Методы и приемы воспитания. Классификация методов воспитания

Воспитание как целенаправленный процесс формирования личности осуществляется благодаря реализации разнообразных воспитательных методов.

Методы воспитания - способы взаимосвязанной деятельности воспитателей и воспитанников, направленной на формирование у воспитанников взглядов, убеждений, навыков и привычек поведения.

в Зависимости от воспитательной ситуации выбирают конкретные приемы воспитания, что является предпосылкой повышения эффективности методов воспитания.

Прием воспитания - часть, элемент метода воспитания, необходимый для эффективного применения метода в конкретной ситуации.

Во взаимосвязи с методами и приемами воспитания происходит использование средств воспитания.

Средства воспитания - вид общественной деятельности, который влияет на личность в определенном направлении.

К средствам воспитания относятся труд, искусство, средства массовой информации, школьный режим и др.

Методы воспитания делят на общие (применяют во всех направлениях воспитания) и частичные (используют преимущественно в одном из них - правовом, экономическом, физическом и проч.).

Методы воспитания всегда действуют в определенной системе, каждый является структурным элементом этой системы, обеспечивая во взаимосвязи с другими эффективность воспитательного процесса. Они изменяются, совершенствуются с изменением цели воспитания, условий, в которых оно осуществляется, возраста ребенка и степени его воспитанности.

Выбор метода и эффективность его использования зависят от:

Возрастных особенностей школьников и их жизненного опыта. Так, в воспитательной работе с младшими учащимися приучения и упражнения преобладают над убеждением. Диспут и лекцию целесообразно использовать в воспитательной работе со старшеклассниками;

Уровня развития детского коллектива. В реформированном коллективе педагог использует метод требований в категорической непосредственной форме, в сплоченном - общественное мнение, прием параллельного действия;

Индивидуальных особенностей школьников. На эти особенности следует учитывать не только в индивидуальной воспитательной работе, но и во время групповых и фронтальных воспитательных мероприятий. Выбранный метод воспитания должен предусматривать индивидуальные коррективы;

Сочетание методов формирования сознания и поведения. Выбирая методы воспитания, следует разумно сочетать методы формирования сознания и методы формирования общественного поведения с учетом принципа воспитания единства сознания и поведения;

Эффективности методов воспитания, условием эффективности которой является учет психологии школьника. Ученик реагирует на воспитательное воздействие положительно, отрицательно или нейтрально. Это требует от педагога умения выяснить реакцию питомца и соответственно скорректировать его восприятие.

Характеристика основных групп методов воспитания

Классификация методов воспитания вытекает из логики целостного педагогического процесса, необходимости непосредственной организации всех видов деятельности детей, их взаимоотношений с педагогами и между собой, стимулирования самодеятельности и самообразования. По критерию функциональности различают следующие группы методов воспитания: методы формирования сознания; методы формирования общественного поведения; методы стимулирования деятельности и поведения; методы контроля и анализа уровня воспитанности.

Методы формирования сознания

Эта группа методов воспитания охватывает методы разностороннего воздействия на сознание" чувства и волю учащихся с целью формирования у них взглядов и убеждений. К методам формирования сознания относятся: словесные методы (разъяснение, беседа, лекция, диспут); метод примера. их еще называют методами убеждения, поскольку с их помощью развивают и доводят до сознания учащихся сущность норм поведения, преодолевают ложные взгляды И убеждения, негативные проявления поведения.

Разъяснения

С его помощью воспитатели влияют на сознание учащихся, прививают им нравственные нормы и правила поведения. Особенно эффективны они во время усвоения правил поведения, режимных требований школы, правовых норм. Такие разъяснения усиливают показом, наглядным демонстрированием. Метод разъяснения часто используют как прием воспитания во время беседы, лекции, диспута.

Беседа

Используют ее для выяснения, а также целенаправленного формирования психологических особенностей, убеждений, интересов личности. Учитывая особенности проведения беседа может быть фронтальной или индивидуальной. Чтобы фронтальная беседа дала положительный результат, педагог должен обосновать тему как жизненно важную, а не надуманную, так формулировать вопросы, чтобы они побуждали к разговору, направлять ее в конструктивное русло. Учащихся следует привлекать к оценке событий, поступков, явлений общественной жизни, формировать у них на этой основе отношение к окружающей действительности, своих общественных и моральных обязанностей. Подытоживая беседу, учитель обосновывает рациональное решение обсуждаемой проблемы, намечает конкретную программу действий для закрепления принятой в результате беседы нормы. Фронтальная беседа охватывает несколько этапов. На первом воспитатель раскрывает суть темы беседы, ее значение, а затем переходит к беседе в форме рассказа. Раскрывая содержание, он опирается на имеющийся у учащихся запас представлений и понятий, который обнаруживает предыдущим анкетированием или в индивидуальных беседах. На втором этапе он привлекает к беседе учащихся, которые высказались по поводу мыслей воспитателя относительно темы беседы. На основании этих высказываний он раскрывает суть поставленной проблемы, помогает учащимся выработать определенные мировоззренческие понятия, связанные с темой. На третьем этапе, исходя из анализа конкретных фактов, отмечают актуальность обсуждаемой проблемы, связывают ее с поведением и деятельностью учащихся. На четвертом - учащиеся осознают значение рассматриваемой проблемы для собственного поведения.

При подготовке и проведении фронтальных бесед на любую тему учитывают возрастные особенности учащихся. Так, в младших классах целесообразно проводить беседы на морально-правовые темы: "Уважай своих друзей", "Береги все, что создано человеческим трудом", "Красивое и безобразное в поведении людей", "Будь честным и правдивым" и тому подобное. Класоводи пытаются связать содержание этих бесед с поведением учеников, предотвратить негативным поступкам. С этой целью используют случаи из жизни, сюжеты из детских газет и журналов. Во время бесед детей приучают оценивать достойные и недостойные поступки персонажей рассказов.

Беседы с учащимися среднего школьного возраста более насыщены морально-правовым содержанием: "Ответственность школьников за свое поведение", "Твои ученические права и обязанности", "Охрана природы - твой гражданский долг", "Человек без "тормозов" - испорченная машина" и тому подобное. Методика их проведения несколько иная. Прежде всего следует учитывать, что подростки уже имеют определенный опыт выполнения требований и правил поведения, принимали участие в обсуждении поведения одноклассников и др. В то же время педагоги во время бесед обучают учащихся самостоятельно оценивать морально-правовые факты и события.

В старших классах следует проводить беседы, содержание которых опирается на имеющиеся у учащихся правовые знания, полученные при изучении учебных дисциплин: "Твой долг - выявлять и предотвращать правонарушения", "Право, мораль, обычаи и традиции", "Знать, уважать и выполнять законы - обязанность каждого юноши и девушки" и др. Такие беседы должны проходить в непринужденной обстановке. Педагог должен стремиться доходчиво раскрыть тему, ее основные положения, указать источники, в которых можно найти дополнительную информацию. Важно побуждать учащихся к обмену мнениями, подробно ответить на их вопросы.

Фронтальную беседу с классом можно проводить на любую тему: политическую, моральную, правовую, полового воспитания, эстетическую и др. Определенные трудности возникают при необходимости убеждать учащихся в ошибочности их взглядов и убеждений, неправильности их поведения. Поэтому педагог должен использовать различные приемы повышения эффективности фронтальной беседы.

Психологи утверждают, что учащиеся более критично относятся к действиям и поступкам других людей, чем к собственным. Положительно влияют на них аналогии и сопоставление подобных случаев во время беседы. Нередко ученики совершают поступки, не задумываясь над тем, что эти поступки являются свидетельством их отрицательных черт. Например, круговую поруку в коллективе можно квалифицировать как отсутствие принципиальности в Его членов. В таком случае ведут речь о неправильном понимании таких нравственных понятий, как товарищество, коллективизм и дружба.

Эффективность фронтальной беседы возрастает, когда в рассматриваемых фактах, процессах ученики открывают для себя что-то новое. Во время такой беседы они могут отстаивать свои ошибочные взгляды и убеждения. Педагог как бы соглашается с ними, принимает их точку зрения, но, выявив слабые и противоречивые места в аргументации воспитанников, опровергает их: "Я с вами согласен, но как объяснить...", "Допустим, вы правы, однако как быть, когда..." Следует продумать вопрос, какими можно побудить учащихся к самостоятельным поискам ответа на противоречивые суждения. Аргументы педагога должны быть неопровержимыми.

самым сложным для учителя является индивидуальная беседа, проводимая по заранее намеченному плану в спокойной обстановке. Важно, чтобы психическое состояние ученика побудил его к откровенности. В индивидуальной беседе ученик должен не только осознавать смысл услышанных моральных сентенций, но и переживать его. С этой целью используют убедительные примеры. В то же время воспитанник должен почувствовать, что педагог стремится помочь ему. Если речь идет о нарушении правил поведения, беседу нельзя начинать с упреков и вынесения решения о наказании. Сначала выясняют причины и мотивы нарушения, а затем определяют степень педагогического воздействия.

Молодые педагоги нередко сводят индивидуальную беседу к развенчивала поступков учащихся. Однако опыт убеждает, что беседа полезнее, когда ее начинают с аргументированного раскрытия правильного понимания сущности поступка, действия, явления и на этом фоне показывают недостойность совершенного учеником поступка.

Лекция

Сущность ее заключается в систематическом изложении учебного материала, какого-либо вопроса. Она открывает для ученика возможности живого общения с человеком, основательно осведомленным с определенными вопросами, проблемами, готова ответить на вопросы, которые могут его интересовать. Успех лекции зависит от личных качеств лектора, который должен иметь надлежащую теоретическую подготовку, хорошо знать материал, владеть приемами донесения его до слушателей.

Читают лекции в основном в старших классах, изредка - в средних. Готовясь к ним, важно продумать построение, убедительность доказательств и аргументов, собственную оценку событий, фактов, явлений, приемы сосредоточения внимания учащихся. Лекция может быть эпизодической, принадлежать к определенному тематического цикла или кино лектория. Эпизодическая лекция дает представление об одном вопросе или проблеме и должна быть обозначена научностью, полнотой, точностью изложения, доступностью терминологии, насыщенность новой информацией, эмоциональностью и тому подобное.

Теоретические положения лекции раскрываются в тесной взаимосвязи с практикой, с жизнью ученического коллектива. Лектору легче установить контакт с аудиторией, если он использует факты из жизни и деятельности коллектива учащихся. Самым сложным моментом лекции есть ответы на вопросы. Эти вопросы могут потребовать уточнения или оценки факта лектором, его мысли по поводу определенной проблемы, возможные острые вопросы полемического характера. Лектор не должен уклоняться от ответов, в том числе и на острые вопросы, поскольку учащиеся могут дать свое, возможно, и неправильная трактовка тех или иных сложных проблем.

Читая лекцию, важно уметь переходить к непринужденного разговора с аудиторией, учитывая ее возрастные особенности, уровень общей культуры, знакомство с проблемой, о которой идет речь. Это создает атмосферу сотрудничества, усиливает воздействие на мысли, чувства, поведение учащихся. Для активизации восприятия информации лектор использует и влияние учащихся друг на друга, что внешне выражается в обмене репликами, аплодисментах и других эмоциональных проявлениях. В атмосфере взаимопонимания между лектором и слушателями легче отвечать на острые полемические вопросы, привлекать к ответам на них учеников, дискутировать. Не следует обходить острых тем.

Определенное количество лекций, посвященных одной проблеме, образуют цикл лекций. Его объем зависит от характера проблемы, состава слушателей, конкретных условий и возможностей. Важным является наполнение лекций интересным содержанием, освещение наиболее существенных и актуальных для учащихся вопросов. К примеру, старшеклассникам можно предложить цикл лекций по трудовому законодательству, который может объединять такие темы: "Конституция Украины о праве граждан на труд", "Трудовые права и обязанности работающей молодежи", "Особенности трудовой деятельности несовершеннолетних", "Льготы работникам, которые учатся без отрыва от производства" и проч.

Повышенный интерес у учащихся вызывают кінолекторїі - лекции на моральную" правовую, антиалкогольную, эстетическую и иную тематику, которые сопровождаются демонстрацией кинофильмов или их фрагментов. их эффективность обусловлена тем, что познавательное значение лекции возрастает, если она дополнена фактами конкретной деятельности, отраженной в научно-популярном или художественном фильме. Кино лектории объединяют несколько лекций одной идеей, им дают разные названия: "Подросток и закон", "Мораль, право, обязанность" и др. Тематические планы кинолектория предусматривают одну-две лекции в месяц по наиболее актуальным вопросам воспитания школьников и ориентированы на постоянную аудиторию с учетом возраста, образования" уровня воспитанности слушателей. Кино лектории устраивают преимущественно для учащихся среднего и старшего школьного возраста. К работе над ними привлекаются специалисты по конкретной тематике. Целый кинофильм или его фрагменты демонстрируют во время беседы или лекции для более убедительного звучания выдвинутых лектором теоретических положений. Иногда сначала читают лекцию, а затем демонстрируют кинофильм. Если кинофильм довольно информационный, достаточно прокомментировать его материал, задать учащимся вопросы, сосредоточить их внимание на главном.

Кинолекторий обеспечивает последовательное, продолжительное и целенаправленное воздействие на учащихся, способствует формированию целостного представления по многим проблемам, получению исчерпывающих ответов на вопросы, возникающие во время лекции. Для повышения его эффективности проводят итоговые занятия, которые охватывают вопросы и ответы по изученным темам, просмотренных кинофильмов, анкетирование слушателей по оценке работы кинолектория и учета потребностей учащихся, обсуждение с ними наиболее злободневных вопросов и тому подобное.

Диспут

Как метод формирования сознания личности он предполагает свободный, живой обмен мнениями, коллективное обсуждение вопросов, волнующих учащихся. Особенно эффективен он в работе со старшеклассниками. Во время диспута ученики отстаивают собственную позицию, убеждаются в правильности или ошибочности своих взглядов, проявляют свою эрудицию, культуру, темперамент, развивают логическое мышление, умение анализировать, обобщать, делать выводы. Тематику диспутов подбирают с таким расчетом, чтобы побудить учеников к размышлению о цели жизни, счастье, долг человека перед обществом. Можно обсуждать факты из жизни класса, школы, литературное произведение, газетную или журнальную статью. Выбирая тему диспута, необходимо выяснить, насколько учащиеся знакомы с ней, как относятся к ней. Затем очерчивают круг вопросов для обсуждения. Диспут должен проходить в атмосфере непринужденности, никто не должен поучать, выступления должны быть аргументированными. Для этого необходимы свободный обмен мнениями, равенство участников диспута, их опора на факты, логику аргументов. Некорректные шутки запрещаются, острое меткое слово приветствуется.

Успешность проведения диспута зависит от предварительной подготовки. Уже за три-четыре недели в классе должна быть известна его тема, вынесенный на обсуждение вопрос. Учащихся желательно ознакомить с правилами диспута. Нередко накануне диспута готовят специальный выпуск стенгазеты, оформляют витрину с книгами, журнальными и газетными статьями, организовывают анкетирование, индивидуальные и групповые беседы, радиопередачи и тому подобное.

Ведущий должен хорошо подготовиться к нему, продумать, как вызвать обмен мнениями между его участниками, умело управлять полемикой, направлять ее так, чтобы она не превратилась в бессодержательную болтовню. Он должен вовремя остановить тех, кто слишком отклоняется от главного, помочь тем, кто высказывает умные мысли, но не умеет их аргументировать, подвести участников дискуссии к необходимым обобщениям и выводам. Анкетирование, предварительные беседы с участниками диспута облегчат работу ведущего, подскажут ему, на кого можно рассчитывать, уберегут от случайностей, затяжных пауз или этажного разрешения спорных вопросов. В заключение диспута подводят итоги, отмечают спорные или ошибочные взгляды и суждения, подробнее останавливаются на том, чем обогатил диспут его участников.

Словесные методы воспитательного воздействия на учащихся метко охарактеризовал В. Сухомлинский: "В руках воспитателя слово - такое же мощное средство, как музыкальный инструмент в руках музыканта, как краски в руках живописца, как резец и мрамор в руках скульптора. Как без скрипки нет музыки, без краски и кисти - живописи, без мрамора и резца - скульптуры, так без живого, трепетного, волнующего слова нет школы, педагогики. Слово - это как тот мостик, через который наука воспитания переходит в искусство, мастерство".

Метод примера

Как самостоятельный метод воспитания и как прием при применении других методов пример является образцом для подражания, активно воздействуя на сознание и поведение школьника. Примером для воспитания могут быть педагоги, родители, родные и близкие люди, одноклассники, исторические герои, литературные персонажи, деятели науки и культуры, известные политики, предприниматели. Подражания предлагаемого образца происходит в три этапа: на первом - на основе восприятия конкретного примера возникает субъективный образ образца, желание подражать его; на втором - действует связь между примером для подражания и поведением воспитанника; на третьем - осуществляется синтез подражательных и самостоятельных действий и поступков.

Реализуя свои воспитательные функции, пример может помогать педагогу в конкретизации определенного теоретического положения, доказывать истинность конкретной моральной нормы и быть убедительным аргументом, побудить к определенному типу поведения. Особенность воспитательного воздействия примера заключается в наглядности, конкретности его действия. И что ближе и понятнее ученику пример, то большая его воспитательная сила. Использование примера в воспитании требует учета возрастных и индивидуальных особенностей учащихся. Так, в работе с подростками и старшеклассниками исходят из того, что они уже не слепо следуют примеру, а критически относятся к предлагаемому им образцу. Хотя иногда ученики подражают не то, что достойно одобрения.

Одним из недостатков воспитания на положительном примере является поверхностное раскрытие учителями его сути, простой перечень положительных героев художественных произведений, кинофильмов, лучших учеников без подробного, образного, эмоционального анализа. В воспитательной работе нередко используют примеры из окружающей жизни, в том числе и школьного. Однако не каждый пример из школьной жизни одинаково волнует учеников. Иногда предлагаемый учителем образец для подражания вызывает реплики, негативную реакцию. Ведь не все ученики, зачисленные педагогом до лучших, пользующихся авторитетом в коллективе.

На негативные примеры в воспитательной работе опираются, в частности, тогда, когда речь идет о правовое, антиалкогольное воспитание, чтобы показать нецелесообразность их подражания. Приемами их применения могут быть общественное осуждение негативных проявлений в жизни класса или школы; развенчание негативного, когда не все понимают его сущности; противопоставление аморальным поступкам лучших образцов высоконравственного поведения; раскрытие на конкретных и известных учащимся примерах последствий аморального и асоциального поведения. Анализируя негативные факты из жизни, следует стремиться, чтобы у учащихся сформировались негативное отношение к ним, нравственно-правовая устойчивость к злу, делать акцент на вредности наследования недостойного примера.

Условиями воспитательной эффективности методов формирования сознания являются:

1) учета при формировании конкретных мировоззренческих понятий, взглядов и убеждений "базы" (ранее сформированных понятий, взглядов и убеждений), на которую накладывается предлагаемая учащимся информация. Для этого перед каждым воспитательным мероприятием надо не только ставить конкретную цель по формированию определенных качеств, но и изучать уровень воспитанности учащихся и учитывать его во время проведения мероприятия. Иначе пользы будет мало: ведь одни питомцы согласятся с предлагаемыми сентенциями, другие - сомневаться в них, а еще другие - будут воспринимать их скептически, а то и враждебно. И если они откровенно не проявлять своего отношения (в частности, во время лекции), то педагог не будет знать, что делается в их сознании и не сможет скорректировать ее;

2) апеллирование не только к разуму, но и к эмоционально-чувственной сферы учащихся. Убеждение более эффективно, когда ученик испытывает стыд за содеянное. Усиливает убеждения и пробуждения у ученика совести;

3) убеждение на конкретных примерах, что затор-куют интересы детей, к которым они имеют непосредственное отношение. Когда речь идет о бережное отношение к вещам, оборудования, целесообразно вести речь о собственные вещи, оборудование учебного кабинета, школьный инвентарь и только потом - о более отдаленных примеры и обобщения;

4) владение педагогом качествами личности, которые он стремится сформировать у учащихся. Если эти качества не присущи ему, он теряет главный аргумент убеждения. Например, когда педагог, который курит, будет призывать учеников не делать этого, его слова мало кого убедят.

Учитывая, что формирование сознания заключается в создании субъективных образов объективного мира, педагог должен заботиться, чтобы его слова и его поступки образовывали гармоническое единство, адекватно педагогическим целям влияли на мыслительную и эмоциональную сферу школьников.

Прием - это педагогически оформленный акт взаимодействия субъектов воспитания, направленный на достижение конкретной воспитательной задачи. Прием - это элемент метода.

Приемы широко используются в воспитательной работе наряду с методами. Применяются они как самостоятельно, так и в сочетании с различными методами и помогают существенно их разнообразить. Приемов в воспитательной работе великое множество, я перечислю самые основные из них.

Активное слушание. При использовании этого приема педагог должен уметь настраиваться на эмоциональную волну ребенка, стремиться понять чувства ребенка, слушать и слышать его, а также предложить ненавязчиво свою помощь. Воспитателю необходимо войти в зону переживаний ребенка и озвучить их, но не навязывать свою помощь, а предоставить ребенку самому решить свою проблему, только при этом ребенок должен чувствовать и понимать, что его не оставят наедине с его проблемой и окажут всяческую помощь при необходимости.

Великодушное прощение. Этот способ основан на проявлении милости в отношении определенной вины воспитанника. Нельзя наказывать ребенка за каждую малейшую провинность, иначе его жизнь превратиться в кошмар. Воспитатель должен понимать, что иногда воспитанник поступает не так, как нужно, потому, что пока не может вести себя иначе; он, прощая мелкие провинности своего воспитанника, обязан ему объяснить, почему нельзя так делать в дальнейшем. Он должен поднимать планку воспитаннику, обозначая четко, к чему тот должен стремиться.

Договор. Это взаимовыгодное соглашение. Здесь должны учитываться интересы двух сторон, но и ограничения предусматриваются тоже двумя сторонами. Здесь ребенок участвует с воспитателем на равных, и данный прием эффективен только при добровольном принятии на себя обязательств обеими сторонами и выполнения их.

Естественные последствия. Применение данного приема дает ребенку возможность почувствовать последствия своего поступка. Здесь сама ситуация наказывает ребенка за разрушительное поведение: сломал - почини, пролил - подотри, запачкал - постирай и т.д. Это эффективный прием, но следует помнить, что в силу своего возраста и опыта ребенок не все может исправить самостоятельно.

Замена действия. Дети часто шумят, хватают, дергают, черкают, то есть совершают действия, нежелательные для окружающих. В бесконечных запретах нет продуктивности воспитания, поэтому педагогически целесообразнее предложить ребенку привлекательную замену его разрушительным действиям.

Лишение дружеского расположения. Рассмотрю этот прием на примере моего сына. У нас с ним очень дружеские отношения и я являюсь для него авторитетом во всем, я всегда в курсе всех его переживаний, дел, увлечений. И если он в чем-то провинился, то я лишаю его своего дружеского расположения (я ему не улыбаюсь, не обнимаюсь с ним, не обсуждаю планы и т.д.). Он сразу понимает, что сделал плохо и пытается непременно вернуть нашу дружбу.

Предложение выбора. Прием основан на мягком преодолении сопротивления воспитательскому влиянию. Нельзя жестко давить на ребенка, в этом случае всегда воспитатель встретит бурное сопротивление. Ребенку надо предоставлять право выбора для принятия самостоятельного решения. Выбор предполагает выполнений требования, но с учетом личных обстоятельств. Варианты требований в этом приеме должны быть равноценными.

Просьба. Предполагает обращение к ребенку, призывающее удовлетворить какие-либо нужды или желание просящего. Этот прием рассчитан на то, что воспитанник будет готов проявить чувствительность к просьбе воспитателя, но при этом воспитатель должен быть готов и к отказу.

Просьба не должна дополняться приказом.

Прояснение позиций. Прием основан на четком и ясном изложении своего отношения к поступку или поведению воспитанника. Применение данного приема включает дискуссию или спор. Все дети поддаются соблазнам, но применение этого приема четко показывает воспитаннику, что у него нет возможности оправдать свое поведение, он знает отношение педагога к своему поступку или поведению, и что в случае ослушания воспитанник, в лучшем случае, получит неодобрение со стороны воспитателя.

Психологическое поглаживание. Дает воспитаннику ощущение комфорта, снимает психологические зажимы, делает открытым для продуктивного взаимодействия. Этот прием должен сопровождаться позой интереса, доброжелательной улыбкой. Я всегда хвалю своего сына, когда он сделал, пусть даже что-то незначительное, но хорошее: «Ты у меня умница!», «Кокой ты молодец!» и т.д. Можно использовать так же этот прием в целях манипуляции.

Разрешение запрещенного. Смысл данного приема заключается в том, чтобы, попробовав что-то запрещенное, воспитанник сам сознательно от него отказался. Этот прием действует, как шоковая терапия, и здесь педагог четко должен знать ту грань, за которой разрешение запрещенного может выработать новые нормы.

Разрыв контакта. Это крайне жесткая форма и она приемлема, если другие формы не действуют, но она будет эффективна только в том случае, если воспитанник стремится к общению, и разрыв контакта он будет переживать как значимое событие.

Скрытая инструкция. Это завуалированная помощь ребенку, в этом случае педагог ненавязчиво подсказывает конкретные шаги, вариант дальнейшего поведения, но окончательный выбор остается за ребенком.

Составление схемы проблемы. Этот прием основан на типичности многих жизненных ситуаций. Чтобы освободить ребенка от излишних переживаний (иногда бывают ситуации, находясь внутри которых, ребенок подвержен эмоциям, и не может объективно ее оценить) нужно произвести составление схемы проблемы, что поможет освободиться от излишних переживаний и способствует проявлению здравого смысла. Это и будет началом поиска продуктивного пути решения проблемы.

Тайм-аут. Иногда для решения проблемы, как воспитаннику, так и педагогу необходимо время. Часто бывает так, что воспитанник на данный момент не способен адекватно оценить свои действия и воспринять требования педагога. В этот момент педагог попросту «стучится в закрытую дверь». В этом случае надо дать воспитаннику время осознать свое поведение и понять негативное отношение педагога к его поведению. Тем самым педагог еще дает понять, что не намерен сдавать свои позиции по отношению к поведению или поступку воспитанника. Иногда самому педагогу нужна пауза для того, чтобы вернуть самообладание, осмыслить ситуацию, что бы разговор с воспитанником был продуктивным.

Третейский суд. Это признание сложности ситуации и обращение за помощью к авторитетному для обеих сторон лицу, мнение которого должно безоговорочно признаваться каждой стороной. От воспитателя зависит правильность выбора этого судьи. Здесь воспитатель должен быть готов принять мнение третей стороны, даже если это мнение будет не совпадать с его собственным мнением и с его оценкой ситуации.

Угашение. Этот прием основывается на неподкреплении - ни положительного, ни отрицательного - нежелательного поведения ребенка.

Устранение соблазнов. Прием основан на освобождении воспитанника от проблем выбора.

«Я - сообщение». Основан на том, что воспитатель говорит о своих чувствах от первого лица. При применении этого приема в некоторых ситуациях, воспитанник не ощущает себя обвиняемым. Этот прием позволяет установить более открытые и доверительные отношения. Всегда лучше заменить «Ты мне мешаешь!» на «Мне сложно говорить в таком шуме». Воспитателю важно помнить о своих интересах: он имеет право на личное время, на отдых, на уважительное отношение к себе.

Метод воспитания - это способ достижения цели вос­питания, способ получения результата. Цель можно дос­тичь разными путями. Сколько же методов (способов) дос­тижения цели воспитания существует? Какие из них приведут к цели быстрее, а какие медленнее? От чего зави­сит данный процесс и как можно повлиять на него?

Прежде чем ответить на эти вопросы, следует учесть, что в педагогике кроме понятия «метод воспитания» использу­ется понятие «прием воспитания». Прием воспитания - ча­стное выражение метода. В процессе практической дея­тельности метод делится на приемы, которые помогают в достижении целей воспитания. Таким образом, приемы от­носятся к методам как частное к общему. Например, для ме­тода примера приемом служит встреча с интересными людь­ми. Для метода поощрения прием - вручение книги.

Воспитатель действует каждый раз по-разному: воздей­ствует на воспитанника и ждет немедленной реакции в поведении; содействует, т.е. помогает ему; взаимодейству­ет - сотрудничает с воспитанником. Действия воспитате­ля организуются разными способами, потому что пресле­дуются разные цели (цель определяет выбор метода); различное содержание деятельности; неодинаковы возраст воспитанников и их особенности и, наконец, профессио­нальные умения воспитателей также неодинаковы.

Итак, метод воспитания - это способы решения воспи­тательных задач и осуществления воспитательного взаимо­действия.

В практике воспитательного процесса существуют раз­личные методы воспитания: убеждение, положительный пример, личный пример, требование, ласковое прикоснове­ние к воспитаннику, доверие, недоверие, приучение, пору­чение, угроза, прощение и др.

Важно отличать истинные методы воспитания от лож­ных. Некоторые исследователи к ложным методам воспи­тания относят уговаривание, увещевание, упрашивание; назидание, морализирование, нотации; ворчание педагога, разнос, мелочные придирки; упреки, запугивание, беско­нечные «проработки»; муштру; заорганизованность жизни детей; захваливание; и др.



Воспитателю важно научиться себя контролировать, чтобы не использовать неэффективные методы воздей­ствия в процессе воспитания.

Методы воспитания называются общими потому, что они используются:

Для решения любых юспитательных задач (нравственно­го, трудового, умственного, эстетического воспитания и др.);

Для решения не одной, а совокупности задач.

В целях облегчения практического использования ме­тодов воспитания целесообразно их классифицировать. Классификация методов - это построенная по определен­ному признаку система методов, способствующая выявле-. нию в них общего и специфического, теоретического и практического. Классификация помогает упорядочить ме­тоды. В существующих классификациях за основу берется одна или несколько сторон воспитательного процесса.

Представим некоторые из них.

Г.И. Щукина, Ю.К. Бабанский, В.А. Сластенин предла­гают следующую классификацию:

Методы формирования сознания (беседа, рассказ, дис­пут, лекция, пример);

Методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения (приучение, упражнение, поручение, создание воспитывающих ситуаций, требова­ние, общественное мнение);

Методы стимулирования деятельности и поведения (соревнование, поощрение, наказание).

В Российской педагогической энциклопедии предлага­ется следующая классификация методов воспитания, бази­рующаяся на изменениях:

Деятельности и общения (введение новых видов дея­тельности и общения, изменение их смысла, содержания деятельности и предмета общения);

Отношений (демонстрация отношений, разграничение ролевых функций участников совместной деятельности, их прав и обязанностей, сохранение традиций и обычаев коллек­тива, изменение неформальных межличностных отношений);

Компонентов воспитательной системы (изменение коллективных целей, представлений о коллективе, перс­пектив дальнейшего развития).

Существуют и другие классификационные подходы. За­дача воспитателя - выбрать наиболее логичные и эффек­тивные методы для практического использования.

Представим группу методов, которые служат базой для различных классификаций. Это методы:

Убеждения;

Упражнения;

Поощрения;

Наказания;

Примера.

В практической реальной деятельности методы высту­пают в сложном гармоничном единстве, взаимно дополняя друг друга.

метод убеждения. Убеждение - это один из способов влияния на личность, прием воздействия на сознание, чув­ства и волю воспитанника с целью развития сознательного отношения к окружающей действительности. Следует диф­ференцировать убеждение как: 1) психическое свойство личности и 2) метод воздействия на сознание и волю вос­питанника, конечной целью применения которого и являет­ся формирование убеждения в первом значении.

Метод убеждения формирует взгляды воспитанника, моти­вы поведения и действий. Важно понять, чем человек руко водствуется при принятии решений, насколько осознанно происходит этот выбор. Задача воспитателя состоит в том, чтобы помочь сформировать правильные убеждения. С помо­щью этого метода раскрываются нормы поведения, доказыва­ется необходимость правильного поведения, показывается для личности значимость тех или иных норм поведения.

Метод убеждения способствует выработке у воспитанни­ка уверенности в правильности того или иного знания, ут­верждения, мнения. Следовательно, используя этот метод нужно передать и закрепить в сознании воспитанника опре­деленную информацию, сформировать уверенность по от­ношению к ней. Убежденность в правильности идеи фор­мируется в процессе практической деятельности человека.

Как приемы убеждения воспитатель может использо­вать рассказ, беседу, объяснение, диспут.

Рассказ (информационный метод убеждения) - это последовательное изложение фактического материала, осу­ществляемое в повествовательной форме. Требования, предъявляемые к рассказу: логичность, последователь­ность и доказательность изложения, четкость, образность, эмоциональность, учет возрастных особенностей воспитан­ников. При необходимости доказательства правильности ка­ких-либо суждений в рассказе используется объяснение, которое может сопровождаться вопросами и перерасти в беседу. Рассказ позволяет влиять на сознание воспитанни­ка и закладывать основы его убеждений.

Беседа - это вопросно-ответный метод активного взаи­модействия воспитателя и воспитанников. Для эффектив­ности результата воспитателю важно продумать систе­му вопросов, подводящую воспитанника к правильным вы­водам. Обычно намечаются главные, дополнительные и уточняющие вопросы. Если в процессе беседы от частных вопросов переходят к общим выводам, беседа носит эврис­тический характер. Убеждающий смысл беседы тем выше, чем более используется опора на собственный опыт воспи­танника. Различают беседы: эстетические, политические, этические, познавательные, о спорте, труде и т.д.

Беседы могут проводиться с одним воспитанником (инди­видуальные), с несколькими (групповые), быть заранее спла­нированными и срочными (по следам события, поступка).

А.С. Макаренко успешно использовал в воспитании «отсроченные» беседы (например касающиеся поступка воспитанника, но проводимые не сразу, а через некоторое время, чтобы он смог сам осознать совершенное).

Требования, предъявляемые к беседе:

Ее материал должен быть близок детям, их опыту, вы­зывать интерес, волновать их;

Необходимо так строить вопросы, чтобы заставить воспитанников думать, анализировать свои знания и свой жизненный опыт по данному вопросу;

В ходе беседы не следует слишком быстро и строго осуждать неправильные мнения, нужно добиваться, чтобы воспитанники сами приходили к правильным выводам;

Продолжением беседы должна быть деятельность воспитанников по реализации утвержденных норм поведения.

Приемом убеждения также является диспут как активное выражение воспитанниками своих мнений, доказательство и отстаивание их при коллективном обсуждении какой-либо проблемы. Диспут является эффективным способом активи­зации воспитанников с целью выработки у них умения вес­ти полемику, защищать свои взгляды, с уважением отно­ситься к мнению товарищей. Этот прием убеждения учит отказаться от ложной точки зрения во имя истины.

Алгоритм, проведения диспута может быть следующим:

Обоснование темы;

Обсуждение материала, высказывание воспитанника­ми суждений;

Самостоятельные выводы и обобщения;

Заключительное слово воспитателя, в котором он фор­мулирует выводы, намечает конкретную программу дея­тельности.

Условия эффективности диспута:

Тема диспута должна волновать воспитанников, быть связанной с их переживаниями и поступками;

В коллективе должны существовать противоречивые мнения по обсуждаемой проблеме;

Диспут должен быть тщательно подготовлен (прове­дено анкетирование, разработаны вопросы и т.д.);

На диспуте не следует резко осуждать воспитанников, высказывающих неправильное мнение.

метод упражнения. Упражнение - многократное по­вторение какого-то действия для формирования устойчивого поведения. По определению А.С. Макаренко, воспитание есть не что иное, как упражнение в правильном поступке.

Упражнение - это «приучение». Различают упражне­ния прямые (открытая демонстрация той или иной пове­денческой ситуации), косвенные («непрямая» природа уп­ражнений), естественные (целесообразно, планомерно, толково организованная жизнедеятельность воспитанни­ков) и искусственные (специально разработанные инсцени­ровки, упражняющие человека).

К применению данного метода предъявляются опреде­ленные педагогические требования:

Воспитанники должны осознавать полезность и необ­ходимость упражнения;

Вначале следует добиваться точности производимого действия, затем быстроты;

Успех воспитанника, полученный в результате упраж­нения, должен быть замечен и эмоционально подкреплен.

Функцию упражнения выполняет и система поручений.

Алгоритм проведения упражнения: постановка задачи, выработка четкой программы, демонстрация образца, пробное выполнение действий, их корректировка, закреп­ление, анализ и оценка результатов, ориентация на повсе­дневное использование.

Условия эффективности метода упражнений: осознание значимости, представление возможного конечного резуль­тата, систематичность и последовательность в организации упражнения, посильность и постепенность, взаимосвязь с другими методами; доступность, соизмеримая данному возрасту; освоение действий, где важны точность, последо­вательность; организация контроля при выполнении уп­ражнения и профессиональная помощь.

метод поощрения. Поощрение - способ выражения положительной оценки, закрепление и стимулирование формирования нравственного поведения. Такой метод яв­ляется стимулирующим.

Поощрение проявляется в форме одобрения, похвалы, благодарности, награждений. Оно закрепляет положитель­ные навыки и привычки; требует определенной дозировки, должно быть справедливым и естественно вытекать из действий воспитанника. Неправильное использование это­го метода может порождать тщеславие, постоянное жела­ние исключительности и, что хуже всего, эгоистическую мотивацию. Поэтому использовать этот метод надо осто­рожно. Именно поэтому поощрение относят к вспомога­тельному методу воспитания.

К применению метода поощрения предъявляются опре­деленные педагогические требования:

Поощрять следует за действительные успехи и обо­снованно;

Необходимо обеспечить гласность поощрения;

Не следует поощрять часто и одних и тех же;

Не следует поощрять однообразно;

Поощрение должно соответствовать возрасту;

Поощрение должно соответствовать индивидуальным способностям;

Поощрять необходимо всех воспитанников без исключения;

Поощрения могут быть обращены не только к отдель­ным лицам, но и к коллективам воспитанников;

При поощрении необходимо учитывать особенности характера воспитанника. В нем особенно нуждаются не­смелые, неуверенные личности.

метод наказания. Наказание - способ торможения негативных проявлений личности с помощью отрицатель­ной оценки ее поведения (а не личности), способ предъяв­ления требований и принуждения следовать нормам, фор­мирование чувства вины, раскаяния.

Наказание - средство педагогического воздействия, ис­пользуемое в случае невыполнения установленных в обще­стве требований и норм поведения. При его помощи вос­питаннику помогают понять, что он делает неправильно и почему. Это очень серьезный метод воспитания.

Отношение к наказаниям в педагогике весьма противо­речиво. Сторонники авторитарной системы выступали за широкое применение наказаний, включая телесные. Они считали этот метод не столько средством воспитания, сколько средством управления детьми.

Последователи другого направления - теории свободно­го воспитания - отвергали любые наказания, так как они вызывают переживания воспитанника. В этом стремлении содержался протест против насилия над ребенком.

В нашей стране наказание используется с целью затормо­зить отрицательное поведение воспитанников. Однако зап­рещены следующие наказания:

Физические;

Оскорбляющие личность;

Мешающие воспитанию (например, не пускают на дис­пут);

Трудом;

Лишающие воспитанника еды.

Виды наказания: моральное порицание, лишение или ограничение каких-либо прав, словесное осуждение, огра­ничение участия в жизни коллектива, изменение отноше­ния к воспитаннику, снижение оценки по поведению, ис­ключение из школы.

Алгоритм проведения: анализ проступка и учет педаго­гической ситуации, выбор метода наказания, помощь про­винившемуся, анализ и учет последствий взыскания.

К применению методов наказаний предъявляются опре­деленные педагогические требования. Наказание должно быть обоснованным, заслуженным, соразмерным со степе­нью поступка. Если проступков совершено сразу много, наказание должно быть суровым, но только одно за все проступки сразу.

За один проступок нельзя дважды наказывать. Нельзя торопиться с наказанием, пока нет уверенности в его спра­ведливости. Если наказание не дает результата, оно стано­вится бессмысленным. Недопустимо рукоприкладство и психическое насилие по отношению к воспитанникам.

Наказание не должно лишать ребенка заслуженной по­хвалы и награды, как он того заслуживает; быть «профи­лактикой», наказанием «на всякий случай»; запаздывать (за проступки, которые были обнаружены спустя полгода или год после их совершения); унижать воспитанника; вредить физическому и психическому здоровью.

При определении меры наказания учитываются возраст­ные и индивидуальные особенности воспитанников.

метод примера. Пример как метод воспитания - это способ предъявления образца как готовой программы пове­дения, способ самопознания. На этом и основан метод вос­питания примером. Воспитателю (педагогу, учителю, роди­телю) необходимо контролировать свое поведение, свои поступки, не забывая о том, что они влияют на личность.

Невозможно приучить воспитанника к порядку, если взрослый сам его не поддерживает. Постоянный просмотр телевизора в любое свободное время не научит разумной организации свободного времени. Грубая речь, окрики, ру­коприкладство, несдержанность не способствуют форми­рованию гуманной, корректной, выдержанной личности. Отношение к работе, другим людям, природе, чужим уда­чам и падениям, альтруизм или эгоистичность - все это ориентирует воспитанников на то или иное поведение. Пример - самый трудный метод воспитания. Воспитанни­ки прощают взрослому недостатки, но есть одно важное условие: воспитатель должен всегда совершенствоваться, постоянно преодолевать свои недостатки, с тем, чтобы по­ложительно влиять на личность.

Примеры бывают положительные и отрицательные. Вос­питывать следует на позитивных примерах. Это не значит, что нужно ограждать воспитанников от всего отрицательно­го. Необходимо раскрывать им неприглядную сущность фактов неправильного поведения, вызывать стремление бо­роться с уродливым в жизни.

Формы проявления примера как метода воспитания - личный пример, пример родителей, замечательных людей, сверстников, героев.

Алгоритм реализации: целенаправленный выбор обра­за, его восприятие, осознание достоинств, выделение нрав­ственных качеств, включение в свою программу самовоспи­тания.

При использовании методов воспитания нужно соблю­дать педагогические требования, вызывающие, стимулиру­ющие или тормозящие определенную деятельность воспи­танника. Их нельзя предъявлять сгоряча. Воспитанник должен чувствовать, что воспитатель уверен в своих дей­ствиях. Всякое требование необходимо контролировать, строгих, жестких требований должно быть немного, наи­лучший результат дают требования, разработанные совмест­но с воспитанниками.

Требования могут быть слабыми (напоминание-просьба, ответ, намек, порицание); средними (распоряжение, требо­вание-установка, предостережение, запрещение); сильны­ми (требование-угроза, приказ-альтернатива) 1 .

И.П. Подласый предлагает классифицировать их по форме предъявления как прямые (отличаются определен­ностью, конкретностью, точностью; предъявляются в решительном тоне) и косвенные (требование-совет, тре­бование-доверие, требование-просьба, требование-намек, требование-одобрение; характеризуются тем, что действу­ют на сознание воспитанника).

По способу предъявления различают непосредственные (если воспитатель сам предъявляет требование) или опо­средствованные требования (если оно организовано воспи­тателем и «передается» через посредника).

В жизни эффективность требований может быть раз­личной. Это зависит от авторитета воспитателя, предъяв­ляющего требование, возрастных и психологических осо­бенностей воспитуемого, условий, в которых требование предъявляется.

Приемы воспитания – составная часть методов воспитания, т. е. педагогически оформленные действия, посредством которых на ребенка оказываются внешние воздействия, изменяющие его взгляды, мотивы и поведение. В результате этих воздействий активизируются резервные возможности воспитанника, он начинает действовать определенным образом.

Существуют различные классификации приемов воспитания. В основу предлагаемого варианта положены способы, с помощью которых педагог добивается изменений в отношениях с учениками и окружающими.

Первая группа приемов связана с организацией деятельности и общения детей в классе. Сюда можно отнести следующие приемы.

Эстафета . Педагог организует деятельность так, чтобы в ее ходе взаимодействовали учащиеся из разных групп.

Взаимопомощь . Деятельность организуется таким образом, чтобы от помощи детей друг другу зависел успех совместно организуемого дела.

Акцент на лучшее . Педагог в разговоре с детьми старается подчеркнуть лучшие черты каждого из них. При этом его оценка должна быть объективной и опираться на факты.

Ломка стереотипов . П едагог стремится довести до сознания детей, что мнение большинства не всегда правильно. Начать такой разговор можно с анализа того, как часто ошибается зал, подсказывая ответ игроку во время телеигры «Кто хочет стать миллионером?».

Истории о себе . Этот прием используется, когда педагог хочет, чтобы дети получили больше информации друг о друге и лучше понимали друг друга. Каждый может сочинить историю о себе и попросить друзей проиграть ее как маленький спектакль.

Общаться по правилам . На период выполнения творческого задания устанавливаются правила, регламентирующие общение и поведение учащихся и определяющие, в каком порядке, с учетом каких требований можно вносить предложения, дополнять, критиковать, опровергать мнение товарищей. Подобные предписания в значительной мере снимают негативные моменты общения, защищают «статус» всех его участников.

Общее мнение . Учащиеся высказываются на тему отношений с различными группами людей по цепочке: одни начинают, другие продолжают, дополняют, уточняют. От простых суждений (когда главным является само участие в обсуждении каждого ученика) переходят к аналитическим, а затем – к проблемным высказываниям через введение соответствующих ограничений (требований).

Коррекция позиции . Этот прием предполагает тактичное изменение мнений учащихся, принятых ролей, образов, снижающих продуктивность общения с другими детьми и препятствующих возникновению негативного поведения (напоминание об аналогичных ситуациях, возврат к исходным мыслям, вопрос-подсказка и т. п.).

Справедливое распределение . Данный прием предполагает создание равных условий для проявления инициативы всеми учащимися. Он применим к ситуации «задавленной» инициативы, когда агрессивные выступления и атаки одних детей гасят инициативу и желание общаться у других. Главное здесь – добиться сбалансированного распределения инициативы между представителями всех групп учащихся.

Мизансцена. Суть приема состоит в активизации общения и изменении его характера посредством расположения учащихся в классе в определенном сочетании друг с другом на разных этапах выполнения задания педагога.

Вторая группа приемов связана с организацией диалога педагога и ребенка , способствующего формированию отношения ученика к какой-либо значимой проблеме. В рамках проведения такого диалога могут быть использованы следующие приемы.

Ролевая маска . Детям предлагается войти в роль другого человека и выступить уже не от своего, а от его лица.

Прогнозирование развития ситуации . Во время беседы педагог предлагает высказать предположение о том, как могла бы развиваться та или иная конфликтная ситуация. При этом косвенно ведется поиск выхода из сложившейся ситуации.

Импровизация на свободную тему . Учащиеся выбирают тему, в которой они наиболее сильны и которая вызывает у них определенный интерес, переносят события в новые условия, по-своему интерпретируют смысл происходящего и т. п.

Обнажение противоречий . Позиции учащихся по тому или иному вопросу разграничиваются в процессе выполнения творческого задания с последующим столкновением противоречивых суждений, точек зрения об отношениях различных групп людей. Прием предполагает четкое ограничение расхождений во мнениях, обозначение главных линий, по которым должно пройти обсуждение.

Встречные вопросы . Учащиеся, разделенные на группы, готовят друг другу определенное количество встречных вопросов. Поставленные вопросы и ответы на них подвергаются затем коллективному обсуждению.

При использовании педагогических приемов педагогу необходимо ориентироваться на личный пример, изменение обстановки, обращение к независимым экспертам и т. п. В ходе воспитательного процесса педагог может использовать бесконечное множество педагогических приемов, поскольку новые воспитательные ситуации рождают новые приемы. Каждый педагог вправе использовать те приемы, которые соответствуют его индивидуальному стилю профессиональной деятельности, темпераменту, жизненному и педагогическому опыту 52 .

ПО МАТЕРИАЛАМ КНИГИ:

МАЛЕНКОВА Л. И.

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ВОСПИТАНИЯ

Методические приемы – это конкретное проявление определенного метода воспитания. Они определяют своеобразие используемых методов и подчеркивают индивидуальный стиль работы воспитателя. Методы и приемы диалектически между собой связаны: они могут взаимодополнять и взаимозаменять друг друга. Эффективность использования тех иди иных приемов зависит от индивидуально-психологических особенностей как педагога, так и воспитанника, от сложившейся психолого-педагогической ситуации. Например, требование воспитателя может быть выражено в форме совета, приказания, выражения доверия, авансирования, просьбы, рекомендации. Это все разнообразные приемы, с помощью которых педагог может обогатить палитру используемых методов воспитания.

Приемы воспитательного воздействия

В методике воспитания описано множество приемов воспитательного воздействия на учащихся. Назовем здесь наиболее употребимые в школьной практике воспитания.

Авансированное доверие – подход к воспитаннику с оптимистической гипотезой, верой в его силы и возможности, надеждой на будущие успехи.

Великодушное прощение – совершившему недостойный поступок как бы прощают его действия по причине недостаточности развития и неспособности осознать содеянное.

Компромисс – нахождение общих решений с использованием взаимных уступок и выражения уважения личности другого.

Опора на положительное в человеке как сосредоточение воспитателя на позитивном в воспитаннике и в окружающем мире.

Оставление наедине с собой – не обсуждать проступок и не давать оценки ему, а предоставить воспитаннику самому разобраться в негативной стороне поступка.

Подкрепление положительное – действие, вызывающее у воспитанника удовлетворение происшедшим; это может быть похвала воспитателя, эмоциональная реакция одобрения, восторг, дружеский жест, материальное вознаграждение...

Ситуация успеха сознательно создается воспитателем для проявления воспитанником лучших своих качеств, достижения успеха, сопровождается признанием достоинств и достижений, позволяет сформировать позитивную самооценку и стимулировать дальнейшую позитивную деятельность воспитанника.

«Я» – сообщение – прием педагогической оценки, применяемый в тот момент, когда не требуется явно указать или открыто высказаться об отношении или поведении ученика, но необходимо тонко скорректировать его отношение и действия. Это высказывание типа: «Я так переживала...», «Я всегда волнуюсь, когда...», «Я не находила себе места» и т. п.

«Ты» – сообщение – прием скрытой педагогической оценки, заключающийся в объяснении либо предположении причин поступка воспитанника. Высказывания типа: «Ты, конечно...», «Тебе, вероятно...», «У тебя скорее всего...»

Контакт глаз как элемент педагогической техники, средства невербального общения. С помощью такого контакта можно выразить личное: в начале встречи с классом – «Успокаивайтесь! Рада вас видеть! Начинаем работать!»; в случае затруднений – «Не бойтесь! Я с вами!»; можно сделать замечание, выразить недоумение, удивление, возмущение, не делая его достоянием других. Можно выразить сострадание, моральную поддержку, понимание, восторг, ощущение счастья и любви... Да что угодно!

Тонкий намек (косвенное воздействие). Из воспоминаний о Ф. Г. Раневской: «Идет обсуждение пьесы. Все сидят. Раневская, рассказывая что-то, встает, чтобы принести книгу, продолжает говорить стоя. Сидящие слушают – и вдруг: «Проклятый девятнадцатый век, проклятое воспитание: не могу стоять, когда мужчины сидят» – как бы между прочим замечает Раневская 53 .

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Гусева Светлана Петровна учитель русскогоязыка и литеатуры МБОУ «СОШ с.Святославка» …Творчество есть необходимое условие существования, и все, что выходит за пределы рутины и в чем заключена хоть йота нового, обязано своим происхождением Л.С.Выготский Новые приемы в системе воспитательной работы

2 слайд

Описание слайда:

Новые приемы в системе воспитательной работы Понятие «инновация» в российской и зарубежной литературе определяется по-разному в зависимости от различных методологических подходов, среди которых можно выделить: Инновация рассматривается как результат творческого процесса. Инновация представляется как процесс внедрения новшеств. Инновации в воспитании – это системы или долгосрочные инициативы, основанные на использовании новых воспитательных средств, способствующие социализации детей и подростков и позволяющие нивелировать асоциальные явления в детско-юношеской среде. В основе развития новой воспитательной системы лежат современные технологии. Воспитательные технологии как одно из средств воспитания позволяют получить определённые результаты: позитивный социальный опыт учащихся – опыт взаимодействия, общения, совместной деятельности.

3 слайд

Описание слайда:

Новые приемы в системе воспитательной работы Для создания и реализации воспитательной технологии может использоваться обобщенная схема алгоритма функционирования. Она охватывает несколько этапов воспитания: ориентировки (формирования представления о воспитательных целях); исполнения (реализации методов, приемов и средств воспитания в предусмотренной последовательности), контроля и корректировки. Инновационные воспитательные технологии коллективное творческое дело информационно – коммуникативные (создание сайтов, банка идей, видеосюжеты, Интернет) нестандартные технологии (импровизация, дни науки и культуры, интеллектуальный марафон) социальное проектирование организационно-деятельностные игры (ОДИ) технология исследовательской деятельности технология проектов технология дидактической игры здоровьесберегающая технология личностно- ориентированная технология экологообразовательные кейс – технологии арт-технологии шоу- технологии (организация публичных конкурсов, соревнований, КВН) групповая проблемная работа (разработка проектов) диалоговые технологии (диспуты, дискуссии, дебаты) диалог «педагог- воспитанник» тренинг общения «информационное зеркало» (различные формы настенных объявлений, стенды)

4 слайд

Описание слайда:

Новые приемы в системе воспитательной работы Методы воспитания, в отличие от форм, раскрывают технологическую сторону и представляют собой совокупность наиболее общих способов (приемов и связанных с ними средств) осуществления воспитательного взаимодействий. Приемы воспитания (иногда – воспитательные приемы) рассматриваются как конкретные операции взаимодействия воспитателя и воспитуемого (например, создание эмоционального настроя в ходе беседы) и обусловливаются целью их применения. В педагогической литературе они часто трактуются как наименьшая структурная единица воспитательного взаимодействия, цикл действий, направленных на решение элементарных педагогических задач. При этом одни и те же приемы могут реализовываться в различных методах воспитания. Средства воспитания - это относительно независимые источники формирования и развития личностной сферы человека, обеспечивающие реализацию педагогического приема в рамках конкретного метода воспитания. К ним относят различные предметы (игрушки, ЭВМ), произведения и явления духовной и материальной культуры (искусство, общественная жизнь) и др. Необходимость инновационного характера развития образования в условиях его модернизации стала очевидной: без инновационного прорыва в применении образовательных технологий невозможно получить принципиально новое качество уровня образования (уровня воспитанности) выпускников.

5 слайд

Описание слайда:

Новые приемы в системе воспитательной работы Под инновацией следует понимать всё новое, оригинальное, что вводится в работу методического объединения. Первая группа - коммуникативные приемы, то есть приемы общения педагога и учащихся. - «Ролевая маска». - «Непрерывная эстафета мнений». - «Самостимулирование». . - «Импровизация на свободную тему». - «Импровизация на заданную тему». - «Обнажение противоречий». Вторая группа приемов связана с организаторской деятельностью учителя, направленной на существование ситуации вокруг ученика. - «Распределение ролей». - «Инструктирование». - «Коррекция позиций». - «Самоотстранение учителя». - «Распределение инициативы». - «Обмен функциями». - «Мизансцена».

6 слайд

Описание слайда:

Есть в памяти мгновения войны, что молниями светятся до смерти… (ИНТЕРВЬЮ С ТРУЖЕНИКОМ ТЫЛА) «Распределение ролей». Это четкое распределение функций и ролей учащихся в соответствии с уровнем владения теми знаниями, умениями и навыками, которые потребуются для выполнения задания. В нашем случае роли были таковы: корреспондент, фотограф, видеооператор, редактор, организатор. «Инструктирование». На время выполнения того или иного творческого задания устанавливаются правила, регламентирующие общение и поведение учащихся. «Коррекция позиций». Это тактичное изменение мнений учащихся, принятых ролей, образов, снижающих продуктивность общения и препятствующих выполнению творческих заданий «Самоотстранение учителя». После того как определены цели и содержание задания, установлены правила и формы общения в ходе его выполнения, учитель как бы самоустраняется от прямого руководства или же берет на себя обязательства рядового участника. «Распределение инициативы». Предполагает создание равных условий для проявления инициативы всеми учащимися. Главное здесь добиться сбалансированного распределения инициативы по всей программе выполнения задания, с вполне конкретным участием всех обучаемых на каждом этапе.

7 слайд

9 слайд

Описание слайда:

Новые приемы в системе воспитательной работы Спасибо за внимание! Счастливого Вам пути по неизведанным тропинкам учебного и воспитательного процесса. Создать принципиально новый метод воспитания ни одному педагогу не под силу, хотя задача совершенствования методов стоит постоянно, и каждый воспитатель в меру своих сил и возможностей ее решает, внося в разработку общих методов свои частные изменения, дополнения, соответствующие конкретным условиям воспитательного процесса. Такие частные совершенствования методов называются приемами воспитания. Образно говоря, приемы - это неизведанные тропинки, которые прокладывает воспитатель вместе со своими воспитанниками, чтобы быстрее достичь цели. Если ими начинают пользоваться и другие воспитатели, то постепенно приемы могут превратиться в широкие столбовые пути - методы. Знание методов и приемов воспитания, умение правильно их применять - одна из важнейших характеристик педагогического мастерства. Такова связь методов и приемов воспитания.