Консультация для родителей «Детские страхи. Детские страхи

МАДОУ «ЦРР - детский сад №11 «Якорек»

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

«Детские страхи»

консультацию подготовила:

педагог-психолог

Галиханова М.Е.

Детские страхи

Ваш ребенок боится темноты, боится оставаться один. Где грань между нормой и патологией? Что стало причиной страха? Как понять, что именно пугает малыша? Все эти вопросы рано или поздно задает себе каждый родитель.

Человеку свойственно чего-то бояться. А уж ребенку тем более. Еще бы, ведь его окружает такой огромный и пока еще неизведанный мир. Порой малыша может испугать то, что любому взрослому покажется глупостью. Детские страхи могут получить отголоски и во взрослой жизни. Поэтому задача каждого родителя, воспитателя, психолога вовремя помочь ребенку . Такого вида расстройства как страхи появляются у 40% детей. Но страх вовсе не всегда является симптомом нервного или психического заболевания. Родители по большей части объясняют тревожное состояние своих детей разными причинами: кого-то напугал фильм или книга, кого-то собака на улице и т.д. Самое распространенное мнение, что дети боятся всякой ерунды, но это только нам, взрослым так кажется. Для ребенка страх - это самая сильная эмоция. Каждому известно ощущение страха, который сковывает, парализует, заставляет наше сердце биться с удвоенной силой.

Что такое страх?

Страх является наиболее опасной из всех эмоций. Это реакция на действительную или мнимую (но переживаемую как действительность) опасность. Организм человека устроен так, что борьба со страхом не может продолжаться долго. На биологическом уровне страх - это выделение в кровь большого количества адреналина, вызывающего в организме человека гормональный взрыв. На психологическом уровне - это боязнь ситуаций (предметов, людей, событий), влекущих за собой выделение данного гормона.

Страх - это привычное чувство, которое мы испытываем достаточно часто. Один раз испытав страх в какой то ситуации, мы будем переживать похожие чувства каждый раз в аналогичных случаях. Страх появляется с опытом. Нас пугает то, что когда-то потревожило нашу душу и сознание. Редко кто боится тех предметов и ситуаций, в которых реально никогда не оказывался, или хотя бы не видел или не читал об этом. Страхи появляются вместе с познавательной деятельностью, ребенок растет и начинает познавать окружающий мир. Он развивается в социуме, и ведущую роль в воспитании играют взрослые. Поэтому от того, насколько грамотны будут наши слова и поведение, зависит психическое здоровье малыша.

Откуда берутся страхи

Причина первая и наиболее понятная – конкретный случай, который напугал ребенка (укусила собака, застрял в лифте). Такие страхи легче всего поддаются коррекции. Но не у всех детей покусанных собакой развивается стойкий, заметный окружающим страх. Во многом это зависит от особенностей характера малыша (тревожность, мнительность, пессимизм, неуверенность в себе, зависимость от других людей и т.д.) А эти черты характера могут возникнуть, если родители сами запугивают ребенка : «Не будешь спать – заберет Баба-Яга!»

По большей части, мы сами учим наших детей бояться. Какое-то неосторожное слово может навсегда отложиться в памяти ребенка и привести к непоправимым последствиям, когда малыш будет бояться уже на бессознательном уровне.

Причиной детских страхов могут быть многочисленные запреты со стороны родителей и воспитателей, а так же гнев и угрозы взрослых в адрес ребенка . Так самые распространенные - это внушенные страхи . Их источник - взрослые, окружающие малыша (родители, бабушки, воспитатели), которые непроизвольно, иногда слишком эмоционально, предупреждают ребенка об опасности, часто даже не обратив внимания на то, что его напугало больше: сама ситуация или реакция на нее взрослого. В результате ребенок воспринимает только вторую часть фраз: «Не ходи – упадешь », «Не бери – обожжешься », «Не гладь – укусит ». Ребенку пока еще не ясно, чем ему это грозит, но он уже ясно чувствует тревогу, и естественно, что у него возникает реакция страха, который может закрепиться и распространиться на исходные ситуации. Такие страхи могут зафиксироваться на всю жизнь. Конечно, когда ребенок вырастет, страх притупится, но не исчезнет!

Детская фантазия , одна из наиболее частых причин страха. Ребенок существо эмоциональное. Нередко он сам придумывает себе предмет страха. Разве многие из нас не боялись в детстве темноты? А почему? Не потому ли, что в темноте перед нашим взором оживали монстры и призраки, а из каждого угла на нас набрасывались чудища? Но каждый ребенок по-разному реагирует на такие фантазии. Кто-то сразу забудет и успокоится. А у кого-то это может привести к непоправимым последствиям.

Существуют внутрисемейные конфликты. Очень часто ребенок чувствует вину за конфликты родителей и боится оказаться их причиной.

Очень часто причиной страха у ребенка может быть взаимоотношения со сверстниками . Если детский коллектив не принимает ребенка , обижает его, и малыш не хочет идти в садик, вполне вероятно, что он боится быть униженным. Так же причиной может быть распространение страхов среди детей. Например, более сильный ребенок может запугивать малыша разными историями.

Причина последняя – наличие более серьезного расстройства – невроза , которое должны диагностировать и лечить медики. Проявлением невроза можно считать, те страхи, которые не считаются нормой для данного возраста ребенка или очень сильное проявление страхов, которые входят в понятие нормы (см. табл.). Детский невроз страха может быть наследственным заболеванием, передающимся всем членам одной семьи. В данном случае имеется в виду наследование типа нервной системы и ее особенностей. Некоторые дети склонны к различным нервным расстройствам, т.е. они более ранимы, более эмоциональны, такие дети часто плачут, у них часто случаются истерики. Поэтому появление какой-то критической ситуации выбивает их из колеи еще больше. Например, люди с имунодифицитом часто болеют, к ним «пристают» все инфекции. А дети с расшатанной психикой и неврозами, получают вдобавок еще и страхи.

Виды страхов

Некоторые страхи сопровождают определенный возрастной период.

У детей до года они выражаются в беспокойстве при громких звуках , а также связанные с отсутствием матери или с ее настроением.

В 2-3 года ребенок может бояться наказаний, боли (например, у врача), одиночества и особенно темноты . Эти страхи типичны и нормальны для ребенка этого возраста.

Позднее в 3-4 года , появляются страхи, связанные с развитием фантазии ребенка . Малыш может сам придумать какое то чудовище и потом долго его бояться, думая, что оно живет под шкафом.

У детей 6-7 лет может появиться страх смерти , своей или своих близких. Ребенок уже знает, что человек может умереть, поэтому многие обычные бытовые или природные ситуации (гром, гроза и т.п.) могут вызывать панику.

Существует 3 вида страхов. В основе классификации лежат предмет страха, особенности его протекания, продолжительность, сила и причины возникновения.

1. Навязчивые страхи . Эти страхи ребенок испытывает в определенных, конкретных ситуациях, боится обстоятельств, которые могут их за собой повлечь. К ним относятся, например, страх высоты, закрытых и открытых пространств и др.

2. Бредовые страхи . Это самая тяжелая форма страхов, причину появления которых найти невозможно. Например, почему ребенок боится играть с какой-то игрушкой или боится одевать какую-то одежду. Их наличие часто указывает на серьезные отклонения в психике малыша. Но если вы обнаружили у ребенка такой вид страха, не стоит заранее пугаться. Возможно, причина окажется вполне логичной. Например, ребенок боится надевать определенные ботиночки, потому что он просто когда-то в них поскользнулся и упал, больно ударившись, и теперь боится повторения ситуации.

3. Сверхценные страхи. Эти страхи самые распространенные. Они связанны с некоторыми идеями, как говорят, с «идеями фикс» и вызваны собственной фантазией ребенка .. В 90% случаев практикующие психологи сталкиваются именно с ними. На этих страхах, как правило, дети «зацикливаются» и не могут «вытащить» из своей фантазии. Сначала они соответствуют какой-либо жизненной ситуации, а потом становятся настолько значимыми, что ни о чем другом ребенок думать уже не может.

К детскому сверхценному страху можно отнести: страх темноты, в которой детское воображение поселяет ужасных ведьм, оборотней и призраков, сказочных персонажей, а также страх потеряться, нападения, воды, огня, боли и резких звуков.

Например, боязнь воды теоритически можно отнести к двум видам страха: навязчивым и сверхценным. Но если ребенок когда-то тонул, и теперь боится воды - это навязчивый страх, а если нет причины, то это уже сверхценный.

Как победить страх

Последствия детских страхов могут быть самыми разными: тревожность, агрессия, капризность, проблемы в общении со сверстниками, зажатость, комплексы, неврозы и другие серьезные проблемы. Поэтому особенно важно помочь ребенку вовремя преодолеть страхи. Помощь специалиста нужна в том случае, если страх ребенка доходит до патологии. Но если родители видят, что страх не причиняет ребенку особого беспокойства, можно попробовать справиться своими силами.

Существует много методов для выявления страхов.

Для начала нужно поговорить с ребенком. Лучше делать это в спокойной обстановке, посадив малыша на колени, или сесть просто рядышком друг с другом.

Беседа важное условие для избавления от страхов. Начать спрашивать о страхах по предлагаемому списку (см. табл.) имеет смысл у детей не раньше 3 лет, вопросы должны быть доступными для понимания для малыша. Беседу следует вести неторопливо и обстоятельно, перечисляя страхи и ожидая ответа «да» - «нет» или «боюсь» - «не боюсь». Повторять вопрос о том, боится или не боится ребенок , следует только время от времени. Тем самым можно избежать непроизвольного внушения страхов. Во время беседы взрослый должен подбадривать и хвалить ребенка , а так же не стоит зачитывать список с листочка.

Реакция родителей на наличие страха должна быть спокойной. Нельзя оставаться равнодушным, но и сильное беспокойство, отрицательный эмоциональный фон могут привести к усилению проблемы. Попробуйте обсудить с ребенком его страх, пусть он расскажет о том, что чувствует и опишет сам страх. Чем больше ребенок будет говорить о страхе, тем быстрее он сможет от него избавиться.

Можно попробовать переубедить ребенка , но не стоит уменьшать страх, не придавать ему значения, или наоборот говорить малышу о том, что все это глупости, что ранит кроху еще больше. Поделитесь с ребенком своим опытом, расскажите о том, чего вы боялись в детстве и почему, и обязательно о том, как вы перестали бояться.

Очень хороший метод - это сочинить вместе с ребенком сказку или рассказ на тему его страха. Конец истории должен быть обязательно о том, как герой побеждает страх.

Нарисовать страх - это самый распространенный и действенный метод борьбы с ним. А после того как ребенок нарисует, сжечь бумажку с рисунком, и обязательно объяснить малышу , что страха больше не существует, что вы его сожгли, и он больше никогда не побеспокоит его. Пепел от сожженной бумажки нужно развеять, или выкинуть, делать все это вместе с ребенком, не забывая все время хвалить его, говорить какой он смелый и большой, какой молодец, что смог победить страх.

Для борьбы со страхами можно также использовать игру или инсценировки . Это лучше делать в группе детей. Поэтому родители самостоятельно не могут воспользоваться этим методом и должны действовать совместно со специалистом-психологом, проводящим групповую терапию. Обычно каждому ребенку предлагается придумать рассказ на тему его страха. У детей с неврозом страха, как правило, бывает в таких историях негативное окончание. Задача психолога проиграть сюжеты рассказов в группе. А родители могут закрепить достигнутые результаты дома, повторив задание вместе с ребенком. Но не стоит заставлять детей, это может спровоцировать еще больший страх. Общение ребенка со сверстниками, у которых тоже есть страхи, само по себе является отличным методом коррекции невроза страха. Малыш будет ощущать моральную поддержку, новые знакомства помогут ему отвлечься от своих мыслей.

Все виды коррекции стоит применять в комплексе и подходят они для любых видов страха. В серьезных случаях, когда вы чувствуете, что страх сильно беспокоит вашего ребенка , лучше не заниматься «самолечением», а обратиться к психологу. Нельзя оставлять без внимания жалобы малыша, а нужно относиться к ним с пониманием, каким бы беспочвенным вам не казался его страх.

Правильное поведение


  • Не стоит заниматься «закаливанием», т.е. если ребенок боится темноты и спать один, не запирайте его в комнате «чтобы привыкал». Вы еще больше напугаете ребенка , но это самое маленькое, что может произойти. Последствия таких «закаливаний» печальны: неврозы, заикания, отклонения в развитии. Если вы все же хотите попробовать этот метод, поставьте себя на место малыша. Если вы, скажем, боитесь мышей, засуньте руку в аквариум или клетку с ними, с большим количеством. Пройдет ли у вас страх? К сожалению, не все родители понимают, сколь хрупка психика ребенка . Никогда не кричите на ребенка . Все что угодно, можно объяснить спокойно!

  • не относитесь к страхам детей, как к капризам, тем более нельзя ругать и наказывать детей за “трусость”. Ведь страх, как уже говорилось, опасная эмоция человека.

  • важно дать понять ребенку , что вы его хорошо понимаете, выше уже отмечалось, что объяснить ребенку , что «монстров не существует!», обычно невозможно. Не принижайте значение страха для самого ребенка , не игнорируйте его жалобы.

  • постоянно уверяйте своего ребенка , что он в полной безопасности, тем более, когда вы, родитель, рядом с ним. Ребенок должен верить вам и доверять.

  • обсуждайте с малышом его страхи. Главная задача родителей, понять, что именно беспокоит ребенка , и что явилось причиной страха. Малыш должен научится сам справляться со своими страхами, но этого не произойдет без вашей, родительской помощи.

  • постарайтесь отвлекать ребенка . Например, когда у ребенка началась паника, займите его игрой, наблюдением за чем-нибудь (например, посмотреть в окно). Разговаривайте с ребенком больше!

  • поддерживайте ребенка , но не идите на поводу. Например, если ребенок боится огня, можно не включать в его присутствии газовую плиту, такое потакание успокоит малыша, но не избавит его от страха.

Консультация для родителей «Детские страхи».

Каждый человек, когда - либо испытывал чувство страха, тревоги, волнения, беспокойства, такие эмоции на ровне с радостью, удивлением, восхищением, удовольствием и другими, являются откликами нервной системы на происходящее и окружающее вокруг него. Многие страхи свойственны определённой возрастной категории и имеют временной характер. Детские страхи обычно, как возникают, так и проходят со временем, исчезая бесследно, при условии понимания взрослыми причин и следствий их происхождения. Но, если страхи сохраняются на долгий период времени, то это, возможно, проявление психического неблагополучия ребёнка, что непосредственно связано с «климатом» в семье, наличие каких-то конфликтных ситуаций, неблагоприятное поведение родителей, а также зависит от психологического окружения ребёнка.

Дети от 1 года до 3 лет зачастую боятся громких, резких звуков, одиночества, уколов и врачей.

Дети от 3 лет до 5 лет. Возможны страхи одиночества, темноты, чужих людей.

Дети от 5 лет до 7 лет. Возможны страхи перед вымышленными негативными образами, осознание не вечности человека, впервые страх смерти, страх потерять близких людей - бабушек, дедушек, родителей.

Дети от 7 лет до 11 лет. Страх не соответствия нормам и требованиям социального окружения, то есть быть не такими, какими их хотят видеть окружающие люди: родители, сверстники, педагоги.

Подростки с 11 лет до 16 лет. Боятся физических изменений, которые происходят с ними, потерять позицию уважения у сверстников, одиночества, отвержения, не понимания.

Конечно, все разделения возрастов на данные категории являются примерными, и возможны колебания, либо полное вычленение каких - то страхов и тревог из формирования личности, так как каждый ребёнок развивается по - своему, неповторимому маршруту.

Вот несколько советов, как помочь ребёнку справиться со страхами:

Зачастую детский страх появляется из-за неприметных для родителей событий: услышанные страшные сказка, рассказ, увиденный страшный телевизионный кадр, театральная постановка. Что бы помочь ребёнку предложите разобраться в сложившейся ситуации, позволяйте проигрывать свой страх с игрушками или в сюжетно - ролевой игре, постоянно подбадривая и поддерживая ребёнка, таким образом сброс эмоционального напряжения приведёт к психологическому равновесию. Увеличьте время нахождения ребёнка на свежем воздухе, предложите перед сном выпить успокаивающий травяной чай (если нет аллергии, купайте перед сном в тёплой ванне, применяйте ароматерапию, например, с лавандой, мятой; делайте массаж. Наладьте микроклимат в семье и старайтесь не решать вопросов в присутствии ребёнка, меньше тревожьтесь, показывайте уверенность и собранность. При страхе темноты, вместе с ребёнком проверьте все тёмные места в доме, и обязательно загляните под кровать. Если после всех ваших усилий не наблюдается положительной динамики, то обратитесь к специалистам: неврологу, психологу.

Консультация для родителей «Конфликты с детьми. Их причины и способы устранения»

Избежать конфликтов с детьми нереально. Однако вы вполне можете свести их количество к разумному минимуму. Каковы же типичные проблемные ситуации и как с ними справляться? Часто мы, сами того не подозревая, закладываем основу для будущих конфликтов с крохой в самые первые дни и месяцы жизни. Многие родители отдаляют ребенка от себя, требуя от него такой степени независимости, к которой младенец еще не готов: кладут спать в отдельную кровать, а то и в другую комнату, кормят по графику и стараются пореже брать на руки, «чтобы не избаловался», раньше времени отлучают от груди. В итоге кроха начинает бурно протестовать: ему одиноко, страшно, неудобно, невкусно… .К счастью, есть иные, мягкие способы естественного ухода за новорожденными. Достаточно перестать мучить малыша (и себя) режимом, махнуть рукой на ночной перерыв в кормлении и положить кроху к себе в кровать, как утраченная связь между мамой и малышом восстанавливается и конфликт исчерпывается.

Не задушите в объятиях. Бывает и наоборот, излишне тревожные родители боятся отпустить малыша от себя, ограничивают его поисковую и двигательную активность: не дают ползать по полу, чтобы не испачкался или не схватил что- нибудь опасное, не разрешают залезать на стулья, чтобы не упал, берегут от любого сквозняка, чтобы не простудился… Сильные, от природы инициативные дети бурно протестуют против гиперопеки, а не получив возможности легальным способом проявлять активность, начинают хулиганить, портить вещи или врать. Если малыш не склонен к бунту, он покоряется, правда несколько отставая в развитии от своих более бойких сверстников. Зато с таким меньше хлопот! Но со временем и родители, и воспитатели и учителя начинают возмущаться: Безынициативный, безответственный, ничем не интересуется. А где же ему было научиться ответственности и инициативе, если буквально с пеленок ребенку постоянно доказывали, что инициатива опасна и ведет к непоправимым последствиям, а ответственность за все его поступки лежит на взрослых, т. к. все решения принимали они! Так как же найти золотую середину между дефицитом внимания и гиперопекой?

Если на прогулке разрешить двухлетнему ребенку самостоятельно гулять по парку (площадке, то он отойдет на определенное расстояние, но постоянно будет держать такую дистанцию, чтобы мама оставалась в поле зрения и в любой момент можно было вернуться. Это и должно стать моделью ваших отношений с малышом.

Постарайтесь, чтобы ребенок всегда чувствовал себя в безопасности, предоставляя ему ту степень свободы, к которой он готов.

Чтобы малыш мог самостоятельно познавать мир, создайте ему дома безопасную среду: уберите все бьющиеся предметы, проверьте качество замков на окнах, расстелите на полу ковер или просто одеяло, чтобы было не больно падать. Пусть он пытается дотянуться, доползти до различных предметов, пощупать и попробовать на зуб то, что попадается ему на пути. Чтобы кроха не скучал, включите ему музыку или сказку и тихонько выйдите из комнаты. Но как только малыш позовет вас, сразу возвращайтесь, так он будет знать, что вы всегда рядом и чувствовать себя в безопасности.

Постарайтесь не ограничивать ребенка в движении или постоянно его страховать. У здорового, активного малыша это вызовет бурю негодования. Лучше поощряйте его выполнять новое для него действие снова и снова, пока навык не будет доведен до совершенства. А приобретя некоторый опыт, неприятные свойства некоторых предметов и закон тяготения, малыш сам начнет лучше реагировать на ваши немногочисленные запреты.

За маму, за папу… .

Очень часто проблемы возникают, когда родители пытаются по своему усмотрению регулировать нормальные биологические потребности ребенка: насильственно кормят, укладывают спать, когда он полон сил, кутают, когда тепло, или закаливают, когда ему холодно. У всех разные потребности в еде. Если малыш здоров, нормально развивается, не давите на него. Ребенок обязательно поест, когда проголодается. Насильственное же кормление приводит только к конфликтам. У крохи вырабатывается отвращение к самому процессу еды, и в итоге могут развиться довольно серьезные заболевания.

Если вы придерживаетесь нетрадиционной системы питания, не настаивайте, чтобы ей следовал и ваш малыш. Вреда для здоровья будет гораздо меньше, если вы насыплете ему ложку сахара в кашу или дадите вожделенный кусок мяса, чем если каждая трапеза будет сопровождаться скандалом.

Любите ходить босиком по снегу, купаться в проруби, париться в бане или заниматься йогой? Не заставляйте делать это ваших детей, если они возражают- насильственные действия не принесут пользы, лишь станут поводом для еще одного конфликта.

Не стоит создавать проблему и из сна. Ребенок все равно будет спать тогда и столько, когда и сколько ему необходимо. Понаблюдайте за своим малышом и помогите ему придерживаться того режима дня, который он сам себе выберет. Активные, любознательные дети после трех лет часто вообще отказываются от дневного сна. Замените его чтением или тихими играми, а вечером укладывайте малыша на час- два раньше обычного.

Еще один из камней преткновения во многих семьях- это уборка и порядок в доме. Главное украшение вашего дома - это ваши дети. Уберите подальше все то, что ребенок может сломать или испачкать. А детскую постарайтесь обустроить так, чтобы в ней можно было лепить и красить, развешивать на стенках рисунки и устраивать уютные «норки», не боясь за судьбу дорогих обоев и мебели.

После двух лет большинство детей с удовольствием принимает участие в уборке. Но если ваш малыш категорически отказывается убирать за собой, попробуйте спрятать часть игрушек, может их так много, что сам вид пола, усеянного «сокровищами» приводит его в уныние. Каждый раз обращайте внимание на то, насколько хорошо и уютно стало в доме после того, как вы убрали. Привыкнув к порядку, малыш со временем и сам научится его поддерживать.

Года в два с половиной с ребенком уже можно договориться, что нельзя брать без спроса и нарочно портить не принадлежащие ему личные вещи других членов семьи, дорогую технику и т. д. Но не следует запрещать малышу ломать свои игрушки: он делает это, чтобы узнать, как они устроены. Не нужно ругать и за то, что иногда малыш проявляет агрессию в отношении к своим куклам: это своего рода тренажеры, на которых он отрабатывает разрешенные и запретные модели поведения.

Что вы развиваете?

Частой причиной конфликта становятся и завышенные требования родителей к своим чадам. Воодушевленные современными методиками раннего развития или успехами знакомых детей, мамы и папы начинают требовать от малыша немедленных результатов в чтении, письме, плавании… Кроха старается изо всех сил и никак не может понять, почему никто не замечает его маленьких, но таким трудом давшихся достижений. Отчаявшись, он теряет интерес к делу, начинаются ссоры и скандалы. Но если занятия подрывают вашу взаимную любовь, они теряют всякий смысл. Поощряйте тягу малыша к познанию, но не теребите, не гоните. И не ждите, что когда- нибудь он станет вашей улучшенной копией, воплотив в жизнь ваши нереализованные амбиции. Нередко конфликты возникают просто потому, что мы не даем себе труда выслушать ребенка и вникнуть в то, что он нам говорит. Не начинайте ругать и наказывать малыша, пока не вникните в его объяснения: возможно, окажется, что он не так уж и провинился.

Есть ряд конфликтов, избежать которых не удается никому. Связаны они со становлением детского характера. Примерно к двум годам ребенок начинает осознавать себя как самостоятельную, отдельную от мамы личность и начинает экспериментировать, определять границы дозволенного. Малыш буквально доводит родителей до исступления, как будто специально нарываясь на наказание. Здесь нужно проявить твердость. Толково и внятно объясните шалуну, что и почему вы не разрешаете ему делать, и, если он продолжает упорствовать, обязательно накажите. Если родители позволяют малышу делать все, что заблагорассудится, или накладывают и отменяют запреты в зависимости от настроения, кроха, не видя четких границ между тем, что можно и тем, чего нельзя, чувствует себя тревожно и неуверенно.

Достаточно ли любви?

Если вы видите причины дурного поведения ребенка, подумайте: достаточно ли вы уделяете ему внимания, часто ли ласкаете? Даже если вы не имеете возможности проводить с крохой больше времени, постарайтесь с толком использовать каждую из драгоценных минут: потратьте их не на нотации, а на разговор по душам. Начните хвалить своего малыша даже за то, что кажется вам совершенно не заслуживающим внимания и вы увидите, как его поведение изменится буквально на глазах.

Если же конфликта избежать не удается, постарайтесь соблюдать некоторые правила, чтобы он не превратился в бессмысленный семейный скандал:

Четко объясните ребенку, что именно в его поведении вас рассердило. Не читайте длинных нотаций: дети перестают вникать в смысл ваших претензий уже на второй- третьей минуте.

Не запугивайте ребенка и не спекулируйте на его чувствах: никогда не говорите, что не будете его любить или что, наоборот, он вас не любит. Не грозите бросить его или отдать в детский дом.

Не навешивайте «ярлыки». Дети легко программируются, и, постоянно слыша, что он лентяй, драчун, неряха и т. п., малыш не только не исправится, но, наоборот, станет именно таким, каким вы его описываете. Лучше называйте действия, которые вам не нравятся: «Мне неприятно, что ты меня обманул», «Я не хочу, чтобы ты дрался» и т. д.

Расшалившегося малыша можно ограничить в движении: поставить ненадолго в угол, посадить на стул.

Скандалистов, любящих «работать на публику», оставьте на некоторое время в одиночестве. Без аудитории он сразу угомонится.

Можно временно запретить ребенку смотреть мультики или играть на компьютере, но не лишайте малыша подарка или долгожданного развлечения, которое было уже обещано: он воспримет это не как наказание, а как обман.

Самое страшное наказание для малыша- это бойкот. Никогда не применяйте его! Лишившись моральной поддержки и возможности общаться с вами даже на час, ребенок почувствует себя бесконечно одиноким, и это может привести к настоящему нервному срыву.

Самое главное- если во время ссоры вы поняли, что незаслуженно обидели малыша, найдите в себе мужество извиниться, признать, что вы были неправы. Не бойтесь, это не только не подорвет ваш авторитет, но и сделает ваши отношения более теплыми и доверительными.

Статья для родителей «Если ваш ребенок боится»

Колесникова Светлана Александровна, воспитатель.
Место работы: МКОУ Березовская СОШ структурное подразделение МКДОУ Березовский детский сад ОРВ с. Березовка Аннинского района Воронежской области.
Назначение: Сегодня я представляю вашему вниманию статью о детских страхах. Все мы иногда сталкиваемся с боязливыми детьми, и знаем, какие это доставляет проблемы и ребенку и окружающим его людям. Поэтому очень важно во время помочь такому ребенку. Материал предназначен для воспитателей ДОУ и родителей.
Цель: Беседа о детских страхах.
Задачи: Познакомить с детскими страхами. Рассказать о причинах возникновения последних. Найти пути решения этой проблемы.

Если Ваш ребенок боится


Что такое страх, знает каждый человек. Все мы не однократно сталкиваемся с теми или иными страхами в течение всей своей жизни. Особенно много страхов и переживаний мы испытываем в раннем детстве. И задача нас взрослых помочь своему чаду преодолеть волнующие его страхи и избавится от неприятных переживаний.
Детские страхи не всегда являются абсолютным злом. Страх - это сигнал, который подает организм в ответ на какую-то опасность. Испытывая страх, человек, будь то взрослый или ребенок, начинает искать способ преодоления возникшей опасности. Включается инстинкт самосохранения. У детей этот инстинкт развит сильнее, поэтому и страхи выражены ярче, эмоциональней.
Важно понять причину возникшего страха. Очень часто родители сами бывают причиной и источником возникшего страха. Психологи выяснили, что детские страхи тесно связаны с родителями.


Например, чем чаще происходят в семье ссоры между родителями, тем больше страхов возникает у ребенка. Или, желая оградить нашего ребенка от неприятностей, мы сами пугаем его: «Не ходи туда, там Баба-яга…», « Не лезь туда, упадешь…», «Будешь плохо себя вести, отдам тебя Бабаю…» и т.д. Родителям необходимо контролировать в первую очередь себя и свою речь. Старайтесь реже запугивать ребенка. Лучше объясните ему, почему так делать нельзя, и что может произойти.
Многие детские страхи со временем проходят, но некоторые поселяются в душе ребенка надолго, там они накапливаются, растут. И могут переходить в неврозы.
Такие страхи сами не уходят. И малышу необходима помощь взрослого.


Есть несколько советов по преодолению детского страха:
1 Чаще играйте со своим ребенком в такие игры, как прятки, догонялки, жмурки. Они помогут преодолеть основные детские страхи – темноты и неожиданных прикосновений. В игре страх переживается легко и весело.
2 Читайте сказки, показывайте мультфильмы, где герои преодолев боязнь становятся смелыми и храбрыми («Крошка Енот», «Храбрый заяц»).
3 Разыграйте сцену, где любимая игрушка боится того же, что и ребенок. И вместе придумайте, как помочь другу.
4 Если ребенок боится обычных вещей (шума лифта, самолета, резких звуков), просто объясните, как это работает и откуда берется этот звук.
5 Уделяйте своему ребенку больше внимания: чаще сажайте на колени, берите за руку. Говорите, как Вы Его любите.
6 Никогда не высмеивайте его страхи. Лучше расскажите, чего вы боялись в детстве и как справились с этой проблемой.
7 Нарисуйте страх. Пусть ребенок расскажет, как выглядит его страх и нарисует его. Затем, дорисуете этому чудовищу, что ни будь смешное, бантики, на пример. Смешное уже не может быть страшным. Или же другой вариант: посадите чудовище в клетку. Предложите ребенку избавится от страха, пусть он порвет рисунок.



Проведя эти не сложные действия, вы поможете своему ребенку избавится от тревожащих его мыслей, и воспитать в нем решительность и уверенность в себе.
Охи, ахи, охи, ахи,
В темноте гуляют страхи.
Аж испарина на лбу:
Ночью страх влетел в трубу!
Страх второй застрял в окне,
А один сидит во мне.
Он сковал мне ноги, руки,
От меня сбежали звуки,
Онемел язык во рту…
Ненавижу темноту!
Я включила в доме свет,
- Где вы страхи?
- Страхов нет!
Что страшней всего на свете?
То, что выдумали дети!

Малыши 3-4 лет чаще всего подвержены страхам. В этом возрасте у ребёнка формируется своя осознанная внутренняя жизнь. Он уже понимает, что окружающий мир наполнен опасностями. Также в этом возрасте формируются такие чувства, как любовь, нежность, сочувствие.

Страх – это реакция человека на действительную или мнимую (но переживаемую как действительность) опасность. Это чувство свойственно каждому человеку и вполне нормально. Страх - это составляющая инстинкта самосохранения.

Чувство страха для малыша 3-4 лет является очень негативным и травмирующим. Поэтому родителям и педагогам необходимо вовремя распознать и искоренить это чувство.

Откуда берутся страхи

Существует множество причин возникновения страхов у детей.

Большое количество запретов.

Предоставление полной свободы.

Гиперопека, изоляция от общения с другими детьми, чрезмерная защита от опасностей.

Страхи родителей могут передаться ребёнку, это может произойти даже неосознанно.

Одиночество, нехватка общения с родителями.

Угрозы в семье, авторитарное и запугивающее воспитание («Быстро спать, а то сейчас баба-яга заберет!», «Не убегай, а то дядя тебя посадит в мешок и унесет с собой!», «Деток, которые плохо едят, забирает медведь в темный лес!»), гнев взрослых по отношению к ребенку.

Ссоры родителей и негативные отношения в семье друг к другу.

Черты характера: впечатлительность, ранимость, тревожность, пессимизм, мнительность, неуверенность в себе.

Детские фантазии. В этом случае чаще всего страх возникает из-за страшной сказки, разговоры при ребёнке о смерти, болезнях, пожарах, убийствах, а также ребёнок может и сам придумать себе страх.

Плохие взаимоотношения со сверстниками.

Сравнение ребёнка с другими.

Возникновение того или иного страха зависит, в первую очередь, от характера ребёнка. Но чаще всего мы сами учим детей бояться одним неосторожным словом, запугиванием, даже самым безобидным на первый взгляд. Ребёнка может сильно испугать излишне эмоциональное предупреждение об опасности или же реакция на неё взрослого.

Виды страхов

Выделяют два основных вида детских страхов это «немые» и «невидимки».

«Немые» - это когда родители замечают у ребёнка тот или иной страх, а ребёнок его отрицает. Например: страх громкого звука, чужих людей и т.д.

«Невидимки» - это совсем противоположный «немому» страху, т.е. ребенок признаёт страх, а родители не замечают. Такой вид страхов наиболее распространён, это, например, страх перед наказанием, вида крови.

Некоторые из страхов сопровождают определённый возрастной период. Для детей 3-4 лет характерны следующие: страхи, связанные с фантазированием, а также страх темноты, одиночества, замкнутого пространства, перед сказочными и мифическими персонажами (Баба Яга, Кощей, Бармалей, «бабайка»). Также довольно часто встречаются страх боли, врачей, смерти.

Страх замкнутого пространства без определённой коррекции может перерасти в болезнь – клаустрофобию.

Диагностика страхов

Если ребёнок не говорит о страхе, это ещё не значит, что его вовсе и нет. Детский страх может протекать и бессимптомно, негативных последствий для психики будет больше, т.к. ребёнку вовремя не помогли его преодолеть. Но всё же, как правило, определить, что ребёнок чего-то боится очень легко, это видно родителям. В поведении появляется настороженность, беспокойство, ребёнок пытается избежать то, чего боится.

Для выявления страха детей 3-4 лет в домашних условиях можно воспользоваться следующими методиками:

1. «Страхи в домиках». Данная методика подходит, если ребёнок плохо рисует или вовсе не любит рисовать. Взрослый рисует контуры двух домов: чёрный и красный. Потом просит ребёнка расселить в домики страхи, в чёрном - живут страшные страхи, а в красном - не страшные. Взрослый называет страхи и записывает себе те, которые малыш поселил в чёрный домик. Это значит, что он их боится. После выполнения задания ребенку предлагают закрыть на замок чёрный дом, а ключ выбросить.

Ты боишься:

1. Когда остаешься один;

2. Нападения;

3. Заболеть, заразиться;

4. Умереть;

5. Того, что умрут твои родители;

6. Каких-то детей;

7. Каких-то людей;

8. Мамы или папы;

9. Того, что они тебя накажут;

10. Бабы Яги, Кощея Бессмертного, Бармалея, Змея Горыныча, чудовища. (У школьников к этому списку добавляются страхи невидимок, скелетов, Черной руки, Пиковой Дамы - вся группа этих страхов обозначена как страхи сказочных персонажей);

11. Перед тем как заснуть;

12. Страшных снов (каких именно);

13. Темноты;

14. Вволка, медведя, собак, пауков, змей (страхи животных);

15. Машин, поездов, самолетов (страхи транспорта);

16. Бури, урагана, наводнения, землетрясения (страхи стихии);

17. Когда очень высоко (страх высоты);

18. Когда очень глубоко (страх глубины);

19. В тесной маленькой комнате, помещении, туалете, переполненном автобусе, метро (страх замкнутого пространства);

22. Пожара;

24. Больших улиц, площадей;

25. Врачей (кроме зубных);

26. Крови (когда идет кровь);

27. Уколов;

28. Боли (когда больно);

29. Неожиданных, резких звуков, когда что-то внезапно упадет, стукнет (боишься, вздрагиваешь при этом);

30. Сделать что-либо не так, неправильно (плохо - у дошкольников);

31. Опоздать в сад (школу);

2. Рисование. Попросить нарисовать малыша то, что тревожит его.

3. Лепка. Смысл данной методики такой же, но только рисование заменяется лепкой.

4. Беседа. Разговор должен быть спокойным, непринуждённым и, если малыш не идёт на контакт, принуждать ни в коем случае нельзя.

Для выбора методики необходимо учитывать возраст малыша и индивидуальные особенности.

Как преодолеть страхи

Почти все детские страхи временные и поддаются коррекции. Но, несмотря на это, родители должны серьезно относиться к страхам детей, ни в коем случае не игнорировать их, иначе детская психика сильно пострадает.

Способы преодоления страха.

Часто для преодоления страха родителям нужно лишь больше проводить времени с ребенком, например, поиграть вместе.

Разговор с малышом, чем больше говорить о страхе, тем быстрее он перестанет бояться.

Сочинить сказку о страхе, который беспокоит малыша, а в конце победить его.

Нарисовать страх. Тут есть два пути: нарисовать и сжечь и при этом объяснить, что его больше нет, или нарисовать его смешным, страх уже не будет казаться таким пугающим. Но данная методика недопустима, если причиной страха служит событие, произошедшее совсем недавно (например, укус собаки).

Общение со сверстниками на тему общего страха.

Если малыш боится темноты, оставляйте открытой дверь, включайте ночник. Детская игра «прятки» зачастую помогает избавить от страха темноты и замкнутого пространства. При появлении признаков страха прекратить играть, если ребёнок не хочет играть принуждать нельзя.

Коррекция посредством куклотерапии методика А.И.Захарова.

Малышу предлагается возможность выбрать игрушки и материалы, предварительно подготовленные. Они должны быть похожи на то, чего боится ребёнок. Далее необходимо разыграть сюжет, в котором он побеждает свой страх. Разыгрывание страха помогает отреагировать напряжение, снять его, перенести на куклу.

Ни одна методика не поможет, если воспользоваться ими один раз, проводить их нужно регулярно.

Родители должны помнить, что во многом всё зависит от Вас, умением вовремя успокоить, адекватно отреагировать на возникший страх, сказать теплое слово. В тех случаях, если в домашних условиях страх преодолеть не получилось, необходимо обратиться к детскому психологу.

Многие из нас до сих пор помнят, как будучи детьми, боялись выходить в зловещую холодную темноту коридора, пугались таинственных шорохов, необъяснимых звуков, внезапных скрипов…..

Малышу страшно сделать даже один шажок в темноту: потеют ладошки, бегут противные мурашки по спине потому что в углу комнаты « сидит паук» или «притаилась ведьма» , которые в результате детского воображения, еще и дышат, и шевелятся. Детские страхи….. Они нередко преподносят своеобразные сюрпризы и в более старшем возрасте: подчас невротические проявления возникают из-за не изжитых вовремя детских страхов.

Откуда берутся страхи?

Возрастным страхам подвержены практически все дети. Наиболее ярко они проявляются у эмоционально чувствительных детей как отображение особенностей их психического и личностного развития. Причины возникновения таких страхов следующие:

*наличие страхов у родных, большая часть которых передается неосознанно (однако есть и внушаемые страхи: Баба Яга, пауки и другие персонажи, которыми родители обычно запугивают детей, чтобы добиться послушания);

* тревожность в общении с ребенком;

* чрезмерное предохранение от опасности;

*большое количество запретов;

* многочисленные нереализуемые угрозы взрослых;

* психологкическая травма – испуг, шок;

* нервно-психические перегрузки матери как следствие вынужденной подмены семейных ролей;

* конфликтные ситуации в семье и т. д.

Дополнительный источник страхов – телевизор, поэтому обращайте внимание на то, какую информацию ребенок получает из новостей и других передач, как реагирует на нее. Не следует недооценивать влияния на детскую психику и литературных произведений. Чем меньше ребенок, тем большее впечатление они на него производят. Именно поэтому, когда вы решите почитать малышу новую сказку, постарайтесь заранее познакомиться с ее содержанием.

Психологи выделяют 29 страхов, которые могут испытывать дети от рождения до 16-18 лет: остаться дома в одиночестве; нападения; заболеть и заразиться; умереть; смерть родителей; чужих людей; потеряться; мамы и папы; наказания; Бабы яги, Кощея Бессмертного, Бармалея; опоздать; перед тем как заснуть; страшных снов; темноты; животных; транспорта; тесных маленьких помещений; воды; бури, наводнения, землетрясения; высоты; глубины; пожара; огня; войны; больших помещений, улиц; врачей; уколов; боли; резких, громких звуков.

Как помочь ребенку справиться со страхами?

Рисование – помогает ребенку снимать напряжение.Выплескивая на лист бумаги свои переживания, страхи, тревоги, малыши таким образом освобождаются от них. Рисунок – это еще и «телеграф» , с помощью которого можно не только получать информацию о внутреннем состоянии ребенка, но и отправлять свои средства влияния на те или иные черты его характера, поведения, эмоциональный мир.

Музыка в работе с тревожными детьми используется самыми разными способами. Часто ее выбирают в качестве фона.Специально подобранные произведения оказывают на детей успокаивающее воздействие,способствуют исчезновению внутренней напряженности. Музыка может служить и отправной точкой для рассказа о своих ощущениях, чувствах. Классическая музыка особенно способствует возникновению чувств и рождению настроений и образов.

Театр позволяет детям лучше ощущать не только мир, который их окружает, но и собственное существо. Помогает отыскать потерянные, скрытые области своего Я и выразить их, а это, в свою очередь, способствует формированию индивидуальности и уверенности в себе, которая очень нужна тревожным детям.Театральное царство дает им возможность испробовать новые способы существования и позволяет проявиться подавленным областям своего Я- смелости, решительности, уверенности.

Сказки являются самым эффективным способом общения с детьми. Очень важна их роль в профилактике и коррекции детских страхов. Сказки помогают ребенку преодолевать тревоги и конфликты, с которыми ему приходиться сталкиваться. Слушая сказки, дети находят в них отголоски собственной жизни и стремятся воспользоваться примером положительного героя в борьбе со своими тревогами и проблемами.

Игры с водой. Вода сама по себе обладает успокаивающими свойствами. При работе с тревожными детьми игры с водой помогают снять мышечное напряжение, расслабиться.

Игры с песком. Песок – прекрасный материал для работы с детьми практически по любой проблеме.Из песка можно построить предмет, который вызывает страх, и сломать его, в него можно закопать предметы страха и залить водой. И все это повторять неоднократно. А еще на песке можно разыгрывать любые сценки.

Займите ребенка интересным делом. Психика предназначкна для активности, поэтому, когда ребенку нечем заняться, он возвращается к своим переживаниям, в том числе тревожным, и они постепенно обрастают все новыми негативными образами.


педагог-психолог МДОУ детского сада №11

города Ейска муниципального образования

Ейский район Краснодарского края, Россия.