав; Сделать выводы по результатам исследования.

Метод анализа словарных дефиниций (сопоставительный анализ статей словарей разной направленности); Метод анализа исторических источников; Метод синтеза полученных данных.

Игрушка – 1. Это вещь, созданная для игры. («Толковый словарь русского языка» С.И. Ожегова, Н.Ю. Шведовой) Игрушка, игрушечка – вещица, сделанная для забавы, для игры или потехи, особ. детям; новг. бабка, арх. бабушка, вост. балушка, потешка, баловка; южн. цацка. Детские игрушки. («Толковый словарь живого великорусского языка» В.И. Даля)


Подписи к слайдам:

Подвижные деревянные игрушки

Дымковская игрушка

Филимоновская игрушка

Каргопольская игрушка

Хлудневская игрушка

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Бирюльки Блошки

Чижик, жаворонок Фурчалки и жужжалки

Малечина-калечина Ходули

Свистульки, гудухи Мяч