Как распознать депрессию у подростка. Депрессии у подростков лечение

Депрессия у детей и подростков — не просто плохое настроение, это серьезное эмоциональное расстройство, накладывающее отпечаток на развитие ребенка или подростка, его самочувствие, качество жизни.

В среднем депрессия встречается у 2% детей и 5% подростков.

Так как проявления депрессии у ребенка существенно отличаются от симптомов заболевания у взрослого, очень часто расстройство не диагностируется своевременно.

Причины

Выделяют следующие причины депрессии у детей и подростков:

  • Одной из причин возникновения депрессии у детей являются внутриутробные патологии. Длительная гипоксия плода, внутриутробные инфекции, энцефалопатия новорожденных со временем может обернуться депрессией;
  • Нормальные взаимоотношения в семье — основной фактор формирования психически здорового ребенка. Но не во всех семьях все гладко. Одни дети растут в неполных семьях, другие — в семьях, где кто-то из родителей (а может, и оба) злоупотребляет спиртными напитками или употребляет наркотики, третьи — в благополучных, на первых взгляд, семьях, только чрезмерная опека родителей не позволяет ребенку нормально развиваться, взрослеть, брать на себя ответственность;
  • Школа в плане социального развития после семьи находится на втором месте. Здесь ребенок учится общаться со сверстниками, выстраивать отношения, здесь он получает знания. В школьном микросоциуме он может стать успешным или нет, почувствовать себя умным или так себе. Только родители принимают своего ребенка таким, каким он есть (и то не всегда). В школе же нужно постоянно чему-то учиться, соответствовать, что-то доказывать. И не у всех это получается. Обиды, поражения, полученные в стенах школы, могут стать причиной депрессии у ребенка или подростка;
  • Все знают сказку о гадком утенке, который потом превратился в прекрасного лебедя. Так вот подростковый возраст — это период «гадкого утенка». Не стоит забывать о гормональных перестройках, происходящих в организме подростка. Изменения во внешности, в функционировании организма, сопутствующие этому, в сочетании с воздействием других факторов также могут спровоцировать появление депрессивных расстройств;
  • Часть людей, и подростков в том числе, предрасположены к развитию депрессии. Эта предрасположенность заложена в генах. Такая депрессия называется эндогенной. У детей она возникает редко, у подростков встречается чаще. Возникать она может без видимой причины или сам фактор незначительный (двойка на уроке, кратковременная ссора с подругой), вроде бы и не должен был спровоцировать возникновение депрессии, но не тут-то было. может периодически обостряться;
  • Детский и подростковый возраст — время познания себя и окружающего мира. Далеко не все получается. Первая любовь, экзамены, поступление в колледж или ВУЗ, не всегда успешное, а еще ранние беременности, браки. В общем, проблем в этом возрасте достаточно, как и причин для аффективного расстройства.

Основные проявления

Типичные проявления депрессии, такие как сниженное настроение, двигательная заторможенность и замедление мышления, детям не свойственны.

Эти симптомы встречаются в возрасте 12-14 лет и старше. Однако расстройство может развиваться и у дошкольников, описаны случаи депрессии у годовалых детей, только протекают аффективные расстройства у них атипично, маскированно.

Многие родители видят, что с ребенком или подростком происходит что-то непонятное, но даже и не подозревают, что это депрессия.

Как же тогда заподозрить наличие депрессии у ребенка, какие симптомы помогут в этом? Давайте детально остановимся на различных проявлениях детской и подростковой депрессии.

Чаще всего наблюдаются такие симптомы депрессии у детей и подростков:

  • потеря интереса к жизни и способности получать настроение, угрюмость, раздражительность;
  • изменение аппетита (может как снижаться, так и повышаться);
  • вялость, потеря энергии;
  • нарушения сна (бессонница, кошмарные сновидения или, наоборот, чрезмерная сонливость);
  • снижение успеваемости, плохое отношение к школе;
  • агрессивность, несвойственная ранее;
  • замкнутость, нежелание общаться с друзьями, ровесниками;
  • чувство собственной неполноценности, никчемности или вины;
  • суицидальные мысли или попытки;
  • жалобы на ухудшение состояния здоровья без объективных причин для этого, при обследовании какие-либо значимые отклонения в работе внутренних органов не обнаруживаются.

Клиническая картина

В первые годы жизни основной причиной возникновения депрессии у ребенка является разлука с матерью. После полугода у ребенка формируется выраженная привязанность к родителям, особенно к матери, и малыш враждебно реагирует на попытки разделить его с ними.

В столь юном возрасте основными проявлениями будут однообразное безрадостное настроение, выражение лица — печально-покорное. Такие дети обращают на себя внимание медлительностью, вялостью, безучастностью. Может также возникать беспричинное беспокойство, капризность, плаксивость, негативизм.

У детей эмоциональные проявления депрессии выражены слабо, на первое место выходят двигательные, вегетативные расстройства.

Симптомы детской депрессии, свойственные дошкольному возрасту — нарушения аппетита (он может как снижаться, так и повышаться), сна (бессонница или сонливость), энурез (недержанием мочи), вялость, заторможенность, чередование тревожности с плаксивостью. Такие дети могут иметь страдальческое выражение лица, ходят с опущенной головой, могут предъявлять различные жалобы, что их что-то беспокоит, болит (голова, живот, горло и т. д.), хотя выраженные проблемы со стороны внутренних органов отсутствуют.

В младшем школьном возрасте депрессия у детей может проявляться следующими симптомами: потерей интереса к играм, замкнутостью, вялостью, нарушением внимания и связанными с этим затруднениями в учебе. Энурез, снижение аппетита или повышение, и как следствие, ожирение, запоры, расстройства сна, кошмарные сновидения, страхи также могут возникать при депрессии.

Проявления, которые могут наблюдаться у подростков

У одних подростков может наблюдаться типичная картина депрессии: сниженное настроение, двигательная заторможенность, замедление мышления, у других — подростковая депрессия протекает атипично.

В этом возрасте появляются идеи малоценности, подросток может говорить про себя «я хуже всех в классе, я неспособный и т. п.», в высказываниях отрывками могут звучать суицидальные мысли «Кому я такой нужен? Зачем вы меня родили? Зачем мне жить?»

Предшествовать депрессивному эпизоду может длительное невыраженное снижение настроения — .

Двигательная заторможенность встречается не часто.

Некоторые родители не замечают происходящих в душе подростка переживаний, изменений, а лишь обращают внимание на неуспеваемость в школе, конфликты, ругают подростка за это, наказывают, и таким своим поведением могут еще более усугубить его состояние, подтолкнуть подростка к суицидальной попытке.

Депрессия в подростковом возрасте часто маскируется психопатоподобным поведением, употреблением алкоголя, наркотических веществ. Подросток не понимает, что с ним происходит, старается подавить тягостные переживания с помощью алкоголя или наркотиков, а это может привести к возникновению .

Подростковые депрессивные эквиваленты

У многих подростков депрессия протекает атипично, на первый план выходят совершенно не свойственные симптомы, в таком случае говорят о подростковых депрессивных эквивалентах.

Выделяют 3 основных эквивалента:

  • делинквентный;
  • ипохондрический;
  • астеноапатический.

Делинквентный эквивалент

Изменения в поведении и эмоциональном состоянии начинаются внезапно.

Подросток становится угрюмым, часто конфликтует с родителями и учителями, грубит, кажется, что все «делает на зло». Забрасывает занятия, бродит по улицам. Может оказаться в асоциальной компании, начать выпивать, однако употребление алкоголя не дает ожидаемого .

На всем поведении такого подростка лежит как бы печать отчаяния. Агрессия, направленная на близких, может смениться аутоагрессией и даже суицидальными попытками. Если попробовать узнать, что не так с подростком, не беспокоит ли его депрессия, он будет отрицать ее наличие, а свое настроение определит как «обычное». Этот вариант чаще наблюдается в возрасте 13-17 лет.

Ипохондрический эквивалент

Проявляется он различными жалобами на ухудшение состояния здоровья. Имеющиеся проблемы со здоровьем, как правило, преувеличиваются. Подростки охотно соглашаются на обследования, даже на неприятные процедуры. Могут уклоняться от учебы из-за болезни, бездельничать, валяться в постели, становиться раздражительными, плаксивыми.

Такие подростки часто говорят о болезни, связывают с ней свое плохое настроение и не возражают, что заболели от нервов. Они охотно будут принимать медикаменты, но могут преувеличивают побочные действия лекарств. Этот эквивалент может наблюдаться при реактивной депрессии у подростков, имеющих признаки истерической или . Чаще всего наблюдается в возрасте 15-18 лет.

Астеноапатический эквивалент

Первыми симптомами подростковой депрессии являются жалобы на затруднения в обучении. У подростка возникают трудности с сосредоточением, усвоением нового материала. При попытках что-то выучить, быстро сделать, наступает утомление, ухудшается продуктивность, вследствие этого занятие забрасывается.

Сам подросток становится вялым, бездеятельным, возникают . Он никуда не ходит, ни с кем не общается, сидит дома, не ищет развлечений, может жаловаться на скуку. На обвинения родных в лени реагирует раздражением.

Типичное подростковое течение расстройства

У подростков могут уже наблюдаться депрессивные расстройства, напоминающие таковые у взрослых, чаще всего это меланхолическая или тревожная депрессия.

Меланхолический вариант

Как правило, наблюдается у подростков в возрасте 15 лет и старше, преимущественно у девочек. Депрессивные расстройства представлены отчетливо: присутствует угнетенное настроение, малоподвижность, безысходная тоска. Такие подростки говорят тихим голосом, на вопросы дают короткие ответы, в подробности не вдаются. Имеющаяся заторможенность может достигать степени депрессивного ступора, когда подросток буквально замирает на месте, сидит неподвижно.

Суицидальные мысли возникают постоянно, однако двигательная заторможенность не позволяет их осуществить.

Для меланхолической депрессии, протекающей в подростковом возрасте, характерны идеи самообвинения, виновности перед родными, друзьями, учителями («это я во всем виновата», «без меня всем вам было бы легче», «от меня только одни несчастья»).

Могут присутствовать такие симптомы как бессонница, утрата аппетита, отсутствие менструации (если она уже ранее была) у девочек.

Тревожный вариант

При данной депрессии ведущим симптомом является тревога. Подросток и сам не может объяснить, что его беспокоит, тревожит, часто может испытывать беспочвенные волнения по поводу того, что на него могут напасть, убить, исключить из школы и т. д.

Тревога может сочетаться с трудностью восприятия окружающей обстановки, растерянностью, могут наблюдаться неглубокие нарушения ориентировки.

Как протекает тревожная депрессий у взрослых вы можете прочитать .

В следующей статье я остановлюсь на .

Последнее время Вера стала крайне непредсказуемой. Мало того, что она ходила зимой в короткой юбке и колготках (красота же требует жертв), так перед экзаменами совсем превратилась в нервную и вечно раздраженную особу - грубила учителям, ссорилась со сверстниками, а когда поняла, что не сдаст физику , предприняла попытку суицида. Помешали друзья…

Известно, что физическое и психическое состояние подростков развивается особо интенсивно: меняется тело, обостряются эмоции , возникает желание доказать всем свою правоту, а под влиянием стресса поведение подростков становится крайне непредсказуемым.

По данным ученых, девочки-подростки в 3 раза чаще страдают депрессией, чем мальчики. Считается, что это связано с более развитой эмоциональностью..

Как отличить обычный стресс у девочки-подростка от депрессии?

Важными критериями являются длительность проявления и тяжесть. Под длительностью понимают затяжное изменение настроения и поведения, длящееся несколько недель, месяцев, а то и лет. Под тяжестью понимают изменение качества жизни ребенка.

Например, девочка не только отказывается дружить с одним-двумя сверстниками, но и перестает общаться со всеми, не хочет/боится выходить из дома, мечтает уехать подальше ото всех.

Второй пример, когда девочка не просто перестает есть после шести , а фактически отказывается от еды, вызывает рвоту, если съела лишнего. Тоннами закупает журналы с дистрофичными моделями, часами рассматривает их фотографии, постоянно просит купить новую одежду, чтоб стать похожей на них. Устраивает истерики, если требования не выполняются.

Родителям важно распознать отклонение поведения от нормы и вовремя принять меры.

Как распознать?

Итак, если ваша дочь:

  • Внезапно бросила все увлечения, которые очень любила раньше (не переключилась на подобные, и именно бросила их);
  • Отказывается от прогулок с друзьями/с родителями, не желает выходить из дома;
  • Стала хуже учиться , труднее стала воспринимать учебный материал;
  • Чаще стала ссориться с родителями/братьями-сестрами;
  • Раздражается без видимых на то причин;
  • Мучается усталостью и одновременно бессонницей или, наоборот, чрезмерной сонливостью;
  • Ест больше, чем обычно, или истязает себя диетами. Жалуется на боли в животе;
  • Постоянно говорит фразы типа «Устала от всего», «Все достали», «Все надоело», «Меня никто не понимает», «Все такие (всеобщее оскорбление)!», намекает/угрожает суицидом, с упоением рассказывает о суицидах других, например, говорит, что «кровь из вены течет красиво».

стоит предпринимать меры - это подростковая депрессия.

Причины депрессии девочек-подростков

  1. Поло-ролевая социализация, сопровождающая половое созревание. Влияние окружающих (СМИ, сверстники) вынуждает девочек стремиться быть более привлекательными. Порой желание стать идеальной приобретает самоуничтожающий характер. Развивается нарушение пищевого поведения (анорексия, булимия).
  2. Социальные перемены - переходы из начальной школы в средние и старшие классы.
  3. Снижение самооценки. Обычно в 9-10 лет девочки относятся к себе позитивно, у них словно есть установка «Я принцесса! Меня все любят». По мере взросления их самооценка падает. Одна треть девочек выносит из отрочества ущербную «Я ничто, я некрутая, я некрасивая и т.п.», меньшую уверенность в себе, своих способностях, заниженный уровень притязаний.
  4. Стрессы, проблемы в общении с ровесниками, семейные конфликты.
  5. Пережитое физическое и/или сексуальное насилие, пренебрежительное отношение родителей.
  6. Высокий коэффициент интеллекта (IQ выше 180). Считается, что дети высокого интеллектуального уровня оказываются менее приспособленными и счастливыми, чем дети, чей интеллект ниже. Кроме того, всегда добавляется негативное влияние социума. Например, в некоторых школах талантливые дети зачастую подвергаются насмешкам и унижениям. Их одноклассники следуют негласному правилу «Быть умным - немодно». Стремление идти против всех расценивается как предательство коллектива. А поскольку дети с высоким интеллектом часто не могут себя защитить, они тут же становятся изгоями и впадают в депрессию.
  7. Наследственная предрасположенность , постоянное проживание с близкими, которые страдают депрессией.
  8. Наличие серьезных физиологических заболеваний, прием определенных медикаментов (стероиды, обезболивающие средства).

Как самой не впасть в депрессию, думая, что «Я - плохая мать»

Как-то дети писали сочинение на тему «Твой лучший друг». Одна ученица, подойдя ко мне, шепнула «Мой лучший друг - мама» и заплакала от своей откровенности. Я уверена, любая мама была бы счастлива, услышав подобное.

Если ваша дочь не может сказать вам этого, если вы заметили у нее признаки депрессии, легко и самой впасть в депрессию под лозунгом «Я - плохая мать». Наслушавшись учителей, начитавшись книг, наблюдая за дочерью, у матери возникает предательское чувство вины, еще более ухудшающее положение. Как же самой не впасть в эту депрессию?

Чем вызвана депрессия у девочек-подростков?

1. Требуется осознать, что ваш ребенок - живой человек. Он может испытывать как положительные чувства, так и отрицательные. Это нормально. Если мать стремится разными способами избежать у дочери проявления этих чувств или того хуже, закрывает на это глаза - она их не принимает.

Что делать? Иногда так хочется ответить дочери: «Это все мелочи, пройдет» или «Все несерьезно, повзрослей сначала». Более выигрышным будет вариант, если вы скажете: «Я вижу, что тебе грустно/плохо/ты не хочешь никого видеть. Если захочешь поговорить, я всегда рядом».

2. Также требуется осознать, что ваш ребенок не может быть идеальным. Как бы ни хотелось его таким воспитать. На самом деле, попытка «слепить идеального ребенка» есть не что иное, как попытка реализовать саму себя такой, какой у вас когда-то не получилось стать.

Что делать? Во-первых, не стоит сравнивать вашу дочь с другими детьми по типу: «У тебя депрессия, а вот у других ее нет, другие девочки такие жизнерадостные и общительные». Ваша дочь и другие дети находятся совершенно в разных средах и реагируют на них так, как того требует их природа. Если человеку плохо, он защищается депрессией. И это тоже нормально.

Во-вторых, следует обособиться от мнения общества. Если кто-то хвалит своих детей и нападает на вас, значит, этот кто-то сам себе устроил психотерапию. У него проблемы и он решил возвыситься в собственных глазах, используя вас. Это его проблемы, но никак не ваши.

3. Нужна эмоциональная заинтересованность. «Я всегда на работе, когда заниматься дочерью?» - говорят многие мамы. Если вам кажется, что вы мало уделяли/уделяете ребенку внимания, задумайтесь, а нужно ли вашей взрослой дочери ваше максимальное присутствие рядом? Скорее всего, нет. Во-первых, это невозможно, во-вторых, быстро надоест.

Что делать? На самом деле, вашему ребенку нужно не столько ваше присутствие, сколько эмоциональная заинтересованность в вас. Не сколько интеллектуальные знания, сколько личностное общение - совместные дела, игры, спорт, дуракаваляние, разговоры по душам , кидание подушками и прочие приятные мелочи.

В чем-то я, может, утрирую, но смысл понятен. Стать для своего ребенка лучшим другом - величайшее достижение, которое возможно. Как это сделать, описано ниже.

Как предотвратить депрессию или как помочь девочке-подростку избавиться от нее?

1. Организуйте дочери крепкий здоровый сон , сделайте так, чтобы она чаще гуляла на свежем воздухе, желательно в солнечную погоду. Солнце стимулирует выработку гормона счастья - серотонина, который отвечает за хороший сон, настроение и аппетит.

2. Включите в распорядок дня девочки физические нагрузки - работу по дому, восточные или современные танцы, занятия спортом, совместные подвижные игры, выезды на природу, на пляж. С помощью активных физических нагрузок вырабатывается эндорфин - гормон радости, который помогает освободить голову от ненужных мыслей и настраивает на положительный лад.

3. Организуйте правильное питание . Известно, что бананы, цитрусовые и шоколад (в умеренном количестве) являются наилучшими антидепрессантами. Бананы богаты серотонином, шоколад - фенилэтиламином (улучшает настроение , повышает концентрацию внимания), вкус и запах цитрусовых заряжает энергией, бодрит, помогает сконцентрироваться.

4. Будьте для ребенка самым лучшим другом. Исключите одиночество девочки. Не давайте ей поводов думать, что она одна на белом свете, никому не нужна, неинтересна. Общайтесь с ребенком на интересные ей темы, рассказывайте случаи из своей жизни, сейчас или потом они обязательно ей пригодятся.

Если она сопротивляется (возможно, вы раньше мало общались), закрывает дверь, протестует, скажите, что хотите поговорить о себе. Не скрывайте от дочери свои проблемы, делитесь с ней, вместе обсуждайте. Ребенок должен чувствовать себя нужным и незаменимым. Приучите дочь общаться с вами - выслушивая вас, она научится в ответ делиться с вами сокровенным, увидит в вас человека, которому можно доверять.

  • Индивидуальную или групповую психотерапию. Она поможет девочке узнать, что конкретно не так складывается в ее жизни и как можно изменить ситуацию к лучшему. Например, как избавиться от проблем в школе, как построить хорошие взаимоотношения со сверстниками.
  • Прием антидепрессантов. Иногда врач назначает лекарства, помогающие вернуть психологическое и эмоциональное равновесие.

Ольга ВОСТОЧНАЯ,
психолог

Подростковый период – непростое время, как для самих подростков, так и для их родителей. Перепады настроения и чувствительное отношение к окружающему, может привести подростка к депрессии. Что делать в такой ситуации?

Признаки депрессии у подростков

Чтобы выяснить, находится ли подросток в депрессивном состоянии, следует обратить внимание на следующие признаки:

При проявлении части этих признаков, можно судить о том, что подросток находится в депрессии. Необходимо обратиться за консультацией к специалистам.

У депрессивного подростка обычно всегда плохое настроение и заторможена двигательная активность. Также могут наблюдаться замедленные процессы мышления.

Причины депрессии у подростков

Основной причиной проявления депрессии в подростковом периоде являются гормональные изменения в растущем организме. Таким изменениям подвергаются все люди в возрасте от 12 до 18 лет. Однако протекает гормональная перестройка во время у всех в разной степени интенсивности.

Некоторые подростки проходят этот период уходя в себя. Они могут впадать в лирические настроения и писать печальные стихи. Депрессия у таких подростков проходит в легкой форме и не требует медикаментозного вмешательства. Поведение легко корректируется и они возвращаются к обычной размеренной жизни.

Но часть подростков проходят этап гормонального всплеска в тяжелой форме. У них даже может появиться тяга к самоубийству. Такие молодые люди обычно очень подозрительные и осторожно относятся к окружающим, начиная с раннего возраста. Многие подростки, которые склонны к депрессиям, наблюдаются у невролога или психиатра.

Также к этой группе относятся дети из проблемных семей и детского дома. Подросток, которого чрезмерно опекают родители, также может оказаться в этой группе, так как у него нет возможности нормально развиваться и учиться ответственности за свои поступки.

В тяжелых случаях обязательно следует пройти курс лечения, иначе это может привести к ухудшению психического состояния. Это может вылиться в различные психологические расстройства и суицидальные попытки.

Причины возникновения депрессии могут быть связаны с внутриутробной патологией. Дети, которые были подвержены инфекциям и недостатку кислорода в момент нахождения в утробе матери, также склонны к депрессивным состояниям.

Причиной депрессии также могут стать напряженные отношения со сверстниками в стенах школьного учреждения.

Склонность к депрессивным состояниям может передаваться по генам. Такое состояние называется эндогенной депрессией. Она может возникнуть из-за незначительной причины в виде плохой оценки или ссоры с друзьями.

Как лечить депрессию у подростков

Заметив у своего ребенка признаки депрессии, родители, начиная его ругать и конфликтовать, еще больше подталкивают его к суицидальным мыслям. Чтобы эффективно справиться с этапом гормональной перестройки у подростка необходимо во время начинать лечение.

Обращаться к психиатру или психотерапевту необходимо, если:

  • были замечены на теле ребенка следы от самоповреждения в виде порезов или сбитых кулаков;
  • подросток отказывается от еды несколько дней подряд;
  • суицидальные мысли прослеживаются через творческие работы или высказываемые мысли;
  • ребенок начинает вести себя неадекватно, часто дерется, вступает в агрессивные конфликтные ситуации и нарушает закон;
  • подросток изолируется от окружающих его людей;
  • у него наблюдается прогрессия апатичного состояния.

Прежде чем начинать терапию, врачи должны провести исследования и тесты, на основании которых назначается определенный курс лечения. Нельзя заниматься самолечением и надеяться на разрешение ситуации.

После проведения обследования подростка неврологом, терапевтом и психологом, на основе поставленного диагноза начинается лечение. Оно может включать в себя прием антидепрессантов, различных витаминов, гормональных препаратов и стимулирующих средств. Также могут назначаться обезболивающие лекарства и препараты для восстановления функций иммунитета.

Обязательным в курсе терапии являются занятия с психологом. Они могут проходить как в индивидуальном порядке, так и в группе.

Для профилактики проявления депрессии подростков рекомендуется:

  • с пониманием относиться к своему ребенку;
  • находить время для того, чтобы выслушать и помочь;
  • принимать подростка как есть, несмотря на его недостатки;
  • избегать критики и конфликтных ситуаций;
  • показывать способы выхода из конфликтов на собственном примере;
  • увлекать ребенка спортом.

Подростки подвержены перепадам настроения. Они тонко воспринимают все, что происходит вокруг. Взрослые расценивают поведение подростков, как переходный возраст. Однако, проблема имеет более серьезные основания и часто вызывает которых нужно доверить квалифицированным психологам.

Депрессия – проблема психологического характера. Подростки, которые страдают от депрессии, испытывают чувство одиночества и вины. Они очень чувствительны и нередко имеют низкую самооценку. Для того чтобы состояния подростка как можно быстрее пришло в норму, близкие, находящиеся рядом с ребенком должны проявить заботу и внимание. Важно уметь вовремя распознать проблему.

  • В первую очередь нужно сделать так, чтобы атмосфера в семье была спокойной, необходимо избегать конфликтов.
  • Любовь и забота близких будут основным терапевтическим средством, которое поможет ребенку преодолеть депрессию.
  • Необходимо говорить с ребенком, быть в курсе событий, которые происходят в его жизни.
  • При этом важно соблюдать корректность и не навязывать свое мнение и советы.
  • Важно показать свою заинтересованность и готовность прийти на помощь.


Депрессию можно спутать с угнетенным состоянием. Но депрессивные состояния имеют ряд характерных симптомов и признаков. Учитывая эти факторы, можно с абсолютной точностью определить, что же именно происходит с подростком.

К основным признакам депрессии у подростков относят:

  • Равнодушие ко всему, что происходит вокруг, отрешение от реальности. Подростку становится неинтересным все то, чем он увлекался ранее.
  • Подростку становится сложно сосредоточиться на чем-либо.
  • У ребенка пропадает аппетит.
  • Подростка часто беспокоят головные боли.
  • Раздражительность, склонность к истерикам, агрессия.
  • Подростка могут посещать мысли о суициде. Ребенка начинают интересовать фильмы и музыка мрачного содержания.

Подростку становится безразлична его собственная жизнь. У него отсутствуют планы на будущее.


Как избавиться от депрессии подростку

Переживания и беспокойства, происходящие во внутреннем мире подростка, будут непременно иметь и внешние проявления. У ребенка могут возникнуть проблемы в школе, он может конфликтовать как со сверстниками, так и со взрослыми. В особо тяжелых случаях, подросток может пристраститься к алкоголю или наркотикам. Все это говорит о том, что ребенку нужна помощь.

Если родителям не удается самостоятельно устранить депрессии у подростков лечение придется доверить специалистам. Помощь психотерапевта будет необходима. Только врач сможет разобраться в проблеме и дать полезные рекомендации. Возможно, подростку придется принимать некоторое время антидепрессанты. В некоторых случаях может помочь семейная терапия.


Антидепрессанты у подростков

Если у ребенка диагностирована тяжелая форма депрессии и ему не помогают сеансы психотерапии, врач может назначить антидепрессанты для подростка . Родителей часто настораживает то, что ребенку придется пить такие лекарственные препараты. Ведь существует мнение, что они вызывают привыкание.

В настоящее время разработаны и выпущены в продажу легкие антидепрессанты нового поколения. Эти лекарственные препараты мягко воздействуют на психику и не вызывают привыкания. К том же они не имеют множества побочных эффектов. Их действие направлено на регулирование биохимических процессов, которые происходят в головном мозге.

Хорошо себя зарекомендовали в борьбе с детской и подростковой депрессией лекарственный препарат флуоксетин . Эффективными средствами являются циталопрам и сертралин . И все же, необходимое для лечения средства должен назначать только врач. Только он знает, какое лекарственное средство поможет подростку справиться с недугом.

В последнее время в прессе все чаще стали появляться сообщения о случаях самоубийства среди подростков. Чаще всего причинами самоубийства становятся депрессивные состояния. Такие состояния развиваются не за час и не за день. Депрессия – это длительно протекающее состояние. Продолжительность депрессии чаще всего более двух лет, однако, могут встречаться и менее краткосрочные состояния (от 2-х недель до 2-х лет).

Причины депрессии у детей

Развитию депрессии способствуют следующие факторы:

1. Патология раннего неонатального периода: хроническая внутриматочная гипоксия плода, рождение детей с асфиксией, наличие энцефалопатии новорожденных, внутриутробные инфекции. Все эти состояния приводят к поражению головного мозга.

2. Семейный климат: неполная семья, конфликты в семье, «сверхопека» матерями, отсутствие заботы со стороны родителей, отсутствие должного сексуального воспитания со стороны родителей. Очень часто в неполных семьях дети не могут рассказать своему родителю обо всех своих проблемах, особенно это касается семей, где дочь воспитывает только отец. В таких семьях дети замыкаются в себе, весь груз проблем ложиться только на их плечи, и иногда они с этим грузом не справляются. Частые конфликты в семье приводят к идеям у ребенка, что он является обузой для родителей, что без него им бы жилось намного легче. При наличии «сверхопеки» со стороны матери, дети не способны адаптироваться к окружающей среде и обществу, без отсутствия поддержки со стороны матери они становятся совершенно беспомощными. Подростковый возраст – это период экспериментов, особенно в сексуальном плане. При отсутствии сексуального опыта, очень часто могут возникнуть проблемы и неудачи при первом сексуальном контакте. При достаточной информированности ребенка в сексуальном плане это обстоятельство не вызовет у подростка отрицательной реакции, однако, при отсутствии полового воспитания, такая ситуация может негативно сказаться на подростке, что приведет к его замкнутости.

3. Подростковый возраст. Как уже говорилось выше, подростковый возраст – это период экспериментов. Помимо ранее описанных проблем, в этот период происходит гормональная и структурная перестройка организма. У девочек появляются первые месячные, у мальчиков ночные поллюции (ночное семяизвержение), изменяется форма тела, появляются юношеские прыщи. Из-за переизбытка гормонов дети становятся более агрессивными, в их среде появляются лидеры, которые диктуют тот или иной образ жизни. Если ты не соответствуешь этому образу, ты не можешь попасть в группу общения, а значит, ты оказываешься за бортом общественной жизни. Все это может привести к отчуждению ребенка из общества, появлению мыслей, что он не такой как все.

4. Частая смена места жительства. У ребенка должен быть круг общения, друзья. При частой смене места жительства ребенок не может завести полноценных друзей, с которыми он мог бы проводить свободное время, делиться секретами.

5. Проблемы в учебе. Современный учебный процесс слишком перегружен предметами, не каждый ребенок способен справиться со школьной нагрузкой. Отставание по школьной программе изолирует ребенка от его одноклассников, делая его очень уязвимым в психическом плане.

6. Наличие компьютера и Интернета. Достижения технологии позволили объединить целый мир, сузив его до монитора компьютера, однако, это плохо сказалось на способности молодежи к общению. У детей сужается круг интересов, они не способны ничего обсудить со своими сверстниками, кроме того, насколько он «прокачал» своего героя или скольких «ботов» он «замочил» вчера. Дети становятся стеснительными при личной встрече, им тяжело подобрать слова, ведь в компьютере так легко спрятаться за парой смайликов. При этом единственной формой общения у них является общение в чате.

Депрессия у ребенка может развиться вследствие воздействия острых или хронических стрессов (смерть или тяжелая болезнь близких, распад семьи, ссора с близкими людьми, конфликты со сверстниками и т.д.), но может начинаться вне связи с какими-то видимыми причинами на фоне полного физического и социального благополучия, что, как правило, связано с нарушениями нормального протекания биохимических процессов в головном мозге. Выделяют так называемые сезонные депрессии, возникновение которых связано с особой чувствительностью организма к климатическим условиям (часто проявляется у детей перенесших гипоксию, получивших различные травмы в родах).

Симптомы депрессии у ребенка

Депрессии подвержен в наибольшей степени подростковый возраст. Выделяют раннюю (12-13 лет), среднюю (13-16 лет) и позднюю (старше 16 лет) депрессию.

Депрессия проявляется классической триадой симптомов: сниженное настроение, сниженная подвижность и сниженное мышление.

Снижение настроения в течение дня при депрессии неравномерно. Чаще всего в утренние часы настроение более приподнятое, дети довольно охотно идут в школу. В течение дня настроение постепенно снижается, пик сниженного настроения приходится в вечернее время. Детей ничего не интересует, может беспокоить головная боль, в редких случаях возможно повышение температуры тела. Дети жалуются, что у них все плохо, что у них постоянные проблемы в школе, конфликты с учителями и учениками. Никакие успехи их не радуют, они постоянно видят только отрицательные стороны даже в самых хороших вещах.

Помимо сниженного настроения случаются так называемые вспышки очень хорошего настроения. Дети шутят, веселятся, однако, такое приподнятое настроение длится недолго (от нескольких минут, до часа), а затем сменяется опять сниженным настроением.

Снижение подвижности проявляется в нежелании двигаться, дети либо постоянно лежат, либо сидят в одной и той же позе, чаще всего сгорблено. Физический труд не вызывает у них никакого интереса.

Мыслительный процесс у детей замедлен, речь тихая, замедленная. Дети с трудом подбирают необходимые слова, для них становится проблематичным выстроить ассоциативный ряд (например, свадьба-невеста-белое платье-фата). На вопросы дети отвечают после некоторой паузы, чаще всего только одним словом или просто кивком головы. Происходит зацикливание на одной мысли, чаще всего с отрицательным оттенком: меня никто не любит, у меня все плохо, у меня ничего не получается, все стараются сделать мне что-то плохое.

У детей снижается аппетит, они отказываются от еды, иногда могут не есть несколько дней. Спят мало, беспокоят бессонницы, так как зацикливание на одной мысли мешает процессу засыпания. Сон у детей поверхностный, беспокойный, не позволяет организму отдохнуть в полной мере.

Мысли о самоубийстве возникают не сразу, чаще всего для их возникновения необходим длительный срок заболевания (от года и более). Одной мыслью о самоубийстве не ограничивается. Дети придумывают себе план действия, продумывают варианты ухода из жизни. Такой вариант течения заболевания наиболее опасный, так как с легкостью может привести к летальному исходу.

Помимо психологических нарушений очень часто возникает соматическая симптоматика. Такие дети часто обращаются за медицинской помощью с жалобами на общее недомогание, слабость, боли в груди, сердце, животе, головную боль, возможно повышение температуры тела, которое часто расценивается, как персистирующая (циркулирующая) в организме инфекция.

В связи с наличием психоэмоциональных нарушений дети начинают отставать в школе, теряется интерес к каким-либо развлечениям, дети перестают заниматься хобби, даже если до этого они уделяли ему все свое время.

Как уже говорилось ранее, течение болезни длительное и оно может протекать годами. Поэтому, если ребенок живет в семье с родителями, заметить симптомы достаточно легко. Другое дело, если ребенок проживает в общежитии. Днем сокурсники видят его обычного, без изменений, так как ухудшение состояния обычно происходит в вечернее время, а вечером ребенок чаще всего находится один в комнате общежития, где его никто не видит. Для администрации такой ребенок не представляет никакого интереса, так как он не нарушает порядка.

На что необходимо обращать внимание родителям?

В первую очередь необходимо разговаривать с ребенком, интересоваться его жизнью, проблемами в школе. Необходимо обращать внимание на интонацию, наличие планов на будущее, оптимистические взгляды на завтрашний день. Обращать внимание на наличие друзей у вашего ребенка, интересоваться, чем он занимается после школы. Необходимо обращать внимание на то, сколько ребенок проводит времени, не занимаясь никакими делами. У некоторых детей – это лень, однако даже самого ленивого ребенка можно заставить что-то делать, подкупив его, ребенка же с депрессией ничего не интересует, ни подарки, ни поощрения.

Замкнутость и отсутствие друзей иногда может наблюдаться также при онанизме, когда дети стараются уединиться, избежать посторонних глаз. Частые перепады настроения могут наблюдаться при приеме ребенком наркотических веществ. В этом случае обращают на себе и другие признаки наркомании: предпочтение ношения одежды с длинными рукавами, светобоязнь, повышенная раздражительность, не способность сконцентрировать внимание на одном занятии (неусидчивость), обнаружение шприцов, иголок, непонятных пакетиков.

Обследование ребенка с депрессией

Лечение детей с депрессией

При тяжелых случаях, когда ребенок высказывает суицидальные масли, в особенности, когда у него есть конкретный план ухода из жизни, лечение необходимо проводить только в стационаре, в отделении пограничных состояний.

При более легких формах заболевания лечение можно проводить в домашних условиях. Ребенок на протяжении всего курса лечения должен жить обычной жизнью: ходить в школу, заниматься домашней работой, ходить в магазин за покупками.

В педиатрической практике очень хорошо себя зарекомендовал препарат Адаптол. Этот препарат очень хорошо переносится, не имеет побочных действий, не вызывает сонливости. Препарат нормализует сон, улучшает настроение, усиливает устойчивость организма к психо-эмоциональным нагрузкам. Принимать препарат необходимо в дозировке 300 мг по 1 таблетке 3 раза в день. Продолжительность лечения от 2-х недель до месяца. При выраженной симптоматике, адаптол необходимо принимать в дозировке 500 мг 2-3 раза в день на протяжении 3-х недель, а затем перейти на дозировку 300 мг и продолжить прием еще 1 месяц. Этот препарат помимо психо–эмоциональной симптоматики, так же хорошо снимает соматические проявления депрессии: уходит боль, нормализуется температура. Применение адаптола при частых головных болях, болях в сердце, частых повышениях температуры тела, является одним из способов точно установить диагноз и выделить из группы детей пациентов с депрессией.

Так же в амбулаторных условиях можно применять такой препарат, как тенотен. Тенотен является гомеопатическим препаратом, который блокирует некоторые белки головного мозга. Хорошо снижает чувство тревоги, улучшает сон, нормализует аппетит. Препарат способствует улучшению концентрации внимания, нормализации памяти.

В тяжелых случаях применяют антидепрессанты: амитриптилин, пиразидол, азафен. Данные препараты должны применяться только под контролем врача, и желательно только в стационаре.

Но никакое лечение депрессии у детей не будет полным без позитивных изменений в его семье, родители должны принять «настоящего ребенка», его нужды и стремления вместо своих собственных ожиданий, вместо «ребенка своей мечты». При проведении психотерапии работают над укреплением самооценки ребенка, развитием его способности выражать свои чувства, делиться ими, шаг за шагом справляться с проблемами и конструктивно воздействовать самому на сложившуюся ситуацию.

Профилактика депрессии у детей

Для профилактики развития депрессии у детей необходима организация психологической помощи в школах и училищах, детям необходимо объяснить необходимость посещения психолога при возникновении проблем. Необходимо улучшать климат в семье, стараться заниматься какими-нибудь делами всей семьей (пикники, походы в лес, спортивные игры). Интересуйтесь жизнью вашего ребенка, покажите насколько интересно то, чем он увлекается, для вас. Старайтесь знать друзей вашего ребенка, однако, необходимо, чтобы это было ненавязчиво, все должно происходить в форме беседы, когда ребенок сам все рассказывает вам. Обращайте внимание на поведение ребенка, замечайте все новые пристрастия у вашего ребенка.

Самостоятельно ребенок не сможет выйти из депрессивного состояния , поэтому задача родителей вовремя обратить внимание на изменение в личности ребенка и обратиться за медицинской помощью.

Ребенок чаще должен находиться на воздухе, быть активным при дневном свете и отдыхать в полной темноте. Это благоприятно воздействует на весь организм, нормализует биоритмы.

Врач педиатр Литашов М.В.