Из чего состоит трудовая пенсия по старости. Где получают пенсионные суммы по старости

Навигация по статье

Субъектами данной системы являются:

  • Страховщик - Пенсионный фонд России и его территориальные органы;
  • Страхователи - организации, индивидуальные предприниматели, и т.д.;
  • Застрахованные лица - граждане, за которых уплачиваются страховые взносы.

До недавнего времени пенсионное обеспечение рассчитывалось по данным пенсионного капитала, сформированного за время работы гражданина. В настоящее время перешла на новый порядок формирования пенсионных прав и расчета выплат.

Как рассчитывалась пенсия до пенсионной реформы?

До первого января 2015 года страховая часть обеспечения по старости рассчитывалась по формуле, которая приведена в статье 14 Федерального закона № 173 от 17 декабря 2001 года. Согласно этой формуле размер страховой части трудовой пенсии определялся так:

СЧ = ПК / Т + Б,

  • СЧ - страховая часть выплаты;
  • ПК - пенсионный капитал застрахованного лица, который формировался на протяжении трудовой деятельности гражданина за счет отчислений с заработной платы;
  • Т - период выплаты денежных средств (в месяцах), который устанавливался Правительством РФ;
  • Б - фиксированная базовая часть страховой выплаты также устанавливалась Правительством РФ и подлежала ежегодной корректировке.

Сам пенсионный капитал (ПК) состоял из трех частей, это:

  • ПК, сформированный до 2002 года;
  • сумма валоризации (разовое увеличение ПК, сформированного до 2002 года);
  • ПК, который был сформирован после 2002 года.

Другими словами, страховая часть включала в себя четыре части :

  • пенсионное обеспечение, заработанное до 2002 года;
  • валоризация пенсии, сформированной до 2002 года;
  • пенсионное обеспечение, заработанное после 2002 года;
  • базовая часть.

Кроме этого, у некоторых категорий населения формировались пенсионные накопления . В связи с этим вместе со страховой частью гражданам выплачивалась накопительная часть трудовой пенсии по старости.

Таким образом, трудовая пенсия по старости до 01.01.2015 года формировалась из двух частей - страховой и накопительной.

В настоящее время данный закон не действителен в связи с изменением пенсионной системы в Российской Федерации.

Изменение пенсионной системы с 2015 года

С недавнего времени в нашей стране введен новый порядок формирования и расчета обеспечения в . Теперь пенсионный капитал за каждый год формируется в индивидуальных пенсионных коэффициентах (ИПК) или баллах, которые при назначении выплаты переводятся в рубли. Данный параметр позволяет оценить каждый календарный год трудовой деятельности граждан по отчислениям страховых взносов в ПФР.

ИПК имеет максимальное значение , которое ежегодно увеличивается. Также оно зависит от . Баллы за каждый год суммируются и умножаются на стоимость ИПК, которая два раза в год устанавливается государством. Благодаря этому страховое обеспечение будет ежегодно увеличиваться.

Все средства, которые были «заработаны» гражданами до 2015 года, были переведены без уменьшения в пенсионные баллы.

По новым правилам при расчете страхового стажа учитываются некоторые нестраховые периоды , за которые также начисляются пенсионные баллы. К таковым относятся периоды:

  • прохождения военной службы по призыву - 1,8 баллов за год;
  • отпуска по уходу за ребенком до полутора лет (максимум 6 лет) - от 1,8 до 5,4 балла;
  • ухода за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом, гражданином старше 80 лет - 1,8 баллов за год;
  • в некоторых других случаях.

При этом, если гражданин в это время был официально трудоустроен, у него также формировались баллы и он имеет право выбрать , какие баллы использовать при расчете - за работу или за нестраховой период.

Что стало со страховой и накопительной частью трудовой пенсии?

До 2014 года включительно в Российской Федерации существовало трудовое обеспечение по старости, которое включала в себя две части: страховую и накопительную. С 1 января 2015 года эти две части законодательно стали самостоятельными видами пенсий: и .

Также расчет страховой выплаты производится по новой формуле:

СП ст = ИПК × СИПК + ФВ,

  • СП ст - страховое обеспечение по старости;
  • ИПК - индивидуальный пенсионный коэффициент;
  • СИПК - стоимость одного ИПК;
  • ФВ - фиксированная выплата.

В 2018 году максимальное количество баллов составляет 8,70; минимальное количество баллов - 13,8; минимальный - 9 лет; СИПК (с 1 января 2018 г.) - 81,49 рублей; ФВ - 4982,9 рублей.

Исходя из этого, применяя значения 2018 года, пенсии рассчитываются по формуле:

СПст = ИПК × 81,49 + 4982,90.

В 2016 году женщина достигла пенсионного возраста, то есть ей исполнилось 55 лет и она вправе оформить страховую пенсию по старости. Но Людмила Федоровна решила не спешить с оформлением и продолжить работу на фабрике. Обратиться за начислением выплат она предполагает через 3 года.

В 2019 году Людмиле Федоровне исполнится 58 лет. В соответствии с законодательством в это время ей будет положены премиальные коэффициенты:

  • 1,19 к фиксированной выплате;
  • 1,24 к накопленным баллам.

Другими словами, пенсионное обеспечение гражданки Семеновой Л.Ф. вырастет на 19% (к ФВ) и на 24% (к ИПК).

Выбор варианта пенсионного обеспечения

От выбора пенсионного обеспечения зависят размеры тарифов перечисляемых страховых взносов. Статьей 33.1 ФЗ № 167 от 15.12.2001 года предусмотрены величины данных тарифов. Для страхователей в 2014 - 2018 годах применяется . Если сумма взносов выше установленной предельной базы, то устанавливается тариф 10% .

Застрахованные лица 1967 года рождения и моложе должны были выбрать, как в дальнейшем будет формироваться их :

  • только страховая выплата;
  • страховая и накопительная.

Также остальные граждане могли формировать пенсионные накопления самостоятельно в рамках Программы государственного софинансирования. Однако с 2015 года стать участником данной программы невозможно.

Как установлено, из 22% страховых взносов 6% идет на финансирование солидарной части (которая идет на формирование фиксированной выплаты или иных направлений, учтенных законодательством), а 16% - индивидуальной.

  1. Если лица, родившиеся в 1967 году и позже, сделали выбор в пользу накопительной пенсии, то из этих 16% взносов 6% составляют накопительную часть, а 10% - страховую.
  2. У застрахованных лиц 1967 года рождения и моложе, которые выбрали вариант обеспечения без накопительной пенсии , также, как и у граждан 1966 года рождения и старше, все 16% взносов формируют только страховое обеспечение.

Это касается всех страхователей, исключение составляют некоторые категории плательщиков, для которых установлены пониженные тарифы .

Что лучше: страховая или накопительная пенсия?

При выборе варианта пенсионного обеспечения граждане часто задаются вопросом: «Какую пенсию следует формировать, чтобы в итоге ее сумма была наиболее высокой?» . Чтобы в этом разобраться, необходимо определить, какие плюсы и минусы имеет страховая и накопительная пенсия.

  • Величина страховой пенсии зависит от суммы индивидуальных пенсионных баллов, стоимость которых устанавливается государством. Ежегодно 1 февраля она индексируется на величину инфляции за предыдущий год.
  • не индексируется, а зависит от результатов инвестирования пенсионных накоплений в НПФ или УК, то есть могут быть убытки. В этом случае застрахованному лицу выплачивается только сумма уплаченных страховых взносов.
  • Тем не менее, гражданин вправе сам выбирать НПФ или УК, которому он передаст часть своих страховых взносов. Чтобы правильно сделать выбор, необходимо сравнить показатели деятельности фондов на официальном сайте Центробанка. Также можно выбрать и государственную управляющую компанию (ГУК) - Внешэкономбанк.

Кроме этого выбор обеспечения влияет на максимальное значение ИПК. С 2021 года при отказе от формирования накопительной пенсии значение ИПК будет составлять не более 10, а при формировании - 6,25.

Заключение

Кроме этого, на размер пенсионных выплат влияет - чем позже за ней обратиться, тем выше размер.

Очень многие задумываются о том, как они будут жить в старости. Причем существует тенденция, что информацию о подобном в первую очередь ищет молодежь, старающаяся понять, достаточно ли будет получаемых сумм для жизни или необходимо предпринимать какие-либо шаги для увеличения собственного благосостояния уже сейчас. Естественно, что первое, о чем люди начинают искать информацию - это страховая часть пенсии. Что это за часть, почему именно страховая? Подразумевается, что люди на пенсии застрахованы от потери трудоспособности, так как больше не могут обеспечивать себя сами.

Всю жизнь до этого они как бы вносят страховые платежи (отчисления в Пенсионный фонд), за счет которых и живут по достижении определенного возраста. Такая система успешно работает в большинстве цивилизованных стран, при этом никто не запрещает людям самостоятельно копить на безбедную старость любыми другими законными способами.

Страховая часть пенсии: что это такое?

Если углубиться более подробно в данный вопрос, то выяснится, что с начала текущего года отчисления больше не разделяются на две части, как это было ранее, и все платежи (если не указано иное) отправляются именно на страховой счет. То есть в процессе трудовой деятельности часть (определенный процент) от заработной платы отправляется в Пенсионный фонд, который начисляет определенное количество баллов (в зависимости от полученной суммы).

После наступления пенсионного возраста данные баллы конвертируются в определенную сумму (опять же, зависящую от общего числа баллов), и исходя из нее уже высчитываются средства, которые будет получать пенсионер ежемесячно. Данная система намного удобней существовавшей ранее, так как теперь большое значение имеет как сумма отчислений в ПФ, так и общий страховой стаж. А значит, чем больше человек работал в своей жизни, тем больше он будет получать в старости.

Накопительная часть страховой пенсии

Ранее пенсия разделялась на страховую и накопительную части. Теперь вся сумма платежа идет именно на страховую. Однако каждый гражданин, если у него есть такое желание, может определенный размер отчисляемых денег переводить на накопительный счет. Его преимущество в том, что данными средствами можно управлять (хотя и нельзя снять до наступления пенсионного возраста).

То есть вместо того, чтобы просто копиться в Пенсионном фонде, они будут работать на гражданина, постоянно увеличивая его будущий доход, который он получит в старости. У данной системы есть как преимущества, так и недостатки. Следует заметить, что страховая часть трудовой пенсии (собственно, как и любой другой) не может быть ниже определенного уровня. Это значит, что на накопительную часть можно отправлять только строго фиксированную сумму, которая будет меняться каждый год.

Выплаты

Накопительная и страховая часть пенсии выплачивается гражданину в некоторых ситуациях, которые могут не иметь ничего общего с достижением определенного возраста (это наиболее распространенный, но не единственный вариант). Выплаты могут происходить в связи с утерей кормильца или инвалидностью застрахованного лица. Чтобы получать эти деньги, человек должен достичь возраста 55 лет (для женщин) или 60 лет (для мужчин), иметь общий страховой стаж более 15 лет и накопить за это время не менее 30 баллов (это не сложно за такой продолжительный период). Данный закон вступит в силу только в 2025 году, а до этого количество требуемых баллов, начавшись с 6,6 будет постепенно увеличиваться с каждым годом, как и необходимый трудовой стаж, который в 2015 году составляет только 6 лет. Подробней об этом написано ниже.

Размеры и расчет пенсии

Чтобы определить размер средств, которые ежемесячно будет получать гражданин после выхода на пенсию, используется следующая формула: Страховой платеж = (фиксированная сумма х премиальный коэффициент) + (количество баллов х премиальный коэффициент х установленная сумма на дату выплаты). Данный расчет можно использовать как для определения суммы, которую гарантирует страховая часть пенсии, так и для ее накопительного варианта.

Премиальный коэффициент представляет собой определенный бонус к платежу, который получает гражданин, продолжающий работать и после того, как достиг возраста, позволяющего выйти на пенсию, без ее оформления. То есть чем больше он работает, тем больше получит в результате. Страховая часть трудовой пенсии, которая и является самой распространенной из всех ее видов, тоже получает подобный «бонус» от государства.

Отличия между страховой и накопительной пенсиями

Каждый гражданин может решить отчислять определенную законодательством сумму не на основную (страховую) пенсию, а на накопительную. Это не обязательное требование, а просто возможность желающим управлять своими пенсионными средствами. Граждане, не желающие заниматься подобным, будут получать свои обычные выплаты в старости и ни о чем не беспокоиться. Однако для людей, разбирающихся в финансовых операциях и умеющих получать выгоду от рисковых вложений, государством предусмотрена такая возможность.

Всю сумму накопительной пенсии гражданин может разместить в любом НПФ по собственному усмотрению и тем самым, возможно, получить больший доход в будущем. Несмотря на то что накопительная и страховая часть пенсии начисляются параллельно, при утере по той или иной причине накопительной части (имеется в виду, если это произойдет по вине владельца средств), она возмещена не будет. Так что все операции с вложенными средствами совершаются гражданином на свой страх и риск.

Социальные выплаты

Данный тип пенсии назначается гражданам, не отработавшим положенный срок, и потому не имеющим возможность претендовать на трудовую пенсию. Страховая часть пенсии, как и накопительная, в данном варианте не учитывается, так как социальная выплата носит фиксированный характер, не зависящий ни от чего, кроме законодательных норм. Благодаря тому, что вплоть до 2025 года требования к получению именно трудовой пенсии будут несколько снижены, есть большой шанс для многих слоев населения попытаться все же получать именно ее, а не урезанный социальный вариант. Следует учитывать, что выплачиваться социальные суммы начинают несколько позже обычных (с 65 для мужчин и с 60 для женщин).

Досрочная пенсия

Некоторые категории граждан, долгое время отработавшие в тяжелых условиях, имеют возможность выйти на пенсию до наступления пенсионного возраста. На это имеют право рабочие горной отрасли, плавсостав, водители общественного транспорта, работники медицины, люди некоторых творческих профессий и учителя. Размер страховой части пенсии, как и другие расчеты, полностью идентичны стандартным, используемым для большинства населения.

Индивидуальный пенсионный коэффициент (ИПК)

С начала этого года он замещает собой существовавший ранее взнос на страховую часть пенсии и на накопительную. Теперь вся трудовая деятельность отдельно взятого человека, которая включается в страховой стаж, будет оцениваться в баллах. Каждый балл - выражение фиксированной суммы, которую каждый год определяет правительство. Чтобы выйти на пенсию в текущем году, требуется накопить не менее 6,6 балла и иметь страховой страж более 6 лет. С каждым годом данные требования увеличиваются, и уже в 2025-м минимальное количество баллов должно составлять 30, а страховой стаж – не менее 15 лет.

По сути, правительство полностью реформировало пенсионную программу, начав ее практически с нуля, что в последующие 10 лет значительно облегчит возможность выхода на пенсию для многих слоев населения. Следует учитывать, что баллы начисляются не только во время работы. Так, год военной службы, ухода за ребенком, инвалидом и т. д. расценивается как 1,8 балла. При этом уход за вторым ребенком уже идет по 3,6 балла, а за третьим – 5,4 балла. Есть и ограничения. Нельзя набрать за год больше указанного правительством количества баллов (данное число будет увеличиваться каждый год в течение следующего десятилетия).

Что было раньше?

В предыдущем году (и ранее) платежи в Пенсионный фонд разделялись на две части, и из них состояли накопительная и страховая часть пенсии. Сколько процентов уходило на каждую из них - определить несложно, так как данная информация есть во множестве открытых источников. Если вкратце, то страховая часть составляла 16% из 22% перечисляемых в Пенсионный фонд, а накопительная – оставшиеся 6%.

Такая система работала довольно успешно, однако в связи с участившимися случаями мошенничества в среде НПФ и из-за того, что большинство населения не спешило воспользоваться имеющимися возможностями, было принято решение в 2015 году частично реформировать сложившуюся систему в сторону ее улучшения. Точно понять, действительно ли улучшилась ситуация, помогли реформы или нет, можно будет не ранее чем через год, а все преимущества мы увидим только через десять лет.

Что будет теперь?

Подводя итоги всему написанному выше, можно сделать вывод, что такого понятия, как размер страховой части пенсии, на данный момент просто не существует, так как взносы более не делятся на какие-либо отдельные части и не являются отдельно страховой и отдельно накопительной.

Несмотря на произошедшие реформы и изменения в пенсионной системе, любой гражданин может по собственному желанию сознательно снизить количество баллов, которые составляет страховая часть пенсии, и перечислить их на накопительную часть с целью получения некоторых доходов. Страховая часть пенсии (или просто - страховая пенсия) при этом будет в любом случае больше, чем накопительная, так что без средств к существованию гражданин остаться не должен даже при самой негативной ситуации.

Из каких частей состоит пенсия россиян?

Давайте разберемся более подробно, как формируется и из каких частей состоит пенсия по старости. Страховая доля пенсии образуется из части взноса, который перечисляют согласно установленному тарифу работодатели за своих трудящихся.

На финансирование в солидарной системе уходит больший процент пенсионного сбора, чем на накопительный фонд.Существует законодательно утвержденный пенсионный сбор- 22% от зарплаты до вычета налоговых отчислений.

Делят взнос на части в зависимости от возраста . Если год рождения у него был до 1967 года, то 16% забирает персональный счет в страховой системе ПФР. Остаток в размере 6% уходит на солидарную часть тарифа.

Для всех остальных рабочих, которые родились позже 1967 года,разбивают взнос по счетам следующим образом:

  • 6%-на солидарный счет
  • 10% -на индивидуальный счёт
  • 6% – на формирование персональной накопительной части тарифа

Соответственно, для рожденных в 1966 году и раньше начисляют сумму пособия в зависимости от объёма внесенных за них взносов.

Накопительная часть является обязательной для всех граждан, которые были рождены, начиная с 1967 года. Доля взноса поступает в распоряжение пенсионного фонда по выбору .

Из таких долей формируют активы этого фонда. Их вкладывают в инвестиционные проекты. Распоряжается финансами управляющая компания, подписавшая договор сотрудничества ПРФ.

Чтобы увеличить размер накопительной части пенсии можно на свое усмотрение вносить не только обязательные 6%, а еще и дополнительные суммы.

Для формирования накопительного пенсионного капитала нужно подать соответствующее заявление в ПФР. В случае отказа от дальнейшего участия в накопительной системе средства, уже переведенные на индивидуальный счет, можно забрать в качестве единой выплаты сразу или срочной накопительной .

Накопить средства за время зарабатывания трудового стажа можно и в негосударственном пенсионном фонде, который может выбрать гражданин самостоятельно.

Страховой стаж

После распада СССР на территории РФ изменения в расчете отработанного гражданином времени менялись неоднократно. Вплоть до 1998 года в России использовали унаследованный исчисления отработанных лет в расчете пенсионного обеспечения.

Размер выплат начислялся по двум параметрам:

  • общему количеству рабочего времени
  • средней зарплате, которая определялась либо за два предыдущих года работы, либо другие беспрерывные пять с наибольшей суммой трудовых доходов

При выборе четвертого пункта в общее количество отработанных лет включают такие периоды:

  • обучение специальности на базе ПТУ или в техникуме
  • обретение профессиональных навыков на курсах по подготовке кадров
  • получение высшего образования или ученой степени
  • уход за гражданином, имеющим I группу инвалидности по заключению медицинской комиссии
  • декретный отпуск
  • материнский уход за младенцем до 1,5 лет(в общей сложности не более 6 лет)
  • проживание жены с мужем в зоне его службы, где отсутствует по ее специальности (без ограничения продолжительности)
  • срок, совместного нахождения супруги с дипломатом в стране, куда он был направлен при отсутствии возможности у нее работать (максимум до 10 лет)
  • все сутки необоснованного ареста, заключения или ссылки человека в периоды привлечения к ошибочной уголовной ответственности

Есть еще некоторые периоды до 2002г., входящие в отработанное число дней стажа и преобразуемые в капитал с учетом повышающего коэффициента. К ним относится следующее.

Коэффициент 1,5 применяется для таких обстоятельств:

Коэффициент 2 используется при учете таких лет:

  • работа на предприятиях, заключение в концлагере, нахождение по месту жительства в блокадном Ленинграде во время ВОВ
  • выполнение военных обязанностей в связи с призывом

Коэффициент 3берут в расчет при наличии таких :

  • армейская или партизанская служба в период боевых действий
  • время лечения в госпитале в связи с ранением при исполнении военных обязанностей
  • прохождение службы в рядах армии на территории зоны отчуждения Чернобыльской АЭС
  • выполнение производственных обязанностей в блокадном Ленинграде
  • период заключения или отбывания срока наказания по причине привлечения к ошибочной уголовной ответственности

В тех случаях, когда по методике пункта 3 ст. 30 ФЗ-173устанавливается большая величина суммарного объема капитала для назначения , все вышеуказанные не страховые периоды вносят в общее число лет трудового стажа либо в календарном порядке, либо совсем не берут в расчеты.

До начала 2015 г. утвержденный минимум лет трудового стажаравнялся5 годам. Теперь в силу вступили новые правила. Этот параметр будет постепенно повышаться ежегодно на 1 год, начиная с 6 лет в 2015 году, пока не достигнет 15 лет в 2024 г.

Если у россиянина нет для назначения пособия нужного количества страховых лет, то ему будет выплачиваться минимальная социальная пенсия. Она имеет фиксированную величину, которая незначительно ниже страховой.

Можно увеличить размер , если ее не оформлять по достижении указанного в законе возраста и позже покинуть рабочее место. Каждый последующий отработанный год принесет прибавку к сумме данного пособия.

Обратите внимание! Официальный стаж подтверждается только записями о работе, внесенными на страницы трудовой книжки. Этого количества рабочих лет может оказаться недостаточным для установления размера пенсионных выплат. Если работник в настоящих условиях трудится неофициально, то такой стаж не даст ему права в старости на трудовую пенсию.

Особое влияние на размер оказывает и сумма заработка. На предприятии сейчас можно заслужить минимальный стаж с большим окладом и получать более высокое пособие, чем низкооплачиваемый трудящийся, официально отработавший честно и добросовестно 35 лет своей жизни.

Как влияет зарплата

Начиная с 2015 года, трудящимся предоставлена возможность самостоятельно выбирать, какой пособия они хотят получать из двух совершенно отдельных видов трудовых пенсий:

  • страховую
  • накопительную

Формируются данные фонды совершенно по-разному. Фонд страховой пенсии создается в солидарной системе из отчислений трудящихся, которые направляются на текущие выплаты поколению пенсионеров. Накопительный вид пенсионного бюджета, также формируется из взносов, но не участвует в текущей оплате пособий пенсионерам, а направляется в инвестирование на финансовых рынках.Страховой вид пенсии увеличивается за счет индексации, а накопительный- нет

Долевая составляющая страховой пенсии, которая часто превышает фиксированный базовый размер этого вида пособия, в будущем зависит от величины уплачиваемого взноса в солидарный фонд. Причем за россиян, официально трудоустроенных на производство,сборы туда же уплачивает их работодатель.

Что касается самозанятой части населения (нотариусов, адвокатов, индивидуальных предпринимателей и т. д.), то они отчисляют все взносы за себя сами.

Обратите внимание! Все сборы, уплаченные за трудящегося, отражаются на его персональном счете в ПРФ. Впоследствии для расчетов размера страхового вида пенсии эти данные являются основными.

Следует знать, что на ежегодную величину , отчисляемых в страховой ПФР за каждого трудящегося, влияет его возраст. Например, в 2010 году был установлен определенный тариф на сбор за рабочих, рожденных в 1966 г. и ранее, в размере 20% от заработанных ими доходов.

В тоже время с работников 1967 года рождения и моложе должны были отчислять 14% из суммы начисленного заработка.Каждый год тариф пересматривается властями РФ.

Из перечисленных средств отделяется доля страховой части трудовой пенсии,направляемой на создание расчетного пенсионного капитала. Величина фонда ежегодно индексируется на коэффициент, утвержденный Правительством РФ. Эти финансовые средства направляют на выплаты трех вариантов трудовых пенсий:

  • иждивенцам при потере их кормильца
  • пожилым гражданам по достижении установленного возраста
  • людям, получившим инвалидность

В процессе определения пенсии гражданину России, при достижении им утвержденного законом возраста, весь базовый капитал из уплаченных взносов распределяется на месяцы в ожидаемом периоде для выплаты страхового пособия. Для этого делят суммарное число из всех внесенных сборов на 228 – число месяцев в ожидаемом периоде для уплаты пенсий.

Отличия в расчете страховой и накопительной пенсии


С наступлением 2015 года в действие вступили изменения, касающиеся расчета страховой и накопительной частей пенсий.

Теперь страховую долю положено рассчитывать не в рублевых денежных знаках, а в баллах (коэффициентах).

В дальнейшем при начислении суммы пенсии она должна быть пересчитана в рублевую валюту.

Стоимость баллов ежегодно будет утверждаться властями РФ и увеличиваться согласно проценту инфляции.

При уходе на пенсию все количество заработанных баллов будет просуммировано, а затем умножено на установленную цену.

К итоговому значению нужно еще прибавить гарантированную сумму, которая назначается государством в фиксированной величине (базовая пенсия).

В результате получается окончательный размер страхового пособия для гражданина преклонного возраста, ставшего пенсионером. Есть особые баллы, которые присваивают пенсионеру, за незастрахованные периоды стажа:

  • призывная служба в армии
  • в связи с осуществлением ухода за до 1,5 лет
  • обслуживание ребенка, имеющего инвалидность или гражданина, прожившего более 80 лет

Итак, право на пенсию по возрасту получают лица, имеющее нужный возраст, количество трудовых лет и минимальные баллы, устанавливаемые ежегодно законодательством.

Составляющие трудовой пенсии по инвалидности

Перейдем к рассмотрению ответа на вопрос, из каких частей состоит пенсия по инвалидности.

Подобно той же методике, что в расчете возрастного пособия, начисляют величину страховой части пенсионного обеспечения в связи с утратой здоровья. Формула выглядит так:

P = Const+ $/(V х K), где

  • Const – фиксированное значение базовой величины трудовой пенсии категории инвалидов;
  • $ — общий объем финансового капитала, просуммированный по отраженным на счете инвалида взносамна день назначения пособия;
  • V – количество предполагаемого времени, в течение которого будут осуществляться выплаты пенсионного обеспечения по старости (для 2016 года принято 228 месяцев);
  • K-коэффициент, полученный в результате деления нормативной продолжительности страхового стажа (величина выбирается из количества месяцев в зависимости от возраста инвалида) на 180 месяцев.

В юридических актах отражено такое количество времени, представляющего нормативную продолжительность страховых месяцев по возрасту:

  • до 19 лет -12
  • с 19 до 20 лет -16
  • с 20 лет до 21 года – 20
  • и так дальше с увеличением на 4 месяца за каждый прожитый год до максимальных180

Что касается накопительной части, то в отличие от описанной методики определения суммы страхового пособия инвалиду, из формулы исключают корректировочный коэффициент К.

Пенсионное законодательство довольно часто изменяется в связи с демографическим и экономическим кризисом. Заинтересованным по данной теме лицам следует обращать внимание на вступающие в силу поправки. Информация для читателей приведена на основании действующего законодательства РФ по состоянию на 2016 год.

Задайте свой вопрос в форму ниже

Еще по этой теме:

Размер страховой части трудовой пенсии по старости определяется по формуле, приведенной в п. 5 ст. 14 Закона N 173-ФЗ. В соответствии с этой формулой страховая часть трудовой пенсии по старости определяется как соотношение расчетного пенсионного капитала к ожидаемому периоду выплаты трудовой пенсии в месяцах:

СЧ = ПК / Т

Страховая часть = Пенсионный капитал / ожидаемый период выплаты трудовой пенсии.

Для того чтобы произвести расчет размера страховой части, необходимо определить размер расчетного пенсионного капитала и период выплаты трудовой пенсии.

Статья 2 Закона N 173-ФЗ устанавливает, что базой для определения размера страховой части трудовой пенсии является общая сумма страховых взносов и иных поступлений в ПФР за застрахованное лицо. Эти данные учитываются на индивидуальном страховом счете застрахованного лица и представляют собой расчетный пенсионный капитал.

Кроме сумм страховых взносов и иных поступлений, поступающих на индивидуальный лицевой счет за застрахованное лицо, в расчетный капитал включаются пенсионные права лица, приобретенные им до 01.01.2002, в денежном выражении.

Отметим, что индивидуальный лицевой счет лица делится на две части: общая часть индивидуального лицевого счета застрахованного лица и специальная часть этого страхового счета. В специальной части страхового счета учитываются суммы, за счет которых обеспечивается накопительная часть трудовой пенсии.

Ожидаемый период выплаты трудовой пенсии в соответствии с п. 5 ст. 14 Закона N 173-ФЗ составляет 19 лет. А поскольку он исчисляется в месяцах, то он определяется в количестве 228 месяцев. Но законодательство предусматривает установление ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости 19 лет (228 месяцев) не с момента введения в действие Закона N 173-ФЗ, а поэтапно. Количество месяцев, входящих в ожидаемый период выплаты, поэтапно увеличивается с 01.01.2001 по 01.01.2013.

Количество месяцев, входящих в ожидаемый период выплаты

в 2001 г. - 138 месяцев;

в 2002 г. - 144 месяца;

в 2003 г. - 150 месяцев;

в 2004 г. - 156 месяцев;

в 2005 г. - 162 месяца;

в 2006 г. - 168 месяцев;

в 2007 г. - 174 месяца;

в 2008 г. - 180 месяцев;

в 2009 г. - 186 месяцев;

в 2010 г. - 192 месяца;

в 2011 г. - 204 месяца;

в 2012 г. - 216 месяцев;

Пример 3.1. Исчисления страховой части трудовой пенсии по старости: расчетный пенсионный капитал составил 120000 руб., а пенсия назначается с 01.01.2009. Для того чтобы определить страховую часть трудовой пенсии по старости, необходимо разделить сумму расчетного капитала на количество месяцев, входящих в ожидаемый период выплаты на 2009 г. Таким образом, мы делим 120000 руб. на 186 - количество месяцев ожидаемого периода в 2009 г. Мы получаем, что страховая часть трудовой пенсии в этом случае будет составлять 645 руб. 16 коп. Если та же пенсия будет назначена в 2010 г., то размер ее страховой части будет составлять 120000 / 192 = 625 руб.

Если трудовая пенсия по старости назначается мужчинам после 60 лет, а женщинам после 55 лет, то ожидаемый период выплаты сокращается на один год за каждый год, истекший со дня достижения указанного возраста. Например, если мужчина получил право на назначение трудовой пенсии по старости в 2009 г. и его возраст в момент назначения пенсии составлял 61 год, то количество месяцев, входящих в ожидаемый период выплаты, будет составлять не 186 месяцев, как предусмотрено установленным законом правилом, а 174 месяца.

Законодательство устанавливает правило, согласно которому ожидаемый период выплаты не может составлять менее 14 лет (168 месяцев). Данное правило установлено в связи с тем, что не всегда момент наступления пенсионного возраста и момент обращения за пенсией совпадают. Чем позже гражданин обратится за назначением ему трудовой пенсии по старости, тем меньше будет ожидаемый период выплаты.

Отметим, что данное правило не действует в отношении граждан, которые в соответствии со ст. ст. 27, 28 Закона N 173-ФЗ имеют право на назначение пенсии по старости до наступления установленного Законом возраста. Точно так же правило о сокращении ожидаемого периода выплаты не действует в отношении тех лиц, которые отказываются от страховой части пенсии после ее назначения.

Граждане имеют право отказаться от страховой части трудовой пенсии путем подачи заявления в соответствующий орган ПФР. Если гражданин отказывается от назначения страховой части пенсии в момент обращения за трудовой пенсией, то в отношении его сохраняется правило о сокращении ожидаемого периода выплаты.

Пример 3.2. 10.02.2007 мужчине исполнилось 60 лет, и в тот же день он подал письменное заявление в соответствующий орган Пенсионного фонда РФ о назначении ему трудовой пенсии по старости. Вместе с заявлением о назначении трудовой пенсии по старости мужчина подал второе заявление об отказе от назначения страховой части трудовой пенсии. 10.02.2009 этот мужчина обратился в органы Пенсионного фонда РФ с заявлением о назначении ему страховой части трудовой пенсии. С 01.01.2009 по 31.01.2009 ожидаемый период выплаты трудовой пенсии по старости составляет 186 месяцев. Поскольку гражданин обратился за назначением страховой части пенсии спустя два года после того, как ему была назначена трудовая пенсия по старости, он имеет право на сокращение ожидаемого периода выплаты, то его ожидаемый период выплаты сокращается на два года и составляет 164 месяца.

В тех случаях, когда пенсионер после назначения ему страховой части трудовой пенсии вновь начинает заниматься трудовой деятельностью или отказывается от страховой части трудовой пенсии, страховая часть пенсии подлежит перерасчету после прекращения трудовой деятельности или после повторного обращения за назначением страховой части трудовой пенсии соответственно. В этих случаях ожидаемый период выплаты подлежит сокращению на один год за каждый полный год трудовой деятельности, осуществляемой после назначения трудовой пенсии по старости или на один год за каждый полный год, истекший с момента отказа от страховой части пенсии. При этом пенсионеры имеют право на отказ от страховой части пенсии неоднократно; каждый раз после того, как страховая часть пенсии вновь назначается, осуществляется перерасчет этой части пенсии.

Пример 3.3. 15.06.2004 мужчине исполнилось 60 лет, и в тот же день он обратился за назначением ему трудовой пенсии по старости, но при этом отказался от назначения ему страховой части трудовой пенсии по старости. В 2006 г. мужчина обратился за назначением ему страховой части трудовой пенсии. В соответствии с законодательством в этом случае производится перерасчет страховой части пенсии. В данном случае страховая часть пенсии была назначена в 2006 г. Ожидаемый период выплаты пенсии в 2006 г. составлял 168 месяцев. Учитывая, что пенсионер в течение двух лет отказывался от получения страховой части пенсии, срок его ожидаемого периода выплаты пенсии сокращается на два года и составляет 144 месяца. После назначения ему страховой части трудовой пенсии пенсионер вновь начал заниматься трудовой деятельностью и продолжал ее с сентября 2006 г. до декабря 2008 г. В связи с этим пенсионер приобрел право на новый перерасчет страховой части трудовой пенсии. Предусмотренный законодательством ожидаемый период выплаты пенсии на 2008 г. составляет 180 месяцев. Этот период подлежит сокращению на 24 месяца, в течение которых пенсионер отказывался от назначения ему страховой части трудовой пенсии, и еще на два года, истекших с момента назначения страховой части пенсии до момента ее перерасчета, в течение которых пенсионер осуществлял трудовую деятельность. Таким образом, в данном случае ожидаемый период выплаты пенсии будет составлять 132 месяца.

Размер страховой части трудовой пенсии по старости определяется по формуле:

страховая часть пенсии = базовый размер + (расчетный пенсионный капитал/ожидаемый период выплаты (в месяцах))

Расчетный пенсионный капитал представляет собой общую сумму страховых взносов и иных поступлений в ПФР за застрахованное лицо, начиная с 2002 г., и его пенсионные права в денежном выражении, приобретенные до 2002 г. с учетом индексаций.

Размер страховых взносов определяется исходя из величины заработной платы, а также иных выплат и вознаграждений, начисляемых по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, а также по авторским договорам.

С 1 января 2012 г. размер страховых взносов варьируется в зависимости от величины базы для начисления страховых взносов: в рамках предельной величины базы отчисления составляют для лиц 1966 года рождения и старше 22% (из них 6% - солидарная часть тарифа страховых взносов, а 16% - индивидуальная часть), а для 1967 года и моложе - 16% (отчисления на накопительную часть пенсии - 6%,из них 6% - солидарная часть, 10% - индивидуальная часть;), свыше установленной предельной величины базы отчисления составляют 10% для обеих категорий застрахованных лиц (это также солидарная часть). Солидарная часть тарифа страховых взносов предназначена для формирования денежных средств в целях выплаты в фиксированном базовом размере трудовой пенсии, социального пособия на погребение умерших пенсионеров, не подлежавших обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на день смерти, и в иных предусмотренных законом целях, не связанных с формированием средств, предназначенных для выплаты накопительной части трудовой пенсии и других выплат за счет средств пенсионных накоплений. Индивидуальная часть тарифа страховых предназначена для формирования денежных средств застрахованного лица и учитываемая на его индивидуальном лицевом счете, включая специальную часть индивидуального лицевого счета, в целях определения суммы расчетного пенсионного капитала, а также размера накопительной части трудовой пенсии и других выплат за счет средств пенсионных накоплений..

Предельная величина базы для начисления страховых взносов подлежит ежегодной индексации. На 1 января 2013 г. она составляет 568 000 руб. нарастающим итогом с начала расчетного периода.

С 1 января 2014 г. тарифы для лиц 1967 года и моложе изменятся. На финансирование страховой части свыше установленной предельной величины базы для начисления страховых взносов отчисления составят 10% (это солидарная часть). В рамках предельной величины базы на финансирование страховой части будет перечисляться 20% (из них 6% - солидарная часть, 14% - индивидуальная часть), а на финансирование накопительной части - 2%. Для граждан указанного возраста, которые по состоянию на 31 декабря 2013 года заключили договор об обязательном пенсионном страховании и обратились с заявлением о переходе в негосударственный пенсионный фонд либо обратились с заявлением о выборе инвестиционного портфеля управляющей компании, расширенного инвестиционного портфеля государственной управляющей компании или инвестиционного портфеля государственных ценных бумаг государственной управляющей компании, отчисления на финансирование страховой части составят 16% (из них 6% - солидарная часть, 10% - индивидуальная часть), на финансирование накопительной части 6%. С 1 января 2016 г. для указанных лиц применяются следующие тарифы страховых взносов: на финансирование страховой части - 20% (из них 10% - солидарная часть, 10% - индивидуальная часть), а свыше установленной предельной величины базы - 10% (это солидарная часть). На финансирование накопительной части будет перечисляться как и раньше 6%.

В 2011 г. отчисления на финансирование страховой части пенсии составляли 26% для лиц 1966 года рождения и старше, а для 1967 года и моложе - 20%. Отчисления на накопительную часть пенсии - 6%.

В 2010 г. применялись следующие тарифы на финансирование страховой части пенсии: для лиц 1966 года рождения и старше - 20%, для лиц 1967 года рождения и моложе - 14%. Для ряда страхователей (крестьянских хозяйств, организаций, занятых в производстве сельскохозяйственной продукции, семейных (родовых) общин коренных малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования, и др.) предусмотрены пониженные тарифы. Отчисления на накопительную часть пенсии (для тех, кто родился в 1967 году и позже) составляли 6%.

До 2010 г. действовали другие ставки. Для лиц 1966 г. рождения и старше с доходами не выше 280 000 руб. в год в бюджет ПФР перечислялись страховые взносы в размере 14% доходов (6% перечислялись на финансирование базовой части пенсий). Для тех, кто моложе, отчисления на страховую часть составляли 8%, а 6% перечислялись на финансирование накопительной части пенсии (в переходный период 2005-2007 гг. эти цифры составляли соответственно 10% и 4%). Для более высоких доходов тарифные ставки (сумма отчислений на страховую и накопительную части) были установлены в меньшем размере: 39 200 руб. и 5,5% с сумм, превышающих 280 000 руб. в год. Для доходов, превышающих 600 тыс. руб. в год, была установлена фиксированная ставка - 56 800 руб.

Пенсионные права, приобретенные до 2002 г., учитываются по сложной методике, в которой используется отношение средней заработной платы гражданина за 2000-2001 гг. (или за любые 60 месяцев подряд в течение его трудовой деятельности до 2002 г.) к средней заработной плате в РФ за тот же период. Максимальное отношение, которое учитывается при подсчетах - 1,2. Для лиц, работавших в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, это отношение может быть выше, но не более 1,9.

Ожидаемый период выплаты трудовой пенсии по старости рассчитывается на основе статистических данных. Он составляет 144 месяца для вышедших на пенсию в 2002 г., затем каждый год увеличивается на 6 мес., пока не достигнет 228 месяцев (19 лет) для тех, кто выйдет на пенсию в 2013 г. Ожидаемый период выплат снижается, если производится перерасчет пенсии (см. Перевод на другую пенсию. Перерасчет), который производится раз в год работающим пенсионерам по их заявлению. Перерасчет производится также при полном или частичном отказе пенсионера от получения начисленной ему страховой части пенсии. Не полученные пенсионером суммы зачисляются на его индивидуальный лицевой счет и увеличивают тем самым его пенсионный капитал.

При перерасчете страховой части трудовой пенсии по старости ожидаемый период выплаты сокращается на один год за каждый полный год, истекший со дня назначения страховой части, но не может быть менее 14 лет (168 месяцев).