Направления и виды воспитания. Виды воспитания

Реферат

На тему: «Основные классификации видов воспитания»

Выполнила: Лазник Марина

Группа: СПС-32

Астана 2016

Введение

Основные виды воспитания.

Умственное воспитание

Нравственное воспитание

Трудовое воспитание

Физическое воспитание

Другие направления воспитательной работы в школе

Заключение

Список литературы

Введение

Понятие "воспитание" - одно из ведущих в педагогике. Оно употребляется в широком и в узком смысле. Воспитание в широком смысле рассматривается как общественное явление, как воздействие общества на личность. В данном случае воспитание практически отождествляется с социализацией. Воспитание в узком смысле рассматривается как специально организованная деятельность педагогов и воспитанников по реализации целей образования в условиях педагогического процесса. Деятельность педагогов в этом случае называется воспитательной работой.

Актуальность реферата - Воспитание растущего человека как формирование развитой личности составляет одну из главных задач современного общества. Современная педагогика исходит из того, что понятие процесса воспитания отражает не прямое воздействие, а социальное взаимодействие педагога и воспитуемого, их развивающихся отношений. Цели, которые ставит перед собой педагог, выступают как некоторый продукт деятельности ученика.
Главный результат воспитательного процесса – формирование гармонично развитой, общественно активной личности.
Воспитание – процесс двусторонний, предполагающий как организацию и руководство, так и собственную активность личности. Однако, ведущая роль в этом процессе принадлежит педагогу. Исходя из этого, можно сделать вывод, что педагог решает, какой вид воспитания можно применить к определенному ребенку для эффективности.

Цель работы - разобрать основные классификации видов воспитания, выделить наиболее актуальные.

Задачи:

Изучить сущность воспитания, особенности;

Выделить основные классификации видов воспитания;

Предоставить наиболее актуальные виды, разобрать их подробнее;

Сделать выводы.

Практическая значимость - возможность применения данных теоретических знаний на практике.

Методы воспитания. Методы формирования сознания: рассказ, объяснение, разъяснение, лекция, этическая беседа; увещевание, внушение, инструктаж, диспут, доклад, пример. Методы организации деятельности и формирования опыта поведения: упражнение, приучение, педагогическое требование, общественное мнение, воспитывающие ситуации. Методы стимулирования: соревнование, поощрение, наказание.

Формы воспитания. Индивидуальные, микрогрупповые, групповые (по количеству участников) (коллективные - от 5 до 40 человек), массовые.

Цель современного воспитания - «сделать детей высоконравственными, духовно богатыми, внутренне «свободными и ответственными людьми» (Р.С. Немов). Средства воспитания - это способы организованного и неорганизованного воздействия воспитателей на воспитанников с целью выработки у них определенных качеств и форм поведения. Среди них указываются всевозможные виды научения (импринтинг, условно-рефлекторное, оперантное, викарное, вербальное). В основе научения - такие механизмы, как формирование ассоциаций, подражание, различение и обобщение, инсайт, творчество. К средствам воспитания автор относит также убеждение, внушение, преобразование когнитивной сферы, социальных установок, личный пример воспитателя.

Классификация видов воспитания

В педагогической литературе принято классифицировать виды воспитания по разным критериям.

1. умственное;

2. нравственное;

3. трудовое;

4. физическое воспитание.

В зависимости от различных направлений воспитательной работы в образовательных учреждениях выделяют:

· гражданское

· политическое

· интернациональное

· нравственное

· эстетическое

· трудовое

· физическое

· правовое

· экологическое

· экономическое воспитание.

По институциональному признаку выделяют:

· семейное

· школьное

· внешкольное

· конфессиональное (религиозное)

· воспитание по месту жительства (общинное в американской педагогике)

· воспитание в детских, юношеских организациях

· воспитание в специальных образовательных учреждениях.

По стилю отношений между воспитателями и воспитанниками различают:

· демократическое

· либеральное

· свободное воспитание.

В зависимости от той или иной философской концепции выделяются:

· прагматическое

· аксиологическое

· коллективистское

· индивидуалистическое и другое воспитание.

Целенаправленное управление процессом развития личности обеспечивает научно-организованное воспитание или специально организованная воспитательная работа. Там, где есть воспитание, учитываются движущиеся силы развития, возрастные и индивидуальные особенности детей; используются положительные влияния общественной и природной среды; ослабляются отрицательные и неблагоприятные воздействия внешней среды; достигаются единство и согласованность всех социальных институтов; ребенок раньше оказывается способным к самовоспитанию.

Основные виды воспитания.

Умственное воспитание

Умственное воспитание ориентировано на развитие интеллектуальных способностей человека, интереса к познанию окружающего мира и себя.

Умственное воспитание – планомерное целенаправленное воздействие взрослых на умственное развитие детей с целью сообщения знаний, необходимых для разностороннего развития, для адаптации к окружающей жизни, формирование на этой основе познавательных процессов, умение применять усвоение знания в деятельности.

Умственное воспитание и умственное развитие находятся в тесном взаимодействии. Умственное воспитание во многом определяет умственное развитие, способствует ему. Однако это происходит лишь в том случае, если учитываются закономерности и возможности умственного развития детей первых лет жизни.

В дошкольные годы наблюдаются более высокие темпы умственного развития, чем в последующие возрастные периоды. Особо следует обратить внимание на умственное развитие детей раннего возраста. Современные исследования установили, что обычно до 2 лет дети живут столь насыщенно, что наблюдается очень большой объем познавательной деятельности. Мозг ребенка развивается удивительно быстро: к 3 годам он уже достигает 80 % веса мозга взрослого человека. Как свидетельствуют данные физиологии, большинство современных детей раннего возраста страдает не от избытка информации, а от ее недостатка.

Не следует допускать и другой крайности, когда путем усиленного воспитания и обучения малыша перегружают чрезмерными по содержания и объему знаниями, пытаясь развить у него какие-либо высокие способности. При интенсивной тренировке ребенок может усвоить знания, достигнуть результатов, но это будет стоить физических и нервно-психических затрат. Отсюда вытекает правило, следовать которому обязательно: не перегружать, не переутомлять мозг ребенка!

С раннего возрастом ребенок приобретает знания об уходе за своим телом, которые становятся основой охраны здоровья, формирования культурно-гигиенических привычек, усвоения правильных движений.

Умственное воспитание, имея своей целью воздействие на ум ребенка, благотворно сказывается на становлении его нравственного облика, эстетическом развитии, приобретение привычки к здоровому образу жизни.

Задачи умственного воспитания:

Основной функция умственного воспитания детей первых лет жизни – формирование познавательной деятельности, т.е. такой деятельности, в ходе которой ребенок учится познавать окружающий мир.

Познавательная деятельность осуществляется в формах восприятия и мышления. При помощи восприятия ребенок познает внешние свойства предметов в их совокупности. Благодаря мышлению ребенок постигает внутренние, скрытые свойства, между предметами и явлениями. Между восприятием и мышлением существует тесная связь. Восприятие формируется в первые месяцы жизни ребенка, а начало развития мышления относится к возрасту около 2 лет.

Для полноценного умственного развития ребенка первых лет жизни необходимо заботиться о развитии его восприятия и мышления. В связи с этим важнейшими задачами умственного воспитания детей дошкольного возраста являются:

- сенсорное воспитание

- развитие мыслительной деятельности

- становление речи

Сенсорное воспитание – целенаправленные педагогические воздействия, обеспечивающие формирование чувственного познания и совершенствование ощущений и восприятия.

Для развития восприятия ребенок должен овладеть общественным сенсорным опытом, который включает в себя наиболее рациональные способы обследования предметов, сенсорные эталоны.

Сенсорные эталоны – это обобщенные сенсорные знания, сенсорный опыт, накопленный человечеством за всю историю своего развития.

В первые годы жизни у детей формируются предпосылки сенсорных эталонов. Со второй половины первого года до начала третьего года формируются так называемые сенсомоторные предэталоны. Содержание сенсорного воспитания включает широкий объем признаков и свойств предметов, которые ребенок должен постичь на протяжении дошкольного детства. В отечественной системе сенсорного воспитания традиционное содержание расширено и дополнено за счет включения ориентировки во времени, развития речевого и музыкального слуха. Ориентирование во времени предполагает, что ребенок усваивает представления о частях суток, днях недели, месяцах, годе, о текучести времени.

Методика сенсорного воспитания предусматривает обучение детей обследованию предметов, формирование представлений о сенсорных эталонах. Один и тот же предмет обследуется по-разному в зависимости от целей обследования и самих обследуемых качеств. Например, перед рисованием зайца дети обследуют игрушку. Внимание ребенка обращают на контур, основные части (голова, глаза, туловище, лапы, хвост, усы), их форму и цвет.

Развитие мыслительной деятельности . Этот аспект умственного воспитания рассматривается как развитие у ребенка мыслительных операций, познавательных процессов и способностей. Мышление возникает на основе практической деятельности из чувственного познания, раздвигая горизонты последнего. На основе практических действий малыш учиться сопоставлять объекты, анализировать, сравнивать, группировать. Начинает функционировать первая группа мышления – наглядно-действенное. Постепенно у ребенка развивается способность мыслить не только на основе непосредственного восприятия предметов, но и на основе образов. Формируется наглядно-образное мышление. Во второй половине дошкольного возраста начинает развиваться словесно-логическое мышление. Большое место среди познавательных процессов человека вообще, а ребенка дошкольного возраста в особенности занимает воображение. Воображение заключается в создании новых образов на основе тех, которые были восприняты ранее, а также вновь полеченных знаний. Воображение вплетается во все сложные мыслительные операции, является основой творческой деятельности ребенка. Первоначально у ребенка появляется воссоздающее воображение, на основе которого с накоплением жизненного опыта и развитием мышления формируется творческое воображение.

Становление речи . Мыслительная деятельность невозможна без речи. Овладевая речью, ребенок овладевает и знаниями о предметах, признаках, действиях и отношениях, запечатленными в соответствующих словах. При этом он не только приобретает знания, но и учиться мыслить. Слово – материальная оболочка мысли. Слово удваивает мир и позволяет ребенку мысленно оперировать предметами даже в их отсутствии. Это расширяет границы его познавательной деятельности: он может пользоваться опосредованными средствами расширения своего кругозора. Ребенок пользуется речью для того чтобы выразить свои мысли, чувства, воздействовать на окружающих людей это предъявляет требования к его выразительности, эмоциональности, связности.

Нравственное воспитание

Понятие «нравственное воспитание» всеобъемлюще. Оно пронизывает все стороны жизнедеятельности человека. Именно поэтому выдающийся педагог современности В.А. Сухомлинский, разработав воспитательную систему о всестороннем развитии личности, вполне обосновано считал, что ее системаобразующий признак – нравственное воспитание. «Сердцевина нравственного воспитания – развитие нравственных чувств личности.»

«Нравственное воспитание» – это целенаправленное и систематическое воздействие на сознание, чувства и поведение воспитанников с целью формирования у них нравственных качеств, соответствующих требованиям общественной морали.».Нравственное воспитание эффективно осуществляется только как целостный процесс педагогической, соответствующей нормам общечеловеческой морали, организации всей жизни младших подростков: деятельности, отношений, общения с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.

Результатом целостного процесса является формирование нравственно цельной личности, в единстве ее сознания, нравственных чувств, совести, нравственной воли, навыков, привычек, общественно ценного поведения.

Нравственное воспитание включает : формирование сознания связи с обществом, зависимости от него, необходимости согласовывать свое поведение с интересами общества; ознакомление с нравственными идеалами, требованиями общества, доказательство их правомерности и разумности; превращение нравственных знаний в нравственные убеждения, создание системы этих убеждений; формирование устойчивых нравственных чувств, высокой культуры поведения как одной из главных проявлений уважения человека к людям; формирование нравственных привычек.

«Нравственное воспитание личности» – сложный и многогранный процесс, включающий педагогические и социальные явления. Однако процесс нравственного воспитания в известной мере автономен. На эту его специфику в свое время указывал А.С. Макаренко.

Основные задачи нравственного воспитания :

1. формирование нравственного сознания;

2. воспитание и развитие нравственных чувств;

3. выработка умений и привычек нравственного поведения.

Нравственное сознание – активный процесс отражения нравственных отношений, состояний. Субъективной движущей силой развития нравственного сознания является нравственное мышление – процесс постоянного накопления и осмысления нравственных фактов, отношений, ситуаций, их анализ, оценка, принятие нравственных решений, осуществление ответственных выборов. Нравственные переживания, мучения совести поражаются единством чувственных состояний, отраженных в сознании, и их осмыслением, оценкой, нравственным мышлением.

Нравственность личности складывается из субъективно освоенных моральных принципов, которыми она руководствуется в системе отношений и постоянно пульсирующего нравственного мышления.

Нравственные чувства, сознание и мышление являются основой и стимулом проявления нравственной воли. Вне нравственной воли и действенно практического отношения к миру не существует реальной нравственности личности. Она реализуется в единстве нравственного чувства и сознательной непреклонной решимости осуществить свои нравственные убеждения в жизни.

Этика составляет теоретическую основу нравственного воспитания .

По И.Ф. Харламову содержание нравственности заключается в следующем:

1. В отношение к Родине (патриотизм) – любовь к своей стране, истории, обычаям, языку, желание стать на ее защиту, если это потребуется.

2. В отношение к труду (трудолюбие) – предполагает наличие потребности в созидательной трудовой деятельности и ее, понимание пользы труда для себя и общества, наличие трудовых умений и навыков и потребность в их совершенствовании.

3. В отношение к обществу (коллективизм) – умение согласовывать свои желания с желаниями других, умение координировать свои усилия с усилиями других, умение подчинятся и умение руководить.

4. В отношение к себе – уважение себя при уважении других, высокое сознание общественного долга, честность и правдивость, нравственная чистота, скромность.

5. В человеколюбие или гуманность.

Результатом нравственного воспитания является нравственная воспитанность. Она материализуется в общественно ценных свойствах и качествах личности, проявляется в отношениях, деятельности, общении. О нравственной воспитанности свидетельствует глубина нравственного чувства, способность к эмоциональному переживанию, мучениям совести, страданию, стыду и сочувствию. Она характеризуется зрелостью нравственного сознания: моральной образованностью, способностью анализировать, судить о явлениях жизни с позиций нравственного идеала, давать им самостоятельную оценку.

Трудовое воспитание

Человеческим трудом создаются все материальные и духовные блага; в процессе труда совершенствуется сам человек, формируется его личность. Поэтому цель школьного трудового воспитания направляется на воспитание психологической и практической готовности школьников к труду. Современный этап общественного и экономического развития предъявляет высокие требования к личности производителя: отношение к труду как к важнейшему общественному долгу; добросовестное отношение к любой работе, уважение к труду и его результатам; коллективизм; постоянное проявление инициативы, активного, творческого подхода к труду; внутренняя потребность работать в полную меру своих умственных и физических сил; стремление строить труд на принципах научной организации; отношение к труду как к осознанной необходимости и основной жизненной потребности человека.

Готовность к труду достигается системой воспитательных дел, в каждом из которых решаются задачи:

1) осознание целей и задач труда;

2) воспитание мотивов трудовой деятельности;

3) формирование трудовых умений и навыков.

Изменение экономической, экологической и социальной ситуации в стране, внедрение различных форм собственности, принятие многих важных законов кардинально меняет смысл и направленность трудового воспитания школьников, вызывает к жизни новые подходы и формы.

В основе новых технологий трудового воспитания - принцип вариативности программ, методов и организационных форм образования. Программы трудового образования имеют типовой характер. В них заложен государственный минимум требований к результатам воспитания, образования и обучения, по которому оценивается деятельность школьника, учителя и школы. Учитель составляет программу с учетом того или иного состава школьников, региональных особенностей) строго сохраняя единство базового компонента трудовой культуры. Базовый компонент составляет в среднем от 20 до 80% содержания данной, конкретной программы, остальное отводится для ее вариативной части.

Приобретенные в процессе трудового воспитания знания, умения и навыки не самоцель и не конечный продукт педагогической деятельности, а средство для развития главной человеческой способности - способности к труду. Это предусматривает уменьшение удельного веса репродуктивных методов обучения и открывает простор для использования активных исследовательских методов познания, для усвоения основ эвристики и изобретательства.

Главными задачами трудового воспитания являются: развитие и подготовка, добросовестного, ответственного и творческого отношения к разным видам трудовой деятельности, накопление профессионального опыта как условия выполнения важнейшей обязанности человека.

Для решения вышеозначенных задач используют разные приемы и средства:

Организацию совместного труда воспитателя и воспитанника;

Объяснение значимости определенного вида труда на пользу семьи, коллектива сотрудников и всего предприятия, Отечества;

Материальное и моральное поощрение производительного труда и проявления творчества;

Знакомство с трудовыми традициями семьи, коллектива, страны;

Кружковые формы организации труда по интересам (технического творчества, моделирования, театральной деятельности, кулинарии);

Упражнения по выработке трудовых навыков при выполнении конкретных операций (навыков чтения, счета, письма, пользования компьютером; различных ремонтных работ; изготовления изделий из дерева и металла);

Творческие конкурсы и соревнования, выставки творческих работ и оценка их качества;

Временные и постоянные домашние поручения, дежурства по классу в школе, выполнение возложенных обязанностей в трудовых бригадах;

Систематическое участие в общественно-полезном труде, обучение технологиям и приемам организации профессиональной деятельности;

Контроль за экономией времени и электроэнергии, ресурсами;

Учет и оценка результатов труда (качества, сроков и точности выполнения задачи, рационализации процесса и наличие творческого подхода);

Специальная профессиональная подготовка к трудовой деятельности (инженера, учителя, медика, оператора, библиотекаря, сантехника).

Физическое воспитание

Физическое воспитание есть целенаправленная, четко органи­зованная и

планомерно осуществляемая система физкультурной и спортивной деятельности детей. Она включает подрастающее по­коление в разнообразные формы занятий физической культурой, спортом, военно-прикладной деятельностью, гармонично развивает тело ребенка в единстве с его интеллектом, чувствами, волей и нравственностью. Цель физического воспитания состоит в гармо­ничном развитии тела каждого ребенка в тесном, органичном един­стве с умственным, трудовым, эмоционально-нравственным, эсте­тическим воспитанием. В комплексной программе физического вос­питания учащихся I-XI классов общеобразовательной школы к основным задачам, вытекающим из основной цели, отнесены: ук­репление здоровья, закаливание, повышение работоспособности; воспитание высоких нравственных качеств, потребности в систе­матических физкультурных упражнениях; понимание необходимости физической культуры и заботы о здоровье; стремление к физическому совершенствованию; готовность к труду и защите

Оте­чества; приобретение минимума знаний в области гигиены, меди­цины,

физической культуры, спорта, военно-прикладной деятель­ности; обучение

двигательным навыкам и умениям, их применению в сложных ситуациях; развитие двигательных качеств. Задачей физического воспитания является также эстетическое развитие детей красотой человеческого тела, особенно в процессе гимнасти­ческих и атлетических упражнений, в игровых и состязательных ситуациях. Физкультурные и спортивные занятия помогают пре­одолению трудностей в период полового созревания подростков, борьбе за трезвость среди школьников, против употребления нар­котиков, токсических средств и курения табака.

К критериям физической воспитанности относятся соответству­ющие

возрастным возможностям детей показатели физического развития:

двигательные качества, умения и навыки, выносливость, ловкость, способность выдерживать нагрузки в беге, подтягивании, упражнениях. О физической развитости ярко свидетельствуют за­каленность организма, здоровье, владение умениями и навыками, необходимыми для активного участия в спортивных играх. Показателями

физической воспитанности, нравственно-физической культуры являются:

систематическая физзарядка и тщательное соблюдение личной гигиены; четкая организация труда и отдыха, полезное для тела и духа проведение свободного времени, последовательное проявление нравственной принципиальности и нетерпимости к злу; развитая способность эстетического наслаждения содержанием и формой прекрасного в физической деятельности человека.

Физическая культура в жизни общества выполняет ряд важ­нейших функций.

Развивающая функция состоит в совершенствовании всех физических сущностных сил людей, включая мышечную и нервную систему, психические процессы; руки и ноги; гибкость стройность тела, глаз и ухо, способность ориентироваться

в пространстве в экстремальных ситуациях, адаптироваться к изменяющимся

условиям. Воспитательная функция физической культуры направлена на

укрепление выносливости и закалки морального духа человека. Древние говорили:

«в здоровом теле - здоровый дух». Физическое здоровье обеспечивает ощущение полноты радости жизни, успех в труде и творческой деятельности. Занятие физической культурой должны быть органично связаны с высшими нравственными целями и благородными стремлениями. В этом случае закаленная воля, твердость и решительность характера, коллективистская направленность личности послужат интересам общества: борьбе с разгильдяйством, распущенностью, хулиганством, курением, наркоманией, пьянством, будут способствовать активному труду и здоровому отдыху.

Образовательная функция заключается в том, чтобы ознакомить людей с теорией и историей физической культуры, ее значением в жизни личности; разнообразными видами физкультуры и спорта как средством удовлетворения физических и духовно-эстетических потребностей. Созерцание спортивной борьбы, проявлений мастерства, силы духа, красоты человеческого тела пробуждает в людях сильные чувства, доставляет эстетическое наслаждение. Однако только пассивно-созерцательное отношение к физкультуре и спорту наносит ущерб здоровью. Оздоровительно-гигиеническая функция обусловлена тем, что в современных условиях жизни у многих людей, в связи с дефицитом активного действия, развивается гиподинамия, снижается сопротивляемость организма. Это делает необходимой для каждого человека ежедневную зарядку, ритмическую гимнастику, проведение физкультурных пауз на работе. Прогулки в лес, пешие или лыжные походы, катания на коньках, спортивные игры приводят организм в движение, создают хорошую основу для борьбы с такими вредными привычками, как алкоголизм, курение, безделье, беспорядочные бдения у телевизора. Тем самым физкультура и спорт выполняют и общекультурную функцию, организуют и заполняют свободное время полезными и увлекательными занятиями.

Многовековая история физической культуры породила у людей физкультурное сознание: понимание сущности физической куль­туры, ее жизненнойнеобходимости, значения как естественной основы умственного, трудового,нравственного, эстетического развития. Физкультурное сознание включает в себя знания из истории, теории, практики физкультуры и спорта, способствует вы­работке у людей умений и навыков физкультурной и спортивно-игровой деятельности. Ему органически присущи: ощущение здоровья и чувство радости бытия; нравственная воля на преодоление внешних и внутренних препятствий; эмоционально-эстетические пе­реживания, порождаемые красотой человеческого тела и духа. Частью физкультурного сознания является способность суждения явлениях физической культуры и спорта, идеальные представления о физическом совершенстве

и красоте человеческого тела, непосредственные и опосредованные

физкультурно-спортивные интересы. В ходе практических занятий у ребят

развивается физкультурно-спортивное мышление; готовность совершенствовать техническое мастерство; ориентироваться во времени, простран­стве и игровой ситуации; проявлять творческий подход к решению спортивно-игровых задач. Все это обеспечивает формирование у них потребностей в сохранении здоровья, в организованной физи­ческой деятельности, в нравственно-эстетическом

переживании; прочно вводит физкультуру и спорт в привычный, повседневный образ жизни.

Фор­мирование у учащихся физической культуры и решение основных задач

физического воспитания требуют использования разнообраз­ных средств и методов физического развития учащихся. К средст­вам физического воспитания относятся:

а) естественные силы при­роды: солнце, воздух и вода; б) режим питания, труда и отдыха; в) утренняя гимнастика; г) уроки физкультуры; д) разнообразные

формы внеклассной спортивно-массовой работы: гимнастика, спор­тивные игры, туризм.

Основными задачами физического воспитания являются: правильное физическое развитие, тренировка двигательных навыков и вестибулярного аппарата, различные процедуры закаливания организма, а также воспитание силы воли и характера, направленное на повышение работоспособности человека.

4.Другие направления воспитательной работы в школе .

Эстетическое отношение предполагает способность к эмоциональному восприятию прекрасного. Оно может проявляться не только по отношению к природе или произведению искусства.

Целью эстетического воспитания является развитие эстетического отношения к действительности.

Гражданское воспитание предполагает формирование у человека ответственного отношения к семье, к другим людям, к своему народу и Отечеству. Гражданин должен добросовестно выполнять не только конституционные законы, но и профессиональные обязанности, вносить свой вклад в процветание страны. В тоже время он может чувствовать ответственность за судьбу всей планеты, которой угрожают военные или экологические катастрофы, и становиться гражданином мира.

Экономическое воспитание - это система мер, направленная на развитие экономического мышления современного человека в масштабах своей семьи, производства, всей страны. Данный процесс предполагает не только формирование деловых качеств - бережливости, предприимчивости, расчетливости, но и накопление знаний, касающихся проблем собственности, систем хозяйствования, экономической рентабельности, налогового обложения.

Экологическое воспитание основано на понимании непреходящей ценности природы и всего живого на Земле. Оно ориентирует человека на бережное отношение к природе, ее ресурсам и полезным ископаемым, флоре и фауне. Каждый человек должен принять посильное участие в предотвращении экологической катастрофы.

Правовое воспитание предполагает знание своих прав и обязанностей и ответственность за их несоблюдение. Оно ориентировано на воспитание уважительного отношения к законам и Конституции, правам человека и на критическое отношение к тем, кто преступает последние.

Историческая и мировая практика показывают, что главная цель воспитания определяется как формирование всесторонне и гармонично развитого человека, подготовленного к самостоятельной жизни и деятельности в современном обществе, способного разделять и приумножать ценности последнего в будущем.

В целях гармоничного и всестороннего развития человека осуществляют умственное, нравственное, трудовое, эстетическое, физическое, правовое, гражданское, экономическое, экологическое воспитание.

В качестве его результатов выступают личностные новообразования, связанные с осознанием и изменением системы мировоззрения, ценностных отношений, позволяющих выбирать образ жизни и стратегию поведения, ориентироваться в языке современной культуры. То есть в человеческом и социальном пространстве «добра-зла», «истины-лжи», «прекрасного- безобразного», «честности-беспринципности», «любви-ненависти», «дружбы-предательства», «прав и обязанностей» всегда оставаться человеком.

Заключение

В данном реферате мною были раскрыты все ранее поставленные задачи и достигнута цель, а именно:

Изучение сущности воспитания, особенностей;

Выделение основных классификаций видов воспитания;

Предоставление наиболее актуальных видов и более подробный их разбор.

Как вывод можно сказать, что воспитание - это целенаправленная содержательная профессиональная деятельность педагога, содействующая максимальному развитию личности ребенка, вхождению ребенка в контекст современной культуры, становлению его как субъекта и стратега собственной жизни, достойной Человека. Существует множество классификаций воспитания.

Наиболее обобщенная классификация различает:

1. умственное;

2. нравственное;

3. трудовое;

4. физическое воспитание.

Каждый элемент воспитания очень важен в формировании человека, поэтому воспитывать надо одновременно со всех направления, использовать комплексный подход.

Список литературы :

1.Немов Р.С. Психология. В 2 кн. М., 1994. Психология образования. Кн. 2.

2. Беккер И.Л. Вопросы педагогики: Учебное пособие. - Пенза, 2000.

3.Воспитание и труд/Под ред. Р.С.Буре. – М., 1987

4.Харламов И.Ф. Педагогика. - М., 1990г.

5.Аверичев Ю.П. Нужна ли трудовая подготовка школьников? //Педагогика, 1991, №12

6.Н. В. Савин «Педагогика», - М., «Просвещение», 1978г 7.Б. Т. Лихачев «Педагогика», - М., «Прометей», «Юрайт», 1998г

  • Автоматизированные информационные системы и их классификация
  • Автоматизированные информационные технологии, их развитие и классификация
  • Адреноблокаторы (альфа и бета адреноблокаторы). Классификация. Фармако­динамика. Показания к назначению. Побочные эффекты.
  • Адреноблокаторы: классификация, механизмы и особенности действия, основные эффекты, применение, возможные осложнения. Симпатолитики.

  • Выделяют несколько основных направлений в воспитании: нравствен­ное, умственное, трудовое, эстетическое, физическое, экологическое, пра­вовое, экономическое, конфессиональное, семейное воспитание и вос­питание в обучении. Рассмотрим некоторые из них.

    Нравственное воспитание предусматривает развитие у воспитуемых нравственного сознания, устойчивых моральных качеств, нравственных потребностей на основе усвоения норм и принципов общественной мо­рали; развитие чувства патриотизма; формирование ответственного от­ношения к своей трудовой деятельности; выработку умений сопережи­вать, сочувствовать окружающим людям посредством развития чувства уважения к старшим, дружбы и товарищества со сверстниками; форми­рование активной жизненной позиции; привитие заинтересованности в конечных результатах труда и др.

    Основными задачами нравственного воспитания являются форми­рование национального сознания и самосознания, сознательной дисци­плины, обязанностей и ответственности, чувства уважения к закону, к старшим, женщине, желание жить в гармонии с природой.

    Таким образом, система нравственного воспитания, содействуя фор­мированию нравственного опыта и являясь основой духовной сферы личности и вместе с тем ее интеллектуальным развитием, служит фор­мированию волевых качеств.

    Основной критерий оценки нравственной воспитанности - поведе­ние учащегося, отношение его к труду, обучению, окружающей действи­тельности, собственности, к старшим, самому себе.

    Умственное воспитание человека характеризуется развитием его ин­теллекта, способности к мышлению, учебно-познавательной деятельно­сти. Оно происходит в условиях специального обучения и воспитания.

    Содержание умственного воспитания - это система фактов, понятий, положений во всех областях науки, культуры и техники. Образованный человек должен овладеть основами науки и техники, искусства и культу­ры, так как специальные знания, высокая профессиональная подготовка, общая культура человека превращаются сегодня в обязательное условие успешного труда в разных сферах деятельности.

    Умственное воспитание решает следующие задачи: вооружение вос- питуемых запасом знаний соответствующих социально-экономическому прогрессу общества; формирование основ научного мировоззрения; раз­витие интеллекта и познавательных способностей, культуры труда; разви­тие потребности в образовании, постоянном пополнении своих знаний, расширение кругозора. Реализация задач умственного воспитания свя­зана и с применением методов, ориентированных на максимальное раз­витие познавательных и творческих сил личности. При организации за­нятий больше времени уделяется всем видам работ, опирающимся на самостоятельность учащихся, активизирующим их мышление, а также обучению их приемам самостоятельного добывания знаний, в работе с разными источниками получения необходимой информации. Этому спо­собствуют новые принципы организации учебного труда и воспитатель­ной работы в учебно-воспитательных учреждениях. В их числе выделе­ние ведущих научных и мировоззренческих идей, усиление межпредмет­ных связей, интегративный подход в обучении и воспитании.

    Трудовое воспитание призвано развивать у студентов чувство ува­жения и готовности к добросовестному труду. Оно решает две группы задач. Одна связана с выработкой трудовых умений и навыков, другая - с выработкой нравственных, эстетических и других компонентов, кото­рые способствуют осознанию будущими специалистами общественной и личной необходимости качества учебного труда как важнейшего ус­ловия развития их способностей в сфере избранной профессии. Выра­ботка собранности, воли, работоспособности, целеустремленности яв­ляется основой трудового самовоспитания, самосовершенствования, самообразования, самостоятельности. При этом критериями трудовой воспитанности станут высокая личная заинтересованность и продук­тивность труда, его отличное качество, трудовая активность и творче­ство, трудовая дисциплина и т. п.

    Эстетическое воспитание предполагает преобразование эстетичес­ких ценностей общества в эстетическую культуру личности. Средствами эстетического воспитания являются природа, искусство, окружающая действительность, духовные идеалы и культура. Эстетическое воспита­ние вносит значительный вклад в формирование мировоззрения челове­ка, воздействуя на его чувства, сознание, способствуя выработке его взгля­дов и укреплению убеждений. Вместе с тем оно предопределяет разви­тие многих психических качеств человека, прежде всего его эмоциональ­ной сферы, фантазии, воображения, образного и творческого мышления, что очень важно для пробуждения в человеке творческих сил и способ­ностей. Поскольку в современных условиях возрастают роль и значение духовных ценностей и усиливаются нравственные начала в жизни чело­века, постольку возрастает роль эстетического воспитания, создаются условия для становления эстетического сознания (формы общественного сознания, представляющей собой художественно-эмоциональное усвое­ние действительности человеком через чувства, переживания, оценки, вкусы, идеалы), развиваются эстетические чувства (чувство удовлет­ворения, которое переживает человек, воспринимая прекрасное в дей­ствительности и в произведениях искусства), эстетический вкус (спо­собность человека правильно оценивать прекрасное, отличать истинно прекрасное от неэстетического), эстетические идеалы (представление человека о прекрасном, к которому он стремится, на которое равняется), эстетика поведения (проявление черт прекрасного в поступках и дейст­виях человека, в общении с другими людьми).

    Таким образом, выработка у воспитуемых эстетического отношения к действительности включает активные действия по охране и защите все­го прекрасного, стремление творить прекрасное, вносить красоту в окру­жающую действительность.

    Физическое воспитание способствует укреплению здоровья, повы­шению продуктивности учебного труда обучающихся, формирует эле­менты физической культуры, которая, будучи результатом комплексного воздействия социально-биологических, экологических, медицинских и психо-эмоциональных факторов, служит показателем физического, пси­хического и социального благополучия человека. Основными задачами физического воспитания в условиях колледжа являются: укрепление и закаливание организма; содействие правильному физическому развитию и повышению работоспособности организма; воспитание воли, смело­сти, настойчивости, дисциплинированности, чувства дружбы и товари­щества, навыков культурного поведения и др.; привлечение студентов к регулярным занятиям спортом, что способствует укреплению здоровья, повышению сопротивляемости организма болезням.

    Экологическое воспитание предусматривает формирование у сту­дентов правильного отношения к проблемам окружающей среды, береж­ного отношения к природе, историческим памятникам, необходимости их сохранения и приумножения. Забота о природных богатствах, береж­ное использование природных ресурсов - важнейшие задачи экологи­ческого воспитания. Поэтому будущий специалист как непосредствен­ный участник научно-технического прогресса должен быть заметной фи­гурой в природоохранительной работе; развивать свою экологическую культуру; формировать навыки принятия экологически грамотных управ­ленческих решений и др.

    Правовое воспитание направлено на формирование высокой право­вой культуры студентов, повышение уровня их правосознания. Содер­жание правового воспитания определяется особенностями права как нормативно-регулирующего явления, охватывающего различные обла­сти социальной жизни: государственное право (закрепляющее основы организации общества и правового положения личности, государствен­ного устройства), административное право (регулирующее организа­цию и деятельность аппарата государственного управления), граждан­ское право (регулирующее отношения между людьми и организациями, между организациями), трудовое право (законодательно утверждающее условия приема на работу, перевод и увольнение, организацию, охрану и оплату труда, материальную ответственность и пр.), криминальное право (устанавливающее меру ответственности за нарушение закона). Правовое воспитание решает ряд задач: расширение запаса правовых знаний, формирование устойчивых нравственно-правовых ценностных ориентаций, глубокой убежденности в необходимости выполнения тре­бований законодательства, уважения и строгого соблюдения законов Ук­раины. Правовое воспитание прививает уважение к правилам общежи­тия, непримиримость к любым нарушениям законности, готовность уча­ствовать в охране правопорядка.

    К сожалению, в последние годы актуальным стало антинаркогенное воспитание, которое решает следующие задачи: вооружение обучаемых знаниями о пагубном воздействии табака, алкоголя, наркотиков; прове­дение широкой разъяснительной работы о последствиях употребления наркогенных средств; выработка у учащихся своеобразного психологи­ческого “тормоза”, который удерживал бы их от употребления психоак­тивных веществ; своевременное выявление тех, кто периодически упот­ребляет эти средства, и проведение с ними индивидуальной работы с це­лью преодоления пагубных привычек.

    Экономическое воспитание предполагает решение таких задач, как развитие экономического мышления личности для правильного понима­ния действия законов и явлений экономической жизни; формирование современного понимания процессов общественного развития, понима­ния роли труда и своего места в трудовом процессе; воспитание береж­ного отношения к государственной собственности, особенно в условиях рынка; выработка умений, которые дадут возможность принимать ак­тивное участие в экономической деятельности на производстве.

    Критериями оценки уровня экономического мышления служат глу­бина экономических знаний, умение проникать в суть происходящих процессов и событий, видеть, как возникают экономические проблемы и находить пути их решения. Современный стиль экономического мыш­ления предполагает ориентацию на конечные результаты деятельности.

    Конфессиональное воспитание (теистичное, религиозное). В Украи­не церковь отделена от школы; предметы, изучаемые в разных видах учеб­но-воспитательных учреждений, строятся на диалектико-материалисти­ческом миропонимании. Однако исходя из дифференцированного подхо­да к воспитанию мировоззренческих взглядов не отрицается возможность и конфессионального воспитания той части молодежи, которая тяготеет к религии и мечтает о духовной карьере. В связи с этим она может обу­чаться в альтернативной конфессиональной школе.

    Типы классификаций

    Существует множество различных классификаций видов воспитания:

    • по формам или по институциональному признаку;
    • по месту жительства;
    • по содержанию;
    • по доминантным принципам и стилю отношений между участниками процесса;
    • по объектам воспитания.

    Замечание 1

    Направление воспитательного процесса определяется единством между целями и содержанием.

    Основные виды воспитания

    Умственное воспитание . Данный вид воспитания ориентирован на развитие интеллектуальных способностей, интереса к познанию окружающей действительности и самопознанию.

    Трудовое воспитание. Такое воспитание заключается в развитии и подготовке ответственного и творческого отношения к трудовой деятельности, накоплении профессионального опыта.

    Эстетическое воспитание. Такой вид воспитания подразумевает формирование эстетического отношения к реальности, которое предполагает наличие у индивида способности видеть и воспринимать прекрасное.

    Физическое воспитание заключено в соответствующем физическом развитии, воспитании силы воли и характера и направлено на повышение уровня работоспособности человека.

    Гражданское воспитание. Результатом такого воспитания должно стать ответственное отношение к семье, окружающим людям, к своей стране.

    Экономическое воспитание. Воспитательный процесс данного вида направлен на развитие экономического мышления человека в различных масштабах. Экологическое воспитание основано на понимании неоспоримой ценности природы.

    Правовое воспитание кроме знания своих прав и обязанностей, учит нести ответственность за их несоблюдение.

    Свободное воспитание. При таком подходе воспитание заключается в помощи естественно развивающемуся ребенку в процессе освоения им окружающего мира и самоопределяющемуся в нем.

    Семейное воспитание – главная часть социализации индивида. В семье социализация носит стихийный характер. Результаты такого воспитания определяются уровнем образования и социальным статусом семьи, ценностными установками и принятым стилем жизни, взаимоотношениями между членами семьи и их личностными ресурсами. Религиозное воспитание представляет собой целенаправленное и взращивание верующих людей, посредством внушения мировоззрения, норм поведения, которые соответствуют принципам определенного вероисповедания. Основой религиозного воспитания служит феномен сакрализации мира, то есть наделения обычных явлений, мирских процедур и личностей священным содержанием посредством обрядового освящения.

    Социальное воспитание является составной частью контролируемой социализации. Социализация достигается за счет планомерного создания специальных условий и взаимодействия в них людей, групп, коллективов, организаций.

    Нравственное воспитание . Данный вид воспитания - это одна из форм формирования и наследования нравственности в обществе. Нравственное воспитание не является обучением нравственности. Оно выражает потребность общества осознанно влиять на процесс, который является очень индивидуализированным и в большинстве случаев протекает стихийно.

    Школьное воспитание заключается в организации учебы и жизнедеятельности детей в условиях школы. В школьном воспитании важная роль отводится личности педагога и позитивному характеру общения, образовательно-воспитательной и психологической атмосфере занятий.

    Внешкольное воспитание решает поставленные задачи воспитательного характера во внешкольных образовательно-воспитательных учреждениях, организациями и различными обществами.

    Человеку присуще стремление к счастью и свободе. Поэтому общественный идеал личности всегда связан с этими понятиями. Философия дает ответы на вопросы о сущности этих категорий, но единого учения о них нет. Так, древние философы считали, что целью воспитания должно быть формирование гармоничного развития личности, центральными качествами которой является мудрость, здоровье, благородство. Гармоничное развитие духовных и физических способностей человека, в котором древние отдавали предпочтение духовному, составляло цель воспитания. Ее достижению служило обучение детей, которое развивало зрение и слух, пластичность тела, способность рассуждать и т.п. Культ красоты, гармонии во всем, царившей в Древней Греции, был основой идеи гармонии физических и духовных качеств, совпадающей с понятием добра как цели воспитания.

    В средние века господствовала идея подчинения и служения человека Богу. Воспитание должно сформировать такую личность, которая все свои мысли и дела посвятила бы служению Господу и подготовке к вечной жизни на небесах после перехода в другой мир.

    В эпоху Возрождения поэты и художники вновь обращаются к идее человека, возвышению его роли в обществе. В этот период наблюдается возвращение к идее гармоничного развития личности, которая в философско-педагогическом варианте была сформулирована К. Марксом. Он раскрыл суть буржуазных общественно-экономических отношений и проанализировал место личности в капиталистическом обществе. В дальнейшем учение о всестороннем развитии личности было развито советскими педагогами (Н.К.

    Крупская, А.В. Луначарский, А.С. Макаренко, В.С. Сухомлинский и др.).

    Необходимость всестороннего и гармоничного развития личности обосновывается тем, что в эпоху интенсивного развития промышленности, периодически повторяющихся кризисов в экономике всестороннее развитие личности становиться не благим пожеланием, а объективной потребностью. С одной стороны, эта необходимость обусловлена высокими требованиями технико-экономического развития к личностным качествам человека, а с другой – потребностью человека во всестороннем развитии своих задатков с целью приспособления в условиях общественных отношений. Личностно-психологической основой этой цели является естественное стремление человека к совершенствованию.

    В целях гармоничного и всестороннего развития личности сформировались такие направления воспитательной работы, как: умственное, нравственное, трудовое, эстетическое, физическое, гражданское, экономическое, правовое, интернациональное воспитание.

    Умственное воспитание ориентировано на развитие интеллектуальных способностей человека, интереса к познанию окружающего мира и самого себя. Оно предполагает:

    · развитие силы воли, памяти и мышления как основных условий познавательного и образовательного процесса.

    · формирование культуры учебного и интеллектуального труда;

    · стимулирования интереса к работе с книгой и новым информационным технологиям;

    · развитие личностных качеств – самостоятельности, широты кругозора, способности к творчеству.

    Теоретическую основу нравственного воспитания составляет этика. В качестве основных задач этического воспитания выделяют:

    · накопление нравственного опыта и знаний о правилах общественного поведения;

    · разумное использование свободного времени и развития нравственных качеств личности.

    В процессе нравственного воспитания широко применяются такие методы как убеждение и личный пример, совет, пожелание и одобрительный отзыв, положительная оценка действий и поступков, общественное признание достижений и достоинств человека.

    Главными задачами трудового воспитания являются развитие добросовестного и творческого отношения к разным видам трудовой деятельности, накопление профессионального опыта как условия выполнения важнейшей обязанности человека.

    Целью эстетического воспитания является развитие эстетических отношений к действительности, которые предполагают способность к эмоциональному восприятию прекрасного, что обязывает человека привносить эстетическое в личную жизнь и жизнь окружающих, в быт, профессиональную деятельность, в социальный ландшафт. В процессе этого воспитания используют художественные и литературные произведения, музыку, искусство, кино, театр, народный фольклор.

    Основными задачами физического воспитания являются: правильное физическое развитие, тренировка двигательных навыков и вестибулярного аппарата, различные процедуры закаливания организма, а так же воспитание силы воли и характера, направленное на повышение работоспособности человека.

    Гражданское воспитание предполагает формирование у человека ответственного отношения к семье, к другим людям, к своему народу и Отечеству. Гражданин должен добросовестно выполнять не только конституционные законы, но и профессиональные обязанности, вносить свой вклад в процветание страны.

    Экономическое воспитание – это система мер, направленная на развитие мышления современного человека в масштабах своей семьи, производства, всей страны. Данный процесс, предполагает не только формирование деловых качеств – бережливости, предприимчивости, расчетливости, но и накопление знаний, касающихся проблем собственности, систем хозяйствования, экономической рентабельности, налогового обложения.

    Правовое воспитание предполагает знание своих прав и обязанностей и ответственность за их несоблюдение. Оно ориентировано на воспитание уважительного отношения к законам и Конституции.

    Интернациональное воспитание предполагает привитие человеку высокой культуры межнационального общения; выработку гуманных, высоконравственных, справедливых отношений между людьми независимо от цвета кожи, языка, обычаев и места проживания. Данный вид воспитания обусловлен ростом в обществе националистических и ксенофобских настроений, особенно в молодежной среде, что представляет реальную угрозу единству российского государства, безопасности общества, а также каждого человека, проживающего в нашей стране.

    Поддержка агрессивного национализма и расизма - прямой путь к развалу РФ, созданию условий для того, чтобы в стране началась гражданская война. В этих условиях особое значение приобретает не только формирование в молодежной среде толерантности, но и воспитание молодежи в духе интернационализма. Если толерантность означает терпимость в отношении тех, кто непохож на нас, отсутствие в отношении них агрессивных намерений, способность терпеть их рядом с собой, не обращая внимание на различия, то интернационализм является иной качественной ступенью мировоззрения. Суть интернационализма - в уважении культуры и истории других народов, понимании их проблем, стремлении помочь этим народам в решении данных проблем, способности использовать их уникальный опыт в интересах собственного народа – так как любая озлобленность может породить только такую же или даже большую озлобленностью.

    Одни и те же воспитательные задачи могут быть решены разными способами. Эффективность решения зависит от множества факторов, но основные из них:

    · логика совокупного применения методов, приемов и воспитательных средств;

    · индивидуально-личностные особенности воспитанника и воспитателя;

    · условия и обстоятельства, в которых осуществляется воспитательный акт.

    2. Понятие и классификация методов воспитания

    Методы воспитания - это конкретные пути влияния на сознание, чувства, поведение учащихся для решения педагогических задач в их совместной деятельности (общении) с преподавателем. Методы воспитания следует отличать от средств воспитания, с которыми они связаны. Средствами воспитания являются предметы материальной и духовной культуры, которые используются для решения педагогических задач. Метод воспитания реализуется через деятельность педагога-воспитателя, средство (книга, кинофильм и пр.) может влиять и вне участия педагога.

    Методов воспитания чрезвычайно много. В качестве основных общепринятых методов, применяемых в педагогике, насчитывается не менее пятисот. Наиболее распространенным классификатором методов воспитания является основанный на источниках передачи содержания. Это словесные, практические и наглядные методы (табл. 4). Это самая простая и доступная классификация, широко применяемая в педагогической практике.

    Выделяют следующие основные направления воспитания в отечественной педагогике:

    Трудовое;
    -национальное;
    -моральное;
    -умственное;
    -эстетическое;
    -социально-правовое;
    -экологическое;
    -физическое.
    Трудовое воспитание направлено на формирование системы качеств, необходимых для эффективной профессиональной деятельности. Предметом такого воспитания выступает профессиональная компетентность воспитанника. О большую роль трудового воспитания в жизни общества и личности К. Д. Ушинский писал: «Если бы люди изобрели философский камень, то беда была бы невелика: золото перестало бы быть монетой. Но если бы они нашли сказочный мешок, из которого выскакивает все, чего душа пожелает, или изобрели машину, вполне заменяющую всякий труд человека, то самое развитие человечества прекратилось бы: распущенность и дикость пленили бы общество».
    Вообще, воспитание бережного хозяина, который неутомимым трудом выращивает хлеб, возвышает землю, трудолюбие, - традиция украинского народа. Например, в Павлышской школе правилом было, чтобы «каждый школьник вспахал свою ниву, вырастил на ней свой колос, увидел сам себя в своей работе».

    Задачи трудового воспитания:
    - психологическая подготовка личности к труду;
    - привитие исполнительской дисциплины, сознательного подчинения требованиям профессиональной деятельности;
    - поднятие престижа труда;
    - практическая подготовка к труду;
    - подготовка к сознательному выбору профессии.

    Национальное воспитание. Опыт воспитания имеет национальные особенности (традиции, взгляды, обычаи, мировоззрение и тому подобное), потому что каждый народ создает свою систему воспитания, которая соответствует характерным чертам его народности. Общей системы воспитания не существует ни в теории, ни на практике. В процессе воспитания, в первую очередь, формируется характер человека. А характер и есть именно тот грунт, считал К. Д. Ушинский, в котором коренится народность. А. В. Духнович, который вместе с К. Д. Ушинским впервые ввел понятия «народная педагогика», на первый план воспитание у детей ставил формирования чувства патриотизма. Общеизвестно, Что вся система педагогических идей Г. С Сковороды была проникнута идеей народности. В притче «Благодарный Эродий» он писал: «...Главизна воспитания есть: 1) благо родить; 2) сохранить птенцеви младоє здравие; 3) научить благодарности».
    «Национальное воспитание - это исторически обусловленная и создана самим народом совокупность идеалов, взглядов, убеждений, традиций, обычаев и других форм социального поведения, направленных на организацию жизнедеятельности подрастающих поколений, в процессе которой усваивается духовная и материальная культура нации, формируется национальное сознание и достигается духовное единство поколений». Национальное воспитание также предполагает широкие знания конституционных и правовых норм, государственной политики, патриотических мыслей.

    Цель национального воспитания - формирование национального сознания, самосознания и патриотизма у воспитанников.

    Национальное воспитание основывается на принципах семейного воспитания, на идеях и средствах народной педагогики, научной педагогической мысли, которые олицетворяют высшие образцы воспитательной мудрости украинского народа - любовь к родной земле, к своему народу, его традициям, обычаям, готовность к мирному и ратному труду во имя Украины, чувство гордости за Родину, верность Украине, собственную ответственность за ее судьбу.
    Национальное воспитание использует такие средства: родной язык, родословная, родную историю, краеведение, природу родного края, народную мифологию, фольклор, национальное искусство, народный календарь, национальную символику, народные приметы и верования, воспитательные традиции, национальные традиции, обычаи и обряды. Например, произведения К. Д. Ушинского щедро усеянные золотыми россыпями народной педагогики. Так, в первой части его книги «Родное слово» помещено свыше 75 процентов фольклорного материала, а во второй - половину от общего его количества. В «Родном слове» он использовал 366 пословиц и поговорок, 62 загадки, 51 байку и шутку, 32 народные сказки, 22 народные песни, 7 скороговорок, а также множество произведений, близких по содержанию и форме к народным.
    Но существенным отличием национального воспитания должно быть его опора на общечеловеческие ценности. По определению К. Д. Ушинского, - это народность, классицизм, наука, христианство.

    Основной, базовой и определяющей составной частью содержания воспитания является нравственное воспитание, которое «...состоит в целенаправленном формировании морального сознания, развития нравственного чувства и формировании привычек и навыков нравственного поведения человека в соответствии с определенной идеологии». Оно зависит от морали - одной из форм общественного сознания, совокупности общепринятых норм, принципов и правил, регулирующих поведение людей.
    Методологической основой нравственного воспитания является этика - наука о морали, ее природу, структуру и особенности происхождения и развития моральных норм и взаимоотношений между людьми в обществе.
    Сегодня принято говорить о двух этические (моральные) системы, которыми пользуется человечество. Первая из них доминирует в Западной Европе и Америке. В ее основе лежит такой принцип: ради достижения даже «большого добра» никак нельзя допускать «малое зло». Для представителей второй этической системы характерным является сочетание добра и зла (она, практически, царит на территории бывшего Советского Союза).
    Поскольку нравственность имеет общественный характер, то под нормами нравственности следует понимать требования общества к поведению людей в определенных ситуациях.
    Целью нравственного воспитания является формирование устойчивых нравственных качеств, потребностей, чувств, навыков и привычек поведения на основе усвоения идеалов, норм и принципов морали, участия в практической деятельности.
    Содержание нравственного воспитания - воспитание любви, уважения к родителям и старшим, верности в дружбе и любви, сознательного, творческого отношения к выполнению профессиональных обязанностей, личной ответственности за свой труд, любви к родной земле, к родному языку, верность идеям, принципам народной морали и духовности, благородного отношения к женщине, умение защищать слабых, заботиться о младших и подобное.
    Эти нормы конкретизируются в моральных ценностях, нравственном идеале, нравственных принципах и, соответственно, поддерживаются авторитетом общественного мнения, примером, привычкой. Особое внимание должно уделяться усвоению воспитанниками норм и традиций общечеловеческого этикета.

    Можно выделить следующие элементы системы нравственных ценностей воспитания:
    - абсолютно вечные, которые имеют универсальное значение и неограниченную сферу применения и общечеловеческий характер (доброта, честность, любовь, достоинство, мудрость, красота, справедливость и тому подобное);
    - национальные, которые являются значимыми для одного народа и не всегда делятся другими народами (патриотизм, чувство национального достоинства, историческая память и т. п);
    - гражданские, которые основываются на признании достоинства людей и применяются в демократических обществах (понятие прав и свобод человека, обязанностей перед другими людьми, идеи социальной гармонии и тому подобное);
    - семейные, которые являются основой семейной жизни, определяют законы супружеской верности, заботы о детях и старших и тому подобное;
    - личностные, которые в первую очередь касаются личной жизни человека, определяют черты ее характера, особенности поведения, стиль жизни и тому подобное.

    Основными методами нравственного воспитания убеждения, приучения, поощрения и тому подобное. «Убеждение - это не только осознание человеком истинности мировоззренческих и нравственных понятий, но и личная ее готовность действовать согласно этих правил и понятий. Убежденность мы наблюдаем тогда, когда деятельность человека мотивируется мировоззрением, когда истинность того или иного понятия не только не вызывает у человека сомнений, но и формирует его субъективное состояние, ее личное отношение к истине», - писал В. А. Сухомлинский о роли убеждения в поведении человека.
    Результатом нравственного воспитания должно быть формирование морального сознания, на ее основе - нравственной культуры, привитие навыков и привычек достойного поведения. Моральное сознание - это совокупность нравственных понятий, представлений, взглядов, идеалов, самосознания, системы нравственных знаний, которые определяют стиль и смысл жизни воспитанника, формируют общее понимание счастья и несчастья, долга и преданности. «Моральная культура человека, - подчеркивал В. А. Сухомлинский, - характеризуется тем, что убеждения становятся в ее жизни самостоятельной духовной силой, которая побуждает к новым нравственных поступков».
    На основе нравственной культуры формируется нравственный идеал, источниками которого в украинском обществе есть народная мудрость, лучшие традиции и ценности народной педагогики, национальные традиции семейного воспитания, знания из различных областей наук, собственная активная деятельность воспитанника и общечеловеческие ценности.
    «Чтобы нравственный идеал стал реальностью, - считал В. А. Сухомлинский, - надо учить человека правильно жить, правильно относиться к людям и к самой себе. Учитель сам становится воспитателем только тогда, когда овладеет тончайшим инструментом - наукой о нравственности, этикой. Этика в школе - это «практическая философия воспитания».
    Составляющими нравственной культуры являются культура этического мышления, культура чувств и культура поведения, которые определяют уровень овладения воспитанником морального опыта общества, способность целенаправленно и последовательно придерживаться моральных ценностей, нормы, принципы и готовность к постоянному самосовершенствованию. Л. М. Толстой утверждал: думай хорошо, и мысли перерастут в добрые поступки. Поведение охватывает все стороны жизнедеятельности. Поэтому о нравственном воспитании делают вывод из поведения питомца. Конечным результатом нравственного воспитания должно быть самодеятельность, самостоятельность в решении моральных проблем, нравственная саморегуляция и моральная зрелость, которые проявляются в формировании человека-гражданина - субъекта деятельности, верного сына украинского народа, способного и способного сделать сознательный нравственный выбор.
    Умственное воспитание - важная составная часть всестороннего развития личности воспитанника, подготовки его к жизни и профессиональной деятельности. Цель умственного воспитания - развитие мышления и познавательных способностей На мнение. А. Сухомлинского, важнейшим условием полноценного умственного воспитания являются прочные, осознанные знания элементарных истин - тех азов, с которых начинается обучение и без которых невозможно овладеть вершинами знаний.

    Задачи умственного воспитания:
    . накопление общих и профессиональных знаний;
    . развитие мышления вообще и различных его видов (диалектического, логического, абстрактного, алгоритмического, технического, творческого, системного);
    . формирование культуры умственного труда:
    - специальных умений (читать карту, электрическую схему и т. п);
    - умение рационально организовывать режим умственного труда;
    - способности делать все точно и аккуратно;
    - умение сосредоточенно и внимательно работать в экстремальных условиях;
    - умение преодолевать трудности профессиональной деятельности;
    - понимание важности развития различных видов памяти;
    - навыков наблюдения;
    - умение контролировать себя;
    - способности использовать знания в других условиях и тому подобное.

    Умственное развитие воспитанника осуществляется в процессе взаимодействия с природой и обществом. В ходе умственного воспитания происходят изменения в содержании и формах мышления.
    Основной задачей умственного воспитания является формирование научного мировоззрения, которое представляет собой целостную систему профессиональных, политических, философских, правовых, психологических, педагогических, эстетических и других понятий, взглядов, убеждений и чувств, определяющих отношение к окружающей действительности и самого себя.
    Научное мировоззрение воспитанника проявляется в его повседневном поведении и, соответственно, определяется оптимальным усвоением понятий, законов, теорий и их осознанием; готовностью бороться за свои идеалы, отстаивать свои взгляды и убеждения; проявление убежденности в ежедневном поведении и деятельности.

    Эстетическое воспитание - составная часть содержания воспитания, которая непосредственно направлена на формирование и привитие эстетических чувств, вкусов, суждений, художественных способностей, на развитие способности воспринимать и преобразовывать действительность по законам красоты во всех сферах деятельности.

    Задачи эстетического воспитания:
    - формирование эстетических взглядов и вкусов, навыков творить прекрасное;
    - развитие творческих способностей;
    - воспитание гуманистических качеств, интересов и любви к жизни в ее разнообразных проявлениях.
    Социально-правовое воспитание направлено на формирование правового сознания и культуры ратного труда, повседневной жизнедеятельности в соответствии с требованиями законов, общепринятых норм и принципов поведения. Оно связано с формированием уважения к Конституции и других законов и правовых актов Украины.
    Современная кризисная ситуация в обществе не способствует формированию благоприятной правовой и нравственной среды для воспитания молодежи. Неблагополучие социальное окружение, тяжелые экономические условия, недостатки в организации воспитания в различных образовательно-воспитательных системах негативно влияют на воспитание подрастающего поколения. Быстро растет количество молодежи с неполным средним образованием, безработных, с грубыми нарушениями общественного порядка. Наблюдается тенденция роста детской преступности, наркомании. Все это обуславливает актуальность правового воспитания и необходимость его проведения в социальной среде.

    Основные задачи правового воспитания:
    - доведение до воспитанников законов и нормативных актов Украины и их осознание;
    - систематическое информирование воспитанников с текущих и актуальных правовых вопросов;
    - формирование у них правового сознания;
    - привитие им уважения правовых норм, принципов законности, понимание необходимости их соблюдения;
    - доведение до воспитанников правовых норм, касающихся правовых основ их деятельности;
    - выработка у воспитанников навыков и умений правового поведения;
    - формирование чувства нетерпимого отношения к правонарушениям и преступности, привлечение воспитанников к посильному участию в борьбе с негативными явлениями, которые имеют место в жизнедеятельности коллектива;
    - преодоление в сознании отдельных воспитанников ложных представлений, негативных привычек и навыков поведения, которые формировались под влиянием негативных явлений и тому подобное.

    Экологическое воспитание направлено на осознание природной феноменальности человека, которая в полной мере отвечает за жизнь и условия жизнедеятельности на Земле.

    Основные задачи экологического воспитания:
    - накопление экологических знаний и их осознание;
    - привитие любви к природе, желание беречь и приумножать ее;
    - формирование навыков и умений деятельности в природе.

    Содержание экологического воспитания предполагает раскрытие следующих положений:
    - мира природы - среды обитания человека, которая должна быть заинтересована в сохранении его целостности, чистоты, гармонии;
    - осмысление экологических явлений и умение делать выводы относительно организации как собственной деятельности, так и коллектива в природной среде;
    - осознание воспитанниками необходимости экологической безопасности Украины;
    - формирование нравственных чувств долга и ответственности за сохранение красоты природы и участия в ее охране;
    - побуждение воспитанников к природоохранной деятельности.

    Физическое воспитание - это составная часть общего воспитания, направленная на укрепление здоровья и закаливание организма, гармоничное развитие форм, функций и физических возможностей человека, формирование жизненно важных двигательных навыков и умений. Оно должно происходить в единстве с умственным, моральным, трудовым и эстетическим воспитанием.
    Цель физического воспитания - формирование физической культуры, силы, поддержания хорошего состояния здоровья.
    Средства физического воспитания - физические упражнения, природные факторы (солнце, вода, воздух), гигиенические мероприятия, рациональный режим труда, отдыха, питания.

    Все направления воспитания должны создать гармоничную целостность, обеспечить единство воспитательного процесса, основываться на идеях украинского государственного патриотизма. Эффективная реализация этих направлений дает возможность формировать всесторонне и гармонично развитую личность воспитанника.