Как научить ребенка писать букву у прописью. Как научить ребенка писать прописными буквами

Всем родителям хочется, чтобы их ребенок (помимо того, что был здоровым и счастливым) считался уникальным, чтобы он демонстрировал лучшие результаты в учебе, спорте, музыке или хотя бы – не отставал от сверстников.

Именно с этой целью родители начинают с крошечного возраста проводить полноценные занятия со своими детками, пытаясь научить их писать, читать, считать и т.д.

Иногда такие занятия оправданы, но иногда даже вредят ребенку, потому что являются проявлением амбиций мамы и папы.

Если уж вы примеряете на себя роль учителя, то должны знать, как научить ребенка писать и с какого возраста нужно начинать заниматься этим вопросом, чтобы не навредить малышу.

Нельзя научить ребенка писать, не позаботившись о развитии моторики его рук

Я помню своего одноклассника, который никак не мог освоить письмо.

Ручка в его руках будто жила своей жизнью и отказывалась выводить на бумаге буквы.

Только теперь я понимаю, что проблемы у мальчика были из-за того, что родители не позаботились о развитии моторики его рук.

К счастью, у нас была хорошая первая учительница, которая много времени уделяла своему «трудному» ученику и уже через два месяца он нагнал сверстников и начал лихо выводить буквы на бумаге.

Не повторяйте ошибок родителей моего одноклассника, тем более, что моторику рук развивают занятия, которые очень нравится малышам, если делать их совместно с родителями в игровой форме:

    Лепка из пластилина или соленого теста.

    Чем мельче детали фигурок лепит дитя, тем лучше.

  1. Игры с мягкими резиновыми игрушками, которые можно мять.
  2. Аппликации из бумаги.
  3. Оригами.
  4. Рисование и раскрашивание картинок.
  5. Создание композиций из обычных прищепок.
  6. Игры с маленькими предметами: пуговицами, фишками, детальками лего и т.д.

Как научить ребенка писать: 3 периода

Заниматься с ребенком нужно.

Сложнее всего научить ребенка писать.

Вам потребуется приложить максимум усилий, запастись терпением и продумать все нюансы, чтобы добиться желаемого.

Обучение письму детей можно условно поделить на три периода:

  1. Подготовительный.
  2. Обучение письму печатными буквами.
  3. Обучение письму прописью.

Если вы не хотите навредить своему маленькому сокровищу, то придерживайтесь советов учителей и педиатров, которые в один голос твердят: не нужно мучить трехлетних крошек уроками правописания, не начинайте заниматься слишком рано.

А еще специалисты настаивают на важности подготовительного периода, который ни в коем случае нельзя игнорировать.

Как научить ребенка писать: подготовительный период

Прежде чем приступать собственно к написанию букв, нужно научить деток правильно:
  • сидеть за столом;
  • держать ручку;
  • располагать на столе тетрадку;
  • наклонятся над ней не слишком низко, чтобы не утыкаться носом;
  • правильно ориентироваться в пространстве: понимать, например, где верхний левый угол листа бумаги, с которого и нужно начинать писать;
  • сосредотачивать на каком-то занятии и т.д.

Вы должны убедиться, что у вашего сына или дочери достаточно развита моторика и он в состоянии не только держать ручку, но и выводить ею на бумаге буквы.

А еще, прежде чем учиться писать буквы, нужно, чтобы ребенок их знал, поэтому в подготовительный период входит также изучение алфавита.

Подготовительный период длится с 4 – до 5 лет.

Как научить ребенка писать прописными и печатными буквами?

Если вы провели подготовку и убедились, что все буквы ваш малыш знает, да и с моторикой у него все нормально, то, начиная с 5–5,5 лет, можно приступать к письму печатными буквами.

Сначала пусть малыш научится писать заготовки для букв: палочки, кружочки, полукруги, закругленные палочки и прочее.

Затем приступайте к написанию наиболее простых букв, например, «о», «п», «н», «л», «а» и прочих.

Постепенно двигайтесь к более сложным: «ж», «щ», «я», «д» и т.д.

А вот с курсивным письмом все обстоит гораздо сложнее.

Этими уроками вообще не следует напрягать кроху дошкольного возраста.

Сейчас дети идут в школу рано, в 6 лет, поэтому дождитесь, чтобы учитель учил ребенка писать прописью, потому что это достаточно сложно и, не умеючи, можно навсегда испортить почерк малыша.

Главные ошибки родителей, которые хотят научить ребенка писать

Обучать свое чадо тому, что знаешь и умеешь сам, необходимо, помогать школьным учителям, проводя домашние уроки – тоже.

Но часто родители забывают пословицу о том, что «благими намерениями выложена дорожка в ад», поэтому и совершают слишком много ошибок.

Вот наиболее распространенные из них:

  1. Заниматься письмом с дошкольниками больше, чем 15 минут в день.
  2. Наказывать школьника, который никак не может научиться писать, кричать на него, не пытаясь разобраться в причинах и найти способы помочь своему дитю.
  3. Заставлять дошкольника писать, когда у него не получается это делать.

    Возможно, его время просто не настало и нужно подождать до школы, чтобы учитель занялся его обучением.

    Возможно, проблема в вас и вы просто делаете что-то не так.

  4. Спешка родителей, которые пропускают подготовительный период, сразу же приступают к обучению ребенка письму и сердятся, если он на следующий день не начинает переписывать страницы из книг каллиграфическим почерком.
  5. Слишком серьезный подход в обучении письму дошкольников.

    Например, деткам до 6 лет вообще все уроки нужно проводить только в игровой форме, иначе малышу будет слишком сложно воспринимать новую информацию.

    Не начинайте уроки слишком рано.

    Не стоит пытаться учить кроху писать, пока ему не исполнилось 5 лет.

    Доказано, что дети, которые слишком рано осваивают письмо, во взрослом возрасте имеют плохой почерк.

    Не перебирайте на себя функции учителя, оставайтесь родителем.

    Освоить столь сложный навык как письмо можно только в результате длительных и систематических занятий, которые могут дать только школьные уроки.

Чтобы научить ребенка не просто писать, а красиво писать,

Еще несколько советов для тех, кто пытается самостоятельно научить ребенка писать

  1. Письмо – сложнейший навык, который формируется медленно, для его освоения нужно не менее 3–4 лет.
  2. Читайте специализированную литературу, чтобы обучать своего малыша правильно, а не действовать по наитию.
  3. Прописи – до сих пор актуальны для обучения деток, главное – выбрать правильную пропись, соответствующую возрасту и уровню .
  4. На начальном этапе обучения не используйте расчерченную бумагу (тетради в линейку или клетку), лучше – альбом.
  5. Визуализируйте информацию, которую хотите донести до малыша, используйте картинки, наглядные примеры, ассоциации и т.д.

Если вы испробовали все методы, но до сих пор не знаете, как научить ребенка писать, возможно, следует доверить проведение уроков специалисту.

Он наверняка справится лучше.

Полезная статья? Не пропустите новые!
Введите e-mail и получайте новые статьи на почту

Умение писать – это один из самых важных навыков наряду с чтением, которым должен овладеть любой человек (см. также: ). Многие родители необоснованно считают, что начинать учить ребенка надо как можно раньше, что именно это умение является высшим показателем уровня развития. Так ли это? Многие специалисты сходятся во мнении, что не стоит начинать учить ребенка письму до тех пор, пока ему не исполнится 5-6 лет. Обучение красивому письму дошкольника – занятие не из простых, требуется собранность, усидчивость и внимательность.

Все родители хотят гордиться своим чадом и пытаются научить его писать в раннем возрасте. Но такой подход может только навредить, если не знать, как правильно заниматься с ребенком

Дети же в возрасте 3-4 лет, в основном своем числе, непоседы. Они хотят бегать, прыгать, играть, но никак не выводить какие-то буковки и циферки в скучных прописях. Если же вы все-таки решились обучить ребенка письму, то запомните: теперь вам надо будет заниматься с малышом чистописанием регулярно, иначе спустя время он может забыть все, чему вы его научили!

Не каждому могут понравиться эти занятия, поэтому буквы и цифры он может начать писать быстро и неаккуратно, желая как можно быстрее с ними закончить и перейти, в конце концов, к каким-нибудь более интересным делам. Все это может привести к выработке некрасивого почерка, что исправить будет потом не так уж и легко. Разберемся, о чем говорят специалисты: стоит ли начинать учить детей писать в дошкольном возрасте, насколько эффективны будут подобные занятия и их последствия?

Стоит ли родителям учить писать ребенка до 5 лет?

Учить крох писать в 3-4 года не стоит по ряду причин:

  • У детей теряется чувство новизны, свойственное обучению в школе. Когда школьник понимает, что все, что они начинают проходить на уроках, а именно прописи цифр и букв, он теряет всякий интерес к учебе. Ребенку становится скучно и лень выполнять задание. Ни о каком стимуле и радости узнавать новое каждый день речь уже не идет.
  • Навыки письма оказываются неправильными. Два эксперта в области детского развития (ученый-физиолог Марьяна Безруких и специалист по раннему развитию Лена Данилова) убеждены, что закладка навыков письма, в том числе чистописание и скоростное письмо, происходит не за один год, а постепенно. На это уходят годы. Не стоит бросать все свои силы на то, чтобы научить малыша красиво писать. Все это может негативно отразиться на всей его манере письма в будущем.


Правильную осанку необходимо формировать с самого раннего возраста, как только кроха возьмет свой первый карандашик и сядет рисовать за стол. В будущем это поможет избежать многих проблем с позвоночником

На первых порах для обучения будет достаточно подготовительной базы. Научите кроху сидеть за столом в правильной позе, а также обучите тому, как захватывать карандаш или ручку. Со временем можно начинать процесс обучения, но помните, что важно соблюдать последовательность в своих обучающих приемах. Каждую цифру и каждую букву стоит объяснять отдельно, поясняя и сравнивая. Полноценно оценить прием написания той или иной буквы ребенок способен только ближе к 5-6 годам.

Торопливость в обучении всегда только вредит, особенно важно не спешить на первых порах. Подгоняя ребенка, вы спровоцируете у него появление ошибок в написании отдельных элементов.

Все чаще будут иметь место неправильности в высоте и ширине, наклоне. Соединять буквы в слова малышу станет практически невозможно. Тогда, придя в первый класс, ребенок попадет в руки педагога, который будет вынужден исправлять многие ваши ошибки.

Когда следует начинать?

Обычно, именно в школе мы учимся красиво писать буквы и цифры. Обучение письму там происходит в несколько этапов: сначала детям показывают как правильно сидеть за школьной партой, потом - как нужно держать ручку или карандаш. Учителя дают ребенку первые представления о буквах и цифрах, рассказывают о том, какой высоты и ширины должны быть линии и наклоны в них, показывают как правильно соединять их между собой.

Раннее освоение аккуратного письма цифр и букв не гарантирует сохранность этого навыка в будущем. Важно поставить руку так, чтобы ребенок минимально уставал в процессе работы. Это умение, равно как и навык к красивому почерку, складывается из регулярных занятий. Кроху, который любит бегать и прыгать, с трудом можно заставить посидеть за тетрадкой. Когда родителям это все же удается, то единственная цель у него: побыстрее все закончить, чтобы все отстали, и дальше побежать играть. Такой неправильный подход рискует испортить детский почерк на долгое время.



Ребенок должен сам захотеть учиться писать, а до этого времени занятия можно проводить в игровой форме

Сделаем вывод: с ребенком желательно заниматься в игровой форме. Любая обучающая деятельность должна преподноситься легко и непринужденно. Не спешите сажать малыша 3-4 лет за прописи и тетрадки в линейку. Подождите пару лет, тогда ваши с ним успехи будут более ощутимыми и не такими вымученными. До этого времени следует лишь готовить маленькие ручки к будущему письму.

Подготовка дошкольника к овладению навыками письма

Все выше перечисленное не говорит о том, что 5-6 летнего малыша совсем не нужно готовить к школе, ведь перед тем как он начнет обучаться письму, необходимо овладеть самыми различными умениями. Тут, как раз, помощь родителей окажется совсем кстати. Для этого необходимо уделять внимание развитию мелкой моторики и координации движений. Благодаря полноценному развитию, ребенок сможет в будущем писать красиво, так что и его, и ваш глаз будет радоваться. Научите кроху делать все аккуратно, проявлять усердие и внимательность. Именно такие навыки следует развивать у детей в дошкольный период. Мы говорим о возрасте с 2 до 5 лет. Для этого помогут вам следующие виды занятий.

Упражнения для развития мелкомоторной функции



Развивать мелкую моторику можно разными способами, например, лепкой из пластилина
  • пальчиковая гимнастика: прекрасный вариант размять непослушные пальчики – сыграть вместе в игру под названием «Твистер», только пальцами;
  • сделать театр теней при помощи рук;
  • делать аппликации из всевозможных материалов (цветная бумага, фетр, осенние листья, зерна и прочее);
  • обучение вырезанию (сначала простых фигур, потом более сложных картинок);
  • делать рисунки на манке, песке (рекомендуем прочитать: );
  • складывание, моделирование из бумаги, оригами;
  • конструирование;
  • плетение браслетов и фигур из резинок;
  • занятия с сыпучими и мелкими предметами (крупами, бобовыми, камешками): повторение рисунка, составление мозаики, нанизывание макарон на ниточку и пр.;
  • лепка из глины, теста, пластилина;
  • прописи, раскраски, рисование.

Напоминайте о важности осанки. Уделяйте большое внимание положению за столом. В будущем, во время сосредоточенности на процессе письма, контроль осанки будет осуществляться на подсознательном уровне.

Очень важно с раннего возраста научить кроху держать карандаш. Сегодня в продаже есть удобные карандаши трехгранной формы толстого диаметра. Благодаря им ребенку будет проще освоить этот навык. Также в продаже имеются специальные насадки на карандаш, которые учат правильному захвату.

Не занимайтесь одним и тем же видом деятельности очень долго. Чередуйте занятия, а также не забывайте про минутки отдыха, когда важно дать пальчикам и ручкам возможность отдохнуть и снять напряжение.



Существует множество красочных интересных прописей для младшего возраста, где малыш научится обводить, штриховать и многое другое

Неплохо зарекомендовала себя методика обучения письму, разработанная М.Т. Стрижаковой. Называется она «От рисунка к букве». Раскрашивать и заштриховывать рисунки любят все дети. Способ штрихования можно использовать и в тетрадях для прописей с широкими или узкими линейками.

Интересны могут оказаться прописи для малышей. В таких обучающих пособиях даются задания обвести контуры, рисунки, фигуры, цифры по точкам. Помните, все мы учимся, а значит для всего нужно время и отсутствие спешки.

Что надо знать при обучении письму?

Если дошкольник сам попросит вас научить его писать, то во время обучения придерживайтесь следующих правил:

  • обязательно хвалите малыша во время занятий за любой его успех и не ругайте, если вдруг что-то у него не получилось;
  • начинайте учение с простых заданий, сначала рисуйте по точкам, потом по пунктирам;
  • только после того когда малыш поймет как выводить печатные буквы и цифры, уже можно переходить к написанию прописных букв.

Нет никакой необходимости тратить много времени на занятия, хватит и 20 минут в день. Их будет достаточно для того, чтобы ребенок мог чему-то научиться, но при этом не заскучал и был всегда заинтересован.

Написание цифр должно быть осмысленным, поэтому следует, в первую очередь, выучить счет до 10. Начать заучивать цифры можно уже к 4-5 годам, а когда уже будете прописывать их с ребенком, обязательно проговаривайте ему названия, чтобы запоминал.



Итак, с чего начать:

  1. Научите малыша ориентироваться в расположении элементов клетки. Он должен уметь определять ее стороны, верхние и нижние границы, разделять клетку на 4 одинаковые между собой части, находить ее центр и углы.
  2. Важным этапом является обучение ребенка соблюдению угла наклона во время написания цифр. Определить наклон можно следующим образом: проведите отрезок, который будет соединять верхний правый угол вашей клетки с точкой, поставленной на середине нижнего ребра.
  3. Прежде чем перейти непосредственно к написанию цифр, ребенок должен потренироваться рисовать черточки, галочки, круги, полуовалы. Именно из этих элементов состоят все числа.

Важно! Цифра по высоте всегда равна размеру клеточки в прописи или тетради, таким образом, она занимает практически всю часть клетки. Правый край цифры всегда соприкасается с правой стороной клеточки, не выходя за ее края.

Рассмотрим на примере написание цифры 0 и 1. По аналогии вы сможете самостоятельно обучить ребенка правильному написанию:

Купите или скачайте математические прописи. Сначала непоседа должен обводить цифры по точкам, потом пунктирам. На одной строчке примеры должны повторяться по 2-3 раза, чтобы можно было все время ориентироваться на них. Можете приобрести для малыша и трафарет, ему обязательно понравится обводить по нему различные знаки. Для предотвращения потери интереса и скуки во время занятий с прописями дайте своему чаду возможность рисовать рядом с циферками кружочки, солнышко или же сердечки. С подобными развлечениями мы учимся и усваиваем новый материал быстрее.

Учим цифры по точкам

Прописи-раскраски с цифрами

Буквы

Прежде чем начать выводить буквы, ребенок должен освоить алфавит, разобраться в том, как выглядит тот или иной знак. В этом ему обязательно помогут прописи с печатными буквами. Обратите внимание вашего малыша на границы строчек, объясните ему, что буквы надо писать так, чтобы они не выходили за эти рамки. Проводите с ним занятия по чистописанию в форме игры, сравнивайте буквы с различными предметами. Например, «О» вы можете сравнить с надувным кругом, «С» – с месяцем, «У» – с рогаткой. Так ваши занятия будут проходить веселее и увлекательнее, а будет легче запомнить названия и внешний вид.

Написание прописных букв начинайте изучать только после того, как ребенком будут хорошо освоены печатные буквы. Сначала несколько раз покажите как правильно прописывать новый знак. Комментируйте свои действия, рассказывайте, как и куда вы ведете линии, из каких элементов состоит буква. Потом напишите эту букву совместно, помогайте дошкольнику в его первых опытах с написанием. Для лучшего понимания можете пальчиками в воздухе показать, как надо, а затем попросите малыша повторить за вами. Как только у него это получится, можете дать ему время для самостоятельного написания.

Занимайтесь со своим ребенком, развивайте его фантазию и воображение, тренируйте мелкую моторику и координацию движений, хвалите каждое его достижение. Тогда вы обязательно сможете научить малыша писать, не тратя при этом много времени и нервов!

Школа — это место, где ребенка научат писать и читать, решать задачи и многое другое. Многие родители считают, что школа всему научит, в том числе и красиво писать. Но это не совсем так, да конечно же, учителя будут стараться учить ребенка чистописанию, но основы должны быть заложены еще в раннем возрасте.

В этой статье мы попытаемся разобраться с тем, как научить ребёнка писать красиво и грамотно в 1 классе. Как мы уже отметили выше, не стоит дожидаться 1 класса, и ожидать, что в школе его научат красиво выводить буквы. Когда я учился, про нескольких моих одноклассников учителя говорили, что пишут «как курица лапой». Почему это происходит, и означает ли это «лень» и нежелание учиться?

Как научить ребенка красиво писать в 1 классе

Не стоит забывать, что с ребенком необходимо начитать заниматься с рождения. Мы сейчас говорим не о чтении и правописании, а обычных играх которые развивают мелкую моторику рук у детей. Но если этот возраст пропущен, то и ребенку постарше (например ученику первого класса тоже будут полезны такие занятия).

  1. Лепка из пластилина. В детском саду, проводят занятия при которых детям нужно слепить какую-либо фигуру из пластилина. Порой времени, которое отведено для этого занятия не всегда достаточно, поэтому рекомендуем приобрести пластилин, и дома совместно с ребенком попробовать лепить разные фигурки, а чтобы ребенку было еще интереснее, придумайте главный приз за лучшую фигурку.
  2. Рисование — пусть на каждый раз это будут разные инструменты (карандаши, фломастеры, краски, мелки, угольки). Также следует чередовать расположение рабочей поверхности (горизонтальное и вертикальное). Следует приобрести небольшую доску, на которой и будет тренироваться в рисовании ребенок.
  3. Шнуровка — уметь зашнуровывать не только очень важно, но также это полезный способ для развития мелкой моторики
  4. Перебрать рисовую крупу — подойдет для детей постарше, так как крупа достаточно мелкая, потребуется большей сосредоточенности и внимательности.
  5. Раскрашивание, также как и рисование, необходимо включить в расписание занятий для малыша.
  6. Вырезание фигур из бумаги, зимой можно увлечь ребенка вырезанию снежинок и созданию бумажной елочки.
  7. Пазлы, мозаики — для детей до 3-лет, стоит выбрать пазлы крупного размера, для тех кто постарше — пазлы помельче.

Внимание! Если вы только находитесь на пути к поступлению в школу, то наша статья о том, вам безусловно пригодится.

Но не стоит забывать, что все эти упражнения стоит проводить под чутким контролем взрослых. Если же ребенку стало скучно, и он не хочет больше (заниматься вырезанием, рисованием или шнуровкой), ни в коем случае не стоит его заставлять. Как почувствовали, что ребенок начинает капризничать, смените занятия. Организуйте все уроки в виде игры, для того чтобы малышу было интересно и не скучно.

Все эти занятия подходят для детей не только дошкольного возраста, но и для первоклассников. В 1 классе, будет уделено определенное количество времени «прописям», специальным тетрадям, в которых школьникам нужно будет заполнить пустые строки. Вам следует исполнением этого задания 1-х дней занятий, ведь проще научить сразу, чем потом исправлять!

Помню в 1-м классе, а вернее к концу учебного года, у меня ухудшился почерк, связано было с тем, что я научился быстро писать, и начал считать, что скорость — самое главное. Но классный преподаватель — задал мне в качестве домашней работы, прописать 3 или 4 буквы, выводя каждую по целой странице! Я до сих пор помню, как потратил практически целый вечер на это, но это дало свои результаты, мой почерк стал прежним, при этом скорость не изменилась.

Аккуратность и усердие хоть и являются основными показателями качества письма, но не являются исчерпывающими. Также важно знать, как правильно сидеть за партой при письме, как правильно держать ручку и тетрадь.

Для тех родителей, чьи малыши еще посещают садик, будет интересно узнать, чтобы этот подарок был не только приятным, но и пригодился в начальных классах.

Как правильно сидеть за партой

  • Во время письма сидеть прямо, не сгибая спину
  • Спина должна опираться на спинку стула
  • Ноги держать ровно
  • Плечи и шея должны быть также ровными, голова не должна быть наклонена
  • Локти не должны упираться о стол, при этом обе руки должны быть на столе.
  • Левой рукой придерживать тетрадь в наклонном положении (для правшей)

Также стоит научить ребенка правильно удерживать ручку. Ведь при не верном расположении, мышцы руки быстро устают, что приводит к переутомлению и «корявому» выводу букв и в следствие чего, ухудшается почерк у ребенка.

Таким образом, для того чтобы научить ребёнка писать красиво в 1 классе, потребуется:

  1. В тетрадях с прописью выполнять самые простые задания. Например, соединить несколько точек одной линией, нарисовать треугольник и т.д.
  2. Обводка букв по пунктирным линиям
  3. Обводка слов
  4. Регулярное переписывание нескольких предложений из книги в тетрадь с косой линейкой.

Постарайтесь уделять больше времени этим занятиям каждый день и результат не заставит себя ждать. Но не заставляйте, если малыш устал, то он не сможет аккуратно выводить буквы. Если же вы давно не первоклассник, но хотите красивый почерк, то выполняя 3 и 4 пункты вы сможете научиться красиво писать ручкой в домашних условиях.

Как научить ребенка писать грамотно

Не стоит забывать и о грамотности. Чаще всего ошибки возникают в результате невнимательности, не сосредоточенности школьника.

  • Читайте вместе с ребенком, также пусть малыш читает вам отрывки из книг. Дети которые много читают, обладают более развитой зрительной памятью и способны писать без ошибок даже не зная правил.
  • Переписывание отрывков из книг. Проводите эти занятия ежедневно.
  • Устраивайте словарные диктанты.
  • Увеличивайте словарный запас ребенка (заучивание стихотворений, пересказ произведения)

Все эти правила не только увеличат словарный запас ребенка, расширят кругозор, но также положительно скажутся на грамотности и почерке.

Таким образом научить ребёнка красиво и грамотно писать в 1 классе, даже в домашних условиях вполне реально и по силам любому родителю. Главное терпение и понимание того, что красивый и грамотный почерк — это также результат ваших усилий.

Здравствуйте, дорогие читатели. Сегодня мы поговорим о том, как правильно научить ребенка писать буквы. В этой статье вы узнаете, когда подходящее время для начала обучения, какие этапы включает в себя процесс, а также, какие ошибки могут допускать неопытные родители.

Когда пришло время

Самым оптимальным считается возраст пяти лет. Однако, это не означает, что вы не можете начать свои занятия с четырехлетним малышом. Но нужно учитывать такой момент, как регулярное применение нового навыка на практике. Если вы решаете начать самостоятельно обучать своего ребенка, то делать это нужно систематически, и не бросать на полпути начатое.

Также не стоит через силу заставлять ребенка младше пяти лет знакомиться с прописями. Все, что будет делаться против его желания, не принесет никакого результата. К тому же, следует учитывать и тот факт, что малыш, возможно, еще не готов к подобному обучению.

Педагоги не рекомендуют обучать ребенка прописям раньше, чем за год до первого класса. Хоть некоторые высказываются в пользу того, что не имеет смысла вовсе знакомить малыша с прописями до похода в школу .

Когда начинать обучение ребенка — ваше личное дело. Главное, чтоб он был готов физиологически и психоэмоционально, а ваши занятия приносили ему только положительные эмоции. Если в детстве отбить всякое желание писать, то будут сложности с письменными уроками в школе.

Готовим ручки заранее

Родители должны понимать, что уже с раннего возраста можно заниматься с малышом, направляя свои усилия на развитие мелкой моторики, что в дальнейшем облегчит процесс обучения письму. Для этой цели следует практиковать такие занятия, как:

  • аппликации;
  • рисование;
  • оригами;
  • игры с фишками, пуговицами;
  • постройка объектов из конструктора.

Критерии выбора прописей

  1. Буквы, которые являются образцом, должны неоднократно повторяться на первом ряду и служить ориентиром при написании последующих строк.
  2. Обучающие пособия должны начинаться с изображения петелек, закругленных линий, крючков. Важно, чтоб ребенок сначала научился выводить эти элементы и только потом переходил к написанию букв.
  3. Качественная бумага с четким изображением литер.
  4. Достаточное количество обучающего материала.
  5. Соответствие возрасту и уровню развития.

Подготовительный этап

Перед тем, как задумываться об обучении письму, нужно позаботиться о том, чтоб малыш научился правильно:

  • сидеть за столом;
  • располагать тетрадку;
  • не наклоняться слишком низко над поверхностью;
  • осознавать, где и какой листик, его правая и левая сторона;
  • держать ручку;
  • иметь возможность фокусироваться на одном занятии.

Очень важно, чтобы у малыша к моменту первого обучения уже была достаточно развита мелкая моторика.

Особенности

Если вы задаетесь вопросом, как научить ребенка писать буквы красиво, то необходимо учитывать несколько моментов.

  1. Правильное положение рук, туловища и головы во время письма.
  2. Использование ручки или карандаша нормальной длины, не более пятнадцати см и диаметра, не больше семи мм.
  3. Следите за тем, чтобы малыш правильно удерживал свой инструмент письма. Это важно, чтобы не допустить мышечного спазма или общего перенапряжения руки. Также это влияет на красивый почерк в будущем.

Правила обучения

Если вы задаетесь вопросом, как научить ребенка 5 лет писать буквы, то можно следовать таким этапам.

  1. Самое главное, что необходимо — подготовить руку ребенка к правильному держанию ручки. С этой целью можно приобретать специальное печатное издание, обучающего характера. Так вы должны проводить с малышом занятия на выполнение следующих упражнений:
  • рисуем по точкам — ребенку необходимо соединять их между собой при помощи линий. В конце ему предстанет готовая картинка. Такой метод является не только практичным, но и интересным для малыша;
  • упражнения, в которых необходимо проводить короткие линии, как горизонтальные, так и вертикальные, без использования линейки;
  • изображение волнистых линий и прерывистых, рисование овалов, кругов также позволит малышу адаптировать свою руку под будущее написание букв.
  1. Прописывание элементов, из которых состоят буквы. С этой целью ребенка учат писать крючки, палочки, петельки.
  2. Первым делом вместе с карапузом наводим букву по пунктиру. Затем предлагаем ему самому попробовать. Важно, чтоб первыми были буквы, легкие в написании, например, «н», «о», «а», «п», «л», а потом добавлялись «ж», «я», «д», «щ».
  3. Нужно знакомить малыша с изображением каждой буквы. Для этой цели можно лепить их из пластилина или рисовать. Пусть ваши буковки будут необычными, так ребенку будет легче их запоминать.
  4. Обязательно после знакомства с печатной литерой, показывайте, как пишется прописная. Мама должна проводить медленными движениями букву, комментируя каждый свой шаг. После написания расскажите ребенку, из чего состоит эта буква и с каким наклоном пишется.
  5. Теперь предложите малышу прописать изученную буковку в воздухе. Не стесняйтесь первый раз ввести рукой ребенка. После этого можно ее написать в специальной тетради.
  6. Только после этого можно предложить малышу самостоятельно выводить буквы в прописях.

Возможные ошибки

  1. Занятия, которые длятся дольше 15 минут с ребенком дошкольного возраста.
  2. Применение наказаний за ошибки в написании букв.
  3. Принуждение ребенка писать литеры, когда он не хочет или у него не получается. Родители должны понимать, что малыш может быть еще не готов или они что-то делают не так и лучше, чтоб данным процессом занялся педагог в первом классе.
  4. Пропуск подготовительного этапа, с целью скорейшего обучения.
  5. Отсутствие игровой формы в процессе обучения.
  6. Начало обучения ребенка, не достигшего пяти лет.

  1. На формирование навыка письма уходит в среднем три года.
  2. Чтоб правильно проводить процесс обучения, необходимо использовать специальную литературу.
  3. Нужно приобретать специальные прописи, учитывая уровень интеллектуального развития вашего малыша.
  4. Когда только знакомитесь с написанием прописных букв, используйте исключительно альбомы, а не тетрадки в линию.
  5. Вся излагаемая информация должна визуализироваться, придумывайте ассоциации, предоставляйте наглядные примеры, картинки.

С самого начала я знакомила своего сына с тем, как выглядят печатные буквы. Наш процесс обучения проходил с использованием нарисованных литер, имеющих глазки, ручки и ножки. Когда сыну было четыре года, я начала покупать ему специальные тетради, в том числе и для развития навыка письма. К счастью, проблем с мелкой моторикой у нас не было, потому что с самого детства я ежедневно занималась с ребенком рисованием, лепкой и аппликацией. Никита с удовольствием соединял точки, а потом и писал буквы до конца строки, смотря на образец. Сложностей в обучении у нас не возникало.

Причины медленного письма

Ребенок может медленно писать из-за таких факторов:

  • сильная усталость;
  • пониженная работоспособность;
  • отсутствие правильного режима дня с перерывами на отдых;
  • индивидуальные особенности, возможно, ваш ребенок во всех делах ведет себя медленно;
  • отсутствие автоматизированного навыка письма.
  1. Отсутствие параллельности в написание элементов, неверный наклон могут возникнуть из-за неправильного сидения или расположения тетради.
  2. Сложности в написании крупных элементов, появление зубчатых линий свидетельствует о том, что вашему малышу нужно укреплять мышцы кисти, развивать мелкую моторику.
  3. Если вы замечаете, что ребенок оставляет слишком маленькие промежутки между буквами или словами или наоборот слишком большие, это свидетельствует о нехватке пространственного восприятия. Хвалите малыша за красивые буквы, не забывайте описывать каждый правильно написанный элемент.
  4. Когда ребенок пропускает отдельные буквы в словах, скорее всего, у него проблемы с фонематическим слухом. В таком случае важно проговаривать вслух слова по слогам.

Обучаем левшу

Если ваш малыш все делает левой рукой, не стоит отчаиваться и переучивать его на правую, тоже касается и письма. Давайте рассмотрим, какие правила необходимо соблюдать при обучении таких деток.

  1. Располагайте тетрадку с уклоном вправо. Обращайте внимание, чтоб нижний угол странички справа находился на уровне грудной клетки ребенка.
  2. Следите за тем, чтоб локоть рабочей руки слегка выступал за пределы стола. Необходимо, чтоб рука свободно передвигалась вдоль страницы. Нерабочая рука при этом находится на столе и придерживает тетрадку.
  3. Вначале обучаем писать буквы, начиная с их элементов.
  4. Не нужно подгонять малыша. В начале обучения ребенок не должен писать больше, чем шесть символов в минуту. Со временем скорость будет увеличиваться.
  5. У малыша могут возникать трудности с написанием слов с левой стороны в правую, поэтому вы можете делать специальные пометки, например, обозначать синим цветом правое, красным отмечать левое поле.

Теперь вам известно, как научить ребенка писать буквы (прописи). Придерживайтесь этапности в процессе обучения, не торопите малыша. Помните о том, что ребенок может быть не готов к развитию нового навыка. Нет ничего плохого в том, что уже учитель начнет развивать эту способность вашего сына или дочери.

Пытаясь научить первоклассника писать, родители могут запросто пойти на крайности. Но не всегда принцип «в борьбе все средства хороши» идёт детям на пользу. И не избежать различных неприятных итогов: потраченное впустую время над тетрадкой, крики, вырываемые листы и бесконечное переписывание, далеко не всегда приносящее результаты. Ну а юный школьник будет медленно, но верно терять самооценку и разочаровываться в собственных силах.

Поэтому возникает закономерный вопрос: как научить ребёнка писать красиво, избегая возможных проблем?

Для начала нужно признать тот факт, что любому первокласснику непросто выводить буквы. При знакомстве с ручкой и прописями, рука предательски дрожит, а дети, особенно маленькие, не отличаются терпением и достаточной выносливостью. Письмо для них - большое физическое и эмоциональное напряжение.

В первую очередь, никогда не нужно грубо указывать малышу на ошибки или корявые буквы. Хорошее обучение всегда проходит в позитивном ключе. Нужно не акцентировать внимание на недостатках, а хвалить за старание, не забывая при этом отмечать правильно написанное. И конкретно объяснять, за что именно: слово расположилось ровно на строке, у буквы получился красивый изгиб и т. п.

Если ребёнок проявляет энтузиазм, то можно оценить его работу вместе. Игровая форма любое обучение превращает в удовольствие! Выберите наиболее красивый элемент из всей строки и дайте ему титул короля или королевы тетрадной страницы. И пусть ребёнок торжественно «наградит» букву-победительницу, изобразив над ней корону.

Но не забываем и о необходимых нюансах. Основой красивого почерка должно стать правильное положение за столом. Это поможет равномерно распределить нагрузку и сделать обучение более комфортным. Если же первоклассник будет сидеть неверно, то ему угрожают не только неказистые буквы в тетради, но и быстрая утомляемость. А в длительной перспективе - различные формы искривлений позвоночника.

Облегчат работу ребёнка и подходящие для учёбы пишущие принадлежности:

  • толщина ручки или карандаша не должна превышать 7 мм;
  • оптимальная длина - 15 см;
  • предпочтение стоит отдавать принадлежностям с мягкой накладкой на корпусе, предотвращающей скольжение пальцев.

Обязательно научите ребёнка правильно держать ручку: верный захват не только помогает избежать лишнего напряжения в руке, но и способствует выработке красивого почерка. Для детей существуют специальные насадки-тренажёры, которые способны эффективно научать малышей верно располагать пальцы на пишущих инструментах. Более простой вариант - подыскать ручку с прорезиненной накладкой, на которой имеются углубления для указательного и большого пальцев. При этом не нужно забывать, что они разные для левшей и правшей.

Развитие мелкой моторики также очень полезно, поэтому почаще занимайтесь с ребёнком! Раскрашивание, лепка глиной, солёным тестом или пластилином, игра с конструкторами, плетение из лент или бисера. Даже элементарное застёгивание пуговиц и самостоятельное завязывание шнурков сделают пальцы малыша более ловкими. А значит, и ручку в руках ему будет держать намного проще.

Учим писать прописные буквы - основные этапы

Прежде чем обучать малыша непосредственно азбуке на бумаге, необходимо загодя начать его подготовку. Для этого:

Когда у малыша начнёт получаться, можно переходить к следующему этапу - прописи. Они могут быть как со штриховкой, так и с указанием «оригинала», который нужно повторить самостоятельно. И это совсем необязательно одни лишь буквы. Прописи для дошколят научат детей рисовать ровные или волнистые линии, крючки, различные геометрические фигуры или целые рисунки. Их задача состоит в том, чтобы приучить ребёнка к ручке и письму.

Лишь после того, как рука окрепнет, совершается переход к прописным буквам. Обязательно объясняется, как и в какую сторону необходимо писать тот или иной элемент, процесс показывается на примерах. Проговаривание вслух деталей также поможет детям лучше осмыслить и запомнить принцип, по которому пишется та или иная буква.

Секреты красивого почерка: проблемы и способы их решения

Помимо побед, можно столкнуться и с трудностями. Вот несколько частых проблем, влияющих на качество детского почерка:

Учим писать без ошибок!

Часто первоклассники пишут слова, пропуская в них те или иные буквы. Учителя винят в этом спешку и невнимательность, но истинная причина может таиться в другом: недостаточно практики для развития фонематического слуха. А иногда это является индивидуальной особенностью, когда юному школьнику трудно соотносить услышанные звуки с буквами. В любом случае корректируется проблема систематичной отработкой навыка письма. Предложите ребёнку проговаривать слова вслух, желательно по слогам. Обязательны ежедневные занятия в виде диктантов.

Важно! Внимательно относитесь к детям с нарушениями произношения. Дефекты речи могут отразиться на письме - тогда самостоятельно пытаться исправить ошибки в словах не получится, потребуется консультация логопеда.

Когда «опечатки» совершаются по незнанию орфограмм - дело понятное. Но если ученик пренебрегает изученными ранее правилами, раз за разом ошибаясь в одном и том же месте, то скорее всего, он просто не умеет применять полученные знания на практике. Тогда необходимо не только доступно объяснять, но и закреплять каждую новую орфограмму: тренировочные упражнения на вставку пропущенной буквы, словарные диктанты на основе правила и т. п. При этом ученик должен понимать и уметь объяснить выбранную им букву.

Переход к тетради с широкой линейкой - как помочь ребёнку сохранить красивый почерк?

Рано или поздно детей «переводят» из тетрадей с тонкой линейкой в другие, с широкой. И там уже не всё так просто, появляется необходимость следить за высотой, шириной и наклоном букв. А это, в свою очередь, приводит к появлению дефектов почерка:

  • крупные буквы, которые могут занимать и половину, и сразу всю строку;
  • узкий «шрифт»;
  • слишком маленькие буквы.

Логично, что переход не может быть резким или неожиданным. А в идеале навыки письма школьника должны дойти до уровня автоматизма. Маленькая хитрость, которая поможет плавно перестроиться на новый лад: предложить ребёнку писать в обычных тетрадях с тонкой линейкой, но на «пробельной» строке. Её размер достаточно широк, но в то же время имеется косая разлиновка. Она станет помощником в контроле наклона букв. Другой способ переучивания - комбинированная тетрадь, листы в которой чередуются.

Причины медленного письма

Нормальная скорость шестилетнего ребёнка находится в районе 4–6 знаков в минуту, а у детей на год старше верхняя планка поднимается до 9 за этот же промежуток времени.

Иногда долго учишь первоклассника по всем рекомендациям и правилам, но особого результата не видишь. Буквы вроде как и начинают получаться, но пишет он на удивление медленно. Что может стать причиной?