Основной целью моей работы завоевать доверие ребенка. Как заслужить доверие ребенка

Как общаться с детьми, чтобы они слушали и слушались?

Навигация по статье: «Как говорить с детьми, чтобы они слушали и слушались? Как завоевать доверие ребенка и помочь ему вырасти счастливым?»

Вступление

Мне не очень нравится использовать слово “счастье”, по причине его избитости и неоднозначности. С другой стороны, оно наиболее емко выражает мое отношение к воспитанию, точнее к его непосредственной цели.

Назначение его, как мне верится, в том, чтобы сформировать у ребенка к моменту его взросления и «выхода в свет» желание и возможности делать в жизни то, что самому хочется (а не маме, папе, жене, мужу или еще кому). Это и есть способность сознательно управлять своей жизнью.

Счастье, как мне кажется, прежде всего заключается в возможности быть свободным в собственных выборах (а их каждому человеку приходится делать по несколько раз на дню), и отдавать себе в них отчет. Хотя, наверное, счастье этим не исчерпывается.

Предисловие

Думаю, что не сильно ошибусь, если скажу, что каждый родитель желает добра и счастья своему чаду. Это объединяет всех, у кого есть дети. Даже те из родителей, кто регулярно бьет своих детей, в большинстве своем уверены, что делают это во благо.

Цель одна, а способы разнятся. Причем их диапазон весьма велик. От деспотичного контроля до попустительства. Как же выбрать наиболее правильный? Что такого сделать родителю, что бы с полным правом надеяться, что его ребенок вырастет счастливым человеком? Как общаться с детьми?

До ответа на этот вопрос мы дойдем, но сначала я бы хотел выразить поддержку тем родителям, кто по-настоящему старается, но не получает желаемого результата. Воспитывать не просто, особенно когда речь идет о подростке.

Одно изречение гласит: “Мать-природа дает нам двенадцать лет, чтобы мы полюбили своих детей, прежде чем они станут подростками”.

Быть родителем – это действительно тяжелая работа и большая ответственность, но при правильном подходе от нее можно получать огромное удовлетворение и удовольствие.

Прежде чем перейти к практическим рекомендациям о том, как общаться с детьми , помогая им при этом сохранять/обретать способность быть счастливыми, важно разобраться в причинах родительских неудач на поприще воспитания. И начать стоит с того, что никто не учит правильно воспитывать.

Никто не учит быть родителем

Стоит сказать, что как такового института воспитания не существует.

Например, перед тем, как сесть за руль автомобиля, каждый обязан пройти курс специальной подготовки для обеспечения безопасности движения.

Общение родителей с детьми подобных мер, к сожалению, не предусматривает, хотя наука это более сложная. И родитель, как правило, отталкивается от своего собственного детства. То есть, в большинстве случаев он выбирает стратегию своих родителей либо прямо ей противоположную, действуя от противного.

Получается, что выбор реакций весьма ограничен, и общение родителей с детьми протекает по заранее определенному историей сценарию. Между тем, человек – сложноорганизованное существо, поэтому для того, чтобы эффективно направлять его на путь взросления (а именно эта задача стоит перед родителем) важно обладать гибкостью в поведении. То есть уметь реагировать на поступки ребенка, принимая во внимание контекст происходящего.

Например, возьмем часто встречающуюся ситуацию, когда ребенок отказывается ходить в школу или прогуливает ее. Причин на то может быть масса. Может быть, возникли сложности со сверстниками (обижают, обзываются, дерутся) или с учителями (занижают оценки, кричат, неуважительно относятся).

А может, ребенок не понимает материал и стыдится этого , или ему просто неинтересно, потому что учитель не умеет преподнести информацию. Выбирать стратегию действий имеет смысл в зависимости от причины. И определенно реакция родителя в конкретной ситуации будет потом влиять на отношения между родителями и детьми в целом .

Но обычно применяется универсальный способ – наказание. У родителей не хватает времени и знаний (их никто не учил), чтобы понять причины, толкающие их чадо на пропуски школы.

Есть факт пропуска, за что ребенок наказывается тем или иным образом – это самый быстрый способ для родителя справиться с собственной тревогой. Наипростейшее ответное действие на непослушание.

Да и современная система школьного образования не склонна к сантиментам. Редкий учитель обращает внимание на истинные причины неуспеваемости своих подопечных. Обычно все сводится к тому, что такому ребенку приписывается нежелание учиться, и, соответственно, применяются репрессивные меры.

Вывод : родители, при всей любви к своему ребенку часто не обладают ресурсами для гармоничного его воспитания. А именно временем и силами (а часто и пониманием, что это крайне важно) для ненавязчивого общения “по душам”, для узнавания о типичных подростковых переживаниях, для поиска поддержки со стороны учителей.

Такое положение дел приводит к неспособности родителей адекватно и своевременно реагировать на всевозможные проявления ребенка. Соответственно, теряется ощущение контроля происходящего, что, как правило, тревожит родителей.

В итоге, уровень тревоги возрастает, напряжение ищет выхода и находит его либо в наказании (родитель все больше контролирует и требует, что не способствует взаимопониманию), либо в попустительстве (родитель просто устраняется от решения проблемы, оставляя тем самым ребенка один на один с миром). В общем, отношения между родителями и детьми стремительно ухудшаются.

Научитесь разговаривать с ребенком, тогда вы начнете лучше его понимать. Да, времени и сил всегда не хватает – таковы реалии современной жизни. Но вы его тратите в любом случае. Просто сейчас в основном на ссоры. А если вы будете находить больше времени для общения с ребенком (не путать с нотациями ), то меньше будете тратить его на конфликты. Здесь зависимость обратно пропорциональна.

Проступок ребенка почти всегда – только симптом, говорящий о том, что что-то не так, призыв о помощи, если хотите. Согласитесь, что если на запрос о помощи реагировать наказанием – вряд ли это поможет изменить ситуацию.

Многим кажется, что ребенка достаточно любить, и тогда все будет хорошо, но нет, одной любви мало! Любовь – чувство, которое необходимо уметь доносить. Идея про то, что если любишь человека, он это обязательно чувствует, отчасти справедлива для двух взрослых людей, но несостоятельна в отношении подростка.

Да, когда он вырастет, то, вероятно, сможет переоценить многое из того, что делали родители. Понять, почему они были нетерпимы к нему, не всегда честны, часто непреклонны, иногда грубы, что это все было во благо и по причине большой любви.

Когда я спросил его, зачем он это делает, ответ был примерно следующим: «Я многого хотел добиться в жизни, но ничего не получилось. Когда смотрю на него, то вижу себя, и я не позволю всему повториться. Я бью его, сказал он, потому что сильно люблю и боюсь, что из него ничего не выйдет».

Очевидно, что Миша не виноват в том, что его отец не добился того, чего хотел, однако, именно он за это расплачивается. Имея благие намерения, отец создает огромное препятствие для развития в сыне стремлений, желаний, способностей. Миша не верит в себя, потому как его отец в него не верит. Он (отец) уже оценил его как неудачника…

Мишин папа не мог понять, что его страх сильно преувеличен (потому что все или почти все дети прогуливают школу, опаздывают с прогулок или еще как-то «косячат»), и все эти поступки не обязательно означают, что его сын станет неудачником.

Если бы он принял это как некую временную норму, то смог бы по-другому реагировать. Смог бы поговорить с сыном, сказать ему о том, как его любит. Направить в нужное русло. Но страх «парализует», рождает злость, а затем и чувство вины. Часто эти чувства идут по замкнутому кругу.

Резюме

Для того, чтобы помочь своему ребенку стать человеком, способным эффективно управлять собственной жизнью, в первую очередь необходимо принять тот факт, что это – отдельная личность. Со своим путем и предназначением.

Примирившись с этой мыслью, вы будете спокойнее реагировать на неудачи, проступки, непослушание ребенка. Сможете реально оценивать опасности, исходя не столько из эмоций, а на основе здравого смысла. Тогда станет возможным применять адекватные меры для изменения нежелательной ситуации.

Иногда достаточно просто проявить внимание к проблеме ребенка, дать понять, что вы на одной стороне. Где-то надо ограничить, а где-то похвалить. Нужно все, но важна пропорция. Любое лекарство может как вылечить, так и убить.

В заключение

Не вам решать, кем станет ребенок, но вы можете подсказать ему дорогу и помочь определиться. Для этого надо заручиться его доверием. Сделать это можно только если вы сами честны, справедливы и внимательны, в первую очередь – с собой.

Если Вы чувствуете, что не справляетесь, идите учиться, если тяжело и страшно – обращайтесь за помощью. Но только не перекладывайте ответственность на самих детей. Они к ней пока не готовы.

В качестве дополнения

Работая с группой родителей, проходивших обучение по программе «Крепкая семья» я столкнулся с интересным фактом. Простой вопрос о том, каким бы они хотели видеть своего ребенка в будущем (когда он вырастет), ставил группу в тупик. Нет, конечно, участники отвечали, но ответы были до нельзя общими. Из серии: счастливым, добрым, умным, самостоятельным, и.т.п.

Когда же я просил пояснить, что означает каждая из этих категорий, как они планируют понимать, что движутся в правильном направлении – ответом мне было молчание. Тогда я спросил их, что они готовы сделать для того, чтобы это произошло (чтобы их чадо стало таким, каким они себе мечтают). Снова молчание и недоуменный вид.

Вопрос вызвал недоумение, так как ответ для каждого из них был очевиден: ради счастья детей я готов на все! Однако такой ответ опять-таки не конкретен, а значит не приближает к результату. Совершенно не понятно, что именно надо делать, дабы получить желаемое.

Оговорюсь, что в моих словах (по отношении к участникам группы) нет ни капли иронии. Это простые на вид вопросы, действительно, часто вызывают ступор. Человеку вообще свойственно оперировать общими понятиями. Так устроен наш мозг. Так он экономит энергию.

Я задавал эти вопросы с одной единственной целью – скорректировать ожидания родителей в отношении собственных детей. Помочь соотнести желания взрослых с их действиями по отношению к детям.

Подобные вопросы помогают увидеть несоответствие между вашими целями (желаниями) по отношению к ребенку и действиями по их достижению. Поэтому их очень полезно себе задавать.

Например, возьмем ситуацию, когда родитель хочет видеть сына/дочь самостоятельным человеком. Что для этого нужно? Перво-наперво, определиться с тем, что имеется ввиду под самостоятельностью. Как она должна проявляться? В каких ситуациях? В решении школьных проблем? В умении разогреть себе обед? А может, в стремлении зарабатывать карманные деньги?

И эти вопросы в первую очередь адресованы родителю. Ведь именно он очерчивает границы допустимого и желательного поведения. Именно от его «видения» в норме отталкивается ребенок.

Потом уже можно думать над конкретными действиями. Это уже технический вопрос, ответ на который может быть примерно следующий:

  • Предъявлять примеры того, что самостоятельность – это хорошо
  • Создавать условия для проявления самостоятельности
  • Поощрять самостоятельность
  • В моменты, когда ребенок не справляется (а это всегда бывает) оказывать помощь, поддержку, давать разъяснения
  • Разъяснять, какая самостоятельность желательна, а какая преждевременна

Детальное прояснение собственных требований (для себя в первую очередь) необходимо, потому что бывает и нежелательная или неуместная самостоятельность, например, когда подросток начинает сам решать, приходить ему вовремя домой или нет.

Ведь это в сознании родителя именуется не иначе как непослушанием, хотя, по сути, является проявлением самостоятельности. Ребенку бывает трудно с этим разобраться. Ему нужно это объяснять. Для этого надо самому это хорошо понимать.

Но это требует большого количества времени и сил, которых может не быть. Правомерно ли тогда будет ожидать от ребенка понимания всех этих нюансов? Адекватно ли тогда будет родительское раздражение? Думаю, что нет.

Воспитание детей должно начинаться с анализа родителями самих себя. Странно требовать от ребенка понимания того, что ему не объясняется. Если родитель не в силах уделять достаточного времени воспитанию адекватной и уместной самостоятельности в своем ребенке, то и требовать ее от него не вполне правильно. По крайней мере, не правильно обвинять его в ее отсутствии и злиться на это.

Я столь подробно останавливаюсь на этом, лишь потому, что мой опыт работы с родителями показывает, что последние часто обижаются на детей именно за то, что те не выполняют, простых требований, проявляя, как кажется взрослым, неуважение по отношению к ним. И эта обида суть огромное препятствие к мирному сосуществованию самых близких людей на свете – детей и родителей.

Проблематика донельзя проста. Детям кажется, что их не понимают, а родителям, что их не уважают. В основе большинства конфликтов лежит банальное чувство обиды, причиной которого часто является неумение понимать и доносить свои желания.

Чтобы понять, как общаться с детьми , надо ответить на вопрос: «Чего я хочу получить от этого общения? «. Потом соотнести цель с собственными возможностями. Требования должны быть адекватными. Нет у вас времени «разжевывать» свои требования и ожидания – снизьте ожидания. Есть? Тогда разжевывайте, и проблем будет меньше.

Если цель заключается в формировании каких-то качеств, то это, в первую очередь, работа и ответственность родителя, а уж потом ребенка. Опять-таки, я не склонен обвинять родителей, лишь настаиваю на честном анализе собственных усилий.

И в заключение народная мудрость:

«Не воспитывайте детей, все равно они будут похожи на вас. Воспитывайте себя»

Английская пословица

Если у Вас возникли какие-либо вопросы по статье:

Вы можете задать их нашему дежурному психологу:

Если Вы по каким-либо причинам не смогли задать вопрос психологу онлайн, то оставьте свое сообщение (как только на линии появится первый свободный психолог - с Вами сразу же свяжутся по указанному e-mail), либо на форуме .

Копирование материалов сайта без ссылки на источник и указания авторства – запрещено!

Как говорить с детьми, чтобы они слушали и слушались? Как завоевать доверие ребенка и помочь ему вырасти счастливым?:

Пять советов родителям подростков, которые хотят, чтобы их дети делились с ними всем, даже самым сокровенным.

Грейси X - писательница, автор сценария, режиссер, актриса и создатель Wide Open, серии блогов, видео и книги о полигамии и счастливых взаимоотношениях. Последние несколько лет она пишет и говорит о создании крепкой семьи и о том, из каких элементов складываются между ее членами.

Каждая мама хочет, чтобы все свои тревоги и радости ребенок прежде всего рассказывал ей. Но попытки не увенчиваются успехом. В статье Грейси делится секретами, как заслужить доверие ребенка и построить здоровые отношения в семье.

Однажды моя дочь-подросток вместе со своими друзьями пошла вечером смотреть кино. Когда я позвонила ей, чтобы попросить ее вызвать такси и ехать домой, она не ответила. Только через два часа она наконец взяла трубку и сказала, что уже в пути. Мне было не по себе.

Я сразу дала ей понять, как сильно я волновалась, когда она мне не отвечала. На следующее утро она пришла ко мне в спальню и сказала: «Мам, вчера ночью я не была в кино. Я ходила на тусовку» Для тех, кто не в курсе, это такая вечеринка, где все весело оттягиваются.

Мы живем в довольно спокойном, пригородном районе большого и опасного мегаполиса. Я знала, что растя детей в такой обстановке, будут ситуации, когда им понадобится подумать и придумать выход из положения, чтобы все закончилось хорошо.

Мне нужно было убедиться, что они могут принимать правильные решения самостоятельно.Так, начиная еще с детского сада, мы играли в игру, в которой я должна была описать ситуацию, а потом спросить, вопрос касается здоровья или безопасности.

Можно ли съесть ведро конфет на обед? Нет, это вопрос здоровья, такие действия наносят ему вред.
Можно ли переходить улица, не держа меня за руку? Иногда, смотря насколько активное движение.

Все, что не касалось здоровья и безопасности, им предстояло разруливать самим.

Можно ли пойти в школу с неопрятными, нечесаными волосами? Конечно можно, если твой стиль — «уличный кошмар», почему нет?

У меня такие рамки воспитания — есть рычаги, которые заставляют меня вникнуть в дело, а есть те, которые заставляют отойти в сторону. Поэтому, когда дочь созналась, что соврала на счет «тусовки», я вернулась к игре со здоровьем и безопасностью. Я спокойно сказала ей: «Дорогая, если я не знаю, где ты, я не могу тебя защитить. И это может быть опасным.»

Я предложила ей несколько вариантов развития сюжета: Что, если бы «тусовка» не на шутку разошлась? Или что, если тебе стало плохо? Из-за твоей лжи, ты не смогла бы позвонить мне и попросить о помощи, а это уже вопрос безопасности.

Я не стала задавать лишних вопросов и стыдить ее. Я сказала, что считаю ее умной и самостоятельной девочкой, но жизнь часто преподносит сюрпризы, порой неприятные, и я хочу, чтобы она знала, как с этим справиться. Она пообещала мне всегда честно говорить, куда идет.

Я рассказала об этом случае моей подруге, маме подростка. Она недоумевала, почему я не наказала дочку за ложь. А мне как-то и в голову не приходило, я старалась наладить контакт, а не пресечь его.

На подсознательном уровне я решила, что суровое наказание заставит ее отстраниться от меня и врать дальше. Я же хотела, чтобы она научилась принимать правильные решения сама, и советоваться со мной, если они давались ей тяжело.

Подросткам необходимо пробовать свои силы самим, устанавливать свои собственные теории, правила и ценности. Как же нам, родителям, дать им свободу, но не выпускать из безопасной зоны?

Согласно масштабному исследованию психологии подростков, те, у кого с родителями сложилась крепкая связь, менее склонны к ранним сексуальным контактам, а также забота и уют в семье предотвращают употребление марихуаны и развитие стресса. Когда родители и подростки имеют хорошие отношения, не исключая уважение старших и послушание, молодые менее подвержены депрессии, так как у них отлично развито чувство собственного достоинства и уверенности в себе.

Если мы хотим, чтобы дети ничего не скрывали — нужно тяжело работать над тем, чтобы установить двусторонний канал коммуникации.

Позвольте ребенку иметь собственные мысли и ценности

Дети — отдельные личности, у которых могут быть собственные мысли и ценности. С этим подчас тяжело смириться. Например, когда трансгендер месяцами пытается заслужить одобрение отца, который отгораживается от ребенка тем, что его сексуальная ориентация претит религиозным взглядам всей семьи. До попытки самоубийства этого ребенка, отец так и не смог увидеть, насколько сильно его жестокость подрывает психику сына.

Сделайте над собой усилие и примите индивидуальность вашего ребенка, разрешите ему ее выражать. Ребенок — не собственность.

Интересуйтесь

Лучшим подарком для подростка станет ваша заинтересованность в том, чем он живет. Когда мои дети были в детском саду, мы играли в игру: «Ванильное или шоколадное мороженое?», «Каникулы на море или в горах?», «Злиться будем на меня или на папу?» в такой шутливой форме они мне открывались с совершенно неожиданной стороны, так что ваша заинтересованность мелочами открывает новые возможности для общения и понимания.

Занимайтесь своими делами

Замечаете за собой грешок — излишнюю опеку над подростком и отсутствие собственной жизни? «Родители-вертолеты» — эпидемия наших времен. Почтенный психоаналитик Карл Юнг однажды заметил: «Самое тяжкое бремя, которое ложится на плечи ребенка, — это непрожитая жизнь его родителей ." Если вы хотите, чтобы ваши дети доверяли вам свои мысли, важно, чтобы у вас была отдельная от них, личная жизнь.

Дети учатся на примере взрослого, а не на его словах

Вы уверены, что являетесь примером самодостаточного, полноценного человека? Или же вы пытаетесь воплотить в жизнь свои несовершенные мечты через ребенка? Ребенок перестанет делиться с вами своими мотивами, если почувствует подвох в ваших.

Держите ваши истории и травмы при себе

У меня есть подруга, чья дочь-подросток завела разговор о первом сексе, в ходе которого мама начала плакать, объясняя это страхом и волнением за дочь. В 15 лет моя подруга пережила сексуальные домогательства, и непреднамеренно спроектировала ситуацию на свою собственную дочь.

С тех пор девочка прекратила разговоры с матерью о сексе. Когда моя подруга в недоумении мне об этом рассказала, я посоветовала ей походить к специалисту, чтобы научиться отделять свой болезненный опыт от естественной заинтересованности дочери в становлении сексуально активным индивидом.

Отделяйте свой опыт от того, через что сегодня проходит ваш ребенок. Если вы не можете преодолеть трудности и говорить на сложные темы, чего вы тогда ожидаете от подростка?

Научитесь внимательно слушать

Вы уверенны, что слушаете столько же, сколько и говорите? Как часто вы говорите «Я» («Я хочу убедиться, что с тобой все в порядке»/ «Ты сам/а себе жизнь портишь!» Если такие разговоры всегда перерастают в горячую баталию, отступите и задайте себе вопрос: вы не соглашаетесь с мыслями или действиями ребенка или дело в нежелании слушать и слышать?

Идеальным родителем быть невозможно, но если вы хотите направлять, а не контролировать, если вы здраво оценили свою личную жизнь и умеете отделать ее от других, если вы действительно умеете слушать — у вас гораздо больший шанс установить прочную и честную связь с вашим ребенком.

Доверие между детьми и родителями является очень важной частью их отношений. А уже если оно утеряно, то снова завоевать доверие ребенка очень сложно. Что же делать в этом случае?

Доверие в семье - это залог того, что ребенок в будущем будет развиваться гармонично и спокойно. Вот почему так важно поддерживать доверительные отношения с детьми.

Основной проблемой, с которой на сегодняшний день сталкивается большинство молодых семей, является нехватка внимания ребенку со стороны родителей вследствие постоянной занятости последних.



Общаясь с детьми, следует уважать их чувства и эмоции. Ребенок должен знать, что родители любят его именно таким, несмотря ни на что. Ни в коем случае нельзя смеяться над его словами, чувствами и желаниями. И особенно, делать это в присутствии других людей.



Одной из главных причин, почему у ребенка пропадает доверие родителям, это постоянный обман с их стороны. Не нужно давать детям тех обещаний, которые не получится сдержать. В противном случае ребенок чувствует большую обиду и огромное разочарование.

Давая обещание, нужно его обязательно сдерживать в любом случае, иначе доверие и авторитет родителя будет ослабевать. Вот почему лучше оговаривать заранее с ребенком некоторые условия. К примеру, он должен понимать, что поход в парк развлечений зависит от погоды, а поездка к бабуле - от ее здоровья.


Честность по отношению к ребенку также проявляется в способности признавать вину. Умение признавать совершенные ошибки - это настоящий тест на доверие. Если родитель был неправ по отношению к ребенку, он должен обязательно сказать ему об этом.

Всем детям важно понимать, что они что-то значат и кому-то нужны. Не стоит мешать заботиться о себе. К примеру, можно попросить ребенка немного поухаживать, когда родители пришли с работы очень уставшими или заболели.

Следует позволять ребенку делать что-то по дому, однако не стоит просить выполнения обязанностей, с которыми он пока в силу возраста или по другим причинам не сумеет справиться. И обязательно хвалить за работу или заботу.

Огромный плюс в завоевании доверия к ребенку - это приобретение домашнего питомца. При этом все заботы по уходу за ним нужно поручить именно ребенку. В этом случае дети сразу осознают, что им и вправду доверяют. Поэтому делают то же самое в ответ.


Кроме того, нельзя требовать от ребенка тех вещей, которым родители сами не следуют. В этом случае у ребенка не происходит осознание нужности осуществления того, что от него требуется. Вот почему выполнять просьбу он будет только по причине страха быть наказанным родителями.


Для завоевания доверия ребенка, в первую очередь, необходимо доверять ему самому, любыми способами постоянно демонстрируя это. Ведь давно известно, что люди относятся к другим так, как относятся к ним. Иными словами, доверие порождает доверие.

Всегда нужно помнить, что у всех детей есть собственный внутренний мир с определенными желаниями и потребностями, которые являются для них очень важными. Если позволить ребенку заниматься тем, что ему интересно, дать возможность решать самостоятельно некоторые вопросы, он будет доверять родителям.


Как вызвать ребенка на откровенность? Родители очень часто задают себе этот вопрос, но иногда, к сожалению, слишком поздно, когда уже трудно вернуть потерянное доверие, уважение и авторитет. Прежде всего, надо постараться это доверие не потерять.

Ведь с первых дней своего существования малыш видит в вас свою защиту. Так что не спешите нарушать физическое и эмоциональное единство между вами и ребенком. Улыбнитесь, поговорите с малышом, для него очень важно, что с ним общаются. Большое значение имеет интонация, с которой вы произносите слова.

Вы избавитесь от множества проблем, если станете для него не только матерью, но и другом.

Ребенок способен ощутить и понять, любят ли его, радуются ли ему, относятся ли к нему с уважением или нет. Значит, мало говорить ему, что его любят, он должен находить этому подтверждение, чтобы не получилось так, что вы говорите ему о своей любви, а на самом деле он чувствует себя одиноким.

Ни в коем случае нельзя обманывать ребенка. Обман приводит к тому, что ребенок постепенно утрачивает доверие к взрослым. Например, если мама ушла в магазин, а папа говорит, что мама скоро вернется и принесет что-нибудь сладенькое, малыш начинает в ожидании бегать от окна к окну. Когда мама наконец-то приходит и не приносит обещанных отцом сладостей, у ребенка появляется разочарование и от обиды он плачет. Если такое случается неоднократно, малыш перестанет доверять родителям!

Большое значение для ребенка имеет общение со сверстниками. И если малыш стесняется сам пойти на контакт с другими детьми, ему необходимо помочь. Малыша нужно познакомить с детьми, спросить, во что они играют и не примут ли еще одного участника. Обычно среди ребят всегда найдется тот, кто возьмет новичка под свое покровительство, поможет ему освоиться в компании.

Но порой случается так, что сверстники могут обидеть малыша, придумать ему прозвище. После подобных инцидентов он замыкается в себе, предпочитая одиночество.

Возможно, что нелюдимым его сделал собственный проступок, вызвавший сильный эмоциональный стресс. Играя с детьми, малыш мог по неосторожности толкнуть своего товарища, попасть в него снежком... Вид крови и безутешные рыдания пострадавшего могли произвести мощнейшее воздействие на психику ребенка. В результате он отказывается от привычных игр, не общается с друзьями, не выходит на улицу, часами просиживая дома, и на все уговоры отвечает потоком слез. В этом случае нельзя уговаривать его или ругать. Нужно помочь ему восстановить душевное равновесие, поговорив с ним, объяснив ситуацию таЛ, чтобы у него пропал комплекс вины.

Занятость взрослых - один из признаков нашего времени. Родители увлечены решением своих проблем: карьерных, финансовых, личных - и ограничивают взаимоотношения с ребенком исключительно вопросами ухода. Недостаток родительской любви и внимания приводит к тому, что малыш замыкается в себе, становится одиноким рядом с близкими людьми, а детское одиночество - очень страшная вещь. Если ребенка воспитывает мать-одиночка, вопрос о полноценном развитии малыша стоит еще более остро.

Решение иметь ребенка связано с принятием взрослыми ответственности за его судьбу.

Чтобы понять свое дитя, изменить его поведение, наладить контакт или вернуть потерянное доверие, вы прежде всего должны изменить себя. Ведь вы привыкли ему все запрещать и требовать безоговорочного подчинения. Это удобно для вас. Но постарайтесь понять, что у ребенка есть свое «я», собственные дела, стремления, потребности. Осознав это, вы сможете трезво оценить ваши с ним отношения.

Проанализируйте свое поведение, свое отношение к малышу, каждый жест, слово, действие, поставьте себя на его место, и это позволит вам добиться взаимопонимания с ребенком. Важно понять, что воспитание - это сотрудничество, взаимодействие, взаимовлияние, взаимообогащение (эмоциональное, нравственное, духовное, интеллектуальное)!

Еще по теме Как завоевать доверие ребенка?:

  1. Сотрудничество со взрослым как необходимое условие и как неизбежный ограничитель рефлексивного развития ребенка
  2. Как происходит увольнение работника в связи с утратой к нему доверия со стороны собственника или уполномоченного им органа (п. 2 ст. 41 КЗоТ Украины)?