Определение психомоторного развития ребенка. Навыки движений ребенка

Особенности психомоторного развития детей раннего возраста.

ПЕРВЫЙ ГОД ЖИЗНИ

От 1 до 3 месяцев.

Сенсорные реакции. В 1 мес жизни у детей формируется первоначальное слуховое и зрительное сосредоточение. Ребенок повертывает голову в ответ на сильные звуковые и зрительные раздражения. В 2 мес он хорошо фиксирует взор на неподвижном предмете. К 3 мес фиксирует взор на движущемся в горизонтальной плоскости предмете. Повертывает голову и глаза к источнику звука. В этот период развивается зрительно-моторная координация. Ребенок следит за игрой собственных рук. Хорошо различает сладкое, горькое и нейтральное. Появляются дифференцированные реакции на различные болевые раздражители. Возникает восприятие контура (лицо матери).

Двигательные функции. Постепенно уменьшается характерная для детей первого месяца жизни сгибательная мышечная гипертония. Нарастает объем движений, увеличивается тонус мышц-разгибателей. Ребенок все чаще разгибает руки, отводит их в стороны, поднимает до горизонтального уровня и выше. Удерживает вложенную в руку игрушку, тянет ее в рот.

Яркая игрушка вызывает у ребенка зрительное сосредоточение, Он протягивает к ней руки, задевает ее, толкает, но еще не захватывает. Таким образом, появляется компонент будущего акта хватания - движение руки к объекту и зрительно-моторная координация. В положении на спине ребенок поднимает голову и тянется вперед.

Речь. Ребенок начинает гулить. Произносит единичные гласные звуки. В момент гуления общие движения притормаживаются.

Психика. Появляются положительные эмоциональные реакции. Ребенок начинает улыбаться и смеяться во время общения со взрослыми.

От 3 до 6 месяцев.

Сенсорные реакции. Ребенок длительно удерживает предмет в поле зрения, прослеживает взглядом за движущимся в разных направлениях предметом. К концу этого периода он хорошо определяет направление звука в пространстве. Развивается зрительная и слуховая дифференцировка. Ребенок различает близких и незнакомых людей. Хорошо дифференцирует некоторые голосовые интонации. Совершенствуется зрительно-моторная координация и появляется первоначальное манипулирование предметами. Ребенок быстро и точно захватывает видимую игрушку. Появляется более тонкая вкусовая дифференцировка (отличает слегка подслащенную воду от простой). Локализует тактильный раздражитель (повертывает голову в сторону прикосновения).

Двигательные функции. Нормализуется мышечный тонус. Развиваются активные движения рук. Ребенок повертывается со спины на бок. К концу этого периода повертывается на живот. Хорошо держит голову. Сидит с поддержкой.

В 3 мес в положении на животе опирается на предплечье и поднимает верхнюю часть туловища. В вертикальном положении выпрямляет туловище, иногда опирается на пальцы стоп. В 4 мес начинает ощупывать пеленку, подолгу удерживает руки у края одеяла и перебирает его пальцами. Иначе говоря, происходит становление механизма ощупывания. В 3 мес появляется реакция рассматривания рук. Эта реакция удерживается в течение 4 - 5 мес, а затем исчезает. В 4 мес угасает реакция непроизвольного захватывания. Постепенно развивается произвольное захватывание. Вначале при захватывании производится много лишних движений: двигаются руки, ноги, открывается рот. В дальнейшем реакция захватывания совершенствуется. В 5 -6 мес она легко возникает когда предмет оказывается на расстоянии вытянутых рук (и ближе). Позднее ребенок начинает захватывать предмет одной рукой при этом противопоставляет большой палец остальным. Совершенствуется и закрепляется зрительно-моторная координация. В развитии движений рук преобладающее значение начинает приобретать зрительный анализатор. В возрасте 6 мес лежащий на спине ребенок быстро и точно протягивает руки к попавшей в поле зрения игрушке.

Речь. Гуление становится активным и протяжным. Появляется лепет, повторение уже раз воспроизведенных звуков. Ребенок варьирует тон голоса. Появляется звук м. Увеличивается число произносимых гласных звуков.

Психика. Интенсивно развивается комплекс оживления. В 4-5 мес во время общения со взрослыми почти одновременно начинает улыбаться, оживленно двигаться и издавать звуки. Мощным стимулом психического развития является развитие зрительно-моторной координации.

Эмоциональные реакции приобретают дифференцированный характер. Появляется избирательная улыбка. Развивается общение с помощью жестов. Игры становятся более длительными и постоянными (ребенок манипулирует игрушками, ищет упавшую игрушку и т.д.).

От 6 до 9 месяцев.

Сенсорные реакции. Зрительные и звуковые реакции имеют дифференцированный характер. Ребенок узнает лица и голоса знакомых. Более четко локализует слуховые и тактильные раздражители.

Двигательные функции. Появляется реакция равновесия. Развивается способность полностью выпрямлять туловище. Ребенок повертывается со спины на живот и с живота на спину. Движения рук контролируются зрением.

В положении на животе ребенок хорошо опирается на вытянутые руки и полностью разгибает бедра и голени. Характерно развитие функции сидения. В положении на спине ребенок приподнимает и повертывает голову в стороны. Садится из положения лежа на боку, опирается на руку. Вначале сидит неустойчиво. По мере развития реакции равновесия начинает сидеть все более устойчиво. С 7 мес начинает сидеть прямо с согнутыми в бедрах ногами. Садится тем раньше, чем быстрее овладевает умением повертываться со спины на живот.

Умение повертываться со спины на живот, опираться на предплечье, удерживать голову в нужном положении, смотреть вперед - предпосылки для выполнения ползающих движений. Вначале в ползании принимают участие только руки. С их помощью ребенок подтягивается вперед. Ноги остаются вытянутыми и в движении участия не принимают (ползание на животе). Ползание на животе появляется в возрасте 7 - 8 мес, ползание на четвереньках - позднее.

Более выраженной становится реакция стояния. Предварительно возникает реакция опоры на ноги. В 8 мес ребенок стоит при поддержке за обе руки на выпрямленных ногах. В 7 - 9 мес он уже может стоять у барьера. Совершенствуются движения кисти и пальцев. Ребенок овладевает умением разжимать кисть и класть предмет Кроме того, он оказывается в состоянии захватывать двумя пальцами мелкие предметы.

Речь. В это время происходит активное развитие лепета. Ребенок начинает ясно произносить звуки ба, ма, да и др. В лепете появляются интонации удовольствия и неудовольствия. Ребенок начинает повторять произносимые окружающими звуки, при этом копирует их интонацию. Лепет и жесты становятся средством общения. Начинает понимать жесты окружающих его людей.



Психика. Развиваются подражание и начальное ситуационное восприятие обращенной речи (подражание жестам, взмахивание рукой, качание головой). Ребенок находит глазами называемых членов семьи. Требует к себе внимания. Отчетливо реагирует на чужих людей. Развивается активное манипулирование предметами.

От 9 до 12 месяцев.

Сенсорные реакции. У ребенка развито бинокулярное зрение. Различает пищу по внешнему виду. Начинает распознавать все большее число предметов и геометрических форм. Различает отдельные шумы, звуки, интонацию, слушает музыку, тиканье часов, начинает понимать обращенную речь. Хорошо дифференцирует лица. Отрицательно реагирует на неприятные запахи. Проявляет неприязнь к тому или иному виду пищи.

Двигательные функции. В этом возрастном периоде происходит совершенствование ползания на четвереньках. При ползании туловище удерживается в горизонтальном положении, голова поднята высоко. Из такого положения ребенок стремится достать тот или иной предмет. К концу первого года жизни ребенок овладевает умением самостоятельно принимать вертикальную позу. Он поворачивается на живот, опираясь на руку, садится и, наконец, сильно оттолкнувшись руками от пола, встает.

Постепенно начинает ходить без посторонней поддержки. Вначале широко расставляет ноги. От первых попыток ходить без поддержки до хорошей ходьбы проходит 1 - 2 мес.

Речь. Ребенок повторяет произносимые окружающими слоги, копирует их интонацию, воспроизводит мелодическую схему знакомых фраз. Воспроизводит различные тона. Голосом выражает свои потребности и эмоции (удовольствие или неудовольствие). Отвечает действиями на словесные просьбы. Говорит ма-ма, да-да, ба-ба. Произносит пять-шесть лепетных слов.

Психика. Ребенок хорошо различает окружающих. Начинает понимать обращенную к нему речь. Развиваются речевое общение, игровая и манипулятивная деятельность и предметная деятельность. Ребенок любит играть со звучащими предметами. Пьет из чашки. Пытается манипулировать ложкой. Продолжается интенсивное развитие подражания. Формируются представления.

В табл. 2 представлены данные о развитии детей от рождения до 1 года.

Таблица 2

ВТОРОЙ ГОД ЖИЗНИ

Сенсорные реакции. Носят дифференцированный и избирательный характер. Происходит дальнейшее развитие восприятия формы и пространства.

Двигательное развитие. Развивается равновесие. Походка приобретает устойчивый характер. Ребенок становится все более подвижным. К концу этого периода ходит вниз и вверх по лестнице Сначала он ходит по ней с поддержкой, а затем и самостоятельно.

Залезает на большой стул. Ударяет по мячу ногой и рукой. Точно захватывает и бросает предметы. Перевертывает страницы в книге. Строит башню из кубиков. Хорошо ест ложкой.

Речь. Узнает имена и названия предметов. Понимает слова "здесь”, “сейчас”. Говорит 50 - 70 слов; более половины употребляемых слов - существительные.

В речи преобладают восклицания. Начинает произносить двух- и трехсловные предложения. Появляются личные местоимения.

Психика. Понимает обращенную речь. Активно играет с игрушками. Дифференцированно относится к окружающим. Начинает проявлять интерес к детям. Развивается игра по подражанию. Начинает формироваться представление о схеме тела.

ТРЕТИЙ ГОД ЖИЗНИ

Сенсорные реакции. Сенсорные реакции носят дифференцированный и избирательный характер. В зрительном восприятии начинает доминировать один глаз (обычно правый). Ребенок дифференцирует предметы по массе, форме, цвету, величине. Начинает складывать разрезную картинку из двух частей.

Двигательные функции. Совершенствуются реакции равновесия при ходьбе и стоянии. Ребенок может ходить с предметом в одной руке. Поднимается по лестнице (делает шаги то правой, то левой ногой). Бросает и ловит мяч, при этом сохраняет равновесие. Совершенствуется манипулирование кистью и пальцами. Начинает самостоятельно есть. Использует ложку и вилку. Развивается представление о схеме тела.

Речь. Ребенок оперирует развернутыми фразами. Понимает обиходную речь и содержание сказок. Активно общается с окружающими при помощи речи.

Психика. Это время можно охарактеризовать как период активных форм общения. Речь становится важнейшим средством общения и формирования мышления. Благодаря речи сенсорный опыт ребенка превращается в акт познания. Развивается функция обобщения на наглядно-конкретном уровне. Ребенок начинает устанавливать причинно-следственные связи. Развивается самосознание. К концу периода ребенок начинает говорить о себе в первом лице и задавать много вопросов, стремится вступать в контакт с окружающими его детьми. Эмоциональные реакции носят избирательный и дифференцированный характер.

(3 голоса : 4.33 из 5 )

«Правильно ли развивается наш ребенок?» Этот вопрос беспокоит едва ли не каждого из «новоиспеченных» родителей. Особенное беспокойство он вызывает в семьях, в которых ребенок появился впервые. Это – естественное беспокойство, и справиться с ним можно только обладая информацией о том, что «должен делать» малыш в различные возрастные периоды.

В последние годы, особенно в зарубежных изданиях, много говорится о том, что «всякий ребенок развивается по-своему», «у каждого – своя норма», «оставьте малыша в покое и он будет развиваться как надо…». Вряд ли можно приветствовать такой подход, поскольку он снижает внимание родителей к развитию ребенка, что зачастую приводит к формированию «пропущенной» задержки в психическом и моторном развитии ребенка. Поэтому мы предлагаем Вам примерную схему обретения малышом тех или иных навыков на первом году его жизни.

В целом развитие ребенка на первом году жизни можно свести к нескольким этапам. В первые недели после рождения тонус мышц повышен, обеспечивая сохранение «внутриутробной позы», от которой ребенок еще «не отвык».

Кроме того, с рождения ребенок находится во власти врожденных «рефлексов новорожденного». Посредством этих рефлексов Природа все делает за него: ротовые автоматизмы включают поиск соска и сосание при легком касании губ, хватательный рефлекс помогает ему удерживаться на поверхности (как обезьяньи дети на шерстке матери – все эти рефлексы уходят корнями в наше далекое прошлое), при ощущении опоры под пяткой в положении лежа ребенок непроизвольно ползет (чтоб не потеряться!). Будучи поставленным на ножки, он активно опирается и даже делает (непроизвольные!) шаговые движения. Это – тот «прожиточный минимум», который позволяет малышу обеспечивать свою жизнь непроизвольно, то есть неосмысленно, пока идет созревание его центральной нервной системы.

Известно, наверное, всем, что мы рождаемся уже с практически полным набором нервных клеток и что они в последующем «не восстанавливаются». Но после рождения весь этот «комплект» должен заработать. Клетки должны «узнать», чем каждой из них предстоит заниматься, объединиться в группы согласно поставленным перед ними задачам, наладить обмен информацией.

Поэтому процесс созревания нервной системы сводится к налаживанию связей между ними путем прорастания клеточных отростков – аксонов, организации их таким образом во все более и более сложные группы, и увеличению скорости обмена информацией.

Что же является основным в развитии ребенка на первом году жизни? Постепенное снижение повышенного при рождении мышечного тонуса позволяет постепенной отойти от внутриутробной позы и «раскрепощает» конечности.

Постепенно нивелируясь, врожденные рефлексы заменяются произвольной, то есть осмысленной, активностью, которую обеспечивает постоянно развивающийся мозг. Параллельно идеи и развитие психических функций.

Именно таким образом Автоматическое сосание переходит в осмысленный прием пищи, автоматическое ползание заменяется ползанием активным, после долгого перерыва (реакция опоры и автоматическая походка угасают обычно месяцам к трем) приходят сложные навыки удержания тела в положении стоя, а затем – и ходьбы.

Как Вы понимаете, выпадение какого-то этапа в этом сложном процессе приводит к «поломке последовательности» и зачастую – к формированию задержки в развитии. Так, например, сохраняющийся длительное время повышенный тонус ведет к ограничениям в движениях конечностей и тормозит развитие осмысленных движений. Не угасший вовремя рефлекс новорожденного сковывает идущий ему на смену произвольный двигательный акт. Все это определяет внимание, уделяемое нюансам развития ребенка детскими врачами. Знание основных этапов развития родителями позволит нам надеяться на то, что Вы вовремя позовете нас на помощь.

Психомоторное развитие детей первого года жизни

Новорожденный

Зрение – при ярком свете жмурится, поворачивает глаза к источнику света.

Слух – при резком звуке вздрагивает или моргает.

Моторика – поза «эмбриона» с приведенными к туловищу руками и ногами, движения хаотические, медленные. Кисти в кулачках.

Эмоции – много спит, просыпается только на кормления или когда мокрый.

1 месяц

Зрение – фиксация взора на неподвижном предмете или лице взрослого, начинает прослеживать за движущимся предметом, периодическое косоглазие, зажмуривание глаз при ярком свете.

Слух – кратковременное сосредоточение на звук и голос, вздрагивания, мигания при резком звуке.

Речь – появляются отдельные заднеязычные звуки «г», «к».

Моторика – в положении на животе поднимает голову, пытается ее удержать.

Эмоции – открывает рот при обращении к нему взрослого (ротовое внимание).

2 месяца

Зрение – прослеживание взглядом в горизонтальной плоскости, может сохраняться непостоянное косоглазие, любит рассматривать лицо матери, геометрические фигуры в бело-черном цвете.

Слух – прислушивается, поворачивает голову в сторону источника звука.

Речь – в конце второго месяца появляется гуление.

Моторика – в положении на животе хорошо держит голову, удерживает вложенную игрушку в руке.

Эмоции – появляется улыбка при общении со взрослым.

3 месяца

Зрение – длительно рассматривает предметы, сочетанный поворот головы и глаз, плавно прослеживает за предметами в положении лежа на животе.

Слух – отыскивает источник звука глазами с поворотом головы.

Речь – ребенок гулит нараспев, пытается подражать интонации обращенной речи взрослого.

Моторика – удерживает голову в вертикальном положении, в положении на животе опора на руки под острым углом. Кисти открыты, натыкается руками на повешенные перед ним игрушки, пытается их захватить. При попытке потянуть за руки приподнимает голову.

Эмоции – в ответ на вид взрослого, игрушки появляется улыбка, усиливается двигательная активность, голосовые реакции.

Игра – рассматривает, ощупывает свои руки.

4 месяца

Зрение – может переводить взгляд с предмета на предмет, оценивая расстояние до игрушки, тянется к ней, рассматривает предметы на близком расстоянии (формируется бинокулярное зрение).

Речь – громко кричит, прислушиваясь к собственным звукам.

Моторика – в положении на животе опора на руки под прямым углом, поворачивается на бочок. При потягивании за ручки сгибает руки в локтях, подтягивается.

Игра – целенаправленно тянется к игрушке, захватывает ее всей ладонью. Ощупывает ручки, тело, одежду, тянет их в рот.

5 месяцев

Зрение – может прослеживать взглядом за двумя предметами попеременно, четко дифференцирует «свой-чужой», ищет наполовину спрятанный предмет.

Слух – прислушивается к музыке.

Речь – появляются согласные звуки, слоги «ма», «ба», «па», пытается на своем языке разговаривать с игрушками, взрослыми.

Моторика – в положении на животе опирается на кисти рук, высоко поднимая верхний плечевой пояс. Поворачивается со спины на живот. При потягивании за руки присаживается.

Эмоции – при виде новой игрушки, незнакомого лица настораживается, замирает, а затем появляется оживление или реакция страха.

Игра – активно захватывает предметы, двумя руками держит бутылочку.

6 месяцев

Зрение – понимает отдельные жесты взрослого (жест, когда манят ребенка на руки).

Слух – появление определенных реакций на разные звуки (например, на скрип дверей или шаги поворачивает голову и пытается приподняться в кроватке, чтобы посмотреть кто это), узнает знакомые голоса.

Речь – ребенок подолгу может общаться сам с собой (самоговорение).

Моторика – переворачивается с живота на спину, посаженный удерживает позу с опорой на две руки, подползает к игрушке, может держать в каждой руке по игрушке, перекладывает их из руки в руку.

Эмоции – с вниманием рассматривает окружающие предметы и людей, быстро и адекватно реагирует на выражение лица взрослого.

Игра – манипулирует с игрушками.

7 месяцев

Зрение – узнает знакомых, прослеживает за упавшей игрушкой, зрительно оценивает размер предмета, соизмеряет его захват.

Речь – элементы лепетной речи.

Моторика – сидит самостоятельно или с опорой на одну руку, ползает по-пластунски.

Эмоции – реакция страха сменяется познавательным интересом.

Игра – любит рвать листы бумаги, развязывать ленточки, выбрасывает игрушки из кроватки.

8 месяцев

Зрение – интерес или удивление при виде незнакомых предметов, фиксация внимания на двух объектах одновременно.

Слух – понимает понятия «где?», «дай», «на».

Речь – активный лепет, слоговая речь.

Моторика – устойчиво сидит, самостоятельно садится, встает на четвереньки, у опоры встает на коленки, стоит, держась за опору. Хлопает в ладоши, протягивает руки близким, чтобы его взяли на руки, машет «до свидания».

Эмоции – постоянно занят какой-нибудь деятельностью, есть игровой контакт со взрослым.

Игра – отталкивает предметы, кидает игрушки. Складывает мелкие предметы в крупные. Разбирает пирамидку.

9 месяцев

Зрение – долго может наблюдать за взрослым, появляется реакция на их мимику и жесты.

Слух – выполняет более сложные словесные инструкции: «поцелуй маму», «дай ручку», «возьми шарик».

Речь – появляются отдельные слова, нередко слогоподражательные (вместо «собака» «бабака»).

Моторика – ползает, попеременно передвигая то правые, то левые конечности; встает у опоры на ноги; стоит; передвигается, держась за опору. Захватывает мелкий предмет двумя или тремя пальцами.

Эмоции – различные эмоциональные реакции при контакте с матерью, общение при помощи жеста.

Игра – Может играть сразу несколькими предметами, постукивает игрушкой об игрушку, любит музыкальные игрушки, ищет спрятанную игрушку.

10 месяцев

Зрение – показывает некоторые предметы в соответствии с их названием.

Слух – узнает простые музыкальные мелодии, различает тиканье часов.

Речь – повторяет за взрослым слова, копирует интонацию взрослого.

Моторика – стоит без опоры кратковременно, ходит за две руки. Собирает пирамидку. Показывает части тела другого человека. Под контролем зрения вкладывает пальцы в отверстия.

Эмоции – реакция неудовольствия на различные ситуации, голосом сигнализирует о том, что мокрый, голодный.

Игра – начинает играть с игрушками, в соответствии с их назначением (машинку катает, мячик бросает). Может самостоятельно играть 20-30 минут.

11 месяцев

Зрение – внимательно рассматривает обстановку в комнате, особенно если попадает в другое помещение.

Слух – понимает обращенную речь, выполняет инструкции (например, «принеси куклу»).

Речь – обращается ко взрослым с целью что-то сообщить, зачастую на «своем» языке.

Моторика – стоит самостоятельно, ходит за одну руку, делает первые самостоятельные шаги. Вкладывает пальцы в отверстия на ощупь. Показывает части своего тела.

Эмоции – появляется реакция торможения при слове «нельзя», избирательно относится к окружающему.

Игра – умеет себя занять, играет сам и охотно включается в игру, предложенную взрослым, появляются элементарные контакты со сверстниками. Собирает пирамидку.

12 месяцев

Зрение – узнает многие предметы на картинке.

Слух – появляется и усложняется звукоподражающая деятельность (машина едет – «ж-ж-ж», киска мяукает – «мяу»).

Речь – умеет говорить 8-10 слов, постоянно нарастает словарный запас, улучшается произношение слов.

Моторика – ходит самостоятельно, приседает и встает.

Эмоции – появляется сопереживание.

Игра – активно контактирует со взрослыми, любит играть с детьми. Открывает коробку, ящик, вкладывает один предмет в другой, пользуется ложкой и расческой по назначению.

Практически сразу после рождения ребенка новоиспеченные родители начинают задаваться вопросами: «Все ли в порядке у моего малыша?», «Правильно ли он развивается?». Эти волнения абсолютно естественны, а чтобы их развеять, стоит вооружиться хотя бы минимальной информацией о психомоторном развитии ребенка в разные возрастные периоды. Другими словами, нужно научиться оценивать уровень развития крохи, его навыки и умения с точки зрения соответствия нормам, принятым для определенного промежутка жизни. И не стоит полагаться в оценках на собственный опыт или наблюдения за чужими детьми.

Психомоторное развитие ребенка до года

Медвежьей услугой можно назвать советы некоторых зарубежных специалистов, считающих, что у каждого малыша развитие происходит индивидуально, поэтому нельзя полагаться на нормы, а лучше оставить его в покое и не мешать естественному процессу. Такой подход может оказаться фатальным, если родители по невнимательности не заметят какое-либо отклонение в психомоторном развитии ребенка. Ведь чем позже обнаружено то или иное заболевание, тем сложнее с ним справиться.

В первые годы жизни развитие малыша происходит очень интенсивно, каждый месяц формируется определенный набор умений и навыков. Чтобы дать правильную оценку психомоторному развитию ребенка, необходимо сопоставлять показатели, установленные для детей одинаковой возрастной группы. Ведь наверняка все понимают, что тот уровень развития, который является нормальным для месячного крохи, у полугодовалого малыша будет считаться абсолютной патологией.

Бесспорно, не все дети как под копирку осваивают различные навыки одновременно, нередко наблюдаются весьма существенные колебания в границах норм. В целом психомоторное развитие ребенка до года можно охарактеризовать несколькими этапами. Постараемся вкратце описать, чему новому учится малыш в течение первых месяцев своей жизни:

  • Один месяц. Ребенок пытается зафиксировать взгляд на предметах и ярком свете, от резкого звука он вздрагивает и моргает. Пока неотчетливо, но уже произносит звуки. В положении лежа на животе поднимает головку и несколько секунд удерживает ее;
  • Два месяца. Это период первых осознанных улыбок и попыток гуления. Малыш наблюдает за движением предметов, лицами, поворачивает голову в направлении звука. Если кроху положить на живот, он приподнимет и будет удерживать голову несколько минут. Запросто разводит ручки и ножки в стороны, держа при этом зажатыми кулачки;
  • Три месяца. В этот период психомоторное развитие ребенка происходит весьма интенсивно. Головку малыш держит уже достаточно хорошо, может упираться ручками и раскачиваться, осуществляет первые попытки повернуться на бок. За любым перемещающимся предметом следит достаточно длительное время, тянется за игрушками, подолгу держит вещи в руках, тянет их в рот. Гуление становится более разнообразным, кроха пробует смеяться;
  • Четыре месяца. Ребенок уже достаточно легко поворачивается на бок. Лежа на животе, он может приподняться на ручках и опереться на них. Более уверенными стают попытки перевернуться со спины на животик, а если есть возможность подтянуться, то получается даже сесть с выпрямленной спинкой. Малыш заинтересованно исследует окружающие предметы, любит держать все в руках, все больше гулит (причем делает это очень разнообразно), а негативные эмоции выражает не только плачем, но и хныканьем;
  • Пять месяцев. Кроха безошибочно узнает родных, особенно маму. Все, что попадается под руку, малыш тут же тащит в рот, пробует ползать на животе, при поддержке неплохо сидит. Если подтянуть его из положения лежа на спине, пытается сразу же вскочить на ножки. Очень заинтересованно играет с погремушками, отзывается на различные интонации;
  • Шесть месяцев. Сидеть ребенок уже может и без поддержки, а если взять его под мышки и приподнять, пробует поочередно ступать ножками. Кроха делает первые попытки произносить слоги;
  • Семь месяцев. В психомоторном развитии ребенка наблюдаются существенные сдвиги. Малыш ползает, становится на четвереньки, уверенно сидит, а если поддерживать, довольно твердо ступает ножками. Он достаточно легко поднимает упавшие предметы, не забывая при этом тянуть их в рот;
  • Восемь месяцев. Подтягиваясь за опору, кроха смело поднимается и пытается ходить, может стоять, если держать его за одну руку. Начинает копировать мимику и эмоции взрослых, осваивает самые простые игры («ладушки», «прятки»);
  • Девять месяцев. Опираясь на что-либо, ребенок поднимается, стоит и ходит. Может перебирать достаточно мелкие предметы. Делает попытки произносить первые односложные слова, понимает, когда запрещают или просят что-то сделать;
  • Десять месяцев. Появляется неподдельный интерес к книжкам, малыш уже может легко перелистывать двумя пальцами страницы, рассматривать картинки. Он получает удовольствие от демонстрации своих умений и любит, когда его хвалят. Кроха способен проявлять ревность, обижается, если кому-то уделяется больше внимания;
  • Одиннадцать и двенадцать месяцев. Малыш уже уверенно стоит, приседает, наклоняется, ползает. Он пытается доминировать, понимает и может выполнить достаточно много требований. Словарный запас крохи становится более разнообразным. Завершается психомоторное развитие ребенка до года первыми самостоятельными шагами.

Задержка психомоторного развития у детей

Первый год жизни является очень важным, в этот период закладывается фундамент для дальнейшего физического, умственного и эмоционального формирования человека. Несомненно, основную роль в успешной оценке психомоторного развития ребенка, играет то, насколько внимательно вся семья, а в особенности мама, наблюдает за своим чадом.

Если же закрались сомнения, что малыш отстает в развитии, в первую очередь имеет смысл исключить последствия воспитания. Ведь, к примеру, ребенок может не ползать как из-за проблем с мышцами и костями, так и потому, что мама не давала ему этого делать по причине малой площади квартиры или холодного пола.

В любом случае при малейшем подозрении на какие-либо отклонения от нормы родителям нужно обратиться к квалифицированному врачу. Чтобы выяснить причину задержки развития, возможно, нужно будет пройти специальные обследования (УЗИ, рентгенография, МРТ, ЭЭГ), сдать лабораторные анализы, получить консультацию у специалистов более узкого профиля.

Чем раньше будет выявлена истинная причина задержки психомоторного развития у детей, тем меньшими силами и в более короткий срок наступит желаемый терапевтический эффект. В большинстве случаев хорошие результаты достигаются без применения лекарственных средств, достаточно лишь нескольких курсов массажа и физиопроцедур, а также активных развивающих занятий с малышом.

При более серьезных проблемах возможен прием определенных медикаментов: начиная от поливитаминных комплексов и заканчивая достаточно серьезными препаратами, оказывающими стимулирующее действие на мозг.

Следует учесть, что методы лечения выбираются строго индивидуально и зависят от возраста, особенностей ребенка и специфики нарушений.

Текст: Татьяна Оконевская

5 5 из 5 (1 голос)

Основными функциями нервной системы являются регуляция всех физиологических процессов в организме и непрерывная адаптация его к функциям внешней среды.

Органы чувств обеспечивают поступление сигналов извне в центральную нервную систему. Нервная система закладывается уже на первых этапах развития эмбриона (2-3-я неделя), в течение внутриутробного периода происходит ее интенсивный рост и развитие.

Ребенок рождается с незрелым мозгом, его дальнейшее развитие и дифференцировка происходят под воздействием внешней среды до 20-25-летнего возраста.

Оценка нервно$психического развития происходит в соответствии с разработанными стандартами развития. На первом году жизни оценка развития проводится ежемесячно, на втором году - 1 раз в квартал, на третьем - 1 раз в полугодие.

Психомоторное развитие - это развитие интеллектуальных и двигательных навыков в зависимости от возраста, врожденных и наследственных качеств ребенка. Благодаря этому происходит взаимодействие ребенка с внешней средой.

Психика ребенка имеет следующие этапы развития:

1) соматовегетативный, или первые два года жизни;
2) психомоторный, или 3-6-й годы жизни;
3) этап формирования стабильного эмоционального фона, или 7-10-й годы жизни;
4) аффективно-идеаторный этап - 11-12 лет.

В отдельные периоды отмечаются повышенная ранимость и чувствительность психики. Это отмечается в виде возрастных кризисов в 2-4 года, 7-8 лет, в период полового созревания (см. табл. 3-8).

Таблица 3
Показатели нервно=психического развития детей первого года жизни
(Н. М. Келованов, С. М. Кривина, Э. Л. Фрухт, 1985 г.)

Возраст Зрительные
риентировоч ные реакции
ЗР (Аз)
Слуховые
ориентировочные реакции
СР (Ас)
Эмоции и социальное поведение (Э) Движение руки
(ДрВ) /
Действия
с предметами
(ДП)
Движения
общие
(ДО)
Понимаемая речь
(ПР)
10
дней
Удерживает
в поле зрения
движущийся
предмет (ступенчатое слежение)
Вздрагивает
и мигает
при резком
звуке
18-
20
дней
Удерживает
в поле зрения
неподвижный
предмет (лицо
взрослого)
Успокаивается при
сильном
звуке
1
мес.
Сосредоточивает взгляд на
неподвижном
предмете, на
лице говоря щего с ним
взрослого.
Появляется
плавное прослеживание
движущегося
предмета
Прислуши вается к зву ку, к голосу
взрослого
Первая
улыбка
в ответ на
разговор
взрослого
Лежа на
животе,
пытается
поднимать
и удерживать
голову
Издает
отдельные
звуки
в ответ
на раз говор
с ним
2
мес.
Длительное
зрительное
сосредоточение на лице
взрослого или
неподвижном
предмете.
Длительно
следит за движущейся игрушкой или
взрослым (до
1 года)
Ищущие повороты головы при длительном
звуке (прислушивание)
Быстро
отвечает
улыбкой
на разговор с ним
взрослого.
Длительное зрительное
сосредоточение на
другом
ребенке
Лежа на
животе,
поднимает
и непродолжительно
удерживает голову (не
менее
5 с)
Произносит
тдельные
звуки
3
мес.
Зрительное
сосредоточение в вертикальном положении (на
руках
у взрослого)
на лице говорящего
с ним взрослого, на игрушке

«Комплекс
оживления»:
в ответ на общение
с ним (проявляет радость
улыбкой,
оживленными движениями рук,
ног, звуками). Ищет глазами ребенка, издающего
звуки

Случайно
наталкивается руками на
игрушки,
низко висящие над
грудью на
высоте до
10-15 см
Лежит на
животе
несколько минут
опираясь
на предплечья
и высоко подняв голову. При поддержке под
мышки
крепко упи рается ногами, согнутыми
в тазобедренном суставе.
Удерживает
голову в вертикальном
положении
См.:
«Комплекс
оживления»
4
мес.
Узнает
мать (радуется)
Находит
глазами
источники
звука
Громко
смеется
на обращение
Рассматривает и захватывает
игрушки
Длительно
гулит
Поддерживает
руками
грудь
матери
5
мес.
Отличает
близких
от чужих
Узнает голос матери, различает
строгую
и ласковую интонации
голоса
Радуется, гулит Часто
берет
игрушки из
рук
взрослого
Лежит на
животе
Произносит
отдельные
слова
Хорошо ест
из
ложки
6
мес.
По-разному реагирует на
свое
и чужие
имена
Берет
игрушки,
находясь
в любом положении
Переворачивается
с живота на
спину
Произносит отдельные
слоги
Хорошо ест
с ложки
7
мес.
Размахивает игрушкой,
стучит
ею
Хорошо
ползает
На вопрос «Где?»
находит
взглядом
предмет
Подолгу
лепечет
Пьет из
чашки
8
мес.
Смотрит на
действия
другого
ребенка,
смеется
или лопочет
Занимается
долгое
время
с игрушками
Сам
садится
На вопрос «Где?»
находит
несколько предметов
Громко
произносит
различные
слоги
Ест корочки
хлеба, сам
держит
хлеб
в руке
9
мес.
Плясовые движения
под плясовую
мелодию
(если дома поют
ребенку
и пляшут
с ним)
Догоняет ребенка,
ползет
ему навстречу.
Подражает
действиям
другого
ребенка
Действует
с предметами
по-разному
в зависимости
от их
свойств
(катает,
открывает,
гремит
и пр.)
Переходит
от
предмета
к предмету,
слегка
придерживаясь за
них руками
На вопрос «Где?»
находит
несколько предметов независимо
от их
местоположения
Знает
свое имя
оборачи вается на
зов
Подражает
взрослому,
повторяет за
ним
слоги,
которые
уже
есть
в его
лепете
Хорошо
пьет из
чашки,
слегка
придерживая ее
руками.
Спокойно
относится
к высаживанию
на горшок
10
мес.
Действует рядом с ребенком
или одной игрушкой
с ним
Самостоятельно
и по
просьбе
взрослого выполняет
разученные
действия
(открывает, вынимает,
складывает)
Входит
на высокую
поверхность
и сходит
с нее
(ступенька). Идет
вперед
с поддержкой за
обе руки
По просьбе
«Дай»
находит
среди игрушек и
дает зна комые
предметы. При заигрывании
выполняет
разученные
ранее действия
и движения
(«догоню»,
«сорока ворона»)
Подражает
взрослому,
повторяет за
ним
новые
слоги, которых
нет в его
лепете
Закрепляются
умения,
приобретенные в
9 месяцев
11
мес.
Радуется приходу детей.
Избирательное
отношение
к детям
Овладевает новыми действиями
с игрушками, выполняет
их по слову взрослого:
снимает
и одевает
на стержень
кольца
с большими отверстиями
Стоит
самостоя тельно
без
опоры.
Делает
первые
самостоятельные
шаги
Первые
обобщения
в понимае мой речи:
по просьбе
взрослого
находит
любой мяч,
куклу. По
просьбе
взрослого
выполняет
разученные действия (кормит, водит
куклу)
Произносит
первые
словаобозначения,
например
«дай»,
«мама»
Закрепление
умений,
приобретенных
в 10 месяцев
12
мес.
Узнает на
фотографии
знакомое
лицо, например
мать.
Различает две
контрастные
формы
предметов
Протягивает
другому ребенку
игрушку
сопровождает
это смехом
Выполняет самостоятельно
разученные действия
с игрушками: катает, или лепетом.
Ищет
игрушку,
спрятанную другим ребенком
Ходит
самостоятельно (без
опоры) водит,
кормит.
Переносит
действия,
разученные с одним предметом, на
другой
Понимает
без показа
названия
предметов,
действий,
имена
взрослых,
выполняет
поручения:
«Принеси», «Найди»,
«Отдай тете», «Положи на
место».
Понимает
слово
«нельзя»
Легко
подражает новым
слогам.
Произносит 5-
10 облегченных слов

Таблица 4
Показатели нервно=психического развития второго года жизни (М. Н. Аскарина, К. П. Печора, 1978 г.)
Возраст Понимание речи
(Рп)
Активная речь
(Ра)
Сенсорное
развитие (Ср)
Игра
и действия
с предметами (Ип)
Движения
(Дв)
Навыки (Н)
1 год
3 месяца
Запас понимаемых слов
резко расширяется
Пользуется
лепетом и отдельными облегченными
словами в момент двигательной активности,
удивления
Ориентируется в двух контрастных величинах
предметов
(типа кубов)
с разницей
граней в 3 см
Воспроизводит
в игре
действия
с предметами, ранее разученные
Ходит длительно, не
присаживаясь, меняет
положение
(приседает,
наклоняется, поворачивается,
пятится)
Самостоятельно ест
густую
пищу
ложкой
1 год
6 месяцев
Обобщает
предметы
по существенным
признакам
понимаемой речи
(в «конфликтной
ситуации»)
Словами облегченными
и произнесенными
правильно
называет
предметы
и действия
при сильной
заинтересованности
Ориентируется в 3-4 контрастных
формах предметов (шар,
куб, кирпичик)
Отображает в игре отдельные, часто
наблюдаемые действия

(брусочки)
приставным шагом
Самостоятельно
ест
жидкую
пищу
ложкой
1
год
9
месяцев
Понимает
несложный рассказ по сюжетной
картинке,
отвечает на
вопросы
взрослых
Во время
игры обозначает свои
действия словами и двусложными
предложениями
Ориентируется в трех
контрастных
величинах
предметов
(типа кубов)
с разницей
граней в 3 см
Воспроизводит
сложные
сюжетные
постройки-перекрытия
типа ворот, скамейки
Ходит по
ограниченной поверхности
шириной
15-20 см,
приподнятой над
полом на
15-20 см
Частично раздевается
с помощью
взрослого (снимает
шапку,
ботинки)
2
года
Понимает
короткий
рассказ взрослого о событиях, бывших в опеке
ребенка,
без показа
Пользуется
трехсловными предложениями,
употребляя
прилагательные, местоимения
Подбирает
по образу
и словам
взрослого три
контрастных
предмета
разных цветов
Воспроизводит ряд
последовательных
действий
(начало
сюжетной
игры)
Перешагивает через препятствия
чередующимся
шагом
Частично надевает
одежду
(шапку,
ботинки)

Таблица 5
Показатели нервно-психического развития третьего года жизни

2 года 6 месяцев

Активная
речь

Грамматика (Г)

Говорит многословными
предложениями (более
трех слов)

Начинает употреблять сложные предложения
с придаточными

Вопросы
(В)

Появляются вопросы:
«Где?», «Куда?»

Появляются вопросы: «Когда?», «Почему?»

Сенсорное
развитие

Воспроизведение
формы (Ф)

Подбирает по образцу основные геометрические
фигуры в разнообразном
материале

В своей деятельности использует геометрические фигуры по назначению

Воспроизведение
цвета (Цв)

Подбирает по образцу
разнообразные предметы
четырех основных цветов

Называет четыре основных
цвета

Игра носит сюжетный характер

Появляются элементы ролевой игры

Конструкторская
деятельность

Самостоятельно делает
простые сюжетные постройки и называет их

Появляются сложные сюжет
ные постройки

Изобразительная
деятельность (Изо)

С помощью пластилина, карандаша изображает простые
предметы и называет их


Таблица 6
Показатели нервно=психического развития четвертого года жизни

Показатели

Соответствует норме

С отклонениями

1. Мышление и речь.
Специальные задания

Умеет группировать пред меты по классам: мебель,
посуда, одежда, животные,
птицы и др.

Группирует предметы по
несущественному признаку, например по цвету

2. Моторика. Пункт 5
«Анкеты» и специальные задания

Общая: умеет подпрыгивать
одновременно на двух ногах (на месте и продвигаясь
вперед). Ручная: самостоятельно застегивает пуговицы и завязывает шнурки

Не умеет подпрыгивать
на месте и продвигаться
вперед.
Не застегивает пуговицы
и не завязывает шнурки
самостоятельно

3. Внимание
и память. Пункт 7
«Анкеты»

Внимателен, собран. Стихи, соответствующие возрасту, запоминает быстро,
прочно или медленно, после многих повторений, но
в целом успешно

Рассеян, невнимателен,
часто «отключается»,

4. Социальные контакты. Пункт 6 «Анкеты»

Умеет играть с другими
детьми, не ссорясь, соблюдая правила игры

Часто ссорится с детьми,
других детей, любит играть в одиночестве. Не имеет друзей в
детском саду, во дворе

5. Психическое здоровье. Пункты 1-4
«Анкеты»

Без отклонений

Наличие отклонений соматовегетативного,
эмоционального, психомоторного характера


Таблица 7
Показатели нервно=психического развития пятого года жизни

Показатели

Соответствует норме

С отклонениями

1. Мышление
и речь. Специальные задания

Умеет составить по картинке
рассказ в несколько предложений. Правильно отвечает
на вопрос, как герой попал
в данную ситуацию

Составляет рассказ, не может
ответить на вопрос, как герой
попал в данную ситуацию.
Не понимает смысла картинки, перечисляет действия героя вместо пересказа сюжета

2. Моторика.
Пункт 5 «Анкеты»
и специальные
задания

Умеет прыгать на месте на
одной ноге и продвигаясь
вперед, одевается и раздевается полностью самостоятельно всегда или почти всегда

Не умеет прыгать на одной
ноге, никогда полностью не
одевается и не раздевается
самостоятельно или делает
это очень редко

3. Внимание
и память.
Пункт 7 «Анкеты»

Внимателен, собран. Стихи,
соответствующие возрасту,
запоминает быстро, прочно
или медленно, после многих
повторений, но в целом успешно

Рассеян, невнимателен, часто «отключается»,
с трудом и непрочно запоминает стихи

4. Социальные
контакты.
Пункт 6 «Анкеты»


правила игры

Часто ссорится с детьми,
обижается, дерется. Избегает
других детей, любит играть

5. Психическое
здоровье.
Пункты 1-4
«Анкеты»

Без отклонений


Таблица 8
Показатели нервно=психического развития шестого года жизни

Показатели

Соответствует норме

С отклонениями

1. Мышление
и речь. Специальные задания

Умеет составить по картинке
рассказ, отобразив в нем события прошлого, настоящего
и будущего, допустимы наводящие вопросы

При пересказывании сюжета
не может ответить на вопрос,
как герой попал в данную ситуацию, чем все завершится

2. Моторика.
Пункт 5 «Анкеты»
и специальные
задания

Общая: умеет прыгать в длину на 70 см. Ручная: умеет
аккуратно закрасить круг диаметром 2 см не более чем за
70 с всегда

Не умеет прыгать в длину
с места или показывает результат менее 70 см. Неаккуратно закрашивает круг (часто или грубо пересекает линию,
много больших пробелов)
или тратит на это более 70 с

3. Внимание
и память.
Пункт 7 «Анкеты»

Внимателен, собран. Стихи,
соответствующие возрасту, запоминает быстро, прочно или
медленно, после многих повторений, но в целом успешно

Рассеян, невнимателен,
часто «отключается»,
с трудом и непрочно запоминает стихи

4. Социальные
контакты.
Пункт 6 «Анкеты»

Умеет играть с другими детьми, не ссорясь, соблюдая
правила игры

Часто ссорится с детьми,
обижается, дерется. Избегает
других детей, любит играть
в одиночестве. Не имеет друзей в детском саду, во дворе

5. Психическое
здоровье.
Пункты 1-4
«Анкеты»

Без отклонений

Наличие отклонений соматовегетативного, эмоционального, психомоторного характера


Во внутриутробном периоде уже развита тактильная чувствительность, которая имеется у плода к концу 9-й недели жизни, на поступление тактильной информации поверхность тела плода проявляет себя уже на 14-й неделе жизни, к четвертому месяцу внутриутробной жизни плод слышит и вздрагивает при громких звуках.

В периоде новорожденности ребенок большую часть времени спит. Связь с внешним миром вначале происходит за счет выраженных безусловных рефлексов:

1) пищевых - сосательного, хоботкового и др.;
2) опоры - при поддержке подмышек стоит на всей стопе;
3) опоры автоматической ходьбы - переступает;
4) рефлекса ползания - отталкивается ножками от опоры в положении на животе и передвигается;
5) хватательного - сжимает палец, прикоснувшийся к ладони.

Первым условным рефлексом является рефлекс на подготовку к кормлению. Зрительное сосредоточение появляется у грудных детей на первом месяце жизни, ребенок фиксирует взгляд на 3-й неделе жизни. У него совершенствуются тактильный, вестибулярный анализаторы.

Ребенок держит голову, тянется руками к предметам. У ребенка исчезает гипертонус мышц, угасает часть врожденных рефлексов: автоматической ходьбы, ползания, опоры, хватательного. Быстро формируются рефлексы со зрительным и слуховым анализаторами. У ребенка отмечаются двигательная активность, улыбка, гуление. Начинает формироваться интеллектуальное развитие, ребенок тянет руку к игрушкам. Период бодрствования увеличивается, время сна сокращается с 18 до 15 ч.

Во втором полугодии жизни ребенок начинает понимать обращенную к нему речь, выполняет простейшие задания. Днем спит дважды, сон укорачивается до 14-16 ч. Садится сам, ползает, а затем стоит, ходит с поддержкой, а затем самостоятельно. Начинает формироваться вторая сигнальная система, формируется высшая нервная деятельность ребенка. Начинает развиваться речь. Ребенок сначала произносит слоги, а затем - и двусложные слова.

На втором году жизни словарный запас составляет до 300 слов. Он самостоятельно ест, умеет одеваться.

На 3-6-м году жизни совершенствуются двигательные умения. Ребенок рисует прямые линии, окружности.

По Керну-Ирасеку производится оценка школьной зрелости.

Ребенок по данному тесту должен нарисовать человека со всеми частями тела: голова, туловище, конечности, волосы, уши; на лице должны быть обозначены глаза, рот, нос, на руке - пять пальцев. Он должен уметь срисовать группы точек - семь точек диаметром 1 мм с расстоянием между ними 1 см, срисовать фразу «Он ел суп» с учетом вертикального размера букв образца - 1 см, заглавной - 1,5 см. Оценка теста проводится по пятибалльной системе: 1 балл - наилучшая, 5 баллов - наихудшая.

В возрасте 4-6 лет совершенствуется речь, ребенок хорошо понимает смысл речи, использует многословные фразы, обобщения нескольких групп предметов. Хорошо развита игровая деятельность ребенка. Ребенок играет со взрослыми, обеспечивает уход за собой. Воспринимая окружающее, создает многочисленные фантазии.

Стабильный эмоциональный фон формируется в 7-10 лет. Ребенок становится независимым, у него появляются эмоциональные привязанности, эстетические представления, начинает формироваться чувство долга, ответственности, необходимости завершения начатого дела.

В возрасте 11-12 лет начинается половое созревание, которое определяет поведенческие особенности, общение детей друг с другом и окружающими. Ребенок хочет быть независимым. У него формируется собственное «я».

Формирование познавательной функции ребенка оценивается по степени его психомоторного развития в различные возрастные периоды:

1) в 2 месяца ребенок начинает улыбаться;
2) в 4 месяца узнает маму;
3) в 6 месяцев поворачивает голову к движущемуся предмету;
4) в 1 год ищет спрятанный предмет; учится играть с игрушками;
5) в 3 года знает свое полное имя;
6) в 4 года умеет считать;
7) в 5 лет знает дату своего рождения, домашний телефон, адрес.

Существует масса таблиц для определения соответствия возрасту определенных навыков. Если ребенок не владеет навыками возрастной группы, говорят о дисгармоничном развитии. Если отмечается отставание более чем на два интервала, говорят об отставании психомоторного развития, на три - о задержке психомоторного развития, а если опережает на три интервала, констатируют опережение психомоторного развития (см. табл. 9).

Анализаторы 7-10
дней
18-20
дней
1
мес.
2
мес.
3
мес.
4
мес.
5
мес.
6
мес.
7
мес.
Зрительные реакции + + + + + + +
Слуховые реакции + + + + + + +
Эмоции +
Социальное поведение + + + +*
Движения общие + + + + + + +
Движения руки
Действия с предметами + + + + +
Речевая активность +* + + + + +
Понимание речи +
Навыки + + + +
Сенсорное развитие
Игра
Конструкторская деятельность
Изобразительная деятельность

Окончание табл. 9
Анализаторы 8
мес.
9
мес.
10
мес.
11
мес.
12
мес.
1
год
3
мес.
1
год
6
мес.
1
год
9
мес.
2
года
2
года
6
мес.
3
года
Зрительные реакции +
Слуховые реакции +
Эмоции
Социальное поведение +* +* +* +*
Движения общие + + + + + + + + + +
Движения руки
Действия с предметами + + + + +
Речевая активность + + + + + + + + + Г+ +
В+ +
Понимание речи + + + + + + + + +
Навыки + + + + + + + + + О+ +
К+ +
Сенсорное развитие + + + + Ф+ +
Цв+ +
Игра + + + + + +
Конструкторская
деятельность
+ +
Изобразительная
деятельность
+

Примечания: Г - грамматика, В - вопросы, О - одевание, К - кормление, Ф - восприятие формы, Цв - восприятие цвета, * - показатель, проверяемый в дошкольных учреждениях (детском саду, доме ребенка, а в некоторых ситуациях - и в семье).

Оценка психомоторного развития проводится в установленные сроки: на первом году жизни ребенка - ежемесячно, на втором - 1 раз в квартал, на третьем - 1 раз в полугодие (см. табл. 10).

Таблица 10
Качественная и количественная оценка НПР у детей (К. Л. Печора, 1978 г.)

1-я группа
(50%)
2-я группа
(30%)
3-я группа
(15%)
4-я группа
(2-3%)
5-я группа
(0,5-0,7%)
1. Дети с нормальным развитием: линии
соответствуют
возрасту
1. Дети с задержкой в развитии на 1 эпикризный срок 1. Дети с задержкой в развитии на 2 эпикризных срока 1. Дети с задержкой
в развитии на
3 эпикризных
срока
1. Отставание
в развитии на
4 и более эпикризных сроков
2. Дети с опережением
в развитии: на
1 эпикризный
срок -ускоренное развитие; на 2
эпикризных
срока - высокое развитие
1 степень - по 1-2 линиям
2 степень - по 3-4 линиям
3 степень - по 5-7 линиям
3. Дети с опережением
в развитии:
часть линий
выше на 1
эпикризный
срок - дисгармоничное развитие; часть
линий выше
нормы на 2 и
более эпикризных срока - резко
дисгармоничное развитие
3. Дети с негармоничным
развитием -
часть линий
выше на 1-2,
часть - ниже
нормы на 1
эпикризный
срок
3. Дети с дисгармоничным
развитием -
часть линий
ниже, часть -
выше на 1-2
эпикризных
срока, часть
линий может
соответствовать норме
3. Дети с дисгармоничным
развитием -
часть показателей ниже на
1-2 эпикризных срока,
часть - на 3
эпикризных
срока, некоторые показатели могут соответствовать норме
3. Дети с дисгармоничным
развитием -
часть показателей ниже
нормы на 1-3
эпикризных
срока, часть -
на 4-5 эпикризных сроков, некоторые показатели могут
соответствовать норме

Примечания: диапазон между показателями, равный одному эпикризному сроку (фиксированные возрастные интервалы), свидетельствует о дисгармоничном развитии; составляющий 2 и более эпикризных срока - о резко дисгармоничном развитии. При оценке развития новорожденных группу развития не определяют. В заключении отмечают соответствие, опережение или отставание.

Для определения групп развития необходимо:

1) знать показатель, соответствующий возрасту по таблице;
2) если указанного умения нет, определять возрастную группу, где он имеется, пропуская возрастные сроки, пока не определится необходимый показатель;
3) при задержке развития отыскивать показатель с низким уровнем и определять группу развития 1, 2, 3, 4, 5.

Кроме этого, определяется равномерная или неравномерная задержка развития. В случае равномерного опережения определяется темп развития.

Так педагоги называют совокупность психических реакций, движений и умений малыша. Психомоторное развитие включает речевые, адаптационные умения ребенка, его моторно-ручную активность. Итак, детально узнаем об этой составляющей взросления детей.

Психомоторное развитие ребенка до 1 года по месяцам: календарь

До 12 месяцев наиболее ярко проявляется динамика развития моторной и психической активности крохи.

В 1 месяц он может кратковременно фиксировать взгляд на ярких, больших, блестящих предметах. Дитя начинает реагировать на звуки, вздрагивает при шумах. Головку держит только в лежачем положении.

В два месяца малыш уже способен поворачивать голову в сторону источника шума. Он недолго следит за предметами. Малыш уже держит головку в вертикальном положении, реагирует на речь близких родственников. Появляется первая улыбка как знак удовлетворенности, реакции на маму.

Третий месяц - это период первых «агу», реакции на речь близких родственников улыбкой. В этом возрасте дитя тянется к игрушкам, может более длительно фокусировать взгляд на интересном предмете. Малыш уже уверенно держит головку, в горизонтальном положении опирается на коленки. В три месяца исчезают так называемые рефлексы новорожденного.

В четыре месяца малыш делает первые попытки переворачиваться со спинки на бок, он смеется и тянется за игрушками, интересными предметами. Кроха узнаёт близких людей, реагирует на их появление так называемым комплексом оживления. Малыш хорошо держит голову в позе на животе.

В пять месяцев ребенок более четко распознает незнакомых и близких ему людей. Возможна реакция страха на чужих - плач. Звуки, которые малыш произносит, выстраиваются в определенную цепочку. Он подолгу рассматривает игрушки, берет их в руки. При поддержке мамы может стоять на ножках.

Период полугода - это активное переворачивание малыша со спины на живот, игры с игрушкой, ее перекладывание из руки в руку. Дитя сидит самостоятельно, просится на руки. Остановить плач ребенка может появление мамы, а вызвать его - присутствие чужих людей.

В 7 месяцев малыш стоит на полную ногу, при поддержке взрослого «пританцовывает», сам держит спину, активно двигает конечностями, тянется к предметам в позе сидя и переворачиваясь. В этом возрасте он начинает требовать внимания, а если его не хватает, то плачет.

В 8 месяцев кроха может самостоятельно лечь и сесть, удерживать по предмету в обеих руках. Он чётко произносит буквосочетания: «ма», «па», «ба». Лепет становится более активным. Малыш реагирует на речь родителей улыбкой, кивком головы, смехом.

В 9 месяцев дети уже стоят, если их держать за руку. Самостоятельно забавляются игрушками, бросают их, следят за падением. Малыши этого возраста могут выполнять простые просьбы взрослых: отдать игрушку, взять, повторять слоги. Произношение становится удвоенным, гласные звуки протягиваются.

В 10 месяцев малыш копирует действия взрослых: разговор по телефону, удерживание ложки, начинает самостоятельно ходить с опорой, говорит первые простые слова.

В 11 месяцев у детей проявляется «щипковый» захват, то есть взятие предметов двумя пальчиками. Ребенок сам стоит, ходит более уверенно, самостоятельно делая шаги, машет руками в знак прощания, приветствия.

В 12 месяцев малыш произносит 5-6 слов; знает, что можно, а что нет; выполняет простые просьбы взрослых - целует, обнимает, дает игрушку. С игрушками играет дольше. Дитя уже способно узнавать места, в которых бывало, и людей, которых видело.

Показатели психомоторного развития детей первого года жизни

Помесячный календарь психомоторного развития составляют эксперты Всемирной организации Здравоохранения, ориентируясь на среднее развитие малышей. Показателями развития являются:

  1. Коммуникабельность. Это эмоциональная возрастная реакция малыша. К году она проявляется сочетанием узнавания и улыбки.
  2. Голосовые реакции. Гуление в три месяца меняется четким произношением простых слов к 12 месяцам.
  3. Рефлексы. До года из безусловных остается только сосательный.
  4. Мышечный тонус. Полный объем произвольных движений в раннем возрасте сменяется к году непроизвольными, развитием мышц нижних и верхних конечностей, самоконтролем и управлением движениями тела. Ребенок ходит, ползает, держит ложку, совершает повороты.

Психомоторное развитие недоношенных детей

Такие малыши входят в группу риска по возникновению психического и моторного развития. До полугода оно протекает медленнее, а далее (на 8-9 месяце) возможно выравнивание показателей психомоторного развития. К 13-18 месяцам у недоношенных деток происходит полное наверстывание моторного отставания. Но может наблюдаться неуклюжесть, не очень четкие и синхронные движения руками. К 18 месяцам у этой категории малышей происходит выравнивание в понимании речи, но активный словарный запас может быть бедным до 3 лет. Такие дети пользуются словами, понятными только им, сопровождая произношение мимикой, жестами.

В три года при надлежащем внимании родителей недоношенные дети наверстывают отставание в словарном запасе, развитии связной речи, произношении сложных звуков. Поэтому очень важно папе и маме приложить максимум усилий для выравнивания показателей психического развития таких малышей. Если же в 3 года еще ощущается дисбаланс, то необходимо прибегнуть к помощи коррекционных педагогов.

Психомоторное развитие детей разных возрастных групп

В разном возрасте психическое и моторное взросление мальчиков и девочек имеет свои особенности. Владеть информацией о них должны не только педагоги, но также родители и опекуны.

Психомоторное развитие детей дошкольного возраста

Это период от трех до семи лет. На конец дошкольного детства мальчики и девочки овладевают массой двигательных умений: перестраивание во время движения, его выполнение в разном темпе, катание на коньках, лыжах, самокате, велосипеде. Дети уже умеют плавать, играть в теннис, бадминтон. Хорошо развита у них мелкая моторика пальцев, что готовит руку к овладению письмом. Дошкольники умеют вдевать в иголку нитку, пришивать пуговицы, пользоваться молотком.

Если говорить о сенсорном развитии , то в 7 лет мальчики и девочки должны называть простые и сложные геометрические формы, указывать на различия между ними, знать основные цвета и оттенки. К началу обучения в школе дети должны считать до 10, устанавливать причинно-следственные связи. Речь детей грамматически оформленная, предложения сложные, развернутые. Семилетний ребенок предпочитает групповые игры, создает новые, анализирует свою роль в них. Он умеет выполнять простые задания по поручению взрослых: полить цветы, подмести в комнате, помыть посуду, застелить кровать, завязать шнурки. К школьному периоду ребенок должен уметь самостоятельно и быстро одеваться, есть, пользуясь вилкой.

Следует отметить, что всеми указанными умениями и навыками дети быстрее овладевают в коллективе. Этому способствует программа воспитания и развития детей дошкольного возраста в детсаду, которая реализуется на ежедневных и планомерных занятиях.

Психомоторное развитие детей младшего школьного возраста

В период до 11 лет у детей совершенствуется координация движений. Для многих деток это начало занятий спортом и приобретения профессиональных навыков.

Активно развивается письменная и устная речь. Расширяется словарный запас родного языка, легко усваивается иностранный. Качественное развитие речи благотворно влияет на интеллектуальное развитие младших школьников. У них стремительно развивается слуховое и зрительное внимание, возрастает усидчивость - умение длительно удерживать статическое положение тела. Активно развивается память, а сам процесс запоминания приобретает осмысленный характер.

К концу младшего школьного возраста дети уже дифференцированно относятся к изучаемым предметам, у них усиливается интерес к одному из них и нелюбовь к другим.

На смену игровой приходит учебная деятельность, но все же первая продолжает выполнять свою роль во внеурочное время.

Развитие личности младших школьников происходит в коллективе, где формируется чувство долга, ответственности, умение помочь, объяснить, оценить себя и сверстников.

Психомоторное развитие детей с нарушением зрения

Нормальное психомоторное развитие возможно только при постоянной и качественной связи малыша с внешним миром. Это означает, что он должен хорошо видеть и слышать.

Неполный объем получаемой зрительной информации и впечатлений может привести к недостаточной психической и моторной активности ребенка, отставанию в развитии от уровня хорошо видящих деток. И родители замечают это уже в возрасте 3 месяца. Ведь у здорового малыша в данный период появляется бинокулярная фиксация взгляда. У детей с глубоким нарушением зрения происходит отставание в развитии навыков, связанных с собственной подвижностью. Они лишены возможности копировать взрослых, которые для них являются главным примером и образцом двигательной активности. У слепых слабо развивается акт хватания, дифференциация движений. Им гораздо труднее овладевать вертикальным положением тела. Недостаток пространственной ориентации способствует также недоразвитию походки, мелкой моторики пальцев.

У слабовидящих и слепых детей долго сохраняются примитивные манипуляции с предметами, замедляется и развитие мышления, проявляется тенденция к аутизму.

При восприятии действительности у таких деток важное значение имеет слух. Обычно у слабовидящих детей он развит острее, что и дает возможность частично компенсировать недостаток зрительных возможностей.

Психомоторное развитие детей с ОНР

Детки с общим нарушением речи отличаются моторной неловкостью. Они ритмично не организованы, могут иметь плохую координацию движений. Мальчики и девочки с ОНР испытывают трудности в овладении письмом, стойкостью внимания. У них снижена вербальная память, инициативность, общительность. Такие дети обладают заниженной самооценкой, им свойственно проявление агрессивности , тревожности, неумение общаться.

Речевые нарушения тормозят социализацию ребенка, негативно сказываются на его отношениях с окружающими. Поэтому очень важно, чтобы родители вовремя диагностировали проблему и вместе с коррекционными педагогами исправляли ее. Специалисты советуют родителям таких детей больше внимания уделять развитию моторики рук. Кисть руки надо рассматривать как часть артикуляционного аппарата, орган речи. Руки для таких детей являются еще одной речевой зоной мозга.

Психомоторное развитие детей с умственной отсталостью

У таких малышей основы психического развития возникают к концу первого - началу второго года. Форма общения к концу дошкольного возраста - внеситуативно-познавательная. Дети с умственной отсталостью лишены возможности копировать движения взрослых, реагировать на их обращения и просьбы ввиду недоразвития мозга. Ведь именно этот орган обеспечивает биологическую основу развития психомоторики.

Большинство детей с умственной отсталостью проявляет крайне низкую либо чрезмерно высокую двигательную активность. Но она хаотична, движения таких детей не синхронны. Им тяжело учиться координировать движения рук и ног. Поэтому для таких ребят существуют специализированные заведения с разработанными программами. Обучаясь в них, дети овладевают навыками двигательной активности, развивается их психика. Таким образом, до конца обучения они могут быть полноценными и самостоятельными членами общества.

Психомоторное развитие детей с ДЦП

Особенность этих деток - сниженный запас знаний и представлений. Дефицит информации объясняется двигательными дефектами, затрудняющими передвижение и познание свойств предметов. Дети с ДЦП имеют сенсорные дефекты - аномалии рефракции, нарушения слуха , суставно-мышечных ощущений. Это и уменьшает их возможности накопления информации.

С такими детьми должны заниматься педагоги, психологи, реабилитологи. Вместе с родителями специалисты могут существенно ускорить психомоторное развитие своих детишек. Но основой для этого должно стать ранее выявление проблемы и вовремя начатая коррекционная работа. Чем раньше начать лечебные мероприятия, тем успешнее и быстрее можно компенсировать нарушенные функции. А пластичность детского мозга позволит наверстать отставание психического и моторного развития детей с ДЦП.

Специально для - Диана Руденко