Клейма и пробы серебра. Серебро: клейма и пробы как залог подлинности

В последнее время на рынке представлены разные изделия из черненого серебра. Данный металл прочный, недорогой, к тому же он походит для любого возраста. Само серебро (в чистом виде) ювелирами практически не используется. Для изготовления украшений мастера выбирают его сплавы.

Украшения из черненого серебра

В основном в серебряные сплавы добавляют медь. В результате изделие становится твердым, приобретает хорошие антикоррозионные характеристики, улучшается его внешний вид. В РФ ювелиры работают только с несколькими является клеймом, паспортом изделия. Она рассказывает о количестве чистого серебра в изделии. 925 проба предполагает 92,5% самого металла, оставшиеся 7,5% составляют различные примеси. Существует несколько видов серебра, например черненое серебро.

Разновидности серебра

У серебра На данный момент выделяют следующие виды этого металла: филигранное, матовое, черненое, монетное. У каждого вида есть свои специфические особенности.

Матовое серебро не обладает яркими узорами. Для его получения используют различные эмульсии, наносимые на исходное сырье. Применение эмульсий позволяет сделать поверхность шероховатой, придать ей дополнительный шарм. Изделие получается оригинальным, красивым, необычным.

Отличительными характеристиками филигранного серебра являются разнообразные ажурные узоры. Так как серебро имеет высокую ковкость и прочность, изготавливают тонкие нити, придавая изделию красивый и необычный рисунок. Для изготовления филигранного серебра требуется профессионализм, на это уходит довольно много времени. Ювелиры выделяют фоновую и ажурную филигрань. Для ажурного вида подразумевается сквозной узор.

Представляет собой основной материал, применяемый в ювелирном деле. У данного материала гладкая поверхность, серебристо-белый цвет, прекрасная прочность, длительный эксплуатационный период. В составе стерлингового материала 92,5% чистого серебра, 7,5% меди.

Технология чернения

Мастера с давних времен старались украшать свои изделия (оружие, украшения, посуду) орнаментами, рисунками, необычными узорами. Технологии нанесения орнамента менялись, совершенствовались. Черненое по специальной технологии. Применяют его при обработке ювелирных изделий, а также в прикладном искусстве. На Руси чернение получило развитие с середины 20 века. Уникальные кольца из черненого серебра, сделанные мастерами из Великого Устюга (Вологодская область), пользовались спросом. В 18-19 веках по подобной технологии изготавливали посуду, портсигары, подносы. Мастера-ювелиры владели многочисленными тонкостями ремесла, но свои знания они не передавали, а потому часть нюансов была утрачена. Стоило черненое серебро достаточно дорого, поэтому позволить себе такие изделия могли только обеспеченные люди. Суть чернения заключалась в покрытии чистого металла чернью. Изделие становилось рельефным, приобретало изысканный внешний вид.

Особенности чернения

Данная технология направлена на получение на изделии необычных узоров. Разработана специальная технология, по которой получается черненое серебро в домашних условиях. Сначала ювелирное изделие гравируют либо чеканят, далее на него наносят специальный раствор, включающий оксиды свинца, меди, серебра. Поверхность изделия должна быть чистой, с нее предварительно удаляют все жировые пятна. Для расплавления раствора нагревают изделие. В результате на серебряной поверхности появляется красивый черный узор.

Преимущества черненого серебра

Подобные изделия имеют многочисленные преимущества. Подобный материал не нуждается в дополнительной чистке, сохраняет свой эстетичный внешний вид. Существуют у подобного сплава и определенные ограничения. Кипячение с содой, например, вызывает удаление чернения. Посуда, созданная по такой технологии, долгое время применялась для хранения ценных вещей, амулетов, эликсиров. Бактерицидные свойства черненого серебра в древности считали проявлением волшебства. Люди искренне верили в то, что черненое серебро оберегает от неудач и нечистой силы.

Оксидирование металла

В настоящее время с помощью оксидирования изготавливают множество изделий, похожих на натуральное чернение. Сегодня сложно купить настоящее черненое серебро. Украшения, предлагаемые на прилавках ювелирных магазинов, по большей части созданы путем покрытия серебряного изделия тонкой оксидной пленкой. Со временем она стирается, и украшение теряет свой блеск. Настоящие серьги из черненого серебра имеют достаточно высокую цену. При стоимости 1 грамма обычного серебра 30-40 рублей цена за 1 грамм чернения возрастает в 10 раз. Высокую стоимость такие украшения имеют из-за ручного труда, индивидуальной работы мастера.

При выборе изделия из черненого серебра нужно внимательно осмотреть украшение, проверить наличие и качество клейма, а также познакомиться с сопроводительными документами на изделие. На Руси существовало поверье, согласно которому, серебряная посуда с чернением оберегает семейный быт, владельца дома. Если предметы обихода терялись, хозяина дома и его обитателей ожидало большое несчастье. Черненое серебро использовали для изготовления монет, колец, сережек, браслетов, амулетов.

В настоящее время ювелиры стараются сочетать серебро в ювелирных изделиях с полудрагоценными либо драгоценными камнями. В качестве таких «добавок» применяют натуральные изумруды, рубины, гранаты, жемчуг. Если золото добавляет человеку возраст, то серебро, напротив, омолаживает. Его могут носить женщины любого возраста. Украшения с драгоценными вставками подойдут для торжественных случаев: приемов, презентаций. Для повседневной носки можно подобрать изделия из черненого серебра, не имеющие вставок.

Именники

Именники обычно имели форму прямоугольной площадки, на которой размещалось краткое буквенное (иногда в сочетании с цифрами) обозначение наименования предприятия с добавлением справа последней цифры года выпуска данного изделия (1959 г. условно обозначается цифрой 9; 1960 г. — цифрой 0 и т. д.). Цифра, обозначающая год выпуска изделия, включалась в общую рамку знака-именника. Исключением из этого правила являлась форма именника артели «Художник» Дагестанской АССР (аул Кубачи), которая проставляла на своих изделиях значок в виде изображения цветка лотоса, в центре которого были проставлены буквы «АХ» (артель «Художник») и последняя цифра года выпуска изделия.

Наименования основных предприятий и именники:

Московская ювелирная фабрика - МЮФ

Московская ювелирно-алмазная фабрика «Русские самоцветы» -

Артель «Московский ювелир» - АМЮ

Завод металлоизделий № 1 (Москва) - М1

Артель «Синьковский ювелир» (Московская область) - С

Ленинградская ювелирно-часовая фабрика - ЛЮ

Ленинградская ювелирная фабрика - ЛФ

Ленинградский завод № 2 «Русские самоцветы» - РС

Артель «Красносельский ювелир» (Костромская область) - КЮ

Артель «По заветам Ильича»» (Костромская область) - ПИ

Промколхоз «Искра Октября» (Костромская область) - ИО

Промколхоз «Красный прибой» (Костромская область) - ЗКП

Промколхоз «Советская Россия» (Костромская область) - СР

Артель «Красная Пресня» (Ивановская область) - КП

Артель «Северная чернь» (Великий Устюг) - СЧ

Артель «Художник» (Дагестанская АССР) - АХ

Свердловская ювелирно-гранитная фабрика - СЮ

Свердловский завод № 10 «Русские самоцветы» - ЗРС

Каслинский завод (Челябинская область) - КАСЛИ

Киевская ювелирная фабрика - КЮ

Харьковская ювелирная фабрика - ХЮ

Львовская ювелирная фабрика - ЛВ

Одесская ювелирная фабрика - ОЮ

Тбилисская ювелирная фабрика - ТЮ

Ереванская ювелирная фабрика - ЕЮ

Бакинская ювелирная фабрика - БЮ

Таллинский ювелирный завод - ТП

Рижская ювелирная фабрика - РЮ

В том случае, если ювелирное изделие не новое , а поступило в продажу после фабричной реставрации, предприятие, реставрировавшее данное изделие, рядом со своим именником проставлялся на изделии знак Р .

На ювелирных изделиях, изготовленных из недрагоценных металлов, предприятием-изготовителем проставлялся, кроме того, знак — металл , мет или м .

Клейма

Клейма проставлялись на ювелирных изделиях, отвечавших одной из указанных в СССР проб. Проба показывала содержание драгоценного металла в тысяче весовых единиц лигатурного сплава, из которого изготовлено данное изделие.

В СССР были установлены следующие пробы:

для платиновых ювелирных изделий 950°;

для палладиевых ювелирных изделий 500° и 850°;

для золотых ювелирных изделий 375°, 500°, 583°, 750° и 958°;

для серебряных ювелирных изделий 750°, 800°, 875°, 916° и 960°.

Некоторые ювелирные изделия не подлежали обязательному клеймению в инспекциях пробирного надзора.

Это — изделия, имевшие историческое или археологическое значение, большую художественную ценность, или такие изделия, в которых драгоценные металлы играют лишь декоративную роль в виде насечки, позолоты или серебрения. Для клеймения ювелирных изделий применялись основные (А, Б, В) и дополнительные (Д, Е, 3) клейма установленного образца. Основные пробирные клейма имеют самостоятельное значение. Наличие основного клейма свидетельствовало о том, что данное изделие удовлетворяло требованиям Положения о пробирном надзоре. Дополнительные пробирные клейма самостоятельного значения не имели и при клеймении ювелирных изделий применялись только в сочетании с одним из основных пробирных клейм.

Основные пробирные клейма СССР

Основное пробирное клеймо литер А (изображение 1) является знаком удостоверения, содержит эмблему — серп и молот на фоне пятиконечной звезды, заключенной в окружность. Знак удостоверения ставился на всех изделиях из драгоценных металлов в сочетании с клеймом, определяющим пробу.

Основное клеймо литер Б (изображение 2) применялось для клеймения золотых и платиновых новых и реставрированных изделий отечественного и зарубежного производства. Имеет форму лопатки. Состоит из знака удостоверения и одной из установленных проб (375, 500, 583, 750 и 958) для золота или для платины (950).

Основное клеймо литер Б (изображение 3) для клеймения изделий из серебра состоит из знака удостоверения и одной из установленных для серебра проб (750, 800, 875, 916, 960), имеет бочковидную форму.

Основное клеймо литер В (изображение 4) для клеймения палладиевых изделий состоит из знака удостоверения и одной из установленных проб (500 и 850), имеет подковообразную конфигурацию.

Основное клеймо литер В (изображение 5) для клеймения золотых, серебряных, платиновых и палладиевых изделий и часов на привешенных к ним отдельных пломбах состоит из двух отдельных частей: знака удостоверения (изображение 1) и круглого знака с цифрами одной из установленных проб (изображение 5).

Дополнительно пробирное клеймо литер Д (изображения 6 и 6а) применялось для клеймения разъёмных и легко отделяемых второстепенных и дополнительных деталей золотых, серебряных, платиновых и палладиевых изделий, имеет форму прямоугольника с усечёнными углами.

Клеймо литер Е (изображение 7) для клеймения золотых, серебряных, платиновых и палладиевых изделий, не соответствующих установленной пробе больше пределов допустимого отклонения, и для изделий, оказавшихся в результате реставрации ниже низшей установленной пробы, имеет форму прямоугольника с усечёнными углами и буквами «НП» (не соответствует пробе) внутри; налагается на изделия в сочетании со знаком удостоверения (изображение 1).

Высокохудожественные изделия, изделия с эмалью, пустотелые и другие, на которые не представлялось возможным непосредственно нанести оттиск клейма, клеймились клеймом литер В на привешенных пломбах. Ювелирные изделия, на основной части которых невозможно было проставить клеймо литер Б , клеймились клеймом литер А и литер Д соответствующей пробы. Ювелирные изделия, состоящие из двух тождественных частей (портсигары, запонки, серьги и т. п.) клеймились на обеих частях клеймом литер Б . Второстепенные и дополнительные части ювелирных изделий из драгоценных металлов (в том случае, если они являлись разъёмными и легко отделимыми, неспаянными с основной частью изделия) клеймились клеймом литер Д , за исключением тех случаев, когда нанесение на них клейма из-за их малых размеров, скрытого расположения или сложной конфигурации практически не представляется возможным.

На комбинированных ювелирных изделиях, в которых отдельные части были изготовлены из различных металлов или из металла разных проб, проставлялись два клейма: на основной части — клеймо литер Б , а на второстепенных и дополнительных частяхклеймо литер Д соответствующего металла и пробы. В тех случаях, когда из-за сложной конфигурации или малых размеров изделия это не представлялось возможным, дополнительное клеймо литер Д проставлялось на основной части изделия рядом с клеймом литер Б . Наличие на ювелирном изделии клейм литер А и Е с буквами «НП» свидетельствовало о том, что данные изделия выходят за пределы узаконенной пробы и допускаемых к ней отклонений и рассматривались как изделия неполноценные . Такие изделия продаже не подлежали и должны были возвращаться выпустившему их предприятию наравне с бракованными изделиями.

Кроме контрольных знаков в виде именника и клейма, качество выпущенного в продажу ювелирного изделия определялось также и , предусматривавшими все принципиально новые показатели, обусловливавшие качество определённой группы ювелирных изделий, сходных по назначению, технологии изготовления и основному сырью, из которого они выполнены. Качество личных украшений с пятидесятых годов определялось РТУ 636—58 Госплана РСФСР; показатели других видов ювелирных изделий (предметов сервировки стола, курительных и туалетных приборов, изделий, предназначенных для рукоделия, для украшения интерьера и др.) обусловливалось ведомственными ТУ, утверждавшимися соответствующими министерствами и ведомствами, в систему которых входило предприятие, выпускавшее эти изделия.

Все ювелирные изделия выпускались только 1-м сотом; допускается выпуск 2-м сортом некоторых изделий из янтаря и цветных металлов, что оговаривалось в специальной технологической документации.

ТУ на юверирныеизделия являлись групповыми и не исчерпывали всех данных, касавшихся каждого конкретного изделия, входившего в эту группу, поэтому в дополнение к ТУ на каждое отдельное ювелирное изделие составлялось индивидуальное техническое описание — паспорт, в котором фиксировались показатели, характеризовавшие конкретное изделие. В паспорте указывалось: наименование и ведомственная принадлежность предприятия, выпускавшего данное изделие, наименование самого изделия и присвоенный ему фабричный шифр, автор и исполнитель образца, сырьё, из которого было изготовлено ювелирное изделие, его вес, габаритные размеры, краткое описание, вид отделки, количество и характеристика декоративных вставок и т. п. Буквенно-цифровой фабричный шифр представлял собой краткое (шифрованное) обозначение основных выходных данных изделия. Буквами в шифре обозначались основной материал и наименование изделия но группе, цифры указывают порядковый номер изделий в данной группе по мере их создания.

Наименование материала и буквенное обозначение (шифр) основных материалов для изготовления ювелирных изделий

Платина - П

Палладий - ПД

Золото - 3

Серебро - С

Томпак - Т

Мельхиор - М

Латунь - Л

Алюминий - А

Платина с золотом - ПЗ

В случае, если начальные буквы наименований различных изделий совпадали, то в шифр каждой последующей группы изделий вносили добавочные согласные буквы, входящие в наименование шифруемого изделия и неиспользованные в шифрах предыдущих изделий данной группы. Среди ювелирных изделий, наименования которых начиналось на одну и ту же букву, однобуквенные шифры присваивались тем, которые относились к наиболее распространённому, массовому ассортименту. Шифры, присваивавшиеся ювелирным изделиям рядом фабрик, имели некоторые отличительные особенности.

Наименования и буквенные обозначения ювелирных изделий (шифр)

Браслеты Б , БР ; Броши БР , БШ , Б ; Вазы В ; Вилки ВЛ ; Графины Г ; Зажимы 3 ; Запонки ЗП ; Значки ЗН ; Колье КЛ ; Кольца К ; Кубки КБ ; Кулоны КН ; Ложки Л ; Лопатки для пирожных ЛП ; Медальоны М ; Наперстки Н ; Ножи-листорезы НЛ ; Ножи НЖ ; Ожерелья О ; Пепельницы П , ПП ; Подстаканники ПД ; Подставки под яйцо ПЯ ; Портсигары ПР ; Пудреницы ПДН ; Розетки Р ; Рюмки РМ ; Сахарницы СХ ; Серьги С ; Солонки СЛ ; Стопки СТ ; Цепочки Ц ; Чашки Ч ; Чайники ЧН ; Щипцы для сахара Щ .

Паспорт сопровождался фотоснимком изделия и как основной контрольный документ хранился (по одному экземпляру) в делах предприятия-изготовителя, оптовой торговой базы — заказчика и центрального ведомства, в систему которого входило предприятие, выпустившее данное изделие. В ОТК предприятия-изготовителя и на оптовой торговой базе (в ассортиментном кабинете или в комнате образцов) постоянно хранилось по одному экземпляру контрольных образцов (эталонов) данных изделий. К эталонам под пломбой подвешивались ярлыки, на которых проставлялись: наименование предприятия-изготовителя, наименование изделия, фабричный шифр, металл, вес, дата и место утверждения образца, цена и прейскурантный артикул. Цена и артикул вносились также в паспорт. При установлении цены изделию присваивался соответствующий товарный артикул — номер, под которым оно вносилось в прейскурант цен. В связи с постоянным обновлением и снятием с производства изделий устаревших фасонов при каждом издании нового прейскуранта происходила некоторая передвижка артикулов. Артикулы, под которыми находились в прейскуранте изделия, снимаемые с производства, присваивались вновь выпускаемым изделиям.

Артикул представлял собой четырёхзначное число, первые две цифры которого обозначали группу изделий, следующие цифры — порядковый номер изделия по каждой группе.

Индексы по группам изделий следующие: из золота — браслеты 01, броши 02, булавки 03, зуботехническая продукция 04, запонки 05, кольца 06, кулоны и колье 07, медальоны 08, серьги 09, портсигары 10, цепочки 11; изделия с гранатовыми камнями 12, филигранные 13, сусальное золото 14, разные изделия 16; бусы из коралла 15; изделия из серебра весовые 25, штучные 28, браслеты 30, булавки для шляп 31, броши 32, запонки 33, кольца 34, кулоны и колье 35, медальоны 36, мундштуки 37, напёрстки 38, пудреницы 40, портсигары 41, серьги 43, цепочки 44, разные 45, изделия из янтаря 50; ювелирная металлическая галантерея из латуни и томпака — браслеты 51, броши 52, булавки 53, запонки 55, зажимы 56, серьги 57, кулоны 58, медальоны 59, пудреницы 60, разные 61; галантерея из мельхиора — браслеты 73, броши 74, пряжки 75, запонки 76, кольца 77, колье 78, серьги 79, расчёски 80; из алюминия 81; изделия из мельхиора — ложки 62, вилки 63, ножи 64, лопатки 65, сухарницы, конфетницы, стопки 66, портсигары 67, изделия из нейзильбера 70, изделия из томпака 71—72, футляры 69.

С введением в действие нового прейскуранта находившиеся в торговой сети ювелирные изделия подлежали перемаркировке с указанием новых артикулов. Изделия, не вошедшие в новый прейскурант, допродавались по установленным на них розничным ценам с прибавлением к артикулу буквы «С» (снятые с производства).

Поступление ювелирных изделий в розничную торговую сеть происходил по следующим каналам: предприятие — центральная или межобластная оптовая торговая база — межобластная или городская торговая контора — магазин; в некоторых случаях предприятие-магазин. Поступление в республиканские центральные оптовые базы золотых ювелирных изделий массовых и индивидуальных выпусков регулировалось Госпланом СССР. Новые образцы изделий (первая их партия), освоенные предприятиями и утверждённые во всех инстанциях, с целью выявления на них спроса потребителей направлялись в торговую сеть небольшими посылками с пометкой «Новинки».

Продажа ювелирных изделий обычно сосредоточивалась в секциях: весовое серебро, галантерея и золотые изделия. Весовое серебро так же, как золотые изделия, продавалось по весу, по ценам, установленным за 1 г в зависимости от той или иной художественной обработки. Для этой цели в магазине имелись специальные технические весы 1-го класса точности. Галантерея продавалась поштучно. Некоторые ценные ювелирные изделия продавались в футлярах, которые обычно представляли собой коробочки различных форм со специальным гнездом для соответствующего изделия, обтянутые снаружи кожей или её заменителями, а внутри устланные шёлком или бархатом. Для более дешёвых изделий применялись футляры, оклеенные ледерином, с шёлковой, полубархатной или сатиновой обивкой внутри. Ещё более дешёвые изделия продавались в целлофановых пакетиках или картонных коробочках, оклеенных глянцевой или матовой цветной бумагой.

Росювелирторг имел специальную «Комнату образцов», где специалисты, связанные с ювелирным искусством, производство и торговлей, имели возможность знакомиться с современными ювелирными изделиями отечественного и иностранного производства.

Структура пробирного клейма

Структура пробирного клейма, установленная с 1994 года в России для изделий из драгоценных металлов.

Для того чтобы предохранить серебряные изделия от почернения и придать им больший блеск, украшения покрывают тонким слоем родия – металла из группы платины. Он тоже относится к драгоценным и стоит даже намного дороже золота (более 700 $ за унцию). Но этот металл хрупкий и практически не поддается обработке, поэтому сам по себе не годится для поделок.

А вот гальваническое покрытие родием значительно улучшает как внешний вид, так и качество изделий.

Кстати, металл называется родий и никакого отношения к радиоактивному элементу радию он не имеет. Поэтому часто встречающееся словосочетание «радированное серебро» является банальной грамматической ошибкой.

Несмотря на то что в мире ювелирных украшений все более популярным становится именно родированное серебро, отзывы о нем разные и не всегда положительные. Это связано с недостатками украшений с таким покрытием.

  1. Внешний вид серебряных изделий, покрытых родием, все же несколько отличается, например, слишком блестящей и более белой поверхностью. Это не всегда нравится поклонникам серебра.
  2. От длительной носки слой родия может стираться, а при недостаточно аккуратном обращении появляются щербины и сколы.
  3. Если украшение из родированного серебра повреждено, то ни пайка, ни склейка не помогут. Придется обращаться в специализированную мастерскую.
  4. Такие украшения стоят дороже просто серебряных.

Если же все это вас не смущает, пригодятся рекомендации по уходу за такими украшениями.

Что делать, если родированное серебро темнеет

Хоть метод покрытия родием предназначен в первую очередь для предохранения серебряных изделий от почернения, случается, темнеют и такие украшения. Причины этого могут быть разные:

Простое загрязнение от соприкосновения изделия с сальными железами кожи и попадания пыли;

Воздействие пота;

Частое попадание на украшение спиртосодержащих жидкостей: лосьонов, дезодорантов, духов;

Воздействие бытовой химии, особенно содержащей аммиак.

Чтобы избежать потемнения родированного серебра, рекомендуется снимать изделия во время занятий спортом, мытья посуды и уборки квартиры. А духи и дезодорант наносить до того, как будут надеты серебряная цепочка, колье или серьги.

Если украшения из серебра с покрытием родием загрязнились и утратили блеск, то их не стоит чистить мелом, зубным порошком и тем более протирать спиртом. Достаточно просто промыть ювелирное изделие под струей воды и протереть его мягкой тряпочкой.

Соблюдение этих нехитрых правил способно продлить жизнь изделий из родированного серебра, так они долго будут радовать вас изысканной красотой и блеском.

Проба – специальный знак, которым маркируют все благородные металлы. К благородным металлам относятся: золото, серебро, платина. Цифровой показатель определяет процентное соотношение содержания материала в изделие. 925 проба стандартное обозначение серебра . Наличие штампа гарантирует определенное содержание металла в образце и подтверждается государственной инспекцией.

Системы маркировок металлов

Различают несколько систем клеймения: метрическую, каратную, золотниковую, лотовую. В Российской Федерации и странах СНГ применяют метрическую систему. В европейских странах применяют метрическую систему, а в США и Канаде каратную. Метрические показатели для золотых украшений построены так, чтобы четко соответствовать значениям каратной системы. Например, 750 клеймо соответствует золоту 18-ти карат. Ряд каратных показателей начинается с 9-ти карат и до 24-х карат. Стандартная 925 проба самая распространенная для серебряных украшений.

Поэтому, если на ювелирном предмете желтого цвета стоит число 925 идет речь именно о серебре. Покрытие может быть золотым, но само изделие серебряное. Обязательному клеймению подлежит основной компонент, а не покрытие. Цифровой показатель показывает количество материала в 1 кг сплава. Маркировка 925 на изделиях означает, что оно содержит серебра 92,5 %. Клеймение не может быть произвольным, оно должно соответствовать утвержденным государственным стандартам. Пробе 925 не соответствует ни одно значение из каратного ряда. Соответственно может присваиваться только серебряному украшению.

Ювелирные изделия не изготавливают из чистых материалов, применяют только сплавы. На каждом образце обязательно содержится номер клейма, который показывает содержание ценного материала и лигатуры. Лигатура – смесь дополнительных сплавов в образце. Лигатура обеспечивает прочность и стойкость к износу. Из чистого материала изготавливают только слитки. При приобретении слитков выдается сертификат, в котором указывают клеймо, номер и массу слитка.

Для получения белой золотой поверхности применяют покрытие родием, которое по стоимости дороже золота. Такое покрытие достаточно износостойкое и твердое, защищает от повреждений. Ювелирные предметы приобретают бело-стальной оттенок благодаря добавлению палладия или платины. Золотые украшения белого цвета состоят из золота, серебра и платины.

Для определения соответствия образца применяют проверку: пробирным камнем, пробирными реактивами, химический анализ. Маркировка образцов контролируется государством и гарантирует качество товара. Все сплавы, которые содержат в составе более 30% благородного металла, должны содержать клеймо. Кроме клейма изготовителя наносят условные обозначения. Покупайте товар только в специализированных магазинах.

Серебро, как и золото, встречается в природе в виде самородков и обладает хорошей ковкостью. Благодаря этим свойствам, оно с древних времен играет важнейшую роль в культурной, экономической и даже религиозной жизни общества.

Возраст первых , найденных на территории Ближнего Востока - более 6 тысяч лет. Символом луны этот металл был для жителей Вавилона и Ассирии. Материалом для первых в мире монет послужил сплав двух самых популярных сегодня драгоценных металлов - серебра и золота. А в Средние века «argentum» (лат.) и его соединения будоражили умы алхимиков.

Сегодня этот металл открывает безграничные возможности для фантазии ювелиров, создающих неповторимые украшения.

Серебро в природе

Являясь перед восхищенным взором человека в самородном виде, серебро достигало поистине огромных размеров. Так, германское месторождение Шнеберг (Рудные горы) еще в 1477 году подарило миру серебряный самородок весом в 20 тонн. Пожалуй, за всю историю разработки этого благородного металла перекрыть рекорд удалось лишь канадцам, которые уже в ХХ веке нашли в провинции Онтарио самородок, получивший название «серебряный тротуар». Гигант, имевший 30 м длины и погруженный в землю на 18 м, при переплавке также дал 20 т - но уже чистого серебра.

К сожалению, большая, чем у золота, химическая активность, позволяет человеку сталкиваться с серебром чаще в виде разнообразных соединений. Оно сосредоточено в составе более 50 известных минералов, содержащих селен, серу, теллур или галогены. А 75% известных на сегодняшний день запасов серебра приходятся на долю комплексных серебросодержащих месторождений, где серебро - лишь попутный компонент в составе иных руд.

На сегодняшний день запасы серебра в мире оцениваются в 570 000 тонн. Безусловными лидерами по добыче этого металла является Перу, за которым с небольшим отрывом следуют Мексика, Китай, Чили и Австралия.


Свойства «лунного металла»

Серебро в чистом виде - металл серебристо-белой окраски, обладающий среди всех известных металлов самой высокой тепло- и (при комнатной температуре) электропроводностью. Этот металл относительно тугоплавок (плавится при 962 °C), но невероятно пластичен. Тончайшую проволоку в 2 км длиной можно получить всего из 1 г серебра. Важным критерием серебра является его свойство не окисляться под воздействием кислорода, что и позволяет отнести его к разряду благородных металлов. Однако воздействие йода и сероводорода во влажной среде приводят к потемнению серебряных изделий или образованию на их поверхности «радужной» пленки сульфида.

Серебро великолепно поддается обработке: полировке, резке, скручиванию, вытягиванию и раскатке в тончайшие пластинки. Эти свойства делают его незаменимым для изготовления ювелирных шедевров, но при этом и ограничивают срок годности мягких и нежных изделий из чистого металла. Поэтому в ювелирном деле для достижения прочности серебро используется в виде сплава с добавлением меди.

Стерлинговое серебро

Наиболее надежным, безукоризненно-белым и прочным материалом для изготовления ювелирных изделий является серебро 925 пробы, называемое также стерлинговым. Это чистое серебро с небольшим количеством меди издавна считается идеальным для изготовления посуды и большей части ювелирной продукции. Несмотря на все попытки улучшить характеристики этого сплава при помощи цинка, кремния, германия и даже платины, серебро 925 пробы не сдает лидерских позиций.


Новый век - новый стиль

Неповторимую стильность серебру 925 пробы придают особые методы обработки изделий. Например, блистательную яркость, несвойственную чистому серебру, создает тонкое покрытие из драгоценного белого родия. Родированное серебро не только привлекательно выглядит, но и обладает особой устойчивостью к коррозии и механическим повреждениям. Платиновое сияние родия и его прочность оценили такие законодатели моды, как Gucci, Tiffany и Christian Dior, избрав его для покрытия своих изделий из серебра.


Также особые декоративные и защитные свойства серебряным украшениям 925 пробы придает тонкий слой оксидированного серебра. Пройдя специальную обработку серой, серебро приобретает особое очарование и «состаренный», винтажный шарм. Благодаря специальной полировке, выпуклые части изделия сохраняют естественный серебристый цвет, рельефно выделяясь на фоне более темных вогнутых элементов.

Еще один способ придания серебру оригинальной расцветки - не выходящий из моды старинный секрет чернения серебра. Имея определенное внешнее сходство с оксидированным металлом, черненое серебро представляет собой результат совершенно особого искусства. В процессе обработки изделия покрытие из сернистого окисла серебра, свинца и меди (чернь) сплавляется при высокой температуре с гравированной поверхностью серебра, создавая изысканные узоры.


И особым благородством и изысканностью обладают изделия из так называемого матового серебра, на поверхности которого появляются микрошероховатости благодаря применению особой эмульсии.

Говоря об обработке серебра нельзя не упомянуть о золочении. Золочение (позолота) - гальваническое покрытие серебра слоем золота толщиной от долей до десятков микрон. Такое покрытие обладает большой химической стойкостью, то есть это хорошее средство защиты металла от коррозии. Гальваническое покрытие повышает твёрдость поверхности и улучшает эстетический вид, придавая украшениям благородный и дорогой вид. Также золочение придаёт большую тепло- и электропроводность, что используется в часовом производстве и в тонкой электронике.

Серебро в ювелирной моде

Благодаря своей доступности, серебро сегодня является одним из самых популярных материалов для изготовления украшений. Оно же ценится ювелирами как и металл для изготовления предметов декора, которые создают в доме утонченную аристократическую атмосферу.

Серебряные украшения удивляют своих любителей многообразием декоративных решений и дизайнерских находок. Элегантные и лаконичные классические модели на витринах ювелирных магазинов соседствуют с яркими, объемными украшениями, вдохновленными ведущими модными трендами. Универсальность серебра проявляется и в его «дружбе» с самыми разными вставками. В его обрамлении одинаково хорошо смотрятся как бесцветные фианиты, так и цветные полудрагоценные камни. Серебро раскрывает всю полноту игры света на гранях вставок.


Одна из популярных техник декорирования украшений из этого драгоценного металла - ювелирная эмаль. С ее помощью создаются разнообразные украшения, которые имеют свою индивидуальность - ведь каждое изделие расписывается исключительно вручную опытным мастером. Они несут на себе отпечаток души эмальеров, которые вкладывают в украшения все свое творчество.


Будучи универсальным материалом, серебро подходит мужчинам и женщинам любого возраста и социального статуса. Оно сочетается с золотом, эмалью, любыми полудрагоценными и драгоценными камнями, жемчугом и эмалью, кораллами и слоновой костью. Серебряные украшения подходят к любому случаю и среди многообразия серебряных ювелирных изделий можно подобрать подходящее для самых разных поводов. Кроме того, согласно древним верованиям, серебро успокаивает и исцеляет, поэтому в безумный век скоростей не стоит отказывать себе в небольшой серебряной радости.