Массаж детей от года 3 лет. Детский массаж ног в домашних условиях

Годовалый малыш уже довольно уверенно держится на ногах и часто самостоятельно ходит. После первого года жизни у ребенка начинается особенно активный период физического развития. Любящие родители могут помочь ему грамотно применяя массаж и несложную гимнастику. Рассмотрим, что нужно знать о массаже и гимнастике для ребенка в год.

Виды массажа

Массаж может быть оздоровительным или лечебным. Цель оздоровительного массажа – активизация кровообращения, улучшение обменных процессов и повышение иммунитета. Кроме того, такая процедура благотворно воздействует на нервно-психическое развитие малыша, нормализует нервные процессы в его организме, развивает координацию, ловкость и чувство равновесия. Обычно педиатр назначает оздоровительный массаж ребенку в 11-13 месяцев. Как правило, он направлен на укрепление суставов, мышц и связок. Поэтому включает в себя в первую очередь массаж ног, спинки и пресса.

Лечебный массаж бывает разного вида, в зависимости от решаемых проблем. Обычно он назначается в комплексной терапии, совместно с медикаментозным лечением, физиопроцедурами (электрофорез, фотохромотерапия, парафинотерапия) и специальной гимнастикой.

Чаще всего малышу проводят следующие виды лечебного массажа:

  • Массаж ног. В некоторых случаях нагрузка на ножки может вызвать их искривление. Иногда ребенок ходит на цыпочках, косолапит. Таким деткам назначают массаж ног. Одной из разновидностей данной процедуры является массаж для профилактики плоскостопия.
  • Массаж при пупочной грыже . Если у ребенка слабые мышцы пресса, вертикальные нагрузки могут провоцировать развитие пупочной грыжи. При этой патологии специальный массаж является одним из методов лечения.
  • Дренажный массаж. Показания к его проведению – заболевания верхних дыхательных путей, которые сопровождаются застоем мокроты в бронхах, например, бронхиты, пневмонии. Дренажный массаж представляет собой активное растирание, разминание и отстукивание области грудной клетки, с целью облегчения отхождения мокроты.
  • Массаж при задержке речевого развития. При данном диагнозе ребенку делают массаж задней поверхности шеи, воротниковой зоны, ручек.

Кроме перечисленных видов массажа существуют и другие. Их малышу назначает специалист в комплексном лечении определенных заболеваний.

Дети после года лучше воспринимают все манипуляции в форме игры. Поэтому если ребенок вначале сопротивляется проведению массажа, можно провести его в игровой форме. Несложный массаж родители могут выполнять сами в домашних условиях.

Обычно длительность одного сеанса массажа составляет 35-40 минут, на курс необходимо 8-12 сеансов (точное число определяет врач). Массаж следует начинать со спины, двигаясь от плеча по предплечью до кисти, и от бедра до стопы. Лодыжки и колени массируют поглаживающими круговыми движениями. Во время сеанса массажа используются приемы: растирания, разминания, легкие и осторожные постукивания, поглаживания. Каждый прием повторяют 3-5 раз.

В помещении, где проводится процедура, температура воздуха должна быть 22-23 °С. Необходимо проследить, чтобы поверхность, на которой лежит ребенок, была ровной и удобной.

Гимнастика

В зависимости от возраста ребенка, следует подобрать комплекс из 5-6 упражнений, каждое из которых выполняется 3-5 раз. В комплексе должны быть движения для всех мышечных групп:

  • плечового пояса, рук;
  • спины и задней мускулатуры;
  • брюшного пресса и передней мускулатуры;
  • ног и стоп.

После того как малыш научится уверенно ходить, можно выполнять упражнения из положения стоя. Но некоторые следует делать из положения лежа, для того чтобы разгрузить мышцы спины и стоп.

Гимнастика для самых маленьких должна проводиться в игровой форме. Если у ребенка есть любимое упражнение, лучше начинать именно с него, чтобы заинтересовать его в дальнейших движениях.

Каждые две недели желательно менять упражнения в комплексе, так как однообразие быстро надоедает малышам, и они неохотно выполняют движения. Однако нужно следить, чтобы и в новом комплексе были задействованы все группы мышц.

Общая продолжительность физического занятия не должна быть дольше 10-15 минут. Нельзя заниматься натощак или же сразу после еды. Режим занятий – ежедневно или через день.

Массаж и гимнастика для годовалого ребенкаотличный способ укрепить здоровье и иммунитет. Кроме того, ранняя физическая активность закладывает навыки здорового образа жизни. Все это – важные факторы правильного развития ребенка.

Массаж для детей до года способствует повышению тонуса, сократительной способности и пластичности мышц у ребенка, укреплению полностью всего опорно-двигательного аппарата, подвижности и эластичности связочного аппарата, а также способствует приобретению стойкого иммунитета к разнообразным болезням.

Когда на кожу, связки и мышцы воздействуют с помощью массажных приемов, со стороны разных систем и органов возникают ответные реакции. Особенно сильно массаж для ребенка 1 года влияет на нервную систему и периферическую сеть из капилляров, лимфообращение, благодаря чему усиливается ток крови и лимфы, что создает благоприятные условия для тканей и органов организма.

Детям первого года жизни массаж необходимо делать обязательно.

Массаж для детей до года можно делать с 1,5 месяцев жизни малыша. Как правило, массаж делают на столе, на который кладут сложенное вдвое байковое одеяло, а сверху – клеенку и байковую пеленку.

Температура воздуха должна быть не ниже 20-22 градусов, чтобы ребенок не замерз. Начинать массаж для детей до года желательно не раньше, чем через 40-45 минут после того, как ребенок покушал. Перед массажем ребенка необходимо раздеть, подмыть и уложить на массажный стол. Если ребенок не спокоен, раздражителен, возбужден, плачет и отказывается от предстоящей процедуры, массаж не проводится.

Массаж для ребенка 1 года необходимо проводить чистыми и теплыми руками. Масло или крем для массажа годовалого ребенка, как правило, наносится на руки массажиста для лучшего скольжения по коже малыша, но не на тело ребенка.

Противопоказания к массажу для детей до года

  • Острых лихорадочных болезнях;
  • Заболеваниях кожи – гнойничковых и гнойных поражениях;
  • Остеомиелите;
  • Тяжелых формах недостаточности питания – атрофии, гипотрофии;
  • Склонности к кровотечениям;
  • Острых воспалениях лимфоузлов, костей или мышц – флегмоне, лимфадените, эмфиземе;
  • Врожденных пороках сердца, которые протекают с расстройством компенсации и выраженным цианозом;
  • Острых артритах и туберкулезе суставов и костей;
  • Остром диатезе;
  • Остром гепатите и нефрите;
  • Сильных расстройствах нервной системы;
  • Больших бедренных, пупочных и мошоночных грыжах со значительным выпадением органов из полостей.

Приемы массажа для детей до года

Массаж состоит из четырех приемов: поглаживания, растирания, разминания и вибрации.

Детям до трех месяцев во время массажа используются только приемы поглаживания. После трех месяцев добавляют поколачивание и разминание. Массаж годовалому ребенку начинают поглаживаниями, чередуя их с другими приемами и заканчивая ими массаж. Во время поглаживания руки массажиста должны плотно прилегать к коже малыша, медленно, ритмично и спокойно скользить. Поглаживания следует выполнять по венозному и лимфатическому оттоку.

Во время растирания кожу необходимо слегка потягивать пальцами. Растирать необходимо не только кожу, но и ткани, которые лежат под ней.

Разминание делается для улучшения питания и усиления кровоснабжения массируемого участка. Применяется разминание, в первую очередь, для глубокого мышечного массажа. Мышцы захватываются пальцами массажиста, несильно отводятся и разминаются.

Поколачивание снижает возбудимость периферических нервов, улучшает кровоснабжение и питание мышечных тканей и глубоко лежащих внутренних органов. Поколачивание производят легким похлопыванием концами пальцев двоих рук. У совсем маленьких детей этот прием производят ритмическим похлопыванием ладонной поверхностью пальцев отдельных частей тела – спины, задней поверхности голени и бедер.

Вибрация производится в виде быстрых и равномерных сотрясений. Чаще всего вибрацию используют в массаже ребенку после года.

Массаж ребенку после года состоит из тех же приемов, только в более усиленной форме.

Подошел к концу первый год жизни ребенка. За это время он превратился из беспомощного, кричащего комочка в полноценную личность.

Годовалый проказник встает на четвереньки, сидит, ползает, а в большинстве случаев уже ходит самостоятельно.

Массаж годовалого ребенка делают для общего развития, а также при нарушениях формирования важных навыков.

В этом возрасте акцент делается на спинке и прессе , а также ножек: ступней, голени, бедер.

При помощи занятий укрепляются мышцы, принимающие непосредственное участие в прямохождении, развивается координация движений и ловкость конечностей.

После годика увеличивается риск нарушения работы органов дыхательной системы. Ежедневный массаж уменьшает вероятность сбоя их функционирования.

Еще одна не менее важная цель – это профилактика искривления позвоночника, нижних конечностей и нарушения осанки в целом.

Положительными свойствами обладает даже непрофессиональный массаж, который каждая мама может . Важно просто соблюдать несколько простых правил и внимательно прислушиваться к реакции малыша во время процедуры.

Особенности процедуры этого возраста

  • Перед началом сеанса комнату проветривают 15–20 минут. Максимальная температура воздуха в помещении – 22 градуса.
  • Комплекс занятий с годовалым ребенком обязательно состоит из массажа и гимнастики. Начинать всегда лучше с упражнений, потому что массаж часто расслабляет малыша, и он засыпает
  • Гимнастика прорабатывает все группы мышц ребенка.
  • Положение для повзрослевшего крохи допустимо любое – стоя, сидя, лежа. Единственное условие существует по поводу массажа спинки : его делают лежа или сидя.
  • Оптимальное время сеанса – 40–45 минут. Это в теории, на практике чаще всего все по-другому. Ребенку в возрасте одного года тяжело долго сидеть на одном месте, поэтому длительность процедуры может достигать полутора часов.
  • Количество повторов – пять раз. Знакомить малыша с упражнением нужно, повторив его сначала 2–3 раза.
  • Все движения используются в активной форме . Если малыш сам в состоянии сделать упражнение, то взрослый позволяет ему это. Кроме того, мама или папа тоже повторяют упражнение, показывая таким образом малышу пример. К активным занятиям подключают всех детей, которые есть в семье.
  • После годика массаж начинают со спины, животика, потом переходят к конечностям.
  • Порядок массажа ручек: плечо, предплечье, кисть.
  • Ножки прорабатывают в следующем порядке: бедро, голеностоп, ступня.
  • Каждый ребенок требует индивидуального подхода.
  • Сеанс проходит в игровой форме.
  • Одежда для занятий подбирается в соответствии с сезоном: летом – футболка и шортики, зимой – хлопковые штанишки и кофточка. На время массажа ребенка раздевают до плавок.

Техника массажа

Исходное положение – лежа на животе, под голень кладут небольшой валик. Начинают процедуру с поглаживаний.

Спинка
После поглаживаний приступают к растиранию поясничной области подушечками указательного, среднего и безымянного пальца.

Пальцы расставляются подобно граблям и растирают межреберные промежутки. Следующие элементы – активное разминание, похлопывание и пощипывание.

Ягодицы
Растирают каждую ягодицу отдельно. Потом разминают, задействуя при этом обе руки. Далее делают легкие ударные движения по каждой из ягодичных мышц.

Ножки
Ножки массируют поочередно. Сначала заднюю поверхность бедра левой, потом правой ножки, далее переднюю часть бедра левой и правой ножки.

Также продолжают использовать все знакомые элементы: поглаживание, растирание, пиление, разминание.

Животик
Круговыми движениями гладят область живота, делают встречные поглаживания. Отлично стимулируют кровообращение легкие пощипывания области вокруг пупка.

Нужен ли ? И какое влияние он оказывает на вегетативные центры головного мозга ребенка.

Это видео расскажет Вам о приемах массажа и развивающей гимнастики для ребенка в возрасте 1 года.

Заключение

Первый год жизни остался позади. Родители сделали очень многое для того, чтобы их кроха развивался согласно возрасту, а желательно и опережал сверстников.

Но впереди малыша ждут новые свершения, на которые ему понадобятся силы. Для этого важно не прекращать заниматься с ребенком даже после того, как он перешагнул годовалый рубеж.

Вот и наступил он – первый настоящий День Рождения! Время пролетело так быстро, а малыш так многому научился за свой первый год - из нежной, трогательной и беспомощной тушки он превратился в активного, любопытного и подвижного маленького человечка. Он уже умеет смеяться, ходить, вставать на четвереньки, играть с игрушками, сидеть, ползать, выражать свои чувства и желания, общаться с другими детками и взрослыми и даже говорить. Чуть-чуть. Как много он теперь умеет! И как же здорово наблюдать за его развитием!

Для чего нужен массаж годовалому ребенку

Назначают обычно как для общего развития, так и при задержке формирования некоторых навыков, и при наличии ортопедических или неврологических проблем. И здесь есть нюансы, на которые нужно обратить внимание родителям.

11-13 месяцев назначает педиатр. Функциями такого массажа будут укрепление мышц, связок и суставов - ведь процесс ходьбы дает значительную нагрузку на позвоночник, суставы и связочный аппарат малыша. Специальные упражнения помгогают ребенку научиться вставать, приседать, развивают ловкость, силу мышц, помогают формировать правильную осанку и установку стоп. Акцент на массаже в год смещается на ножки. Именно их, а так же мышцы пресса и спинки, необходимо укрепить в первую очередь. Курс обычно длится 10-12 сеансов, по 35-40 минут.

О детском лечебном массаже

А теперь – . Его назначает ортопед или невролог, иногда вместе с , парафинотерапией, фотохромотерапие й и приемом лекарствоеных средств. Иногда чрезмерная нагрузка на неокрепшие ножки вызывает их искривление - варусное или вальгусное . В первом случае стопа отклоняется наружу, голени приобретают «икс-образную» форму. Во втором - искривление голеней происходит в виде «колеса», а стопы могут косолапить и отклоняться внутрь от оси, проведенной через центры подъягодичной складки и колена. Бывает, что малыш начинает ходить на цыпочках, и это тоже сигнал неблагополучия. Может случиться, что одна из ножек косолапит, либо, наоборот, выворачивается наружу.

Хотя диагноз «плоскостопие» обычно ставят не ранее 3 лет, так как до этого времени сохраняются жировые подушечки на внутренних поверхностях стоп, ортопед может назначить при вялости мышц.

Еще одной причиной назначения лечебного массажа может стать вдруг проявившаяся пупочная грыжа . Вертикальные нагрузки при слабом прессе способны к этому привести, хотя и не часто. Могут проявиться проблемы с шейным отделом позвоночника. После обследования невролог может назначить расслабляющий массаж.

При задержке речевого развития полезен специальный массаж ручек, воротниковой зоны, задней поверхности шеи.

Если вы обнаружили у малыша что-либо из перечисленного - у вас есть веский повод проконсультирова ться с ортопедом и неврологом. И провести курс лечебного массажа, не откладывая.

Отдельно хочется сказать о дренажном массаже . Его делают при бронхите и даже при пневмонии . Дренажный массаж выполняется в особом положении, чаще - в позе «попа выше головы» (хотя бывают исключения) и представлен активным растиранием и разминанием области грудной клетки и отстукиванием ее. Даже в сложных случаях у ребенка улучшается отток мокроты из бронхов. Сам массаж выполняется 15-20 минут, активно и даже жестко. Педиатры назначают 3-5 еансов, в случае пневмонии - до 10. Конечно, лучше, чтобы дети никогда не болели. Но если вдруг это произошло - дренажный массаж облегчит состояние малыша, ускорит его выздоровление.

Самый сложный первый год – позади, а впереди - новые достижения, открытия и успехи вашего малыша. Чтобы все успеть - нужно много сил и здоровья. И массаж - один из путей, приводящих к этому.

Стоимость детского массажа в Санкт-Петербурге

Массаж для ребенка до 1 года на дому, до 45 мин – 950 рублей.

Массаж для детей старше 1 года на дому, до 60 мин – 1050 рублей.

Физические упражнения и игры для ребенка второго и третьего года жизни необходимо подбирать с учетом его двигательных навыков, особенностей физического и психического развития. Основу двигательной активности малыша должны составлять ходьба, лазанье, преодоление препятствий, различные игры с мячом, обручем, гимнастической палочкой и другими игрушками.

Самая эффективная форма занятий с двух-, трехлетним ребенком - игра. Для начала это могут быть простые и интересные задания: подойди и посмотри, что спрятано у меня в руке, за спиной, за диванной подушкой, за креслом. Постепенно игры становятся богаче по содержанию, сложнее, но они не должны заменять гимнастику, т. к. правильность и точность движений вырабатываются упражнениями. Поскольку дети в этом возрасте очень восприимчивы и склонны к подражанию, показывайте упражнения сами, сравнивайте их с движениями животных, персонажей из сказок и мультфильмов. При проведении занятий на улице используйте оборудование детской площадки, рельеф местности, скамейки, бревна, камешки и т. п.

Усложнять задания надо постепенно, только после того, как ребенок овладеет более простыми движениями. Если ребенок устал и не хочет выполнять какое-либо упражнение, не настаивайте, пусть он отдохнет. Дети младшего возраста отличаются повышенной утомляемостью и наряду с этим способностью быстро восстанавливать свои силы. Поэтому занятия гимнастикой должны быть не слишком долгими (5 – 6 упражнений) и включать паузы отдыха.

В занятиях с детьми до года активные упражнения чередовались с пассивными, и с массажем, который являлся хорошим отдыхом. Если ребенок привык к этому, то желательно по-прежнему сочетать массаж и гимнастику, причем массаж какой-либо области (например, спины) предшествует упражнениям для данной группы мышц (например, прогибанию спины). Если совмещать массаж и гимнастику не удается, то лучше перенести упражнения на утреннее время, превратив их в веселую зарядку. Массаж можно делать во второй половине дня.

Особенности массажа

При массаже ребенка от одного года до трех лет особенное внимание уделяется тем частям тела, тем мышцам, которые несут большую нагрузку, связанную с прямохождением. Укрепляются мышцы спины, живота и ног.

Массаж наилучшим образом подготавливает несовершенный мышечно-связочный аппарат к новым нагрузкам и способствует профилактике нарушения осанки, искривлений ног, плоскостопия. Для улучшения деятельности органов дыхания следует массировать грудную клетку сзади и спереди. Желательно делать массаж кистей, каждого пальчика в отдельности, т. к. существует тесная связь между развитием тонких движений пальцев и умственным развитием, особенно речью. Массировать ручки можно несколько раз в день. Ребенку полезно играть с мелкими предметами (под контролем взрослых), «считать» на счетах, «играть» на пианино и т. п.


В массаже применяются все приемы: поглаживание, растирание, разминание, легкие ударные приемы.

1. Массаж спины (особенно тщательно - поясничной области). Поглаживание по всей поверхности, 2 – 3 раза. Растирание подушечками пальцев (тыльной поверхностью согнутых пальцев), пиление, по всей поверхности спины (2 – 3 раза), отдельно - граблеобразное растирание по межреберным промежуткам, (1 – 2 раза). Разминание – преимущественно накатывание и сдвигание (1 – 2 раза), ударные приемы – пунктирование или легкие похлопывания по боковым поверхностям грудной клетки. Поглаживание.

2. Ягодичная область. Поглаживание – круговое или Х-образное (2 – 3 раза). Растирание – поочередно каждую ягодицу, другая рука удерживает массируемую область (2 – 3 раза каждую). Разминание двумя руками (2 – 3 раза). Ударные приемы – легкое рубление, похлопывание, пощипывание. Поглаживание.

3. Массаж ног. Проводится поочередно: сначала задняя поверхность одной ноги, затем – другой, после этого массируется передняя поверхность ног. Поглаживание всей ноги 1 – 2 раза.

Бедро (задне-наружная поверхность). Поглаживание 1 – 2 раза. Растирание подушечками пальцев, тыльной поверхностью согнутых пальцев, пиление (2 – 3 раза). Разминание одной или двумя руками (2 – 3 раза). Поглаживание 1 – 2 раза.

Голень (задне-наружная поверхность). Поглаживание, 1 – 2 раза. Растирание подушечками пальцев или кольцевое (1 – 2 раза). Разминание одной или двумя руками (2 – 3 раза). Поглаживание (1 – 2 раза). Для укрепления коленного сустава проводится поглаживание и круговое растирание мыщелков бедра (костных выступов по краям подколенной складки). Отдельно поглаживается и растирается ахиллово (пяточное) сухожилие. Внутреннюю и наружную лодыжки следует поглаживать и растирать круговыми движениями. Подошва поглаживается и растирается гребнеобразным приемом, разминается наружный и внутренний край стопы.

Передняя поверхность ног . Исходное положение ребёнка – лежа на спине, под его коленями располагается валик. Производят поглаживание всей ноги 1 – 2 раза.

Бедро (передне-наружная поверхность). Поглаживание 1 – 2 раза. Растирание подушечками пальцев и др. (2 – 3 раза). Разминание (одной или двумя руками). Ударные приемы (легкое похлопывание, пунктирование). Поглаживание.

Голень (передне-наружная поверхность). Поглаживание 1 – 2 раза. Растирание подушечками пальцев (1 – 2 раза). Щипцеобразное разминание одной рукой 1 – 2 раза. Поглаживание 1 – 2 раза.

Стопа. Поглаживание 1 – 2 раза. Растирание – граблеобразное, поперечное, 2 – 3 раза. Желательно промассировать каждый пальчик. Затем следует еще раз погладить и растереть внутреннюю и наружную лодыжки. Заканчивайте массаж ноги общим поглаживанием.

Для профилактики плоскостопия можно сразу после массажа стоп дать ребенку задание: удерживать стопами мячик или какую-нибудь округлую игрушку.

4. Массаж живота. Поглаживание круговое и встречное по косым мышцам (2 – 3 раза каждый прием). Растирание подушечками пальцев (по ходу часовой стрелки), стимулирующий точечный массаж или пощипывание вокруг пупка. Поглаживание (все приемы).

5. Массаж передней поверхности грудной клетки.

Поглаживание 2 – 3 раза. Растирание по межреберным промежуткам (граблеобразно в направлении от грудины). Поглаживание.

Упражнения для детей

Ходьба по «узкой дорожке».

На полу обозначьте мелом (веревками, палками, можно использовать рисунок ковра) дорожку шириной 30 см. В дальнейшем «дорожку» следует постепенно сужать до 20 – 10 см. Предложите ребенку самостоятельно пройти по ней, сохраняя равновесие. Обращайте особенное внимание на положение стоп при ходьбе: линия опоры должна проходить через пятку и второй палец, внутренний край стопы слегка приподнят.

Ходьба по гимнастической скамейке.

Хорошо, если есть возможность установить дома гимнастическую скамейку или невысокую лавочку. Если нет, то эти упражнения делайте во время прогулки, используя «бревно» на детской площадке, ствол лежащего на земле дерева, и т. п.
Для начала помогите малышу идти по скамейке, поддерживая его за руку. Но не стоит слишком «опекать» ребенка, дети в этом возрасте стремятся к самостоятельности.

Ходьба боком.

Ходить боком мелкими приставными шагами можно по «узкой дорожке » или по гимнастической скамейке. Научите малыша одинаково хорошо передвигаться и в правую, и в левую стороны.

Ходьба с предметами.

Если ребенок хорошо освоил ходьбу по гимнастической скамейке, то можно предложить ему пройти, удерживая в руках мяч, кегли и т. п.

Ходьба в различном темпе.

Подготовьте ребенка к заданию. Для этого посадите его перед собой и попросите показать свои ножки. Когда ребенок поднимет ноги, скажите, что ножки у него маленькие, но бегают быстро.

Маленькие ножки

Бежали по дорожке.

А у медведя и слона ноги большие, а ходят они медленно.

Большие ноги

Шли по дороге.

Создав образы легкого и быстрого, медленного и тяжелого движения, предложите ребенку поиграть. Дети с удовольствием ходят и бегают в соответствии со словами припевки и ритмом мелодии.

Перешагивание через препятствия.

Научите ребенка ходить, высоко поднимая ноги, как «цапля»:

До чего трава высока!

То крапива, то осока.

Поднимай повыше ноги,

Коль идешь не по дороге.

Начертите на полу мелом две параллельные линии на расстоянии 10 – 20 см (или положите две параллельные палочки). Предложите ребенку перешагнуть через них несколько раз. Можно, положив на пол лесенку, провести ребенка внутри лесенки по полу, перешагивая через ступеньки. Затем проведите его по ступенькам от одного конца к другому. Попросите перешагнуть через невысокий предмет (10 – 15 см). Если это упражнение выполняется хорошо, усложните его, разместив на полу несколько препятствий. Следите, чтобы ребенок не шаркал ногами, учите его перешагивать через невысокие бугорки, камешки. Пусть ребенок сам поднимается по лестнице, сначала приставным шагом, а затем и переменным.

Игра «по ровненькой дорожке».

Игра «по ровненькой дорожке» наверняка понравится ребенку и поможет усовершенствовать навык ходьбы.

По ровненькой дорожке

Бежали наши ножки.

По камешкам, по камешкам

И в ямку за товарищем.

При словах «по ровненькой дорожке» ребенок идет обычным шагом, при словах «по камешкам» перешагивает через воображаемые камешки, при словах «в ямку за товарищем» приседает. Затем встает и снова идет:

Встали мы на ножки

На ровненькой дорожке.

Но вот наш дом,

В нем мы живем.

Игра «Петушок».

Расставьте на полу на расстоянии шага невысокие предметы. Руки ребенка - «крылья» - опущены. Он перешагивает через предметы, высоко поднимая колени и произнося: «Петушок» по слогам. На слоге «-шок» опускает ногу за предмет.

Ходьба по наклонной скамейке.

Укрепите гимнастическую скамейку или длинную доску, приподняв один ее конец на высоту 20 – 25 см. Предложите ребенку пройти по скамейке вверх, повернуться и спуститься вниз. Вначале помогайте ему, поддерживая за руку.

Игра «Погладь мишку».

Посадите на вершине «горки» мишку или любого другого игрушечного зверька. Предложите ребенку подняться наверх и, наклонившись, погладить игрушку.

Игра «Собери кубики».

На вершине «горки» закрепите корзину для кубиков. Попросите ребенка собрать разбросанные на полу кубики и по одному перенести их в корзину.

Игра «Мяч с горки».

Ребенок поднимается по «горке» и поворачивается. Затем скатывает мяч вниз и бежит, догоняя его. Научите ребенка всходить на невысокую (10 – 20 см) скамеечку или ящик и сходить вниз, сохраняя равновесие. Поощряйте стремление ребенка подняться по склону холма, взобраться на горку, покачаться на качелях, покружиться на каруселях.

Игра «Пролезь в окошко».

Поставьте лесенку вертикально и удерживайте се руками. Предложите ребенку пролезть между второй и третьей ступенькой.

Петушок, петушок,

Золотой гребешок,

Выгляни в окошко,

Дам тебе горошка.

Затем поставьте лесенку на боковую перекладину и предложите ребенку пролезть между перекладинами. Полезно научить ребенка влезать по наклонной лесенке. Для этого закрепите один конец лестницы на сиденье стула или специальной подставке. Поддерживая ребенка за туловище, помогите ему пройти вверх на четвереньках. И, наконец, обязательно покажите ему, как правильно перелезать через препятствия. Для этого удобно использовать гимнастическую скамейку или невысокую лавочку. Пусть ребенок встанет боком к скамейке и, опираясь руками, перелезет через нее. Повторите упражнение несколько раз в обе стороны. Можно предложить ребенку вскочить на скамейку двумя ногами в положении на четвереньках и соскочить с другой стороны. При этом он продолжает опираться на скамеечку руками.

Упражнение – ползание.

Если ребенок не ползал на четвереньках в младенчестве, еще не поздно научить его этому. Ползание замечательно укрепляет все мышцы туловища, рук и ног, развивает координацию движений.

«Собачка». Ребенок ходит на четвереньках по комнате, подражая собаке.

«Бычок». Ребенок ходит на четвереньках, поворачивая голову направо и налево. При ходьбе протяжно произносит звук «му-му», подражая бодающемуся бычку.

«Козлик». Можно предложить ребенку п ередвигаться по полу на четвереньках мелкими прыжками, подражая козленку и произнося «бэ-бэ»; ходить на четвереньках по скамейке, сохраняя равновесие.

«Поскачи, как зайчик». Ребенок встает на четвереньки на скамейку. Переставляет одновременно руки вперед и подтягивает ноги прыжком.

«Пройди между ступеньками». Положите лесенку на пол и предложите ребенку пройти на четвереньках внутри ее, перешагивая через ступеньки.

«Пройди по ступенькам». Предложите ребенку пройти по лежащей на полу лесенке, опираясь ногами и руками о ступеньки.

«Поздоровайся с зайкой». Поставьте посередине комнаты стул (табурет, невысокий журнальный столик), на расстоянии 1,5 – 2 м – другой стул, на который посадите игрушечного зайца (мишку, куклу...). Предложите ребенку пролезть на четвереньках под стулом, затем выпрямиться и поздороваться с зайкой, пожав ему лапку.

«Мяч в ворота». Воротами может служить стул, табурет и т. п. Ребенок берет мячик, катит его в ворота и бежит за ним. Пройдя в ворота на четвереньках, выпрямляется и догоняет мяч.

Упражнения с флажками.

Маленькие дети с удовольствием выполняют упражнения с флажками.

«Покажи и спрячь флажки». Ребенок стоит прямо, слегка расставив ноги, руки с флажками опущены. Вытягивает руки вперед при словах: «Покажи флажки», прячет их за спину при словах: «Спрячь флажки» .

Встать прямо, ноги врозь . Из этой исходной позиции выполняются следующие упражнения:

Руки с флажками опустить, поднять прямые руки вперед, затем опустить.

«Флажки - в стороны». Поднять прямые руки в стороны, затем опустить.

«Флажки - назад». Отвести прямые руки, как возможно дальше назад, и опустить.

«Флажки - вверх». Поднять прямые руки вперед, вверх и опустить.

«Помаши флажками». Попеременно взмахивать одной рукой вверх, другой – назад.

«Флажки - к плечам». Согнуть руки к плечам, держа флажки вертикально, затем опустить.

«Скрещивание флажков внизу». Руки с флажками отведены в стороны, затем прямые руки опускаются вниз, скрещиваются перед собой, затем руки поднимаются в стороны.

«Скрещивание флажков над головой». Руки с флажками внизу, ребёнок поднимает руки через стороны вверх и скрещивает их над головой, затем опускает.

«Ходьба с флажками». Ребенок ходит по комнате, поднимая флажки по вашему указанию: вперед, в стороны, вверх.

«Постучи флажками». Руки с флажками опущены, ребенок низко приседает и несколько раз стучит флажками о пол, затем выпрямляется, поднимая руки вверх.

«Прыгни через флажок». В руке ребёнок держит свернутый флажок, далее надо наклониться, положить флажок на пол у носков ног, выпрямиться, перепрыгнуть через флажок, затем повернуться и вновь перепрыгнуть.

«Повороты с флажками». Руки с флажками опустить, поворачиваться в стороны, поднимая флажки вперед.

«Достань флажками пол». Руки с флажками поднять вперед, наклониться и достать флажками пол (ноги не сгибать).

«Покачайся с флажками». Руки с флажками отвести в стороны, покачиваться вправо и влево, не опуская рук.