Плетение шляпы из соломы. Соломенная шляпка

Мастер-класс. Соломенные шляпки

Нам потребуется:
"Соломенная" тесьма (читайте ниже, где нам её раздобыть)
Прочная нить (можно использовать тонкую леску)
Искусственный цветы, ленты для украшения

Описание работы:
Все соломенные шляпы можно разделить на три группы:
Шляпы, сплетенные из соломки от верха тульи

Шляпы, вязанные крючком из бумажно-соломенной нити


Шляпы, сшитые по кругу из "соломенной" тесьмы


Шляпы первых двух типов нам пригодятся только на пляже, а вот шляпы третьего типа - это именно то, что нам нужно! Находим на краешке поля кончик тесьмы и аккуратно начинаем распарывать, поскольку кончик тесьмы обычно довольно неплохо закреплён, то это, пожалуй, единственное место, с которым придется повозится, зато потом работа пойдёт как по маслу: большая часть шляп сшита на машинах без шпульки, с обратной стороны строчка похожа на косичку, поэтому найдя кончик нити, потом просто осторожно тянем - строчка будет распускаться сама. В результате у нас получится целый моток соломенной тесьмы.






На одну детскую шляпку уходит примерно 11.5-12 метров тесьмы, на взрослую,конечно, гораздо больше, на кукольную шляпку понадобится около 5.5-6 метров тесьмы, так что из одной детской шляпки у вас может получится две кукольные. Да, ни в коем случае не выбрасывайте нитку, которой была сшита шляпка, аккуратно сматывайте её по мере распускания - она пригодится нам в дальнейшей работе.
Надо сказать, что "источником" подобного рода тесьмы могут быть не только шляпки, вот, например, такие салфетки, сшитые по кругу из соломенной тесьмы тоже подойдут!


Или вот, например, из подобной шляпы с непомерно высокой тульей у меня вышла шляпа для меня и две маленькие - для девочек.




И ещё одно: иногда края полей украшены вот такой полоской кружева, связанного крючком из бумажно-соломенной тесьмы. Мы сможем потом использовать это кружево для украшения наших шляпок.


Итак, материалом мы запаслись,




начинаем работу.
Эта соломенная тесьма имеет одно замечательное свойство, основываясь на котором мы и будем делать наши шляпки: растягиваясь на одном своём краю, она одновременно автоматически припосаживается на другом. Для начала мы должны отгладить тесьму, особенно то её место, с которого начали шить шляпку - это самый верх тульи - у готовых шляпок, как правило, он сделан крайне неаккуратно! Ставим утюг на хлопок, увлажняем тесьму их пульверизатора и гладим.


При этом (сначала, конечно, разгладив самое начало тесьмы) мы начинаем "формовать" её: растягиваем верхний край. Я говорила, что автоматически (вы это увидите) начнёт припосаживаться нижний край.


Закрепляем эти действия утюгом.
Теперь самая важная часть работы: мы начинаем делать донышко, эта часть шляпы очень хорошо видна, так что здесь надо очень постараться! Если не получится с первого раза, закладывайте ещё и ещё! Так мы формируем центр круга.


Для закрепления нашей работы берём иголку попрочнее (хотя тесьма и так прекрасно прокалывается иглой!), вдеваем сохранённую нитку-леску (или любую другую очень прочную нитку) и стежками "вперед иголку" сшиваем краешки тесьмы.


При этом каждый следующий слой подкладываем под предыдущий, делая нахлёст 2-2.5 мм. Не забываем всё время как бы растягивать внешний край тесьмы, чтобы она "не забывала" плавно закругляться.


Когда кружок достигнет диаметра 3-3.5 см, увлажняем его и отутюживаем. Внимание! Нитка-леска легко плавится, не забудьте уменьшить нагрев, а ещё лучше отгладить через тряпочку.


Далее работаем в том же порядке: оттягиваем один край, примётываем другой.


Когда вы увидите, что донышко тульи достигло нужного вам диаметра (а это, как вы понимаете, зависит от размера шляпки!), работу продолжаете, сначала натягивая край тесьмы поменьше, а потом и вовсе перестав это делать. Продолжая шить по кругу, вы увидите, что получается как-бы "труба": все последующие круги почти одинакового диаметра.


Когда тулья достигнет нужной вам высоты, приступаем к полям.
Вариант первый (шляпка, которую делаю я для этого урока): тулья как-бы плавно переходит в поля. Начинаем сильно растягивать внешний край тесьмы, при этом чуть ли не присбаривая внутренний край (тот, который мы примётываем).


И так круг за кругом.Таким образом продолжаем работу до краешек полей.


В конце работы аккуратно заводим кончик тесьмы на поля, закрепляем Вот так это выглядит:


Вариант второй.Переход от тульи к полям чётко выражен. Я сделала образец на кусочке тесьмы.
Итак, высота тульи - та, что нам надо, прежде чем пришивать следующий круг, проглаживаем тесьму, складывая её пополам. Так обрабатываем отрезок тесьмы длиной ровно в один круг.
Действие второе. Отглаживаем внешнюю половинку, сильно её растягивая.














Затем приметываем, полностью подкладывая под предыдущий ряд вертикальную стеночку тесьмы.
Далее работаем как и при первом варианте полей: сильно растягиваем внешний край, припосаживаем внутренний.
Одно замечание. Если вам не хватило непрерывного куска тесьмы, то есть пришлось "надставлять". То делаете это так: кончик тесьмы аккуратно заводите наверх с изнаночное стороны, так же с изнанки прикладываете новый кусок. Потом эти места тщательно прострочите зигзагом на машине. К сожалению (для наглядности урока, конечно!), подобное наращивание (если вы сделали его аккуратно!) практически незаметно, а особенно на фото, но вот вид с лица и изнанки.



Теперь нам необходимо закрепить нашу работу. Выворачиваем шляпку наизнанку и "пускаем" её под машинку.


Выбираем строчку зигзаг (2.5-3 на 2.5-3) Поверьте эта тесьма прекрасно строчится на машине (игла №90)! Нитку для отстрочки подбираем как можно более близкую по тону к цвету соломки. Начинаем строчить с кончика полей, закрепляя конец тесьмы, а поскольку шляпка сметана по спирали, то машинная строчка с легкостью приведёт вас к центру шляпки. Проверено: можно прострочить даже крошечную шляпку!


А вот теперь, когда вы отстрочили всю шляпку, можете, ничего не боясь, её отгладить даже горячим утюгом!


Итак, наша шляпка готова! Приступаем к самому приятному этапу работы - украшению. Вот здесь ваш учитель и советчик - только ваша фантазия. Ленты, банты, цветы...


Всё, что требует образ, который вы задумали. Я обычно подбираю украшение шляпки, исходя из наряда куклы, подбирая в тон ленту на тулье и цветочки.




Ленту можно сделать или контрастную, или (этот вариант мне особенно нравится!) в тон зелени листочков. Сначала делаете композицию на шляпке, никак её не закрепляя, оцениваете результат, потом аккуратно перекладываете всю композицию на стол и приступаете к её закреплению на шляпке. Лично я все цветочки, листочки и ленточки пришиваю ниткой в тон шляпки (той же, что я шляпку и отстрачивала). Пользоваться клеевым пистолетом не рекомендую: во-первых, он расплавляет искусственные цветы, а во-вторых, если вам что-то не понравится, переделывать будет сложнее: следы клея удалить практически невозможно! Кстати именно поэтому рекомендую покупать шляпы "для соломки" с минимумом украшений, которые производители, как правило, приклеивают именно горячим клеем! При работе с цветочками очень удобно использовать пинцет.
Ну, вот, собственно и всё! Шляпка готова!


Маленькие секреты:
Скорее всего, ваша шляпка не будет идеальной с точки зрения симметрии. Но, во-первых, никто не отменял переделывания (работаем под девизом: "ШЕЙ, ДА ПОРИ - НЕ БУДЕТ ПОРЫ!"), вы же всего-навсего намётываете, а значит распороть непонравившийся участок будет легко (главное - не лениться это сделать!).
Во-вторых, когда шляпка будет готова, просто покрутите её в руках и решите, где будет перёд, а где задняя часть шляпки.. В соответствии с эти решением и приступайте к украшению! Могу сказать, что у меня большинство шляпок всё-таки несимметричны!
Один секрет (для новичков). Поскольку единственный ваш помощник в изготовлении шляп - это ваш глазомер, ну и в последствии - "набитая" рука, то можно себе немножко помочь. Чтобы тулья не перекосилась и не стала кособокой можно воспользоваться вспомогательными средствами: некой формой, по которой вы можете "слепить" тулью (как показывает мой опыт, это всё-таки самый сложный участок работы!). Поищите дома, я лично присмотрела нужное в посудном, небольшие мисочки красивой формы и, конечно же, нужного размера.


Сделав самую ответственную часть (донышко тульи), мы делаем саму тулью накладывая наши тесёмочные круги вокруг такой "болванки". Поверьте, ваша тулья будет иметь просто идеальную форму!
Если вам не удаётся найти соломенную тесьму нужного цвета, то её легко можно покрасить продающимися сейчас универсальными красителями для ткани. Распоров шляпу, нетуго сматываете тесьму, превязывете в двух местах (кто когда-нибудь красил пряжу, прекрасно представляет, как это делается!), затем красите, следуя инструкциям на упаковке красителя. На фотографии на первой странице МК вы можете увидеть оранжевую и сиреневую тесьму, покрашенную подобным образом.

Многие из нас хотят себя занять осенними вечерами. Сейчас, это как раз подходящее время. На улице нет уже той, теплой летней погоды и можно заниматься интересным и полезным для себя, например плетение соломенных шляпок.

Нам нужна солома. Солому можно достать на полях или поскольку занятие это очень увлекательное и не требует больших финансовых вложений, в первую же осень посадите на своем приусадебном участке сотку озимой ржи. Засев делайте на полностью песчаную почву, очень густо. В итоге в сентябре получиться плотный "ржаной ковер", по виду напоминающий газонную траву.

В следующем году рожь дает превосходный результат: тонкие и длинные стебли, высотой некоторые экземпляры доходили до 1.8 метра!! Срезаем в молочной спелости зерна, когда стебель уже позолотился, но еще не пересох на корню. Обязательно срезать вручную, серпиком или ножницами. Затем аккуратно связывае в снопы толщиной примерно в две руки, сушим на веранде в закрытом от солнца, но продуваемом месте. На солнце солома пережигается, становится волокнистой и не пригодной для плетения.

После высыхания нужно обязательно выделить время для обрезки и сортировки. Садимся удобно на стульчик, берем в руки обыкновенные ножницы и начинаем обрезать стебель. Вырезаем коленце, то есть место сочленения, и отрезаем колосок. Несколько колосков можно оставить с небольшим кусочком стебля, они пригодятся для соломенных букетов, для украшения соломенных кукол, да и вообще, мало ли какая фантазия нам придет в голову. Попутно убираем листики и выбрасываем самое первое колено от земли (оно редко бывает прямое и пластичное).

После нарезки солома готова к сортировке. Берем пучок в руку, как макароны, и сначала вытаскиваем все толстые (обычно это второе колено). Эта солома пойдет для донышек, плетенных в виде шахматки, или для соломенных лент. Затем откладываем среднее колено (обычно это равномерная по толщине и длине солома). Эта солома пригодна для любой работы: витой плетенки для корзин, различных зубаток и рогожек для шляп. Последнее колено, которое заканчивается колоском, если очень тонкое, то я использую для цветов, для отделочных элементов на шляпы и шкатулки. Самые тоненькие, толщиной с ниточку, не стоит сохранять.

Итак, солома разобрана на три кучки: толстая, средняя и тонкая. Можно при желании еще разделить: очень толстая и короткая, средняя и длинная, и т.д. Среднее колено, из которого плетутся шляпы, обычно длиной от 30-60 см. Но это у ржи, у пшеницы гораздо короче. Длина как таковая не принципиальна, солома при плетении стыкуется одна в одну, это совершенно не заметно в изделии. Ну, и конечно, соломины нужно при плетении чередовать, длинная - короткая, иначе стыки будут приходиться на одно место, и будет некрасивое утолщение.

Разобранную и сортированную солому храним в плетеных корзинах стоймя, в не туго связанных пучках, можно в коробках лежа, кому как удобно. При хранении нужно учитывать одну особенность: солома при хранении на солнце меняет свою окраску - становится ярко золотистой. Поэтому, если соломенные пучки хвостами стоят в коробке, а ушки на солнце, рискуете получить разномастную окраску своего изделия.

Солома готова, замачиваем на полчаса, заворачиваем в пленку и за работу!

Если после работы солома еще осталась, нужно высушить. Влажной солому хранить нельзя, почернеет.


Плетем метров так 20-25 соломенной ленты-зубатки или по-другому - четырехконцовки.

Скручиваем в рулон, чтобы не путалась.


Лента для шляпы готова.

Начинаем выкладывать донышко.

Сначала сгибаем хвостик зубатки в виде маленького треугольника, каждый последующий ряд подкладываем под предыдущий, постепенно выравнивая в круг или овал в зависимости от формы шляпы.

Шляпа сшивается вручную шелковой ниткой под цвет соломы.

Шов располагаем так, чтобы нитка попадала в острие зубчика, тогда изделие выглядит более рельефно и нарядно.

Можно сшить и на швейной машинке (более простой вариант).


Когда донышко готово (для взрослого человека диаметр донышка - 17-20 см, для ребенка - 13-18 см, в зависимости от обхвата головы), начинаем делать переход к тулье.

Для этого или плавно перегибаем тесьму, слегка ее припосаживая на изломе, или загибаем под углом 90, если нужен резкий переход.

Каждые три - четыре оборота пришитой тесьмы выкатываем обычной скалкой.

Затем, когда готовы донышко и тулья, отутюживаем с паром на максимальной температуре утюгом.

Если есть шляпная болванка, то это делаем на болванке.


Заканчиваем "колпачок".

От донышка к полям он должен получиться с постепенным расширением и соответствовать обхвату головы.

Начинаем переходить к полям.

Резко заламываем тесьму по ширине пополам и, присбаривая немного нижний ряд, выкладываем первый ряд полей.

Шов делаем чаще для того, чтобы была большая прочность на сгибе.

Заканчиваем поля, отутюживаем, пришиваем украшение, даем высохнуть, - шляпа готова!

Плетут самые разнообразные шляпы: канотье, брили, сомбреро, капелюши и так далее. Практически в каждой стране есть свои национальные шляпы. Плетеный головной убор защищает от палящего солнца в летний зной. А шляпки из соломки, усыпанные искусственными цветами, способны украсить головку любой модницы.

Вам понадобится

  • - солома;
  • - болванка;
  • - нитки;
  • - ножницы.

Инструкция

  1. Сперва подготовьте материал для плетения. Его можно заготовить из соломы пшеницы, ржи или овса, но обратите внимание, чтобы она была не перепрелая и не измята. Вырывайте растения с корнем и старайтесь не сломать стебли. Разрежьте их на полоски, отрезав коленца.
  2. Солому положите в какую-нибудь емкость, например таз, обдайте кипятком, накройте крышкой и дайте помокнуть в течение суток. Спустя 24 часа солома станет мягкой и податливой. Выньте ее из таза, разрежьте на две части вдоль стебля и прогладьте горячим утюгом через бумагу, пока у вас не получатся ленточки.
  3. Шляпы сшивают из лент, сплетенных из четырех, пяти или семи концов. Шитье обычно начинают от середины донышка. Вашу первую шляпу необходимо шить на болванке, в противном случае вы можете попросту перевести материал.
  4. Сделайте небольшой круг из соломенной ленты. Следующие ряды пришивайте мелкими стежками 2-3 мм, накладывая их друг на друга в половину своей ширины. Стежки можно сделать и нитками контрастного цвета, например сомбреро сшивают зелеными или оранжевыми нитками.
  5. Донышко образуйте из 8-10 витков плетеной ленты. Затем согните плетежок вдоль под прямым углом. Таким образом вы обозначите переход к тулье. Ее сшивайте так, чтобы получилась почти цилиндрическая поверхность. Примерно десять витков образуют тулью высотой 6-7 сантиметров.
  6. Когда тулья будет готова, плетежок вновь на протяжении всей окружности переломите вдоль под прямым углом и продолжайте шить поля шляпы. Ширина полей будет зависеть исключительно от вашего вкуса и желания. Последний виток плетежка постепенно сведите на нет и подшейте его под предыдущий виток.
  7. Готовую шляпу увлажните, поля прогладьте утюгом на гладильной доске, а донышко и тулью на деревянной болванке.
  8. Края полей обшейте лентой, и, если вы плетете женскую шляпку, украсьте ее искусственными цветами, бабочками или фруктами.

Плетение из газетных трубочек или, как еще говорят, плетение из бумажной лозы становится все более популярным среди любителей рукоделия. Благодаря этой простой технике можно украшать интерьер, создавать аксессуары и радовать подарками близких и друзей. Знакомство с газетоплетением можно начать с создания шляпки . Выплетая форму из подготовленных трубочек, вы не просто интересно проведете досуг, но и сделаете оригинальный аксессуар.

Материалы :

— газетные или бумажные трубочки

— прищепки

— картонный круг

— шаблон-болванка.

Как сделать шляпку из газетных трубочек

Материалы для изготовления шляпки из газетных трубочек

В начале практики плетения не обязательно приобретать шаблон, его можно заменить плошкой нужного размера. Картон нужен будет для создания полей. Из него вырезают круг нужного размера. Трубочки крутят из газетной бумаги или широкой кассовой ленты. Способ кручения из кассовой ленты, тот же, что и с газетных листов. Если сразу не получается, попробуйте закреплять детали не только прищепками, но малярной лентой на клею или скотчем.



Восемь трубочек соединим попарно и крестообразно уложим на круг из картона. Для удобства закрепим их прищепками. Работа продолжается новой трубочкой с последовательным переплетением по кругу, до нужного размера дна шляпки. При этом парные трубочку надо разделить и переплетать по отдельности. Трубочек для основания шляпы нужно подготовить в достаточном количестве, что бы поля шляпки были более плотные.

Когда пришло время оплести шаблон — болванку, трубочки основания лучше прикрепить к краям миски прищепками, или приклеить клейкой лентой.

При этом вытаскивать болванку-миску или нет, решайте сами, все зависит от того, как именно удобно работать вам с газетными трубочками и насколько хорошо вы освоили данную технику. Для сохранения равномерного плетения по кругу придется снимать прищепку, что бы она ни мешала плетению и закреплять снова. Работа будет проходить намного легче, когда вы приобретете хоть немного опыта.

Газетный шрифт лучше , когда изделие уже готово. Для этого шляпку покрывают акриловой белой краской с ПВА, а потом тонируют любым цветом или морилкой. При желании ее можно украсить цветами, лентами.

Вот и все. Ваша шляпка из газетных трубочек готова! Любуйтесь, носите, украшайте интерьер или дарите близким! После того как освоите азы газетоплетения, попробуйте сделать более сложные изделия из газетных трубочек.

1. Лучше всего использовать для плетения ржаную соломку. Стебель ржи среди всех злаковых растений имеет наибольшую длину и отличается прочностью. В замоченном состоянии солома ржи наиболее мягкая и пластичная. Пшеничная соломка также пригодна для плетения, но она короче, грубее и толще ржаной.

2. Заготавливай соломку в конце июля – начале августа, когда колос только начинает наливаться. Стебли срезай у самой земли. Если заготовленная солома сырая и зеленоватая, её нужно просушить, иначе она перепреет, почернеет и станет непригодной для плетения.

3. Суши солому, разложив стебли нетолстым слоем в горизонтальном положении и периодически поворачивая. Зелёная соломка, высушенная в тени, сохраняет свой цвет. Солома, высушенная на солнце, выбеливается и её золотистый оттенок усиливается.

4. После сушки солому следует очистить от листьев. Делать это удобно, разрезая стебель на отрезки между узлами. Отрезая коленце, одновременно снимай листья, скреплённые с ним.

5. Разрезанные и очищенные от листьев соломины сразу сортируй по длине и толщине. Хорошо просушенную и рассортированную соломку можно хранить в картонных коробках не один год, при этом она не теряет своих декоративных и пластических качеств.

6. В плетении чаще используют три верхних, наиболее тонких колена, которые имеют равномерную толщину по всей длине.

7. Перед работой солому необходимо замочить или запарить. Пучки соломы, необходимые для работы, погрузи в большую ёмкость с водой. Если солома заготовлена недавно, замочи её на полчаса в воде комнатной температуры. Прошлогоднюю солому залей горячей водой и, прижав гнётом, выдержи до тех пор, пока она не станет мягкой. Но не оставляй солому в воде продолжительное время, чтобы она не почернела.

8. Вынув из воды, заверни соломку в целлофан или влажную ткань для того, чтобы она не высыхала в процессе работы.

9. Если осталась неиспользованная солома – просуши её. Впоследствии её снова можно будет использовать.

Технологии и виды плетения

Выделяют четыре основных вида плетения из соломки: спиральное, прямое, плетение плоских и объемных плетенок. Прежде чем приступить к плетению непосредственно из соломы, лучше потренироваться выплетать плетенки из разноцветных бумажных полосок.

Спиральное плетение (рис. 1). Сущность этого вида плетения заключается в том, что слегка скрученный соломенный жгут обматывается прочной бечевкой (льняной нитью, лентами лозы, корня, лыка, бересты) и укладывается по спирали плотными витками. Толщина жгута зависит от размера изготавливаемого изделия, объем которого формируется в процессе плетения. Жгутом, укладываемым по спирали, наращивают объем в высоту, одновременно сужая его или расширяя. Поэтому формы изделий, выполненных в технике спирального плетения, как правило, округлые, шарообразные или цилиндрические, в основании — круглые или овальные.

Рис. 1. Спиральное плетение: а — начало плетения; 6 — соединение жгута бечевкой; в — приспособление для контроля за толщиной жгута; г — окончание плетения; д — челнок для стягивания жгутов.

Плетение любой емкости начинают с середины дна. Несколько тонких стебельков, сложенных вместе, обматывают бечевкой и свертывают в маленькое кольцо (а). Обмотав кольцо несколько раз бечевкой, постепенно скручивают вокруг него оставшуюся часть жгута. После каждого оборота иголку подсовывают под очередной виток бечевки, расположенный на предыдущей спирали (б). С увеличением диаметра выплетаемого круга расстояния между витками бечевок увеличиваются, поэтому, чтобы дистанция между витками была все время более или менее одинаковая, время от времени делают «холостые» обороты бечевки вокруг жгута, подцепляя после этого иголкой нужный виток бечевки. Чтобы укладываемый жгут был достаточно прочным, его необходимо постоянно скручивать в одном направлении. Нужно также следить за тем, чтобы толщина жгута была всегда постоянной, вовремя добавляя новые пучки соломы. Толщину жгута удобно контролировать с помощью металлической или пластмассовой трубки (в). Заканчивая работу над каждым изделием, остаток жгута подрезают так, чтобы он плавно переходил к тонкому концу (г). После этого его обматывают бечевкой, и соединение жгута становится почти незаметным. Чтобы сплести ручку или ажурный просвет в стенке сосуда, жгут обвивают лентой на протяжении 4-7 см и затем прикрепляют к предыдущему ряду так, чтобы образовалась дуга. Можно повторить этот прием по всему ряду, а следующий ряд прикреплять к образовавшимся дужкам. Последний виток спирали оплетают лентой (бечевкой), как обычно, а затем, возвращаясь назад, заплетают просветы. Если жгуты обматывают не очень толстыми бечевками или суровыми нитками, то вместо иглы удобно использовать специальный деревянный челнок. Его вырезают из твердой древесины березы, груши, яблони, бука. На челнок наматывают довольно большой запас ниток, и это дает возможность оплетать соломенный жгут практически беспрерывно (д).

Укладывая жгуты спирально в одной плоскости, получают плоские круги различного диаметра, которые могут служить подставками, ковриками. Если необходимо сплести блюдо, чашу или глубокую корзину, то в процессе плетения каждый очередной виток жгута увеличивают или уменьшают в зависимости от формы. Желая сделать стенки сосуда цилиндрическими, жгуты одинакового размера наращивают по вертикали вверх. При увеличении диаметра каждого очередного витка сосуд расширяется, а при уменьшении — сужается.

Прямое плетение (рис. 2). Прямое плетение схоже с процессом изготовления полотна на ткацком станке. Выполняют его из сплющенных или распластанных в ленту соломин. Увлажненную толстую соломину разглаживают вдоль стебля ножом или иглой и на доске разглаживают тупым ножом сначала с изнаночной, затем с глянцевой стороны, операцию повторяют несколько раз, пока соломина не станет прямой лентой. Полотняное переплетение ведут по схеме (а) в такой последовательности: укладывают нужное количество соломенных лент, определяемое размером задуманной плетенки, вертикально параллельно друг другу и концы их приклеивают или прижимают прессом. Приподнимают четыре соломины через одну и под них перпендикулярно нечетным соломинам укладывают первую горизонтальную соломину. Затем приподнимают нечетные вертикальные соломины и укладывают вторую горизонтальную соломину и т.д. Соломины плотно подгоняют друг к другу. Сушат плетенку под прессом. При диагональном плетении (б) горизонтальные соломины перекладывают не через одну, а через две вертикальные, и в каждом ряду сдвигают переплетение вправо или влево на одну соломину. Поверхность плетенок, выполненных в технике прямого плетения, обладает эффектом светотеневой игры, подчеркивающей рисунок и фактуру плетения. Такие плетенки используют в качестве фона в панно, салфеток, фрагментов аппликаций и деталей объемных изделий.

Рис. 2. Прямое плоское плетение: а — полотняное, б — диагональное.

Плоские плетенки. Плетение плоских плетенок позволяет получать из отдельных соломин плоские плетеные ленты. Они различаются по ширине, рисунку, плотности. Внешний вид плетенок, их прочность, жесткость, пластичность зависят от толщины, количества соломин и способов их переплетения. Сшивая плоские плетенки, можно изготовить различные предметы бытового и декоративного назначения. По числу соломин, из которых плетут плоские плетенки, их делят на двухконцовки, трехконцовки, четырехконцовки и т.д. Самая широкая плоская плетенка имеет одиннадцать концов.

Рассмотрим процессы выполнения следующих плоских плетенок: трехконцовки, четырехконцовки, пятиконцовки, шестиконцовки, «зубатки».

При плетении всех этих плетенок нужно соблюдать общепринятые правила:
— брать для плетения среднюю, равномерную по всей длине часть стебля соломины;
— соломины подобрать разной длины, чтобы они не кончались одновременно;
— плести плотно, так как при высыхании соломы плетение слабеет;
— наращивание следующей соломины производить после того, как заплетен стык предыдущей;
— наращивать соломину, вставляя один конец в другой, либо накладывая один конец на другой на 2 см, либо зацепляя путем расщепления стебля;
— загибы краевых соломин фиксировать точно под нужным углом, проглаживая их сильным движением пальцев;
— плетенки из отдельных соломин плести от себя, держа выплетенную часть на коленях;
— толстые плетенки можно плести к себе, предварительно закрепив соломины на столе;
— законченную плетенку прокатать деревянной скалкой до ее высыхания, чтобы она стала ровной и плоской.

Для плетения трехконцовки (рис. 3) используют две соломины. Соломину 1 располагают горизонтально, а соломину 2 — под углом 45° к ней (а). Затем концы соломины 2 сгибают под прямым углом друг к другу (б). Соломину 1 сгибают, в свою очередь, под прямым углом к соломине 2, расположенной справа (в). На следующем этапе соломину 2, расположенную слева, сгибают по линии, идущей под углом 45°. Затем соломину 2 справа сгибают также под углом 45°, перехлестывая находящийся в середине другой конец этой же соломины (г, д). Начиная с этого места, все операции плетенки трехконцовки повторяют в том же порядке.

Рис. 3. Плетенка-трехконцовка.

Плетенка-четырехконцовка (рис. 4) отличается от предыдущей большей шириной и более сложным рисунком плетения. Соломины располагают под углом 60° друг к другу (а). Соломину 1 огибают вокруг соломины 2. Затем один конец соломины 2 сгибают влево (б, в), а другой — вправо и просовывают под соседнюю соломину 1 (г). После этого конец соломины 1, расположенный справа, сгибают влево (д), а другой ее конец, расположенный слева, сгибают вправо и подсовывают под соломину 2. На этом цикл плетения замыкается и далее идет повторение плетения в той же последовательности.

Рис. 4. Плетенка-четырехконцовка.

Пятиконцовка (рис. 5) получается несколько шире.
Вариант I: Заплетают ее, взяв в руки три соломины. Соломины 2 и 3 огибают одновременно вокруг соломины 1 так, чтобы между их концами получился прямой угол (I — а, б). Соломину 1 сгибают влево и подсовывают под соседнюю соломину 3 (I — б). Затем сгибают соломину 3 с левой стороны, располагая ее над соломиной 2, и подсовывают под соломину 1 (I — б, в). Соломину 2, находящуюся справа, переплетают с соломинами 3, а соломину 2 (слева) — с соломинами 1 и 2 (I — в, г). Дальнейшее плетение ведется в том же порядке.

Рис. 5. Плетенка-пятиконцовка.

Вариант II: Плетения пятиконцовки начинают, как при заплетании плетенки-четырехконцовки, используя всего две соломины. Их располагают под углом друг к другу (II — а), а затем переплетают, как четырехконцовку (II — б, в). На следующей стадии вставляют в плетенку соломину 3 и, поочередно сгибая крайние соломины, переплетают их с другими, находящимися в плетенке (II — г, д).

Плетенку-шестиконцовку (рис. 6) плетут с помощью специальной булавки, которую сгибают из стальной проволоки. Соломины зажимают булавкой под определенным углом (а) и перегибают в месте ее закрепления (б). После этого начинают переплетать соломины, не беспокоясь, что они рассыплются. Находящуюся в середине соломину 3 переплетают с соломинами 1 и 2 (в). С ними же переплетают также находящуюся справа соломину 3 (в, г). Затем крайнюю слева соломину 1 переплетают с соломиной 2 и двумя соломинами 3 (г, д). В той же последовательности плетут дальше. Когда все соломины будут неоднократно переплетены, булавку вынимают.

Рис. 6. Плетенка-шестиконцовка.

Плетенка-шестиконцовка, как и все другие плоские плетенки, при высыхании перекручивается по винтовой линии. Причем плетенки, состоящие из четного числа соломин, закручиваются сильнее тех, что сплетены из нечетного числа соломин. Поэтому готовые плетенки увлажняют и разглаживают горячим утюгом, а затем сворачивают в рулончики, перевязывают в нескольких местах бечевкой и хранят в сухом месте.

Плетенку «зубатка» (рис. 7) используют для сшивания шляп, сумок, оформления краев изделий, декорирования соломенной скульптуры и т.д. Она имеет зубчатые края, красивый рисунок, проста в исполнении. Плетенка не растягивается, но в то же время способна изгибаться.

Рис. 7. Плетенка «зубатка».

Начинают плести «зубатку» так же, как и простую четырехконцовку (а, б, в, г). И только на пятой стадии плетения возникает первое различие, когда образуется первый и начинает формироваться второй зубчик. Правый конец соломины 2 просовывают в плетение, огибают вокруг находящейся слева соломины 2 и выводят поверх соломины 1 (д, е). В свою очередь соломину 2, расположенную слева, просовывают в плетение и выводят справа (ж). В результате этих операций формируется второй зубчик. Приступая к формированию третьего зубчика, выведенную справа соломину 2 огибают вокруг соломины 1 (з). Все дальнейшие операции по формированию остальных зубчиков аналогичны предыдущим.

Объемные плетенки. Их объемность достигается способами переплетения и применением каркасов из соломы, проволоки, лозы, палочек и т.д. Используют эти плетенки в качестве деталей, шнуров при сборке изделий из соломки, для изготовления украшений (обручи на голову, браслеты, соломенные цветы и т.д.).

Наиболее простой и пластичной объемной плетенкой является цепочка (рис. 8). Ее можно растянуть, сжать гармошкой, выложить в спираль. Заплетается «цепочка» из одной соломины, которую сгибают под углом 45° (а). В результате концы ее окажутся под прямым углом друг к другу (б). Линию сгиба предусмотрительно следует сместить к одному из концов, чтобы они были разной длины и наращивались не одновременно. На следующем этапе плетения левый конец соломины сгибают под прямым углом (в). В свою очередь конец соломки, расположенный справа, тоже сгибают под прямым углом (г). Конец соломки, оказавшийся внизу, сгибают сверху вниз (д). И теперь уже другой конец соломки сгибают под прямым углом слева направо (е). Так делают до получения «цепочки» нужной длины. Наращивание осуществляют простым накладыванием соломин на их окончания.

Рис. 8. Объемная плетенка «цепочка».

Плетеные квадраты, многоугольники, ромбы используются чаще всего для отделки шкатулок, оформления скульптуры, изготовления декоративных украшений.

Принцип плетения всех фигур одинаков, поэтому достаточно освоить приемы плетения наиболее простой из них — квадрата (рис. 9). Начинают плести с изготовления каркаса (а). Две соломины (палочки) располагают под прямым углом друг к другу и прочно связывают. Одновременно к крестовине привязывают ленту из соломы. Затем ею последовательно обвивают стойки крестовины, получая таким образом первую спираль квадрата (б — к). Так же выполняют второй, третий и остальные витки. Когда заканчивается соломина, новую вставляют тонкой частью (вершинкой) в комелек кончающейся соломины в тот момент, когда предстоит сделать очередной поворот вокруг стойки (л). Новую соломину огибают вокруг стойки, зажимая конец старой. Закончив плетение, конец оплетки заделывают под соломину, расположенную на противоположной стороне квадрата (л).

Рис. 9. Плетение квадрата.

Форма каждого многоугольника определяется формой крестовины: для шестиугольника — это три пересекающиеся соломины, для восьмиугольника — четыре. Поскольку каркас крестовины полностью оплетается соломкой, его можно сделать из проволоки, что очень удобно при закреплении квадратов и многоугольников на стенках деревянных или картонных шкатулок. Квадрат или другая объемная фигура, сплетенная из соломы двух цветов, расположенных в определенном порядке, подчеркивает естественную красоту соломки, создает особый ритм.

Если немного пофантазировать, то из соломки на основе многоугольника можно изготовить множество ярких елочных украшений (рис. 10). При этом крестовины делают из длинных соломин, затем их сгибают и соединяют различным образом.

Рис. 10. Елочные украшения из соломки.

Отделочные плетенки. Они бывают двух видов: плоские и витые. Плетут их как минимум из четырех соломин. Используют для отделки сшитых из плоских плетенок изделий, а также различных шкатулок и коробочек. Отделочные плетенки пластичны, хорошо изгибаются, из них можно выкладывать разные формы, а если вставить в плетенку проволоку, то она сохранит заданный изгиб. Витую плетенку можно выполнить в виде расширяющейся или сужающейся спирали. Этого достигают за счет утолщения каркаса в нужном месте или за счет специальной укладки соломки. Такие плетенки получаются легкими, ажурными. Обычно для отделочных плетенок используют тонкую солому верхней части стебля.

Для плетения плоской плетенки (рис. 11) берут четыре соломины, прочно связывают их концы. Две средние соломины являются как бы основой — ядром, которое оплетают двумя другими соломинами, находящимися по краям. Под средние соломины заводят сначала соломину 1, а затем соломину 2 (б, в). Соломину 1, в свою очередь, укладывают поверх ядра, притягивают сверху соломиной 2 (г) и загибают в противоположную сторону поверх ядра (д). Уже на другой стороне соломину 1 снова притягивают соломиной 2 (е). В той же последовательности ведется и остальное плетение (ж, з). Ширина отделочной плетенки зависит от количества соломин в ядре.

Рис. 11. Плетение плоской отделочной плетенки.

Витую плетенку (рис. 12) закрепляют так же, как плоскую, и начинают плетение. Расположенную справа соломину 1 просовывают между соломиной 2 и двумя центральными соломинами (б). В свою очередь, соломиной 2 огибают конец соломины 1, выводят ее поверх центральных — ядра и просовывают в петлю, образованную справа соломиной 1 (в). Полученный узел затягивают покрепче и продолжают плетение. Соломины 1 и 2 меняются ролями: теперь уже соломину 2 просовывают между соломиной 1 и ядром, а соломиной 1 огибают конец соломины 2 и просовывают в петлю, образованную справа соломиной 2 (г). Полученный узел также затягивают покрепче. Все остальные узлы вяжутся в той же последовательности. В процессе плетения плетенка будет равномерно закручиваться по часовой стрелке. Кончающуюся боковую соломину наращивают, вставляя в очередную петлю конец новой соломины. Соединение будет более прочным, если некоторое время переплетать старую соломину вместе с новой. Соломины ядра могут быть не очень гибкими, в то время как боковые должны быть высокопластичными. Для проверки этого качества из партии замоченных соломин берут одну-две и завязывают простым узлом. Если узел получится округлым, без сколов и защепов, а солома вокруг него не треснула, то такой материал вполне годится для плетения.

Рис. 12. Плетение витой отделочной плетенки.

Соломенные бусы делают из отдельных бусин, нанизывая их на нить. Сначала надо потренироваться на бумаге. Берут бумажную ленту шириной 1 см, длиной 15 см. Сгибают полоску семь раз на квадратики и нумеруют их цифрами от 1 до 7 слева направо. Двумя первыми квадратиками складывают треугольник, придерживая их левой рукой, а правой, совмещая под прямым углом верхнюю сторону квадрата 3 с верхней стороной квадрата 2, перегибают ленту по месту сгиба и накладывают квадрат 4 на квадрат 1. Поворачивают фигуру к себе и накладывают квадрат 5 на квадрат 2, затем квадрат 6 — на 3, а 7 — на 4. Бусины выполняют из соломенной ленты шириной 8-10 мм, концы ее заправляют под бусину и обрезают. Для бус одного размера берут ленты одинаковой ширины. Если нужно сделать разновеликие бусы, готовят ленты разной ширины. Делают бусы такой длины, чтобы они свободно проходили через голову (приблизительно 50 бусин); нанизывают их на нить через углы. Освоив основные виды и способы плетения из соломки, можно приступить к изготовлению несложных изделий (салфетки, подставки, корзины, шляпы). Но прежде необходимо ознакомиться еще с приемами сшивания плетенок.

Сшивание плетенок. Изделия из плетенок сшивают вручную иглой или же на швейной машине. В зависимости от назначения изделия выбирают вид плетенки и способ сшивания — встык или уступом.

При сшивании встык (рис. 13) иголкой поочередно зацепляют края сплачиваемых плетенок и стягивают их как можно плотнее ниткой. Сшитые таким образом плетенки представляют собой ровную поверхность, поскольку все они находятся на одном уровне. Встык скрепляются плетенки при изготовлении циновок, ширм, декоративных панно и т.д.

Рис. 13. Сшивание плоских плетенок встык.

Уступом сшиваются плетенки для всевозможных головных уборов, сумок, абажуров и других изделий, показанных на рис. 14. Рассмотрим этот способ скрепления плетенок на примере изготовления шляпы. Для нее потребуется сплести 15-20 м «зубатки», которую перед сшиванием обязательно нужно увлажнить, тогда она хорошо будет выкладываться по форме и не расщепляться при прокалывании иглой. Сшивают по спирали. Шляпа, как известно, состоит из донышка 2 (рис. 14), тульи 3 и полей 1. Сшивать начинают с донышка. Вокруг конца «зубатки», отогнутого на 5 см, выкладывают по овалу витки ленты плетенки. На закругленных участках слегка растягивают ее по внешней стороне. Каждый виток накладывают на предыдущий на 1/3 ширины ленты и пришивают. Шить следует нитками под цвет соломки, делая стежки не более 2-3 мм и стараясь размещать их на зубчиках. После того как будет сшито 8-10 витков (размер шляпы 56-58), очередной виток отгибают от прошивки вниз, а последующие витки выкладывают по его периметру и выстрачивают тулью высотой 6-7 см. Чтобы вывести из цилиндра тульи плоские поля шляпы, внешний край десятого витка припускают в длину и отгибают вверх. Для полей достаточно сшить 8 витков. Конец «зубатки» подшивают под предыдущий виток. В процессе сшивания необходимо помнить, что если плетенку припускать — форма изделия увеличится, если натягивать — уменьшится.

Рис. 14. Изделия из плоских плетенок, сшитых уступом.

Таким же образом изготавливают изделия полусферической формы — чашу, блюдо, короб, поднос. Укладывают увлажненную плетенку, изгибая ее по спирали. Каждый новый оборот спирали накладывают на предыдущий с уступом 2-6 мм. Для чаши среднего размера потребуется до 20 м плетенки шириной 10 -12 мм (выплетенной из 7 соломин), для короба с крышкой — не менее 50 м плетенки.

Готовое изделие выравнивают, постукивая молотком по его поверхности или прогладив утюгом через мокрую ткань.

Соломенная скульптура. Искусство соломенной пластики — один из наиболее трудных видов соломоплетения. Кроме ремесленных навыков свободного владения материалом оно требует особого чутья формы, объема, знания художественных особенностей соломки, умения подметить и передать характерные черты изображаемого. Для скульптуры берут верхнюю, более тонкую и длинную часть ржаной соломы. А если фигура крупная, то и весь стебель. Каркас делают из пучка распаренной соломы; конструктивные узлы перевязывают толстыми нитками или проволокой очень туго. Обычно перевязки прикрывают соломенной лентой. Для наполнения объема скульптуры используют бумагу, вату, ткань, для передачи движения и устойчивости — гибкую проволоку. После окончания плетения фигурку оборачивают лентами из мягкой ткани до ее окончательного высыхания.

На рис. 15 показаны этапы изготовления лошадки — традиционного образца народной соломенной пластики. Небольшая фигурка связывается из трех пучков: голова, шея, передние ноги — из первого, туловище и хвост — из второго, задние ноги — из третьего. Гриву и уши делают отдельно.

Рис. 15. Изготовление соломенной лошадки.

Процесс изготовления: 1 — перевязывают длинный пучок соломки с одного конца; 2 — выворачивают его и перевязывают как можно ближе к краю; 3 — делают вторую перевязку, определяя длину головы лошадки; под эту перевязку вставляют ушки, сплетенные из четырех соломин, концы которых изображают челку; 4 — оформляют гриву, завязывая пучки соломки вокруг шеи и подстригая их; 5 — отгибают пучок соломки из второй перевязки вниз почти под прямым углом к голове; 6 — делают передние ноги, разделив и перевязав пучки соломки по два раза — внизу и посередине.

Туловище выполняют из второго пучка, уложив его серединой поверх перевязки между шеей и передними ногами; концы пучка соединяют и закрепляют за шеей. Пучок для задних ног перекидывают поверх пучка-туловища и связывают его внизу, а затем оформляют из него ноги так же, как и передние. Хвост можно оставить пучком или перекрутить его в жгут. Если соломины расщепить и переплести, а после высыхания расплести, хвост будет пышным и волнистым.

Таким образом можно выполнить любую анималистическую соломенную скульптуру, выразительность которой достигается передачей облика животного, соблюдением соотношений длины туловища и его толщины, длины ног к размеру туловища, а также оформлением каркаса декоративными элементами.

Украшают изделие из соломки различными накладными деталями. Это объемные плетенки (ромбы, цепочки, перетяжки, витые жгуты, гармошки и т.д.) и плоские, выложенные узорами. В декоративных целях используют подкрашенную соломку, из ее расщепленных коленцев получаются кисточки, бантики, солнышки и т.д.

Соломенный «паук». Это подвесная декоративная конструкция, одно из интересных изобретений народного соломоплетения. Собранные из нескольких десятков, а то и сотен соломенных трубочек, «пауки» почти невесомы. Беспрестанно вращаясь под потолком, они мерцают фантастическим золотистым узорным блеском. Тело «паука» — пространственная конструкция, несущая декоративные элементы, похожая на паутину. Для него характерны ажурность, геометризм форм, соразмерность частей. В белорусском соломоплетении наиболее традиционны «пауки» пирамидальной и ромбической форм.

Рис. 16. Изготовление «паука».

Такие конструкции собираются из отдельных пространственных ромбических элементов (рис. 16). Чтобы связать ромб, сначала нарезают 12 соломин одинаковой длины и толщины. Затем их нанизывают на нить с помощью толстой иглы. Четыре крайние соломины связывают в квадрат, у одной из сторон которого размещают две соломины так, чтобы получился треугольник. Такие треугольники выполняют на каждой стороне квадрата. Первую пару соломин треугольника перекручивают через основание к центру квадрата, вторую пару — от центра, третью — к центру, четвертую — от центра. Когда будет перекручена четвертая пара, оставшийся конец нитки связывают с другим концом. В результате должна получиться плоская фигура с квадратом в центре. Чтобы получить пространственную ромбическую фигуру, нужно поднять вверх второй и четвертый треугольники и связать их вместе, а первый и третий — отвести в противоположную сторону и тоже связать. Для того чтобы соломенные трубочки не разрезались нитью, их следует увлажнить перед сборкой ромбов. Для обеспечения жесткости конструкции в целом можно в основной несущий ромб вдеть гибкую проволоку, углы же остальных ромбов зафиксировать клеем ПВА.