Качества матрены тимофеевны. Образ Матрены Тимофеевны в поэме «Кому на Руси жить хорошо

Н.А. Некрасов, известный русский поэт, во многих своих произведениях с большим сочувствием описывает тяжелую жизнь простых женщин-тружениц.

В поэме «Кому на Руси жить хорошо» о своей судьбе рассказывает странникам, которые ищут счастливых людей, Матрена Тимофеевна Корчагина. Ее жизнь сложилась, как у многих русских крестьянок. С детства она занималась тяжелым трудом. Но все равно воспоминания о жизни в детстве только радостные, так как у нее была, по определению самой Матрены, «хорошая, непьющая семья». Выйдя замуж, Матрена прошла через тяжелые испытания: конфликты в семье (придирки родни мужа), тяжелый труд, смерть первого ребенка, разлука с мужем, ушедшим на заработки, вечная нужда.

Так сложилась ее жизнь. А в ней было и плохое, и хорошее, плохого, конечно же, больше, но эта женщина нашла в себе силы жить. С какой болью перенесла она гибель сына Демушки! А ее обвиняют в смерти ребенка, и ей еще приходится оправдываться! Матрене Тимофеевне. Так она прощает деду Савелию его оплошность, что привела к гибели ее первого сына. Вместо другого сына Матрена несет наказание и ложится под розги, терпит ради ребенка позор и унижение, а после наказания идет на речку и плачет. Когда стало известно, что мужа Матрены забирают в солдаты, она идет к губернаторше, бросается ей в ноги, и мужа спасают. Матрену в деревне считают «счастливицей». Но приходят новые беды вместо счастья. Такая доля, как у Матрены, выпадала многим. А переживать долго некогда – надо кормить семью. Жили, накапливая в себе горе и отчаяние.

Некрасов с любовью описывает портрет этой женщины-труженицы, ее красоту. У нее большие глаза, волосы с проседью. Главное же достоинство русской женщины Некрасов видит в ее способности быть хорошей матерью, заботиться о детях, несмотря на все трудности.

Образ Матрены Тимофеевны в поэме Некрасова получился подлинно русский благодаря песням, пословицам, поговоркам, использованию выразительных средств языка: эпитетов, синонимов, сравнений. Она причитает над погибшим сыном: «Падите, мои слезоньки,.. прямо на сердце злодею моему!»

Свою жизнь Матрена прожила в постоянном труде и борьбе за свою семью. Автор делает вывод: нет счастья на Руси женщине-крестьянке.

Некрасов впервые в литературе так глубоко и правдиво изобразил русскую женщину, показал черты национального характера русских женщин. Живя в нечеловеческих, рабских условиях, угнетаемые и унижаемые, они сохранили чистую душу, сильную волю, нежность, любовь, верность. Эти качества помогают им жить и верить.

2 вариант

Народ – всё население страны. У Н. А. Некрасова – это, прежде всего, крестьянство. Писатель сострадал народу, находил в нём лучшие человеческие достоинства, считал себя обязанным перед ним за все его жизненные тяжёлые обстоятельства.

Образ крестьянки, Корчагиной Матрёны Тимофеевны, в поэме Николая Алексеевича Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» играет важную роль, появляется он в одной из частей произведения под названием «Крестьянка».

Матрёна Тимофеевна чувствовала себя по-настоящему счастливой только когда находилась в родительском доме, в прекрасной крестьянской семье, где отец и мать заботились о дочери, ласково обращались к ней «касатушка». Будучи членом рабочей семьи, Матрёне приходилось с ранних лет выполнять тяжёлую работу, выделять мало времени на детские забавы. Несмотря на это крестьянка дорожила временем, которое провела в родном доме, часто с грустью вспоминала о нём.

На трудолюбивую Матрёну заглядывалось много парней. Девушка была отдана за мужчину из другой деревни. Дом, в который попадает Матрёна, несравним с родительским. Нерадушная семья не уважает нового члена семьи, называет девушку «сонливая, дремливая, неурядливая», несмотря на её огромные старания. Муж был жесток с Матрёной, избивал её: «плётка свистнула, кровь брызнула».

Единственной радостью в неблагополучной семейной жизни было рождение ребёнка. Это событие служит утешением для крестьянки. Необходимость трудиться не даёт возможности самостоятельно воспитывать Матрёне первенца, приходится оставлять его на попеченье старику, который однажды недосмотрел за чадом. Гибель ребёнка становится трагедией для бедной крестьянки.

Смерть первенца не сломила Матрёну, она продолжает жить, защищать своих детей, семью. Так она принимает на себя наказание сына, Федота, который на выпасе потерял овцу, вступается за мужа, которого хотят забрать в солдаты, прося у губернаторши помощи.

Образ Матрёны нельзя назвать счастливым. Не каждый способен выдержать те трудности, которые пришлось пережить крестьянке, принести себя в жертву ради других, поэтому героиня вызывает восхищение.

Писатель наделил Матрёну всеми чертами крестьянок, чтобы показать жизнь народа в целом. И вот перед читателем предстаёт сильная женщина, честная жена, работящая, целеустремлённая, нежная и простая.

Сочинение про Матрену

Русская крестьянская женщина является персонажем в разных произведениях Некрасова. Все они проникнуты сочувствием к ее судьбе. Однако крестьянка предстает перед нами не только замученной тяжелым трудом, но и в образе «величавой славянки», обладающей высокими нравственными качествами, стойко переносившей жизненные неурядицы и любящей свою семью. Таковой является Матрена Тимофеевна Корчагина.

Добросердечие, приятная внешность, смекалка, слава счастливицы присущи этой женщине. Мы видим, как Некрасов показывает жизнь Матрены с детских лет и до встречи с искателями счастливой судьбы. Интересно, как автор изображает ее мысли и чувства, а также душевные потрясения, оставленные большой след в ее жизни. Особенно тяжело ей было после смерти первого сына Демушки.

В начале поэмы, где говорится о трагической кончине ребенка, описан образ птицы, которая безутешно плачет о своих птенцах,погибших во время грозы. Он помогает т читателю понять трагедию матери-крестьянки. Однако, когда вскрывают труп Демушки, Матрена Тимофеевна оказывается во власти безысходности и ярости. В ее проклятиях злодеям и палачам у нее созрел план отмщения. И поэтому, предвидя такую ситуацию, становой велит связать мать.

Спасая младшенького Федотошку, от незаслуженного наказания она сама легла под розги, даже не вымаливая прощения у старосты. Она с гордо поднятой головой вынесла позорное наказание. Лишь только вечером у реки женщина смогла выплакать всю боль своих страданий. Матрена переживает, когда узнает, что ее мужа отдают в солдаты. Видя, как супруга избивают палками по приказу полковника Шалашникова, а ее ребятишки просят подаяние, она идет икать заступничество.

Ночью идет она в город, обращаясь с молитвой к небесной заступнице. В отличие от других героинь произведений поэта, ей выпало счастье, так как она попросила помощи у губернаторши, которая ей и помогла. И вот, крестьянка возвращается домой с мужем, которого освободили от воинской повинности и с младенцем Лиодорушкой. Ее сердце было переполнено радостью, благодарностью и любовью. В таком состоянии и окружающий мир ей видится лучше. Матрена идет и любуется природными красотами, присутствующими в начале весны. Но, при всей своей удачливости и природной одаренности Матрена не стала счастливой. Прощаясь с искателями счастливого, она говорит, что ключи от женского счастья затеряны, и вряд ли найдутся.

Следующая написанная Некрасовым глава - «Крестьянка» - также кажется явным отступлением от намеченной в «Прологе» схемы: странники вновь пытаются найти счастливого среди крестьян. Как и в других главах, важную роль играет зачин. Он, как и в «Последыше», становится антитезой дальнейшему повествованию, позволяет обнаружить все новые противоречия «загадочной Руси». Глава начинается описанием разоряемой помещичьей усадьбы: после реформы хозяева бросили усадьбу и дворовых на произвол судьбы, и дворовые разоряют и ломают красивый дом, некогда ухоженный сад и парк. Смешные и трагические стороны жизни брошенной дворни тесно переплетены в описании. Дворовые - особый крестьянский тип. Вырванные из привычной среды, они утрачивают навыки крестьянской жизни и главную среди них - «привычку к труду благородную». Забытые помещиком и не способные прокормить себя трудом, они живут тем, что разворовывают и продают вещи хозяина, обогревают дом, ломая беседки и точеные балконные столбики. Но есть и подлинно драматические моменты в этом описании: например, история певца с редкостно красивым голосом. Помещики вывезли его из Малороссии, собирались отправить в Италию, да позабыли, занятые своими бедами.

На фоне трагикомической толпы оборванных и голодных дворовых, «дворни ноющей», еще более «красивой» кажется «здоровая, поющая толпа жнецов и жниц», возвращающихся с поля. Но даже среди этих статных и красивых людей выделяется Матрена Тимофеевна , «ославленная» «губернаторшей» и «счастливицей». История ее жизни, рассказанная ею самой, и занимает центральное место в повествовании. Посвящая эту главу женщине-крестьянке, Некрасов, думается, не только хотел открыть читателю душу и сердце русской женщины. Мир женщины - семья, и рассказывая о себе, Матрена Тимофеевна повествует о тех сторонах народной жизни, что пока только косвенно затрагивались в поэме. Но именно они и определяют счастье и несчастье женщины: любовь, семья, быт.

Матрена Тимофеевна не признает себя счастливой, как не признает счастливой ни одну из женщин. Но недолгое счастье она знала в своей жизни. Счастье Матрены Тимофеевны - это девичья воля, родительская любовь и забота. Ее девичья жизнь не была беззаботной и легкой: с детства, уже с семи лет она исполняла крестьянскую работу:

Мне счастье в девках выпало:
У нас была хорошая,
Непьющая семья.
За батюшкой, за матушкой,
Как у Христа за пазухой,
Жила я, молодцы. <...>
А на седьмом за бурушкой
Сама я в стадо бегала,
Отцу носила завтракать,
Утяточек пасла.
Потом грибы да ягоды,
Потом: «Бери-ка грабельки
Да сено вороши!»
Так к делу приобвыкла я...
И добрая работница,
И петь-плясать охотница
Я смолоду была.

«Счастьем» она называет и последние дни девичьей жизни, когда решалась ее судьба, когда она «торговалась» с будущим мужем - спорила с ним, «выторговывала» себе волю и в замужней жизни:

- Ты стань-ка, добрый молодец,
Против меня прямехонько <...>
Подумывай, смекай:
Чтоб жить со мной - не каяться,
А мне с тобой не плакаться... <...>
Пока мы торговалися,
Должно быть, так я думаю,
Тогда и было счастьице.
А больше вряд когда!

Ее замужняя жизнь, действительно, исполнена трагических событий: смерть ребенка, жестокая порка, добровольно ею принятое наказание, чтобы спасти сына, угроза остаться солдаткой. При этом Некрасов показывает, что источник несчастий Матрены Тимофеевны не только «крепь», бесправное положение крепостной женщины, но и бесправное положение младшей снохи в большой крестьянской семье. Несправедливость, торжествующая в больших крестьянских семьях, восприятие человека прежде всего как работника, непризнание его желаний, его «воли» - все эти проблемы открывает рассказ-исповедь Матрены Тимофеевны. Любящая жена и мать, она обречена на жизнь несчастливую и бесправную: на угождение семье мужа и несправедливые попреки старших в семье. Вот почему, даже освободившись от крепостной зависимости, став свободной, она будет горевать об отсутствии «волюшки», а значит - и счастья: «Ключи от счастья женского, / От нашей вольной волюшки / Заброшены, потеряны / У Бога самого». И говорит она при этом не только о себе, но о всех женщинах.

Это неверие в возможность счастья женщины разделяет и автор. Не случайно Некрасов исключает из окончательного текста главы строки о том, как счастливо изменилось тяжелое положение Матрены Тимофеевны в семье мужа после возвращения от губернаторши: в тексте нет рассказа ни о том, что она стала «большухой» в доме, ни о том, что она «покорила» «сварливую, бранчивую» семью мужа. Остались лишь строки о том, что семья мужа, признав ее участие в спасении Филиппа от солдатчины, «поклонилась» ей и «повинилась» перед ней. Но заканчивается глава «Бабьей притчей», утверждающей неизбежность неволи-несчастья для женщины и после отмены крепостного права: «А к нашей женской волюшке / Все нет и нет ключей! <...> /Да вряд они и сыщутся...»

Исследователи отметили замысел Некрасова: создавая образ Матрены Тимофеевн ы, он стремился к широчайшему обобщению : ее судьба становится символом судьбы каждой русской женщины. Тщательно, продуманно выбирает эпизоды ее жизни автор, «проводя» свою героиню по пути, по которому проходит любая русская женщина: недолгое беззаботное детство, привитые с детства трудовые навыки, девичья воля и долгое бесправное положение замужней женщины, работницы в поле и в доме. Матрена Тимофеевна переживает все возможные драматические и трагические ситуации, выпадающие на долю крестьянки: унижения в семье мужа, побои мужа, смерть ребенка, приставания управляющего, порку и даже - пусть и ненадолго - долю солдатки. «Образ Матрены Тимофеевны создан так, - пишет Н.Н. Скатов, - что она как бы все испытала и побывала во всех состояниях, в каких могла побывать русская женщина». Включенные в рассказ Матрены Тимофеевны народные песни, плачи, чаще всего «замещающие» ее собственные слова, ее собственный рассказ, - еще более расширяют повествование, позволяя осмыслить и счастье, и несчастье одной крестьянки как рассказ о судьбе крепостной женщины.

В целом история этой женщины рисует жизнь по Божьим законам, «по-божески», как говорят некрасовские герои:

<...> Терплю и не ропщу!
Всю силу, Богом данную,
В работу полагаю я,
Всю в деточек любовь!

И тем страшнее и несправедливее представляются несчастья и унижения, выпавшие на ее долю. «<...> Во мне / Нет косточки неломаной, / Нет жилочки нетянутой, / Кровинки нет непорченой <...>» - это не жалоба, а подлинный итог пережитого Матреной Тимофеевной. Глубокий смысл этой жизни - любовь к детям - Некрасовым утверждается и с помощью параллелей из природного мира: рассказу о смерти Дёмушки предшествует плач о соловьихе, чьи птенчики сгорели на дереве, зажженном грозой. Глава, повествующая о наказании, принятом во спасение другого сына - Филиппа от порки, называется «Волчица». И здесь голодная волчиха, готовая жизнью пожертвовать ради волчат, предстает как параллель к судьбе крестьянской женщины, легшей под розги, чтобы освободить от наказания сына.

Центральное место в главе «Крестьянка» занимает рассказ о Савелии, богатыре святорусском . Почему Матрене Тимофеевне доверен рассказ о судьбе русского мужика, «богатыря святорусского», его жизни и смерти? Думается, во многом потому, что Некрасову важно показать «богатыря» Савелия Корчагина не только в его противостоянии Шалашникову и управляющему Фогелю, но и в семье, в быту. Своей большой семье «дедушка» Савелий - чистый и святой человек, нужен был, пока у него были деньги: «Покуда были денежки, / Любили деда, холили, / Теперь в глаза плюют!» Внутреннее одиночество Савелия в семье усиливает драматизм его судьбы и одновременно, как и судьба Матрены Тимофеевны, дает возможность читателю узнать о бытовой жизни народа.

Но не менее важно, что «рассказ в рассказе», соединяя две судьбы, показывает взаимоотношения двух незаурядных людей, для самого автора явившихся воплощением идеального народного типа. Именно рассказ Матрены Тимофеевны о Савелии позволяет подчеркнуть то, что сблизило в общем-то разных людей: не только бесправное положение в семье Корчагиных, но и общность характеров. Матрена Тимофеевна, вся жизнь которой исполнена только любви, и Савелий Корчагин, кого тяжелая жизнь сделала «каменным», «лютее зверя», - похожи в главном: своим «гневным сердцем», своим пониманием счастья как «волюшки», как духовной независимости.

Матрена Тимофеевна не случайно считает Савелия счастливцем. Ее слова о «дедушке»: «Счастливец тоже был...» - не горькая ирония, ибо в жизни Савелия, полной страданий и испытаний, было то, что сама Матрена Тимофеевна ценит выше всего, - нравственное достоинство, духовная свобода. Будучи «рабом» помещика по закону, Савелий не знал духовного рабства.

Свою молодость Савелий, по словам Матрены Тимофеевны, называл «благоденствием», хотя пережил он немало и обид, и унижений, и наказаний. Почему же прошлое он считает «благодатными временами»? Да потому, что, огражденные «топкими болотами» и «лесами дремучими» от своего помещика Шалашникова, жители Корежины чувствовали себя свободными:

Нас только и тревожили
Медведи...да с медведями
Справлялись мы легко.
С ножищем да с рогатиной
Я сам страшней сохатого,
По заповедным тропочкам
Иду: «Мой лес!» - кричу.

«Благоденствие» не омрачала и ежегодная порка, которую устраивал своим крестьянам Шалашников, выколачивающий розгами оброк. Но крестьяне - «люди гордые», вытерпев порку и притворяясь нищими, они умели сохранить свои деньги и, в свою очередь, «тешились» над барином, не сумевшим отнять деньги:

Сдавались люди слабые,
А сильные за вотчину
Стояли хорошо.
Я тоже перетерпливал,
Помалчивал, подумывал:
«Как ни дери, собачий сын,
А всей души не вышибешь,
Оставишь что-нибудь» <...>
Зато купцами жили мы...

«Счастье», о котором говорит Савелий, - конечно, иллюзорное, - это год вольной жизни без помещика и умение «дотерпеть», выстоять во время порки и сохранить заработанные деньги. Но иного «счастья» крестьянину и не могло быть отпущено. И все же даже такого «счастья» скоро лишилась Корёжина: началась для мужиков «каторга», когда управляющим был назначен Фогель: «До нитки разорил! / А драл... как сам Шалашников!/ <...> / У немца - хватка мертвая: / Пока не пустит по миру, / Не отойдя, сосет!»

Савелий прославляет не терпение как таковое. Не все может и должен вытерпеть крестьянин. Савелий четко разделяет способность «недотерпеть» и «перетерпеть». Недотерпеть - значит поддаться боли, не вынести боль и нравственно подчиниться помещику. Перетерпеть - значит потерять достоинство и согласиться с унижением и несправедливостью. И то и другое - делает человека «рабом».

Но Савелию Корчагину, как никому другому, ясен и весь трагизм вековечного терпения. С ним в повествование входит чрезвычайно важная мысль: о напрасно потраченной силе крестьянина-богатыря. Савелий не только прославляет богатырство русское, но и скорбит об этом богатыре, униженном и изувеченном:

А потому терпели мы,
Что мы - богатыри.
В том богатырство русское.
Ты думаешь, Матренушка,
Мужик - не богатырь?
И жизнь его не ратная,
И смерть ему не писана
В бою - а богатырь!

Крестьянство в его размышлениях предстает как сказочный богатырь, скованный и униженный. Этот богатырь - больше неба и земли. Поистине космический образ предстает в его словах:

Цепями руки кручены,
Железом ноги кованы,
Спина... леса дремучие
Прошли по ней - сломалися.
А грудь? Илья пророк
По ней гремит-катается
На колеснице огненной...
Все терпит богатырь!

Небо держит богатырь, но великих мук ему стоит этот труд: «Покамест тягу страшную / Поднять-то поднял он, / Да в землю сам ушел по грудь / С натуги! По лицу его / Не слезы - кровь течет!» Однако есть ли смысл в этом великом терпении? Не случайно Савелия тревожит мысль о напрасно ушедшей жизни, даром растраченной силе: «Лежал я на печи; / Полеживал, подумывал: / Куда ты, сила, делася? / На что ты пригодилася? / - Под розгами, под палками / По мелочам ушла!» И эти горькие слова - не только итог собственной жизни: это скорбь по загубленной народной силе.

Но авторская задача - не только показать трагедию русского богатыря, чья сила и гордость «по мелочам ушла». Не случайно в завершении рассказа о Савелии появляется имя Сусанина - героя-крестьянина: памятник Сусанину в центре Костромы напомнил Матрене Тимофеевне «дедушку». Умение Савелия и в рабстве сохранить свободу духа, духовную независимость, не покориться душой - это тоже героизм. Важно подчеркнуть такую особенность сравнения. Как отмечает Н.Н. Скатов, памятник Сусанину в рассказе Матрены Тимофеевны не похож на реальный. «Реальный памятник, созданный скульптором В.М. Демут-Малиновским, - пишет исследователь, - оказался скорее памятником царю, чем Ивану Сусанину, который был изображен коленопреклоненным возле колонны с бюстом царя. Некрасов не только умолчал, что стоит-то мужик на коленях. В сравнении с бунтарем Савелием образ костромского мужика Сусанина получал впервые в русском искусстве своеобразное, по сути антимонархическое осмысление. В то же время сравнение с героем русской истории Иваном Сусаниным наложило последний штрих на монументальную фигуру корежского богатыря, святорусского крестьянина Савелия».

Сочинение.
Житие Матрены Тимофеевны по поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»

Поэма «Кому на Руси жить хорошо», начатая в тысяча восемьсот шестьдесят третьем году, писалась в течении нескольких лет, вплоть до тысяча восемьсот семьдесят седьмого года, хотя она так и осталась незаконченной.
Чтобы написать такое произведение, Некрасов начал изучать русское народное творчество, крестьянскую жизнь. Таким образом автор готовился к великому литературному подвигу – к созданию монументальной поэмы, прославляющей русский народ. По моему мнению, читатель должен относиться к этому произведению как к летописи, документу, написанному на основе реальных фактов. К тому же поэма воспринимается и как народное повествование, так как решаются вопросы, актуальные для народа, вековечные для сознания людей: о правде и кривде, о горе и счастье. Поэма приобретает значение народной энциклопедии.
Для Некрасова русский народ – «герой своего времени», духовная сила страны. В образе одного героя автор олицетворяет весь человеческий род. Люди перестают быть толпой, становятся обществом, в котором особую роль играют женщины. Русская женщина всегда была для поэта носительницей жизни, символом национального существования. Поэтому одну из частей поэмы «Крестьянка» можно смело переименовать и назвать «Житием Матрены Тимофеевны».
Найдя в словаре определение термина «житие», узнаем, что это – описание жизни духовных и светских лиц, канонизированных христианской церковью, их биография.
Действительно, вся часть построена на том, чтобы как можно больше рассказать о бытие Матрены Тимофеевны, ближе познакомить читателя с героиней. Некрасов пишет эту часть, единственную в поэме, от первого лица, приближая нас к духовному внутреннему миру человека.
Первая встреча с героиней происходит в тот момент, когда она возвращается с поля в толпе «жнецов и жниц». Перед читателем появляется образ русской крестьянки, которая способна выполнить трудную и физически тяжелую работу. Она не пыталась уйти от труда. Теперь пора рабочая, досуг ли толковать?.
В любое время героиня способна пожертвовать собой и своими силами ради общего блага. Человеческое счастье и долг для нее – главное направление деятельности. Она готова принести себя в жертву.
Судя по первой встрече читателя с героиней, можно вполне определенно сказать, что Матрена Тимофеевна – женщина умная, строгая, трудолюбивая и, кроме того, очень заботливая мать. На долю ей выпало много испытаний, несмотря на то, что в детстве она жила, как «у Христа за пазухой». Будучи девочкой, героиня научилась многому: работала в поле, носила завтрак отцу – пастуху, пряла – в общем, занималась бытовыми делами. Но «выискался суженый». Выдали Матрену Тимофеевну замуж, она попала «с девичьей холи в ад». Для новых родственников героиня стала, как «раба». Муж Филипп однажды побил ее, но даже этого факта не достаточно, чтобы Матрена Тимофеевна мстила или возненавидела его. Она простила, продолжая обращаться с ним также нежно и ласково: «Филиппушка» или «Филюшка». Даже побоям она не сопротивлялась, «подставляя другую щеку». Это свидетельствует о приближенности ее души к Богу, глубокой вере в него, ведь она живет по библейским заповедям. Затем она родила сына Демушку. И опять героиня сталкивается с новой проблемой, решить которую ей помогает «родитель свекра-батюшки», единственный человек, жалеющий ее. Дедушка Савелий представлен в поэме, как «богатырь Святорусский». Его также можно отнести к святым. В нем олицетворяется образ святого, мужественного человека. Савелий воплощает богатырство: ум, волю, спокойствие и здравомыслие. Чувства его складываются в испытаниях, как и у Матрены Тимофеевны. Он был единственным, кто уважал и жалел героиню, беззащитную девушку, которой пришлось так много страдать. Даже когда из-за Савелия погиб Демушка, Матрена Тимофеевна смогла его простить. А это дано не каждой женщине, ведь в большинстве случаев мало кто из матерей способна простить «убийцу» своего ребенка. Также неудивительно, что первой реакцией матери было послание проклятия на бедного старика. Тот же прекрасно осознавал свой грех, потому на гнев и буйство женщины отвечал абсолютно спокойно, рассуждал, что только «Бог знает, что творит». Чувствуя вину и пытаясь искупить свой грех, Савелий ушел в монастырь, проведя там последние годы жизни.
После смерти сына Матрены прошло более двадцати лет. У героини родился Федотушка, с появлением которого вновь пришлось страдать невинной женщине за счастье ребенка. За провинность глупенького мальчика мать приняла на себя боль и жестокость назначенного сыну наказания. Даже ради безжалостного мужа Матрена была готова на все. Она не побоялась встретиться с губернаторшей. В этот момент Матрена родила мальчика. Узнав о несчастье женщины, губернаторша ей помогла. «Филиппушку спасли».
Это последнее тяжелейшее испытание, о котором рассказывает нам сама героиня, и оно дает понять читателю о том, что женщина в поэме Некрасова – сильная личность, сумевшая отстоять свое человеческое достоинство в условиях производства и рабства. Своим существованием Матрена Тимофеевна объяснила, какая несокрушимая духовно-моральная сила скрыта в материнской душе. Поэтому не зря автор описывает весь жизненный путь героини, показывая, что она – святой человек, готовый погибнуть не за себя, а за других.
Главная героиня олицетворяет весь народ в целом. Сознание этой нравственности, «силы народной», предвещавшей верную победу народа в борьбе за счастливое будущее, и было источником той радостной бодрости, которая чувствуется даже в ритмах великой поэмы Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».

Задачи и тесты по теме "Житие Матрены Тимофеевны по поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»"

  • Орфография - Важные темы для повторения ЕГЭ по русскому языку

    Уроков: 5 Заданий: 7

Образ крестьянки Матрены Тимофеевны. У Некрасова много произведений, где он размыш­ляет о судьбах простых женщин («Тройка», «Мороз, Красный нос», «Орина, мать солдатская», «Рыцарь на час» и др.). Не случайно в поэме «Кому на Руси жить хорошо» центральная часть повествования от­ведена одному персонажу - русской крестьянке.

Пожалуй, ни об одной крестьянской женщине Не­красов не писал с такой теплотой и любовью, как о Матрене Тимофеевне. Он предоставляет право геро­ине самой рассказывать о том «счастье», которое вы­пало на ее долю. Героиня рассказывает странникам о своей жизни и предлагает им самим сделать вывод о том, можно ли назвать ее счастливым человеком.

Матрена Тимофеевна проходит через все испытания, в каких могла побывать русская женщина. В роди­тельском доме ей жилось привольно и весело, а после замужества пришлось работать, как рабе, сносить попреки мужниной родни. Муж ее уезжает на зара­ботки, и Матрена остается совсем одна в чужой ей се­мье. Радость приносят приезды мужа:

Зимой пришел Филлипушка,

Привез платочек шелковый

Да прокатил на саночках

В Екатеринин день,

И горя словно не было!..

По-настоящему счастлива Матрена после рожде­ния сына Демушки. Но тут ее постигло великое горе: сын погибает. Тяжело пережила она смерть Демуш­ки. Далее в ее жизни происходит много несчастий: преследование господского управляющего, голодный год, нищенство. Дед Савелий не случайно говорит о доле крестьян:

Мужчинам три дороженьки:

Кабак, острог да каторга,

А бабам на Руси

Три петли: шелку белого,

Вторая - шелку красного,

А третья - шелку черного,

Любую выбирай!

Но в трудные минуты Матрена Тимофеевна про­являла твердость и настойчивость: хлопотала об ос­вобождении мужа, незаконно взятого в солдаты, даже отправилась к самому губернатору; вырвала Федотушку, когда вздумали наказать его розгами. Несмотря на трагические обстоятельства своей жиз­ни, она сумела сохранить достоинство, благородство и непокорность. От ее образа веет величавостью. В ней остались неизменными огромная энергия, душевная ясность, трудолюбие, жизнестойкость. Непокорная, ре­шительная, она всегда готова отстаивать свои права, и это сближает ее с Савелием. О себе Матрена Тимо­феевна говорит:

Я потупленную голову,

Сердце гневное ношу!..

По мне обиды смертные

Прошли неоплаченные…

Рассказав о своей многотрудной жизни странни­кам, она говорит, что «не дело - между бабами счастливую искать!» В последней главе, названной «Бабья притча», крестьянка говорит об общей жен­ской доле:

Ключи от счастья женского,

От нашей вольной волюшки

Заброшены, потеряны

У бога самого.

Но Некрасов уверен, что «ключи» должны най­тись. Крестьянка дождется и добьется счастья. Поэт говорит об этом в одной из песен Гриши Доброскло- йова:

Еще ты в семействе покуда - раба,

Характеристика героя

Матрена Тимофеевна Корчагина — крестьянка. Этой героине посвящена третья часть поэмы.

М.Т. — «Осанистая женщина, Широкая и плотная, Лет 38-ми. Красива; волос с проседью, Глаза большие строгие, Ресницы богатейшие, Сурова и смугла».

Среди народа о М.Т. идет слава счастливицы. Пришедшим к ней странникам она рассказывает о своей жизни. Ее повествование ведется в форме народных плачей и песен. Тем самым подчеркивается типичность судьбы М.Т. для всех русских крестьянок: «Не дело — между бабами Счастливую искать».

В родительском доме М.Т. жилось хорошо: у нее была дружная непьющая семья. Но, выйдя замуж за Филиппа Корчагина, она попала «с девичьей воли в ад». Младшая в семье мужа, она работала на всех, как раба. Муж любил М.Т., но часто уходил на заработки и не мог защитить жену. У героини оставался один заступник — дедушка Савелий, дед мужа. М.Т. повидала на своем веку много горя: терпела приставания управляющего, пережила смерть первенца Демушки, которого, по недосмотру Савелия, загрызли свиньи. М.Т. не удалось вытребовать тело сына и его отправили на вскрытие. Позже другому сыну героини, 8-милетнему Федоту, грозило страшное наказание за то, что он скормил чужую овцу голодной волчице. Мать, не раздумывая, легла под розги вместо сына. Но в неурожайный год М.Т., беременная и с детьми, сама уподобляется голодной волчице. Кроме того, у ее семьи забирают последнего кормильца — мужа вне очереди забривают в солдаты. В отчаянии М.Т. бежит в город и бросается в ноги губернаторше. Та помогает героине и даже становится крестной матерью родившегося сына М.Т. — Лиодора. Но злая судьба продолжала преследовать героиню: одного из сыновей забрали в солдаты, «дважды погорели… Бог сибирской язвою… трижды посетил». В «Бабьей притче» М.Т. подводит итог своей печальной повести: «Ключи от счастья женского, От нашей вольной волюшки Заброшены, потеряны У Бога самого!»