Конструирование «Горка с лесенкой». Лестницы

Перед тем как строить лестничную модель в помещении, нужно заранее рассчитать возможность возвести ее в соответствии с особенностями данного интерьера. С чего начать конструирование лестниц в доме? Еще до того момента, как было решено приобрести необходимые элементы, из которых впоследствии будет построена лестничная конструкция, нужно ответить самому себе на вопрос: какая нужна лесенка для дома? Об этом и многом другом, о межэтажных конструкциях и о тех моментах, как все правильно сделать, расскажем далее.

К примеру, если вы захотели установить лестничный марш своими руками с шагом 15-18 см для комфортного подъема наверх, то это один вариант. Если вас волнует, как подобная лестничная конструкция впишется в ваш дом, то это обычно совершенно другое решение. К тому же, нужно подумать о родственниках, о том, будет ли удобно вашим близким и знакомым пользоваться таким маршем.

Простые основы для строительства лестничных моделей в доме

Рассмотрим простые азы мастерства по возведению лестницы. Разберемся во всем по порядку.

Во-первых, необходимо снять первый размер, тот, что будет отправной точкой во всех расчетах, касающихся конструирования лестниц. Это размер высоты от полового настила первого этажа до перекрытия второго. Так, если в помещении не сделана финишная, чистовая отделка, то необходимо добавить в размеры допуски на отделку. Потому что в комнатах все поменяется, половое покрытие будет укрыто слоем цементной стяжки, с последующей отделкой ламинатом, паркетом или плиткой.

К примеру, межэтажное расстояние лежит в пределах 3 м 20 см, а высота каждой ступеньки — 19 см.

Размер высоты подъема в 19 см выбран неслучайно: на большую высоту ногу поднимать тяжело и некомфортно. Определимся с количеством ступенек. Для этого воспользуемся формулой: Количество ступеней = Высота всей лестничной конструкции/Необходимый шаг.

Получим: Количество ступеней = 3200 мм / 190 мм = 16,8

Если округлим в сторону уменьшения, то получим 16 ступенек и высоту шага в 19,5 см, а если, наоборот, в сторону увеличения, то ступеней будет уже 17 штук и шаг по высоте подъема ступеней будет равняться 18,4 см.

Какой бы шаг ступеньки ни был взят для расчетов той или иной лестницы, всегда останется постоянной величиной размер ширины проступи. Обычно применяется размер от 13 см до 22,5 см.

Вернуться к оглавлению

Ширина проступи

Ширина проступи — это расстояние (длина), которое будет занимать будущая лесенка в доме. То есть нужно умножить величину проступи на количество ступенек марша лестничной конструкции. Это покажет, сколько нужно метров отвести в интерьере для лестничной модели с необходимым шагом. Данная величина является проекцией гипотенузы треугольника (лестничная конструкция по высоте, длина марша, размер конструкции относительно пола по всей своей длине) на пол помещения, где будет устанавливаться наша лесенка.

К примеру, нужно, чтобы в доме она была прямая и в помещении занимала не больше чем 3 м 90 см. Рядом с ней располагается дверь в соседнюю комнату или оконный проем. Всегда хочется, чтобы ступенек у лестничного сооружения было побольше, соответственно, тогда шаг подъема ступени будет меньше. Выше было подсчитано, что ступеней 17 штук. При конструировании лестницы это важно. Перейдем к расчету длины вдоль пола помещения, где будет располагаться будущая лесенка со ступеньками: Длина лестничной модели вдоль пола помещения = Количество ступенек x Ширина проступи + технический размер.

За технический размер берем величину расстояния, отводящегося на часть верхнего модуля и выпад первой ступени. Он составляет 8 см.

Исходя из формулы, получаем: Длина лесенки = 17 x 225 + 80 = 3905 мм.

Увы, но подобная лестничная конструкция не поместится в нашем помещении. Если взять 16 ступеней и шаг в 19,5 см, то Длина лесенки = 16 x 225 + 80 = 3680 мм.

Полученная в результате расчетов лестничная модель впишется в габариты помещения с запасом.

Все хорошо, но стоит учесть еще один размер — высота (толщина) межэтажного перекрытия. Эта величина поможет более точно вписать необходимую модель в конкретное помещение, при этом шаг уменьшится, а подъем по такой лесенке будет более комфортным. Межэтажное перекрытие по высоте бывает больше 30-35 см. Здесь на фланце верхнего модуля используются три ряда отверстий.

Двух верхних рядов вполне достаточно для прочности крепления к стыку межэтажного перекрытия. В том случае если толщина перекрытия больше чем 30 см, то разместить верхний модуль можно на 15-17 см ниже кромки. Так, роль последней ступеньки будет играть пол для второго этажа.

В прямом марше можно использовать 16 ступенек, а также уменьшить высоту шага до 17 см. Длина лестничной конструкции — 3 м 68 см.

Если необходимо, чтобы располагалась в помещении без ущерба для увеличения высоты шага и одновременно с этим имела бы толщину балки в 15-25 см, то тогда можно использовать конструктивную особенность среднего модуля, закрепить последний средний модуль к потолку первого этажа при помощи подступенка среднего модуля.

Как раз в этом случае будет уместным установить снизу два опорных столба, последний из которых должен быть расположен максимально близко к последнему модулю, к тому месту, где крепится средний модуль с потолком.

Вернуться к оглавлению

Основные параметры, отвечающие за будущую форму лестничной конструкции

Размеры клетки.

Ширина проступи (13-22,5 см). Уменьшение этой величины влияет на комфортность подъема.

Высота необходимого шага подъема ступени.

К примеру, необходимо установить лестничную конструкцию с шагом ступени в 17 см в конкретном помещении. Для нее отведено место размером в 1 м 70 см x 3 м, а высота в помещении между этажами — 3 м 20 см.

Таким образом, чем меньше шаг по высоте, тем большее количество модулей потребуется на лестничную конструкцию, а вместе с тем и ступеней, и балясин, и перильных линий. Размер лесенки напрямую зависит от количества модулей. В помещении невозможно возвести маршевую модель, потому как прямой марш по длине получится 4 м 13 см.

Исходя из конкретных габаритов помещения, лучше всего в данном случае использовать лестничную конструкцию П-образной формы (лестница с поворотом в 180 градусов называется П-образной).

Если в помещении было бы еще меньше места, то пришлось бы увеличивать высоту шага ступени и, соответственно, от этого уменьшать количество модулей и длину маршей. В том случае если длина отверстия под лестницу была меньше чем 1 м 10 см, то стоило бы подумать об установке винтовой лестничной конструкции. Профессионально конструированием лестниц занимаются многие компании, которые имеют в своем штате настоящих специалистов. Сейчас настоящие мастера и дизайнеры могут создать проект по индивидуальному заказу в соответствии с последними модными тенденциями в архитектуре и с особенностями помещения заказчика.

В о с п и т а т ел ь. Рассказала наша кукла маленькому медвежонку, что ребята для нее по-:троили

лесенку, медвежонок просит и ему построить такую же. Из каких деталей мы строили.«сенку кукле?

(Из кубиков.) А медвежонок хочет, чтобы у него была лесенка из кирпичиков.

Воспитатель рассматривает с детьми образец лесенки из шести кирпичиков, обращает внимание

на детали, необходимые для постройки, как много нужно кирпичиков, чтобы построить ле-ггяку,

какого цвета кирпичики будут использоваться, предлагает выбрать их. (Дети из набора -шюителъных

деталей выбирают шесть кирпичиков.) После того как лесенки будут готовы, «сспитатель говорит: «Рад

будет наш медвежонок, у него тоже есть лесенка, по ней он будет нзать вверх-вниз».

Занятие4

ЧТЕНИЕ РУССКОЙ НАРОДНОЙ СКАЗКИ «ТРИ МЕДВЕДЯ».

СЛУШАНИЕ МУЗЫКИ РАЗНОГО ХАРАКТЕРА

Ц е л и: познакомить со сказкой «Три медведя»; воспитывать послушание и чувство сопере-

живания за девочку, заблудившуюся в лесу; развивать у детей музыкальную отзывчивость; учить

хзличать разный характер музыки.

М а т е р и а л ы и о б о р у д о в а н и е: текст русской народной сказки «Три медведя», иллю-г-рации

сказке, кукла Машенька.

Р еп е р т у а р: «Весело - грустно»Л. Бетховена, «Плакса, резвушка, злюка»Д. Б. Кабалевского.

Х од зан я ти я

Организационный момент.

В о с п и т а т ел ь (ставит на стол куклу). К нам в гости пришла девочка Машенька, чтобы

зассказать, как ушла она из дома одна в лес, не послушалась маму и папу и заблудилась. Хотите -

2.Рассказывание воспитателем русской народной сказки «Три медведя».

Воспитатель рассказывает сказку, имитируя голоса персонажей.

3. Беседа по вопросам:

Можно уходить одним в лес?

Что увидела девочка в лесу?

Кто жил в домике?

Как звали медведей?

Что делала Машенька в доме медведей?

Что произошло, когда хозяева вернулись домой?

Упражнение в интонационной выразительности.

Воспитатель предлагает детям повторить фразыгерою сказки с интонацией, соответствую-лей

характеру персонажа: Михайло Иваныч: «Кто хлебал измоей чашки?!», Настасья Петровна: «#1то

сидел на моем стуле и сдвинулего с места?!», Мишутка: «Кто ложился в мою постель?!».

к
-
-
-
-
-
-

5. Слушание музыки разного характера.

Дети прослушивают музыкальные композиции Л. Бетховена «Весело - грустно», Д. Б. Каба-

левского «Плакса, резвушка, злюка» и определяют характер музыки.

6. Итог занятия.

Какую сказку мы прочитали?

О чем эта сказка?

Как зовут героев сказки?

Занятие 5

РАЗНОЦВЕТНЫЙ КОВЕР ИЗ ЛИСТЬЕВ. УПРАЖНЕНИЯ,

ПОДВИЖНО-ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА

Ц ел и: расширить представления детей о природном явлении листопаде, учить идентифи-

цировать желтый, зеленый, красный цвета, рисовать листья способом примакивания, равномерно

располагая рисунок по всей поверхности листа бумаги; развивать умение работать кистью; уп-

ражнять в выполнении приседаний; развивать и укреплять мышцы плечевого пояса, гармоничность

движений; воспитывать умение работать в коллективе, соблюдать элементарные правила при игре,

ориентироваться в пространстве.

М а т е р и а л ы и о б о р у д о в а н и е: букет из опавших листьев разных деревьев, краски зеленого,

красного, желтого цветов, кисти, половина листа ватмана, фланелеграф, картинки для фланелеграфа

(листочки), мольберт, разноцветные флажки, конусы, салфетки.

Х од за нятия

1. Создание игровой мотивации.

Дети с воспитателем стоят у окна и наблюдают за падающими листьями.

В о с п и т а т ел ь. Как красивы деревья в своем золотом и багряном одеянии! Посмотрите, как

разноцветные листья, тихо кружась, падают на землю. Их так много на земле, как будто все покрыто

красивым, ярким ковром.

2. Дидактическая игра «Разноцветные листочки».

В о с п и т а т ел ь. На прогулке мы с вами видели красивые разноцветные листья. Какого они

цвета? (Ответы детей.) У нас есть и зеленые, и красные, и желтые листья (показывает картинки для

фланелеграфа - разноцветные листья).

Проведение игры.

Воспитатель раскладывает на столе картинки листьев и предлагает сначала выбрать и прикрепить

к фланелеграфу зеленые, затем красные и желтые листья.

Осенние листья так красивы, что становится очень жалко их, потому что они быстро высохнут

краску. Вот у меня коробка с красками. Кто мне поможет выбрать зеленую, красную и желтую

краски? (Дети выбирают.)

После игры воспитатель проводит физкультминутку.

Мы листики осенние.

На веточках сидели,

Дунул ветер - полетели.

Полетели, полетели и на землю сели.


Ветер снова набежал и листочки все поднял,

Повертел их, покрутил и на землю опустил.

Дети выполняют действия (приседают, кружатся) в соответствии с текстом.

3.Рисование «Разноцветный ковер из листьев».

В о с п и т а т ел ь. Сегодня мы нарисуем много красивых листочков, создавая из них такой же

ковер, что лежит на земле. Для рисования нам потребуется кисточка, которую мы должны сначала

намочить в стакане с водой. Потом на ворс кисти нужно набрать немного краски, снять ее излишки о

край баночки. Вот теперь я могу нарисовать первый листочек (рисует листок способом приманивания).

Чтобы нарисовать листочек другого цвета, мне нужно хорошо промыть кисточку в стакане с водой и

только затем набрать краску нужного цвета. (Воспитатель рисует несколько листьев разного цвета.) Мне

нужна помощь. Листочков нужно нарисовать очень много, чтобы у нас получился ковер. Поможете?

Воспитатель предлагает каждому ребенку выбрать цвет листочка и нарисовать его на листе

затмана. Наиболее подготовленные дети могут работать по 2-3 человека самостоятельно. С ос-

тальными детьми педагог работает индивидуально. В процессе рисования воспитатель обращает

знимание детей на то, что листочки должны располагаться по всей поверхности бумаги.

По окончании работы педагог напоминает, что кисточка прослужит долго, если после рисования

она будет тщательно промыта и высушена.

Упражнения, подвижно-дидактическая игра.

· «Ветер подул».

И. п. - стоя, руки опущены.

1-4 - поднимать и опускать прямые руки и кисти, изображая колебания веток при ветре. 5-6 -

вернуться в исходное положение.

· «Сдуем листочки».

На столе разложены собранные на прогулке листья. Воспитатель предлагает детям подуть аа них

так, чтобы они слетели со стола.

· «Найди свой цвет».

Воспитатель раздает детям флажки разного цвета (красного, желтого, зеленого) и предлагает

детям по команде добежать до конуса, окрашенного в цвет флажка. Во время игры педагог сти-

мулирует действия детей словами, например: «Сейчас самая быстрая - команда зеленых флаж-сов.

Но команды красных и желтых флажков соберутся вместе еще быстрее».

5. Итогзанятия.

В о с п и т а т ел ь. Посмотрите, какой замечательный рисунок получился у нас! Разноцветные

гясточки полностью закрыли белый лист бумаги. Вот так все вместе мы создали красивый ковер,

юторый будет украшать нашу группу.

За окошком лист осенний пожелтел,

Оторвался, закружился, полетел. Желтый

листик подружился с ветерком, Все

кружатся и играют под окном.

А когда веселый ветер улетал, Желтый

листик на асфальте заскучал. Я пошла во

двор и листик подняла, Принесла домой и

маме отдала.

О. Чусовитина


2-Я НЕДЕЛЯ

З ан яти е 1

ГДЕ НОЧУЕТ СОЛНЦЕ? УГОСТИМ ДРУЗЕЙ ОЛАДУШКАМИ

Ц е л и: формировать интерес к явлениям неживой природы: солнцу, месяцу, звездам; побуждать

устанавливать простейшие связи явлений неживой природы: на небе солнышко - наступило утро, на

небе месяц и звезды - наступила ночь; учить преобразовывать глиняную круглую форму в диск,

расплющивать шар из глины пальчиком; воспитывать самостоятельность в выполнении задания.

М а т е р и а л ы и о б о р у д о в а н и е: цветные картинки с изображением солнечного неба, ночного

неба, солнца, звезд, месяца; глина, доски для лепки, тарелка с оладьями (муляжами или настоящими),

поднос, кукла Катя, кукольная одежда.

Х од зан я ти я

Наблюдение на утренней прогулке.

Во время прогулки воспитатель обращает внимание детей на небо. Просит найти солнце на небе,

дает правильное словесное определение явлению, которое демонстрирует: «Солнце на небе ярко

светит, даже смотреть трудно. Солнце яркое, теплое, высоко на голубом небе».

Одевание куклы.

Вернувшись с прогулки, воспитатель и дети рассматривают картинки с изображением явлений

неживой природы. Нужно выбрать ту, на которой изображено явление, которое они только что

наблюдали. Если с первого раза дети не смогут найти нужную картинку, воспитатель сам выбирает

ее: «Мы видели солнце на голубом небе - вот оно, такое же, как на картинке». Воспитатель читает

четверостишие. Дети повторяют за ним:

Солнышко яркое, нарядись,

Солнышко красное, покажись.

Платье алое надень, Подари

нам красный день!

А. Прокофьев

Поставим карточку в утолок природы. Пусть стоит до вечера, мы будем любоваться сол-

нышком. А рядом будет гулять кукла Катя. Мы с вами гуляли, и она хочет гулять. Я ее одену так же,

как вы одевались на прогулку. Что нужно надеть Кате? (Ответы детей.)

Воспитатель одевает куклу и ставит ее около картинки с изображением солнышка.

Выбор формы и типа лестниц в доме находится в прямой зависимости от характеристик помещений, места установки лестницы и расположения проемов между этажами. При этом не стоит забывать про , ее совместимость с общим видом помещения.

Начиная строить дом, необходимо представлять какие лестницы и в каких местах будут располагаться. Процесс проектирования включает в себя несколько этапов. Чтобы спроектировать лестницу в частном доме, необходимо рассчитать все ее элементы:

  • главные несущие части – косоуры и тетива;
  • проступь;
  • опорные стойки всего лестничного пролета;
  • подступенки (при условии, что будет закрытого типа).

Основные элементы лестниц, на которые стоит обратить внимание при проектировании.

Занимаясь проектом лестницы, кроме основных расчетов необходимо учесть и другие немало важные вопросы:

  1. Материал, из которого будет строиться конструкция.
  2. Ступени должны быть изготовлены из материала, на котором обувь не будет скользить. Или же, на всю ширину ступени монтируется полоса, которая препятствует проскальзыванию обуви.


    Внутридомовые лестницы часто покрывают ковролином.

  3. Все ступени должны быть максимально одинаковы по размерам. Перепад размеров ступеней по высоте не должен превышать 5 мм.
  4. Нагрузка на лестничный марш не должна превышать 220 кг, на ограждения – 100 кг.
  5. Ступени обязательно должны быть с подступенями, если в перспективе планируется использовать свободное пространство под лестницей.

    Пример эффективного использования пространства под лестницей.

  6. При проектировании лестницы учитывайте наличие дверей на поворотных площадках и куда они открываются.
  7. Начиная проект лестницы в доме, нужно учитывать также следующие факторы:

  • удобная и безопасная форма и высота перил;
  • глубину и высоту ступеней;
  • удобство в эксплуатации и надежность всей конструкции.

Проектирование винтовых лестниц имеет некоторые особенности, поскольку в ней необходимо еще определить направление движения.

1. Против часовой стрелки. 2. По часовой стрелке.

Расчет угла подъема

Безопасность конструкции можно напрямую связать с углом подъема, который определяется как соотношение между высотой и глубиной ступени. Угол наклона можно рассчитать графически, имея за основу данные о высоте потолка помещения и месте монтажа конструкции. При этом, необходимо учесть средние биологические параметры человека: высота подъема ступни и размера шага. Средняя высота подъема ступни человека около 31 см, а размер шага – 63 см. Для расчета удобства ступенек применяю правило расчета шага: 2 а + b = 63 см, где а – высота ступени, b – глубина проступи.

Расчет среднего шага взрослого человека.

Именно его используют в случае необходимости определить угол наклона лестничного марша. Но эта формула не может быть универсальна для всех вариантов расчета. При необходимости сделать в доме конструкцию более крутую или более пологую, проступи получатся или очень узкие, или очень глубокие. В таком случае для расчета применяется формула: а+b=46 см. Эта формула применяется для конструкций, которые имеют либо крутой, либо пологий подъем. Лестница с крутым подъемом будет иметь большой угол наклона и небольшую глубину ступени, пологая будет с меньшим углом наклона и большой глубиной ступени. Альтернативный метод расчета ступеней (первая часть) Альтернативный метод расчета ступеней (первая часть) Рекомендуемый угол наклона лежит в пределах от 30 до 45 градусов. Удобными в эксплуатации являются лестницы, имеющие подступенок высотой от 14 до 17 сантиметров и проступи глубиной от 34 до 37 см.

Пример удобной лестницы

Ширина и высота лестничного марша

Ширина лестницы в частном доме определяется из того, сколько человек будут ею пользоваться одновременно. Полезная ширина – это расстояние между внутренними краями ограждений или же расстояние от стены до внутренней части ограждения. Для движения одного человека проектируют конструкцию с шириной марша от 90 до 100 см. Если по лестнице будет идти встречное движение или возникнет необходимость переноски крупногабаритных вещей, то полезная ширина увеличивается.

Высота прохода должна обеспечивать безопасное движение людей. Высотой прохода принято считать вертикальное расстояние от верхнего края проступи и нижнего края верхней конструкции, которой может быть потолок или верхний уровень лестничного марша. Нормативные документы определяют это расстояние не менее 2 метров, а для домов повышенного комфорта в 2.1 метра. Порой бывает, что и этих расстояний мало, так как во время спуска человек непроизвольно наклоняется вперед и можно получить травму.

Поворотная площадка

Немаловажную роль при проектировании лестниц в частном доме играет расчет габаритов поворотной площадки. Площадка может быть прямая, с разворотами на 90, 180 и 360 градусов в зависимости от формы лестницы. Поворотная площадка может проектироваться при необходимости, при этом лестничный пролет между площадками должен иметь не более 15 ступеней. Ширина площадки должна быть по размерам одинаковой с шириной лестничного марша. Длину рассчитывают исходя из свободной площади.

Немаловажно сделать длину, соразмерную с величиной шага человека, чтобы обеспечить удобное передвижение по площадке. Минимальная длина должна совпадать с размером шага лестницы и быть не менее 1 метра. При расчете площадки к длине шага человека добавляют ширину проступи, по формуле:

M пл =M + a, или же

M пл = 2 (b+a)

где: M пл – длина площадки, M – размер шага лестницы, а – высота ступени, b – глубина проступи.

Важно!

Согласно установленным нормам, минимальная длина площадки должна быть не менее 1 метра, в домах повышенного комфорта – не менее 1,25 метра.

В многоквартирных домах лестничная площадка проектируется таким образом, чтобы по ней можно было перемещаться с габаритными предметами, вроде мебели или бытовой техники.

Ступени

Одной из главных составляющих любой лестницы являются ступени. Исходя из места расположения конструкции и функций, которые на нее возложены, ступени могут иметь свой вид и форму. Для проектирования лестничных конструкций разработаны общепринятые размеры ступеней.

Высота подступенка при строительстве лестниц составляет от 12 до 20 см, рекомендуемая от 14 до 17 см. Ступени можно изготовить либо врезными, либо седельными. Врезные ступени монтируются в косоуры, седельные монтируются на них сверху.

Тетива или косоур

Главная несущая часть конструкции, тетива или косоур, является основным звеном и требует тщательного расчета. Основа безопасности при эксплуатации лестничного марша в частом доме заложена в правильном выборе размера сечения.

Лестница на тетивах – самый распространенный вариант монтажа. Такая конструкция может быть спроектирована без подступенков, что сделает ее более легкой и дешевой. Тетиву, в основном, делают из дерева или из металла. Наиболее приемлемый вариант – дерево. Плюсом может стать простота обработки и монтажа. Недостатком служит специфика крепления к полу и в перекрытии. Необходимо учесть, что дерево со временем даст усадку, а лестница с тетивой из металла сама может служить опорой перекрытию. Тетива из дерева имеет стандартные габариты. Она должна быть длиной от 2 до 5.5 метров, шириной – 0.3 метра, толщиной – 0.5 метра.

Лестничный марш на косоурах смотрится гораздо симпатичнее, но является более трудоемким в производстве. Для проектирования конструкции на косоурах нам понадобятся исходные данные: глубина проступи, высота подступенка, длина и высота лестницы. Размеры планируемой высоты и длины лестницы мы можем получить на планируемом месте монтажа. Допустим, что ее высота будет 2.5 метра, а длина составит 4 метра. Имеем глубину ступенек от 0.25 до 0.4 метра. Мы берем среднюю величину 0.28 метра. Поделив высоту лестницы на глубину ступени, получим число ступенек:

4 метра: 0.28 метра = 14 ступенек.

2.5 метра: 14 = 0.18 метра

Высота подступенка 0.18 метра соответствует установленным стандартам.

Длина косоура прямой конструкции рассчитывается по формуле:

K = √(H 2 + L 2), где

H – высота, L – длина лестничного пролета, K – длина косоура

В нашем расчете длина косоура будет К = √ (2.5 2 + 4 2) = 4.7 метра

Прямая лестница на косоурах их дерева.

Высота ограждений

Главная задача ограждения – безопасность людей. Особое внимание следует обратить на крепления между стойками перил и косоурами. При необходимости, эти соединения можно усилить. Лестничные проходы имеют ограждения или сплошные (заполненные), или из балясин.

Цель: Учить детей использовать в своей постройке строительный материал разнообразной формы. Развивать желание общаться. Воспитывать бережное отношение к постройке.

Материал: 6 зеленых кубиков, куклы, матрешки, петушок.

Ход занятия:

В гости к ребятам пришли кукла, матрешка, петушок. Они гуляли по детскому саду и увидели горку с лесенкой и им тоже захотелось такую же. Воспитатель предлагает детям построить горку. После того как горку с лесенкой построили дети обыгрывают свои постройки.

Чтение сказки «Козлятки и волк».

Цель: Помочь понять содержание. Учить отвечать на вопросы воспитателя. Развивать память. Воспитывать сопереживание.

Ход занятия:

После чтения сказки воспитатель показывает изображение козлят и спрашивает: «Кто это? Сколько всего козлят?» затем изображение волка, спрашивает: «Кто это? Сколько волков изображено?»

Рисование « Постираем» полотенца.

Цель : Учить детей рисовать узор - украшать полотенца. Развивать восприятие, наглядно - образное мышление. Воспитывать аккуратность, чистоплотность.(9.58)

Материал : Прямоугольные листы бумаги (или широкие полосы) белого цвета большого формата, кисти, гуашевые краски, салфетки бумажные и матерчатые, веревка с прищепками для организации оригинальной выставке детских рисунков, детская или кукольная одежда, игрушечная ванночка или тазик для «стирки», полотенце для изучении формы.

Ход занятия:

Воспитатель вывешивает на веревочку детские или кукольные вещи и читает стихотворение Г. Лагздынь «Постираем»:

Постираем в ванночке Рубашечку для Анночки,

Платьице для Олечки,

Трусики для Колечки,

Кофточку - Мариночке,

Платочек для Ириночке!

Воспитатель показывает детям бумажные полотенца (листы или широкие полосы белого цвета) с «грязными» пятнами (отпечатками). Говорит, что наши игрушки еще не научились умываться и аккуратно кушать - вот как испачкали свои полотенца, их нужно поскорее постирать. Опускает «грязные полотенца» в игрушечную ванночку или тазик, имитирует стирку, дет

подражают. Вынимает другие полотенца - красивые, с узорами, и вывешивает на веревочку, прикрепив декоративными прищепками остальные вещи быстро снимает (уже высохли), чтобы у детей не рассеивалось внимание. Спрашивает, нравятся ли детям эти полотенца, какие они? (Чистые, красивые с узорами).

Раздает детям белые листы бумаг или широкие полосы и предлагает украсить узорами - цветными полосками, чтобы порадовать кукол и мишек.



Просит разложить «полотенца» на столе и провести по ним горизонтальные линии сухой кисточкой (это движение можно сначала прорепетировать в воздухе). Педагог обращает внимание на то, что кисточка по всей длине полотенца (здесь начинается, идет- идет - идет и здесь заканчивается). Затем предлагает нарисовать узоры красками. Дети выбирают, цвет краски по своему желанию рисуют горизонтальные полоски.

Лепка «Бублики - баранки».

Цель : Учить раскатывать столбик и замыкать кольцо. Развивать восприятие формы и мелкую моторику. Воспитывать интерес к лепке.

Материал: Материал для лепки - пластилин, соленое тесто, стеки, манка, мак, карандаши, пластиковая вилка или зубочистка, веревочка у воспитателя, клеенки, салфетки бумажные матерчатые; связка бубликов для показа детям, колечки пирамидок для обследования формы.

Ход занятия:

Воспитатель показывает детям связку баранок и рассказывает русскую народную потешку «Ай качи - качи - качи!»:

Ай,качи - качи- качи!

Глянь - баранки, калачи!

Глянь - баранки, калачи!

С пылу, с жару из печи.

С пылу, с жару из печи - Все румяны, горячи.

Налетели тут грачи,

Подхватили калачи.

Нам остались Бараночки!

Воспитатель предлагает детям испечь для наших игрушек много - много баранок и бубликов. Просит взять в руки колечки от пирамидок, рассмотреть, просунуть пальчик в дырочку, поднять вверх, покрутить колечко на пальчике. Показывает бублик и колечко, предлагает, сравнить (похожи, с дырочкой посередине, только колечки пирамидки цветные, их нельзя скушать, а бублики сделаны из теста, их можно скушать).

Затем педагог показывает столбик (цилиндр), раскатанный из пластилина (соленого или сдобного теста) и замыкает его в кольцо (фиксированное движение). Делает еще один – два бублика, что - бы дети запомнили движение, и нанизывает на веревочку. Показывает детям связку съедобных бубликов и связку с бубликами из пластилина. Предлагает слепить много- много бубликов, чтобы угощать кукол.



Дети катают столбики, замыкают в кольца и оформляют: обмакивают в манку, посыпают маком, протыкают дырочки зубочистками, пластиковыми вилочками, трубочками для коктейля, карандашами, ставят отпечатки колпачками фломастерами или авторучки. По мере готовности нанизывают изделия на общую связку.