История моей жизни. Три истории из жизни представителей лгбт-сообщества

Во многих странах мира в июне проходят гей-парады и празднования сексуальных меньшинств. Большинство из них проходит примерно в годовщину Стоунволлских бунтов 1969 года, когда постоянные посетители гей-бара «Stonewall Inn» в Нью-Йорке устроили серию демонстраций против полицейского рейда и ввели моду на движения за права геев. Но есть страны, где жить, открыто заявляя о своей нетрадиционной сексуально ориентации, сложно или даже опасно. Эти три человека из сегодняшнего поста на себе испытали, что значит минимальное принятие. Их истории рассказывают три фотографа Али Сонг рассказывает историю Сяо Као – артиста из Шанхая, Аднан Абиди – историю Симы, проститутки из Нью-Дели, а Тобин Джонс – историю Морин, парикмахерши из Найроби.

(Всего 33 фото)

1. Сяо Као, 57-летний гей, в образе красного гвардейца времен Культурной революции. Сообщество геев в Китае всегда находилось в тени, но постепенно становится все более открытым. Безработный Као – один из тех, чья жизнь приподнимает завесу тайны над далеко не романтичным взглядом на китайское гомосексуальное сообщество. Он живет в центре Шанхая, в комнатке в 8 кв.м., расположенной за общественным туалетом. Сяо Као получает социальное страхование в размере 500 юаней (79 долларов США) в месяц, выступает с танцами на публике и сидит с друзьями в гей-клубах. (Aly Song/Reuters)

2. Сяо Као переодевается в своей комнатке в центре Шанхая. (Aly Song/Reuters)

3. Сяо Као разговаривает по телефону у себя дома. (Aly Song/Reuters)

4. Старые фотографии Сяо Као в его квартирке в Шанхае. (Aly Song/Reuters)

5. Сяо Као переодевается в пустой комнате для собраний в Шанхае. (Aly Song/Reuters)

6. Сяо Као наносит макияж перед тем, как выступить на публике в общественном парке в Шанхае. (Aly Song/Reuters)

7. Сяо Као готовится к танцевальному выступлению в парке в Шанхае. (Aly Song/Reuters)

8. Сяо Као меняет костюмы между выступлениями. (Aly Song/Reuters)

9. Сяо Као выступает в парке Шанхая в образе феи из китайского фольклора. (Aly Song/Reuters)

10. Выступление Сяо Као в парке в Шанхае. (Aly Song/Reuters)

11. Сяо Као поет в гей-клубе в Шанхае. (Aly Song/Reuters)

12. Сяо Као танцует в шанхайском гей-клубе. (Aly Song/Reuters)

13. Сяо Као смотрит телевизор в своем доме в Шанхае. (Aly Song/Reuters)

14. Сима, 33 года, в местном офисе неправительственной организации, которая помогает сексуальным меньшинствам в Нью-Дели. Сима – транссексуал, один из сотен тысяч хиджр в консервативной Индии. Их часто обижают, позорят и вынуждают заниматься проституцией, ведь их позиция жизни не признана законом. (Adnan Abidi/Reuters)

15. Сима танцует в офисе неправительственной организации. (Adnan Abidi/Reuters)

16. Сима сидит дома со своей женой и детьми в Нью-Дели. (Adnan Abidi/Reuters)

17. Сима выщипывает щетину с подбородка, пока его жена готовит обед. (Adnan Abidi/Reuters)

18. Сима кормит свою дочь. (Adnan Abidi/Reuters)

19. Сима со своей фотографией в женском образе. (Adnan Abidi/Reuters)

20. В офисе неправительственной организации, где висит ящик с презервативами, Сима готовится выйти на улицы Нью-Дели на работу. (Adnan Abidi/Reuters)

21. Сима на лестнице офиса неправительственной организации. (Adnan Abidi/Reuters)

22. Автомобили проносятся мимо, пока Сима ждет клиентов. (Adnan Abidi/Reuters)

23. Сима ждет клиентов на улице в Нью-Дели. (Adnan Abidi/Reuters)

24. Если в западном сообществе люди стали более терпимы к нетрадиционной сексуальной ориентации некоторых своих сограждан, то в большинстве стран Африки люди все еще не принимают тех, кто не выбирает для себя традиционные ценности. Однако в некоторых городах власти разрешили проживать сообществам геев. Транссексуал Морин живет в Найроби, Кения. (Tobin Jones)

25. Мало кто признает себя транссексуалом. Кенийское правительство до сих пор считает Морин мужчиной, хотя он сам с детства считал себя девушкой. (Tobin Jones)

26. Хотя Морин не может иметь собственных детей, он чувствует материнский инстинкт. На этом фото его (или ее?) племянник смотрит, как Морин наносит макияж. (Tobin Jones)

27. В отличие от таких стран, как Индия, в Кении нет истории транссексуалов. В результате то, как их видит сообщество и то, как они сами себя ощущают, - все это новая территория. Морин наносит воск на лицо, чтобы удалить ненужные волосы. (Tobin Jones)

28. Морин – владелица салона красоты, так что на работе она спокойно может быть женщиной. (Tobin Jones)

29. У Морин отличная репутация по всей Найроби, и женщины со всей столицы приходят к ней, чтобы сделать прическу. (Tobin Jones)

33. Хотя благодаря своему салону красоты, Морин и смогла выбраться из нищеты, она все равно живет недалеко от трущобного района, в котором родилась. (Tobin Jones)

В 590 г. до н.э. умерла поэтесса и педагог Сапфо (Sapfo, Sappho), которая жила на острове Лесбос. Она писала о любви между женщинами. Таким образом появилось выражение «лесбийская любовь».

В 1398 г. термин «гермафродит» впервые появляется в писаниях. Он подразумевает мужские и женские (физические) характеристики, которые вместе составляют двойной половой орган. Термин берет начало от греческого мифа о Гермесе (Hermes) (сыне Афродиты), в которого была страстно влюблена нимфа Салмакис (Salmacis), и, наконец, ее мольбы о том, чтобы никогда не расставаться с возлюбленным, привели к слтянию их тел воедино.

В 1377 г. умер король Магнус Эрикссон (Magnus Eriksson). При жизни он среди прочих был обвинен святой Биргиттой (Birgitta) в «неестественном совместном времяпрепровождении с мужчинами» и насмешливо прозывался «Король Смек» (smeker по-шведски – ласкать)(«Kung Smek»). Это было первое известное упоминание о шведском короле как гомосексуале. Рыцарь Бенгт Альготссон (Bengt Algotsson), в которого был влюблен король, получал богатые владения и высокие звания.

1608 г. увидел новое издание национального сборника законов. Карл IX сделал дополнение об «измене», где говорилось, что сексуальные контакты между мужчинами наказывались кровопролитием, т. е. смертью за причастность.

В 1726 г. был добавлен новый комментарий к национальному сборнику законов. Добавление Карла IX отстраненное, но в связи с пунктом о скотоложстве говориться: «Если кто-либо, когда-либо совершит мужеложеский грех, тот будет наказан за него как за скотоложство, обезглавлен и сожжен». Даже призыв к мужеложству был наказуем церковными службами и каторжными работами.

В1734 г. свет увидела новая версия закона, в которой не было упоминания о мужеложстве, однако, продолжали судить и казнить людей за преступления, упомянутые ранее. Если кто-то не слышал о мужеложстве, но был им вдохновлен, он не должен этого совершать. Лица, признанные виновными, как и прежде, будут осуждены к смертной казни.

В 1778 г. Густав III решил, что все смертные приговоры должны быть одобрены им лично. Никто не должен быть казнен ни за скотоложство, ни за мужеложство в Швеции. Критики считали, что попущение короля морально-нравственных преступлений было связано с его собственной сексуальной ориентацией.

В 1824 г. вводится термин «бисексуал», который заменяет термин «гермафродит».

В 1864 г. в Швеции вступил в силу новый закон наказаний. Параграф уголовного кодекса 18:10 гласил: «Никто не может заниматься развратом с другим человеком, т. к. это противоречит человеческой природе, а также никто не может заниматься блудом с животными; нарушивший закон будет осужден к каторжным работам на срок до двух лет». Закон применялся как по отношению к мужчинам, так и к женщинам. В то время как во многих других странах существовал запрет на сексуальные отношения между лицами одного пола, направленный исключительно против мужчин.

В 1869 г. венгерский журналист Карл M Бенкерти (Karl M Benkerty) под псевдонимом ввел понятие «гомосексуализм» (homosexualitet). Оно состоит из греческого «гомо» (”homo”), что может означать «одинаковый, тот же» или «общий, совместный» и латинского слова «сексуализм» (”sexualitet”), которое происходит от «сексус» («sexus»), чаще всего подразумевающего «пол».

В 1885 г. королева Англии Виктория отказалась от уголовной ответственности за секс между женщинами. Считалось, что «ничего ужасного две женщины не могут сделать друг с другом» или «ничего такого не существует».

В 1892 г. впервые используется понятие «бисексуал» в ранних редакциях Краффт-Эббингс (Krafft-Ebbing) «Psycopathica Sexualis». Оно состоит из греческого «би» (”bi”), что расшифровывается как «оба» и латинского слова «сексуализм» (”sexualitet”), которое происходит от «сексус» («sexus»), чаще всего подразумевающего «пол».

В 1895 г. писатель Оскар Уайльд (Oscar Wilde) был арестован 5 апреля и приговорен к каторжным работам за сексуальную связь с дворянином, лордом Альфредом Боси Дугласом (Lord Alfred ‘Bosie’ Douglas). Это вызвало волну анти-гомосексуальной пропаганды в Англии.

В 1897 г. 14 мая был основан «Научно-гуманитарный комитет» – первая политическая организация для гомосексуалов (мужчин) в Германии. НГК осуществлял сбор имен против § 175 немецкого уголовного кодекса, который предусматривал уголовную ответственность за секс между мужчинами. Альберт Эйнштейн (Albert Einstein) был одним из тех, кто подписался.

В 1907 г. впервые в Швеции используется понятие «гомосексуализм» в рецензии на книгу «Psycopathica Sexualis», написанной немецкой Краффт-Эббинг.

В 1910 г. еврей-гей немецкого происхождения Магнус Хиршфельд (Magnus Hirschfeld) вводит понятие «трансвестит», которое состоит из латинского слова «транс» («trans»), обычно означающего «с другой стороны», «по-другому» и слова «вестис» («vestis») – одежда.

В 1912 г. в Германии была проведена первая известная (незавершенная) операция по смене пола.

В 1917 г. 1 декабря происходит декриминализация сексуальных отношений между лицами одного пола в Советском Союзе. См. 1934 г.

В 1920-30-е г.г. в Берлине наблюдается культурный расцвет – появляется огромное количество кафе, ресторанов и банкетных залов для мужчин и женщин – гомо-, би- и транс-персон. И это несмотря на тот факт, что в тогдашней Германии существовал запрет на сексуальные отношения между мужчинами. Все это было полностью уничтожено, когда Гитлер пришел к власти в 1933 году.

В 1923 г еврей-гей немецкого происхождения Магнус Хиршфельд (Magnus Hirschfeld) вводит понятие «транссексуал», которое состоит из латинского слова «транс» («trans»), обычно означающего «с другой стороны», «по-другому» и слова «сексус» («sexus»), обозначающего «пол».

В 1933 г. 6 мая нацистские студенты ограбили институт научных исследований по вопросам сексуальности, основанный Магнусом Хиршфельдом. Вскоре после этого власти закрывают институт и 10 мая сжигаются институтские книги, труды и исследования других «не-немецких» авторов.

В 1934 г. в Советском Союзе происходят массовые аресты, тюремные заключения (3-8 лет) и осуждение к принудительным работам гомосексуалов.

В 1935 г. в Германии осуществляется уголовное преследование за фантазии на гомосексуальные темы. Ранее изданный § 175 закона также запрещал секс между мужчинами.

В 1936 г. в Германии открылся «Государственный центр по борьбе с гомосексуализмом и абортами». Количество мужчин, которые были интернированы (интернирование – 1) в международном праве принудительное помещение иностранцев определенных категорий в какую-либо местность с запрещением покидать ее пределы. 2) во внутреннем праве некоторых государств ограничение свободы , не связанное с уголовным наказанием или задачами уголовного процесса. Может носить характер политической меры) с 1935 по 1945 г.г., неизвестно, но предполагается, что около 10 000-100 000 человек. Также неизвестно количество женщин, которые были выдворены за то, что они являлись лесбиянками / бисексуалками, равно как и количество пострадавших транс-персон.

В 1937 г. впервые был использован розовый треугольник как символ заключенных в нацистских концентрационных лагерях для мужчин, осужденных за гомосексуализм.

В 1944 г. в Швеции осуществляется декриминализация сексуальных отношений между лицами одного пола. Вместо этого приписываются диагнозы для содержания под стражей гомосексуалов и бисексуалов в психиатрических лечебницах до тех пор, пока они не «выздоровеют».

В 1948 г. в Дании основывается «F-48» – «Союз 1948 года» – первое объединение для гомосексуалов в Северных странах.

В 1949 г. врач Гарри Бенджамин (Harry Benjamin) в США начинает лечить трансгендерных пациентов гормональной терапией.

В 1950 г. 21 октября формируется RFSL (ЛГБТ-организация в Швеции) в качестве подразделения «Союза 1948 года». Состав организации – гомосексуалы.

В 1951 г. Аллан Хелльман (Allan Hellman), один из видных деятелей RFSL, становится первым человеком, который печатается в шведских СМИ. В пасхальном номере газеты «Сэ» («Se» – по-шведски видеть, смотреть) он говорит открыто, не таясь, и получает звание «самого отважного человека Швеции». К окончанию года RFSL насчитывала около 500 членов.

В 1952 г. RFSL откалывается от «F-48» и таким образом становится первой официальной организацией для гомосексуалов в Швеции. Кристина Йоргенсен (Christine Joergensen) часто упоминается как первая персона в мире, которая успешно прошла процесс смены пола, перенесла операцию и тем самым против воли стала звездой нескольких голливудских фильмов.

1953 г. RFSL заявляет свои права на вступление в однополые браки.

В 1955 г. Верховный суд Швеции утвердил, что женщина не является худшей матерью только потому, что она лесбиянка. RFSL начинает печатать газету «Спутник» («Följeslagaren»).

В 1957-58 г.г. появляются отделения RFSL: Диана (Diana) (для женщин, Стокгольм), Кретсен (Kretsen) (для мужчин, Стокгольм), Клуб друзей (Friends Club) (смешанный, Гётеборг) и Альбатрос (Albatross) (клуб письменного общения по всей стране).

В 1962 г. в Швеции формируется Клуб Transvestia для трансвеститов, транссексуалов и различных сексуальных меньшинств.

В 1964 г. прошла торжественная церемония открытия первого собственного помещения RFSL «Тимми» (”Timmy”) по улице Timmermansgatan в Стокголтме.

В 1968 г. 31 октября писатель Бенгт Мартин (Bengt Martin) и его партнер-сожитель стали первыми шведами, выступившими в программе «Большой Форум» (”Storforum”). После программы с ними в контакт вступили почти 1000 человек.

В1969 г. 28 июня разразился мятеж, который в последствие был назван восстанием Стонуолл (Stonewallrevolten). Стонуолл произошел в черном баре в Нью-Йорке, где полиция пыталась провести облаву, и ЛГБТ-лица и другие присутствовавшие были избиты. С этого началась современная политическая борьба, которая позже вылилась в Прайд (Pride).

В 1970 г. была озвучена первая информация в Стокгольме для студентов из Соединенных Штатов.

В 1971 г. прошла первая гей-демонстрация в Оребро (Örebro), которая была организована «Клубом Власть геев» (”Club Gay Power”).Начинает печататься газета «Восстание». RFSL претерпевает большие изменения. С замкнутого на себя сообщества RFSL после внеочередного собрания превращается в более политическую и просветительско-пропагандистскую организацию. К составу RFSL присоединяются бисексуалы.

В 1972 г. Швеция становится первой страной в мире с официальной законной возможностью получить медицинскую и юридическую помощь для транссексуалов и интерсексуалов, чтобы после рассмотрения дела по смене пола они могли получить новые документы. В Швеции начинают проводить бесплатное лечение гормонотерапией, а также операции.

В 1973 г. Парламент объявил, что гомосексуальные отношения «являются, с точки зрения общества, совершенно приемлемой формой сожительства». RFSL насчитывает около 1000 членов.

В 1974 г. на международной конференции в Эдинбурге, Великобритания в качестве интернационального символа гей-движения была принята греческая буква лямбда.

В 1977 г. были организованы Первые Дни освобождения (Första Frigörelsedagarna). В эти дни проводились выступления, демонстрации и семинары, организованные Стокгольмским RFSL.

1978 г. был установлен минимальный возраст для сексуальных отношений – совершеннолетие – независимо от того, касаются ли отношения двух лиц одного пола или двух лиц противоположного пола. До 1978 г. возрастная планка была – 15 лет для сексуальных отношений между лицами противоположного пола, и 18 лет для сексуальных отношений между лицами одного пола.

1978-84 г.г. проводится государственное «расследование в области гомосексуальных отношений» с целью выявления «возможной оставшейся дискриминации» в законодательстве. Среди прочего была предложена форма законного брака, защита от дискриминации и защита в соответствии с законодательством.

В 1979 г. Управление социального обеспечения и здравоохранения Швеции убирает гомосексуализм из перечня заболеваний после того, как 30-40 «больных» гомосексуалов и бисексуалов оккупировали лестницу Управления социального обеспечения и здравоохранения. Образуется ассоциация Бенджамин (Benjamin) и присоединяется к RFSL. Бенджамин становится первой организацией Швеции исключительно для транссексуалов. Дни освобождения растут и превращаются в недели освобождения.

1981 г. RFSL насчитывает примерно 2500 человек.

1982 г. первый смертельный случай в Швеции от СПИДа.

В 1985 г. архиепископ Швеции советует гомосексуалам жить в дружбе и безбрачии. Ассоциация Бенджамин отсоединяется от RFSL.

1986 г. стартует газета «Репортер» («Reporter»). RFSL в Стокгольме занимается просветительско-пропагандистской деятельностью, проводит консультации по вопросам профилактики ВИЧ.

1987 г. закон о запрете мыться в саунах для геев вступает в силу.

1987 г. проводится запрет на незаконную дискриминацию гомосексуалов со стороны бизнесменов и государственных должностных лиц.

В 1988 г. увидел свет Закон о совместном проживании однополых партнеров. Однако этот закон не уравнялся с законом о совместном проживании разнополых партнеров, а также не был обновлен подобным образом.

В 1989 г. Дания стала первой страной в мире, у которой был закон о партнерстве. Закон дал однополым парам практически те же права и обязанности, как и двум лицам, вступившим в брак.

1994 г. RFSL насчитывает около 4000 членов.

1995 г. закон о партнерстве вступает в законную силу в Швеции.

1996 г. RFSL регистрируется в сети Интернет по адресу www.rfsl.se и тем самым становится первой организацией в Швеции, имеющей веб-сайт для геев и бисексуалов. Сайт быстро увеличивается.

В 1998 г. были уравнены возможности для получении жилищного пособия однополыми и разнополыми парами. ЕвроПрайд в Стокгольме перерос из недель освобождения в празднование гомофестиваля. С этого времени Стокгольмский Прайд-парад отмечается каждый год с одним и тем же названием (Stockholm Pride, Homofestivalen).

В 1999 г. появляется Закон о борьбе с дискриминацией в сфере занятости по признаку сексуальной ориентации. Назначается омбудсмен по борьбе с дискриминацией по признаку сексуальной ориентации.

2000 г. становится легче вступать в партнерство, требования в сфере отношений ослабевают. В Швеции выпускаются четыре ЛГБТ-газеты: «Выход» («Kom Ut»), «QX», «Сильвестр» («Sylvester»), «Corky» и «ZON». RFSL получает «Årets lobbyist» газеты Resumé.

В 2001 г. на конгрессе RFSL решили, что транссексуалы должны быть включены в состав RFSL-организации.

В 2002 г. вступает в силу Закон о борьбе с дискриминацией в области высшего образования по признаку сексуальной ориентации.

2003 г. 1 января вступил в силу новый закон против подстрекательства в отношении социальных групп. В законе установлен новый запрет на травлю социальных групп по признаку их сексуальной ориентации. Закон защищает от травли, направленной против гетеросексуалов, бисексуалов и гомосексуалов. С 1 февраля вступил в силу Закон об усыновлении парами, вступившими в партнерство. Этот закон касается и однополых, и разнополых пар, проживающих в гражданском браке. Дискриминации в этой области была прекращена, как только закон вступил в силу 1 июля.

1 июля вступила в силу расширенная версия закона по борьбе с дискриминацией. Закон запрещает дискриминацию по признаку сексуальной ориентации (гомосексуалы, бисексуалы, гетеросексуалы), по другим причинам, а также в следующих областях: рынок труда политической деятельности, начинание или ведение бизнеса, работа по профессии, членство, участие и членские выгоды в профсоюзах, рабочих организациях или профессиональных организациях, а также получение услуг и жилья. Защищает от дискриминации в сфере социальных услуг, социального страхования по безработице, болезни и здравоохранению, но только по признаку этнической, религиозной принадлежности или каких-либо других убеждений.

На базе RFSL формируется молодежное объединение.

В 2004 г. RFSL принимает программу феминистских действий на конгрессе в Гетеборге.

2005 г. С 1 января дискриминация, связанная с сексуальной ориентацией, также запрещена в социальной сфере. Так сказать в области социальных услуг, системы социального страхования по болезни и здравоохранению.

2006 г. С 1 апреля защищены от дискриминации по признаку сексуальной ориентации и пола ученики начальной, средней школы и учащиеся гимназий.

2009 г. в качестве основания для дискриминации добавляется гендерная идентичность или выражение.

Социальное Управление вычеркивает трансвестизм из перечня болезней. Швеция вводит гендерно-нейтральный брак.

С 1 мая однополые партнеры могут вступать в брак согласно новому вступившему в силу гендерно-нейтральному закону, который одобрил парламент. С 1 ноября шведская церковь регистрирует браки даже между однополыми партнерами в соответствии с решением Ассамблеи Церкви.

Перевод со шведского языка подготовила Alexa
Оригинал текста находится на официальном сайте RFSL

Я занималась фотопроектом «Быть собой. Истории ЛГБТ-подростков» чуть больше месяца, съемки были каждую неделю. Это был напряженный месяц. Героев искали разными путями, в основном методом «снежного кома», когда один сообщил второму, второй сказал третьему и так далее.

Полиция сорвала дважды выставку проекта в Москве, не дав ей даже начаться. Первая галерея на Тверской «Пунктум» за день до открытия отказалась от всех договоренностей под давлением властей, а в галерею «red square» на Электрозаводе полицейские стали ходить за два дня до открытия выставки и давить на руководителей. В итоге мы остались без места и очевидно, что новые попытки найти какое-нибудь другое выставочное пространство закончились бы похожим сценарием. Если галерея не идет к нам, то было решено сделать свою галерею в публичном пространстве. Так, 13 июня состоялась уличная выставка на Гоголевском бульваре в центре Москвы. Фотографии и истории подростков висели на специальных стендах около 4 часов, пока не приехал «православный активист» на роликах, с ужасом вызвав полицию, которая забрала все фотографии.

Наш фотопроект - попытка вынести эти истории из виртуального пространства с помощью фотографии. Для этого проводилась фотовыставка, чтобы в реальном времени обсудить увиденные истории и тем самым начать общественную дискуссию. Она только усилилась при перенесении выставки на бульвар. Это было политическое высказывание. Прохожие живо реагировали, читали и фотографировались. Некоторые благодарили за интересный проект. Такая реакция окружающих действительно порадовала.

В России высокий уровень гомофобии, но она не «свалилась с неба». Власти и РПЦ постоянно пропагандируют травлю по разным признакам, будь то ориентация, пол или национальность. По телевизору показывают передачи, где геев обвиняют в растлении детей и падении духовных скреп в России. А тем временем власти урезают расходы на образование, медицину и другие социальные сферы. Действительно удобная тактика для отвлечения внимания от политического курса правительства. Геи, мигранты, женщины виноваты, но якобы не мы.

Изначально выставка планировалась к 1 июня (День защиты детей), чтобы показать лицемерную политику властей. Они говорят о защите детей, но по факту её не существует. С одной стороны происходят масштабные урезания расходов на социалку (закрытие детских садов, сокращение различных льгот), с другой стороны большой части детей (ЛГБТ) для них вовсе не существует. После принятого закона в 2013 году «О запрете пропаганды нетрадиционных сексуальных отношений среди несовершеннолетних» стали запрещены горячие линии помощи ЛГБТ-подросткам, помощь психологов и любая общественная дискуссия о проблемах гомосексуалов. Мы хотели дать возможность самим «невидимым» подросткам рассказать о своих проблемах, желаниях, мечтах и показать всем.

Фотопроект будет продолжаться и заговорит новыми голосами. Проблема существует, и замалчивать ее не получится. Для этого и нужны различные просветительские мероприятия и акции, чтобы показать простым людям, кому и в каких целях выгодна гомофобная политика».

Пока другие страны мира легализуют однополые браки, Россия ужесточает законодательство. Представители ЛГБТ из России рассказали о том, с какими сложностями им приходится сталкиваться и чувствуют ли они себя в безопасности в собственной стране.

Одни ходят на акции, которые редко мирно заканчиваются, и пытаются вести себя открыто. Другие живут обычной жизнью, не афишируя свою ориентацию, и не понимают, за что им нужно бороться.

Настя , 38 лет, журналистка; бисексуалка (Ставрополь, Петербург):

— Я открытая бисексуалка. Это не означает, что я при знакомстве с людьми сразу про это говорю. Нет, я просто не скрываю. Иногда это бывает сложно, потому что в России никогда не знаешь, как к этому отнесутся. Быть открытой в России может быть небезопасно.

Конечно, я не была настолько открыта, пока работала в университете и на государственной службе. Постепенно я стала понимать, что лучше искать работу, где я буду чувствовать комфорт и в этом отношении. Сейчас я в замечательном коллективе, где моя ориентация принимается как норма большинством тех людей, с кем я взаимодействую.

Открытой я стала после каминаута (англ. coming out — «раскрытие», «выход») перед родителями. Это было лет в 29. Я не хотела, чтобы родители узнали про мой гомосексуальный опыт не от меня. Выход я осуществила не как бисексуалка, а как лесбиянка. Так было проще на тот момент. Я не хотела многих объяснений и родительских надежд, что я могу еще «стать гетеросексуальной». Родители меня принимают. Им многое непонятно, наверное, до конца, но они с уважением относятся к моей личности, а главное — любят меня. Мы не конфликтовали по поводу моей ориентации. Но я понимаю, что если у меня будет семья, однополая, с ребенком, и мы приедем погостить или пожить в доме, то, вероятнее всего, соседям это не будет презентовано как то, что приехала дочь с женой, или партнершей, и совместным ребенком.

Сталкиваюсь ли я с неприятием? Да. Однажды охранник в пирожковой попросил нас с моей любимой прекратить обниматься. Точнее он сказал: «Не делайте это», когда мы стояли просто обнявшись. Аргументировал это тем, что «мамочки с детьми» смотрят. Но я умею защищать свои границы. Так что он отошел, а мы продолжили. И я считаю, что нет ничего важнее для вклада в изменение отношения нетерпимого большинства к ЛГБТ, чем быть видимыми, продолжать обниматься, танцевать в паре, продолжать целоваться в метро и других общественных местах.

В чем я чувствую реальную угрозу? Я уязвима как мать. У меня несовершеннолетний сын, ему 16 лет. И государство назначило меня как бы его врагом, когда приняло закон о запрете ЛГБТ-пропаганды среди несовершеннолетних. Я прекрасная мать, интересный человек, которого есть за что ценить и уважать, — и при этом я бисексуалка. То есть так можно! И я настаиваю на том, что так можно, и я не буду скрывать от ребенка, родителей, друзей и всего мира значимые для меня отношения. Но я понимаю, что если кому-то не понравится мое поведение, то этот козырь может быть разыгран, и на пороге могут появиться женщины из органов опеки.

Я не чувствую себя свободно настолько, насколько мне бы хотелось, я не чувствую себя безопасно. Но верю, что Россия станет свободной. В том числе и от железобетонных рамок представлений о «правильности» и «неправильности» чьей-то личной жизни.

Алексей , 38 лет, экономист, дизайнер; бисексуал (Петербург):

— Первый раз я столкнулся с гомофобией, когда лишился лучшей подруги. Ее парень из Дагестана, узнав обо мне, запретил ей со мной общаться. Но по полной программе я прочувствовал гомофобную агрессию, став шесть лет назад ЛГБТ-активистом.

Многие закрытые представители ЛГБТ могут считать, что у нас в стране все в порядке. До тех пор, пока ты не возьмешь парня за руку на улице. Или не повяжешь на рюкзак радужную ленточку.

Контекст

Что скрывается за выражением «ЛГБТ-лобби»?

Slate.fr 22.04.2018

Отправится ли Микконен в Чечню?

Helsingin Sanomat 30.11.2017

Россия готова поднять флаг ЛГБТ

ИноСМИ 06.12.2017

Россия не готова к свободе слова

Deutsche Welle 03.05.2017

На мою первую акцию в центре Петербурга, где мы выпускали разноцветные шарики, пришло несколько десятков ультраправых молодчиков. Один мужчина с крестом истошно орал, что нас нужно повесить и закопать. В трех метрах от меня какой-то парень выхватил пистолет и выстрелил в одного из участников акции. Неподалеку бесновалась толпа с закрытыми платками лицами, которые скандировали оскорбления. Нам пришлось свернуть акцию через пять минут под нажимом полиции. Мы уехали на автобусах, а вечером я узнал, что разъяренная толпа напала на мосту на автобус с мигрантами, разбила стекла, избила людей [по другой версии, националисты нападала на автобусы с геями, а автобус с мигрантами попался им под горячую руку]. При этом никто не понес наказания.

Тогда я понял, что надо с этим бороться. У меня обе бабушки были в блокадном Ленинграде. А здесь фашизм вернулся. И тогда я пошел во вновь создаваемый «Альянс гетеросексуалов и ЛГБТ за равноправие». Много всего было за эти шесть лет. И первый пикет на Невском, когда боялся поднять глаза, и град камней на Марсовом поле, и порванные плакаты, и нападения, и жесткие задержания полицией. Уже привычным фоном стали угрозы в интернете. Но мы не прекращали, провели десятки акций, и сейчас в Петербурге к нам привыкли. Правда, прошлой весной я лишился работы из-за активизма. После шуточной акции «ЛГБТ-спецназ» ко мне на работу приходили из правоохранительных органов. Работодатель предпочел «не рисковать» и избавиться от меня.

Тем не менее, я считаю себя очень счастливым человеком. За эти шесть лет я гораздо лучше принял себя и стал жить более открыто. Здорово, когда можно не врать, не скрываться, а просто быть собой. К счастью, никто от меня не отвернулся. Верю, что мы сможем добиться того, что и в России будут нормально относиться к ЛГБТ-гражданам. Но нужно время и усилия.

Андрей , 29 лет, учитель английского; гей (Ростов-на-Дону, Петербург):

— Свою ориентацию я не прячу за семью печатями, но и не афиширую нарочито: понятное дело, в профессии преподавателя это может сильно навредить. У меня уже был неудачный опыт. Предыдущую работу мне пришлось сменить из-за конфликта с родителями учеников: кто-то пронюхал о моей ориентации, и меня начали травить. Четыре месяца я ходил на работу, как на гильотину (руководству сыпались доносы), в итоге решил уволиться и жить спокойно. При этом у меня сохранились прекрасные отношения с администрацией этого заведения, они уважали меня как педагога и не совали нос в мою постель.

Я не стесняюсь говорить о том, кто я и что я, но на гей-парады не ходок. Это не мое. Большинство знакомых и друзей о моей ориентации знают. Это очень разные люди: и одиночки, и с семьями. Чаще всего окружающие спокойно воспринимают мою ориентацию. Людям в большинстве ситуаций на самом деле вообще все равно. Все эти россказни о жестокой жизни среднестатистического гомосексуалиста — давайте оставим любителям поныть. Правда, люди из моего профессионального мира в этом отношении несколько жестковаты. Но в целом я не чувствую себя притесненным, мне непонятно, за что мне надо бороться, если я гей.

Моя семья не знает, что я гей. Я много раз порывался признаться маме, но решил оставить все на своих местах. Мне так спокойней. Мне достаточно того, что я знаю, что я гей.

Негативные реакции на мой сексуальный выбор, конечно же, бывают (и было много), но я не рохля, могу ответить. Чувствую ли я себя в безопасности? Как это ни странно, да. У меня нет нужды никому ничего доказывать. Тем, кто относится к ЛГБТ негативно, мне сказать нечего. И я не считаю, что я должен что-либо говорить.

Отношение россиян к людям нетрадиционной сексуальной ориентации, безусловно, меняется, но в какую сторону — зависит от конкретного места. В маленьком городе или глубинке гею, безусловно, будет тяжеловато. В большом городе все обстоит иначе: здесь много специальных заведений, больше возможностей познакомиться с такими же, как и ты.

Как сделать российское общество более толерантным? По мне, как это ни банально, начинать нужно с самого себя. Каждому из нас. Кто я и зачем в этом мире, какую пользу могу собой принести? Мне кажется, эти вопросы поглубже и поважнее, нежели кто какой ориентации и кто с кем он спит.

Даша , 31 год, садовник, столяр; лесбиянка (Петербург):

— О том, что я лесбиянка, знают далеко не все, с кем я общаюсь. Во-первых, моя личная жизнь — это не та тема, на которую я готова говорить с первым встречным. Во-вторых, я боюсь. Я знаю, как наше прекрасное общество относится к гомосексуалам и квирам [англ. queer — представители сексуальных и гендерных меньшинств], сколько в нашу сторону льется ненависти, презрения и насмешек. А еще я знаю о насилии над представителями ЛГБТ — как парнями, так и девушками. Знаю об убийствах геев. Все это звучит страшно.

Я стараюсь не проявлять нежных чувств к моей девушке на людях. Не хочу всех этих косых взглядов, хихиканий и дурацких вопросов типа «а кто из вас за мальчика», не хочу привлекать к себе ненужного и, возможно, грозящего неприятностями внимания.

Раньше мне было еще сложнее — о моей гомосексуальности не знала моя семья. Я не рассказывала ничего, потому что боялась, что мама не примет меня. Но однажды я поняла, что это невыносимо — молчать и жить в страхе, что кто-нибудь случайно расскажет обо мне моей маме.


© РИА Новости, Александр Гальперин Акция "Радужный флешмоб" в Санкт-Петербурге

Мой каминаут произошел чуть больше двух лет назад. Это был самый счастливый день в моей жизни: мама сказала, что любит меня любой и желает мне счастья. Ее фразу: «Бедная моя девочка, как же ты все эти годы с таким грузом жила?!» — я запомню навсегда. Потом я поговорила с младшим братом, он воспринял все совершенно спокойно. После этого моя жизнь как будто начала набирать обороты: я бросила журналистику, из-за которой заработала много расстройств, стала садовником и столяром, прекратила тяжелые отношения и встретила человека, который как будто заново открыл мне меня саму.

Но все это счастье очень сильно омрачается постоянным страхом. В российском обществе и на уровне государственной политики такие люди, как я, считаются маргиналами, чем-то мерзким, развратным и позорным. Некоторые люди даже считают геев угрозой обществу, угрозой детям. Я могу понять, почему так много людей полностью скрывают свою гомосексуальность: так безопаснее.

В России ситуация не становится лучше. Чтобы хоть как-то изменилось отношение общества к ЛГБТИК [ЛГБТ и интерсексуалы], мне кажется, должно вырасти не одно поколение, воспитанное на принципах равноправия, уважения личности и неотъемлемых свобод, а не только на идеях о великом прошлом страны. Не уверена, что в России это возможно. Наверное, людям здесь проще молчать, бояться и ненавидеть. Хотя всегда остается надежда на молодежь.

Михаил , 25 лет, бизнесмен, дизайнер; гей (Петербург):

— В какой-то момент я устал жить закрытой жизнью: приходилось прятаться, изворачиваться, на это уходило много сил. Когда я открылся родителям, мне стало проще открываться другим людям и принимать себя. Мама нормально восприняла, отец ушел в затяжную депрессию, он старается больше не поднимать вопрос о личной жизни.

Трудностей много. Во-первых, это невозможность чувствовать себя в безопасности: это какое-то перманентное ощущение угрозы. Во-вторых, невозможность проявления чувств на улице: когда есть какое-то ограничение, это сильно подавляет, это вводит в депрессивное состояние, вызывает ощущение, что я не такой, как все, и со мной что-то не так.

С агрессивной реакцией я пока не сталкивался. Но поскольку я не ощущаю себя в безопасности, то стараюсь не кричать об этом.

Людям, которые против ЛГБТ, я бы посоветовал пойти на курс терапии и заняться своей личной жизнью. Но для этого нужна храбрость и смелость, а часто те, кто негативно относится к ЛГБТ, трусы.

У нас в России все становится очень печально, не только с ЛГБТ. На мой взгляд, все, что связано с темой ЛГБТ, будет еще больше дискриминироваться с политической точки зрения.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.

Люди далеко не всегда принимают тех, кто одновременно относится к ЛГБТ-сообществу и является членом христианской церкви. Но выбора между любовью к Господу и самим собой вообще не должно происходить. Эшли Ригден (Ashleigh Rigden) погружается в мир ЛГБТ-христиан.

Сидя в на диване, Джеймс трясся от ярости, пока истерически рыдающие родители спрашивали у него, сколько раз он спал с мужчинами и почему он решил стать таким и изменит ли он это. Если бы кто-то узнал об этом, его отца перестали бы принимать всерьез как пастора в церкви, потому что гомосексуальность считается грехом.

Джеймс — с детства член церкви адвентистов седьмого дня. В этой христианской конфессии есть очень строгие правила — например, не праздновать Рождество и не есть «нечистое мясо», то есть свинину или моллюсков. Но прежде всего, однополые отношения совершенно выходят за рамки дозволенного этой религией.

Недавнее исследование показало, что 6 из 10 христиан верят, что гомосексуальность неправильна всегда или почти всегда. Некоторые христианские группы могут быть более принимающими, чем другие. Джеймс знает истории ЛГБТ-людей в своей церкви, и из-за этого ему все сложнее оправдывать свою веру. Он говорит: «Они думают, что это выбор, и они говорят, что это отвратительно, и что мы попадем в ад, и что вопрос в том, зачем нам это делать. И такие разговоры окружали меня, пока я рос».

Каждую субботу проводятся службы для молодых членов общины, и они дискутируют о гипотетических ситуациях, включая те, с которыми они не согласны. Джеймс объяснил: «Они говорили о сексуальности, о том, как две женщины в нашей церкви жили вместе, и они обсуждали, как бы поступили в этой ситуации.

И они говорили так — зачем бы им это делать, это неправильно, и если они не понимают, что это неправильно, то мы ничем не можем помочь». Обычно традиционные взгляды ассоциируются со страшим поколением, но это не всегда так. Даже чаще эти ценности разделяются молодыми людьми. Джеймс сказал: «Когда они переходят в новую религию, они из кожи вон лезут. Как раз они и хотят делать все как надо, соблюдать все правила. Они ко всему относятся предельно серьезно.»

Во многих строгих христианских общинах, детям и подросткам не рассказывают о вопросах сексуальности. Они могут прочесть об этом где-то еще или увидеть по телевизору. «Я не знал, как это называется. Я рос, и меня все больше привлекали парни, и я не знал, что происходит, потому что никто не говорил об этом со мной», — признался он.

Камин-аут перед родителями — всегда важный и сложный момент, который многие ЛГБТ-люди никогда не забудут. Он может построить отношения с семьей или разрушить их. Однажды вечером Джеймс проговорился, что он гей. Давление, которое он чувствовал из-за необходимости скрывать свою идентичность, рвало его в клочья. Он признался: «Я сделал камин-аут перед родителями случайно, потому что сказал им, что хочу съехать и жить с другом. Они поняли, что это мальчик, и начали давить на меня и спрашивать, почему на самом деле я хочу съехать от них». Тогда он признался, что «испытывает гомосексуальные мысли», на что его отец хмыкнул и сказал: «Ну он хотя бы признал это.»

Джеймс глубоко вздохнул и продолжил свой рассказ: «Моя мама начала спрашивать, был ли у меня секс, сколько раз, сколько лет им было. Я сказал ей, что у меня был секс с одним человеком, и это было ложью. Тогда она спросила, соврал ли я, и я сказал, что да, у меня было двое. И это все еще было неправдой. Тогда она спросила — у тебя был секс с двумя одновременно? Она подумала, что раз я гей, то я участвовал в абсолютно любых вариантах секса, какие только есть в мире.» Камин-аут Джеймса закончился тем, что он сказал родителям, что изменится. Они все еще верят в это. Он признает, что ему стало их жалко. Они истерически рыдали над чем-то, с чем на самом деле ничего нельзя поделать.

Несмотря на обещание родителям, сейчас Джеймс встречается с парнем. Он объяснил: «Теперь они знают, и я сказал им, что меняюсь. Может быть, однажды, когда они увидят моего парня, я скажу им, что у меня не получилось.»

Его мать, тем не менее, очень четко дала понять, что она думает об ориентации Джеймса. Он смеется: «Однажды мама сказала, что если я приведу домой парня, она спросит его, хочет ли он чаю. Потом она принесла бы ему чай и вылила бы ему на колени — «случайно», чтобы его позлить.»

Часто религиозные группы обвиняют людей в том, что они стали частью ЛГБТ-сообщества. Многие христиане верят, что через гомосексуальность проявляется вытесненная детская травма. Джеймс прошел через такие разговоры: «Многие христиане пытаются найти причину, почему ты такой. Например, они думают, что отца не было рядом, или семья была насильственная — и, увы, в моем случае и то, и другое вполне правдиво. У меня было насильственное детство, а отец не всегда был рядом, но я не верю, что это сделало меня геем. Да, это случилось, но это не сделало меня тем, кто я есть».

Некоторые люди рождаются в неподходящем для них теле, так что когда они делают трансгендерный переход и могут быть самими собой, они наконец-то освобождаются. Но этих людей нечасто принимают в христианских церквях, точно так же как и семьям таких людей требуется время, чтобы принять трансгендерных родственников. Исследование, проведенное МВД Великобритании, показало, что 70% трансгендеров не вовлечены в общественную и/или политическую жизнь. Вот история трансгендерной женщины Анны-Джейн.

Анна-Джейн была членом трех разных церквей за несколько последних десятилетий. Она начинала в Евангелической церкви, которая “расшумелась на тему того, что они меня принимают, когда я сделала камин-аут.» В результате, рассказывает она «священников поувольняли, и новое руководство попросило меня уйти. Они нашли мне англиканскую церковь неподалеку.»

С тех пор, как Анна-Джейн совершила камин-аут, она выступала на конференциях и рассказывала свою историю и давала советы людям, оказавшимся в схожей ситуации. Она объяснила: «Очень легко прожить жизнь, пытаясь заслужить одобрение людей, хотя на самом деле все, что мы можем делать — делать как лучше.»

Траснгендерный камин-аут перед родителями может иметь свои последствия, и об это Анна-Джейн тоже, к сожалению, знает все. Она вспомнила, как это произошло: «Мои родители переехали, не сказав мне, а я в это время разводилась Я тоже переехала, и это не было моим выбором.

Я нашла новый дом, сделала переход и получила последнюю открытку на Рождество от моих родителей. Они послали ее на мое предыдущее имя, и это было ужасно.» Она попыталась связаться с родителями после того, как старый сосед рассказал ей, куда они переехали. Она вспоминала: «Я позвонила папе, хотя до того шесть лет никак не проявлялась, и я сказала, что люблю его несмотря ни на что, а он бросил трубку.»