Как защитить ребёнка от школьной травли. Отравленный класс: как быть, если ребенок стал жертвой школьной травли

Наикнулась на интересную статю о помощи подросткам. Думаю, каждой мамочке будет не лишним знать, что делать, если ее ребенок стал жертвой агрессии.Большинство школьников время от времени становятся жертвами агрессивных действий – их толкают или пинают, чтобы отнять игрушку, или они становятся жертвой оскорбления со стороны другого человека, пытающегося спасти лицо. Тем не менее существует некоторый процент детей, становящихся хроническими жертвами хулиганов и задир. Как в Европе, так и в США около 10% детей, учащихся начальной школы и подростков, становятся хроническими жертвами агрессии. Дороти Эллисон в своем романе «Хулиган из Каролины» дает описание такого издевательства. Когда Шеннон после окончания занятий садилась в школьный автобус, она шла по узкому проходу мимо дюжины улюлюкающих мальчиков и еще дюжины краснеющих и шепчущихся девочек. Пока она продвигалась по проходу, я наблюдала, как мальчики пододвигались на край сиденья, чтобы помешать ей сесть рядом, a девочки отворачивались, словно Шеннон была заразной. На сиденье перед нами Дэнни Харборо наклонился над проходом и сделал вид, будто его тошнит: «Вши ползут! Вши ползут!» крикнул кто-то, когда автобус пришел в движение, а Шеннон еще не нашла себе места.

В этом эпизоде Шеннон – жертва словесного оскорбления. Однако дети довольно часто также становятся и жертвами физического издевательства: представьте себе ребенка, которого каждый день другие дети бьют на игровой площадке.

Как вы можете представить, дети плохо переносят такие ежедневные издевательства своих сверстников. Исследования показывают, что дети, становящиеся хронической жертвой агрессии, часто уединяются и впадают в депрессию; они не любят ходить в школу; у них низкая самооценка.

Одни дети, оказавшись хроническими жертвами агрессии, слишком остро реагируют, когда их задирают, а другие ретируются и подчиняются агрессии.

Почему некоторых детей постигает печальная участь жертв? Прежде всего, чтобы ответить на эти вопросы, нужно более пристально взглянуть на детей, становящихся жертвами агрессии. Небольшой процент этих детей на деле агрессивны сами. Эти младшие дети часто чересчур остро реагируют на вызов, беспокойны и легко раздражаются. Их агрессивные сверстники вскоре понимают, что таких детей легко задеть. Группа детей может, например, оскорблять или смеяться над ними, зная, что они, вероятнее всего, затеют драку, даже если противники численно будут их превосходить.

Подавляющее большинство детей, становящихся жертвами агрессии, не отличаются сильной реакцией, они не слишком беспокойны или раздражительны. Напротив, эти жертвы, как правило, замкнуты и покорны. Они не желают или не могут защититься от агрессии своих сверстников, и поэтому их обычно называют пассивными жертвами. Когда на них нападают, они показывают очевидные признаки страдания и обычно уступают нападающим, тем самым вознаграждая агрессивное поведение.
Как дети оказываются жертвами? История семьи и стиль воспитания помогают ответить на этот вопрос. Чтобы понять влияние этих сил, нам нужно отличать жертв с повышенной реактивностью от пассивных жертв и в последней группе отличать мальчиков от девочек. Жертвы, чересчур остро реагирующие, как правило, растут во враждебной, карающей или даже жестокой семейной обстановке. Среди пассивных жертв у мальчиков, как правило, оказываются матери, которые чересчур сильно их опекают и проявляют слишком сильное эмоциональное участие в их жизни, в отличие от них девочки – пассивные жертвы – обычно имеют контролирующих и неотзывчивых матерей.

Положение жертв агрессии всегда вызывает жалость, а иногда заставляет даже ужаснуться, но и этим детям можно помочь. Их можно научить справляться с направленной на них агрессией эффективнее, а не просто бурно и остро реагировать или пассивно уступать (например, не разражайтесь гневными упреками, когда на вас нападают; не показывайте, что вы испугались, когда вам угрожают). Кроме того, может помочь повышение самооценки у этих детей. Когда на них нападают, дети с низкой самооценкой могут подумать: «Я проигравший и надо с этим примириться, потому что у меня нет выбора». Повышение самооценки детей делает их менее терпимыми к личным нападкам.

Наконец, самый легкий способ помочь жертвам – это способствовать их дружбе со сверстниками. Когда у детей есть друзья, то они редко становятся жертвами издевательств.

Когда я перешла в пятый класс в другую школу, на меня пытались нападать одноклассники, постоянно пытались задеть, обидеть. Я – человек воспитаный педагогами, мне было тяжело противостоять им. И пожаловаться я не могла. Терпела какое-то время, а потом начала просто быть морду. Помогло.

Всречались ли Вы с такими проблемами?

Травля – это психологическая травма. Необходимая информация о «детях-жертвах» и «детях-агрессорах» – в материале психолога Ксении Бурцевой.

Эмоциональное насилие

Психологическую травму в школе ребенок может получить как от физического, так и от эмоционального насилия. Эмоциональное насилие вызывает у ребенка-жертвы эмоциональное напряжение, чувства унижения и стыда, снижает самооценку. Эмоциональное насилие может быть пассивным – ребенка избегают, не приглашают играть, игнорируют, и активным – это насмешки, издевки, придумывание кличек, «обзывательства». Физическое насилие связано с применением силы, нарушением телесных границ — сюда же относятся случаи, когда отнимают или портят вещи, причиняют боль, наносят физические травмы. Эти два вида насилия часто сопутствуют друг другу.

Дети-жертвы

Важными характеристиками «жертв» являются «выученная беспомощность», «внешний локус контроля» и неразвитость «совладающего поведения». Давайте разберемся, что это такое.

Выученная беспомощность. Это состояние, когда ребенку кажется, что внешние события от него не зависят, и он ничего не может сделать, чтобы их предотвратить или изменить. Непродолжительного опыта неконтролируемости окружающего мира бывает достаточно для того, чтобы выученная беспомощность сформировалась.

Внешний локус контроля. Личная предрасположенность и склонность ребенка обвинять в своих неудачах других людей и обстоятельства, не принимая на себя никакой ответственности.

Совладающее поведение. Это способность справляться со стрессом. Оно включает в себя несколько важных элементов: определение смысла и значения ситуации для себя, способность делать выводы на будущее; настойчивость в попытках изменить ситуацию, противостоять ей; наличие надежной связи с родителями, другими родственниками, друзьями, кому можно довериться и попросить о помощи; наличие способности сохранять внутреннее равновесие, не впадать в панику; способность, несмотря на стрессовые ситуации, сохранять себя — свою самоидентичность, уверенность в себе. Отсутствие у ребенка этих элементов делает его уязвимым в любых ситуациях и формирует комплекс жертвы.

Как ребенок получает комплекс жертвы. Качества жертвы не появляются у ребенка просто так. Этому всегда способствуют семейные, детско-родительские отношения, которые формируют у ребенка черты личности, в том числе качества жертвы. Так же причиной могут быть пережитые ребенком любые травмирующие ситуации, случившиеся с ребенком не по вине семьи — например, госпитализация. Черты жертвы формируются в ситуациях, в которых ребенок чувствовал себя жертвой. И если эти черты закрепились, это всегда означает, что семья не помогла ребенку правильно прожить стресс. Известно, что при развитии пост-стрессовых состояний, проживание чувств и осознание всех аспектов травмы становится непременным условием исцеления.

Случайная жертва. В этом случае обидчик выбирает жертву, исходя из своих внутренних предпосылок. То есть сам ребенок-жертва своим поведением не влияет на выбор обидчика. Случайной жертвой может стать практически любой ребенок, но вероятность повышается у новеньких, поменявших место учебы, и у детей, имеющих какие-либо физические отличия (например, очки, рыжие волосы, худоба или избыточный вес, слишком высокий рост или слишком маленький). В начальных классах большое значение имеет отношение учителя к ученикам. В 1-3 классах фигура учителя является очень важной, и если по каким-то причинам учитель невзлюбил кого-то из детей, это отношение «подхватывается» детским коллективом. Бывает, учитель своими действиями провоцирует конфликт, противопоставляя одного ученика другим, выделяя кого-то, не отпуская на перемену или наказывая весь класс из-за одного человека. В более старших классах важнее становится общение со сверстниками, что определяется социальной ситуацией развития, и здесь провокатором может стать неформальный лидер части коллектива. Такой лидер собирает вокруг себя тех, кто слепо ему подражает, и выбирает для преследования любого, кто ему чем-то не понравился. Когда жертвы выбраны случайно, и они, дети-жертвы, никак не провоцировали конфликт, работа проводится с агрессивной стороной для прекращения насилия. А с ребенком–жертвой — только в случае, если он получил психологическую травму, то есть когда ситуация сильно повлияла на его эмоциональное состояние.

Жертва, прямо или косвенно причастная к совершению над ней насилия. Если случайные жертвы обычно справляются с ситуацией, выходят из нее и больше не склонны проигрывать одни и те же сценарии, то несколько иной вид имеют ситуации, когда жертва выбирается не случайно. В облике и поведении ребенка-жертвы может существовать нечто, провоцирующее обидчиков. Такие дети чаще других становятся жертвами разного рода насилия, потому что более беззащитны и уязвимы. Часто их поведение провоцирует агрессию. В психологии даже существует такое понятие, как «жертвенность» или «виктимность». Имеется в виду определенный тип личности, который характеризуется следующими проявлениями: замкнутостью, импульсивностью в поведении, страхом перед людьми и общением, страхом перед школой, неразвитыми социальными навыками, отсутствием опыта жизни в коллективе, неуверенностью в себе, низкой самооценкой, тревожностью, подозрительностью, склонностью к вранью, фантазированию, подавляемой агрессией (направленной как на других, так и на себя), плохим самоконтролем.

Дети-агрессоры

Давно замечено, что агрессоры и насильники сами когда-то являлись жертвами насилия. Качества жертвы и агрессора во многом схожи. Схожи и ситуации, формирующие эти качества. Отличие состоит в пассивной позиции жертвы и активной позиции преследователя, которым может становиться бывшая жертва с теми, кто более уязвим. Агрессия, всегда появляющаяся от ситуаций насилия, от переживания боли и унижения, и подавляемая в пугающей ситуации, прорывается с теми, кто не несет угрозы. В этом случае срабатывает защитный механизм, так называемая «идентификация с агрессором». Бессознательно бывшая жертва пытается взять контроль над ситуацией своей травмы, играя активную агрессивную роль в другой ситуации. Этим объясняется большая трусость агрессоров, потому что на самом деле внутри прячется напуганная жертва. Часто (но не всегда) агрессорами являются люди, чей тип личности психологи называют «социопатическим». Эти люди понимают только язык силы. Внутренние нормы морали у них в принципе отсутствуют. Проявление доверия к ним они воспринимают так, что смогли вас одурачить. Только жесткие силовые меры способны остановить социопата. В большинстве случаев может быть достаточно предупредительного разговора. Предоставлять детям самим разбираться в ситуации может быть оправдано, только если коллектив выдвигает агрессору кодекс правил поведения, а иное поведение игнорирует. Но чаще всего в школьном возрасте это чревато продолжением насилия и неуправляемостью процесса. Поэтому вмешательство взрослых потребуется.

Как прекратить ситуацию насилия

Узнайте больше. Важно как можно больше узнать о происходящем, подробно расспросить ребенка о том, что происходит, узнать ситуацию в классе, по возможности посидеть на уроках, понаблюдать за учителем, поговорить с ним и с другими родителями.

Поговорите с учителем. Если инициатором является учитель – здесь работа родителей будет заключаться в том, чтобы учитель перестал провоцировать конфликт. К сожалению, в нашей сегодняшней действительности известны случаи, когда приходилось перевести ребенка в другой класс, и даже школу, так как учитель не менял своего отношения, а администрация школы и другие родители активно вставали на сторону учителя. В данном случае самое главное для родителей страдающего ребенка — защитить его, вывести из травмирующей ситуации. Не так безнадежны бывают случаи, когда учителя адекватны, и сами пытаются защищать одних учеников от нападок других.

Радикально действуйте с родителями ребенка-агрессора. Многое зависит от того, как ведут себя родители ребенка-агрессора. Если с их стороны не возникает понимания, и не принимаются меры, то необходимо подключить администрацию школы, учителей, других родителей. Необходимо действовать радикально — оказывать влияние на агрессоров и его родителей, установить требования к их поведению. Бывает нелишне обратиться в полицию, написать заявление. Важно сделать так, чтобы ваша проблема, как страдающей от агрессии стороны, стала зоной ответственности агрессора и его родителей. Чаще всего, сами родители социопатически настроенных детей являются начальным звеном в распространении агрессии, и с ними важно строго и радикально выстраивать границы, ссылаясь на закон и немедленные социальные потери в случаях его нарушения.

Нейтрализуйте агрессора. Если вы заметили, что ситуации насилия с вашим ребенком повторяются, и у него присутствуют выше названные черты жертвы, родителям нужно работать в двух направлениях: нейтрализовать агрессора (разговаривать с ним нужно жестко, с позиции силы, определяя для него кодекс правил), и параллельно обратиться к специалисту для работы по преодолению виктимности у ребенка, а также для понимания и устранения негативных факторов внутри семьи.

Позвольте ребенку проживать стресс. Если ваш ребенок перенес травму от одноклассников или любую другую травму, необходимо говорить с ним об этом, позволять ему плакать, проживать страх столько, сколько ему необходимо, быть с ним, поддерживать его. Важно вместе понять, как это событие повлияло на изменение у ребенка образа себя и окружающего мира. Он может сказать, что теперь никому не доверяет или чувствует себя неудачником.

Разберите ситуацию подробно. Проявите сочувствие и поощряйте выражение чувств. Вместе подумайте о том, что позволит ребенку чувствовать себя спокойнее, и как сделать так, чтобы можно было использовать этот опыт в будущем, чтобы избежать повторений.

Устраните стресс. При работе по предотвращению последствий травмы важно, чтобы стрессовая ситуация была устранена. Победой будет, если ребенок снова почувствует себя в безопасности, уйдет от ощущения неуправляемости и беспомощности. И если вы видите, что ему не становится лучше, необходимо подключить психолога, иначе эта травма может вызвать посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР), психосоматические заболевания, повлиять на развитие его личности.

Каждое воскресенье «Такие дела» отвечают на вопросы читателей. После разоблачения сексуальных скандалов в школе у многих возник вопрос: «А куда смотрели родители?» Разбираемся, по каким признакам можно понять, что ребенок подвергся сексуальному насилию, и как себя вести в такой ситуации. На вопрос отвечает психолог фонда «Сохраняя жизнь» Светлана Зайнутдинова и психолог центра «Сестры» Марина Эрлих.

- Как понять, что ребенок подвергся именно сексуальному насилию?

Центр «Сестры» написал целую методичку о том, по каким признакам можно определить, что подросток подвергся сексуальному насилию, и как с этим справиться. Однако основные признаки (нарушение сна, энурез, ухудшение успеваемости, необъяснимые страхи, язык и игры, имеющие сексуальный оттенок, усиленная мастурбация, суицидальные угрозы, сниженная самооценка) можно в разной степени и комбинации наблюдать у всех подростков в период полового созревания. Поэтому в первую очередь важен контакт между родителем и ребенком. Если он есть, вы, скорее всего, просто не сможете не заметить, что с ребенком происходит что-то не то.

Вы чувствуете, что с ребенком происходит что-то нехорошее, подозреваете самое страшное. Какие слова подобрать, чтобы поговорить с ребенком о таких непростых вещах?

Нет каких-то правильных и специальных слов. Но есть главное правило: не занимать обвинительную позицию. Необходимо объяснить ребенку, что, что бы ни случилось, его вины в этом нет. Дать ему понять, что вы в любом случае на его стороне, - это самое главное.

Хорошо, если у ребенка налажен особенно близкий контакт с кем-то из родителей или есть другой значимый взрослый. Этот человек может спросить о том, чего боится, опасается ребенок. Он не хочет говорить? Не нужно его дожимать. Если не давить на ребенка, уважать его желания, то он сам расскажет вам о том, что оказался в сложной ситуации.

Обсудите ситуацию с психологом. Возможно, выслушав вас, психолог захочет встретиться с ребенком, чтобы провести несколько тестов. Если ваши страхи подтвердятся, ребенку понадобится индивидуальная программа реабилитации.

Если ребенок сам говорит, что подвергся насилию, что делать? Как реагировать? Нужно ли отвести ребенка к психологу?

Главное - совладать с собой и не показывать испуг. Сконцентрируйтесь на том, что ребенок жив, здоров и вне опасности. Эта ключевая мысль помогает не падать в обморок. В этом случае родителю даже стоит порадоваться, что у них с ребенком настолько доверительные отношения, что он говорит ему о таком открыто.

Почему это важно? Ребенок настроен на родителей, он по ним проверяет, что хорошо, что плохо, что можно пережить, а что нельзя. Чем младше ребенок, тем важнее для него реакция родителя. Взрослый своим поведением транслирует ребенку, как нужно относиться к произошедшему. Особенно, когда ситуация нагружена словом «сексуальное», что в нашем обществе кардинально меняет ситуацию.

В словосочетании «сексуальное насилие» ключевое слово – насилие. Как будут относиться родители к ребенку, которого оскорбляют одноклассники или учителя? Это ведь тоже насилие. Суть не меняется, не должна меняться и реакция родителя. Даже если речь идет о самом страшном насилии - со стороны, например, учителя.

Если родитель будет твердо уверен в том, что все поправимо, то и ребенку будет легче это пережить. Объясните, что это несчастный случай, что необходимо принять меры. Тут в дело вступают психологи. Они же обязаны довести информацию до социальных педагогов. В школах есть специальные рекомендации, как действовать в подобных случаях.

Есть опасность того, что подростки могут солгать о насилии. Тема популярная, обсуждают ее много и по телевизору, и в интернете. При нынешней информированности дети очень ловко используют такие вещи для манипуляции. Разобраться в том, правда ли слова подростка или манипуляция, - обязанность психолога.

Какой уровень огласки стоит придать случившемуся? Стоит ли обращаться в полицию, СМИ, к руководству школы, где учится ребенок?

Это решать родителю. В правоохранительные органы родители сообщить обязаны. А вот будут ли они обсуждать это с родителями одноклассников ребенка, передадут ли информацию в СМИ - это их личный выбор.

С одной стороны, гласность помогает, привлекает внимание к проблеме, дает некую гарантию того, что насильник не уйдет от ответственности, и, возможно, таким образом другие дети не окажутся в подобной ситуации. С другой стороны, родители таким образом разглашают не только имя насильника, но и имя его жертвы. Анонимность обеспечить очень трудно, а для жертв сексуального насилия огласка может стать травмой посильнее прочих. К тому же, информация о случившемся будет храниться в Интернете всегда.

- Как родителю самому пережить этот стресс?

Кризисное сопровождение семей, где дети подверглись сексуальному насилию, всегда включает в себя период невмешательства - это может быть неделя, а может быть и месяц-два, у всех по-разному. Уже потом можно подключать к работе специалистов. Психолог работает не только с ребенком, но и с его родителями.

В момент невмешательства рядом должны быть только близкие люди, чтобы поддержать, помочь пережить ситуацию и справиться с каким-то бытовыми вещами. Например, если все соседи судачат о том, что случилось, и ни родителям, ни ребенку не хочется высовывать нос на улицу, то родственники должны помочь - принести продукты, купить лекарства.

Как не позволить мысли о том, что ребенок может подвергнуться сексуальному насилию, превратиться в паранойю?

Нужно учиться говорить с детьми. Развивать доверие, а не контроль. Нужно помнить, что если я не доверяю ребенку, то и у ребенка нет оснований доверять мне. Развитие доверия - это пошаговая работа, которой нужно учиться. Но тогда вы будете уверены, что ребенок расскажет вам, если с ним что-то произойдет.

Еще один важный момент: некоторые родители не допускают мысли о том, что ребенку может что-то не понравиться. «Надо», «обязан», «должен». У ребенка, который слышит такие слова, нет права возражать, он послушный. И почему-то считается, что послушный ребенок - хороший ребенок. Но, к сожалению и к удивлению родителей, это послушание иногда приводит к трагическим последствиям. Ребенок привык к тому, что обязан подчиняться взрослому, независимо от того, нравится ему это или нет. На самом деле у ребенка должно быть право отказываться от того, что ему не нравится. Он должен четко знать, что если ему не нравится, что кто-то без разрешения трогает его, то он имеет право себя защищать.

Спасибо, что дочитали до конца!

Каждый день мы пишем о самых важных проблемах в нашей стране. Мы уверены, что их можно преодолеть, только рассказывая о том, что происходит на самом деле. Поэтому мы посылаем корреспондентов в командировки, публикуем репортажи и интервью, фотоистории и экспертные мнения. Мы собираем деньги для множества фондов - и не берем из них никакого процента на свою работу.

Но сами «Такие дела» существуют благодаря пожертвованиям. И мы просим вас оформить ежемесячное пожертвование в поддержку проекта. Любая помощь, особенно если она регулярная, помогает нам работать. Пятьдесят, сто, пятьсот рублей - это наша возможность планировать работу.

Пожалуйста, подпишитесь на любое пожертвование в нашу пользу. Спасибо.

Хотите, мы будем присылать лучшие тексты «Таких дел» вам на электронную почту? Подпишитесь

Согласно актуальным исследованиям, в Германии каждый шестой ребенок становился жертвой травли или, как это еще называют, моббинга. Однако в реальности с агрессией сталкивался каждый второй ребенок. Что могут сделать родители для того, чтобы защитить своих детей от моббинга? И как им распознать, что их ребенок стал жертвой травли?

Что такое моббинг?

Моббинг – это агрессивные действия, которые могут в течение долгого времени осуществляться по отношению к определенному человеку. Это могут быть угрозы, оскорбления, насильственные действия.

Есть ли типичные жертвы травли?

Карстен Шталь, бывший телеведущий (передача Privatdetektive im Einsatz) ежедневно общается с жертвами моббинга, уже три года активно посещает школы Германии и оказывает помощь школьникам. В марте 2018 года он выпустил книгу, посвященную теме травли: «Ты преступник, ты жертва. Быть сильным против насилия и травли» (Du Täter, Du Opfer. Stark gegen Mobbing und Gewalt).

«Каждый может стать жертвой травли. Неправильная футболка, какой-то талант, изъян или физический недостаток – есть множество причин, по которым человек может стать жертвой моббинга. Часто жертвами становятся потенциальные аутсайдеры, которые не могут должным образом защититься от насмешек», – сообщает Шталь.

Как понять, что мой ребенок подвергается травле?

«Многие дети не осмеливаются говорить об этом. Кроме того, нередко агрессоры заставляют их никому не говорить о случившемся, угрожая насилием. Поэтому родителям нужно внимательно следить за своими детьми», – советует эксперт.

Нужно обращать внимание на следующие моменты: изменилось ли поведение ребенка за последнее время? Если да, в какую сторону? Приводит ли он друзей домой? Его приглашают на детские праздники и дни рождения? Придумывает ли он отговорки, чтобы не пойти в школу? У него хороший аппетит?

Если у вас есть подозрение в том, что ваш ребенок стал жертвой травли, поговорите с ним и расскажите о своем опыте. Возможно, после этого он решится рассказать о той ситуации, которая произошла или происходит с ним.

Важный момент: советы вроде «Не провоцируй их» или «Не обращай на них внимания» не работают. Подобное пассивное поведение, наоборот, провоцирует агрессоров. Проблема может быть решена, если те, кто издеваются над ребенком, поймут, что за ним стоят взрослые, и что они могут вмешаться.

С моббингом нужно бороться там, где он происходит. Например, в школе. Родители должны обязательно пообщаться с учителями, директором школы. Если руководство школы не реагирует не проблему, пообщайтесь с другими родителями, объединитесь с ними.

Что делать, если мой ребенок – тот, кто унижает других учеников?

В таком случае нельзя бездействовать. Найдите причины агрессивного поведения ребенка: возможно, у него проблемы, или раньше он сам был жертвой травли, а теперь решил отомстить. Поговорите с ним и объясните, что насилие и унижение – это не выход, более того, такое поведение нарушает закон и может повлечь за собой последствия.

Должны ли родители пострадавшего от травли ребенка пообщаться с родителями ребенка-агрессора?

Ни в коем случае! Родители виноватого ребенка будут либо защищать его, либо накажут, что сделает его более агрессивным или покажет ему, что наказание – это правильная модель поведения. Из-за этого жертву будут еще больше подвергать насмешкам и унижению.

21 января 2013, 22:27

Большинство школьников время от времени становятся жертвами агрессивных действий - их толкают или пинают, чтобы отнять игрушку, или они становятся жертвой оскорбления со стороны другого человека, пытающегося спасти лицо. Тем не менее существует некоторый процент детей, становящихся хроническими жертвами хулиганов и задир. Как в Европе, так и в США около 10% детей, учащихся начальной школы и подростков, становятся хроническими жертвами агрессии. Дороти Эллисон в своем романе "Хулиган из Каролины" дает описание такого издевательства. Когда Шеннон после окончания занятий садилась в школьный автобус, она шла по узкому проходу мимо дюжины улюлюкающих мальчиков и еще дюжины краснеющих и шепчущихся девочек. Пока она продвигалась по проходу, я наблюдала, как мальчики пододвигались на край сиденья, чтобы помешать ей сесть рядом, a девочки отворачивались, словно Шеннон была заразной. На сиденье перед нами Дэнни Харборо наклонился над проходом и сделал вид, будто его тошнит: "Вши ползут! Вши ползут!" крикнул кто-то, когда автобус пришел в движение, а Шеннон еще не нашла себе места.
В этом эпизоде Шеннон - жертва словесного оскорбления. Однако дети довольно часто также становятся и жертвами физического издевательства: представьте себе ребенка, которого каждый день другие дети бьют на игровой площадке. Как вы можете представить, дети плохо переносят такие ежедневные издевательства своих сверстников. Исследования показывают, что дети, становящиеся хронической жертвой агрессии, часто уединяются и впадают в депрессию; они не любят ходить в школу; у них низкая самооценка.
Одни дети, оказавшись хроническими жертвами агрессии, слишком остро реагируют, когда их задирают, а другие ретируются и подчиняются агрессии.
Почему некоторых детей постигает печальная участь жертв? Прежде всего, чтобы ответить на эти вопросы, нужно более пристально взглянуть на детей, становящихся жертвами агрессии. Небольшой процент этих детей на деле агрессивны сами. Эти младшие дети часто чересчур остро реагируют на вызов, беспокойны и легко раздражаются. Их агрессивные сверстники вскоре понимают, что таких детей легко задеть. Группа детей может, например, оскорблять или смеяться над ними, зная, что они, вероятнее всего, затеют драку, даже если противники численно будут их превосходить.
Подавляющее большинство детей, становящихся жертвами агрессии, не отличаются сильной реакцией, они не слишком беспокойны или раздражительны. Напротив, эти жертвы, как правило, замкнуты и покорны. Они не желают или не могут защититься от агрессии своих сверстников, и поэтому их обычно называют пассивными жертвами. Когда на них нападают, они показывают очевидные признаки страдания и обычно уступают нападающим, тем самым вознаграждая агрессивное поведение.
Как дети оказываются жертвами? История семьи и стиль воспитания помогают ответить на этот вопрос. Чтобы понять влияние этих сил, нам нужно отличать жертв с повышенной реактивностью от пассивных жертв и в последней группе отличать мальчиков от девочек. Жертвы, чересчур остро реагирующие, как правило, растут во враждебной, карающей или даже жестокой семейной обстановке. Среди пассивных жертв у мальчиков, как правило, оказываются матери, которые чересчур сильно их опекают и проявляют слишком сильное эмоциональное участие в их жизни, в отличие от них девочки - пассивные жертвы - обычно имеют контролирующих и неотзывчивых матерей.
Положение жертв агрессии всегда вызывает жалость, а иногда заставляет даже ужаснуться, но и этим детям можно помочь. Их можно научить справляться с направленной на них агрессией эффективнее, а не просто бурно и остро реагировать или пассивно уступать (например, не разражайтесь гневными упреками, когда на вас нападают; не показывайте, что вы испугались, когда вам угрожают). Кроме того, может помочь повышение самооценки у этих детей. Когда на них нападают, дети с низкой самооценкой могут подумать: "Я проигравший и надо с этим примириться, потому что у меня нет выбора". Повышение самооценки детей делает их менее терпимыми к личным нападкам.
как помочь ребенку?: Как ни странно, но только в одиночку ребенок сможет разрешить эту ситуацию. Вы можете помочь ему только полезным советом, не более. Прямое вмешательство только ухудшит ситуацию. На обидчиков оно не подействует, зато окончательно понизит статус вашего чада в школе, и, скорее всего, к дразнилкам добавится еще одна – «маменькин сынок». Что в свою очередь может отдалить вас от ребенка. А там и так называемый «школьный невроз» не за горами. Втягивать в конфликт учителя тоже не стоит. Как только за ним закроется дверь, конфликт в классе разгорится с новой силой.
Поведение жертвы, которую дразнят и травят в детстве, закладывает модель поведения во взрослом будущем, создавая образ «сиротки», неудачника. У таких людей всегда будет одно оправдание - «виноваты другие». Существует несколько способов переломить ситуацию. Посоветуйте ребенку Способ 1. Смех Объясните ребенку, что обидчики ждут его реакции, причем негативной. Слезы, грусть только подольют масла в огонь. Расскажите ему о том, что только позитивный настрой поможет переломить ситуацию, как бы не было трудно и обидно. Подумайте вместе вот над чем: злопыхатели тратят столько сил и энергии, чтобы вашему ребенку стало плохо, ну разве стоит им устраивать праздник? Посмейтесь над ситуацией от души.
Способ 2. Терпение и такт Обязательно донесите до вашего ребенка следующее: Во-первых, неприятности не у того, кого дразнят, а у того, кто это делает. Во-вторых, уверенный в себе человек не станет указывать на недостатки других, даже если они реальные. Так что, скорее всего, причина дразнилок - это банальная зависть. Возможно у вашей дочки косички красивее, чем у обидчицы, или мальчики обращают на вашу дочку больше внимания и это раздражает соперницу. В-третьих, порекомендуйте обратить на факт зависти остальных одноклассников. Убедить ребенка будет не очень легко, приводите примеры, которые его убедят. Для этого вспомните, чье мнение для него авторитетно.
Способ 3. «Провокации не пройдут» Равнодушный взгляд на обидчика, безэмоциональный подход, что называется «полный игнор» - такой способ тоже может сработать. Со временем злослов потеряет к вашему ребенку интерес и переключится на другого, который будет выдавать так необходимые ему истерики и слезы. Способ 4. Не родись красивым Если у вашего ребенка, безусловно, самого лучшего и талантливого, есть повод сомневаться в собственной красоте, то расскажите ему о том, что внешность в жизни еще далеко не все. Приведите в пример конкретные достижения знаменитых людей с нестандартной внешностью. Расскажите о Савелии Краморове, Вудди Алене и других.
Кроме того, существуют варианты коммуникативного сближения с одноклассниками. Помогите подружиться с одноклассниками Вариант 1. «Турпоход» Ничто так не сближает людей, как совместное проведение досуга. Хорошо подготовленный выезд на природу с классом может способствовать приобретению друзей, укреплению отношений.
Вариант 2. «Спортивная арена» Так же для более быстрой адаптации ребенка можно записать его в какой-нибудь кружок или спортивную секцию. И было бы не лишним, если бы туда ходили еще и дети из его класса. Конечно, запись мальчиков на бальные танцы, например, не будет способствовать поднятию статуса.
Зачастую родители пытаются либо научить ребенка «давать сдачи» или начинают действовать самостоятельно, на свой страх и риск, но забывают о том, что последствия таких поступков могут оказаться не самыми приятными.
Неправильные решения: Решение проблем кулаками Главный неправильный совет, который вы можете дать своему чаду, – это решить проблему кулаками. Конечно, иногда это действительно самый действенный способ, который заставит обидчиков зауважать ребенка. Зачастую у первоклашки повышается самооценка, даже если он не победит в этом бою.
Совет: Задумайтесь, насколько хороша для ребенка уверенность в том, что любой вопрос можно решить с помощью драки? Основы того, как он будет поступать во взрослой жизни, закладываются именно сейчас. Не лишним будет показать на примерах из фильмов, историй об известных людях, звездах, что вместе с силовым решением существуют и другие, не менее действенные способы Колпак с колокольчиками Иногда, предупреждая нападки лидера, ваш ребенок может примерить на себя роль придворного балагура. Это позволяет оставаться в тени лидера, под его опекой.
Совет: Расскажите ребенку, что раз приняв на себя эту роль, вряд ли он сможет отказаться от нее в будущем. Его просто не будут принимать всерьез.
Перевод или «Школьные скачки» Перевод в другую школу также не будет являться выходом. Только в самых крайних случаях уместно такое решение, таких как возникновение «школьного невроза» или возможные депрессивные расстройства.
Совет: Подумайте, есть гарантии, что на «развязанные шнурки» не обратят внимания и в новом коллективе? Никаких! Ведь в старом коллективе ничего не решилось, а ребенок просто сбежал «с поля боя». И если конфликт в новой школе повториться, то у ребенка будет большой соблазн постоянно переходить из школы в школу.
Нет сомнений, что правильную тактику выбирать надо именно с первого класса школы, ведь, фактически, она будет действовать на все время обучения. Именно сейчас, а не через три или пять лет, закладываются черты характера. Стремительно падающую самооценку восстановить будет куда сложнее, чем создать хорошие отношения в классе с самого начала. Так что готовим сани с лета.