История и теория феминизма. История борьбы женщин за избирательное право 

Шпаковский Вячеслав 07.03.2016 в 15:08

Цель этих действий была ясна: изменить внутреннюю политику страны в вопросах равноправия женщин и, соответственно, провести реформы. Активистками движений протеста выступали, как правило, женщины из среднего класса (фабричным работницам и работницам заводских цехов и так хватало забот помимо забастовок).

Социалисты за права женщин

К слову, женщины нашли защиту и в лице социалистов. Самой яркой активисткой, знаковой фигурой в "женском вопросе" стала Клара Цеткин.

В 1910 году в столице Дании Копенгагене был проведен VIII Международный конгресс Второго Интернационала. Участники вышли с предложением ежегодно отмечать как день борьбы за политическое и социальное равноправие женщин. С подачи идеи , и стало таким днем.

В каждой стране - свое время

Новая Зеландия оказалась в лидерах среди стран, где имущие получили, наконец, права. 1893 год оказался решающим для женщин этой страны. В 1902 году Австралия стала последовательницей Новой Зеландии. В Северной Европе женщины получили равные с мужчинами права позже (с 1906-го по 1915 год). В России женщинам дала равноправие Октябрьская революция. А последней в списке стран, давших женщинам свободу, стала в 2011 году Саудовская Аравия.

Идея равных социальных прав женщин и мужчин восходит ко времени эпохи Просвещения и Великой французской революции XVIII века и связана с утверждением либеральной концепции «естественных прав и свобод» человека. Эта концепция впервые в Европе была закреплена в главном документе Французской революции «Декларация прав человека и гражданина» (1789). Француженки, воодушевленные лозунгами революции «Свобода, равенство, братство», создавали свои клубы, активно участвовали во всех общественных событиях. Но после опубликования Декларации, а затем Конституции новой республики они обнаружили, что свобода и права человека не распространяются на женщин: к категории граждан, имеющих право владеть собственностью, избирать и быть избранными были отнесены только мужчины. Писательница Олимпия де Гуж попыталась исправить это «недоразумение», составив в 1791 году «Декларацию прав женщины и гражданки», которую историки и считают первым манифестом феминизма Нового времени. Массовые демонстрации, петиции, обращения к партиям и политическим деятелям: митинги, демонстративные, даже провокационные, акции протеста были нацелены на привлечение общественного внимания, изменение политики и проведение реформ. В деятельности организаций и акциях протеста в то время в основном участвовали женщины из среднего класса (работницам фабрик и заводов было не до общественной активности). В защиту прав женщин выступили социалисты. На Международной социалистической конференции в Копенгагене в 1910 году Клара Цеткин предложила ежегодно проводить Международный женский день под лозунгами борьбы за политическое и социальное равноправие. Этим днем женской солидарности, который способствовал и привлечению к борьбе женщин-работниц, стало 8 марта.

В 1870-е годы первые европейские университеты открыли свои двери для студенток. Но суфражисткам понадобилось почти семьдесят лет упорной борьбы, чтобы стало реальностью их главное политическое требование. В 1920 году Конгрессом США была принята 19-я поправка к Конституции, которая предоставляла избирательное право женщинам. Англичанки получили это право ограниченно (только для замужних женщин) в 1918-м, а в полном объеме - в 1928 году. Самой прогрессивной в этом отношении страной стада Новая Зеландия, которая первой в мире уже в 1893 году допустила женщин на избирательные участки. А во Франции женщинам предоставили законное право голосовать на выборах только в 1946 году через полтора века после получения этого права мужчинами. До 1970-х годов Швейцария отказывала гражданам женского пола вправе избирать и быть избранными. Для многих мусульманских стран это требование остается актуальным и в XXI веке.

В 20-е годы XX века в Европе и США феминистское движение первой волны, добившись, наряду с избирательными правами, принятия законов, разрешающих женщинам учиться в университетах и работать вне дома, посчитало свои задачи выполненными, и активность женских организаций пошла на спад.

Борьба женщин за свои права имеет давнюю историю. Она проходила практически во всех странах мира, однако нигде женщины не боролись и не борются за свои права так изобретательно и агрессивно, как в США. Любопытно, что многие права, которых американки добились лишь во второй половине ХХ века, были получены гражданками бывшего СССР в 1917 году.

1790 год. Впервые в защиту женщин выступил мужчина. Французский философ де Кондорсе опубликовал статью «О даровании женщинам гражданских прав». В 1792 году немецкий мыслитель Теодор Готтлиб фон Гиппель опубликовал книгу «Об улучшении статуса женщин», в которой призывал к полноправию женщин в политике, образовании и т.д. Любопытно, что ранее против предоставления женщинам гражданских прав протестовал даже великий философ-энциклопедист Жан-Жак Руссо, который был убежден, что женщины от природы неспособны быть гражданами.

1791 год. Опубликован первый документ феминизма - «Декларация прав женщины и гражданки». Автор декларации - французская писательница Олимпия де Гуж. Писательница доказывала, что игнорирование прав женщин, тирания сильного пола являются причиной нравственного разложения общества, что женщина рождена свободной, и ее права не отличаются от прав мужчин. Олимпия де Гуж была казнена в 1793 году как роялистка, враг революции и как женщина, «забывшая о достоинствах своего пола». В 1793 году правительство революционной Франции запретило недавно появившиеся женские политические клубы. Равные избирательные права с мужчинами француженки получили лишь в 1945 году.

1848 год. Первая конференция по защите прав женщин прошла в поселке Сенека Фоллс неподалеку от Нью-Йорка и собрала в основном жителей близлежащих населенных пунктов. Делегаты подписали Декларацию Чувств, которая стала основой для развития движения защиты прав женщин. Многие положения из этой Декларации через сто лет вошли во Всеобщую декларацию прав человека.

1857 год. Первый в истории женский митинг прошел 8 марта в Нью-Йорке. Работницы текстильных предприятий протестовали против низких зарплат и плохих условий труда.

1869 год. В США создана первая в мире общественная организация, в которую вошли только женщины - Национальное общество за избирательные права женщин (National Woman Suffrage Association). Суфражистки устраивали демонстрации и манифестации, сознательно нарушали общественный порядок, эпатировали общество - их целью было привлечь внимание к проблеме женского равноправия. Именно суфражистки начали носить брюки, чтобы таким образом продемонстрировать равенство полов, в том числе и в одежде.

1893 год. Впервые в мировой истории избирательные права женщинам предоставляет Новая Зеландия и один из штатов США - Колорадо.

1904 год. Суфражистские организации США, Канады, Великобритании, Германии, Голландии, Норвегии и Швеции объединились в Международный союз за женское равноправие. Суфражистки боролись прежде всего за избирательные права женщин, опорой этого движения был средний класс, интеллигенция и буржуазия.

1905 год. Впервые в России создана женская политическая организация - Всероссийский союз равноправия женщин.

1910 год. Клара Цеткин на Второй Международной конференции женщин-социалисток предложила отмечать Международный день борьбы за права женщин. В Европе этот день впервые отметили 19 марта 1911 года. И только в 1914 году этот день получил постоянную прописку - 8 марта. В 1977 году ООН объявила 8 марта Международным женским днем. Слово «борьба» из названия праздника исчезло.

1913 год. Впервые в мире в США создана первая женская партия.

1917 год. Временное правительство объявило о своем решении предоставить российским женщинам все политические права. Россия стала одной из первых стран мира, предостави-вших женщинам равные права с мужчинами.

1920 год. Американки получили право голоса. Любопытно, что еще в 1874 году Верховный Суд США постановил, что Конституция страны не предусматривает, что женщины могут принимать участие в голосовании. В некоторых странах мира, например, Саудовской Аравии, женщины до сих пор не имеют избирательных прав.

1986 год. Верховный Суд США постановил, что сексуальная агрессия (sexual harrassment) или приставание к женщинам на рабочем месте является актом дискриминации. Обвинения в сексуальной агрессии являются кошмаром для американцев. К примеру, по данным государственной Комиссии США по равным возможностям в области трудоустройства, в 2001 году было зарегистрировано 15 475 исков со стороны жертв сексуальных домогательств в офисе. При этом почти половина мужчин и женщин, решивших юридически преследовать своих обидчиков, не смогла доказать, что они действительно жертвы сексуального преследования.

Женщина на посту госсека США, женщина - кандидат в президенты: каких-то сто лет назад подобная картина казалась немыслимой. Дамы в той же Америке да и в большинстве других стран мира, не могли ни избираться, ни избирать. К счастью, в скором времени все изменилось.

Первые шаги в сторону утверждения избирательного права женщин были сделаны в конце XVIII века во Франции. В 1789 году лидерами Великой французской революции был принят документ под названием «Декларация прав человека и гражданина», основная идея которого заключалась в том, что все жители страны независимо от своего вероисповедания и социального статуса обладают равными правами по отношению к государству.

Правда, под словом «все» в декларации подразумевались только лица мужского пола. На этот, казалось бы, малозначительный факт обратила внимание известная писательница и идеолог революционного движения Олимпия де Гуж.

Документ вызвал крайне негативную реакцию со стороны её «товарищей по партии». Причем дело было не только в том, что якобинцы не разделяли феминистских убеждений де Гуж. В тексте декларации Олимпия обращалась к Марии-Антуанетте, призывая королеву перестать быть врагом собственного народа и возглавить зарождающееся женское движение. Конечно, писательницу тут же заподозрили в сочувствии к монархии.

После того, как де Гуж потребовала от революционеров провести референдум о будущем государственном устройстве (причем одним из вариантов, предлагаемых писательницей, была конституционная монархия), женщину заклеймили «роялисткой» и казнили как изменницу.

2. Общество трезвости

Следующая волна суфражизма (от англ. suffrage - избирательное право) прокатилась по западному миру только во второй половине XIX века. Источником подобных идей во многих странах были так называемые общества трезвости - объединения женщин, пытающихся противиться пьянству своих супругов.

В стремлении добиться от государства внимания к семейным проблемам - зависимому материальному положению, невозможности лишить опеки над детьми мужа-алкоголика - активистки подобных сообществ начали выступать за предоставление женщинам избирательных прав. Логика этого решения была простая: если мужчины не хотят уделять внимание подобным вопросам, необходимо сделать так, чтобы женщины сами могли влиять на законотворческие процессы.

Одно из таких обществ трезвости в Новой Зеландии возглавила Кейт Шеппард. Она убедила своих соратниц развернуть масштабную кампанию за предоставление женщинам избирательного права и вскоре стала лидером женского движения в стране.

В 1888 году Шеппард опубликовала памфлет с громким названием «Десять причин, почему женщины Новой Зеландии должны голосовать». Далее последовало несколько петиций в парламент страны, и буквально за 10 дней до очередных выборов жительницы Новой Зеландии получили право голоса.

3. Погром в Лондоне

К началу XX века суфражизм окончательно оформился как самостоятельное общественное движение. В некоторых странах, например, в Британии, суфражистки не стеснялись заявлять о своих взглядах предельно громко.

В начале марта 1912 года группа активисток движения за права женщин устроила самый настоящий погром в центре Лондона, повергший в ужас не только жителей британской столицы.

Вот как описывала события того дня отечественная газета «Россия»:

«План, похоже, был тщательно обдуман, и набег был произведен поразительно внезапно, хотя полицию предупреждали, что на днях состоится демонстрация. Женщины оказались вооруженными камнями, палками, молотками и бутылками, завернутыми в бумагу. Подлежавшие битью стекла на Риджент-стрит, Оксфорд-стрит, Бонд-стрит, Пикадилли-стрит, Геймаркете, Кокспур-стрит и на Странде были строго распределены между отдельными женщинами_.

Нанесенный ими убыток определяется в 40 тысяч рублей. На Даунинг-стрит, где помещаются Министерство иностранных дел и резиденция первого министра, суфражистки прибыли на автомобиле с завешанными стеклами и остановились у резиденции лорда Асквита. Из экипажа выскочили три женщины и немедленно приступили к метанию камней в стекла. Таковых было разбито четыре - по два с каждой стороны подъезда_.

Подоспевшие полицейские арестовали женщин, из которых одна оказалась хорошо известной в Лондоне госпожой Панкхерст (лидер британского суфражистского движения - прим. ред.). Когда ее проводили мимо министерства, она освободила руку и бросила камнем в одно из окон.

Почти одновременно начали действовать дамы и на других улицах. Менее чем в четверть часа сотни окон были превращены в осколки. Внезапность нападения ошеломила владельцев магазинов, ресторанов, контор и иных мест. Там совершенно не подготовились к нападению. Бригада, действовавшая на Пикадилли, Бонд-стрит, Риджент-стрит и по соседству, состояла более чем из сотни прекрасных половин. Молотки и камни были спрятаны в муфтах. Около семи вечера были арестованы до 60 женщин и препровождены в полицейские участки»_.

4. Суфражистки и король

В попытках достучаться до власти, британские суфражистки шли на самые радикальные меры.

В 1912 году, когда английские тюрьмы были под завязку забиты «хулиганящими» активистками, одна из представительниц женского движения решила поговорить о наболевшем напрямую с лидером страны.

Во время посещения Георгом V собора в Кардиффе, суфражистка прорвала полицейский кордон и потребовала у королевской четы освободить поборниц избирательного права.

Годом позже еще одна активистка женского движения Эмили Дэвисон бросилась под копыта короля на скачках. От полученных ранений девушка вскоре скончалась.

В 1914 году эпатажную акцию протеста провела Мэри Ричардсон: она пришла в Национальную галерею в Лондоне и несколько раз пырнула ножом картину Веласкеса «Венера с зеркалом». На суде Ричардсон объяснила, что таким образом хотела выразить свое несогласие с арестом ее подруги госпожи Панкхерст.

За океаном борьба против дискриминации по половому признаку шла не менее активно, чем в Европе.

В 1848 году две активистки женского движения Элизабет Стэнтон и Лукреция Мотт организовали Первый конгресс по правам женщины. На мероприятие в Сенека-Фоллз, штат Нью-Йорк, приехала сотня делегатов, более половины из них были мужчинами.

Результатом дискуссии стала Декларация Чувств (в другом переводе - Декларация Убеждений; англ. Declaration of Sentiments) - документ, сформулированный по образцу Декларации независимости США, и продвигающий идеи полного гендерного равенства среди граждан страны.

_«Принимая во внимание полное отсутствие гражданских прав у половины населения этой страны, её социальную и религиозную неполноценность, принимая во внимание вышеупомянутые несправедливые законы, а также то, что женщины чувствуют себя оскорбленными, угнетенными, обманным путём лишенными своих священных прав, мы требуем, чтобы им были немедленно обеспечены все права и привилегии, которые принадлежат им как гражданам Соединенных Штатов»_, - говорилось в тексте манифеста.

6. Первая ласточка

В США первым громким скандалом, связанным с борьбой женщин за избирательное право, стало дело Сьюзен Энтони. В день очередных президентских выборов 5 ноября 1872 года на одном из участков 52-летняя дама взяла бюллетень и попыталась вбросить его в урну. «Хулиганку» буквально поймали за руку.

При этом согласно 14-й поправке к Конституции, под понятием гражданин понимаются все лица, родившиеся или натурализованные в Америке. О биологическом поле «лиц» в документе, разумеется, не было ни слова.

Увы, апелляция к основному закону страны не принесла желаемого результата. Суд признал Энтони виновной и назначил ей внушительный штраф, чтобы другим неповадно было.

7. Инаугурация Вильсона

Одно из самых массовых выступлений суфражисток в США состоялось за день до инаугурации президента Вильсона 3 марта 1913 года. Порядка 8 тысяч женщин, вооружившись плакатами с громкими лозунгами, маршем прошли по Пенсильвания-авеню, ведущей к Белому дому. Возле здания казначейства суфражистки устроили настоящее костюмированное шоу, напоминающее театральную постановку.

Выступление поборниц избирательного права вызвало нешуточный ажиотаж среди рядовых жителей Вашингтона. Пятидесятитысячная толпа зевак пыталась преградить демонстрантам путь, разумеется, не обошлось без агрессии - многие из участниц парада получили травмы, на собственной шкуре испытав силу «зрительских симпатий».

Реальный эффект от выступлений суфражисток не был мгновенным. Только 7 лет спустя, вступила в силу Девятнадцатая поправка к Конституции, запрещающая дискриминацию на выборах по половому признаку. К этому времени многих лидеров американского женского движения уже не было в живых.

8. Свободная женщина в свободной России!

Суфражистскому движению в царской России явно недоставало размаха. До революции большая часть законотворческих инициатив поборниц избирательного права оставалась незамеченной, общество относилось к деятельности суфражисток довольно скептически.

_«Российская лига равноправия женщин обратилась к представителям Думских партий с предложением внести законопроект об избирательных правах женщин в Государственную думу. Женщинам, конечно, свойственно увлекаться. Это увлечение нашло отклик и в наших депутатах. За подписью сорока членов различных партий в Думу внесено законодательное предположение_.

Авторы заявления указывают на то, что и в России «последнее время почти каждый год в законодательных учреждениях, если и не получают разрешения, то, по крайней мере, обсуждаются те или иные вопросы, непосредственно затрагивающие интересы женщин_.

Такими вопросами в III Государственной думе являются вопросы о разводе, раздельном жительстве супругов, о правах женщины на наследство, о правах на адвокатуру, о мерах против торга женщинами. Женщины могли бы указать направление для их разрешения, а между тем они по закону лишены права в какой-либо степени принять участие в законодательном обсуждении» … <…>_

В заключение авторы предлагают Думе: «В отмену и изменение соответствующих законоположений постановить: „Лица женского пола пользуются равными с мужчинами правами избирать и быть избираемыми в Государственную думу“. Мы полагаем, что сами женщины и даже подписавшие свое заявление депутаты не верят в возможность скорого осуществления их проекта», - писала отечественная пресса в начале 1912 года.

Радикальные перемены случились только после распада монархического строя. 19 марта 1917 года в Петербурге состоялась 40-тысячная женская демонстрация. Лозунги участниц мероприятия гласили «Без участия женщин избирательное право не „всеобщее!“, „Свободная женщина в свободной России!“, „Место женщины в Учредительном собрании!“.

Временное правительство не стало игнорировать глас народа и уже 11 сентября 1917 года вступило в силу новое Положение о выборах, в котором говорилось о всеобщем избирательном праве „без различия пола“.

Вторая волна движения женщин за свои права охватывает вторую половину XIX в. Она характеризуется появлением многочисленных феминистских организаций в ряде стран. Об актуальности требований говорит появление во второй половине XIX в. многочисленных феминистских организаций в ряде стран. В 1888 г. был создан Международный совет женщин, к началу ХХ в. в него входили Соединенные Штаты, Великобритания, Австралия, Норвегия, Нидерланды.

Выдвигаются требования предоставления женщинам избирательных прав, которые открыли бы им доступ к политической деятельности, обеспечили социальное равенство.

В это время многие женщины Соединенных Штатах стали покидать свои домашние обители. Кто-то активно выступал с лекциями, кто-то занялся политикой, участвуя в женских антирабовладельческих обществах, тысячи женщин нашли себе работу вне дома: структурные изменения в экономике и появление новой техники изменили и сильно расширили область применения наемного женского труда. Очевидной переменной в их жизни стало увеличение количества рабочих мест: продавщиц в магазинах, служащих в конторах и учреждениях и т.п.

Кроме того, для женщин открыли несколько высших учебных заведений. Правда, долгое время на девушку, получившую образование, смотрели как на неудачницу, которая утратила всю свою женственность и обаяние и превратилась в «синий чулок», которую вряд ли кто возьмет в жены. Тем не менее постепенно в США получение официального среднего образования женщинами среднего класса стало обычным делом, даже если оно отличалось от мужского по объему и качеству. Однако в университетах, несмотря на изменения по отношению к женскому обучению, обучалось еще очень немного женщин.

К концу XIX века активно действовали суфражистки (от англ. - suffrage - избирательное право), отстаивавшие политико-правовое равенство женщины; социалистки , защищавшие идеи равной оплаты женского труда и участие женщин в профсоюзах; радикальные феминистки , пропагандировавшие идеи сознательного материнства и контроля над рождаемостью; христианские женские благотворительные общества. В результате медленных завоеваний всех этих феминистских потоков, к концу XIX - началу XX века общественные стереотипы и нормы уже позволяли женщине выходить за пределы дома с тем, чтобы получить образование, работу.

Женщины постепенно отвоевывают себе экономическую значимость, утраченную еще в доисторические времена, поскольку вырываются из дома и, работая на заводе, по-новому принимают участие в производстве. Такой переворот становится возможным благодаря машине, ибо разница в физической силе между работниками мужского и женского пола в большинстве случаев нивелируется. Поскольку резкий скачок промышленности требует гораздо больше рабочих рук, чем могут предложить работники мужского пола, привлечение женщин становится необходимым. Это и есть та великая революция, которая в XIX в. преображает участь женщины и открывает перед ней новую эру.

В развитии идей феминизма немаловажную роль сыграл суфражизм начала XX - движение за предоставление женщинам избирательных прав, которые открыли бы им доступ к политической деятельности, обеспечили социальное равенство. Сьюзен Б. Энтони (1820 - 1906) пишет, что «отсутствие права голоса означает невозможность строить и налаживать свою жизнь или распоряжаться ею. Не имеющие права голоса всегда вынуждены делать ту работу, получать ту заработную плату, занимать то место, которые определяют для них те, кто имеет право голоса. Не имеющий этого права находится в положении нищего: бери, что дают, иначе не получишь ничего».

Считалось, что женщинам не нужно право голоса для защиты самих себя, т. к. их обеспечивают мужчины. Статистические данные свидетельствуют, что огромное количество женщин сами зарабатывали себе на жизнь. Они вынуждены были работать в лавках и на фабриках за ничтожную плату. Женщины-работницы, занятые в различных сферах, время от времени объединялись в профсоюзы и устраивали забастовки, чтобы добиться справедливости от своих хозяев так же, как это делали мужчины. Но не известно ни об одном успешном выступлении женщин. В газетах их осмеивали и писали, что если работницам не нравится заработок, то они «вольны взять расчет и выйти замуж». В случае с мужчинами ни один редактор не решился бы на подобное, потому что понимал: стоит ему высмеять или обличить этих мужчин, как не только они, но и все остальные мужчины, члены профсоюза из этого города, во время следующей избирательной компании проголосуют против кандидатов, за которых ратует этот самый редактор. Если бы женщины могли участвовать в выборах, они бы в своем городке «поддерживали равновесие политических сил». «Есть множество женщин, которые точно так же, как мужчины, вполне способны быть директорами или управляющими школ, и тем не менее, хотя три четверти учителей - женщины, почти все они назначаются на второстепенные должности, получая при этом половину или в лучшем случае две трети того, что зарабатывает мужчина. И все дело только в том, что они женщины. Именно для того, чтобы миллионы женщин, зарабатывающих на жизнь, могли так же, как мужчины распоряжаться своим трудом, они должны быть наделены правом голоса. Сейчас, когда произошла великая революция в экономике и женщина может работать и зарабатывать там же, где это делает мужчина, нельзя не прийти к выводу, что она должна обладать равными с мужчиной полномочиями, чтобы защитить себя. Речь идет о праве голоса - символе свободы и равенства. Без этого ни один гражданин не в состоянии сохранить то, что имеет, ни тем более получить то, чего не имеет». Феминизм: проза, мемуары, письма, эссе. С.196.

С 1850 года и каждый последующий год в течение десятилетия за исключением 1857 в городе Уорсестер штата Массачусетс проходила национальная конвенция за права женщин. На ранних этапах деятельности борцы за права женщин концентрировались в основном на праве контролировать собственность и заработанные средства, праве на развод, на получение образования и трудоустройство, а также праве на защиту своих интересов в суде. Юридический статус женщины в США практически не изменился с 1800 года. Замужние женщины не имели права подписывать контракты, они не могли полностью распоряжаться своими же сбережениями и собственностью, даже доставшейся по наследству, в случае развода женщина не могла оставить себе детей.

Эрнестина Роуз, иммигрантка из Польши, собрала сотни подписей под петицией с требованием гарантированных прав на собственность замужним женщинам штата Нью-Йорк. В ответ на петицию в 1848 году был принят «Акт о Собственности Замужних Женщин». Акт о собственности замужних женщин Нью-Йорка // Феминизм: проза, мемуары, письма, эссе. М., 1992.

Тем не менее, многие законодатели по прежнему оставляли без ответа требования женщин о праве на собственность для замужних, праве на развод и праве на содержание детей после развода. Без гарантированного права на голосование, женщины не могли оказывать достаточного влияния на тех, от кого зависело внесение изменений в законодательство. Борцы за права женщин были не в силах изменить дискриминационные законы без права на участие в голосовании, но добиться этого права можно было только путем изменения законодательства.

На время Гражданской войны движения за права женщин были приостановлены. Но женщины-активисты движения за отмену рабства все же продолжали свою деятельность, собирая подписи под петицией за принятие Тринадцатой поправки к Конституции США, запрещающей рабство. В мае 1863 года Сюзан Энтони и Элизабет Стэнтон организовали «Национальную Ассоциацию Женщин». К августу 1864 года они собрали 400.000 подписей за принятие Тринадцатой поправки и представили их в Сенат США.

В конце Гражданской войны многие активисты борьбы за отмену рабства включились в движение за право голосовать для черных. Стэнтон добивалась включения права на участие женщин в голосовании в это движение, но многие его сторонники выступили против стратегии Стэнтон. Они считали, что, будучи объединенным с достаточно непопулярным вопросом голосования женщин, движение за право черных на участие в голосовании было бы обречено на провал.

Четырнадцатая поправка к Конституции США, впервые представленная в Конгресс в 1866 году, гарантировала равную защиту перед законом для всех американских граждан. Но тогда в тексте поправки употреблялось слово «мужчина», подразумевая, что лишь мужчины считались гражданами. До момента принятия поправки вопрос об участии в голосовании женщин рассматривался только на уровне штатов, поскольку не федеральная конституция, а именно конституции штатов конкретно указывали на право мужского населения участвовать в голосовании. Обеспечение такого права для женщин требовало принятия дополнительной поправки к конституции, фиксирующей гражданство женщин, а, соответственно, и их право на голосование.

Четырнадцатая поправка была ратифицирована в июле 1868 года, а шестью месяцами позже Конгресс представил Пятнадцатую поправку, в которой говорилось следующее: «Право граждан США на участие в голосовании не будет отрицаться или каким-то образом изменяться Правительством США или какого-либо из штатов на основе расовой принадлежности, цвета кожи или предыдущего нахождения в рабстве». Сюзан Энтони и Элизабет Стэнтон безуспешно пытались добиться включения в текст поправки слов «сексуальной принадлежности». Вопрос права женщин на участие в голосовании послужил темой женского движения на последующие полвека.

Стэнтон и Энтони организовали «Национальную Ассоциацию за Права Женщин», в которую могли входить только женщины. Ассоциация работала по вопросам различного вида несправедливости, с которой приходилось сталкиваться женскому населению. Главной задачей Ассоциации было добиться принятия поправки к конституции, гарантирующей право женщин на участие в голосовании, что объяснялось убеждением в том, что «введение изменений от штата к штату -- процесс долгий, изнурительный и бесперспективный».

Сюзан Энтони оставалась активистом движения за права женщин вплоть до своей смерти в 1906 году. Элеанора Флекснер писала, что кончина Энтони ознаменовала конец целой эпохи. По ее словам, Энтони была последней из гигантов, положивших начало борьбе за улучшение условий жизни женщин. Когда ушла из жизни Энтони, уже немногие ставили под сомнение смысл и неизбежность приобретения женщинами права на участие в выборах. Оставался единственный вопрос, «Когда?»