Почему малыш замыкается в себе. Замкнутый ребенок: что делать

Замкнутый ребенок - отчужденный, сдержанный, это ребенок «отдаленный», испытывающий потребность в отдалении от слишком болезненного для него мира в свою внутреннюю «скорлупку». Узнала своего ребенка? Читай и действуй!

Какие они эти дети?

Взрослые довольны такими детьми, потому что они причиняют мало беспокойства и хлопот. Проблемы становятся очевидными только в том случае, когда ребенок начинает проявлять чрезмерную замкнутость: разговаривает только в случае необходимости или вообще не разговаривает; говорит очень тихо, почти шепотом; держится в стороне от всех, боится присоединиться к группе детей или предпринять что-то новое; часто проводит время в одиночестве, даже когда вокруг много детей. Замкнутые дети все и всегда таят внутри себя. В каком-то отношении они научились держать язык за зубами. Такие дети охотно замолкают, храня про себя свои чувства и переживания. Ты можешь говорить сколько угодно, но ребенок не будет принимать в этом активного участия.

Симтомы

В определенной степени многие дети испытывают эти чувства. Но более тревожат те, кто уже явно проявляет симптомы замкнутости:

  • ребенок может вообще не разговаривать, говорить в крайнем случае, произносить слова шепотом;
  • держится подальше от всех или с большим трудом входит в коллектив;
  • у него друзей очень мало или нет совсем;
  • он боится начать что-то новое;
  • не решается выразить свое мнение;
  • таит внутри свои чувства, мысли, события, не идет на разговор со взрослым;
  • часто уклоняется в разговоре, прикрываясь фразой «я не знаю», а иногда и действительно думает, что ему нечего сказать;
  • излишняя осторожность в словах и поступках;
  • отсутствие спонтанных проявлений (но может очень желать этой спонтанности);
  • неглубокое дыхание;
  • психосоматические проявления (боли в желудке, например);
  • желание завести непривычную домашнюю живность (паука, ящерицу, змейку);
  • часто держит руки за спиной, в карманах, плотно прижатыми к себе, вяло висящими вдоль тела (нет живой жестикуляции).

При всем этом ребенок может вполне нормально успевать в школе, выполнять свои обязанности, не устраивать истерик и ссор. Такой ребенок не слишком хочет покидать свой мир. Он использует укрытие в острые для себя моменты, но окружающие могут видеть в этом застенчивость, подавленность, кротость, боязливость, скуку, невоспитанность. Поэтому очень часто замкнутость характерна для приемных детей. Не стоит путать замкнутого ребенка с интровертом.

Негативные проявления и последствия

У замкнутости есть негативные последствия и если ничего не предпринимать, то ребенок:

  • не будет решаться на выбор, доводить все до конца, сворачивая с пути;
  • будет подвержен насмешкам окружающих, сверстников;
  • ему будут сниться ночные кошмары (проблемам, страхам останется выражаться только через них);
  • не научится вступать в беседу, поддерживать контакт (грозят проблемы с общением во взрослой жизни);
  • не сможет проявлять свободно свои чувства и желания;
  • постоянно станет контролировать себя, свое общение и действия;
  • будет бояться свободно развиваться, познавать, совершенствоваться в разных сферах жизни;
  • не сможет удовлетворять многие свои социальные, психологические, личностные, сексуальные потребности;
  • сохранит неуверенность в себе на многие годы;
  • не будет решать сложные проблемные ситуации;
  • будет в одиночестве;
  • возможны душевные расстройства (они же уменьшают продолжительность жизни).

Что делать?

Самое важное, чего не следует допускать по отношении к замкнутому ребенку – это применение силы (моральной и физической). Психологи рекомендуют следующие подходы:

  • воспринимать ребенка таким, каков он есть;
  • меньше говорить самому в общении с ним;
  • рассказать о том, что беспокоитесь о нем (любых его сложностях);
  • в разговоре с ребенком не выставлять замкнутость как проблему;
  • научить его осознавать свои страхи, обиды;
  • выявлять и прорабатывать страхи через игру, рисование (можно предложить нарисовать мальчика или девочку – соответственно своему полу; сначала эти рисунки будут слишком правильными, без эмоций; ребенку нужно предложить рассказывать о герое рисунка (игры), но не стоит ждать результата сразу);
  • в раннем возрасте стоит научить ребенка знакомиться, общаться, решать проблемные ситуации;
  • подкреплять, хвалить решительность ребенка;
  • постараться узнать причины, проблемы и помочь их разрешить, подсказать стратегию (самому решать только при угрозе жизни и здоровью ребенку);
  • помочь справиться с комплексами и страхами.

Если самостоятельная работа над проблемой не дает результатов, тогда ребенку сможет помочь психолог. Он в работе с такими детьми часто используют экспрессивные техники. Применяется рисование, лепка, упражнение с предложениями, начинающиеся с «Я…», подход «здесь и сейчас» также является очень действенной помощью. Сначала происходит осознание своих страхов, огорчений и обид, далее проводится психокоррекция.

В целом, замкнутость – это всего лишь сигнал. Справившись с причинами, ты непременно освободишь своего ребенка. Главное, вовремя обнаружить и исправить. Разбей «скорлупку» ребенка, но очень, очень бережно.

Добрый вечер! Подскажите что делать, сыну 8 лет мы закончили 3 класс, переходим в 4 класс, учеба дается тяжело, был последний звонок все дети стихи рассказывают ему не дали, учительница говорит он у вас перестал улыбаться 3-4 четверть вообще с трудом закончили. Так как он самый маленький в классе его постоянно хотят ребята обидеть, он ребенок, как может так и защищается, один раз ребенку карандашом щеку проткнул. А все началось с садика, у него день рождения в конце года, не знаю почему его записали в группу на год старше и когда все дети выпускались в школу, мы решили что бы не болтался пусть идет в школу. Конечно тогда казалось, что он потянит учебу, мог и читать и писать, но с каждым годом видно что ему тяжело, он и физически меньше всех, всем ребятам по 9-10 лет, а ему 8 лет. Хотя дома уроки делает сам все получается, но в школе не может, я потом говорю ты же дома такие решал задачи, а почему в школе сделал такие ошибки, молчит. Раньше хоть как то и 4-5 были, а последние время с 2 не вылазиет, то забыл записать, то не выучил, хотя уроки я проверяю каждый день и помогаю, если что не получается. Как то пришел радостный со школы, мама я 5 по контрольной получил, похвалила его, а он говорит учительница спрашивала у меня, ты сам делал или кто подсказывал и потом поставила в дневник 4, хотя я сам делал. Незнаю ругаться с учительницей, потом вообще затюкает его, что делать не знаю! Оставить на второй год не могут статистика, учительница говорит он же учился, вот если бы вообще не мог, тогда оставили бы на второй год. Один раз уже переводили в другой класс, ситуация не изменилась! Помогите, что делать, боюсь сейчас учебный год начнется, как ребенок себя поведет, не дай бог на этой нервной почве что нибудь произойдет. Спасибо за ответ и оказанную помощь.

Ответы психологов

Сауле, здравствуйте.

Из всего. что вы написали, можно сделать вывод, что проблемы у вашего мальчика не с тем, что он не может усваивать материал (дома он прекрасно с этим справляется), а с отношениями которые он имеет в классе. Согласно вашему изложению ситуации - ваш ребенок каждый день прибывая в школе, находится в среде, где его не любят, дразнят и обижают, учитель тоже не доверяет ему- занижает оценки. Есть ли возможность в такой ситуации проявлять себя - отвечать на уроках пред людьми, которые к тебе плохо относятся? Естественная реакция в этой ситуации замкнутся, не отвечать - когда тебя спрашивают, теряться - когда чувствуешь давление со стороны. Поэтому вам скорее всего нужно обратить внимание на то, чтобы помочь мальчику адаптироваться в школьной среде - завести друзей, почувствовать себя в безопасности, научиться быть тверже, давать отпор. если нужна будет помощь, обращайтесь, я работаю с детьми, у которых есть подобные проблемы.

Маташкова Оксана Валерьевна, психолог Алматы

Хороший ответ 2 Плохой ответ 0

поход в школу с 6 лет уже сказался на его нервной системе. Проткнуть карандашом щеку...это не защита "как может - так и защищается", это нарушенное поведение. Ребенок загнан в тупик. Мальчик 8 лет по сравнению с девочками 8 лет считается 7-леткой (девочки опережают по эмоциональному и социальному развитию). Так что в сравнениями с девочками из класса - Ваш мальчик еще на год младше. Между детьми 9-10 лет (младшие подростки) и ребенком 8 лет - возрастная пропасть.

Если замкнулся в себе и стал вести себя необычно, то обязательно нужно пройти ряд занятий с психологом по восстановлению психического равновесия, чтобы не допускать ухудшения состояния.

И касательно перевода в другой класс....Я не верю, что это невозможно. Значит, нужно искать другую школу или возможность все-таки договориться с руководством в прежней школы. На фоне участившихся детских суицидов - любой директор найдет способ перевести ребенка в предыдущий класс, тем более, если программа не усвоена качественно.

Если оставить все, как есть, на авось, то ситуация будет прогрессировать и свой подростковый возраст мальчик встретит с серьезно расшатанной психикой. Вам следовало обратиться за помощью в начале его первого года учебы, а за консультацией - до подачи документов в школу. Только единицы из 6-леток способны без ущерба для себя потянуть школьную программу, не только в плане учебы, но и в эмоционально-волевом аспекте.

С уважением,

Коньшина Анастасия, психолог Алматы

Хороший ответ 1 Плохой ответ 0

Здравствуйте,Сауле.К сожалению,у Вас нарушены отношения с ребенком в домашней среде.А после этого они нарушены и в школьной среде.Если ребенок плохо учится,а матриал знает,значит,Вы его вынудили все годы чувствовать,что он Плохой мальчик. у него все не так,как у всех.Поэтому,даже,если он знает материал,он будет использовать его плохо и специально,бессознательно,делать ошибки,что бы быть хуже других.Так как мама не верит,что он хороший ребенок.Отсюда и его слабость и раздражительность.-так как мама не верит,что он сильный и мужественный.Я думаю,нужна консультация в несколько встреч именно с Вами,что бы понять,как среда воспитания ломает хорошие навыки ребенка и делает его пассивным и гадким утенком.Вам важно понять свои ошибки и создать условия в семье ,что бы ребенок Вам поверил.В письме этого не расскажешь.Находите психолога и поработайте с ним над вопросами воспитания.Основной принцип-Базовое доверие ребенка к маме и Безоценочно-хорошее принятие мамы ребенка.Когда Вы это сделаете,на следующий год ребенок будет и смелым и хорошистом.Но,работа большая.

Каратаев Владимир Иванович,психотерапевт-психоаналитик Волгоград

Хороший ответ 0 Плохой ответ 1

Как быть, когда дети плохо идут на контакт?

Почему ребенок ведет себя закрыто в своей собственной семье?

Эти вопросы очень часто задают взрослые люди, обращаясь за профессиональной психологической помощью.

В данном материале рассмотрены пути, которые позволят родителям сформировать доверительные отношения с детьми и заложить основу для уверенной жизненной позиции и адекватной самооценки ребенка.

Первая часть статьи посвящена ранним истокам замкнутости, во второй части перечислены причины, связанные с жизненными ситуациями, возникающими в семьях, в заключении - полезная информация, связанная с профилактикой.

В каком возрасте родители могут обнаружить то, что их малыш замкнут?

Обычно это происходит, когда, увидев его в социуме, они приходят к выводу, что ребенок отличается от уверенных и смелых детей. Более четко это заметно в возрасте от двух лет и старше.

Мамам и папам становится обидно и неприятно. К этому может быть добавлено и мнение воспитателя (преподавателя) дошкольного заведения, в котором он достаточно категорично может заявить: «Ваш ребенок ни с кем не хочет играть!», «Ему ничего неинтересно!» и многое другое…

Каковы причины такого поведения?

Многие опытные мамы, имеющие не одного ребенка, могут отметить, что кто-то из детей с первых минут требовал постоянного внимания к себе, а другой ребенок был очень спокойным и позволял маме заниматься делами. Можно констатировать здесь особенности природы темперамента каждого из детей.

Возникает вопрос: поведение какого ребенка более комфортно для родителей - спокойного или активного? Ответ будет практически единогласным: «Пока он грудничок, лучше бы было, чтобы побольше спал, давал маме отдохнуть и работать по дому».

Но нужно учитывать один серьезный нюанс: побуждать ребенка к совместным действиям, окружать его теплом и положительными эмоциями - это одна из главных профилактик замкнутости детей. И она должна работать уже в том самом грудном возрасте.

Работая со взрослыми людьми, которые приходили с проблемами закрытости, замкнутости и неуверенности, можно часто услышать их воспоминания о своем детстве: «Я не создавал родителям никаких проблем. Где меня посадят, там и сидел. Сам придумывал во что играть. Я был удобным ребенком… Я не замечал, что мне одиноко. Такая модель была для меня нормой. Взрослея, я стал понимать, что мои родители не давали мне тепла, мало обращали внимания на то, что я чувствую. Сейчас они хотят, чтобы я открыто рассказывал им о своих делах. Но я не могу… и не хочу… мои дела их стали интересовать слишком поздно…».

Активный ребенок, требуя постоянного внимания к себе, свою позицию укрепляет. И замечательно, если взрослые направляют его энергию в конструктивное русло и вносят разнообразие в его виды игровой деятельности. Вырастает вполне гармоничный человек.

Но если эту активность грубо пресекать, не обращая внимания на потребности малыша, и не давать возможности ему проявлять себя, то внутренняя неудовлетворенность и обиды на родителей будут переходить в агрессию, которая в пассивном состоянии может проявлять себя как замкнутость, а в активном режиме приводит к серьезным сложностям в отношениях. Особенно ярко это бывает в подростковый период.

Отсюда вывод:
замкнутым может стать как спокойный по своей природе ребенок, так и активный.

Не во всех случаях истоки закрытой позиции берут свое начало в раннем детстве. Рассмотрим другие причины:

  • Влияние взаимоотношений родителей. Предположим, взрослые столкнулись с серьезной проблемой, которая может привести к бракоразводному процессу. Мало каким семьям удается защитить от этой опасной информации детей. Они становятся свидетелями, а то и участниками, семейных конфликтов.
    Психика ребенка очень тонкая и уязвимая. Чаще всего в результате подобных сцен дети остаются наедине с собой и со своими переживаниями по той причине, что мама плачется подругам, получая от них поддержку, а папа расслабляется как минимум пивом в окружении друзей. Таким образом, взрослые разрядились, а ребенок остался в том же напряжении…
    Когда апогей конфликта доходит до развода, меньше всего в это время учитывается психологическое состояние ребенка. Родители, окунувшись в свое горе, по инерции могут выполнять обязанности и обязательства, но не учитывают важный нюанс: ребенку в это время особенно нужны внимание, поддержка, эмоциональное тепло и выражение чувств обоих родителей.
  • Второй брак. Дети тяжело переносят появление в их доме нового человека. Если родителей они не ревновали друг к другу, то с появлением отчима (мачехи) может появиться целый букет негативных переживаний и чувств (обида, ревность, гнев, агрессия и многое другое). Это важно понять и помочь ребенку.
    Первое, что необходимо - это выслушать без критики и оценочности.
    Второе - набраться терпения и ответить по-доброму и позитивно на все сомнения и вопросы.
    Ну, и третье - не забыть, что детям важно всегда ощущать свою значимость в семье.
  • Занятые родители. Нередко обращаются семьи, в которых между родителями полное согласие и понимание. Они дружны между собой, с энтузиазмом занимаются обеспечением своей семьи самыми лучшими благами. У детей все налажено: учеба в престижном заведении, кружки, репетиторы, няни, водители и т. д. Но их ребенок-подросток стал грубить, не желает идти на контакт.
    Выясняется, что корни проблемы ведут еще в начало школьной жизни, в то время, когда разговоры родителей с ребенком были ограничены просмотром дневника и выяснением причин полученной оценки (например, четверки или тройки), а то, что происходило вне урока, на переменах и после школы у ребенка не спрашивали.
    Начал расти барьер. Именно он и не позволил ребенку рассказать о том, что у него есть проблемы со сверстниками и довольно давно. Примеры высказываний подростков: «У меня не спрашивали о том, что я переживаю! Этого не замечали. А когда я сам начинал говорить, могли посмеяться и сказать, что проблемы никакой нет, или даже недослушать!», «Меня критиковали, если в какой-то ситуации я показался слабым! Мне не подсказали, как исправить, говоря, что должен сам уладить!».

Нить доверия между родителями и детьми формируется просто:

  1. Игры и положительные эмоции - это фундамент, который закладывается с рождения.
  2. Совместное познание мира посредством сказок, изучения интересной информации, просмотра полезных мультфильмов, детских фильмов и передач предполагает еще и яркое обсуждение, в ходе которого взрослые помогают понять что-то глубже и тем самым учат детей анализировать и высказывать свое мнение.
  3. Разговоры должны иметь широкий спектр тем : от того, как проходил день вне дома, до обсуждений событий и идей, которые интересны всей семье.
  4. Чем взрослее ребенок, тем больше ему хочется признания. Грамоты, дипломы и все другие атрибуты - это прекрасно! Но не менее важным является то, чтобы у детей было право высказывать свое мнение, а взрослые принимали его во внимание.
  5. Свою значимость ребенок очень хорошо ощущает, если с ним советуются и отмечают ценность его мыслей.

Некоторые родители путают замкнутость и неуверенное поведение ребенка в социуме, хотя грань очень четкая. С закрытыми детьми даже близким бывает сложно выстраивать общение, а неуверенные, стеснительные дети дома ведут себя свободно, достаточно открыто, а в новой обстановке теряются и не могут первыми идти на контакт.

В этих случаях детям важно предоставлять возможность как можно больше быть в социуме. Курсы ораторского, актерского мастерства и любое другое групповое обучение будет способствовать раскрепощению ребенка.

Психика детей - это чистый сосуд. К сожалению, он бывает наполнен колючками и гвоздями. Но у нас, взрослых, есть прекрасная возможность заполнить его кристально чистой водой, а может, и драгоценными камушками, которые будут сиять и переливаться. Именно так сверкают глаза детей, у которых собраны самые лучшие впечатления об их еще пока маленькой детской жизни!

Рекомендации детского психолога родителям - излюбленная тема многих Интернет-порталов! Любая типичная ситуация становится поводом для написания сотен статей. Но изучение большого количества советов отнимает слишком много драгоценного времени. Не так ли?

Прочитав нашу новую статью по детской психологии, читатели получат рекомендации по многим вопросам воспитания детей:

  • Что делать, если ребёнок часто лжёт?
  • Что делать, если ребёнок не хочет учиться?
  • Что делать, если ребёнок закатывает истерики?
  • Что делать, если ребёнок замыкается в себе?
  • Что делать, если ребёнок ведёт себя агрессивно?

Ребёнок говорит неправду

Даже находясь под родительской опёкой, маленький человек может ощущать неудовлетворённость жизнью. Фантазия или ложь помогают ему защитить то, что ему дорого, чем он уже обладает, а в других случаях - получить то, чего не хватает.

Давайте вместе вспомним, например, сколько негативных эмоций приносят нам выговоры от начальства. Резкое замечание - серьёзный повод для стресса!

Взрослый человек, если внутренний чайник закипит, может быстро сменить место работы, а детям чаще всего убежать некуда - они тотально зависимы от родителей. Чтобы избежать наказания (стрессовой ситуации), приходится выдумывать ложь, иными словами, защищаться от угрозы.

Если ребёнок часто лжёт, укрывая от взрослых правду, то главная рекомендация детского психолога прозвучит следующим образом: “Создайте для ребёнка атмосферу принятия и доверия!”.

Что означает создать доверительную атмосферу?

  • санкции необходимо заменить диалогом
  • говорите правду ребёнку, хотя бы в доступных для его возраста выражениях
  • честность нельзя наказывать - не ругайте ребёнка после признания в промахе
  • примите ценности ребёнка, покажите, что на его стороне
  • не уличать ребёнка на каждом шагу, играя роль следователя
  • никогда не говорите фразы вроде “ты опять (снова, постоянно) лжёшь!”, “ты - лгун” и т.д.
  • выделите ребёнку личное пространство, относитесь с чуткостью к миру детства
  • любить - означает любить, несмотря на промахи, но не стоит скрывать свои чувства, если поведение ребёнка расстраивает близких людей


Ребёнок не хочет учиться

Довольно часто родителям приходится сталкиваться с отказами ребёнка посещать уроки в школе. Но далеко не всегда нежелание учиться связано указывает на лень школьника. Довольно часто поведение учителя убивает учебную мотивацию, а насмешки одноклассников заставляют ребёнка изворачиваться как угодно, но сбежать от атмосферы ненависти. Но самым главным врагом желания учиться является амбициозность родителей, если получая плохие отметки, он теряет поддержку близких людей.

Родителям необходимо метко расставить акценты в обучении ребёнка. Даже если педагоги очертя голову гонятся за успеваемостью, школьные отметки отражают достижения, которые ученики уже достигли. Достоинства, а ущербность! Поэтому не правы родители, которые вслед за учителями давят на своих детей. Куда важнее поддерживать познавательный интерес ребёнка, чем заботиться о формальных успехах. Представляете состояние взрослого человека, день за днём выполняющего скучную монотонную работу, которая давно утратила смысл? Школьникам бывает намного хуже… Кроме того, насильно полученные знания, быстрее всего забываются, не принося пользы. Отметки помогают ученикам ставить себе цели, а также - прикладывать силы к получению желаемых результатов, но мерилом личности ребёнка должны становиться вовсе не они.

Что значит грамотно расставить акценты в обучении ребёнка?

  • проанализировать, насколько подходит школьнику программа обучения, по которой он учится
  • понять, насколько безопасно для ребёнка образовательное пространство
  • если обучение в школе по каким-либо причинам не подходит, подумать над альтернативами - домашним обучением, экстернате
  • выделить школьные предметы, которым стоит отдать больше сил
  • понять, что именно движет ребёнком в процессе обучения
  • подумать, остаётся ли у ребёнка время на собственные увлечения, общение с друзьями


Ребёнок закатывает истерики

Иногда маленький ребёнок не способен справиться с нахлынувшими эмоциями, устраивая родителям истерику. Сильный плач, отчаянные крики, битьё кулаками о стол, громкое топанье - подобное поведение заставляет взрослых бросить свои дела, спеша на помощь. Казалось бы, поддержка рядом, но истерика усиливается ещё больше. Почему так происходит и что делать? Какие рекомендации можно дать?

Дети наиболее подвержены капризам, когда наступает возраст от 1,5 до 3 лет - истерики могут случаться до десяти раз в день. Таким поведением, малыши, пока не научившиеся выражать эмоции “мирным” путём, указывают взрослым на то, что их беспокоит. Например, если заботливая мама слишком сильно укутала дитя перед прогулкой, а теперь ему душно. Порою истерики - всего лишь способ получить понравившуюся вещь.

Детские истерики - как вести себя родителям?

  • внимательно следить за тем, чтобы обстановка, окружающая ребёнка была для него комфортной
  • помните, что ребёнок вполне может всерьёз расстроиться из-за “пустяка”
  • уделяйте внимание самочувствию ребёнка
  • не поддавайтесь на “шантаж”, когда, устраивая истерику, ребёнок выпрашивает для себя игрушку, угощение и т.д.
  • учить ребёнка выражать свои эмоции, прибегая к помощи слов
  • уделять детям достаточно внимания, не отмахиваться, даже если очень заняты важными делами
  • ребёнку, особенно в младшем возрасте, как воздух необходимо эмоционально-насыщенное общение со значимыми взрослыми


Ребёнок замкнут

Почему некоторые дети предпочитают уходить в себя вместо того, чтобы общаться со сверстниками? Причиной может быть темперамент ребёнка, а возможно - какие-либо глубокие проблемы, мешающие найти товарищей по общению. Чаще всего, психика замкнутых ребятишек слишком чувствительна для того, чтобы активно общаться с людьми. Не стоит навязывать такому ребёнку слишком быстрый темп жизни, иначе есть риск того, что он уйдёт в себя ещё глубже. Скорость работы не должна быть слишком заниженной, но нужно, чтобы замкнутый ребёнок смог достичь успеха.

  • не вешайте на ребёнка ярлыков (“необщительный”, “неулыбчивый” и т.д.)
  • поддерживайте эмоциональный контакт
  • поощряйте проявления чувств ребёнка, будь то грусть или радость
  • замкнутый ребёнок должен знать, что действительно нужен близким, а также постоянно получать подтверждения родительской любви - проявлений заботы, ласки, участия
  • не навязывайте слишком быстрый для ребёнка темп жизни, даже если это касается, например, учёбы
  • проявляйте чуткость и бережность при общении с внутренним миром ребёнка, уважайте его ценности
  • участвуйте в жизни ребёнка: расспрашивайте, играйте вместе, ходите гулять
  • не отдавайте замкнутого ребёнка в детский коллектив, где царит соперничество
  • расширять круг общения полезно, но близких друзей навязывать нельзя
  • убедитесь, что у ребёнка нет симптомов переутомления, усталости, сильных стрессов


Ребёнок ведёт себя агрессивно

Ваш ребёнок - драчун, не дающий спокойно жить одноклассникам, не реагируя на замечания педагогов? Вспышки агрессии случаются, если родители вовремя не научили сына или дочку отстаивать свою позицию без ущерба для окружающих людей. Наряду с истериками агрессивное поведение для малыша - путь заявить о невысказанных чувствах.

Важный нюанс, который стоит помнить взрослым, чей ребёнок часто ведёт себя агрессивно: необходимо научиться отделять переживания от поведения. Чувствовать гнев, негодование, раздражение - естественно. Кричать, раздавать тумаки, ломать чужие вещи - плохо, ведь такое поведение приносит вред другим людям.

Если агрессия ребёнка в более старшем возрасте поддерживается детским коллективом (например, популярна травля одноклассников, не способных дать сдачи), то одних только разъяснений будет недостаточно. Подумайте, разве воспитательная среда, провоцирующая в ребёнке злобу, может стать для него благоприятной? Не стоит ли выйти из коллектива, где заправляет ненависть?

Агрессивный коллектив не способен выполнить свои развивающие задачи, а его лидеры чаще всего показывают остальным участникам группы, что достичь успеха, стать популярным можно только унижая более слабых.

  • маленького ребёнка можно переключить на продуктивные занятия
  • покажите малышу более спокойные способы разрешения конфликта
  • ребёнок должен чувствовать себя в безопасности, знать, что ему будет оказана поддержка близких
  • обсуждайте и осуждайте поступки ребёнка, а не его личность
  • научите ребёнка открыто говорить о чувствах
  • не стоит пытаться заглушить агрессию детей силой, иначе можно породить ответную агрессию

С радостью ждём комментариев читателей на тему опубликованной статьи,

Замкнутый ребенок сейчас встречается не так часто, как ребенок гиперактивный. Однако это не означает, что он не нуждается во внимании и помощи. Если у малыша проблемы с общением, то это может серьезно сказаться на его будущем, не дав ему возможности правильно развиваться. К тому же такие детишки зачастую остро реагируют на изменения в обстановке, привычном жизненном укладе. Иногда о таких малышах говорят, что они застенчивые, но правильно ли это?

Замкнутый ребенок редко рождается таковым. Хотя эта черта характера может передаться и по наследству. Но чаще всего она приобретается под влиянием воспитательных воздействий и окружающей обстановки.

Причины замкнутости ребенка:

  • врожденные (флегматический темперамент, наследственность);
  • проблемы со здоровьем (некоторые болезни могут отражаться на психическом состоянии ребенка)
  • один ребенок в семье, из-за чего наблюдается недостаток коммуникаций;
  • чрезмерная строгость родителей;
  • нехватка родительского внимания, совместных игр и занятий;
  • кроха считает себя ненужным и нежеланным;
  • психологическая травма (смерть близкого, болезнь, тяжелая ситуация, свидетелем которой стал малыш, развод родителей, затяжной стресс);
  • постоянное недовольство родных словами или действиями карапуза.

Прежде, чем пытаться устранить эту проблему, надо попытаться понять, почему ребенок замкнутый. Конечно, тому, кто находится постоянно рядом с таким малышом, не всегда легко найти причину. В таком случае можно обратиться к специалисту-психологу, который проведет диагностику для выявления причин, мешающих крохе благополучно взаимодействовать с окружающим миром и наслаждаться процессом общения.

Застенчивость и замкнутость

Эти два проявления характера часто путают друг с другом. И, действительно, они имеют достаточно сходные внешние проявления. И застенчивые, и замкнутые дети болезненно реагируют даже на малейшие изменения в их жизни и с опасением или страхом относятся к незнакомым или малознакомым людям. Такие детишки являются беспокойными и эмоционально неустойчивыми.

Однако застенчивый ребенок отличается тем, что все-таки он желает контактировать с окружающими и даже знает, как это делают, однако не может применить эти знания на практике. А замкнутый ребенок обычно, не знает, как общаться, и делать этого не хочет, потому что не имеет такой потребности. Это основная проблема, почему ребенок замкнутый.

Получается, что стеснительного кроху надо обучать практическим коммуникативным навыкам. А замкнутого ребенка - надо побуждать, в первую очередь, к разговорам и контактам, формировать желание общаться, и параллельно учить контактировать с окружающими людьми.

1. Замкнутость крохи нуждается в исправлении, нельзя закрывать глаза на это и считать проблему безвыходной.

2. Работайте над расширением круга общения карапуза. Водите его туда, где гуляют и играют детки. Вначале малыш может быть лишь пассивным наблюдателем или играющим одиночкой. Ничего, запаситесь терпением, наблюдение за общением тоже очень важно.

3. Будьте для замкнутого ребенка примером положительного, позитивного и плодотворного общения. Показывайте, что общаться - это радостно и интересно. Для этого рассказывайте, как вам было интересно, какую пользу вы получили от общения, что нового узнали, решили свою проблему и т.д.

4. Старайтесь посещать с крохой новые места, где вы сможете вместе с ним повзаимодействовать и познакомиться с новыми людьми. Но не заставляйте кроху, пусть все продвигается постепенно.

5. Для такого ребенка важно ощущение безопасности, поэтому при разговоре с людьми не оставляйте малыша одного, будьте рядом, придерживайте за руку.

6. Старайтесь не выказывать свои тревогу или опасения.

7. Помогайте ребенку выражать эмоции, поддерживайте инициативу, особенно, если она проявилась в общении. Стимулируйте к самостоятельным действиям, «заражайте» ребенка эмоциональностью.

8. Будьте доброжелательны к другим людям.

9. Создавайте ситуации, в которых малышу потребуется общение с окружающими.

10. Вовлекайте кроху в совместную деятельность, которая невозможна без разговора и обмена информацией.

11. Играйте почаще в игры, которые требуют диалога. В играх с игрушками оттачивайте навыки эффективных коммуникаций. Читайте книги, сказки, в которых есть диалоги и примеры продуктивного диалога.

12. Такому малышу жизненно необходимы доброжелательность, спокойствие и терпение окружающих.

Такая работа потребует времени и вашего внимания. Замкнутый ребенок постепенно будет привыкать к обществу. Если он почувствует безопасность и доброжелательность, то процесс коррекции пройдет быстрее. Если же в ходе вашей работы кто-то поселит в нем чувство страха своим неосторожным отношением, нетактичностью и злостью, то это может надолго остановить благополучное продвижение вперед. Иногда приходится параллельно разбираться с вопросом, как бороться с детскими страхами.

Однако, если ваши старания никак ни к чему не приводят, то замкнутый ребенок нуждается в серьезной помощи специалиста. Детский психолог может помочь правильно выявить проблему и подобрать коррекционные упражнения.