Кто такая феминистка. Влияние на мораль в образовании

Феминистское движение возникло еще в 18 веке, а особенно активизировалось лишь с середины прошлого века. Причиной его стало недовольство женщин своим положением, засильем патриархата во всех сферах жизни. Как такие феминистки – читайте в этой статье.

Что значит «феминистки» и за что они борются?

Они радеют за достижение равенства экономических, политических, личных и социальных прав для женщин. Если говорить, кто такие феминистки простыми словами, то это женщины, которые стремятся к равноправию с мужчинами во всех сферах жизни. И хотя их требования касаются в основном прав женщин, они выступают и за освобождение мужчин, так как считают, что патриархат наносит вред и сильному полу. Впервые о требованиях о равноправии заговорили во времена войны за независимость в США и первой, кто публично выступил с речью, была Абигейл Смит Адамс. В дальнейшем стали появляться женские революционные клубы, политические организации, печатные издания.

Однако, путь феминистского движения был тернист и длителен. Женщинам еще долго отказывали в избирательном праве, запрещая появляться на политических собраниях и в общественных местах, а в стенах дома они оставались в полном подчинении у мужа. Организованное движение появилось в 1848 году и со времени своего формирования претерпело три волны развития:

  1. Результатом деятельности ранних феминистов и первоначальных феминистских организация стало некоторое улучшение положения женщин. В частности, английский парламент разрешил им голосовать на местных выборах. В дальнейшем такое право предоставили и американкам. К известным феминисткам того времени относят Эммелин Панкхёрст, Лукрецию Мотт.
  2. Вторая волна продлилась до конца 80-х годов. И если первая касалась избирательных прав женщин, то вторая концентрировалась на всех нюансах юридического и социального равенства. Кроме того, женщины выступали за ликвидацию дискриминации как таковой. К известным борцам того времени относят Бетти Фридан, Симону де Бовуар.
  3. В начале 1990 годов в США поднялась третья волна феминизма. На первый план вышли права, касающиеся сексуальности. Женщины призывали отказаться от понимания женской как стандарта и нормы и ценить сексуальность в качестве инструмента для раскрепощения. Известные феминистки того периода – Глория Ансалдуа, Одри Лорд.
Феминистское движение

Данное движение оказало существенное влияние на гуманитарные, социальные, естественные науки, всю жизнь общества в целом. Современные феминистки рассматривают пол не как природную сущность, а как политический конструктор, который позволяет поддерживать отношения власти между социальными группами. Таким образом интерсекциональные феминистки утверждает, что такие формы угнетения, как расизм, сексизм, патриархат, капитализм и другие пронизывают все общество, заражают все социальные институты, укрепляя и поддерживая друг друга.

Борцы за права женщин критикуют современную философию, науку и литературу, если они создаются с точки зрения социально-привилегированных мужчин. Они призывают к диалогу разных видов и форм знаний, производимых людьми из разных социальных позиций. Конечно, данное движение имело и негативные последствия. Сегодня ярые феминистки стремятся скорее к эпатажу, а не борьбе за свои права. Они публично оголяются по пояс, устраивая антиправительственные акции протеста и выглядят как озабоченные девицы, которым все равно за что, но лишь бы протестовать. Ощущая всю полноту открывающихся возможностей, некоторые женщины испытывают дискомфорт и отмечают, что в новых реалиях все труднее быть и матерью.

Феминизм (от латинского слова femina, «женщина») — женское политическое и общественное движение за равноправие женщин с мужчинами. Отсюда феминистка — сторонница этого движения. Характерно, что, несмотря на существование огромного числа настроенных весьма либерально и свободномысляще мужчин, понятие «феминист» не встречается.

История феминизма

До середины ХIХ века роль женщины в обществе сводилась к деторождению, воспитанию потомства, наблюдению за домашним хозяйством. За исключение беднейших слоев общества, женщины общественно-полезной деятельностью не занимались. Однако с ростом численности населения, продолжительности человеческой жизни, промышленного производства и, соответственно, потребления, мужских рабочих рук стало не хватать. И у станков, конвейеров, торговых прилавков, офисных конторок место рядом с мужчинами пришлось занять женщинам. При этом права: политические, имущественные, юридические — их остались в архаичном состоянии. Женщинам, хотя они трудились не хуже мужчин, платили меньше, существовали писанные и не писанные законы, запрещающие им заниматься определенными видами деятельности, учиться, ограничивающие карьерный рост. Подобная несправедливость и породила феминизм.

Впрочем, первые проявления феминистских настроений, как указывает Википедия, начались ещё в конце ХVIII века во Франции, в период её великой революции, и в США, во время борьбы за независимость. Первые феминистки выступали с требованием прежде всего равного с мужчинами права голоса. Затем к призывам политического характера добавились вопросы равноправия женщин в правах собственности, в браке, в выборе профессий, в получении образования. В 1848 году в штате Нью-Йорк прошла конференция женщин с подобной повесткой дня. Боевой задор постепенно охватывал женщин всё большего количества стран. В Англии самые радикальные формы приняла борьба за политические права так называемых суфражисток.

в России в 1859 году появилось «Общество для оказания материальной помощи беднейшему населению», инициированное Трубниковой, Философовой и Стасовой. В том же году в Петербурге была открыта первая воскресная школа для женщин. В 1862 начала действовать первая женская трудовая ассоциация «Общество женского труда». В 1863 в Петербурге открылась женская издательская артель, в 1864 — первый магазин женских рукоделий, принадлежавший женщине, дававший женщинам работу в качестве продавщиц, торговавший швейными инструментами и готовой продукцией (при магазине была открыта и мастерская, где можно было обучиться навыкам шитья). С точки зрения феминизма в 1920-х годах самой прогрессивной страной мира была Советская Россия и русский феминизм. Женщинам в СССР было гарантировано политическое и избирательное равенство, их учили грамоте, пытались освободить от «кухонного рабства» через открытие централизованных пролетарских столовых, даже был декриминализован аборт.

Суть феминизма в борьбе за равные права женщин и мужчин во всех сферах жизни

Течения феминизма

  • Либеральный феминизм. Требует равенства прав мужчин и женщин
  • Марксистский феминизм. частный случай капиталистического и классового угнетения.
  • Радикальный феминизм. Борьба с режимом патриархата, где главным институтом угнетения является гендерное.
  • Лесбийский феминизм. Борьба с сексуальными отношениями с мужчинами, потому что любая форма сексуальных отношени есть продолжение угнетения.

Знаменитые феминистки

  • София де Кондорсе (1764 — 1822) — хозяйка светских салонов Парижа
  • Абигейл Смит Адамс (1744-1818) — жена президента США Джона Адамса
  • Олимпия де Гуж (1748 — 1793) — французская писательница и журналистка, политический деятель. Гильотинирована.

    Олимпии де Гуж приписывают слова: «Если женщина достойна взойти на эшафот, то она достойна войти и в парламент»

  • Мэри Уолстонкрафт (1759-1797) — английская писательница, философ, автор книги «Защита прав женщины» (1792)
  • Сара Мур Гримке (1792 - 1873) — американская активистка движения за отмену рабства и гендерное равенство
  • Сара Маргарет Фуллер Оссоли (1810 - 1850) - американская журналистка, писательница
  • Лукреция Коффин Мотт (1793 - 1880) - американская активистка движения за права женщин и против рабства
  • Эммелин Панкхёрст (1858 — 1928) - английский политический деятель, лидер движения суфражисток
  • Эстелла Сильвия Панкхёрст (1882 — 1960) - дочь Э. Панкхёрст, суфражистка и коммунистка
  • Сьюзен Браунелл Энтони (1820 - 1906) - американская феминистка и борец за гражданские права женщин
  • Джанет Пикеринг Рэнкин (1880 — 1973) - американский общественный деятель, первая женщина, избранная в Конгресс США

    Джанет Пикеринг Рэнкин была единственным членом Конгресса, который голосовал против вступления США как в Первую, так и во Вторую мировую войну

  • Александра Коллонтай (1872 — 1952) - русская революционерка, советский государственный деятель и дипломат
  • Анна Философова (1837 — 1912) - общественный деятель, один из лидеров женского движения в России в 1860-80-х годах
  • Надежда Стасова (1822 — 1895) - общественная деятельница, в 1860-1895 годы возглавляла женское движение в России

Конец феминизма

Главная проблема человечества в том, что оно не умеет вовремя остановиться и любое движение, самое благостное в начале пути, доводит до своей противоположности. Так и феминизм. Сначала были воскресные школы, требования равной оплаты, возможности учиться, иметь равные политические права. Потом женщины потянулись вслед мужчинам в освоении мужских профессий: дипломат, летчик, водитель, шпалоукладчица. Потом они отвергли мужчин, как защитников, добытчиков, глав семейств: зачем, когда женщина сама зарабатывает, сама водит, клеит, штукатурит и забивает? Сегодня женщины играют в хоккей и футбол, квасят друг другу морды на ринге, возятся на татами, летают в космос, руководят международными корпорациями и целыми государствами. Но стали ли они счастливее? Ведь сегодня мужчины видят в них товарищей по работе, коллег в бизнесе, партнеров в сексе, но никак не существ, вызывающих чувство любви, поклонения, желания помочь, защитить, уберечь. Как и мужчины, женщины сегодня озабочены карьерой, зарплатой, вопросами выживания, так же как и мужчины они курят, пьют, матерятся. Женщины перестали быть ими. Этого добивались? Если этого, то они победили.

Конан-Дойл и феминизм

«Хотя Дойл был защитником женщин и прав женщин, методы самих женщин, борющихся за свои права, ему не очень-то импонировали. В начале XX века суфражистское движение в Англии набрало ход. В 1903 году в Манчестере был образован Женский социально-политический союз во главе с известной феминисткой Эмелин Панкхерст; его члены придерживались весьма экстремистских методов борьбы. Начиная с 1906-го суфражистки заимствовали тактику ирландского освободительного движения: устраивали взрывы и поджоги общественных зданий, бурные демонстрации, сопровождавшиеся стычками с полицией, атаковали государственные учреждения, а позже, когда власти стали их арестовывать, практиковали голодные забастовки. Дойлу все это страшно не нравилось. Он неоднократно высказывался неодобрительно о поступках суфражисток – исходя из этого ему часто приписывают отрицательное отношение к суфражизму как таковому. Это не совсем верно. Отвращали его не цели, а методы. Когда интервьюер спрашивал его дочь Джин – много лет спустя после его смерти – о том, почему доктор, идеализировавший женщин, так резко отзывался о суфражистках, та ответила следующее: «Он, несомненно, полагал, что женщины – существа высшего порядка, гораздо более утонченные, нежели мужчины». По словам Джин, ее отец в принципе не был против того, чтобы женщины имели право голосовать на выборах; но, насмотревшись в период своей работы в Союзе за бракоразводную реформу на бесчисленные случаи семейного насилия, он считал, что политические разногласия между мужем и женой только увеличили бы количество такого насилия. Он также – будучи во многих отношениях идеалистом – высказал мнение, что женщина, счастливая в браке, непременно имеет влияние на своего мужа в том числе и в политических вопросах и таким образом его голос на выборах – это и ее голос. Что же касается суфражисток – его отвратила от них их склонность к насилию. Женщина должна обладать сильным характером (как его мать, вторая жена или младшая дочь), но при этом быть женственной, а не крушить ломом стекла» (М. Чертанов «Конан-Дойл»)

Значение слова «феминистка» в современном обществе неоднозначно. Многие мужчины даже не имеют элементарного представления о том, кто такие феминистки на самом деле, прикрепляя этот ярлык к малопривлекательным особам, у которых не сложилась личная жизнь. По мнению той же категории представителей сильного пола, феминистка категорически не приемлет отношений с мужчинами и любыми способами старается доказать им, что может решать проблемы без чьей-либо помощи. Так ли это? Попробуем разобраться в том, кто такие феминистки, более детально.

Феминизм - это некая мировоззренческая модель, базирующаяся на идее Следовательно, феминист глубоко убежден, что кроме внешности, мужчина и женщина ничем друг от друга не отличаются.

Те, кто хочет узнать, кто такие феминистки, более подробно, должны в первую очередь знать о том, что такая женщина позиционирует себя как равноправную личность, которая также имеет гордость и собственное достоинство. И ей больно наблюдать, когда мужчина постоянно твердит о своем превосходстве над женщиной, - дескать, без мужской поддержки женщина не могла бы существовать на этой планете.

Мужчинам, которые имеют весьма туманное представление о том, кто такие феминистки, будет интересно узнать, что этому социальному явлению уже более двух столетий. Однако пик феминистического движения пришелся на двадцатый век, когда представительницы слабого пола активно отстаивали для себя целый набор прав, в числе которых - юридические, политические и социальные гарантии.

Особы, пропагандирующие идеи феминизма, категорически не согласны с той ролью, которая отведена мужчине в обществе. Он изначально считается храбрее, умнее, целеустремленнее, у него выше заработная плата и ему доверяют руководящие должности, что, по мнению феминисток, несправедливо - ведь женщины также имеют на это право.

Как правило, практически все феминистки, фото которых, кстати, можно увидеть на многих ресурсах Глобальной сети и в печатных изданиях, склоны к эпатажу и пиару. Им категорически не нравится, когда мужчина платит за них в ресторане или придерживает для них дверь, чтобы пропустить их вперед. У женщин-феминисток всегда на первом месте стоит карьера. При этом для того чтобы достигнуть высот, они нередко пренебрегают интересами семьи. Вместе с тем, добившись своего, они перестают чувствовать себя ущербными, поскольку думают: «Я зарабатываю наравне с мужчиной. Я большая умница и молодец»!

Яркий пример барышень, пропагандирующих идеи женской независимости - знаменитые украинские феминистки. Они стараются постоянно быть в центре внимания.

Посмотрев фото феминисток из Украины, любая женщина позавидует таким красавицам.

Барышни из движения Femen регулярно организовывают демарши в самых разных местах: как у себя в Украине, так и по всему миру. Оголяясь при этом по пояс в лютый мороз, они тем самым не только выражают свое отношение к тому или иному событию, но и демонстрируют окружающим, на что способны хрупкие и утонченные натуры вроде них. Особенно часто активистки устраивают антиправительственные акции протеста, участвуя таким образом в политической жизни страны.

Какими бы ни были мифы о женской солидарности, она все же существует. И с давних пор женщины мира возмущаются тем, что не имеют таких же прав, как мужчины. Начинались народные волнения, появлялись идеологи и форварды движения, были даже свои герои. Женщины постепенно обретали все больше свобод. Так возникло новое общественно-политическое движение с «говорящим» названием – феминизм. Что это такое и каковы цели?

Феминистки – а представителями данного движения являются только женщины – ратуют за возможность представительниц прекрасного пола быть равными с мужчинами во всем. Ну, надоело дамочкам, что на кухне вертятся только они, вот и решили – а почему это только женщины должны готовить? Пусть и мужчины пробуют стоять по несколько часов у плиты (конечно же, шеф-поваров ресторанов (а работают там только мужчины) никто в расчет не берет)! Это же неправильно! Вот и борются феминистки с высказываниями вроде «женщина, твое место на кухне».

Да и не только кухня – любые аспекты жизни, с давних времен отданные на попечение женщин, могут возмутить дам. Доходит даже до абсурдных ситуаций. «Почему детей рожают только женщины. Либо все, либо никто» - слова одной из феминисток. Тут уж от многочисленных выступлений и демонстраций не зависит, будут мужчины рожать или нет. Они, может, и рады – да не могут.

Все это явления, так называемого, нового феминизма. В умах представительниц данного движения крепко сформировался образ сильного, богатого, красивого и умного мужчины, который будет ее на руках носить и подарки дарить. Она же в свою очередь будет заниматься лишь своей красотой, ибо «слабый пол и рождена для любви». Вот только жизнь разрушает ванильные мечты, тем самым вызывая чувство глубочайшего возмущения у потенциальных феминисток. Как это так – почему я должна подчиняться негласным законам (готовить еду, следить за домом, рожать детей), явно написанными мужчинами? Так и начинаются все эти демонстрации и прочие «копошения в муравейнике».

Все это, конечно, глупые занятия для совершенно не знающих, чем себя занять, дам. На самом деле старый феминизм уходит корнями глубоко в историю, когда женщин использовали как валюту, а права их были не больше, чем у сковородки. Конечно же, сейчас рассказы о том, что женщины не имели права самостоятельно выбирать себе супруга, владеть землей или участвовать в голосовании (не говоря уже о том, чтобы выдвигать свою кандидатуру) звучат дико. Однако же, в некоторых странах такие обычаи имеют место быть и по сей день. Вот и возмущаются преисполненные обидой за весь женский род феминистки по поводу такого обращения.

Конечно же, в наше время все не так. Женщины вполне могут быть владелицами земельных участков или даже управлять целой страной. Что касается бытовых проблем, то тут уж всегда найдется компромисс – кто сегодня выносит мусор, а кто моет посуду. Даже служба в армии – и то в некоторых странах доступна дамам. Словом, ныне нет такой дискриминации по половому признаку, как была ранее, а если и есть в каких-то отраслях – то это и будет объектом лютой ненависти феминисток.

Словом, феминистки желают быть равными с мужчинами во всех аспектах жизни. Есть мнение, что лесбиянство (любовь между женщинами) так же произрастает из феминизма, но это лишь теории и догадки.

Имеется много мнений о таком движении женщин, но большинство в наше время считает феминизм противоестественным и бунтарством против установленных природой и историей законов. Каким будет ваше мнение – решать лишь вам.

Так вот, прежде чем навешивать ярлыки, давайте разберемся по мере сил в проблеме. Итак, кто такие феминистки и откуда вся эта история?

Эволюционно сложилось так, что вид Homo Sapiens (т. е. мы с вами, дорогие братья и сестры) разделен на два пола – на мужчин и женщин (называется это половой диморфизм). Именно это и определяет привычный облик человека (для всех очевидны внешние различия между мужчиной и женщиной), его поведение (гормоны, никуда от них не деться), физическую силу и выносливость – т.е. те показатели, которые напрямую зависят от тела, нашей скромной физической оболочки.

Хорошо это или плохо – спорить фантастам, а нам приходится жить в мире, где все млекопитающие имеют два пола, но только человек эволюционировал в разумное существо. В результате миллионов лет изменений Homo стал Sapiens, человек выделился из мира природы настолько, что создал свой собственный. Который, соответственно, изменялся и совершенствовался, люди – тоже. Человек теперь не только самое совершенное животное, венец творения и часть экосистемы, он давно перерос отпущенные природой возможности, возвысился над физиологией и попрал инстинкты. Homo Sapiens, прежде всего, это – личность, уникальная и свободная. И у кого, скажите, пожалуйста, повернется язык назвать Моцарта самцом или Жанну Д’Арк – самкой? И в человеческом обществе к понятию пола, как совокупности неких биологических признаков, добавилось понятие гендера – социокультурного пола, совокупности социальных и личностных качеств. Так вот, в современном демократическом мире важен не пол, а гендер.

Это означает, что нет «мужских» или «женских» занятий, а есть , соответствующие конкретному человеку. Т.е., грубо говоря, сильная, но глупая женщина вполне может рубить уголь в шахте. А умный, но слабый мужчина замечательно способен заниматься вышивкой. Они абсолютно равны в этом выборе, все зависит от способностей и желания, а не от половых органов. Мужчина и женщина – равноправные соратники, а не стороны, угнетающие друг друга.

Но уже не эволюционно, а исторически сложилось так, что женщины все же находились в угнетенном положении (и не надо аппелировать к матриархату, это всего лишь остроумная теория). Можно спорить о предпосылках этой дискриминации, о причинах, ее вызвавших, но сам факт женского угнетения очевиден. Задумайтесь, когда женщины получили право голоса? Когда – право наследования? Когда женщинам разрешили (вот спасибо!) учиться в университетах? Почему решение именно женщин брюки и сигары вызвало такое бурное осуждение? Да и вообще: кто там в первородном грех виновен?

Началось все в Америке, во времена Войны за независимость. Первой женщиной-борцом за равноправие принято считать Абигейл Смит Адамс (1744-1818),которая стала известна благодаря фразе: «Мы не станем подчиняться законам, в принятии которых мы не участвовали, и власти, которая не представляет наших интересов» (1776).
В Европе путь борцов за равные права был более тернист. Например, во Франции перед Великой французской революцией издавался журнал о женских правах, француженки создавали различные общественные организации, которые требовали для женщин гражданских прав и принимали активное участие в политической борьбе. Успеха они не достигли, а одна из идейных вдохновительниц движения, Олимпия де Гуж (автор Декларации прав женщины и гражданки, где содержалось требование социального и политического равноправия, основательница «Общества женщин – революционных республиканок») была казнена за свою деятельность. В 1795 году женщинам Франции запретили появляться в общественных местах и на политических собраниях, а в 1804 году император Наполеон издал указ, объявлявший, что женщина не имеет никаких гражданских прав и находится под опекой у мужчины.

В Англии требование гражданского равноправия женщин впервые было выдвинуто Мэри Уолстонкрафт в книге «Оправдание прав женщины» (1792).

Но это были лишь первые ласточки, которые заставили общество задуматься и прислушаться к их идеям. Но, по сути, они являются основательницами так называемой первой феминизма (XIX - первая половина XX), когда происходила борьба за юридическое равноправие полов.

Организованное движение за равноправие началось в 1848 году, в США, штат Нью-Йорк, в городке Сенека-Фоллз, где впервые был проведен съезд по защите прав женщин под лозунгом «Все мужчины и женщины созданы равными». В 1869 году были созданы две женские общественные организации, объединившиеся в 1890 году в Национальную американскую ассоциацию за женское избирательное право. Благодаря активности её членов в ряде американских штатов женщины оказались допущены к голосованию.

В Европе в это же время набирал обороты суфражизм (от англ. suffrage - право голоса), т.е. борьба женщин за право голосовать на выборах. Общество весьма скептично относилось к суфражисткам – они могли появиться на светском рауте без сопровождающих мужчин, позволяли себе недопустимо одеваться (например, брюки или жилет), курили, могли перебить мужчину и – о, ужас! - высказывали свое мнение. Постепенно к суфражистке сформировалось отношение как к женщине вульгарной, грязной, абсолютно неприличной и... свободной. Мужчины их презирали и боялись, а дамы – тоже презирали и... завидовали. Власти не поддерживали взгляды и начинания суфражисток, их периодически арестовывали и приговаривали к различным срокам тюрьмы. Одним из организаторов движения за женское право голоса, была Эммелин Пэнхёрст, которая в 1868 сформировала Организацию в защиту общественных и политических прав женщин, объединившую в течение года 5 тысяч членов. Под давлением этого объединения английский парламент принял ряд законов, направленных на улучшение положения женщин, и дал им право голоса на местных выборах (1894).
Тогда же и появляется сам термин «феминизм» (от лат. femina - женщина), впервые его употребила Эллис Росси в 1895 году.

Первая волна феминизма достигла поставленных целей. Первыми избирательное право получили имущие женщины в Новой Зеландии в 1893 году и в Австралии - в 1902 году. Позже - женщины ряда европейских стран (в Финляндии - в 1906, в Норвегии - в 1913, в Дании и Исландии - в 1915, в России - в 1917, в Канаде - в 1918). В 1919 году права голосовать добились женщины Австрии, Германии, Нидерландов, Польши, Швеции, Люксембурга, Чехословакии. В 1920 году - США, в 1922 году - Ирландии, в 1928 году - Великобритании, в 1931 году - Испании и Португалии.
С середины XX века начинается вторая волна – борьба за ФАКТИЧЕСКОЕ равенство мужчины и женщины. В конце 70-х гг. движение приобрело массовый характер, проявилось в массовых акциях, в создании ряда организаций и множества небольших групп неформального характера без лидера и теоретической стратегии в ее традиционном понимании. Среди самых популярных течений можно выделить следующие:

1. Феминизм равенства - основан Симоной де Бовуар, женой Жан-Поля Сартра, идеология изложена в ее книге «Второй пол». Смысл заключается в том, что все люди от природы равны, а различия – несущественны и не считаются. Кстати, Симона сформулировала и право женщин не только избирать, но и право войти во властные структуры.

2. Феминизм различий во главе с Люси Ирегирей признавал все половые различия. Кроме того, индивидуумы признавались фундаментально различными, и межполовой консенсус предлагалось искать на темах нейтральных.

3. Ситуативный феминизм (основательница - Шийла Бенхабиб) предлагал рассматривать, прежде всего, ситуацию, а уж исходя из нее, делать все выводы.

До настоящего времени демократически избранными главами государств и правительств стали более 20 женщин. Первой женщиной, возглавившей правительство, стала Сиримаво Бандаранайке (1960, Шри-Ланка), первой женщиной, занявшей президентский пост, - Вигдис Финнбогадоттир (1980, Исландия), первой женщиной, возглавившей правительство в мусульманской стране, - Беназир Бхутто (1988, Пакистан). Сегодня женщины высшие должностные посты в Латвии, Финляндии, Ирландии, на Филиппинах, в Чили и Германии.

Феминистки второй волны многого добились, наш мир без них был бы совсем другим. И вряд ли бы он был лучше.
Относительно третьей волны идут активные споры. Кто-то ее признает, а кто-то – нет. Понятно одно: в XXI веке к феминисткам присоединяются мужчины. И, что бы ни судачили злопыхатели, они совершенно нормальной сексуальной ориентации.

И, кстати, движение за права женщин никогда не было исключительно женским: еще Платон рекомендовал воздавать по заслугам, а не по половому признаку, а одно из сочинений-предвестников феминизма - «О величии и превосходстве женского пола» - было написано философом Генрихом Корнелиусом Агриппой в 1529 году. В 1869 году Джон Стюарт Милл опубликовал свою работу «Подчинение женщин», в которой отметил, что «законодательная поддержка подчинения одного пола другому вредна… и… есть одно из главных препятствий на пути к общечеловеческому усовершенствованию».

Конечно, еще рано говорить о равенстве мужчин и женщин. Всем доступна статистика карьерного роста и зарплат, домашнего насилия и сексуальных домогательств. Никого не удивляет женщина - заботливая мать утром, леди-босс днем, шеф-повар вечером, пылкая ночью и живой человек при всем при этом. И феминизм нужен женщинам хотя бы для того, чтобы просто выживать в таких условиях. А утверждать, что феминистки ненавидят мужчин, по меньшей мере, глупо. Женщины просто... уже давно замужем за ними, родили им детей, ведут дом, обустраивают быт, строят свою карьеру. Нет никакой глупой ненависти. Женщины, как и двести лет назад, хотят прав, свободы, уважения и благодарности.