К труду приучают с детства. Приучение детей к труду

Консультация для родителей

«Как приучить ребенка к труду ?»

Народная пословица гласит , яблоко от яблони далеко не падает . Отношение ребенка к труду в наибольшей степени зависит от родителей , от их личного примера . Если родители сами не очень трудолюбивые люди и постоянно ругаются между собой только из-за того , кто сегодня должен готовить , убирать и стирать , то и приучить маленького ребенка к труду невозможно , так как все равно с возрастом он будет копировать поведение родителей . А есть семьи , где родители с утра до вечера заняты работой , приучать ребенка работать им не хватает времени . Однако дети уже с детства с удовольствием начинают помогать родителям , взваливая на себя часть ответственности за выполнение работ по дому . Если родители учат одному , а сами поступают по-другому , то не стоит надеяться , что их ребенок вырастет трудолюбивым и самостоятельным человеком .

Приучать ребенка к труду психологи советуют начинать уже с двухлетнего возраста . Сначала научите его убирать за собой игрушки . Детям не очень нравится это занятие , поэтому лучше делать это в первое время вместе . Для того чтобы ребенок знал , как и куда убирать игрушки , в детской комнате должен быть порядок . Для книг отдельная полка , для машин свой гараж , а для других игрушек коробка . Ни в коем случае не заставляйте ребенка криком или наказанием делать порядок , тогда у него пропадет желание убирать совсем . Главное говорите ему слова "вместе " и "помогу ". Важно приучить ребенка , чтобы поиграв с игрушкой , он их ставил обратно на место , а не бросал их по комнате и брал другую . После того , как ребенок сложил свои игрушки , не забудьте его похвалить , скажите ему, что он молодец и хорошо справился с задачей . Чем старше становится ребенок , тем больше поручений он может выполнить . Родители всегда должны поощрять желание ребенка им помочь . Уже трехлетние малыши стараются делать все сами . Многие хотят самостоятельно застелить постель , одеться , мыть посуду или постирать свою одежду . Некоторые родители на этом этапе воспитания совершают ошибку , у них не хватает терпения ждать , когда малыш медленно сделает то , чего они могут сделать сами за несколько минут . Поэтому они сами застегивают ему одежду , сами убирают игрушки , а посуду не доверяют ребенку мыть только потому , что он может что-то уронить или испачкать свою одежду .

Родители должны быть терпеливыми и хвалить любое желание ребенка трудиться . Даже если грязи после "уборки " ребенка стало больше , а жир только размазался по посуде после мытья , необходимо похвалить ребенка и на первых этапах поддержать его. А когда он начнет самостоятельно мыть посуду и убирать свою комнату , можно объяснить ему, что надо добиться лучших результатов . Если малыши 2-3 лет воспринимают работу как игру , начиная с 5-6 лет, они отлично понимают , что интересного в работе мало . Поэтому , если родители с малолетства не приучили ребенка к аккуратности или ругали его за каждую провинность при выполнении какой-нибудь обязанности , то выполнять домашнюю работу он не будет . Многие дети в таком возрасте отказываются выполнять самую простую работу : наводить порядок на столе , убирать постель или мыть за собой посуду .

Несмотря на плохое поведение ребенка , старайтесь не злиться на него и не угрожать : "Немедленно убери все в своей комнате , иначе сегодня ты этого не получишь !" Лучше составьте список дел по дому и объясните ребенку , что он уже взрослый и будет отвечать за выполнение следующих обязанностей по дому . Например , в воскресенье ребенок должен наводить порядок в своей комнате , в пятницу поливать цветы , а в среду помогает готовить еду или убирается в ванной . Однако перекладывать всю домашнюю работу на ребенка тоже не следует . Обязанности ребенка должны быть посильными ему и не мешать его учебе , занятий в музыкальной школе или в спортзале . Ребенок дошкольного возраста уже вполне способен выбрасывать мусор в мусоропровод , кормить рыбок или других домашних животных , сходить за хлебом или молоком в магазин . Главное не то , что родители сами могут купить по дороге домой хлеб и молоко , выкинуть мусор , а важно научить ребенка к ответственности , аккуратности и трудолюбию . Поощрять детей за его старания в таком возрасте надо осторожно . Лучше объясните ребёнку , что быт - это неотъемлемая часть нашей жизни и работы по дому люди должны делать вместе , так же как и вместе отдыхать и жить . Поощрять труд ребенка маленькими подарочками или сладостями тоже не стоит , в дальнейшем без выгоды он не захочет ничего делать в жизни . Приучение ребенка к труду полезно не только родителям , оно необходимо для становления личности . Только труд помогает воспитать ребенка ответственным и успешным человеком . А тот, кто не работал с детства , с радостью сваливает всю ответственность за свои неудачи в жизни и всю работу сначала на родителей , а потом на жену или мужа .

Любовь и привычка к труду определяют будущее маленького человека . Заботясь о нем, заботьтесь о том, чтобы он был трудолюбив !

Ошибаются родители , которые думают , что пора трудового воспитания наступает , когда ребенок достигает школьного возраста или становится еще старше . Вспомните : ваш сын или дочь трудились даже тогда , когда еще не умели вставать на ножки . С каким упорством тянулись они к заинтересовавшей их игрушке , как старательно сжимали свой еще слабый кулачок , пытаясь взять , удержать ее !
Стремление к активному практическому действию свойственно детям, заложено в них от природы. Это драгоценное качество надо поддерживать, развивать, умело направлять.
Чем раньше начато трудовое воспитание, тем лучше будут его результаты.

У детей дошкольного возраста легко вызвать желание работать, участвовать даже в тех видах труда, которые им еще мало доступны. Но гораздо труднее добиться, чтобы желание это было устойчивым. С азартом взявшись за дело, малыш способен быстро охладеть к нему, отвлечься, заняться чем-нибудь другим.
Дети не виноваты в этом непостоянстве. Не надо забывать, что организм ребенка дошкольного возраста еще только развивается, формируется. Способность концентрировать внимание пока еще очень невелика. Слабость мускулатуры, несовершенство координации движении, незрелость нервной системы порождают быстрое утомление.
Дошкольника, и особенно младшего, обычно не интересует конечный результат труда - его больше увлекает сам процесс. И если этот процесс оказывается для него слишком утомительным, то пропадает и желание трудиться.
Отсюда следует, что задания, которые вы даете ребенку, должны быть прежде всего посильными, и, конечно, приходится думать не столько об их практической пользе, сколько о педагогической значимости.

Какой, например, прок семье от того, что девочка выстирает кукольные платья? Конечно, никакого. Наоборот, маме придется самой потратить время, чтобы дать ей тазик с водой, мыло, приспособить место для сушки.
Но воспитательная ценность подобной «стирки» несомненна. И особенно, если вы проследите, чтобы малышка хорошенько отстирала платье, прополоскала, отжала, повесила, а потом еще вылила воду, вытерла тазик. Только тщательная, «добротная» работа заставляет ребенка напрягать усилия, только при таком условии тренируются мышцы, развивается ловкость, формируется воля.
Считаясь с возрастной неустойчивостью интересов, надо в то же время не допускать неисполнительности, следить за тем, чтобы начатое дело всегда было доведено до конца. Как? Конечно, не порицаниями и нотациями. В одних случаях, может быть, стоит привнести в работу какой-то новый, более интересный для ребенка элемент, дать новые «орудия труда»; иногда полезно, чтобы взрослый помог малышу, увлекая его своим примером. Но надо именно помогать, показывать, а не брать все дело на себя, стимулировать инициативу ребенка, а не подавлять ее. Он осознает свои обязанности по отношению к окружающим людям, учится сотрудничеству и взаимопомощи, узнает цену забот о себе и приобретает умение практически заботиться о своих близких.
Полезно приучать малыша ухаживать за растениями и животными. Это приближает к природе, способствует умственному развитию. Дети учатся наблюдать изменения в развитии окружающего их живого мира, начинают лучше понимать его.
Во многих современных семьях бытует тенденция недооценивать воспитательное значение физического труда. А ведь если он выполняется не механически, то обязательно требует не только мышечных усилий, но и осмысливания. В таком труде всегда есть место для собственной инициативы ребенка - поисков рациональных способов работы, проявления любознательности и смекалки.
На эту особенность физического труда указывала Н. К. Крупская. Она говорила, что надо по возможности приучать детей даже в самом простом деле работать не только руками, но и головой, подумать, сообразить, как сделать быстрее, лучше и притом с меньшей затратой сил.
Но, конечно, дошкольнику необходим и труд интеллектуальный. Это занятия с картинками, настольными дидактическими играми, рисование, лепка, развитие речи.
Овладение новыми представлениями и понятиями связано с напряжением нервной системы ребенка. Умственный труд вызывает большее утомление и требует более продолжительного отдыха, чем физический. Правильное сочетание того и другого содействует успеху в каждом из них.

Итак, что же может и должен делать ваш ребенок?

Для малыша важнейшее средство трудового воспитания - игра. Вынуть кубики из коробки, построить «поезд», «дом», «ворота», а потом разобрать кубики и снова уложить их в коробку, разобрать и собрать матрешку, башенку- это уже работа. К ней способен ребенок второго года жизни.
Дети двух-трех лет вполне в состоянии выполнить простейшие поручения - убрать свои игрушки, что-то поднять, принести - например, подать маме книгу, папе - очки, бабушке- домашние туфли.
Как показывают наблюдения, ребенка до трех лет в семье обычно еще полностью обслуживают: одевают, кормят с ложечки. А ведь именно, в начале третьего года у детей бурно проявляется стремление к самостоятельности. Если его не поддержать, оно может утратиться, и тогда даже в четыре, пять, а то и шесть лет ребенок пассивно будет ждать, пока его оденут, умоют, покормят.
Одевая малыша, разговаривайте с ним, привлекайте его внимание к своим действиям, показывайте отдельные приемы, давайте простые задания: натяни чулочек, поправь фартучек, подай кофточку, возьми платочек.
Чтобы закреплять навыки самообслуживания, удобно использовать игрушку - например, куклу одеть, раздеть, покормить, уложить спать.
Очень важно уметь вовремя прийти ребенку на помощь, терпеливо напоминать, что и как надо делать его, замечая даже самые маленькие достижения.

В четыре-пять лет ребенок уже может сам зашнуровать ботинки, застегнуть пуговицы.
Привлекайте его и к работе по дому - пусть в меру своих сил учится поддерживать порядок в квартире, ставить на место сдвинутые стулья, вытирать пыль.
Собираясь лепить, рисовать, наклеивать на бумагу аппликации, ребенок должен сам принести, а потом и убрать все, что нужно было для этого занятия.
На прогулке зимой дайте малышу лопатку, и пусть он не просто тычет ею в снег, а расчищает дорожку; весной он с удовольствием поработает маленькими граблями, совком.
К пяти годам появляется способность к волевым усилиям и относительно сложным действиям. У ребенка этого возраста надо закреплять умение не только самостоятельно одеваться и раздеваться, аккуратно складывать свои вещи; он должен учиться убирать свою постель - поправлять простыню, покрывать постель одеялом, класть сверху подушку.
Шестилетний ребенок в состоянии, если он к этому приучен, замечать беспорядок в комнате, в своей одежде и устранять его сам или с помощью взрослого. Он уже отличает труд от игры. На самых простых, доступных примерах раскрывайте ему общественную значимость труда, прививайте желание сделать что-нибудь не только для себя, но и для товарищей, для младшего братишки или сестренки, родителей.
Ко дню рождения мамы пусть вместе с папой смастерит какую-нибудь коробочку, подушечку для булавок, а к папиному дню рождения вместе с мамой - закладку для книг или еще что-нибудь. Из картона, фанеры, шишек он может с вашей помощью создавать простые игрушки.
Не только девочки, но обязательно и мальчики должны уже помогать маме или бабушке на кухне: допустим, почистить овощи, сваренные для винегрета, нарезать их. Конечно же, перед этим надо помыть руки, надеть фартук.
На седьмом году возможности ребенка заметно увеличиваются, повышаются общая устойчивость организма и выносливость нервной системы. Движения его становятся более координированными и точными, развиваются тонкие движения кисти и пальцев рук.
Навыки самообслуживания следует расширить. Теперь ребенок может постирать не только кукольные вещи, но и свои носочки, платочек, ленточки, подмести пол, протереть влажной тряпкой подоконники. Если дома есть какая-нибудь птица, зверек,- не только дать им корм, но и почистить клетку.
Следует научить дошкольника пользоваться ножницами, нетяжелым молотком, пилой-ножовкой, клещами. Он должен уметь сам втянуть нитку в иголку, пришить пуговицу, вешалку. Не забывайте, что впереди школа, где он многое обязан, будет делать сам!
Будьте для своего ребенка примером трудолюбия, подчеркивайте не утомительность труда, а его радость, необходимость, красоту.

Привычный образ мамы в массовой культуре – замордованная домашними заботами женщина, орущие и лезущие везде дети. Как же наши предки рожали по 10-20 детей и управлялись с хозяйством без современных гаджетов? Все очень просто. Они знали, как приучить ребенка к труду , это было в русской культуре. Известно, что в 10-12 лет ребенок был полноценным работником, настоящим помощником.

Деятельность, а не лень — в природе человека

Лень подрастающего поколения стала притчей во языцех. Они не хотят выносить мусор, убираться в своей комнате, мыть посуду, ухаживать за домашними животными. В школьные годы их не заставишь учить уроки. А уж как жалуются на детскую лень учителя…

Почему же наши дети такие ленивые? Они что, из другого теста, чем 100 лет назад? Ответ прост. Как говорят психологи: после трех уже поздно .

Чаще всего лень вызвана неправильным воспитанием . В то время, когда ребенок мал, в 1,5-2 года, он искренне тянется помогать родителям во всех делах. Мы же гоним его, чтоб не мешался. Не хочется выполнять двойную работа, убираться после ребенкиной «помощи». Хочется сделать все быстрее, лучше, чище, без потерь продуктов, без порчи вещей.

Это большая ошибка. Да, его помощь в таком возрасте обходится нам дороже собственных усилий. Но надо понимать, что это необходимо для полноценного развития личности, для успеха в жизни.

Распространенная ошибка родителей – делать за малыша то, что он уже в состоянии сделать сам . Начиная с малого: одеться/раздеться, унести грязную посуду, собрать игрушки. Налить себе воды, попить.

Уже со вторым ребенком стараюсь придерживаться такой стратегии. Просит: пить. Говорю: иди, попей, твоя кружечка на столе. Обсикает вещи – пусть соберет, унесет в стирку.

Вспоминаю такую историю. Мальчик около 7 лет хочет пить. Взял в одну руку стакан, в другую – 5 литровую бутылку с водой. Пытается налить на весу. Ничего не получается. Просит помочь. Говорю ему: поставь стакан на стол и наливай. И ведь все получилось! Мужчина, который наблюдал за ситуацией, засмеялся: вот уж действительно помогла.

4 вещи, которые родитель никогда не должен делать за своих детей.

Тут надо следить за собой. Не хочется терять время, пока кроха неуклюже, но справится сам. Надо терпеть.

Ко всем советам, конечно, нужно подходить с разумением. Надо понимать, когда ребенок не делает что-то потому, что не успел еще все обдумать, понять, что нужно. Возможно, он флегматик, это особенность темперамента .

Другой вариант – элементарная усталость . Детям в течение дня нужно достаточное время для игр. Если малыш перегружен секциями или домашними обязанностями, ему нужно отдохнуть.

Детская мечта — повозиться с тестом

В старину умели воспитывать. А нам приходится учиться. Поэтому вот несколько советов:

  1. Самое главное – личный пример . Если дома бардак, мама неопрятная, сидит, уткнувшись в телефон, что ждать от малыша? Пусть видит, что все берется от родительского труда. И для порядка в доме и для вкусного ужина надо постараться.
  2. Не гнать от себя, принимать помощь . Если возможно, все делать вместе. Моем пол – дать тряпочку поменьше, пусть возюкает. То же с посудой. Когда готовишь, можно всегда дать задание по силам. Принести, ополоснуть, почистить лук или яйца можно уже в 1,5 — 2 года.

Когда кроха принимает участие в готовке, то есть это блюдо потом будет с гораздо большим аппетитом. Актуально для родителей малоешек. Больше советов .

  1. Хвалить . Убрались вместе, сказать, как красиво, чисто, как приятно в убранном помещении. Приготовит что-то малыш – попробовать и сказать, как вкусно.

Однажды пришлось читать пример о такой очень мудрой бабушке. Девочка пожарила сама несколько котлеток (бок-о-бок с бабушкой, конечно). Несколько черных бесформенных комочков. Бабушка, не дрогнув лицом, съела все и нахваливала. Ребенок сиял от гордости. Уверена, что при таком воспитании девочка вырастет настоящей хозяйкой.

А вот меня в детстве почти не звали готовить. До сих пор не люблю. Бедный мой муж.

Хотите, чтобы дочка готовила с удовольствием? Сделайте ей отличную

  1. Учитывать реальные возможности ребенка. В 4 года еще нереально прополоть в одиночку грядку морковки (а с мамой – запросто!) или почистить картошку. Если задание будет слишком тяжелым физически, слишком сложным, ребенок станет избегать такой работы, чтобы не столкнутся с неудачей. Психологи называют это «мотивация избегания неудачи». Так можно всю жизнь человеку испортить.

Если вы видите, что ребенок склонен к избеганию неудачи, предлагайте такие вещи делать вместе. Подчеркните, что вы только помогаете ему убирать игрушки, но убирается он сам.

Что может ребенок

Точно знаю, что все дети любят мыть посуду. Главное — не вспугнуть

В 1,5-2 года:

  • собрать игрушки;
  • принести, унести, подать;
  • убрать свою тарелку со стола;
  • помочь накрыть на стол к обеду;
  • поиграть с новорожденным младенцем несколько минут;
  • участвовать в уходе за домашним питомцем;
  • вытирать со стола;
  • ополаскивать, вытирать, относить помытую посуду;
  • вытирать пыль;
  • относить и выкладывать покупки;
  • садить крупные семена;
  • поливать.

Хорошее задание для этого возраста – перебрать горсть из 2 видов крупы. Развивает мелкую моторику, усидчивость, способствует развитию речи.

Как приучить ребенка к труду — не мешать!

В 3-4 года:

К перечисленному добавляется

  • мыть пол;
  • мыть посуду;
  • составить или протереть обувь;
  • месить, раскатывать тесто;
  • одеться, раздеться, почистить зубы;
  • ухаживать за домашним любимцем;
  • готовить несложные блюда.

Моя старшая дочка еще до 5-летнего возраста освоила несколько блюд. Сладкий чай с молоком. Бутерброд с маслом (хлеб порезанный). И вершина кулинарного искусства – омлет с сосисками.

Вместе с ребенком можно покрасить яйца на Пасху натуральными красителями.

Омлет с сосисками — вполне по силам в 4-5 лет

  • убирать в своей комнате;
  • сложить одежду на место;
  • постелить, заправить постель;
  • стирать некрупные вещи;
  • пришивать пуговицы;
  • присмотреть за малышом.

Кулинарное достижение моего ребенка: почистить, порезать и посолить огурцы. Почистить, потереть морковку.

Ребенок может съесть даже рагу из кабачков, если сам готовил его

  • погулять с собакой (если позволяет размер и воспитание животного);
  • сварить кашу или еще что-то несложное;
  • помогать с посадками на дачи;
  • выносить мусор;
  • ходить в магазин;
  • мыть окно, зеркало (не на высоте);
  • пылесосить.

Научить ребенка убираться будет легче, если предложить ему алгоритм. М ожно написать список или нарисовать схему, повесить на стене. А за основу взять несколько советов из .

Конечно, во многих случаях, особенно поначалу, требуется контроль, помощь мамы. Что-то будет сделано не идеально. Опасно критиковать такие вещи. Лучше похвалить за то, что на самом деле удалось.

С самого раннего возраста нужно следить за тем, чтобы у ребенка были посильные, но постоянные обязанности по дому. Только нельзя наказывать работой. Это не только обязанность, но и право, которое тоже нужно заслужить.

Не стоит платить за выполнение домашней работы. Ребенок привыкнет все считать на деньги, ему будет трудно научиться получать удовольствие от труда. А вот похвалить за реальное достижение всегда нелишне.

В статье повествуется о том, как нужно родителям прививать трудолюбие детям трех-семилетнего возраста.


Никто, кроме тунеядцев, не может жить без труда. Будь то работа на заводе или фабрике, домашнее хозяйство или воспитание детей, открытия в области микробиологии или полеты в космос - везде человек трудится, создает материальные и духовные блага. Поэтому приучать к данному процессу ребенка нужно с раннего детства.

Заметим, что труд для малыша вовсе не то же самое, что для взрослого. Последний своей работой приносит пользу обществу, зарабатывает средства на жизнь. Ребенок же трудится, потому что ему это интересно, а еще потому, что данный процесс для него почти как игра. Этот факт взрослый обязательно должен брать во внимание, когда прививает своему чаду трудолюбие.

Что можно делать детям.

3 года.

Первый вид труда, с которым имеет дело малыш, - самообслуживание. Взрослый учит самостоятельно одеваться, раздеваться, мыть руки и лицо, пользоваться носовым платком. Все это происходит постепенно, действия усложняются по мере того, как малыш растет.

Трехлетнему ребенку очень хочется помочь взрослым, но он еще не понимает сути и назначения выполняемых работ. Поэтому может взять веник и поднять в комнате пыль, вместе с сорняками вырывать и культурные растения, высыпать аквариумным рыбкам всю коробку корма и так далее. В таких случаях взрослый должен прийти на помощь, объяснить маленькому труженику что к чему.

Детей этого возраста также нужно приучать убирать за собой игрушки, вытирать пыль с широких листьев комнатных растений, кормить рыбок (но не всем имеющимся в пачке кормом) и других домашних животных.

4-5 лет.

Детишек четырех-пяти лет можно попросить помочь накрыть на стол. Горячие блюда и опасные приборы - такие как вилка и нож - для раздачи детям давать нельзя. Для них посильная работа - разложить ложки, салфетки, поставить хлебницу.

Под присмотром взрослого ребенок может помыть игрушки, вытереть пыль, под краном постирать салфетки, маленькие полотенца или платья для кукол, подклеить книжку, ухаживать за комнатными растениями.

6-7 лет.

Дети в возрасте от шести до семи лет способны оказывать посильную помощь взрослым в уборке квартиры, на даче (участвовать в посадке овощей и цветов, полоть сорняки, собирать ягоды для заготовок), вместе с родителями готовить несложные блюда.

Знакомим детей с трудом взрослых.

Не менее важно для воспитания трудолюбия знакомить малыша с трудом взрослых. Имеется в виду и домашний, и на производстве. Пусть ребенок понаблюдает за тем, как папа вкручивает лампочку, как мама гладит белье, как убирает улицу дворник и тому подобное.

Существуют специальные игры, карточки, пособия, при помощи которых можно познакомить малыша с профессиями взрослых. Следует, в первую очередь, выбирать доступные для понимания ребенка специальности: врач, воспитатель, учитель, кондуктор, строитель, водитель, повар, хлебопек.

Впрочем, если получится доступно рассказать малышу о представителях таких профессий, как менеджер, мерчендайзер, администратор сервисной службы, девелопер, маркетолог и т. п., большого вреда не будет.

Просто в первом случае процесс и результат деятельности малышу воспринимать гораздо проще, чем, скажем, статистику повышения объемов продаж.

Художественная литература и пословицы о труде.

Должны беседовать с ребенком о том, как важно трудиться, как уважают и почитают работящего человека.

Прекрасные примеры награды за трудолюбие описаны в художественной литературе (например, белорусская народная сказка «Легкий хлеб», русская народная сказка «Хаврошечка», В. Одоевский «Мороз Иванович», К. Ушинский «Утренние лучи» и другие).

До наших дней дошли пословицы и поговорки о труде: «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда», «Где труд, там и счастье», «Дело мастера боится». Смысл этих и других пословиц и поговорок можно обсудить с детьми в возрасте от пяти до семи лет.

ЕЛЕНА Брежнева
Приучение детей к труду

Консультация для родителей.

Как приучить малыша к труду .

Достаточно рано у ребенка появляется желание делать все «как мама» : подметать, стирать - словом, быть помощником. Одни родители воспринимают это стремление как сигнал о том, что пора приучать дитя трудиться . Другие же полагают, что их чадо еще успеет поработать, поэтому не стоит спешить. Кто же прав?

Привычка к труду

Давайте представим такую ситуацию : 3-летний малыш намерен лепить с мамой пирожки, причем совсем не понарошку. Однако мама отсылает его поиграть, справедливо полагая, что детская помощь обернется испачканной одеждой и потерей времени на уборку кухни. Но пройдет несколько лет, и, возможно, та же мама гневно воскликнет : «Ты абсолютно ничего не делаешь по дому, у тебя нет никаких обязанностей!» Увы, ждать помощи от подростка, если в детстве вы не разрешали ему помогать, не стоит. Педагоги и психологи рекомендуют начинать трудовое воспитание с 3-4 лет. В это время ребенок учится, наблюдая за взрослыми, подражая им. Его интересуют «большие игрушки» - настоящий веник, плита, пылесос. Конечно, родители быстрее и качественнее помоют посуду или постирают белье, но все же не торопитесь сделать за ребенка то, что он хочет делать сам. Ведь отказаться от помощи ребенка- это значит оскорбить его человеческое достоинство. Как поступить?

Сейчас самое важное для вас - терпение и такт. Даже если лишь 10 сантиметров пола станут чистыми, подметайте заново, только когда карапуз не видит. Иначе у ребенка возникнет ощущение бессмысленно потраченных усилий.

Ребенок чутко реагирует на поведение взрослого. Родители не должны оставлять без внимания успехи или неудачи малыша. Можно попросить : «Разреши я тебе помогу!» .В этом случае мы начинаем учить наше сокровище чувству собственного достоинства.

Увидев, что у малыша закрываются глаза, а игрушки еще не убраны, позвольте убрать их завтра. Ведь и вы иногда уставали настолько, что откладывали домашние дела.

Обязательно учитывайте возрастные возможности : скажем, 2-летние детки, выполняя задание расставить игрушки, скорее всего, ограничатся двумя-тремя. Если же вам важно, чтобы абсолютно все куклы и солдатики оказались на своих местах, без вашей помощи не обойтись. Поиграйте : расскажите, как одиноко будет зайке ночевать под стулом, как любят карандаши засыпать в своем домике - коробочке. Можно также ввести необычного персонажа, скажем гномика, который наблюдает за тем, что происходит в доме, оставаясь невидимым, и лишь изредка появляется, чтобы похвалить кроху. Эта игрушка должна быть новой для ребенка, она таинственно возникает и исчезает на время. Так уборка станет легкой и радостной.

Сила похвалы

В собственных воспитательных воздействиях следует руководствоваться правилом : не делать за малыша то,что он может сделать сам. А как умеет выполнять дело- видно по полученному результату. Только по результату можно оценить усердие,старательность ребенка. Пожалуй, о том, что детей необходимо хвалить за малейшие успехи, сейчас знают все родители. Причем чем младше ребенок, тем менее интересен для него материальный результат того, что он делает, тем важнее одобрение взрослого. Малыш протирает стол не для того, чтобы стало чисто, а для того, чтобы понравиться вам. Как же сделать похвалу действенной? В этом труднейшем деле - хвалить - нет мелочей. Например, сказанное на бегу, привычное и неэмоциональное «молодец» может восприниматься как безразличие. Тем более что дети отлично чувствуют все нюансы! В начале «трудового пути » оценивайте развернуто, поясняйте, что лучше всего получилось, замечайте детали. Очень важно обращать внимание не только на результат труда , но и на сам процесс.

Чему бы вы ни обучали ребенка : застегивать пуговки, делать подарки для членов семьи или накрывать стол к обеду, самое главное, чтобы труд оставался для него радостью достижений, а не тяжкой обязанностью.