Какая пенсия в странах снг. Граждане какой категории и каких стран смогут получить российские пенсии

После распада СССР государства, получившие независимость, начали свой самостоятельный экономический путь развития. Перспективы, на тот момент кажущиеся радужными, не в каждой стране были реализованы. Есть общие и отличающиеся моменты развития.

Расположение участников Содружества Независимых Государств

Между странами регулярно подписываются определенные договоренности. Например, в рамках СНГ существует множество соглашений, которые объединяют совместные действия по различным вопросам экономики и культуры в постсоветских странах.

Например, вопросы пенсии регулируются Соглашением, гарантирующим права граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области обеспечения пенсионными выплатами. Но на данном этапе культурного и экономического развития по уровню денежных окладов и пенсий страны СНГ имеют существенные различия, которые определяют потоки мигрантов между ними.

Уровень жизни в странах СНГ на данный момент имеет расхождения по таким показателям:

  • Денежным доходам населения (минимальная и средняя зарплата).
  • Социальному обеспечению населения.
  • Уровню безработицы.
  • Уровню преступности.
  • Экологическому состоянию.
  • Развитию культуры.
  • Политической стабильности.
  • Удовлетворенности жителей развитием своей страны.

Например, у каждой из стран, входящих в состав СНГ, существуют собственные законы, которые защищают потребителей. Первые такие законы были приняты в Республике Казахстан и Украине. С 1992 года в России действует закон «О защите прав потребителей».

Работа в странах СНГ оплачивается по-разному. Лидирует в СНГ по . Довольно хорошо и высокая . Хуже всего обстоят дела с и Таджикистане (Таблица 3).

С можете ознакомиться на нашем сайте.

Таблица 3. Размер средней зарплаты в странах СНГ, западных государствах, США

Страна Средняя зарплата Страна Средняя зарплата (долл. США)
нац. валюта долл.
Россия 36 000 р. 557 США 3800
Молдова 6000 леев 300 Канада 3100
Украина 6475 гривен 233 Великобритания 5700
Армения 221 835 драмов 458 Германия 34 000
Азербайджан 499 манатов 312 Франция 3833
Киргизия 20 000 сомов 283 Швеция 4500
Казахстан 151 000 тенге 455 Австралия 6400
Беларусь 720,7 бел. руб. 372 Норвегия 6000
Узбекистан 1,3 млн сумов 166
Таджикистан 1150–1350 сомони 115–135
Туркменистан 617 манатов 185

Регулирование пенсионных вопросов

Часто интересует, могут ли они получать пенсию на территории РФ. В этом случае обычно руководствуются законами , которые оговаривают все вопросы в данном направлении.

Пенсионное законодательство подтверждает то, что гражданам, прибывшим из СНГ и имеющим гражданство одной из его стран, должны назначаться пенсии.

Однако это происходит только в том случае, если они получили . При этом международные договоры говорят о другом. Они дают иностранным гражданам больше прав на назначение пенсии (в сравнении с законами России).

Граждане стран СНГ, согласно Соглашению 1992 года, прибывающие в РФ, имеют возможность получать пенсионные выплаты согласно рабочему стажу, приобретенному на территории СССР до 13.03.1992, или после этой даты на территории стран, участвующих в Соглашении. Рабочий стаж, полученный на территории государств, подписавших Соглашение, приравнивается к страховому стажу.

Размер пенсий в странах СНГ

На первом месте по средним размерам пенсий находятся Россия, Узбекистан и Беларусь. Граждане отдельных стран не получают даже 100 долларов. Больше всего людей, получающих пенсионные выплаты в расчете на 1000 человек, - в России, Украине и Беларуси. Возраст возможного выхода на пенсию колеблется от 55 до 63 для женщин и от 60 до 63 для мужчин (Таблица 1).

Таблица 1. Размер пенсий и количество пенсионеров в станах СНГ

Кто имеет право получать пенсию в странах СНГ?

  • Лица, достигшие определенного возраста.
  • Лица, потерявшие кормильца.
  • Инвалиды.
  • Военные, врачи, полицейские и другие категории населения по выслуге лет.
  • Граждане, которые имеют особые знаки почета за заслуги перед государством (Таблица 2).

Таблица 2. Среднемесячная пенсия в России

На начало 2019 года составил 2480 гривен (86 долл.). Осенью 2017 года была проведена пенсионная реформа, и в 2019 году запланировано очередное повышение. В апреле 2018 года на 3 % повысили социальные пенсии, которые на данный момент составляют около 158 долл.

В Азербайджане социальная пенсия выплачивается в размере 60 долл., - 45 долл., - 33 долл., в Беларуси - 112 долл.

Цены на жилье в странах СНГ в 2018-2019 году

По ценам на жилье среди стран СНГ лидируют Туркменистан и Россия. Самое дешевое жилье в Таджикистане (Таблица 4).

Таблица 4. Цены на жилье в странах СНГ и в западных странах (за 1 кв. м)

Страна В рублях В долларах США Страна В рублях В долларах США
Россия 70 225 1016 Канада 154 000 2400
Молдова 57 000 900 США 96 000 1500
Украина 44 748 711 Испания 118 000 1870
Армения 42 000 669 Швеция 254 000 4000
Азербайджан 39 000 626 Великобритания 244 000 3800
Киргизия 41 000–51 000 650–800 Германия 179 000 2858
Казахстан 63 000 1000 Франция 239 000 3800
Беларусь 68 620 1091 Австралия 262 000 4000
Узбекистан 34 000–51 000 533–800
Таджикистан 22 000–32 000 350–500
Туркменистан 95 000 1500

Самые лучшие города для жизни в странах СНГ: Алматы, Москва, Минск, Баку и Бишкек. По общим показателям величины налогов, недвижимости с высокой прибыльностью, уровня образования, стоимости медпомощи в лидеры выходит город Алматы. По уровню доходов жителей первая тройка городов - Москва, Алматы и Минск. Об читайте на нашем сайте.

Ситуация на рынке труда наиболее благоприятная в Минске. Здесь всего один процент безработных. В городе Бишкеке наиболее дешевая медицина. Здесь за прием у врача-терапевта придется заплатить около 6 долл., а, например, в Москве - около 15 долл.

Соблюдение прав потребителя в СНГ

Все страны СНГ, за исключением Республики Беларусь, решили возложить права защиты потребителей на уже существующие структурные подразделения. Только в Беларуси были созданы новые госструктуры по защите потребителей.

Примером гармоничного антимонопольного законодательства в сфере прав защиты потребителей является Украина. Хозяйственный кодекс этой страны определяет, что как государство она должна защищать права и интересы субъектов хозяйствования и потребителей.

Цены на продукты питания

Среднестатистические цены на продукты питания в странах СНГ (в переводе на курс доллара) не имеют существенной разницы (Таблица 5). Но если рассматривать их с точки зрения средней зарплаты, то ситуация получается немного другая (Таблица 3 в разделе Уровень средней зарплаты в СНГ и таблица 5).

Таблица 5. Цены продуктов питания (по курсу 2019 года)

Страна буханка хлеба десяток яиц литр молока один кг куриного мяса один кг гречневой крупы один кг сахара
долл. США
Россия 0,6 1 0,9 3,2 1,1 0,7
Молдова 0,6 1,1 0,95 3,2 1 0,9
Украина 0,5 0,9 0,9 3 1 0,75
Армения 0,6 1,1 0,9 3,1 1 0,8
Азербайджан 0,55 1 0,95 3 1 0,85
Киргизия 0,45 0,95 0,9 2,9 0,95 0,75
Казахстан 0,45 0,9 0,85 2,9 1 0,8
Беларусь 0,5 0,9 0,9 3,1 0,95 0,75
Узбекистан 0,45 0,95 0,9 3 0,95 0,75
Таджикистан 0,5 1 0,9 3,2 1 0,8
Туркменистан 0,55 0,95 0,9 3 0,95 0,75

Максимова Е.А.

Старший преподаватель кафедры гражданского права Уральского филиала Российской академии правосудия г.Челябинск, Россия

Проблемы пенсионного обеспечения граждан, прибывших в Российскую Федерацию из стран СНГ

Аннотация

Анализируются некоторые проблемы пенсионного обеспечения граждан, прибывших в Российскую Федерацию из стран СНГ, основанные на примерах судебной практики по таким делам. Проблемы и выводы, изложенные автором, могут быть использованы в совершенствовании законодательства в данной сфере.

Ключевые слова : пенсия по старости, страны СНГ, трудовой стаж, иск.

Key words : old-age-pension, CIS countries, seniority, lawsuit.

Распад СССР и возникшие геополитические в связи с этим процессы значительно затруднили жизнь людей, особенно тем, кто вынужден по тем или иным причинам переезжать из одной страны СНГ в другую. Сложности возникают во многих сферах, в том числе и в области пенсионного обеспечения и реализации прав граждан по получение пенсии по старости. Российским судам нередко приходится разрешать пенсионные споры о назначении и выплате пенсий гражданам Российской Федерации и гражданам государств – участников СНГ, постоянно проживающим в Российской Федерации.

В регулировании данного вопроса большое значение имеет Соглашение «О гарантиях прав граждан государств – участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения», заключенного 13 марта 1992 г. Правительствами Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизии, Молдавии, России, Таджикистана, Туркмении, Узбекистана и Украины(1).

В соответствии со ст. 1 этого Соглашения пенсионное обеспечение граждан государств – участников вышеуказанного Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.

При назначении пенсии гражданам, прибывшим в Россию из государств – участников Соглашения от 13.03.1992 года учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории бывшего СССР за время до 13 марта 1992 года, а также после этой даты на территории государств – участников Соглашения от 13.03.1992 года.

Исчисление пенсий производится из заработка (дохода) за периоды работы, которые засчитываются в трудовой стаж. При этом трудовой стаж, имевший место в государствах – участниках Соглашения от 13 марта 1992 г., приравнивается к страховому стажу и стажу на соответствующих видах работ (письмо Минтруда России от 29 января 2003 г. N 203-16). Периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации.

В случае, если в государствах – участниках Соглашения от 13.03.1992 года введена собственная валюта, размер заработка (дохода) определяется путем перевода иностранной валюты в рубли по текущему курсу, установленному Центральным банком Российской Федерации на день обращения за назначением пенсии – независимо от того, за какие периоды представляется заработок для исчисления пенсии. Курс валюты публикуется в “Российской газете”. (Письмо Минсоцзащиты РФ от 31.01.1994 N 1-369-18 “О пенсионном обеспечении граждан, прибывших в РФ из государств, ранее входивших в состав СССР”)(2). При обращении за установлением пенсии после 1 января 2002 г. перевод национальной валюты осуществляется на дату конвертации пенсионных прав, то есть по курсу, установленному Центральным банком Российской Федерации на 1 января 2002 г. (период выплаты заработной платы в переходной валюте заменяется другими месяцами, непосредственно предшествующими или следующими за ним (п. 11 Распоряжения Правления ПФ РФ от 22.06.2004 N 99р “О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств – республик бывшего СССР”(3).

При этом чаще всего размер пенсии в таких случаях для граждан, обращающихся за назначением пенсии в Российской Федерации, оказывается значительно ниже, чем для граждан, работавших в Российской Федерации. Дело в том, что, рассчитывая средний размер заработной платы, подразделения Пенсионного фонда РФ переводят его суммы в российскую валюту на дату конвертации, при этом ещё учитывают деноминацию в России в 1998г. деля сумму заработка до 1998г. на 1000. В связи с этим, естественно, размер пенсии оказывается унизительно маленьким.

Так, гражданка Ткачёва Н.В. обратилась в Тракторозаводский районный суд г. Челябинска с иском к Управлению Пенсионного фонда РФ в Тракторозаводском районе г.Челябинска о включении периодов работы в страховой стаж, перерасчёте пенсии и взыскании невыплаченных сумм пенсии. Пенсионерка в своём заявлении ссылалась на то, что ответчиком был неправильно рассчитан размер заработка в период работы с 1994 г. по 1999г. в Белоруссии, так как он необоснованно применил деноминацию рубля в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 18 сентября 1997г. №1182 «О проведении мероприятий в связи с изменением нарицательной стоимости российских денежных знаков и масштаба цен»(4), поделив суммы заработка на 1000 после перевода его из белорусской валюты в российскую по состоянию на 01 января 2002г. И это при том, что по состоянию на 01.01.2002 года Центральный банк РФ установил следующий курс белорусского рубля: 1000 Белорусских рублей – 18.7985 рублей российских. Однако, суд отказал в удовлетворении исковых требований гражданки(5). Аналогичное решение принял и вышестоящий суд, оставив решение районного суда в силе.

Существуют и иные проблемы, с которыми сталкивают граждане, прибывшие из стран СНГ. Министерство социальной защиты населения Российской Федерации своим указанием от 29 октября 1992 г. N 1-91-У разъяснило, что лицам, прибывшим в Российскую Федерацию из республик, ранее входивших в состав СССР, органы социальной защиты населения производят назначение социальных выплат только в случаях их прописки на территории России или признания их в установленном порядке беженцами либо вынужденными переселенцами. Назначение социальных выплат производится при предъявлении заявителем подтверждающего соответствующий факт документа. В связи с принятием Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ “О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации”(6) реализация права на пенсионное обеспечение по нормам международных соглашений граждан, снявшихся с регистрационного учета по прежнему месту жительства, стала затруднительной, так как возникли серьезные проблемы относительно сроков назначения и получения пенсии при переезде из одного государства так называемого ближнего зарубежья в другое. Естественно, что применение пенсионного законодательства с учетом норм о гражданстве привело к существенным нарушениям пенсионных прав и к массовым обращениям за их судебной защитой(7).

Так, гражданин Казахстана, переехавший на постоянное жительство к дочери в г. Ярославль, при выезде с прежнего места жительства был снят с учета в органах социального обеспечения. В том же месяце он был зарегистрирован по месту пребывания и обратился в орган Пенсионного фонда (ПФР), где ему объяснили, что иностранные граждане имеют право на трудовую пенсию при постоянном проживании на территории Российской Федерации, а признать их таковыми можно при получении вида на жительство, который выдается лишь по истечении одного года с момента получения разрешения на временное проживание. Разрешение же, в свою очередь, может быть выдано паспортно-визовой службой по истечении шести месяцев с момента обращения. Таким образом, с учетом правил и процедуры получения вида на жительство право на пенсионное обеспечение в России возникает не ранее чем через 25 – 27 месяцев после переезда.

Пенсионер обратился в районный суд г. Ярославля с иском к отделению ПФР о признании недействительным решения об отказе в назначении ему пенсии по старости. Суд, исследовав материалы дела, счел толкование пенсионного законодательства органами ПФР неправильным(8).

Однако нередко судами принимались и прямо противоположные решения. Так, В.А. Немцев, являясь гражданином Узбекистана, в октябре 2002 г. приехал в Ульяновскую область, где приобрел в собственность квартиру, зарегистрированную на имя жены, оформил регистрацию в данной квартире. Районный суд своим решением от 29 января 2003 г. обязал УПФР назначить ему пенсию с 26 ноября 2002 г. Определением Судебной коллегии по гражданским делам Ульяновского областного суда это решение было оставлено без изменения. По надзорной жалобе ответчика дело было истребовано в Верховный Суд Российской Федерации, который Определением от 4 октября 2005 г. передал его для рассмотрения по существу в Президиум Ульяновского областного суда на предмет отмены состоявшихся судебных постановлений. При этом Верховным Судом было отмечено, что на момент рассмотрения дела истец имел статус временно пребывающего в Российской Федерации, поэтому вывод суда о том, что он в соответствии с законодательством приобрел право на пенсию, являлся преждевременным(9).

Таким образом, по-прежнему, органы, осуществляющие пенсионное обеспечение, назначают и выплачивают пенсию и гражданам стран ближнего зарубежья лишь после получения ими вида на жительство или – в единичных случаях – при наличии решений судов, подтверждающих факт их постоянного проживания на территории России. При этом возможность обращения в суд за установлением такого факта органами ПФР не разъясняется.

При этом в ч. 3 ст. 3 Закона о трудовых пенсиях, прямо сказано, что наравне с гражданами Российской Федерации имеют право на трудовую пенсию иностранные граждане, постоянно проживающие в Российской Федерации, за исключением случаев, установленных международным договором Российской Федерации. Следовательно, приоритет отдается нормам международного договора. Ссылка на международный договор со всей очевидностью свидетельствует о том, что им может быть установлено и более льготное условие предоставления права на пенсию иностранным гражданам по сравнению с Законом, т.е. в данном случае и без факта их постоянного проживания в России.

Итак, судебная практика по пенсионным делам граждан СНГ довольно распространена и в то же время неоднозначна. Разумеется, что в суд за защитой своих пенсионных прав обращается лишь незначительная часть пенсионеров, переезжающих в Россию. Остальная же часть, как правило, мирится с низким размером пенсии либо с многомесячной невыплатой им пенсии. Становится очевидным, что законодатель должен своим волевым решением защитить права пенсионеров, приехавших их стран СНГ, урегулировав спорные вопросы в законодательстве Российской Федерации.

Литература

(1)Соглашение стран СНГ от 13.03.1992 “О гарантиях прав граждан государств – участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения”// Информационный вестник Совета глав государств и Совета глав правительств СНГ “Содружество”. – N 3. – 1992.

(2)Письмо Минсоцзащиты РФ от 31.01.1994 N 1-369-18 “О пенсионном обеспечении граждан, прибывших в РФ из государств, ранее входивших в состав СССР” // Российские вести.- N 36. – 01.03.1994.

(3)Распоряжение Правления ПФ РФ от 22.06.2004 N 99р “О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств – республик бывшего СССР”// Пенсия. – N 10. – 2004.

(4)Постановление Правительства РФ от 18.09.1997 N 1182 “О проведении мероприятий в связи с изменением нарицательной стоимости российских денежных знаков и масштаба цен” // Собрание законодательства РФ. – 22.09.1997. – N 38. – Ст. 4389.

(5)Решение Тракторозаводского районного суда г.Челябинска по делу №2-304/2010 от 16 декабря 2011г.// Архив Тракторозаводского районного суда г. Челябинска

(6)Федеральный закон от 25.07.2002 N 115-ФЗ “О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации” // Собрание законодательства РФ. – 29.07.2002. – N 30. – Ст. 3032.

(7)Азарова Е.Г. Разрешение пенсионных споров граждан государств СНГ // Комментарий судебной практики. Вып. 15 / под ред. К.Б. Ярошенко. – М.: Юридическая литература, 2010. – С. 94 – 113.

(8)Судом защищены права пенсионера, прибывшего из ближнего зарубежья // Сайт Ярославского обл. суда: http://oblsud.yar.ni/lctynz, 1 сентября 2004 г.

(9)Судебный вестник Ульяновского областного суда. 2006.

Пенсии в странах СНГ

Во всех странах СНГ, в соответствии с национальным законодательством о пенсионном обеспечении граждан, повышался минимальный размер пенсии по возрасту.

Минимальный размер пенсии (базовой пенсии) увеличился в 2010 году по сравнению с 2009 годом в Азербайджане на 13%, в Армении - на 31%, в Белоруссии - на 28%, в Казахстане - на 19%, в Киргизии - на 25%, в Молдавии - на 4%, в России - на 6%, в Таджикистане - на 33%, в Узбекистане - на 30%, на Украине - на 28%. В январе-сентябре 2011 года он еще повысился в Белоруссии на 72%, в Казахстане - на 31%, в Молдавии - на 8%, в России - на 9%, в Узбекистане - на 15%, на Украине - на 4%.

В результате индексации пенсий, повышения уровня минимальных пенсий и выплат компенсационных надбавок, а также роста заработной платы растут средние номинальные размеры назначенных пенсий. Так, номинальный размер пенсии, скорректированный на индекс потребительских цен, в 2010 году превысил уровень предыдущего года в Азербайджане, Армении, Киргизии и на Украине на 1-7%, в Казахстане и России - на 13%, в Белоруссии и Таджикистане – соответственно, на 24% и 26%. В Молдавии темп роста назначенных пенсий отставал от темпа роста потребительских цен, что привело к небольшому снижению реального размера пенсий по сравнению с предыдущим годом (на 3%).

Несмотря на постоянное повышение минимальных и средних пенсий, размер пенсии в странах СНГ остается невысоким. Чтобы сопоставить уровни среднего размера пенсий по странам СНГ, приведем их значения в пересчете на доллары США по национальным курсам валют (рис. 18). В 2000 году средний размер назначенных пенсий только в Белоруссии немного превышал 30 долларов США и был близок к нему в России. В 2011 году средний размер назначенных пенсий варьировался от 32 долларов США в Таджикистане до 257 в России.

В 2010 году средний размер пенсии был выше всего также в России - 249 долларов США в месяц (в 2005 году – 88 долларов США). В Белоруссии, в пересчете на доллары США, он составлял 195 (98), в Казахстане – 153 (76), в Азербайджане и на Украине – 141 (соответственно, 31 и 81), в Армении и Молдавии – менее 75 (меньше 30), в Киргизии и Таджикистане – менее 50 долларов США (менее 16 долларов США в 2005 году).

Начиная с 2009 года, Белоруссия стала отставать от России по среднему размеру назначенных пенсий в пересчете на доллары США, а в 2011 году наблюдалось довольно резкое его сокращение. Отставание Украины от России сформировалось в год финансово-экономического кризиса 2008 года и только усиливалось в последующие годы из-за более медленного роста среднего размера пенсий на Украине.

Быстрый рост среднего размера пенсий отмечался в Казахстане, Азербайджане и особенно в Киргизии в 2011 году. В Армении, Молдавии и Таджикистане темпы прироста среднего размера пенсии были более умеренными.

Рисунок 18. Средний размер назначенной пенсии по странам СНГ за декабрь соответствующих лет, 2000-2010 годы, долларов США

Источник http://www.cisstat.com/ ; Содружество Независимых Государств в 2011 году. / Статистический ежегодник. М., 2012. С. 132.

Действующим законодательством большинства стран СНГ в качестве минимальных социальных нормативов, гарантированных государством, приняты минимальная пенсия и прожиточный минимум пенсионера.

Величина прожиточного минимума представляет собой стоимостную оценку нормативной потребительской корзины, а также расходы на налоги и обязательные платежи. Нормативная потребительская корзина включает в себя минимальный набор продуктов питания, необходимых для сохранения здоровья человека и поддержания его жизнедеятельности, непродовольственных товаров и услуг; разрабатывается для основных социально-демографических групп населения и утверждается законодательно.

Минимальная пенсия по возрасту превышала размер прожиточного минимума пенсионера в 2010 году в Белоруссии на 22%, в Казахстане - на 43%, базовая пенсия в Азербайджане - на 25%. Значительно ниже прожиточного минимума был размер минимальной пенсии по возрасту в Молдавии (на 49%), а, также средний размер базовой пенсии в Киргизии (в 3,5 раза) и России (на 42%).

Средний размер назначенных пенсий превышал величину прожиточного минимума пенсионера в Азербайджане на 66%, в Белоруссии - в 2,2 раза, в Казахстане - на 75%, в России - на 62%, на Украине - на 53%. В Киргизии и Молдавии средняя пенсия была ниже уровня прожиточного минимума пенсионера на 32% и 30%, соответственно.

В 2011 году соотношение среднего размера назначенных пенсий и прожиточного минимума для населения в целом улучшилось в Белоруссии, Азербайджане, России, Молдавии и на Украине (рис. 19).

Средний размер пенсии по отношению к средней заработной плате составлял от четверти до трети в большинстве стран СНГ и только в Киргизии, Белоруссии и на Украине – около половины.

Рисунок 19. Средний размер назначенной пенсии к средней заработной плате и прожиточному минимуму по странам СНГ, 2010 и 2011 годы, %

Источник : Межгосударственный статистический комитет СНГ – http://www.cisstat.com/ ; Содружество Независимых Государств в 2011 году. / Статистический ежегодник. М., 2012. С. 129-132.

Для сравнения отметим, что, например, в Норвегии, Словакии, Финляндии, Польше, Швейцарии, Швеции коэффициент замещения дохода (отношение пенсии к доходу работающего предпенсионного возраста) превышал 50%; в Индии, Италии - 60%; Австрии, Бразилии, Венгрии, Греции, Дании, Исландии, Испании, Китае, Нидерландах - 70% (рис. 20).

Низкие нетто-коэффициенты замещения (по отношению к средней заработной плате после уплаты налогов) отмечаются в Ирландии (36%) и Новой Зеландии (42%), где существуют только базовые пенсионные схемы, но при этом государство предусматривает дополнительные меры по материальной поддержке пенсионеров. Так же низок нетто-коэффициент замещения в Великобритании (42%), в Соединенных Штатах (50%). В этих странах базовая пенсия составляет лишь часть дохода, и значительны дополнительные выплаты.

Рисунок 20. Коэффициенты замещения дохода в странах ОЭРС, средний размер назначенной пенсии по отношению к средней заработной плате до (брутто-коэффициент) и после уплаты налогов (нетто-коэффициент), %

Источник : Статистика СНГ / Статистический бюллетень № 11, 2011. С. 9-25 по материалам OECD "Pensions at a Glance 2011: Retirement-Income Systems in OECD and G20 Countries" (www.oecd.org).

В большинстве стран мира преобладает распределительный тип пенсионной системы, основанный на принципе солидарности поколений, когда пенсии нынешним пенсионерам формируются за счет обязательных платежей работающих граждан. Альтернативой распределительной пенсионной системе служит накопительная модель, когда часть денежных средств работающих граждан инвестируется с целью получения доходов, необходимых для выполнения обязательств по пенсионным выплатам в будущем, и размер пенсионных выплат напрямую зависит от стажа работы, размера заработка и страховых взносов будущего пенсионера.

Вместе с тем, в последние годы правительства многих стран увеличивают выплаты пожилым людям, используя государственные пенсионные резервы для смягчения последствий финансово-экономического кризиса. Появляется необходимость в диверсифицированных системах пенсионных доходов, комбинирующих государственную и частную системы, вычеты из зарплат и отложенные сбережения, и другие усилия по поддержанию достатка пожилых людей.

Источники :

Межгосударственный статистический комитет СНГ . – www.cisstat.com

Содружество Независимых Государств в 2011 году. Статистический ежегодник;

О демографической ситуации в странах Содружества в 2011 году. / Статистика СНГ. Статистический бюллетень, № 10, 2012. С. 11-39;

Социальная статистика / Статистика СНГ. Статистический бюллетень № 8, 2012. С. 113-119;

Статистическое изучение социально-демографических аспектов, связанных с постарением населения. / Статистика СНГ. Статистический бюллетень № 4, 2012. С. 67-90;

О демографической ситуации в странах Содружества / Статистика СНГ. Статистический бюллетень № 12, 2011. С. 39-63;

Двадцать лет Содружеству Независимых Государств. / Статистика СНГ. Статистический бюллетень № 12, 2011. С. 9-22;

О пенсионном обеспечении в странах Содружества / Статистика СНГ. Статистический бюллетень № 11, 2011. С. 9-25.

United Nations, Department of Economic and Social Affairs, Population Division .

Population Ageing an Development 2012 / Wallchart - http://www.un.org/esa/population/publications/
2012PopAgeingDev_Chart/2012AgeingWallchart.html

United Nations, Department of Economic and Social Affairs, Population Division (2011). World Population Prospects: The 2010 Revision, CD-ROM Edition. –

В Молдове ежемесячный доход пенсионера составляет 63,8 USD, в Украине – 66,4 USD, в Армении – 83,5 USD, в Азербайджане – 108,5 USD, в Кыргызстане – 110 USD, в Казахстане – 137,2 USD, в Беларуси – 151,6 USD, в Узбекистане – 152,9 USD. В то же время в Таджикистане отмечается минимальное количество пенсионеров на 1000 человек населения – 74. В этом списке на первых позициях Россия (294 пенсионера / 1000 жителей), Беларусь (276/1000) и Украина (268/1000). В Молдове соотношение равно 196/1000, в Армении – 157/1000, Казахстане – 155/1000, в Азербайджане – 135/1000, в Кыргызстане – 123/1000, в Узбекистане – 104 пенсионера на 1000 населения.

2017. сравнение пенсии снг

Также возраст выхода на заслуженный отдых в РФ хотят повысить, причем значительно. Планируется раз в 6 месяцев на полгода повышать имеющиеся ограничения.

И довести пенсионный возраст женщин до 60 лет, а мужчин — до 63. Реализовать задумку хотят к 2020-2021 годам. Многие негативно высказываются относительно данных изменений.


Инфо

Ведь некоторые пенсионеры с учетом средней продолжительности жизни в стране так и не увидят своих накоплений. Либо получать будут их не слишком долго. Именно поэтому в России предложили постепенно повышать пенсионный возраст.


Также в РФ действует накопительная система формирования пенсий. В 2017 году накопительные части выплат «заморозят» до 2019 года.

Внимание

Данная мера является вынужденной — чтобы выйти из кризиса. Таблица Теперь понятно, во сколько положен выход на пенсию в разных странах.


Таблица, приведенная ниже, покажет наглядно разницу между некоторыми государствами.

Размер пенсии в разных странах

  • Латвия и Литва

Немного отдельно от стран СНГ стоят страны Балтии. Их пенсии больше приближены к европейским. Исчисление происходит по трехуровневой системе – накопительной, распределительной и частными пенсионными фондами.
Экономический кризис и дефицит рабочей силы не мог не повлиять на пенсионную систему. Правительства стран планируют поднять пенсионный возраст. На сегодня средняя пенсия в Латвии составляет около 335 долларов (18982,51 руб.), сумма литовской пенсии - 245 долларов (13882,73 руб.).

  • Эстония

Средняя пенсия по стране составляет 255 долларов (14449,37 руб.). Показатель чуть выше литовского.

  • Финляндия

Средняя пенсия в стране составляет 58% от заработной платы.

В среднем – это около 1982 долларов (112317,51 руб.). Пенсионный фонд страны не устанавливает максимума выплат, сколько заработал гражданин, все начисляется.

Какие пенсии в странах снг

Но здесь главным препятствием на пути к созданию нормальной европейской пенсионной системы стоит все тот же «советский менталитет»: население не готово ни морально и материально взять ответственность за свою будущую пенсию. Гораздо проще ждать от государства очередного повышения и возмущаться, почему пенсионеры из европейских и других стран мира получают пенсию гораздо большую, чем их российские коллеги.
Страны мира Средняя пенсия, долл.

Пенсии в других странах

То есть Россия будет отвечать только за стаж, который гражданин приобрел на её территории, а Беларусь за стаж, приобретённый у неё. Периоды работы после 13.03.1992 года, имевшие место на территории третьих государств, не засчитываются ни в страховой, ни в общий трудовой стаж.
Как осуществляется пенсионное обеспечение граждан прибывших из Казахстана Так как Республика Казахстан не заключила двустороннего соглашения с Российской Федерацией о пенсионном обеспечении и взаимозачете страховых взносов, пенсия гражданам, прибывающим в Россию из Казахстана на ПМЖ, устанавливается с учетом российского законодательства и Соглашения между странами СНГ от 13.03.1992 года.При назначении пенсии будет учитываться только стаж работы в Казахстане за период до 2002 года, в том числе и советский период. При этом период работы в СССР будет подвергнут валоризации (размер пенсионного капитала увеличится на 10%).

Средняя пенсия в 2017 году в россии и других странах мира

Страна Возраст выхода на пенсию у женщин Выход на пенсию у мужчин Австрия 60 65 Армения 63 63 Бельгия 65 65 Германия 67 67 Грузия 60 65 Украина 55 60 Россия 55 60 Япония 70 70 Данный список можно продолжать бесконечно долго. Главное, что пенсионный возраст планируют повышать. Никто не знает, сколько точно он составит через несколько лет в той или иной местности. Пенсионный возраст в разных странах мира — величина непостоянная.

О пенсии

Но в условиях современности сделать это весьма проблематично. В 2015-2016 годах пенсионный возраст в разных странах мира начал повышаться.

Или в государствах стали активно обсуждать данные изменения. Мировой кризис дает о себе знать — работать, если исключить пенсионеров, практически некому. Имеющихся денежных средств в казне у каждой страны не хватает на все расходы. Поэтому ради ее пополнения приходится заставлять население трудиться дольше. Значит, выход на пенсию в разных странах мира (таблица будет представлена) — величина непостоянная. О данных особенностях рекомендуется узнавать постоянно. Может быть, в том или ином государстве произошли пенсионные реформы! Также в некоторых странах говорят не только об увеличении пенсионного возраста, но и об уравнивании данного показателя среди мужчин и женщин.

Социальный фактор

В Турции мужчины выходят на заслуженный отдых точно также, как и в ранее перечисленных странах, а вот женщины должны трудиться до 56 лет. Во Франции все получают пенсию с 60. Указанные страны — это непревзойденные лидеры по выходу на заслуженный отдых. Только это вовсе не значит, что уровень жизни пенсионеров у тех, кто может не работать раньше, лучше или хуже. Все зависит от правил, которые действуют в отношении формирования пенсионных накоплений. Лидеры по пенсиям Теперь понятен возраст выхода на пенсию в разных странах (таблица будет приведена далее). Но влияет ли это как-то на получаемые денежные средства? На самом деле, не очень.

В основном все зависит от благосостояния страны. Везде уровень пенсий разный. Многие вообще стараются откладывать деньги на старость, чтобы не зависеть от государства.

Сейчас довольно высокие пенсионные выплаты во Франции получают граждане.
Россия, Узбекистан и Беларусь лидируют среди стран СНГ по среднему размеру пенсии в долларовом исчислении. В четырех странах из 10 пенсии не дотягивают даже до 100 USD. Тяжелее всех приходится пенсионерам в Таджикистане, получающим от государства 34 USD ежемесячно. Новые сравнительные данные статистики по пенсионному обеспечению опубликованы 22.12.2017 г., но приводятся и обобщаются здесь данные по итогам 2016 г. Средний размер пенсии исчисляется как отношение общей суммы назначенных месячных пенсий всем пенсионерам, состоящим на учете в органах социальной защиты, к их численности. В странах СНГ размеры назначенных государствами пенсий варьируется в пределах от 34,6 USD в Таджикистане до 204,9 USD в России.

Размер пенсии по старости в 2017 странах снг

Обязательное условие для назначения пенсии иностранным гражданам Основополагающим условием для применения международных соглашений о гарантии прав граждан на территории России является факт постоянного проживания гражданина на российской территории, этот факт может подтверждаться:★ паспортом гражданина Российской Федерации с указанием регистрации по месту жительства;★ видом на жительство (для иностранного гражданина или лица без гражданства), с отметкой о регистрации по месту жительства;★ свидетельство о регистрации по месту пребывания. Условием постоянного проживания в России для иностранного гражданина является получения вида на жительство, которое выдается не ранее истечения шести месяцев с даты получения «Разрешения на временное проживание» на территории Российской Федерации (кроме граждан Белоруссии) со сроком действия 5 лет.


Как будет проходить увеличение пенсионного возраста С 2017 года вступил в силу законопроект, по которому, постепенно увеличивается возраст выхода на пенсию гражданским госслужащим. Прежняя планка стала повышаться на шесть месяцев каждый год. Этот процесс будет продолжаться до тех пор, пока границы, не достигнут показателей 63 и 65 соответственно. Увеличение пенсионного возраста будет продолжаться до 2032 и 2026 года. С 1 января 2018 повышение планки госслужащим произойдет во второй раз и мужчины станут иметь возраст выхода на пенсию 61 год, а женщины – 56 лет. Согласно, этого законопроекта возраст выхода на пенсию бюджетникам и военным пока не меняется. Предположительно, это произойдет вместе с представлением новой программы Правительства РФ после выборов Президента в 2018 году.

Пенсионный возраст в 2018 году в россии для мужчин и женщин

Теперь его планируют сделать в 63 года.

  • В Британии и Польше заслуженный отдых будет положен только с 67 лет.
  • В США планируется резко повысить пенсионный возраст — с 65 до 69 лет.
  • Франция собирается довести возможность выхода на пенсию до отметки в 62 года.
  • Это основные изменения, которые хотят воплотить в жизнь в мире. На самом деле, как говорят эксперты, пока что нет идеальной пенсионной системы и оптимального пенсионного возраста. Самый долгий труд Какой выход на пенсию в разных странах мира возможен? Кто работает больше всего? А точнее, дольше всех остальных? Дело все в том, что если не принимать во внимание планы стран относительно повышения пенсионного возраста, то на данный момент позже всех заслуженный отдых ждет жителей Албании.
    Здесь мужчины выходят на пенсию в 69,5 лет, а женщины — в 64,5.

Какой пенсионный возраст в разных странах мира в 2018 году

Возможность выхода на пенсию есть у жителей практически любой страны. Рано или поздно каждый завершает трудовую деятельность и получает гарантированные государством выплаты, ради которых работник трудился всю жизнь. Различные страны предусматривают разные механизмы получения.

Например, где-то пенсия до сих пор остается прерогативой государства, а где-то – полностью или практически полностью переведена во внебюджетные пенсионные фонды. Отличий много, но стоит отметить еще одно – пенсионный возраст. В различных странах мира он очень сильно отличается.


Где-то он больше, где-то меньше. Кроме того, по-разному насчитывается и трудовой стаж. Разберем более подробно это понятие, а также выясним, каков пенсионный возраст в странах мира. Что такое пенсионный возраст Пенсионный возраст – возрастная планка, после достижения которой лицо наделяется правом на получение выплат по старости – пенсий.

Пенсионный возраст в россии с 2018 года: последние новости

Анализ ситуации с пенсионным возрастом показывает, что границы выхода на пенсию в России самые низкие. Они были определены еще в советское время, когда продолжительность жизни существенно отличалось от нынешней ситуации. Сегодня граждане РФ живут на много дольше и этот показатель неуклонно приближается к значению ведущих индустриальных стран, где в свою очередь граница выхода на пенсию также выше российской: Страна Женщины Мужчины Америка 65 65 Англия 60 68 Германия 67 67 Франция 65 67 Италия 65 67 Испания 65 65 Япония 70 70 А вот так выглядит аналогичная таблица в странах СНГ и у наших ближайших соседей: Страна Женщины Мужчины Казахстан 58 63 Азербайджан 57 62 Молдова 57 62 Грузия 60 65 Литва 58,5 62,5 Венгрия 62 62 Польша 60 55 Эти таблицы показывают, что многие страны уже перешли на новый отсчет пенсионного возраста.

Возраст выхода на пенсию в 2018 году последние новости

Внимание

Если перевести в рубли пенсию, то в данном государстве человеку положено 42-43 тысячи рублей. Далее можно включить в список самых «богатых» пенсионеров Германию — 32-33 тысячи. В Японии в рублях пенсионеры в среднем получают 27 500, в США немного меньше — 24-25 тысяч.

Самые низкие пенсии Пенсионный возраст в разных странах (таблица представлена), как уже можно было заметить, не оказывает существенного влияния на выплаты. Какие страны меньше всего поддерживают людей, ушедших на заслуженный отдых? На данный момент самые низкие пенсии имеются в Китае. Здесь человеку положено около 9 500 рублей в месяц. В Латвии — 9 300.

Также среди стран, которые меньше всего денежных средств перечисляют своим гражданам в виде пенсий, числится Россия. По некоторым данным в среднем человек получает 8-9 тысяч рублей в месяц.

Возраст пенсионеров по всему миру

Правительство Бисмарка сделало и еще одну важную поправку: люди, утратившие трудоспособность до наступления соответствующего возраста, имели возможность получать выплаты досрочно. Так появилась пенсия по инвалидности. На сегодняшний день пенсионный возраст во многих странах мира составляет:

  • 65 лет у мужчин;
  • 60 лет у женщин.

Однако в отдаленной перспективе ожидается повышение его до 70 лет. Реализованы такие планы будут не ранее второй половины XXI века, хотя некоторые страны готовятся к этому уже сейчас.

Читайте также: Какие субсидии, выплаты и льготы предусмотрены для пенсионеров Каков пенсионный возраст в разных странах Пенсионный возраст в различных странах отличается, порой очень сильно. Некоторые государства уже планируют увеличить его в течение ближайших нескольких лет.

Пенсионный возраст в странах снг. справка

Инфо

Получается, что государство на протяжении всей трудовой жизни человека получает от него отчисления, чтобы всего несколько лет обеспечивать его, причем не совсем достойной пенсией. Что касается гендерных особенностей в России, то нужно учитывать, что российские женщины на протяжения жизни получают меньше мужчин, естественно отчисления в ПФ также гораздо скромнее. В результате, выйдя на пенсию, они могут рассчитывать на незначительное пенсионное обеспечение.

Пенсионная реформа также тесно связана с открытием новых рабочих мест. Чтобы обеспечить всех оставшихся на работе пенсионеров, необходимо достаточное количество рабочих мест. Да и для молодежи нужно найти работу, если старшие люди будут на несколько лет дольше занимать свои должности.

Сравнение пенсионного возраста в странах мира

Для женщин: 62.5 Словения 1 000 Для мужчин: 61 Для женщин: 63 США 1 000 Для мужчин: 65 Для женщин: 65 Испания 908 Для мужчин: 65 Для женщин: 65 Греция 586 Для мужчин: 67 Для женщин: 67 Португалия 500 Для мужчин: 65 Для женщин: 65 Чешская Республика 500 Для мужчин: 61 Для женщин: 58 Вернуться к оглавлению Таблица: страны Европы с самыми низкими пенсиями Страна Средняя пенсия (выражено в EUR) Пенсионный возраст Украина 63 Для мужчин: 60 Для женщин: 55 Болгария 125 Для мужчин: 60.8 Для женщин: 63.8 Румыния 175 Для мужчин: 63 Для женщин: 65 Литва 222 Для мужчин: 65 Для женщин: 65 Россия 188 Для мужчин: 60 Для женщин: 55 Эстония 232 Для мужчин: 65 Для женщин: 65 Латвия 304 Для мужчин: 62.9 Для женщин: 62.9 Помимо того, что пенсионный возраст в разных странах мира существенно различается, существует несколько систем, в соответствии с которыми, происходит начисление будущих платежей.

Пенсионный возраст в 2018 году в россии: последние новости на сегодня

Также возраст выхода на заслуженный отдых в РФ хотят повысить, причем значительно. Планируется раз в 6 месяцев на полгода повышать имеющиеся ограничения. И довести пенсионный возраст женщин до 60 лет, а мужчин — до 63.

Реализовать задумку хотят к 2020-2021 годам. Многие негативно высказываются относительно данных изменений. Ведь некоторые пенсионеры с учетом средней продолжительности жизни в стране так и не увидят своих накоплений. Либо получать будут их не слишком долго. Именно поэтому в России предложили постепенно повышать пенсионный возраст.

Также в РФ действует накопительная система формирования пенсий. В 2017 году накопительные части выплат «заморозят» до 2019 года. Данная мера является вынужденной — чтобы выйти из кризиса.

Таблица Теперь понятно, во сколько положен выход на пенсию в разных странах. Таблица, приведенная ниже, покажет наглядно разницу между некоторыми государствами.

Пенсионный возраст в россии с 2018 года

Пенсионный возраст в разных странах мира установлен разный. Также в каждом государстве действуют свои собственные правила выхода на заслуженный отдых. Не стоит забывать о том, что денежные средства, выплачиваемые человеку, начисляются по разным принципам. В каждой стране свои правила на этот счет. Что отличает пенсионные системы в мире от Российского начисления денежных средств в старости? На какие особенности нужно обратить внимание? В каком возрасте выходят на заслуженный отдых в той или иной местности? Ответить довольно трудно, ведь каждый год в мире в отношении пенсионеров происходят разнообразные изменения. Найти хотя бы приблизительные ответы о том, сколько составляет в среднем пенсионный возраст в разных странах мира, таблица поможет.
Пенсионный возраст в этой стране составляет 60 лет для мужчин, 50-55 – для женщин. Рассмотрим более подробно показатели для различных стран.

  • Австрия: М – 65, Ж – 60;
  • Беларусь: М – 60, Ж – 55;
  • Бельгия: 65;
  • Болгария: М – 63, Ж – 60;
  • Босния и Герцеговина: 65;
  • Венгрия: 62;
  • Германия: 65-67;
  • Грузия: М – 65, Ж – 60;
  • Дания: 65-67;
  • Исландия: 67;
  • Испания: 65;
  • Канада: 65;
  • Кипр: 65;
  • Литва: М – 62,5, Ж – 60;
  • Молдова: М – 65, Ж – 60;
  • Нидерланды: 65;
  • Норвегия: 67;
  • Португалия: 65;
  • Хорватия: М – 65, Ж – 60;
  • Чехия: М – 62, Ж – 56-60;
  • Швейцария: М – 65, Ж – 64.

Отдельно следует выделить ряд стран, в которых повышение пенсионного возраста планируется в ближайшее время.