Мужской калмыцкий национальный костюм. Современное платье в национальном духе: когда калмыцкий костюм становится стильным и модным (фоторепортаж)

Ьолыпое место в пищевом рационе калмыков занимает кирпичный, прессованный чай, своеобразно приготовляемый. Его кипятят с молоком и заправляют сливочным маслом и солью. Часто в готовый чай кладут крошеный мускатный орех, предварительно смешав его со сливочным маслом, и добавляют несколько лавровых листков, что усиливает аромат. Этот чай употребляется не только калмыками, но и многими народами Северного Кавказа и русским населением соседних областей и краев РСФСР. Пьют его ежедневно по нескольку раз. Гостю в первую очередь подается чай, а затем уже остальные виды пищи. Поэтому калмыки говорят: «Хотя чай жидкий, но он начало пищи».

Калмыки исстари не пьют молоко в свежем виде, а приготовляют из. него сметану, сливки, масло, чиген- квашеное молоко, которое раньше перегоняли также на водку (эрк). Из гущи (боз), остававшейся в котле после перегонки эрк, получали после процеживания через холщовый мешок творожистую прессованную массу аадмг. Из аадмг и боз приготовляли другие молочные изделия: хвврмг - смесь боз или аадмг с молоком; хурс - лепешки квадратной или округлой формы, которые сушили на солнце, нанизывали на нитки и запасали на зиму. Осенью варили шарвадг - смесь аадмг, свежего молока и сливочного масла. Приготовляли также чиидмг - молочный квас и квврцг - смесь чигэн или боз с парным молоком.

В калмыцкой кухне было более 20 наименований молочных продуктов.

Излюбленный напиток калмыков - кумыс. Для получения кумыса в свежее кобылье молоко от кобылиц четырех - десяти лет, не использовавшихся на тяжелых работах, добавляли закваску (немного старого кумыса или чигэн). Заквашенное молоко сбивали мутовками в специальных деревянных сосудах. Во время сбивания усиливалось брожение.

В результате получался напиток белого цвета, приятного кисловатого вкуса, сильно газированный. Кумысом лечат больных туберкулезом легких и страдающих почечными и желудочно-кишечными заболеваниями. В настоящее время кумыс приготовляют только в санаториях.

Наряду с молочными продуктами основное место в пищевом рационе калмыков занимает мясо. Особенно ценится баранина. Раньше употребляли в пищу мясо диких животных, зайцев, сайгаков, иногда кабанов. Вареное мясо подавали вместе с бульоном (швлн). Иногда куски вареного мяса смешивали с тонко нарезанным пресным тестом. Одним из любимых кушаний было мясо, изжаренное на сковороде, зарытой в горячую золу. Своеобразным кушанием была особо приготовленная баранина: баранью тушу изжаривали целиком в яме на раскаленных камнях в собственном соку, без доступа воздуха.

Калмычки приготовляли также колбасу, начиняя кишки мелко нарубленным мясом с приправами. Для заготовки мяса впрок его сушили на солнце или коптили.

В приморских и приволжских районах в питании калмыцкого населения преобладают различные рыбные блюда, в основном такие же, как у русского и татарского населения.

Калмыки издавна умели приготовлять различные изделия из пресного теста. Особенно лакомыми считаются сдобные солоноватые кипяченые в масле печенья, которые в зависимости от формы носят различные названия. Для печения обычно замешивают крутое пресное тесто с добавлением масла (или сала) и яиц. Наиболее распространены боорцг и целвг. Борцог имеет вид круглых в сечении кусочков теста, цельвиг - тонкая лепешка круглой или овальной формы. Их кипятят в животном жире или растительном масле.

Ржаного хлеба калмыки не употребляют. Пшеничный хлеб разных сортов пекут дома (на дрожжах или закваске) или покупают в магазинах.

После перехода на оседлость и изменения способа ведения хозяйства у калмыков появились новые виды пищи. Из традиционных кушаний сохраняются калмыцкий чай, шелюн и борцог (их готовят почти во всех столовых Элисты). Многие блюда заимствованы из русской кухни: борщ, котлеты, пельмени, гуляш, каши и супы, жареная рыба, макароны, картофель (жареный, вареный, мятый). Большим спросом пользуются арбузы, дыни, помидоры, виноград, груши, яблоки, сливы. На зиму хозяйки заготовляют обычно домашнее варенье.Во многих семьях калмыцкий чай пьют без соли, с медом, сахаром или вареньем.

До перехода на оседлость калмыки пользовались в основном деревянной, кожаной, иногда металлической утварью. В каждой калмыцкой семье был чугунный котел, в котором варили чай, мясо, кашу, кипятили борцог. Корову доили в металлическое ведро. Для приготовления кумыса и других молочнокислых продуктов использовалась узкая высокая деревянная кадка, закрывавшаяся крышкой с отверстием в центре для мешалки (булур). Для жидкой пищи и напитков употребляли неглубокие* деревянные чашки. Многие семьи имели деревянные сосуды домб, куда переливали приготовленный в чугунном котле чай. Вареное мясо выкладывали в деревянное корыто небольшого размера (тэвш) или на долбленое блюдо (тавг). Для хранения масла пользовались пузырями из толстых кишок и желудков домашних животных.В первой четверти XX в. значительное распространение в быту калмыков, особенно в состоятельных семьях, получили самовары, тарелки, вилки, ножи, фарфоровые с позолотой чашки, фаянсовые и фарфоровые пиалы.

В настоящее время деревянная и кожаная посуда полностью вытеснена металлической, фарфоровой, эмалированной и стеклянной. Старая утварь в некоторых семьях сохраняется только как память о прошлом *

Одежда

Большинство калмыков и в первые десятилетия нашего века ходило в традиционной народной одежде, но многие под влиянием соседнего русского населения еще в л1л в. начали покупать и носить пиджаки, брюки, пальто, картузы, сапоги, ботинки, валенки. Традиционную одежду калмыки обычно шили сами из фабричных тканей. Для пошива зимней теплой одежды использовали обработанные домашним способом овчины. Богатство и пышность одежды зависели от достатка семьи; значительных различий в одежде по улусам не наблюдалось.

Нижняя мужская одежда состояла из белой хлопчатобумажной рубахи (киилг) с длинными вшивными рукавами, круглым вырезом ворота, застегивавшимся на пуговицу или завязывавшимся шнурком, и хлопчатобумажных синих или полосатых штанов (талер) на гашнике. Летом во время жары часто ходили в нижней одежде и босиком. В случае выезда за пределы хотона надевали поверх нижнего белья сшитый в талию (бешмет) (бушмуд), штаны из темной хлопчатобумажной (изредка шерстяной) ткани и подпоясывались кожаным ремнем. Штаны заправляли летом в сапоги, зимой - в валенки.

Курящие мужчины и женщины носили в карманах кисеты с табаком и трубки с чубуками. Все взрослые мужчины прикрепляли к поясу с левой стороны нож, вложенный в ножны.

Обычную зимнюю одежду мужчин, женщин и детей составляли шубы (девл) из овчины с небольшим барашковым воротником. Полы и рукава были также оторочены мехом. Богачи шили шубы на беличьем, лисьем, собольем, хорьковом меху или из мерлушки, покрытые черной шерстяной тканью, а женские иногда и шелком.

Женская одежда была более разнообразной. Различалась верхняя одежда девушек и женщин. Для нижней женской одежды характерны белая хлопчатобумажная рубаха,свободного покроя,с длинными вшивными рукавами, открытым воротом,разрезом спереди посредине до талии,и штаны на гашнике из той же ткани, но синего цвета. Шнурок, стягивавший штаны, завязывался спереди.

Девушки с 12-13 лет поверх нижнего белья носили камзол - лиф, туго стягивавший грудь и талию и делавший фигуру плоской; до замужества не снимали камзола даже на ночь.

Поверх белья и камзола надевали платье бииз из шерстяной ткани или ситца. Бииз, как и камзол, заимствован, видимо, от соседних народов Северного Кавказа. Лиф бииз плотно облегал фигуру. От ворота спереди шел треугольный вырез до талии, сзади пришивался небольшой стоячий воротник. Рукав вшивной, с широкой проймой и пышными буфами, а от локтя до кисти узкий, по руке. Нижняя часть бииз прямая, широкая, со сборками на талии, пришивалась к лифу спереди и с боков, а спинка кроилась цельной, расширяющейся от талии книзу. Под бииз надевали манишку со стоячим воротником, часто украшенную лентами. В талии бииз стягивался кожаным поясом с накладными серебряными или простыми бляшками. Одежда девушек была ярких цветов. Праздничную одежду шили из шелковых, шерстяных тканей или бархата.

Женщины обычно носили более широкое платье (берз), несколько напоминающее бииз девушек, но без пояса, с цельными рукавами, равномерно суживающимися к кисти. У берз в отличие от бииз перед кроится цельным, а спинка отрезная. Берз -- обычный будничный. костюм замужней и пожилой женщины. Под него надевали белую кофту из хлопчатобумажной ткани с отложным воротником, застегнутым на круглые самодельные пуговицы, сплетенные из ниток.

Праздничная одежда женщин - терлг и цегдг. Терлг - свободная отрезная в талии одежда с разрезом спереди и длинными вшивными рукавами. Поверх терлг надевали цегдг - род длинной, слегка приталенной с боков одежды без рукавов. Ворот, бока и проймы отделывали вышивкой, выполненной разноцветными нитками.

Девушки заплетали волосы в косу. На голове носили шапочку щатг\ замужние женщины - халвт\, по покрою сходный с конфедераткой или беретом; к макушке его прикреплялась красная шелковая кисть, прикрывавшая весь верх. Снизу пришивался твердый ободок шириной примерно в ладонь, плотно охватывавший голову, концы его сходились на лбу, один конец был шире другого и немного скошен. Весь ободок шапочки украшался богатой вышивкой.

Замужние женщины заплетали волосы в две косы, спуская их на грудь. Косы прятали в особые футляры (шиврлг) из черного бархата или шелка. В косы вплетали тесемки, к концам которых прикреплялись цепочки, заканчивающиеся сердцевидной серебряной бляшкой (токуг). Токуг с цепочкой обычно свисал из шиверлига. В будни женщины носили черные, плотно облегавшие голову шапки с тульей из черного меха или бархата и суконным или бархатным круглым дном. В праздники, как и девушки, они надевали халвнг.

Мужчины носили летом, как правило, картуз или меховую шапку типа папахи с верхом из черной ткани, а зимой - барашковую ушанку. Для калмыцких головных уборов как мужских, так и женских была характерна красная кисть, пришитая на макушке.Старики стриглись наголо, оставляя на темени пучок волос; более молодые мужчины подстригали волосы в кружок.

Из украшений были довольно широко распространены медные, бронзовые, серебряные и золотые кольца, а также серьги-подвески, которые женщины носили на обоих ушах, а мужчины в левом ухе.

На ногах девушки и женщины носили красные или черные сапожки на каблуках со слегка загнутым кверху носком, мужчины - русские сапоги, ботинки, а зимой - валенки. Под сапоги или валенки надевали войлочные чулки.

Детская одежда обычно в миниатюре повторяла одежду юношей и девушек. В бедных семьях часто дети летом бегали нагими или донашивали одежду старших. Интересно, что именно в одежде детей дошкольного возраста продолжают сохраняться старинный покрой и традиционный орнамент: арочный - изображение кибиток хотона, тюльпан - символ цветущей степи и др.

В настоящее время калмыки (как в городах, таки в селах) почти не носят традиционной одежды. Только пожилые женщины еще надевают бер- зе, шиверлиг, токуг и черные круглые, плотно облегающие голову шапки. Большинство населения перешло к одежде городского типа, которую покупают готовой в магазинах, шьют сами из фабричных тканей или заказывают в местных швейных мастерских, в ателье. Старинная женская праздничная одежда совершенно вытеснена современным нарядом: шелковыми и шерстяными платьями модных фасонов, сшитыми дома или в ателье. Многие калмычки (преимущественно горожанки) летом носят сарафаны, блузки и юбки, а нередко и брюки без манжет, однотонные, чаще темные, суженные книзу.

В селах женщины и девушки носят платья из штапельного полотна, отрезные, более свободного, чем в городе, покроя, юбки из шести клиньев, с пояском. Лиф приталенный, с вшивными длинными или цельнокро- енными короткими рукавами.

Рабочую одежду шьют из более дешевых тканей. В прибрежных районах рыбакам и связанным с обработкой рыбы рабочим выдается спецодежда, состоящая из брезентовой куртки, брюк, фартука, высоких резиновых сапог и рукавиц.

Старинная обувь также заменена современной обувью фабричного производства. Мужчины носят ботинки, сапоги, зимой - валенки. Женщины летом ходят в босоножках или легких туфлях, а в холодное время года носят закрытые туфли, зимой - валенки или боты поверх туфель.

Из украшений распространены серьги, различные бусы, подбираемые- в тон отделки платья, браслеты. Многие городские и сельские жители, особенно молодежь, носят часы на металлическом браслете.

КАЛМЫЦКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ КОСТЮМ Калмыцкий национальный костюм – это уникальное произведение прикладного искусства. Самобытный характер калмыцкого костюма складывался постепенно. Калмыцкая национальная одежда была удобной, богато орнаментированной. Одежда калмыцких девушек и женщин отличалась красочностью. Каждому возрасту женщины соответствовала своя одежда. Мужская одежда В одежде калмыков сохранялось историческое наследие воинов-предков, живших в Монгольском ханстве. К XIX веку единственным напоминанием об их героическом прошлом, о родстве с потомками Чингисхана был монгольский халат - верхняя простеганная одежда, которую носили исключительно старики. Костюм же молодых калмыков претерпел кардинальные изменения в соответствии с новыми традициями и погодными условиями. Зимой верхней одеждой калмыкам служили овчинные тулупы и шубы из мерлушки (шкурка ягненка, забитого в возрасте до двух недель) со стоячим воротником.Летом они носили кафтаны, сшитые из китайчатой материи, или чапаны простого покроя, подпоясанные кушаками. Чапан- мужской стеганый ватный или из верблюжьей шерсти халат. Сверху чапан покрывали бархатной тканью, а подкладку делали из ситца. Кушак - пояс из длинного широкого куска материи или кожи Вообще, на поясе, начиная с левого боку, навешивался целый ряд небольших вещей, которые у настоящего калмыка должны были быть всегда под рукой. Пояс с полным набором принадлежностей выглядел таким образом. Каждый предмет имел свое место и висел на ремешке, и пристегивался пуговкой к особой ременной петле пояса. Это были две кожаные сумочки: меньшая – для хранения готовых пуль, а та, что побольше – для запасных пуль. Далее находился продолговатый деревянный или костяной ящичек для хранения птичьего или заячьего сала, им смазывали обрезки козлиной кожи для обвертки пуль. Затем находился небольшой ножик в ножнах на длинном черенке. За ним шел круглый кожаный карманчик, украшенный серебряным ободком или бантиком. В нем хранили тряпки для чистки винтовки. Следующим предметом была роговая пороховница на длинном ремне, подвешивающаяся на особый железный крючок, вделанный в сам пояс. После нее висела мерка для пороха. Затем кусок козлиной кожи для нарезки – обверток на пули. За ней висела отвертка для винтовки. Сзади за пояс засовывался маленький кожаный мешочек с огнивом, кремнем и трутнем. После – коротенькая трубка в кожаном чехле с чубуком. Далее висел кисет с табаком. Нагайка затыкалась за пояс с правой стороны, а рядом с нею, впереди, ручной платок, сложенный не по диагонали, а вдоль, и засунутый за пояс одним концом у правого бока, а другим сзади, у спины. В старину, когда еще оставались любители ястребиной охоты, к этим вещам добавлялись во время охоты маленькие литавры, подвешиваемые к луке седла с правой стороны. К нему добавляли колотушку – «тер», похожую на столовый нож, у которого на черенке, вместо лезвия, была прикреплена твердая ременная пластинка. У богатых представителей народа верхнее платье было длинное и широкое, нараспашку, а под него надевали парчовый узкий полукафтан (кафтан - двубортная одежда с удлиненными рукавами) или бешмет, которые непременно стягивали поясом; выйти на люди без последнего считалось неприличным. Бешмет - мужская одежда, по виду напоминавшая кафтан со стоячим воротником. Бешмет застегивался на плотный ряд пуговиц от горловины до пояса. Молодые одевались в особенные кафтаны, с разрезами на рукавах, чтобы их можно было закидывать назад. Нижнее белье состояло из холщовой рубахи, доходившей до пояса, с разрезом от горловины до подола, и портков. Женская одежда Костюм простых калмыцких женщин был незатейлив. Он состоял из длинной широкой блузы - киляг - и шаровар. Блуза по крою походила на мужскую рубаху. В будние дни калмычки чаще всего носили длинные платья - хутцтан. Женские летние кафтаны - цегдег - от мужских отличались лишь тем, что не имели рукавов. У них, как и у тулупов, которые носили в холодное время года, сверху делали вырез, застегивавшийся на пуговицы. Нагрудный разрез украшали серебряными, реже золотыми, галунами, иногда по краю горловину обшивали узким позументом (тесьма или лента, сотканная из золотых или серебряных нитей). Под кафтаны калмычки надевали платье - терлег - из яркой ткани, украшенное вышивкой с растительным орнаментом по краям рукавов и подолу. Застегивался терлег спереди на металлические пуговицы. Иногда поверх летнего кафтана надевали ловшик - халат с длинными и очень широкими рукавами. Цегдег - Калмыцкий костюм замужней женщины Замужние женщины отличие от мужчин и девушек никогда не подпоясывались. Волосы их разделялись на две половины и заплетались в косы, которые укладывались в бархатные или шерстяные чехлы (накосники) - шиверлиги, спускались на грудь, пропускались через петли, пришитые сбоку на платья, на уровне пояса. На конце каждой косы замужние калмычки привязывали по серебряной подвеске (токуг), призванной от- гонять чертей (шулмусов), пристававших, по представлениям калмыков, к длинным женским волосам. Женщины ходили в шапках. Считалось, что простоволосой быть неприлично. Зимой калмычки носили тулупы, приталенные шубы с оторочкой из мерлушки по краю рукавов и подола, а также стеганые ватные кафтаны черного цвета с длинными рукавами и низким воротником-стойкой. Женщины из богатых семейств имели в своем гардеробе крытые дорогими тканями собольи шубы. Калмыцкий женский праздничный костюм (Костюм принцессы Сувсы) Кольца, серьги и браслеты у калмыков не только были украшениями, но и отличительным знаком положения их обладателя в иерархии знати. И чем выше по социальной лестнице находился человек, тем больше ювелирных украшений он обязан был на себя надевать. Праздничный комплекс одежды у мужчин и женщин дополнялся серьгами и кольцами из драгоценных металлов с вставками из изумрудов, нефритов, бирюзы, яшмы, кораллов и горного хрусталя.Чтобы калмыцкая знать могла украшать себя драгоценностями, ежегодно совершались трудные и продолжительные, порой сопряженные с опасностью для жизни походы в Китай, Тибет и Монголию. Из тех краев купцы привозили в Калмыцкое ханство дорогие шелка и украшения. «Он так любит свою девушку, что подарил ей серьги с подвесками», - говорили о проявлении большого чувства. Эти украшения ценились очень высоко, особенно если на них были пять драгоценных камней. Любая уважающая себя калмычка старалась иметь серьги с такими подвесками, а мужчина считал своим долгом одаривать мать своих детей столь дорогими подарками. Ювелирным украшениям приписывались и магические свойства. Их появление в народном костюме было овеяно мифами и легендами. Калмыки считали, что если мужчина или женщина не носят серьги, то после смерти, в загробном мире, с их ушей будут свисать змеи. Женщина носила серьги в обоих ушах, девушка - только в правом ухе, а мужчина - в левом. Маленьким детям, едва они появлялись на свет, также прокалывали мочки и вдевали золотые серьги с камнями красного цвета, чтобы защитить от злых духов. Существовало поверье, что серьги должны быть только золотыми, чтобы человек лучше думал, шея украшена серебром, защищающим душу, а руки - медными браслетами, ибо медь охраняет здоровье человека. Калмыки верили, что токуги, подвешенные к шиверлыкам, могут отпугивать чертей. Им приписывались различные магические свойства, о которых не раз упоминается в эпическом калмыцком произведении «Джангар». Считалось, что спасти смертельно раненого воина от гибели может женщина, которая три раза перешагнет через него и произнесет особое заклинание, одновременно ударяя богатыря токугом. Кольца в калмыцких семьях передавались по наследству от матери к дочери, от бабушки к внучке. Посторонние люди, а тем более мужчины, не имели права делать девушке такие подарки. Только будущий муж мог преподнести ювелирное украшение во время предсвадебного визита в дом избранницы, и то лишь если была назначена дата свадьбы и к ней начинали готовиться. До свадьбы девушка носила два медных кольца, надевая их только на мизинцы. После изменения семейного статуса, со дня свадьбы, кольца украшали каждый палец ее руки. Таким образом, по количеству колец всегда можно было определить, замужем женщина или нет.Шапку - бюслячи - шили из меха соболя или норки. Верх головного убора обтягивали парчой, к которой пришивали красный гребешок из шелковых нитей. Бархатные шиверлыки - чехлы для кос, были обязательной составляющей наряда калмычки. В будни или праздники без шиверлыков, так же как и без головного убора, женщина не могла выйти на люди. Терлег - праздничное платье калмычки - шили из дорогих сортов шелка, тонкой парчи или бархата. Рукава платья оторачивали вышитой золотыми нитями каймой. Калмыцкая обувь Каждый калмык при первой возможности старался приобрести сапоги с длинными голенищами и высокими каблуками с подковами. Он был готов отказать себе в самом необходимом, чтобы собрать деньги на покупку этой обуви.В конце XIX в. среди мужчин широкое распространение получили фабричные сапоги. Во время летних работ мужчины носили башмаки, изготовленные по русскому образцу. В годы первой мировой войны большое распространение получили поршни, сшитые из сыромятной кожи. Зимой носили валенки. Обувь надевали на войлочные чулки, шерстяные носки, шерстяные обмотки - онучи.Большого различия между обувью мужской и женской не существовало. Повседневной обувью как мужчин, так и женщин были сапоги. Для мужчин шили преимущественно из сафьяна (булгар) черного цвета, для женщин - красного.В конце XIX в. среди мужчин широкое распространение получили фабричные сапоги. Во время летних работ мужчины носили башмаки, изготовленные по русскому образцу. В годы первой мировой войны большое распространение получили поршни, сшитые из сыромятной кожи. Зимой носили валенки. Обувь надевали на войлочные чулки, шерстяные носки, шерстяные обмотки - онучи.Большого различия между обувью мужской и женской не существовало. Повседневной обувью как мужчин, так и женщин были сапоги. В Калмыкии зачастую можно встретить современную молодежь в стилизованных одеждах с национальным калмыцким колоритом: головные уборы, женская и мужская одежда с национальным орнаментом.

Яркое дефиле в этническом стиле «Легенды степного ветра» прошло в Элисте на территории культурного комплекса «Пагода семи дней». Показ этнической моды организовали для жителей и гостей столицы Ассоциация женщин Калмыкии и Театр костюма и пластики Татьяны Миловановой при поддержке министерства культуры и туризма РК.

Около ста моделей в стилизованных в национальном духе костюмах вышли на импровизированный подиум, для которого служила площадка между зданием КалмГУ им. Б. Городовикова и Пагодой.

Основная цель организаторов – популяризация национального костюма. Идея – показать богатство калмыцкого платья и возможность совмещения современного стиля и национальных элементов. Девушки представили коллекции Театра костюма и пластики, DOLAN BRAND, мастерской «Киштгя билиг» и ателье «Иньглян».

Калмыцкий костюм входит в моду. И, по словам организаторов, за более чем 20 лет он эволюционировал от подиума и высокой моды к традиционному повседневному наряду. «Сегодня возвращение к историческим корням в одежде – это признак времени. И таких примеров очень много. Казахстан, Монголия, Киргизия, Китай, Тува. Сейчас вопрос об идентичности каждого этноса поднимается и национальный костюм наряду с языком, традициями становится на один уровень, интерес к нему растет», – отметила в интервью республиканским СМИ руководитель Театр костюма и пластики Милованова .

Эту же мысль озвучила нам и одна из зрительниц – молодая элистинка Нина Кованова : «Сейчас очень много говорят о возрождении калмыцкой культуры и это хорошо. Вот и в нашу современную одежду добавляют элементы национального одеяния. Это красиво и стильно. Хотя девушек в таких нарядах пока встретишь не часто».

«Я сегодня на рынке в Элисте видела, как маленькая девочка примеряла калмыцкую шапочку, подумала, что для участия в этом показе, – рассказывала о своих впечатлениях Надежда Бурслугинова , учитель Калмыцкого педагогического колледжа. – Мероприятие интересное, мне понравилось».

Артисты народного фольклорно-этнографического ансамбля «Эрдем» Валентина Басанкиева и Зоя Лиджиева также пришли поддержать организаторов. «Это событие очень важно для Калмыкии и для пропаганды калмыцкой культуры. Оно проходит в республике впервые, поэтому не поддержать эту идею мы не могли и пришли сюда в национальных костюмах», – отметила в интервью Басанкиева . «Думаю, это должен быть фестиваль национального костюма и он должен быть ежегодным. Подрастающее поколение должно расти на таких мероприятиях, изучать родную культуру, знать ее», – поделилась своим мнением Лиджиева .

  • Фото: Басанг Оконов Фото: Басанг Оконов

12.11.2009 16:12

В конце XIX - начале XX вв. все виды легкой одежды калмыков изготовлялись из русских фабричных тканей. Для верхней теплой (зимней) одежды и головных уборов, в основном, использовались различные шкуры, шерсть, войлок и т. д.

Национальная мужская одежда была однотипна для всего калмыцкого населения, каких-либо особых различий не отмечалось.

Нательное белье мужчины состояло из рубахи и штанов. Обычно их шили из тонких тканей белого и серого цветов. Верхние брюки бедняки шили из темного материала, преимущественно из нанки, богатые и зайсанги - из черной шерсти или сукна. По сообщению И. А. Житецкого, в конце XIX в. брюки такого типа у знатных людей украшались нашивными лампасами (тасамте шалвур) из позумента.

Поверх рубахи калмыки носили бюшмюд, который, судя по рисунку, опубликованному П. С. Палласом, уже бытовал в XVIII в. Его носили в праздничные дни, в зимнее время - при поездке в другие хотоны.

Вторым видом верхней одежды взрослых мужчин был распашной эрмег - армяк из толстого верблюжьего сукна серого (чаще темно-серого) цвета, шитый в талию со многими сборками на поясе, с разрезом спереди.

Обычной зимней одеждой калмыков всех улусов была овчинная шуба, шитая в талию со стоячим воротником из мерлушки. По покрою она представляла собой тот же бюшмюд. Подолы и края рукавов обшивались каймой из цветной ткани или меха (из мерлушки, у богатых и знатных - из выдры, бобра, соболя, куницы).

Высоко ценилась жеребковая шуба (доха) свободного покроя, сшитая из шкур скинутых или павших жеребят, шерстью наружу. Воротник делали из черной мерлушки. Доха была доступна только богачам, имевшим табуны лошадей.

В сильные морозы, отправляясь в дальнюю дорогу, зажиточные калмыки надевали овчинные некрытые тулупы. Само название калмыцких тулупов указывает на то, что они были заимствованы у русских соседей.

Из зимней одежды также широко распространены были овчинные брюки, шитые шерстью внутрь, укреплявшиеся на поясе при помощи гашника.

Калмыцкая знать (нойоны, богатые зайсанги) и зажиточные люди носили дорогие нарядные шубы - йучи, которые делались из белой и черной мерлушки (хурсх йучи), а также из шкур соболя, бобра, горностая, хорька, белки. Они покрывались темной дорогой тканью. Полы и края рукавов обшивались мехом соболя, бобра, чаще шкурой молодых барашков (ягнят). Такие шубы высоко ценились и являлись предметом гордости богачей и гелюнгов.

Мальчики носили нательное белье, бюшмюд, шапку, обувь, шубу, какими пользовались мужчины. В богатых и знатных семьях они носили бюшмюд кавказского типа. П. Небольсин видел, что калмыки украшали свой бюшмюд галунами и газырями - нашивками для патронов. Так одет на фотографии, датируемой 1905 г., сын князя Тундутова. Бюшмюд и шубы перетягивались сверху узким поясом.
На левом боку калмык, как правило, носил нож в серебряных или кожаных ножнах и огниво, которое прикреплялось к поясу.

На безымянном пальце левой руки мужчины из состоятельных семей носили кольцо, а в левом ухе - серьги из серебра, золота.

Распространенным головным убором были меховые шапки (хурсха махла). Пожилые калмыки носили шапку, околыш которой делался из черной мерлушки (хаджилга). Верхние края мерлушковых околышей обязательно оторачивались выдрой, а верхушка (ора) делалась из какого-либо яркого, но не желтого сукна, центр отмечался кружочком, куда пришивалась кисть из красных шелковых нитей, поэтому калмыки называют себя «улан залата хальмг», т.е. «калмыки с красной кисточкой». (По-видимому, «улан зала» означает солнце, которое почиталось калмыками, а шелковые нити - его лучи).

Начиная с середины XIX в., в калмыцкую среду стали проникать привозные городские головные уборы. По сообщению П. Небольсина, хошеутовские калмыки иной раз летом носили фуражки с глянцевыми козырьками и красными околышками, заимствованные от астраханских казаков. В 80-х гг. XIX в., согласно свидетельству И. А. Житецкого, летом зансанги носили обыкновенно серые фуражки с зеленым околышем и красными кантами. В XX в. фуражки городского производства получили широкое распространение, их носили все калмыки, начиная от мальчиков и кончая пожилыми.

Киляг - женская (нательная) рубаха, надевавшаяся через голову, была совершенно аналогична по крою мужской рубахе. У пожилых она имела прямой разрез спереди и застегивалась на белые пуговицы фабричной работы или на металлические крючки.

Поверх рубашки в качестве повседневной рабочей одежды калмычки носили длинные до пят платья (хутцан). Лиф платья имел прямой разрез на груди сверху донизу, юбочная часть была широкой. Обе стороны нагрудного разреза украшались золотыми и серебряными галунами, часто узкими позументами.

К повседневной одежде относилась и длинная до пят безрукавка (цегдег) из тканей темного цвета. Женщины носили ее летом.

В качестве теплой одежды у калмычек бытовал стеганый кафтан на вате (хаваста) из тканей черного цвета с длинными рукавами и низким стоячим воротником.

К праздничной женской одежде относятся нарядные терлег и цегдег, бытовавшие до 30-х годов XX в. Их шили всегда в талию, длиной до щиколоток, из лучших сортов шелка, бархата, тонкой парчи ярких расцветок, за исключением белого, желтого и черного цветов. Края подола, грудной разрез, рукавные проймы, обшлага на рукавах украшались каймой вышивки, в которой сочетались гарусные нитки разных цветов, а затем пришивался позумент.

Зимней одеждой для калмычек служила некрытая шуба совершенно такого же покроя, как и мужская, но женская была менее просторна, шили ее всегда в талию. Края подола, полы и рукава оторачивались мерлушкой, у богатых, хотя и редко - выдрой, бобром и обшивались каймой из цветного материала.

Кроме овчинной шубы богатые и знатные женщины носили йучи - шубу на легком меху, покрытую дорогой тканью.

Замужние женщины отличие от мужчин и девушек никогда не подпоясывались. Волосы их разделялись на две половины и заплетались в косы, которые укладывались в бархатные или шерстяные чехлы (накосники) - шиверлиги, спускались на грудь, пропускались через петли, пришитые сбоку на платья, на уровне пояса. На конце каждой косы замужние калмычки привязывали по серебряной подвеске (токуг), призванной от- гонять чертей (шулмусов), пристававших, по представлениям калмыков, к длинным женским волосам. Женщины ходили в шапках. Считалось, что простоволосой быть неприлично.

Наиболее распространенным повседневным головным убором калмычек была маленькая круглая шапочка, которую пожилые женщины носят и сейчас.

Вторым типом женского головного убора была так называемая «тамша» - круглая плисовая шапочка с закругленным верхом. Старинный головной убор замужней молодой и средних лет женщины - халмаг, круглая по форме и довольно тяжелая по весу шапка. Ее кошмовая основа обтягивалась черной шелковой материей (нередко парчей) и украшалась вышивкой из золотых или серебряных ниток.

Существовал еще один головной убор, известный у калмыков под названием «устя халмаг»- меховая женская шапка четырехугольной формы, околыш которой делался из дорогого меха (соболя, бобра, выдры).

Пожилые и преклонного возраста женщины носили шапку хаджилга, довольно высокую и объемистую, околыш ее делался на черной мерлушки, иногда из шкурки ягненка-выкидыша (каракульчи).

Одежда девушек и девочек была мало специфична. По калмыцкому обычаю девушки обязательно носили поверх нижнего белья сшитый из материи, чаще из холста, желятиг - жилет, представлявший собой не что иное, как своеобразный корсет (камзол) без рукавов.

Поверх желятиг девушки надевали особый бюшмюд (он назывался часто «бииз»), изготовлявшийся из шерсти, шелка и ситца более нарядной расцветки.

Теплой зимней одеждой для девушек служила овчинная шуба, ничем не отличавшаяся по покрою от женской, а в богатых семьях - легкая шуба на меху.

В начале XX в. в качестве праздничного головного убора девушек и молодых женщин встречались высоко ценившиеся нарядные Камчатки - низенькие шапочки, украшенные эффектными вышивками, заимствованные, по всем данным, у татарского населения г. Астрахани. Иногда такие шапочки носили пожилые женщины из богатых и знатных семей. В начале XX в. распространение получили фабричные платки.

Большого различия между обувью мужской и женской не существовало. Повседневной обувью как мужчин, так и женщин были сапоги. Для мужчин шили преимущественно из сафьяна (булгар) черного цвета, для женщин - красного.

В конце XIX в. среди мужчин широкое распространение получили фабричные сапоги. Во время летних работ мужчины носили башмаки, изготовленные по русскому образцу. В годы первой мировой войны большое распространение получили поршни, сшитые из сыромятной кожи. Зимой носили валенки. Обувь надевали на войлочные чулки, шерстяные носки, шерстяные обмотки - онучи.

Мужчины носили бюс - пояс, металлическая часть которого делалась из серебра, «польского» серебра пли сплава (фраже), часто покрытых чернью.



Какая главная часть человеческого организма? Безусловно, голова. А что человек носит на голове? Конечно, шапку! Значит, шапка — главная часть костюма. Вот такой нехитрой логикой руководствовались калмыки, когда придавали головному убору исключительные по сравнению с другими элементами костюма свойства.

И действительно, к головному убору калмыки относятся с большим почтением. С ним связано много поверий и примет. Скажем, ни в коем случае нельзя надевать чужую шапку, как и отдавать свою, — рискуете унаследовать плохую карму, отдав взамен свою (калмыки — традиционные буддисты). Шапку нельзя класть где попало — это все равно что забыть собственную голову. Шапку нельзя подкидывать — по той же самой причине. Нельзя носить несколько шапок на голове, а также складывать головные уборы горкой. Старинное поверье гласит: если носить несколько шапок на голове, то женишься или выйдешь замуж несколько раз.

Но хуже всего, если приснится сон, что ты потерял свой головной убор. Это очень плохой знак. В старину калмыки в таких случаях непременно шли к гелюнгу — буддистскому священнику.

Конечно, исключительная важность головных уборов в Калмыкии послужила причиной большого их многообразия. В калмыцком народном костюме более двадцати видов головных уборов — мужских и женских, летних и зимних, повседневных и праздничных. Шапки разных видов — обязательный элемент внешнего облика калмыка. При этом очень важное значение придавалось цветам головных уборов, что было связано с буддийскими традициями.

Самая распространенная мужская шапка — хурхсна махла, сделанная из меха, очень теплая и практичная. Пожилые калмыки носили шапку хаджгла, околыш которой делали из черной ткани. Нижняя часть ее была круглой, а верхняя — четырехугольной. Околыш оторачивался мехом выдры (бельцен), а верхушка (ора) делалась из яркого сукна. В центр хаджгла пришивались кисточки из красных шелковых нитей. Кстати, именно поэтому калмыки называют себя «улан залата хальмг», то есть «калмыки с красной кисточкой». Иногда вместо кисточки пришивали красную пуговицу, бусинку или кусочек коралла.

Зимой мужчины носили чиктя махла, которая очень похожа на русскую ушанку. А калмычки чаще всего носили тегриг махла — маленькую круглую шапочку. Основу тегриг махла составляла кошма, обмазанная с двух сторон жидким тестом из муки пополам с водой. Околыш и верх такой шапочки покрывались черным бархатом или, что реже, каракулем, а на верхушку пришивали ярко-пунцовую пуговицу, имеющую культовое значение.

Часто женщины-калмычки носили и так тамша — шапочку, сделанную из плиса, имевшую закругленный верх. Околыш украшали клиньями из темно-малинового бархата, покрывали вышивкой золотыми и серебряными нитями. Невозможно перечислить все виды традиционных калмыцких головных уборов. Одно ясно: шапка в Калмыкии — всему голова.