История. Художественное вырезание из бумаги

Вытынанка (от - «вытинати» - «витинати» - «выцінаць» - «вырезать») это древний славянский вид декоративно-прикладного искусства, ажурное вырезание из бумаги, бересты, фольги, ткани и кожи.

От аппликации она отличается тем, что вся работа - это цельный кусок бумаги, в то время как аппликация обычно склеивается из нескольких отдельных деталей. Самые известные нам вытынанки - это снежинки.

И тем не менее, не все работы, выполненные в технике художественного вырезания, называются вытынанками.

Отличительными чертами вытынанок является то, что изображения в них:

  • симметричны, т.к. при их изготовлении лист бумаги складывается определенное количество раз, после чего на нем вырезаются разнообразные узоры,
  • относительно немногоцветны, т.к., кроме фона, обычно используется не больше 1-2, реже 3 цветов бумаги,
  • содержат национальную народную символику.

В таком виде эта техника вырезания существовала в Восточной Европе (Польша, Литва, Украина, Белоруссия, Россия).

В Западной Европе было распространено силуэтное вырезание . Для него характерно черное изображение на белом фоне, отсутствие прорезных частей. Сюжеты: портреты (чаще всего - профили), пейзажи, бытовые сцены.

Современные работы, выполненные в технике художественного вырезания из бумаги, не содержащие традиционной народной символики и симметрии, называют прорезными изображениями, бумажной графикой, ажурным (филигранным) вырезанием.

В этой технике можно делать много красивых вещей: картины (панно), открытки, бумажные салфетки, украшения на окна, полки, рамки, зеркала и многое другое.

Для вырезания узоров используют ножницы или ножи (канцелярский, макетный).

Об особенностях вырезания таких работ ножницами и о том, как перенести схему на бумагу, читайте в статье: .

В этот раз речь пойдет о вырезании канцелярским или макетным ножом.

  • Детям безопаснее вырезать ножницами, т.к. нож все-таки есть нож. При вырезании им нужно беречь руки, не держать пальцы на вырезаемой линии, не выходить за пределы коврика для вырезания. Коврик нужен, чтобы не испортить стол. Продаются специальные коврики для вырезания. Если такого коврика нет, его можно сделать из куска линолеума или толстого картона.
  • Схему рисуют и вырезают с изнаночной (обратной) стороны будущей вырезки.
  • Так же, как и при вырезании ножницами, работу начинают с самых мелких деталей, затем вырезают детали в центре, затем - по краям, и только потом - контур, если он есть.
  • При необходимости плавно поворачивать бумагу так, чтобы было удобнее вырезать.
  • При вырезании прямых линий можно пользоваться линейкой.
  • При использовании канцелярского ножа чаще отламывать затупившийся конец лезвия.
  • Нельзя оставлять части вырезаемых областей неотрезанными, а потом отрывать их руками. Работа будет выглядеть неаккуратно и таким образом ее можно нечаянно порвать.
  • В зависимости от назначения вырезки и выбранного сюжета, подобрать подходящий фон и приклеить на него работу.

Видео-урок по вырезанию ножом (не на русском языке, но т.к. это видео, то как вырезать, понятно)

Похожие статьи:

Приятного Вам творчества!
Специально для читателей блога , с искренним уважением, Юлия Шерстюк

Всего доброго! Если статья была вам полезна, пожалуйста, помогите развитию сайта, поделитесь ссылкой на нее в соцсетях.

Размещение материалов сайта (изображений и текста) на других ресурсах без письменного разрешения автора запрещено и преследуется по закону .

  • Открытка к 23 февраля или 9 мая своими руками в…

Маски пекинской оперы в аппликации

Пекинская опера сформировалась 200 лет назад на основе местной оперы «хуэйдяо» провинции Аньхуэй. В 1790 году по императорскому указу в Пекин были созваны 4 крупнейших оперных труппы «хуэйдяо» - Саньцин, Сыси, Чуньтай и Хэчунь – на празднование 80-летнего юбилея императора Цяньлуна. Слова оперных партий «хуэйдяо» было так легко понимать на слух, что вскоре опера стала пользоваться огромной популярностью столичных зрителей. В последующие 50 лет «хуэйдяо» впитала в себя лучшее от других оперных школ страны: пекинской «цзинцян», «куньцян» из провинции Цзянсу, «циньцян» провинции Шэньси и многих других и, в конце концов, превратилась в то, что сегодня мы называем пекинская опера.

Одна из особенностей китайского оперного театра – грим.

1. Красное лицо символизирует храбрость, честность и верность. Типичным персонажем с красным лицом является Гуань Юй, полководец эпохи Троецарствия (220-280), знаменитый своей преданностью императору Лю Бэю.

2. Красновато-фиолетовые лица также можно увидеть у благонравных и знатных персонажей. Возьмем, к примеру, Лянь По в знаменитой пьесе «Генерал мирится к главным министром», в которой гордый и вспыльчивый генерал поссорился, а после и помирился с министром.

3. Черные лица указывают на смелого, отважного и бескорыстного персонажа. Типичными примерами являются генерал Чжан Фэй в «Троецарствии», Ли Куй в «Речных заводях» и Вао Гун, бесстрашный легендарный и справедливый судья эпохи династии Сун.

4. Зеленые лица указывают на героев упрямых, импульсивных и полностью лишенных самообладания.

5. Как правило, белые лица свойственны властным злодеям. Белый цвет также указывает на все отрицательные стороны человеческой натуры: коварство, лукавство и измену. Типичными персонажами с белым лицом считаются Цао Цао, властолюбивый и жестокий министр в эпоху Троецарствия, и Цин Хуэй, хитрый министр династии Сун, который погубил национального героя Юэ Фэя.

Все вышеуказанные амплуа относятся к категории под общим названием «цзин» (ампула мужчины с ярко выраженными личными качествами). Для комедийных персонажей в классическом театре существует особый вид грима – «сяохуалянь». Маленькое белое пятно на носу и вокруг него указывает на недалекого и скрытного персонажа, например, Цзян Ганя из «Троецарствия», который лебезил перед Цао Цао. Также подобный грим можно встретить у остроумного и шутливого мальчика-слуги или простолюдина, присутствие которого оживляет все представление. Еще один амплуа – шуты-акробаты «учоу». Маленькое пятнышко на их носу также указывает на хитрость и остроумие героя. Подобных персонажей можно увидеть в романе «Речные заводи».

История масок и грима начинается с династии Сун (960-1279). Простейшие образцы грима были обнаружены на фресках в гробницах этой эпохи. При династии Мин (1368-1644) искусство грима плодотворно развивалось: улучшались краски, появлялись новые более сложные орнаменты, которые мы можем увидеть в современной пекинской опере. Существует несколько различных теорий происхождения грима:

1. Считается, что первобытные охотники раскрашивали свои лица, чтобы отпугнуть диких животных. Также в прошлом так поступали и разбойники, чтобы запугать жертву и остаться неузнанным. Возможно, позже грим стали использовать и в театре.

2. По второй теории, происхождения грима связано с масками. Во времена правления династии Северная Ци (479-507) был великолепный полководец ван Ланьлин, но его красивое лицо не внушала страха в сердца воинов его армии. Поэтому он стал надевать на время боя ужасающую маску. Доказав свою грозность, он стал и более удачлив в боях. Позже об его победах были сложены песни, а после появилось и танцевальное представление в масках, демонстрирующее штурм крепости врагов. По-видимому, в театре маски заменил грим.

Вырезанные из бумаги фигуры являются одними из самых популярных декоративных изделий ручной работы в Китае. Они очень красивы и разнообразны. Их популярность подкрепляется еще и доступностью. Для того чтобы создать такую фигуру из бумаги или приобрести ее, требуется совсем немного денег. Многие женщины в сельских районах занимаются вырезанием фигур из бумаги в свободное от работы время. Это искусство имеет глубокие корни. Оно является отражением различных сторон традиционной китайской культуры.

История

История изготовления фигур из бумаги началась примерно в 6-м веке. В период с 7-го по 13-й век искусство вырезания фигур из бумаги стало очень популярным в Китае. Особенным успехом эти изделия пользовались во время проведения многочисленных китайских праздников и фестивалей. В 14-м веке искусство вырезания фигур из бумаги распространилось в других странах мира.

В сельских районах вырезание фигур из бумаги является традиционным хобби и народным промыслом среди женщин. В давние времена этим искусством должна была владеть каждая девушка. Когда девушка выходила замуж, среди прочих ее достоинств оценивалось и умение вырезать фигуры из бумаги. С другой стороны, профессиональные художники, занимающиеся изготовлением фигур из бумаги, обычно являются мужчинами. Гарантированный заработок они имеют в другом месте. Они, как правило, имеют собственные мастерские.

Применение

Изделия, вырезанные из бумаги использовались главным образом в региональных ритуалах, декорациях и украшении чего-либо. В прошлом из бумаги вырезали изображения людей или различных предметов, таких как деньги или одежда. Эти вырезанные из бумаги фигуры клали в могилу умершего или сжигали во время во время похорон. Это связано с широко распространенным поверьем, согласно которому те вещи, которые кладутся в могилу умершего или сжигаются во время его похорон, будут сопровождать его во время жизни в другом мире. Вырезанные из бумаги фигуры также использовались для украшения церемонии жертвоприношений.

В наши дни вырезанные из бумаги фигуры используются главным образом в декоративных целях. Обычно это бывает бумага красного цвета. Красный цвет является самым популярным и важным цветом в китайской культуре. Фигурами из вырезанной бумаги украшают стены, окна, двери, колонны, зеркала, лампы и фонарики. Кроме того, эти фигуры часто преподносят друг другу в качестве подарков. Вырезанные из бумаги изображения также часто используют в качестве трафарета для изготовления изделий с вышивкой или нанесения изображения краской из пульверизатора.

Изображения, вырезанные из бумаги, пользуются большой популярностью, потому что при помощи них люди желают друг другу добра и счастья. В древние времена ограниченность в средствах и возможностях, а также время от времени происходящие стихийные бедствия, заставляли людей верить в чудо и желать друг другу более счастливой жизни. Пожелания богатства, здоровья и долголетия передавались, в том числе, и при помощи фигур, вырезанных из бумаги. Фигуры, вырезанные из бумаги, часто вешают на двери. Так, во время празднования Нового Года , по лунному календарю люди часто наклеивают на дверь иероглиф фу 福, который означает понятие благословения. Во время церемонии бракосочетания традиционным и даже необходимым является присутствия фигуры, вырезанной из красной бумаги, с изображением иероглифа си 囍, который обозначает понятие счастья, или, как говорят китайцы, счастья вдвойне, поскольку в этом иероглифе элемент, обозначающий счастье, повторяется дважды. Когда хотят подарить фигуру, вырезанную из бумаги, ребенку, обычно выбирают фигуры кукол, животных, тыквы или лотоса. Когда хотят преподнести фигуру, вырезанную из бумаги, пожилому человеку, чаще всего это бывает изображение иероглифа шоу 寿, который китайцы связывают с понятием долголетия.

Изготовление фигур, вырезанных из бумаги

Научиться вырезать фигуры из бумаги совсем нетрудно. Все, что нужно, чтобы приступить к занятиям, это лист бумаги, нож или ножницы. Но для того, чтобы добиться высокого уровня мастерства, требуется, конечно же, гораздо больше. Человек, который хочет овладеть искусством вырезания фигур из бумаги, должен проявить много выдержки. От него потребуется много усилий, практики, изобретательности и воображения.

Существует два вида изготовления фигур из бумаги: используя ножницы и используя нож. Особенностью первого метода является то, что можно вырезать сразу несколько фигур одновременно. Для этого надо просто сложить вместе несколько листов бумаги.

Туристы могут научиться делать фигуры, вырезанные из бумаги, во время нашего тура по Золотому треугольнику, который также включает посещение города Гуйлинь . Вы можете также связаться с нами, чтобы создать ваш собственный уникальный тур, который будет включать занятия искусством вырезания фигур из бумаги. Школы китайского искусства вырезания фигур из бумаги.

Существует три основных школы изготовления фигур из бумаги. Каждая из этих школ имеет свои уникальные особенности.

1. Южная школа

Эта школа представлена мастерами из города Фошань который находится на территории провинции Гуандун и провинции Фуцзянь. Для фигур из бумаги, изготовленных мастерами из города Фошань, характеры такие черты как сила выразительности, декоративность, изящество и мастерское исполнение. Главное отличие между двумя направлениями южной школы заключается в том, что мастера из провинции Фуцзянь используют другие мотивы для своих работ. Самыми интересными и наиболее специфичными из них являются изображения подарочных цветов из местности Путянь.

2. Школа Цзянчжэ (провинции Цзянсу и Чжэцзян)

Эта школа представлена мастерами из города Янчжоу который находится на территории провинции Цзянсу, имастерами из провинции Чжэцзян Работы мастеров из города Янчжоу отличаются элегантностью и использованием духовных и религиозных мотивов. Главное отличие между двумя направлениями этой школы заключается в том, что мастера из провинции Чжэцзян используют другие мотивы для своих работ. Самыми интересными и наиболее специфичными из них являются изображения цветов, фруктов, птиц и рыб.

3. Северная школа

Эта школа представлена мастерами из провинций Шаньси, Шэньси и Шаньдун. Фигуры, вырезанные из бумаги мастерами провинции Шаньси, относительно просты и лаконичны по сравнению с работами других направлений этой школы. Фигуры, вырезанные из бумаги мастерами провинции Шэньси, имеют необычные формы и различные интересные аллюзии. Фигуры, вырезанные из бумаги, которые изготавливают мастера в провинции Шаньдун имеют уникальную эстетику. Здесь используют самые разные стили и очень богатые деталями рисунки.

Вырезание узоров из бумаги — очень древнее искусство, встречающееся у разных народов. Зародилось оно, по-видимому, в Китае, где в 105 году н. э. Цай Лунем и была изобретена бумага. Так как новый материал был чрезвычайно дорог, то первоначально вырезание из него являлось развлечением исключительно императорского двора. Китайские модницы и придворные красавицы вырезанными из бумаги картинками украшали свои лица и прически.

Позднее, в XIII-XVII веках, когда стоимость бумаги существенно снизилась, и она стала более доступна, искусство вырезания широко распространилось и среди простого народа, превратившись в один из видов традиционного народного декоративно-прикладного искусства Китая, которое называется «цзяньчжи». Это искусство имеет несколько направлений. Одно из них — «чуан-хуа» или «оконные цветы» — берет начало от традиции украшать окна накануне праздника весны (китайского Нового года) бумажными орнаментами с изображениями героев народных сказаний, духов и богов. Эти орнаменты превращали окна в силуэтные ширмы и наполняли дом атмосферой праздника и красоты, а также служили оберегом от злых сил.

Другое направление — «си-хуа» — заключается в изготовлении из бумаги праздничных украшений, ритуальных предметов, символов-пожеланий на разные случаи жизни и т.д.



Вырезанные из бумаги картинки в Китае

Кроме того, такие вырезки использовались в качестве трафаретов для резьбы по дереву, украшения мебели, служили образцами для вышивок.

Занимались вырезанием в основном женщины. Кое-где существовал даже обычай, согласно которому юноша накануне обручения просил избранницу что-нибудь вырезать и только после этого принимал окончательное решение о браке.

Самые ранние случаи проникновения китайских бумажных вырезок за пределы страны — в Японию — датируются VII веком. Позднее по Шелковому пути они распространились и по всей Евразии. Это искусство так полюбилось во многих странах, что его стали считать своим исконным ремеслом многие народы. Наибольшее развитие искусство вырезания из бумаги получило во второй половине XIX — начале XX века, так как бумага в это время стала относительно дешевым материалом, доступным простому народу. Она не требовала большой затраты сил и средств, зато прекрасно украшала жилища. Особенно популярно украшение дома бумажными шторками, салфетками, занавесями было в маленьких городках и деревеньках Польши, России, Литвы, Украины, Белоруссии. Славяне вырезки из бумаги называли «выстриганка-ми», «выципянками», «вырезанками», «вытынянками», «вытинанками», «выцинанками».

По форме народные вырезки из бумаги были квадратными, прямоугольными, круглыми — в виде звезды или снежинки. Часто встречались одинаковые мотивы: изображения птиц, наездников, различные растительные узоры. Такие узорные вырезки наклеивались на окна, заменяя шторы; на мебель, заменяя резьбу; на стены, заменяя ковры. Ими можно было красиво оформить праздничный стол или подарить гостям. Искусство вырезания передавалось из поколения в поколение, развиваясь и совершенствуясь. И у каждого народа появились свои собственные традиции и узоры.

Бумажные снежинки

Вырезание снежинок является одним из направлений этого древнего и всеми любимого искусства. В какой именно местности впервые появилась такая вырезка сейчас установить невозможно. Однако можно предположить, что произошло это в России и еще задолго до появления здесь бумаги.

Дело в том, что с незапамятных времен в древней Руси для изготовления различных предметов быта, таких как туеса, короба, шкатулки, кузовки для хранения соли, крупы, муки, зерна, ягод использовали кору березы — бересту.


Белорусская вытинанка

Бытовые предметы из бересты часто украшались ажурным прорезным орнаментом. В XVIII веке прорезную бересту активно использовали для украшения, хотя оформленные подобным образом изделия существовали и ранее. Тонкая береста легко прорезалась как ножом, так и ножницами (а ножницы в России появились где-то в X веке) и позволяла создавать сложные орнаменты, которые радовали глаз и пользовались большой популярностью. Человек очень наблюдателен, поэтому неудивительно, что многие идеи он заимствует у окружающей его природы. Русский же человек живет в достаточно суровых условиях, зимы у нас долгие и снежные. Красивые снежинки не могли остаться вне поля его зрения, не вызвать желания подражать природному орнаменту кристаллов льда. Так, по-видимому, и появились узоры на берестяных изделиях, которые воспевали на тепло и краски лета, а суровую красоту зимы.


Фиранка — оконная занавеска из бумаги

В настоящее время снежинки вырезают, конечно, уже не из бересты, а из бумаги. Из года в год зимой резные снежинки на окнах согревают своей красотой людские сердца. Бумажные снежинки можно собирать в гирлянды, украшать ими абажуры, открытки, картонные шкатулки, подарочные коробки и сумочки. Красивую снежинку, например, с силуэтом животного — символа года, можно поместить в рамку под стекло — получится картина. Приделайте к лучу снежинки петельку — и вот готово украшение для елки. Оригинально смотрятся снежинки на праздничном столе. Вариантов применения снежинок множество, главное — проявить фантазию.


польская выклеянка (многоцветная декоративная композиция из частей, наклеенных друг на друга)


Снежинку с красивым силуэтом можно поместить в рамку под стекло

Мы собрали более 100 придуманных нами бумажных снежинок. Они представляют собой круговые композиции, основанные на центрально-лучевой симметрии. Лучи расходятся от середины круга. Наши снежинки, как и их природные прототипы, имеют шесть лучей. Можно, конечно, сделать и четырехлучевые и восьмилучевые снежинки, но они будут далеки от природных образцов.

Для удобства работы мы разделили все снежинки на три категории:
Снежинки-орнаменты. В этих снежинках преобладают орнаментальные мотивы, основанные на повторе и чередовании составляющих их элементов. Орнамент может быть простым или сложным, выдуманным или реально существующим — на ваше усмотрение. Зачастую орнаменты не требуют предварительной проработки деталей и придумываются по ходу вырезания.
Снежинки-подобия. В эту категорию вошли снежинки, созданные по образцу и подобию настоящих снежинок, падающих зимой с неба. Для изготовления подобий вам пригодится знание классификации природных снежинок и их внимательное рассматривание.
Снежинки-силуэты. Снежинки этой категории украшены сюжетными композициями и напоминают силуэтную графику. Они самые сложные по исполнению, но при этом и самые живописные. Придуманный сюжет рисуется на заготовке снежинки, при этом желательно, чтобы его внешний контур походил на один из видов классификации природных снежинок.
Это разделение весьма условно, так как все вырезанные изделия по своей сути одновременно являются как силуэтами, так и орнаментами.


Снежинка-орнамент


Снежинка-подобие

Силуэтное вырезание — это интереснейший вид рукоделия, суть которого заключается в том, что с помощью ножниц или ножа из бумаги по трафарету вырезаются различные ажурные картинки. Поклонники данного вида творчества называют готовые работы таким красивым словом, как вытынанка. Шаблоны и схемы для вытынанки можно нарисовать самим или найти в интернете.

В этом мастер-классе мы вырежем ажурное сердечко и сделаем поздравительную открыточку.

Необходимые материалы:

  • исходный файл с шаблоном для вырезания,
  • белая бумага для принтера,
  • цветная бумага для оригами,
  • степлер,
  • канцелярский нож,
  • самовосстанавливающийся коврик,
  • белая бумага для акварели,
  • простой карандаш,
  • линейка,
  • черная гелевая ручка,
  • ножницы,
  • тонкий двусторонний скотч,
  • зубочистка,
  • клей ПВА с кисточкой.

Изготовим открытку стандартного размера 10×15 см.

Для этого понравившуюся картинку для вырезания открываем в любом графическом редакторе (или в Microsoft Word) и уменьшаем до размера приблизительно 9×14 см. На одной страничке формата А4 может поместиться два таких шаблона вытынанки. Распечатываем их на принтере на белой бумаге.

Разрезаем бумагу пополам и степлером крепим распечатанную картинку к цветному листу бумаги для оригами.

Располагаем свою работу на специальном коврике и с помощью канцелярского ножа аккуратно, не спеша, вырезаем по контуру внутренние элементы сюжета.

Прорезать нужно два слоя бумаги — белый и цветной.

Когда будут вырезаны все внутренние элементы, заготовочка будет выглядеть так:

Готовая силуэтная картина не должна разваливаться на части,
она должна получиться цельновырезанной.

Из белой бумаги для акварели вырезаем заготовку для открытки размером 10×15 см (можно воспользоваться и готовыми заготовочками).

На шершавую сторону, предназначенную для рисования, будем приклеивать вырезанную картинку, но для начала переворачиваем заготовку на обратную сторону и готовим оборот открыточки. С помощью линейки размечаем простым карандашом необходимые размеры для места под марку и линий написания адреса. Затем аккуратно, черной гелевой ручкой, под линейку, рисуем необходимые линии. По желанию украшаем оборот надписями.

Теперь нам предстоит проделать еще один сложный процесс: приклеить картинку на лицевую сторону нашей будущей открытки.

Для начала переворачиваем вырезанную цветную картинку на обратную сторону и приклеиваем в нескольких местах небольшие кусочки двустороннего скотча.

Снимаем защитную пленку со скотча и осторожно прикладываем картинку к лицевой стороне открытки, правильно располагаем и приклеиваем ее.

В некоторых местах, для прочности, картинку приклеиваем клеем ПВА с помощью маленькой кисточки или зубочистки.

Открытка готова! Осталось наклеить марочку, вписать адрес и пожелания адресату.

Такой открыточкой можно поздравить коллегу по работе, подругу, друга, родственника, увлеченного посткроссера.