Когда появились коты на руси. История кошек на руси

В жизни русского человека, да и не только русского, но и всех россиян, кошка кажется чем-то столь же незыблемым как русские народные песни, сказки (вспомнить хотя бы Кота ученого или Кота Баюна), да и сама русская история. Однако мало кому известно, что кошки на нашей территории являются пришлыми животными, причем, пришедшими относительно недавно.

Откуда взялось слово «кот» на Руси…

Несмотря на то, что такие страны как Китай или Англия находятся значительно дальше от Египта, чем Русь, с кошками жителям этих стран удалось познакомиться все же раньше, чем нам. То, что знают многие. Но даже само слово «кот» не является исконно славянским и позаимствовано из латинского языка, где диких кошек обозначают словом «каттус». Именно от него и происходит слово «кот». Немногие знают и то, что самку домашней кошки вплоть до XVI-го века на Руси называли «котка». Кстати, в некоторых славянских языках по сей день сохранилась старинная форма этого слова.

Когда на Руси появились первые кошки

Некоторые источники утверждают, что первые кошки появились на Руси еще во II-V веках, но тогда они были невероятно редкими. Судя по останкам кошек найденным на Южной Украине, в VII-VIII веках они здесь точно обитали, хотя и неизвестно в каких количествах. Но это был юг современной Украины, который тогда только осваивался славянами, а что до территории современной России, то там кошки стали распространяться только в XI веке.

На юге Руси кошки стали появляться примерно тогда же, когда эти земли стали осваиваться славянами, мгновенно попав в их мифологию.

Каким путем попали кошки на Русь, и что было после этого

Предполагается, что на Русь кошек завезли мореходы. Обаятельный зверек никого не мог оставить равнодушным, и он сразу же приобрел огромную популярность. Вскоре уже появилась поговорка, что без кошки нет и избы. Были предусмотрены огромные штрафы, которыми наказывалось похищение кошки. Причем он был даже выше, чем штраф за кражу коровы. Учитывая то обстоятельство, что размер штрафа всегда определяется стоимостью ущерба, можно предположить, что стоимость кошки значительно превышала стоимость коровы.

Когда-то кошки ценились дороже коровы.

В XII-ом веке разведение кошек на Руси становится нормой. Причем, церковь даже поддерживала это дело, взяв животных до поры до времени под свое покровительство. Очевидно церковные закрома изрядно страдали от грызунов, и церковь увидела в кошках божью помощь. В итоге кошки стали жить не только при церквях, но и в царских палатах и даже в деревенских избах. Животное стало покровителем домашнего очага и ездовым животным самого домового. Примерно тогда же, вероятно, и появился обычай при переезде впускать кошку в новый дом первой.

Русич и кошка - братья навек!

С ростом популярности кошек стали появляться и различные , поговорки и пословицы. Кошки прочно вошли в народные сказки, возможно, вытеснив оттуда более древних персонажей взяв на себя их функции. Кошачья натура произвела на русичей достаточно сильное впечатление и кошкам стали приписывать различные магические способности.

Мрачный и загадочный Кот Баюн - уникальный персонаж русских сказок.

Примерно к XVI веку домашняя кошка имелась уже практически в каждой семье Российской Империи. Слова «кошка» и «кот» появляются даже в исторических документах, и не только как самостоятельные, но и в фамилиях влиятельных людей, например боярина Федора Андреевича Кошки-Кобылина. Также достаточно часто «кошка» встречается в прозвищах простых людей. Например, в приказных бумагах 1545 года был отмечен новгородский крестьянин по имени Кот-Мышелов Константин.

Кошки на службе у императрицы

В заключение не будет лишним вспомнить еще одни , связанный с российской историей кошек. Указ российской императрицы Елизаветы Петровны от 13 октября 1745 года приказывает, чтобы казанский губернатор доставил в тогдашнюю российскую столицу восемьдесят самых лучших кошек и котов, а также человека, который ухаживал бы за ними. Столь странный указ имел очень простую причину - императорский дворец сильно страдал от мышей. Спустя некоторое время народная молва приукрасила этот факт массой подробностей полусказочного толка. В итоге стали рассказывать о трех сотнях котов, которые должны были нести службу во дворце.

Со времен Елизаветы Петровны кошки стали неотъемлемой частью питерской дворцовой жизни.

Правда, так и осталось неизвестным, почему эта миссия была возложена именно на казанского губернатора, но факт от этого не меняется. Возможно, в этой губернии обитало много кошек или они отличались какими-то выдающимися качествами. В пользу последнего говорит то, что сохранилась лубочная картинка с названием «Кот Казанский», косвенно указывающая на популярность казанских котов среди самых широких слоев российского населения.

Кошки уже давно существуют бок о бок с человеком, и в каждой существующей на планете культуре этим очаровательным животным отводится своя очень важная роль.

История кошек в России: без кошки нет избы

Лапы первой домашней кошки ступили на русскую землю в 11 веке, а на землях, ныне относящихся к югу Украины, они и вовсе появились в 7-8 столетиях, о чем свидетельствуют найденные кошачьи останки. Впрочем, судя по некоторым данным, на землях, относящихся ныне к Одесской и Черкасской областям Украины, первые кошки появились уже даже во 2-5 веках, хотя в те времена они были большой редкостью. Как бы то ни было, известно, что животное на Русь привезли мореплаватели, и успех странного пушистого зверя был просто ошеломительным! В ходу сразу же появилась пословица «Без кошек нет избы», а безопасность и жизнь животных было решено защитить на уровне законодательства. Для этих целей придумали закон, который, в частности, предусматривал солидный штраф за кражу кошки. Удивительно, но его сумма была даже больше, чем размер штрафа, положенного за кражу коровы или угон вола.

Приметы и предсказания

Помимо этого, история кошек на Руси характеризовалась постоянным появлением примет, связанных с их жизнью. Эти приметы до сих пор в ходу, а основаны они были на суеверии о том, что кошки приносят удачу. Так, славяне решили, что трехцветная кошка обязательно принесет счастье своим хозяевам, а семицветный кот и вовсе будет гарантией благополучия. В то же время зародилась и примета, касающаяся черных котов, которых считали приносящими неудачи, хотя, с другой стороны, славяне верили и в то, что если завести черного кота в доме, он принесет неудачу прежде всего ворам, которые решатся на этот дом посягнуть, а заодно убережет и от грозы. Кроме того, кошек считали предсказателями погоды или каких-либо событий в семье: например, славяне верили, что если кошка не дает проходу хозяйке, это принесет последней обновку. И, конечно же, кошек с радостью сделали героями русских сказок. Все знают, например, знаменитого Кота-Баюна, говорившего человеческим голосом, а также массу других «кошачьих» персонажей, в характеристиках которых так или иначе просматривается любовь славян к ним.


Разведение кошек в России

Разведением кошек славяне начали преимущественно в 7 столетии. При этом эта работа проводилась при поддержке церкви, которая охраняла этих животных и разрешала их селить при монастырях и церквях, а также в деревенских избах и даже в царских палатах. Тогда же появилась примета запускать кошку первой в новый дом – «на счастье», а животным, как и в Древнем Египте, отвели роль хранителей домашнего очага. Однако несмотря на то, что история кошек в России имеет такой продолжительный период их разведения, всерьез племенной работой занялись лишь в 20 столетии. В 1980 году в стране появилось общество любителей котов, которое и начало организовывать первые выставки своих питомцев и определять чемпионов. Сегодня в России разводят свыше 20 пород, широко известных в мире, а кроме того, русские кошки имеют целых 500 вариаций окраса. Поэтому совсем не удивительно, что некоторые иностранцы считают за честь приобрести хотя бы одного исконно русского зверя (например, русскую голубую или сибирскую кошку), будучи уверенными, что таком коту не будет равных во всем мире.

Кот Алабрыс. Лубок, конец XVII века

Древнейшая кошачья особа и первый кошачий портрет

Давно уже домашняя кошка обитает в наших краях, она гораздо старше матрешки, самовара, картошки, и даже крещение Руси случилось на ее глазах. Наиболее ранние сведения о ней дают археологические находки.

На территории бывшего СССР самые древние останки домашней кошки - кошки «номер один» - найдены на юге (не потому ли, что там больше искали?) - в Закавказье. Никто, конечно, специально кошку не искал, просто при раскопках холма Кармир-Блур в Армении археологи обнаружили там развалины древней урартской крепости VII века до н. э. Тейшебаини. Некогда это была великолепно оснащенная крепость, с громадными кладовыми для хранения товаров, вина и хлеба, но увы. Тейшебаини погибла в начале VI века до н. э. во время штурма ее ассирийцами.

Так вот, при раскопках развалин Тейшебаини в одном из винных сосудов был обнаружен скелет кошки. Трудно сказать, что ее туда занесло - то ли погналась за мышкой, угодила сгоряча в пустой кувшин и не сумела выбраться назад, то ли пыталась спрятаться от огня да так и осталась на века в коварной западне. Как бы там ни было, маленькая трагедия позволила сохранить для истории любопытный факт существования домашней кошки в древнем Урарту. Археологи полагают, что эта почтенная по возрасту кошачья персона вполне могла нежиться под жарким солнцем Закавказья в любом году того же VII века до н. э., на который приходится расцвет и благоденствие Тейшебаини.

Останки кошки «номер два» также найдены на юге нашей страны - в развалинах античного города Ольвии, заложенного греческими колонистами в Северном Причерноморье в том же VII веке до н. э. Археологи утверждают - а они весьма тщательны в своих оценках прошедшего времени, - что найденные в древней Ольвии кошачьи косточки относятся к VI веку до н. э. Следовательно, уже около 2600 - 2700 лет назад домашние кошки бродили в жилищах обитателей наших краев, а появились впервые в них наверняка еще раньше.

Появление самых первых экземпляров домашней кошки именно в Урарту и Ольвии вполне закономерно. Урартцы известны как весьма предприимчивые люди. Они оживленно торговали с соседними странами, с греческими колониями в Северном Причерноморье и даже с Египетом. В кладовых Тейшебаини найдены египетские фаянсовые амулеты и другие ювелирные изделия, и полагают, что в Закавказье египетские предметы в древности попадали именно через Урарту. Его правители, кстати, дружили со скифами и выступали вместе с ними против ассирийцев, которые весьма завистливо смотрели на торговые занятия процветающего Урарту и чинили ему зло. Существовали накатанные дороги для проникновения домашней кошки в Закавказье из ее египетской родины, и, скорее, было бы удивительно не найти следов ее раннего появления там.

Возраст единственного кошачьего экземпляра, найденного в ранних слоях античной Ольвии, практически совпадает с возрастом этого города - и тому и другому более двух с половиной тысяч лет. Вероятно, кошка была доставлена в Северное Причерноморье первыми поселенцами в числе необходимейших предметов. Основавшие Ольвию выходцы из Древней Греции перенесли на эти пустынные берега свойственный им образ жизни и привычные мелочи быта. Знаменательно, что в их число попала и домашняя кошка.

Позднее, в римское время на рубеже старой и нашей эры, домашние кошки появляются в других античных городах Северного Причерноморья - Танаисе, Нимфее, Пантикапее, Фанагории, Тиритаке. Как видим, они предпочитают обитать в больших и богатых городах. В селищах никаких следов кошачьего обитания не обнаружено.

А что же скифы, властители причерноморских земель, ближайшие соседи и современники греческих колонистов, - знали ли они такого зверя, как домашняя кошка? Тончайшая ниточка - одна-единственная косточка домашней кошки, найденная археологами за всю историю раскопок скифских памятников, буквально символически удостоверяет - да, скифы имели представление о домашней кошке.

Эта редчайшая, так сказать, «уликах была найдена при раскопках скифского поселения, которое археологи скромно именуют Каменским городищем. В свое время -в V - III веках до н.э. - это был громадный город площадью 12 квадратных километров, столица степных скифов. Севернее него, по Днепру, да и южнее тоже уже не было подобных величественных поселений. Располагался он на левом берегу Днепра против теперешнего Никополя. Город был удобно расположен на своеобразном выступе территории, защищаемом с севера и запада обрывами над Днепром, рекой Конкой и Белозерским лиманом, а со стороны степи - земляным валом и рвом.

В возвышенной части города находился акрополь, где располагалась крепость, какие-то скифские святыни и жила скифская знать. Даже после запустения города в III веке до н. э. в этой части его жизнь продолжалась еще в течение нескольких веков. Вот в этом-то акрополе и нашли археологи уникальное свидетельство того, что в скифском царстве водилась по крайней мере одна домашняя кошка (кстати, останков собак в акрополе найдено двадцать).

А вот при раскопках Неаполя скифского, бывшего в те годы столицей крымских скифов, среди множества исследованных археологами костей животных не найдено ни одной кошачьей. Не правда ли, парадоксален археологический баланс - на все скифское золото, многочисленные украшения, предметы утвари и многие другие ценные в историческом смысле находки приходится пока что одна-единственная кошка?

Верно, дорожили античные греки своими драгоценными домашними кошками и, оживленно торгуя со скифами всякой живностью, предметами рукоделия и ремесла, золотыми украшениями «звериного» стиля, ревниво берегли редчайших домашних зверьков для себя.

В начале нашей эры путь от берегов Черного моря в суровые северные края будущих русских городов был не очень гладким, а кошачье поголовье не отличалось изобилием, поэтому мода на кошек, да и сами они продвигались на север неторопливо. Тем не менее во II - V веках н. э. археологи отмечают появление домашней кошки в трех поселениях, существовавших на территории нынешних Одесской, Черкасской и Кировоградской областей.

В каждом из этих поселений снова найдена одна-единственная кошачья особь! Не подумайте, что археологи ленились или плохо искали. Насколько редким было в те времена это существо, говорят простые цифры - найденная в поселении Журовка ископаемая компания домашних зверей при сорока трех собаках располагала опять-таки всего одной кошкой.

Снова прошло несколько сот археологических лет, и в VI - VII веках кошка появляется в лесных краях - останки ее найдены при раскопках мерянского поселения вблизи Ярославля, а также в древнем Пскове. Приблизительно в это же время она объявляется в северо-западных краях - в Литве и Латвии. Археологи относят самые ранние находки прибалтийских домашних кошек к V - VIII векам н. э.

Затем, в VII - IX веках, кошка попадает в Старую Ладогу, в тот же период она была уже известна в Среднем Поволжье, а в X - XIII веках - в землях Древней Руси. Археологические находки ее отмечены в Новгороде, старой Рязани, Москве, Подмосковье, Киеве. А вот в древнерусском охотничьем городе Гродно, скрытом дремучими лесами с изобилием дикого зверя, домашняя кошка не была известна вплоть до XIII века.

Интересные находки сделаны при раскопках погребений X - XI веков в Ярославском Поволжье. Ученые вскрыли там около 600 курганов, из которых 200 выделялись одной особенностью - в них найдены останки жертвенных животных. И только в двух курганах из 200 (интересно", что оба раза это были женские погребения) найдены кошачьи кости.

История домашней кошки на Руси будет неполной, если не упомянуть еще о двух любопытнейших археологических находках. Одна из них сделана при раскопках старой Рязани - богатого древнего русского города, жестоко разоренного татаро-монголами в 1237 году и более не поднявшегося из пепла на прежнем месте. Здесь интересны не столько найденные в слоях XII века останки целой компании - семи кошачьих особ, сколько находка тонкой резной костяной пластинки в виде стилизованной кошки. Полагают, что некогда она могла украшать весьма ценную вещь - переплет рукописной книги. Пластинка обнаружена в жилище, которое ученые склонны считать домом-мастерской древнего мастера-костореза.

Любопытно, что манерой исполнения этот первый на Руси кошачий портрет напоминает русскую деревянную резьбу более позднего времени. Будто и затейливые львы на наличниках русских крестьянских изб XVI века резаны той же привычной рукой, что и древняя кошка на костяной пластинке из старой Рязани. Когда-то считалось, что такую манеру резьбы занесло на Русь с Запада вместе с книжными картинками, но вот находка столь древнего кошачьего портрета заставляет пересмотреть это мнение.

Другая необыкновенная находка относится к тем же суровым и драматичным временам нашей истории - разорению древнего Киева татаро-монголами в декабре 1240 года. Город погиб в огне, и лишь следы пожарищ встречаются при раскопках слоев того времени.

Целый комплекс обгоревших остатков жилищ разведан археологами в Киеве, все они сильно повреждены, но одно из них, самое интересное, к счастью, сохранилось лучше других. Найденные в жилище замечательные своей редкостью и назначением предметы - заготовки и осколки всевозможных поделочных камней - дали основание назвать его «мастерской художника».

Когда возник пожар, хозяев мастерской не было дома - запертый ими много веков назад уцелевший замок и по сей день крепко удерживает несуществующую дверь. Однако отлучились они не насовсем и даже не надолго, ибо внутри оставались многие ценные даже по нынешним временам вещи, но, главное, взаперти было оставлено живое существо - кошка. Тщетно пыталась выбраться она из огня, да так и погибла в горящем помещении - полуобгоревший скелет ее найден на полу мастерской.

Самое примечательное, что хозяйка кошки - мы даже знаем, что это была девочка, - не забыла о своей любимице и попыталась спасти ее. Неведомо как пробралась она сквозь пожар к своему дому - он был уже совсем рядом, но преодолеть последние метры ей не удалось. Девочка погибла у своего дома под обвалившимся горящим зданием. Подле жилища художника найден детский скелет, на руке у девочки сохранились три стеклянных браслета, а в кулачке, пожалуй, был ключ, рассыпавшийся в прах.

Столь же печальная участь постигла и другую кошку, обгоревший скелет которой найден позднее еще в одном хорошо сохранившемся жилище того же комплекса. Но то было совсем отличное от «мастерской художника» помещение. Остатки большого деревянного ларя и россыпь горелых зерен разных злаков на полу не оставляют сомнения в том, что там хранились запасы хлеба. И кошка, стало быть, погибла «на службе».

Кот Московского царя. Гравюра Голлара, 1661 год

Три гривны за кошку

Если отвлечься от романтики археологических находок и перейти, как говорят, к прозе жизни, то выяснится нечто неожиданное. Сугубо официальные документы Московской Руси говорят о том, что кошка представляла в былые времена весьма ценное имущество. И стоила она громадных денег.

В старину на Руси рублей и копеек еще не знали, а оценивали стоимость вещей и тяжесть проступков, противных закону, в гривнах, ногатах и кунах. Самой крупной, так сказать, купюрой служила гривна, которая представляла чаще всего слиток серебра весом около 205 граммов. Естественно, что пользоваться гривной при повседневных расчетах было примерно так же удобно, как стрелять из пушки по воробьям. Поэтому гривна могла делиться на более мелкие доли - либо на 20 частей (тогда они назывались ногатами), либо на 50 частей (в этом случае их звали кунами). Наименование более мелких долей гривны - куна - произошло от названия распространенных меховых шкурок - куньих, которые служили когда-то, еще до появления металлической монеты, деньгами на Руси.

Ногата, не говоря уже о гривне, представляла собой немалые деньги. В древнем Киеве при князе Ярославе сооружалась церковь, но работа шла не так проворно, как того хотелось бы князю. Тогда он приказал возвестить на торгу, что за работу будут платить по ногате в день, «и бысть, - как сообщает летописец, - множество делающих». Выходит, что ногата была суммой, весьма даже солидной для дневного заработка, которую мог себе позволить выплачивать лишь великий князь, да и то в исключительных случаях - строились ведь первые храмы только что крещеной Руси. Поросенок или баран стоил в те времена ногату, раб - 5 гривен, а за куну можно было даже скромно пообедать.

Не сохранилось прямых свидетельств того времени о цене, которую давали за кошку. Да это и не столь важно, ибо до нас дошел иной замечательный документ, в котором точно определена относительная ценность по тогдашним меркам и кошки, и собаки, да и всех других домашних животных Древней Руси. Это своеобразный свод законов, который историки называют «Правосудье митрополичье».

Он является одним из древнейших исторических документов на Руси, в котором упомянута кошка как домашний зверь. Она появляется в статье, определяющей наказание -денежный штраф - за хищение домашних животных.

Естественно, что величина штрафа зависела от ценности украденного животного и косвенно говорила о его стоимости. Вот какие штрафы взимались со злоумышленников - татей - в XIV веке за хищение живности и как соответственно ценились тогда домашние животные: «За голубя платить 9 кун, за утку 30 кун, за гуся 30 кун, за лебедя 30 кун, за журавля 30 кун, за кошку 3 гривны, за собаку 3 гривны, за кобылу - 60 кун, за вола 3 гривны, за корову 40 кун, за третьяка 30 кун, за лоныцину полгривны, за теля 5 кун, за барана ногата, за поросенка ногата, за овцу 5 кун, за жеребца гривна, за жеребенка 6 ногат». Каковы цены?!

А кошка оценивалась, таким образом, в три гривны - так же, как и незаменимый в крестьянстве вол. Кошка приравнивалась к трем резвым скакунам или к целому стаду баранов! Одна лишь собака ценилась еще столь же высоко. Чтобы заработать 3 гривны, даже при сказочном жалованье, положенном князем Ярославом строителям древней киевской церкви, надо было трудиться не разгибая спины два полных месяца.

Видимо, имелся свой крепкий резон у наших предков, отдавших первые по важности три места таким несопоставимым на сегодняшний взгляд животным. Одинаково незаменимы были они в крестьянском хозяйстве тех времен, выполняя каждый свою ответственную роль - вол был незаменим на хозяйственных работах, кошка охраняла хлеб, собака стерегла стадо и дарила счастливую охоту.

Статьи о наказаниях за хищения домашней живности есть и в других судебниках. Если сравнить такие статьи из более ранней по времени написания

«Русской правды» и созданного позднее «Правосудья митрополичья», то выяснится, что они совпадают. И тут и там указан тот же перечень животных, те же штрафы, за одним лишь исключением - в «Русской правде» отсутствует упоминание о кошке. Все другие животные есть, а кошки нет! Удивительный этот факт можно истолковать таким образом, что в XI веке кошка еще не являлась распространенным домашним существом, хищения ее были крайне редки и составляли скорее исключение, нежели правило.

Но уже к XIV веку она стала заметным деловым домашним животным. Первыми оценили кошку в этом качестве святые отцы и, дабы пресечь участившиеся хищения ценного зверя, поставили его под защиту подходящей статьи церковного свода законов. Но и тогда еще кошачье поголовье на Руси было невелико, о чем красноречиво свидетельствуют громадные размеры охранных штрафов.

Любопытно, что одной этой охранной статьи составителям «Правосудья митрополичья» показалось недостаточно. Ведь кошку могут не только украсть, но и запросто убить. Поводов для этого у простого люда тогда имелось немало. На редкостное создание смотрели косо. Кошка - животное подвижное и любознательное, с вредоносными и бесовскими повадками, шныряет по чужим погребам, чуланам да птичникам, а владеют ею лишь богатые дома. Все зло идет от них, так не грех и отплатить им.

И вот в судебник включается единственная в своем роде во всем русском законодательстве статья: «А кто собаку убьет, ли кошку - вины гривна, а собаку даст вместо собаки, а кошку - вместо кошки». Удивительно читать эти выполненные славянской вязью слова древнего закона, столь ревностно защищавшего обыденных в наши дни животных. Ничего подобного более на Руси не встречалось никогда. Невольно вспоминаются суровые законы Древнего Египта, каравшие смертью за убийство кошки, и средневековые указы принца Уэльского, бравшие под защиту это существо. Есть своя глубокая закономерность в таком уважительном отношении к домашней кошке в разных (но непременно земледельческих) краях на определенном этапе их истории.

Естественно, что такой дорогой предмет был не по средствам даже зажиточным людям, не говоря уже о бедняках. Поэтому первоначально кошка, как редкая диковина и своего рода полезный предмет роскоши, попадала лишь в богатые дома. Однако, принятая вначале с горячим интересом, она, похоже, быстро утрачивает расположение своих имущих боярских и княжеских покровителей и начинает постепенно «просачиваться» в круги победнее.

Такой внешне не показной зверь не мог, конечно, сравниться по своей декоративной привлекательности и производимому впечатлению с другими существами, составлявшими гордость какого-нибудь боярского дома. Бояре да князья любили удивлять и потешать гостей домашними медведями, сворой гончих псов, скакунами, охотничьими соколами или редчайшими тогда заморскими попугаями либо павлинами.

Их всех можно было показать в деле, чего никак нельзя сказать о кошке. Она блистает иными талантами и может быть достойно оценена лишь в сравнении с себе подобными. Да и трудно было ужиться этому независимому зверю взаперти, в тщательно оберегаемых боярских теремах, светлицах да хоромах.

В наше время обыкновенная кошка ничего не стоит. Тому, кто возьмет лишнего котенка, еще и спасибо скажут. И мы, избалованные этой всеобщей распространенностью привычного зверя, совсем забыли его истинную ценность. Бывают, однако, в истории редчайшие моменты, когда она возрождается на миг во всей своей первозданной весомости.

Блокадный Ленинград... Тяжкие испытания выпали на долю людей, но не менее страшными были они для зверья, всегда сопутствующего человеку в его городской жизни. В дневниковых записях писателя Л. Пантелеева о блокадной зиме 1941/42 года есть скупые строки об «осажденном городе... где вымерли все кошки и собаки. Где вымерли даже мыши и птицы». Люди выстояли. Выстояли, победили и фактически начинали жизнь снова. Среди больших и малых примет возрождения городской жизни, увиденных Л. Пантелеевым в январе 1944 года, была и такая: «Котенок в Ленинграде стоит 500 рублей. Вероятно, приблизительно столько же он стоил бы до войны на Северном полюсе». Если вспомнить, что зарплата, скажем, городского сторожа составляла тогда рублей 120, а килограмм хлеба продавался с рук за 50 рублей, то, может, и перетянут на весах истории эти ленинградские послеблокадные 500 рублей те невероятно щедрые 3 гривны, в которые оценивало кошку «Правосудье митрополичье».

Сейчас трудно найти человека, который не любил бы кошек. С раннего детства мы слушаем сказки и песенки про них, и нам кажется, что эти четвероногие питомцы жили с людьми всегда. Но так ли это на самом деле? Давайте узнаем, когда наши предки впервые завели домашнего кота.

Вначале были котъки

Домашняя кошка (или по-латыни Felis silvestris catus) относится к классу млекопитающих, отряду хищников, семейству кошачьих, роду кошек, виду лесного кота, чьим является подвидом. Несмотря на то, что усатые мурлыки – одиночки, они считаются социальными животными. Доказательством тому служит широкий спектр сигналов, адресованных и понятных только для их собратьев: различные звуки (мяуканье, урчание), запахи (они оставляют их, теряясь мордочкой о предметы) и телодвижения (положение хвоста).

В V веке в латинском языке слово felis было вытеснено словом cattus. И именно оно дало название кошкам во всех языках Ближнего Востока и Европы: английское слово cat, ирландское catt, испанское gato, итальянское gatto, литовское kate, немецкое Katze и французское Chat.


Позднелатинское cattus также попало и в русский язык, но преобразовалось в котъка. А кошка – это уменьшительное от него образование.

Одомашнивание

Принято считать, что котов приручили древние египтяне. У них издревле существовал культ богини Баст – женщины с головой львицы. Но около 10 000 лет назад из центральной Африки в страну Нила была завезена степная кошка: египтянам она показалась уменьшенной копией львицы, то есть богини. Её поселили в храмах, и со временем дикий хищник одомашнился. С тех пор Бастет изображали с кошачьей головой, а женщина-львица стала ипостасью Сехмет, агрессивной богини войны и солнечного жара. В Нижнем Египте в храмах богини Бастет обязательно жили кошки, уход за которыми считался уважаемой работой. Правда, честь кормить, чесать и убирать за котами была доступна только жрецам, и передавалась она по наследству.

В Египте кошки были не просто дороги, им поклонялись как воплощению Бастет. Их запрещалось убивать и отдавать в чужие руки. Но предприимчивые финикийские торговцы незаконно вывозили мурок с родины. Так постепенно мурки распространились по всему Средиземноморью. Плохо знакомые с культом Бастет, греки использовали их в борьбе с грызунами. И благодаря грекам, коты попали в Европу, на Балканский полуостров и далее – к славянам.

Кошки на Руси

Они попали к славянам около Х века нашей эры. Как это ни странно, но до этого времени наши предки не приручали кошек. Хотя на территории Руси обитали и до сих пор обитают камышовый кот, лесной кот и та же степная кошка. Похоже, никому просто в голову не приходило принести из леса дикого зверька и использовать его в борьбе с мышами. Это кажется ещё более странным, но даже после появления домашнего кота, славяне не оценили их достоинств – мурки оставались редкими и дорогими животными.

С приходом христианства роль кошек возросла: их стали держать при монастырских амбарах и складах. Постепенно они попадали в семьи князей, бояр и зажиточных крестьян. В судебнике 14 века за кражу мурлыки налагался штраф в размере 3 гривен. Это в несколько раз больше, чем за утку и даже корову!

А кот царя Алексея Михайловича (1629-1676) удостоился даже того, что с него написали портрет. Гравюра принадлежит Вацлаву Холлару, графику и рисовальщику из Чехии. Правда, существует предположение, что изображённый кот – это ни кто иной, как сам царь, представленный котом!

Но всё же, усатые мурчалки оставались привилегией знати очень долго. В сказке про Репку кошка, которая тянула за Жучку, стала фигурировать только в издательстве от 1863 года. В ранних вариантах сказки её просто нет! Да и все «кошачьи» песенки, басенки и считалочки появляются только с 18-19 веков.

Кошки в России

Эта дата неслучайна. Во время своей заграничной поездки по Европе (1697-1698) царь Пётр увидел, насколько успешно коты борются с мышами и крысами на складах. Он привёз домой голландского кота (существует легенда, что его звали Василием) и издал указ, который обязывал держать при амбарах котов. С тех пор кошки стали распространяться в народе.

В 18 веке Зимний дворец в Петербурге (главная императорская резиденция) сильно страдал от мышей и крыс, и императрица Елизавета Петровна в 1745 году велела привезти из Казани 30 лучших котов-крысоловов. Те так прекрасно справились с этой задачей, что их оставили там, а их потомки до сих пор живут в Эрмитаже и спасают прекрасные экспонаты от мышиной грызни. Служители музея говорят, что даже не думают заменять кошек на мышеловки и химическую отраву.

Вот так с 18 века кошка стала постоянным жильцом в наших домах и квартирах. И, чем ближе к современности, тем чаще их заводили просто так, для души. И вы только подумайте, раньше наши усатые друзья стоили круглые суммы, а сейчас такую «роскошь» может позволить себе каждый.

В жизни русского человека, да и не только русского, но и всех россиян, кошка кажется чем-то столь же незыблемым как русские народные песни, сказки (вспомнить хотя бы Кота ученого или Кота Баюна), да и сама русская история. Однако мало кому известно, что кошки на нашей территории являются пришлыми животными, причем, пришедшими относительно недавно.

Откуда взялось слово «кот» на Руси…

Несмотря на то, что такие страны как Китай или Англия находятся значительно дальше от Египта, чем Русь, с кошками жителям этих стран удалось познакомиться все же раньше, чем нам. То, что знают многие. Но даже само слово «кот» не является исконно славянским и позаимствовано из латинского языка, где диких кошек обозначают словом «каттус». Именно от него и происходит слово «кот». Немногие знают и то, что самку домашней кошки вплоть до XVI-го века на Руси называли «котка». Кстати, в некоторых славянских языках по сей день сохранилась старинная форма этого слова.

Когда на Руси появились первые кошки

Некоторые источники утверждают, что первые кошки появились на Руси еще во II-V веках, но тогда они были невероятно редкими. Судя по останкам кошек найденным на Южной Украине, в VII-VIII веках они здесь точно обитали, хотя и неизвестно в каких количествах. Но это был юг современной Украины, который тогда только осваивался славянами, а что до территории современной России, то там кошки стали распространяться только в XI веке.


Каким путем попали кошки на Русь, и что было после этого

Предполагается, что на Русь кошек завезли мореходы. Обаятельный зверек никого не мог оставить равнодушным, и он сразу же приобрел огромную популярность. Вскоре уже появилась поговорка, что без кошки нет и избы. Были предусмотрены огромные штрафы, которыми наказывалось похищение кошки. Причем он был даже выше, чем штраф за кражу коровы. Учитывая то обстоятельство, что размер штрафа всегда определяется стоимостью ущерба, можно предположить, что стоимость кошки значительно превышала стоимость коровы.


В XII-ом веке разведение кошек на Руси становится нормой. Причем, церковь даже поддерживала это дело, взяв животных до поры до времени под свое покровительство. Очевидно церковные закрома изрядно страдали от грызунов, и церковь увидела в кошках божью помощь. В итоге кошки стали жить не только при церквях, но и в царских палатах и даже в деревенских избах. Животное стало покровителем домашнего очага и ездовым животным самого домового. Примерно тогда же, вероятно, и появился обычай при переезде впускать кошку в новый дом первой.

Русич и кошка – братья навек!

С ростом популярности кошек стали появляться и различные , поговорки и пословицы. Кошки прочно вошли в народные сказки, возможно, вытеснив оттуда более древних персонажей взяв на себя их функции. Кошачья натура произвела на русичей достаточно сильное впечатление и кошкам стали приписывать различные магические способности.


Примерно к XVI веку домашняя кошка имелась уже практически в каждой семье Российской Империи. Слова «кошка» и «кот» появляются даже в исторических документах, и не только как самостоятельные, но и в фамилиях влиятельных людей, например боярина Федора Андреевича Кошки-Кобылина. Также достаточно часто «кошка» встречается в прозвищах простых людей. Например, в приказных бумагах 1545 года был отмечен новгородский крестьянин по имени Кот-Мышелов Константин.

Кошки на службе у императрицы

В заключение не будет лишним вспомнить еще одни , связанный с российской историей кошек. Указ российской императрицы Елизаветы Петровны от 13 октября 1745 года приказывает, чтобы казанский губернатор доставил в тогдашнюю российскую столицу восемьдесят самых лучших кошек и котов, а также человека, который ухаживал бы за ними. Столь странный указ имел очень простую причину – императорский дворец сильно страдал от мышей. Спустя некоторое время народная молва приукрасила этот факт массой подробностей полусказочного толка. В итоге стали рассказывать о трех сотнях котов, которые должны были нести службу во дворце.