Перспективы развития пенсионного фонда российской федерации. Условия начисления пенсий работающим пенсионерам

Министерство финансов Российской Федерации (сокращенно - Минфин России) намерено изменить существующую пенсионную систему. В основе нововведений лежат примеры Австралии и Новой Зеландии, где уже давно поддерживается забота о гражданах указанных стран, вошедших в пенсионный возраст, которая в свою очередь мало востребована в остальных регионах мира. Новая пенсионная система заработает в России с 2017 года.

Нужна ли России новая пенсионная система

Впрочем, Антон Силуанов, глава Минфина России, заявил, что первые шаги к осуществлению намеченной цели могут прослеживаться если не во второй половине 2017 года, то уже в начале 2018-ого. На 2018 год запланирован перезапуск накопительной составляющей, замороженной в настоящем 2016-ом. К слову, замораживание прослеживается уже третий год подряд.

По последним данным, мораторий, согласно которому станет формироваться накопительная часть пенсионных выплат, позволит сэкономить без малого 350 миллиардов рублей. Впоследствии указанная сумма пойдет на погашение задолженностей, исходя из обновленного плана действий.

Новая пенсионная система, которая начнет действовать с 2017 года в России, предполагает, что уже в настоящем 2016-ом все россияне, располагающие к тому, чтобы получать пенсионные выплаты в будущем, будут автоматически включены в так называемую систему распределения. Согласно ей, взносы тех граждан РФ, которые работают в настоящий момент времени, тем самым отдавая часть своих доходов на формирование размера пенсионных выплат, уже сейчас формируют его.

Реализация задуманного плана

Новая пенсионная система заработает лишь в 2017 году, тогда как оценить ее преимущества можно уже сегодня. По словам Антона Силуанова, она позволит ликвидировать обязательную накопительную систему. В свою очередь такой шаг направлен на то, чтобы создать систему индивидуального пенсионного капитала. Это поможет превратить пенсионные накопления всех без исключения граждан Российской Федерации в частную собственность каждого из них.

Первое время некоторые пенсионеры могут сетовать на проблемы в отношении реализации задуманного плана. Как отмечает глава Минфина, на то, чтобы все было реализовано лучшим образом, что в будущем даст шанс, что называется, пожинать плоды от предпринятых ранее действий, уйдет порядка 6 лет. В этот период все отчисления, взятые с зарплат россиян, работающих на территории России, будут идти в нужном направлении (на формирование пенсии) в автоматическом режиме. Тем самым они сформируют добровольные пенсионные накопления в необходимом размере.

Эксперты замечают, что по истечении запланированных шести лет, отданных на реализацию задуманного проекта, может потребоваться еще столько же. Они говорят, что конечным этапом, когда система будет работать как часы, при том, что все без исключения пенсионеры будут довольны сложившимся положением дел, в их понимании станет принятие правительством решения о том, что пенсионный возраст составит 63 года. В то же время он не будет зависеть от пола. По прогнозам экспертов, на это может уйти порядка 12 лет, начиная с 2017/2018. И если отталкиваться от этих данных, то конечный этап плана подразумевает реализацию всех его пунктов до 2030 года включительно.

Примеры для подражания

Минфин России во главе с Антоном Силуановым переняли плюсы пенсионной системы Австралии и Новой Зеландии, исключив все минусы. Впрочем, негативного в данном процессе, как оказалось, не так уж и много, если такое вообще прослеживается. По словам знающих людей и самих жителей указанных стран, они более чем довольны предпринятыми мерами. Граждане Австралии и Новой Зеландии на сегодняшний день самостоятельно перечисляют деньги в госфонд на формирование размера пенсионных выплат. Этим они формируют страховую часть отчислений. Действующая система предполагает как отказ от получения пенсии в будущем, так и свободный забор средств при необходимости, чтобы удовлетворить свои насущные потребности.

Впрочем, в этих странах прослеживается высокая производительность труда, соответственно, и размер пенсионных выплат там аналогичный. Приживется ли подобная система в России сегодня, остается вопросом номер один.

Антон Силуанов пока не раскрывает подробностей будущих действий и все плюсы новой пенсионной системы. Министр лишь отмечает, что добровольная система формирования пенсионных выплат, которая вот-вот вступит в силу, позволит всем без исключения пенсионерам увеличивать размер пенсии самостоятельно. Руководство Кремля молчит и не комментирует позицию главы Минфина. По словам руководителей Кремля, все ответы на вопросы, интересующие граждан, можно получить в правительстве.

Мы продолжаем следить за ситуацией и обязательно сообщим вам обо всех изменениях по ходу дела.

Пенсионная система современной России

Пенсионная система России - это совокупность создаваемых в Российской Федерации правовых, экономических и организационных институтов и норм, имеющих целью предоставление гражданам материального обеспечения в виде пенсии. В современном виде она введена с 1 января 2015 года и включает в себя отношения по формированию, назначению и выплате следующих видов пенсий: страховой пенсии, пенсии по государственному пенсионному обеспечению, накопительной пенсии. В 2015 году государственные пенсии получали 43 млн граждан России. Значительная часть пенсионеров получает ниже прожиточного минимума пенсионера .

В современном мире государство является гарантом стабильности социально-экономического положения граждан, одним из главных критериев стабильности социально-экономического положения граждан является эффективность пенсионной модели.

Пенсионная система в России уже долгие годы претерпевает изменения. Целью реформы является достижение социально-приемлемого уровня пенсионного обеспечения граждан. На данный момент в стране, в очередной раз, принята новая модель пенсионной системы, главной отличительной чертой которой является предоставление гражданам возможности выбора пенсионной модели для получения пенсии по достижению пенсионного возраста – с полным отчислением взносов в размере 22% в страховую часть пенсии или разделением её на страховую (16%) и накопительную (6%), накопительную часть можно инвестировать в различные негосударственные пенсионные фонды (НПФ) и другие инвестиционные организации .

В соответствии с новым пенсионным законодательством, если граждане, которые ранее не подавали заявление о выборе управляющей компании, желают, чтобы и в последующие годы страховые взносы в размере 6% индивидуального тарифа по-прежнему направлялись на формирование накопительной части трудовой пенсии, им следует до 31 декабря 2015 г. подать заявление о выборе Управляющей Компании (УК) либо НПФ. При этом, как и ранее, при переводе пенсионных накоплений в негосударственный пенсионный фонд гражданину необходимо заключить с выбранным НПФ соответствующий договор об обязательном пенсионном страховании.

Выше сказанное означает, что выбор инвестора для накопительной части пенсии (тарифа 6%), сопряжен с выбором УК или НПФ. У тех, кто не подаст заявление до 31 декабря 2015 г., пенсионные накопления перестанут формироваться за счет поступления новых страховых взносов работодателя, а все страховые взносы будут направляться на формирование страховой части пенсии в Пенсионный Фонд России (ПФР).

Таким образом, государство переведет большинство граждан на модель страховой пенсии без накопительной части, так как большинство граждан не стремятся сделать свой выбор в пользу УК или НПФ .

Очевидно, что современная модель пенсионной системы России несовершенна и имеет определённые недостатки:

1. Простота и прозрачность не свойственна новой пенсионной формуле. С одной стороны, предложенная балльная пенсионная система очень сложна и непрозрачна для понимания населения. С другой стороны, для большинства работников сложен порядок определения максимальной суммы пенсионных коэффициентов с 2015 до 2021 г. Все приоритеты в новой пенсионной формуле смещены на заработные платы в 1,5–2,3 раза выше средней заработной платы в стране. При этом не учитываются интересы регионов и работников с заработными платами ниже средней заработной платы в стране. Индексация базовой части пенсионного накопления гарантируется только в соответствии с уровнем инфляции, а не индексации базовой части базовой части пенсионного накопления в соответствии с ростом прожиточного минимума.

2. Абсолютная сбалансированность пенсионной системы как разность доходов и расходов, равная нулю, не может быть достигнута, так как в начале года нельзя точно спрогнозировать сумму поступлений пенсионных взносов, сумму пенсионных коэффициентов всех пенсионеров в текущем году и, соответственно, определить размер одного пенсионного коэффициента.

3. В новой модели пенсионного накопления необходимо резервировать средства, которые не потрачены на выплаты пенсий работникам, отложившим назначение пенсии в пенсионном возрасте. При значительной численности отложивших назначение пенсии работников по мере их выхода на пенсию будет значительно увеличиваться сумма пенсионных коэффициентов (новых пенсионных прав). Без резервирования средств через несколько лет значительно замедлится рост стоимости пенсионного коэффициента, тогда потребуются дополнительные расходы федерального бюджета для обеспечения роста стоимости пенсионного коэффициента по инфляции .

Следует, что главным нововведением является введение так называемой балльной системы исчисления пенсии, которая в свою очередь предполагает переход к системе начисления индивидуальных пенсионных коэффициентов и, следовательно, переход к новой пенсионной формуле. В данном виде пенсионная формула совершенно непрозрачна и оставляет на усмотрение государства как установление конкретного размера пенсии, так и значение коэффициентов индексации страховой и базовой частей пенсии. В созданных государством обстоятельствах будет утеряна возможность стимулирования граждан к более позднему выходу на пенсию, поскольку невозможно заранее оценить точный размер пенсии. Кроме того, существует возможность проиграть в размере пенсии в случае, если на момент достижения работником пенсионного возраста стоимость пенсионного коэффициента будет значительно выше по сравнению с установленной через несколько лет.

В итоге следует сделать вывод, что пенсионная реформа не привнесла кардинальных изменений в пользу граждан, кроме того, в ходе реформы не была достигнута одна из главных её целей – это стимуляция граждан к продолжению работы после достижения пенсионного возраста. Данная цель не была достигнута в связи с тем, что оценочная система пенсионных накоплений была приведена к бальной форме, но в свою очередь небыли предприняты шаги к индексированию основной накопительной части по отношению к прожиточному минимуму пенсионера, в данной ситуации гражданин может проиграть в том случае если им будет принято решение продолжить работу после достижения пенсионного возраста. Следовательно, можно заключить, что данная реформа не принесла качественных изменений в пенсионной системе и не смогла достичь главной цели – укрепление положения пенсионеров.

1

Настоящая статья посвящена исследованию государственной системы управления, обеспечивающей базовые социальные гарантии стабильного развития общества. Пенсионная система Российской Федерации является одной из составляющих системы социальной защиты. Необходимость реформирования социальной сферы приобрела особое значение в период модернизации экономических процессов в России. В связи с этим основной целью научной статьи является выявление и изучение основных проблем Пенсионного фонда РФ, такие как дефицит бюджета Пенсионного фонда РФ и причины его возникновения, мораторий на использование накопительной части пенсии, повышение пенсионного возраста. Предметом исследования выступают экономические отношения, возникающие в процессе формирования пенсионного обеспечения в России. Методами научного исследования выступают приемы теоретического и эмпирического познания функционирования пенсионной системы России. В заключение обозначены рекомендации для успешного развития пенсионного обеспечения в России.

Пенсионный фонд РФ

индексация пенсий

негосударственный пенсионный фонд

дефицит бюджета

пенсионный возраст

1. Абылова А.М., Яруллин Р.Р. Пенсионный фонд России, современные проблемы его функционирования // Международный научный журнал «Инновационная наука». – 2016. – № 5. – С. 13–14.

2. Будущее пенсионного рынка: НПФ стали стратегическими инвесторами. Официальный сайт рейтингового агентства «ЭкспертРа» [электронный путеводитель]. Режим доступа: http://raexpert.ru (дата обращения: 18.01.2017).

4. О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2016 год: федеральный закон от 14.12.2015 N 364-ФЗ // Справочно-правовая система «Консультант Плюс» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http//consultant.ru.

5. Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации: федеральный закон от 15.12.2001 № 167-ФЗ (ред. от 14.12.2015) // Справочно-правовая система «Консультант Плюс» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http//consultant.ru (дата обращения: 12.05.2015).

6. Официальный сайт Пенсионного фонда Российской Федерации [электронный путеводитель]. Режим доступа: http://www.pfrf .ru (дата обращения: 01.02.2017). С 1 февраля страховые пенсии и социальные выплаты россиян увеличиваются на 5,4 %. http://www.pfrf.ru/press_center.

7. Ситдикова А.Р. Современное состояние и проблемы пенсионного обеспечения в Российской федерации // Материалы международной научно-практической конференции «Наука, образование, общество: тенденции и перспективы развития». – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2015. – С. 210–212.

8. Соловьев А.К. Проблемы эффективности пенсионной системы России в условиях реформы // Мир новой экономики. – 2014. – № 4. – С. 39–50.

9. Тётушкин В.А. Маркетинговый анализ рынка негосударственных пенсионных фондов: проблемы и прогнозы // Финансовая аналитика: проблемы и решения. – 2016. – № 29. – С. 23–37.

В настоящее время многие ученые-экономисты занимаются проблематикой пенсионного обеспечения, функционирования пенсионной системы Российской Федерации, негосударственных пенсионных фондов, и это является закономерным и естественным процессом, поскольку пенсионная система является одним из основных элементов социальной защиты населения .

Пенсионная система России претерпела уже множество реформ. Последние глобальные изменения берут свое начало в 2012 г. с разработки Стратегии развития пенсионной системы Российской Федерации до 2030 г., где прописан постепенный план перехода к новой модели пенсионного обеспечения, целью которой является осуществление четкого разграничения страховой и накопительной частей пенсионных накоплений для удобства и качества регулирования их источников финансирования, а также переход на трехуровневый механизм формирования пенсионных прав (солидарная часть, корпоративная, индивидуально-накопительная), которая обеспечит сбалансированность и финансовую устойчивость пенсионной системы. Но сложная экономическая ситуация в стране сильно сократила темпы преобразований.

На сегодняшний день главной проблемой Пенсионного фонда РФ является дефицит бюджета, который на 2016 г. составляет 175,1 млрд руб. По предварительным прогнозам в 2017 г. дефицит составит 220,4 млрд руб., но для его сокращения было принято несколько дискуссионных решений, таких как:

Неполная индексация пенсий;

Отказ от индексации пенсий работающим пенсионерам;

Продление моратория на размещение накопительной части пенсии;

Упрощение процедуры розыска нелегальных рабочих путем расширения информационного взаимодействия между различными государственными ведомствами;

Повышение пенсионного возраста для госслужащих.

Индексация страховых пенсий в 2016 г. проходила в 2 этапа: первая индексация прошла в феврале, в ходе которой пенсии неработающим пенсионерам увеличили на 4 %. От второй индексации Правительство РФ отказалось, заменив ее компенсационными выплатами в размере 5000 рублей в январе 2017 г. Денежные средства на данные компенсации были выделены из президентского резерва, сформированного в 2016 г. Принятые меры положительно отразились на пенсионерах, получающих минимальную пенсию, т.к. данная выплата покрывает индексацию, которая должна была быть проведена в 2016 г. Также единовременную выплату получили работающие пенсионеры, индексация пенсий которых была приостановлена с 2016 г. Но в минусе остались те, кто получает пенсию выше среднего уровня, т.к. при индексации их пенсий в полном объеме компенсационная выплата не покрывает инфляцию. Кроме того, единовременная выплата не изменит размер базы пенсионных выплат, подлежащих индексации в 2017 г. Вышеуказанные меры помогли сэкономить бюджету около 160 млрд руб., но при этом были нарушены права граждан на сохранность их сбережений, т.к. страховая пенсия каждый год должна индексироваться как минимум на уровень инфляции, то есть на 12,9 % за 2016 г.

С 1 февраля 2017 г. страховые пенсии более 31,4 млн неработающих пенсионеров увеличились на 5,4 % исходя из роста потребительских цен за 2016 г. По данным Росстата, инфляция в 2016 г. составила 5,4 %, и ровно на эту величину индексируются страховые пенсии неработающих пенсионеров. Индексация пенсий на уровень инфляции за предыдущий год обеспечит сохранение покупательной способности страховой пенсии неработающих пенсионеров. Стоимость индивидуального пенсионного коэффициента (пенсионного балла), с учетом которого назначаются страховые пенсии, составляет 78,28 рубля (до 1 февраля 2017 г. - 74,27 рубля). Вместе со страховой пенсией на 5,4 % проиндексирована фиксированная выплата к ней, ее размер составляет 4805,11 рубля .

Одновременно с индексацией страховых пенсий с 1 февраля на 5,4 % индексируется ежемесячная денежная выплата (ЕДВ), самая массовая социальная выплата в России. В настоящее время Пенсионный фонд выплачивает ее 15,6 млн федеральных льготников, включая инвалидов, ветеранов боевых действий, граждан, подвергшихся воздействию радиации, Героев Советского Союза и России, Героев Социалистического Труда и других граждан. Размер индексации ЕДВ определен исходя из роста потребительских цен за 2016 г. Средства на увеличение ЕДВ, предусмотренные в бюджете ПФР на 2017 г., составляют 21,3 млрд рублей. Общие расходы на выплату всех видов ЕДВ с учетом индексации запланированы в бюджете ПФР в размере 450,9 млрд рублей .

Таким образом, с февраля 2017 г. Пенсионный фонд России перешел к выплате повышенных на 5,4 % всех видов страховых пенсий: по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца неработающим пенсионерам. Работающие пенсионеры будут получать пенсию с учетом индексации после завершения трудовой деятельности. В бюджете Пенсионного фонда РФ на 2017 г. заложена индексация на 5,8 %, поэтому решено провести индексацию в 2 этапа: первая - в феврале 2017 г. на 5,4 %, вторая - в апреле на 0,4 %. Для работающих пенсионеров прибавка к пенсии в 2017 г. не предусмотрена, в августе 2017 г. добавят к страховой пенсии не более 3 пенсионных баллов. После окончания трудовой деятельности Пенсионный фонд проведет индексацию страховой пенсии на все пропущенные индексации.

В 2016 г. продлен мораторий на размещение накопительной части пенсии. Все поступающие от работодателей средства в течение 2016 г. будут продолжать поступать на формирование страховой части. За счет «заморозки» пенсионных накоплений правительство планирует получить 342,2 млрд рублей. Данные меры также помогут сбалансировать бюджет ПФР, но в то же время лишают экономику «длинных» денег: в результате изъятия пенсионных накоплений в 2014-2016 гг. в распределительную систему экономика недополучит около 1 трлн рублей.

Мораторий на использование накопительной части пенсии негосударственными пенсионными фондами (НПФ) был связан еще и с тем, что к концу 2015 г. фонды с лицензией по обязательному пенсионному страхованию должны были акционироваться, пройти проверку ЦБ РФ и вступить в систему гарантирования. В результате основная часть фондов, и в первую очередь крупнейшие участники рынка, доказали свою надежность и эффективность. По итогам проверок со стороны ЦБ РФ в систему гарантирования пенсионных накоплений вступили 38 НПФ.

В конце декабря 2015 г. был зафиксирован ажиотажный спрос на перевод пенсионных накоплений в НПФ, после того, как правительство решило не продлевать право на выбор накопительной пенсии. За 2015 год число застрахованных лиц - клиентов негосударственных пенсионных фондов увеличилось на 19 % и составило на 31.12.2015 26,3 млн чел., или 33,5 % от всех занятых (рисунок).

По итогам переходной кампании 2015 г. число застрахованных лиц, формирующих свои накопления в НПФ, достигло 30 млн

Значительное увеличение заявлений о переходе в негосударственный пенсионный фонд было связано не только с заинтересованностью граждан, но и с активизацией продажных кампаний в страховых компаниях и отделениях банков. Как показала практика, та часть населения, которая заинтересована и осведомлена о пенсионных реформах, к концу 2015 г. уже перевела свои накопления в выбранный негосударственный пенсионный фонд или управляющую компанию. Благодаря активным продажам удалось заключить договор в основном с теми, кто еще не задумывался о своей будущей пенсии, и главным аргументом служило то, что 2015 г. является решающим для выбора способа дальнейшего формирования будущей пенсии.

Малая заинтересованность и информированность граждан о формировании пенсионных накоплений и нюансах их перевода из Пенсионного фонда России в негосударственный пенсионный фонд или между негосударственными пенсионными фондами увеличивает потери как компаний, так и граждан. По принятому в 2013 г. закону пенсионные накопления можно переводить из фонда в фонд не раньше, чем раз в пять лет, если гражданин хочет сохранить накопленный инвестиционный доход. Фонд можно менять и чаще, но в этом случае инвестиционный доход остается у предыдущего фонда, а в новый фонд переводится номинал накоплений. По данным Пенсионного фонда России миллион человек из написавших заявление о переводе своих пенсионных накоплений в 2015 г. потеряли инвестиционный доход, их общие потери составили 3,8-4 млрд руб. Из них около 2 млрд руб. осталось в Пенсионном фонде .

Также одной из важнейших проблем пенсионной системы является вопрос о повышении пенсионного возраста. На сегодняшний день в России самый низкий возраст выхода на пенсию - женщины 55 лет, мужчины 60 лет. С 1 января 2017 г. вступили в силу первые изменения по данному вопросу: предусмотрено постепенное, ежегодно по полгода, увеличение пенсионного возраста, дающего право на назначение и выплату страховой пенсии по старости государственным гражданским служащим, муниципальным служащим, а также лицам, которые занимают государственные должности РФ, государственные должности в регионах, а также муниципальные должности . Таким образом, пенсионный возраст мужчин будет увеличен до 65 лет, у женщин - до 63 лет. Также предусматривается постепенное увеличение минимального стажа государственной гражданской службы, дающего право на назначение пенсии за выслугу лет и определение её размера, с 15 до 20 лет.

Кроме того, увеличивается минимальная продолжительность исполнения полномочий депутатов Госдумы и членов Совета Федерации для получения права на доплату к страховой пенсии по старости в размере 55 % с одного года до пяти лет, а также увеличение срока исполнения полномочий, необходимого для получения выплаты в повышенном размере - 75 % - с 3 лет до 10 лет и более.

Неофициальное трудоустройство также является одной из основных проблем Пенсионного фонда РФ. За 2016 год количество неофициально трудоустроенных граждан составило 1,6 млн чел. (выявленные факты нарушения законодательства). Потери Пенсионного фонда от неофициального трудоустройства оцениваются в 1,3-1,5 трлн руб. . Проект по легализации неофициально устроенных граждан возглавляет Федеральная служба по труду и занятости РФ, в регионах созданы межведомственные комиссии, а в муниципалитетах рабочие группы. Перечисленные органы взаимодействуют с местными отделениями пенсионных фондов, фондов социального страхования, налоговых служб и службами занятости населения для выявления фактов неофициального трудоустройства. Также они следят за вызывающими подозрения предприятиями. Проект легализации трудового рынка уже позволил пополнить бюджет Пенсионного фонда на 15 млрд руб., но процесс взаимодействия органов между собой очень бюрократизирован и отнимает много времени, т.к. муниципальные органы власти не имеют доступа к персональным данным граждан, в том числе сведениям о фактах их работы, хранящихся в базах Пенсионного фонда. Для решения данной проблемы был разработан законопроект о расширении информационного взаимодействия между различными ведомствами, что упростит процедуру выявления нелегальных трудовых отношений. Рассмотрение и принятие данного законопроекта останавливает лишь то, что доступ к персональным данным граждан получит большая группа лиц, находящихся на государственных должностях, и, несмотря на предусмотренную ответственность за незаконное использование персональных данных, есть риск, что данная информация окажется в распоряжении третьих лиц, например коллекторских агентств.

Проблему неофициального трудоустройства также помогает решить новая формула расчета будущей пенсии. С 1 января 2015 г. было введено понятие «Индивидуальный пенсионный коэффициент» (пенсионный балл). В самом общем плане «балльная формула» формирования пенсионных прав сводится к тому, что за каждый год трудового стажа застрахованное лицо приобретает определенное количество баллов, общая сумма которых после завершения трудового этапа в жизни человека и наступления права на соответствующий вид пенсии конвертируется в денежный эквивалент путем умножения на актуальную стоимость одного балла . На данный момент для получения гарантированной пенсии необходим трудовой стаж в 5 лет. В связи с ухудшением демографической ситуации и увеличением дефицита бюджета Пенсионного фонда планируется увеличить минимальное значение трудового стажа до 15 лет. Данные меры вынуждают граждан, заинтересованных в получении и накоплении будущей пенсии, заключать официальные трудовые договоры с работодателем.

Новая формула также стимулирует население к более позднему выходу на пенсию, т.к. работающим пенсионерам начисляется большее количество баллов. Как было указано выше, в 2017 г. им будет начислено до 3 дополнительных балла. Данные преобразования позволяют увеличить поступления страховых взносов в бюджет Пенсионного фонда и временно сократить расходы на выплату текущих пенсий.

Сложная экономическая ситуация в стране кардинально изменила намеченные цели постепенного перехода к новой модели пенсионного обеспечения, одной из основных задач которой было стимулирование наемных рабочих и самозанятого населения к личному участию в формировании пенсионных накоплений. Все вышеперечисленные меры сокращают дефицит бюджета ПФР, но формируют негативное настроение и недоверие со стороны населения. Государству на данный момент удалось выполнить лишь одну из поставленных задач: усиление государственного регулирования и непосредственного участия государства в гарантировании финансовой обеспеченности выплаты всех видов пенсий. В рамках новой пенсионной реформы была создана двухуровневая система гарантирования сохранности пенсионных накоплений : каждый страховщик обязан создавать внутренний фонд гарантирования пенсионных накоплений, который предназначен для покрытия убытков от деятельности фонда, также создана государственная система гарантирования пенсионных накоплений, которая позволяет негосударственному пенсионному фонду получить лицензию на осуществление своей деятельности и сохранить сумму всех отчислений застрахованных (без сохранения полученного дохода) в случае отзыва у негосударственного пенсионного фонда лицензии, банкротства фонда либо недостаточности пенсионных накоплений.

Также одной из основных стратегических целей реформы была сбалансированность и долгосрочная финансовая устойчивость бюджета Пенсионного фонда путем создания трехуровневой системы отчисления пенсионных накоплений, но, как было отмечено выше, принятые за последние годы меры сильно тормозят формирование корпоративной и индивидуально-накопительной частей.

Таким образом, для продолжения реализации намеченных целей в первую очередь необходимо повысить доверие граждан к системе пенсионного страхования, путем соблюдения законодательства и реализации прав населения на сохранность их пенсионных сбережений. Кроме того, необходимо повышение финансовой грамотности граждан для сокращения потерь в результате воздействия на них при помощи агрессивных техник продаж со стороны менеджеров банков и страховых компаний, которые ввиду ограниченности времени переходной кампании озвучивают клиенту только положительные стороны перехода в новый негосударственный фонд.

Библиографическая ссылка

Юзвович Л.И., Кузнецова Е.П. СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПЕНСИОННОГО СТРАХОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ // Фундаментальные исследования. – 2017. – № 4-1. – С. 224-228;
URL: http://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=41466 (дата обращения: 30.03.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Последнее десятилетие регулярно происходят реформы в социальной сфере. Реформа, касающаяся пенсий граждан, вызывает все больший резонанс среди населения. В этой статье мы охарактеризуем основные особенности новой пенсионной системы в России, а также спрогнозируем ее перспективы.

Впервые система начисления пенсий в нашей стране подверглась изменениям в 2002 году. К настоящему времени без изменений остались только сами виды пенсионного обеспечения граждан, тогда как структура начисления пенсий граждан и система ее расчета постоянно изменяются. Размер пенсий корректируется в большую сторону, учитывая размер инфляции в стране и уровень прожиточного минимума.

Выход на пенсию в России в настоящее время подразумевается с шестидесяти и пятидесяти пяти для мужчин и женщин соответственно. Граждане, работавшие на вредном производстве либо в экстремальной климатической зоне, работники медицины, государственных, военных и правоохранительных служб имеют право на ранний выход на пенсию.

Кроме того, нетрудоспособные граждане и граждане, ставшие инвалидами, а также те (несовершеннолетние включены в эту группу), кто потерял кормильца также получают право на выплату пенсии.

Особенности начисления пенсий гражданам РФ

Страховая пенсионная часть выплат формируется исходя из получаемой работников зарплаты и стажа, а также тех отчислений, которые были сделаны в страховую компанию. Накопительная пенсионная часть начисляется исходя из накоплений, которые были сделаны работодателем работника в период его трудовой деятельности (отчисления в размере 22 % от его зарплаты, из которых – 16% отчисляются на страховую часть пенсионной выплаты, а 6% – на накопительную.)

При этом, минимальный трудовой стаж, гарантирующий выплату пенсии составляет 6 лет, и наличие у пенсионера баллов на пенсионном счету.

В настоящее время ограничивается количество тех пенсионных балов, которые могут получить пенсионеры, которые работают. Кроме того, в страховой стаж включается не более полутора лет отпуска по уходу за несовершеннолетним, а также не более 4,5 лет – при наличии нескольких детей.

Пенсионные коэффициенты, которые вычисляются по минимальному стажу, также подверглись изменениям, что является основанием для его повышения.

Особенности выплат пенсий инвалидам и гражданам, потерявшим кормильца

Пенсия по инвалидности начисляется инвалидам первых трех групп, при наличии хотя бы одного дня рабочего стажа.

Пенсия по потере единственного кормильца начисляется при отсутствии другого заработка детям умершего до восемнадцати лет либо до двадцати трех лет, учащимся очных отделений университетов и техникумов, нетрудоспособным вдовам и вдовцам, нетрудоспособным родителям умершего и другим родственникам.

Размеры пенсии в РФ в 2017 году: так ли все плохо?

Сумма пенсионных начислений зависит от зарплаты работника. Основная часть пенсии не подвергается никаким изменениям, ни количества от стажа или возраста гражданина. В настоящее время она составляет 4383 рубля.

Размер пенсионных отчислений гражданам, достигшим установленного законодательством возраста, в 2017 году – 5629 рублей, размер выплаты по инвалидности – 4558,98 рублей – для граждан-инвалидов 1 и 2-й групп, и 2297,47 рублей для 3-й группы. Работающие пенсионеры могут рассчитывать на дополнительные надбавки к общей сумме выплаты.

Новая пенсионная реформа: перспективы

Условия начисления пенсии гражданам России будут продолжать меняться вплоть до 2025 года. Возраст выхода гражданина нашей страны на пенсию будет повышаться. С каждым годом его увеличение будет происходить на полгода к существующему нормативно установленному возрасту.

К 2025 году нормативный пенсионный возраст мужчин составит шестьдесят три года, а женщин – пятьдесят восемь лет. К 2024 году показатель трудового стажа, для выдачи пенсии по старости возрастет к пятнадцати годам.

В свою очередь, в 2018 году, согласно сценарию развития макроэкономической ситуации в стране, ожидается незначительное снижение размера пенсии из-за повышения инфляции в стране. Индексация пенсионных выплат планируется, в первую очередь, для неработающих граждан.

Настоящим, значительным этапом реформирования пенсионной системы Российской Федерации является разработка Стратегии долгосрочного развития пенсионной системы РФ, начатая в соответствии с Указом Президента РФ «О мероприятиях по реализации социальной политики» от 07.05.2012 г., № 597 и Распоряжением Правительства РФ от 25.12.2012 N 2524-р «Об утверждении Стратегии долгосрочного развития пенсионной системы Российской Федерации». Она определяет политику в сфере пенсионного страхования в период до 2030 года. Основная цель Стратегии – гарантирование приемлемого уровня пенсионного обеспечения и долгосрочной финансовой устойчивости пенсионной системы, адекватной экономическому развитию России и соответствующей международным стандартам. Определены задачи совершенствования тарифно-бюджетной политики и системы управления обязательным пенсионным страхованием, реформирования института накопительной составляющей пенсионной системы и системы досрочных пенсий, создания корпоративного пенсионного обеспечения и др.

В ходе обсуждения Стратегии неоднократно вносились поправки и изменения в ее первоначальный проект. На этапе их внесения в Правительство РФ (20.09.2012 г.) были обозначены задачи краткосрочной, среднесрочной и долгосрочной перспектив.

Стратегия направлена на развитие трехуровневой пенсионной системы для групп с разными доходами (для средне- и высокодоходных категорий – с опорой на добровольное пенсионное страхование и негосударственное пенсионное обеспечение). Цель трехуровневой системы – поднятие коэффициента замещения. По мнению экспертов, удачная реализация такой системы позволит добиться повышения коэффициента замещения до 70 % и выше.

Обращает внимание отсутствие в Стратегии часто дискутируемого вопроса о величине трудового стажа при выходе на пенсию. Увеличение стажа, который сейчас имеет тенденцию на снижение, равносильно увеличению пенсионного возраста для той части населения, которая поздно начинает свою трудовую деятельность. Поэтому поднятие стажа как одного из рычагов сбалансирования пенсионной системы можно отнести к непопулярным мерам. Вопрос о том, каким должен быть стаж, как и пенсионный возраст, остается пока открытым. Вполне возможно, что первым пересмотру может подвергнуться минимальный стаж для получения пенсии, равный сейчас пяти годам.

Как известно, с 2015 года в России вступает в действие новая пенсионная реформа, и вполне естественно, что у всех наших пенсионеров возникает вопрос о том, а как будет производится начисление и расчет пенсии в 2015 году. Ответ на этот вопрос, мы сможем получить, основываясь на составляющие и данные из которых состоит новая формула для расчета пенсии с 2015 года. Накопительная пенсия формируется и начисляется по старому принципу (она по-прежнему остается актуальной только для граждан 1967 года рождения и моложе), а страховая пенсия как раз и рассчитывается по новой формуле – на основе пенсионных баллов, накопленных гражданином за время трудовой деятельности.

Выглядит новая формула так (формула 1.1):

СП = (ФВ х КПВ) + (ИПК х КПВ) х СПК , (1.1)

Где СП –страховая пенсия в году назначения пенсии;

ФВ –фиксированная часть страховой пенсии;

ИПК – индивидуальный пенсионный коэффициент, равный сумме всех годовых пенсионных коэффициентов гражданина;

КПВ – премиальные коэффициенты за выход на пенсию позже общеустановленного пенсионного возраста;

СПК – стоимость одного пенсионного коэффициента в году назначения пенсии.

Фиксированная выплата (далее ФВ) к страховой пенсии установлена статьей 16 Федерального закона «О страховых пенсиях» № 400-ФЗ от 28.12.2013 г. и на 1 января 2015 года составляет 3 935 рублей. Это гарантированный минимум государства для каждого российского гражданина пенсионного возраста. Два раза в год ФВ индексируется: 1 февраля с учетом роста потребительских цен и 1 апреля – за счет доходов Пенсионного Фонда за предыдущий период. Первоапрельская компенсация в законодательстве прописана как возможная, а возможность определяет российское правительство.

Индивидуальный пенсионный коэффициент (далее ИПК) является новшеством в практике расчета пенсий. Он и стал ключевой составляющей в формуле обеспеченной старости. Можно даже сказать – основой основ для гражданина, который хочет самостоятельно обеспечивать себя после выхода на пенсию и жить при этом достойно. Чем выше будет ИПК пенсионера, тем больше шансов достичь этой цели.

ИПК определяется в момент оформления пенсии по старости и состоит из суммы годовых пенсионных коэффициентов (далее ГПК) или пенсионных баллов, начисляемых гражданину ежегодно в процессе официальной трудовой деятельности с «белой» зарплатой. То есть за те годы, когда работодатели перечисляли на будущего пенсионера страховые взносы.

Новое пенсионное законодательство определило также иные периоды, за которые гражданам будут начисляться пенсионные баллы, и предусмотрело коэффициенты повышения ИПК и ФВ – за более позднее оформление реализации пенсионного права (КПВ).

Стоимость одного пенсионного балла (СПК) на 1 января 2015 года составляет 64,1 руб. Она будет ежегодно увеличиваться:

  • 1 февраля в соответствии с уровнем инфляции за прошедший год.
  • 1 апреля по формуле, в которой участвуют такие значения, как размеры поступлений в бюджет ПФР в виде страховых взносов и федеральных трансфертов.

Граждан, которые достигают пенсионного возраста в 2015 году или несколькими годами позже, волнует: что же будет с их пенсионными правами, которые до сих пор измерялись в рублях, а не в баллах. Этот же вопрос волнует людей, которые уже получают пенсию по старости – ведь дальнейшая ее индексация будет происходить на основании пенсионных балов, которых у них как бы нет.

Новое пенсионное законодательство предусмотрело формулу, по которой пенсионные права, сформированные до 1 января 2015 года, также будут переведены в баллы (формула 1.2):

ПК = СЧ ÷ СПК (1.2)

СЧ страховая часть трудовой пенсии по состоянию на 31 декабря 2014 года без учета базовой и накопительной частей.

Полученная сумма баллов либо составит индивидуальный пенсионный коэффициент гражданина, если он уже является получателем страховой пенсии или выходит на пенсию, к примеру, в январе 2015 года, либо будет плюсоваться вместе с последующими годовыми пенсионными коэффициентами для вывода ИПК.

Рассмотрим пример расчета пенсии по достижению пенсионного возраста.

Гражданка Иванова достигает пенсионного возраста в 2017 году. В 2015 году ее пенсионные права были конвертированы и составили 70 пенсионных баллов. За 2015-2017 годы Иванова заработает еще 5 баллов.

Гражданка Иванова дважды по 1 году была в отпуске по уходу за ребенком до полутора лет. За первого ребенка она получила 1,8 пенсионного балла, за второго – 3,6.

Путем сложения всех пенсионных баллов получаем ИПК гражданки Ивановой к моменту наступления права на оформление страховой пенсии – 80,4 балла.

Предположим, что минимальный размер фиксированной выплаты (ФВ) к страховой пенсии в 2017 году будет равняться 5000 рублям, а стоимость пенсионного балла (СПК) – 100 рублям. Оснований для применения премиальных коэффициентов у гражданки Ивановой нет, поэтому формула расчета ее пенсии выглядит так (формула 1.3):

СПС = ФВ + ИПК × СПК (1.3)

Считаем страховую пенсию по старости гражданки Ивановой:

5 000 руб. + 80,4 × 100 руб. = 13 040 руб.

По моему мнению, новая формула расчета пенсии имеет свои преимущества и недостатки.

Главное отличие, оно же и преимущество: пенсионный капитал граждан за каждый год будет фиксироваться в баллах - индивидуальных пенсионных коэффициентах. В рубли накопленные баллы будут переведены при назначении пенсии.

Учет пенсионных прав в баллах, а не «в живых» рублях, как сейчас, позволяет эффективнее защищать пенсионный капитал граждан. Очевидно, что 1 рубль в 2015 году по своей покупательной способности будет заметно отличаться от 1 рубля, к примеру, в 2037 году. Стоимость балла будет определяться государством и будет ежегодно расти.

Другое преимущество, по новым правилам выходить позже общеустановленного пенсионного возраста будет выгодно. За каждый год более позднего обращения за пенсией страховая пенсия будет увеличиваться на соответствующие премиальные коэффициенты, но не более десяти лет. Это другое преимущество. Например, если гражданин обратится за назначение страховой пенсии через при года после достижения общеустановленного пенсионного возраста, то фиксированная выплата будет увеличена на 19%, а страховая пенсия- на 24%.

Есть и еще одно преимущество: в новых правилах расчета пенсии засчитываются в стаж и оцениваются в большем объеме такие социально значимые периоды жизни человека, как срочная служба в армии, уход за ребенком, ребенком - инвалидом, гражданином старше 80 лет. За эти нестраховые периоды присваиваются особые годовые коэффициенты, если в эти периоды гражданин не работал.

Что касается недостатков, то следует обратить внимание на проблему, касающуюся пенсионного обеспечения граждан, трудящихся на низкооплачиваемой работе (с зарплатой ниже средней по стране). Если сейчас базовая часть пенсии, как и страховая, индексируется в зависимости от доходов пенсионной системы в расчете на одного пенсионера, что позволяет индексировать ее выше инфляции, то вводимая фиксированная выплата к страховой части пенсии будет индексироваться по уровню инфляции. Индексация сверх этого уровня оставлена на усмотрение Правительства РФ и обусловлена наличием свободных средств. В конечном итоге это приведет к тому, что для значительной части населения размер трудовой пенсии совпадет с размером социальной пенсии, а уплата страховых взносов утратит свое значение.

Резюмируя хочу отметить, что в предлагаемом виде пенсионная формула совершенно непрозрачна и оставляет на усмотрение государства как установление конкретного размера пенсии, так и значение коэффициентов индексации страховой и базовой частей пенсии. В таких условиях теряется смысл стимулирования работников к более позднему выходу на пенсию, поскольку невозможно заранее оценить точный размер прибавки к пенсии. Более того, будущий пенсионер может даже проиграть в размере пенсии в случае, если на момент достижения им пенсионного возраста стоимость пенсионного коэффициента будет значительно выше по сравнению с установленной через несколько лет.

Так же изменения затронут и правовое регулирование накопительной составляющей пенсии – предполагается, что в рамках пенсионной реформы она станет отдельной разновидностью пенсионных выплат (накопительная пенсия) и будет регулироваться специальным законом.

Законопроект о накопительной пенсии содержит очень простую формулу расчета накопительной пенсии (формула 1.4):

НП = ПН / Т (1.4)

Где НП – размер накопительной пенсии;

ПН – сумма пенсионных накоплений застрахованного лица;

Т – количество месяцев ожидаемого периода выплаты накопительной пенсии (если гражданин продолжает трудовую деятельность после достижения пенсионного возраста, ожидаемый период выплаты пропорционально сокращается). До 1 января 2016 года этот период составляет 19 лет (228 месяцев), а затем будет ежегодно устанавливаться федеральным законом на основании официальных статистических данных о продолжительности жизни россиян.

Таким образом, теоретически источниками дохода пенсионера является государственная и негосударственная пенсия. На практике же у нашего населения сложилось негативное отношение к рисковым финансовым институтам. Дело в том, что, во-первых, на Западе финансовые институты являются надежными, прозрачными, существуют гарантии сохранности средств. В России же все наоборот. Но это в компетенции государства, потому необходимы жесткая законодательная регламентация и контроль за деятельностью инвестиционных институтов, государство же должно стать абсолютным гарантом.

Во-вторых, высокий уровень оплаты труда на Западе позволяет «не скрепя сердце» оторвать часть сейчас ради будущего. В России же уровень оплаты труда настолько низкий и не индексируется адекватно инфляции уже давно, поэтому и в добровольных пенсионных накоплениях подавляющее большинство участвовать не в состоянии. Поэтому и здесь довольно велика должна быть роль работодателя, который:

1) является непосредственным страхователем параллельно с работником;

2) занимается учетом и перечислением взносов.

Для привлечения предприятий в эту схему им необходимо предоставлять ряд других налоговых льгот. А пока имеем то, что для подавляющего большинства пожилых граждан в реальности основным источником дохода является государственная пенсия, которая и определяет качество жизни пенсионера.

Финансовый ресурс социального страхования в странах позволяет обеспечить высокие жизненные стандарты и уровни защиты. В России потенциал пенсионного страхования еще только формируется. Совокупный объем финансовых ресурсов ПФР составляет всего 6% ВВП. Несмотря на некоторые положительные сдвиги, уровень и качество жизни российского пенсионера оставляют желать лучшего.

Для ориентира можно привести четырехуровневую систему пенсионного страхования, действующую в Германии:

1) обязательное пенсионное страхование – при стаже работы около 40 лет дает пенсию в 900-1000 евро (это уже 60% от средней заработной платы по стране);

2) помимо этого многие работники получают пенсии по старости от предприятий – это еще 300-400 евро;

3) добровольные частные пенсионные накопления – имеются у подавляющего большинства граждан;

4) социальная пенсия – выплачивается нуждающимся на основе государственной проверки.

В «переводе на наш язык» немецкая пенсия составляет в среднем около 52 000 руб. Это при условии цен зачастую ниже, чем в России. Понятно, что при сегодняшнем дефиците средств в ПФР вследствие перехода к распределительно-накопительной системе и появлении в результате этого «двойного бремени» вряд ли Россия достигнет такого показателя за ближайшие год-два. Поэтому представляется, что назрела необходимость следующих мероприятий:

1) увеличение прожиточного минимума пенсионера до адекватного, путем включения в потребительскую корзину реального, а не условного набора благ, как материальных, так и духовных;

2) поскольку пенсия – производная зарплаты, необходима регулярная индексация МРОТ граждан в соответствии с темпом инфляции, ростом уровня цен;

3) снятие ограничения базы начисления взносов, что решит проблему дефицита средств, поскольку тогда польется дополнительный поток отчислений от доходов элиты – ведущих топ-менеджеров, правления фирм и т.п.;

4) более эффективное управление накопительной частью пенсий;

5) отмена неэффективных «новаций» в системе учёта и отчетности по страховым взносам в Пенсионный фонд России; формирование простых и постоянных форм отчетных бухгалтерских документов.

Причем все меры надо осуществлять целенаправленно, с постоянным контролем, по единой программе.

На данный момент существующая система страховых взносов в ПФР продиктована современными реалиями (от этого никуда не деться) и в перспективе ориентирована на увеличение коэффициента замещения до 40%, но пока она имеет множество недоработок, в результате чего малоэффективна и не обеспечивает пожилого человека достаточной пенсией. Поэтому нельзя рассчитывать только на государство. Каждому из нас о будущих средствах к существованию надо заботиться самому и с молодости, грамотно используя все представленные механизмы: взаимодействуя с работодателем, активно отслеживая рост пенсионного капитала. Только так сегодня в России можно обеспечить себе достойную старость высокого качества.


Похожая информация.