Общение мальчиков и девочек: особенности общения. Пол – это не приговор

Многие мамы задаются вопросом: почему мальчики и девочки во многом так отличаются друг от друга? Или это только нам кажется?

Конечно отличаются. В чем и почему, мы попробуем разобраться. Алексей Капустин, врач-педиатр, профессор:

Сравнивая развитие мальчиков и девочек, нужно учитывать, что природа ставит перед ними разные задачи. Особи женского пола более стабильны и повторяемы, ведь только они могут воспроизводить себе подобных. Они закрепляют в себе полезные признаки, передают их по наследству, чтобы сделать потомков как можно более похожими на родителей. На мужских особях природа приспосабливается к меняющимся условиям жизни, чаще экспериментирует, «апробирует» новые функции или даже органы.

В мальчиках реализуется необходимость развития человеческого рода. Такой поиск и изменения дают разнообразие потомков, среди которых когда-то появится тот, кто придаст эволюции новое, выгодное направление.

Вывод: Вот почему у мальчиков бывает больше полезных и вредных изменений (мутаций, генетических отклонений), а еще аномалий и пороков развития. Среди детей с отклонениями (грыжами, врожденными вывихами, глухотой, косоглазием, заиканием, другими речевыми дефектами и так далее) девочек совсем немного.

Девочки рождаются более зрелыми, чем мальчики. Как известно, в соотношении новорожденных обоих полов последние всегда лидируют, и особь женского пола должна появиться на свет более приспособленной, чтобы выжить и не нарушить баланс. Разница в развитии между малышами обычно составляет 3–4 недели.

Некоторый разрыв сохраняется и дальше: мальчики начинают ходить на 2–3 месяца позже, чем девочки; на 4–6 месяцев позже начинают говорить. К начальной школе эти различия составляют уже 1 год, а ко времени половой зрелости биологический возраст девушек опережает показатель юношей на 2 года.

Вывод: Детство мальчиков длится дольше. А девочки раньше начинают готовиться к превращению в девушек, готовых к продолжению рода.

Рождение мальчиков чаще, чем в случаях с девочками, сопровождается осложнениями. Это связано с тем, что первые более восприимчивы и уязвимы перед лицом внешних неблагоприятных влияний.

Вывод: Подрастая, мальчики остаются более чувствительными к внешним небезопасным влияниям, а еще к боли, хотя и стараются всеми способами сдерживаться. Кстати, эмоциональную чувствительность и тревожность мальчиков взрослые слишком часто недооценивают.

Уже с первых месяцев после рождения работа мозга у мальчиков и девочек сильно различается – это видно и в поведении, и в играх малышей. Масса мозга у них тоже неодинакова.

В сумме эти особенности определяют разный склад психики. Девочка, как мы помним, с самого начала ориентирована на выживаемость, а мальчик – на дальнейшее совершенствование и прогресс.

Вывод: Мальчикам, в отличие от девочек, для полноценного развития психики требуется больше пространства. Причем осваивают они его во всех возможных направлениях: лазают по лестницам, опускаются в подвалы, забираются на заборы. Девочкам достаточно маленького уголка, чтобы разместить на нем свои «сокровища»: кукол, их одежду, посуду. Мальчикам же необходим простор. Они бегают друг за другом, разбрасывают игрушки, что-то бросают в цель, максимально используя всю предоставленную им территорию. Свою активность мальчики проявляют шумно и резко, а девочки – тише, но результативнее. По статистике, у мальчиков-дошкольников травмы случаются почти в 2 раза чаще, чем у девочек. Уже с 2,5 лет мальчики становятся более настырными, иногда агрессивными, и внешнюю враждебность чувствуют лучше девочек. Реакция на нагрузки. Девочки быстрее включаются в процесс обучения, они внимательны.

Мальчики «раскачиваются» дольше, слушают «вполуха» и на учителя смотрят редко, чаще в сторону, или прямо перед собой. Но к тому моменту, когда мальчики достигают пика работоспособности, девочки уже начинают уставать. Часто самый важный материал на занятиях они усваивают раньше, зато у мальчиков дольше сохраняется интеллектуальная активность. Мальчикам нужен высокий . Как только начинается повторение, закрепление материала – их внимание ослабевает. Девочкам быстрый темп мешает. Они лучше работают при поэтапном выполнении заданий. Мальчики любят соревноваться. А вот девочек вовлекать в состязания нужно аккуратно, есть риск всех перессорить.

Генетика!

Y-хромосома задерживает созревание скелета, но определяет разницу конечного показателя роста.

Поэтому девочки, у которых ее нет, поначалу обгоняют мальчиков в росте… с тем чтобы к «финишу» оказаться ниже. Х-хромосомы девочек контролируют выработку гормонов роста. И если одной из них не хватает (синдром Шерешевского - Тернера), малыш будет серьезно отставать в росте и развитии. А дополнительная Х-хромосома (синдром Клейнфельтера) определяет слишком высокий рост.

Игры мальчиков чаще опираются на дальнее зрение, и при этом они максимально используют все предоставленное им пространство Девочки более чувствительны к звукам, шуму, у них выше кожная чувствительность, их больше раздражает телесный дискомфорт, и они более отзывчивы на прикосновение

Особенности работы мозга у девочек и мальчиков определяют еще и разницу восприятия. Первые более чувствительны к звукам, шуму, у них выше кожная чувствительность, их больше раздражает телесный дискомфорт, и они более отзывчивы на прикосновение. Игры же мальчиков чаще опираются на дальнее зрение, и при этом они максимально используют все предоставленное им пространство.

Вывод: Позже эти особенности отразятся на развитии зрительной системы, и большую часть информации мальчики будут воспринимать зрением, а девочки – на слух. И то, что девочке можно объяснить, мальчику лучше показать.

Реакция на оценку

Мальчиков интересует суть оценки: например, вы говорите об изображении на рисунке или о скорости, с которой он нарисован. Когда мы оцениваем мальчика, он вновь переживает упомянутые нами эпизоды проделанной работы, затрагивая вполне определенные отделы мозга. Для девочек важно, кто их оценивает и как.

Такие слова активизируют сразу все отделы их мозга, и они живее реагируют на обращение. Долгое время считалось, что дети растут каждый день равномерно и понемногу. Оказалось, это не так. Рост идет скачками и может составить 1 см за одну ночь!

Реакция на выговор

У мальчиков она приходится на первые минуты разговора, и в отличие от женщин-собеседниц он не может долго поддерживать эмоциональное напряжение, он к этому просто не приспособлен. Ругая мальчика, коротко и ясно изложите, что конкретно вас не устраивает, иначе через некоторое время он просто перестанет вас слышать и слушать.

Мамам, бабушкам, няням, воспитательницам трудно понять и принять поведение мальчика – сами-то они по сути другие. Вот и получается, что они долго ругают мальчика, сердятся и возмущаются тем, что он не переживает вместе с ними, остается отстраненным и безучастным к их словам.

Несмотря на то что у мальчиков-дошкольников острота слуха в среднем выше, чем у девочек, защищаясь от перенапряжения, они просто «отключают» слуховой канал, информация блокируется и не доходит до сознания.

Константин Григорьев, врач-педиатр, профессор:

Найти отличия в организме малышей разного пола, если не принимать во внимание строение половых органов, для специалиста – задача непростая. И все же такие отличия есть, хотя их немного. Надо только присмотреться.

Средние показатели роста у мальчиков и девочек разнятся начиная с рождения – от 50 до 52 см и от 49 до 51 см соответственно. Этот разрыв сохраняется и дальше. Малыши растут в двух направлениях: каждая отдельная кость и скелет в целом увеличивается то в длину, то в толщину.

Вывод: Скорость созревания скелета у девочек выше – сначала на 2?3 месяца, а после 2-3 лет уже на полгода. И все же мальчики в конечном итоге оказываются выше.

Представление о главной своей разности («Кто я, мальчик или девочка?») формируется у малышей к 5 годам. Хотя процессы, которые готовят это «разделение» изнутри, начинаются в организме с рождения и требуют внимания. Одно из их проявлений – половой криз. На 4-6-й день после рождения у мальчиков и у девочек иногда подрастают и нагрубают молочные железы.

К 8-10-му дню они начинают выделять жидкость, похожую на молоко. Обычно все эти явления исчезают через 2-3 недели. У девочек еще иногда появляются кровянистые выделения из влагалища – на 1-2 дня. Все эти события объясняются реакцией организма малышей на освобождение от материнских гормонов – эстрогенов.

Вывод: Будьте внимательны к ребенку и в случае необходимости покажите его специалисту. В первые месяцы жизни малышей могут проявиться нарушения, связанные с изменениями работы или набора половых хромосом, гонад (яичников или яичек), наследственными или врожденными проблемами чувствительности тканей ребенка к действию половых гормонов и отклонений в строении гениталий.

Например, при поражении яичек у мальчиков может появится крипторхизм (отсутствие яичка в мошонке). Мальчики рождаются на свет чаще, чем девочки, примерно 107: 100. А по достижении каждым поколением подросткового возраста это соотношение уравнивается. В чем различия? В том, что касается ухода за малышами, особые правила есть только для девочек. Вывод: При смене подгузников и пеленок девочку нужно подмывать спереди назад, чтобы инфекция из кишечника не попала во влагалище. Для мальчиков направление движения воды не принципиально.

Все о детях на Wday.ru

Исследователи 3, 6, 8, 20, 25 отмечают следующие половые различия в поведении мальчиков и девочек подросткового возраста.

1. Различия в психических процессах.

«Женский пол хуже чувствует ход времени - видимо, сказывается более высокая эмоциональность. Дело в том, что именно эмоциональное состояние человека определяет субъективное восприятие времени. Что касается пространства, то не случайно предпочитаемые мальчиками предметы - это предметы перемещения, воздействия, преобразования. Именно мужской пол склонен разбирать целое на части - и не только в мышлении (анализ), но и в реальности. Напротив, предпочитаемые девочками предметы - это имитация живых существ и средств, способствующих повседневной жизни. В сознании девочки с раннего возраста доминирует человек, и все, что с ним связано. Отсюда и особенности выбора предметов» 6, с. 45. Пространство, представляющее для девочки интерес, сравнительно невелико. Однако, оно тщательно, до мелочей проработано и актуально отражено в сознании. Напротив, у мальчика пространство, в котором находятся интересующие его объекты, практически не ограничено. По этой причине многое из непосредственного окружения ускользает от его внимания, недостаточно отражено в сознании. «Многое зависит от воспитания: девочку чаще привлекают к домашнему хозяйству. Мальчики же, как правило, проявляют меньше интереса к домашним делам» 25.

У девочек наблюдается более высокая чувствительность к звукам. Не случайно они начинают говорить на несколько месяцев раньше мальчиков.

Превосходство мальчиков в пространственной памяти проявляется в том, что они лучше знают прилегающую к дому территорию, относительное расположение тех или иных объектов, транспортные маршруты.

«Девочки более исполнительны. Мальчики же должны сами убедиться в необходимости определенных действий. Круг интересов мальчиков шире, чем у девочек. В речи мальчиков преобладают слова, передающие действия (глаголы, междометия), тогда как девочки склонны к предметно-оценочной речи (имена существительные и прилагательные, отрицания и утверждения)» 6, с. 49.

Еще одна особенность психики девочек связана с различиями в объеме и характере осознаваемого и неосознаваемого в психике. У мальчиков больше мыслительных процессов происходит непосредственно в сфере сознания, а его мышление более логично и критично.

Таким образом, мальчики и девочки психологически во многом различны, но в целом равнозначны и равноценны, по-разному дополняя друг друга в той или иной жизненной ситуации.

2. Различия в деятельности.

Заметны различия в учебных интересах. Обычно мальчики больше любят труд, физкультуру, из гуманитарных предметов - историю. Наименее любимы у них родной и иностранный языки. Девочки чаще предпочитают гуманитарные предметы - историю, литературу. Среди нелюбимых предметов у многих из них физика, биология, математика. Мальчики, значительно больше, чем девочки, читают книг по истории и о путешествиях, но меньше художественной литературы и особенно стихов.

Девочки, как правило, используют предметы по назначению, делая ошибки в их применении лишь по незнанию. Мальчики же могут приспосабливать предметы к различным целям, часто не по назначению, осознанно находя им неожиданные применения. Их больше интересует устройство предмета, чем его назначение. В конструктивной деятельности мальчики проявляют больше изобретательности. Они строят города, железные дороги, уделяя внимание главным образом самим конструкциям. В аналогичных условиях девочка строит не города, замки, а дом, но зато с мебелью, предметами быта, с различными украшениями.

Творчество мужского пола в большей мере имеет инновационный характер, тогда как творчество женского пола - жизнеутверждающий, упорядочивающий и декоративный.

В свободное время виды деятельности у мальчиков более разнообразны, но менее организованны. За пределами дома, в непривычной обстановке девочки быстрее теряются, с трудом находят себе занятие. Отправляясь куда-либо, они имеют определенную цель, тогда как мальчики находят себе занятие по ходу, легче ориентируясь в незнакомой обстановке и воспринимая ее положительно.

3. Различия в поведении.

Повышенный интерес к людям и их взаимоотношениям порождает у женского пола такую особенность поведения, как сплетничество. Уже к подростковому возрасту ясно, что сплетничество - черта преимущественно женского пола. Мальчиков - подростков в роли сплетников представить труднее. Различия между мальчиками и девочками проявляются и в том, что девочки склонны чаще апеллировать к старшим. В аналогичных ситуациях они чаще жалуются на мальчиков, чем мальчики на девочек. Женский пол больше склонен верить авторитетам и опираться на авторитет в затруднительных случаях.

Мальчики, как правило, хуже приучены к самообслуживанию: неловко переодеваются и переобуваются, не знают с чего начать дежурство в классе, не умеют пользоваться веником, тряпкой. Во многом, это связано с отсутствием постоянных поручений по дому.

«Девочки более самолюбивы и обидчивы, более чувствительны к критике. У них чаще наблюдается повышенный интерес к своей внешности, и они более чувствительны к оценке ее другими людьми» 20.

4. Различия в интересах.

«Во-первых, это различия в реакциях на окружающую действительность, в том числе и на общественные события. Различия в направленности интересов и склонностей. Во-вторых, это этапы созревания, необходимые для того, чтобы человек стал способным иметь собственное потомство» 25.

5. Различия по отношению к дому, семье.

Девочки склонны к попечительской деятельности - ухаживать, нянчить, проявлять заботу. Девочки склонны поучать, наставлять, критиковать своих младших братьев или сверстников. Подобного не замечается в отношениях старших братьев к своим сестрам или мальчиков к девочкам вообще.

Существует противоположные мнения по поводу учета гендерных различий. Д.В. Колесов считает, что «Различия мальчиков и девочек необходимо учитывать в процессе воспитания, начиная с самого раннего возраста» 8, с. 49.

Ш. Берн же считает, что «Родителям и педагогам необходимо научиться подходить к детям, исходя из индивидуальных особенностей последних, а не из предлагаемых гендерных различий. Учителей можно направлять на курсы, на которых будет говориться о гендерной тенденциозности в педагогике и о том, как с ней бороться» 3, с. 125. Предполагает, что безобидные на первый взгляд гендерные различия в учебной обстановке тем не менее играют весьма важную роль. Ш. Берн рекомендует, чтобы учителя и родители сознательно создавали для детей среду, свободную от гендерных различий, в которой поощрялась бы совместная игра, равноправные отношения между мальчиками и девочками и участие в играх, обычно предпочитаемых каким-то одним гендером.

Ольга Студеникина
Психологические особенности мальчиков и девочек

В нашем детском саду прошёл педсовет на тему "Гендерное воспитание дошкольников". Так как я имела опыт работы психологом, мне досталось сообщение "Психологические особенности мальчиков и девочек". В процессе подготовки я нашла очень много интересного и полезного материала. Изучила его и сделала вывод, что мы воспитатели очень многого не знаем, и порой часто допускаем ошибки в своей работе по отношению к детям не учитывая их половой принадлежности. А ведь от этого зависит кого мы воспитаем: маленькую леди или разбойницу; маленького мужчину или инфантильного безинициативного мальчика.

Психологические особенности мальчиков и девочек.

Как много в нашем языке слов, обозначающих маленького человечка – малыш, ребёнок, дитя, кроха, младенец. И все они по сути – среднего рода. И когда в руководствах по педиатрии и психологии пишут о том, что ребёнок к определённому возрасту должен уметь то-то и то-то, многоуважаемые авторы учебников опять имеют в виду некое бесполое существо. Между тем мальчики и девочки растут и развиваются по-разному. Этому способствуют ряд физиологических и психологических особенностей. Рассмотрим некоторые из них. Для этого выделим некоторые утверждения, которые бытуют в нашем сознании. И так, чем же отличаются мальчики от девочек?

1. Девочки более послушны, чем мальчики.

В раннем детстве девочки действительно более послушны. Это запрограммировано природой. Женщины лучше приспосабливаются к окружающей среде, чем мужчины. Но в подростковом возрасте картина несколько меняется. И группа мальчиков более послушно следует указаниям старших, чем девочки.

2. Мальчики больше хотят отличиться.

Это не столько желание, сколько констатация факта. Для природы особи женского пола более «ценны», поскольку именно они могут воспроизводить себе подобных. Они – главные хранительницы генотипа, а на мужских особях природа чаще экспериментирует. У мужчин больше отклонений, чем у женщин.

Из наблюдений: среди детей с косоглазием, а также с заиканием, дислексией, алалией и другими речевыми дефектами, с задержкой психического развития и т. д. значительно больше мальчиков. Логопедические группы детских садов и другие группы детей с отклонениями в развитии большей частью состоят из мальчиков.

3. Мальчики более изобретательны, чем девочки.

Так было задумано природой. Питерский нейрофизиолог В. Д. Еремеева говорит, что поисковое поведение природа предусмотрела для самцов в сложных ситуациях.

Среди изобретателей мужчин существенно больше, чем женщин. Однако это совсем не означает, что мальчики более способны и одаренны, чем девочки. Исследования психологов показали, что одаренных девочек старшего дошкольного и младшего школьного возрастов на несколько процентов больше, чем мальчиков. К 12-14 годам картина меняется, одаренных мальчиков становится больше. Девочки-«вундеркинды» по большей части превращаются в «таких, как все». Почему? Возможно, срабатывает некая генетическая программа, а может быть, виной та самая «приспосабливаемость и адаптивность», которая на этот раз сыграла отрицательную роль.

4. Девочки более работоспособны, чем мальчики.

Не совсем так. Просто работоспособность у мальчиков и девочек разная.

Девочки обычно после начала занятия быстро набирают оптимальный уровень работоспособности. Учителя видят это по обращенным к ним глазам и строят урок таким образом, чтобы самая трудная часть материала пришлась на пик работоспособности. Но ориентируются-то они по девочкам. Мальчики же раскачиваются долго и на учителя смотрят редко. Но вот и они достигли пика работоспособности. А девочки, наоборот, уже начали уставать. Учитель сразу заметил это, т. к. контакт с девочками у него налажен хорошо - он все время видит их обращенные к себе лица. Он начинает снимать нагрузку, урок переходит в другую фазу. А мальчикам бы именно сейчас и надо дать ключевой для урока материал. Но самое важное уже дано, а они его пропустили или не поняли, т. к. в нужный момент уровень их работоспособности, возможность усвоить трудные знания были низкими. Урок окончен. Но был ли он рассчитан на мальчиков, на особенности их физиологических и психологических функций? К сожалению, нет.

5.

Мальчики занимают больше места.

Во-первых, это связано с поисковым поведением мальчиков, с необходимостью постоянно осваивать новое пространство. Во-вторых, девочки опираются на т. н. «ближнее зрение». Они любят маленькие уголки, уютные домики, где до всего можно дотянуться рукой. У девочек уже генетически заложено – она хранительница очага, создатель уюта в доме. Мальчики же, в основном, ориентируются на «дальнее зрение» – им нужно бегать друг за другом, бросать различные предметы.

«Должен он скакать и прыгать,

все хватать, ногами дрыгать,

а иначе он взорвется,

трах-бабах и нет его!» – это, прежде всего о мальчиках!

Кроме того, показано, что мальчикам, в отличие от девочек, для их полноценного психического развития требуется большее пространство, чем девочкам. Если пространство мало в горизонтальной плоскости, то они осваивают вертикальную: лазают по лестницам, забираются на шкаф. Если попросить детей нарисовать план окрестностей своего дома, то мальчики в рисунках отражают большее пространство, умещают большую площадь, больше улиц, домов. А умеем ли мы использовать или хотя бы понимать и учитывать эти различия при воспитании детей разного пола?

С поисковым поведением связано, кстати, и то, что мальчики лучше ориентируются на местности, чем девочки, у них лучше развиты пространственные представления.

6. Мальчики не должны плакать.

А вот это неправда. Мальчики порой более эмоционально реагируют на происходящее, чем девочки, они более чувствительны к боли, к страдания, чем девочки. Но поскольку им с молоком матери внушили этот миф, они изо всех сил пытаются сдержаться.

Наблюдая за детьми мы видим, что обычно мальчики более возбудимы, раздражительны, беспокойны, не терпеливы, не сдержаны, нетерпимы, неуверенны в себе и даже более агрессивны, чем девочки. По-видимому, в большинстве случаев это действительно так. Однако, надо иметь в виду, что наше видение ребёнка не всегда объективно отражает то, что есть на самом деле.

Мальчики кратковременно, но ярко и избирательно реагируют на эмоциональный фактор, а у девочек в ситуации деятельности, вызывающей эмоции, резко нарастает общая активность, повышается эмоциональный тонус коры мозга. Мозг девочек как бы готовится к ответу на любую неприятность, поддерживает в состоянии готовности все структуры мозга, чтобы в любую секунду отреагировать на воздействие, пришедшее с любой стороны. Видимо, этим и достигается максимальная ориентированность женского организма на выживаемость. Мужчины же обычно быстро снимают эмоциональное напряжение и вместо переживаний переключаются на продуктивную деятельность.

Взрослые должны учитывать особенности эмоциональной сферы мальчиков. Мамам, воспитательницам и учительницам трудно понять эту сторону жизни мальчика - они-то сами другие. Вот и получается, что мама (или педагог) долго ругают мальчика, нагнетая эмоции, и сердятся оттого, что он не переживает вместе с ней, а как бы остается равнодушным к ее словам. Нет, он не равнодушен. Просто он уже дал пик эмоциональной активности, отреагировал на первых минутах разговора, но он, в отличие от мамы (и сестры или одноклассницы, не может долго удерживать эмоциональное напряжение, он к этому не приспособлен и, чтобы не сломаться, просто отключил слуховой канал, и информация до его сознания не доходит. Он вас уже не слышит. Ваши воспитательные усилия пропадают впустую. Остановитесь. Ограничьте длину нотации, но сделайте ее более емкой по смыслу, т. к. мозг мальчика очень избирательно реагирует на эмоциональные воздействия. Если вся ваша речь сводится к двум словам: "ты плохой", - то чего вы ждете от мальчика? Он дезориентирован. Объясните ему ситуацию очень коротко и очень конкретно - чем же вы недовольны.

Эмоциональную чувствительность и тревожность маленьких мальчиков взрослые слишком часто недооценивают. В результате мальчик вырастает во взрослого мужчину, у которого слишком силен запрет на выражение своих чувств. В лучшем случае его не понимает любимая женщина, в худшем – он загоняет все эмоции внутрь и постоянно живет в стрессовой ситуации.

А потом мы удивляемся, почему мужчины раньше умирают…

7. Мальчики большую часть информации воспринимают зрением, а девочки – на слух.

В общем, правда, хотя, конечно, существуют и индивидуальные особенности. Поэтому то, что девочке можно объяснить, мальчику лучше показать в действии. Но и мальчикам, и девочкам очень важно не преподносить готовых решений, а побуждать их к самостоятельному поиску. При этом нужно учитывать, что мальчики в первую очередь видят целое, а только потом части; а девочки, наоборот, видят части, а потом объединяют их в целое.

8. Мальчики и девочки мыслят по-разному.

У девочек в дошкольном и младшем школьном возрасте обычно лучше развита речь, они оттесняют мальчиков физически и «забивают» из в речевом плане. Но их ответы более однообразны, и, видимо их мышление однотипно. Среди мальчиков больше вариантов индивидуальности, они нестандартно и интересно мыслят, но их внутренний мир часто скрыт от нас, т. к. они реже раскрывают его в словах. Они молчат, и нам кажется, что они не думают, не ищут решений, а поиск идёт, он интересней и богаче, чем мы можем себе представить.

Давайте представим себе рисунки детей, т. к. особенности мышления ярко проявляются именно в детском рисунке. Мальчики чаще рисуют технику (танки, машины, самолёты, их рисунки наполнены действием, движением, всё кругом движется, шумит, бежит. А девочки рисуют людей (чаще всего принцесс, в том числе и себя.

Итак, мы с вами пришли к важному выводу: мальчик и девочка – это два разных мира. Очень часто мы неправильно понимаем, что стоит за их поступками, а значит, и неправильно на них реагируем. Мальчика и девочку ни в коем случае нельзя воспитывать одинаково. Они по-разному смотрят и видят, слушают и слышат, по-разному говорят и молчат, чувствуют и переживают. Постараемся понять и принять наших мальчишек и девчонок такими, какие они есть, такими разными и по-своему прекрасными, какими создала их природа. А вот удастся ли сохранить, раскрыть, развить эти задатки, не повредить, не сломать – зависит от нас с вами.

1. Одеваясь, девочки сначала наденут низ, потом верх. Мальчики обычно поступают наоборот.

2. Мальчики снимают футболку, ухватив её на спине рукой и перетянув через голову. Девочки, раздеваясь, снимают блузку двумя руками, потянув наверх.

3. Зевая , мальчики прикрывают рот кулаком, девочки – ладонью.

4. Оборачиваясь на зов, девочки поворачивают только голову, мальчики – корпус, потому что шея у них не такая гибкая.

5. Девочки дышат грудью, у мальчиков в дыхании задействованы мышцы брюшного пресса.

6. Подниматься или спускаться с горы девочки стараются боком. Мальчики просто шире расставляют ноги.

7. Рассматривая свои пятки, девочки оборачиваются за спину. Мальчики поднимают ногу и смотрят на неё спереди.

8. Пояс на халате девочки завязывают выше пупка, на талии, а мальчики – ниже.

9. Уши девочки затыкают пальцами, мальчики ладонями.

10. Стараясь удобно устроиться в кресле, мальчики широко расставляют ноги либо кладут стопу одной ноги на колено другой. Девочки подворачивают под себя ногу.

11. Задумываясь, мальчики почёсывают подбородок и шею, девочки наматывают прядь волос на палец.

12. Поправляя причёску, мальчики проводят рукой по волосам, приглаживая их. Девочки же взбивают причёску пальцами, распуская волосы.

13. Потеряв в квартире ценную вещь, девочки обычно обращаются к чёртику(или к домовому, с просьбой поиграть и отдать.=) Мальчики переворачивают всё вокруг.

14. Напившись, девочки сразу же признаются в этом. Мальчики утверждают, что они как стёклышко, до последнего.

15. Чистя зубы, мальчики широко расставляют ноги и опираются свободной рукой на край раковины. Девочки упираются рукой в бок.

16. Во сне девочки зажимают одеяло между ног и обнимают подушку. Мальчики ложатся на спину, широко раскидывают ноги, а руку кладут под голову. Но не всегда.

17. У девочек сердце бьётся быстрее . Поэтому они такие суетливые.

18. Когда мальчики хотят понравиться девочкам, они прикидываются умными. А девочки, в свою очередь, играют в глупышек.

19. Мальчики не надевают ничего неудобного ради красоты. Девочки никогда не наденут ничего некрасивого ради удобства.

20. Рассказывая секрет, девочки прикрывают свой рот и ухо подружки ладонью. Мальчики просто понижают голос и наклоняют голову.

21. Мальчики думают молча, а девочки рассуждают сами с собой, что воспринимается мужчинами, как лишняя болтовня.

22. Девочка, видя что-то, что ей безумно нравится, восклицает: «Боже, какая прелесть!»; мальчики произносят: «Ого, вот это сиськи!».

Девочки Мальчики
1.Чаще проявляют эмпатию, ярче выражают сочувствие другому человеку 2. Большая гибкость при адаптации к новым условиям 3. Выше сопротивляемость стрессовым ситуациям 1. Более возбудимы, раздражительны, беспокойны, нетерпеливы 2. Быстро снимают эмоциональную напряженность 3. Вместо переживаний легко переключаются на продуктивную
4. Быстрее реагируют на мимику, деятельность
жесты, позу и т.д. Быстрее реагируют на речевые замечания взрослого.
II. Различия, интересы и предпочтения в играх, рисунках, музыке
Бытовая тематика игр («семья», 1. Игры военно-героической
«больница», «магазин», «д /сад» тематики. Игры на
Игры подвижные с малой и приключенческую тематику.
средней степенью подвижности. Игры подвижные с высокой
Изображает людей, природу. степенью двигательной
Рисунки с элементами активности
декоративности 3. Рисуют технику, машины.
Тщательно прорисовывают детали 4. Рисунки наполнены действиями.
костюма, прически. движениями.
Любят лирические, спокойные 5. Рисунки схематичны
мелодии 6. Любят маршевую, бодрую музыку
III. Познавательно –поисковая деятельность
1.. Лучше выполняют задачи 1. Любят решать нестандартные
типовые, шаблонно задания, выдвигают новые идеи
2. Тщательно, качественно, 2. Неинтересно делать одно и то же.
аккуратно выполняют задания исполнительская часть оформления задания невелика

Данные таблицы убеждают, что при изучении ребенка нельзя игнорировать половые различия, связанные с особенностями организации их мозга и психики. Все эти различия реализуются педагогом в поло-дифференцированном подходе. Суть данного подхода в подготовке детей к будущим половым социальным ролям, развитие потенциальных возможностей развития психических различий мальчиков и девочек.

В гуманистической психологии и педагогике ребенок рассматривается

с позицийсу бъекта педагогическом словаре «субъект» рассматривается как «носитель предметно - практической активности и познания. Субъектность человека проявляется в его жизнедеятельности, общении, самосознании», (см. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь: Для студ. высш. и ср. уч. заведений.-М: Изд.ц «Академия», 2000, с. 144).

Учитывая, что ребенок на протяжении дошкольного периода нуждается во внимании, педагогическом воздействии, поддержке, имеет небольшой жизненный опыт, социализируется путем подражания и заимствования идентификации себя с другими, многие исследователи рассматривают ребенка с позиции развития субъектиости, как социально-целостного качества личности, которое необходимо формировать в процессе педагогического взаимодействия (Т.И.Бабаева, Е.О.Смирнова, Т.А.Куликова, Л.А.Парамонова и др.).

На этапе младшего дошкольного возраста ребенок выступает перед взрослым как объект. Задача педагога создавать условия, благоприятно влияющие на своевременное становление базисных характеристик личности: компетентность, эмоциональность, креативность (творчество), самостоятельность, активность, инициативность, свобода поведения, произвольность (волевое регулирование). Педагогическая позиция взрослого предполагает активное обучение, сотрудничество и педагогическую поддержку. Общими педагогическими условиями развития субъектиости ребенка младшего возраста будут:

Формирование уверенности ребенка в своих возможностях, способностях;

Развитие положительного само изучения (фиксация успеха, создание ситуации успеха, преодоления трудностей);

Создание положительно – заинтересованного отношения к играм, занятиям сверстников;

Корректировка неблагоприятных форм развития ребенка (застенчивости, агрессивности, замкнутости, тревожности и т.п.);

Организация предметно-развивающей среды для самодеятельных игр, разных видов продуктивной деятельности;

Создание доверия к взрослым, проявление стремлений совершать независимые поступки: выбирать интересную и привлекательную деятельность, ее средства, партнеры, защищать свою позицию.

В старшем дошкольном возрасте развитие субъектности понимается как способность ребенка занимать и проявлять активную позицию в различных видах деятельности: ставить и корректировать цели, осознавать мотивы, самостоятельно выстраивать действия и оценивать их. Ребенок, как субъект, начинает предъявлять правила поведения не только к другим, но и себе, возрастает уровень самосознания. Роль взрослого меняется - из партнера, участника, координатора он превращается в наблюдателя, консультанта, к которому дети обращаются как авторитетному советнику, помощнику, арбитру. Такое изменение позиции связано со становлением и дальнейшим совершенствованием базисных черт личности ребенка.

Личностно-ориентированный подход предполагает психолого-педагогическую последовательность (как стилевое, демократичное поведение) содержания и методов воспитания ребенка как личности.

Общие, педагогические условия развития дошкольника старшего возраста включает

Стимулирование субъектности ребенка;

Построение взаимодействия на основе сотрудничества, взаимопонимания, взаимопомощи, согласованности действий;

Понимание, признание и принятие ребенка как полноправного партнера;

Признание ребенка «саморазвивающейся» личностью;

Построение «субъектно-объектных» отношений в различных видах деятельности (природа, социальный, «рукотворный» мир);

Задействование технологии проектирования, как активно - поисковой деятельности в условиях выбора;

Использование идей педагогики ненасилия, конструктивный подход к вопросам взаимоотношений мира взрослых и мира детей;

Создание центров интересов, лабораторий познания и творчества для развития самоопределения, самореализации, самодвижения.

Таким образом, объект дошкольной педагогики - ребенок, отличающийся своим миром, субкультурой, сложностью и своеобразием возрастного развития. «Экологическое», бережное отношение к ребенку - главный принцип изучения ребенка как объекта.

Субъектность (как собственная активность) ребенка формируется под влиянием биологических и социальных факторов, конструктивной, технологически грамотной педагогической деятельности взрослого.

Вопросы для самопроверки:

1. Каковы возрастные этапы дошкольного периода?

2. Что лежит в основе этапности?

3. Каковы особенности психолого-педагогического «портрета» дошкольника?

4. Чем объясняется взаимосвязь психологического пола и педагогического «портрета» ребенка - дошкольника?

5. Совпадает ли психологический и педагогический возраст ребенка?

6. В чем заключается развитие ребенка как субъекта?

7. Каковы общие педагогические условия развития субъектности ребенка младшего и старшего дошкольного возраста? Что у них общее?


©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-12