Особенности формирования чувства патриотизма у детей старшего возраста. Воспитание патриотизма у детей дошкольного возраста


Одним из направлений социального развития детей является патриотическое воспитание, которое вплетается в процесс приобщения их к социальной действительности. Будучи организованным педагогическим процессом, патриотическое воспитание заключается во взаимодействии детей с педагогами с целью воспитания у подрастающего поколения патриотического отношения и чувств.

Что представляет собой патриотическое воспитание?

В педагогических и психологических исследованиях патриотизм рассматривается в качестве сложного личностного образования, выражающего в обобщённой форме любовь к Отечеству. К патриотизму относятся следующие содержательные характеристики:

  • знания истории, традиций, культуры родной страны;
  • проявление интереса к познанию настоящего и прошлого Отечества;
  • признание потребности государства в позитивном развитии;
  • чувство гордости за принадлежность к своей культуре;
  • национального достоинства;
  • активная деятельность во благо своей Родины.

В дошкольных учреждениях патриотическое воспитание детей дошкольного возраста начинается с формирования основ патриотизма, привития уважения к Родине и её ценностям. Это воспитание следует начинать с раннего детства, выглядеть оно должно как систематическая деятельность, направленная на создание патриотического сознания, духовно-нравственного начала, любви к Отечеству и уважению его символики. Проводимое в детском саду нравственно-патриотическое воспитание представляет собой комплекс мероприятий, имеющих гражданскую направленность, которые должны сформировать у ребёнка и его родителей единые ценности.
Важнейшим направлением патриотического воспитания является приобщение к народному творчеству и традициям. Праздники имеют особое значение в плане патриотического воспитания. Культуроведы и социологи признают, что именно праздники, ставшие безусловной частью жизни общества, являются древнейшими элементами человеческой общественной культуры.

Зачем нужно патриотическое воспитание?

Дети в силу своего возраста не могут в полной мере осознать многие события и факты, глубоко разобраться в проблеме. Но, пропуская их сквозь своё восприятие и детское мышление, дошкольники усваивают ориентиры патриотизма, гражданственности, здорового образа жизни, трудолюбия. Дети усваивают, что для того чтобы Родина стала сильнее, богаче и краше, нужно, чтобы все, в том числе и они сами, приложили свои силы к становлению её непоколебимости и могущества. Они должны понять, что им ещё следует многому научиться, чтобы быть полезными при развитии своей малой родины, где им предстоит учиться и работать.
Начиная знакомство со своей малой родиной, дети будут легче усваивать собственную принадлежность к России, как большой Родины. Быть гражданином России - великого государства, быть в ответе за её благополучие и стабильность, высоко нести её знамя - очень почётно . Цель нравственно-патриотического детского воспитания заключается в формировании у детей активной жизненной позиции, высокой духовной нравственности, которые были бы направлены на сохранение и приумножение великих достижений своего народа.

Задачи патриотического воспитания

  • Воспитывать трепетное отношение и любовь к ценностям семьи, первого коллектива (детского сада) и родного села или города.
  • Активизировать желание участия в общественных мероприятиях, которые направлены на благоустройство своего двора, улицы, территории детского сада. Научить относиться к родным и близким, старшему поколению и сверстникам заботливо.
  • Прививать уважение к самому разному труду.
  • Вызвать интерес к местным традициям, желание соблюдать и сохранять их.
  • Воспитывать бережное отношение к природе, учить экономно расходовать её ресурсы.
  • Знакомить с государственной символикой, её значением для страны и народа.
  • Просветить ребёнка относительно его прав, которые установлены для его защиты.
  • Рассказывать детям о крупных городах и разных регионах страны.
  • Воспитывать гордость за соотечественников, достигших больших успехов в чём-либо: науке, спорте, сельском хозяйстве, культуре, образовании.
  • Развивать чувство интернационализма в отношении культуры и традиций других народов.

С чего начать?

Воспитание любви к Отечеству является не только очень важной, но и очень сложной задачей, особенно когда она решается в отношении работы с дошкольниками. Но сложность возникает больше всего в тех случаях, когда детей пытаются научить любить Родину «по-взрослому». В дошкольном же возрасте происходит лишь становление личности, которая имеет ещё ограниченные возможности для становления таких позиций, как чувство патриотизма. Чтобы отыскать верный путь для формирования всесторонней любви к Родине, нужно чётко представлять то, на базе каких чувств может сформироваться эта любовь, и какая эмоционально-познавательная основа требуется для её появления. Патриотизм можно рассматривать как преданность, ответственность, привязанность в отношении Родины, поэтому ещё в дошкольном возрасте ребёнка нужно научить (если это в принципе возможно) быть к кому-то или чему-либо привязанным, проявлять ответственность в своём, даже незначительном, деле. Человеку, прежде чем трудиться на благо страны, нужно научиться ответственно и добросовестно выполнять любое порученное ему дело.

Путь патриотического воспитания считается достаточно прямолинейным, логика здесь выстраивается по принципу «от частного к общему» - вначале любовь к семье и детскому саду, затем к улице, городу и, в конце концов, ко всей стране.
Постепенно у дошкольников формируется образ собственного дома, имеющего свои традиции, уклад, стиль взаимоотношений. Свой дом ребёнок воспринимает и любит таким, какой он есть. При определённых условиях данное чувство родного дома может быть положено в основу любви к Родине. На данном этапе малышу безразлично, где, в какой стране его дом находится, ему важно лишь то, чтобы эмоционально комфортным было его ближайшее окружение. Это ещё нельзя назвать чувством любви к родине, а только базой для его зарождения. Важно, чтобы ребёнок не рос гостем, но был хозяином в своём родном доме, чтобы он за что-то отвечал, имел свои обязанности. Всё это укрепляет чувство семьи.
Для полноценного участия дошкольного учреждения в воспитании чувства патриотизма необходимо, чтобы малыш полюбил свой детский сад, чтобы жизнь там для него была насыщенной и интересной. Привязанность к детскому саду зависит от того, насколько малыши хорошо его знают, ориентируются в нём, чувствуют ли себя здесь как дома. С этой целью по детскому саду организуется экскурсия, дети знакомятся с персоналом, а в последующем обсуждении они должны рассказать о том, чем предпочитают заниматься.
Литература, музыка, изобразительное искусство относятся к мощным средствам патриотического воспитания. Детям показывают репродукции картин И. Шишкина, И. Левитана, К. Васильева и других известных мастеров, с большой любовью изображавших родные места. В другой раз они слушают стихи А. Пушкина и С. Есенина либо музыку П. Чайковского. Отбирать для прослушивания нужно понятные, но обязательно высокохудожественные произведения.
Нельзя отделить воспитание у детей любви к Родине от формирования у них верных представлений о соотечественниках. Им следует рассказывать о людях, в разное время прославивших страну: учёных, поэтов, врачей, изобретателей, художников, композиторов, путешественников. На примерах конкретных людей нужно знакомить детей с лучшими чертами русского и других народов страны: творческими способностями, гостеприимством, стойкостью, отзывчивостью, готовностью защищать общую Родину.

Экологическое воспитание дошкольников направлено на то, чтобы формировалась личность, имеющая экологически ориентированное сознание. Задачи экологиче...

Упражнения и игры

«Вот эта улица, вот этот дом»

Цель упражнения заключается в расширении и закреплении знаний детей об улицах, на которых они проживают. При этом детей знакомят со всеми названиями, которые улица носила в разное время, значимыми объектами, стоящими на ней. Для детей, проживающих на этой улице, воспитатель открывает много неизвестного, учит их подмечать, как преображается город, как становится краше улица, и кто этим строительством занимается. Нужно обращать внимание малышей на порядок и чистоту на придомовых территориях, приобщая их тем самым к озеленению и благоустройству территории вокруг своего дома или детского сада.

«Вместе дружная семья»

Занятие нацелено на необходимость укрепления семейных связей и знаний детей о структуре семьи. Оно должно вызвать интерес к людям старших поколений и роли, которую они играют в семейных отношениях, воспитывать уважение и желание заботиться о бабушках и дедушках. Воспитатель, работая с детьми, формирует у них понятие семейных корней: от родителей к дедушкам и бабушкам и далее к прадедам. Углубление в историю своей семьи очень увлекательно: здесь выстраивается родословное древо, где найдётся место и фотографии ребёнка. Воспитатель может сделать уголок «Делай, как мы», в котором будут размещены семейные фотографии походов в лес, цирк или просто по дороге в детский сад. Красочный стенд будет излучать семейное счастье и служить хоть какой-то защитой от семейного неблагополучия.

«Город, в котором я живу»

Целью занятия является раскрытие красоты родного для детей города, его социальной значимости в развитии государства. Необходимо рассказать детям, какую продукцию он производит на тех предприятиях, где работают их родственники, возможную значимость её на мировом рынке. Познакомить с памятниками старины, объектами культурного назначения, лучшими образчиками архитектуры. Тем самым воспитатель показывает дошкольникам значимость труда их родителей и их вклада в экономику страны. Дети узнают, кому воздвигнуты памятники и за какие заслуги, кому посвящены стелы. Соприкасаясь с историей родного города, малыши учатся заботиться о ветеранах, чтить память воинов, погибших за Родину.

Патриотизм - в лучшем своем значении - чувство положительное , глубоко личное, благородное и достойное всяческого уважения . Любовь к собственной стране, к Родине, к своему родному городу. Бережное , уважение авторитетов и лучших из соотечественников. Знание истории, культуры, искусства родного края . Все это похвально и правильно.

Но в худшем своем проявлении патриотизм переходит в шовинизм, национализм, и даже - фашизм . Презрение и уничижение других рас, государств, их достижений, мировоззрения и . Неоправданное высокомерие, стремление к экспансии, завоевании, «перевоспитании» людей непохожих на «своих».

Как воспитать в своем ребенке патриотизм без фанатизма, не впадая в крайности и не нарушая «мировой гармонии»?

Значение патриотизма для детей

Для малыша важно «правильность» и четкая структура окружающего его мира . Когда все вокруг «хорошо» и «справедливо», «красиво» и вообще — «комильфо» — ребенок спокоен, его развитие гармонично и психика стабильна. Для дошкольника вполне достаточно «основ» — частичных, мозаичных знаний о собственном государстве. «Патриотически окрашенные» беседы с родителями , обогатят лексикон и жизненный опыт. Пусть ребенок гордится своим домом, школой, городом и страной - в этом нет ничего плохого!

О необходимости развития патриотизма

Собственно, что такое «патриотизм для детей» ? Это как «классическая музыка для малышей» — переработка и адаптация по возрасту, по уровню восприятия и понимания серьезных и «взрослых» явлений .

  • Начнем с малого, но главного: с . Не стоит при малыше критиковать правительство, государственное устройство, политику. Делать упор на недостатки (хотя бы разбитые городские дороги и некрашенные фасады зданий). Дети чутко улавливают родительские интонации и настроение. Никакими поучительными беседами не вывертишь отчуждение, презрение и недоверие; память сохранит ваши невзначай оброненные реплики, а не «патриотические» разговоры.
  • Рассказывайте об истории страны, говорите на правильном языке, грамотно пишите, не коверкайте речь - уважение к культурному наследию - часть патриотизма .
  • Разучите слова гимна, покажите флаг государства и городской герб , посетите краеведческие музеи.
  • Но не переусердствуйте: нахваливая и отдавая дань достижениям «наших», не принижайте «чужого» — не зароните семян национализма в тонкую детскую душу!

Вне зависимости от степени собственного патриотизма, растите ребенка в гармонии с миром и позитивном жизненном настрое !

«Патриотизм, соединенный с интересом и любовью ко всем нациям - непременное условие нормального здоровья ума и сердца. Ибо для человека естественно любить свою землю, свое село и город, свою страну и ее народ, а так же своих соседей, другие народы и весь земной шар - и нашу большую Родину» Д.С. Лихачев. Патриотизм - это и преданность своему Отечеству, и стремление сделать все возможно, чтобы сохранить культурную самобытность каждого народа, входящего в состав России.

Задача педагогов и родителей - как можно раньше пробудить в детях любовь к родной земле, формировать у них такие черты характера, которые помогут стать достойным человеком и достойным гражданином своей страны, воспитывать любовь и уважение к родному дому, детскому саду, родной улице, городу формировать чувство гордости за достижения страны, любовь и уважение к армии, гордость за мужество воинов, развивать интерес к доступным ребенку явлениям общественной жизни.

Дошкольное детство - важнейший период становления личности человека, когда закладываются основы гражданских качеств, формируются первые представления детей об окружающем мире, обществе и культуре. В дошкольном возрасте чувства господствуют над всеми сторонами жизни ребенка. Актуальность проблемы заключается в том, что современные дети мало знают о родном городе, стране, особенностях народных традиций, часто равнодушны к близким людям, в том числе к товарищам по группе, редко сострадают чужому горю. Явно недостаточной является работа с родителями по проблеме нравственно-патриотического воспитания в семье.

Патриотическое воспитание подрастающего поколения - одна из самых актуальных задач нашего времени. Огромные изменения произошли в нашей стране за последние годы. Это касается нравственных ценностей, отношения к событиям нашей истории. У детей искажены представления о патриотизме, доброте, великодушии. Изменилось и отношение людей к Родине. Если раньше мы постоянно слышали и сами пели гимны своей страны, то сейчас о ней говорят в основном негативно. Сегодня материальные ценности доминируют над духовными. Однако трудности переходного периода не должны стать причиной приостановки патриотического воспитания. Возрождение духовно-нравственного воспитания это шаг к возрождению России.

Патриотическое воспитание ребенка — сложный педагогический процесс. В основе него лежит развитие нравственных чувств. Чувство Родины начинается у ребенка с отношений к семье, к самым близким людям-к матери, отцу, бабушке, дедушке -это корни связывающие его с родным домом и ближайшем окружением. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чуму он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления не осознаны им глубоко, но пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.

У каждого народа свои сказки и все они передают от поколения к поколению нравственные ценности: добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие. Произведение устного народного творчества не только формирует любовь к традициям своего народа, но и способствует развитию личности в духе патриотизма.

Цель патриотического воспитания детей дошкольного возраста состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками. Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста — одна из задач нравственного воспитания, включающая в себя воспитание любви к близким людям, к детскому саду, к родному поселку и к родной стране. Патриотические чувства закладываются в процессе жизни и бытия человека, находящегося в рамках конкретной социокультурной среды. Люди с момента рождения инстинктивно, естественно и незаметно привыкают к окружающей их среде, природе и культуре своей страны, к быту своего народа. Следует учитывать, что дошкольник воспринимает окружающую его действительность эмоционально, поэтому патриотические чувства к родному поселку, к родной стране у него проявляются в чувстве восхищения своим поселком, своей страной. Такие чувства не могут возникнуть после нескольких занятий. Это результат длительного, систематического и целенаправленного воздействия на ребенка. Воспитание детей осуществляется ежесекундно, на занятиях, мероприятиях, праздниках, в игре и в быту. Работа строится таким образом, чтобы она проходила через сердце каждого воспитанника детского сада. Любовь маленького ребенка-дошкольника к Родине начинается с отношения к самым близким людям - отцу, матери, дедушке, бабушке, с любви к своему дому, улице, на которой он живет, детскому саду, поселку. Для детского сада особое значение приобретает педагогическая деятельность, направленная на развитие интереса и любви к родному краю и умение отражать все это в продуктивной деятельности, формирование эстетического отношения к окружающей действительности. Обучение основам труда и формирование представлений о социальных проблемах поселка, воспитание духовно-нравственных чувств ребенка, воспитание уважения и любви к своему дому, знакомым и друзьям. Знакомство дошкольников с родным городом и родной страной - процесс длительный и сложный. Он не может происходить от случая к случаю. Положительного результата можно достичь только систематической работой, и эта работа, в основном, проводится вне занятий. Знакомство с материалом не требует дополнительных занятий, а включается в разные виды деятельности, предусмотренные общеобразовательной программой (речевую, музыкальную, физкультурную, изобразительную и т.д.). На занятия выносятся темы сложные, требующие объяснения, толкования. Знания, полученные на занятиях, закрепляются в различных формах работы вне занятий. И в течение всего года считаю целесообразным возвращаться к тем темам, которые мы с детьми изучили ранее. Одна из главных задач, которую я ставлю перед собой при подготовке каждого занятия - подбор наглядного материала: это фотографии, репродукции картин, различные схемы, рисунки, макеты.

В дошкольный период детства происходит становление личности ребенка, раскрываются его индивидуальные особенности. Нельзя забывать, что на этом жизненном этапе самыми близкими людьми для малыша становятся воспитатели и родственники. В семье зарождаются симпатии, потребности, интересы ребенка, обозначается его характер, поэтому жизнь семьи, ее традиции, идеалы влияют на его дальнейшую судьбу. Через призму отношения ребенка к его близким можно прививать детям самые лучшие нравственно-патриотические качества характера. В своей работе с семьёй опираюсь на родителей не только как на помощников детского сада, но и как на равноправных участников формирования детской личности.

Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует бережному отношению к традициям, сохранению вертикальных семейных связей. В своей работе по патриотическому воспитанию использую различные формы и методы работы с родителями. В первую очередь провожу анкетирование родителей по вопросам семейного воспитания. Организовываю совместную работу детей и родителей: составление герба семьи, составление генеалогического дерева семьи. Чувство гордости, добросердечности, дружелюбное отношение к своим родственникам возникает тогда, когда ребята рассматривают свои работы. С родителями также проводятся тематические беседы, консультации по вопросам семейного воспитания

Постепенно ребёнок пронимает, что он — частица большого коллектива — детского сада, класса, школы, а затем и всей нашей страны. Общественная направленность поступков постепенно становиться основой воспитания гражданских чувств и патриотизма. Но чтобы закрепить эту основу, нужно постоянно пополнять опыт участия детей в общих делах, упражнять их в нравственных поступках. Нужно чтобы у дошкольника формировалось представление о том, что главным богатством и ценностью нашей страны является ЧЕЛОВЕК. В.В. Сухомлинский утверждал, что детство - это каждодневное открытие мира и поэтому надо сделать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия. Воспитание маленького патриота начинается с самого близкого для него - родного дома, улицы, где он живет, детского сада. * Обращайте внимание ребенка на красоту родного города * Во время прогулки расскажите, что находится на вашей улице, поговорите о значении каждого объекта. * Дайте представление о работе общественных учреждений: почты, магазина, библиотеки и т.д. Понаблюдайте за работой сотрудников этих учреждений, отметьте ценность их труда. * Вместе с ребенком принимайте участие в труде по благоустройству и озеленению своего двора. * Расширяйте собственный кругозор * Учите ребенка правильно оценивать свои поступки и поступки других людей. * Читайте ему книги о родине, ее героях, о традициях, культуре своего народа * Поощряйте ребенка за стремление поддерживать порядок, примерное поведение в общественных местах.

КАК ВОСПИТАТЬ МАЛЕНЬКОГО ПАТРИОТА?

Содержание патриотического воспитания дошкольников: * приобщение детей к культурному наследию, праздникам, традициям, народно-прикладному искусству, устному народному творчеству, музыкальному фольклору, народным играм. * знакомство с семьёй, ее историей, родственниками, семейными традициям, составление родословной; с детским садом его ребятами, взрослыми, играми, игрушками, традициями; с городом, селом, его историей, гербом, традициями, выдающимися горожанами, селянами прошлого и настоящего времени, достопримечательностями; * проведение целевых наблюдений за состоянием объектов в разные сезоны года, организация сезонного земледельческого труда в природе, посев цветов, овощей, посадка кустов, деревьев и другое; * организация творческой, продуктивной, игровой деятельности детей, в которой ребенок проявляет сочувствие, заботу о человеке, растениях, животных в разные сезоны года в связи с приспособлением к новым жизненным условиям и ежедневно, по необходимости. Советы родителям. Как приобщить детей к нравственно - патриотическому воспитанию? 1. Приучайте ребенка бережно относиться к вещам, игрушкам, книгам. Объясните ему, что в каждую вещь вложен труд многих людей. Бережному отношению к книгам, способствуйте развитию интереса к содержанию. Сходите с ребенком в библиотеку и посмотрите, как там хранят книги. Этот игровой прием «как в библиотеке» поможет приучить ребенка к бережному отношению к книге. 2.Дошкольники очень рано начинают проявлять интерес к истории страны, края. Если в городе есть памятники, организуйте к ним экскурсии и расскажите все, что вы знаете, о том, как чтят память погибших. По нашей стране и по всему миру можно совершать увлекательные путешествия по глобусу, картам и фотографиям. 3. Если у ребенка есть строительный материал, можно предложить ему построить дом Когда дом построен, поиграйте с ребенком в «новоселье», помогите разместить кукол, зайчиков, мишек. Посмотрите, прочно ли построен дом, красив ли, удобен ли для жилья. 4. Воспитывайте у ребенка уважительно-бережное отношение к хлебу. Понаблюдайте за тем, как привозят и разгружают хлеб. Расскажите, как выращивают хлеб, сколько труда в него вложено вмести с ребенком посушите остатки хлеба, сделайте сухарики. 5. Расскажите ребенку о своей работе: что вы делаете. Какую пользу приносит ваш труд людям.Расскажите, что вам нравится в вашем труде. 6. Возвращаясь с ребенком из детского сада, предложите ему поиграть в игру « Кто больше заметит интересного?», «Давай рассказывать друг другу, кто больше заметит интересного на нашей улице» Я вижу, что машины убирают улицу. А что ты видишь?» игра учит наблюдательности, помогает формировать представления об окружающем. Дома предложите ребенку нарисовать, что больше всего понравилось. 7. Любовь к Родине - это любовь к природе родного края.Общение с природой делает человека более чутким, отзывчивым. Зимой на лыжах, летом на велосипеде или пешком, полезно отправиться с ребенком в лес, чтобы полюбоваться его красотой, журчанием ручья, пением птиц. Воспитывая любовь к родному краю, важно приучать ребенка беречь природу, охранять ее.

Одним из действенных методов воспитания патриотизма является личный пример родителей и других членов семьи. Невозможно воспитать в ребенке патриота, если при нем высказывается негатив в адрес своей страны. Не позволяйте себе этого. Даже если у вас сложилось неприятное мнение, не озвучивайте его при ребенке.

Воспитание патриотических чувств начните с малого. Обращайте внимание малыша на красоту родной природы. Пусть это будет парк или городской сад, главное, чтобы ребенок умел видеть гармонию природных явлений, растительного и животного мира. Учите его беречь живую природу, сохранять ее для других. Будет хорошо, если ребенок сам сможет посадить растение и ухаживать за ним.

По мере ваших сил и возможностей проявляйте заботу о том месте, где вы живете. Пусть ваш ребенок видит, что вы не бросаете мусор на обочину, не топчите клумбы и не рвете цветы и ветки. Для него это станет нормой поведения. В дальнейшем он станет вести себя также, проявляя элементарные навыки культурного поведения. А это будет способствовать воспитанию патриотизма.

Знакомьте ребенка с участниками Великой Отечественной войны. Объясняйте ему, в чем заключался их бессмертный подвиг. Пусть он узнает о тех чувствах, которые испытывали юные солдаты, защищая свою страну. Ветераны, являясь частью истории, смогут описать ребенку, насколько важно быть солдатом своей Родины.

Влияние внешних факторов

На процедуру воспитания патриотических чувств у ребенка большое влияние оказывают такие внешние факторы как сверстники, детский сад или школа, средства массовой информации, Интернет. Если вы заметили, что ребенок усваивает от них неправильные данные, объясните ему, что является верным, а что нет. Авторитет родителей, подкрепленный личным примером, обычно имеет большее воздействие.

Вместе с ребенком находите те факты в истории своей страны, которыми можно гордиться. Читайте ему книги, где описываются героические подвиги ваших соотечественников. После прочтения, в процессе беседы, уточните, в чем именно заключался подвиг того или иного героя.

Отслеживайте, какие передачи и фильмы смотрит ваш ребенок. Недопустима информация, которая не соответствует возрасту малыша. Он не должен видеть сцены насилия, убийства и экстремизма. На их основе у него может сформироваться неверное представление о защитнике Родины. Даже информацию о Великой Отечественной войне следует выдавать дозировано. В дошкольном возрасте она могут произвести на ребенка сильное впечатление.

СТАТЬЯ «ЭТО ИНТЕРЕСНО»

«ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ РЕБЕНКА»

МДОБУ детский сад № 92

г.Сочи, 2014год

«Патриотическое воспитание ребенка».


Выбор темы считаю актуальным, и взят мною не спроста. Самое нужное и самое трудное для семьи и для страны – это воспитать человека. Патриотическое воспитание ребенка – является самой главной основой формирования будущего гражданина. В настоящее время задача воспитания патриотизма очень сложна. На фоне изменений, которые произошли в последнее время, поменялись понятия, которые лежали ранее в основании нашего государства. Современные дети мало знают о родном городе, стране, особенностях народных традиций, часто бывают равнодушны к близким людям, в том числе к товарищам по группе, редко сострадают чужому горю.

Государство, в настоящее время, пытается восстанавливать утраченное в гражданах страны, в том числе и в детях чувство патриотизма и гражданственности. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан на 2011-2015 гг.» утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 5 октября 2010 г. № 795 определила основные пути патриотического воспитания, цели и задачи, которые направлены на «поддержание общественной и экономической стабильности, упрочения единства и дружбы народов». Всем известный факт: формирование личности человека происходит в дошкольном возрасте. Это факт касается и своевременного формирования у дошкольников чувства патриотизма: любви и привязанности, преданности и ответственности, желания трудиться на благо родного края, беречь и умножать его богатство. Встает вопрос – как обеспечить правильно воспитательную работу в ДОУ, чтобы прививать дошкольникам ценностные ориентации, гражданственность, патриотизм и любовь к своей Малой и Большой Родине?

Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землей,

заботливый садовник укрепляет корень, от мощности которого

зависит жизнь растения на протяжении нескольких десятилетий,

так взрослый должен заботиться о воспитании у своих детей

чувства безграничной любви к Родине.

(В.А. Сухомлинский.)

Говоря о воспитании гражданственности и патриотизма, в первую очередь необходимо заботиться о том, чтобы каждый малыш стал человеком с большой буквы, чтобы он мог отличать плохое от хорошего, и его стремления и желания были направлены на созидание, самоопределение и развитие в себе тех качеств и ценностей, благодаря которым можно было бы сказать, что он патриот и гражданин своей Родины. Любовь к Родине начинается с отношения к самым близким людям - отцу, матери, бабушке, дедушке, с любви к своему дому, улице, на которой ребенок живет, детскому саду, школе, городу. И задача педагога научить всему этому ребенка с самого младшего возраста.

Детский сад – это место, где ребенок получает опыт широкого эмоционально – практического взаимодействия с взрослыми и сверстниками в наиболее значимых для его развития сферах жизни. Жизненные принципы педагога, его личный пример, взгляды, суждения – самые эффективные факторы воспитания. И показывая свой город, свою страну, с самой привлекательной стороны воспитатель сформирует в подрастающем поколении важные для человека черты, как любовь к родному краю, Родине, истории, уважение к людям других национальностей, Российской Армии, уважение к ветеранам войны. В этих целях педагогами используется такая форма работы как прогулки, экскурсии, наблюдения, объяснения, побуждающие детей к различной деятельности (игровой, словесной, продуктивной и др.). А так же познакомит детей с символами государства, историческими личностями, сформирует у детей интерес к русским традициям и промыслам. Беседы, занятия, участие в обрядах, играх, хороводах, прослушивание народной музыки и обучение игре на народных инструментах дают прекрасные возможности знакомства детей с русским народным творчеством, с историей русского народа, традициями, культурой, обычаями, бытом, прикладным искусством и фольклором России. Чтобы помочь лучше узнать историю России, почувствовать гордость за свой народ, за свою Отчизну, педагог знакомит детей с рассказами о бесстрашных героях войны, о тысячах солдат, погибших в годы войны, о братских могилах, оставшихся на полях сражений, о могиле неизвестного солдата у Кремлевской стены, куда приходят поклониться миллионы людей.

Детский сад в своей работе с семьёй должен опираться на родителей не только как на помощников детского учреждения, а как на равноправных участников формирования детской личности. Формирование патриотических чувств проходит эффективнее, если детский сад устанавливает тесную связь с семьёй. Необходимость подключения семьи к процессу ознакомления дошкольников с социальным окружением объясняется особыми педагогическими возможностями, которыми обладает семья и которые не может заменить дошкольное учреждение: любовь и привязанность к детям, эмоционально-нравственная насыщенность отношений, их общественная, а не эгоистическая направленность и др. Всё это создаёт благоприятные условия для воспитания высших нравственных чувств.

В нравственно-патриотическом воспитании особенное значение имеет пример взрослых, близких людей. На конкретных примерах, фактах из жизни членов семьи необходимо проводить работу по ознакомлению с родным краем, начиная с того, что принято назвать «малой Родиной» и постепенно переходя к таким категориям как Отечество, «долг перед Родиной» и т.д. Успеха в патриотическом воспитании можно достигнуть только, если сами взрослые будут знать и любить историю своей страны, своего города. Они должны уметь отобрать те знания, которые доступны детям дошкольного возраста, то, что может вызвать у детей чувство восторга и гордости. Но никакие знания не дадут положительного результата, если взрослый сам не будет восторгаться своей страной, своим народом, своим городом.

Приближается великий и светлый праздник – День Победы! Праздник, который ждали миллионы людей по всему миру.
Дорогая цена этого праздника – многочисленные жертвы фашизма,
слезы жен, матерей и детей. Наши деды и прадеды смогли выстоять и победить в самой жестокой войне XX века, они остановили беду, грозившую всему миру – фашизм.

Фильмы о Великой Отечественной Войне, познавательные занятия в ДОУ, встречи с ветеранами, утренники и выступления для ветеранов - всё это заставляет ребенка задуматься: что же это была за война, что её окончание празднуется вот уже почти семь десятилетий?

Самый надежный источник, из которого ребенок может почерпнуть знания об этом таинственном событии - семья. И вот перед Вами неожиданно встает важная и сложная задача: как объяснить юному человечку, что такое Великая Отечественная война, и чем она отличается от остальных войн.

На первый взгляд задача эта кажется простой только, на самом же деле, мировосприятие и мироощущение ребенка очень сильно отличается от мировосприятия взрослого. Поэтому многие вещи, ребенку необходимо объяснять отдельно, чтобы он смог осознать суть и смысл Вашего рассказа.

О войне, естественно, нельзя рассказать за один раз, и выбудете периодически возвращаться к этой теме, отвечая на детские вопросы, рассказывая, по мере взросления ребенка, все больше и больше.

Чтобы пробудить в ребенке интерес к теме войны, покажите ему существующие вокруг него свидетельства прошлого. Даже если среди ваших родственников и знакомых нет ветеранов, которые, конечно, являются, лучшими рассказчиками, вы можете показать ребенку памятные мемориалы, отвести его к Вечному огню и рассказать, что он всегда горит, напоминая людям о тех, кто погиб на войне.

Дети хорошо воспринимают информацию, приведенную на конкретных примерах и историях. Поэтому не стоит сыпать изобилием абстрактных слов, а привести пример из жизни пионеров-героев (для начала современным детям надо объяснить кто такие пионеры). Если в живых есть бабушки и дедушки, видевшие войну своими глазами, можно совместить приятное с полезным – навестить их и выслушать их воспоминания о военных днях. Таким образом, Вы не только расширите кругозор своего ребёнка, но и дадите возможность ему гордиться и уважать своих бабушек и дедушек.

В разговоре с маленькими детьми не стоит, конечно, подробно говорить о ужасах войны, о концлагерях. Ваша задача – не напугать ребенка, дав ему пищу для переживаний, а просветить. Говоря о блокаде Ленинграда, не надо вдаваться в подробности, достаточно будет сказать, что фашисты блокировали подъезды к городу, чтобы туда нельзя было доставить еду, и жители города вынуждены были голодать.

Первое, что Вам следует объяснить ребенку - это то, что специального места для проведения военных действий нет. Полем боя может стать любое место на земле, будь то ненаселенное место или населенный пункт. Фронт - это совокупность всех полей боя.

Фронт сдвигается в ту или иную сторону в зависимости от того, чья армия наступает, а чья, соответственно, отступает. Линией фронта называют линию на карте, которая разделяет территории, контролируемые армиями. Но в реальности никаких линий, прочерченных на земле, либо обозначенных столбиками нет. Тыл - это территории, расположенные далеко от линии фронта.

Ребенок уверен, что сражаются на войне только солдаты и партизаны. Расскажите ребенку, что солдаты, уходящие на фронт - это и есть самые обычные граждане страны, которые отправились защищать свои семьи. Что партизаны - это люди, которые, вместо того, чтобы бежать прочь, когда линия фронта приблизилась к их жилищам,
спрятались в окрестных лесах и вносили свой вклад в борьбу с врагом.

Что по всей стране - хоть в тылу, хоть в прифронтовых областях - люди работали изо всех сил, чтобы обеспечить армию необходимым оружием, снаряжением, припасами. Работали не только взрослые и старики, но даже дети постарше. Объясните, что вся страна, от мала до велика, в меру своих сил и возможностей, приняла участие в этой войне.

Именно поэтому и победа является заслугой не только армии, но всей страны.

Раз война велась с Германией, значит все жители страны - враги.

И их потомки - современные немцы - тоже враги, только наказанные и присмиревшие. Ребенку невдомек, что Германия как раз и была первой страной, захваченной и порабощенной нацистами, что как раз именно Германия больше всего пострадала от нацистских зверств.

Вам придется четко разграничить Германию как страну и нацистов как приверженцев безумной и страшной идеи. Объясните ребенку, что даже сами жители Германии пытались, как могли, сопротивляться нацистам во главе с их вождем Гитлером, что много хороших людей погибло, пытаясь остановить его и не дать развязать страшную войну со всем остальным миром. Что многие солдаты шли на фронт не потому, что были злобными и плохими, а потому, что их заставили, угрожая убить их семьи. Ребенок должен понять: Германия - обычная страна, немцы - обычные люди. А вот нацисты - плохие, они и есть настоящие враги. И именно с ними воевал весь мир, даже сами немцы.

Именно поэтому говорится не о победе над «Германией» а о победе над «Фашистской Германией», это два совершенно разных понятия. Ребенок уверен, что какие-то особые причины для того, чтобы начать войну, не нужны. Враги нападают потому, что они враги.

Набрали достаточно оружия и солдат - и напали. Это естественное поведение для врага, по-другому враг не может. Цель любого врага - завоевать другие страны. Ради чего ведется это завоевание, ребенок не задумывается. Вам придется, прежде всего, объяснить ребенку, что любая война ведется не просто так, а ради какой-то цели. А эта война была особенная, потому что нацистов возглавлял сумасшедший правитель, который хотел вовсе не богатств, земель и власти. Он собирался убить всех людей, которые выглядят не так, как он считал правильным. Людей убивали за цвет глаз и волос, за форму носа. За имя. За национальность. Именно из-за того, что нацисты убивали людей тех национальностей, которые считали недостойными жить, они и получили свое название. А в результате опасность угрожала всему миру. В каждой стране были люди, которых нацисты захотели бы убить. Поэтому победа в этой войне так важна для всего мира и для нашей страны в частности.

И, наконец, последний - по порядку обсуждения, но не по значимости - вопрос, который следует разъяснить ребенку. Почему война носит название Великая Отечественная. Хотя ответ очевиден для взрослого, ребенку нужно объяснить происхождение каждого слова. Постарайтесь не объяснять происхождение названия сами, а, разъяснив ребенку значение слова «отечество», предложить ему подумать, почему война называется именно так. Это очень хороший способ закрепить результаты беседы и убедиться, что ребенок понял Ваш рассказ правильно.

Посетите мемориалы и памятники павшим солдатам в городе, возложите цветы вместе с ребёнком на их могилы. Не забудьте поздравить бабушек и дедушек праздничными открытками, которые ребёнок может изготовить самодельно или с Вашей помощью. Ну и конечно обязательно посетите вместе с ребёнком торжественный парад, посвящённый 9 мая и Дню Победы. Ну а вечерний салют в честь победителей заключит Ваш рассказ о войне и военном времени.

Пройдут годы. Ваш повзрослевший ребёнок посадить на колени своих детей и расскажет им о войне. История будет продолжать жить в наших детях.

Список литературы:

1. Зацепина М. Дни воинской славы.- М.: Мозаика-Синтез, 2013.

2.Маханева М.Д. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников.- М.: Сфера, 2010.

3. Новицкая М.Ю. Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду.- М.: Линка-Пресс, 2006 .