Как уберечь детей от зависимостей.

Помните свое детство? В какие игры дети только не играли: Прятки, догонялки, «казаки-разбойники», городки. Раньше для того, чтобы устроить «войнушку» достаточно было нескольких корявых палок. Выходя гулять, дети просили кого-нибудь скинуть из окна воды попить. Потому что нельзя было заходить домой, а то мама загонит и больше не выпустит. Позже стали появляться приставки к телевизору. Но играть долго в нее тоже нельзя было — «кинескоп посадишь». Далее прогресс стал идти семимильными шагами и поэтому у многих дома стали появляться компьютеры, дальше – больше — интернет. Дети стали реже видеться во дворе и некогда популярные качели, на которых можно было сделать «солнышко», начали пустовать. Однако, не это — главная проблема, потому что наравне с сигаретами или алкоголем появилась совершенно новая зависимость, которая чаще всего диагностировалась именно у детей и подростков — компьютерная, а сейчас к ней добавилась интернет-зависимость. Но почему дети стали все чаще променивать живое общение и активные игры, на социальные сети и «стрелялки» в экране? Как понять, что у ребенка появилась компьютерная зависимость и самое главное — как от нее избавиться?

Для современного подростка компьютер — это повседневный атрибут, от которого не уйти. Таким же был телевизор для его родителей, а еще раньше — радио для бабушек и дедушек. Социальные сети также сейчас являются важной частью социализации молодого человека в обществе. Но тут, в первую очередь для родителей, важно понимать и видеть, что есть умеренное пользование, а есть бесконтрольная тяга. Почему появляется второе?

Самое главное — быть своему ребенку примером, поэтому если вы сами сидите вечером после работы в компьютере или телефоне, то и ребенок непроизвольно будет проецировать на себя ваш образ жизни. Поэтому первое, что необходимо делать, чтобы предотвратить проблему – показывать ему все плюсы активной жизни. Однако не надо навязывать ваши пристрастия — старайтесь показать малышу как можно больше вариантов занятий и присмотритесь, что ему понравилось больше. И ни в коем случае не отправляйте ребенка смотреть мультики или играть в компьютер, когда вам некогда с ним позаниматься. Ограничивайте время, которое ребенок может провести за экраном монитора, особенно в вечернее время — лучше выключать компьютер за два
часа до сна.

Но как понять, что ребенок уже стал зависим?

Он становится более агрессивным, когда вы его отвлекаете от компьютера.
Он становится ассоциален.
Забывает о домашних делах, стараясь скорее сесть перед монитором.
ребенок начинает обманывать и пропускать занятия в школе.
Обсуждает со всеми компьютерные игры.

Что делать если у ребенка появилась зависимость?

Не надо сразу категорически запрещать «сидение» за компьютером — это приведет к еще большей озлобленности и скрытности, поскольку «запретный плод сладок».
Попробуйте перевести его зависимость в пользу — как говорится, любишь кататься — люби и саночки возить. Занимайте ребенка делами: перепечатать текст, найти какую-то определенную информацию в интернете.
Старайтесь не просто ограничивать ребенка, а объяснять свой выбор.
Помогайте ребенку выбрать кружок дополнительного образования.
На летнее время можно отправить его лагерь.

Желая избавить от зависимости ребенка, важно не забывать меняться самому, поскольку именно от вашего поведения зависит воспитание ребенка.

Тема нашего собрания (слайд 1) “Как уберечь ребенка от зависимости”. Для начала дадим определение слову “зависимость”.

I. Зависимость – это острая потребность человека совершать определенные действия. Любой из видов зависимости мешает человеку жить, работать, учиться, отдыхать.

Зависимость бывает химическая и нехимическая.

  • К химическим зависимостям относятся, прежде всего, наркомания и курительные смеси (спайсы), алкоголизм, никотиновая зависимость, токсикомания, лекарственная зависимость.
  • К нехимическим (или поведенческим) видам относятся: азартные игры (гэмблинг), информационные зависимости (телевизионная, компьютерная, интернет-зависимость), спортивная зависимость. Существуют такие зависимости, как трудоголизм и перфекционизм – стремление во всем быть лучшим. (слайд 2)

Привыкание к алкоголю происходит постепенно.

Наркотическая зависимость возникает практически с первого раза употребления химических препаратов и вызывает галлюцинации, ступор, нечувствительность к боли.

Очень опасной является игровая зависимость, т.к. приводит к потере всех денежных средств.

Компьютерная зависимость и телемания имеет немало вредных последствий. Малоподвижный образ жизни ведет:

1) к нарушение осанки, которое приводит к изменению скелета,

2) ухудшается деятельность органов кровообращения, дыхания и пищеварения,

3) “падает” зрение,

4) появляются проблемы с лишним весом.

5) Продолжительные компьютерные игры также отрицательно влияют на детскую психику: ребенок может стать раздражительным, агрессивным, неуправляемым.

II. Симптомами компьютерной зависимости можно считать следующие перемены в поведение подростка:

  • ребёнок раздражается при необходимости отвлечься от работы или игры на компьютере;
  • по 6-10 часов проводит за компьютером;
  • у ребёнка практически нет реальных друзей, зато много виртуальных;
  • он не способен спланировать окончание сеанса работы или игры;
  • забывает о домашних делах, учебе и договоренностях в ходе работы или игры на компьютере;
  • пренебрегает собственным здоровьем, гигиеной и сном в пользу проведения большего количества времени за компьютером;
  • ребенок начинает вас обманывать; пропускает школу, чтобы посидеть за компьютером; начинает хуже учиться; теряет интерес к школьным предметам;
  • во время игры начинает разговаривать сам с собой или с персонажами игры так, будто они реальны;
  • становится более агрессивным;
  • трудно встает по утрам; большую часть времени находится в подавленном настроении; ощущает эмоциональный подъем только когда садиться за компьютер.

III. Вот некоторые советы взрослым , которые помогут свести к минимуму негативное воздействие компьютера на ребёнка: (слайд 3)

1. Никогда сами не усаживайте ребенка перед компьютером, какой бы увлекательной, на ваш взгляд, ни была бы игра. Психологи и доктора не рекомендуют сажать за компьютер ребенка до 4 лет. С 5-6 летнего возраста можно на 20-30 минут включать детям развивающие игры. Детям с 7 лет можно проводить за компьютером без вреда для здоровья 60 минут, в 10-12 лет – 2 часа, подросткам в возрасте до 16 – не более четырех часов (при условии, если эти часы будут поделены на порции по 30-40 минут, а между ними будет перерыв в 1,5 часа).

2. Старайтесь по максимуму заменять общение ребёнка с компьютером детским творчеством, таким как лепка, аппликации, рисование , а также любыми развивающими играми для детей.

3. Вместо компьютерных баталий вовлекайте подростка в активные игры. Ребят постарше запишите в спортивные секции, кружки, на тренировки, помогите подростку найти занятие в соответствии с его интересами. Конечно, от родителей потребуется некоторое время, чтобы не только увлечь, но и поддержать интерес ребёнка к выбранному занятию. Но научить малыша самостоятельности все же можно. Главное, поддерживать его в выбранном увлечении.

4. Поощряйте общение вашего ребёнка со сверстниками: реальное общение не может заменить виртуальное, а настоящих товарищей не могут заменить онлайн-друзья.

5. Не забывайте это делать и сами. Даже если ваш ребёнок предпочитает больше времени “общаться” с телевизором, у вас есть все шансы заинтересовать его общением с собой, со сверстниками. Для начала придётся выучить всех известных мультяшных героев (хотя бы для того, чтобы вы могли говорить о том, что интересно вашему ребенку). Но постепенно разговоры о черепашках-ниндзя можно будет переводить в реальную плоскость: о героях книг, друзьях во дворе. (слайд 4)

6. Учите ребенка наслаждаться природой. По возможности максимум свободного времени проводите на улице. Играйте в подвижные игры, наблюдайте за интересными природными явлениями. Постарайтесь превратить каждую прогулку в увлекательную игру. Ведь какая бы интересной ни была телепередача, пощупать и попробовать на вкус то, что показывают, нельзя. А в реальной жизни столько разнообразных ощущений!

7. Читайте книги. Привить любовь к чтению могут только родители. Выбирайте увлекательную приключенческую литературу, читайте книги вместе с детьми. Пусть встреча с книжными героями станет более важной, чем встреча с телеперсонажами. “Из покон века книга растит человека”, - гласит народная мудрость. Основное правило, которое поможет родителям справиться с телеманией, - это неподдельный интерес к жизни ребенка. Если родители становятся лучшими друзьями ребенка, телевизор неизбежно уходит на второй план.

8. Родители должны обязательно знать, какие сайты посещает ребенок, сколько времени он проводит в виртуальном пространстве, какими компьютерно-игровыми дисками пользуется. Детям дошкольного возраста подойдут такие виртуальные настольные игры, как шахматы, шашки; игры на смекалку и сообразительность (например: пазлы, игры-головоломки), а также игры на развитие музыкального слуха и художественно-образного мышления. Школьников младших классов можно занять учебными играми на иностранных языках, играми “судоку”. Компьютер, также, может предоставить детям безграничные возможности для творчества: это - редактирование фотографий, монтирование собственных фильмов, написание музыки и книг.

IV. А теперь несколько слов о признаках возможной наркотизации подростка.

а) Психологические:

Неожиданные перемены настроения: от радости к унынию, от оживления к заторможенности;

Проявление необычных реакций: “взвинченное” состояние, раздражение, агрессивность, чрезмерная болтливость;

Потеря интереса к прежним увлечениям - спорту, хобби;

Самоизоляция в семье: ребенок начинает избегать родителей, не участвует в семейных делах;

Снижение успеваемости, участившиеся прогулы занятий;

Кражи из дома и вне дома, частое выпрашивание денег у родственников, наличие больших денежных сумм без объяснения их появления;

Нарастающая скрытность и лживость;

Неряшливость: подросток не заботится о гигиене и смене одежды. Он предпочитает носить вещи с длинными рукавами в любую погоду,

Потеря прежних друзей, частые, но короткие и туманные разговоры с одним и тем же узким кругом приятелей;

Ухудшение памяти, рассеянность, неспособность мыслить критически, объяснять причины своих поступков;

Безынициативность, “потухшие” глаза, разговоры о бессмысленности жизни.

б) Физические признаки:

Потеря аппетита или, наоборот, приступы “волчьего” аппетита;

Чрезмерное расширение или сужение зрачка;

Нехарактерные приступы сонливости или бессонницы;

Повышенная утомляемость, сменяющаяся необъяснимой энергичностью;

Бледность, отечность, покраснение глазных яблок, коричневый налет на языке;

Быстро портящиеся зубы;

Синяки, порезы, ожоги от сигарет, следы уколов в районах вен на руках.

V. Наблюдение за ребенком.

Если вы хотите понимать состояние своего ребенка, вам необходимо научиться думать, как он. Дня этого полезно вернуться ко времени, когда произошел ваш собственный первый контакт с психоактивпыми веществами, например, с табаком или алкоголем. Постарайтесь воспроизвести опыт тех лет. Вспомните свои убеждения, поведение родителей.

Подростку важно знать, что он может вам доверять. Вы обретёте его доверие, если будете более открыты своему прошлому опыту.

Для разговора об употреблении психоактивных веществ (табака, алкоголя и наркотиков) должен быть создан соответствующий контекст.

VI. Примеры построения диалога с подростком: (слайд 5)

Отец: ты когда-нибудь курила?

Дочь: М-м-м...

Отец: Я курил довольно много.

Отец: Я думаю, что тратил почти все карманные деньги на сигареты.

Дочь: Хм...

Отец: Я не считал курение опасным. А как часто тебе приходилось курить?

Дочь: Мне? Один или два раза. Потому, что все это делали. Но мне не понравилось.

Отец: Я рад! Тут нечему нравиться.

Можно сказать, что спокойный и рассудительный тон отца располагает дочь к доверительной беседе.

Попросите ребенка объяснить, что его заботит. Не торопите с ответом. Дайте ему время подумать.

  • Не навязывайте ребенку свои взгляды и не судите его.
  • Говорите о себе, чтобы ребенок легче говорил о себе.
  • Умейте слушать, чтобы понять, чем живет ваш ребенок, каковы его мысли и чувства.

Когда вы говорите о психоактивных веществах с ребенком, не игнорируйте сторону удовольствия. Вам необходимо помочь ему сделать выбор между непродолжительным удовольствием и длительными, часто необратимыми отрицательными последствиями.

В настоящее время разработаны и реализуются на практике следующие методы профилактики зависимого поведения, используемые в образовательной среде.

1. Информационный метод основан на предоставлении фактов об опасности взаимодействия с предметами или действиями, вызывающими зависимое поведение. Можно выделить ряд основных информационных стратегий: (слайд 6)

а) предоставление частичной информации о фактах влияния предметов и действий, провоцирующих зависимость на организм и поведение человека, а также о статистических данных об аддиктах (аддикция – это саморазрушение человека путём алкоголя, никотина, наркотиков);

б) стратегия запугивания основана на вызывании страха, цель которой – предоставление устрашающей информации о неприглядных сторонах зависимого поведения;

2. Следующее. Профилактику зависимого поведения следует также осуществлять через включение подростка в социальную деятельность . формирование навыков общения, уверенности в себе.

3. Третье. Метод “эмоционального научения” заключается в формировании умения управлять эмоциями; в повышение самооценки; в определение значимых для индивида ценностей; а также в развитие навыков принятия решений.

4. Четвертое. Метод альтернативной деятельности : это - нахождение позитивного увлечения для ребёнка. Если подросток ничем не занят во внеурочное время, у него появляется больше шансов совершить противоправные действия. В качестве примера могу привести следующие данные. На профилактическом учете в полиции состоят 5 подростков нашей школы. Причины: драки, мелкие кражи, вождение автомобиля без прав. Все эти подростки ничем не заняты в свободное от школы время; ни кружки, ни секции не посещают.

5. И последнее. Пропаганда здорового образа жизни, основанная на воспитании здоровьеориентированных привычек, таких как: занятие спортом, активный досуг, соблюдение режима дня.

Закончить своё выступление хочу таким стихотворением: (слайд 7)

Семья – это счастье, любовь и удача!
Подарки, покупки, приятные траты.
Семья – это праздник, семейные даты.
Рожденье детей, первый шаг, первый лепет.

Мечты о хорошем, волнение, трепет.
Семья – это труд, друг о друге забота.
Семья – это много домашней работы.
Семья – это важно! Семья – это сложно!
Но счастливо жить одному невозможно!

Всегда будем вместе любовь мы беречь,
Обиды и ссоры - подальше от дома.
Хочу, чтоб про вас говорили друзья:
“Какая хорошая Ваша семья!”

Спасибо за внимание! (слайд 8)

Во-первых, важно понимать, что зависимость вызывает не сам компьютер, а игры, в которые играет ваш ребенок.

Компьютер – это обычная вещь для современных детей. В нем можно смотреть мультфильмы, заниматься творчеством, читать и т.д. Если дети проводят слишком много времени за монитором, возможно, им просто не хватает вашего внимания или у них нет других развлечений. Какой ребенок захочет сидеть в компьютере, когда его зовут в парк аттракционов или поиграть в мяч?

Во-вторых, не все видеоигры вызывают зависимость. Существует большое количество развивающих и увлекательных компьютерных игр, которые нравятся детям, но при этом оставляют их достаточно равнодушными к компьютеру, чтобы не выпрашивать у родителей по десять раз в день «пройти только один уровень».

Какие игры не вызывают сильную зависимость у детей

В первую очередь – это игры, имеющие сюжетную линию и ее логическое завершение. Когда игра заканчивается, интерес к ней пропадает.

Самые занимательные игры – это арены, песочницы и симуляторы. В такие игры не стоит играть детям. Например, «Dota 2», «Minecraft» и «The Sims» приковали к экрану миллионы людей по всему миру. От таких игрушек и взрослых, порой, тяжело оттянуть, что уже говорить о неокрепшей еще психике ребенка. Вряд ли в этой ситуации вы сможете обойтись без истерик.

Не стоит разрешать играть детям в компьютерные игры с открытым миром (свободным перемещением по карте) и большой свободой действий. Они длительны по времени и, в основном, рассчитаны на повторное прохождение. Такая игра также может вызвать зависимость у ребенка.

Самым оптимальным вариантом для детей в возрасте от 7 до 15 лет – это квестовые игры для всех возрастов. В такие игры можно играть всей семьей и продолжительность у них небольшая.

Что делать, если у ребенка компьютерная зависимость

В первую очередь нужно дать понять ребенку, что в мире, кроме развлечений существует еще и работа. И работа детей – это хорошо учиться и выполнять домашние задания.

Проводите с ним больше времени. Займитесь тем, что ему, кроме игр, нравится больше всего.

В случае необходимости введите поощрительную систему. За сделанные уроки – столько-то минут игры в компьютер. За отличные оценки в четверти – новая игра на компьютер. Главное, чтобы ребенок строго соблюдал временные ограничения, установленные вами, а иначе все старания будут впустую.

Если ничего не поможет, следует обратиться к специалисту.

Помните, длительное времяпрепровождение за компьютерными играми людей с несформированной психикой приводит к очень серьезным расстройствам, особенно в дошкольном возрасте.

Об опасности зависимости от компьютерных игр у подростков сегодня говориться все чаще, приводится неутешительная статистика. Как быть родителям, если подростка невозможно оторвать от компьютера?

Признаки зависимости от компьютерных игр

Сегодня практически все подростки играют в компьютерные игры, и это в большинстве случаев – вполне безобидное увлечение. Нельзя лишать ребенка этого удовольствия в качестве профилактической меры. Но, тем не менее, зависимость от компьютерных игр, к сожалению – не миф. Вас должно насторожить, если ребенок регулярно проводит за игрой более 5-6часов подряд, становиться раздражительным, агрессивным и буквально не находит себе места, или впадает в истерику, если нет возможности продолжить игру. Особенно тревожный симптом – если подросток прогуливает школу ради компьютерных игр. Также принять меры нужно, если долгое времяпрепровождение за компьютером начинает негативно сказываться на здоровье ребенка – падает зрение, появляется повышенная утомляемость, мигрени, проблемы с желудочно-кишечным трактом.

Что важно знать родителям о причинах зависимости от компьютерных игр

Столкнувшись с подобными симптомами, в первую очередь не паникуйте, также не спешите обвинять и наказывать подростка.

Зависимость от компьютерных игр – это такая же болезнь, как зависимость от алкоголя, наркотиков. Одними запретами уже ничего не исправишь, а лучшее средство борьбы – это профилактика. То есть если еще с раннего детства сформирован широкий круг интересов, есть разнообразные увлечения и хобби, ребенок активно занимается спортом – все это позволить снизить риск возникновения зависимости. Ведь любая зависимость – это форма бегства от мира. А если подростку интересно, он уверенно чувствует себя в этом мире, окружен понимающими близкими людьми, то и потребности убегать в вымышленный мир у него нет. Бегство в вымышленный мир – это сигнал о психологическом неблагополучии.

Вам важно выявить и устранить причину – от чего ребенок убегает и что ищет в вымышленном мире. Пытается выплеснуть излишки агрессии, или хочет справиться с затаенной обидой, а возможно, компенсирует свои неудачи в реальной жизни, ловко расправляясь с нарисованными монстрами?

Можно, конечно, выбросить компьютер, но ведь истинная причина психологических проблем никуда не денется, и скорее всего, зависимость примет другую форму – более опасную: алкоголь, наркотики.

Доверьтесь помощи специалиста

Зависимость – это серьезная психологическая проблема, и родителям часто бывает сложно справиться с ней в одиночку. Они не всегда обладают необходимым опытом и психологическими знаниями. Поэтому лучше обратиться к помощи квалифицированного специалиста, который сможет выявить первопричину сложностей подростка, и вместе с ним и вами поможет найти эффективный способ преодоления зависимости.

Видео по теме

Совет 3: Компьютерная зависимость у подростка, как быть?

Компьютерная зависимость у подростков, одна из самых распространенных проблем. Как родителям бороться с этим недугом?

Инструкция

Обнаружив, что ваш ребенок попал под влияние компьютерной зависимости, не игнорируйте проблему. Осознайте всю серьезность дела, наберитесь терпения, ведь борьба с этим недугом требует времени и сил.

Прямые запреты, строгие насильственные методы, угрозы и ультиматум не помогут. Поэтому не стоит в сердцах выдирать шнур из розетки и грозиться выкинуть компьютер в окно. Подросток будет реагировать также агрессивно, открыто протестовать, что приведет к постоянным конфликтам в семье.

Читайте на этой странице:

Как оградить ребенка от алкогольной зависимости

Многие родители не осознают, что именно они, формируют привычки своих детей, как хорошие, так и плохие. Ребенок — это зеркальное отражение взрослых, которые его окружают, поэтому всегда стоит осознавать последствия своих действий. Если в семье существует “культ алкоголя”, скорее всего дети тоже станут употреблять спиртное. Каким образом выпивающие родители могут изменить ситуацию, расскажет опытный нарколог Николай Полосухин.

С чего начинается пьянство

Нарколог-психотерапевт Николай Полосухин воспитывает трехлетнюю дочь. В связи с этим, он признается, что контакты с детьми дошкольного возраста стали привычным явлением. Доктор поделился личными наблюдениями за детскими играми в неформальной обстановке. Часто малыши изображают праздничное застолье и пытаются подражать действиям своих родителей. Они разливают воображаемый алкоголь и чокаются игрушечными стаканами.

Безусловно факт употребления алкоголя в семье формирует у детей лояльность по отношению к спиртному. Примерно половина подростков впервые пробует алкоголь в окружении своей семьи. Нередко это происходит в возрасте до 10 лет. Полосухин отмечает, что неоднократно проводил беседы с родителями, которые сами предлагали детям выпить бокал шампанского в честь праздника. Основным мотивом подобного поведения они называют желание оградить ребенка от недоразумений, которые могут произойти с подростком за пределами дома. Абсолютная трезвость и отказ от алкоголя родители не рассматривают даже теоретически. Мнение об исключительной алкоголизированности россиян — раздутый миф. В европейских странах дело обстоит примерно так же. Нарколог Николай Полосухин, все же не отрицает, что в действиях таких родителей есть определенный резон. Существуют научные подтверждения того, что самостоятельное начало употребления алкоголя влияет на психику ребенка более разрушительно, чем проба под надзором родителей.

Доктор отметил, что неоднократно интересовался у родителей, в каком возрасте они планируют приобщить подростка к распитию спиртных напитков. Какие выгоды они видят в этих действиях? С научной стороны абсолютно точно развенчана легенда, что небольшие дозы алкоголя благотворно влияют на здоровье. Это неправда. Он не приносит пользы ни для сердца, ни для нервной системы, и разумеется, не решает проблем. К тому же, медики опровергли предположение о существовании безопасной дозы. Любое количество алкоголя приносит вред организму. По мнению психотерапевта Николая Полосухина, столь тесное присутствие алкоголя в быту россиян — это влияние национальной культуры. В нашей стране пьянство существует с давних времен и воспринимается людьми, как часть повседневной жизни. Глубинные причины скрываются в этом. Сам по себе алкоголь не имеет никакой ценности для организма.

Родители обязаны защитить ребенка от пьянства

Нейтрализовать вред от принятия спиртных напитков можно, пересмотрев некоторые семейных традиции, связанные с распитием хмельных напитков. Врачи называют множество причин, толкающих на первый опыт распития спиртного. Это может быть это может быть обычное любопытство, влияние извне, подражание, стрессовые ситуации, культурные нормы, получение нового опыта. Но существуют и другие причины, которые провоцируют ребенка на принятие алкоголя, например, жажда экспериментов или протест. Для подростков это очень свойственно. Подобные желания родители могут удовлетворять с помощью развлечений, которые дарят приятные ощущения без употребления наркотических веществ и алкоголя, например, спорт или популярные среди молодежи квесты.

По глубокому убеждению доктора Полосухина, тема абсолютной трезвости может быть сформирована в голове ребенка, благодаря коррекции методов воспитания. Родители должны понимать, что главной целью употребления алкоголя является состояние опьянения, то есть биохимическое воздействие на нервную систему, которое дарит ощущение счастья. На самом деле, алкоголь не имеет никаких достоинств и полезных воздействий. Хмельные напитки не решают никаких человеческих проблем, а только создают иллюзию беззаботности. На утро нерешенные проблемы возвращаются, копятся, и ко всему этому добавляется похмелье. Николай рассказывает, что в его практике встречались люди, которые осознали для себя основную причину пьянства. Когда до пациентов доходит, что алкоголь не приносит ничего хорошего, кроме кратковременного опьянения, они полностью пересматривают свое отношение к выпивке.

Из-за алкоголя родители губят детей

Ученые из Великобритании выяснили, что 37% детской смертности и травматизации, связаны с безответственностью пьющих родителей. Причиной служит буйное поведение взрослых в пьяном угаре или низкая концентрация внимания по той же причине. Другие исследования показали, что дети чувствует ослабление интереса со стороны родителей, чаще всего в тех семьях, где взрослые считают нормой пить на глазах своих детей. Подобное явление формирует в детях острый комплекс неполноценности и желание подстраиваться под настроение окружающих.

Дети 11-12 лет описывают спиртное, как “сладости для взрослых” и напиток “решающий проблемы”. Разумеется, такое представление плохо сказывается на восприятии окружающего мира. Нарколог Николай Полосухин рассказывает, что существует общество под названием “Взрослые дети алкоголиков”. Там люди пытаются избавиться от внутренних проблем, которые появились в результате травмирующего общения с нетрезвыми родителями. В 2009 году профессор Лайм Дональдсон, который занимал статус главы медицинской службы Великобритании, сделал заявление. По мнению ученого, главной причиной алкоголизации британского населения становится проведение вечеринок с распитием спиртного в присутствии малолетних детей.

Советы, которые помогут спасти детей от пьянства

Если родители хотят для своих детей светлого будущего без алкогольной зависимости, им необходимо полностью отказаться от распития спиртных напитков. Это решение не имеет отрицательных последствий, напротив, только положительные. Но даже пьющие родители могут изменить ситуацию в лучшую сторону. Нарколог-психотерапевт Николай Полосухин дает несколько рекомендаций, которые помогут сформировать здоровые привычки в семьях, где родители уже употребляют алкоголь:

  • Проводите поочередно домашние праздники с распитием алкоголя и без. Покажите своему ребенку, что для душевного веселья вовсе не обязательно выпивать.
  • Заранее оповестите приглашенных гостей, что распитие спиртного не предвидится. Придумайте альтернативу. Сделайте акцент на экзотических блюдах и безалкогольных напитках, придумайте конкурсы, неожиданные сюрпризы и сценарий праздника.
  • На застольях с распитием алкоголя, откажитесь от тостов, не делайте это одновременно и не привлекайте внимания. Устраните всевозможные ритуалы, связанные с выпивкой, отодвиньте ее на задний план.
  • Не пейте допьяна при детях. Постарайтесь, чтобы они не видели вас в таком состоянии.
  • Расскажите детям, что мечтаете избавиться от вредной привычки, как с ней тяжело жить и какую вину вы испытываете.
  • Проводите с ребенком больше времени, приобщайте его к спорту и искусству.
  • Постоянно подчеркивайте плюсы трезвой жизни. Ставьте ребенку в пример знаменитых и богатых людей, которые пропагандируют здоровый образ жизни и негативно относятся к алкоголю.
  • Обговорите с ребенком его первый опыт распития алкоголя. Определите подходящий для этого возраст и договоритесь с ребенком, что он не притронется к спиртному до того момента. Дайте установку, что это должно произойти дома в присутствии взрослых. Расскажите истории, в которых первый опыт принятия алкоголя обернулся для подростка бедой.
  • Не подчеркивайте ценность алкоголя в присутствии детей, не хвалите напитки, не превозносите их достоинств и не коллекционируйте.
  • Если общение с ребенком выстраивается трудно и возникают проблемы, лучше сразу обратиться к специалистам.

Зависимость от онлайн игр, и Интернета в целом, становится настоящей эпидемией, да что там — пандемией, заражающей все большее количество так называемых «домашних детей», и превращая их в зомби .

Сегодня, на психологическом сайте , Вы, уважаемые посетители, особенно родители, узнаете как уберечь детей от компьютерной зависимости , от онлайн игр, и вообще, от Интернет-зависимости .

Компьютерная зависимость у детей от онлайн игр

Отчего формируется компьютерная зависимость у детей , перерастающая в еще более опасную зависимость — от онлайн игр? …Совершенно верно — от большого числа повторений и длительного «зависания» ребенка в компьютере и в сети.

А отчего дети долго «торчат» у компьютера и часами играют в игры, в том числе, и в чрезвычайно вредные онлайн игры? Правильно — оттого, что им позволяют это делать родители.

А почему родители позволяют детям сидеть в интернет-сети и играть в игры? Нет, необязательно потому что они плохие и не любящие родители, и им наплевать на психическое развитие своего чада — лишь бы не мешал…

Возможно, потому что родители через чур заняты своей жизнью и бытом; возможно, потому что они не знают насколько опасно для детской психики воздействие компьютера и интернет игр; возможно, потому что родители не понимают и не осознают, насколько важно для развития полноценного ребенка РЕАЛЬНОЕ общение с родителями и со сверстниками; а возможно потому что родители совершенно не знают внутреннюю жизнь своего ребенка: его переживания, его интересы и мечты, его потребности и желания…

Так или иначе, но никто не умаляет права и большую ответственность родителей за правильное воспитание своих детей, за то, каким вырастит из ребенка взрослый человек, какая это будет личность.

Как формируется компьютерная, игровая зависимость у детей

Компьютерная, игровая зависимость еще мало изучена, но она имеет все сходства с другими видами зависимостей человека — в данном случае, психологической зависимости.

Кроме того, что компьютерная зависимость у ребенка формируется как «плохая привычка», т.е. за счет многократных и длительный повторений, т.е. частых и долгих игр и заседаний в сети, но главное, что игровая зависимость, особенно от онлайн игр, формируется от иллюзорного, виртуального удовлетворения своих базовых, подсознательных потребностей и желаний.

А именно — потребность общения, самораскрытия, самоактуализации, поднятия самооценки, закрепления Я-позиции , самоутверждения, самоидентификации…и т.д. и т.п.

Т.е. все то, что должно удовлетворятся у ребенка в реальных условиях, посредством общения и взаимодействия с родителями (в первую очередь с родителями) и со сверстниками, начинает иллюзорно удовлетворятся в компьютере, в онлайн играх и социальных сетях

В итоге, в восприятии ребенка происходит сбой, смешение реального и виртуального мира. Он может реальный мир воспринимать так же, как вымышленный, игровой мир, и вести себя в соответствии с законами игры — например, думать что у него несколько жизней.

Человеческий мозг — это всего лишь орган, очень сложный и малоизученный, но орган. А психика, или душа человека — это, условно говоря, программное обеспечение, которое обеспечивает обработку нашего восприятия действительности, отражает реальность и регулирует наше мышление, эмоции и поведение.

В процессе развития и воспитания мозг ребенка воспринимает различную информацию посредством органов чувств, а психика перерабатывает ее. И если мозгу давать постоянно вымышленную информацию, то психологически человек будет воспринимать ее как реальную, настоящую.

Задача родителей и заключается, не только в кормлении и одевании ребенка, но и в правильном «программировании» детской психики.

Что делать и как уберечь ребенка от компьютерной и игровой зависимости

Чтобы уберечь своего ребенка от компьютерной, игровой зависимости, родителям нужно:

  • Во-первых, самим подолгу не зависать в Интернете…, а если сами зависимы от игр — это Ваш выбор, но чтобы ребенок этого не видел;
  • Во-вторых, обеспечить контроль за деятельностью ребенка, особенно за количеством проведенного времени у компьютера (планшета, смартфона, игровой приставки) за играми, или другими развлечениями, включая соцсети (не более 1-го часа подряд, и не более 3-х часов в день)
  • В третьих, нужно как можно больше уделять времени на общение и взаимодействие с ребенком, особенно родителю того же пола (совместное времяпрепровождение: нормальные игры — уличные, спортивные, настольные; совместные просмотры фильмов, телепередач, чтение книг и др. печатных изданий с последующим обсуждением сюжета; проявлять неподдельный интерес и внимание к проблемам, потребностям и желаниям ребенка (и не с родительским менторством и критикой, а с уважением к растущей личности)…
  • В четвертых, осторожно, ненавязчиво выяснить скрытые интересы ребенка, его переживания, узнать по возможности мечты. Для этого нужно посмотреть в какие игры он играет дома, в какие игры играет у друзей, узнать какие книги читает, какие фильмы смотрит, какую музыку слушает — чем вообще интересуется… Очень много дают информации детские и подростковые странички в социальных сетях. НО, ни в коем случае не врываться в личное пространство ребенка, не давить на него, и тем более, не взламывать его соцсети и телефон. Все делать мягко и ненавязчиво, а главное, искренне…с любовью…
  • И в пятых, определить психофизиологические особенности ребенка: его темперамент , характер, эмоциональность…; посмотреть, не слишком ли замкнут, закрыт, необщителен — постараться ненавязчиво выяснить причину; узнать об его взаимоотношениях в группе (в классе, во дворе…) — какова его групповая роль; обратить внимание на отношение Вашего ребенка с младшими детьми, с домашними животными, с природой; если ребенок занимается творчеством: рисует , лепит, конструирует, сочиняет — то неподдельно заинтересованно обсудить его творения…
    И главное, никакой лжи, двойных стандартов и противоречивости в воспитании …

Что делать, если ребенок уже стал зависимым от компьютера, интернета и игр

Если Вы наблюдаете, что Ваш ребенок стал зависимым от компьютера, интернета и игр, т.е. часами сидит у монитора или за смартфоном, мало гуляет и общается со сверстниками в реальности, у него мало друзей, стал скрытен и нелюдим, не секретничает с Вами, ухудшилась успеваемость в школе, злиться если его отрывают от компьютера, не слышит Вас когда находится в игре (не может оторваться)…и другое подозрительное поведение и реакции…

То, первое что Вам нужно знать — это ни в коем случае не давить на ребенка и не делать резких поступков: отключил интернет, сломал компьютер, силой вытащил из игры, и т.п.