Почему дети бывают недовольны своей внешностью и что с этим делать . Какие бывают мамы

Консультации для родителей

« Дети бывают разные, или Родителям о детском темпераменте »

План

1.Все ли дети ведут себя одинаково при поступлении в детский сад?

Одни приходят в группу уверенно, внимательно рассматривают окружающее, выбирают, чем им заняться, и начинают играть. Другие наблюдают за воспитателем и выполняют предложенные им действия. Третьи проявляют по отношению к воспитателю негативизм, отклоняют все предложения, боятся не только расстаться, но и отойти от мамы, много и громко плачут.

Чем же объясняется такое разное поведение детей?

Причины могут быть различные: отсутствие в семье режима, совпадающего с режимом детского учреждения, уровень навыков самообслуживания, наличие отрицательных привычек (сосание соски, укачивание при укладывании), неумение занять себя игрушкой; несформированность необходимых культурно-гигиенических навыков и др. Однако главной и основной причиной является отсутствие у ребенка опыта общения с взрослыми и детьми. Знакомство с новыми людьми, установление с ними контакта весьма затруднительно для таких детей. Чем более узок был круг общения до поступления в детское учреждение, тем длительнее формируются у них отношения с воспитателем.

2. Дети бывают разные, или Родителям о детском темпераменте

Все дети очень разные: «смешинки» и «хныки», «ураганы» и «останавливающие время». Даже близнецы с самого рождения могут вести себя по-разному, хотя имеют одинаковые гены и воспитываются в одной семье.

Причина этого явления – разный ТЕМПЕРАМЕНТ, такая характеристика личности, которая определяет силу и скорость детских реакций на жизненные события, степень внешних проявлений эмоциональности маленькой личности. Темперамент, как и цвет глаз, дается нам от рождения, его черты мы наследуем от родителей. В его основе лежат свойства нервной системы, а это значит, что кардинальной перестройке эта черта не подлежит.

Для родителей это сигнал о том, что темперамент нельзя воспитать и уж точно невозможно изменить на «более удобный». Задача родителя – научиться «сотрудничать» с темпераментом ребенка, а главное - научить этому своего малыша еще в раннем возрасте. Зачем? Чтобы слабые стороны темперамента превратить в продолжение достоинств формирующейся личности, а сильные сделать прочной опорой в жизни.

3.Определяем тип темперамента своего ребенка

Ребенок-САНГВИНИК – это дружелюбный, общительный и жизнерадостный ребенок. Он покладист и рассудителен, открыт и разговорчив. Обожает ВСЕ НОВОЕ: лица, места, впечатления. Охотно идет на компромисс. Не боится трудностей и легко переживает неудачи. Хорошо приспосабливается к непривычной обстановке. Любознателен, легко усваивает новую информацию. Быстро переключается с одного дела на другое, способен выполнять несколько дел одновременно. Он активен, подвижен, импульсивен, обожает шумные игры. Но если ему скучно, то тут же становится вялым. На наказания реагирует спокойно, совершенно незлопамятен и неконфликтен, поэтому с ним трудно поссориться. Но оборотная сторона «солнечной» натуры такова: сангвинику комфортно лишь в том случае, если он нравится всем.

Как правильно воспитывать РЕБЕНКА-САНГВИНИКА

Основной принцип - «ДОВЕРЯЙ, НО ПРОВЕРЯЙ». Милый сангвиник всегда обещает, НО далеко не всегда исполняет обещанное, поэтому обязательно проконтролируйте, сдержал ли он свое обещание.

Обращайте особое внимание на качество деятельности, не допускайте поверхностного выполнения заданий.

Приучайте доводить начатое дело до конца.

Хвалите только заслуженно, т.к. сангвиник склонен к зазнайству.

Формируйте устойчивые привязанности, интересы.

Общайтесь с ребенком весело, с юмором, в духе легкости, т.к. этот стиль взаимодействия ему больше всего близок.

Ребенок-ХОЛЕРИК часто приносит родителям бесконечные хлопоты. «Покой нам только снится!» - говорят родителей таких деток. Холерик непоседлив, шаловлив, он шумливый, несдержанный, суетливый, непослушный, вспыльчивый, драчливый. Это неугомонный озорник и задира, постоянно устраивающий скандалы и ссоры. Любит активные шумные игры и новые впечатления, охотно идет на риск. Речь холерика отрывиста, быстра, с проглатыванием отдельных слов, однако очень выразительна и эмоциональна. Движения стремительные, резкие, энергичные. Настроение неустойчиво, меняется по незначительным причинам. Новую информацию он усваивает быстро, но уже через несколько минут она вылетает у него из головы. Не умеет ждать и подавлять свои желания. Невнимателен. Ему не хватает рассудительности и умения рассчитывать на свои возможности. По натуре командир, легко адаптируется к непривычной обстановке, но из-за своего вспыльчивого характера постоянно конфликтует со своими сверстниками, хотя не может без них жить. Склонен к игре на публику, постоянно нуждается в зрителях, от которых ждет одобрения. А потому никогда не будет плакать и капризничать в одиночестве. Засыпает с трудом (ото сна отвлекают впечатления прожитого дня).

Как правильно воспитывать РЕБЕНКА-ХОЛЕРИКА

Основной принцип - «НИ МИНУТЫ ПОКОЯ»: поддерживайте и направляйте кипящую энергию ребенка на полезные дела. 2

Кропотливо приучайте ребенка доводить до конца начатое дело.

Контролируйте бурные проявления ребенка, в этом помогают спокойные игры, выбор интересного хобби, занятия спортом.

В связи с повышенной чувствительностью обращайтесь с ребенком мягко.

Холерик лучше реагирует на спокойное, тактичное требование, а не на уговоры.

Целенаправленно воспитывайте усидчивость.

Учите конструктивным способам выражения агрессии, умению владеть собой.

Помните, что ребенку-холерику очень важно знать, что к его мнению прислушиваются.

Ребенок-МЕЛАНХОЛИК - это мягкий и послушный кроха. Он застенчив, робок и очень обидчив, а нерешительность – одно из основных свойств его натуры. Расстраивается из-за любой мелочи, и эта эмоциональная неустойчивость отнюдь НЕ КАПРИЗ. Причина повышенной чувствительности - в особенностях функционирования нервной системы. Всего боится, особенно незнакомых людей и новой обстановки. Опасается перемены мест и изменения уклада жизни. Часто замыкается в себе. При общении стремится быть в тени, малоинициативен, в конфликтных ситуациях теряется. Склонен зацикливаться на неудачах, болезненно реагирует на отрицательные оценки, а наказание воспринимают как настоящую трагедию. Мнителен, часто волнуется по пустякам. Любая деятельность, в том числе игра, для него - работа, от которой он быстро устает. С трудом переходит от одного вида деятельности к другому. Настроение изменчиво, движения скованы и часто суетливы. Речь тихая, но интонационно выразительная. Долго готовится ко сну, плохо засыпает и с трудом просыпается.

Как правильно воспитывать РЕБЕНКА-МЕЛАНХОЛИКА

Основной принцип - «НЕ НАВРЕДИ». Ласка, мягкость такт – вот что ему нужно.

Считайтесь с ранимостью психики ребенка – не кричите и не давите на него, свое недовольство выражайте ровным уверенным голосом.

Чаще хвалите и не скупитесь на проявление искренних слов. Знайте, что у этого ребенка особая интуиция, и ему жизненно необходимо ощущать, что его любят.

Поощряйте его даже за незначительные успехи и достижения.

Не упускайте случая показать своему ранимому чаду, что вы очень цените малейшее проявление его заботы.

Никогда не делайте своему ребенку замечания на людях, не обзывайте его – это провоцирует развитие серьезных комплексов.

Чаще прибегайте к тактильному контакту: прикасайтесь, гладьте его.

Помните о быстрой утомляемости, обусловленной слабостью нервных процессов, – не перегружайте его развивающими заданиями, длительными играми или поездками, в процессе выполнения домашней работы делайте паузы.

Старайтесь избегать любых ситуаций соревнования.

Развивайте самостоятельность, давая ребенку посильные поручения.

Ребенок-ФЛЕГМАТИК по упрямству превосходит всех, а дома его любя называют копушей. Он всегда невозмутим и спокоен. Рядом с этим никуда не спешащим малышом кажется, что время остановилось или его попросту не существует. У него замедленное, но сильное реагирование, медленное, но прочное запоминание. Чувства ровные, постоянные и глубокие. Он все делает обстоятельно, преодолевая все препятствия к достижению цели. Свои решения не меняет, а если их надо отстоять, то он проявит максимум упрямства. Он очень предан своим близким и друзьям. Не по возрасту миролюбив, по возможности уходит от борьбы, предпочитая не рисковать. Его речь нетороплива, выразительна, но без многочисленных жестов и яркой мимики. Засыпает быстро, а вот разбудить его непросто: малыш капризничает, ноет, а после сна ходит сонный, вялый, словно недоспал. Не любит перемен, очень медленно привыкает к новой обстановке и длительное время адаптируется к детскому коллективу.

Как правильно воспитывать РЕБЕНКА-ФЛЕГМАТИКА

Основной принцип - «НЕ ТОРОПИ». Помните о том, что этот малыш не может работать в условиях дефицита времени, ему нужен индивидуальный темп, его нельзя подгонять, он сам рассчитает свое время и сделает дело. Не требуйте от своего ребенка высоких скоростей.
Учите ребенка рационально распределить время.

Не давите на него, т.к. под давлением со стороны взрослых он лишь становится еще неповоротливее и пассивнее.

Развивайте интерес к движениям, для этого играйте с ним в игры, где необходимы быстрота движений, точность, ловкость, и поощряйте, когда он соблюдает правила игры.

Постепенно вырабатывайте способность быстрее переключаться с одного вида деятельности на другой. Учите переключать внимание при выполнении различных поручений.

Стимулируйте малыша к проявлению инициативы.

Отчего же зависят индивидуальные особенности детей? В этом важно разобраться! Многое, безусловно, решает воспитание. Ребенок не рождается добрым или жадным, послушным или капризным, самостоятельным или неумелым. Эти особенности складываются постепенно, под влиянием условий жизни и воспитания. Имеет значение и состояние здоровья ребенка. Если малыш ослаблен, много болеет, он может стать вялым, раздражительным, капризным.

В наших общих интересах добиться того, чтобы ребенок справился с трудностями привыкания к новой среде на уровне легкой адаптации и всячески предупреждать и не допускать проявления тяжелой адаптации!

Литература:

1. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ: Практическое пособие/ Авт. -сост. Белкина Л. В. – Воронеж «Учитель», 2004

2. Правильно ли воспитываем малыша: Пособие для воспитателя/Под ред. Островской Л. Ф. – М. : Просвещение, 1979

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

« Детский сад комбинированного вида №53»

Энгельсского района Саратовской области

Консультации для родителей

Воспитатель

Власова Татьяна Анатольевна


Наконец-то, снег растаял и детки снова могут копаться в песочке. В связи с теплой погодой количество мамочек с детьми на детской площадке заметно увеличилось. Понаблюдав за поведением мамочек, меня вдруг осенило, что все мамочки на самом-то деле такие разные. И разница эта определяется не возрастом и социальным положением, а скорее темпераментом и чертами характера. А возможно, и программой воспитания, которая заложена в нас нашими родителями.

Вон, одна из мамочек постоянно держит свою дочку за руку или за шарфик и совсем не дает ей возможности побегать. Сама собирает за ней формочки, поднимает, когда та падает. А ведь ребенку скоро 3 года будет! Это - ярко выраженная мама - наседка . Дочка у нее – идеальный, на первый взгляд, ребенок: не отбирает чужие игрушки, дает своими поиграть, не дерется и не толкается. Но она – такая слишком безынициативная, что ли… У нее нет своей точки зрения, она все делает, как скажет мама.

Другая же мамочка – полная противоположность первой: выводит ребенка на площадку и сразу же – за телефон или с другими мамочками болтает без остановки и все о себе любимой. Внимание на свою дочку она обращает только тогда, когда та упадет с качели и заплачет или мальчишки постарше отберут у нее игрушку. Тогда подойдет, пожалеет, а сама не отрывается от разговора. Это – типичная мама - кукушка , у которой ребенок всегда – то в садике, то у бабушки. Дочка у нее уже сейчас замкнутая, «сама в себе», хуже всех говорит, редко улыбается и всегда уступает свои игрушки другим деткам, которые поактивнее и посмелее.


Третья мамочка – это просто Царевна Несмеяна какая-то. Она постоянно читает мораль своему сыну: так делать нельзя, а вот так можно. Никогда не улыбнется ребенку, не приласкает. Говорит, что боится его избаловать: «Избалую его сейчас, а потом на шею сядет!». Сын у нее не бегает, не балуется, «тише воды, ниже травы». Но он какой-то недоброжелательный к другим деткам, не смеется вообще, только изредка улыбается, а глаза – грустные-грустные…

Придя домой после прогулки, я задумалась: «А к какому типу мамочек отношусь я?». Порылась в Интернете, и выяснилось, что я, оказывается, мама - следователь . Будучи от природы энергичной и любознательной, я постоянно стараюсь всех и вся контролировать (это происходит неосознанно): себя, мужа, родителей, брата и вот теперь принялась за дочку. У меня есть внутренняя потребность, все знать о своем ребенке, чтобы предотвратить негативную ситуацию. Я живу по принципу: «лучше перебдеть, чем недобдеть». Зная об этом своем «пунктике», я стараюсь не вторгаться в личное пространство ребенка и не подавлять дочкину самостоятельность. Честно сказать, у нее такой характер, что она и сама мне не даст себя подавить!

Как оказалось, психологи выделяют еще три психологических типа мам:

Мамы - Бабы Яги – те, которые добиваются послушания запугиванием: «Если не ляжешь спать, то тебя заберет Бабай!». В общем, на каждый случай в арсенале у такой мамы припасен свой отрицательный персонаж русских сказок. Как правило, у таких деток начинают возникать разного рода страхи, которые затем могут вылиться в неврологические заболевания (заикание, тик, энурез).

Мамы – Снежные Королевы , высокомерные и амбициозные, которые предъявляют своим детям слишком высокие требования, поэтому не видят их таланты. Разочаровавшись, они холодно общаются со своими детьми, не стараясь вникнуть их маленький мир.

Мамы – Спящие красавицы – это самовлюбленные мечтательницы, которые считают, что быт, пеленки, проверка уроков – не их царское дело. Для этого есть бабушки и няни. А их роль – блистать в обществе.

Мне кажется, что всем нам, мамам, не помешало бы, понять, к какому типу мы относимся. Для того чтобы выявить наши слабые стороны, наши «пунктики» и «идеи фикс» и стать лучше. Ведь самое главное для ребенка во все времена – это безусловная материнская любовь, свободная от общественных штампов.

Чтобы получать лучшие статьи, подпишитесь на страницы Алимеро в

Все дети очень разные: «смешинки» и «хныки», «ураганы» и «останавливающие время». Даже близнецы с самого рождения могут вести себя по-разному, хотя имеют одинаковые гены и воспитываются в одной семье.

Причина этого явления – разный ТЕМПЕРАМЕНТ, такая характеристика личности, которая определяет силу и скорость детских реакций на жизненные события, степень внешних проявлений эмоциональности маленькой личности. Темперамент, как и цвет глаз, дается нам от рождения, его черты мы наследуем от родителей. В его основе лежат свойства нервной системы, а это значит, что кардинальной перестройке эта черта не подлежит.

Для родителей это сигнал о том, что темперамент нельзя воспитать и уж точно невозможно изменить на «более удобный». Задача родителя – научиться «сотрудничать» с темпераментом ребенка, а главное — научить этому своего малыша еще в раннем возрасте. Зачем? Чтобы слабые стороны темперамента превратить в продолжение достоинств формирующейся личности, а сильные сделать прочной опорой в жизни.

В жизни темперамент в чистом виде (т.е. когда ребенку полностью свойственны черты только одного типа) встречается редко. Чаще же мы наблюдаем смешение черт и, соответственно, образование промежуточных типов. Но даже в этом случае наиболее яркие черты все равно будут уловимы. Именно на них и стоит обращать внимание при выборе стратегии эффективного взаимодействия с ребенком.

Определяем тип темперамента своего ребенка

Ребенок-САНГВИНИК – это дружелюбный, общительный и жизнерадостный ребенок. Он покладист и рассудителен, открыт и разговорчив. Обожает ВСЕ НОВОЕ: лица, места, впечатления. Охотно идет на компромисс. Не боится трудностей и легко переживает неудачи. Хорошо приспосабливается к непривычной обстановке. Любознателен, легко усваивает новую информацию. Быстро переключается с одного дела на другое, способен выполнять несколько дел одновременно. Он активен, подвижен, импульсивен, обожает шумные игры. Но если ему скучно, то тут же становится вялым. На наказания реагирует спокойно, совершенно незлопамятен и неконфликтен, поэтому с ним трудно поссориться. Но оборотная сторона «солнечной» натуры такова: сангвинику комфортно лишь в том случае, если он нравится всем.

Как правильно воспитывать РЕБЕНКА-САНГВИНИКА

  • Основной принцип — «ДОВЕРЯЙ, НО ПРОВЕРЯЙ». Милый сангвиник всегда обещает, НО далеко не всегда исполняет обещанное, поэтому обязательно проконтролируйте, сдержал ли он свое обещание.
  • Обращайте особое внимание на качество деятельности, не допускайте поверхностного выполнения заданий.
  • Приучайте доводить начатое дело до конца.
  • Хвалите только заслуженно, т.к. сангвиник склонен к зазнайству.
  • Формируйте устойчивые привязанности, интересы.
  • Общайтесь с ребенком весело, с юмором, в духе легкости, т.к. этот стиль взаимодействия ему больше всего близок.
  • Помните о том, что жизнерадостность, общительность и оптимизм сангвиника способны обернуться оборотной стороной медали и стать источником легкомыслия и непостоянства.

Ребенок-ХОЛЕРИК часто приносит родителям бесконечные хлопоты. «Покой нам только снится!» — говорят родителей таких деток. Холерик непоседлив, шаловлив, он шумливый, несдержанный, суетливый, непослушный, вспыльчивый, драчливый. Это неугомонный озорник и задира, постоянно устраивающий скандалы и ссоры. Любит активные шумные игры и новые впечатления, охотно идет на риск. Речь холерика отрывиста, быстра, с проглатыванием отдельных слов, однако очень выразительна и эмоциональна. Движения стремительные, резкие, энергичные. Настроение неустойчиво, меняется по незначительным причинам. Новую информацию он усваивает быстро, но уже через несколько минут она вылетает у него из головы. Не умеет ждать и подавлять свои желания. Невнимателен. Ему не хватает рассудительности и умения рассчитывать на свои возможности. По натуре командир, легко адаптируется к непривычной обстановке, но из-за своего вспыльчивого характера постоянно конфликтует со своими сверстниками, хотя не может без них жить. Склонен к игре на публику, постоянно нуждается в зрителях, от которых ждет одобрения. А потому никогда не будет плакать и капризничать в одиночестве. Засыпает с трудом (ото сна отвлекают впечатления прожитого дня).

Как правильно воспитывать РЕБЕНКА-ХОЛЕРИКА

  • Основной принцип — «НИ МИНУТЫ ПОКОЯ»: поддерживайте и направляйте кипящую энергию ребенка на полезные дела.
  • Кропотливо приучайте ребенка доводить до конца начатое дело.
  • Контролируйте бурные проявления ребенка, в этом помогают спокойные игры, выбор интересного хобби, занятия спортом.
  • Постарайтесь оградить малыша от того, что явно перевозбуждает его нервную систему.
  • В связи с повышенной чувствительностью обращайтесь с ребенком мягко.
  • Холерик лучше реагирует на спокойное, тактичное требование, а не на уговоры.
  • Целенаправленно воспитывайте усидчивость.
  • Учите конструктивным способам выражения агрессии, умению владеть собой.
  • Помните, что ребенку-холерику очень важно знать, что к его мнению прислушиваются.

Ребенок-МЕЛАНХОЛИК - это мягкий и послушный кроха. Он застенчив, робок и очень обидчив, а нерешительность – одно из основных свойств его натуры. Расстраивается из-за любой мелочи, и эта эмоциональная неустойчивость отнюдь НЕ КАПРИЗ. Причина повышенной чувствительности - в особенностях функционирования нервной системы. Всего боится, особенно незнакомых людей и новой обстановки. Опасается перемены мест и изменения уклада жизни. Часто замыкается в себе. При общении стремится быть в тени, малоинициативен, в конфликтных ситуациях теряется. Склонен зацикливаться на неудачах, болезненно реагирует на отрицательные оценки, а наказание воспринимают как настоящую трагедию. Мнителен, часто волнуется по пустякам. Большое значение придает мелочам. Знания ему даются с трудом, из-за недостаточной активности внимания малыш постоянно отвлекается на посторонние предметы и не может сосредоточиться на главном. Любая деятельность, в том числе игра, для него — работа, от которой он быстро устает. С трудом переходит от одного вида деятельности к другому. Настроение изменчиво, движения скованы и часто суетливы. Речь тихая, но интонационно выразительная. Долго готовится ко сну, плохо засыпает и с трудом просыпается.

Как правильно воспитывать РЕБЕНКА-МЕЛАНХОЛИКА

  • Основной принцип — «НЕ НАВРЕДИ». Ласка, мягкость такт – вот что ему нужно.
  • Считайтесь с ранимостью психики ребенка – не кричите и не давите на него, свое недовольство выражайте ровным уверенным голосом.
  • Чаще хвалите и не скупитесь на проявление искренних слов. Знайте, что у этого ребенка особая интуиция, и ему жизненно необходимо ощущать, что его любят.
  • Поощряйте его даже за незначительные успехи и достижения.
  • Не упускайте случая показать своему ранимому чаду, что вы очень цените малейшее проявление его заботы.
  • Никогда не делайте своему ребенку замечания на людях, не обзывайте его – это провоцирует развитие серьезных комплексов.
  • Чаще прибегайте к тактильному контакту: прикасайтесь, гладьте его.
  • Помните о быстрой утомляемости, обусловленной слабостью нервных процессов, – не перегружайте его развивающими заданиями, длительными играми или поездками, в процессе выполнения домашней работы делайте паузы.
  • Старайтесь избегать любых ситуаций соревнования.
  • Избегайте в общении с ребенком приказов, т.к. они только замедляют его деятельность.
  • Развивайте самостоятельность, давая ребенку посильные поручения.
  • Прицельно развивайте активность, общительность, смелость, инициативность.
  • Не пугайте и не запугивайте своего ребенка. Страшные истории, тревожные фильмы и передачи не для вашего малыша.
  • Своевременно помогайте избавиться от страха, для этого обсуждайте с ребенком его чувства. За страхи никогда не высмеивайте.

Ребенок-ФЛЕГМАТИК по упрямству превосходит всех, а дома его любя называют копушей. Он всегда невозмутим и спокоен. Рядом с этим никуда не спешащим малышом кажется, что время остановилось или его попросту не существует. У него замедленное, но сильное реагирование, медленное, но прочное запоминание. Чувства ровные, постоянные и глубокие. Он все делает обстоятельно, преодолевая все препятствия к достижению цели. Свои решения не меняет, а если их надо отстоять, то он проявит максимум упрямства. Он очень предан своим близким и друзьям. Не по возрасту миролюбив, по возможности уходит от борьбы, предпочитая не рисковать. Его речь нетороплива, выразительна, но без многочисленных жестов и яркой мимики. Засыпает быстро, а вот разбудить его непросто: малыш капризничает, ноет, а после сна ходит сонный, вялый, словно недоспал. Не любит перемен, очень медленно привыкает к новой обстановке и длительное время адаптируется к детскому коллективу. Из-за низкой скорости протекания нервных процессов ему требуется много времени для усвоения новой информации. Но однажды полученные знания прочно закрепляются в его памяти. Все возрастные навыки у него также формируются с трудом и очень длительное время, но надолго. Флегматика практически невозможно переучить!

Как правильно воспитывать РЕБЕНКА-ФЛЕГМАТИКА

  • Основной принцип — «НЕ ТОРОПИ». Помните о том, что этот малыш не может работать в условиях дефицита времени, ему нужен индивидуальный темп, его нельзя подгонять, он сам рассчитает свое время и сделает дело. Не требуйте от своего ребенка высоких скоростей.
  • Учите ребенка рационально распределить время.
  • Не давите на него, т.к. под давлением со стороны взрослых он лишь становится еще неповоротливее и пассивнее.
  • Не называйте ребенка копушей и т.п., особенно при других людях.
  • Помните о том, что дети-флегматики очень нуждаются в одобрении.
  • Развивайте интерес к движениям, для этого играйте с ним в игры, где необходимы быстрота движений, точность, ловкость, и поощряйте, когда он соблюдает правила игры.
  • Постепенно вырабатывайте способность быстрее переключаться с одного вида деятельности на другой. Учите переключать внимание при выполнении различных поручений.
  • Стимулируйте малыша к проявлению инициативы.
  • Учите ребенка полнее выражать свои эмоции и чувства: если ему грустно, не запрещайте плакать, если ему радостно, разрешите радоваться в полную силу и пр.
  • Привлекайте ребенка к совместной деятельности.
  • Целенаправленно развивайте у ребенка навыки общения.

Светлана Шустова, клинический психолог, психолог-консультант

Прежде чем приступать к проекту детской, подумай, какая черта характера вашего ребенка является одной из самых ярких. Что определяет его отношение к окружающим? Что доставляет ему особенную радость? А что беспокоит тебя в характере ребенка, что раздражает? Теперь - за дело!

Если малыш не тяготится одиночеством, умеет сам себя занять, значит, в вашей семье растет Одиночка.

Бывают дети - одиночки. Одиночек отличает вдумчивость и уравновешенный характер, они часто опережают своих сверстников в развитии. Вырастая, Одиночки превращаются в талантливых исследователей и надежных работников.

Чтобы создать Одиночке комфортные условия, необходимо четко разделить комнату на две функциональные зоны: его личное пространство и место "для чужаков". Воспользуйся методикой подиумного деления: разделите комнату на две части, в одной из которых установите подиум, примерно 50-60 см высотой. Пусть подиум будет частично полым, под него удобно задвигать ящики с игрушками.

Нижнюю зону превратите в "зону игр": для мальчика подойдет мини-спортзал, дартс, любые объединяющие игры и занятия. Не стоит перегружать зону игр мебелью. Можно использовать утепленное напольное покрытие с интересным узором, например "футбольное поле" или "город" с дорогами, домами, деревьями. Диван с успехом заменят подушки из прочного материала.

В комнате девочки-Одиночки сделайте акцент на уют и женственность. Поставьте в "нижней зоне" столик и компактные кресла: дочка с большей радостью будет встречать подруг и общаться с ними, если почувствует себя полноправной хозяйкой маленького салона.

Эффективное решение для "личной зоны" - это кровать-чердак. Если закрыть пространство под ней ширмой или балдахином, получится уединенный "домик". Фантазия Одиночки с легкостью превратит его в ракету, вигвам или норку. Права Одиночки на личное пространство подтвердят дополнительные элементы дизайна: на входную дверь можно повесить надпись "Посторонним В", как у Пятачка.

Не знаешь, чего ждать от ребенка в следующую секунду? Жалуются соседи? В вашей семье скучать не приходится: растет маленький Непоседа.

Бывают дети непоседы - главные заводилы и весельчаки. Они доставляют множество хлопот и неприятностей воспитателям и учителям. Если создавать Непоседам комфортные условия для развития, у них есть все шансы стать лидерами, первопроходцами, победителями.

Метод функционального зонирования подойдет и Непоседам. Зона сна обязательно должна быть выдержана в спокойной цветовой гамме, в размытых, неагрессивных тонах. Голубой воспринимается как цвет свежести и покоя, он побуждает к размышлениям. Зеленый - снимает раздражительность и усталость, дисциплинирует, повышает самоконтроль. О расслабляющем воздействии цвета и фактуры не стоит забывать и при выборе напольного покрытия. Непоседам подойдут натуральные, экологичные материалы, например пробка или ротанг. Они обладают релаксирующим эффектом.

Энергия Непосед должна находить безопасный выход. Им необходимы спортивные элементы: традиционные для российских детских и необычные. Гимнастическая лестница, турник, кольца, веревочная лестница на второй этаж кровати, кровать с горкой, кресло-качели, подвешенное к потолку - это арсенал Непосед.

Рассеянным детишкам приходится нелегко. Им достается от более расторопных сверстников, их третируют воспитатели и учителя.

Рассеянный ребенок обладает богатым внутренним миром, хорошо развитым воображением, сильным творческим началом . Из Рассеянных детей получаются креативные взрослые с обостренным чувством внутренней свободы.

Создавая детскую комнату для Рассеянного, уделите особое внимание рабочему месту. Чтобы ребенок не отвлекался по пустякам, отделите письменный стол от игровой зоны. Поставьте рабочий стол на достаточно высокий подиум с лесенкой, она усилит ощущение обособленности. В ступенях лесенки тоже можно "спрятать" ящики.

Интерьер должен настраивать ребенка на рабочий лад, поэтому целесообразно снабдить комнату "наглядными пособиями": крупными часами, картой мира или родного города, картой звездного неба, календарем, различными таблицами: таблицей мер и весов, таблицей умножения, алфавитом. Пригодится и специальная доска для "напоминалок": с помощью магнитов или кнопок на нее можно цеплять различную информацию, что поможет ребенку бороться с несобранностью.

Избегайте обилия аксессуаров, оптимальный стиль - минимализм, хай-тек. Пусть комната будет монохромной - цветовое многообразие мешает сконцентрироваться. Снабдите комнату различными контейнерами, ведь возможность самостоятельно сортировать игрушки и личные вещи - это шаг навстречу организованности.

Создавая интерьер детской, дайте ребенку возможность проявить инициативу и собственный вкус. Выбирайте вместе мебель, занавески, рисунок обоев. Чем раньше ребенок научится понимать собственные предпочтения, обосновывать свой выбор и идти на компромисс, тем легче будет его путь во взрослую жизнь.

Конечно, такой подход потребует от родителей немалой воспитательской зрелости и терпения, зато взаимопонимание в семье будет расти. Как и любая совместная деятельность, поиск оптимального дизайнерского решения - это шаг навстречу друг другу. И самое главное: любимое дитя будет расти в комфортных условиях, в по-настоящему "родных" стенах, а значит - не раз порадует родителей своими успехами. Вот какими бывают дети разными.

Согласны ли вы с тем, что послушный ребенок самостоятельным не бывает? — Не торопитесь с этим соглашаться — это совсем не так.
Смотрите, тут целых четыре варианта, смотрим:

1. Есть дети послушные, но не способные без указки родителей сделать ничего

2. Есть дети непослушные и вполне самостоятельные, такие маленькие дикари, которые сами выбирают, как им что делать и у кого им чему учиться.
Например — Незнайка, Гекльберри Финн — нравится?

3. Есть дети непослушные и несамостоятельные: без родителей ничего сделать не могут, но родителей при этом не слушают: часто про них говорят — «трудные» — они упрямы и капризны.

4. И есть дети, которые к родителям относятся с огромным уважением, дети послушные — и при этом сильные и самостоятельные личности.
Таким был, например, Наполеон Бонапарт: да, упрямый и дерзкий, слабохарактерного отца он не слушался, но мама Летиция, женщина строгая, с детства приучила его к строгому порядку.

Умная самостоятельность детей – это продолжение послушания, привитого мудрыми родителями. И послушание, и самостоятельность имеют общий базис — умение выполнять то, что сказано: сказано себе самим собою или сказано родителям. Умение это не простое, в него включается умение не отвлекаться, держать направление и быть в этом направлении эффективным, что в свою очередь подразумевает определенный опыт.

Если ребенок не умеет завязывать шнурки, как он может послушно начать их завязывать? Но именно послушание дает возможность, следуя указаниям родителей, приобретать необходимый опыт. Если ребенок начнет завязывать шнурки не как попало, не как ему вздумается, а как показали и объяснили родители, он быстрее выучит этот навык и скоро сможет делать это совсем самостоятельно.

Самостоятельность начинается не в момент снятия контроля и предоставления полной свободы действий — это уже завершающий этап. Самостоятельность начинается с качественной подготовки к этой свободе, а именно с прохождения периода послушания, способствующему накоплению продуктивного опыта, с развития способности намечать цели, подбирать способы их достижения!

Хотите, чтобы ваши дети были самостоятельными? Создавайте условия для накопления опыта у ваших детей, создавайте условия для совместного принятия решений и потихоньку отдавайте контроль, делегируя им новые полномочия в освоенной области!

Но это — только первый этап.
Из послушания вырастает только возможность самостоятельности.

Превратится ли послушный ребенок в самостоятельного,
зависит во многом от родителей, от их установок.

Если родителям нужен ребенок только удобный, они, приучив его к послушанию, его самостоятельность будут притушивать. Если родители хотят видеть своего ребенка свободной, мыслящей и творческой личностью, то, приучив его к послушанию, они именно через послушание будут направлять его к смелым, свободным и ответственным решениям.

Если вы ребенку дадите свободу раньше времени, он вполне может ее употребить на то, чтобы ныть и жаться к маме.

Неправда, что все дети всегда хотят свободы и самостоятельности. Многие дети трусоваты, и без направления родителей к проявлению самостоятельности не очень склонны. Детям бывает выгодно быть туповатыми, детям бывают выгодно быть копушами, выгодно болеть… — но если рядом с ребенком мудрые родители, то будут расти в нужную сторону. Потому что ребенок послушный, а родители мудрые.

Умение подчиняться — основа умной самостоятельности

А как сочетается послушность (дисциплинированность) и способность думать творчески и самостоятельно?

Прекрасно сочетается, если такая задача поставлена была. Порядок следующий: если родители сказали — ребенок в первую очередь должен это выполнить, а не обсуждать. После этого, если у ребенка есть вопросы или несогласие, он может и должен это с родителями обсудить, чтобы было максимальное взаимопонимание. И, возможно, общими усилиями удастся на будущее найти форму более приемлемую, радостную и веселую.