Насильно сыт не будешь: почему нельзя заставлять ребенка есть через силу. Как уговорить ребенка поесть — советы мамам

Накормить любой ценой или оставить в покое и подождать, пока ребенок сам попросит еду - непростой вопрос для родителей. Педиатры рассказали, как правильно себя вести в разных ситуациях, и объяснили, по каким причинам дети могут отказываться есть.

Ребенок может отказываться от еды по разным причинам: плохо себя чувствует, не нравятся конкретные продукты, он просто не голоден. Но никогда, ни в одной из этих ситуаций не заставляйте ребенка есть. Насильное кормление вызывает отвращение к еде и сформирует нездоровое пищевое поведение в будущем, вплоть до анорексии. Если ребенок плохо себя чувствует (ОРВИ, ротавирус и так далее) и отказывается от еды, ничего страшного. Главное - давайте ему пить, лучше всего простую воду. Из-за вирусной или бактериальной интоксикации аппетит у ребенка снижен, но на следующий день (максимум через два-три дня) он точно попросит есть.

Не нравятся какие-то конкретные полезные продукты? Тут действует правило - предлагаем до десяти раз с интервалом в месяц. Родители дают попробовать ребенку один и тот же продукт примерно раз в месяц. Можно в разных формах. Например, брокколи в виде пюре, оладьев, в супе. Можно «контрабандой» - спрятать ту же брокколи в запеканку. Если и после десяти раз вы получаете категоричный отказ, замените этот продукт на другой, аналогичный по содержанию полезных веществ.

Когда ребенок просто капризничает и ничего не ест, с этим тоже можно что-то сделать, не заставляя. Вот несколько простых рекомендаций. Чтобы ребенок ел, ему нужен режим - еда в одно и то же время. Так ребенок начинает испытывать чувство голода, когда приходит время приема пищи. Чтобы аппетит не терялся, уберите из рациона все углеводные и жировые перекусы, оставьте только фрукты или овощи, например морковь.

Не кормите под телевизор и компьютерные игры. Дети должны осознанно выбирать, что именно они едят.

Выходите из общества «чистых тарелок». Дети прекращают есть тогда, когда они наелись, - так они учатся слышать свой организм и его сигналы о насыщении.

Начните с себя. Дети копируют наше поведение, в том числе и пищевое. Именно вы решаете, какую еду покупать и когда ее подавать. Поэтому будьте примером и питайтесь правильно, выбирайте полезные перекусы, ешьте за столом, не пропускайте приемы пищи.

Все же бывают ситуации, когда ребенка, который отказывается от еды, стоит показать врачу. Например, если он наотрез отказывается от действительно важных продуктов: от мяса (источника железа), от молочных продуктов (источника кальция). Тогда педиатр посоветует продукты-заменители или назначит добавки.

Если ребенок мало ест и при этом плохо себя чувствует (слабость, сухая кожа, выпадают волосы, нарушение стула) или вам кажется, что у ребенка недобор веса, - это тоже повод проконсультироваться со специалистом.

Заставлять ребенка есть, если он не хочет, не нужно. При снижении аппетита у здорового ребенка правильно использовать скорее такие понятия, как замотивировать или сподвигнуть. Например, эффективными могут быть такие фразы, как «нужно поесть, чтобы вырасти таким же сильным, как папа (или какой-то любимый персонаж сказок, мультфильмов)». Немаловажными в данном вопросе являются запах и внешний вид еды: они должны способствовать аппетиту.

Зачастую родителям только кажется, что их ребенок мало ест. Необходимо оценить количество и разнообразие съедаемой за день пищи.

Также ребенок может плохо есть или отказываться от еды в основные приемы пищи из-за того, что в перерывах употребляет много сладкого и мучного: такую тактику родители сами часто используют, чтобы чем-то занять ребенка, только бы не отвлекал и не носился по дому. Жара, низкая физическая активность также могут снижать аппетит.

Но нужно помнить, что снижение аппетита может наблюдаться при нарушениях пищевого поведения и некоторых заболеваниях. Это могут быть: интоксикация на фоне острых заболеваний, заболевания желудочно-кишечного тракта (прием пищи может вызывать боль), эндокринные нарушения, нервно-психические заболевания (за счет угнетения пищевого центра), острая хирургическая патология (острый аппендицит) и другие.

Во время острых интеркуррентных заболеваний (ОРЗ, ОРВИ) при плохом самочувствии ребенка не стоит его заставлять съедать целую тарелку, лучше предлагать еду часто малыми порциями - сколько съел, столько съел. Не стоит пичкать ребенка при тошноте.

В остальных случаях при заболеваниях мотивировать ребенка к приему пищи, а уж тем более заставлять не только не нужно, но и порой опасно. Заподозрить такие состояния позволяют сопутствующие жалобы и симптомы, а также плохое физическое развитие. Разобраться в истинных причинах снижения аппетита при наличии жалоб поможет только врач после осмотра и обследования.

Иллюстрация: Настя Григорьева

Когда у женщины рождается ребенок, жизнь новоиспеченной мамы преображается. Первые дни и месяцы с момента рождения ребенка, весь мир заключается в этом маленьком живом комочке: чтобы он поел, чтобы покакал, чтобы не плакал. И потом, хотя время идет и ребенок растет, все же для мамы самое главное, чтобы ребенок был накормлен, не замерз, чтобы ему было хорошо. И как везет тем мамам, у которых ребенок с самого раннего возраста имеет прекрасный аппетит и никаких проблем с пищеварительной системой. А если нет? Если ребенок плохо ест или вообще ничего не ест, что тогда делать?

Проблема отказа ребенка от пищи или же плохого аппетита - это один из самых больших вопросов, которые возникает у мамы, особенно, если ребенок первый, и женщина вообще не опытна в вопросах питания малыша. Сразу же возникает тысяча вопросов: почему ребенок не ест? Ему не нравится еда или не подходит питание? Как заставить ребенка кушать? И вообще нужно ли заставлять ребенка кушать? Давайте поищем ответы в Системно-векторной психологии Юрия Бурлана .

Нужно ли заставлять ребенка кушать?

Правильней перефразировать этот вопрос и спросить "МОЖНО ли заставлять ребенка кушать?" Ответ категоричный: нет, ни в коем случае. И связано это как с физиологией ребенка, так и с его психологией. Нарушая это правило, мама рискует нанести ущерб как здоровью своего малыша, так и его психике. Причем этот ущерб напрямую зависит от степени закармливания.

Для понимания ответа на этот вопрос, достаточно разобраться в том, что же такое голод? Как расценивает эту потребность наш разум? Если говорить на физиологическом уровне, то все просто, голод - это сигнал нашего мозга о том, что нам необходимо принять пищу. Появляется он в тот момент, когда наш желудок опустел, а в кровь уже поступили и разошлись по ней питательные вещества от предыдущего приема пищи. И именно голод толкает нас на то, чтобы встать и что-то сделать: хотя бы открыть холодильник и найти там еду. Это пока мама ее готовит. А во взрослой жизни нужно будет не просто встать и пройти к холодильнику, а и купить еду, и приготовить из нее пищу самостоятельно.

В каждом из нас есть заданные свойства и желания (это зависит от векторов) и все они развиваются именно от нехваток. Конечно, в современно мире пища - не является главной нехваткой. Нам хочется больше денег, красивой жизни, уютного дома, огромной любви, найти ответы на вопросы мироздания и так далее. Но все это формируется именно на базе нехваток, желаний. Если у ребенка отбирают самое простое желание насытиться, уйти от голода, то ему сбивают весь жизненный путь, все ориентиры.

Только представьте себе человека, который не знает простого правила "хочешь чего-то - добейся этого, сделай шаг к этому". Его желание упреждается, не успевая создаться. Тогда ничего не хочется, тогда нет развития, тогда наступает застой, из которого человек рискует никогда не выйти. Ладно, еще в детстве - ведь действительно есть рядом мама, которая приготовит еду и накормит с ложечки. А дальше что? Во взрослой жизни? Как такому человеку жить?

Нельзя заставить ребенка хотеть чего-то - это невозможно. Но можно научить ребенка реализовывать свои желания, добиваться того, чего хочется. Развивать эти желания, увеличивать их, можно уже с младенчества - на базе природного, простого желания - голода.

Мать, если она хочет добра своему ребенку, должна кормить его исключительно тогда, когда у него возникает потребность в еде. И ни на минуту раньше. Даже когда ребенок ест точно по расписанию, обязательным условием приема пищи должен быть его собственный аппетит. Если оного нет - значит лучше пропустить прием пищи, чем есть "через не могу". Рано или поздно, а желание кушать появится - и тогда ребенок сам попросит еду.

Психология потребления пищи

Ребенок в самом маленьком возрасте имеет только физиологическую потребность в пище. Любой ребенок по собственному желанию никогда не умрет с голоду - рано или поздно он захочет кушать и только тогда его физиологическую потребность необходимо удовлетворить. Казалось бы - это так очевидно. Почему же тогда часто бывает так, что мама заставляет ребенка кушать невзирая на его отказ от пищи? А потому что возникает распространенная ошибка: нам кажется, что мы лучше знаем, как ребенку лучше. Оценивая его организм через свой, мы рискуем понять его неправильно. Дело в том, что физиология у людей разная и потребность в пище ребенка может отличаться от мамы или от стандарта.

Например, у мамы может быть замедленный метаболизм, с детства постоянные проблемы с пищеварительной системой. А вот у ее ребенка таких проблем и в помине нет. Но, невзирая на это маме постоянно кажется обратное, ведь она оценивает малыша через себя - и задает знаменитый вопрос "нужно ли заставлять ребенка кушать?" И начинает запихивать в ребенка кефир, заставляет много пить, чтобы "не было запора". Да ведь если присмотреться, у малыша и быть его не может. Что же делает мама? Проявляя подобную сверхзаботу, она только вредит ребенку.

Часто бывает и так, что в одной семье двое детей имеют совершенно разный темп и желание к пище: например, один ребенок любит долго сидеть за тарелкой, тщательно пережевывая пищу, а другой - хватает все слишком быстро. Один ребенок обожает еду с ярким вкусом и запахом, а другого - просто тошнит от такой еды, он предпочитает безвкусные кашки . Стандартный, одинаковый подход к обоим детям приводит к той же ошибке - у одного, а то и сразу у двоих детей формируется неправильное отношение к еде.

Конечно, ребенок должен кушать так, чтобы он был здоров. Формировать правильное меню и график потребления пищи необходимо отталкиваясь от потребностей ребенка, от его психологических особенностей. Помочь в этом может знание векторов ребенка .
Правильное отношение к пище

На базе желания к насыщению можно сформировать правильное, позитивное мировозрение у ребенка на всю его оставшуюся жизнь. Так, своим примером надо показывать, что за приготовленную еду обязательно необходимо от души благодарить: например, папе было бы хорошо взять за правило всегда говорить "спасибо" маме в конце трапезы, похвалить ее за труд. Ребенок с раннего возраста должен видеть, что приготовление вкусной пищи - это целый процесс, что это все не просто так.

Помните, что почувствовать вкусность еды можно только предварительно испытав голод. Ощутить наслаждение можно только, испытав нехватку. Не доводите страдания от голода до максимума, но и не лишайте своего ребенка настоящей радости от насыщения. Это самое простое счастье, доступное любому человеку, и каждый малыш заслуживает на него. И не забудьте научить ребенка, что пища - ценная, важная вещь в нашей жизни и необходимо быть благодарным за то, что она есть.

Сформировав прием пищи по нехватке, а также чувство благодарности за еду, у ребенка не только будет больше шансов правильно питаться всю взрослую жизнь (что очень хорошая привычка в современном мире, где растет количество людей с проблемой ожирения), но и в будущем сделает проекцию на остальные, более сложные желания. Он будет достигать своих стремлений, и наслаждаться удовлетворением их, он будет ценить свой и чужой труд.

Как все же заставить ребенка кушать?

Невзирая на все вышеперечисленные причины невозможности насильно кормить ребенка: проблема ведь у мамы остается проблемой - ребенок ничего не есть или плохо ест и с этим что-то надо делать.

Конечно, с самого начала необходимо разобраться с меню ребенка. Возможно, действительно в еде есть какие-либо компоненты, которые не нравятся ребенку, например, чисто визуально. Многие дети ненавидят свеклу или гороховый суп просто за их вид. От других ингредиентов им может быть плохо физически, например, возникает тяжесть в желудке, запор или пучит - ребенок может стесняться говорить об этом. Он показывает маме свои проблемы отказом от такой пищи и необходимо к нему прислушиваться.

Бывает и так, что ребенок ест плохо приготовленную, не вкусную еду, например, в детском саду. И от тех же блюд отказывается и дома тоже. Причем этот страх фиксируется на всю жизнь - наверное, десятки тысяч наших современников ненавидят кисель, только, потому, что его не умели готовить в учебных заведениях, но заставляли пить "через не могу". И хотя тот кисель не имеет ничего общего с настоящим, вкуснейшим напитком, ребенок может не употреблять его и у мамы. Ничего страшного в этом поведении нет – необходимо с понимаем относиться к желаниям и потребностям ребенка. Тем более что не бывает такого, чтобы ребенку ну вообще ничего не нравилось.

Прояснить, что в меню не так, достаточно просто. Необходимо прислушаться к ребенку, более тщательно проанализировать его поведение после той или другой еды. Неплохо было бы разобраться и в его векторах , тогда можно лучше понимать замедленный или ускоренный у него метаболизм, что лучше он усваивает, а что хуже. Да и вообще, какие у него предпочтения в еде. Необходимо попросту исключить то, что не нравится, что вредит. Составить правильное меню, которое будет подходить.

Конечно, очень многие дети хотят кушать только шоколад, а также есть тогда, когда вздумается, а не в определенные часы. Задача мамы мягко подтолкнуть, направить к правильной еде, показать преимущества, но, ни в коем случае насильственно не кормить. Хотя некоторые женщины умудряются путать две столь разные вещи.

Придерживайтесь простого правила: если ребенок не хочет есть - пусть не ест, даже пропускает прием пищи. Рано или поздно, голод появится у ребенка, и он примет столько пищи, сколько будет для него оптимально. Помните, что лучше недоесть, чем переесть. И никогда иначе.

Ребенок ничего не ест, а мама изводит себя

Если возникла ситуация, когда мама слишком тревожится от того, что у ребенка плохой аппетит, и даже насильственно его кормит, необходимо разбираться уже в психологии самой мамы.

Конечно, она беспокоится о ребенке, но если у него нет никакой болезни, а лишь отсутствует аппетит - это не повод изводить себя и его. Мама, запихивающая в ребенка через силу еду, кормящая его до такой степени, что он набирает вес и болеет - это уже психологическая проблема самой женщины. И в этой ситуации срочно надо менять саму маму, а не ребенка и его аппетит.

"Не хочу кушать! Не люблю кашу! ..." Знакомая картина? Ребенок вредничает или действительно не голоден? Любая ситуация возникает в силу каких-либо причин. Рассмотрим, что же заставляет малыша отказываться от пищи и как решить данную проблему.

Ситуация №1 . Ваш малыш - малоежка. Он худенький, ведь родители не толстые. Таким детям не требуется много еды. Что предпринять? Все, что нужно в данном случае - это проконсультироваться с детским врачом, контролировать вес ребенка. И если он подвижен, активен и не наблюдается никаких отклонений в здоровье, то не стоит переживать по данному поводу. Просто постарайтесь, чтобы в меню входили необходимые для роста и развития витамины, а еда была полезной.

Ситуация №2 . Ребенок протестует. И здесь следует прежде всего выяснить причины такого поведения. Они могут довольно-таки разными:

  • привлечение внимания (родители заняты своими проблемами, много времени отдают работе и ребенка почти не видят. А дети, как цветы, требуют внимания, любви и заботы. Малыш в данной ситуации решает: "Вот перестану есть, и родители обо мне вспомнят!");
  • чересчур строгое обращение с ребенком (взрослые "держат его в ежовых рукавицах", и тогда рано или поздно возникает реакция протеста, которую малыш выражает своими детским способами: отказывается кушать, не хочет спать, "делает свои дела" в штанишки);
  • противоположная ситуация - ребенка в семье слишком балуют и прощают любые шалости, а так как у детей развита внутренняя справедливость, то в душе им хочется, чтобы их проделки замечали взрослые и реагировали на них, как в других семьях. На какую выходку родители точно отреагируют? На отказ от еды! Что предпринять родителям? Главное - не просить покушать, не заставлять, не угрожать наказаниями, не идти на поводу, проигнорировав капризы чада, а лучше сесть рядом с малышом и постараться вместе разобраться в ситуации. Как только взрослые поймут причину такого поведения и скорректируют свое поведение и отношение к чаду - все станет на свои места.

Ситуация №3 . Малыш за столом не чувствует себя комфортно. Возможно, взрослые ругают или наказывают его за то, что ребенок никак не может научиться правильно применять нож и вилку или неаккуратен во время еды. А, может, родители все время выясняют отношения за столом? Как исправить ситуацию? Взрослым следует чаще хвалить малыша, когда у него получается кушать аккуратно и подбадривать, а не ругать, когда что-то не совсем выходит. Окриками и критикой можно только усугубить ситуацию и посеять в душе ребенка, в лучшем случае, неуверенность в себе.

Ситуация №5 . Ребенку страшно. В основном, чувство страха - это невротическая реакция. Это может быть связано с чем-то, что сильно напугало малыша во время еды. Например, косточка из рыбы, которая застряла в горле. Как помочь малышу? Не заставлять кушать, не кричать, так как это только ухудшит ситуацию. Спокойно разговаривать, успокаивая кроху, садиться рядом и кушать то же блюдо, что предложено и ему. На детей это действует положительно. Если ничего не получается, следует посетить психоневролога, чтобы получить профессиональную консультацию.

Ситуация №6 . "Не вкусно!" Ребенок отказывается кушать новые блюда, и даже не попробовав, заявляет, что они не вкусные. Как предотвратить подобные заявления? Необходимо с самого детства систематически вводить в рацион ребенка новые продукты. При приготовлении блюд привлекайте к этому процессу и малыша. То, что приготовлено с его участием, он точно попробует. Фантазируйте, украшайте блюдо, чтобы оно имело привлекательный и аппетитный вид.

Ситуация №7 . Ребенок никогда не испытывал чувство голода. Он не ждал обеда, малыш не понимает, что еда может приносить радость. А все почему? Да потому что заботливые родители постоянно просто впихивают в него еду еще до того, как он проголодается. Что делать в данной ситуации? Попробуйте принимать отказы от еды и не кормить малыша. Пусть просто проголодается! Создайте непривычную для него ситуацию - на обед нечего приготовить,так как продукты закончились, осталась одна картошка. Когда чадо проголодается, то научится ценить пищу.

Известный педиатр, доктор Комаровский, дает родителям следующие советы:

  • для начала исключите из собственного рациона вредную пищу, не ешьте ее сами и, естественно, не давайте малышам (помните о том, что малыши стараются во всем быть похожими на родителей, а потому копируют их поведение);
  • соблюдайте режим в питании: завтрак, обед и ужин - в одно и то же время;
  • не разрешайте детям чем-то перекусывать между приемами пищи, так как это только "перебивает" аппетит;
  • подавайте блюда для детей в привлекательной яркой посуде (возможно, на ней будут изображены герои из любимых мультиков);
  • оригинально украшайте блюда (проявите фантазию, ведь самую обычную яичницу можно оформить в виде улыбающейся забавной рожицы);
  • не выясняйте отношения за столом, трапеза должна проходить в доброжелательной спокойной атмосфере;
  • для всей семьи готовьте одинаковую еду, со временем ребенок привыкнет кушать то, что едят все;
  • сладкие соки между приемами пищи - под запретом;
  • берите малыша с собой, когда идете в супермаркет за покупками, выбирайте продукты вместе с ним;
  • категорически нельзя заставлять силой малыша кушать, это возымеет крайне негативное действие и повлечет за собой стойкий отказ от еды.

Будьте мудрыми, любящими и терпеливыми родителями!

Как сказал один философ – все течет, все меняется. Меняются дни недели, рабочие будни сменяют выходные, месяцы на календаре тоже меняются так незаметно, просто с немыслимой скоростью… Но все же, изо дня в день в каждом доме, где есть дети, одна и та же неизменная проблема встает огромным вопросительным знаком: мамы и бабушки всеми силами пытаются накормить своих чад. О том, как заставить ребенка кушать, далее в статье.

Конечно же, все ответственные родители хотят, чтобы их детки были здоровыми, сытыми и росли большими и умными.

То и дело всем вокруг кажется, что Ванечка с Машенькой плохо кушают. Некоторые, более современные родители, иногда, откинув все прошлые «уставы», руководствуются единственным правилом: пусть ребенок ест тогда, когда захочет. То есть, пока еще не разговаривает – даст о себе знать криком, а уже «говорящие» и сами потянутся к еде или попросту попросят что-нибудь приготовить.

Ну а есть еще и такая категория мам и бабушек, которая и далее, каждый день пытается любой ценой и способом заставить малыша покушать, даже ценой . Тяжелее всего тем деткам, которые в садик ходят. Родителям все время кажется, что в садике и порции маленькие, и никто как следует не присмотрит, чтобы ребенок все съел. Вот и «отрываются» на малыше дома, на ночь глядя запихивая в него все, что только можно.

И все же, хотя ни в коем случае не стоит делать из вашего ребенка какого-то робота по поглощению пищи, заботиться о том, чтобы ребенок хорошо питался, конечно, надо. Как же правильно это делать – так, чтобы был результат и при этом справиться с ?

Частые ошибки

Конечно же, большинство родителей совершенно ошибочно считают, что они вправе и в силах навязать своему ребенку рацион питания. Но у вас ведь тоже есть немало вкусовых предпочтений, не так ли? То вы любите больше, а это – и в рот не возьмете. Откуда они взялись? Это – не только «наживное» дело, ведь много физических и духовных данных у нас заложено наследственно, еще с развития в животе у мамы.

А большинство мам, которые, будучи беременными, тоннами поедали сладкое, потом еще удивляются, что их чадо целыми днями только конфет требует.

Помните, что еще до рождения малыша беременные женщины должны следить за своим питанием, и не есть «за двоих», а целеустремленно питать свой организм и организм будущего ребенка полезными продуктами и содержащимися в них витаминами.

5 нехитрых правил, как заставить ребенка кушать не используя наказания

Итак, рассмотрим несколько простых правил позволяющих достичь успешного результата в попытке заставить малыша кушать .

1.
Первым делом надо помнить, что не только «дурной пример заразительный», но и хороший тоже. Если родитель поедает перед телевизором пиво с чипсами, тем временем впихивая в ребенка морковку с яблочком, то ничего из этого хорошего не получится! Как говорил один мудрец: «Не надо воспитывать детей, воспитывайте себя. А дети и так будут похожи на вас». Предлагая ребенку блюдо, надо тоже есть, или хотя бы качественно делать вид, что тоже едите это блюдо.

2 . Нельзя заставлять малыша постоянно есть одно и то же блюдо. Даже если оно очень полезное, даже если врач рекомендует. Надо научиться как бы незаметно «подсовывать» ребенку тот или иной продукт питания. Например, если речь идет о твороге – то сегодня сделайте его с изюмом, завтра добавьте свежих фруктов и ягод, а послезавтра приготовьте глазированные в шоколаде сырки.

3. Очень важна сама атмосфера завтраков, обедов и ужинов малыша. Не стоит пытаться накормить его, пугая тем, что если не съест завтрак – бабайка придет, и тому подобное. Также плохо будет влиять на малыша еда перед телевизором - не стоит насильно запихивать ему кашу в рот, в то время, когда его внимание отвлечено голубым экраном. Атмосфера во время принятия пищи должна быть светлой и дружеской, пообщайтесь, например, о том, что нового рассказывали ребенку в садике.

4. Не стоит использовать в качестве награды за съеденную кашу – сладости. Лучше пообещайте ребенку поход в бассейн, или в кино, парк аттракционов и так далее. Но помните, что обещания надо обязательно выполнять.

5. Ребенку важна самостоятельность, он тоже любит быть ответственным и делать выбор сам. Поэтому попробуйте позволить ему выбирать. Конечно же, не между шоколадкой и манной кашей.

Играя – едим

Важный момент в том, какая должна быть детская еда – она должна быть приготовлена с радостью и фантазией. Если родитель не особо дружит со своей фантазией, много интересных вариантов оформления блюд всегда можно подсмотреть в интернете и специальной литературе. Еще как заставить ребенка кушать?

Играйте с малышом, позвольте ему тоже поучаствовать в приготовлении вкусного блюда! Сегодня вы читали книжку о животных из зоопарка? Сделайте на манной каше «полоски зебры» клубничным вареньем.
На самом деле любой продукт и любая, в том числе полезная, пища может приобрести сказочный вид, после чего, не то что малышу – и взрослому захочется ее съесть.

Читали сказку о трех поросятах? И вот уже один из поросят «оживает» у ребенка на тарелке: на свежую пюрешку выкладываете вареную колбаску: два «ушка», затем один кружок посередине, вырезав трубочкой для коктейля две дырочки – получаем «пятачок». А получившиеся точечки достаем из трубочки и делаем поросенку «глазки».

Еще помните, что можно здорово «оторваться» на свежих соках. Не любит малыш морковку, не всегда и яблочко ест? Не беда. Большинство детей, особенно активных и особенно в теплые времена года, когда можно много играть на улице, любят много пить. И вы ему подсовывайте свежевыжатые соки: в его любимый банановый добавляете яблочко и морковку, и так далее.

ФОТО Pavel Kryukov СТИЛЬ Liliya Simonyan

Серьезно переживать или злиться из-за зелени я не могу - в детстве я сама не была образцовым ­примером по части питания. Табуированных продуктов в доме было два - кефир и печенка. Обоим вход в квартиру был заказан - я не переносила даже самого факта присутствия их в холодильнике и грозилась уйти из дома вместе с домашним животным. Так и говорила: «Либо я и кошка Соня, либо печень». С субпродуктом отношения до сих пор не сложились, а вот без кефира я сегодня не могу прожить и дня - бывает, даже разыскиваю его в русских магазинах за границей. Вздыхаю и спрашиваю себя: сколько литров кисломолочной вкуснятины в свое время я упустила? И главный вопрос: как так вышло и почему?

Сила привычки

«Молоко? Буэ-э-э!», «Опять эта противная каша !», «Фу, косточки!», «Я же говорила, что не люблю яблоки !». Свои «пунктики» в рационе есть почти у каждого ребенка. По статистике абсолютный фаворит в списке детских «гадостей» - лук. Его во всех смыслах слова не переваривают до 71 % детей в возрасте 4–7 лет (к 17 годам их остается только 40 %). Под категорию «запрещенки» традиционно попадают «вонючий» сыр, «мерзкие» яйца, «склизкие» вареные овощи и большинство продуктов , богатых альбумином: молоко, яичный белок, говядина, бобовые, гречка. Два гастрономических счастливчика, которых миновала участь быть отвергнутыми, - молочный шоколад и макароны.

Явление «это хочу - то не буду» в диетологии обозначают термином «избирательный аппетит», а его представителей называют капризными едоками. Исследователи компании L.O.Leal уверяют, что 65 % детей на планете - страшные привереды в еде, отвергающие целые категории продуктов (мясо, овощи или фрукты). И это абсолютно нормальный переходный этап взросления. Своего пика состояние самоограничения достигает в 6–7 лет и постепенно сходит на нет к подростковому возрасту, уступая место экспериментам с новыми блюдами и напитками. При этом более капризными в отношении еды оказываются именно мальчики, а не девочки.

Ученые до конца не знают, как и почему у ребенка формируются собственные представления о том, как должна выглядеть и пахнуть «правильная» еда. Один из факторов - наследственность. Если вы в детстве были малоежкой, существует большая вероятность того, что и ваш ребенок будет воротить нос от конкретных продуктов.

Важный момент: вкусы в еде начинают формироваться еще до нашего рождения. Уже на 17-й неделе беременности рецепторы эмбриона довольно хорошо развиты - он отличает сладкое от соленого, горькое от кислого. Вкус околоплодных вод меняется каждые четыре часа в зависимости от того, что съела мама. Ребенок начинает привыкать к специфике тех или иных продуктов и в будущем ест их с большим удовольствием. Логическое продолжение тренировки рецепторов - грудное вскармливание. Если младенца кормили грудью не меньше года, в будущем он будет меньше капризничать за столом. При условии, конечно, что сама мама в это время не сидела на послеродовой диете.

Кстати, дети неспроста наотрез отказываются от лука или оливок. В этот момент у ребенка срабатывает эволюционный механизм самосохранения - не отравиться чем-нибудь ядовитым. В каменном веке ребенок рано лишался присмотра родителей и, чтобы потенциально не съесть опасное растение, избегал любой пищи, имеющей горький привкус. Этот механизм со временем трансформировался в тотальное отторжение всего горького и обожание сладкого, которое даже у взрослых продолжает ассоциироваться с неподдельным удовольствием.

Важный момент - интуиция . Например, ребенок может отказываться от определенных продуктов при некоторых видах дисбактериоза или плохом состоянии зубной эмали - как бы заранее предохраняя себя от нежелательных болевых ощущений. Не списывайте со счетов детскую интуитивную заботу о здоровье.

Каша - состояние души

В некоторых случаях пищевая избирательность может свидетельствовать о жестком самоконтроле ребенка. Понаблюдайте за малышом: если цветная капуста рождает в нем чувство тревоги - это может быть неосознанная попытка сына или дочери обратить на себя внимание, рассказать близким о страхах и желаниях. Или наоборот - с помощью отказа от гречки с молоком или бабушкиных пирогов ребенок стремится закрепить свою автономию и показать власть над родителями (звучит демонический детский смех). Других способов самоутвердиться у него пока нет. Это необходимый этап пребывания в оппозиции чрезмерной родительской опеке. Самый простой способ найти общий язык за столом - предлагать юному бунтарю блюда на выбор. Он сможет и характер проявить, и нормально поужинать.

ФОТО Pavel Kryukov СТИЛЬ Liliya Simonyan

Детей с сенсорным вектором развития (это те, кто любит обниматься, им нужно все обязательно потрогать) могут раздражать продукты определенной текстуры и температуры. Чаще всего это блюда с кусочками, бесформенная пища или та, что подсознательно напоминает выделения слизистой организма («Сами ешьте эти сопли!»). Малыши, которые по жизни любят глазами (представители зрительного вектора), всегда реагируют на внешний вид блюда. Обычный рис может показаться им слишком скучным и унылым, а вот выложенный в форме японских островов Хоккайдо и Хонсю ребенок станет уплетать за обе щеки и заодно подучит географию. Одно из объяснений, почему дети так сильно любят макароны , - их гораздо интереснее есть, чем какую-нибудь манную кашу . Проявляйте креатив, украшайте блюда. Ребенок не ест банальные овощи кубиками в супе? Нарежьте их треугольниками или звездочками. Или купите «тематические» тарелки с рожицами, которые можно дополнить с помощью продуктов: выложить из зеленого горошка бороду, из пюре - волосы, а из маслин - глазки.

У избирательного аппетита есть несколько подвидов. Самая популярная разновидность - неофобия. Это когда ребенок в какой-то момент отказывается от еды, даже к ней не прикоснувшись, просто потому, что она ему незнакома. Родителям кажется такое поведение абсурдным («Как можно отказываться от того, что ты даже не попробовал?!»), в то время как именно неофобию проще всего объяснить все тем же древним инстинктом самосохранения: ребенок не хочет рисковать, боится ввести в организм продукт, который ему чужд. Более того, полноценный отказ от продукта можно считать засчитанным, если его отвергли как минимум 15 раз! Вопрос в другом: хватит ли у родителей и бабушек терпения, нервов и запаса валокордина, чтобы предлагать ненавистное блюдо снова и снова?

Ложки в сторону

В большинстве случаев проблема избирательного аппетита надуманная и однозначно обусловлена факторами воспитания. В борьбе с капризами все средства хороши? Вот уж нет, бороться с нехочухами нужно по всем диетическим и психологическим правилам. Помните гиппократов принцип - «Не навреди»?

Первое. Никогда не кормите ребенка насильно и не заставляйте доедать все, что лежит в тарелке, - станете причиной детских проблем с пищеварением и психикой. Начинает топать ногами, плакать, капризничать? Объявите, что обед закончен, - в следующий раз съест столько, сколько захочет. Не настаивайте, если малыш не принимает определенный фрукт или овощ, а вам он кажется запредельно вкусным и полезным. Оставьте за ребенком право от души ненавидеть один-два конкретных продукта - в конце концов, с его мнением вы тоже должны считаться.

Второе, популярное. Не развлекайте малыша за столом. Сказки, ложки-самолетики и вилки-паровозики, мультики на айпаде не помогают, а мешают - ребенок чисто механически открывает рот и совершенно не понимает, что именно ест. У него формируется вредная пищевая привычка, способная обернуться избыточным весом в будущем.

Третье. Не давайте ребенку баловаться едой. Как только малыш начинает выбрасывать помидоры на пол, как это делают на испанском празднике Томатина, или художественно размазывает кашу по стульчику - включайте команду: «Отставить тарелку!»

Четвертое. Порочная практика - использовать еду в качестве повода к вознаграждению. Например, вы обещаете сыну: «Съешь овощи - получишь десерт». Это приводит к тому, что еда, доставшаяся в награду, приобретает еще большую привлекательность, при этом совершенно не стимулируя ребенка в перспективе есть больше овощей.

Пятое. Дети - маленькие обезьянки, которые повторяют то, что делают взрослые. В том числе и за столом. Поэтому, прежде чем упрекать ребенка в том, что он чего-то не ест, загляните в свою тарелку.